Назовите верно виды операторских ошибок

Работа по теме: Основы инженерной психологии (Пряжниковы). Глава: 6. Ошибки в труде оператора. ВУЗ: МГУ.

Важное
значение в изучении труда оператора
придается анализу ошибок
[9, с. 151—186]. Ошибка — это факт, случай из
практики. Концепция
ошибки должна строиться на представлении
о позитивном
(правильном) функционировании, т.е. надо
еще разобраться,
что есть позитивная работа (примерно
как в патопсихологии — проблема
«нормы» и «патологии»). Но сама ошибка
определяется негативно,
как отклонение
от правильной работы.

Для
определения (и понимания) ошибки решающее
значение
имеет
время.
Ошибочное
действие уже совершено, т.е. оно всегда
в
прошлом (хотя ошибочное ориентировочное
действие может и предшествовать
реально совершенному действию). Это
позволяет анализировать причины
(причинно-следственные связи), приведшие
к уже совершенной ошибке.

В
экспериментальной психологии различают
такие виды
оши
бок:

1)
ошибки
восприятия
(не
успел обнаружить, не сумел различить
и др.);

2)
ошибки
памяти
(забыл,
не успел запомнить, не сумел
сохранить, воспроизвести и др.);

3)
ошибки
мышления
(не
понял,
не сумел «схватить» суть, не предусмотрел,
не разобрался, не
сопоставил и др.);

4)
ошибки
внимания
(не
сумел сосредоточиться,
собраться, переключиться).

Страх
и переживание вины
выходят
за пределы ситуации, где совершена
ошибка. Переживание вины за прошлые
ошибки должно
предупредить ошибки в настоящем и
будущем. Соответственно при
подготовке операторов следует формировать
такое чувство вины
(но не страха).

Проблема
метода исследования ошибок оператора.
В
основе — восстановление
цепи событий (через опрос операторов).
Но «людям
свойственно не признаваться в ошибках,
либо эти признания бывают
ситуативными, поверхностными» [9, с.
163]. Субъект, совершивший
ошибку, часто «сопротивляется», так как
боится наказания.
Реконструкция ошибки предполагает
деление целого процесса
на части, но «дробление на шаги —
искусственная операция»…
Поэтому возникает проблема «признания
соответствия представления,
воспоминания о процессе и самого
непрерывного процесса».

Важно
развести разные
позиции в ходе пошаговой реконструк
ции
ошибки:
1)
взгляд субъекта (взгляд
изнутри ситуации
совершения
ошибки, где сам субъект был частью
ситуации); 2) взгляд судьи
или исследователя (взгляд
со стороны).
Между
позициями субъекта,
совершившего ошибку, и судьи-исследователя
«огромная
разница», и если субъекту грозит
наказание, то для признания им ошибки
возникают «непреодолимые препятствия»
[там же,
с. 165].

Действие
субъекта, совершившего ошибку, протекает
в двух планах: 1) в плане смысла и контекста
выполнения задания (сам этот
план смысла определяется целостностью
и непрерывностью); 2)
в плане отдельных операций, допускающих
деление процесса на
дискретные части (эти операции часто
бывают достаточно автоматизированными
и внешними по отношению к сознанию
оператора).
В связи с этим возникает проблема:
где искать ошибку, в
плане
смысла или в плане отдельных операций?
Обычно
проще
найти
ошибку в плане отдельных операций. Но
и в плане «представ­лений
о смысле также возможны определенные
отклонения».

Интересно,
что у опытных специалистов для выполнения
одной
и той же операции всегда находится
множество способов, кроме
того, их действия достаточно освоены и
автоматизированы,
т.е. опытный специалист скорее может
ошибиться в плане смысла.
Таким образом, у новичка больше ошибок
из-за неосвоенности
операций, а у опытного работника — из-за
проблем с пониманием
(или с извращением) смысла своей работы.

В
целом же «путь
к профессиональному мастерству лежит
через
преодоление
ошибок».
Опыт
не может возникнуть из одного только
знания
правил. Сама ошибка — это «активность
по освоению границ,
пределов, внутри которых результат
может считаться нормальным».

Если
сложность
профессиональных задач для работника
выше уже
достигнутого
«потолка»,
то
для него это может стать началом
деградации. Субъект уже больше не может
работать выше достигнутого
уровня сложности. «Это именно та ситуация,
когда можно сказать,
что на
ошибках учатся не все и не всегда»
[там
же, с. 162].

Назовем
основные
методы исследования ошибок операторов.

Метод
полирефлекторного интервью
(по
Н.А. Носову). Суть метода
— в многостороннем кольцевом опросе
свидетелей и всех, кто
имел отношение к происшествию.

Метод
построения фреймов
(по
А.М. Емельянову, М.А. Котику).
Анализируются содержащиеся во фреймах
«узлы» и «связи», в результате
чего выявляются причины сбоев в
деятельности.

Метод
критических инцидентов
(по
Фланагану). Анализируются
ситуации, провоцирующие наибольшие
сложности в трудовом процессе
(где наиболее вероятны ошибки). Для
обнаружения «узких
мест» в работе обычно используют
наблюдение, интервью и моделирование.

Метод
выделения трех категорий действий,
каждое
из которых
подвергается особому анализу (по Дж.
Расмуссену): 1) моторные
навыки автоматизированы и часто не
могут быть поставлены
в вину оператору; главная вина — на
инструкторах, которые
не довели у обучающихся навык до
автоматизма; 2) знания. Движение
по цепи знаний редко соответствует
движению по цепи операций
(действий); это категория субъективная,
особенно у высококлассных
специалистов; пробел в знаниях — часто
также на
совести инструкторов; 3) творческая
активность. Здесь субъект в
гораздо большей степени сознательно
берет ответственность на
себя; соответственно повышается риск
совершения им ошибки;
для снижения вероятности ошибок субъект
сам должен за­благовременно
позаботиться и о своих знаниях, и о
моторных навыках
(как основе импровизации и творчества).

Часть
ошибок связана с неправильной диагностикой
и прогнозом
со стороны психологов. За последние 25
лет получила распространение
практика оценивания специалистов в
специальных организациях,
известных под названием Центры
ассесмента.
Оценивание
производится по специализированным
профессиональным задачам
и по психологическим показателям
(личностным свойствам
и характеристикам психических процессов).
После оценивания
специалиста аттестуют и направляют на
службу. Через год Центр ассесмента
делает запрос о том, насколько точен
был прогноз успешности
специалиста. Статистика показала, что
точность прогноза
успешности — около 65 %.

В
качестве примера можно привести типичные
ошибки пилотов при реагировании на
сигналы и показания приборов —
по
результатам
исследований П. Фиттса и Дж. Джонса 270
ошибок [цит. по: 9 с.
167-169]: неправильный
отсчет показаний приборов, индикаторное
устройство
которых делает несколько оборотов.
Ошибка в понимании двух стрелок и более
или стрелки вращающейся шкалы;

неправильная
интерпретация направления движения
индикаторного устройства, ложное
толкование показаний прибора;

неправильная
реакция на сигнальные жесты, огни и
звуки или на
радиосигналы;

ошибки различения,
вызываемые недостаточной четкостью
элементов: цифр, делений или стрелок;

ошибки
идентификации показаний приборов.
Ошибочный отсчет
нужной величины по другому прибору или
по другой шкале многострелочного
прибора;

использование
неработающего прибора;

неправильная
интерпретация цены деления;

ошибки,
связанные с иллюзиями восприятия
показаний приборов
и т. п.

Другим
примером могут быть ошибки,
совершаемые отечественными пилотами
при полетах в зарубежные аэропорты,
по
данным исследования
Ю.К. Стрелкова и С.В. Фоломеевой [9, с.
179—180]:

самолет
направляется в зону, где полеты
категорически запрещены;

вместо
выполнения команды диспетчера экипаж
делает нечто другое
(например, приземляется на правую полосу
вместо левой), либо вообще бездействует;

задержка при
выполнении команды диспетчера;

вместо
выполнения команды диспетчера экипаж
начинает с ним обсуждать
ситуацию, предлагать собственный вариант
решения;

выполняя
команды диспетчера в ходе «векторования»
(когда диспетчер командует в определенных
пунктах полета, с какой скоростью и в
каком направлении двигаться), экипаж
перестает понимать,
где находится самолет;

полная
или частичная утрата ориентировки
(видимо, из-за незнакомых
ситуаций);

самолет
выходит в определенную точку схемы
полетов на высоте,
отличающейся от той, что указана в летных
документах.

Ю.К.
Стрелков указывает также основные
факторы, приводя
щие
к ошибкам пилотов в зарубежных полетах
[там
же, с. 181—184]:

для
новичка первые зарубежные полеты
являются весьма сложной
и напряженной деятельностью;

возникает
конфликт между жесткостью требований
выполнения
правил и импровизацией, между
самостоятельностью и абсолютным
подчинением;

в
условиях «векторования» (см. выше) у
экипажа, незнакомого со
схемой полета, возникает резкий временной
дефицит в отслеживании
ситуации и проведении соответствующих
расчетов;

система
«экипаж—диспетчер» проявляет себя
по-разному при разных
типах захода на посадку (в зарубежных
полетах значительно
повышается личная ответственность
командира и каждого члена
экипажа);

в
зарубежных аэропортах предъявляются
иные требования к самостоятельности
решений и действий командира, а также
имеет
место иное отношение к ошибке и ее
последствиям.

Интересно,
что в Америке годовой заработок командира
аэробуса
примерно равен заработку президента
США (около 140 тысяч
долларов).

Выделяются
также факторы,
препятствующие освоению нашими летчиками
зарубежных трасс
[9,
с. 184—186]:

1)
стихийность предполетной подготовки
экипажей (особенно в
плане индивидуальной работы с каждым
пилотом);

2)
недостаточное владение профессиональным
английским языком;

3) отсутствие
навыков визуальных заходов на посадку;

4)
требования, предъявляемые к самолетам
за границей, противоречат
нашим требованиям: у нас часто разрешается
то, что у них
запрещается; возникает парадокс: то,
что человек хорошо усвоил
при полетах у нас, там становится помехой;

5)
отсутствует специальная профессиональная
и педагогическая
подготовка инструкторов (часто сами
инструкторы во многие зарубежные
аэропорты не летали);

6) проблема «стаж
и возраст»: молодые переучиваются легко,
но трудно переучивать тех, кому за сорок.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


1


Ошибки в деятельности оператора


2


План 1.Ошибки в деятельности оператора и их классификация 2.Факторы и типы ошибочного поведения операторов 3.Статистика автомобильных аварий


3


1.Ошибки в деятельности оператора и их классификация


4


Ошибка это результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану; это результат, который получен и не соответствует заданным требованиям.


5


Промахом называют грубые, случайные ошибки, которые обусловлены, как правило, недостаточным вниманием оператора.


6


Отказом систем человек техника принято называть утрату системой таких свойств, без которых она не может выполнять возложенные на нее функции.


7


Деление отказов человека и техники внезапные постепенные полные частичные явные неявные


8


Особенности ошибки оператора Ошибка — это факт практики Ошибочное действие всегда в прошлом Любое воспитание и обучение направлены на то, чтобы последующие не повторяли ошибок предыдущих Об ошибке оператора можно говорить только в том случае, если он совершал сознательное действие. Об ошибке оператора можно говорить только в том случае, если он совершал сознательное действие


9


Чем сложнее задача, тем с большей вероятностью даже профессионал совершает ошибки Сама ошибка определяется негативно Страх и переживание вины выходят за пределы ситуации, где совершена ошибка Особенности ошибки оператора продолжение


10


Последствия ошибки травма травма несчастный случай несчастный случай авария авария катастрофа катастрофа


11


Ошибка и опыт (этапы взаимодействия ) 1 этап. Начальное обучение работе с машиной. Опыт не может возникнуть из одних только знаний правил. Попытки исполнения действия в соответствии с правилами обязательно влекут за собой ошибки. Такого рода ошибки обязательны — они источник опыта любого человека.


12


2 этап. Освоение основных действий с машиной. Изо дня в день выполняя простые задачи, новичок приобретает автоматический навык, но не имеет возможности накапливать опыт действий в критической ситуации. Ошибка и опыт (этапы взаимодействия )


13


3 этап. Этап экстремальной ситуации. Крайние, экстремальные ситуации чрезвычайно редки, поэтому не может быть речи о накоплении опыта действий в экстремальных ситуациях. По отношению к ним всякий выступает, как новичок. Ошибка и опыт (этапы взаимодействия )


14


Классификация ошибок оператора Первая классификация ошибок оператора Ошибки проектирования Операторские ошибки Отказы техники


15


Первая классификация ошибок оператора Ошибки технического обслуживания Ошибки организации рабочего места Ошибки управления коллективом Классификация ошибок оператора продолжение


16


по месту в структуре деятельности А) ошибки неправильного восприятия — не успел обнаружить, не сумел различить, не узнал; Б) ошибки внимания не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться, удержать, не успел охватить всего, быстро устал; В) ошибки памяти — сохранение, воспроизведение оперативной или долговременной информации; Г) ошибки мышления и принятие решения — не понял, не предусмотрел, не разобрался; Д) Механические ошибки исполнения (случайно (?) нажал не на ту клавишу); Е) Ошибки, связанные с отсутствием навыка; Ж)Ошибки, связанные с усталостью, стрессом, вредной средой. Вторая классификация ошибок оператора:


17


2. Факторы и типы ошибочного поведения операторов


18


Человеческий фактор устойчивое выражение, которым обозначают психические способности человека как потенциальный и актуальный источник проблем управления техникой при использовании современных технологий.


19


45% аварий на атомных станциях, 60% авиакатастроф, 80% катастроф на море 90% автокатастроф происходит по вине обслуживающего персонала. Человеческая ошибка является практически единственным фактором, который мог привести к аварии. Основные типы ошибочного поведения операторов


20


Значимость факторов, оказывающих влияние на ошибочные действия Составляющие человеческих факторов 1 Опыт 2 Интеллект 3 Возраст 4 Квалификация, образование 5 Дисциплинированность 6 Рассеянность 7 Нервозность 8 Усталость


21


Рассеянный. Это операторы с недостатками концентрации внимания. Основные типы ошибочного поведения операторов


22


Легкомысленный. Второй тип – «легкомысленные» операторы. Для них характерна высокая скорость мыслительных процессов, которая является причиной искажения требуемого уровня обобщения. Основные типы ошибочного поведения операторов


23


Тугодум. В противоположность легкомысленным выделяются операторы «тугодумы» с низкой скоростью мыслительных процессов. О таких говорят: «задним умом крепок». Основные типы ошибочного поведения операторов


24


Слабовольный. Наконец, четвертый тип – операторы с дефектами воли, «слабовольные». Любое отклонение, мелкая неисправность волнуют его, любая трудность ставит в тупик. Основные типы ошибочного поведения операторов


25


Установление причин ошибок и их профилактика Первый метод. Пошаговая реконструкция ошибки. В основе — восстановление цепи событий. Установление причин ошибки проводится путем движения вспять по цепи выполненных операций до того пункта, в котором произошло отклонение.


26


Учитываются : взгляд субъекта (взгляд изнутри ситуации совершения ошибки, где сам субъект был частью ситуации); 1) взгляд субъекта (взгляд изнутри ситуации совершения ошибки, где сам субъект был частью ситуации); 2) взгляд судьи или исследователя (взгляд со стороны). Комиссия старается пройти по цепи звеньев вспять и найти то звено, в котором произошел сбой.


27


Второй метод: метод критических инцидентов. Анализируются ситуации, где наиболее вероятны ошибки. Для обнаружения «узких мест» в работе обычно используют наблюдение, интервью и моделирование. Анализируются ситуации, где наиболее вероятны ошибки. Для обнаружения «узких мест» в работе обычно используют наблюдение, интервью и моделирование.


28


Как снизить количество ошибок: Повышение мотивации и чувства ответственности.Повышение мотивации и чувства ответственности. Экология рабочего места.Экология рабочего места. Разбор происшествий. Осознание ошибки.Разбор происшествий. Осознание ошибки. Отбор на операторские должности.Отбор на операторские должности. Тренировки и обучение. Действия отрабатываются на тренажере.Тренировки и обучение. Действия отрабатываются на тренажере. Профилактика ошибок оператора


29


3. Статистика автомобильных аварий


30


Производственный травматизм при использовании роботов в основных отраслях промышленности: Статистика автомобильных аварий и травматизм


31


Американский журнал Forbes опубликовал рейтинг самых опасных стран для водителей Россия возглавляет этот печальный рейтинг! У нас на один миллион автомобилей ежегодно гибнет 939 человек (для сравнения США, которые оказались на восьмом месте, имеют показатель 163 смерти на 1 млн. автомобилей)


32


Самые опасные страны для водителей: 1. Россия 2. Словакия 3. Польша 4. Турция 5. Венгрия


33


Ежедневно на автомобильных дорогах России по статистическим данным последних 10-ти лет в дорожно-транспортных происшествиях погибает человек и около человек получают травмы различной степени тяжести.


34


Количество дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненных в них в Российской Федерации ГодыКоличество ДТП Число раненых


35



36


Относительные показатели аварийности в РФ ( гг.) ГодЧисло погибших в 100 ДТП Число пострадавши х в ДТП на 100 тыс. населения Кол-во ДТП на 10 тыс. единиц транспорта ,7138,9 52, ,1143,9 51, ,5139,0 53,3


37


Показатели тяжести последствий ДТП в России в сравнении с некоторыми зарубежными странами СтраныЧисло погибших в 100 ДТП Число раненных в 100 ДТП Тяжесть последстви й Россия ,8 Польша12,61209,5 США1,91501,2


38


Распределение ДТП в РФ по месту их совершения Место совершения ДТПКол-во ДТП (%) В городах и населенных пунктах 72,4 Автомобильные дороги вне городов и нас. пунктов 27,2 Другие места 0,4


39


Распределение количества ДТП и числа пострадавших в городах и населенных пунктах РФ по элементам плана дороги Элемент планаКол-во ДТП Прямая в плане 93,5 Кривая в плане 6,5


40


Распределение количества ДТП и числа пострадавших на автомобильных дорогах РФ по элементам дорожной обстановки Участок дороги, инженерные обустройства, сооружения Кол-во ДТП Перегон Перекресток 2959 Мост, эстакада 747 Остановка общественного транспорта 378


41


Распределение ДТП по их видам в РФ Виды ДТПКоличество ДТП (%) Наезд на пешехода47,9 Столкновение24,7 Опрокидывание17,6


42


Основные причины совершенных ДТП в РФ Причины ДТП% в общем количестве ДТП Нарушение ПДД водителями 75,4 Нарушение ПДД пешеходами 29,7 Неудовлетворительное состояние улиц и дорог 11,2 Технические неисправности 2,8


43


Соотношение виновности водителей и пешеходов в ДТП в РФ РегионВиновность в ДТП водителей (%) Виновность в ДТП пешеходов (%) РФ7525


44


Распределение ДТП в РФ по основным видам нарушений ПДД водителями ТС Виды нарушений% в ДТП совершенных по вине водителей Отсутствие прав на управление ТС 28,6 Управление ТС в нетрезвом состоянии 24,3 Несоответствие скорости конкретным дорожным условиям 19,8 Выезд на полосу встречн. движения 18,0


45


Распределение числа пострадавших в ДТП (%) в РФ по основным категориям участников дорожного движения


46


. Распределение ДТП в РФ по месяцам


47


Распределение ДТП в по дням недели (понедельник принят за 100 %)


48


Распределение ДТП в г. Москве по часам суток


49


Удельный вес ДТП, совершенных в РФ водителями, находящимися в нетрезвом состоянии РегионПроцент от общего количества ДТП РФ18,1


50


Распределение ДТП в РФ по стажу работы водителей, в происшествиях, совершенных по их вине Водительский стаж % от общего кол- ва ДТП по вине водителей Тяжесть последствий ДТП До 3 лет45,612, лет32,814,2 10 лет и более21,614,5


51


Распределение по местам наибольшего повреждения ТС в ДТП по РФ Места наибольшего повреждения ДТП (% от общего кол- ва) Середина передней части ТС 61,1 Передний левый угол ТС 26,0


52


1.Распространенные ошибочные действия водителей, приведшие к ДТП


53


около 90 процентов происшествий с пострадавшими происходит в типичных, повторяющихся дорожно-транспортных ситуациях, в которых водители допускают ошибки


54


Шесть основных ошибок водителей, приведших к ДТП


55


Регламентация действий водителей Правилами ДД Перед перестроением, поворотом, разворотом водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения. 2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра. При этом подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.


56



57


Регламентация действий водителей Правилами ДД На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения. 2. На перекрестке равнозначных дорог водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.


58



59


Регламентация действий участников движения Правилами ДД При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения Правил.


60



61


Регламентация действий водителей Правилами ДД Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что: — полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;


62



63


Регламентация действий участников движения Правилами ДД. Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. 2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение, лишь убедившись, что перед остановившимся транспортным средством нет пешеходов


64



65


Регламентация действий водителей Правилами ДД Водитель должен соблюдать необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения. В литературе рекомендуемый боковой интервал между автомобилями, при встречных разъездах, обеспечивающий безопасность, принимается в зависимости от скорости и составляет, как правило, не менее 1 м


66


Страница 48 из 55

Рассмотрим теперь один из наиболее сложных и пока еще окончательно нерешенных вопросов анализа ошибок операторов АЭС — классификацию. Первая проблема, встающая на этом пути, — каковы признаки (критерии) классификации ошибок. В работе [159] предлагается разделять ошибки по семи признакам, а именно: по профессиональной группе персонала, к которой относится работник, совершивший ошибку — механики (слесари), электрики, специалисты по автоматике, инженерно-технический персонал, оперативный персонал;
по месту совершения ошибки — БЩУ, местные щиты;
по виду производственного процесса, во время которого была совершена ошибка — производство, техническое обслуживание, испытания и др.;
тю типу (характеру) выполняемой при этом работы — подготовка, исполнение, контроль, отчет;
по типу психического процесса, в котором была допущена ошибка — обнаружение, интерпретация, действия, коммуникация;
по характеру ошибки — пропуск, путаница, позднее (раннее) совершение действия, неподходящее действие;
по скорости наступления последствий — немедленно, с задержкой.

Классификация ошибок по типу психического процесса.

Остановимся более подробно на некоторых из перечисленных признаков. Один из основателей исследований в области надежности персонала ТОУ Дж. Рабидо предлагал классифицировать ошибки в соответствии с психическими процессами, в которых они возникают:
ошибки восприятия (обнаружения, идентификации, интерпретации);
ошибки мышления (рассуждения и принятия решения);
ошибки моторики (исполнения);
ошибки коммуникации (передачи команд).
Первые три названных типа ошибок присутствуют также в классификации, выполненной по аналогичному принципу В.В. Зверковым (на основании анализа ошибок операторов АЭС с ВВЭР-440 [31]). В соответствии с ней выделяются следующие типы ошибок:
информационные, обусловленные недостатками представления информации, недостоверностью показаний приборов, отсутствием данных;
аналитические, возникающие в процессе оперативного мышления, в интуитивных действиях и в условиях недостатка опыта и знаний;
психомоторные (сенсомоторные), связанные с отсутствием навыков у человека-оператора, незнанием места расположения ключей, кнопок и т.д.

Классификация ошибок по фазам решения задачи.

Как по казано в § 1.3, перечисленные психические процессы образуют основу многофазных моделей деятельности, конструкция которых также чрезвычайно удобна для классификации ошибок. Так, С.А. Чачко [93] разработана трехуровневая классификация ошибок операторов. Первый (семантический) уровень этой классификации составляют четыре фазы решения оператором задач управления: наблюдение, диагностика, планирование, исполнение. На втором уровне выполнена типизация ошибочных действий для каждой фазы. На третьем уровне (синтаксическом) перечисляется конкретное содержание ошибочных действий каждого типа. Следует отметить, что помимо фаз деятельности автор помещает на первый уровень в качестве автономного вида деятельности еще и взаимодействие оператора с автоматикой. Учитывая, что нижний уровень классификации содержит описание 70 ошибочных действий, рассмотрим содержание только двух верхних уровней: ошибки наблюдения — формирование неадекватного набора оценок, формирование неадекватных норм, неадекватное решение о режиме;
ошибки диагностики — выбор неправильной глубины анализа, формирование неадекватного набора основных причин, некорректная декомпозиция, неправильное привлечение признаков, неправильное диагностическое решение;
ошибки планирования — неверное ценообразование, некорректное формирование планов, выбор неправильной глубины планирования, некорректное назначение средств контроля исполнения планов;
ошибки исполнения;
ошибки взаимодействия с автоматикой — с авторегуляторами, с устройствами автоматического ввода резерва, с защитами, с информационными устройствами.

Классификация ошибок по внешним проявлениям.

Фазы деятельности и психические процессы хорошо характеризуют сущность и происхождение ошибок, однако ничего не говорят о том, каким образом внешне проявляются эти ошибки и в чем они состоят. 

Наиболее наглядно можно наблюдать проявление ошибок в моторной деятельности. Еще в 60-е гг. американский инженерный психолог Д. Мейстер выделил четыре категории ошибок, допускаемых операторами при манипулировании ОУ (см. [87]):
выполнение не того действия, которое требуется;
выполнение действия, когда этого не требуется;
нарушение последовательности в выполнении действия; неправильное выполнение требуемого действия.
Несколько позже А. Суэйн к этим категориям добавил еще одну — выполнение действия несвоевременно или не за заданное время. Сам же Суэйн предлагал разделять ошибки на две категории [94, т. 1]:
ошибка пропуска;
ошибка в выполнении (ошибки в выборе, ошибки в последовательности действий, ошибки во времени, качественные ошибки).
Подобный подход использован и в работе [1], где разделяются ошибки необнаружения (пропуск сигнала) и ошибки ложной тревоги (реакция при отсутствии сигнала).
В руководстве [187] Суэйн и Гуттманн уточнили свою классификацию применительно к анализу ошибок операторов АЭС. В ней двумя главными типами ошибок по-прежнему являются ошибка неисполнения (отсутствие необходимых действий) и ошибка исполнения (неправильное выполнение необходимых действий). Ошибки исполнения при этом разделяются на три вида: ошибки системы — ошибки в выборе технологической системы; ошибки выбора — ошибки управления в пределах правильно выбранной системы;
ошибки направления — управление в неправильном направлении.
По существу, эти и многие другие авторы похожих классификаций рассматривают с той или иной степенью детализации три вида ошибочных действий (или бездействий) оператора: 1) оператор выполнил что-то не то; 2) не так; 3) не вовремя. Такая классификация была подтверждена и развита отечественными авторами. В.Ф. Венда выделяет пять видов ошибок [23, с. 378]: невыполнение (пропуск) необходимого действия;
выполнение постороннего (лишнего) действия;
нарушение последовательности действия;
неточное выполнение необходимого действия;
запаздывание в выполнении действия.
Чуть подробнее разделяются ошибки при проведении вероятностного анализа безопасности отечественных АЭС (в части анализа надежности персонала). А.А. Деревянкиным в работе [97] рассматриваются следующие виды ошибок операторов АЭС при выполнении предписанных алгоритмов:
ошибки пропуска, при которых не выполняются требуемые в соответствии с алгоритмом операции;
ошибки включения, при которых выполняются операции, не требуемые соответствующим алгоритмом;
ошибки следования, при которых требуемые в соответствии с алгоритмом операции выполняются, но не в той последовательности, которая требуется (если это существенно);
ошибки замещения, при которых вместо требуемых в соответствии с алгоритмом операций выполняются другие, имеющие признаки, аналогичные требуемым (например, вместо ГЦН на первой петле отключается ГЦН на второй);
ошибки выполнения (качества), при котором требуемые в соответствии с алгоритмом операции выполняются, но результат их выполнения не отвечает некоторым критериям качества (например, неполное открытие арматуры);
ошибки своевременности, при которых требуемые в соответствии с алгоритмом операции выполняются либо преждевременно, либо с опозданием.
Принципа «не то, не так и не вовремя» придерживается и А.И. Губинский [26], однако в его классификации ошибок (напомним, что ошибка по терминологии обобщенного структурного метода называется функциональным отказам, являющимся частным видом отказа оператора) присутствует еще один вид ошибочных действий — неверное ценообразование:
функционально-алгоритмический отказ _ нарушение логико-временной последовательности операций, предписанной алгоритмом;
функционально-параметрический отказ _ недостаточная точность выполнения операций;
функционально-временной отказ — несвоевременное выполнение функции;
функционально-целевой отказ — неправильный выбор цели.
На ошибки, связанные с неправильным выбором цели операторами АЭС, указывает также Д. Норман (см. [94, т. 4, с. 430]), выделяющий всего две категории ошибок.
заблуждения — ошибки при формировании намерения;
промахи — ошибки при реализации намерения.

Классификация ошибок по уровню деятельности.

Необходимо особо отметить еще одну классификацию, предложенную Б.Ф. Ломовым. Внешне почти ничем не отличающаяся от классификации Мейстера, она, тем не менее, указывает на еще один важный признак различения ошибок — структурный уровень деятельности, на котором они совершаются. Согласно ей выделяются следующие виды ошибок:
невыполнение части поставленной задачи или какой-либо из операций технологического процесса;
выполнение ненужной задачи или какой-либо операции;
выполнение задачи или какой-либо из операций в неправильной последовательности;
неправильное выполнение задачи или какой-либо из операций.
Уровень деятельности как один из признаков классификации ошибок упомянут и в работе [187], где рассматриваются ошибки на уровне заданий и на уровне элементов заданий.

Многомерная классификация ошибок.

Попытка объединить три рассмотренных выше признака классификации ошибок (по типу психического процесса, по виду (характеру) ошибочного действия и по уровню деятельности) предпринята в [9]. Основываясь на иерархии процессов в деятельности оператора, можно разделить все ошибки оператора на две категории: ошибки, совершаемые в процессе идентификации элемента деятельности; и ошибки при реализации элемента деятельности. Ошибки реализации — это неточное, неправильное или несвоевременное исполнение элемента деятельности (выполнил «не так» или «не вовремя»). Ошибки идентификации (выполнил «не то») по характеру можно разделить на три группы:
пропуск — элемент деятельности не идентифицирован, хотя это было необходимо;
избыток — элемент деятельности идентифицирован при отсутствии необходимости;
заблуждение — идентифицирован не тот элемент деятельности, который был необходим.
Учитывая, что ошибки могут совершаться на трех структурных уровнях деятельности — на уровне задач (неправильная идентификация или ошибочное решение задачи); на уровне операций (неправильный выбор или ошибочное исполнение операции); на уровне действий (неправильный выбор или ошибочное совершение действия) — всего выделяется 12 типов ошибок (рис. 5.9).


Рис. 5.9. Многомерная классификация ошибок оператора
Отметим два важных свойства данной иерархии ошибок: ненаследование ошибки сверху-вниз (тот факт, что задача поставлена неверно не означает, что оператор ее неправильно решит, совершив при этом ошибки в выборе и исполнении требуемых для ее решения действий и операций);
наследование ошибки снизу-вверх (ошибка, совершенная и неисправленная при исполнении действия или операции, может повлиять на правильность решения или идентификации всей задачи).

Классификация ошибок по доминированию личных качеств.

Как было показано ранее (см. табл. 5.2), одну из основных групп причин ошибочных действий составляют личные качества, подготовленность и мотивация человека-оператора. В не которых ситуациях эти факторы способны сыграть фатальную роль и сделать ошибку неизбежной и как бы «запланированной» для определенных категорий людей. Классификация ошибок с точки зрения доминирования в них одного из этих трех факторов предложена В.Н. Абрамовой [68], которая выделяет:
ошибки-промахи — нечаянные пропуски, невнимательность, замешательство;
ошибки-путаницы — незнание, неумение выполнить или выполнение не той инструкции;
ошибки-уловки — осознанные действия вопреки инструкции («упрощение» или «рационализация» задачи, игнорирование техники безопасности).

Классификация ошибок по психологическим сферам.

Поз же эта классификация была развита автором в докладе [99], в котором выделяются пять источников (психологических сфер) возникновения ошибок:
ошибки на психофизиологическом уровне — оператор не заметил/не увидел/не услышал сигнал или ему показалось, что сигнал был; запаздывание ответа; неработоспособность в момент опасности;
ошибки на уровне психологии мышления/памяти — привычка к стереотипным ситуациям/действиям помешала предпринять адекватные действия в новой ситуации; слабые профессиональные навыки;
ошибки на уровне психологии мотивации/отношения — отсутствие интереса к работе, низкая оценка значимости работы, нежелание рисковать жизнью; формальное отношение к своей работе; недисциплинированность; отсутствие чувства долга;
ошибки на уровне психологии личности — отсутствие воли; нежелание действовать разумно в минуту опасности; некоммуникабельность; эмоциональная неустойчивость; отсутствие самоконтроля;
ошибки на социально-психологическом уровне — мнимые моральные ценности; нежелание работать в команде; ярко выраженная конфликтность; неспособность руководить людьми.

Характерологическая классификация ошибок.

Интересной в этом же плане может показаться описанная С.А. Чачко [93] характерологическая классификация операторов, совершающих ошибки, так называемых «эррористов» (от англ, error (ошибка) — прим. авт.). Автор отмечает следующие условные типы операторов: рассеянный фаталист, легкомысленный, тугодум, нерешительный. Другая типология операторов, предложенная Е.А. Милеряном [63], отражает пять типов поведения: напряженное, трусливое, тормозное, агрессивно-бесконтрольное и прогрессивное поведение.

Классификация ошибок по их потенциальной опасности.

Одним из распространенных признаков классификации ошибок служит их важность и потенциальная опасность для эффективности и безопасности функционирования АЭС. Еще Б.Ф. Ломов [86] отмечал, что нельзя однозначно отождествлять ошибку человека с надежностью работы человека, так как необходимо знать степень влияния этой ошибки, прежде чем определить связь ее с надежностью работы. В связи с этим он предлагал выделять следующие градации степени влияния ошибки на работу системы: отсутствие влияния; потенциальное влияние; незначительное влияние; значительное влияние.
В обзоре ошибок операторов АЭС М. Розен [176] разделил: ошибки, совершаемые до начала аварии;
ошибки, инициирующие аварийную ситуацию;
ошибки при аварийном управлении установкой.
Данная классификация часто используется при проведении вероятностного анализа безопасности (ВАБ) АЭС [7]. Более полной классификацией ошибочных действий по типу последствий для безопасности АЭС, также принятой в практике ВАБ [97], можно считать разделение ошибок персонала на четыре группы:
ошибки в процессе нормальной эксплуатации (включая техническое обслуживание систем) АЭС, приводящие к исходным событиям аварий;
ошибки в процессе нормальной эксплуатации АЭС при проведении технического обслуживания систем, важных для безопасности, приводящие их в неработоспособное состояние;
ошибки в процессе протекания аварии, приводящие к возникновению конечных состояний АЭС с нарушением безопасности;
ошибки в процессе нормальной эксплуатации и протекания аварии на АЭС, приводящие к зависимым отказам систем, важных для безопасности (отметим, что в качестве дополнительного признака в указанной классификации неявно присутствует еще и вид производственного процесса — техническое обслуживание, производство, аварии).
В заключение перечислим основные выводы, вытекающие из рассмотренных в настоящей главе вопросов надежности оператора АЭС.
Идеальный надежный оператор АЭС — это пунктуальный, дисциплинированный и ответственный специалист, способный, с одной стороны, четко и точно выполнить инструкцию в предусмотренных для этого случаях, и, с другой стороны, обладающий достаточными знаниями, опытом и волевыми качествами, чтобы хладнокровно найти выход из экстремальных непредвиденных ситуаций.
Ошибки операторов АЭС — не столь частое явление (благодаря своей «исключительности» ядерная энергетика в этом смысле относительно благополучная отрасль), однако их цена может оказаться очень высокой. На изучение этих ошибок сегодня направлены значительные усилия специалистов. Сторонники качественных методов (в основном — психологи) считают, что исследовать ошибку можно, только разобравшись и поняв поведение человека. Специалисты по надежности настаивают на обязательном количественном анализе статистических показателей, характеризующих ошибки персонала.
Основная доля ошибок приходится на штатные, порой, мало чем примечательные режимы. Далеко не всегда причина этих ошибок кроется в человеке — часты случаи, когда неизбежность ошибок предопределена тем, как организована деятельность оператора, сконструировано оборудования и написаны инструкции. Парадоксально, но чаще всего операторы исполняют неуместные действия (квалифицируемые затем как ошибки) по вполне разумным причинам, кажущимся рациональными в тот момент. Практически все исследователи сходятся во мнениях относительно первичных (коренных) причин ошибок — это эргономика, процедуры, коммуникация, подготовка, организация, личные качества.
Серьезные ошибки операторов АЭС носят единичный характер и почти никогда не повторяются. Статистика констатирует лишь очень обобщенные черты ошибок, мало что давая для ответа на вопрос: как предупредить ошибки? Чтобы ответить на него в каждом конкретном случае необходим индивидуальный глубокий анализ ошибки и обстоятельств, в которых она была совершена (сегодня уже встречаются работы, направленные на автоматизацию этого процесса; так, в [143] описывается ЭС, помогающая исследовать и классифицировать ошибки). Каждая из приведенных выше классификаций может по- своему, с разных точек зрения помочь разобраться в причинах этой ошибки и найти способ их устранения. Однако нельзя рассчитывать на существование универсального метода избавления от ошибок. Устраняя причины одних ошибок, мы через некоторое время неизбежно столкнемся с другими, пока еще неизвестными (а возможно и сами создадим их). Лишь регулярный обзор и анализ текущего состояния дел на каждой конкретной станции может помочь выявить их до того, как их значимость станет критичной.

Слайд 1Ошибки в деятельности оператора

Ошибки в деятельности оператора


Слайд 2План
Ошибки в деятельности оператора и их классификация
Факторы и типы ошибочного поведения

операторов
Статистика автомобильных аварий

План Ошибки в деятельности оператора и их классификация Факторы и типы ошибочного


Слайд 3Ошибки в деятельности оператора
и их классификация

Ошибки в деятельности оператора  и их классификация


Слайд 4Ошибка — это результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану;

это результат, который получен и не соответствует заданным требованиям.

Ошибка — это результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану;


Слайд 5Промахом называют грубые, случайные ошибки, которые обусловлены, как правило, недостаточным вниманием

Промахом называют грубые, случайные ошибки, которые обусловлены, как правило, недостаточным вниманием оператора.


Слайд 6Отказом систем “человек — техника” принято называть утрату системой таких свойств,

без которых она не может выполнять возложенные на нее функции.

Отказом систем “человек — техника” принято называть утрату системой таких свойств, без


Слайд 7Деление отказов человека и техники
внезапные
постепенные
полные
частичные
явные
неявные

Деление отказов человека и техники внезапные постепенные полные частичные  явные неявные


Слайд 8Особенности ошибки оператора
Ошибка — это факт практики
Ошибочное действие всегда в прошлом

Любое

воспитание и обучение направлены на то, чтобы последующие не повторяли ошибок предыдущих

. Об ошибке оператора можно говорить только в том случае, если он совершал сознательное действие

Особенности ошибки оператора Ошибка - это факт практики Ошибочное действие всегда в


Слайд 9
Чем сложнее задача, тем с большей вероятностью даже профессионал совершает ошибки

Сама

ошибка определяется негативно

Страх и переживание вины выходят за пределы ситуации, где совершена ошибка

Особенности ошибки оператора

продолжение

Чем сложнее задача, тем с большей вероятностью даже профессионал совершает ошибки


Слайд 10Последствия ошибки
травма

несчастный случай
авария
катастрофа

Последствия ошибки   травма


Слайд 11Ошибка и опыт (этапы взаимодействия)
1 этап. Начальное обучение работе с машиной.
Опыт

не может возникнуть из одних только знаний правил. Попытки исполнения действия в соответствии с правилами обязательно влекут за собой ошибки. Такого рода ошибки обязательны — они источник опыта любого человека.

Ошибка и опыт (этапы взаимодействия) 1 этап. Начальное обучение работе с машиной.


Слайд 122 этап. Освоение основных действий с машиной.
Изо дня в день

выполняя простые задачи, новичок приобретает автоматический навык, но не имеет возможности накапливать опыт действий в критической ситуации.

Ошибка и опыт (этапы взаимодействия)

2 этап. Освоение основных действий с машиной.  Изо дня в день


Слайд 133 этап. Этап экстремальной ситуации.
Крайние, экстремальные ситуации чрезвычайно редки, поэтому

не может быть речи о накоплении опыта действий в экстремальных ситуациях. По отношению к ним всякий выступает, как новичок.

Ошибка и опыт (этапы взаимодействия)

3 этап. Этап экстремальной ситуации.  Крайние, экстремальные ситуации чрезвычайно редки, поэтому


Слайд 14Классификация ошибок оператора
Первая классификация ошибок оператора

Ошибки проектирования

Операторские ошибки
Отказы техники

Классификация ошибок оператора Первая классификация ошибок оператора   Ошибки проектирования


Слайд 15Первая классификация ошибок оператора
Ошибки технического обслуживания
Ошибки организации рабочего места
Ошибки управления коллективом

Классификация ошибок оператора

продолжение

Первая классификация ошибок оператора Ошибки технического обслуживания Ошибки организации рабочего места Ошибки


Слайд 16
по месту в структуре деятельности
А) ошибки неправильного восприятия — не успел

обнаружить, не сумел различить, не узнал;
Б) ошибки внимания — не сумел  сосредоточиться, собраться, переключиться, удержать, не успел охватить всего, быстро устал;
В) ошибки памяти — сохранение, воспроизведение оперативной или долговременной информации;
Г) ошибки мышления и принятие решения — не понял, не предусмотрел, не разобрался;
Д) Механические ошибки исполнения (случайно (?) нажал не на ту клавишу);
Е) Ошибки, связанные с отсутствием навыка;
Ж)Ошибки, связанные с усталостью, стрессом, вредной средой.

Вторая классификация ошибок оператора:

по месту в структуре деятельности А) ошибки неправильного восприятия - не


Слайд 172. Факторы и типы ошибочного поведения операторов

2. Факторы и типы ошибочного поведения операторов


Слайд 18Человеческий фактор — устойчивое выражение, которым обозначают психические способности человека как

потенциальный и актуальный источник проблем управления техникой при использовании современных технологий.

Человеческий фактор — устойчивое выражение, которым обозначают психические способности человека как потенциальный


Слайд 1945% аварий на атомных станциях,
60% авиакатастроф,
80% катастроф на море

90% автокатастроф
происходит по вине обслуживающего персонала.
Человеческая ошибка является практически единственным фактором, который мог привести к аварии.

Основные типы ошибочного поведения операторов

45% аварий на атомных станциях,  60% авиакатастроф,  80% катастроф на


Слайд 20Значимость факторов, оказывающих влияние на ошибочные действия

Значимость факторов, оказывающих влияние на ошибочные действия


Слайд 21Рассеянный. Это операторы с недостатками концентрации внимания.
Основные типы ошибочного поведения операторов

Рассеянный. Это операторы с недостатками концентрации внимания. Основные типы ошибочного поведения операторов


Слайд 22Легкомысленный. Второй тип – «легкомысленные» операторы. Для них характерна высокая скорость

мыслительных процессов, которая является причиной искажения требуемого уровня обобщения.

Основные типы ошибочного поведения операторов

Легкомысленный. Второй тип – «легкомысленные» операторы. Для них характерна высокая скорость мыслительных


Слайд 23Тугодум. В противоположность легкомысленным выделяются операторы «тугодумы» с низкой скоростью мыслительных

процессов. О таких говорят: «задним умом крепок».

Основные типы ошибочного поведения операторов

Тугодум. В противоположность легкомысленным выделяются операторы «тугодумы» с низкой скоростью мыслительных процессов.


Слайд 24Слабовольный. Наконец, четвертый тип – операторы с дефектами воли, «слабовольные». Любое

отклонение, мелкая неисправность волнуют его, любая трудность ставит в тупик.

Основные типы ошибочного поведения операторов

Слабовольный. Наконец, четвертый тип – операторы с дефектами воли, «слабовольные». Любое отклонение,


Слайд 25Установление причин ошибок и их профилактика
Первый метод. Пошаговая реконструкция ошибки.
В

основе — восстановление цепи событий. Установление причин ошибки проводится путем движения вспять по цепи выполненных операций до того пункта, в котором произошло отклонение.

Установление причин ошибок и их профилактика Первый метод. Пошаговая реконструкция ошибки.


Слайд 26Учитываются:
1) взгляд субъекта (взгляд изнутри ситуации совершения ошибки, где сам

субъект был частью ситуации);
2) взгляд судьи или исследователя (взгляд со стороны). Комиссия старается пройти по цепи звеньев вспять и найти то звено, в котором произошел сбой.

Учитываются:  1) взгляд субъекта (взгляд изнутри ситуации совершения ошибки, где сам


Слайд 27Второй метод: метод критических инцидентов.
Анализируются ситуации, где наиболее вероятны ошибки.

Для обнаружения «узких мест» в работе обычно используют наблюдение, интервью и моделирование.
          

Второй метод: метод критических инцидентов.  Анализируются ситуации, где наиболее вероятны ошибки.


Слайд 28Как снизить количество ошибок:
Повышение мотивации и чувства ответственности.
Экология рабочего места.
Разбор

происшествий. Осознание ошибки.
Отбор на операторские должности.
Тренировки и обучение. Действия отрабатываются на тренажере.

Профилактика ошибок оператора

Как снизить количество ошибок: Повышение мотивации и чувства ответственности.  Экология рабочего


Слайд 293. Статистика автомобильных аварий

3. Статистика автомобильных аварий


Слайд 30Производственный травматизм при использовании роботов в основных отраслях промышленности:
Статистика автомобильных аварий

и травматизм

Производственный травматизм при использовании роботов в основных отраслях промышленности: Статистика автомобильных аварий и травматизм


Слайд 31
Американский журнал Forbes опубликовал рейтинг самых опасных стран для водителей

Россия

возглавляет этот печальный рейтинг! У нас на один миллион автомобилей ежегодно гибнет 939 человек (для сравнения США, которые оказались на восьмом месте, имеют показатель 163 смерти на 1 млн. автомобилей)

Американский журнал Forbes опубликовал рейтинг самых опасных стран для водителей


Слайд 32
Самые опасные страны для водителей:

1. Россия
2. Словакия
3. Польша
4. Турция
5. Венгрия

Самые опасные страны для водителей:
  1. Россия
 2. Словакия
 3.


Слайд 33Ежедневно на автомобильных дорогах России по статистическим данным последних 10-ти лет

в дорожно-транспортных происшествиях погибает 80 — 100 человек
и около 500 — 600 человек получают травмы различной степени тяжести.

Ежедневно на автомобильных дорогах России по статистическим данным последних 10-ти лет


Слайд 34Количество дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненных
в них в Российской Федерации

Количество дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненных 
 в них в Российской Федерации


Слайд 36Относительные показатели аварийности в РФ (2008 — 2010 гг.)

Относительные показатели аварийности в РФ (2008 - 2010 гг.)


Слайд 37Показатели тяжести последствий ДТП в России в сравнении с некоторыми зарубежными

странами

Показатели тяжести последствий ДТП в России в сравнении с некоторыми зарубежными странами


Слайд 38Распределение ДТП в РФ по месту их совершения

Распределение ДТП в РФ по месту их совершения


Слайд 39Распределение количества ДТП и числа пострадавших в городах и населенных пунктах

РФ по элементам плана дороги

Распределение количества ДТП и числа пострадавших в городах и населенных пунктах РФ


Слайд 40Распределение количества ДТП и числа пострадавших на автомобильных дорогах РФ по

элементам дорожной обстановки

Распределение количества ДТП и числа пострадавших на автомобильных дорогах РФ по элементам дорожной обстановки


Слайд 41Распределение ДТП по их видам в РФ

Распределение ДТП по их видам в РФ


Слайд 42Основные причины совершенных ДТП в РФ

Основные причины совершенных ДТП в РФ


Слайд 43Соотношение виновности водителей и пешеходов в ДТП в РФ

Соотношение виновности водителей и пешеходов в ДТП в РФ


Слайд 44Распределение ДТП в РФ по основным видам нарушений ПДД водителями ТС

Распределение ДТП в РФ по основным видам нарушений ПДД водителями ТС


Слайд 45Распределение числа пострадавших в ДТП (%) в РФ по основным категориям

участников дорожного движения

Распределение числа пострадавших в ДТП (%) в РФ по основным категориям участников дорожного движения


Слайд 46. Распределение ДТП в РФ по месяцам

. Распределение ДТП в РФ по месяцам


Слайд 47Распределение ДТП в по дням недели (понедельник принят за 100 %)

Распределение ДТП в по дням недели (понедельник принят за 100 %)


Слайд 48Распределение ДТП в г. Москве по часам суток

Распределение ДТП в г. Москве по часам суток


Слайд 49Удельный вес ДТП, совершенных в РФ водителями, находящимися в нетрезвом состоянии

Удельный вес ДТП, совершенных в РФ водителями, находящимися в нетрезвом состоянии


Слайд 50Распределение ДТП в РФ по стажу работы водителей, в происшествиях, совершенных

по их вине

Распределение ДТП в РФ по стажу работы водителей, в происшествиях, совершенных по их вине


Слайд 51Распределение по местам наибольшего повреждения ТС в ДТП по РФ

Распределение по местам наибольшего повреждения ТС в ДТП по РФ


Слайд 52Распространенные ошибочные действия водителей, приведшие
к ДТП

Распространенные ошибочные действия водителей, приведшие  к ДТП


Слайд 53около 90 процентов происшествий с пострадавшими происходит в типичных, повторяющихся дорожно-транспортных

ситуациях, в которых водители допускают ошибки

около 90 процентов происшествий с пострадавшими происходит в типичных, повторяющихся дорожно-транспортных ситуациях,


Слайд 54Шесть основных ошибок водителей, приведших к ДТП

Шесть основных ошибок водителей, приведших к ДТП


Слайд 55Регламентация действий водителей Правилами ДД
Перед перестроением, поворотом, разворотом водитель обязан

подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения.
2 . Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра. При этом подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

Регламентация действий водителей Правилами ДД  Перед перестроением, поворотом, разворотом водитель обязан


Слайд 57Регламентация действий водителей Правилами ДД
На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного

средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
2 . На перекрестке равнозначных дорог водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

Регламентация действий водителей Правилами ДД  На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного


Слайд 59Регламентация действий участников движения Правилами ДД
При пересечении проезжей части вне

пешеходного перехода пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения Правил.

Регламентация действий участников движения Правилами ДД  При пересечении проезжей части вне


Слайд 61Регламентация действий водителей Правилами ДД
Прежде чем начать обгон, водитель обязан

убедиться в том, что:
— полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;

Регламентация действий водителей Правилами ДД  Прежде чем начать обгон, водитель обязан


Слайд 63Регламентация действий участников движения Правилами ДД
. Водитель транспортного средства обязан уступить

дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу.
2 . Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение, лишь убедившись, что перед остановившимся транспортным средством нет пешеходов

Регламентация действий участников движения Правилами ДД . Водитель транспортного средства обязан уступить


Слайд 65Регламентация действий водителей Правилами ДД
Водитель должен соблюдать необходимый боковой интервал,

обеспечивающий безопасность движения. В литературе рекомендуемый боковой интервал между автомобилями, при встречных разъездах, обеспечивающий безопасность, принимается в зависимости от скорости и составляет, как правило, не менее 1 м

Регламентация действий водителей Правилами ДД  Водитель должен соблюдать необходимый боковой интервал,


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Назначить на свободную вакансию это ошибка
  • Назначение платежа при ошибочно перечисленных денежных средств возврате
  • Надежные стандартные ошибки
  • Назначение платежа ошибочно перечисленные денежные средства
  • Навстречу колонне машин везущим продовольствие выехал полицейский патруль ошибка