Нарушение норм русского литературного словообразования искажение слов ошибочное словообразование

Вопрос о классификации ошибок в речи школьников продолжает оставаться одной из болевых точек преподавания русского языка в школе. Данная проблема является болезненной не только для учителей, методистов, специалистов по культуре речи, она актуальна и для всех людей, пишущих и читающих по-русски.

Вопрос о классификации ошибок в речи
школьников продолжает оставаться одной из
болевых точек преподавания русского языка в
школе. Данная проблема является болезненной не
только для учителей, методистов, специалистов по
культуре речи, она актуальна и для всех людей,
пишущих и читающих по-русски.

Грамматические ошибки — это
нарушение грамматических норм образования
языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает
учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими,
синтаксическими) не владеет ученик.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Словообразовательные

1 Нарушение норм русского
литературного словообразования:

Ошибочное
словообразование,

Искажение слов

Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка,
подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство,
публицизм

разночинская интеллигенция; полность
изображения; благородность души; взятничество;
упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние
слова; завсегдатели трактира; жаждает.

2 “Заменительное” словообразование,
проявляющееся в замене какой-либо морфемы.
Укидываться (вместо раскидываться),
отвесить (от повесить);
3 Словосочинительство (создание
несуществующей производной единицы, которую
нельзя рассматривать как окказиональную)
мотовщик, рецензист, не оглядаемая.

Морфологические

Неправильное формообразование,
нарушение системных свойств
формообразовательной системы у разных частей
речи

4 Ошибочное образование формы
существительного
Многие чуда техники, не хватает время
5 образование формы В.п. неодушевленного
существительного, как у одушевленного
Я попросила ветерка (вместо: ветерок);
6 образование формы В.п. одушевленного
существительного, как у неодушевленного
Запрягли в сани два медведя (вместо:
двух медведей);
7 изменение рода при образовании
падежных форм:
пирожок с повидлой, февральский лазурь;
8 склонение несклоняемых
существительных
играть на пианине;
9 образование форм множественного числа
у существительных, имеющих только единственное,
и наоборот
поднос чаев, небо затянулось облаком.

Ошибочное
образование формы прилагательного

10 Неправильный выбор полной и краткой
форм
Шляпка была полная воды, мальчик был
очень полон
11 Неправильное образование форм степеней
сравнения:
новенькие становятся боевее, она была
послабже Пети; более интереснее, красивше
12 Нарушение норм формообразования
глагола
Человек метается по комнате;
13 Нарушение образования деепричастий и
причастий
Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая
по сторонам
14 Ошибочное образование формы
числительного
С пятистами рублями
15 Ошибочное образование формы
местоимения
Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от
ее (книги) оторваться
16 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

Синтаксические

17 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьёзно
увлекающемися джазом,

Базаров не может побороть
чувство любви, охватывающую его;

По обоим сторонам дороги тянулись холмы;
браконьерам, нарушающих закон;

Базаров говорит Аркадию, что твой отец —
человек отставной.

18 Нарушение управления Нужно сделать свою природу более
красивую, повествует читателей, согласно закона,

он
показан человеком сильной воли, богатого умом,
крепкого здоровьем;

особое внимание было уделено на составление
плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева
все имело хаотический вид; ему характерны многие
отрицательные черты; уверен в будущее, Соня
жалела и переживала за Раскольникова; жажда к
славе;

19

Ошибки в структуре простого
предложения:

нарушение связи между подлежащим и
сказуемым,

Солнце села; но не вечно ни юность, ни
лето; это было моей единственной книгой в дни
войны;
20

Нарушение границы
предложения

Собаки напали на след зайца. И
стали гонять его по вырубке. Когда герой
опомнился. Было уже поздно.

21 Неудачное употребление местоимений Приезжий снял со стула тяжелый сверток
и отодвинул его в сторону.

Манилов попросил
Павла Ивановича пройти в его кабинет.

Собакевич потребовал у Чичикова написать себе
расписку.

22 Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым
Большинство возражали против такой
оценки его творчества.

Обычно молодежь является
носителями передовых идей.

Произошло еще ряд событий.


Чтобы приносить пользу Родине, нужно
смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны
смелость, знания, честность);

23 Нарушение способа выражения сказуемого
в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея. Все
были рады, счастливы и весёлые.
24 Ошибки в построении предложения,
ведущие к искажению его смысла, структуры
В своей пьесе Чехов показал также
трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о
светлой и прекрасной жизни, представителем
которой является Трофимов.

Порфирий был
любимцем с детства матери.

Она уговорила отдать подводы для раненых, на
которых уже были уложены вещи.

25 Ошибки, связанные с употреблением
частиц

Хорошо было бы, если бы на
картине стояла бы подпись художника; отрыв
частиц от того компонента предложения, к
которому она относится (обычно частицы ставятся
перед теми членами предложения, которые они
должны выделять, но эта закономерность часто
нарушалась в сочинениях):

В тексте всего раскрываются две
проблемы, (ограничительная частица всего”
должна стоять перед подлежащим: “…всего две
проблемы”.

26 Ошибки в построении предложения с
однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом. В
сочинении я хотел сказать о значении спорта и
почему я его люблю.
27

Разрушение ряда однородных
членов

Настоящий учитель верен
своему делу и никогда не отступать от своих
принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы,
двери, а еще грузовик и комбайн.

28

Ошибки в построении
предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…
На картине “Вратарь” изображен мальчик,
широко расставив ноги, упершись руками в колени.
29 Ошибки в построении предложения с
причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта
проваливающимся снегом под ногами; причалившая
лодка к берегу.
30

Местоименное дублирование
одного из членов предложения, чаще подлежащего.

Кусты, они покрывали берег реки.
31

Пропуски необходимых слов.

Владик прибил доску и побежал
в волейбол.

32

Ошибки в структуре сложного
предложения:

смешение сочинительной и
подчинительной связи.

Эта книга научила меня ценить
и уважать друзей, которую я прочитал ещё в
детстве. Человеку показалось то, что это сон. Когда
ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его
порывами.

Ум автор текста понимает не только как
просвещённость, интеллигентность, но и с
понятием “умный” связывалась представление о
вольнодумстве.

33

Отрыв придаточного от
определяемого слова.

Сыновья Тараса только что
слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

34 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с
мнением рецензента.
35

Разрушение
фразеологического оборота без особой
стилистической установки, например:

Терпеть не могу сидеть сложив руки;
хохотала как резаная.
36

Неоправданный пропуск
(эллипсис) подлежащего

Его храбрость — постоять за честь и
справедливость привлекают автора текста.
37 Нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг
застучит вновь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос о классификации ошибок в речи школьников продолжает оставаться одной из болевых точек преподавания русского языка в школе. Данная проблема является болезненной не только для учителей, методистов, специалистов по культуре речи, она актуальна и для всех людей, пишущих и читающих по-русски.

Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

  • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка. Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
  • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.
  • Синтаксические, связанные с нарушением синтаксических норм.

Грамматические ошибки

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Словообразовательные

1 Нарушение норм русского литературного словообразования:

Ошибочное словообразование,

Искажение слов

Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка, подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство, публицизм

разночинская интеллигенция; полность изображения; благородность души; взятничество; упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние слова; завсегдатели трактира; жаждает.

2 “Заменительное” словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы. Укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить);
3 Словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную) мотовщик, рецензист, не оглядаемая.

Морфологические

Неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи

4 Ошибочное образование формы существительного Многие чуда техники, не хватает время
5 образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленного Я попросила ветерка (вместо: ветерок);
6 образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленного Запрягли в сани два медведя (вместо: двух медведей);
7 изменение рода при образовании падежных форм: пирожок с повидлой, февральский лазурь;
8 склонение несклоняемых существительных играть на пианине;
9 образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот поднос чаев, небо затянулось облаком.

Ошибочное образование формы прилагательного

10 Неправильный выбор полной и краткой форм Шляпка была полная воды, мальчик был очень полон
11 Неправильное образование форм степеней сравнения: новенькие становятся боевее, она была послабже Пети; более интереснее, красивше
12 Нарушение норм формообразования глагола Человек метается по комнате;
13 Нарушение образования деепричастий и причастий Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая по сторонам
14 Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями
15 Ошибочное образование формы местоимения Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от ее (книги) оторваться
16 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

Синтаксические

17 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающемися джазом,

Базаров не может побороть чувство любви, охватывающую его;

По обоим сторонам дороги тянулись холмы; браконьерам, нарушающих закон;

Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.

18 Нарушение управления Нужно сделать свою природу более красивую, повествует читателей, согласно закона,

он показан человеком сильной воли, богатого умом, крепкого здоровьем;

особое внимание было уделено на составление плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева все имело хаотический вид; ему характерны многие отрицательные черты; уверен в будущее, Соня жалела и переживала за Раскольникова; жажда к славе;

19

Ошибки в структуре простого предложения:

нарушение связи между подлежащим и сказуемым,

Солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
20

Нарушение границы предложения

Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке. Когда герой опомнился. Было уже поздно.

21 Неудачное употребление местоимений Приезжий снял со стула тяжелый сверток и отодвинул его в сторону.

Манилов попросил Павла Ивановича пройти в его кабинет.

Собакевич потребовал у Чичикова написать себе расписку.

22 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества.

Обычно молодежь является носителями передовых идей.

Произошло еще ряд событий.

Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны смелость, знания, честность);

23 Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые.
24 Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структуры В своей пьесе Чехов показал также трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов.

Порфирий был любимцем с детства матери.

Она уговорила отдать подводы для раненых, на которых уже были уложены вещи.

25 Ошибки, связанные с употреблением частиц

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частиц от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях):

В тексте всего раскрываются две проблемы, (ограничительная частица всего” должна стоять перед подлежащим: “…всего две проблемы”.

26 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
27

Разрушение ряда однородных членов

Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн.

28

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство… На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.
29 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами; причалившая лодка к берегу.
30

Местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего.

Кусты, они покрывали берег реки.
31

Пропуски необходимых слов.

Владик прибил доску и побежал в волейбол.

32

Ошибки в структуре сложного предложения:

смешение сочинительной и подчинительной связи.

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Человеку показалось то, что это сон. Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.

Ум автор текста понимает не только как просвещённость, интеллигентность, но и с понятием “умный” связывалась представление о вольнодумстве.

33

Отрыв придаточного от определяемого слова.

Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

34 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
35

Разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например:

Терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
36

Неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего

Его храбрость — постоять за честь и справедливость привлекают автора текста.
37 Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Ошибки в словообразовании

Словообразование
раздел,
изучающий процессы образования слов;
он тесно связан и с лексикой, и с
грамматикой. Поэтому словообразовательные
ошибки можно было бы рассматривать с
точки зрения употребления слов или
частей речи. Но мы считаем полезным
сказать о них отдельно.

Словообразовательные
ресурсы русского языка очень богаты.
Они позволяют придавать словам
разнообразную экспрессивную окраску.
Однако надо помнить, что зачастую такие
слова имеют просторечный характер:
фотка,
сфоткаться, кошмарить, бабло, препод,
компра, конса, общага
и
т.п.

Их употребление недопустимо в большинстве
ситуаций общения.

Не
всегда
бывают удачными и словообразовательные
новации: Средство
удалит пятна,
неподсильные
порошку; Дарю тебе хорошую идею –
заромань
её;


Можно
охудожествить
и нехудожественный материал; У неё было
чёрное
кожпальто;
Производим
закуп
волос
длиной не менее 30 см.

Возможно:
Средство
удалит пятна, которые

не под силу

порошку; Дарю тебе хорошую идею
для
романа
;
Можно
сделать
художественным

и нехудожественный материал; У неё было
чёрное
кожаное
пальто
;
Покупаем
волосы длиной не менее 30 см.

Встречаются
случаи неправильного
использования аффиксов, в частности,
приставок: У
деда были густые,

надвисающие

над глазами брови
(надо:
нависающие
);
От этого
удорожает
себестоимость ремонта
(надо:
подорожает
);
занизится
прибыль предприятия
(надо:
снизится);
Милицейская машина стала уже
достигать
преступников
(надо:
настигать
).

Некоторые
ошибки в словообразовании связаны с
неверным употреблением частей речи. Не
всегда оправдано,
например, употребление формы женского
рода личных существительных: Выступала
лауреатка

третьей премии конкурса имени Чайковского
(надо:
лауреат
);
Мария Кюри –
учёная
с мировым именем
(надо:
ученый);
Я хочу поговорить с
директоршей
лично!
(надо:
с директором
).
Стоит напомнить, что часто просторечная
женская форма личного имени мужского
рода используется в значении «супруга»:
капитанша,
банкирша, министерша.

Бывает
неоправданным
и конструирование отвлечённых и
собирательных имён существительных:
За
каждой строкой – огромная начитанность,
насмотренность;
Он производит сильное впечатление своей
высокоинтеллектуальностью;
Это не для юношества, а для
старчества.
Лучше
сказать, например, так: За
каждой строкой – огромный жизненный
опыт; Он производит сильное впечатление
своим интеллектом; Это не для юношей, а
для людей зрелых.

Словообразовательные
ошибки нередко встречаются при образовании
формы совершенного вида глагола,
например:
Мой отец
поженился
на маме через три дня знакомства
(надо:
женился);
На
корабле
засбоила
система энергоснабжения
(надо:
стала давать сбой
);
В старом деле о коррупции

зафигурировал

губернатор края
(надо:
оказался замешанным
);
Мне
сымпонировало
его
умение слушать собеседника
(надо:
понравилось).
Как
мы видим, не всегда достаточно при
исправлении ошибки поменять форму слова
(как мы это сделали в первом предложении:
поженился
– женился,

т.к. жениться

двувидовой глагол), часто необходима
его замена, как в остальных примерах.

.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нарушение литературных норм приводит к возникновению речевых ошибок
  • Нарушение лексической сочетаемости это какая ошибка
  • Нарушение лексической сочетаемости слов примеры ошибок
  • Нарушение лексических норм приводит к серьезным речевым ошибкам
  • Нарушение лексических норм приводит к лексическим ошибкам разного типа