Не имею право на ошибку

«Все ошибаются», «на ошибках учатся» — мы слышим это каждый день, но эти фразы никак не приближают нас к спокойному отношению к собственным промахам. Разбираемся, как измерить цену ошибки, примириться с ней и отпустить прошлое, чтобы оно не влияло на нас.

Осознать ошибку как часть обучения

«Ты же только учишься», — спокойно говорят нам в пять, шесть, семь лет, когда мы делаем первые шаги в обществе и пытаемся найти свои границы возможного. С возрастом запросы окружающих по отношению к нам растут — уже с подростковых лет от нас ждут, что мы что-то читали, что-то точно знаем и умеем и наверняка не подведем. Если же мы размениваем четвертый или пятый десяток на новой работе или в новых отношениях, от нас ждут всемогущего опыта и всезнания, особенно если за спиной 20 лет карьеры и пара браков. При этом мы можем продолжать учиться, но никто не берет это в расчет.

Обучение действительно занимает у многих людей немало времени. Умея радовать других и никого не подводить, перфекционисты часто всю жизнь учатся беречь себя и рассчитывать собственные силы. После долгого перерыва на работе или в учебе отличники заново вспоминают, как добиваться целей. Люди с детьми учатся всю жизнь совмещать работу и домашние обязанности. Любители путешествий мечтают сочетать гибкий график и стабильный заработок. Но, к сожалению, окружающая среда не так внимательна и снисходительна к нам, как много лет назад, когда мы только делали первые шаги.

В новой и незнакомой ситуации оказывается очень важным проговорить: «Это для меня новое дело, я сейчас буду учиться». Это не вредно говорить на работе и в отношениях, не зазорно повторять при появлении детей или освоении трудного хобби. Если нет возможности говорить это вслух, говорите про себя. Разделяйте обучение на этапы, анализируйте промахи, но не драматизируйте, потому что, скорее всего, ваши ошибки в первую очередь видите вы сами.

И самое главное в этом — понимающая команда, будь это партнер или сотрудники на работе. Если они внимательно относятся к вашему росту, вникают в ваше положение и терпеливо учат, а не нервно прикрикивают и чуть что выходят из себя — вы, скорее всего, научитесь быстрее и не усвоите вредное для самооценки чувство вины.

Выяснить необратимость ошибки

Большинство ошибок сразу после обнаружения кажутся катастрофическими — грубая реплика, провальная встреча, дурацкое свидание, гигантская ссора. Главное — не бросаться в мгновенные реакции, а остыть и «переночевать» с ситуацией один день, взять дистанцию. Большинство необратимых ошибок — это на самом деле обратимые действия, которые можно изменить (с дискомфортом, но изменить) или извиниться за них.

Спокойный самоанализ и искренние извинения могут выровнять эмоциональный фон, а четкий порядок действий поможет рационализировать потери. В оценке ошибок принципиальна их системность — разовая это ошибка или постоянная проблема, которая не дает вам покоя.

Например, вы доверились не тому человеку и потеряли из-за этого много денег. Это в первый раз или предчувствие вас уже подводило? Может быть, пора просчитать гарантии и риски с помощью документов? Или расставание с нынешним партнером проходит по тому же сценарию, что и с прежним. Что изменилось? Есть ли постоянные факторы? Чему вы научились за эти отношения? Системность ошибки помогает понять корни проблемы.

Принятые на нервах скоропалительные решения обходятся вам слишком дорого? Выход простой — никогда не бросаться закрывать все вопросы в один момент, растянуть решение во времени. Ссоры с детьми строятся по одному и тому же паттерну? Прочитайте литературу по воспитанию и решите, где раз за разом даете сбой. Большинство системных ошибок исправляется, если вовремя включать самокритику. За большую часть случайных промахов можно себя простить — если от этого никто не пострадал: просто предпримите действия по их исправлению или пообщайтесь с человеком, на которого ваш неправильный поступок сильно повлиял. Если же вы виноваты в фатальной ошибке, которая не дает вам покоя многие годы, лучше решать это противоречие в компании опытного психотерапевта.

Фото: PM Images/Getty Images

Не фиксироваться на негативных сценариях

Уверенность в необратимости ошибок автоматически включает тревожное мышление — для разных людей это свои негативные сценарии. Кто-то страдает комплексом самозванца (страх, что ты занимаешь чужое место и тебя раскроют), кто-то чувствует наступление знакомого физического расстройства, кто-то боится провала в важном проекте, кто-то в память о прошлых неудачных отношениях заранее предрекает и нынешним только проблемы и взаимную боль.

Зацикленность на негативных сценариях чаще всего связана с болезненной реакцией на прошлые ошибки и неприятный опыт. Некомфортные сексуальные контакты, давний конфликт с родителями, травматичное увольнение — все это, не отболев, может быть причиной для выстраивания нового негативного сценария: с новым партнером, во время следующей встречи с родителями, на новой работе.

Самый простой метод избавления от навязчивых мыслей — с холодной головой и человеком прагматичного склада ума, который на вашей стороне, обсудить ошибки прошлого и то, чему они вас научили. Вы провалили задание потому, что не подходите для этой работы, или потому, что неправильно распорядились временем? Если первое — это повод искать работу в другой сфере, если второе — четко разобраться с планированием рабочих процессов. Неудачный сексуальный опыт — результат непонимания, насилие или несовместимость? Вы обидели близкого человека — погорячились, вам действительно не нравится ваше общение или он тоже обидел вас? Каждый ответ дает новые векторы в дальнейшем выборе.

Думать об ошибке, не размышляя о ее исправлении, мучительно и непродуктивно, так что вместо мыслей об апокалиптическом сценарии провала проанализируйте, что есть в ваших руках для облегчения ситуации. Представлять самые трудные исходы событий не стоит — во-первых, люди и обстоятельства меняются со стремительной силой, во-вторых, вы не можете предсказать, какие возможности и шансы получите после следующей ошибки. Подумайте, как распорядиться удачными стечениями обстоятельств, и обращайте внимание на них: прошлые ошибки часто все равно знаете только вы и вы же всегда свободны поступить иначе.

Учиться просить помощи

«Я не умею, я только учусь», «Это для меня в новинку» — это, казалось бы, нетипичное поведение взрослого человека: стыдно признаваться, что тебе что-то не удается. Принято комплексовать, если в жизни никогда «не было серьезных отношений». Принято хоронить социальную жизнь, если после института не получилось завести друзей, а маленькие дети отдалили тебя от окружения. Принято бояться новой работы, если на старой было не все гладко. И конечно, принято говорить «Я справлюсь» и «Я все понял» — если не хочется прослыть ничего не умеющим дураком.

С одной стороны, прося помощи, мы, конечно, становимся уязвимы. С другой — учимся понимать людей: согласитесь, когда на одну и ту же просьбу один человек отвечает раздражением, а другой — участием, нам становится понятно, что в целом за люди перед нами. Просить о помощи нужно уметь — и этому взрослых тоже не учат. Чтобы не совершить ошибку, при новом и незнакомом задании на работе попросите раздробить его на много мелких частей и сверяйте с коллегами или руководителем промежуточные этапы. Если это новые отношения, в которых вы с партнером двигаетесь интуитивно, честно признайтесь: «Я не могу понять, что ты просишь. Пожалуйста, объясни мне». Конкретные инструкции лучше обтекаемых руководств к действию. Простые договоренности о ежедневных правилах комфорта нагляднее наполеоновских планов о совместном будущем.

Если на ваши простые запросы о помощи окружающие реагируют обтекаемо и уходят от ответа, это плохая новость. Скорее всего, они сами не очень представляют, какой результат им нужен. Но и за ошибку вы не отвечаете целиком, а делите ответственность. Потому что выбор и в работе, и в отношениях всегда делают двое — и часто ошибки относятся к двум сторонам. Если окружающие неспособны сформировать требования к вам, озвучьте вашу свободу действий и поступайте по собственному разумению, сверившись с другими, тогда эта ошибка уже точно не будет персонально ваша.

Фото: Junior Gonzalez/Getty Images

© Junior Gonzalez/Getty Images

Вовремя признавать неправоту

Извиняться и признавать ошибку — еще один навык, которому не учат: проще держать лицо и не опускаться до объяснений, чем продемонстрировать неспособность к диалогу и глухость к собеседнику. Меня неправильно поняли? Это потому, что у них неправильный тип мышления, а не я высказался сбивчиво и не по делу. На меня обиделись? Это потому, что они эмоционально реагируют. Меня раскритиковали? Это потому, что нужно хоть к чему-то придраться. Мы редко видимся? Наверное, мы просто не самые близкие друзья.

Причины для внезапного охлаждения, отдаления, потери эффективности и конфликтов на работе часто лежат в наших случайных или систематических ошибках. Уметь извиняться, когда задеты чувства другого, и переводить конфликт в прагматичную плоскость решений, когда требуется практический подход, — это важное свойство человека, который смирился с тем, что он не ведет себя идеально.

Если вы чувствуете напряжение в рабочих или личных отношениях, нет более эффективного средства, чем прямой разговор. Он может быть не очень приятным (мы предупреждали), но если сохранение отношений вам дорого и вы ощущаете промах со своей стороны, чистосердечное извинение — первый шаг к тому, чтобы в следующий раз вы подумали, как чувствует себя человек, на которого направлено ваше решение. 

Имеет ли человек право на ошибку

Сложно представить жизнь безоблачной и идеальной, но человек все равно склонен корить себя за ошибки и осуждать за них окружающих. Люди, бесспорно, имеют право на ошибки. Нужно лишь разобраться в самом понятии и конструктивном отношении к неверным действиям.

Имеет ли человек право на ошибку

Ошибка человека – это действия, которые привели к нежелательным последствиям. Такие свершения бывают ненамеренными или совершенными с другой целью. Причины ошибок разные: невнимательность, усталость, личные проблемы, незнание, введение в заблуждение другими людьми, наивность и глупость. Они возникают, когда человек не думает о возможных последствиях, живет одним днем, потакает своим слабостям. Ошибки совершаются на работе, в отношениях с посторонними, в семье, в любви и в воспитании. Порой они влияют только на жизнь самого человека, а иногда распространяются на окружающих, причиняют вред близким, ломают целые процессы. Люди не роботы, они могут повторять одну и ту же оплошность даже несколько раз. Не зря же говорят про «человеческий фактор».

Порой ошибка кажется таковой только на первый взгляд, а спустя время оказывается, что ситуация сложилась даже лучше. Например, не завел человек будильник, опоздал на важное совещание и потерял должность. Но спустя время он может получить гораздо более выгодное предложение от другого работодателя. Высший пилотаж – находить пользу в любом положении и извлекать урок из своих и чужих ошибок.

Вместе с правом на ошибку человек приобретает ответственность за последствия, к которым он приводит. Если в момент оплошности индивид не совладал с ситуацией, то он может реабилитироваться, исправив ее. Важно верно определить причину ошибки, проанализировать свое поведение, понять, что можно было сделать по-другому, и подумать, как действовать теперь. Тогда неверный шаг послужит уроком на будущее. А вот переживать впустую из-за ошибок прошлого, которые уже невозможно исправить, не нужно. Так человек теряет возможность смотреть в будущее и наслаждаться настоящим. И иногда это становится его самой большой ошибкой в жизни.

Ошибки могут приводить к настоящим трагедиям. За проступки, которые не просто ранят чувства окружающих, а приносят им ущерб и серьезный вред, следует наказание. Значит, человек не имеет право на те ошибки, которые нарушают чужие границы и противоречат закону. В этом случае ситуация достойна не просто морального порицания. Каждый индивид сам определяет ту черту, за которую он может переступить. Одного человека замучает совесть за малейшую провинность, а другой с легкостью забудет о своих серьезных ошибках. Важно найти среднее между перфекционизмом и абсолютно некритичным отношением к своему поведению.

Иногда слышу от некоторых учителей в адрес детей предупреждения:
ошибаться нельзя,
ошибки исправлять – плохо, надо всё делать сразу правильно, внимательно…

Порой то же самое говорят и воспитатели в детском саду.

Это требование стало настолько привычным в нашем обществе, что воспринимается нормой.

Такое отношение к ошибке противоречит естественному стремлению человека к развитию!

Поскольку ошибка – это плохо, некоторые дети принимают роковое решение: делать ничего не буду, чтобы не ругали…

Обычно это те дети, которые с детства находятся в атмосфере повышенных требований. Родители, сами того не желая, своими восторгами и похвалами заставляют ребёнка считать себя во всём «самым умным», значит, не имеющим права на ошибку!

В результате часто в школе ребёнок отказывается рисовать, писать, лепить — я не умею, я не хочу. Ему легче отказаться от работы, чем в очередной раз выслушивать критику в свой адрес, порицание его работе. Взрослым рядом с таким ребёнком надо понимать его страх, делать ему замечание в очень деликатной форме: получилось, мол, неплохо, но я знаю, что можешь гораздо лучше. Давай попробуем!

Некоторые дети из-за страха ошибиться начинают действовать очень медленно –оглядываются каждую секунду на учителя, на одноклассников, боятся принять решение. За урок успевают сделать гораздо меньше и постепенно всё больше отстают от одноклассников.

Ну, а то, что страх ошибки является одной из лидирующих причин прокрастинации / откладывания, и говорить не приходится. Некоторые потом всю жизнь предпочитают лежать на диване и «ждать подходящего часа», «подходящих условий», чтобы всё получалось!

Или другой вариант.
Поскольку ребёнок не может сделать всё сразу хорошо, а за неидеальную работу получает критику или порицание – он решает делать всё небрежно «каля-маля»! Какая разница, стараешься – ругают, так хоть не буду стараться, вроде тогда и не обидно, заслужил критику! Немного позднее ребёнок настолько привыкает к негативной оценке, что это его уже и не трогает.

Тем более, что в современном обществе, с позиции ребёнка, плохая работа и небрежность мало на чем отражаются. Родители всё равно покупают планшет/телефон/компьютер, это и самим взрослым удобнее – ребёнок не пристаёт, можно заниматься своими делами… В системе детсадов и школ дети тоже не имеют никакого реального ответа на их плохую работу. Лишить сладкого нельзя — финансовые нарушения. Замечания и критика либо не воспринимаются ребёнком, привыкшим к подобным отношениям, либо встречают жесткий отпор со стороны родителей, к которым ребёнок бежит за «защитой» и «поддержкой».

Как правило, в возрасте 12+ акценты смещаются, и уже родители приходят в школу в поисках поддержки, а некоторые обвиняют школу в бездействии. «Мы вам доверили своих детей, а вы их не научили!».

Ещё и ещё раз приходится напоминать о совместной ответственности за судьбу детей, за своё будущее!

Посмотрим на значение ошибки в жизни людей, добившихся выдающихся результатов.

  • Посмотрите на фотографии черновиков того же Пушкина – сплошные исправления и варианты слов. Благодаря этому найдены такие фразы, которые прошли через века и являются образцом!
  • По свидетельству современников, много раз переписывал свои басни Крылов, благодаря чему весь мир знает героев его басен и поражается меткости его метафор/сравнений…
  • В науке вообще было много ученных и экспериментаторов, которые, не испытывая страха перед ошибкой, делали великие открытия. Эдисон изобрёл свою лампочку после тысяч неудачных вариантов. Так и говорил своим помощникам – мы с вами теперь знаем тысячу вариантов, как не работает… и нашёл-таки работающую комбинацию! Благодаря чему в наших домах уже больше 100 лет светит «маленькое солнце».

Впрочем, страх ошибки мешает не только в учебе-науке… В повседневной жизни это тоже источник страданий. Выше уже упоминалось про прокрастинацию, оглянитесь вокруг себя – скольких людей она лишает радости победы и свершений. И даже просто достойного заработка, интересной реализации, полноценной жизни…

На одном замечательном тренинге по психологии я услышала такие интересные цифры – 60% всех женщин и 40% всех мужчин чувствуют себя в жизни самыми умными. Они всё всегда знают лучше других. Лучше соседа, коллеги, родителей, президента…

Ох уж это сильное, всепоглощающее чувство собственной правоты… Я не могу ошибиться!!! Я всё знаю лучше всех!!! И у таких людей далеко не блестяще обстоят дела. Или отношения не такие, как хотели бы, или денег мало, или здоровье подкачало. Им бы признать свою неправоту, свои ошибки! Глядишь, и исправить могли бы… ан нет!

А всё начинается с «безобидного» родительского посыла – ты у меня самый хороший, всё делаешь лучше всех! И ребёнок принимает решение – для того, чтобы мама меня любила всегда, я должен всё всегда делать лучше всех, знать больше всех, я никогда не буду ошибаться!

Ошибку можно исправить, если не отрицать её вероятность, научиться видеть её. Благодаря допущенной ошибке учебный материал лучше усваивается. Это знают учителя. Удивительный человек – учитель от бога – Шалва Александрович Амонашвили на своих уроках специально допускает ошибки. Это и тренировка на внимание и посыл ученикам – не бойтесь ошибиться, даже ваш учитель может это сделать. В этом нет ничего страшного.

Право на ошибку — одно из важных условий развития человека, тем более ребёнка. Не запрещайте ребёнку ошибаться, помогите ему научиться замечать, признавать и исправлять свои ошибки!

Напоследок о том, что нужно применить в работе с отношением к ошибке.

Во-первых, очевидное – самим посмотреть на это явление с другой стороны. Поговорить с близкими, с ребёнком, постараться выработать единое отношение к вопросам развития ребёнка со всеми людьми, влияющими на процесс воспитания. Мамы, папы, бабушки и дедушки, опекуны – не должны подходить к ребёнку с различными требованиями. Это дезорганизует ребёнка, заставляет его подстраиваться под бесконечно меняющиеся условия, выбирать между вариантами требований, хитрить.

Поговорите с воспитателем/учителем прежде, чем доверить своего ребёнка. Убедитесь, что ваши представления соответствуют взглядам и требованиям воспитателя.

Обязательно доверительно и уважительно разговаривайте с ребёнком, объясняйте ему все стороны событий. Не бывает однозначно плохих или хороших людей, событий, поступков. Учитесь находить разные аспекты в явлениях окружающего мира.

Придерживайтесь правил – понятных и адекватных, в том числе режима дня. Разболтанность и стихийность помешает вашему ребёнку учиться, а потом и работать в условиях требований со стороны руководителей (учителей, начальников, производственных процессов).

Физические упражнения, приёмы саморегуляции, зарядка, кинезиологические приёмы помогут вам и вашим детям быть в тонусе, привести  свой организм в рабочее  состояние.

Помогут упражнения на развитие внимания — раскраска антистрессовых мандал, которых сейчас много в Интернете, рисование/письмо двумя руками одновременно, лепка из пластилина, занятия музыкой… Много существует творческих направлений, которые вносят в мир человека гармонию, упорядоченность, помогают видеть красоту и находить ошибки.

И, конечно, работа с психологом в детсаду или в школе поможет вам и вашему ребёнку сделать жизнь интересным и ярким событием с открытиями и радостью постижений!

Право на ошибку: позвольте ошибаться себе и окружающим

Право на ошибку: позвольте ошибаться себе и окружающимВ русском языке есть одна очень показательная поговорка: знал бы где упаду – соломку бы подстелил. Проблема в том, что мы запасаемся соломкой скорее там, где она вероятнее всего уже не понадобится: беремся за работу, которую знаем вдоль и поперек. А когда видим места, где падения нам обеспечены, решаем туда просто не идти. И пропускаем из-за этого множество возможностей, достижений и приключений.

Почему? Просто со временем человеческий страх совершить ошибку и нанести ущерб своей самооценке становится сильнее природного любопытства. Банальный пример, который вы наверняка слышали: в год-полтора любой ребенок по степени бесстрашия, упорства и любопытства даст фору любому взрослому. Он учится ходить, бегать, и этот процесс буквально связано с падениями. Сдается ли он при первых попытках? Нет. Ну разве что может заплакать от усталости (что не чуждо и взрослым), но и это проходит, и он с новыми силами пробует вновь.

Но полуторагодовалым детям, в сущности, нет дела до того, кто что думает о том, как он ходит и падает. С возрастом человек все же больше оглядывается на окружение: что скажут другие? Как будут смотреть на меня, если я ошибусь? Если засмеют, то это будет слишком сильный удар по самооценке. Лучше пойду проторенными дорогами.

Ситуация осложняется, если человек требует сразу идеального результата не только от себя, но и от окружающих. Часто подчиненные такого руководителя до смерти боятся совершить ошибку и потому постоянно находятся в стрессе. Они бы, может, и рады пробовать, ошибаться и учиться на собственных ошибках, вырастая как специалисты, но часто у них просто не бывает выбора. Они топчутся на месте, и в конце концов это приводит к эмоциональному выгоранию. Грустно? Конечно.

Разумеется, все всегда идет от головы. По-хорошему, чтобы разобраться со страхом ошибаться на самом глубинном уровне, нужно обращаться к специалистам: психологу, психотерапевту, лайф-коучу, тренеру. Мы это понимаем, но все равно хотим дать несколько советов, как вернуть себе право на ошибку.

Поставьте цель правильно

У страха глаза велики, потому что перед ними встает огромная, как слон, задача. Вы наверняка знаете, что слона нужно есть по кусочкам, но мозг все равно при осознании масштаба задачи бьет тревогу. Есть тысячи методик, которые помогают распланировать свои дальнейшие действия правильно. Самое главное – запланировать и делать маленькие шаги, которые не вызывают у вас страха и желания отложить начатое. Страшно забраться на Эверест, но посмотреть документальный фильм о скалолазах и погуглить школы скалолазания в городе не составит труда.

Вообще, даже просто наличие плана – это уже первая ступенька к осуществлению вашей мечты. Страх постепенно будет становиться меньше, а в процессе вы втянетесь и будете вспоминать про него все реже и реже. Однако, есть одно но.

Откажитесь (!) от визуализации

Одна из самых частых рекомендаций, которую можно встретить – это составление “доски мечты”, или просто визуализация намерения. Да, кому-то это действительно помогает, вдохновляет, мотивирует. Но есть и те, кого визуализация может стопорить. Почему? Человек ощущает себя в моменте и видит перед собой картинку из прекрасного будущего – но не видит конкретный путь, который его к этой картинке приведет. Нет пути = не понятно, в какую сторону идти = страх ошибиться пойти не туда.

К тому же, для нашего мозга, в общем-то, без разницы, действительно ли мы делаем что-то для осуществления своих планов или только размышляем, как мы это делаем. Хороший выход из ситуации – все же сделать коллаж о своих мечтах (или просто прописать), но потом убрать его подальше.

Метод “100 отказов” или как научиться жонглировать

Знаете ли вы, чему в первую очередь учится жонглер? Ронять. Не подкидывать, не ощущать вес шарика в руке, а именно ронять. Ронять до бесконечности, пока мозг не примет правду: да, Наташ, мы все уронили, но это нормально! Ведь мы можем все поднять.

Хороший метод для работы над страхом ошибок – поставить себе конкретную цель ошибаться. “Я буду ошибаться. И я ошибусь и получу 100 отказов. И не успокоюсь, пока не получу именно 100!” И все. Во-первых, каждый промах теперь будет засчитан за победу. Во-вторых, вы привыкнете к этому процессу и перестанете его бояться. Ошибки будут казаться вам естественной частью жизни.

Кстати, возможно, что собрать 100 промахов быстро будет не так уж просто: смирившись с реальностью, где каждый может ошибиться, человек – удивительным образом! – начинает ошибаться меньше.

Метод быстрых побед

Маленькие быстрые победы укрепляют вашу веру в себя. Ставьте задачи на пять минут: позвонить, написать, отправить, встать, дойти, купить, прочитать, поговорить. Небольшие шаги в нужном направлении будут вызывать у вас всплеск эндорфинов, который подстегнет вас не бросать начатое.

Выходите из зоны комфорта комфортно

Отличной тренировкой по возвращению себе права ошибаться будет освоение нового хобби. Особенно, если оно творческое. В творчестве вообще не существует ошибок, там есть только одно негласное правило: “я художник (писатель, фотограф и т.д.), я так вижу”.

Вообще в любом хобби не страшно лажать. Это же хобби! Никто вас не укусит за ошибку. И вы себя тоже не кусайте. Пожалуй, новое хобби – это комфортный выход из зоны комфорта.

Аккуратно загляните в будущее

Используйте этот метод с осторожностью – у него схожий механизм с визуализацией. Тем не менее, вспомните: когда вам впервые пришла в голову ваша светлая идея. Месяц назад? Год? Три года, пять лет назад? Допустим, год назад. Теперь представьте два варианта развития ситуации:

    1. Вы ничего не сделали год назад, но начинаете сейчас, и через год вы уже на другом уровне жизни.
    2. Вы ничего не сделали год назад, ничего не будете делать и сейчас, и через год вы ровно на том же месте.

Какой вариант вам больше по душе? Послушайте свои ощущения. Кстати сказать, не удивляйтесь, если вам ближе второй вариант, а ощущения не вызывают дискомфорта: возможно, вы подхватили чужую мечту, и вам на самом деле это не нужно. Тогда самое время вычеркнуть ее из своего списка дел.

Попросите помощи

Этот совет мы давали уже в самом начале. Чтобы разобраться в своих страхах досконально, лучше обратиться к специалистам. Однако, тут есть и другой пример.

Допустим, всю жизнь хотели вручную собрать обеденный стол и стулья на дачную веранду, но не имеете понятия, как к этому подступиться. Здесь имеет смысл найти “тренера” профессионала: столяра, плотника, дизайнера мебели. То есть того, кто может вам помочь конкретным профессиональным советом по вашей теме. Обычно люди с опытом с удовольствием помогают новичкам и делятся своими техниками.

Успехов! И помните: право на ошибку – ваше естественное право 🙂

Читайте также:
    • Почему soft skills нужно развивать с молодости?
    • Семь способов принимать решения быстрее и качественнее
    • Что мотивирует сотрудников? Ищем баланс
    • Итого: занимаемся анализом своей жизни каждый месяц
    • Карточки мотиваторов для сотрудников

«Меня зовут Миша, потому что я всем мешаю. Это дру­гие дети хоро­шие, а я неудач­ник – без­на­деж­ный при­ду­рок с дыря­вой памя­тью и косыми руками. Так гово­рит мама, когда я роняю посуду или забы­ваю что-то в школе». Зача­стую мы хотим научить ребенка само­сто­я­тель­но­сти, а при­учаем к нездо­ро­вому само­би­че­ва­нию. Вос­пи­ты­ваем здо­ро­вую само­кри­тику, а полу­чаем болез­нен­ное само­ед­ство. Что не так и кого здесь надо воспитывать?

От него одни проблемы…

«Адам, где ты?», – вопро­шал Бог в Раю после гре­хо­па­де­ния, но пер­вый чело­век спря­тался за дере­вьями. И это при­том, что пра­о­тец услы­шал не жест­кий окрик и не уни­зи­тель­ное обли­че­ние, а неж­ный Оте­че­ский зов, в кото­ром зву­чало бес­по­кой­ство.

Пре­ступ­ле­ние Адама было серьез­ным – оно изме­нило к худ­шему весь мир. Так ли нежно и бережно мы обра­ща­емся к детям, нашко­див­шим по мелочам?

1413566984 detki 7 - Отверженный: ребенок без права на ошибкуЕсть много анек­до­тов про еврей­ские семьи, вроде этого: «Сара, ваш бан­дит опять хули­га­нит. Или Вы дадите ему вос­пи­та­ние, или я ему – под­за­тыль­ник». Вот такой педа­го­ги­че­ский посыл – ребе­нок бес­ко­нечно любим и лично не осуж­даем.

Отчего-то у нас, пра­во­слав­ных хри­стиан, такое отно­ше­ние к своим детям счи­та­ется ненор­маль­ным и попустительским.

Имея самое поверх­ност­ное пред­став­ле­ние о насто­я­щем содер­жа­нии и исто­ри­че­ском кон­тек­сте «Домо­строя», мы берем все в ежо­вые рука­вицы и воору­жа­емся соб­ствен­ным «Домо­строем» – ста­ра­ясь «вос­пи­тать чело­века» из сво­его чада, зача­стую мы ста­но­вимся к нему жест­кими и без­жа­лост­ными, кри­ти­куя с утра до вечера. И это вовсе не делает ребенка силь­нее и уве­рен­нее, напро­тив – усво­ен­ный им нега­тив­ный опыт пере­жи­ва­ния ситу­а­ции остав­ляет болез­нен­ный след на всю жизнь. 

Как часто в обще­ствен­ном месте можно наблю­дать такие сцены: мама в яро­сти отчи­ты­вает свое дитя, не стес­ня­ясь в выра­же­ниях и под­би­рая самые жест­кие и уни­жа­ю­щие досто­ин­ство слова. Про­ходя мимо, мы вскользь слы­шим, что от этого вих­ра­стого сим­па­тяги у матери одни про­блемы, руки у него рас­тут не оттуда, голова пустая, а то, что он нена­ро­ком раз­бил стек­лян­ную бутылку с соком в зале тор­го­вого цен­тра – непро­сти­тель­ное преступление.

И про­хо­дим мимо, видя краску и заме­ша­тель­ство на его лице и мамин аффект, в кото­ром она не пони­мает, что морально и физи­че­ски кале­чит ребенказакла­ды­вает сыну болез­нен­ный опыт эмо­ци­о­наль­ного реа­ги­ро­ва­ния.

Вме­ша­емся в момент кон­фликта – и вряд ли будем услы­шаны. Поэтому обра­тимся к роди­те­лям в спо­кой­ном состо­я­нии, ведь мно­гим из нас подоб­ные ситу­а­ции знакомы.

Впитали с молоком

Дет­ство – очень важ­ный период, где так мно­гое закла­ды­ва­ется, чтобы затем неза­метно при­сут­ство­вать и вли­ять на нашу жизнь. Тогда и про­ис­хо­дит фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти. При­чем именно в семье – в том есте­ствен­ном аре­але оби­та­ния ребенка с пер­вых его дней, где для него все зна­чимо и неслучайно.

Здесь он учится у взрос­лых ходить и гово­рить, играть и помо­гать – закреп­ляет свои уме­ния на всех уров­нях памяти, пере­плав­ляя опыт близ­ких людей в соб­ствен­ный. Точно так же он осва­и­вает в семье непро­стой опыт эмо­ци­о­наль­ного обще­ния с миром и близ­кими. И эти навыки, в том числе нега­тив­ный опыт, закреп­ля­ются очень быстро.

Выра­же­ние «мой дом – моя кре­пость» очень верно в пси­хо­ло­ги­че­ском плане, ведь именно «под кры­шей дома сво­его» ребе­нок учится тому, чтобы быть внут­ренне силь­ным и про­ти­во­сто­ять всем житей­ским вет­рам.

И очень горько, если вме­сто кре­по­сти духа он при­об­ре­тает рас­те­рян­ность и неуве­рен­ность в своих силах. Так бывает, если к нему обра­щены не про­яв­ле­ния любви и заботы, а одни роди­тель­ские угрозы и упреки по пустя­кам. А это, будем назы­вать вещи сво­ими име­нами – еже­днев­ное эмо­ци­о­наль­ное наси­лие. А отве­тить на него малое дитя не может – внут­ренне не готово. Как ребенку пога­сить внут­ренне напря­же­ние, снять стресс? Только согла­ситься, что он пло­хой, неверно поняв, что любить его можно только идеальным.

Гадкий я

Эмо­ци­о­наль­ная память очень устой­чива, она удер­жи­вает самые ран­ние вос­по­ми­на­ния, в том числе трав­ми­ру­ю­щие. Вспом­ним клас­си­ков, про­но­ся­щих через всю жизнь и вопло­ща­ю­щих в своих кни­гах горь­кий дет­ский опыт.

И по себе знаем – забыть мно­гие болез­нен­ные ситу­а­ции, слу­чив­ши­еся в дет­ском саду, в школе, на улице и тем более дома долго не получается.

Что имеет в виду вот эта мама, кри­ча­щая посреди улицы, что ее дочка-под­ро­сток «уродка, чума­зая бом­жиха и нико­гда не научится за собой сле­дить» – опять забыла надеть чистую куртку и почи­стить перед выхо­дом сапоги? Видимо, что в дан­ный момент она рас­стро­ена и оза­бо­чена ее внеш­ним видом.

Что запи­сы­вает на своей «под­корке» ребе­нок? Что права на ошибку у него нет. Надо быть иде­аль­ным все­гда и во всем – тогда и полю­бят, и похва­лят. Но в дан­ный момент – что он ненор­маль­ный, урод­ли­вый, обще­ственно осуж­да­е­мый и похож на бомжа, поэтому среди нор­маль­ных людей ему не место. А глав­ное, что мама в таком виде его тер­петь не может и, похоже, сты­дится идти рядом.

chashka - Отверженный: ребенок без права на ошибку

Поло­жи­тель­ный образ самого себя (то есть разумно завы­шен­ная само­оценка) – силь­ный пси­хо­ло­ги­че­ский щит, эта­кий «ремень без­опас­но­сти» для взрос­лого. В зре­лом воз­расте он помо­гает нам не отча­яться в слож­ных ситу­а­циях, хотя и создает неко­то­рые «помехи», когда мы гото­вимся к Таин­ству Исповеди.

И у ребенка суще­ствует убеж­де­ние – я хоро­ший, но его защит­ная функ­ция довольно сла­бая, потому что малень­кому чело­веку не хва­тает кри­тич­но­сти в вос­при­я­тии себя и дру­гих людей, он не отде­ляет себя от дома, семьи, роди­те­лей. Именно поэтому ситу­а­ция «гад­кий я» – самая непе­ре­но­си­мая для него внут­рен­няя драма, кото­рая зани­жает самооценку.

Пра­во­слав­ный пси­хо­лог Алек­сандр Тка­ченко кон­ста­ти­рует: «Бывает так, что само­оценка… начи­нает сильно «зашка­ли­вать» в сто­рону нега­тива. Мыс­лен­ное осуж­де­ние себя ста­но­вится посто­ян­ным фоном, любой пустяк вроде нена­ро­ком раз­ли­того на столе чая вызы­вает гнев­ные обли­чи­тель­ные тирады в свой же адрес.

А уж если какое-то досад­ное недо­ра­зу­ме­ние про­изо­шло на гла­зах у дру­гих людей, тогда вообще хочется про­ва­литься сквозь землю, даже если твоей ошибки никто не заме­тил. Внут­рен­ний голос тут же начи­нает объ­яс­нять тебе, кто ты есть, уже не выби­рая выра­же­ний и инто­на­ций, порой пере­ходя в откро­вен­ную брань. Такие само­об­ли­че­ния, даже при всей их фор­маль­ной правоте, испод­воль отни­мают уве­рен­ность в своих воз­мож­но­стях, лишают сил и радо­сти».

Сло­вом, даже для взрос­лого глу­бо­кое пере­жи­ва­ние стресса «себя пло­хого» вряд ли ста­нет нача­лом лич­ност­ного роста. Тем более постра­дает от него хруп­кая и рани­мая душа ребенка.

Ско­рее всего, в сле­ду­ю­щий раз та самая «девочка-бомж» будет выгля­деть иде­ально ухо­жен­ной, но в ушах у нее еще долго будет зве­неть мамин крик, от кото­рого она будет внут­ренне съе­жи­ваться. И, воз­можно, её само­оценке уже нане­сена неза­жи­ва­ю­щая рана.

Выйдя замуж, родив детей, не исклю­чено, что она при всем внеш­нем совер­шен­стве про­дол­жит ощу­щать себя «урод­кой» и «бом­жи­хой», про­дол­жая твер­дить себе на каж­дом шагу, какие недо­пу­сти­мые и непро­сти­тель­ные ошибки совер­шает, ска­жем, забыв купить молока или хлеба. Как бы она не ста­ра­лась, стать иде­аль­ной невозможно…

Мамы не будет рядом, но ее место легко зай­мет свой внут­рен­ний мучи­тель и кри­ти­кан. Неза­метно он ста­нет частью лич­но­сти и про­дол­жит зудеть над ухом – твер­дить о том, что она не доста­точно хороша во всем и поэтому ничего хоро­шего не достойна.

Все это может ска­заться на отно­ше­ниях в ее новой семье. А уродке, соот­вет­ственно, урод­ская жизнь, наи­бо­лее веро­ят­ный про­гноз кото­рой – болез­нен­ные соза­ви­си­мые отно­ше­ния, в кото­рых она – все­гда стра­да­ю­щая сторона.

Маэстро критикан

Итак, вырос­ший вме­сте с ребен­ком внут­рен­ний кри­тик, оче­видно, будет неот­вяз­ным, если с ним не бороться. В даль­ней­шем он искусно и иску­си­тельно ста­нет играть свою роль – под­стра­и­ваться под голос сове­сти, в резуль­тате чего взрос­лый чело­век может начать стра­дать нев­ро­ти­че­ским рас­строй­ством от бес­ко­неч­ного само­уко­ре­ния и самоуничижения.

Что такое само­ед­ство? Тол­ко­вый сло­варь Оже­гова опре­де­ляет его как «излиш­нюю само­кри­тич­ность, недо­воль­ство сво­ими поступ­ками, пове­де­нием». И в основе его – не обя­за­тельно уязв­лен­ная гор­дыня, ско­рее, именно ранен­ное в дет­стве само­лю­бие и достоинство.

Носи­тель «внут­рен­него кри­ти­кана» вряд ли сам изба­вится от лож­ных уста­но­вок, а будучи воцер­ко­в­лен­ным, может еще и усу­гу­бить своё страдание

Есть такая псев­до­пра­во­слав­ная мысль: быть «пло­хим» в соб­ствен­ных гла­зах с духов­ной точки зре­ния… хорошо. Мысль очень опас­ная и невер­ная.

Видеть без­дну своих гре­хов – для хри­сти­а­нина нор­мально и пра­вильно. Но это – совсем не то, что зары­ваться с голо­вой в мелочи (кото­рые, соб­ственно, и гре­хами не являются).

Сто­рон­ники пра­во­слав­ного само­кри­ти­кан­ства любят на людях пого­во­рить о своих мел­ких «пре­гре­ше­ниях» и «иску­ше­ниях», что для неко­то­рых ста­но­вится сво­его рода хобби ради про­цесса или спор­том со сво­ими «план­ками дости­же­ний», где на финише можно, залю­бо­вав­шись собой, гордо ска­зать: «Я греш­нее всех».

Такие само­кри­тики любят при­во­дить в при­мер свя­тых отцов и цити­ро­вать молитвы и

при каж­дом удоб­ном слу­чае биче­вать себя по мело­чам, про­ходя мимо глав­ных гре­хов и про­блем. Будем бди­тельны – эти угры­зе­ния рас­ша­тан­ной пси­хики не свя­заны с истин­ным пока­ян­ным чувством.

Поды­то­жим сло­вами упо­мя­ну­того нами пси­хо­лога Алек­сандра Тка­ченко – «Аске­ти­че­ская прак­тика само­уко­ре­ния не имеет ничего общего с про­яв­ле­ни­ями трав­ма­тич­ного эмо­ци­о­наль­ного опыта, застав­ля­ю­щего чело­века ругать себя за любую мелочь. «Кано­ни­зи­ро­вать» сво­его «внут­рен­него кри­тика» – дело заве­домо бес­смыс­лен­ное и вред­ное для душев­ного здоровья».

«Не вина, но оплошность…»

Близ­кие – самые зна­чи­мые люди для детей, поэтому так веско зву­чит каж­дое их слово, и так важно, как именно оно про­из­не­сено. Тембр, инто­на­ция, высота голоса – все имеет смысл. Помня об этом, как делать про­стые быто­вые заме­ча­ния, если твер­дим-твер­дим, а детям всё как об стенку горох?

Ска­жем, раз­бился кра­си­вый сер­виз, и вы при всех награж­да­ете своё чадо и его руки самыми силь­ными эпи­те­тами (кри­вые, косые, дыря­вые, дур­ные…). Окру­жа­ю­щие, оче­видно, ваш посыл услы­шат (что, конечно уси­лит эффект воз­дей­ствия на ребенка – а пред­ставьте себя на его месте – каково быть при­людно морально выпо­ро­тым). Но мы, кажется, уже нашли ответ на вопрос – возы­меет ли успех такое роди­тель­ское настав­ле­ние? И ответ – кате­го­ри­че­ское «нет».

Рас­ста­вим при­о­ри­теты. Что дороже – вот этот ста­рый фар­фор, что давно из моды вышел, или дет­ская душа, на кото­рой оста­ются неиз­гла­ди­мые трещины?

Да, бывают про­вин­но­сти и посе­рьез­ней. И наши нервы тоже не бесконечны.

Дру­зья рас­ска­зали реаль­ную исто­рию – их дочка подо­шла к куль­ману, уви­дела чер­теж и рас­кра­сила папе его полу­го­до­вую диплом­ную работу в домики и цве­точки. Понятно, что защита не состо­я­лась. Но ведь малышка рисо­вала с самыми доб­рыми чув­ствами, видимо, в бук­валь­ном смысле слова желая скра­сить папе рутин­ную серость его работы. Пер­вая реак­ция папы, увы, оче­видна… Но, учи­ты­вая такую тро­га­тель­ную дет­скую моти­ва­цию, как не найти для девочки муд­рые и не очень стро­гие слова, когда дар речи, нако­нец, к вам вернется?

Никто не утвер­ждает, что нельзя кри­ти­ко­вать ребенка, но кри­тика должна быть разум­ной и осно­ван­ной на любви. Прин­цип про­стой – кри­ти­куем не чело­века, а его поступки. Не Машу, Васю, Мишу как тако­вых, а их про­вин­но­сти, про­махи, говоря хри­сти­ан­ским язы­ком – грехи. Осуж­даем ложь (Вася чашку раз­бил и не ска­зал или солгал, что не он – плохо), а не Васю – мол, «неук­лю­жий остолоп».

На память при­хо­дят уди­ви­тель­ные стихи Брод­ского, кото­рые напи­саны о взрос­лом, но уместны и в обсуж­да­е­мой нами дет­ской ситуации:

«Не вина, но оплошность

Раз­би­вает стекло.

Что скор­беть, расколовшись,

Что вино утекло?»

Так давайте не поз­во­лим малень­кому сердцу рас­ко­лоться от суро­вого чув­ства вины за всего-то малень­кую оплошность. 

Тон искрен­но­сти очень тонок, поэтому будем вести себя кате­го­рично, но мягко. Ска­жем по воз­мож­но­сти спо­койно – сосчи­тав мыс­ленно до десяти, не поз­во­лив себе внут­ренне рас­пус­каться, взве­сив все аргу­менты и пред­ста­вив все последствия.

Помо­гите ребенку почув­ство­вать и понять глав­ное: кри­ти­куя поступки, его не отвер­гают, не пере­стают любить, жалеть и заботиться.

Про­ви­нился, не сде­лал как надо – это еще не ката­строфа. Малыш, бояться нечего – ты по-преж­нему среди своих.

Поэтому ска­зан­ные слова должны быть не злыми, колю­чими и раня­щими, а именно сло­вами любви и под­держки – искрен­ними и по воз­мож­но­сти доб­рыми.

Ведь вме­сто гру­бого окрика «Вася, идиот, не тро­гай, ты сей­час разо­бьешь наше сва­деб­ное блюдо» может бережно про­зву­чать и такое: «Доро­гой, пра­вильно оце­ни­вай свои силы. Надо бы тебе быть поосторожнее».

Кстати, в этом слу­чае не только у дет­ской души (да и нерв­ной системы), но и у сва­деб­ного блюда появится гораздо больше шан­сов остаться целым…

Мария Солунь

Фото из откры­тых источников

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Не изменить как пишется слитно или раздельно
  • Не извиняйся я доверяла тебе моя ошибка не твоя
  • Не зря говорят на ошибках учатся
  • Не заходит инстаграм на телефоне выдает ошибку
  • Не застыло птичье молоко как исправить