Осознать ошибку как часть обучения
«Ты же только учишься», — спокойно говорят нам в пять, шесть, семь лет, когда мы делаем первые шаги в обществе и пытаемся найти свои границы возможного. С возрастом запросы окружающих по отношению к нам растут — уже с подростковых лет от нас ждут, что мы что-то читали, что-то точно знаем и умеем и наверняка не подведем. Если же мы размениваем четвертый или пятый десяток на новой работе или в новых отношениях, от нас ждут всемогущего опыта и всезнания, особенно если за спиной 20 лет карьеры и пара браков. При этом мы можем продолжать учиться, но никто не берет это в расчет.
Обучение действительно занимает у многих людей немало времени. Умея радовать других и никого не подводить, перфекционисты часто всю жизнь учатся беречь себя и рассчитывать собственные силы. После долгого перерыва на работе или в учебе отличники заново вспоминают, как добиваться целей. Люди с детьми учатся всю жизнь совмещать работу и домашние обязанности. Любители путешествий мечтают сочетать гибкий график и стабильный заработок. Но, к сожалению, окружающая среда не так внимательна и снисходительна к нам, как много лет назад, когда мы только делали первые шаги.
В новой и незнакомой ситуации оказывается очень важным проговорить: «Это для меня новое дело, я сейчас буду учиться». Это не вредно говорить на работе и в отношениях, не зазорно повторять при появлении детей или освоении трудного хобби. Если нет возможности говорить это вслух, говорите про себя. Разделяйте обучение на этапы, анализируйте промахи, но не драматизируйте, потому что, скорее всего, ваши ошибки в первую очередь видите вы сами.
И самое главное в этом — понимающая команда, будь это партнер или сотрудники на работе. Если они внимательно относятся к вашему росту, вникают в ваше положение и терпеливо учат, а не нервно прикрикивают и чуть что выходят из себя — вы, скорее всего, научитесь быстрее и не усвоите вредное для самооценки чувство вины.
Выяснить необратимость ошибки
Большинство ошибок сразу после обнаружения кажутся катастрофическими — грубая реплика, провальная встреча, дурацкое свидание, гигантская ссора. Главное — не бросаться в мгновенные реакции, а остыть и «переночевать» с ситуацией один день, взять дистанцию. Большинство необратимых ошибок — это на самом деле обратимые действия, которые можно изменить (с дискомфортом, но изменить) или извиниться за них.
Спокойный самоанализ и искренние извинения могут выровнять эмоциональный фон, а четкий порядок действий поможет рационализировать потери. В оценке ошибок принципиальна их системность — разовая это ошибка или постоянная проблема, которая не дает вам покоя.
Например, вы доверились не тому человеку и потеряли из-за этого много денег. Это в первый раз или предчувствие вас уже подводило? Может быть, пора просчитать гарантии и риски с помощью документов? Или расставание с нынешним партнером проходит по тому же сценарию, что и с прежним. Что изменилось? Есть ли постоянные факторы? Чему вы научились за эти отношения? Системность ошибки помогает понять корни проблемы.
Принятые на нервах скоропалительные решения обходятся вам слишком дорого? Выход простой — никогда не бросаться закрывать все вопросы в один момент, растянуть решение во времени. Ссоры с детьми строятся по одному и тому же паттерну? Прочитайте литературу по воспитанию и решите, где раз за разом даете сбой. Большинство системных ошибок исправляется, если вовремя включать самокритику. За большую часть случайных промахов можно себя простить — если от этого никто не пострадал: просто предпримите действия по их исправлению или пообщайтесь с человеком, на которого ваш неправильный поступок сильно повлиял. Если же вы виноваты в фатальной ошибке, которая не дает вам покоя многие годы, лучше решать это противоречие в компании опытного психотерапевта.
Не фиксироваться на негативных сценариях
Уверенность в необратимости ошибок автоматически включает тревожное мышление — для разных людей это свои негативные сценарии. Кто-то страдает комплексом самозванца (страх, что ты занимаешь чужое место и тебя раскроют), кто-то чувствует наступление знакомого физического расстройства, кто-то боится провала в важном проекте, кто-то в память о прошлых неудачных отношениях заранее предрекает и нынешним только проблемы и взаимную боль.
Зацикленность на негативных сценариях чаще всего связана с болезненной реакцией на прошлые ошибки и неприятный опыт. Некомфортные сексуальные контакты, давний конфликт с родителями, травматичное увольнение — все это, не отболев, может быть причиной для выстраивания нового негативного сценария: с новым партнером, во время следующей встречи с родителями, на новой работе.
Самый простой метод избавления от навязчивых мыслей — с холодной головой и человеком прагматичного склада ума, который на вашей стороне, обсудить ошибки прошлого и то, чему они вас научили. Вы провалили задание потому, что не подходите для этой работы, или потому, что неправильно распорядились временем? Если первое — это повод искать работу в другой сфере, если второе — четко разобраться с планированием рабочих процессов. Неудачный сексуальный опыт — результат непонимания, насилие или несовместимость? Вы обидели близкого человека — погорячились, вам действительно не нравится ваше общение или он тоже обидел вас? Каждый ответ дает новые векторы в дальнейшем выборе.
Думать об ошибке, не размышляя о ее исправлении, мучительно и непродуктивно, так что вместо мыслей об апокалиптическом сценарии провала проанализируйте, что есть в ваших руках для облегчения ситуации. Представлять самые трудные исходы событий не стоит — во-первых, люди и обстоятельства меняются со стремительной силой, во-вторых, вы не можете предсказать, какие возможности и шансы получите после следующей ошибки. Подумайте, как распорядиться удачными стечениями обстоятельств, и обращайте внимание на них: прошлые ошибки часто все равно знаете только вы и вы же всегда свободны поступить иначе.
Учиться просить помощи
«Я не умею, я только учусь», «Это для меня в новинку» — это, казалось бы, нетипичное поведение взрослого человека: стыдно признаваться, что тебе что-то не удается. Принято комплексовать, если в жизни никогда «не было серьезных отношений». Принято хоронить социальную жизнь, если после института не получилось завести друзей, а маленькие дети отдалили тебя от окружения. Принято бояться новой работы, если на старой было не все гладко. И конечно, принято говорить «Я справлюсь» и «Я все понял» — если не хочется прослыть ничего не умеющим дураком.
С одной стороны, прося помощи, мы, конечно, становимся уязвимы. С другой — учимся понимать людей: согласитесь, когда на одну и ту же просьбу один человек отвечает раздражением, а другой — участием, нам становится понятно, что в целом за люди перед нами. Просить о помощи нужно уметь — и этому взрослых тоже не учат. Чтобы не совершить ошибку, при новом и незнакомом задании на работе попросите раздробить его на много мелких частей и сверяйте с коллегами или руководителем промежуточные этапы. Если это новые отношения, в которых вы с партнером двигаетесь интуитивно, честно признайтесь: «Я не могу понять, что ты просишь. Пожалуйста, объясни мне». Конкретные инструкции лучше обтекаемых руководств к действию. Простые договоренности о ежедневных правилах комфорта нагляднее наполеоновских планов о совместном будущем.
Если на ваши простые запросы о помощи окружающие реагируют обтекаемо и уходят от ответа, это плохая новость. Скорее всего, они сами не очень представляют, какой результат им нужен. Но и за ошибку вы не отвечаете целиком, а делите ответственность. Потому что выбор и в работе, и в отношениях всегда делают двое — и часто ошибки относятся к двум сторонам. Если окружающие неспособны сформировать требования к вам, озвучьте вашу свободу действий и поступайте по собственному разумению, сверившись с другими, тогда эта ошибка уже точно не будет персонально ваша.
© Junior Gonzalez/Getty Images
Вовремя признавать неправоту
Извиняться и признавать ошибку — еще один навык, которому не учат: проще держать лицо и не опускаться до объяснений, чем продемонстрировать неспособность к диалогу и глухость к собеседнику. Меня неправильно поняли? Это потому, что у них неправильный тип мышления, а не я высказался сбивчиво и не по делу. На меня обиделись? Это потому, что они эмоционально реагируют. Меня раскритиковали? Это потому, что нужно хоть к чему-то придраться. Мы редко видимся? Наверное, мы просто не самые близкие друзья.
Причины для внезапного охлаждения, отдаления, потери эффективности и конфликтов на работе часто лежат в наших случайных или систематических ошибках. Уметь извиняться, когда задеты чувства другого, и переводить конфликт в прагматичную плоскость решений, когда требуется практический подход, — это важное свойство человека, который смирился с тем, что он не ведет себя идеально.
Если вы чувствуете напряжение в рабочих или личных отношениях, нет более эффективного средства, чем прямой разговор. Он может быть не очень приятным (мы предупреждали), но если сохранение отношений вам дорого и вы ощущаете промах со своей стороны, чистосердечное извинение — первый шаг к тому, чтобы в следующий раз вы подумали, как чувствует себя человек, на которого направлено ваше решение.
Имеет ли человек право на ошибку
Сложно представить жизнь безоблачной и идеальной, но человек все равно склонен корить себя за ошибки и осуждать за них окружающих. Люди, бесспорно, имеют право на ошибки. Нужно лишь разобраться в самом понятии и конструктивном отношении к неверным действиям.
Ошибка человека – это действия, которые привели к нежелательным последствиям. Такие свершения бывают ненамеренными или совершенными с другой целью. Причины ошибок разные: невнимательность, усталость, личные проблемы, незнание, введение в заблуждение другими людьми, наивность и глупость. Они возникают, когда человек не думает о возможных последствиях, живет одним днем, потакает своим слабостям. Ошибки совершаются на работе, в отношениях с посторонними, в семье, в любви и в воспитании. Порой они влияют только на жизнь самого человека, а иногда распространяются на окружающих, причиняют вред близким, ломают целые процессы. Люди не роботы, они могут повторять одну и ту же оплошность даже несколько раз. Не зря же говорят про «человеческий фактор».
Порой ошибка кажется таковой только на первый взгляд, а спустя время оказывается, что ситуация сложилась даже лучше. Например, не завел человек будильник, опоздал на важное совещание и потерял должность. Но спустя время он может получить гораздо более выгодное предложение от другого работодателя. Высший пилотаж – находить пользу в любом положении и извлекать урок из своих и чужих ошибок.
Вместе с правом на ошибку человек приобретает ответственность за последствия, к которым он приводит. Если в момент оплошности индивид не совладал с ситуацией, то он может реабилитироваться, исправив ее. Важно верно определить причину ошибки, проанализировать свое поведение, понять, что можно было сделать по-другому, и подумать, как действовать теперь. Тогда неверный шаг послужит уроком на будущее. А вот переживать впустую из-за ошибок прошлого, которые уже невозможно исправить, не нужно. Так человек теряет возможность смотреть в будущее и наслаждаться настоящим. И иногда это становится его самой большой ошибкой в жизни.
Ошибки могут приводить к настоящим трагедиям. За проступки, которые не просто ранят чувства окружающих, а приносят им ущерб и серьезный вред, следует наказание. Значит, человек не имеет право на те ошибки, которые нарушают чужие границы и противоречат закону. В этом случае ситуация достойна не просто морального порицания. Каждый индивид сам определяет ту черту, за которую он может переступить. Одного человека замучает совесть за малейшую провинность, а другой с легкостью забудет о своих серьезных ошибках. Важно найти среднее между перфекционизмом и абсолютно некритичным отношением к своему поведению.
Иногда слышу от некоторых учителей в адрес детей предупреждения:
ошибаться нельзя,
ошибки исправлять – плохо, надо всё делать сразу правильно, внимательно…
Порой то же самое говорят и воспитатели в детском саду.
Это требование стало настолько привычным в нашем обществе, что воспринимается нормой.
Такое отношение к ошибке противоречит естественному стремлению человека к развитию!
Поскольку ошибка – это плохо, некоторые дети принимают роковое решение: делать ничего не буду, чтобы не ругали…
Обычно это те дети, которые с детства находятся в атмосфере повышенных требований. Родители, сами того не желая, своими восторгами и похвалами заставляют ребёнка считать себя во всём «самым умным», значит, не имеющим права на ошибку!
В результате часто в школе ребёнок отказывается рисовать, писать, лепить — я не умею, я не хочу. Ему легче отказаться от работы, чем в очередной раз выслушивать критику в свой адрес, порицание его работе. Взрослым рядом с таким ребёнком надо понимать его страх, делать ему замечание в очень деликатной форме: получилось, мол, неплохо, но я знаю, что можешь гораздо лучше. Давай попробуем!
Некоторые дети из-за страха ошибиться начинают действовать очень медленно –оглядываются каждую секунду на учителя, на одноклассников, боятся принять решение. За урок успевают сделать гораздо меньше и постепенно всё больше отстают от одноклассников.
Ну, а то, что страх ошибки является одной из лидирующих причин прокрастинации / откладывания, и говорить не приходится. Некоторые потом всю жизнь предпочитают лежать на диване и «ждать подходящего часа», «подходящих условий», чтобы всё получалось!
Или другой вариант.
Поскольку ребёнок не может сделать всё сразу хорошо, а за неидеальную работу получает критику или порицание – он решает делать всё небрежно «каля-маля»! Какая разница, стараешься – ругают, так хоть не буду стараться, вроде тогда и не обидно, заслужил критику! Немного позднее ребёнок настолько привыкает к негативной оценке, что это его уже и не трогает.
Тем более, что в современном обществе, с позиции ребёнка, плохая работа и небрежность мало на чем отражаются. Родители всё равно покупают планшет/телефон/компьютер, это и самим взрослым удобнее – ребёнок не пристаёт, можно заниматься своими делами… В системе детсадов и школ дети тоже не имеют никакого реального ответа на их плохую работу. Лишить сладкого нельзя — финансовые нарушения. Замечания и критика либо не воспринимаются ребёнком, привыкшим к подобным отношениям, либо встречают жесткий отпор со стороны родителей, к которым ребёнок бежит за «защитой» и «поддержкой».
Как правило, в возрасте 12+ акценты смещаются, и уже родители приходят в школу в поисках поддержки, а некоторые обвиняют школу в бездействии. «Мы вам доверили своих детей, а вы их не научили!».
Ещё и ещё раз приходится напоминать о совместной ответственности за судьбу детей, за своё будущее!
Посмотрим на значение ошибки в жизни людей, добившихся выдающихся результатов.
- Посмотрите на фотографии черновиков того же Пушкина – сплошные исправления и варианты слов. Благодаря этому найдены такие фразы, которые прошли через века и являются образцом!
- По свидетельству современников, много раз переписывал свои басни Крылов, благодаря чему весь мир знает героев его басен и поражается меткости его метафор/сравнений…
- В науке вообще было много ученных и экспериментаторов, которые, не испытывая страха перед ошибкой, делали великие открытия. Эдисон изобрёл свою лампочку после тысяч неудачных вариантов. Так и говорил своим помощникам – мы с вами теперь знаем тысячу вариантов, как не работает… и нашёл-таки работающую комбинацию! Благодаря чему в наших домах уже больше 100 лет светит «маленькое солнце».
Впрочем, страх ошибки мешает не только в учебе-науке… В повседневной жизни это тоже источник страданий. Выше уже упоминалось про прокрастинацию, оглянитесь вокруг себя – скольких людей она лишает радости победы и свершений. И даже просто достойного заработка, интересной реализации, полноценной жизни…
На одном замечательном тренинге по психологии я услышала такие интересные цифры – 60% всех женщин и 40% всех мужчин чувствуют себя в жизни самыми умными. Они всё всегда знают лучше других. Лучше соседа, коллеги, родителей, президента…
Ох уж это сильное, всепоглощающее чувство собственной правоты… Я не могу ошибиться!!! Я всё знаю лучше всех!!! И у таких людей далеко не блестяще обстоят дела. Или отношения не такие, как хотели бы, или денег мало, или здоровье подкачало. Им бы признать свою неправоту, свои ошибки! Глядишь, и исправить могли бы… ан нет!
А всё начинается с «безобидного» родительского посыла – ты у меня самый хороший, всё делаешь лучше всех! И ребёнок принимает решение – для того, чтобы мама меня любила всегда, я должен всё всегда делать лучше всех, знать больше всех, я никогда не буду ошибаться!
Ошибку можно исправить, если не отрицать её вероятность, научиться видеть её. Благодаря допущенной ошибке учебный материал лучше усваивается. Это знают учителя. Удивительный человек – учитель от бога – Шалва Александрович Амонашвили на своих уроках специально допускает ошибки. Это и тренировка на внимание и посыл ученикам – не бойтесь ошибиться, даже ваш учитель может это сделать. В этом нет ничего страшного.
Право на ошибку — одно из важных условий развития человека, тем более ребёнка. Не запрещайте ребёнку ошибаться, помогите ему научиться замечать, признавать и исправлять свои ошибки!
Напоследок о том, что нужно применить в работе с отношением к ошибке.
Во-первых, очевидное – самим посмотреть на это явление с другой стороны. Поговорить с близкими, с ребёнком, постараться выработать единое отношение к вопросам развития ребёнка со всеми людьми, влияющими на процесс воспитания. Мамы, папы, бабушки и дедушки, опекуны – не должны подходить к ребёнку с различными требованиями. Это дезорганизует ребёнка, заставляет его подстраиваться под бесконечно меняющиеся условия, выбирать между вариантами требований, хитрить.
Поговорите с воспитателем/учителем прежде, чем доверить своего ребёнка. Убедитесь, что ваши представления соответствуют взглядам и требованиям воспитателя.
Обязательно доверительно и уважительно разговаривайте с ребёнком, объясняйте ему все стороны событий. Не бывает однозначно плохих или хороших людей, событий, поступков. Учитесь находить разные аспекты в явлениях окружающего мира.
Придерживайтесь правил – понятных и адекватных, в том числе режима дня. Разболтанность и стихийность помешает вашему ребёнку учиться, а потом и работать в условиях требований со стороны руководителей (учителей, начальников, производственных процессов).
Физические упражнения, приёмы саморегуляции, зарядка, кинезиологические приёмы помогут вам и вашим детям быть в тонусе, привести свой организм в рабочее состояние.
Помогут упражнения на развитие внимания — раскраска антистрессовых мандал, которых сейчас много в Интернете, рисование/письмо двумя руками одновременно, лепка из пластилина, занятия музыкой… Много существует творческих направлений, которые вносят в мир человека гармонию, упорядоченность, помогают видеть красоту и находить ошибки.
И, конечно, работа с психологом в детсаду или в школе поможет вам и вашему ребёнку сделать жизнь интересным и ярким событием с открытиями и радостью постижений!
Право на ошибку: позвольте ошибаться себе и окружающим
В русском языке есть одна очень показательная поговорка: знал бы где упаду – соломку бы подстелил. Проблема в том, что мы запасаемся соломкой скорее там, где она вероятнее всего уже не понадобится: беремся за работу, которую знаем вдоль и поперек. А когда видим места, где падения нам обеспечены, решаем туда просто не идти. И пропускаем из-за этого множество возможностей, достижений и приключений.
Почему? Просто со временем человеческий страх совершить ошибку и нанести ущерб своей самооценке становится сильнее природного любопытства. Банальный пример, который вы наверняка слышали: в год-полтора любой ребенок по степени бесстрашия, упорства и любопытства даст фору любому взрослому. Он учится ходить, бегать, и этот процесс буквально связано с падениями. Сдается ли он при первых попытках? Нет. Ну разве что может заплакать от усталости (что не чуждо и взрослым), но и это проходит, и он с новыми силами пробует вновь.
Но полуторагодовалым детям, в сущности, нет дела до того, кто что думает о том, как он ходит и падает. С возрастом человек все же больше оглядывается на окружение: что скажут другие? Как будут смотреть на меня, если я ошибусь? Если засмеют, то это будет слишком сильный удар по самооценке. Лучше пойду проторенными дорогами.
Ситуация осложняется, если человек требует сразу идеального результата не только от себя, но и от окружающих. Часто подчиненные такого руководителя до смерти боятся совершить ошибку и потому постоянно находятся в стрессе. Они бы, может, и рады пробовать, ошибаться и учиться на собственных ошибках, вырастая как специалисты, но часто у них просто не бывает выбора. Они топчутся на месте, и в конце концов это приводит к эмоциональному выгоранию. Грустно? Конечно.
Разумеется, все всегда идет от головы. По-хорошему, чтобы разобраться со страхом ошибаться на самом глубинном уровне, нужно обращаться к специалистам: психологу, психотерапевту, лайф-коучу, тренеру. Мы это понимаем, но все равно хотим дать несколько советов, как вернуть себе право на ошибку.
Поставьте цель правильно
У страха глаза велики, потому что перед ними встает огромная, как слон, задача. Вы наверняка знаете, что слона нужно есть по кусочкам, но мозг все равно при осознании масштаба задачи бьет тревогу. Есть тысячи методик, которые помогают распланировать свои дальнейшие действия правильно. Самое главное – запланировать и делать маленькие шаги, которые не вызывают у вас страха и желания отложить начатое. Страшно забраться на Эверест, но посмотреть документальный фильм о скалолазах и погуглить школы скалолазания в городе не составит труда.
Вообще, даже просто наличие плана – это уже первая ступенька к осуществлению вашей мечты. Страх постепенно будет становиться меньше, а в процессе вы втянетесь и будете вспоминать про него все реже и реже. Однако, есть одно но.
Откажитесь (!) от визуализации
Одна из самых частых рекомендаций, которую можно встретить – это составление “доски мечты”, или просто визуализация намерения. Да, кому-то это действительно помогает, вдохновляет, мотивирует. Но есть и те, кого визуализация может стопорить. Почему? Человек ощущает себя в моменте и видит перед собой картинку из прекрасного будущего – но не видит конкретный путь, который его к этой картинке приведет. Нет пути = не понятно, в какую сторону идти = страх ошибиться пойти не туда.
К тому же, для нашего мозга, в общем-то, без разницы, действительно ли мы делаем что-то для осуществления своих планов или только размышляем, как мы это делаем. Хороший выход из ситуации – все же сделать коллаж о своих мечтах (или просто прописать), но потом убрать его подальше.
Метод “100 отказов” или как научиться жонглировать
Знаете ли вы, чему в первую очередь учится жонглер? Ронять. Не подкидывать, не ощущать вес шарика в руке, а именно ронять. Ронять до бесконечности, пока мозг не примет правду: да, Наташ, мы все уронили, но это нормально! Ведь мы можем все поднять.
Хороший метод для работы над страхом ошибок – поставить себе конкретную цель ошибаться. “Я буду ошибаться. И я ошибусь и получу 100 отказов. И не успокоюсь, пока не получу именно 100!” И все. Во-первых, каждый промах теперь будет засчитан за победу. Во-вторых, вы привыкнете к этому процессу и перестанете его бояться. Ошибки будут казаться вам естественной частью жизни.
Кстати, возможно, что собрать 100 промахов быстро будет не так уж просто: смирившись с реальностью, где каждый может ошибиться, человек – удивительным образом! – начинает ошибаться меньше.
Метод быстрых побед
Маленькие быстрые победы укрепляют вашу веру в себя. Ставьте задачи на пять минут: позвонить, написать, отправить, встать, дойти, купить, прочитать, поговорить. Небольшие шаги в нужном направлении будут вызывать у вас всплеск эндорфинов, который подстегнет вас не бросать начатое.
Выходите из зоны комфорта комфортно
Отличной тренировкой по возвращению себе права ошибаться будет освоение нового хобби. Особенно, если оно творческое. В творчестве вообще не существует ошибок, там есть только одно негласное правило: “я художник (писатель, фотограф и т.д.), я так вижу”.
Вообще в любом хобби не страшно лажать. Это же хобби! Никто вас не укусит за ошибку. И вы себя тоже не кусайте. Пожалуй, новое хобби – это комфортный выход из зоны комфорта.
Аккуратно загляните в будущее
Используйте этот метод с осторожностью – у него схожий механизм с визуализацией. Тем не менее, вспомните: когда вам впервые пришла в голову ваша светлая идея. Месяц назад? Год? Три года, пять лет назад? Допустим, год назад. Теперь представьте два варианта развития ситуации:
-
- Вы ничего не сделали год назад, но начинаете сейчас, и через год вы уже на другом уровне жизни.
- Вы ничего не сделали год назад, ничего не будете делать и сейчас, и через год вы ровно на том же месте.
Какой вариант вам больше по душе? Послушайте свои ощущения. Кстати сказать, не удивляйтесь, если вам ближе второй вариант, а ощущения не вызывают дискомфорта: возможно, вы подхватили чужую мечту, и вам на самом деле это не нужно. Тогда самое время вычеркнуть ее из своего списка дел.
Попросите помощи
Этот совет мы давали уже в самом начале. Чтобы разобраться в своих страхах досконально, лучше обратиться к специалистам. Однако, тут есть и другой пример.
Допустим, всю жизнь хотели вручную собрать обеденный стол и стулья на дачную веранду, но не имеете понятия, как к этому подступиться. Здесь имеет смысл найти “тренера” профессионала: столяра, плотника, дизайнера мебели. То есть того, кто может вам помочь конкретным профессиональным советом по вашей теме. Обычно люди с опытом с удовольствием помогают новичкам и делятся своими техниками.
Успехов! И помните: право на ошибку – ваше естественное право 🙂
Читайте также:
-
- Почему soft skills нужно развивать с молодости?
- Семь способов принимать решения быстрее и качественнее
- Что мотивирует сотрудников? Ищем баланс
- Итого: занимаемся анализом своей жизни каждый месяц
- Карточки мотиваторов для сотрудников
«Меня зовут Миша, потому что я всем мешаю. Это другие дети хорошие, а я неудачник – безнадежный придурок с дырявой памятью и косыми руками. Так говорит мама, когда я роняю посуду или забываю что-то в школе». Зачастую мы хотим научить ребенка самостоятельности, а приучаем к нездоровому самобичеванию. Воспитываем здоровую самокритику, а получаем болезненное самоедство. Что не так и кого здесь надо воспитывать?
От него одни проблемы…
«Адам, где ты?», – вопрошал Бог в Раю после грехопадения, но первый человек спрятался за деревьями. И это притом, что праотец услышал не жесткий окрик и не унизительное обличение, а нежный Отеческий зов, в котором звучало беспокойство.
Преступление Адама было серьезным – оно изменило к худшему весь мир. Так ли нежно и бережно мы обращаемся к детям, нашкодившим по мелочам?
Есть много анекдотов про еврейские семьи, вроде этого: «Сара, ваш бандит опять хулиганит. Или Вы дадите ему воспитание, или я ему – подзатыльник». Вот такой педагогический посыл – ребенок бесконечно любим и лично не осуждаем.
Отчего-то у нас, православных христиан, такое отношение к своим детям считается ненормальным и попустительским.
Имея самое поверхностное представление о настоящем содержании и историческом контексте «Домостроя», мы берем все в ежовые рукавицы и вооружаемся собственным «Домостроем» – стараясь «воспитать человека» из своего чада, зачастую мы становимся к нему жесткими и безжалостными, критикуя с утра до вечера. И это вовсе не делает ребенка сильнее и увереннее, напротив – усвоенный им негативный опыт переживания ситуации оставляет болезненный след на всю жизнь.
Как часто в общественном месте можно наблюдать такие сцены: мама в ярости отчитывает свое дитя, не стесняясь в выражениях и подбирая самые жесткие и унижающие достоинство слова. Проходя мимо, мы вскользь слышим, что от этого вихрастого симпатяги у матери одни проблемы, руки у него растут не оттуда, голова пустая, а то, что он ненароком разбил стеклянную бутылку с соком в зале торгового центра – непростительное преступление.
И проходим мимо, видя краску и замешательство на его лице и мамин аффект, в котором она не понимает, что морально и физически калечит ребенка – закладывает сыну болезненный опыт эмоционального реагирования.
Вмешаемся в момент конфликта – и вряд ли будем услышаны. Поэтому обратимся к родителям в спокойном состоянии, ведь многим из нас подобные ситуации знакомы.
Впитали с молоком
Детство – очень важный период, где так многое закладывается, чтобы затем незаметно присутствовать и влиять на нашу жизнь. Тогда и происходит формирование личности. Причем именно в семье – в том естественном ареале обитания ребенка с первых его дней, где для него все значимо и неслучайно.
Здесь он учится у взрослых ходить и говорить, играть и помогать – закрепляет свои умения на всех уровнях памяти, переплавляя опыт близких людей в собственный. Точно так же он осваивает в семье непростой опыт эмоционального общения с миром и близкими. И эти навыки, в том числе негативный опыт, закрепляются очень быстро.
Выражение «мой дом – моя крепость» очень верно в психологическом плане, ведь именно «под крышей дома своего» ребенок учится тому, чтобы быть внутренне сильным и противостоять всем житейским ветрам.
И очень горько, если вместо крепости духа он приобретает растерянность и неуверенность в своих силах. Так бывает, если к нему обращены не проявления любви и заботы, а одни родительские угрозы и упреки по пустякам. А это, будем называть вещи своими именами – ежедневное эмоциональное насилие. А ответить на него малое дитя не может – внутренне не готово. Как ребенку погасить внутренне напряжение, снять стресс? Только согласиться, что он плохой, неверно поняв, что любить его можно только идеальным.
Гадкий я
Эмоциональная память очень устойчива, она удерживает самые ранние воспоминания, в том числе травмирующие. Вспомним классиков, проносящих через всю жизнь и воплощающих в своих книгах горький детский опыт.
И по себе знаем – забыть многие болезненные ситуации, случившиеся в детском саду, в школе, на улице и тем более дома долго не получается.
Что имеет в виду вот эта мама, кричащая посреди улицы, что ее дочка-подросток «уродка, чумазая бомжиха и никогда не научится за собой следить» – опять забыла надеть чистую куртку и почистить перед выходом сапоги? Видимо, что в данный момент она расстроена и озабочена ее внешним видом.
Что записывает на своей «подкорке» ребенок? Что права на ошибку у него нет. Надо быть идеальным всегда и во всем – тогда и полюбят, и похвалят. Но в данный момент – что он ненормальный, уродливый, общественно осуждаемый и похож на бомжа, поэтому среди нормальных людей ему не место. А главное, что мама в таком виде его терпеть не может и, похоже, стыдится идти рядом.
Положительный образ самого себя (то есть разумно завышенная самооценка) – сильный психологический щит, этакий «ремень безопасности» для взрослого. В зрелом возрасте он помогает нам не отчаяться в сложных ситуациях, хотя и создает некоторые «помехи», когда мы готовимся к Таинству Исповеди.
И у ребенка существует убеждение – я хороший, но его защитная функция довольно слабая, потому что маленькому человеку не хватает критичности в восприятии себя и других людей, он не отделяет себя от дома, семьи, родителей. Именно поэтому ситуация «гадкий я» – самая непереносимая для него внутренняя драма, которая занижает самооценку.
Православный психолог Александр Ткаченко констатирует: «Бывает так, что самооценка… начинает сильно «зашкаливать» в сторону негатива. Мысленное осуждение себя становится постоянным фоном, любой пустяк вроде ненароком разлитого на столе чая вызывает гневные обличительные тирады в свой же адрес.
А уж если какое-то досадное недоразумение произошло на глазах у других людей, тогда вообще хочется провалиться сквозь землю, даже если твоей ошибки никто не заметил. Внутренний голос тут же начинает объяснять тебе, кто ты есть, уже не выбирая выражений и интонаций, порой переходя в откровенную брань. Такие самообличения, даже при всей их формальной правоте, исподволь отнимают уверенность в своих возможностях, лишают сил и радости».
Словом, даже для взрослого глубокое переживание стресса «себя плохого» вряд ли станет началом личностного роста. Тем более пострадает от него хрупкая и ранимая душа ребенка.
Скорее всего, в следующий раз та самая «девочка-бомж» будет выглядеть идеально ухоженной, но в ушах у нее еще долго будет звенеть мамин крик, от которого она будет внутренне съеживаться. И, возможно, её самооценке уже нанесена незаживающая рана.
Выйдя замуж, родив детей, не исключено, что она при всем внешнем совершенстве продолжит ощущать себя «уродкой» и «бомжихой», продолжая твердить себе на каждом шагу, какие недопустимые и непростительные ошибки совершает, скажем, забыв купить молока или хлеба. Как бы она не старалась, стать идеальной невозможно…
Мамы не будет рядом, но ее место легко займет свой внутренний мучитель и критикан. Незаметно он станет частью личности и продолжит зудеть над ухом – твердить о том, что она не достаточно хороша во всем и поэтому ничего хорошего не достойна.
Все это может сказаться на отношениях в ее новой семье. А уродке, соответственно, уродская жизнь, наиболее вероятный прогноз которой – болезненные созависимые отношения, в которых она – всегда страдающая сторона.
Маэстро критикан
Итак, выросший вместе с ребенком внутренний критик, очевидно, будет неотвязным, если с ним не бороться. В дальнейшем он искусно и искусительно станет играть свою роль – подстраиваться под голос совести, в результате чего взрослый человек может начать страдать невротическим расстройством от бесконечного самоукорения и самоуничижения.
Что такое самоедство? Толковый словарь Ожегова определяет его как «излишнюю самокритичность, недовольство своими поступками, поведением». И в основе его – не обязательно уязвленная гордыня, скорее, именно раненное в детстве самолюбие и достоинство.
Носитель «внутреннего критикана» вряд ли сам избавится от ложных установок, а будучи воцерковленным, может еще и усугубить своё страдание
Есть такая псевдоправославная мысль: быть «плохим» в собственных глазах с духовной точки зрения… хорошо. Мысль очень опасная и неверная.
Видеть бездну своих грехов – для христианина нормально и правильно. Но это – совсем не то, что зарываться с головой в мелочи (которые, собственно, и грехами не являются).
Сторонники православного самокритиканства любят на людях поговорить о своих мелких «прегрешениях» и «искушениях», что для некоторых становится своего рода хобби ради процесса или спортом со своими «планками достижений», где на финише можно, залюбовавшись собой, гордо сказать: «Я грешнее всех».
Такие самокритики любят приводить в пример святых отцов и цитировать молитвы и
при каждом удобном случае бичевать себя по мелочам, проходя мимо главных грехов и проблем. Будем бдительны – эти угрызения расшатанной психики не связаны с истинным покаянным чувством.
Подытожим словами упомянутого нами психолога Александра Ткаченко – «Аскетическая практика самоукорения не имеет ничего общего с проявлениями травматичного эмоционального опыта, заставляющего человека ругать себя за любую мелочь. «Канонизировать» своего «внутреннего критика» – дело заведомо бессмысленное и вредное для душевного здоровья».
«Не вина, но оплошность…»
Близкие – самые значимые люди для детей, поэтому так веско звучит каждое их слово, и так важно, как именно оно произнесено. Тембр, интонация, высота голоса – все имеет смысл. Помня об этом, как делать простые бытовые замечания, если твердим-твердим, а детям всё как об стенку горох?
Скажем, разбился красивый сервиз, и вы при всех награждаете своё чадо и его руки самыми сильными эпитетами (кривые, косые, дырявые, дурные…). Окружающие, очевидно, ваш посыл услышат (что, конечно усилит эффект воздействия на ребенка – а представьте себя на его месте – каково быть прилюдно морально выпоротым). Но мы, кажется, уже нашли ответ на вопрос – возымеет ли успех такое родительское наставление? И ответ – категорическое «нет».
Расставим приоритеты. Что дороже – вот этот старый фарфор, что давно из моды вышел, или детская душа, на которой остаются неизгладимые трещины?
Да, бывают провинности и посерьезней. И наши нервы тоже не бесконечны.
Друзья рассказали реальную историю – их дочка подошла к кульману, увидела чертеж и раскрасила папе его полугодовую дипломную работу в домики и цветочки. Понятно, что защита не состоялась. Но ведь малышка рисовала с самыми добрыми чувствами, видимо, в буквальном смысле слова желая скрасить папе рутинную серость его работы. Первая реакция папы, увы, очевидна… Но, учитывая такую трогательную детскую мотивацию, как не найти для девочки мудрые и не очень строгие слова, когда дар речи, наконец, к вам вернется?
Никто не утверждает, что нельзя критиковать ребенка, но критика должна быть разумной и основанной на любви. Принцип простой – критикуем не человека, а его поступки. Не Машу, Васю, Мишу как таковых, а их провинности, промахи, говоря христианским языком – грехи. Осуждаем ложь (Вася чашку разбил и не сказал или солгал, что не он – плохо), а не Васю – мол, «неуклюжий остолоп».
На память приходят удивительные стихи Бродского, которые написаны о взрослом, но уместны и в обсуждаемой нами детской ситуации:
«Не вина, но оплошность
Разбивает стекло.
Что скорбеть, расколовшись,
Что вино утекло?»
Так давайте не позволим маленькому сердцу расколоться от сурового чувства вины за всего-то маленькую оплошность.
Тон искренности очень тонок, поэтому будем вести себя категорично, но мягко. Скажем по возможности спокойно – сосчитав мысленно до десяти, не позволив себе внутренне распускаться, взвесив все аргументы и представив все последствия.
Помогите ребенку почувствовать и понять главное: критикуя поступки, его не отвергают, не перестают любить, жалеть и заботиться.
Провинился, не сделал как надо – это еще не катастрофа. Малыш, бояться нечего – ты по-прежнему среди своих.
Поэтому сказанные слова должны быть не злыми, колючими и ранящими, а именно словами любви и поддержки – искренними и по возможности добрыми.
Ведь вместо грубого окрика «Вася, идиот, не трогай, ты сейчас разобьешь наше свадебное блюдо» может бережно прозвучать и такое: «Дорогой, правильно оценивай свои силы. Надо бы тебе быть поосторожнее».
Кстати, в этом случае не только у детской души (да и нервной системы), но и у свадебного блюда появится гораздо больше шансов остаться целым…
Мария Солунь
Фото из открытых источников