Небольшая стоимость товара лексическая ошибка

Плеоназм - речевая избыточность Сегодня я хочу поговорить об одном из видов лексических ошибок, которая часто встречаются в текстах наших стихов. Это -

Плеоназм — речевая избыточность

Сегодня я хочу поговорить об одном из видов лексических ошибок, которая часто встречаются в текстах наших стихов. Это — речевая избыточность, а по научному — ПЛЕОНАЗМ.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Слово это переводится как «излишество» и означает употребление в речевых оборотах и в тексте лишних слов, которые дублируют другие термины и понятия, входящие в это же словосочетание. Причем многие плеоназмы стали настолько привычными, что в устной речи уже не замечаются, хоть и свидетельствуют о проблемах с речевой культурой и образованием говорящего. А перенесенные в текст стихов изрядно его загрязняют и являются показателем непрофессионализма.

Итак, самые распространенные плеоназмы, которые многие из нас иногда встречают:

— «Упал вниз». А куда еще можно упасть?

— «Кивнул головой». Кивнуть можно только головой, поэтому достаточно просто «кивнул». А то иногда автор для убедительности еще добавит «кивнул своей головой».

— Аналогично этому – «пнул ногой». Ничем же другим пнуть нельзя.

— «Впервые познакомились» — это как? Потом еще несколько раз знакомились?

Очень часто плеоназмы в стихах возникают в качестве нужных заплаток ритма — по смыслу они автору не нужны, но ему необходимо чем-то строку заполнить, чтобы метр или рифму поддержать. Например:

— «В мае месяце» или «месяц ноябрь – праздничный» — слово «месяц» здесь абсолютно лишнее.

— «Роятся мысли стайкой» — слово «стайка» здесь ничего не добавляет к сказанному «роятся».

— «труп бездыханный» — а бывает труп дышащий?

— «Мне громко хочется кричать» — слово «громко» — избыточное.

— «Война и голод наступают в любой стране по всей земле» — дважды одна и та же мысль в концовке фразы, только разными словами.

Со временем эту подборку часто встречающихся плеоназмов в стихах наших конкурсантов я продолжу — по мере поступления новых примеров ошибочного использования языка.

Данный вид ошибок менее известен, чем, например, канцелярит или повторы уже сказанного выше, хотя и чуть другими словами.

Кстати, термин «канцелярит» придумал Корней Чуковский. В своей знаменитой книге о русском языке «Живой как жизнь» (1962) писатель назвал КАНЦЕЛЯРИТОМ проникновение в живую речь, художественную литературу и публицистику слов и сочетаний, характерных для официально-делового стиля, для казенных, канцелярских текстов. Среди примеров, которые приводит Чуковский: «зеленый массив» вместо« лес»; «избыточно увлажненная почва« вместо «мокрая земля», а так же такие шедевры ненужной избыточности, как «овладение ребенком родным языком», «ликвидировать отставание на фронте недопонимания сатиры» и др. Канцелярит — это беда скорее прозы, в стихи подобные конструкции поэту втиснуть сложнее, поэтому они там не столь часто встречаются. Зато плеоназм, как хитрое и коварное существо, часто подстерегает и незаметно прокрадывается в наши тексты.

Есть группа плеоназмов, появление которых связано с дублированием иностранных слов русскими, в результате получается «масло масляное». Эти ошибки, по крайней мере, можно оправдать тем, что автор не знает перевода иностранного термина. Хоть оправдание это — слабое и неубедительное, учитывая распространенность словосочетаний.

— «Свободная вакансия». Латинское слово vacans переводится как «свободный», поэтому первое здесь лишнее.

— «Памятный сувенир» – souvenir с французского переводится как «память», «воспоминание».

— «Своя автобиография» – «авто» и, значит, «своя». Если бы была чужая, то была бы просто биография. Кстати, выражение «Я написал его автобиографию» тоже встречается. Уж не знаю, какой вариант абсурднее.

— «Передовой авангард» – avant-garde в переводе с французского «передовой отряд».

— «Прейскурант цен» – очень распространенная в текстах копирайтеров стилистическая ошибка. Preis – «цена», courant – «текущая».

— «Коллеги по работе» – коллега – это товарищ по работе.

— «Депиляция волос» и др.

Примеров подобных плеоназмов множество, и наши авторы, плохо знающие иностранные языки, но активно вставляющие иностранные слова в стихи (для свежести рифм и оригинальности) постоянно изобретают новые.

Употребление плеоназмов в тексте чаще всего связано с речевыми привычками, которые люди приобрели в своем детстве и вошли в обыденность, отчего многие читатели моих статей принимают в штыки указание на такие ошибки, ссылаясь на опубликованные тексты известных современников или на фразы доморощенных современных тележурналистов. Однако такие устоявшиеся ошибки не только портят текст стихов, но прежде всего ДЕМОНСТРИРУЮТ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ АВТОРА. Поэтому в поэзии надо избавляться от этих злокозненных и хитрых паразитов — от любой ненужной речевой избыточности.

Речевая избыточность считается лексической ошибкой, так как дополнительные, ненужные для понимания смысла слова захламляют текст, делают его корявым и часто создают комический эффект там, где это не нужно. Употребление в текстах стихов таких связок слов как «ведущий лидер» являются результатом плохого понимания значения русских слов, а таких как «моргнуть глазом» или «пнуть ногой» относятся к тавтологии — типичной лексической ошибке.

Откровенные ляпы авторы при внимательной вычитке своего текста обычно убирают, хотя бывают случаи когда они не только там остаются, но и становятся доведенными до абсурда — в тексте произведения начинают развернуто повторяться совершенно очевидные вещи. Например, «труп был мёртв и не скрывал этого»; «она смотрела на меня обоими своими глазами»; «оба его глаза – правый и левый – глядели зло»; «совершенно одинокий дуб рос посреди поля в полном одиночестве». (со временем я подберу другие яркие примеры подобных ляпов из разборов наших прошедших учебных конкурсов — попадалось мне многое, сейчас все не припомню!).

Плеоназмы иногда можно встретить в известной художественной прозе — как сознательный литературный прием для усиления комичности ситуации или персонажа, который произносит подобную фразу. Например, у А.Чехова в рассказе «Унтер Пришибеев» есть слова персонажа: «Разгоняю я народ, а на берегу, на песочке утоплый труп мёртвого человека. По какому такому основанию, спрашиваю, он тут лежит? Нешто это порядок?» Или у А.Аверченко в рассказе «Автобиография»: «Ещё за пятнадцать минут до рождения я не знал, что появлюсь на белый свет». Но это бывает, как правило, лишь в прямой речи персонажа, где плеоназм работает как речевая характеристика художественного образа.

Иногда, хоть и довольно редко, встречаются плеоназмы и в стихах классиков в качестве средства, усиливающего эпичность текста и даже его трагичность. Так у А. С. Пушкина: «О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?» Здесь никому не придёт в голову смеяться над очевидным плеоназмом, ведь живые кости – это что-то абсурдное. Однако чтобы так умело использовать избыточность, нужно обладать хорошим чувством текста и пониманием уместности того или иного выражения, иначе вместо патетики и торжественности можно вызвать у читателя презрительный смех.

(При написании данной статьи частично использованы примеры плеоназмов, взятые из интернета )

Дешевые цены и предоставленные неудобства: почему так нельзя говорить

10 самых распространенных неправильных словосочетаний

Что такое сочетаемость?

Помните из школьного курса химии, что такое валентность? Это способность присоединять определенное число элементов. В лингвистике тоже есть понятие валентности, а если проще — сочетаемости слов. Каждое слово может сочетаться с определенным количеством других слов. У одних сочетаемость ограничена, у других — нет. Всем понятно, например, что глубокой может быть старость, а не детство, одержать можно победу, а не рекорд, а отъявленным называют обычно кого-то скорее плохого, чем хорошего. Но есть не такие очевидные ошибки, и в их ловушки попадают многие.

1. Предпринимать меры. Это словосочетание особенно часто встречается в речи чиновников и журналистов, и оно уже так намозолило глаза, что стало казаться нормальным, и, бывает, проскакивает в речи даже очень грамотных людей. На самом же деле меры не предпринимают, а принимают . Запомнить это можно с помощью слова «мероприятие» — не говорим же мы «меропредприятие».

2. Играть значение/иметь роль. Вроде все знают про эту парочку, но все равно попадаются. Правда, чаще всего такая ошибка возникает не по незнанию, а скорее случайно, от путаницы, или контаминации: две пары — «иметь значение» и «играть роль» — обмениваются элементами, происходит своего рода «перекрестное опыление» и, как следствие, ошибка.

3. Дешевые/дорогие цены. Эта ошибка чаще всего встречается в обычной речи, в повседневном общении. Запомните: цены могут быть только высокими или низкими , а дорогими или дешевыми могут быть товары.

В рубрике «Вспомнить все» объясняем правила русского языка так, чтобы стало понятно

4. Состоялись столкновения/беспорядки. Сочетание из языка журналистов. На первый взгляд кажется, что ничего особенного, просто отдает канцеляритом. Но и тут несовпадение: нет контакта. Дело в том, что состояться может только то, что запланировано. И если мы говорим, что состоялись беспорядки или столкновения, то подразумеваем, что их планировали, включили в график. Хотя, возможно, бывает и как у барона Мюнхгаузена: до обеда — подвиг, после обеда — война с Англией. Но все-таки со словом «столкновения» лучше употреблять глагол «произошли» .

5. Большинство времени. Тут все просто: слово «большинство» употребляется только с тем, что исчислимо, большинство людей например. А вот «большинство сахара» мы вряд ли скажем. С существительным же «время» употребляется выражение «большая часть» .

6. Взыскать ущерб. Такое сочетание возникает, видимо, от желания сэкономить слова. «Взыскать деньги за нанесенный ущерб» — длинно, «взыскать ущерб» — коротко. Правильное словосочетание — «возместить ущерб» , а вот взыскать действительно можно только деньги.

7. Повысить кругозор. Ключевое здесь — корень «круг» в слове «кругозор». Круг нельзя повысить — соответственно нельзя проделать это и с кругозором. А вот расширить — можно. Повысить же можно уровень (кстати, ему тоже часто неправильно подбирают пару и говорят, что «уровень увеличивается»).

8. Оказать заботу. Это снова «перекрестное опыление», контаминация. Все смешалось в выражениях «оказать внимание» и «проявить заботу» . Надо сосредоточиться и сделать упражнение «найди подходящую пару».

9. Сорвать овации. Это из той же серии: сорвать можно только аплодисменты, а овации — вызвать . Дополним ряд ошибочных словосмешений выражением «удовлетворять потребностям». Удовлетворяют обычно требованиям, а потребностям — отвечают.

10. Предоставленные неудобства. Звучит издевательски, тем не менее довольно часто встречается в объявлениях. «Идет ремонт эскалатора, просим извинения за предоставленные неудобства». Отбрасываем приставку пре- и получаем то, что нужно: доставленные неудобства . А предоставляют обычно информацию, какие-то сведения.

Особый случай

Есть такое выражение «поднять тост». Языковыми пуристами оно заклеймено примерно так же, как выражения «черное кофе», «одеть пальто» и глагол «кушать». Действительно, тост можно скорее произнести или провозгласить, а поднять можно бокал, когда произносишь тост. Однако словари уже довольно давно включили его в число допустимых. Это довольно обычный для языка прием метонимии — переноса значения по смежности.

Портал «Грамота.ру» отмечает: «Сегодня у слова «тост» два значения: 1) застольная речь; 2) стакан (бокал, стопка), наполненный алкогольным напитком, выпиваемый в знак доброго расположения к кому-нибудь. Словосочетания «выпить тост», «поднять тост» следует считать соответствующими нормам литературного языка».

Так что не бойтесь — поднимайте тосты за русский язык!

Небольшая стоимость лексическая ошибка

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары поднимется (вырастет, повысится, увеличится, возрастёт) в полтора раза и даже больше.

Цена не может подорожать, она может вырасти, повысится и т.д.

замените разговорное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;

замените книжное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;

замените разговорное словосочетание стилистически нейтральным, запишите это словосочетание.

1. Что нужно знать, выполняя данное задание?

Синонимы — это слова, чаще всего одной части речи, различные по звучанию, но тождественные или близкие по лексическому значению , нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь — тут, смотреть — глядеть мыслить — думать, жестокий — безжалостный, окрестность — округа и т.д.

Группа слов, состоящая из нескольких синонимов, называется синонимическим рядом: спать— почивать— дрыхнуть .

Первое слово спать— является стилистически нейтральным, т.к. наиболее употребительное, может быть использовано в любом стиле речи, обладает минимальной экспрессией; в словаре стоит первым в синонимическом ряду. Слово почивать используется в основном в книжном стиле, придает речи архаический характер (так говорили в старину). Дрыхнуть — этот синоним звучит грубо (такие слова называют просторечными) и употребляется в разговорной речи.

2. Что нужно понимать, выполняя данное задание? Что разговорные слова — это слова, разрешённые в непринуждённой устной речи. И что их можно использовать только в определённых условиях. Чтобы не заменить одно разговорное слово на другое, необходима помощь словарей. Нам помогают толковые словари известных авторов Ожегова, Ефремовой, а также словарь синонимов Александрова.

При поиске слова обращаем внимание на пометки: разг., прост. и слова с такими пометками ни в коем случае не выбираем в качестве ответа.

Рассмотрим пример. Мы замешкались в пути, поэтому пришли к назначенному месту затемно

В словаре Ожегова: ЗАМЕ́ШКАТЬСЯ, -аюсь, -аешься; совер. (разг.). Задержаться, пробыть дольше, чем нужно где-н.; замедлить. З. у приятеля. З. с ответом.

Как видно из статьи, нет у этого слова нейтрального значения, поэтому нужно искать другие слова. Как правило, в толковании это слово уже есть, вот оно — «задержаться». Найти больше слов-синонимов нам поможет практический словарь синонимов Александрова. В поисках слова «замешкаться» мы попадаем на статью со словом

ЗАДЕРЖАТЬСЯ и его значениями:

1. застрять (разг.)

/ о человеке: промедлить;

засесть, завязнуть, замешкаться, промешкать, помешкать, закопаться, проканителиться (разг.)

// в гостях или за работой: засидеться (разг.)

// в гостях, загоститься (разг.)

/ о деле: замедлиться, затянуться;

затормозиться, застопориться (разг.)

Обратите внимания, сколько слов имеют пометку разг! Таким образом, мы видим, что слово «замешкаться» заменить нужно нейтральным словом ЗАДЕРЖАЛИСЬ, и это самый точный, самый верный ответ. Нам не подойдут ни «промедлить», ни «замедлиться», ни «затянуться», потому что наше слово в предложении имеет определённое значение.

Итак, алгоритм выполнения задания будет таков:

1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.

2. Подберите к этому слову возможные синонимы.

3. Определите, какой из этих синонимов

− не носит оттенка книжности и разговорности;

− обладает минимальной экспрессией ( то есть в нём практически нет эмоций);

− стоит первым в синонимическом ряду, открывая его.

4. Вставьте слово в предложение, при оно должно подходить и по грамматическим признакам, и по значению.

3. Учитывайте особенности внесения ответа в поле «ответ»

1) Впишите в поле ответ ОДНО выбранное слово (или словосочетание).

2) Проверьте, верна ли форма рода, числа, времени, вида. Помните, что мы заменяем одно слово другим, поэтому нельзя вместо вида несовершенного совершенный, вместо настоящего прошедшее время и т.п. Ставьте слово в ТОЙ ЖЕ форме, что и в предложении.

3) Частицы НЕ, БЫ писать в ответ не нужно.

4) Иногда встречаются задания, в которых указанная форма в задании не совпадает с формой в предложении. Например, в условии «Замените слово закидывать. в предложени..», а в предложении «закидывали». В этом случае нужно писать ту форму, что в условии. Если же на экзамене попадётся такое задание, непременно обратите на этот факт внимание ассистентов, вплоть до написания заявления.

5) В связи с тем, что количество синонимов может достигать 5-6 слов, в поле «ответ» редактор вводит НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ слов.

Остальные — возможные, допустимые или невозможные — написаны в пояснению к заданию. Настоятельно рекомендуем не предлагать новые слова, а придерживаться правила: самое верное слово ПЕРВОЕ в ряду синонимов . И тогда балл за это задание вы непременно получите.

источники:

http://www.mn.ru/society/edu/88293

http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=13824


Русский язык,


вопрос задал MQTR3,


5 месяцев назад

Ответы на вопрос

Ответил palmochkacoral





2

Ответ:

4.Карие волосы.

Объяснение:

карие употребляется лишь вместе с «глаза», т.е карие глаза.Нигде не встречается «какие у тебя красивые карие волосы!»

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Новые вопросы

Математика,
5 месяцев назад

даю 60 балов тому хто напишет РОЗВЯЗАННИЕ И УМОВУ НА УКРАИНСКОМ ЯЗИКЕ​…

Геометрия,
5 месяцев назад

Основание равнобедренного треугольника равна 14 см, а периметр — 30 см. Какова длина его боковой стороны?
2 см;
16 см;
8 см;
21 см.

Геометрия,
5 месяцев назад

прямий кут поділити на три кути градусних міри яких видносяться Як 2: 3:5 Знайдіть величини цих кутів​…

Литература,
5 месяцев назад

почему вопросы и проблемы воспитания молодёжи определили тему и проблем у комедии недоросль​…

Математика,
5 лет назад

Сума двох чисел дорівнює 30,різниця дорівнює 24. Знайдіть ці числа.

Математика,
5 лет назад

Составь и реши задачу на умножение по рисунку.

6 Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

  1. При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

  1. Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.

  1. На дворе плакала серым дождиком осень; листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; вся эта грусть природы, по-видимому, передалась и мне: настроение моё было мажорное.

  1. Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.

  1. Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.

  1. В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.

  1. Когда я был маленький, отец всегда говорил мне, что гордиться можно только тем, к чему ты предпринял усилия, и я запомнил эти слова на всю жизнь.

  1. Хороший руководитель, без всякого сомнения, заботится о своих подчинённых и стремится показывать им образец во всём.

  1. Алексей, которого Никита считал закадычным врагом и при любой возможности стремился унизить, был всегда спокоен, ни на какие провокации не реагировал.

  1. Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.

  1. Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.

  1. От литераторов критик требовал, чтобы они писали просто и доступно; от художественного произведения он ждал прежде всего ценного содержания, которое могло бы поднять кругозор читателя.

  1. Мы передвигались по Дели на мотороллере с крышей, что уже было замечательно; но главное, мы видели своими глазами восьмое чудо мира — огромную колонну, отлитую, как говорят, из чистого железа.

  1. Дмитрий Ильич чуть не заплакал от бессильного раздражения, раскричался, плюнул и ушёл, потом велел запрячь лошадь и, сказав, что он вымывает руки и не притронется больше ни к чему, уехал к Павлу Ивановичу на заседание Общества.

  1. Объединение трёх театральных школ в специализированное училище направляло важную цель — повысить качество подготовки молодых актёров.

  1. Зимой следующего года во двор фермы вошёл прилично одетый человек и не успел оглянуться, как, хлопнув внутри дома несколькими дверьми, к нему, распугав кур, скоропостижно выбежала молодая женщина с вытянутым и напряжённым лицом.

  1. Серое небо, красота весенней тайги, продрогший Гриша, до беспомощности ошалевший от дороги и непривычной безлюдности, и этот бугор с неподвижными стрелками черемши, совершенно не изменившийся с тех пор, как мы с Катей бродили здесь столько лет назад, — всё это обрушилось врасплох.

  1. Только грузный старик, насупясь, курил трубку, сидя на низкой лавочке, да какая-то женщина виднелась вдали — всё, никого больше в этот будний день в поле внимания не было.

  1. Никто даже предположить не мог, что выступление этого автора на встрече с читателями в крупном книжном магазине станет лебединой песней писателя: вскоре после той встречи он сложно заболел и спустя два месяца скончался.

  1. Описывая приключения молодого моряка на острове, автор, без сомнения, импонирует своему герою.

ОТВЕТЫ:

ОТВЕТ

1

поднимется|вырастет|повысится|увеличится|возрастёт

2

не хватал|хватал

3

минорное|грустное|тоскливое|печальное|мрачное|унылое

4

чёрном|черном

5

часть

6

дать|давать|озвучить|огласить

7

приложил

8

пример

9

заклятым|заклятый|злейшим|злейший|непримиримым|непримиримый

10

придаёт|придает|внимания

11

впечатление

12

расширить|уровень

13

света

14

умывает

15

преследовало ИЛИ предполагало ИЛИ имело

16

стремительно ИЛИ быстро ИЛИ поспешно

17

застало ИЛИ застигло ИЛИ застигнуло ИЛИ поймало;

ИЛИ

внезапно ИЛИ неожиданно ИЛИ вдруг ИЛИ сразу ИЛИ нежданно-негаданно ИЛИ нежданнонегаданно ИЛИ разом

18

зрения

19

тяжело|серьёзно

20

симпатизирует

Задание
6. Лексические нормы и ошибки

Виды
задания:

1. Исправить
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

2. Заменить
неверно употреблённое слово.

Пример
задания:

1. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово.

В
этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе,
но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали
главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

ОТВЕТ:
______________________________

2. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое
слово
. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского
литературного языка.

Спортсменам,
чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один
год.

ОТВЕТ:
_______________________________

Лексические
нормы (нормы словоупотребления) — это нормы, определяющие правильность выбора
слова, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в
литературном языке (играет роль, имеет значение и ни в коем случае не
наоборот). Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и её
правильности.

Виды
лексических ошибок в задании 6:

1.
Речевая избыточность: плеоназмы и тавтологии.

2.
Лексическая несочетаемость.

3.
Фразеологические ошибки.

4.
Ошибки в употреблении неологизмов, заимствованных и устаревших слов.

Речевая
избыточность. Плеоназмы и тавтологии

Плеоназм
— это оборот речи, содержащий в себе избыточные слова. Например, «упал вниз»,
«жестикулировал руками», «ностальгия по родине», «главный приоритет» и др.

Тавтология
– это повторение сказанного близкими по смыслу словами, часто однокоренными.
Например, «спросить вопрос», «старый старик».

Но
необходимо помнить, что в современном языке существуют словосочетания, которые
перестали быть плеоназмами, например «монументальный памятник». Прилагательное
«монументальный» (от «монумент» — «памятник») обрело новое значение:
«внушительных размеров».

Задание 1. Укажите
речевые ошибки (повторение слов, тавтология явная и скрытая, плеоназм) в
следующих предложениях. Отредактируйте их.

·        
Толпа людей ворвалась в здание.

·        
При въезде в город их
обыскивали и проверяли у них сумки на предмет наличия чего-нибудь опасного.

·        
Это аксиома, не требующая
доказательств.

·        
Я увидел вывеску: «Горячий
хот-дог».

·        
Сегодня импичменту по отрешению
главы государства от должности в Государственной думе дан ход.

·        
Стоит, кажется, шагнуть один
шаг – и ты уже в другом измерении.

·        
Более 9 тысяч состоявшихся и
начинающих профессионалов посетили выставку за 4 дня её работы.

·        
Закон нужен для тех, кто
систематически и ежедневно нарушает тишину.

·        
Особняком выделается образ
Наташи Ростовой.

·        
Козаков написал свою автобиографию
год назад.

·        
Прейскурант цен висел на стене.

·        
В кинотеатре идёт весёлая
комедия.

·        
Внутренний интерьер дворца
очень красив.

·        
Актёр сыграл бездомного
бродягу.

·        
Вы знаете об этом более лучше.

Лексическая
несочетаемость

Нарушение
лексической сочетаемости является одним из видов речевых ошибок:
противоречивость, несовместимость, стилистическая разнородность.

https://grammatika-rus.ru/wp-content/uploads/2018/06/narushenie-leksicheskoj-sochetaemosti-1024x538.jpg

Задание
2. Устраните лексическую несочетаемость.

Дать поддержку

Одержать поражение

Одержать первенство

Сделать решение

Уделить значение

Делать поступки

Учёный сделал гипотезу

Роман дал автору славу

Табун рыб

Дешёвые цены

Это играет большое значение

Оплатить штраф

Повысить кругозор

Быть в поле внимания

·        
Именно при нём расцвела
финансовая пирамида _____________________________

·        
Младореформаторов потому и
раздражает наше правительство, что оно тщательно и негромко готовит
экономические тылы для движения вперёд.
_________________________________________

·        
Композиторский зал едва смог
вместить необъятное количество гостей. _____________________

·        
Как сообщили в полиции мальчик
обвязал лицо тряпками и ворвался в магазин с ножом наперевес.
________________________________

·        
Врач говорит: «Нормально,
протекание здоровья такое». _________________________________

·        
«Электросвязь» удешевит
себестоимость ____________________________________

·        
«Минсельхозпрод» настроен
отважно _______________________________________________

Фразеологические ошибки

Фразеологизм – это
лексически неделимое, устойчивое по составу и структуре словосочетание,
состоящее из двух и более слов.

Ошибки, связанные с употреблением фразеологизма:

Фразеологические
обороты воспроизводятся точно, в том виде, в каком они закрепились в языке.
Неоправданное разрушение фразеологизма противоречит литературной норме. Неоправданное
разрушение фразеологизма противоречит литературной норме. Нельзя искажать,
вставлять в него новое слово или заменять одни слова другими, так как
фразеологизмы возникли в результате длительного народного творчества и за много
веков их использования приобрели чётко обозначенный состав.

Задание 3. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизма.

Взять себе львиную часть

Приподнять занавес над этой историей

Качество изделий желает много лучшего

Обратиться не по правильному адресу

Он покривил в душе

Она держит его в ежовых варежках

Пускать туман в глаза

Поднять тост

Подвернуться под рукой

Тратить нервы

Внушать сомнения

Уморил червячка

Ушёл несолоно похлебавши

Имеет интерес для нас

Ошибки в употреблении неологизмов, заимствованных и устаревших
слов

Неологизмы – новые слова и
словосочетания, недавно появившиеся в языке Неологизмы появялются вместе с
новыми реалиями. Например: «ковидиот» (англ. «
covidiot») – человек, подвергшийся панике в связи с коронавирусом (и
неологизм, и заимствованное слово).

Заимствованные слова – иноязычная
лексика, ставшая частью русского языка. Неправильное понимание значений
иноязычных слов приводит к неуместному употреблению слов, а значит и к
лексическим ошибкам. Например: Две команды снова будут бороться за звание
чемпиона, но с несколько изменённым составом дуэта.

Устаревшие слова – слова, вышедшие из
активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве
своём понятные носителям языка. Устаревшая лексика делится на две группы:
архаизмы (ланиты, очи, лицедей и др.) и историзмы (лапти, кольчуга, треуголка
и др.)

Задание 4. Разграничьте историзмы и архаизмы.

Задание
5. Укажите речевые ошибки, возникшие при употреблении архаизмов. Сделайте лексические
замены.

·        
Мария долго искала мужа в карьере, еще не ведая, что он в это
время был доставлен в городскую больницу.

·        
Спорт в наш век стал важным движителем прогресса, спутником мира и
дружбы.

·        
Тот факт, что в «Динамо» плохо пестуют смену, еще раз красноречиво
доказал проходивший в январе на Медео чемпионат.

·        
Молодые артисты объехали с гастролями города и веси, всюду
встречая радушный прием.

·        
После двух туров впереди шествует советский шахматист.

·        
Остаются втуне вопросы применения комплекса удобрений на
мелиорируемых землях.

·        
Установлено, что все склады забиты ходовым товаром, каковым
являются мотоциклы и коляски к ним.

·        
Свой отказ в учинении отметки перевозчик объясняет тем, что груз
находится в пункте отправления, что он не утрачен.

·        
Депутаты уверовали, что поправки к закону позволят
перераспределить средства…

·        
Госналогслужба тщетно пытается воспрепятствовать сокращению
внебюджетного фонда…

·        
Как провозгласили вчера на пресс-конференции, налоговая служба
«может столкнуться с кризисом, связанным с отсутствием средств» (из газ.).

ТРЕНАЖЁР

·        
Отредактируйте предложение: исправьте
лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное
слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Китай
продаёт и покупает миллиарды товаров в год; это страна, имеющая огромную роль в
мировом обороте товаров.

·        
Отредактируйте предложение: исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Температура
атмосферного воздуха в феврале была выше нормы, поэтому первоцветы распустились
раньше обычного.

·        
Отредактируйте предложение: исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

На
празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.

·        
Отредактируйте предложение: исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Рабочим
выплачена зарплата за май месяц.

·        
Отредактируйте предложение: исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Стоимость
товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен.

·        
Отредактируйте предложение: исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Появилась свободная вакансия.

Отредактируйте предложение: исправьте
лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное
слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Чтение книг увеличивает кругозор и
повышает интеллектуальный уровень человека.

Отредактируйте предложение: исправьте
лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное
слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Оба поэта при жизни не были приняты в
широкой литературной среде, оба были наделены творческим даром исключительной
силы и своеобразия, духовной зрелостью, обретённой ими в глубокой юности.

Отредактируйте предложение: исправьте
лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное
слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В любом историческом романе
присутствует художественный вымысел: реальные лица могут делать поступки,
которые не подтверждает ни один исторический документ.

Отредактируйте предложение: исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Музыка является главным лейтмотивом
повести Льва Николаевича Толстого «Крейцерова соната»: музыкальная тема на
протяжении определённого периода жизни персонажа начинает звучать для него
по-разному, открывая читателям изменения, которые с ним произошли, и позволяя
осознать влияние, которое оказала музыка на его жизнь.

Прочитайте текст и
выполните задания 1–3.

Слово «Русь». Княжеская
дружина вместе с купечеством больших городов носила специальное название
«руси». До сих пор не объяснено ни историческое происхождение, ни этимологическое
значение этого слова. По предположению автора древней «Повести о Русской
земле», первоначальное значение его было племенное: так называлось то варяжское
племя, из которого вышли первые русские князья. <…> это слово получило
сословное значение: русью в 10 веке, по Константину Багрянородному и арабским
писателям, назывался высший класс русского общества, преимущественно
княжеская дружина, состоявшая в большинстве из тех же варягов. Позднее Русь,
или Русская земля, − выражение, впервые появляющееся в Игоревом договоре 945
года, − получило географическое значение: так называлась преимущественно
Киевская область, где гуще осаживались пришлые варяги («поляне, яже ныне
зовомая русь», по выражению Начальной летописи). Наконец, в 11–12 веках, когда русь
как племя слилась с туземными славянами, оба эти термина − Русь и Русская
земля, не теряя географического значения, являются со значением политическим:
так стала называться вся территория, подвластная русским князьям, со всем
христианским славяно-русским её населением.

1. Укажите варианты
ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера
этих ответов.

1) Большинство глаголов в тексте теряет значение
конкретного физического действия (например: носила специальное название, вышли
князья, слово получило, получило значение, осаживались варяги, земля слилась).

2) Связующую функцию специальных средств, указывающих
на последовательность развития описываемого явления и на развитие мысли автора
текста, выполняют слова: позднее, наконец.

3) Текст относится к публицистическому стилю.

4) Текст относится к научному стилю, в нём есть
отглагольные имена существительные, употреблённые в форме единственного числа
(например: название, происхождение, значение и др.).

5) Воздействие на читателя достигается не приведением
логических выводов, а путем создания живых образов, картин жизни (например:
осаживались пришлые варяги …)

2. Самостоятельно подберите
указательное наречие, которое должно стоять на месте пропуска в пятом предложении
текста. Запишите это наречие.

3. Прочитайте фрагмент словарной
статьи, в которой приводятся значения слова КЛАСС. Определите значение, в
котором это слово употреблено в пятом предложении текста. Выпишите цифру,
соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи
.

КЛАСС, -а, м.

1) Относительно целостное множество каких-н. единиц,
существующее в составе сложного единства, расчленяемого на такие множества.
Классы слов. К. негативных явлений. К. млекопитающих. К. птиц. К земноводных.
К. насекомых.

2) Большая группа людей с определённым положением в
исторически сложившейся системе общественного производства и с определённой
ролью в общественной организации труда, объединённая одинаковым, обычно
законодательно закреплённым, отношением к средствам производства, к
распределению общественного богатства и общностью интересов. Общественные
классы. К. капиталистов. Рабочий к.

3) Разряд чего-н., выделяемый по качеству. К. каюты.
Ресторан первого, второго класса. Классы морских судов.

4) Группа учеников, учащихся одного и того же года
обучения или (в нек-рых специальных учебных заведениях) проходящая один и тот
же предмет. Начальные, старшие классы. Ученик первого класса. К. фортепьяно,
рояля.

5) Школьная комната для занятий. Просторные классы.
Уборка класса.

6) Степень, уровень чего-н. Специалист высшего класса.
Международный к. Игра высокого класса.

4. В одном из приведённых ниже слов
допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая
ударный гласный звук. Выпишите это слово.

позвонИшь         красИвее            
озлОбить          прибЫло           тОрты

5. В одном из приведённых ниже
предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку,
подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово

ЛЕСНЫЕ запахи
набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.

Начальник умел пользоваться ДИПЛОМАТИЧНЫМИ и
корректными выражениями, чтобы объяснить подчинённым суть своих требований.

Частная коллекция – предмет ГОРДОСТИ её
обладателя.

В условиях нестабильной мировой экономики следует повышать ЭФФЕКТНОСТЬ производства.

Руководитель потребовал подготовить ГОДОВОЙ отчёт
в течение недели.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,
исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой
черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой,
кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

Ответка

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя. Выберите лучший ответ.

Задать вопрос

  • Подготовка к ЕГЭ

  • Подготовка к ОГЭ

  • Подготовка к олимпиаде

  • Сочинение

  • Грамматика

  • Для взрослых

    Задать вопрос

    • Все вопросы

    Нåдюшใรά





    Русский язык


    5 — 9 классы




    25.05.2020 15:03

    Ответы на вопрос

    Записаться

    Бесплатные вебинары с ответами на все вопросы у нас на канале!

    Смотреть

    Репетиторы в городах:

    • Репетитор в Горнозаводске
    • Репетитор в Кодинске
    • Репетитор в Нестерове
    • Репетитор в Сеуле
    • Репетитор в Чистополе
    • Репетитор в Бронницах
    • Репетитор в Йошкар-Оле
    • Репетитор в Мантурово
    • Репетитор в Пустошке
    • Репетитор в Унече
    • Репетитор в Астрахани

      Репетиторы по предметам:

      • Репетитор по русскому языку
      • Репетитор по английскому языку
      • Репетитор по немецкому языку
      • Репетитор по математике
      • Репетитор по биологии
      • Репетитор по физике
      • Репетитор по химии
      • Репетитор по французскому языку
      • Репетитор по итальянскому языку
      • Репетитор по китайскому языку

        Понравилась статья? Поделить с друзьями:

        Читайте также:

      • Небольшая вмятина на крыле как исправить
      • Небо ошибок не прощает чьи слова
      • Не1 ошибка стиральной машины samsung что это значит
      • Не являются ошибками слушания
      • Не устанавливается автокад 2020 ошибка 1603

      • 0 0 голоса
        Рейтинг статьи
        Подписаться
        Уведомить о
        guest

        0 комментариев
        Старые
        Новые Популярные
        Межтекстовые Отзывы
        Посмотреть все комментарии