Народный фольклор неотъемлемая часть культуры вообще исправьте речевую ошибку

Материал , проверяющий владение орфоэпическими, речевыми, гамматическими нормами русского языка

Проверочная работа по русскому языку: Языковые нормы (10 класс)

Вариант 1

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
каталОг
красИвее
дозировАть
вы прАвы
тОрты
2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Не так легко было найти выход из ЗАТРУДНЁННОГО положения, в котором мы все оказались.
Большинство людей не затрудняет себя выбором наиболее подходящего слова в БУДНИЧНОЙ обиходной речи.
В их тёмной, сумрачной гущине блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.
От знакомства я, конечно, УКЛОНИЛСЯ самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с первого же разу.
ДВОЙНЫЕ звёзды — весьма распространённые объекты.
3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ТРОЕ друзей

ПОЛОЖЬТЕ на полку
пара НОСКОВ
БОЛЕЕ ТОЧНО
НАИЛУЧШИЙ результат
4. Найдите ошибку в предложении, запишите исправленный вариант. Укажите вид ошибки.
1) Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
2) Не все главы поэмы «Мертвых душ» Гоголь включил в окончательную редакцию произведения.
3) Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской

4) Обработав статистические данные, была выявлена интересная закономерность развития языка.

5) Работая над рукописью, у Пушкина была возможность познакомиться с архивными документами.

6) Заводская молодежь участвуют в культурно-массовых и спортивных мероприятиях.

7) А.А.Блок писал, что «я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как небо, аи».

8) Вопреки Вашего предсказания моя поездка прошла замечательно.

9) Сбежавшую собаку от хозяев искали всем двором.

10) Мысль о том, что насколько важно читать, должна с человеком жить до конца его дней.

5. Исправьте речевую ошибку, исключив лишнее слово.

Народный фольклор – неотъемлемая часть культуры вообще.

Проверочная работа по русскому языку: Языковые нормы (10 класс)

Вариант 2

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово
гнАлась 
зАтемно 
кремЕнь 
звонИт 
тОрты
2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено НЕВЕРНО? Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 
Туристическая фирма обязана ПРЕДСТАВИТЬ потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего её органа.
К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.
В соответствии с «Правилами предоставления услуг почтовой связи» заказное письмо только тогда считается доставленным, когда АДРЕСАНТ лично расписался в уведомлении о вручении.
После мокрого снегопада необходимо ОТРЯХНУТЬ снег с ветвей деревьев, чтобы они не поломались.
Невозможно было ОЖИДАТЬ более тёплого приёма, чем тот, который был организован для гостей фестиваля.


3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пять ПОЛОТЕНЦЕВ
у ОБЕИХ сестер
наиболее ВКУСНЫЙ
ДОКТОРА наук
ДВУМЯСТАМИ рублями
4.  Найдите ошибку в предложении, запишите исправленный вариант. Укажите вид ошибки.
1) Посещая Третьяковскую галерею, внимание туристов непременно привлекают картины Василия Перова.
2) Благодаря советов Безухова Андрей Болконский начал возрождаться к жизни.
3) Одним из знаменитых учёных, оказавших значительное влияние на развитие лингвистики, был Фердинанд де Соссюр.
4) Лингвист А.Х.Востоков дал описание системы языка в книге «Русской грамматике».

5) Пушкин писал, что «не дай мне Бог сойти с ума».

6) Прочитав текст о гениях, мои мысли обратились к Пушкину.

7) Если ты понимаешь, что насколько серьезна проблема, надо её решать.

8) Вопреки предостережения Максима Максимыча Бэла всё-таки вышла за пределы крепости.

9) В 1827 году по прибытию в Москву Лермонтов начал писать стихи, создавал первые поэмы.

10) ТГУ объявило о начале приема документов.

5. Исправьте речевую ошибку, исключив лишнее слово.

Главная суть статьи для него осталась тайной.

Проверочная работа по русскому языку: Языковые нормы (10 класс)

Вариант 3

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

избАлованный
принЯться
обеспЕчение
понЯвший
облегчИть


2. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.
История, знакомая по учебникам и романам, ОЖИВАЛА перед глазами.
Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
В воздухе чувствовался едкий БОЛОТНЫЙ запах.
Новый клуб – ГОРДЫНЯ поселка.

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПРОМОКНУЛ под дождём 
СКУЧНЕЕ всего
пушные ТОРГИ 
КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж
ЧЕТВЕРО братьев
4.  Найдите ошибку в предложении, запишите исправленный вариант. Укажите вид ошибки.
1) Согласно приказа субботник перенесли на апрель.
2) В торговом центре «Карнавале» сегодня распродажа.
3) Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия.
4) Жизненный путь героя тяжел и трагичный. 
5) Большинство возражали против такой оценки его творчества. 
6) Получив заказное письмо, причины ошибки при оформлении документов стали понятны.
7)  Мы знаем писателей, благодаря которых оживают страницы истории.
8) Я знаком с  ребятами из параллельного класса, болеющих за «Динамо».

9) Надо понимать, что насколько важно всегда помнить о сохранении своего здоровья.

10)   В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделенной любви.

5. Исправьте речевую ошибку, исключив лишнее слово.

В пределах водной акватории велось исследование, запланированное еще в прошлом году.

Контрольная работа «Языковые нормы языка»

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Данная работа погмогает проверить уровень овладения различными нормами языка

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа «Языковые нормы языка»»

Контрольная работа «Языковые нормы русского языка»

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Из таких как будто несовместимых черт слагался ЦЕЛЫЙ и обаятельный характер этого художника.

2. В станице мы увидели ВЕКОВЫЕ дубы, стволы которых не могли обхватить и пять человек сразу.

3. При солнечном освещении белая пена с зеленовато-синим цветом воды и с красно-бурыми скалами создавала картину чрезвычайно ЭФФЕКТНУЮ.

4. Иван, бесспорно, человек эмоционально одарённый, во многом АРТИСТИЧНЫЙ.

5. На ЛАКИРОВАННОЙ поверхности декоративного панно задорно играют пробившиеся сквозь оконное стекло солнечные лучи.

3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Точными выстрелами из миномёта он уничтожал ВРАЖЕСКИЕ цели и помогал нашим бойцам идти в наступление.

2. Близнецы так похожи, что их не РАЗЛИЧИШЬ друг от друга.

3. Пожар, начавшийся на Купеческой улице, ОХВАТИЛ добрую половину города.

4. Он обязан приносить ЭСТЕТИЧЕСКОЕ наслаждение публике красивыми и эффектными выступлениями.

5. В старину по многим из полтавских рек было судоходство, но теперь их ПЕРЕГОРОДИЛИ плотинами.

4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

не более ПОЛУТОРА метров

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

БОЛЕЕ НОВАЯ модель

В ТРЁХСТАХ метрах

рецензия НА КНИГУ

6. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение построения предложения с причастным оборотом

1) Все, кто был в этот день в театре, вспоминал яркую игру актеров.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Собирая грибы, обязательно перерабатывайте их только в день сбора.

В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

3) В «Сорочинской ярмарке», написанным Н.В. Гоголем, воссоздан колорит Малороссии.

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) В журнале «Телескопе» были опубликованы «Философские письма» П.Я. Чаадаева.

Д) нарушение порядка слов в предложении

5) Эрих Фром сказал однажды, что любовь ближе к смерти, чем к жизни.

6) Согласно легенде, именно эдельвейс вырос на крови прикованного к скале Прометея.

7) Автор поднимает серьезную и актуальную проблему в наши дни.

8) Весной хочется не только хорошей погоды, но и радостных событий.

9) Учеба давалась мне легко благодаря упорства и самодисциплины.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Участники экспедиции, посетивший остров, совершили настоящее открытие.

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

2) После сна, продолжавшегося более двух часов, он был бодр и свеж.

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

3) Этот учёный не только сделал технологии доступными, но и понятными всем.

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

4) Правду говорят: писателям известно о жизни чуть больше, чем остальным.

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

5) Совершая необдуманные поступки, людям трудно вовремя остановиться.

6) Остроту зрения обеспечивает спинномозговой нерв, расположенный в районе второго шейного позвонка.

7) Большую часть своих фельетонов сатирик опубликовал в журнале «Крокодиле».

8) Вы, конечно, верно заметили, что пусть, Митя, всё так и остаётся.

9) В один прекрасный день Славик объявил мне, что больше никому не доверяет.

Контрольная работа «Языковые нормы русского языка»

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. МАСЛИЧНЫЕ культуры — это растения, возделываемые для получения масел.

2. После ГОДИЧНОГО отсутствия И. А. Крылов сделал ещё одну попытку вернуться в столицу.

3. Денежная НАЛИЧНОСТЬ состоит из имеющихся в кассе средств, чеков и денежных переводов от клиентов.

4. Никому не удастся УНИЗИТЬ роль героев Великой Отечественной войны в победе над фашизмом.

5. ПЛАКУЧАЯ ива нечасто встречается в современном ландшафтном дизайне.

3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Современный ЗВУКОВОЙ фильм не может заменить нам всего очарования старого немого кино.

2. Оформляясь на работу, внимательно ЗАПОЛНЯЙТЕ анкету.

3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ брак — это продукция, которая содержит дефекты.

4. Молния — ВЕКОВОЙ источник подзарядки электрического поля Земли.

5. Пастухов был ПАМЯТЛИВ на доходчивые напевы и с первых тактов песни признавал её новой, никогда не слышанной.

4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

САМЫЙ ДОБРЫЙ человек

с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

6. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

1) Революция в науке началась благодаря появления новых статистических методов.

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

2) В. Набоков часто рассказывал о шахматных композициях в своих литературных произведениях, прежде всего в романе «Даре» и мемуарной книге «Других берегах».

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Готовясь к экзаменам, мы не один день провели в читальном зале городской библиотеки.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Прочитав статью о достопримечательностях Таганрога, возникло желание увидеть всё собственными глазами.

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

5) Литота — приём внешне противоположный гиперболе, но по сути являющийся её закономерной разновидностью.

6) Фестиваль детских театров, который прошёл в конце прошлого сезона, стал настоящим праздником.

7) Все, кто стоял в очереди, продолжал молчать.

8) Сергей часто рассказывал о своём любимом романе — о «Степном волке» Германа Гессе.

9) Музеи городов должны не только сохранять квартиры великих людей, но и простых людей.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Изображение на гербе трех рыцарских шлемов символизируют благородство.

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

2) Вдруг раздался голос проводника, потерявший меня из виду.

В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

3) Согласно бытующему мнению, предсказать поступки человека невозможно.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Прогулка по парку поможет не только узнать город, но и его жителей.

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

5) Зайдя в неприметный дворик, вашему взору откроется старинная лестница.

6) Все, кто посетил театр, остались довольны спектаклем.

7) Собираясь на пикник, я долго не мог уснуть.

8) Листва, радовавшая глаз яркостью, теперь потускнела.

9) К концу поездки все ребята уже скучали по родителям.

Проверочная работа по теме «Языковые нормы русского языка»
тест (10 класс)

Материал , проверяющий владение орфоэпическими, речевыми, гамматическими нормами русского языка

Скачать:

Вложение Размер
Языковые нормы 23.69 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по русскому языку: Языковые нормы (10 класс)

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
каталОг
красИвее
дозировАть
вы прАвы
тОрты

2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Не так легко было найти выход из ЗАТРУДНЁННОГО положения, в котором мы все оказались.
Большинство людей не затрудняет себя выбором наиболее подходящего слова в БУДНИЧНОЙ обиходной речи.
В их тёмной, сумрачной гущине блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.
От знакомства я, конечно, УКЛОНИЛСЯ самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с первого же разу.
ДВОЙНЫЕ звёзды — весьма распространённые объекты.

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ТРОЕ друзей

ПОЛОЖЬТЕ на полку
пара НОСКОВ
БОЛЕЕ ТОЧНО
НАИЛУЧШИЙ результат

4. Найдите ошибку в предложении, запишите исправленный вариант. Укажите вид ошибки.
1) Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
2) Не все главы поэмы «Мертвых душ» Гоголь включил в окончательную редакцию произведения.
3) Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской

4) Обработав статистические данные, была выявлена интересная закономерность развития языка.

5) Работая над рукописью, у Пушкина была возможность познакомиться с архивными документами.

6) Заводская молодежь участвуют в культурно-массовых и спортивных мероприятиях.

7) А.А.Блок писал, что «я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как небо, аи».

8) Вопреки Вашего предсказания моя поездка прошла замечательно.

9) Сбежавшую собаку от хозяев искали всем двором.

10) Мысль о том, что насколько важно читать, должна с человеком жить до конца его дней.

5. Исправьте речевую ошибку, исключив лишнее слово.

Народный фольклор – неотъемлемая часть культуры вообще.

Проверочная работа по русскому языку: Языковые нормы (10 класс)

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово
гнАлась
зАтемно
кремЕнь
звонИт
тОрты

2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено НЕВЕРНО? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Туристическая фирма обязана ПРЕДСТАВИТЬ потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего её органа.
К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.
В соответствии с «Правилами предоставления услуг почтовой связи» заказное письмо только тогда считается доставленным, когда АДРЕСАНТ лично расписался в уведомлении о вручении.
После мокрого снегопада необходимо ОТРЯХНУТЬ снег с ветвей деревьев, чтобы они не поломались.
Невозможно было ОЖИДАТЬ более тёплого приёма, чем тот, который был организован для гостей фестиваля.

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пять ПОЛОТЕНЦЕВ
у ОБЕИХ сестер
наиболее ВКУСНЫЙ
ДОКТОРА наук
ДВУМЯСТАМИ рублями

4. Найдите ошибку в предложении, запишите исправленный вариант. Укажите вид ошибки.
1) Посещая Третьяковскую галерею, внимание туристов непременно привлекают картины Василия Перова.
2) Благодаря советов Безухова Андрей Болконский начал возрождаться к жизни.
3) Одним из знаменитых учёных, оказавших значительное влияние на развитие лингвистики, был Фердинанд де Соссюр.
4) Лингвист А.Х.Востоков дал описание системы языка в книге «Русской грамматике».

5) Пушкин писал, что «не дай мне Бог сойти с ума».

6) Прочитав текст о гениях, мои мысли обратились к Пушкину.

7) Если ты понимаешь, что насколько серьезна проблема, надо её решать.

8) Вопреки предостережения Максима Максимыча Бэла всё-таки вышла за пределы крепости.

9) В 1827 году по прибытию в Москву Лермонтов начал писать стихи, создавал первые поэмы.

10) ТГУ объявило о начале приема документов.

5. Исправьте речевую ошибку, исключив лишнее слово.

Главная суть статьи для него осталась тайной.

Проверочная работа по русскому языку: Языковые нормы (10 класс)

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

2. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.
История, знакомая по учебникам и романам, ОЖИВАЛА перед глазами.
Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
В воздухе чувствовался едкий БОЛОТНЫЙ запах.
Новый клуб – ГОРДЫНЯ поселка.

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПРОМОКНУЛ под дождём
СКУЧНЕЕ всего
пушные ТОРГИ
КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж
ЧЕТВЕРО братьев

4. Найдите ошибку в предложении, запишите исправленный вариант. Укажите вид ошибки.
1) Согласно приказа субботник перенесли на апрель.
2) В торговом центре «Карнавале» сегодня распродажа.
3) Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия.
4) Жизненный путь героя тяжел и трагичный.
5) Большинство возражали против такой оценки его творчества.
6) Получив заказное письмо, причины ошибки при оформлении документов стали понятны.
7) Мы знаем писателей, благодаря которых оживают страницы истории.
8) Я знаком с ребятами из параллельного класса, болеющих за «Динамо».

9) Надо понимать, что насколько важно всегда помнить о сохранении своего здоровья.

10) В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделенной любви.

5. Исправьте речевую ошибку, исключив лишнее слово.

В пределах водной акватории велось исследование, запланированное еще в прошлом году.

Контрольный тест Орфографические нормы русского языка

по русскому языку по подготовке к ЕГЭ (раздел орфографические нормы).

В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

нав…вать сны, пог…релец, впеч…тление

выч…т, проскл…нять, обл…ко

р…сточек, ув…зать, скр…петь

г…рчица, н…гая берёза, прим…рять (врагов)

В каком ряду пропущена гласная И?

зам…рать, ид…ология, вд…леке

дв…жение, расст…лать, зав…вать (волосы)

хр…стианский, прот…рать, св…ла (пятна)

восп…тание, заж…гать, ар…ндованный

В каком ряду пропущена проверяемая безударная гласная корня?

раск…лоть, дог…нять, д…спетчер

н…ватор, л…карство, распл…скать

оц…нённый, …ргумент, распл. сались

д…бют, л…боратория, выл…нять

В каком ряду пропущена одна и та же буква?

пр…небрежение, ин…циалы, отд…рающий

альт…рнатива, упл…тить, отр…сль

инж…нер, посв…тить стихи, бл…стит

оз…рённый, ск…ковая лошадь, к…нтинент

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

не…свежённый, д…сказать, …ритмичный

пр…городный, пр…кращение, пр…милый

из…скать, пост…нфарктный, с…знова

и…пробовать, не…гибаемый, во…ходить

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

ра…путица, мирово…зрение, и…чезнуть

… моральный, …банкротиться, от…рваться

пр…творить мечту, пр…шелец, пр…каспийский

под…мать, с…змала, с…мпровизировать

В каком ряду пропущена во всех словах одна и та же буква?

пр…держать, пр…оритет, пр…одолевший

бе…хребетный, и…чезнуть, бе….славный

пос…скриптум, о…данный, на…треснутый

под…тожить, супер…стория, пред…юльский

В каком ряду пропущена во всех словах одна и та же буква?

пр…зидиум, пр…кованный, пр…сесть

с…причастный, п…губить, р…здумье

ни…падать, ра…чётлив, и…сякнуть

супер…гра, без…нициативный, меж…нститутский

В каком ряду во всех словах пропущена буква А (Я)?

кле…щий, волосы трепл…тся

скрежещ…щий, они постел…т

разобид…вшийся, они гон…т

перемеш…ный с маслом, они верт…т

В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

колебл…мый, насто…нный на травах

В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

припомина…шь, вывал…т в яму,

неотъемл…мый, наве…нные мысли

выкач…нный мотоцикл, взлеле…шь

В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

развеш…нный на стене, завяж…т

В каком варианте ответа пропущена буква Е?

1) А,Б 2) Б, Г 3) А, В,Г 4) Б,В

В каком варианте ответа пропущена буква И?

1) А,Б, В 2) А, В, Г 3) Б. В, Г 4) В, Г

В каком варианте ответа пропущена буква И?

1) А,Б, В 2) В, Г 3) А, Б 4) А, Б, Г

В каком варианте ответа пропущена буква И?

1) А,Б, Г 2) А, Г 3) Б, В 4) А, В, Г

В каком предложении НЕ со словами пишется раздельно?

На лице бездельника вы всегда найдёте отпечаток (не)довольства и апатии.

Люди эти были хоть и (не)имущие, но образованные.

Мать моя билась как рыба об лёд, (не)досыпала.

Комната тёмная, так как лампы ещё (не)зажжены.

В каком предложении НЕ со словами пишется слитно?

Люди глупые (не)всегда безопасны.

(Не)сильно, а едва-едва горит костёр.

Он говорил (не)громко, но отчётливо.

Люди вовсе (не)одинаково чувствительны к смерти.

В каком предложении НЕ со словами пишется раздельно?

И тихо журчащий ручей (не)истовствует.

От (не)терпения я не мог сидеть.

Устремился к (не)измеримому океану.

(Не)принятый парламентом закон ещё долго обсуждали.

В каком предложении пишется частица НИ?

Н…смотря на установившееся тепло, яблоки ещё н… созрели.

Он не умеет переводить, н… смотря в словарь.

Куда н… кинешь взор, всюду степи, степи, степи…

Чего я только н… увидел во время путешествия!

В каких предложениях оба выделенных слова пишутся слитно?

(В)ПЕРЕДИ меня стоял человек в плаще. Я имел (В)ВИДУ совсем не то, что вы думали.

Василёк во (ЧТО)БЫ то ни стало хотел первым рассказать всё брату. Лицо его, (НЕ)СМОТРЯ на мелкие морщинки, имело выражение невинности и юности.

Я проснулся, (ОТ)ТОГО что за окном залаяла собака. (В)ПОСЛЕДСТВИИ я узнал от отца о том, что происходило в эти годы.

Геологи нашли большой изумруд (НА)ПОДОБИЕ кленового листа. (ПРИ)ТОМ интернате находится бассейн и тир.

В каких предложениях оба выделенных слова пишутся слитно?

Наши сердца сходились, шли (НА)ВСТРЕЧУ друг другу. (В)СЛЕДСТВИЕ всего сказанного уже мне не для чего толковать читателю, каким образом я попал в Лебедянь.

Злословие так нравится людям, что трудно удержаться (ОТ)ТОГО, (ЧТО)БЫ не сделать приятное своим собеседникам: не осудить человека.

Я знаю, что (ЗА)ТЕМ поворотом начинается лес. И (ПО)ТОМУ, желая навести его на прежний разговор, обратился к соседу с такими словами…

Яков Лукич – (ТО)ЖЕ замок с секретом. (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ можно было и не упоминать о рассмотренном.

В каких предложениях оба выделенных слова пишутся раздельно?

Он (ТО)ЖЕ говорил (В)РОДЕ оратора, который давно потерял нить мысли.

С Василисой что-то странное сделалось, (В)СЛЕДСТВИЕ чего он вдруг рассмеялся судорожным смехом. Но ямщик, (НЕ)СМОТРЯ на плохую погоду, вёз его с быстротой ветра.

Что же касается до того, что я от лица всех протестовал давеча (НА)СЧЁТ присутствия ваших друзей, то…желаем, (ЧТО)БЫ были свидетели.

Сделка для него (ТАК)ЖЕ, как и для меня, была выгодная: мы получали от отца в год до тысячи рублей (В)ВИДЕ дохода с имения.

В каких предложениях оба выделенных слова пишутся слитно?

Песчаная коса сильно вдавалась (В)ТЕЧЕНИЕ реки. (ЗА)ЧЕМ столько огня против пятерых?

Надо ли, (ЧТО)БЫ она вообще что-либо думала о твоей жизни? (ПРИ)ЧЁМ тут она?

Она увидела в (ТО)ЖЕ самое мгновение, как он вошёл в комнату. Нельзя сказать, (ЧТО)БЫ он был ленив.

(ОТ)ЧЕГО мой сокол ясный, не простившись, улетел? По волнистой, сверкавшей на солнце поверхности, (ПО)ТОМУ, как сгустки пены вытягивались на стремнине, чувствовалось: река несётся меж утёсов с большой скоростью.

В каких предложениях все слова пишутся через дефис?

Он остановился в (полу)метре от меня. Смотрел на меня настороженно, (ис)(под)лобья.

На (юго)западном склоне расцвели цветы. (Бледно)розовый ковер укрыл землю.

Сегодня мне надо лечь (по)раньше. Собирал вещи(по)этому (в)торопях.

На витрине лежали (кисло)молочные продукты. Остальная (сельско)хозяйственная продукция ещё не выставлена.

В каких предложениях все слова пишутся через дефис?

(Железно)дорожный вокзал показался внезапно. (На)лево шла узкая дорога.

(По)тихоньку стали спускаться с горы. (По) моему мнению, надо было прибавить шагу.

Он плохо говорил (по)русски: (всё)таки он ещё мало прожил в России. (По)прежнему не было времени учиться.

Реку пришлось переходить (в)брод, (по)этому все промокли. Потом (туго)(на)туго выжимали одежду.

по русскому языку по подготовке к ЕГЭ (раздел орфографические нормы).

В каком предложении НЕ со словами пишется раздельно?

1. На лице бездельника вы всегда найдёте отпечаток (не)довольства и апатии.

2 Люди эти были хоть и (не)имущие, но образованные.

3. Мать моя билась как рыба об лёд, (не)досыпала.

4. Комната тёмная, так как лампы ещё (не)зажжены.

В каком предложении НЕ со словами пишется слитно?

1. Люди глупые (не)всегда безопасны.

2 (Не)сильно, а едва-едва горит костёр.

3 Он говорил (не)громко, но отчётливо.

4 Люди вовсе (не)одинаково чувствительны к смерти.

В каком предложении НЕ со словами пишется раздельно?

1 И тихо журчащий ручей (не)истовствует.

2 От (не)терпения я не мог сидеть.

3 Устремился к (не)измеримому океану.

4 (Не)принятый парламентом закон ещё долго обсуждали.

В каком предложении пишется частица НИ?

1 Н…смотря на установившееся тепло, яблоки ещё н… созрели.

2 Он не умеет переводить, н… смотря в словарь.

3 Куда н… кинешь взор, всюду степи, степи, степи…

4 Чего я только н… увидел во время путешествия!

В каких предложениях оба выделенных слова пишутся слитно?

1 (В)ПЕРЕДИ меня стоял человек в плаще. Я имел (В)ВИДУ совсем не то, что вы думали.

2 Василёк во (ЧТО)БЫ то ни стало хотел первым рассказать всё брату. Лицо его, (НЕ)СМОТРЯ на мелкие морщинки, имело выражение невинности и юности.

3 Я проснулся, (ОТ)ТОГО что за окном залаяла собака. (В)ПОСЛЕДСТВИИ я узнал от отца о том, что происходило в эти годы.

4 Геологи нашли большой изумруд (НА)ПОДОБИЕ кленового листа. (ПРИ)ТОМ интернате находится бассейн и тир.

В каких предложениях оба выделенных слова пишутся слитно?

1 Наши сердца сходились, шли (НА)ВСТРЕЧУ друг другу. (В)СЛЕДСТВИЕ всего сказанного уже мне не для чего толковать читателю, каким образом я попал в Лебедянь.

2 Злословие так нравится людям, что трудно удержаться (ОТ)ТОГО, (ЧТО)БЫ не сделать приятное своим собеседникам: не осудить человека.

3 Я знаю, что (ЗА)ТЕМ поворотом начинается лес. И (ПО)ТОМУ, желая навести его на прежний разговор, обратился к соседу с такими словами…

4 Яков Лукич – (ТО)ЖЕ замок с секретом. (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ можно было и не упоминать о рассмотренном.

В каких предложениях оба выделенных слова пишутся раздельно?

1 Он (ТО)ЖЕ говорил (В)РОДЕ оратора, который давно потерял нить мысли.

2 С Василисой что-то странное сделалось, (В)СЛЕДСТВИЕ чего он вдруг рассмеялся судорожным смехом. Но ямщик, (НЕ)СМОТРЯ на плохую погоду, вёз его с быстротой ветра.

3 Что же касается до того, что я от лица всех протестовал давеча (НА)СЧЁТ присутствия ваших друзей, то…желаем, (ЧТО)БЫ были свидетели.

4 Сделка для него (ТАК)ЖЕ, как и для меня, была выгодная: мы получали от отца в год до тысячи рублей (В)ВИДЕ дохода с имения.

В каких предложениях оба выделенных слова пишутся слитно?

1 Песчаная коса сильно вдавалась (В)ТЕЧЕНИЕ реки. (ЗА)ЧЕМ столько огня против пятерых?

2 Надо ли, (ЧТО)БЫ она вообще что-либо думала о твоей жизни? (ПРИ)ЧЁМ тут она?

3 Она увидела в (ТО)ЖЕ самое мгновение, как он вошёл в комнату. Нельзя сказать, (ЧТО)БЫ он был ленив.

4 (ОТ)ЧЕГО мой сокол ясный, не простившись, улетел? По волнистой, сверкавшей на солнце поверхности, (ПО)ТОМУ, как сгустки пены вытягивались на стремнине, чувствовалось: река несётся меж утёсов с большой скоростью.

В каких предложениях все слова пишутся через дефис?

1 Он остановился в (полу)метре от меня. Смотрел на меня настороженно, (ис)(под)лобья.

2 На (юго)западном склоне расцвели цветы. (Бледно)розовый ковер укрыл землю.

3 Сегодня мне надо лечь (по)раньше. Собирал вещи(по)этому (в)торопях.

4 На витрине лежали (кисло)молочные продукты. Остальная (сельско)хозяйственная продукция ещё не выставлена.

В каких предложениях все слова пишутся через дефис?

1 (Железно)дорожный вокзал показался внезапно. (На)лево шла узкая дорога.

2 (По)тихоньку стали спускаться с горы. (По) моему мнению, надо было прибавить шагу.

3 Он плохо говорил (по)русски: (всё)таки он ещё мало прожил в России. (По)прежнему не было времени учиться.

4 Реку пришлось переходить (в)брод, (по)этому все промокли. Потом (туго)(на)туго выжимали одежду.

В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1 нав…вать сны, пог…релец, впеч…тление

2 выч…т, проскл…нять, обл…ко

3 р…сточек, ув…зать, скр…петь

4 г…рчица, н…гая берёза, прим…рять (врагов)

В каком ряду пропущена гласная И?

1 зам…рать, ид…ология, вд…леке

2 дв…жение, расст…лать, зав…вать (волосы)

3 хр…стианский, прот…рать, св…ла (пятна)

4 восп…тание, заж…гать, ар…ндованный

В каком ряду пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1 раск…лоть, дог…нять, д…спетчер

2 н…ватор, л…карство, распл…скать

3 оц…нённый, …ргумент, распл. сались

4 д…бют, л…боратория, выл…нять

В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1 пр…небрежение, ин…циалы, отд…рающий

2 альт…рнатива, упл…тить, отр…сль

3 инж…нер, посв…тить стихи, бл…стит

4 оз…рённый, ск…ковая лошадь, к…нтинент

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1 не…свежённый, д…сказать, …ритмичный

2 пр…городный, пр…кращение, пр…милый

3 из…скать, пост…нфарктный, с…знова

4 и…пробовать, не…гибаемый, во…ходить

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1 ра…путица, мирово…зрение, и…чезнуть

2 …моральный, …банкротиться, от…рваться

3 пр…творить мечту, пр…шелец, пр…каспийский

4 под…мать, с…змала, с…мпровизировать

В каком ряду пропущена во всех словах одна и та же буква?

1 пр…держать, пр…оритет, пр…одолевший

2 бе…хребетный, и…чезнуть, бе….славный

3 пос…скриптум, о…данный, на…треснутый

4 под…тожить, супер…стория, пред…юльский

В каком ряду пропущена во всех словах одна и та же буква?

1 пр…зидиум, пр…кованный, пр…сесть

2 с…причастный, п…губить, р…здумье

3 ни…падать, ра…чётлив, и…сякнуть

4 супер…гра, без…нициативный, меж…нститутский

В каком ряду во всех словах пропущена буква А (Я)?

1 кле…щий, волосы трепл…тся

2 скрежещ…щий, они постел…т

3 разобид…вшийся, они гон…т

4 перемеш…ный с маслом, они верт…т

В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1 откле…шься, ма…вшийся

2 вычист…в, отча…ный

3 замет…вший, терп…шь

4 колебл…мый, насто…нный на травах

В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1 припомина…шь, вывал…т в яму,

2 неотъемл…мый, наве…нные мысли

3 обиж…нный, услыш…шь

4 выкач…нный мотоцикл, взлеле…шь

В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

источники:

http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2020/08/26/proverochnaya-rabota-po-teme-yazykovye-normy

http://infourok.ru/kontrolniy-test-orfograficheskie-normi-russkogo-yazika-1965991.html

Плеоназмы и тавтология

Цели урока:

познакомить учащихся с плеоназмом и тавтологией как одним из видов многословия,

— формировать умение не допускать многословие в устной и письменной речи,

— продолжать работу над совершенствованием речевой грамотности,

— развивать языковое чутьё учащихся.

  1. Слово учителя.

Человека, который не занимается написанием текстов профессионально, легко можно узнать по обильному употреблению плеоназмов. Еще один отличительный признак — эти люди не знают, что обозначает слово «плеоназм». Все просто: плеоназм — это оборот речи, содержащий избыточные слова. Так, например, выражения вроде «пять рублей денег» или «прейскурант цен» являются плеоназмами — в первом случае лишнее слово «денег» (поскольку и так понятно, что пять рублей — это деньги), во втором — «цен» (слово «прейскурант» и обозначает «справочник цен»; почему-то выражение «прейскурант цен» достаточно часто употребляют в торговле — его можно встретить даже в документах весьма солидных фирм).

При удалении лишних слов фраза становится менее громоздкой и более краткой и ясной, поэтому с плеоназмами и борются. Часто они возникают в тексте из-за невнимательности автора, который не вдумывается в то, что именно он пишет. Еще одна причина появления плеоназмов — незнание пишущим точного значения употребляемых им слов, особенно если они были заимствованы из иностранных языков — слово «прейскурант» является здесь классическим примером. Часто встречаются и другие плеоназмы, например, «памятная мемориальная доска» («мемориальная» и обозначает «памятная»), «свободная вакансия» (слово «вакансия» обозначает свободную рабочую должность), «наиболее оптимальный» (значение слова «оптимальный» — «наиболее благоприятный»), «горячий хот-дог» (слово «хот» — это калька с английского «hot», которое и переводится как «горячий»).

Если значение слова «плеоназм» знает далеко не каждый, то о тавтологии слышали практически все. Часто говорят, что тавтология — это «масло масляное», то есть фраза, содержащая несколько уточняющих друг друга слов, как в приведенном выше примере. Часто употребляют такие тавтологические сочетания, как «случился случай», «бежать бегом», «спросить вопрос». Дурацкие фразы, правда? Именно поэтому редакторы их и исправляют.

  1. Упражнения на закрепление материала

Задание 1. Предложенные словосочетания сгруппируйте в 2 столбика (правильные и неправильные)

Народный фольклор, изображаемый образ, коллеги по труду, добродушный человек, бесчисленное множество, ветреный день, резьба по дереву, негодовал от возмущения, броский эффект, кисть винограда, сильнейшие асы, памятный сувенир, рассказанный в рассказе.

Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях

  1. Опустив голову вниз, он увидел примятую траву.

  2. Наступил август месяц – пора собирать урожай.

  3. Оставалось только негодовать от возмущения.

  4. Собравшиеся встречали гостя долгими и продолжительными аплодисментами.

Упражнение 1. Тест (раздаточные карточки, взаимокнтроль )

Выберите правильный вариант написания:

1. а) инцедент, б) инцендент, в) инцидент, г) инциндент.

2. а) перспектива, б) переспектива, в) преспектива, г) периспектива.

3. а) компроментировать, б) компраметировать, в) компрометировать, г) компрометтировать.

4. а) безпрецендентный, б) беспренцендентный, в) беспрецедентный, г) беспрецендентный.

5. а) претедент, б) претендент, в) прентендент, г) притендент.

Проверка.

Правильные ответы:

  1. в

  2. а

  3. в

  4. в

  5. б


Упражнение 2.
 Исправьте фразеологизмы (записаны на доске)

сломав голову

скрипя сердцем

как кур во щи

показывать образец

зеница глаза

играет большое значение

взял львиную часть

подстреленный воробей

Задание повышенной сложности

Знакомство с новыми иноязычными устойчивыми выражениями.

Alma mater- «кормящая мать»- старинное неформальное название учебного заведения

A priori — наперед, заранее, например, априорная ценность

Post skriptum- приписка к письму

Salte mortale- рискованный шаг, неожиданный переход

Status guo- существующее положение

Persona non grate- нежелательное лицо

Nota bene- знак на полях текста, обозначающий «заметь, обрати внимание»

Упражнение 3.

Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.

  1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

  2. У него сразу вспотели ладони рук.

  3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.

  4. Прейскурант цен вывешен на витрине.

  5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.

  6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.

  7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.

  8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

  9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.

  10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.

  11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.

  12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.

  13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.

  14. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.

  15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.

  16. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.

17. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.

  1. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.

  2. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.

  3. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.

  4. Мы его видели и в сбоку, и в профиль.

  5. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.

  6. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.

  7. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.

  8. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

  9. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.

  10. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.

  11. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.

  12. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.

  13. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей.

  1. Домашнее задание

Подготовить устное сочинение-миниатюру (рассуждение) на тему:

Является ли ошибочным словосочетание «контактный телефон»?

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

Цели:

Дать обучающимся общие представления о понятии «Лексическая норма русского литературного языка».

Повторить и обобщить знания по теме «Лексикология»

Развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них и аргументации своего мнения.

Воспитывать познавательную активность, культуру общения, ответственность, интерес и любовь к родному языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, толковые и фразеологические словари.

Тип урока: практическое занятие

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Слайд 1

Тема сегодняшнего урока: Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

Данный урок — заключительный в теме «Лексика. Фразеология».

Сегодня мы познакомимся с понятием«лексическая норма русского литературного языка», повторим и обобщим ваши знания по теме «Лексикология», а также будем активно работать над культурой вашей речи.

III. Актуализация знаний

Повторение изученного по теме «Лексикология».

Творческая работа в парах: разгадывание кроссвордаСлайд 2

Вопросы к кроссворду:

1. Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология)

2. Словарный запас одного человека. (Лексикон)

3. Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные)

4. Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные)

5. Антоним к слову «тьма» (свет)

6. Слова схожие по звучанию, но разные по значению (паронимы).

7. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)

8. Слова с противоположными значениями (антонимы)

9. Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению (синонимы)

10. Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания (фразеологизмы).

Проверка кроссворда Слайд 3

IV. Работа с эпиграфом. Слайд 4

Итак, тема нашего урока «Лексические нормы»

А эпиграфом нашего урока станут слова Александра Ивановича Куприна: «Язык – это история народа и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью»

Согласны ли вы с мнением Александра Ивановича Куприна, что изучение языка является необходимостью?

А для чего это нужно?

Чтобы наша речь была правильной, выразительной и чистой.

V. Изучение нового материала

Как вы думаете, что такое лексические нормы русского языка и с чем они связаны?

Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его употребления в соответствии сего лексическим значением. Значение незнакомого слова мы можем узнать из толкового словаря.

Существуют общие толковые словари, а также словари иностранных слов, специальных терминов, устойчивых выражений (фразеологизмов).

Слайд 5 (Демонстрация слайда с изображением словарей).

Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: «разг.» — разговорное, «прост.» — просторечие, «обл.» — диалектное, «устар.» — устаревшее, а также «книжн.» и «спец.»

Работа с «Толковым словарем» Ожегова

— Пользуясь «Толковым словарем» Ожегова, найдите по 3-5 слов с пометами: «разг.», «обл.», «книжн.» и др., ограничивающими сферу применения этих слов.

В устной и письменной речи необходимо соблюдать лексические нормы.

Слайд 6

Итак, соблюдение лексических норм достигается в результате:

Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением.

Знания лексической сочетаемости слов.

Учета многозначности либо омонимии слов.

Учета расслоения лексики на:

— общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;

— активно употребляемую и пассивный словарный запас;

— нейтральную и стилистически окрашенную.

Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.

При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки. Давайте рассмотрим основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм. (Таблица проектируется на экран)

Слайд 7, 8

Лексические ошибки

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно.

Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно.

2.Нарушение лексической сочетаемости слова.

У Ирины КАРИЕ волосы.

У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.

3.Смешение паронимов.

В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут.

В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут.

4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.

5.Неудачный выбор одного из синонимов.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.

6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм).

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.

Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).

7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.

В читальный зал в одежде не входить!

В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!

8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче…

9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.

Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных исторических эпох.

Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.

11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

VI.Закрепление нового материала

Работа в парах с последующей взаимопроверкой.

1. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

СЛОВАРЬ

БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.

ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.

СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.

КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.

ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

2. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)

1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

Слайд 12

1. ОПЕРЕТЬСЯ спиной, заклятый ВРАГ, вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление, отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война.

2. Утолить ЖАЖДУ ( утолить голод), плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая СТАРОСТЬ (глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ

3. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

Слайд 13

1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

Проверка

Слайд 14

1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО.

2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ уважение.

4. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

Слайд 15

1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню.

2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал.

4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан.

5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка.

6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

7)Все гости получили памятные сувениры.

Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ

5. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

Слайд 16

1) Писатель писал роман в послевоенные годы.

2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.

3)Герои-подпольщики вели себя героически.

4)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой.

5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

6) Активисты активно участвуют в работе.

Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ

6. Вспомните с прошлого урока виды речевых ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов.

Слайд 17

Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

1.Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.

2.Ошибки в усвоении формы фразеологизма.

3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.

4.Изменение лексической сочетаемости фразеологизма

Сейчас потренируемся в употреблении в речи фразеологизмов.

Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте

Слайд 18

На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …

Бросились искать приезжего. а его и след …

У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой …

Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи …

Мы его расспрашиваем, а он словно воды …

Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как …

7. Игра «Узнай фразеологизм»

Слайд 19, 20, 21, 22

8.Слова — паразиты

Слайд 23

Слова — паразиты — это такие слова, которые засоряют речь.

К ним разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы: вот, ну, это и т.п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, вообще, честно говоря и т.п.

Употребление слов — паразитов говорит о бедном словарном запасе человека, поэтому таких слов в нашей речи быть не должно.

VI.Самостоятельная работа

Сейчас вы выступите в роли корректора.

Слайд 24

Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.

1 вариант

1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло (единственный — «только один»).

2. Школьный стадион прислонился к старому парку (примыкал).

3. В зале ожидания находилось много командировочных (командированных).

4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным (показывать пример).

2 вариант

1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес (лишнее слово- проливной).

2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи (играть роль).

3. Наши воины свершили много геройских подвигов (героических).

4. Эта выставка обогатит ваш кругозор (расширит).

VII. Вывод по уроку

Слайд 25

На сегодняшнем уроке мы познакомились с лексической нормой русского языка и с правилами ее соблюдения. Какой вывод вы для себя сделаете, исходя из темы нашего урока?

Я вам предлагаю следующий: знание лексической нормы русского языка и ее соблюдение — неотъемлемая часть речевой культуры человека.

Желаю вам быть культурным человеком не только в поведении, но в речи!

VI.Закрепление по теме «Лексические ошибки»

1. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

2. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)

1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

3. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

4. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню.

2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал.

4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан.

5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка.

6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

7)Все гости получили памятные сувениры.

Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ

5. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

1) Писатель писал роман в послевоенные годы.

2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.

3)Герои-подпольщики вели себя героически.

4)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой.

5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

6) Активисты активно участвуют в работе.

Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ

6. Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте

На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …

Бросились искать приезжего. а его и след …

У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой …

Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи …

Мы его расспрашиваем, а он словно воды …

Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как …

VI.Самостоятельная работа

Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.

1 вариант

1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло

2. Школьный стадион прислонился к старому парку.

3. В зале ожидания находилось много командировочных.

4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным

2 вариант

1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес.

2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи.

3. Наши воины свершили много геройских подвигов.

4. Эта выставка обогатит ваш кругозор.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/205268-urok-po-teme-leksicheskie-normy

1. Объясните разницу между приведенными ниже словами (для
справок используйте словарь паронимов.

1.Дымный – дымовой – дымчатый – дымящийся,

2.усвоить – освоить,

 3.дареный – даровой,

4.жизненный – житейский,

5. игорный – игральный – игровой,

6. скрытый – скрытный,

Из
приведенных ниже в скобках слов- паронимов  выберите нужные.

1. На
девочке было (одето, надето) осеннее пальто.

2.
(Абонемент, абонент) не отвечает.

3.
Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.

4.
(Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.

5.
(Жилой, жилищный) фонд города не растет.

6. В
нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.

 Употребите
паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.

1 .Поиски – происки
(вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные);

2. дипломат – дипломант (юный, чопорный,
конкурса);

3. советник – советчик
(тайный, непрошенный);

4. экономичный – экономический
(факультет, машина);

5. исполнительный — исполнительский
(уровень, лист, манера, орган).

Подчеркните
правильный вариант.

1.(Подготовьте, приготовьте) домашнее задание.

2. Он (окончил, закончил) институт в том году.

 3. (Встал, стал) вопрос о переводе его в другой класс.

 4.Она (надела, одела) пальто.

5. Наш сосед – (невежественный, невежливый) человек, он никогда не
отвечает на моё «здравствуйте».

 6. Суд постановил: подсудимый (виновен, виноват).

7. Поставьте под документом свою (роспись, подпись).

8. Просим  ( представить, предоставить) нам помещение под общежитие.

Составьте 
словосочетания с приведёнными паронимами.

Болотный – болотистый,

призывный – призывной,

 сытый —  сытный,

целый – цельный,

грозный – грозовой,

горный – гористый,

одевать – надевать,

гарантийный – гарантированный,

Упражнение
3.
 С приведёнными ниже паронимами составьте словосочетания.

демократичный —
демократический;

осудить — обсудить;

генеральный —
генеральский;

безответный —
безответственный;

злой — злостный;

оклик — отклик;

эффектный — эффективный;

невежа — невежда.

Паронимы (гр. para — возле + onima — имя) — это
однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись
— роспись, одеть — надеть, главный — заглавный. Паронимы, как правило,
относятся к одной части речи и выполняют в предложении аналогичные
синтаксические функции.

Исправьте речевые ошибки,
связанные с употреблением паронимов. 

1. Чтобы чаще бывать
в театре, я купил абонент.

2. Герой все время
находится в подвесном состоянии.

3. В этот день я
услышала много обидчивых слов.

4. Любой поступок
заслуживает осуждения.

5. Все вокруг
привлекательно: и близкие и далекие холмы.

6. Студент быстро
освоил материал.

7. Мой брат — человек
практический, он не выбрасывает старые вещи.

8. Мальчик отвечал на
вопросы с каким-то виновным видом.

9. В новых кварталах
города находятся самые высотные дома.

10. Она приготовила
сытый завтрак.

Исправьте речевые ошибки,
связанные с употреблением паронимов
. 

11. Болотистый ил
является отличным удобрением.

12. Она пришла в
цветистом платье.

13. Соседний кот
важно прошел на кухню.

14. В десятимесячном
возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.

15. Мы живем в одном
доме, но на различных этажах.

16. В жаркий день
приятно походить по теневым аллеям.

17. Землю надо
обезводеть.

18. На поляне мы
увидели высокий земельный холм.

19. Эти фотографии
сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.

20. Давайте найдем в
себе скрытные резервы и доберемся до вершины.

Исправьте речевые ошибки,
связанные с употреблением паронимов. 

21. С особенным
удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

22. Ему была
представлена возможность поехать на юг.

23. Были проведены отборные
соревнования по гимнастике.

24. На радио пришло
письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».

25. Учиться он не
хотел, вот и вырос невежей.

26. Страшная бедность
заставляла его влачить жалкое сосуществование.

27. Он не любил
работать и вел праздничный образ жизни.

28. Маяковский стоял
у источников нашей поэзии.

29. Ранние
произведения поэта понятливы и доступны каждому.

30. В конце книги был
приведен список рекомендательной литературы.

Исправьте речевые ошибки,
связанные с употреблением паронимов. 

31 На солнце блестят иголочные кристаллы
снежинок.

32. Мы вышли к лесистому озеру.
33. В моей жизни это было самое памятливое
событие.

34.Этот человек любит испытывать судьбу,
участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.

35. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит
над лугом.

36 На сборочном пункте было много народу, но
работы еще не начинались

37 Враждебная   оборона была сломлена, и войска
вошли в город.

38  Одна из ветвей
государственной власти — исполнительская.

39 Марина Васильевна очень взволновалась, но
всё-таки прислушалась к мудрой и практической своей приятельнице.

40 Русский
язык — это громаднейшее богатство, которое представляет нам необычайные
возможности.

Упражнение 111. Дайте  оценку  употреблению
 выделенных  слов.  В  случае  неправильного
 использования слова исправьте предложения.

1. Череда первоклашек теснилась у  крупного  аквариума.
 

2.  Чашка выпала из  рук  матери и раскололась
на  мелкие  кусочки.  

3.  Наш  город  характерен  старинными
парками,  за  что его уважают все  жители.  

4.  Наш  завод  славится
возделыванием комфортабельных троллейбусов.  

5.  В  транспортировке  кормов участвует семь
 подвод. 

6. Декада французской  музыки  продлится две
 недели.  

7.  Нерадивых  водителей неизменно встречает
авария.  

8.  Мой  брат увлекается мифами  Древней
 Греции  и  знает фамилии всех античных  героев
 и  богов.  

9.  Наша  спортсменка  явно  устала,  а
 у  неё  впереди  – бо́льшая половина дистанции.
 

10.  С  конца  VI  века  до  н.
 э.  поток туристов устремился  в  Египет. 

11. Неуютно в  нашем  цехе,  он находится в
 аварийном  состоянии.  

12. Благодаря майским заморозкам  урожай  был
уничтожен почти  полностью.  

13.  Где-то  в  горах слышались одинокие
выстрелы.  

14. Аншлаги о  наборе  учащихся  в  наше
 профтехучилище  уже развешаны по всему городу.

15. Заседание оперативного штаба намечено на 1 октября. Именно
с этой даты традиционно  начинается  отопительный  сезон
 в  нашем  регионе.  

16.  Медики  бьют тревогу: заболевание туберкулезом
 возросло  в  несколько  раз, а противотуберкулезный
диспансер  –  один  на  весь  регион.  

17.  Какие  только  чудеса не вытворяет
современная  наука!  

18.  У  нас  ещё  довлеет  ошибочное
 мнение,  что без реконструкции всей экономики можно выйти из
кризиса.

19. У Базарова нет сообщников – он трагически  одинок.
 

20.  Татьяна  воспитывалась  в  глуши,  и
 её выходки просты  и  естественны, только  в
 конце  романа  она  приобретает  аристократические
замашки. 

21. Закоренелого петербуржца  сразу  узнаешь  по
 какой-то  врождённой  сдержанности  и интеллигенции.

22. Островский задумывал «Грозу» как комедию, но впоследствии
прозвал пьесу драмой.  

23.  Мы  вышли  к лесистому озеру.  

24.  Наша  спортсменка  бежала  в  паре
 с  канадкой. Свою напарницу она  обошла  почти
 на  полкруга.  

25.  И  стоят  наши  дальневосточные
 берёзки  в своём  подвенечном саване.  

26.  Нам  рассказали  о  жизни  писателя
 и  прочитали  отрывки  из его творчества.

27. Новогодняя ёлка стала любимым праздником нашего детства.

Упражнение 112. Дайте оценку использованию лексических средств в
следующих предложениях. Выделите  употребление  слова  без
 учёта  его  значения,  анахронизм,  неясность
 высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1.  Мы  знакомы  с  Галей  с
 первого  класса,  она  моя  главная  подруга.
 

2.  Для  того  чтобы  завод заработал
 ритмично,  нам  придётся  решить  не  одну
дилемму,  а десятки дилемм.  

3. Пятнадцатый маршрут трамвая здесь не ездит.

4. Устаревшие слова писатели часто используют, чтобы
создать колорит  древности.  

5.  Определился  восьмой  участник
 четвертьфинальной  дуэли.  

6.  Те,  кто обладают  детьми  и
 внуками,  знают,  как  ребята  больше  любят
 смотреть  телевизор,  чем  читать книги.  

7.  Балерина  создаёт  проникновенный  образ
 Жизели  –  от  радостной  девушки,  верящей
 в любовь,  до  трагической  гибели  героини.
 

8.  Погода  сопутствовала  хорошему  отдыху.
 

9. Владельцам вишнёвого сада грозит разорительство.

10. С удручающей ясностью понял я, что два года учёбы прошли
впустую.

11. У меня всегда, ещё с юношеских лет, было ощущение, что я
живу в  историчное  время.  

12.  Это  доставило  чиновникам  большие
 неприятства.  

13.  Командир  решил взять  новобранца  в
 испытательский  полёт  вместо  опытного
 бортинженера.  

14.  Почтовое отделение  переведено  в
 помещение,  расположенное  в  выстроенном
 многоэтажном  доме.  

15. Московское управление банка получило участок для
застройки жилого дома в Химках.

16. Добрый человек  плачет  от  радости,
 а  злостный  –  от  зависти.  

17.  Костя  был  совершенно
 лишён музыкального слуха.

18. Лишь досадливые промашки не позволили ему занять первое место.

19. В вечернем  воздухе  слышался  запах
 сирени.  

20.  Книга  является  обогатителем  нашей
 души.  

21.  В стране  идёт  восстановление
 разрухи.  

22.  Он  ставит  перед  собой  цель
 не  только  личную  –  жить полноценно,  но
 и  другую  –  быть  корыстным  людям.  

23.  В.  Маяковский  пишет  о
 неименуемой гибели  буржуазного  строя.  

24.  Хозяйство  у  Манилова  забросанное.
 

25.  Левая  нога  Пушкина свешивается с
пьедестала.

26. Ради счастья народа Саша отказывается от своего
происхождения. 

27.  Тургенев  считал,  что  не  время
 ещё  для  появления  революционеров-демократов  в
России, поэтому  он  сознательно  умерщвляет
 Базарова.  

28.  Фамусов  –  закоренелый  дворянин.  

29.  У Ленина  мысли  больше  нашего
 морщат  кожу.  

30.  По  дороге  бежали  босые  ноги
 девочки.  

31. Распаханные  снарядами  поля  заколосились
 хлебами.  

32.  Всё  смешалось  в  один
 очистительный водопад: солдаты, матросы, крестьяне.

33. При исполнении этого прыжка надо опираться на всю ступню.

34. В грядущем году завод наметил провести реконструкцию третьего
цеха.

35. Гарри Хайт считается  самым  высоким
 человеком  в  США.  Именно  благодаря  своим
габаритам  ему  удалось найти  работу  швейцара.
 

36.  В  романе  описывается  борьба,
 которую  ведут  партизаны  против японской
 интервенщины.

37.  Испытания  нового  прибора  прошли
 без  затруднений.  

38.  По  степи неслись  крики  перепела
 и  медвяные  запахи  скошенных  трав.  

39.  Зрительская  память  у
 меня феноменальная.  

40.  С  каждым  годом  росло  исполнительное
 мастерство  музыканта.  

41.  Вперёд подумай,  потом  –  отвечай.
 

42. Почва  –  часть  единственной  природы,
 где  всё  взаимосвязано.  

43. Несмотря на долгие годы, проведенные ею в добровольческом
изгнании, она сохранила прежнюю красоту  и  величавость.  

44.  На  именины  Татьяны  съехались
 соседи  –  дворовые,  владельцы соседних земельных
участков.

45. Жители микрорайона трудились на возрождённом субботнике
с большим  желанием.  

46.  Вблизи  села  геологи  обнаружили
 минеральные  истоки.  

47.  В  квартирах злых  неплательщиков
 будет  отключена  горячая  вода.  

48. Как  я  уже  сказал  выше,
 реконструкцию завода  надо  начинать  немедленно.
 

49.  Судить  о  причинах  взрыва  можно
 только предположительно.  

50.  В  нашем  коллективе  всегда
 старались  поддержать  зачинщиков  любого интересного
дела.

51. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов.

52. Я знаю, что ещё  живы  предки  А.С.
 Пушкина.  

53.  В  XVIII  веке  в  Ленинграде
 было  закрыто  несколько типографий.  

54.  В  Древнем  Риме  недовольные
 законами  плебеи  устраивали  митинги.  

55. Приближения  дня  премьеры  в  театре
 ждут  с  нетерпением.  

56.  Плохо,  когда  по  всем  каналам демонстрируется
 одно  и  то  же  название  хорошего,  но
 уже  поднадоевшего  всем  фильма.  

57. Раневская, приехав, целуется со шкафом.

58. Анна Керн – это девушка Пушкина.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народный фольклор лексическая ошибка исправить
  • Народный фольклор лексическая ошибка или нет
  • Народная мудрость на ошибках учатся
  • Народная демократия лексическая ошибка как правильно
  • Нарезанное салями морфологическая ошибка