Наша работа носит различные направления ошибка

Работа по теме: 12387 ЗМУ КР Редактирование ДД. Глава: Вариант 4. ВУЗ: РГППУ.

I. Логические основы редактирования

Задание 1.
В предложении
исправьте логическую ошибку. Объясните,
в чем она заключается.

Надо сравнить
показатели пятой таблицы с первой
таблицей.

Задание 2.
Определите,
какие логические ошибки допущены в
данном фрагменте тексте. Найдите другие
нарушения. Запишите исправленный
вариант (если не хватает информации,
покажите это в тексте).

О выпуске учебных
пособий

Уважаемый Николай
Михайлович!

Учебный отдел
СГПУ просит Вас выпустить специальную
литературу для студентов очной формы
обучения по специальности 38015
«Документоведение и документационное
обеспечение» по предметам:

  • Организация
    и технология документационного
    обеспечения управления

  • Организация
    и технология электронного документооборота.

  • История
    и организация ДОЦ

  • Архивоведение

Вышеперечисленная
литература рекомендована Министерством
образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия.

Просим Вас увеличить
количество тиража и прислать нам ответ
на письмо в течение 5 дней. Заранее
благодарим.

Начальник учебного
отдела
П.Д. Трофимов

II. Композиция служебного документа

Задание 1.
Определите
функционально-смысловой тип речи
данного фрагмента текста и приведите
доказательства.

Статья 18. Права и
свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими. Они
определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной
и исполнительной власти, местного
самоуправления и обеспечиваются
правосудием.

Задание
2.
Прочитайте
абзац текста официально-делового стиля,
выполните смысловой анализ приведенной
в нем информации.

Прямое центральное
электроотопление «Науро» – это система
отопления, состоящая из стационарных
отопительных модулей с композитным
стержнем,

запрессованным
в керамику, в качестве нагревательного
элемента. В противоположность
предшествующим системам он не сжигает
кислород, не сушит воздух, что благотворно
влияет на здоровье. Система отопления
«Науро» позволяет автоматически создать
индивидуальный микроклимат в каждой
комнате. Возможность программирования
с центрального пульта сократит расходы
электроэнергии на 60–80%. Цена – 240 рублей
на 1 кв. метр.

III. Исправление лексических ошибок

Задание 1.
Исправьте
лексические ошибки.

1.
Наша работа носит различные направления.
2. Согла­ситесь, что это несколько
аналогично нынешней ситуации на
производстве. 3. После рассмотрения
всех заявлений, предоставленных в
домоуправление от жильцов, право на
вселение в освободившуюся квартиру
было представлено Т.Г. Спивак. 4. Пришедший
на должность районного советника придал
особенную значимость этому вопросу.
5. Полностью ликвидирован перепростой
вагонов. 6. Сейчас в районе полным ходом
реализуется постановление мэра о
строительстве многоярус­ных
гаражностроительных кооперативов. Вот
и понастроили их полно. 7. Ряд вопросов
удалось снять и помочь людям, другие
взяты на контроль и по ним будут приняты
меры.

Задание 2. В
следующих предложениях исправьте
ошибки, связанные с неправильным
употреблением фразеологизмов и
устойчивых сочетаний. Объясните, в чем
они заключаются.

1. Попытаемся
сдвинуть решение вопроса с мертвой
точки зрения. 2. Развитие хозяйства
области ставит в повестку вопрос об
использовании в первую очередь местных
гидроресурсов.

Задание 3.
В следующих
предложениях устраните речевую
избыточность и определите ее тип.

1.
В феврале месяце планируется оснастить
предприятие новой техникой. 2. Купленные
покуп­ки не принимаются обратно.

Задание 4.
Отметьте
лексические и фразеологические
сред­ства, нарушающие стилевую
однородность предложения; исправьте
предложение.

Представители
деканата прихватили с собой
фотокорреспондента, чтобы вооружиться
неопровержимыми фактами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Типы лексических ошибок

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ

Лексическая сочетаемость слов — это способность слова соеди­няться с другими словами контекста, не нарушая семантических и грамматических закономерностей сочетания слов, Лексическая сочетаемость, таким образом, тесно связана с понятием языко­вой валентности каждого слова, т.е.

Намеренное нарушение семантических или грамматических закономерностей сочетания слов лежит в основе некоторых сти­листических фигур и тропов, например метафоры, метонимии и синекдохи, аллегории, гиперболы и литоты, каламбура и оксю­морона.

Ненамеренное, случайное нарушение лексической сочетаемо­сти приводит к речевой ошибке. Часто встречающимся случаем нарушения лексической сочетаемости является контаминирован­ная конструкция, в которой ошибочно соединяются части сино­нимичных словосочетаний: играть значение (играть роль и иметь значение^ предпринять меры (предпринять действия, шаги и при­нять меры)

Иногда ненамеренное нарушение лексической сочетаемости за­крепляется в речи, а затем и в языке, слова приобретают иную языковую валентность, В таких случаях говорится об обновленной лексической сочетаемости: обречена на успех, отъявленная красавица.

122. На идите ошибки в сочетаемости слов. Сделайте стилистическую правку.

1. Шока не подучилось по той же самой причине, по которой не производит переполоха «одетое» русское издание «Плейбоя». 2. Тем не менее Генпрокуратура сочла возможным включить меня в спи­сок обвиняемых на эту тему. Я полагаю, что это результат той же самой политической подоплеки, которая в этом обвинении про­сто проходит по всем пунктам. 3. Спор этот впоследствии вызвал пристальное внимание исследователей. 4. Пожелание избирателя: «Увеличить уровень благосостояния каждого гражданина в Рос­сии».

курсе чревата вам главным притом, 14, Некоторые районы уже пе­реваливают лучшие рубежи прошлых пятилеток. 15. Проблемы не разрешились, но накопился тот. обратно говоря, гремучий газ, который мы сегодня пожинаем. 16. Еше одна задача была постав­лена и успешно осуществлена организаторами. 17. Поэтому нужно срочно предпринимать какие-то меры, 18. Книга пользуется у чи­тателей огромным интересом. 19. Восток нашей страны, как сооб­щили в ЦНИИ геодезии, аэросъемки и картографии, по-прежне­му базируется на мысе Дежнева. 20. Открылся центр профилакти­ки правонарушений, его сотрудники будут оказывать консульта­ции подросткам,

123. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Отметьте кон га минированные конструкции, в которых ошибочно соединены части двух словосочетаний. Сделайте необходимую правку.

1, Поэтому кости их. конечно, растут, но при недостатке каль­ция становятся очень хрупкими, вследствие чего возрастает риск развития переломов. 2. Нам выдана™ такие замечания. 3. Экспер­ты составляют аналогии между Арнольдом Шварценеггером в кино и Нел в индустрии компьютерных игр. 4, Строительство детских площадок имеет важную роль в развитии социальной инфраструк­туры города. 5.

124. Найдите случаи нарушения лексичеекоіі сочетаемости, Отметьте явлення контаминации. Сделайте стилистическую правку.

1. Эти слова не играли никакого значения в его прогнозах пе­ред выборами, 2, Вам известно, как происходили тогда обстоя­тельства? 3. Не было возможности предпринимать такие меры.

4. Материал со структурой, обладающей пустотами, 5. Мы сдела­ли самые низкие иены. 6. Но это обычная вешь для любого клуба, и тренер англичан не испытывает опасений на этот счет. 7. Я не делаю никаких поступков, которые могли бы кому-нибудь ме­шать жить.

10. По телевидению сказали информацию, что выборы здесь не состоялись, II, Что за желание брать на себя обязанности, о ко­торых никго не просил, и производить советы тем. кто их слу­шать не будет’.’ Да просто меняется политическая поляна, и надо заявить о своей готовности к затребованное™. 12. Экскурсии по­лезны для повышения кругозора. 13. Этот нагреватель удовлетво­ряет всем потребностям покупателя. 14. Что ни говорите, а дождь за окном настроения не прибавляет. 15. Наша партия не умеет, как вести предвыборную кампанию в таких условиях. 16. Житель графства Норфолк покорил в этот раз все рекорды. 17. Бизнес- партнеры высоко отзывались о ней. 18. Многое зависит от лично­сти, которая занимает этот пост, и от того, как она владеет им. 19. Есть, например, одно хроническое состояние, которое часто испытывает человек; это боли в пояснице, 20. Я хочу уделить ваше внимание на то. что главную роль в этом фильме играет начина­ющий актер. 21. Он рассказал еше несколько своих воспомина­ний. 22. В Атланте же я совершенно трезво понимал свои воз­можности.

125. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости, конта- минированные конструкции. Исправьте предложения.

І.Наша работа носит различные направления. 2, Я думаю, это носит такої і устрашающий фактор, 3. К этой рубрике мы питаем осо­бенный трепет, 4. Войдя в этот блок, я хочу сделать конкуренцию кандидатам от мафии. 5. Кто же виноват в том. что продукты так дороги? Первым дедом надо удешевить их себестоимость. 6. В резуль­тате горячий воздух шел вертикально вверх, а шахты лифтов име­ли роль своего рола дымовых труб. 7. Ее рука все явственней проглядывает в поведенческих рефлексах мужа. 8. Через пол года мы почувствуем, как дышит интерес к нашим предприятиям.

9. Народ вернется в первобытное прошлое.

листу пришлось прибегать к авантюрам. 13. Новобранец едва не сотворил бенефис. 14.0 том, с каким настроением вступают в очередную страду местные хозяйства, мы попросили рассказать начальника Управления сельского хозяйства. 15. Но лотом сена­торы взяли много воли. 16. Фирма «АРТ» предлагает уют и тепло в вашем доме. (Реклама.) 17. Неповторимый стиль вашего пре­стижа. (Реклама.) 18. Во втором периоде упустили много голе­вых шансов. 19. Мяч совершил широкую дугу. 20. Детей объяви­ли в слежку, 21. После чего лавинообразно подскочут цены на все потребительские товары. 22. После этих передач сознание пенсионера мутится и в голове разражается — нет. слава богу, не инсульт, но маленькая война. 23. Они сделали огромные ка­питалы на государственных казначейских обязательствах. 24. Раз­витие фотографического рынка в России имеет очень важную роль. 25. Какие у вас еше есть цели, мечты, желания, к которым вы стремитесь?

126. Объясните характер ошибок, сделайте стилистическую правку. 1. Рынок доставляет шум и беспокойство жителям близлежа­

щих домов. 2. Уровень чемпионата в Италии очень сильный. 3. Был слышен сдержанный рев трибун. 4. Мы тоже не чужды чувства юмора. 5. Его угрозы обретают вполне конкретное содержание. 6. Цвета передают психологические сообщения, послания, кото­рые взаимодействуют в первую очередь на подсознание. 7. Согла­ситесь, что это несколько аналогично нынешней ситуации в стране. 8. В произведении показана тыльная сторона театра. 9. И ногда мы начинаем время от времени ошушать боли в животе, потерю ап­петита, похудание. 10. Когда эффект девальвации перестанет ска­зываться, прекратится и рост пен. 11. Подробно опишите его чув­ства, мысли и действия в интерьере ваших обстоятельств. І2. Жур­налистский интерес к человеку, испытывающему проблемы, довольно редок. 13. С другой стороны, утверждалось, что культу­ра сама способна вносить серьезную подпитку в бюджет.

127. Объясните, в чем состоит обновление лексической сочетаемости. Данте стилистическую характеристику и свою опенку этих предложений.

I, О сборной мечтал так же тихо и неотвратимо. 2. А по-русски говорит потому, что работает с Россией, часто бывает, даже ухит­рилась завести здесь себе несчастную любовь, 3. Мне жутко нра­вятся родинки, особенно на шее. Я сразу обращаю на это внима­ние. 4. Гастрольное турне «На-на» обречено на успех. 5. Все это было чудовищно весело. 6. В декабре 1991-го несколько ошалевших от перспективы стать полноправными царями в своих вотчинах партийных боссов скоропостижно подписали документ огромной разрушительной силы. 7. Они держали в напряжении всех потен­циальных соискателей престола. 8. Реклама с Иисусом задела лаже самых отпетых атеистов. 9. Хотелось обрести иллюзию финансо­вой независимости. 10. Никому в голову не придет развести косте­рок и наладить шашлычки. 11. Я верил в неминуемую удачу, и она мне улыбнулась. 12. Но, не найдя обшего языка с мальчишками, наш герой взахлеб дружит с девчонками. 13. Сегодня уже никто не спорит, лаже самые отъявленные реформаторы, что десятилетие российских преобразований в экономике прошло бездарно. 14. Таня приняла все в серлие, испытав при этом чувство стыла за свое беспросветное благополучие, 15. Они сидели и пили неумеренно черный кофе с меловыми Сониными пирогами. 16. Он думал о той форме совершенства, про которую говорил единственный рус­ский гений «не удостаивает быть умной».

128. Объясните характер ошибок, сделайте стилистическую правку.

I. В третьей книге писателя происходит еше олив важный этап.

2. Кинжал его слов более не режет серлиа людей. 3, Программа кандидата — это 65 страниц убористого текста, охватывающего практически все аспекты жизни страны. 4. Академик совершил блестящую научную карьеру . 5. Общество хочет сделать книгу тек­стов человеческой ДНК доступной и бесплатной лля всего мира, 6. Большинство места в зале занимали представители старшего поколения. 7. Предвыборная программа кандидата здесь не играла решающего значения. 8. Это мировые ценности. Это вещи слиш­ком высокого масштаба. 9. У иных же случилось удивление, ибо жлали-то Наталью. 10. Одним словом, реабилитации после жесто­кого поражения от сборной Израиля наша команда не добилась,

11. Но в силу своих обязанностей не имел права скрывать полу­ченные факты от сопредельных силовых ведомств, а это означа­ло. что преступник сразу же будет об этом знать и предпримет срочные контрмеры. 12. Ни один учитель не смог бы настоять на таком сконцентрированном внимании. 13. Подробно углубляться на этом мы сейчас не будем. 14. В Екатеринбурге состоялся очень интересный опыт, который мы условно со своими студентами назвати «метол матрешек». 15. После кризиса позиция ралиостан-

инн стала улучшаться. 16. Не успел он пройти п нескольких ша­ток. как кто-то поманил его в сторону, 17. Задержана большая группа фальшивых долларов. 1S. И только московская премьера исправила ему настроение.

Мяч совершил широкую дугу лексическая ошибка

Войти через uID

—>

—>

—>Главная » —>Статьи » КУЛЬТУРА РЕЧИ » УПРАЖНЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.
10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.
12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила карие чулки.
15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.
17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.
18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло глубокой весной.
20. В течение долговременного периода идет оформление документов.
21. Он был мне подлинным другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.
23. Он преклонил голову ей на плечо.
24. Сын склонил колени перед матерью.
25. Эта новость причинила ей удовольствие.
26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.
28. У нее были огромные каштановые глаза.
29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма.
5. Успехами мы не блещем.
6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке.
10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с сетками.
12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.
13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила коричневые чулки.
15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.
17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.
18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло весной.
20. В течение долгого времени идет оформление документов.
21. Он был мне настоящим другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.
23. Он склонил голову ей на плечо.
24. Сын преклонил колени перед матерью.
25. Эта новость доставила ей удовольствие.
26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.
28. У нее были огромные карие глаза.
29. Он испытывал к нему сильную ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

источники:

http://scicenter.online/kultura-rechi-stilistika-scicenter/leksicheskaya-sochetaemost-170951.html

http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/kultura_rechi/uprazhnenija_po_kulture_rechi/narushenija_leksicheskoj_sochetaemosti/19-1-0-239

Текущая страница: 8 (всего у книги 17 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]

Деловое совещание. Пресс-конференция. Телефонный разговор

Деловое совещание как протокольный жанр. Виды, структура.

Пресс-конференция.

Телефонный разговор. Языковые формулы телефонной коммуникации.

Распространённой формой делового общения является деловое совещание, под которым подразумевается вид речевой деятельности, предполагающий организованное, целенаправленное взаимодействие руководителя с сотрудниками посредством обмена мнениями.

По принадлежности к общественной жизни деловые совещания делятся на административные, научные, научно-технические, политические, профсоюзные, объединённые совещания;

по масштабу привлечения участников деловые совещания бывают международные, республиканские, отраслевые, региональные, областные, городские, районные, внутренние (в пределах одной организации или её подразделения);

по периодичности проведения – регулярные и постоянно действующие совещания;

по количеству участников – совещания в узком составе (до 5 человек), совещания в расширенном составе (до 20 человек), представительные (более 20 человек);

по основной задаче – совещания инструктивные (передача необходимых сведений и распоряжений сверху вниз по схеме управления для скорейшего их выполнения), диспетчерские /оперативные (получение информации о текущем состоянии дел; проводятся регулярно каждые 2-3 дня с постоянным списком участников), проблемные (поиск наилучших решений проблемы с помощью дискуссии или мозгового штурма).

Дискуссия – одна из основных форм делового совещания, предполагающая сопоставление различных мнений. В ходе дискуссии решаются а) задачи по отношению к проблеме (формулирование целей и темы совещания; сбор предложений по обсуждаемой проблеме и их анализ; подведение итогов дискуссии. К базовым вопросам относятся: В чём суть проблемы: понятно ли она сформулирована? В чём причина проблемы? Каким критериям должно соответствовать принимаемое решение? Какое решение является наилучшим? Как можно исполнить решение? Какие этапы необходимы для проведения решения в жизнь? Какова их последовательность? Кто несёт ответственность?); б) задачи по отношению к участникам совещания (сопоставление мнений, вычленение противоречий, формулирование противоречия как проблему с целью достижения согласованного мнения); в) задачи по отношению к коммуникантам (активизация внимания всех участников).

Мозговой штурм – способ работы деловой группы, предполагающий нахождение новых альтернативных вариантов решения конкретной деловой задачи и включающий в себя следующие этапы: 1) представить проблему для рассмотрения; 2) выдвинуть как можно больше идей для её решения; 3) выбрать несколько идей и разрабатывать альтернативные решения, действенные на практике.

Чтобы деловое совещание было результативным, необходимо заранее продумать его тему (предмет обсуждения) и повестку, содержащую следующую информацию: тема, цель, перечень обсуждаемых вопросов в порядке очередности их рассмотрения, регламент, пространственную организацию.

Ход деловых совещаний протоколируется (исключение составляют оперативные совещания). Протокол включает в себя:

1) вводную часть, содержащую номер протокола, дату проведения совещания, вид коллегиальной работы (совещание, заседание, собрание, семинар и т.п.), наименование коллегиального органа (совет, кафедра, комиссия и т.п.), количество присутствующих, фамилию председателя, секретаря, членов коллегиального органа, повестку дня совещания, наименование должностей и фамилий докладчиков;

2) основную часть, которая стоится по схеме:

– слушали…;

– выступили…;

– постановили…

Итак, деловое совещание предполагает групповую деятельность, в отличие от деловой беседы оно требует активного участия всех его участников. Эффективность делового совещания зависит от умения организовать работу группы и управлять групповым поведением.

Часто деловое общение осуществляется по телефону. Телефонный разговор как контактное во времени, но дистантное в пространстве и опосредованное специальными техническими средствами общение может быть санкционированным (звонки по контактным номерам, которые специально выделены организацией для решения оперативных вопросов, или звонки, время которых оговорено заранее) и несанкционированным. Телефонный разговор рекомендуется разбивать на: 1) инициативную часть (15-25 секунд), 2) введение в курс дела (35-45 секунд), 3) обсуждение ситуации (1 минута 35 секунд – 1 минута 45 секунд), 4) заключительная часть (15-25 секунд). Деловая телефонная коммуникация предполагает прежде всего знание речевого этикета: старайтесь избегать слишком длинных пауз и используйте для экономии времени готовые клише (по В.И. Максимову, А.В. Голубевой):

Таблица 4

Правила эффективного ведения телефонного общения включают в себя коммуникативную (обеспечивает расположение собеседника к дальнейшему деловому контакту и способствует передаче /получению достоверной информации) и ролевую установки.

Часто телефонный разговор сопровождается невербальными средствами, к которым относятся паузы, интонация, шумовой фон и др.

К основным правилам телефонной коммуникации относятся:

1) нельзя заставлять долго ждать у телефона делового партнёра (лучше договориться о повторном звонке собеседнику через какое-то время);

2) если вашего звонка (прихода) ждут, следует перезвонить (в течение рабочего дня, вечером);

3) если позвонили вы: а) уточните, куда вы попали, б) представьтесь и изложите причину звонка, в) если вы звоните по просьбе человека, который в данное время отсутствует, оставьте для него информацию, что вы звонили, когда и где вас можно найти, г) говорите кратко и информативно, д) поинтересуйтесь, есть ли у собеседника время для разговора;

4) если позвонили вам: а) назовите свою организацию, должность, б) уточните, кто звонит и причину звонка до начала разговора, в) предупредите секретаря перед своим уходом, кому и какую информацию он должен передать, г) отвечайте одинаково спокойно на все звонки, несмотря на утомительность некоторых из них; д) демонстрируйте внимание к словам собеседника репликами типа: Понимаю… Совершенно верно… и т.п.; е) разговор должен завершить инициатор (в противном случае дайте вежливо понять собеседнику, что разговор затянулся; используйте реплики типа Надеюсь, мы выяснили основные детали);

5) если у вас посетитель, необходимо извиниться и в трубку, и перед посетителем, попросив подождать немного того, кто в этой ситуации покажется более важным: если разговор по телефону можно продолжить позже, необходимо об этом договориться, если нет, нужно попросить посетителя дать возможность закончить разговор по телефону;

6) если телефонный звонок поступил во время обеденного перерыва, необходимо снять трубку и перенести разговор;

7) если звонят вам, нужно записать имя говорящего, чтобы обращаться к нему во время разговора.

Итак, телефонный разговор – вид делового взаимодействия, основными компонентами которого являются устно-речевые средства. Телефонная коммуникация требует от коммуникантов предварительного продумывания содержания разговора, подбора речевых формул, способствующих эффективности общения.

Особая форма делового общения – пресс-конференция, назначение которой – ознакомить общественность с точкой зрения предприятия, организации, фирмы и т.п. на конкретную социально значимую проблему. Пресс-конференция как форма делового общения, реализующая кратковременную встречу с представителями СМИ и общественностью предполагает интенсивное использование вербальных и невербальных средств, приоритет при этом отдаётся речевой коммуникации (важны ясность, правильность и точность речи). Особая роль отводится в пресс-конференции наглядности, которая сопровождает вербальную коммуникацию.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте деловую беседу как вид деловой коммуникации.

2. Конфликт и способы его разрешения.

3. Этапы подготовки и проведения делового совещания.

4. Пресс-конференция. Её отличие от других форм делового общения.

5. Телефонный разговор. Укажите преимущества телефонного разговора. Укажите особенности этикета телефонного разговора.

ПРАКТИКУМ

Стилистические ресурсы лексики

План:

1. Точность словоупотребления.

2. Употребление многозначных слов и омонимов.

3. Стилистические ресурсы фразеологии.

4. Лексика с ограниченной сферой употребления.

5. Особенности употребления паронимов, синонимов и антонимов.

4. Нарушение семантической и стилистической сочетаемости.

Цель: формирование языковой и коммуникативной компетенции.

Терминологический минимум: точность и правильность речи, логика, плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, анахронизм, контаминация, пароним, синоним, антоним.

Задание 1. Укажите в предложении ошибки, связанные с неточным выбором слова (употребление слова без учёта его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи).

1. Декада грузинской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2. Студент перепутал на экзамене фамилии античных героев и богов. 3. Жду вас десять минут и ни цента больше. 4. Те, кто не совершал преступлений, могут быть амнистированы. 5. Продолжительность суток в Подмосковье в этом месяце возрастёт на два часа. 6. С конца V века до н.э. поток туристов устремился в Египет. 7. Человека на профессию чиновник надо растить несколько пятилеток. 8. Победителю конкурса выдана премия. 9. Неуютно в цехе, потому что он находится в аварийном состоянии. 10. Семь подвод участвовало в транспортировке сена. 11. Хороших работников нашего предприятия вешают на Доску Почёта. 12. Учителя недостаточно уделяют внимание качеству образования. 13. Меры морального и материального поощрения нерадивых работников не принесли желаемого результата. 14. Своей подвижнической деятельностью мать Тереза заслужила широкую известность в мире. 15. За праздничным столом гости поднимали тост за любовь и семейное благополучие.16. В последние десятилетия в учебный процесс внедрено массовое количество инноваций. 17. Успех может быть достигнут только на путях комплексного подхода к организации труда. 18. Жители столицы в социологическом опросе указали, что все стороны бытия в городе их удовлетворяют. 19. В нашей группе есть студенты, которые плохо воспринимают критику. 20. Мы боремся всеми своими ресурсами. 21. Автор в статье основал следующие выводы и внёс предложения. 22. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 23. Скажем несколько радушных слов и о наших строителях. 24. Сельским товаропроизводителям экономически ущербно реализовывать свой товар по низким ценам. 25. Известно всякому, что даже самые великолепные условия работы ещё не обеспечивают успеха. 26. В нашей семье возникла ситуация, сходная с ранними романами Бальзака. 27. Нам поручили сравнить результаты седьмой таблицы с первой. 28. Творчество молодого композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства. 29. Те, кто обладает детьми, знают, что они любят больше смотреть телевизор, чем читать книги. 30. Чемпионы сегодня неузнаваемы, потому что играют превосходно. 31. Из писем женщины, так непохожей на свои письма, мы узнали интересные факты из жизни писателя. 32. Крестьяне каждое утро делают обычное, самое будничное дело – производят молоко, выращивают скот и птицу. 33. Животноводы уделяют постоянное внимание колхозному стаду, после проведённых заседаний коровы стали давать больше молока. 34. Как мне не любить Москву, ведь и сама-то я уфимская. 35. Труженики фермы должны строго соблюдать график отела коров.

Задание 2. Укажите лексические ошибки, выделите случаи нарушения лексической, семантической и грамматической сочетаемости, сделайте стилистическую правку.

1. Новый фильм обречён на большой успех у самых широких кругов публики. 2. Он ещё в глубокой юности начал писать стихотворения, и вот теперь на его голову обрушилась слава. 3. Мы прочитали объявление: «Продается пожилой дом». 4. Для наибольшего познания предмета студенты решили посещать факультативные занятия. 5. Здесь есть к чему приложить свои способности, имеется простор для настоящего творчества. 6. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 7. Студенты нашей группы добились ухудшения успеваемости в этом полугодии. 8. Наша работа носит различные направления. 9. В результате горячий воздух шёл вертикально верх, а шахты лифтов имели роль своего рода дымовых труб. 10. Он выдвинул передовикам производства благодарность. 11. Через полгода обострился интерес к продукции нашего предприятия. 12. Уровень чемпионата в Англии очень сильный. 13. Мы были вынуждены спросить интересующие нас вопросы по телефону. 14. В отрасли сложилась высокая дифференциация оплаты труда. 15. Успешное проектирование будущего требует глубоких профессиональных знаний. 16. Административные функции сведены в лице одного человека. 17. В нашей стране проходит процесс формирования рыночных структур. 18. В кризис многие предприятия и организации не могут вести поступательное развитие и вкладывание инвестиций в производство. 19. Мы ожидаем роста экономики уже к следующему году. 20. Ломка феодальных пут дала свои результаты. 21. Молодая зелёная дубрава зазеленела за деревней. 22. Большинство времени проходит бесплодно. 23. В зоопарке маленькое пони сидело в клетке и чистило пёрышки. 24. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов. 25. Я вчера взял самолёт и прилетел в Москву. 26. С заданием мы справились уверенно. 27. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 28. Нам понравился фильм «Возвращение черного блондина». 29. В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию. 30. Ребёнок закричал от обиды: «Вот как сожму кулаки на руках и ногах». 31. Большинство поэтов, родившиеся возле русских рек, привязывают своё творчество к ним и пишут о реке своего детства. 32. На выставке демонстрировались новые картины молодых художников, недавно открывшихся в Москве. 33. Ночью наш кот ходит на цыпочках. 34. Эта политика уже приносит положительные плоды. 35. Погорельцы утратили кров, так что им было некуда голову наклонить.

Задание 3. Найдите случаи неудачного использования многозначных слов, сделайте стилистическую правку.

1. Её судьба тесно переплелась с районом. 2. В любой момент на дороге может встать проблема в виде машины. 3. 4. Вы прослушали объявление. 5. Многие люди теряются в магазине из-за отсутствия информации. 6. Комиссия установила, что туша коровы сдана на склад полностью, за исключением ног, которые ушли налево. 7. Сейчас судья вынесут очки. 8. Он основоположник новой гитарной волны в российской музыке. 9. Редактор может оставить этот термин в статье. 10. Перераспределение финансов связано не только с использованием новых технологий, но и с предоставлением фирменных услуг. 11. За год учёбы мы потеряли много студентов. 12. Было непонятно: как мог молодой человек смог написать в два года первую книгу романа-эпопеи, а затем все остальные тома этого титанического труда. 13. Такова корзина основных событий к этому часу. 14. После повторного анализа были получены отличные данные. 15. Эту особенность поведения модели просмотрели. 16. Тайфун смыл мосты, линии электропередач, посевы и надежды жителей края на урожай. 17. Продавца для магазина можно подобрать в близлежащем посёлке. 18. Публика была покорена игрой актёра. 19. Продаются крылья для разных иномарок. 20. Завод, занимающийся переработкой рыбы, выпускает непосредственно в море рыбную продукцию. 21. Археологи заметили, что находки из разных курганов перекликаются. 22. Рост юных спортсменок стимулируется с помощью дополнительных тренировок. 23. Случайное знакомство взорвало его любовью. 24. Научиться водить автомобиль можно только подолгу сидя у руля. 25. Мои однокурсники просмотрели новый фильм и увлечённо рассказывали его сюжет. 26. Причина трагичного конца их отношений – вмешательство морального долга в любовный конфликт. 27. Современные историки осуществляют свои исследования в соответствии с идеями русских религиозных философов и словно выворачивают их наизнанку, заостряя противоположные акценты. 28. В его душе зарождался бунт, заранее обречённый на провал, и он провалился. 29. В статье написано, что защита наших футбольных команд хромает. 30. Несмотря на финансовые трудности, пассажирские перевозки удалось удержать на высоком уровне.

Задание 4. Укажите причины возникновения нелогичности, неясности, двусмысленности и каламбуров. Сделайте стилистическую правку.

1. Шахматистка нашей команды отстала от соперницы в развитии. 2. На стене фермы висит диаграмма, отражающая рост свиней в хозяйстве за последние три года. 3. На почте мы прочитали объявление: «Время размножения с 15 до 17 часов». 4. Телята всем своим видом говорят, что к ним на ферме относятся хорошо. 5. Это хороший врач: он не отмахивается от больного, а доводит его до конца. 6. В фойе театра повешены фотографии популярных артистов. 7. Я решил возбудить иск. 8. На политической кухне не все котелки варят. 9. На прощальном костре – лучшие люди села. 10. В субботник на площадке перед школой разбили цветники; это дело рук наших ребят. 11. Народ освобождён от крепостнического права. 12. Мы наметили посетить археологический музей и вынести из него всё самое ценное, самое интересное. 13. Билет выдан только для помывки одного лица. 14. Важное значение имеет открытие института млекопитающих в нашем городе. 15. В харчевне за пустым столом сидел бедный художник – мой лучший друг. 16. На соревнованиях по биатлону наши спортсменки показали лучшие результаты, перестреляв даже мужчин. 17. Первое время муж и жена жили на одну зарплату. 18. В нашей группе тёплые отношения: мы привыкли всё хорошее брать друг у друга. 19. В дождливый год больше случаев провалов. 20. Разбросанные в разных музеях полотна Иванова поражают вложенным в работу исполинским трудом. 21. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. 22. На полке лежали отобранные рукописи. 23. Из-за отсутствия материалов снова простой. 24. Большая часть выпускников осталась проходить практику в деревне. 25. И шаг твой землю тяготил. (Брюсов).

Задание 5: а). Определите стилистические функции многозначных слов и омонимов.

1. Выход есть! (рекламный щит метрополитена) 2. Вискас питает лучшие чувства. (Реклама для кошек). 3. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, //Что те любили засыпать на лекциях его. (Маршак) 4. В нашей стране великий подъем – подъём цен. 5. Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов. (Козловский) 6. Батареи просят огня. 7. На лозунге было написано: «Народ был, народ есть, народ будет есть». 8. Ты белых лебедей кормила, //Откинув тяжесть чёрных кос… // Я рядом плыл; сошлись кормила; //Закатный луч был странно кос. (Брюсов) 9. Каков ни есть, а хочет есть. (Посл.) 10. Трамвай представлял собой поле брани.

б). Назовите фигуру речи, в основе которой лежит полисемия или омонимия.

1. Единица – вздор, единица – ноль. (Маяковский) 2. Дети цветы жизни, поэтому нельзя давать им распускаться. (Из газеты) 3. СОЧИните ваш бархатный сезон! (Реклама) 4. Искусство брать и давать взятки. 5. Фотограф удачно снял комнату. 6. Миру нужен мир. 7. Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за её тряпок я не в состоянии. (Пушкин) 8. Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков) 9. Весна хоть кого с ума сведёт. Лёд и тот тронулся. (Э. Кроткий) 10. Защитник вольности и прав //В сем случае совсем не прав. (Пушкин) 11. Край родимый, как ты сердцу дорог, //Как твои просторы широки, //Отчего же на твоих просторах //Муки много больше, чем муки. (Кривин) 12. Я не шагал, а семенил на ровном брусе, ни разу ногу не сменил, трусил и трусил (Высоцкий) 13. На половине покойника сидеть не разрешается. (Булгаков) 14. Поэт издалека заводит речь. //Поэта далеко заводит речь. (Цветаева) 15. Чуть свет уж на ногах, и я у ваших ног. (Грибоедов)

Задание 6. Укажите стилистическую функцию выделенных слов; подберите к ним синонимы.

1. Я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. 2. В вашем заведении высокий посетитель вкусил хлеба. 3. Я другую ночь почти не сплю и людям не даю спать: неравно приедет, а мы всё дрыхнем – хорошо будет. 4. И стезею благодатною Русь вперёд помчится вольная. 5. Я вам, тётенька, во всю жизнь свою ни в одном слове не перечил. 6. Ведь и я когда-то была молодая да пригожая.

Задание 7: а). Вставьте (в нужной форме) вместо точек один из синонимов, указанных в скобках.

1. Недавно мне (посчастливилось, прийтись, довестись, удаться) по (приглашение, зов, вызов) друзей побывать в Париже. 2. Для полного обеспечения города теплом (необходимо, нужно, требуется) (нарастить, повысить, увеличить) мощность ТЭЦ и (построить, провести, проложить) новые тепломагистрали. 3. В цехе немало (делаться, предприниматься, совершаться) для того, чтобы (закрепить, удержать, упрочить) квалифицированных рабочих, но слесарей-ремонтников ещё (недоставать, не хватать). 4. В (далёкий, отдалённый, удалённый) городах и посёлках нашего края (жить, обитать, проживать) почти половина населения. 5. Жена и старшая дочь Шапошникова (работать, трудиться) на ферме (вскармливать, выкармливать, выращивать, выхаживать, пестовать, растить) молодняк, а младшие дети (заниматься, учиться, обучаться) в школе. 6. Кровля была (построенный, выполненный, исполненный, сделанный, сооружённый) плохо. 7. В комнате, где (находиться, пребывать, присутствовать) большая группа людей, не (представляющий, знающий, ведающий) об эксперименте, человек неожиданно (бросать, ронять, кидать) стопку книг.

б). Найдите и устраните ошибки в употреблении синонимов в предложениях.

1. Надобность в поддержке промышленного производства заставляет создавать инфраструктуры в районе. 2. Именитые спортсмены, показывающие отменные результаты на соревнованиях, вошли в составе этой команды. 3. Навечно остался в прошлом опыт создания и развития больших предприятий, которые требуют огромных капиталовложений. 4. Из четырехсот предприятий, имевших выход на внешний рынок, реализовали эту возможность 270. 5. Учитель должен содействовать исправлению ошибок, допущенных родителями. 6. Уже отброшены старые правила формирования организационных структур. 7. Температура соединения материалов внушительно снижена благодаря применению нового агрегата. 8. Научные работники приобрели замечательные образцы народного творчества, возделанные руками художников-самоучек. 8. Труженики нашего завода успешно внедряют новые методы работы.

в). Определите функцию синонимичных слов в следующих газетных заголовках.

1. Мафия бессмертна. Террор вечен? 2. Рынок без базара! 3. Гражданин, господин, голубчик! 4. «Я грешен, но не виноват». 5. Апокалипсис – это ещё не конец света.

Задание 8. Найдите лексическую избыточность (плеоназм), определите, какое явление лежит в основе этого типа избыточности. Сделайте стилистическую правку.

1. Эти пятна вывести практически почти невозможно. 2. Самыми остромодными в этом сезоне считаются оправы из кожи. 3. Отель и его обитатели должны взаимно соответствовать друг другу. 4. В одном только лишь Лондоне туристы могут посетить несколько десятков выставок. 5. Чего только нет в этом огромном жилом комплексе, поражающем воображение своими гигантскими размерами. 6. Им аплодировали и хлопали. 7. В первый раз кинокартина была продемонстрирована на премьерном показе. 8. Больному был поставлен кардиостимулятор сердца. 9. У него нет никакого эстетического чувства прекрасного. 10. Генри очень закрытый и скрытный человек.

Задание 9: а). Определите стилистическую функцию антонимических слов в каламбурах и шутках современных авторов.

1. Лучшее место под солнцем – теневая экономика. 2. Заводы стоят, доллар ходит, рубль падает. 3. Слуги народа – хозяева жизни. 4. Патологоанатом – это врач, который начинает там, где кончают другие. 5. Дьявол всегда покупает души по божеским ценам. 6. Спором поколений называют обычно вздорные препирательства юношеских безумств со старческим слабоумием. 7. Вопль в пустыне не будет транслироваться в оазисах. 8. Все дороги ведут в Рим, бездорожье – к нам. 9. Выборы: из двух зол во имя добра. 10. Стояла тихая Варфоломеевская ночь.

б). Определите стилистические функции антонимов и слов, получающих в контексте противоположный смысл.

1. Мой верный друг! мой враг коварный! мой царь! мой раб! родной язык! (Брюсов) 2. Я всё былое бросил в прах: мой рай, мой ад в твоих очах! (Лермонтов) 3. Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя, //И обливаясь черной кровью, //Она глядит, глядит в тебя, // И с ненавистью и любовью. (Блок) 4. Дома новы, да предрассудки стары. (Грибоедов) 5. Ты богат, я очень беден. Ты прозаик – я поэт. (Пушкин) 6. Ученье – свет, неученье – тьма. 7. Готовь сани летом, а телегу зимой. 8. Она была не хороша, не дурна собою. (Гоголь) 9. Философия – древняя наука, рассуждающая об уме и глупости, о правде и лжи, о жизни и смерти. 10. Не легковесен ты и не тяжёл. (Маршак)

в). Вместо точек выберите в скобках нужный антоним, необходимый для правильного построения антитезы в предложении.

1. Мы называем эгоистом того, кто противоположен… (альтруист, филантроп, миссионер, атеист). 2. Если писать только о добре, то для (зло, ненависть) – это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце-концов не будут из замечать… (Троепольский) 3. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться в том, что они считают справедливым и … (несправедливость, добрый, злой). (Л. Толстой) 4. Петя, и не болтливый, и … (не разговорчивый, не молчаливый), пользовался всеобщим уважением у однокурсников. 5.Вещь хороша, когда новая, а друг – когда … (проверенный, старый, закадычный). 6. Труд человека … (облагораживает, создает, кормит, поит, а лень портит.

Задание 10. Укажите стилистические недочёты, возникшие в результате неоправданного употребления антонимов (нелогичность, ошибка в построение антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неоправданный антифразис, неверное построение антонимической пары).

1. В феврале снижение надоев возрастает с каждым днём. 2. Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть… 3. Не весёлый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то запал в душу. 4. На соревнования слетелись летчики как сильного, так и слабого пола. 5. Журнал «Здоровье» – прекрасный помощник в жизни и смерти. 6. Иванов исключен из колледжа изза отсутствия наличия признаков старания. 7. Этот тополь потому и называется пирамидальным, что растёт строго горизонтально. 8. Эти воспоминания устремлены не только в прошлое, но и в будущее. 9. Силясь побороть слабость, она шла вперёд. 10. Скромность взяла верх, и он не вошёл в комнату, а сошёл вниз по ступенькам. 11. Молодой человек вошёл в комнату, где сидел старый человек. 12. Отсутствие наличия стульев. 13. Скрытые в земле ископаемые ещё не открыты. 6. Недостоверные факты должны нас настораживать. 14. Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. 15. Бездействие может привести к аварии, так же как и неправильное действие. 16. Дела на селе улучшаются всё хуже и хуже.

Задание 11: а). Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.

I. 1. Каким эпитетом определяют весёлое настроение? (Игровое – игривое – игральное – игристое). 2. Как называется спортсмен, занимающийся бегом? (Беженец – беглец – бегун). 3. Как называется человек, который предпринял побег? (Беженец – беглец – бегун). 4. Шампанское бывает (Игровое – игривое – игральное – игристое)? 5. Как называют заготовку для изделий – отлитый в форму слиток металла, а также кусок дерева или другого материала? (Болван – болванка – болвашка). 6. Как называют работника газовой промышленности? (Газовщик – газовик). 7. Как называется человек, который обслуживает газовые установки? (Газовщик – газовик). 8. Как называют работника пожарной службы? (Пожарный – пожарник). 9. Как называют человека, который находится в командировке? (Командированный – командировочный). 10. Как называется химическое соединение окисла металла с водой? (Гидрант – гидрат – гидрид).

II. 1. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер. 2.В основе процессуального Кодекса нашей страны лежит общий и (заглавный, главный) принцип правового государства. – верховенство закона и права. 3. Отец дал мне (дружеский, дружественный) совет. 4. Спортсмены России (опробовать, апробировать) костюм из нового синтетического материала. 5. Молодой актёр играет (главную, заглавную) роль в спектакле «Свои люди – сочтёмся» А.Н. Островского. 6. Мы все (придём, выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. 7. Молодежь у нас в группе (представлена, предоставлена) самой себе. 8, Большинство людей принимают (желаемое, желательное) за действительное. 9. В работе сразу уясняется (существо, сущность) вопроса. 10. Идеалом счастья герой романа И. Гончарова «Обломов» считал (сытую, сытную) жизнь. 11. Утверждён (статус, статут) новой экологической организации. 12. С героем пьесы постоянно происходят какие-то (романтические, романические, романтичные) истории. 13. Лектор не приводит никаких (обоснований – оснований) для своих выводов. 14. Чёрные цвета вперемешку с бурыми и белыми полосками делают оперение этой птицы очень (эффектный, эффективный). 15. Сотрудниками статистического отдела проводится объемистая работа по сбору межотраслевой информации. 16. Грипп – (заразный, заразительный) заболевание, поэтому больные должны быть изолированы. 17. Лариса очень (коммуникабельная, коммуникативная), уважает товарищей. 18. Божом Нуво – это лёгкий (игривый, игристый) напиток. 19. Приятно осознавать, что есть ещё (рискованные, рискующие) люди на свете. 20. К сожалению, у меня сейчас редко бывают концерты, но они всегда проходят в тёплой и (доверчивой, доверительной) атмосфере.

б). Укажите смешение паронимов, сделайте стилистическую правку предложений.

1. Когда в начале века на Западе появились игральные автоматы, множество людей заболели жаждой наживы. 2. Наш стоматологический центр имеет лучшую оснастку в городе. 3. Здесь запасной выход. 4. Предложенное в статье решение кажется проблемным. 5. В лечебных учреждениях питание больных – дифференциальное. 6. На родительском собрании осудили поведение учащихся. 7. Общество возросло на 378 человек. 8. Мне нравятся приветливые и улыбающиеся люди. 9. Изучая личность актёра, гримёр первый проникает в его душевный мир. 10. Его взгляд на жизнь можно назвать идеалистическим, так как он полностью оторван от действительности. 11. Машина выполняет серию автоматичных операций. 12. Его рассуждения были слишком теоретическими, отвлечёнными, оторванными от практики и поэтому трудными для понимания. 13. Типическими признаками паронимов являются созвучие слов и близость их значения. 14. Наиболее токсическими минералами являются соединения мышьяка, сурьмы, меди, ртути, свинца. 15. Я не являюсь практичным человеком, так как у меня нет жизненной хватки и расчётливости. Скорее меня можно назвать практическим человеком, потому что я рассудителен и являюсь реалистом в полном смысле этого слова. 16. В состав многих лекарств входят ароматичные масла. 17. На мебель были надеты чехлы. 18. Вначале диссертация поддавалась нелегко. 19. Вслед за вишней подоспела и малина. 20. Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей. 21. Стихотворение А.С. Пушкина «Памятник» не относится к учебному периоду творчества. 22. Разговоры об этом человеке внушают опасность. 23. Совхоз закончил покупку зерновых. 24. Горько страдает Тихон, ставший косным виновником гибели Катерины. 25. Нам предстоит борьба до победоносного конца.

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наша ошибка джоджо
  • Назовите основную ошибку при выполнении упражнения планка
  • Наша встреча ошибка текст
  • Назовите наиболее характерные ошибки проявляемые при управлении большими системами
  • Наш опыт это наши ошибки