Нарушение слоговой структуры слова у детей 6 лет как исправить

Нарушения слоговой структуры слова - очень распространенное нарушение не только у детей младшего дошкольного возраста, но даже у детей 6-7 лет. Коррекция этого нарушения - одна из приоритетных задач в

Нарушение слоговой структуры слова.

Этапы коррекционной работы. Игры и упражнения.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

  • Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
  • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
  • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
  • Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

  • подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
  • собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

  • «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
  • «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
  • «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

  • «Поезд (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
  • «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
  • «Найди клад» (ориентировка по схемам).
  • «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

II. Развитие временно-пространственной ориентировки

  • «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
  • «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
  • «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

Направления работы:

  • Совершенствование движений общей моторики
  • Совершенствование мелкой моторики
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие чувства темпа
  • Формирование чувства ритма

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

  • «Делай как я»

Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.

  • «Умелые ручки»

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

  • Артикуляционные упражнения

Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

  • «Кулачки —  ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук
 стук, стук  стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп
 хлоп, хлоп  хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук
 стук  стук, стук  стук  стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп
 хлоп  хлоп, хлоп  хлоп  хлоп.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли  предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий). 
  • Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
  • Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий). 
  • Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.

Работа над гласными

  • Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
  • в сопровождении символов («Человечки — звуки») 
  • без зрительной опоры.
  • Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
  • Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
  • «Музыкальный мяч»

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

  • Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
  • Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
  • Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

  • с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
  • с общим гласным (ка – та – ма – ва);
  • обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
  • закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
  • прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
  • слоги со стечением.

Приемы и упражнения:

  • «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
  • Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
  • Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
  • Односложные (дом, мак).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

  • Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  • Слоговые линейки.
  • Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
  • «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
  • «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов)
  • «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ ) 
  • «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
  • «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

  • «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
  • «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
  • Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.

Формирование у детей грамматически правильной,
лексически богатой и фонетически чёткой речи,
дающей возможность речевого общения и
подготавливающей к обучению в школе, – одна из
важных задач в общей системе работы по обучению
ребёнка родному языку в детском саду и в семье.

Для воспитания полноценной личности нужно
устранить всё, что мешает свободному общению
ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как
можно раньше овладели родной речью, говорили
правильно, чётко, выразительно. Особенно
необходимым для ребёнка становится правильное
произношение звуков и слов тогда, когда он
начинает овладевать грамотой. Практика
логопедической работы показывает, что часто на
первый план в дошкольном возрасте выдвигается
коррекция звукопроизношения и недооценивается
значение формирования слоговой структуры слов, и
это одна из причин возникновения дисграфий и
дислексий у школьников.

Среди разнообразных нарушений речи у детей
дошкольного возраста одним из наиболее трудных
для коррекции является такое особое проявление
речевой патологии, как нарушение слоговой
структуры слов. Этот дефект речевого развития
характеризуется трудностями в произношении слов
сложного слогового состава (нарушение порядка
слогов в слове, пропуски либо добавление новых
слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры
слова обычно выявляется при логопедическом
обследовании детей с общим недоразвитием речи.
Как правило, диапазон данных нарушений
варьируется: от незначительных трудностей
произношения слов сложной слоговой структуры в
условиях спонтанной речи до грубых нарушений при
повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без
стечения согласных даже с опорой на наглядность.
Отклонения в воспроизведении слогового состава
слова могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:
– сокращение слога;
– опускание слогообразующей гласной;
– увеличение количества слогов за счёт вставки
гласных.
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов;
– перестановка звуков соседних слогов.
3. Искажение структуры отдельного слога:
– сокращение стечений согласных;
– вставки согласных в слог.
4. Уподобление слогов.
5. Персеверации (циклическое повторение).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков
последующими).
7. Контаминации (смешение элементов слова).

Нарушение слоговой структуры слов может
сохраняться у детей с патологией речевого
развития довольно долго, обнаруживаясь всякий
раз, как только ребёнок сталкивается с новой
звуко-слоговой и морфологической структурой
слова [4].

Выбору методов и приёмов коррекционной работы
по устранению данного нарушения всегда
предшествует обследование ребёнка, в ходе
которого выявляется степень и уровень нарушения
слоговой структуры слов. Это позволит установить
границы доступного для ребёнка уровня, с
которого следует начинать коррекционные
упражнения.

В основе данного вида работы лежит принцип
системного подхода  в коррекции речевых
нарушений и классификация А.К.Марковой [10],
которая выделяет 14 типов слоговой структуры
слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива,
дети).

2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота,
малина).

3. Односложные слова (дом, сок).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван,
мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в
середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан,
компот).

7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот,
телефон).

8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната,
ботинки).

9. Трёхсложные слова со стечением согласных и
закрытым слогом (ягнёнок, половник).
10. Трёхсложные слова с двумя стечениями
согласных (таблетка, матрёшка).
11. Односложные слова со стечением согласных в
начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в
конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями
согласных (плётка, кнопка).
14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха,
пианино).

Коррекционная работа по преодолению нарушений
слоговой структуры слов складывается из
развития речеслухового восприятия и
речедвигательных навыков. Свою работу я строила
в два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа –
подготовить  ребёнка к усвоению ритмической
структуры слов родного языка;
– коррекционный; цель этого этапа –
непосредственная коррекция дефектов слоговой
структуры слов у конкретного ребёнка.

На подготовительном этапе я проводила
упражнения сначала на невербальном уровне, а
затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон,
палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из
предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые
инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в
бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на
кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок
считает их и поднимает карточку с
соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с
его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических
рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок,
ребёнок выбирает соответствующую схему на
карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический
рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по
звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски
бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок
кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и
раскладывает их на две группы: к длинной полоске
и к короткой.

На коррекционном этапе работа
проводилась на вербальном уровне с обязательным
«включением» слухового, зрительного и
тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:

  1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на
    кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз
    я хлопну в ладоши.»
  2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла».
    Узнавание по беззвучной артикуляции,
    произнесение с голосом.
  3. Определение ударного гласного в ударной
    позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным
нанизыванием колец на пирамидку (построением
башенки из кубиков, перекладыванием камешков или
бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение
цепочки слогов с прикосновением на каждый слог
пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых
логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных
слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов
разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного
логопедом слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово,
отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно
выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом
слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки,
кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и
слово длиннее.

Игра с мячом «Передай дальше»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно
выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу  и
одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно,
ребёнок называет слова правильно (если ребёнку
трудно выполнить задание, то в помощь даются
картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую
структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между
словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных
картинок ту, на которой изображено самое длинное
слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова 
на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки,
дети показывают цифру, соответствующую
количеству слогов в слове (вариант усложнения –
цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной
ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети
определяют лишнее слово (использовать картинки,
если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон,
самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую
структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый
слог в предложенных словах (самолёт, молоко,
прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч
ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…,
ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду,
произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч,
говорит второй слог и просит ребёнка назвать
слово полностью.

Ребёнок:                          
Логопед:                               
Ребёнок:
кет                                    букет
фет                                    буфет
Бу                                     
тон                                         
бутон
бен                                    бубен

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой
структуры 6-го типа при образовании имён
существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку,
называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч,
называет его «ласково».
Бант – бантик,   бинт – бинтик, куст –
кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой
структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание
и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и
произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает
руку, когда услышит правильное название предмета
и называет его.

Логопед:                            
Ребёнок:
Мосалёт                            

Ломасёт                            
самолёт
Самолёт

Игра «Слоговые кубики»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух
частей.

Игра «Цепочка слов»

Цель: закреплять умение анализировать и
синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части
картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов
(картинок) по типу домино.

Игра «Логокуб»

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и
трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок,
карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок
те, которые соответствуют заданному количеству
слогов и закрепляют их на определённой грани
куба.

Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой
схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных
картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить
пассажиров» в вагоны в соответствии с
количеством слогов.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой
состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в
заданной последовательности: одно вверху – с
односложным словом, два в середине – с
двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными
словами.

Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные
слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной
бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по
одному слову. Затем обмениваются набором
карточек и игра продолжается.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую
структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со
схемами слоговой структуры. Карточки со словами
(для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и
синтез.
Материал: набор карточек со слогами на
тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества
слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать
слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге
одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети
выкладывают как можно больше вариантов слов.

Литература:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по
    преодолению нарушений слоговой структуры слов у
    детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
  2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений
    слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера,
    2007.
  3. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург:
    Арго,1996.
  4. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс
    игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и
    Д, 2006.
  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование
    слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция
    общего недоразвития речи у дошкольников. СПб:
    Союз,1999.
  7. Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум,
    1996.
  8. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой
    структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к
    школе детей с общим недоразвитием речи в
    условиях специального детского сада. Москва: 1991.
  10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова.
    Москва: Гном и Д, 2001.

В логопедической практике используются различные упражнения по развитию слоговой структуры, поэтому для примера приведем по одному для каждого из вышеперечисленных типов.

Упражнение «Узнай, кто это?» (двухсложные слова из открытых слогов)

Педагог раскладывает перед ребенком пять сюжетных картинок, проговаривая предложения к ним:

«Мама купает Женю».

«Папа играет с сыном».

«Тетя едет на дачу».

«Во дворе стоит снежная баба».

«Няня гуляет с ребенком».

Затем ребенок должен ответить на вопросы:

Педагог:                                             Ребенок:

«Кто купает Женю?»                      Мама 

«Кто играет с сыном?»                  Папа 

«Кто стоит во дворе?»                   Баба

«Кто поехал на дачу?»                   Тетя

«Кто гуляет с детьми?»                  Няня

Упражнение «Какое слово получилось?» (трехсложные слова из открытых слогов)

Логопед бросает мяч ребенку, произнося начало или конец слова. Ребенок возвращает мяч, начиная или заканчивая это слово. Затем он должен назвать его полностью.

Примеры (начало слова):

Побе (да)         

Пого (да)

Пома (да)

Примеры (конец слова):

Нава – Канава

Бина – Кабина

Юта – Каюта

Упражнение «Договори слово» (односложные слова из закрытого слога)

Педагог произносит начало слова, ребенок должен закончить его буков М, а затем назвать слово полностью.

Педагог:                          Ребенок:

Га                                      Гам 

До                                      Дом

Ды                                     Дым

То                                      Том

Упражнение «Назови ласково» (двухсложные слова с закрытым слогом)

Педагог бросает мяч, называет предмет. Ребенок возвращает мяч и называет этот предмет ласково.

ИК:

Кот – котик

Ноль – нолик

Год – годик

ОК:

Лед – ледок

Ком – комок

Дым – дымок

ЁК:

Пень – пенёк

Конь – конёк

День – денёк

Упражнение «Конец слова за тобой» (двухсложные слова со стечением согласных в середине слова)

Логопед бросает мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок должен вернуть мяч и сказать второй слог, а затем все слово полностью.

КА:                         ВА:             

Кад – кадка         Тык – тыква 

Гай – гайка          Бук — буква

Ут – утка               Ай – айва

НО:

Боль – больно

Давн – давно

Пят – пятно

Упражнение «Ответь на вопросы» (двухсложные слова из закрытых слогов)

Перед ребенком раскладываются картинки, уточняя при этом названия предметов, которые нарисованы на них. Логопед говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечай на них».

С окончанием ОЙ:

«Едят чем?» — ложкой, вилкой.

«Двор метут чем?» — метлой.

Шьют чем?» — иглой.

С окончанием ОМ:

«Рану бинтуют чем?» — бинтом.

«Хлеб намазывают чем?» — маслом.

Упражнение «Назови детенышей» (трехсложные слова с закрытым слогом)

Перед ребенком раскладываются картинки с изображением детенышей животных. Затем, показывая изображение взрослого животного, произносится начало предложения. Ребенок должен закончить предложение словом, которое подходит по смыслу, а также подобрать соответствующую картинку.

Примеры:

У гусыни – гусенок

У ежа – ежонок

У коровы – теленок

Упражнение «Какое слово получилось? (трехсложные слова со стечением согласных в середине слова)

Ребенок бросает мяч педагогу и называет слог. Педагог, возвращая мяч, заканчивает слово. Задача ребенка – сказать слово полностью.

ПО – Ходка (походка)

ПО – Видло (повидло)

ПО – Чинка (починка)

Упражнение «Подскажи словечко» (трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом)

Ребенку предлагает отгадать загадку, в которых отгадка рифмуется с каким-нибудь словом из загадки.

«Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Он известен, знаменит

Это доктор….. (Айболит)»

Упражнение «Слова с точкой» (трехсложные слова с двумя стечениями согласных)

Педагог бросает мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок возвращает мяч и заканчивает слово (окончание – «точка»).

Примеры:

Кос – косточка

Горс – горсточка

Кис – кисточка

Коф – кофточка

Упражнение «Добавь первый звук» (односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова)

Ребенок бросает мяч педагогу и называет первый звук. Логопед возвращает мяч и произносит окончание слова. Ребенок должен назвать слово целиком.

Ребенок:            Педагог:         Ребенок:

К                           Лей                  Клей

                             Вас                   Квас

                             Лоп                  Клоп

Упражнение «Добавь слог КА» (двухсложные слова с двумя стечениями согласных)

Логопед бросает мяч ребенку и произносит начало слова. Ребенок возвращает мяч и заканчивает слово слогом КА, затем называя слово целиком.

Птич – ка – птичка

Клюш – ка – клюшка

Круж – ка – кружка

Трой – ка – тройка

Упражнение «Какое слово получилось?» (трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова)

Ребенок бросает мяч логопеду и произносит первый слог. Логопед возвращает мяч и говорить окончание слова. Задача ребенка – сказать слово целиком.

Ребенок:         Логопед:        Ребенок:

ПРИ                   Мерка            Примерка

                           Ческа              Прическа

                           Щепка            Прищепка

Упражнение «Добавь слог» (четырехсложные слов из открытых слогов)

Логопед бросает мяч ребенку и произносит начало слово. Ребенок возвращает мяч и заканчивает его заданным слогом. Затем он должен назвать слово целиком.

НА:

Паути – на – паутина

Куряти – на – курятина

Говяди – на – говядина

ЩЕ:

Тулови – ще – туловище

Учили – ще – училище

Чудови – ще – чудовище

Все эти упражнения по формированию слоговой структуры можно проводить самостоятельно с ребенком в домашних условиях. Нужно использовать различные дополнительные средства: картинки, мячик и т.д.

Нарушение слоговой структуры слова: коррекция, подготовка к
коррекции

Методические рекомендации и упражнения

С каждым годом увеличивается число детей,
страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует
нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми
часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и
недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных
звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что
звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени
противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность
приобретает определение правильного соотношения между развитием
звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна
из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными
нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения
грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

Поскольку данная тема недостаточно изучена
и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают
трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в
систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий
лексической насыщенностью.

В данном пособии представлена система
работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по
данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы
нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества
слогов:

·        
​Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;

·        
Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;

·        
Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения
согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение
последовательности слогов в слове:

·        
Перестановка слогов: «деворе» — дерево;

·        
Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры
отдельного слога:

·        
Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;

·        
Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов:
«кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое
повторение одного слога).

6. Антиципации (замена
предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение
элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова
значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная
ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий,
способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти
неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры
слова.

В коррекционной работе по преодолению
нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

·        
подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению
ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и
вербальном материале;

·        
собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция
дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по
следующим направлениям:

·        
формирование пространственных представлений и
оптико-пространственной ориентировки;

·        
развитие временно-пространственной ориентировки;

·        
развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Ниже предлагаются примерные игры и
упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры
и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы
включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических
занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических
представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях
по ознакомлению с окружающим миром.

I. Формирование пространственных
представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

·        
«Вот какие мы» («Покажите свой живот,
свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).

·        
«Наводим порядок» (перед ребенком варежки,
перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).

·        
«Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются
контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару
из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

·        
«Поезд» (Перед ребенком в
колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто
далеко? Кто близко?»)

·        
«Собери сказку» (Перед ребенком — набор
игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка
между домом и елкой»). 

·        
«Найди клад» (ориентировка по
схемам). 

·        
«Где гудит паровоз» (определение
местоположения звука).

II. Развитие временно-пространственной
ориентировки

·        
«Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли
зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала,
потом, в самом конце?)

·        
«Что сначала, что потом» (Взрослый дает
ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в
ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу —
ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).

·        
«Посмотри и повтори» (Взрослый
показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в
нужной последовательности)

III. Развитие динамической и
темпо-ритмической организации движений

Направления работы:

·        
Совершенствование движений общей моторики

·        
​Совершенствование мелкой моторики

·        
Развитие артикуляционной моторики

·        
Развитие чувства темпа

·        
Формирование чувства ритма

Совершенствование движений моторики:
общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной
организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить
заданную последовательность движений.

·        
«Делай как я»

Логопед выполняет серии вначале из двух,
затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я»,
«Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на
пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад
— в сторону.

·        
«Умелые ручки»

Чередование различных поз: 1) Кулачки —
ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

·        
Артикуляционные упражнения

Чередование разных поз органов
артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3)
«Лопатка» — «Иголочка».

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить,
характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых
ощущений.

·        
«Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко и
быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения
выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на
редкие — медленно, спокойно, как кошка.

·        
«Кулачки —  ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети
выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по
другому слегка:
Стук  стук, стук  стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп  хлоп, хлоп  хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук  стук  стук, стук  стук  стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп  хлоп  хлоп, хлоп  хлоп  хлоп.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические
отношения (акцентированные неакцентированные доли  предпосылка
для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе
тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

·        
«Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок —
большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий). 

·        
Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин
разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.),
«Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).

·        
Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы:
«Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок,
маленькая капелька — короткий). 

·        
Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки, дети
стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в
гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел.
 Останавливается
за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто
там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….»
Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый
играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / //
/ и т.д.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на
вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий
уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

·        
уровень гласных звуков;

·        
уровень слогов;

·        
уровень слов;

·        
уровень коротких предложений;

·        
уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится
«включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и
тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.

Работа над гласными

·        
Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:

·        
в сопровождении символов («Человечки — звуки») 

·        
без зрительной опоры.

·        
Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением
(так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух). 

·        
Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции
взрослого.

·        
«Музыкальный мяч»

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит
один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

·        
Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение»
(грустно, злобно, ласково) голоса.

·        
Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.

·        
Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного
количества) звуков.

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

·        
с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя
движения, произносить: ба – бо – бу – бы);

·        
с общим гласным (ка – та – ма – ва);

·        
обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек
нарисовано);

·        
закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);

·        
прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости —
мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да –
та – да, то – до – то – до»);

·        
слоги со стечением.

Приемы и упражнения:

·        
«Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)

·        
Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным
движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек,
кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.

·        
Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку
предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко
ко-ко ко ко-ко-ко ко ко). 

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы
слоговой структуры слова:

·        
Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).

·        
Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).

·        
Односложные (дом, мак).

·        
Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).

·        
Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка,
ветка
).

·        
Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

·        
Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)

·        
Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).

·        
Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).

·        
Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).

·        
Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).

·        
Односложные со стечением в конце слова (зонт).

·        
Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).

·        
Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Работа над словами осуществляется
последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры
осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе
отработки слов с различными типами слоговой структуры

·        
Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества
слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий
след).

·        
Слоговые линейки.

·        
Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству
этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово,
считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в
распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2,
лягушка — 3 слога).

·        
 «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от
количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок —
двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов). 

·        
«Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 )
слогов) 

·        
«Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и
без них, например, СА _ ; СА _ _ ) 

·        
«Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны
различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в
вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).

·        
«Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные
буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую
схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом,
груша, роза).

Работа над словосочетаниями,
предложениями, текстами

·        
«Добавлялки» (Перед детьми картинки.
Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание.
Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).

·        
«Снежный ком» (Слова сопровождаются
движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по
ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем
«шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит
красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.
).

·        
Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.

Список литературы:

1.    
Агранович
З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у
детей. СПб: Детство-пресс, 2009. 48 с.

2.    
 Бабина Г. В.
Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием
речи. М.: ПАРАДИГМА, 2010. 96 с.

3.    
 Большакова
СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое
пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. 56 с.

4.    
Маркова А.К.
Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией /
Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Левиной Р.Е. М., 1961.
С. 65-70.

5.    
 Ткаченко
Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. М.,
Книголюб, 2008. 48 с.

6.    
Четверушкина
Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7
лет. М.: Гном и Д, 2001. 96 с.

В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. 

Если мы слышим в речи ребенка пропуски или наращения звуков и слогов, значит слоговая структура слова нарушена. До 3-х лет  – это физиологическая норма, если ребенок 4-5 лет произносит: масолет  (самолет), моцик ( мотоцикл), липека( таблетка), томаок ( молоток) и пр., можно констатировать стойкое нарушение слоговой структуры слова и в этом случае ребенку нужна помощь логопеда. Важно понять: самостоятельно, без коррекционной помощи специалиста это нарушение не пройдет!

 Факты….

          Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников – одно из самых трудных для коррекции проявлений речевой недостаточности. 

             Отдельные проявления слоговой структуры  мы можем наблюдать и у детей, без серьезных речевых нарушений. Часто это выражается при произнесении длинных, малознакомых слов и слов со стечением согласных.

             Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.  Расширяйте словарный запас ребенка!

           Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

         Формирование слоговой структуры влия­ет на успешность овладения грамматическим строем речи, ус­воение звукового анализа, письмо и чтение.

         Множественные нарушения слоговой структуры слова  является ключевым моментом, свидельствующим о наличии у ребенка ОНР (Т. А. Ткаченко).

         По данным послед­них исследований (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина) формирование слоговой структуры слова зависит от особенностей развития неречевых процессов, которые являются фундаментом слоговой структуры.  Нет прочного фундамента – не построить  прочный дом, т. е. не освоить письменную речь и чтение  в той степени, которая позволит стать успешным. Для этого важны следующие процессы:

  — оптико-пространственная ориентация: ориентируемся сначала в своем теле, затем в трехмерном пространстве, (более подробная информация  см. статью на моем сайте «Нейропсихологический подход к коррекции некоторых речевых проблем. Формирование пространственных представлений – одно из важнейших условий жизненных успехов») и временно-пространственной ориентации понимать: что сначала, что потом.

  ритми­ческая и динамическая организация движений (следовательно, нужно развивать чувство ритма, умение быстро и правильно переключаться с движения на движение, что лучше всего происходит во время занятиями танцами).

Нейропсихологические исследования последних лет по­казывают, что любой серийной двигательной программе (а слоговая структура слова – это именно серийная двигательная программа) присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается.

 — способно­сть к серийно-последовательной обработке информации.

Чуть-чуть теории:

проверьте этапы речевого развития  своего ребенка!

В соответствии со схемой развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов можно разделить на несколько этапов.

         1 год 3 мес. — 1 год 8 мес.:

         — ребенок часто воспроизводит 1 слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слова.

         1 год 8 мес. – 1 год 10 мес.:

         —  ребенок воспроизводит двусложные слова, в трехсложных часто пропускает один слог.

         1 год 10 мес. – 2 года 1 мес. :

         — в трехсложных словах все еще пропускает один слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сократить количество слогов в четырехсложных словах.

         2 года 1 мес. – 2 года 3 мес.:

         — в многосложных словах часто опускает предударные слоги,  иногда приставки.

         2 года 3 мес. – 3 года:

         — слоговую структуру нарушает редко, главным образом в малознакомых словах.

Это значит, что в возрасте 3-х лет  ребенок  может произносить 2-х, 3-х сложные слова, соблюдая последовательность звуков в слове, но имеет право некоторые звуки произносить неправильно (см. ст. на сайте  «Возрастные нормы в таблицах»).

         При речевой патологии нарушения к 3 годам не исчезают, а, наоборот, приобретают ярко выраженный стойкий характер.

Классификация слов аномальной детской речи.

1.     Правильно произносимые слова.

2.     Слова-фрагменты: «моко» (молоко).

3.     Слова-звукоподражания, обозначающие предметы, ситуации, действия «би-би».

4.     Абрисы слов: «попата» (лопата).

5.     Слова, которые совсем не напоминают слова русского языка.

 Специальная информация, родителям можно пропустить и обратиться к финальной части статьи.

Особенности искажения слоговой структуры

Элизия – сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).
Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» – луна), в его середине («гуница» – гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» – капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» – каша, «пи» – писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» – пуговица).
– опускание словообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется («просоник» – поросенок; «сахрница» – сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

Итерации –  увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» – трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» – дирижабль).
 Нарушения последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов в слове («деворе» – дерево);
– перестановка звуков соседних слогов («гебемот» – бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

 Искажения структуры отдельного слога:
– сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» – капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул» – стул).Данный дефект Филичева и Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

–вставка согласных в слог («лимонт» – лимон).
 Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» – капитан; «вевесипед» – велосипед).

Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» – панама; «вввалабей» – воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

Контаминации – соединения частей двух слов («холодильница» – холодильник, хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи.

Финальная  часть  информации

При нормальном развитии ребенка овладение им слого­вой структурой происходит постепенно через ряд законо­мерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности словообразования оказываются преодоленными.

 В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, ког­да ребенок способен оценить правильность и выявить дис­гармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

Для детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Детям 4—5 лет предлагаются различные типы слов: про­стые — из открытых слогов без стечения согласных; более сложные: из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова.

Речевой материал: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, теле­визор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

—  назвать предметные картинки;

—   повторить слова за логопедом;

—  ответить на вопросы {Где подстригают волосы?).

Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении сло­говой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:

—  повторить ряды  слогов,  состоящих  из разных  гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но оди­наковых гласных (па-та-ка-ма); из разных гласных, но одина­ковых  согласных  звуков   (па-по-пу);   из  одинаковых   гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-па­па, па-па-па);

—  отстучать ритмический рисунок слова.

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик   чинил водопровод.

Милиционер регулирует  уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Детям школьного возраста задания в ходе обследования предлагаются как в устной, так и в письменной форме:

—  чтение слов сложной слоговой структуры; чтение пред­ложений, насыщенных словами разного типа; чтение скорого­ворок;

—  списывание сложных слов и предложений; запись слов и  предложений  под диктовку;  письмо  проверочных слуховых диктантов.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.

Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

Следует учитывать, что у детей с нормальным речевым разви­тием к 2,3-2,5 годам исчезают ошибки воспроизведения зву­кослоговой структуры слова, связанные с пропуском слогов и звуков, с добавлением слогов;

а к 2,5-3 годам — ошибки, свя­занные с уподоблением слогов и звуков и пропуском соглас­ных при их стечении.

Такой вид ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слова, как перестановки звуков и слогов, встречается в речи нормально развивающихся детей крайне редко и к 2,5-3 годам также преодолевается.

 Таким образом, в 3 [3,5]—4 [4,5] года (что соответствует возрасту ре­бенка на первой ступени обучения) дошкольник способен пра­вильно воспроизводить звукослоговую структуру слов без сте­чения и со стечением согласных.

Если Вы, прочитав статью, определили, что у Вашего ребенка  нарушена слоговая структура слова – обращайтесь за помощью к специалисту!

Изучайте и вникайте в сложности своего ребенка!

30, 20, даже 5 лет назад  детей,  которым НЕ требовалась коррекционная помощь,  было гораздо больше!

По оценкам некоторых специалистов сегодня

90% детей нуждаются в коррекционной помощи разного уровня!!!

Таковы реалии сегодняшнего дня.

Любые нарушения можно успешно скорректировать при условии систематической, грамотной работы логопеда при тесном сотрудничестве  с родителями!

Все будет хорошо!

Трудитесь вместе!

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нарушение пространственного восприятия у детей как исправить
  • Нарушение привязанности у ребенка как исправить
  • Нарушение последовательности регламентных операций как исправить
  • Нарушение последовательности букв относится к ошибкам
  • Нарушение памяти ошибки памяти ложные воспоминания