Назовите типичные ошибки слушания как правило исследователи отмечают 5 ошибок

Контрольные / проверочные работы для учителя-предметника, методиста для 10 класса по ФГОС. Учебно-дидактические материалы по Русскому языку для 10 класса по УМК С. И. Львовой.

Спецификация контрольной работы по теме «Виды речевой деятельности. Чтение и аудирование»

1.Назначение работы – оценить достижение обучающимися планируемых образовательных результатов по теме «Виды речевой деятельности. Чтение и аудирование».

2. Документы, определяющие содержание работы

Содержание работы определяется на основе:

1) Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);

2) Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

3) УМК: Львова С. И. Русский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый и углубленный уровни) / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2019., Львова С. И. Русский язык. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. 10 – 11 классы. Базовый и углублённый уровни. – М.: Мнемозина, 2014.

3.Характеристика структуры и содержания диагностической работы

Контрольная работа состоит из 2 частей.

Часть 1 содержит 10 задания (№ 1-10) с выбором ответа.

Часть 2 включает 3 задания (№11-13) с самостоятельной формулировкой ответа в виде сочетаний букв, цифр, слов..

4. Проверяемые умения и виды деятельности

Контрольная работа составлена исходя из необходимости проверки достижения предметных планируемых образовательных результатов по освоению темы «Виды речевой деятельности. Чтение и аудирование»:

освоить базовые понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевые жанры, речевая деятельность и её основные виды, речевая ситуация и её компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культура речи;

знать и соблюдать основные требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

производить анализ речевого высказывания с точки зрения основных условий эффективности речевого общения; оценка коммуникативной, этической и эстетической стороны речевого высказывания; исправление речевых недочётов, а также нарушений языковых, коммуникативных и этических норм современного литературного языка в чужой и собственной речи

извлекать необходимую информацию из текстов разной функционально-стилевой и жанровой разновидности, представленных в печатном или электронном виде на различных информационных носителях;

создавать письменное монологическое высказывание с применением лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы.

5. Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности

В таблице представлено распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности.

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Базовый

10

10

Высокий

3

8

Итого

13

18

6. Время выполнения работы

На выполнение работы отводится 40 минут.

7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания с кратким ответом базового уровня (№1-10, 12) оцениваются в 1 балл.

Задание с кратким ответом повышенного уровня № 11 оценивается в 2 балла, задание №13 в 5 баллов.

Максимальный балл за выполнение работы —18.

На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.

Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий контрольной работы в отметку по пятибалльной шкале

Оценка

Первичный балл

2

0-4

3

5-6

4

7-11

5

12-18

Оценка/уровень

Критерии оценки предметных результатов

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

5 высокий

Не менее 7 заданий базового уровня и 2 заданий повышенного

— демонстрирует владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

— демонстрирует готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,

— самостоятельно определяет цели деятельности и составляет планы

деятельности;

— самостоятельно осуществляет, контролирует и корректирует деятельность;

— использует все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

— выбирает успешные стратегии в различных ситуациях;

— самостоятельно оценивает и принимает решения, определяющие

стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

— владеет языковыми средствами — ясно, логично и точно излагает свою точку зрения, использует адекватные языковые средства.

4 высокий

Не менее 5 заданий базового уровня и 1 заданий повышенного

3 средний

Более 5 заданий базового уровня

— демонстрирует владение некоторыми навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения некоторых проблем;

— демонстрирует готовность и способность к информационно-познавательной деятельности,

но с помощь учителя;

— определяет цели деятельности и составляет планы

деятельности с помощью учителя;

— осуществляет, контролирует и корректирует деятельность с помощью учителя;

— использует определенные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

— выбирает не эффективные стратегии в различных ситуациях;

— оценивает и принимает решения, определяющие

стратегию поведения, с учетом некоторых гражданских и нравственных ценностей;

2 низкий

Менее 5 заданий базового уровня

— не демонстрирует владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем или допускает грубые ошибки и недочёты;

— не демонстрирует готовность и способность к информационно-

познавательной деятельности,

— не определяет цели деятельности и не составляет планы деятельности или допускает грубые ошибки;

— осуществляет, но не контролирует и корректирует деятельность;

— использует ресурсы не обеспечивающие достижение поставленных целей и реализации планов деятельности;

-не выбирает стратегии поведения в различных ситуациях или выбирает только в встречающихся ранее;

-оценивает и принимает решения, определяющие

стратегию поведения, без учета гражданских и нравственных ценностей;

8. Контрольно-измерительные материалы

1. Язык- это:

А) набор текстов; Б) знание правил; В) знаковая система.

2. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы человеческой деятельности, называют:

А) литературным языком; Б) художественным языком; В) современным языком.

3. Назовите формы существования языка:

А) диалект;

Б) художественный язык;

В) просторечие;

Г) жаргон;

Д) литературный язык.

4. Жаргон- это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.

5. Просторечие-это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.

6. Диалект-это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией.

В) речь неграмотных людей.

7.   Что не является коммуникативным качеством хорошей речи?

А) правильность; Б) выразительность; В) бедность; Г) чистота.

8. Выберите языковые средства, разрушающие чистоту речи:

А) диалектизмы; В) жаргонизмы

Б) неологизмы; Г) архаизмы.

9. Определите функционально-смысловой тип текста.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко- кажется , за краем земли- хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский)

А) повествование; Б) описание; В)рассуждение.

10. Расположите в логической последовательности элементы композиции речи.

А) конец речи;

Б) вступление;

В) главная часть;

Г) этикетные формулы.

11. Заполните таблицу. Назовите пропущенный этап речевой деятельности. Расположите этапы речевой деятельности в порядке их следования.

1)

А. этап контроля

2)

Б. этап планирования

3)

В. этап ориентировки

4)

Г. ?

12. Даны слова, характеризующие один из видов речевой деятельности. Определите, какой вид речевой деятельности бывает следующих типов?

А) поисковое, Б) просмотровое, В) ознакомительное, Г) изучающее

13. Назовите типичные ошибки слушания, как правило, исследователи отмечают 5 ошибок. Вы получите по 1 баллу за каждую названную ошибку.

II вариант

1. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы человеческой деятельности, называют:

А) национальным языком; Б) литературным языком; В) художественным языком.

2. Назовите формы существования языка:

А) диалект;

Б) жаргон;

В) просторечие;

Г) современный язык;

Д) литературный язык.

3. Жаргон — это:

А) речь неграмотных людей;

Б) речь людей одной местности;

В) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п

4. Просторечие-это:

А) речь людей одной местности;

Б) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

В) речь неграмотных людей.

5. Диалект-это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией;

В) речь неграмотных людей.

6.   Что не является коммуникативным качеством хорошей речи?

А) богатство; Б) выразительность; В) последовательность; Г) чистота.

7. Выберите языковые средства, разрушающие чистоту речи:

А) диалектизмы; В) архаизмы;

Б) неологизмы; Г) жаргонизмы.

8. Язык- это:

А) набор текстов; Б) знание правил; В) знаковая система.

9. Определите функционально-смысловой тип текста.

Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей- словом, делает вас мудрыми. (Д.Лихачев)

А) повествование; Б) описание; В) рассуждение.

10. Расположите в логической последовательности элементы композиции речи.

А) главная часть;

Б) этикетные формулы;

В) конец речи;

Г) вступление.

11. Заполните таблицу. Назовите пропущенный вид речевой деятельности. Расположите виды речевой деятельности в соответствии с характеристиками в столбце слева.

1) Связано с восприятием чужой речи на слух

А. Письмо

2) Связано с созданием собственного устного высказывания

Б. Слушание

3) Связано со зрительным восприятием чужой речи

В. Говорение

4) Связано с созданием собственного высказывания в письменной речи

Г. ?

12. Даны слова, характеризующие один из видов речевой деятельности. Определите, какой вид речевой деятельности бывает следующих типов?

А) выборочное, Б) детальное, В) ознакомительное.

13. Назовите типичные ошибки слушания, как правило, исследователи отмечают 5 ошибок. Вы получите по 1 баллу за каждую названную ошибку.

9. Ответы

Номер задания:

Вариант 1

Вариант 2

1

В

Б

2

А

АБВД

3

АВГД

В

4

А

В

5

В

Б

6

Б

В

7

В

АГ

8

АВ

В

9

Б

В

10

ГБВАГ

БГАВБ

11

1-В, 2-Б, 3-Г исполнение, 4-А

1-Б, 2-В, 3-Г чтение, 4-А

12

чтение

аудирование

13

1) отсутствие гибкой стратегии аудирования, 2) непонимание смысла, 3) отсеивание важной информации, 4) перебивание собеседника, 5) поспешные возражения собеседнику

1) отсутствие гибкой стратегии аудирования, 2) непонимание смысла, 3) отсеивание важной информации, 4) перебивание собеседника, 5) поспешные возражения собеседнику

Перебивание
собеседника
во время его сообщения. Большинство
людей перебивают друг друга неосознанно.
Руководители чаще перебивают подчиненных,
а мужчины – женщин. При перебивании
нужно постараться тут же восстановить
ход мыслей собеседника.

Поспешные
выводы
заставляют
собеседника занять оборонительную
позицию, что сразу же возводит преграду
для конструктивного общения.

Поспешные
возражения
часто
возникают при несогласии с высказываниями
говорящего. Зачастую человек не слушает,
а мысленно формулирует возражение и
ждет очереди высказаться. Затем увлекается
обоснованием своей точки зрения и не
замечает, что собеседник пытался сказать
то же самое.

Непрошеные
советы
обычно
дают люди, не способные оказать реальную
помощь.

Этику
делового общения следует учитывать в
различных её проявлениях:

  • в отношениях между
    предприятием и социальной средой;

  • между предприятиями;

  • внутри
    одного предприятия – между руководителем
    и подчиненными, между подчиненным и
    руководителем, между людьми одного
    статуса.

Между
сторонами того или иного вида делового
общения существует своя специфика.
Задача и состоит в том, чтобы сформулировать
такие принципы делового общения, которые
не только соответствовали бы каждому
виду делового общения, но и не противоречили
общим нравственным принципам поведения
людей. Вместе с тем, они должны служить
надежным инструментом координации
деятельности людей, вовлеченных в
деловое общение.

Общий
нравственный принцип человеческого
общения содержится в категорическом
императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы
максима твоей воли всегда могла иметь
также и силу принципа всеобщего
законодательства». Применительно к
деловому общению основной этический
принцип можно сформулировать таким
образом: в деловом общении при принятии
решения о том, какие ценности следует
предпочесть в данной ситуации, поступай
так,

чтобы
максима твоей воли была совместима с
нравственными ценностями других сторон,
участвующих в общении, и допускала
координацию интересов всех сторон.

Особое
внимание следует обратить на золотое
правило этики общения: «Относитесь
к другим так, как вы хотели бы, чтобы
относились к вам»
.

В
отрицательной форме в формулировке
Конфуция оно гласит: «Чего
не пожелаешь себе, того не делай другим».

Это
правило применимо и к деловому общению,
но по отношению к отдельным его видам:
«сверху
вниз»
(руководитель-подчиненный),
«снизу
вверх»
(подчиненный-руководитель),
«по
горизонтали»
(сотрудник-сотрудник)
требует конкретизации.

1.4. Этика делового обшения «сверху вниз»

В
деловом
общении «сверху вниз», т.е. по отношению
руководителя к подчиненному, золотое
правило этики можно сформулировать
следующим образом: «Относитесь
к своему подчиненному так, как вы хотели
бы, чтобы к вам относился руководитель».

Искусство
и успех делового общения во многом
определяются теми этическими нормами
и принципами, которые использует
руководитель по отношению к своим
подчиненным. Под нормами и принципами
понимается то, какое поведение на службе
является этически приемлемым, а какое
– нет. Эти нормы касаются прежде всего
того, как и на основе чего отдаются
распоряжения в процессе управления, в
чем выражается служебная дисциплина,
определяющая деловое общение. Без
соблюдения этики делового общения между
руководителем и подчиненным большинство
людей чувствуют себя в коллективе
дискомфортно, нравственно незащищенными.
Отношение руководителя к подчиненным
влияет на весь характер делового общения,
во многом определяет его
нравственно-психологический
климат. Именно на этом уровне формируются
в первую очередь нравственные эталоны
и образцы поведения.

Соседние файлы в папке Учебники

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Слушание – это рецептивный вид речевой деятельности, посредством которого происходит реализация процесса приема и дальнейшей переработки речевого сообщения на основании функционирования слухового анализатора.

Особенности и виды слушания

Слушание относят к видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение в любой ситуации и сфере коммуникации. По этой причине эффективная коммуникация может быть только при достижении абсолютного взаимопонимания.

Для формирования ситуации, которую можно назвать коммуникативно-речевой, нужно непременное наличие слушателя. Пара «говорящий – слушающий» представляет собой обязательное условие такой ситуации. Выделяют несколько видов слушания:

Стань инженером по тестированию

Научим с нуля, поможем с трудоустройством, оформим резюме с карьерным консультантом

Записаться на курс

  • Рефлексивное (активное),
  • Нерефлексивное (пассивное),
  • Эмпатическое слушание.

Нерефлексивное (пассивное) слушание представляет собой умение внимательно молчать, не вмешиваться в разговор собеседника через свои замечания. Такое слушание особенно полезно при проявлении со стороны собеседника таких глубоких чувств, как гнев (горе). Как правило, он горит желанием высказывать собственную позицию, желая обсудить наболевшие проблемы или вопросы. При нерефлексивном слушании ответы сводятся к минимуму (например: «Да!», «Продолжайте», «Интересно»).

В любом общении (особенно деловых коммуникациях) важно сочетать нерефлексивное и рефлексивное слушание. Рефлексивное слушание более активно, оно заключается в расшифровке смысла сообщений. Определить реальное значение сообщения здесь могут помочь рефлексивные ответы, включая выяснение, перефразирование, отражение чувств и подведение итога.

Выяснение является обращением к говорящему человеку с целью уточнить информацию с помощью ключевых фраз (например: «Я не понял», «Что ты имеешь в виду?, «Пожалуйста, уточним этот вопрос»).

«Виды и техники слушания» 👇

Перефразирование представляет собой собственную формулировку сообщения говорящего лица для проверки его точности (например: «Как я вас понял…», «Ты думаешь, что…», «По вашему мнению…»).

В случае отражения чувств акцент делают на отражении слушающим человеком эмоционального состояния говорящего. Это делается при использовании нескольких фраз (например: «Вероятно, вы чувствуете…», «Я вижу, Вы немного расстроены…»).

Резюмирование (подведение итогов) предназначено для формулирования основных идей и чувств говорящего человека. Для этого применяют фразы: «Вашей основной идеей, как я поняла, является…», «Если теперь подытожить сказанное, то…». Резюмирование, как правило, уместно в ситуациях, когда происходит обсуждение разногласий в конце разговора, в процессе долговременного обсуждения вопроса, в заключительной части беседы.

Типичные ошибки слушания

В деловых и обычных коммуникациях необходимо исключать несколько типичных ошибок слушания. Среди них можно выделить:

  • Перебивание партнера по общению в процессе беседы (многие люди перебивают друг друга неосознанно, управленцы часто перебивают подчиненных, а мужчины – женщин);
  • Поспешные выводы, заставляющие партнера по диалогу занять оборонительную позицию (это сразу возводит преграды для конструктивного диалога);
  • Поспешные возражения, возникающие в случае несогласия с высказываниями говорящего человека. Часто человек не слушает, а в мыслях формулирует возражение, ожидая своей очереди высказаться. Далее он увлекается обоснованием своей точки зрения, не замечая, что партнер пытался сказать то же самое;
  • Непрошенные советы, которые часто дают те, кто не способен оказать реальную помощь (здесь важно определить желание собеседника: совместные размышления или получение конкретной помощи).

Приемы активного слушания

Техники и приемы активного слушания представляют собой постоянные уточнения правильности понимания сведений, которые желает донести собеседник. Это производится через задавание уточняющих вопросов: «Правильно я вас поняла, что…?», «Таким образом, вы хотите сказать…» или «Другими словами, вы имели в виду…».

Использование подобных простейших приемов коммуникации дает возможность достичь сразу двух целей. Во-первых, происходит обеспечение адекватной обратной связи (у собеседника возникает ощущение, что передаваемые сведения поняты правильно). Во-вторых, происходит косвенное информирование собеседника о том, что перед ним не дети, которым можно указывать, и не «диктофон», куда можно записывать свои мысли и рассуждения.

Определение равной партнерской позиции может значить, что обоим собеседникам необходима ответственность за каждую произнесенную фразу. Данная цель достигается быстрее. Особенно это характерно для тех случаев, когда человек имеет дело с авторитетным, жестким собеседником, который предпочитает общаться с позиции «на высоте».

Использование техники активного слушания часто помогает, если лицу характерна позиция «жертвы». Это обусловлено тем, что позиция не только сбивает с привычной точки зрения авторитарного собеседника, но и способна поднять до уровня разговора на равных, давая возможность сосредоточиться на значимых аспектах беседы.

Активное слушание невозможно заменить в деловых переговорах или в ситуации, когда партнер по коммуникации равен или сильнее человека. Также оно помогает в конфликтных ситуациях, когда собеседники ведут себя агрессивно или демонстрируют собственное величие. Это очень хорошая техника для успокоения и настройки самому (настройки собеседника) на деловую волну.

Типичная ошибка человека при применении активного слушания представлена чисто формальным следованием правилам без реального отражения состава беседы. В такой ситуации человеку необходимо задавать «нужный» вопрос (например, «Правильно ли я тебя поняла, что….»). Если же он не слышит ответ, то продолжает развивать собственные аргументы в пользу своей точки зрения, фактически, исключая позицию партнера. Далее такой человек может удивиться, что «техника активного слушания» не работает.

Эмпатическое слушание дает возможность пережить чувства, которые переживает собеседник. Оно характеризуется отражением этих чувств, пониманием эмоционального состояния собеседника и разделением. При таком виде слушания не дают советов и оценок. Оно не предполагает критику и нравоучения. Именно в этом и будет состоять секрет хорошего слушания.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Спецификация контрольной работы по теме «Виды речевой деятельности. Чтение и

аудирование»

1.Назначение работы оценить достижение обучающимися планируемых

образовательных результатов по теме «Виды речевой деятельности. Чтение и

аудирование».

2. Документы, определяющие содержание работы

Содержание работы определяется на основе:

1) Федерального компонента государственного стандарта основного общего

образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);

2) Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего

образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от

05.03.2004 № 1089).

3) УМК: Львова С. И. Русский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных

организаций (базовый и углубленный уровни) / С.И. Львова, В.В. Львов. М.:

Мнемозина, 2019., Львова С. И. Русский язык. Рабочая программа для

общеобразовательных учреждений. 10 11 классы. Базовый и углублённый уровни.

М.: Мнемозина, 2014.

3.Характеристика структуры и содержания диагностической работы

Контрольная работа состоит из 2 частей.

Часть 1 содержит 10 задания (№ 110) с выбором ответа.

Часть 2 включает 3 задания (№1113) с самостоятельной формулировкой ответа в виде

сочетаний букв, цифр, слов..

4. Проверяемые умения и виды деятельности

Контрольная работа составлена исходя из необходимости проверки достижения

предметных планируемых образовательных результатов по освоению темы «Виды

речевой деятельности. Чтение и аудирование»:

освоить базовые понятий функциональной стилистики и культуры речи:

функциональные разновидности языка, речевые жанры, речевая деятельность и

её основные виды, речевая ситуация и её компоненты, основные условия

эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая

норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты

культура речи;

знать и соблюдать основные требования, предъявляемые к устным и

письменным текстам различных жанров в учебнонаучной, обиходнобытовой,

социальнокультурной и деловой сферах общения;

производить анализ речевого высказывания с точки зрения основных

условий эффективности речевого общения; оценка коммуникативной,

этической и эстетической стороны речевого высказывания; исправление

речевых недочётов, а также нарушений языковых, коммуникативных и

этических норм современного литературного языка в чужой и собственной речи

извлекать необходимую информацию из текстов разной функционально

стилевой и жанровой разновидности, представленных в печатном или

электронном виде на различных информационных носителях;

создавать письменное монологическое высказывание с применением

лексических, грамматических, стилистических норм современного русского

литературного языка; использовать в собственной речевой практике

синонимические ресурсы русского языка;

соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы.

5. Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности

В таблице представлено распределение заданий экзаменационной работы по

уровням сложности.

Максимальный

первичный

балл

6. Время выполнения работы

На выполнение работы отводится 40 минут.

7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания с кратким ответом базового уровня (№110, 12) оцениваются в 1 балл.

Задание с кратким ответом повышенного уровня 11 оценивается в 2 балла, задание

№13 в 5 баллов.

Максимальный балл за выполнение работы —18.

На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается

первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.

Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий

контрольной работы в отметку по пятибалльной шкале

Критерии

оценки

предметных

результатов

Не менее 7

заданий

базового

уровня и 2

заданий

повышенного

демонстрирует

владение

навыками

познавательной,

учебно

исследовательской

и проектной

деятельности,

навыками

разрешения

проблем;

самостоятельн

о определяет

цели

деятельности и

составляет

планы

деятельности;

самостоятельн

владеет языковыми

средствами ясно,

логично и точно

излагает свою точку

зрения, использует

адекватные языковые

средства.

Не менее 5

заданий

базового

уровня и 1

ситуациях или

выбирает

только в

встречающихся

ранее;

оценивает и

принимает

решения,

определяющие

стратегию

поведения, без

учета

гражданских и

нравственных

ценностей;

8. Контрольноизмерительные материалы

1. Языкэто:

А) набор текстов; Б) знание правил; В) знаковая система.

2. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно

закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы человеческой

деятельности, называют:

А) литературным языком; Б) художественным языком; В) современным языком.

3. Назовите формы существования языка:

А) диалект;

Б) художественный язык;

В) просторечие;

Г) жаргон;

Д) литературный язык.

4. Жаргонэто:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий,

интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.

5. Просторечиеэто:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий,

интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.

6. Диалектэто:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий,

интересов, социального положения и т.п;

Б) разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми,

связанными между собой одной территорией.

В) речь неграмотных людей.

7. Что не является коммуникативным качеством хорошей речи?

А) правильность; Б) выразительность; В) бедность; Г) чистота.

8. Выберите языковые средства, разрушающие чистоту речи:

А) диалектизмы; В) жаргонизмы

Б) неологизмы; Г) архаизмы.

9. Определите функциональносмысловой тип текста.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись.

Роса стекает по белым стволам. И слышно, как гдето далекокажется , за краем земли

хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной

тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается

на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский)

А) повествование; Б) описание; В)рассуждение.

10. Расположите в логической последовательности элементы композиции речи.

А) конец речи;

Б) вступление;

В) главная часть;

Г) этикетные формулы.

11. Заполните таблицу. Назовите пропущенный этап речевой деятельности.

Расположите этапы речевой деятельности в порядке их следования.

12. Даны слова, характеризующие один из видов речевой деятельности. Определите,

какой вид речевой деятельности бывает следующих типов?

А) поисковое, Б) просмотровое, В) ознакомительное, Г) изучающее

13. Назовите типичные ошибки слушания, как правило, исследователи отмечают 5

ошибок. Вы получите по 1 баллу за каждую названную ошибку.

II вариант

1. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно

закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы человеческой

деятельности, называют:

А) национальным языком; Б) литературным языком; В) художественным языком.

2. Назовите формы существования языка:

А) диалект;

Б) жаргон;

В) просторечие;

Г) современный язык;

Д) литературный язык.

3. Жаргон это:

А) речь неграмотных людей;

Б) речь людей одной местности;

В) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий,

интересов, социального положения и т.п

4. Просторечиеэто:

А) речь людей одной местности;

Б) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий,

интересов, социального положения и т.п;

В) речь неграмотных людей.

5. Диалектэто:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий,

интересов, социального положения и т.п;

Б) разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми,

связанными между собой одной территорией;

В) речь неграмотных людей.

6. Что не является коммуникативным качеством хорошей речи?

А) богатство; Б) выразительность; В) последовательность; Г) чистота.

7. Выберите языковые средства, разрушающие чистоту речи:

А) диалектизмы; В) архаизмы;

Б) неологизмы; Г) жаргонизмы.

8. Языкэто:

А) набор текстов; Б) знание правил; В) знаковая система.

9. Определите функциональносмысловой тип текста.

Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт

жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты,

но и пониманиепонимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи

и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людейсловом, делает вас мудрыми.

(Д.Лихачев)

А) повествование; Б) описание; В) рассуждение.

10. Расположите в логической последовательности элементы композиции речи.

А) главная часть;

Б) этикетные формулы;

В) конец речи;

Г) вступление.

11. Заполните таблицу. Назовите пропущенный вид речевой деятельности.

Расположите виды речевой деятельности в соответствии с характеристиками в столбце

слева.

1) Связано с восприятием чужой речи на слух

2) Связано с созданием собственного устного

высказывания

3) Связано со зрительным восприятием чужой речи

4) Связано с созданием собственного высказывания в

письменной речи

12. Даны слова, характеризующие один из видов речевой деятельности. Определите,

какой вид речевой деятельности бывает следующих типов?

А) выборочное, Б) детальное, В) ознакомительное.

13. Назовите типичные ошибки слушания, как правило, исследователи отмечают 5

ошибок. Вы получите по 1 баллу за каждую названную ошибку.

9. Ответы

1-В, 2Б, 3Г исполнение, 4-А

1-Б, 2В, 3Г чтение, 4-А

1) отсутствие гибкой стратегии

аудирования, 2) непонимание

смысла, 3) отсеивание важной

информации, 4) перебивание

собеседника, 5) поспешные

возражения собеседнику

1) отсутствие гибкой стратегии

аудирования, 2) непонимание смысла, 3)

отсеивание важной информации, 4)

перебивание собеседника, 5) поспешные

возражения собеседнику

Типичные ошибки слушания, которые разрушают любую коммуникацию: в бизнесе, в семье, с детьми. Желательно выучить их наизусть и никогда не совершать.

Правила слушания

  1. Не ждете ли вы нетерпеливо пока другой кончит говорить и даст возможность высказаться вам?
  2. Не спешите ли принять решение до того как поняли проблему?
  3. Не слышите ли лишь то, что вам нравится?
  4. Не мешают ли вам слушать эмоциональные блокировки?
  5. Не отвлекаетесь ли когда говорят другие?
  6. На запоминаете ли вместо основных элементов беседы какие-то несущественные?
  7. Не мешают ли вам слушать предубеждения?
  8. Прекращаете ли слушать если встречаются трудности?
  9. Занимаете ли негативную позицию когда слушаете?
  10. Может быть только притворяетесь, что слушаете?
  11. Ставите ли себя на место другого, чтобы понять, что его заставило говорить это?
  12. Принимаете ли во внимание, что вы и говорящий можете обсуждать не один и тот же вопрос?
  13. Следите ли за тем, что для вас и для говорящего слова могут иметь разный смысл?
  14. Пытаетесь ли выяснить действительно ли спор вызван различием точек зрения или разной постановкой вопроса?
  15. Избегаете ли взгляда собеседника, не смотрите ли в угол или по сторонам когда слушаете другого?
  16. Возникает ли у вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередив его выводы?

Ошибки в споре. Если слушать выпало нам

  • Слышим только звук, но не воспринимает смысл того, что говорят. Фразы проходят мимо нашего внимания. Они не имеют для нас значения и собеседник это прекрасно чувствует.
  • Часто обдумываем свои возражения и аргументы, пока собеседник еще говорит. Мы готовим заряды для ответного удара. Высказывание противника (партнером он для нас уже не является) мысленно опровергается. Все, что им говорится, проходит мимо ушей. Мы не замечаем того, что другой говорит «между строк», игнорируем нюансы его интонации, как следствие — возможности общения теряется.
  • Хотим быть умнее своего собеседника, ищем где и как можно улучшить его предложения, вместо того, чтобы понять его.
  • Часто вообще не слушаем потому, что говорящий нам неприятен, вызывает неуверенность, просто не нравится.
  • Реагируем, переводя разговор на другую тему, если чувствуем себя «пойманными на месте преступления», пытаемся «скрыться», выдвигая различные предлоги.
    Нам не до понимания другого, важно защитить себя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Назовите типичные ошибки руководителей ведущие к потерям их времени
  • Назовите типичные логические ошибки
  • Назовите типичную ошибку при формулировании цели проекта
  • Назовите распространенную ошибку при формулировании цели проекта
  • Назовите причины лексических ошибок