Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, связанные с нарушением соче- таемости.
1. В классе стояла тишина: все пристально слушали рассказ учителя. 2. Чтение откроет вам новые знания и поможет повысить кругозор. 3. Школьникам была прочитана беседа о правилах дорож- ного движения. 4. Литература играет очень большую эстетическую функцию. 5. Он заслужил известность своими жестокими методами борьбы с преступностью. 6. В голове у него метнулась мысль о побе- ге. 7. В стихах Есенина особую роль имеют сравнения. 8. Необходи- мо улучшить уровень знаний учащихся. 9. Не забывайте оказывать заботу к младшим. 10. Желание сделать рекорд заставило его уси- ленно тренироваться.
Проверочная работа по разделу «Культура речи» (9 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проверочная работа по разделу «Культура речи». 9 класс. 1 вариант
Задание 1. Расставьте ударение в словах.
Апостроф, асимметрия, баловать, банты, втридорога, бармен, гастрономия, задолго, звонит, созвонимся, иконопись, квартал, клала, красивее, новорождённый, оптовый, облегчить, путепровод, столяр, торты, украинский, ходатайство, эксперт.
Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
1. Все пристально слушали рассказ учителя.
2. Чтение откроет вам новые знания и поможет повысить кругозор.
3. Школьникам была прочитана беседа о правилах дорожного движения.
Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью (укажите разновидность ошибки).
1. На этом озере любят отдыхать родители с детьми и любители рыбалки.
2. Он писал свою автобиографию.
3. В комнате они обнаружили мёртвый труп.
4. Пётр озадачил всех сотрудников этой трудной задачей.
Задание 4. Раскройте скобки.
1. Согласно (предание) возле этого камня нужно загадать желание.
2. По (прибытие) в аэропорт оставьте машину на стоянке.
Задание 5. Исправьте ошибки, при употреблении причастных и деепричастных оборотов.
1. Изучая иностранный язык, возникают различные трудности.
2. В ожидании друзей, пригласившим меня на рыбалку, я распаковал рюкзак.
Задание 6. Перечислите правила делового этикета.
Проверочная работа по разделу «Культура речи». 9 класс. 2 вариант
Задание 1. Расставьте ударение в словах.
Балованный, вероисповедание, договор, донельзя, еретик, завидно, закупорить, звонит, искра, каталог, крала, красивейший, кухонный, наотмашь, некролог, нефтепровод, обеспечение, отрочество, танцовщица, туфля, феномен, черпать, щавель.
Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
1. Литература играет очень большую эстетическую функцию.
2. Он заслужил известность своими жестокими методами борьбы с преступностью.
3. В стихах Есенина особую роль имеют сравнения.
Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью (укажите разновидность ошибки).
1. Случай , о котором я хочу вам рассказать, случился два года назад.
2. Ко мне подошла светлая блондинка.
3. Этот писатель написал много замечательных рассказов.
4. Наше совместно сотрудничество было плодотворным.
Задание 4. Раскройте скобки.
1. Благодаря (упорство) ученик быстро справился с заданием.
2. По (возвращение) из командировки необходимо составить отчёт.
Задание 5. Исправьте ошибки, при употреблении причастных и деепричастных оборотов.
1. Распахнув окно, в комнату ворвался аромат сирени.
2. Затем слово предоставили молодым авторам, читавших свои стихи.
Задание 6. Перечислите правила сетевого этикета.
Проверочная работа по разделу «Культура речи». 9 класс. 1 вариант
Задание 1. Расставьте ударение в словах.
Апостроф, асимметрия, баловать, банты, втридорога, бармен, гастрономия, задолго, звонит, созвонимся, иконопись, квартал, клала, красивее, новорождённый, оптовый, облегчить, путепровод, столяр, торты, украинский, ходатайство, эксперт.
Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
4. Все пристально слушали рассказ учителя.
5. Чтение откроет вам новые знания и поможет повысить кругозор.
6. Школьникам была прочитана беседа о правилах дорожного движения.
Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью (укажите разновидность ошибки).
5. На этом озере любят отдыхать родители с детьми и любители рыбалки.
6. Он писал свою автобиографию.
7. В комнате они обнаружили мёртвый труп.
8. Пётр озадачил всех сотрудников этой трудной задачей.
Задание 4. Раскройте скобки.
3. Согласно (предание) возле этого камня нужно загадать желание.
4. По (прибытие) в аэропорт оставьте машину на стоянке.
Задание 5. Исправьте ошибки, при употреблении причастных и деепричастных оборотов.
3. Изучая иностранный язык, возникают различные трудности.
4. В ожидании друзей, пригласившим меня на рыбалку, я распаковал рюкзак.
Задание 6. Перечислите правила делового этикета.
Проверочная работа по разделу «Культура речи». 9 класс. 2 вариант
Задание 1. Расставьте ударение в словах.
Балованный, вероисповедание, договор, донельзя, еретик, завидно, закупорить, звонит, искра, каталог, крала, красивейший, кухонный, наотмашь, некролог, нефтепровод, обеспечение, отрочество, танцовщица, туфля, феномен, черпать, щавель.
Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
4. Литература играет очень большую эстетическую функцию.
5. Он заслужил известность своими жестокими методами борьбы с преступностью.
6. В стихах Есенина особую роль имеют сравнения.
Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью (укажите разновидность ошибки).
5. Случай , о котором я хочу вам рассказать, случился два года назад.
6. Ко мне подошла светлая блондинка.
7. Этот писатель написал много замечательных рассказов.
8. Наше совместно сотрудничество было плодотворным.
Задание 4. Раскройте скобки.
3. Благодаря (упорство) ученик быстро справился с заданием.
4. По (возвращение) из командировки необходимо составить отчёт.
Задание 5. Исправьте ошибки, при употреблении причастных и деепричастных оборотов.
3. Распахнув окно, в комнату ворвался аромат сирени.
4. Затем слово предоставили молодым авторам, читавших свои стихи.
Задание 6. Перечислите правила сетевого этикета.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 808 человек из 80 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 336 человек из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 322 человека из 67 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Проверочная работа разработана к учебнику «Русский родной язык» О.М. Александровой
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Методическая разработка внеклассного материала на тему «Hardskills переводчика. Реалии перевода»
ТУГАН ТЕЛ ДӘРЕСЛӘРЕНДӘ ПРОЕКТ ЭШЧӘНЛЕГЕН ОЕШТЫРУ
ТАТАР ТЕЛЕ ДӘРЕСЛӘРЕНДӘ ПРОЕКТ ЭШЧӘНЛЕГЕН ОЕШТЫРУ
“МИН ТАТАРЧА СӨЙЛӘШӘМ” ЭЛЕКТИВ КУРС ПРОГРАММАСЫ (укучыларның сөйләм осталыгын үстерү)
Урок письма «Строчная буква э»
Рабочая программа по родному языку
Рабочая программа по родному языку
Урок » Глаголы, которые отвечают на вопросы что делает? что делают?»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5274145 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
6.5. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов
Упражнение 115. Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки.
Эти функции поручаются отделам рекламы. | Эти функции возлагаются на отделы рекламы. |
В музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями. | В музее выставлены подарки, преподнесённые делегациями. |
Главная сила Сибири – в её обильной минерально-сырьевой базе. | Сила Сибири – в её богатейшей минеральносырьевой базе. |
Они работают как самые отъявленные специалисты. | Они работают как самые опытные специалисты. |
Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев. | Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодёжного покроя. |
В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза. | В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не замечали мороза. |
Выиграв этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта. | Выиграв этот матч, «Зенит» поднялся на одну ступеньку на пьедестале почёта. |
Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. | Сейчас наши дети начинают преодолевать первые школьные трудности. |
Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры. | Под тенистыми деревьями удобно разместились пенсионеры. |
В этом бою осколки прострелили ему обе ноги. | В этом бою он был ранен осколками в обе ноги. |
Упражнение 116. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.
Античный, классический. | Мифология, языки. |
Врождённый, прирождённый. | Талант, ум. |
Гостеприимный, радушный, хлебосольный. | Приём, хозяин, человек. |
Губительный, пагубный. | Влияние, действие. |
Единый, один. | Миг, момент. |
Длинный, длительный, долгий, продолжительный, долговременный. | Воздействие, период, путь, сборы, кредит. |
Выдвинуть, высказать, исправить, устранить. | Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки. |
Найти, обрести. | Опора, поддержка. |
Обнаружить, открыть. | Закон, закономерность. |
Доказать, обосновать. | Теорема, теория. |
Предвещать, предсказать. | Поражение, успех. |
Расширить, увеличить, повысить. | Возможности, потенциал, уровень. |
Упражнение 117. Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания являются ошибочными.
1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.
Упражнение 118. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.
1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.
источники:
http://infourok.ru/proverochnaya-rabota-po-razdelu-kultura-rechi-9-klass-5024247.html
http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/42-kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya/stages/954-65_oshibki__svyazannye_s_leksicheskoi_sochetaemostyu_slov.html
Родной (русский) язык, 9Б класс
Дата: 05.12.20г.
Тема: Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость.
Добрый день, учащиеся 9Б!
Задание
1. Орфографический и пунктуационный
практикум.
Спишите текст, вставляя пропущенные
буквы и знаки препинания.
Как художник б..рёт не просто семь
цветов радуги но и бе(з/с)числе(н/нн)ые их оттенки как музыкант пользует(?)ся
не только основными звуками га(м/мм)ы но и их тонкими переливами (полу)тонами
так и писатель «играет» на оттенках и н(?)юансах синонимов. При(чём)
синонимические богатства русского языка не обл..гчают а усл..жняют в этом
случае писательский труд потому что чем больше близких по значению слов тем
труднее в каждом конкретном случае выб..рать то единстве(н/нн)ое самое точное
которое в контексте будет наилучшим. Целенаправле(н/нн)ый вн..мательный отбор
синонимов делает речь яркой художестве(н/нн)ой. (Д. Розенталь,
И. Голуб).
Задание
2. Вспомним! (Устно)
— Что такое лексика?
Проверь
себя: словарный состав языка.
— Как
называется наука, которая изучает словарный состав языка? Проверь себя: лексикология.
— Что такое лексические
нормы?
Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и
сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется
особенностями его лексического значения – содержания, в котором
отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или
процессе.
Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы,
во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а
во-вторых, чтобы слово правильно выражало наше отношение, то есть было
выразительным.
Задание
3. Теоретический материал.
Прочитайте статью в электронной
версии учебника (с. 66-72) «Лексические
нормы современного русского литературного языка».
Задание 4.
Закрепление. Спишите предложения, исправляя ошибки, связанные с нарушением
сочетаемости.
1. В классе
стояла тишина: все пристально слушали рассказ учителя. 2. Чтение откроет
вам новые знания и поможет повысить кругозор. 3. Школьникам была
прочитана беседа о правилах дорожного движения. 4. Литература играет
очень большую эстетическую функцию. 5. Он заслужил известность своими
жестокими методами 70 борьбы с преступностью. 6. В голове у него
метнулась мысль о побеге. 7. В стихах Есенина особую роль имеют
сравнения. 8. Необходимо улучшить уровень знаний учащихся. 9. Не
забывайте оказывать заботу к младшим. 10. Желание сделать рекорд
заставило его усиленно тренироваться.
Задание 5. Прочитайте предложения, исправляя ошибки,
связанные с речевой избыточностью (тавтология и плеоназм).
1. При такой
обработке много древесины пропадает зря. 2. Я снова почувствовал,
как меня охватило болезненное чувство одиночества. 3. Зимой посевная
техника простаивает без работы. 4. Мы спрашивали дорогу у местных
аборигенов. 5. Первая премьера спектакля прошла при полном аншлаге. 6.
В этом сумбурном выступлении трудно было уловить главную суть.
7. Нам предстоит острая борьба на предстоящих выборах. 8. Нужно внимательно
изучить прейскурант цен. 9. Учительница принимала поздравления от коллег
по работе. 10. К сентябрю месяцу строительство объекта должно быть
закончено.
Итоги (устно):
— Что Вы узнали на сегодняшнем уроке?
— С какими понятиями познакомились?
Д.з.
Выполните задание 1, 2 на Учи.ру.
Домашнее задание будет продублировано в ГИС «ЭО».
Ребята! Удачи!:)
<< вернуться к списку правил
Правило «Логические ошибки: «оказать заботу»»
Это одна из многих ошибок, которые может обнаружить LanguageTool. Посетитедомашнюю страницу LanguageTool, чтобы использовать его онлайн или скачать бесплатно.
Описание: | Логические ошибки: «оказать заботу» |
Сообщение: | Должно быть: 1 2? |
Категория: |
Логические ошибки
(ID: LOGIC) |
Предложения с ошибками, которые могут быть обнаружены эти правилом: |
|
Шаблон: |
Показать XML · |
Проверить следующий текст только этим правилом: | |
Номер: |
okazat_zabotu [1] |
Версия: | 6.1-SNAPSHOT (2023-02-12 16:04:47 +0000) |