Нечитаемый почерк как исправить

В настоящее время у многих школьников наблюдаются трудности с почерком. Трудности могут быть разной степени выраженности: от небрежного до нечитаемого, то есть неразборчивого. В данной статье раскрыва

Рекомендации по коррекции почерка.

Учителям-логопедам часто приходится сталкиваться с проблемами в формировании почерка у учащихся. Эта проблема очень актуальна на современном этапе, но работ по коррекции почерка  недостаточно. Одной из известных методик по преодолению нарушений почерка является методика В.Д.Мазиной. Некоторые положения этой методики и рассматриваются в данной статье. Очень часто в основе плохого почерка могут быть неврологические проблемы, дефицит зрительного восприятия. Самостоятельно ученики исправить свой почерк. В данном случае необходима серьёзная последовательная и длительная по времени работа со специалистом, которая может длиться полгода или год.

Как же понять, кому необходима помощь со стороны специалиста при коррекции  почерка? Необходимо провести диагностику письменных работ ученика. Для оценки качества письма необходимо выполнить анализ его имеющихся письменных работ, дополнительно предложить  диагностическое списывание текста, диктант. Целью анализа работ должна стать оценка письма с точки зрения социальных требований: может ли учитель понять тексты письменных работ ученика, может ли прочитать свою работу сам ученик.  После этого  сделать вывод, соответствует ли каллиграфический навык на данном этапе обучения программным требованиям или нет.

При анализе письменных работ надо обратить внимание на  особенности почерка ученика. Например, часто элемент письменных букв овал в строчных письменных буквах а, д в верхней части не соединяется, от чего буквы воспринимаются как письменные и, у. Элементы букв нечёткие, сглаженные, упрощённые. Соединения букв отсутствуют. Элементы букв разной высоты, ширины и наклона. Надстрочные и подстрочные элементы букв б, у, д, так же как и заглавные буквы слабо выражены. Количество элементов в буквах ш, т, м могут быть меньше необходимого и т.д.

В условиях письменных экзаменов, контрольных и проверочных работ ответы могут быть неверно истолкованы проверяющим учителем и работа оценена ниже актуального уровня знаний.        

Причин плохого почерка может быть несколько:

  • Недостаточное развитие силы, натренированности и выносливости ведущей руки;
  • Недостаточная чувствительность пальцев руки;
  • Недостаточность зрительного восприятия;
  • Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образом буквы.
  • Отсутствие сосредоточенности и навыка планирования действий.

При коррекции почерка правильнее пытаться не исправлять почерк, а формировать новое красивое письмо для сознательного использования в значимых ситуациях.

Направления работы для формирования красивого почерка:

  1. Развитие силы и ловкости кисти.
  2. Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений.
  3. Развитие навыков регуляции и контроля.
  4. Формирование красивого почерка по прописям.

Примерные упражнения для развития силы и ловкости кисти.

1.Разогрев

— прокатывать шестигранный карандаш между ладонями, двигающимися вверх-вниз,

— самомассаж ладоней с помощью массажёров (Су-джок, колючие мячики)

2. Сила

— использовать кистевой эспандер, тренажёр для пальцев (по 2 подхода на обе руки. Напряжение и расслабление до конца).

— сжимание мягких игрушек ладонью полностью;

— нажимание с усилием пальцами на сквиш и другие эспандеры;

-Растяжки:

-гироскопический тренажёр «Роллер-болл», который помещается в ладонь. Совершать движения кистью с мячом вокруг яблока или стакана с карандашами;

— Упражнение «2 змеи»: кулаки – головы змей, руки вытянуты вперёд, разогнуты в локтях, параллельны друг другу:

кулаки по команде — вверх, наружу, вниз, внутрь (чуть задержаться в каждой точке);

затем круговые плавные движения.

-«Лапки» — руки вытянуты вперёд, разогнуты в локтях,

-«Замочки» — соединить пальцы в замок вытянутыми перекрещенными руками. Затем совершать движения к себе и от себя. Левая и правая руки поочерёдно находятся сверху.

3. Переключения. Ритмические упражнения: «Ладушки» в паре, «Соку-соку, бачи-бачи» (Португальская игра).

О — Соку – удар кулаками со стороны мизинцев. I- Бачи – хлопок в ладоши;

Х — Вира –руки крест-накрест кладутся ладонями на плечи.

Выполняй упражнения с одновременным проговариванем.

ОО  II  ОО  ХХ     Соку-соку, бачи-бачи, соку-соку, вира-вира.  

О  I  О Х                Соку, бачи, соку, вира.  

OIХ                        Соку-бачи-вира.  

4. Координация

-«Луна и Солнце» — чередовать на разведённых в стороны руках сжатые в кулак пальцы и вытянутые в разные стороны. Сначала движения выполняются одинаковые обеими руками, затем разные.

— пальцевые трюки, запуск «волчка», упражнения с «восточными шарами» (оникс) – перекатывания нескольких камушков в ладонях.

5. Раскрашивание цветными карандашами, обведение по контуру рисунков, нанесение цветных полосок методом плотного штрихования вверх-вниз на листе А4

6. Крупномасштабные упражнения. Выполнение безотрывных волнистых линий, петель вверх, петель вниз на длинных лентах на бумаге для факсов. Следить за ритмичностью, наклоном, высотой элементов.

Затем уменьшаем размер (высоту и ширину элементов). Можно использовать ленты для кассовых аппаратов.

После этого можно переходить к прописям. Очень рекомендую «Чудо-прописи» Илюхиной В.А. для 1 и 2 классов. В них отражены все самые значимые моменты для отработки каллиграфического навыка. При работе с прописями необходимо формировать:

  1. Правильность соединений букв.
  2. Правильный наклон и параллельность штрихов, идущих в одном направлении (вверх или вниз).
  3. Одинаковую высоту букв на строке и на всей странице.
  4. Одинаковые равномерные и пропорциональные расстояния между элементами букв, между буквами и словами.
  5. Постепенный переход от медленного письма к более быстрому.
  6. Плавность и ритмичность письма.

Воспитание красивого почерка – длительный процесс. Он может занять от 3-4 месяцев до 1 года. Лучше заниматься ежедневно по 20-30 минут. 

Обязательно надо верить в то, что научиться писать правильно и красиво – это возможно!

10.12.2021

Можно ли улучшить почерк без прописей? Наверняка, многие ответят, что нет, так как мы привыкли считать, что красивое и ровное письмо вырабатывается только при длительных и усердных занятиях с прописями или на занятиях по каллиграфии.

Уникальность методики учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе как раз в том и заключается, что дети с трудностями в обучении, неровным и неразборчивым почерком, улучшают его без скучной, да и во многих случаях болезненной для них работы с прописями. Более того, если речь идёт о детях с дислексией развития или выраженными моторными трудностями, то им даже противопоказаны такие методы коррекции почерка.

Давайте разберёмся, как почерк связан с нашим мозгом, почему важно преодолевать моторные трудности и какие можно использовать для этого массажёры.

Пишет не рука, а мозг!

Рука во время письма является лишь инструментом, которая передаёт импульсы психической активности. Именно поэтому наш почерк – отображение нашего внутреннего психоэмоционального состояния. Это зеркало, через которое можно точно считывать все трудности и проблемы, испытываемые человеком.

Коррекция почерка без прописей по методу Татьяны Гогуадзе

Как только мы начинаем писать, то в работу включается сложный психофизиологический механизм. Во время письма от руки, мы всегда проговариваем каждую букву, каждое слово и в головном мозге возникает соответствующий образ. И письмо – очень тонкое моторное действие, и для его выполнения, в первую очередь, должен нормально функционировать мозг. Другими словами, коррекция почерка начинается с изменения работы мозговых ритмов, а чтобы красиво и ровно писать, необходимо ещё сформировать правильную нейродинамику чтения и письма.

По этому принципу и построена методика учителя-дефектолога Татьяны Валерьевны Гогуадзе, которая активно применяется на программах коррекции Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе. Разработанные техники позволяют детям даже с очень серьёзными проблемами с обучением не только улучшить почерк, навыки письма и чтения, но и повысить уровень грамотности, да и в целом академическую успеваемость в школе. Это достигается за счёт того, что через физические упражнения ребёнок в первую очередь обеспечивает доминацию левого полушария мозга (почему у детей должно доминировать именно левое полушарие, подробно изложено в отдельной статье).

Графокоррекция – базовое упражнение для коррекции почерка

Графокоррекция - методика для коррекции почерка без прописей

Это уникальная система тренировок, которая позволяет:

  • произвести коррекцию почерка без прописей, улучшить манеру письма. Почерк становится ровным, беглым и аккуратным;
  • улучшить психоэмоциональное состояние человека;
  • сделать речь ребёнка более осмысленной, а чтение – более беглым;
  • улучшить навыки запоминания текстов и даже повысить уровень грамотности на письме.

Для графокоррекции нужны только цветные карандаши и чистые листы бумаги формата А4. Графокоррекцией можно заниматься детям от 5 лет, главное – соблюдать рекомендации по технике ее исполнения.

Подробнее о графокоррекции вы можете узнать здесь.

Массажёры для коррекции почерка

На программах учителя-дефектолога Татьяны Валерьевны Гогуадзе также активно применяются специальные массажёры. В состав комплекта входят:

  • Тактильная рифлёная можжевеловая палочка. Её применение позволяет снять тонус мышц руки, а регулярные занятия помогают сделать почерк плавным и аккуратным. Дополнительно улучшается зрительно-моторная координация, формируется способность нервной системы вовремя останавливаться и переключаться. В результате дети начинают писать без зачёркиваний и исправлений.
  • Ребристый можжевеловый шар. Работа с ним направлена на активизацию лучезапястного сустава, проработку чувствительности ладони. В итоге обеспечивается подвижность запястья, а вместе с этим происходит и коррекция почерка.
  • Резиновый кистевой эспандер. Это отличный тренажёр для мозга, который также развивает силу рук, подвижность пальцев, прорабатывает кистевую область рук и мышц предплечья. Результатом занятий становится снятие тонуса лучезапястного сустава.
  • Деревянный волчок. Работа с ним позволяет развить активность пальцевых суставов, обеспечить согласованную работу трех пальцев, которые участвуют в захвате ручки/карандаша. Благодаря этому у ребёнка не только развивается микромоторика письма, но и закрепляется правильный захват ручки.
  • Воздушный шарик. Это простой, но в то же время очень эффективный тренажёр для развития речевого дыхания и активизации работы артикуляционного аппарата. Надувание шарика способствует улучшению качества устной речи и чтению вслух.

Массажер для коррекции почерка без прописей

Кстати, можжевельник не случайно выбран в качестве материала для изготовления ребристой палочки и шара, так как при работе массажёры слегка нагреваются и начинают приятно пахнуть.

Работа с комплектом направлена на коррекцию почерка, снятие мышечного напряжения, активизацию функций левого полушария мозга, устранение моторных трудностей. Регулярные занятия с массажёрами позволяют увеличить темп письма, улучшить сам почерк, повысить уровень грамотности, стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, в том числе при выполнении письменных работ.

Опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе доказывает,
что коррекция почерка возможна без прописей!

Более того, предложенные методики более эффективны, чем прописи и бесконечное переписывание текстов. Чтобы исправить почерк и улучшить навыки чтения достаточно всего 14 дней, при этом первые положительные результаты будут видны уже через 3 дня.


Приходите на приём в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе: мы обязательно поможем каждому ребёнку исправить почерк и справиться с другими трудностями в обучении.

Как курица лапой: как улучшить свой почерк в короткие сроки и зачем это надоПолезные советы

У вас ужасный почерк? Причем, настолько ужасный, что без специальной экспертизы не разобрать, что вы вообще написали?

«Так это не моя проблема!» — могут ответить на это многие из тех, кто пишет, как курица лапой.

В таком случае, эта статья не для них, а для тех, кого беспокоит тот факт, что их письмо никто не может разобрать. И для последних у нас имеется отличная новость.

Даже если вы забыли, как разборчиво писать, или ваш почерк никогда и не был разборчивым, существует комплекс мер, позволяющих в течение относительного короткого времени получить вполне читабельный почерк.

8 шагов, которые помогут улучшить почерк

1. Выберите правильное «оружие»

2.jpg
shiffti/Getty Images

Жил в Англии в IX-ом веке такой писатель – Эдуард Булвер-Литтон, чьи произведения, кстати, уже на протяжении 150 лет переводятся на русский язык. Так вот он сказал как-то, что «перо сильнее клинка». Трактовать данное высказывание можно по-разному, однако, скорее всего, писатель намекал на силу слова, которое выходит из-под пера автора.

Как бы то ни было, совершать настоящие подвиги в бою, имея в руках ржавый и тупой клинок (меч, рапиру, саблю или другое колюще-режущее оружие), вряд ли по плечу даже опытным воинам. Поэтому ожидать результата в виде аккуратного каллиграфически написанного текста, если у вас в руках старая шариковая ручка с погрызанным колпачком, также не приходится.

Читайте также: Как писать так, чтобы вас читали: 15 дельных советов начинающим

Впрочем, не стоит впадать из крайности в крайность: необходимости в инкрустированной золотом авторучке (а-ля Pilot или Parker) с шариковым наконечником из драгоценного камня
также нет (разве что вам по статусу положено использовать только такой пишущий инструментарий!).

3.jpg
Pixabay/Pexels

Благо рынок сейчас предлагает широчайший набор пишущих инструментов – от перьевых и шариковых ручек до ручек гелевых и даже ручек, в которых используются пасты с биополимерными чернилами. Выбрать наиболее удобную для вас ручку сможете только вы, попробовав каждую из них. Заскочите в магазин канцелярских товаров и потратьте там необходимое количество времени, чтобы выбрать то самое правильное «оружие».

Почему важно выбрать хорошую ручку?

Дело в том, что даже очень хорошая шариковая ручка может, как говорится, лажать: ее паста заполнена маслянистыми чернила с очень густой консистенцией, поэтому такие ручки иногда просто не пишут, если находятся в не совсем вертикальном положении. Если в помещении прохладно, шариковая ручка также может плохо писать.

Гладкое и плавное письмо обеспечивают гелевые ручки. Очень удобны ручки с биполярными чернилами, которые иногда ошибочно называют гелевыми. И те и другие неплохо пишут
в прохладных помещениях и на улице, хотя вторые, все же, предпочтительнее. Попробуйте разные ручки, остановив свой выбор на той, которой вы пишите с большим удовольствием.

Ручка, на которую надо сильно давить, чтобы чернила оставались на бумаге, для практики письма не подходит!

4.jpg
Pixabay/Pexels

Еще один немаловажный момент – толщина линий. Обратите внимание на то, какие линии у вас выходят более плавными, более красивыми лично для вас, если хотите. Если почерк получается более читабельный при написании ручкой, у которой паста имеет тонкий кончик с маленьким шариком (если речь идет о шариковой ручке), тогда пользуйтесь ею.

Если вам сподручнее писать более разборчиво с помощью ручки, которая оставляет толстые объемные линии, тогда совершенствуйте свое письмо с помощью такого инструмента. И очень важно, чтобы вам было удобно зажимать пишущий инструмент между пальцев! Тонкая ручка, толстая или средней толщины – все это является делом вкуса.

Многие считают, что очень удобно писать ручкой, которая имеет три грани (это удобно с точки расположения пальцев, о чем мы расскажем чуть ниже). Если корпус ручки состоит из большего числа граней, велика вероятность того, что они будут больно давить на подушечки пальцев – долго писать такой ручкой сложновато. Есть также ручки с мягкими прорезиненными насадками как раз в том месте, где мы держим ее пальцами.

5.jpg
Bich Tran/Pexels

Между прочим, на почерк некоторых людей влияет даже цвет пасты. Ядовито-зеленые чернила или слишком блеклый синий цвет могут раздражать. Но все это – на ваш вкус! Если вы левша, тогда рекомендуется выбрать ручку, дизайн которой был специально разработан для леворуких людей. Иными словами, вы должны выбрать такое «оружие», чтобы его использование доставляло вам удовольствие.

2. Отработайте то, как вы держите ручку

Исходим из того, что мы все – взрослые люди, которые учились в школе и знают, как держать ручку в руке. Однако и тут есть некоторые нюансы, о которых вы, должны быть, подзабыли. Ручку надо обхватить таким образом, чтобы она оставляла на бумаге четкие следы без того, чтобы вы слишком давили на нее.

Стоит ли заморачиваться, если вы используете не совсем те пальцы, которые нас заставляли использовать для того, чтобы держать ручку правильно? Скорее всего, вы так делаете еще со школьной скамьи. Вряд ли вас можно переучить, тем более что делать этого и не нужно – то, какими именно пальцами вы держите ручку, уже является слабым оправданием плохого почерка, коль скоро вы так привыкли писать. Главное – чтобы вам было комфортно ее держать.

6.jpg
Catalin

И все же – как правильно держать ручку?

Многим стоило бы напомнить, как необходимо правильно держать ручку: для фиксации пишущего инструмента при письме необходимо использовать три пальца – большой, указательный, средний. У каждого из этих пальцев имеется своя функция. И если вы с раннего детства держите ее правильно, тогда шансов, что у вас почерк будет более-менее читабельный (или даже каллиграфический!), гораздо больше.

Функция левой стороны среднего пальца заключается в том, чтобы поддерживать ручку – ручка как бы лежит на этом пальце. Указательный палец ложится на ручку, фиксируя ее сверху, а большой палец фиксирует пишущий инструмент слева (именно ручку, а не указательный палец!). Важную функцию выполняет даже мизинец, на верхний сустав которого рука опирается во время письма (как и на внешнюю часть ладони).

Для того чтобы не прилагать усилий при письме, расстояние от кончика ручки до пальцев должно быть примерно полтора-два сантиметра. Наклон ручки по отношению к бумаге – примерно 45 градусов. При этом стремитесь к тому, чтобы обратный конец ручки не был слишком отставлен в сторону от правого плеча. Но и стараться, чтобы он был направлен на правое плечо, тоже не надо – тогда большой палец будет мешать видеть то, что вы пишете.

7.jpg
4maksym/Getty Images Pro

Многие шариковые ручки пишут достаточно плохо, если угол наклона самой ручки по отношению к столу будет слишком острым. Иногда приходится держать ее чуть ли не под углом в 90 градусов, чтобы паста «вытекала» равномерно. Однако такой способ письма не способствует формированию хорошего почерка, так как при этом мы тратим на сам процесс гораздо больше усилий.

Не менее важным для развития или тренировки хорошего почерка является и то, как расположен лист бумаги, на котором вы пишите. Его левый нижний угол должен «смотреть» вам прямо в центр груди, располагаясь примерно там же. Угол наклона листа бумаги по отношению к плоскости, в которой находится ваше тело, должен быть примерно 30 градусов.

Почему ручка для левшей стоит дороже

Пишущий левша всегда вызывает необычный интерес. Причем, не столько из-за того, что он держит ручку в левой руке, сколько из-за того, КАК ИМЕННО он ее держит. Позиция выглядит достаточно неестественно, но в том нет вины леворуких людей. Природа распорядилась таким образом, что если левша будет держать ручку в левой руке точно так же, как правша (только зеркально, естественно), тогда он просто не будет видеть тот текст, который наносит на бумагу.

8.jpg
MichalLudwiczak/Getty Images

Мы уже говорили о том, что для левшей существуют специальные ручки (вернее, ручки, которые имеют специальный дизайн). Такие пишущие инструменты дают возможность левшам не изгибать руку противоестественным образом. Однако рука скользит по тексту и есть риск размазать пасту. Поэтому ручки для левшей имеют не только специальный дизайн, но и оснащены пастой с чернилами, которые быстро засыхают при попадании на бумагу. Стоит ли говорить, что такая ручка стоит значительно дороже ручек для правшей?

3. Следите за своей осанкой

Вы думаете, что вам постоянно напоминали в школе о важности правильной осанки исключительно с точки зрения профилактики сколиоза? А вот и нет! Правильная осанка влияет также и на разборчивость вашего почерка. Спину необходимо держать ровно, однако не стоит ее напрягать. Про позиции пальцев руки, которые не держат ручку, мы уже говорили – они выполняют поддерживающую функцию с мизинцем и внешней частью ладони, лежащими на столе.

Чтобы затрачивать меньше усилий при письме, на вашем письменном столе должно быть достаточно место для того, чтобы почерк получался элегантным, «свободным». Поэтому прочь всякие чашки с кофе, калькуляторы, ноутбуки, папки и прочую кухонную и офисную атрибутику!

9.jpg
Dekdoyjaidee/Getty Images

Освободите стол от всего лишнего, чтобы отставить лист бумаги подальше от вас. Насколько далеко? Так, чтобы оба локтя могли покоиться на столе. Грудью упираться в стол не надо – , как говорится, соблюдайте дистанцию (примерно в два сантиметра).

В процессе написания текста по столу перемещается рука. Положение корпуса, его наклон остаются изначальными. Если, по мере продвижения руки вниз по листу, писать становится неудобно, не надо менять наклон корпуса или слишком загибать руку – вместо этого второй рукой отодвиньте подальше сам лист.

4. Пишите от плеча

Вы подобрали абсолютно устраивающую вас ручку, научились правильно ее держать, приноровились к необходимой осанке. Так почему же на выходе у вас получается прыгающий почерк, а рука устает до такой степени, что ее сводит судорогой? Дело, скорее всего, в том, что в процессе письма вы активно двигаете кистью по отношению к предплечью.

Кисть должна составлять с предплечьем неподвижный тандем. Иными словами, кисть руки не должна изгибаться. А перемещать ручку или перо по бумаге необходимо особым движением, двигая этот тандем с помощью специфического движения плеча. Движение это похоже на то, как будто бы вы внешней частью ладони что-то отодвигаете от себя.

10.jpg
Billion Photos

Итак, пальцы и кисть должны оставаться в исходном положении. Это способствует тому, что почерк получается более беглым, но остается при этом вполне себе читабельным. Правильное перемещение руки по листу бумаги требует определенной практики. Будет возникать искушение изгибать при письме кисть, как вы привыкли делать раньше. Однако вы почувствуете, что кисть и пальцы при таком письме практически не устают. Да и мышцы плеча не чувствуют нагрузки.

Если вам сложно понять, чем именно необходимо двигать, а чем нет при письме, возьмите в руки ручку и сделайте вид, что вы пишите в воздухе – точно так же, как писали на школьной доске в свое время. И тогда вы обратите внимание на то, что кисть ваша совершенно неподвижна по отношению к предплечью, а движение идет как бы от плеча. Такое же движение требуется от нас и при письме на бумаге, расположенной на столе.

5. Не следует торопиться!

Каким образом графологам (то есть специалистам по почерку) удается отличать то, что написано одним человеком, от того, что написано сотнями и даже тысячами других людей? Дело в том, что многие нюансы письма формируются еще в детском возрасте, после чего остаются неизменными на протяжении всей жизни.

11.jpg
Melnikof/Getty Images Pro

Это не означает, что изменить почерк невозможно. Это означает лишь то, что вам вряд ли удастся при беглом письме как-то иначе, чем вы привыкли, соединять между собой буквы, полностью поменять стиль написания некоторых отдельных букв и символов. Конечно, если уделить этому месяцы или даже годы тренировок, тогда есть вероятность, что вы сделаете свой почерк абсолютно неузнаваемым для непрофессионала, который решит сравнить его с тем почерком, который был у вас ранее.

А вот серьезную графологическую экспертизу обмануть достаточно сложно. Сформированный почерк обычно остается таким же, потому что происходит это на уровне рефлекса. Радует то, что рефлекс этот – условный, то есть приобретенный. А это означает, что вам необходимо теперь приобрести другие навыки. Секрет заключается в том, что навыки письма быстро не приобретаются. Основа всего – практика!

Прежде чем вы приноровитесь писать красивее в быстром ритме, поработайте над тем, чтобы сформировать заново базовые навыки письма. Иными словами, учитесь заново соединять буквы, только делайте это так, как положено, руководствуясь общеизвестными правилами письма (да, не поленитесь найти обычный школьный учебник по письму – скачайте с Интернета, в конце концов).

6. Начните с простых вещей

12.jpg
Ralf Geithe/Getty Images Pro

Если помните, все в начальных классах школы (а многие и в дошкольном возрасте) начинали с того, что исписывали уйму страниц всякими черточками, кружочками и прочими закорючками. Коль скоро это не помогло вам сформировать красивый почерк в школьные годы чудесные, рекомендуется вновь вернуться к этому простому заданию.

Хочется верить, что в этот раз никто не будет ронять на лист бумаги обильные слезы, выводя ненавистные фигуры!

Начните с самого простого – с линий. Испишите несколько страниц вертикальными линиями, а затем горизонтальными. Добейтесь того, чтобы линии получались ровными, имели одинаковую длину и были параллельны друг другу. Поработайте над этим упражнением до тех пор, пока не почувствуете, что необходимые линии получаются у вас автоматически.

7. Поработайте над ошибками

Если вам приходится немало писать в течение дня, тогда у вас есть большой материал для того, чтобы поработать над ошибками. В частности, обратите внимание на те символы, которые могут вызывать у вас затруднение. К примеру, вам никак не удается должным образом соблюдать расстояние между буквами. Или у вас некоторые буквы «пляшут», «западают» и тому подобное.

13.jpg
iCantar

Уделите для начала особое внимание какой-то одной вашей ошибке. Теперь, когда вы пишите, старайтесь делать акцент на том, чтобы исправлять именно эту ошибку. Если у вас много ошибок, не стоит пытаться акцентироваться на все сразу во время письма – тогда вы будете писать очень медленно. Поработайте сначала над одной ошибкой, доведите до автоматизма правильное написание, а затем переходите к работе над другой.

По мере того как ваш почерк начнет действительно улучшаться, можно добавить некоторую изюминку к собственному же стилю написания – к примеру, округлять нижнюю часть строчной буквы «р» или верхнюю часть строчной буквы «в» и так далее. Эти маленькие «шалости» сделают ваш стиль письма более индивидуальным и писать будет приятнее. Не будет лишним, если вы начнете украшать вензелями прописные буквы (только не переусердствуйте – текст должен быть разборчивым!).

8. Не упускайте не единой возможно писать от руки

Если появляется хоть малейшая возможность написать что-либо от руки, не упускайте ее и пишите, пишите, пишите… Собрались в магазин – напишите список от руки. Не на клочке бумаги, стоя и огрызком карандаша, а на нормальном листе, соблюдая те условия, которые были предложены для отработки хорошего почерка выше. Даже если у вас отличная память, напишите список, не ленитесь.

14.jpg
southtownboy/Getty Images Pro

Заведите себе обычный ежедневник, в который каждый день записывайте планы на ближайший период. Не сокращайте, пишите полностью. Если у вас необходимость что-либо писать возникает крайне редко, но есть желание улучшить свой почерк (к примеру, чтобы не было стыдно перед своими же детьми школьного возраста, которые пишут разборчивее вас!), заведите рукописный дневник.

Польза будет двойная – и почерк появляется возможность отработать, и самоанализом позаниматься.

Реальную пользу принесет сравнительный анализ текстов, написанных вашей рукой в разные периоды времени. Сравните, к примеру, то, как вы пишете сегодня с тем, как вы писали неделю назад; две недели назад и так далее. Если вы регулярно тренируетесь, тогда прогресс будет налицо. Это означает, что вы увидите воочию результаты своих трудов. Воодушевляться на дальнейшее совершенствование собственными же успехами – что может быть лучше и эффективнее?

Рекомендуется также попросить кого-то из своих знакомых, у кого отличный почерк, написать несколько строк на листе бумаги, которые имеет смысл держать всегда в зоне видимости, когда вы, к примеру, находитесь на своем рабочем месте в офисе или даже дома. Не надо качать каллиграфический текст какого-то гипотетического человека из Интернета! Пусть перед вашими глазами всегда будет реальный пример из жизни, который будет вас стимулировать в вашем стремлении писать красивее.

15.jpg
Pixabay/Pexels

Если прочтение описанных выше упражнений не отбили у вас желания потратить некоторое количество времени и усовершенствовать свой почерк – в добрый час. Если же вы неожиданно передумали заморачиваться данным вопросом… Что же, пусть вас утешает тот факт, что у многих известных исторических личностей (к примеру, у Фрейда и даже у Наполеона) был просто ужасающий почерк!

5 причин, чтобы улучшить почерк

На самом деле, это праздный вопрос. Работа над улучшением письма – это не тот случай, когда от вашей конечной цели зависит подход. Иными словами, совершенно неважно:

·         необходим ли вам каллиграфический почерк;

·         хотите ли вы хотя бы незначительно улучить свое письмо.

На самом деле, немалое число людей в наши дни ручку берет в руки лишь для того, чтобы что-то подписать. Другое дело – это люди тех специальностей, которым часто приходиться писать рукой, а не набивать текст на компьютере. И если лично вы довольно часто пишете от руки, однако крайне недовольны своим почерком, у вас, при известном старании, есть все шансы его исправить.

16.jpg
Visivasnc/Getty Images Pro

Как правило, больше всего рукой приходится писать людям определенных профессий – к примеру, медицинским работникам, преподавателям, юристам и так далее. И у многих из них (особенно у врачей!) настолько отвратительный почерк, что они, наверное, сами не могут ничего понять из перечня продуктов, который составили себе же несколько часов назад для вечернего похода в продуктовый.

Многим часто приходится не на компьютерах писать объяснительные, заявления, приказы и прочее, прочее, прочее…

В общем, мотивация, то есть причины, по которым человек может хотеть улучшить свой почерк, у каждого своя. А вот подходы и принципы, позволяющие исправить почерк (даже тот, который, похож на следы хаотично перемещающегося по бумаге паука, только что выбравшегося из чернильницы), будут одинаковы для всех. Однако вернемся к мотивации…

1. Письмо от руки делает вас умнее

И это не пустое заявление! Результаты исследования (ссылка дана в конце статьи), опубликованного в ежедневной американской газете «Уолл-стрит джорнэл» (The Wall Street Journal), показывают, что письмо от руки улучшает в целом способность людей к обучению.

17.jpg
halfpoint collection

В рамках исследования, проведенного специалистами Индианского университета, штат Индиана, США, были сняты показатели нейронной активности мозга детей четырех и пяти лет от роду. Затем детей разделили на две группы. С каждой группой детей поработали определенный период времени, обучая их буквам и умению различать их. Но в одной из групп детей еще учили и навыкам письма.

Снятая после данного эксперимента активность мозга детей из двух разных групп отличалась коренным образом! Те дети, которых учили не только различать буквы, но и писать их, активность нейронных связей в соответствующих областях практически приблизилась к активности таких связей у взрослого человека.

По мнению ученых, как раз рисование двухмерных рисунков (буквы тоже можно считать двухмерными рисунками!) способствует улучшению способности к усваиванию информации. И это касается не только детей – существуют и другие аналогичные исследования, которые зафиксировали факт улучшения мозговой деятельности у взрослых после некоторого периода тренировки письма от руки.

18.jpg
gvictoria/Getty Images Pro

Более того: некоторые из этих исследований выявили пользу для различных когнитивных процессов,у тех, кто упражнялся в так называемом беглом письме. Примечательно, письмо печатных букв давало гораздо более скромные результаты. Конечно, само по себе письмо не делает нас умнее. А вот работа над развитием каллиграфического почерка способна стимулировать мозговую деятельность.

2. Ручка и бумага во многих случаях удобнее компьютера

Записывать необходимую информацию можно даже на обычный смартфон, не говоря уже о том, если у вас под рукой имеется ноутбук и подходящие условия для его использования. Однако попробуйте в течение короткого периода времени набросать с помощью смартфона определенное количество текста!

Можно не сомневаться, что если организовать этакое соревнование между тем, кто будет записывать текст в смартфон, и тем, кто пишет от руки на бумаге, второй закончит писать гораздо раньше и напишет гораздо больше. Кстати, замечали ли, что на различных официальных мероприятиях или просто в процессе интервью многие журналисты делают заметки в обычном блокноте обычной ручкой?

19.jpg
Poike/Getty Images Pro

Да и на собрания в подавляющем большинстве компаний люди ходят с ручкой и блокнотом (или листом бумаги). Ведь из всего потока слов, высказанных вашим начальством, необходимо выделить главные мысли и успеть зафиксировать их, что невозможно сделать быстро ни при помощи смартфона, ни даже при помощи компьютера (да и на собрание его не притащишь).

3. Ручка и бумага не нуждаются в батарейках

Кто-то может посчитать данный довод притянутым за уши, однако давайте говорить серьезно: в жизни есть ситуации, когда поступающую информацию можно зафиксировать только при помощи ручки и бумаги! Ученые-натуралисты, археологи, геологи и многие прочие представители других достойных направлений деятельности всегда имеют под рукой ручку и блокнот для того, чтобы быстро набросать туда свои наблюдения.

Можно, конечно, записывать важные вещи на диктофон (опять же батарейки нужны!), однако затем информацию необходимо «вытащить». А для этого ее надо… перенести на бумагу или внести в компьютер, потому как с информацией в письменном виде работать удобнее. Но если у того же геолога или археолога почерк, как у заправского семейного врача, тогда времени на расшифровку записей уйдет немало.

4. Написанное от руки сообщение выглядит более индивидуальным

20.jpg
librakv/Getty Images Pro

Почерк позволяет увидеть индивидуальность человека. Для этого совершенно не обязательно быть графологом – достаточно иметь за плечами хоть какое-то образование и жизненный опыт. И если вы хотите произвести на кого-то впечатление, отправив кому-либо личное приглашение или предложение о сотрудничестве, грамотный текст, написанный от руки (грамотный и близкий к каллиграфическому) расположит этого человека к вам гораздо быстрее, чем шаблонные печатные буковки.

Более того – письмо от руки позволяет передавать свои эмоции, которые невозможно передать, напечатав текст на компьютере. Согласитесь, приятнее получать те же поздравительные открытки от своих родных, подписанные от руки. От таких открыток веет естественной душевной теплотой. Да что там говорить – если понадобится вручить записку предмету ваших воздыханий со словами «Я люблю тебя!», вряд ли вы выберите компьютер для написания этой записки!

В конце концов, каллиграфический текст выглядит красивее печатного. Возможно, и этот довод покажется вам малоубедительным, однако попробуйте сравнить два текста: один, написанный печатными буквами, а второй – курсивом. По-любому курсив выглядит более приятно и эстетично.

5. Умение красиво писать от руки позволяет лучше понимать рукописные тексты других людей

21.jpg
Miguel A. Padrinan/Pexels

И это абсолютно логично! Многие историки, работающие с архивными документами, вынуждены буквально продираться сквозь дебри чужих почерков людей, которые давно канули в лету. А ведь далеко не все из этих людей обладали тем самым каллиграфическим почерком! Умение же писать красиво и разборчиво, как результат многолетней работы над собой, позволяет разбираться лучше в чужих каракулях.

Читайте также: Тест: Узнай свое здоровье по почерку

А попробуйте предложить какую-нибудь более-менее старинную рукопись человеку, который, образно говоря, кроме букв шрифта Time New Roman ни с какими другими вариантами написания и не сталкивался никогда! Никаких нервов такой персоне не хватит, чтобы понять, что там писали наши деды и прадеды. Кстати, о нервах: если вы много пишете от руки и делаете это с удовольствием и красиво, ваши нервы почти наверняка будут значительно крепче нервов того человека, который все пишет строго на компьютере.

Содержание статьи

  • Зачем исправлять почерк?
  • Как исправить почерк и правильно держать ручку?
  • Что такое «хороший почерк»?
  • Плохой почерк или плохое рабочее место?
  • Как исправить почерк? Упражнения
    • Воздушное письмо
    • «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали»

Зачем исправлять почерк?

«Плохой» почерк почти перестал быть проблемой. В век, когда многие давно не пишут рукописных текстов, кажется, что можно ничего не менять. На самом деле, проблема плохого почерка глубже, чем кажется. Почерк напрямую связан с развитием моторики, поэтому работать над ним — полезно. Если человек недоволен своим почерком или ребенок пишет «как курица лапой», существует ряд правил и упражнений. Как исправить почерк? Расскажем в нашем материале.

Как исправить почерк и правильно держать ручку?

Почерк зависит от того, как человек держит ручку. Нередко еще в детском возрасте возникает неправильный захват. Учиться писать с ручкой в кулаке — плохая затея. Лучше сразу брать пишущий предмет правильно. Верный захват иногда называют «крокодильчиком».

как правильно держать ручку

В захвате участвую три пальца — большой, указательный и средний. Два свободных пальца — безымянный и мизинец прижаты к ладони. Есть два способа привыкнуть к верному захвату:

  • Зажимать безымянным пальцем и мизинцем кусочек марли, ваты или салфетки;
  • Использовать специальное приспособление для установки правильного захвата. Такие часто встречаются в канцелярских магазинах.

Что такое «хороший почерк»?

Хороший почерк отличает совокупность нескольких факторов:

  1. Правильная форма букв: проследите, чтобы буквы не дублировали друг друга, буква «п» на письме не напоминала «и». Буквы должны быть примерно одного размера, если одну вы пишете слишком узко, а другую — слишком широко, текст выглядит некрасиво. Почерк может быть слишком витиеватым или наоборот — буквы как-будто не дописаны.
  2. Наклон: отклонение от «нормы» письма сильно влияет на почерк. В идеале все буквы имеют легкий наклон вправо.
  3. Интервал: расстояние между буквами и словами должно быть одинаковым.
  4. Нажим: старайтесь всегда писать с одинаковым нажимом.

Плохой почерк или плохое рабочее место?

как исправить почерк: советы

Кроме правильного захвата ручки, надо проследить за тем, как сидит пишущий человек. Обратите внимание на то:

  • Как обустроено место для письма;
  • Правильно ли установлен источник света;
  • Удобен ли стул;
  • На каком расстоянии находится стол;
  • Проследите за осанкой пишущего и положением руки.

Как исправить почерк? Упражнения

Почерк часто портится у тех, кто вынужден писать слишком много текста. Рука в этом случае просто устает. В этом случае можно сделать простое упражнение:

Воздушное письмо

Возьмите ручку или карандаш, согните руку в локте (на угол около 70–80 градусов) и начинайте писать воображаемые слова в воздухе. Делайте буквы крупными — в этом случае при выписывании будут задействованы не только кисть и пальцы, но и вся конечность от плеча, включая запястье и предплечье. Если писать всей рукой, утомление от письма будет меньше.

«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали»

Это простое, известное еще со школьных времен, упражнение, позволяет отдохнуть и расслабить кисть. В течение минуты надо сжимать и разжимать кисть, широко расставляя пальцы рук. Для детей можно прочитать небольшой стишок: «мы писали, мы писали, наши пальчики устали, а теперь мы отдохнем и опять писать начнем».

Если речь идет о ребенке, то в ход должны пойти прописи и правильная мотивация.

Лайфхак: если ребенок не хочет писать в прописи буквы, можно обводить рисунки или красивые узоры.

Для взрослых существуют специальные курсы каллиграфии, которые научат не только красиво писать, но и оформлять открытки или поздравительные письма.

Проследите за письменными принадлежностями. Ручка, карандаш и бумага должны быть качественными. Детям рекомендуется простая шариковая (не гелевая) ручка

Хороший почерк вырабатывается не сразу, поэтому стоит запастись терпением и тренироваться каждый день. Психологи утверждают, что правильные привычки вырабатываются за 21 день. Возможно, это — именно тот срок, который поможет вам улучшить свой почерк!

Читайте также:

  • Раннее развитие: вредно, бесполезно или необходимо?
  • Рано? Поздно? Вовремя? Норма и не норма в развитии ребенка

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Плохой почерк у ребенка может стать причиной низкой успеваемости в школе: согласно критериям оценивания, разработанным Министерством образования, учителя младших классов обязаны снижать оценки за корявые строчки. Если проблему не решить в первом классе, дальше она только усугубится. В конце концов, ребенок может начать писать вовсе нечитаемый текст, который не расшифрует даже он сам.

Чтобы исправить почерк, существуют определенные упражнения. Выполняя их, ребенок постепенно научится писать красиво и правильно. Не стоит рассчитывать только на школьных педагогов. Совершенствование техники письма – это совместная работа учителя, ученика и родителей.

А НУЖНО ЛИ ВОЛНОВАТЬСЯ?

Первым делом стоит пояснить, что плохой почерк – понятие субъективное. Если вам самим он не нравится, это не значит, что у ребенка есть проблемы. Другое дело, когда замечание делает учитель.

Педагоги обращают внимание на действительно важные моменты:

  • текст «уезжает» вверх или вниз, находится не на линии;
  • нет интервала между словами;
  • ребенок пишет в произвольной части листа;
  • слишком мелкие или крупные буквы;
  • разный наклон и размер букв и слов;
  • слишком слабый или сильный нажим;
  • неправильное соединение букв (А и О в тексте не отличаются);
  • одинаковое написание разных букв (Н, И, П, К и других).

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ПИШЕТ «КАК КУРИЦА ЛАПОЙ»?

Многие родители объясняют плохой почерк ленью, чертами характера и даже полом ребенка. Мол, мальчики не склонны старательно выводить буквы. Это мнение ошибочно и даже опасно. Ведь как борются с ленью? Правильно, удвоенной нагрузкой. Ученика заставляют выводить буквы раз за разом, вызывая тем самым стойкую неприязнь к письму и школе в принципе.

Запомните – каждый ученик хотел бы писать красиво, получать хорошие отместки и слушать похвалу. Никто не принимает решения писать как «курица лапой». У одних красивые буквы получаются сами собой, а другие вынуждены сильно стараться, и все равно почерк получается неидеальным. Причины нужно искать глубже.

Навыки письма стоят на трех китах:

  1. Функциональная готовность к письму. Психические функции должны быть достаточно развиты, чтобы ребенок мог писать.
  2. Социально-педагогический аспект. Весомую роль играет дошкольное образование, отношение в семье к чтению, характер общения со взрослыми, и педагогами в том числе.
  3. Уровень мотивации. Чтобы красиво писать, ребенок должен хотеть учиться.

Из этих основ складывается грамотность ученика. Если один пункт нарушен, будут возникать те или иные проблемы в обучении в школе. Плохой почерк – это сигнал, что ребенку необходима помощь.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЧИНЫ

В это трудно поверить, но недавно специалисты установили, что первоклассники на уроках письма испытывают такие же по силе нагрузки, как космонавты во время старта. То, что кажется взрослому простым, ребенку дается неимоверно сложно.

Ситуация усугубляется, если имеют место следующие факторы:

  • Неудобное рабочее место. Если школьник сидит или держит ручку неправильно, он быстро устает. Это непременно отражается на почерке. Попробуйте сами написать предложение, заняв неудобную позу. А если еще и тетрадь постоянно сползает, а пальцы соскальзывают с ручки?
  • Недостаточный уровень развития мелкой моторики. Написание букв требует выверенных движений пальцами и кистью руки. Если моторика у ребенка развита слабо, то письмо ему будет даваться тяжело.
  • Недостаточный уровень пространственного восприятия. Чтобы выводить красивые буквы, нужно хорошо ориентироваться на листе бумаге. В 6–7 лет дети могут еще не уметь соотносить буквы с клетками, определять право и лево, рассчитывать отступы.
  • Сильное потрясение (развод родителей, смерть близкого человека, сложная адаптация к школе) или болезнь. Если в период активного обучения письму ребенок испытывал сильный стресс или тяжело болел, неудивительно, что он будет отставать от сверстников. Почерк может даже ухудшиться. Скорее всего, будет наблюдаться «откат» по всем предметам и сферам деятельности ребенка.

ПРИЧИНЫ ПЛОХОГО ПОЧЕРКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Нейропсихология помогает понять связь между поведением ребенка и функционированием головного мозга. За плохим почерком практически всегда стоит незрелость определенных его отделов.

  • Если спустя короткое время школьник начинает зевать, вертеться на стуле, ронять ручку, у него недостаточно развит первый блок. Он отвечает за активацию мозга. Чтобы «включиться», ребенку нужно больше кислорода. Для этого усиливают кровоток с помощью специальных упражнений и дыхательной гимнастики.
  • При зеркальном написании букв, путанице, неправильном расположении текста в тетради незрелым оказывается второй блок. Он включает в себя зрительный, слуховой и кожно-кинетический анализ, а также фонематический слух, ориентацию в пространстве и зрительное восприятие.
  • Если ребенок знает правила, но пишет все равно с ошибками, не соблюдает нормы поведения, то неразвит третий блок. Это блок программирования и контроля.

Неразвитые блоки можно «запустить» с помощью специальных игр и упражнений, дыхательной гимнастики, занятий на свежем воздухе. Адекватное развитие ребенка поможет преодолеть трудности. Если проблема серьезная, можно подключить нейропсихолога. С помощью специальных методик специалист может перераспределить функции структур мозга, даже если они поражены.

ПЛОХОЙ ПОЧЕРК У РЕБЕНКА ВО 2 КЛАССЕ

В первом классе плохой почерк не редкость. Дети только изучают правописание и тренируются красиво выводить буквы. Почерк совершенствуется в течение учебного года. Но если проблема остается актуальной и во 2 классе, это серьезный повод задуматься. Среди возможных причин плохого почерка может быть дисграфия и синдром двигательной расторможенности.

ДИСГРАФИЯ

Дисграфией называют неврологическое расстройство, которое выражается в серьезных затруднениях моторных и сенсомоторных функций. Дословно дисграфия переводится как «трудно писать».

Характерные симптомы:

  • плохой почерк;
  • проблемы с орфографией;
  • ребенок испытывает сложности при изложении мыслей на бумаге.

Различают 3 основных вида дисграфии:

  1. Дислексия. Проявляется в неразборчивом написании букв, ошибках в произношении. Ребенок неправильно говорит и пишет. Но при этом он способен без ошибок переписать текст.
  2. Моторная дисфункция, двигательная расторможенность. Из-за проблем с двигательными навыками дети неразборчиво пишут и переписывают буквы и слова.
  3. Пространственная дисфункция. Дети плохо ориентируются в пространстве, неразборчиво пишут и переписывают. Могут начать писать в середине листа, выйти за поля, перенести слово на следующую страницу.

Поставить соответствующий диагноз могут логопед и психоневролог после 7–8 полных лет. При подозрении на дисграфию исключаются нарушения слуха и зрения.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

В первую очередь, нужно поддержать ребенка, а не ругать. Попробуйте сесть и вместе разобраться, почему у него не получается писать буквы красиво и аккуратно. Поговорите с учителем. Если есть подозрения на расстройство, проконсультируйтесь у специалистов: логопеда, психоневролога, нейропсихолога.

Общие советы и правила, которые помогут исправить плохой почерк у ребенка:

  • Правильное и комфортное рабочее место. Парта должна соответствовать росту ребенка. Важно, чтобы его ноги стояли на полной ступне, сгибались под прямым углом, а спина поддерживалась высокой спинкой стула. Столешница должна находиться чуть ниже солнечного сплетения. Во время письма спина опирается на спинку, а локти слегка выпирают за край стола. Такое расположение позволяет долго не уставать, а еще предупреждает проблемы с осанкой. Также поможет улучшить почерк наклон столешницы – 10–15 градусов. Он обеспечивает легкое скольжение и перемещение руки по строке.
  • Полиэтиленовые обложки. Полиэтилен липнет к столу и не дает тетради скользить. Поэтому в начальных классах школы нужно отдать предпочтение тоненьким полиэтиленовым обложкам вместо твердых пластиковых.
  • Правильная ручка и способ ее удержания. Важно, чтобы пальцы школьника не скользили по ручке, а сама она легко писала. Оптимальная длина – 15 см, диаметр – 6–7 мм. Во избежание соскальзывания пальцев стоит выбрать ручку с резиновой накладкой или зазубринами в месте удержания. Также стоит проконтролировать захват. Правильно, если ручка лежит на левой стороне среднего пальца, а указательный палец только поддерживает ее и может легко подниматься. Расстояние до кончика стержня – 2 см – должно быть свободным, чтобы ребенок видел, что он пишет и как.
  • Пальчиковая гимнастика и игры на развитие мелкой моторики. Написание букв – сложная задача для первоклассника. Она требует мелких движений, которые еще не совсем привычны. Чтобы снять напряжение с пальцев, нужно каждые 15 минут делать гимнастику – сжимать и разжимать кулачки, стряхивать кисти, «играть на пианино». Также не будут лишними занятия и игры на развитие мелкой моторики. Полезно расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать узелки, нанизывать бусинки на нитку, плести косички, перебирать крупы, лепить фигурки из пластилина.
  • Развитие пространственного восприятия. Отсутствие отступов, путаница в написании схожих букв (Х и Ж, М и Ш, Ш и Щ) – следствие плохой ориентации на листе бумаги. Чтобы ее развить, следует писать графические диктанты и играть в «найди сокровище» (см. далее).
  • Калька. Сверху рабочей страницы положите кальку. Через нее будут видны буквы. Пусть ребенок обведет через нее напечатанный образец, напишет букву через кальку 2–3 раза. После этого нужно сразу писать в чистовик. Так рука привыкнет писать красивым почерком и не будет уставать от длительных тренировок в черновике.
  • Зебра. Подкладывайте под страничку тетрадки разлинованный листок с наклонными линиями – зебру. Это полезное приспособление поможет соблюдать наклон и одинаковый размер букв.

Следует помнить, что дети достаточно быстро устают. По истечении 15 минут непрерывного письма буквы начнут «плясать» даже у самого прилежного ученика или ученицы. Необходим отдых. Устройте перерыв и поиграйте в увлекательные и полезные игры. Чередуйте 15 минут занятий и 10 минут игр.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ

Игра – лучший способ обучения детей. Она позволяет весело и с пользой провести время. Ребенок совершенствует навыки незаметно для себя.

Во что полезно играть при плохом почерке?

  • Графический диктант. Суть игры заключается в том, чтобы нарисовать рисунок, двигаясь по клеточкам по заданному алгоритму. Ребенку выдается листок бумаги в клетку и ручка. Взрослый задает направление: 1 клетку вверх, 2 клетки вправо и т. д. В конце, если все выполнено правильно, получается фигурка животного, самолет, машинка. Фигуру можно раскрасить.
  • Найди сокровище. Спрячьте игрушку в комнате и опишите путь, который ребенок должен преодолеть, чтобы ее найти. Например: сделай 2 шага вперед, от стола 3 шага направо, повернись налево и пройди еще 5 шагов к шкафу.
  • Гарри Поттер. Предложите ребенку окунуться в мир волшебства и написать послание любимым героям перьевой ручкой. Дело в том, что писать ею можно только при правильном наклоне и удержании, иначе чернила либо не будут вытекать, либо оставят кляксы. Многочисленные исследования подтвердили, что написание пером помогает выработать красивый почерк. А чтобы ребенку было интересно заниматься, можно провести параллель между Гарри Поттером, где все герои использовали перья вместо ручек.
  • Пальчиковый твистер. Это миниатюрная версия популярной игры. Она улучшает мелкую моторику и способствует развитию координации пальцев. Правила практически такие же, как в обычном твистере. Игроки по очереди кидают кубики. На одном указан цвет, на втором – палец, который нужно переместить. Рабочая рука располагается на поле с разноцветными кружками. Когда нужное положение принято, нужно сплясать пальчиками. Кто не сможет выполнить, выбывает из игры.
  • Театр теней. Выключите свет, включите фонарик и направьте его на стену. Подойдите поближе к световому пятну и переплетите руки. Они будут отбрасывать замысловатую тень. Научитесь делать бабочку, собаку, зайца, лебедя, цветок. Придумайте с ребенком сюжет и покажите его на стене.

ПЛОХОЙ ПОЧЕРК У РЕБЕНКА С ДВИГАТЕЛЬНОЙ РАСТОРМОЖЕННОСТЬЮ ИЛИ ДИСГРАФИЕЙ

Активные дети, которые не могут усидеть на месте, вполне закономерно имеют очень плохой почерк. Если вашему ребенку поставлен диагноз «синдром двигательной расторможенности» или «дисгафия», то заниматься коррекцией нужно со специалистами. Они помогут составить индивидуальный план работы, который может включать медикаментозное лечение, гимнастику, физические упражнения, домашние задания и игры, а также занятия с логопедом-дефектологом.

Многие пытаются улучшить почерк, заставляя ребенка переписывать буквы снова и снова. Однако этот метод не работает. Таким образом можно лишь вызвать отвращение к учебе. К решению проблемы необходимо подходить творчески. Используйте игры и интересные задания. Замечайте и хвалите даже небольшие достижения юного ученика. Не наседайте и действуйте мягко. Если чувствуете, что не справляетесь, подключите специалистов. Общими усилиями вы быстро достигните успеха.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Вас когда-нибудь принимали за врача, когда кто-нибудь видел ваш почерк? Даже у детей в начальной школе почерк разборчивее, чем у вас? Плохой почерк нередко вызывает смущение, кроме того, он значительно снижает шансы на успех в академической и профессиональной сферах жизни. Ваш почерк становится все хуже и хуже? Мы предлагаем вам предпринять усилия и сделать ваш почерк более красивым.

  1. 1

    Напишите абзац. Выберите тему (что-нибудь из реальной жизни) и напишите хотя бы пять предложений об этом. Если настрой некреативный, просто перепишите отрывок из книги или газеты. Цель всего этого — понять, как обычно выглядит ваш почерк. Чем больше вы напишете, тем более точным будет ваш анализ.

  2. 2

    Выявите основные формы. Ваш почерк полон петелек и округлостей? Или вы из тех, чей почерк состоит из прямых, жестких линий? В почерке просматриваются жесткие углы? Буквы сливаются вместе?

  3. 3

    Обратите внимание на наклон. Угол, под которым вы пишете буквы, может как украшать, так и портить ваш почерк. Буквы вашего почерка стоят перпендикулярно линии под ними? Наблюдается ли значительное отклонение вправо или влево? Небольшой наклон чаще всего не является проблемой, но слишком сильный наклон усложняет чтение.

  4. 4

    Обратите внимание на выравнивание. Написанные строчки уходят вверх или вниз? Накладываются на линии тетради или друг на друга? У каждого слова свой угол наклона, или вся строчка текста одинаково отклоняется от линии?

  5. 5

    Рассмотрите внимательно интервалы. Расстояние между словами и буквами также поможет вам определить качество вашего почерка. Между словами расстояние должно быть достаточным для того, чтобы вписать в него букву «О». Если интервал между словами больше или меньше, это может быть признаком плохого почерка. Обратите внимание также и на расстояние между отдельными буквами. Слишком тесный и слишком растянутый почерки также трудны для чтения.

  6. Изображение с названием Improve Your Handwriting Step 6

    6

    Обратите внимание на размер. Оказывается, размер имеет значение (как минимум, когда дело касается почерка). Ваш почерк заполняет все пространство между линиями? Вы можете поместить все слова, не занимая и половины высоты строчки? Вам следует избегать обеих крайностей: расстояние между словами и разделительными линиями не должно быть ни большим, ни маленьким.

  7. 7

    Проанализируйте качество линий. Посмотрите на линии, из которых состоят написанные вами буквы. Они искажены чрезмерным давлением на ручку/карандаш, или же они слишком бледные, и их трудно читать? Линии букв четкие и ровные, или же волнистые и неясные?

  8. Изображение с названием Improve Your Handwriting Step 8

    8

    Определите все недостатки вашего почерка. Обдумайте все вышеупомянутые моменты и определите, что в почерке нуждается в улучшении? Возможные изменения могут касаться формы букв, расстояния между ними, расстояния между словами, выравнивания, размера букв, качества линий и наклона слов. Улучшив один или более из названных параметров, вы повысите читаемость вашего почерка в целом.[1]

  9. 9

    Ознакомьтесь с другими почерками для вдохновения. Итак, теперь вы знаете, что ваши буквы слишком большие, а их форма слишком круглая, но что дальше? Отправляйтесь на сайты, посвященные каллиграфии, и посмотрите, какой почерк вам понравится. Скопируйте каждый стиль, который вам по силам повторить. Не бойтесь испробовать примеры почерков, которые значительно отличаются от вашего, ведь в дальнейшем вы выберете отдельные понравившиеся аспекты, а не будете пытаться применить абсолютно новый почерк.

    Реклама

  1. 1

    Пишите в воздухе. Чаще всего люди с плохим или неразборчивым почерком просто не имели должной тренировки соответствующих мышц рук, кистей и плеч. Не пытайтесь «рисовать» буквы кистью, — вместо этого пишите всей рукой до плеча. Чтобы почувствовать, о чем идет речь, попробуйте писать предложения пальцем в воздухе. Так вы будете задействовать все мышцы руки и плеча, благодаря чему ваш почерк улучшится, перестанет выглядеть неопрятно и спутано.

  2. Изображение с названием Improve Your Handwriting Step 11

    2

    Поправьте хват, которым вы держите ручку/карандаш. Ручку или карандаш следует держать между большим, указательным и (необязательно) средним пальцами. Конец ручки/карандаша должен лежать на ребре ладони или на суставе указательного пальца. Если вы держите инструмент для письма слишком крепко или слишком слабо (описанным хватом или любым другим), ваш почерк будет плохим. Вы добьетесь лучших результатов, если будете держать ручку/карандаш, отступив 1/3 длины от пишущего края.[2]

  3. 3

    Потренируйте базовые элементы. За постоянными неудачами в почерке стоит непостоянность и неравномерность букв, форм и интервалов. Каждая буква состоит из прямых линий, кругов или полукругов, так что уделите время тренировке этих элементов. Испишите весь лист параллельными вертикальными и диагональными линиями. Аналогичным образом испишите весь лист кружками, овалами и производными от них. Когда вы научитесь выводить одинаковые линии снова и снова, то будете готовы переходить к целым буквам.[3]

  4. Изображение с названием Improve Your Handwriting Step 13

    4

    Посмотрите, как пишется каждая буква (в прописях или в интернете). Хотя каждый человек пишет по-своему, есть абсолютно конкретный способ написания каждой буквы алфавита. Следуя правильной инструкции по написанию каждой буквы, вы значительно улучшите почерк в целом. Например, вместо того чтобы начинать писать букву «б» с верхнего хвостика, начинайте ее с внутренней петли. Потренируйтесь в правильном написании каждой буквы, как вы делали это в детском саду или школе.

  5. Изображение с названием Improve Your Handwriting Step 14

    5

    Пробуйте использовать разные письменные принадлежности. Хотя это может показаться слишком дотошным, но факт остается фактом: разные люди могут улучшить/ухудшить свой почерк, используя разные инструменты для письма. Помимо традиционных механических карандашей попробуйте разные ручки, в том числе шариковые, капиллярные и перьевые. Когда вы найдете инструмент, письмо которым будет доставлять вам удовольствие, ваш почерк может улучшиться сам по себе.

  6. Изображение с названием Improve Your Handwriting Step 15

    6

    Потренируйтесь в написании всех букв алфавита. Все верно: словно вы вновь оказались в первом классе, вам нужно заполнить строчку за строчкой всеми буквами алфавита (в строчном и заглавном варианте). Используйте вдохновение, полученное от посещения сайтов по каллиграфии, а также анализ, который вы проводили при исследовании своего почерка, — все это поможет вам сосредоточиться на том, что необходимо изменить. Если проблема в наклоне, поставьте себе задачу писать буквы строго вертикально. Если вы пытаетесь изменить форму букв, сосредоточьтесь на повторении форм, которые вы выбрали при посещении сайтов по каллиграфии.

  7. Изображение с названием Improve Your Handwriting Step 16

    7

    Совершенствуйте новоприобретенные навыки и доводите их до автоматизма. Когда вы будете уверены в том, что каждая буква теперь идеальна, тренируйтесь писать целые слова и предложения. Для этого вы можете использовать одну из панграмм (предложения, в которых присутствуют все буквы алфавита), например: «Южно-эфиопский грач увёл за хобот мышь на съезд ящериц». Переписывайте это предложение снова и снова. Возможно, это занятие покажется вам монотонным, однако здесь стоит вспомнить поговорку: «Повторение — мать учения».

  8. Изображение с названием Improve Your Handwriting Step 17

    8

    Всегда пишите от руки. Откажитесь от возможности сдавать сочинения в напечатанном виде, переписывайтесь с друзьями в рукописном формате. В целом пишите от руки каждый раз, когда это возможно. Если вы будете записывать информацию от руки при каждом удобном случае, это принесет вам большую пользу и позволит улучшить почерк настолько, насколько это возможно. Процесс улучшения потребует времени — мышцы, необходимые для легкого и гладкого письма, будут развиваться постепенно.[4]

    Реклама

Советы

  • Буквы должны быть одинакового размера. Это сделает ваш почерк аккуратным и опрятным.
  • Не спешите! Ваш почерк будет улучшаться быстрее и заметнее, если вы будете учиться внимательно и без спешки.
  • Чтобы сделать процесс интереснее, попробуйте написать предложение: «Южно-эфиопский грач увёл за хобот мышь на съезд ящериц». Напишите это строчными и заглавными буквами. Эта фраза (как и другие панграммы) содержит все буквы алфавита.
  • Чтобы почерк был ровным, пишите на разлинованной бумаге.
  • Старайтесь писать хотя бы один абзац в день. Это поможет вам улучшить ваш почерк.
  • Используя хороший карандаш или ручку, вы приблизите себя к красивому почерку.
  • Для вдохновения держите перед глазами несколько страниц, написанных красивым почерком. Это будет для вас образцом.
  • Используйте карандаш или ручку, которые вам нравятся.
  • Используйте качественные письменные принадлежности (чем писать, и на чем писать), — это влияет на удобство письма.
  • Вот еще одна панграмма: «Чушь: гид вёз кэб цапф, юный жмот съел хрящ».

Реклама

Предупреждения

  • В процессе письма не давите на кончик ручки слишком сильно, иначе у вас может случиться «писательская судорога» (писчий спазм — перенапряжение мышц кисти).
  • Во избежание писчего спазма задействуйте запястье и руку, а не только пальцы. К тому же не сжимайте ручку слишком сильно, от чего качество письма значительно улучшится.
  • Во время тренировок почерка не тратьте бумагу зря. Используйте лист бумаги несколько раз, не забывайте писать на обеих сторонах.
  • Не выбрасывайте образцы и черновики. Возможно, они понадобятся вам в качестве напоминания о том, как должны выглядеть ваши буквы, и чего делать не следует.

Реклама

Источники

Об этой статье

Эту страницу просматривали 241 166 раз.

Была ли эта статья полезной?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Неторопливо взмахивая косматыми гривами подножие утеса было бито волнами грамматическая ошибка
  • Нечеткий экран монитора как исправить
  • Нет подключения к сети на ноутбуке как исправить вай фай
  • Нетворк еррор как исправить
  • Нечеткая фотография как исправить