Найдите лексические ошибки и запишите предложения в исправленном варианте. Нельзя касаться
Найдите лексические ошибки и запишите предложения в исправленном варианте. Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук. Посетитель так и ушел не солоно нахлебавши. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. Трудно практиканту усвоить сложные механизмы. Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах Крайнего Севера. Можно начать собрание: форум уже есть. Наши сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Ударение в русском языке, ну, разноместное, ну, оно подвижное. На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.
Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями.
Посетитель ушел несолоно хлебавши.
Рабочий был уволен за прогул.
Трудно практиканту освоить сложные механизмы.
Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах Крайнего Севера.
Можно начать собрание: кворум уже есть.
Наши сверхзвуковые аэропланы представлены на международной выставке.
Хороший руководитель должен во всем показывать пример своим подчиненным.
Разноместное ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным.
На объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.
Найдите лексические ошибки и запишите предложения в исправленном варианте.
Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук. Посетитель так и ушел не солоно нахлебавши. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. Трудно практиканту усвоить сложные механизмы. Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах Крайнего Севера. Можно начать собрание: форум уже есть. Наши сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Ударение в русском языке, ну, разноместное, ну, оно подвижное. На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.
Урок по теме «Лексические ошибки»
1) познакомить студентов с причинами нарушения лексической нормы;
2) вырабатывать умение находить лексические ошибки и исправлять их;
3) воспитывать бережное отношение к русскому языку.
1.Словарь, составленный для данного занятия на основе Толкового словаря русского языка, Современного словаря иностранных слов, Словаря паронимов.
2. Т.В.Потемкина, Н.Н.Соловьева “Русский язык и культура речи ”
3. Раздаточный материал с тренировочными упражнениями.
Методика проведения занятия
II.Анализ выполнения студентами практической работы № 3.
III Новая тема “Лексические ошибки”
III. 1.Проблемный вопрос. Мотивация учебно- познавательной деятельности.
Задание: прочитайте записанное на доске предложение.
Верно ли оно составлено? Есть ли в нем ошибки?
Наш корреспондент Петр Орлов находится в эпицентре событий. (Из телевизионных новостей)
(Находим ошибку, выявляем ее причину. Если она не будет найдена в предложении, то обращаемся за помощью к студенту, который подготовил словарь для сегодняшнего занятия; выясняем лексическое значение слова эпицентр.)
Преподаватель: “Послушайте, что пишет корреспондент газеты “Известия”: “Эпицентр — не центр. Если бомба или граната взрывается на земле, то никакого эпицентра не существует – есть только центр этого взрыва. Так что фраза “мы находимся в эпицентре событий” звучит совершенно нелепо, так как буквально означает “мы находимся не в центре событий”.
Вопрос группе: “Какая норма русского литературного языка нарушена в данном предложении?” (Лексическая норма)
Нарушение лексической нормы приводит к лексическим ошибкам.
Запишем тему нашего занятия – “Лексические ошибки”.
Объявление цели занятия. Мотивация: говорить и писать правильно должен каждый человек. Хорошее владение речью не только обеспечивает удачное повседневное общение, но и является одним из условий профессионального успеха.
Вопрос группе: “Что определяет лексическая норма?”
(Употребление слов в соответствии с их лексическим значением, возможную сочетаемость слов с другими словами)
III. 2. Нарушение лексической сочетаемости слов
Работа по учебнику Т. В. Потемкиной “Русский язык и культура речи” стр.42,пар.7, п.2
Задание: познакомьтесь с причинами нарушения лексической сочетаемости слов по учебнику (стр.42,пар.7, п.2). Перепишите с доски предложения, исправив ошибки и указав их причины.
Запись на доске
1. Посетив краеведческий музей, мы обогатили свой кругозор.
(Из отзывов посетителей)
2. Налоги взимаются с учетом суммы растаможки.
(Из объявления в налоговой инспекции)
3. На Дворцовой площади много страшно красивых зданий.
4. Чтобы обсудить поездку, мы решили встретиться по телефону.
Проверка выполненного задания:1)обогатили свой кругозор – расширили ( несочет. по традиции); 2) суммы растаможки – суммы таможенных сборов; (стилистическая разнородность: офиц.-дел. и разг.); 3) страшно красивых – очень красивых (несовместимость в силу различных оценок – полож. и отр.); 4)
Первичная проверка понимания материала
Упражнение 1. Найдите лексические ошибки, исправьте их, объясните.
Рейд выявил плеяду жуликов. Их связывала сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба. В селе Новоселки возвели новый коровник и воздвигли баню. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.
( При проверке обратить внимание на синонимы (возвели-воздвигли-построили),паронимы (командировочные — командированные); при затруднениях обращаться к словарю.)
III. 3.Лексические ошибки, снижающие выразительность речи
1. Сообщение “Речевая избыточность: плеоназм, тавтология, неоправданный лексический повтор”. ( Индивидуальное задание. Приложение 1)
2.Употребление в речи жаргонизмов и “слов-паразитов”
1) Беседа (актуализация)
? Какие слова называются жаргонизмами, или жаргонными словами?
(Слова, которые встречаются в речи определенных групп людей: молодежи, студентов, а также деклассированных элементов: воров, бродяг, карточных шулеров. Например: заливать – неправдоподобно рассказывать; моргалы – глаза.)
?Является ли нарушением лексической нормы употребление в речи жаргонных слов? (Жаргонные, просторечные и диалектные слова находятся за пределами русского литературного языка, поэтому употребление их в речи – лексическая ошибка.)
? Какие лексические единицы называются “словами-паразитами”? Является ли их употребление в речи лексической ошибкой?
(“Слова-паразиты” — это слова, не связанные с содержанием речи, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы: “ну”, “э-э”, “как бы”, “это самое”, “так сказать” и т. д. Употребление их — лексическая ошибка, так как они нарушают сочетаемость слов в предложении.)
2) Представление результатов микроисследования “Жаргонизмы и “слова-паразиты” в речи студентов группы АП- 06”, выводы.( Индивидуальное задание. Приложение 2)
IV. Закрепление знаний, выработка умений
Выпишите из скобок слова, соответствующие норме сочетаемости. Объясните причину выбора. Вставьте пропущенные буквы.
1. Дружба ( сильная, крепкая)
Водить (дружба, любовь)
Приходить в (ярость, радость)
Зияющий (пропасть, вершина)
Высказать (мнение, вопрос)
Глухой (овраг, обрыв).
Достичь (успех, положение)
Верный (обещание, клятва)
2. Полуразруше…ую церковь решили (строить, реставрировать). На третьем курсе нам ( представилась, предоставилась) возможность пройти практику на предпр…ятиях УГПУ. Заметив (оплошка, ошибка), технолог стал ее испр…влять. Этот человек был полный (невежа, невежда) в вопросах иску(с, сс)тва. Для всей школы этот ученик был (басней, притчей) во языцех.
(Самостоятельное выполнение упр. с последующей проверкой; 2 студента работают на закрытых половинках доски.)
Упражнение 2.Устная работа (по цепочке)
Найдите речевую избыточность, объясните.
1. Патриот своей Родины 11. Моя автобиография
2.Ни мясо ни рыба (фразеологизм) 12. Коренные аборигены
3. Родился в марте месяце 13.Отступить назад
4. Сообщить о плохом инциденте 14. Главная суть книги
5. Разговариваю с коллегой по работе 15. Свободная вакансия
6. Компьютерная диагностика 16. Необычный феномен
7. Пожилые старички 17. Научный семинар
8. Незаконные бандформирования 18. Совместное соглашение
9. Заведомая клевета 19. Народный фольклор
10. До восьмого пота (фразеологизм) 20.Юный вундеркинд
Отредактируйте текст объяснительной записки.
Я, Иванов Петр, студент группы АП-06, отсутствовал вчера на практике, так как мне срочно нужно было купить памятный сувенир своему предку. Долго выбирал крутую мобилу со всеми потрохами, поэтому в технарь опоздал.
Обещаю, что пропуск занятий отработаю, в дальнейшем пропускать занятия не буду.
22 октября 2007 г. П.Иванов
Найдите лексические ошибки и запишите предложения в исправленном варианте.
Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук. Посетитель так и ушел не солоно нахлебавши. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. Трудно практиканту усвоить сложные механизмы. Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах Крайнего Севера. Можно начать собрание: форум уже есть. Наши сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Ударение в русском языке, ну, разноместное, ну, оно подвижное. На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.
Карточка для индивидуальной работы
Перепишите предложения в исправленном варианте. Вставьте пропущенные буквы.
Фон..грамму озвучания мы сделали довольно быстро. Весь май месяц я работала над курсовой. На научном семинаре автор изл..жил главную суть своей книги. Он дал мне дружестве(нн, н)ый совет. В прошедшие дни прошли снегопады, выпало много снега. Мы собрались отметить юб..лейную дату дня. Выпас собак запр..щается. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов. Чистота улиц от этого не прогрессировала. На третьем курсе нам представилась возможность пройти практику на предпр..ятиях УГПУ. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.
V. Домашнее задание: учеб. Потемкина, параграф 7, зад 84 на стр.141
Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками
1. Починка автомобиля 11. Свой автопортрет
2. Заклятый друг 12. Будущая перспектива
3. Свободная вакансия 13. Страшно обрадовались
4. Полчища тружеников 14. Возобновить вновь
5. Состоялась благодаря разрешению 15.Кипучее безделье
6. Два года тому назад 16. Кипучая деятельность
7. Оценивает высоко позитивно 17.Мелочная рыба
8. Прогул без уважительной причины 18.Танцевальная песня
9. Праздничный ужин 19.Праздная жизнь
10. Совместное сотрудничество 20.Народный фольклор
VII. Обобщение. Итог урока
Чему мы сегодня научились на занятии?
Назовите причины лексических ошибок?
Мы работали над типичными лексическими ошибками. Помните, что речь человека- это его визитная карточка. Я надеюсь, что вы после сегодняшнего занятия будете более внимательны к слову, к своим высказываниям
источники:
http://abiturient.pro/russkij-jazyk/1186386-najdite-leksicheskie-oshibki-i-zapishite-predlozhenija-v-ispravlennom-.html
http://urok.1sept.ru/articles/505389
Тема урока: «Нарушение лексических норм РЛЯ»
Класс: 10 класс
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-презентация электронной книги
Цели и задачи:
- Знакомимся с лексическими нормами РЛЯ и типичными случаями их нарушения
- Учимся «видеть» и исправлять речевые ошибки
- Расширяем свой словарный запас
- Готовимся к сдаче ЕГЭ
Формы и методы работы:
Терминологический диктант
Эвристическая беседа
Комментированное списывание
Решение лингвистических задач
Тестирование
Работа со справочными материалами
Исследовательская деятельность
Работа с презентацией
Оборудование:
презентация, компьютерный тест, рабочие листы, карточки со справочными материалами
План урока:
Орг. момент (приветствие, объяснение правил работы с раздаточным материалом)
Терминологический диктант, взаимопроверка, выставление оценок
Вступительное слово учителя (начало работы с презентацией)
Знакомство с темой, целями и задачами урока (слайды № 4,5)
Введение понятий «норма» и «нарушение нормы» (слайды № 6,7)
Работа с главой 1: чтение эпиграфа, эвристическая беседа, работа с терминами и примерами (слайды № 8-11, они же продублированы в справочных материалах)
Комментированное письмо в рабочих листах
Работа с главой 2: чтение эпиграфа, эвристическая беседа, работа с терминами и примерами (слайды №, они же продублированы в справочных материалах)
Рефлексия (контрольное тестирование)
Подведение итогов, домашнее задание
Ход урока:
1 Приветствие, орг.момент (рабочие листы, справочные материалы):
2 Терминологический диктант, взаимопроверка, выставление оценок:
-Традиционно начнём урок с терминологического диктанта, ответы записываем в рабочие листы (см. приложение № 1). (Взаимопроверка, выставление баллов и оценок по критериям) (слайд №1-2)
3 Вступительное слово учителя:
— Вы знаете, что самое большое удовольствие я получаю, когда читаю Ваши сочинения. И вот сегодня я решила поделиться этой радостью с Вами. Представляю на Ваш суд свою новую книгу «Жалобная книга, или повесть о том, как в Индии живут индейки, а в Корее – корейки» (слайд №3). Обратите внимание, что я являюсь не единственным автором данного произведения. Над книгой трудился целый коллектив – это вы! Каждый пример, отмеченный *, взят из Ваших работ.
4 Знакомство с темой, целями и задачами урока (слайды № 4,5)
— Итак, предисловие (о чём это мы тут и для чего это нам?) Как и в любой книге, здесь тоже есть тема, а также цели и задачи, которые преследует автор (озвучивание их).
5 Введение понятий «норма» и «нарушение нормы» (слайды № 6,7)
— Введение называется «предупреждён – значит вооружён»
Обозначим, что такое норма и нарушение нормы?
6 Работа с главой 1: чтение эпиграфа, эвристическая беседа, работа с терминами и примерами (слайды № 8-11, они же продублированы в справочных материалах)
— Глава 1 Незнание значения слова не освобождает от ответственности.
Как вы думаете, о каком виде ошибок пойдёт речь?
— Неправильное употребление слова
Мы встречаемся с этой ошибкой, если…
А) не знаем значения слова
Б) смешиваем паронимы
В) употребляем слова без учёта его отнесённости к определённой эпохе (анахронизм)
7 Комментированное письмо в рабочих листах
— Давайте обратимся к рабочим листам и выполним задание, отмеченное №2 (письменно)
— А можно мне?
Этот слайд будет появляться всегда, так как автор не может молчать!
8 Работа с главой 2-4: чтение эпиграфа, эвристическая беседа, работа с терминами и примерами (слайды № 14 -25, они же продублированы в справочных материалах (см. приложение № 2)
Глава 2 Позвольте Вас зафрендить?
— Каково значение этого слова? Как называются такого рода слова? Уместно ли его употребление?
— Речь идёт о такой ошибке, как смешение стилей. Посмотрим на примеры…..
И вновь обращаемся к рабочим листам (задание №3)
Глава 3 О вкусах не спорят: одним нравится урюк в рассоле, другие любят с горчицей варенье. Но впрочем, всё это не имеет роли и, кроме того, не играет значения.
— Что смущает в этом стихотворении?
— Мы говорим о нарушении лексической сочетаемости. Попробуем разобраться с примерами (задание №4)
— Свяжите слова, выбрав нужное (дети выбирают ответы и объясняют свой выбор)
Глава 4 А масло-то масляное!
— Разговор пойдёт о речевой избыточности, которая представлена плеоназмом и тавтологией.
-Устно объясните, в чём ошибка и как можно её исправить (задание № 5, дублируется на слайде 25-26)?
9 Рефлексия (контрольное тестирование)
-Эпилог (слайд 27). Успехами мы не блистаем… мы ими блещем!
-Докажем это?
Сейчас вам будет предложен тест. 10 человек работают за компьютерами (см. приложение № 3), у остальных – тест-задание на рабочих листах (задание № 6). Время выполнения -5 минут.
Проверка результатов (слайд 28).
10 Подведение итогов, домашнее задание
— Я рада была доставить вам приятные впечатления и продемонстрировать, что учиться можно не только на чужих, но и на своих ошибках. Домашнее задание на экране (слайд 29).
Приложение 1
Рабочий лист
Тема урока: Нарушение лексических норм РЛЯ
Терминологический диктант (запишите рядом с определением термин):
Словарный состав языка
Раздел языкознания, изучающий значение (семантику) и употребление слов
Слова, сходные по звучанию, но различные по ЛЗ
Функциональные разновидности речи
Слова, становящиеся синонимами или антонимами только в данном окружении
Слова, не имеющие стилевой окраски
Средство выразительности, состоящее в переносе названия на основе сходства предметов (туча стрел)
Слова, ограниченные в употреблении территорией распространения
Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалии, которую они называли
Слова, употребляемые определенной социальной или возрастной группой (н-р, молодежью)
ВЫСТАВЬТЕ БАЛЛ –
Найдите ошибку, связанную с неправильным употреблением слова, классифицируйте разновидность, устраните недочет:
Достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык.
Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.
В Древнем Вавилоне было много гастарбайтеров, они говорили на разных языках и зачастую не понимали друг друга.
В течение пяти дней все имели возможность посещать вернисаж.
За такие деньги бижутерию с бриллиантами не купишь.
3.Какое из слов нарушает единство стиля? Подчеркните его и замените синонимом:
Бабушка инкриминировала внуку исчезновение банки варенья. На что внук ответил, что на подобные инсинуации он не собирается обращать внимание. Просим отгрузить тысячу кубометров древесины, пахнущей вековым сосновым бором. В субботу бутик “Ягуар” учинит показ мод. Началась избирательная фиеста. Для Есенина никакая пальма не могла идти в сравнение даже с самой маленькой вшивой берёзкой.
4.Составьте словосочетания, выбрав правильный вариант соединения слов:
Дружба ( сильная, крепкая)
Приходить в (ярость, радость)
Зияющий (пропасть, вершина)
Высказать (мнение, вопрос)
Достичь (успех, положение)
5.(Устно) Объясните, в чем состоит ошибка, устраните ее:
На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы. Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. Позвольте вам вручить этот сувенир на память! Ностальгия по родине не давала им покоя. Это можно объяснить лишь особенностями национального менталитета. Он записал песни коренных аборигенов Севера. Актёр Гришковец впервые дебютировал в спектакле “Соло”. Главная суть изложена в начале моего сочинения. Я хочу остановить ваше внимание на очень важной актуальной проблеме.
6. Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками:
1)Починка автомобиля Свой автопортрет
2)Заклятый друг Будущая перспектива
3)Свободная вакансия Страшно обрадовались
6)Полчища тружеников Возобновить вновь
7)Не состоялась благодаря запрету Кипучее безделье
8)Два года тому назад Кипучая деятельность
4)Оценивает положительно, позитивно Мелочная рыба
5)Прогул без уважительной причины Танцевальная песня
9)Праздничный ужин Праздная жизнь
10)Совместное сотрудничество Народный фольклор
Приложение 2
Справочные материалы
Виды нарушения лексических норм:
Неправильное употребление слова:
Без учета его значения (чаще всего – иноязычное)
Он познакомился с плеядой новейших компьютеров. (Плеяда – это группа выдающихся деятелей одной эпохи).
*После женитьбы на Тихоне ее жизнь стала другой.
Смешение паронимов:
Наш класс считается экономичным, то есть мы будущие менеджменты.
Лексические анахронизмы (нарушение при употреблении слов определенной исторической эпохи)
Печорин получил путевку на Кавказ.
Употребление слова без учета его стилистической и экспрессивной окраски.
*Над ней постоянно издевалась свекровь, а мужу было все равно на нее.
Нарушение лексической сочетаемости слов:
Она сделала самоубийство просто от безысходности.
Речевая избыточность:
Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (главная суть, повседневная обыденность)
Эта проблема заключается во взаимоотношениях людей друг с другом.
Тавтология – повторение однокоренных слов (рассказать рассказ, умножить во много раз).
Она решительная, потому что решилась на смерть.
Приложение 3
Тест
1.Укажите предложение без нарушения лексической нормы:
Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.
Мы выражаем к бурлакам чувство сострадания.
Трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства.
Родительское собрание отменяется.
2. Укажите предложение без нарушения лексической нормы:
Каждый из нас был, безусловно, рад предстоящей встрече.
Постоянные еженедельные рубрики в журнале “Знамя” имеют постоянных читателей
Была очень хорошая погода, и поэтому оба писателя были в хорошем настроении.
В твоём отзыве даже не чувствуется сочувствие.
3. Укажите предложение без нарушения лексической нормы:
В подвалах замка были найдены старинные рукописи.
Посетив краеведческий музей, мы обогатили свой кругозор.
Налоги взимаются с учетом суммы растаможки.
На Дворцовой площади много страшно красивых зданий.
4.Укажите предложение без нарушения лексической нормы:
Рейд выявил плеяду жуликов.
Их связывала сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба.
Нам песня строить и жить помогает.
В селе Новоселки возвели новый коровник и воздвигли баню.
5. Укажите предложение без нарушения лексической нормы:
Можно начать собрание: форум уже есть.
Наши сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке.
Мы все учились на чужих ошибках.
Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным
Здесь будет файл: /data/edu/files/g1459104692.ppt (Презентация)
Открытый урок по теме
«Синтаксические нормы русского языка». 11-й класс
Мокина И.В., учитель русского языка и
литературы
Тип урока: обобщение и закрепление.
Цели:
1. Научить видеть в предложении синтаксические ошибки, являющиеся самыми
распространенными ошибками в устной и, особенно, письменной речи.
2. Готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нахождением
грамматических ошибок (нарушение синтаксических норм).
Оборудование: компьютер, проектор, доска, опорный конспект,видеоурок.
Ход урока
I. Организационный
момент.
II..Проблемный
вопрос. Мотивация учебно- познавательной деятельности.
Задание: прочитайте
записанные на доске предложения?
Что объединяет эти предложения?
Верно ли они составлены? Есть ли в них ошибки?
1.Ваня грустно сказал,что я еще пока не
готов отвечать.
(смешение прямой и косвенной речи.Нельзя в
придаточной части косвенной речи использовать местоимения 1и2 лица. Ваня
грустно сказал. что он еще не готов отвечать.)
Вопрос : “Какая норма русского литературного языка нарушена в данном
предложении?”Синтаксическая норма. №7
2.Трое волков напали
на Василия.
(Три волка напали на Василия. Собирательные числительные не сочетаются
с названиями животных.)Морфологическая норма.№6 на ЕГЭ
3.На выпускной вечер
Ольга одела длинное серебристое платье.
(одеть можно
кого-то,а надеть-только на себя или на что-то) Лексическая норма. №5
4.Слушая любимую
музыку,время как будто перестает существовать.
(нарушение в построение предложения с деепричастным оборотом:подлежащее
не может выполнять действие,названного с помощью деепричастия.)Синтаксическая
норма.№7
5.Они сидели
молча,без слов.
(речевая избыточность -плеоназм)Лексическая норма №5
6.Наш класс принял
участие в спортакиаде.№4
(неверная ассоциация со словом спорт,неверное проверочное
слово.)Орфографическая норма.
7.Те,кто бывали в
Геленджике,не могли не любоваться красотой набережной.
(Т,кто бывал..ошибка в построении с.п. Предложений,придаточная часть
которых начинается с союзного слова кто,которое употребляется с глаголами
только в форме ед.числа)Синтаксическая норма. №7
8.Она бросилась
бежать со всех своих длинных ног.
(Она бросилась бежать со всех ног .Включение лишних слов в
фразеологизм.)Фразеологическая норма.
Вывод:Во всех
предложениях были нарушены нормы литературного языка.
-Что такое норма
литературного языка?
(Норма литературного языка – это социально одобряемое правило, т.е.
общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций,
закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими. )
Что является
основными признаками нормы литературного языка ?
(Основными признаками нормы литературного языка является относительная
устойчивость, общеупотребительность и обязательность. )
Какие нормы
литературного языка вы знаете?
(ЛЕКСИЧЕСКИЕ-(Употребление слов в соответствии с их лексическим
значением, возможную сочетаемость слов с другими словами)
Орфоэпические нормы-Нормы произношения слов
Морфологические нормы-Нормы образования частей речи
Синтаксические нормы-Нормы построения
словосочетаний, простых и сложных предложений.
Фразеологические нормы-нормы построения
фразеологических оборотов
Орфографические нормы-нормы написания слов.
Пунктуационные нормы-нормы постановки знаков
препинания.
Словообразовательные-нормы образования слов.
Задание: соотнесите название нормы с определением (задание
на карточках и на интерактивной доске)
Орфоэпические нормы |
Нормы образования частей речи |
Лексические нормы |
Нормы построения словосочетаний, простых |
Морфологические нормы |
Нормы употребления слов в соответствии с |
Синтаксические нормы |
Нормы произношения слов |
Для чего нужно знать литературные нормы?
Говорить и
писать правильно должен каждый человек. Хорошее владение речью не только
обеспечивает удачное повседневное общение, но и является одним из условий
профессионального успеха.
II. Слово учителя по
теме урока.
На предыдущих занятиях мы отрабатывали понятия морфологические и
лексические нормы,начали работать над синтаксическими нормами и сегодня мы
продолжим выяснять, что такое синтаксические нормы.
Когда в устной и письменной речи мы
сталкиваемся с нарушением синтаксических норм?
С нарушением синтаксических норм чаще всего мы
сталкиваемся:
•
в предложениях с однородными членами;
•
именах собственных в предложении;
•
в предложениях с причастным оборотом;
•
в словосочетаниях при согласовании и управлении;
•
при выборе формы сказуемого при подлежащем
местоимении;
•
при других формах согласования главных членов
предложения;
•
при употреблении деепричастного оборота;
•
при
замене придаточной определительной части сложноподчинённого предложения
причастным оборотом.
Учащиеся называют типичные ошибки в данных сочетаниях.
•
Сегодня
мы с вами вспомним правила согласования подлежащего и сказуемого.Поможет нам в
этом видеоурок и опорный конспект вашего пособия.
III. Работа над
синтаксическими нормами русского языка с использованием видеоурока
(с 27 минуты
видеоурока).
Опорный конспект даётся каждому учащемуся. По ходу видеоурока
комментируются задания.
Вопросы по видеоуроку:
Как согласуются подлежащее и сказуемое ,если:
-подлежащее выражено собирательными существительными большинство .меньшинство..
— подлежащее выражено сочетанием количественного числительного или
другого счетного слова.
-если подлежащее оканчивается на один.
-при словах тысяча.млн ,млд
-при сушествительных лет,дней..
-при подлежащим со словами много.мало,
-в какой форме ставится сказуемое после однородных подлежащих?
IV.Закрепление.
Коллективный разбор задание по типу ЕГЭ №7
Так как все предложения,которые я составила рассказывают о памятнике
М.Горькому,который находится в Нижнем Новгороде,а вы все собираетесь там
учиться,поэтому Вероника сделает нам небольшое сообщение ,а мы посмотрим
фотографии памятника.(Ученица рассказывает о памятнике М.Горького,рассказ
сопровождается показом слайдов памятников М.Горькому.)
Памятник Максиму Горькому находится на нижегородской площади Горького.
Монумент открыли в 1952 году.
Скульптура представляет собой бронзовую фигуру высотой 7 метров, над которой
работали скульпторы Мухина, Лебедев и Штеллер. Скульптура была отлита на
Ленинградском заводе «Монументскульптура». Фигура Горького установлена на
четырехгранном постаменте и изображает собой молодой образ писателя, жившего в
тот период в Нижнем Новгороде. Именно в то время он писал знаменитую «Песню о
Буревестнике».
Горький, заложив руки за спину, гордо стоит навстречу всем ветрам. Наброшенный
на плечи плащ как будто бы развевается от налетевшего ветра, а его крупные
складки создают красивый силуэт монумента и обогащают строгую вертикаль фигуры.
Руки, перехватившие одна другую, говорят о внутренней взволнованности писателя,
сдержанной волевым усилием.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Памятники А.М. Б) Многие из тех, В). Открытие памятника, Г), Установленный Д) Об истории |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ 1) неправильное 2) нарушение связи 3) нарушение в 4) ошибка в 5) нарушение в 6) нарушение в 7) неправильное |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
4 |
5 |
2 |
6 |
3 |
IV.Индивидуальная
работа с тестами .собранных из заданий ЕГЭ№7 (
приложение №2).с самопроверкой.(объем теста
можно изменять ,оценка дана за весь тест)
Кол-во правильных ответов |
Оценка |
71-65 |
“5” |
63-50 |
“4” |
46-69 |
“3” |
V.Подведение
итоговов урока.Рефлексия.
-Что сегодня для вас было главным?
-Что было самым трудным?
-Достигли ли вы поставленных целей?
«Выучить несколько языков-дело одного или
двух лет,а чтобы научиться говорить на своем языке как следует,надо
полжизни»,-говорил Вольтер.
Вот этому мы и
будем с вами продолжать учиться.
6.Домашнее задание: Тест на сайте «РешуЕГЭ»
№13.
Слайд №2.
Варианты
заданий.
ВАРИАНТ
№1
Найти предложения
с грамматическими (синтаксическими) ошибками.
Выписать эти
предложения в тетради. Ошибки подчеркнуть.
1. В бараке стояло пять лошадей.
2. Но он уже понимал выпавшую на его долю ответственность
3. Об этом нам рассказал не кто иной, как Светлана.
4. Забастовки произошли в двухстах восьмидесяти одном городе.
5. Ответ учащегося показывает о его умении анализировать и обобщать
материал.
6. Компьютеры нового поколения не такие громоздкие, чем прежние.
7. Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас.
8. Много молодёжи пришли на вечер танцев.
9. В рассказе Чехова «Злоумышленник» речь идёт совсем не о пустяковых
проблемах.
10. Библиотеку
переселили в более худшие помещения.
ВАРИАНТ
№2
1. Отправитель просит ответить сразу по получении письма.
2. Никто из пришедших не поздоровались с ней.
3. Копаясь в старых бумагах, я нашёл интереснейшие письма.
4. Их заслуги велики и бесспорны.
5. Поколение наших отцов дедов победили фашизм.
6. О чём мечтал Мцыри, живя в монастыре?
7. Применяя данное лекарство, состояние здоровья послеоперационных больных
нормализуется быстрее, чем обычно.
8. Никто из сестёр, даже старшая, не знал о случившемся.
9. Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним.
10. Группы
туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах.
ВАРИАНТ
№3
1. Охотники уничтожили пятьдесят четыре волков.
2. За дюнами находится обширная площадь земли, расположенная ниже уровня
моря и отдалённая от него дамбами.
3. Журнал «Наука и жизнь» издавались в течении многих лет.
4. Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго
до вечера смоченными дождём.
5. Нельзя не сочувствовать борцам за чистоту языка.
6. Учитель проэкзаменовал двадцать два ученика
7. Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами.
8. Идя домой через липовую аллею, Григорий медленно вдыхал и наслаждался
волшебными ароматами.
9. Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах.
10. На
самом берегу моря раскинулся Батуми.
ВАРИАНТ
№4
1. Утром в трёх километрах от города приземлился пассажирский самолёт.
2. Никогда не забудут ужасов войны те, кто её пережил.
3. Кресло-качалка отремонтирована и торжественно выставлено на середину
террасы.
4. Из-за сильных дождей возможно наводнение.
5. Посёлок расположен в четырёхстах километрах от железной дороги.
6. Большинство студентов успешно защитило курсовой проект.
7. Для переселенцев построено три новых дома.
8. Потери составили более сорока трёх килограммов.
9. В вольере содержались обезьяны и шимпанзе.
10. На
свободу русского народа пытались посягнуть множество опасных врагов.
Слайд №3.
Правильные ответы.
Вариант №1.
1.
Библиотеку переселили в более худшее
помещение.
2.
Ответ учащегося показывает о его умении
анализировать и обобщать материал.
3.
Компьютеры нового поколения не такие громоздкие, чем
прежние.
4.
Приехавшие родственники из Сибири
остановились у нас.
5.
Много молодёжи пришли
на вечер танцев.
Вариант №2.
1.
Никто из пришедших не поздоровались с ней.
2.
Поколение наших отцов и
дедов победили фашизм
3.
Применяя данное лекарство, состояние здоровья послеоперационных больных нормализуется
быстрее, чем обычно..
4.
Братья зашли к друзьям, пригласивших
зайти к ним.
5.
Группы туристов можно встретить на
улицах, площадях, скверах.
Вариант №3.
1.
Охотники уничтожили пятьдесят четыре волков.
2.
Журнал «Наука и жизнь» издавались
в течение многих лет.
3.
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями
земли, незадолго до вечера смоченными дождём.
4.
Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами.
5.
Идя домой через липовую аллею, Григорий медленно
вдыхал и наслаждался волшебными ароматами.
Вариант №4.
1.
Кресло-качалка отремонтирована
и торжественно выставлено на середину террасы.
2.
Большинство студентов
успешно защитило курсовой проект.
3.
Для переселенцев построено три новых дома.
4.
В вольере содержались шимпанзе и обезьяны.
5.
На свободу русского народа пытались посягнуть
множество опасных врагов.
Цель задания: выяснить, воспринимают ли учащиеся визуально и на слух грамматические
ошибки.
Работа над
синтаксическими нормами русского языка с использованием видеоурока
Опорный конспект даётся каждому учащемуся.
V. Закрепление
изученного.
Тренировочные упражнения.
1. Комментированное
письмо (все выполняют в тетрадях). Записать
предложения, под диктовку, найти синтаксические ошибки, объяснить их, записать
предложения в исправленном виде.
1). Одному из героев романа, ищущим
смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе. (Причастие ищущим относится не
к существительному героев, а к числительному, поэтому оно должно
согласовываться с числительным в ед. числе и дательном падеже). Верный вариант
предложения: Одному из героев романа, ищущему смысл жизни…
2). Благодаря искусства Микеланджело
современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои
мысли и чувства. (В этом предложении производный предлог благодаря употреблён
не с дательным падежом, а с родительным.) Верный вариант: Благодаря искусству
Микеланджело.
3). Давыдов хотел вникнуть и познать
все тайны Гремячего Лога. (Нарушены нормы управления: хотел вникнуть куда?
познать что). Правильный вариант: Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего
Лога и познать их.
4). Я обратился и получил
консультацию у специалиста по реставрации картин. (Обратился к кому? не хватает
зависимого слова при управлении. Получил у кого?). Правильный вариант: Я
обратился к специалисту и получил у него…
5). Мы оплатили за турпутевку и
отправились на экскурсию. (В литературном языке принята беспредложная
конструкция: оплатили турпутёвку и предложная уплатить за турпутёвку).
Правильный вариант: Мы оплатили турпутёвку и отправились на экскурсию.
2. Упражнение. Выполнение в группах. (Приложение слайд №4).
Укажите номера предложений с грамматической
ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Обвести в кружок.
После выполнения ученики сверяют свои варианты
с доской, где записаны правильные ответы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9. Оценивается
работа каждой из 4 групп по формуле: количество правильных ответов умножается
на 5 и делится на общее количество правильных ответов.
VI. Самостоятельная
работа учащихся с последующей самопроверкой. (Приложение
слайд №5).
Укажите номера предложений, в которых придаточную
часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным
оборотом.
Номера правильных ответов (2, 3, 5, 6, 9, 10
записаны на доске. После самопроверки учащиеся получают оценки. Объясняем
предложения, вызвавшие особенные затруднения.
Кол-во правильных ответов |
Оценка |
6 |
“5” |
5 |
“4” |
4-3 |
“3” |
VII. Итоговый тест
I-II вариант. (Приложение, слайд №6).
Варианты правильных
ответов:
Вариант 1: 1 — 1); 2 — 1); 3 — 3); 4 — 3),
Вариант 2: 1 – 4); 2 — 4); 3 — 2); 4 — 3).
VIII. Домашнее
задание.
1. Определить тип синтаксических ошибок в карточках (вариант №1-4)
2. Подобрать самостоятельно задания с нарушениями синтаксических норм
(12-15 заданий) (для использования на компьютере) или выполнить тестовые
задания ЕГЭ 2008 г. (Вариант 1 — 10 части I задания А6). Пособие Пучковой Л.И.
Русский язык 2013 г.
3. Запомнить теоретический материал “Синтаксические нормы русского языка”.
(Опорный конспект).
IX. Выводы по уроку.
1. Перечислить основные синтаксические нормы русского языка.
2. Привести примеры предложений с нарушениями синтаксических норм.
X. Итоги урока.
Оценки.
Урок
русского языка в 11 классе
Лексические нормы литературного языка
Учитель Мокина И.В.
Цель :
1) познакомить студентов с причинами нарушения
лексической нормы;
2) вырабатывать умение находить лексические
ошибки и исправлять их;
3) воспитывать бережное отношение к русскому
языку.
Оборудование:
1.Словарь, составленный для данного занятия на
основе Толкового словаря русского языка, Современного словаря иностранных слов,
Словаря паронимов.
2. Т.В.Потемкина, Н.Н.Соловьева “Русский язык и
культура речи ”
3. Раздаточный материал с тренировочными
упражнениями.
Методика проведения занятия
I.Оргмомент.
II.Анализ
выполнения студентами практической работы № 3.
III Новая тема
“Лексические ошибки”
III. 1.Проблемный
вопрос. Мотивация учебно- познавательной деятельности.
Задание: прочитайте
записанное на доске предложение.
Верно ли оно составлено? Есть ли в нем ошибки?
Наш корреспондент Петр Орлов находится в
эпицентре событий. (Из телевизионных новостей)
(Находим ошибку, выявляем ее причину. Если она
не будет найдена в предложении, то обращаемся за помощью к студенту, который
подготовил словарь для сегодняшнего занятия; выясняем лексическое значение
слова эпицентр.)
Преподаватель: “Послушайте,
что пишет корреспондент газеты “Известия”: “Эпицентр — не центр. Если бомба или
граната взрывается на земле, то никакого эпицентра не существует – есть только
центр этого взрыва. Так что фраза “мы находимся в эпицентре событий” звучит
совершенно нелепо, так как буквально означает “мы находимся не в центре
событий”.
Вопрос группе:
“Какая норма русского литературного языка нарушена в данном предложении?”
(Лексическая норма)
Нарушение лексической нормы приводит к
лексическим ошибкам.
Запишем тему нашего занятия – “Лексические ошибки”.
Объявление цели занятия. Мотивация: говорить и писать правильно должен каждый человек. Хорошее владение
речью не только обеспечивает удачное повседневное общение, но и является одним
из условий профессионального успеха.
Вопрос группе: “Что
определяет лексическая норма?”
(Употребление слов в соответствии с их лексическим
значением, возможную сочетаемость слов с другими словами)
III. 2. Нарушение лексической сочетаемости
слов
Работа по учебнику Т. В. Потемкиной “Русский
язык и культура речи” стр.42,пар.7, п.2
Задание:
познакомьтесь с причинами нарушения лексической сочетаемости слов по учебнику
(стр.42,пар.7, п.2). Перепишите с доски предложения, исправив ошибки и
указав их причины.
Запись на доске
1. Посетив краеведческий музей, мы обогатили
свой кругозор.
(Из
отзывов посетителей)
2. Налоги взимаются с учетом суммы растаможки.
(Из
объявления в налоговой инспекции)
3. На Дворцовой площади много страшно красивых
зданий.
(Из
разговора)
4. Чтобы обсудить поездку, мы решили
встретиться по телефону.
(Из
разговора)
Проверка выполненного задания:1)обогатили свой кругозор – расширили ( несочет. по традиции); 2) суммы
растаможки – суммы таможенных сборов; (стилистическая разнородность: офиц.-дел.
и разг.); 3) страшно красивых – очень красивых (несовместимость в силу
различных оценок – полож. и отр.); 4)
Первичная проверка понимания материала
Упражнение 1.
Найдите лексические ошибки, исправьте их, объясните.
Рейд выявил плеяду жуликов. Их связывала
сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба. В селе Новоселки возвели
новый коровник и воздвигли баню. Командировочному пришлось долго ждать
оформления документов. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.
( При проверке обратить внимание на синонимы
(возвели-воздвигли-построили),паронимы (командировочные — командированные); при
затруднениях обращаться к словарю.)
III. 3.Лексические ошибки, снижающие
выразительность речи
1. Сообщение “Речевая избыточность: плеоназм, тавтология, неоправданный лексический повтор”. (
Индивидуальное задание. Приложение 1)
2.Употребление в речи жаргонизмов и
“слов-паразитов”
1) Беседа (актуализация)
? Какие слова называются жаргонизмами, или
жаргонными словами?
(Слова, которые встречаются в речи определенных
групп людей: молодежи, студентов, а также деклассированных элементов: воров,
бродяг, карточных шулеров. Например: заливать – неправдоподобно рассказывать;
моргалы – глаза.)
?Является ли нарушением лексической нормы
употребление в речи жаргонных слов? (Жаргонные, просторечные и диалектные слова
находятся за пределами русского литературного языка, поэтому употребление их в
речи – лексическая ошибка.)
? Какие лексические единицы называются
“словами-паразитами”? Является ли их употребление в речи лексической ошибкой?
(“Слова-паразиты” — это слова, не связанные с
содержанием речи, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы: “ну”, “э-э”,
“как бы”, “это самое”, “так сказать” и т. д. Употребление их — лексическая
ошибка, так как они нарушают сочетаемость слов в предложении.)
2) Представление результатов микроисследования
“Жаргонизмы и “слова-паразиты” в речи учащихся( Индивидуальное задание. Приложение 2)
IV. Закрепление знаний, выработка умений
Упражнение 1
Выпишите из скобок слова, соответствующие норме
сочетаемости. Объясните причину выбора. Вставьте пропущенные буквы.
1. Дружба ( сильная,
крепкая) Водить (дружба, любовь)
Глухой( овраг, обрыв
) Приходить в (ярость, радость)
Верный (обещание,клятва ) Зияющий
(пропасть,вершина )
Высказать (мнение, вопрос)
2. Полуразруше…ую
церковь решили (строить, реставрировать). На третьем курсе нам ( представилась,
предоставилась) возможность пройти практику на предпр…ятиях УГПУ. Заметив
(оплошка, ошибка), технолог стал ее испр…влять. Этот человек был полный
(невежа, невежда) в вопросах иску(с, сс)тва. Для всей школы этот ученик был
(басней, притчей) во языцех.
(Самостоятельное выполнение упр. с последующей
проверкой; 2 студента работают на закрытых половинках доски.)
Упражнение 2.Устная работа (по цепочке)
Найдите речевую избыточность, объясните.
1. Патриот своей Родины
11. Моя автобиография
2.Ни мясо ни рыба (фразеологизм)
12. Коренные аборигены
3. Родился в марте месяце
13.Отступить назад
4. Сообщить о плохом инциденте
14. Главная суть книги
5. Разговариваю с коллегой по работе
15. Свободная вакансия
6. Компьютерная диагностика
16. Необычный феномен
7. Пожилые старички
17. Научный семинар
8. Незаконные бандформирования
18. Совместное соглашение
9. Заведомая клевета
19. Народный фольклор
10. До восьмого пота (фразеологизм)
20.Юный вундеркинд
Упражнение 3
Отредактируйте текст объяснительной записки.
Объяснительная записка
Я, Иванов Петр, отсутствовал вчера на уроке,
так как мне срочно нужно было купить памятный сувенир своему предку. Долго
выбирал крутую мобилу со всеми потрохами, поэтому опоздал.
Обещаю, что пропуск занятий отработаю, в
дальнейшем пропускать занятия не буду.
22 октября 2014 г. П.Иванов
Упражнение 4
Найдите лексические ошибки и запишите
предложения в исправленном варианте.
Нельзя касаться оголенных проводов
незащищенными ладонями рук. Посетитель так и ушел не солоно нахлебавши. Рабочий
был уволен за прогул без уважительной причины. Трудно практиканту усвоить
сложные механизмы. Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения
районах Крайнего Севера. Можно начать собрание: форум уже есть. Наши
сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке. Хороший
руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Ударение в
русском языке, ну, разноместное, ну, оно подвижное. На строительные объекты
бесперебойно доставляются строительные материалы.
Карточка для индивидуальной работы
Перепишите предложения в исправленном варианте.
Вставьте пропущенные буквы.
Фон..грамму озвучания мы сделали довольно
быстро. Весь май месяц я работала над курсовой. На научном семинаре автор
изл..жил главную суть своей книги. Он дал мне дружестве(нн, н)ый совет. В
прошедшие дни прошли снегопады, выпало много снега. Мы собрались отметить
юб..лейную дату дня. Выпас собак запр..щается. Пресса высоко позитивно
оценивает результаты выборов. Чистота улиц от этого не прогрессировала. На
третьем курсе нам представилась возможность пройти практику на предпр..ятиях
УГПУ. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.
V. Домашнее задание: учеб. Потемкина,
параграф 7, зад 84 на стр.141
VI.Контрольный тест
Отметьте номера словосочетаний с лексическими
ошибками
1. Починка автомобиля
11. Свой автопортрет
2. Заклятый друг
12. Будущая перспектива
3. Свободная вакансия
13. Страшно обрадовались
4. Полчища тружеников
14. Возобновить вновь
5. Состоялась благодаря разрешению
15.Кипучее безделье
6. Два года тому назад
16. Кипучая деятельность
7. Оценивает высоко позитивно
17.Мелочная рыба
8. Прогул без уважительной причины
18.Танцевальная песня
9. Праздничный ужин
19.Праздная жизнь
10. Совместное сотрудничество
20.Народный фольклор
VII. Обобщение. Итог урока
Чему мы сегодня научились на занятии?
Назовите причины лексических ошибок?
Мы работали над типичными лексическими
ошибками. Помните, что речь человека- это его визитная карточка. Я надеюсь, что
вы после сегодняшнего занятия будете более вни