ВАРИАНТ № 1.
1. Отметьте слово с ударением на первом слоге.
А) ДО-ГО-ВОР В) И-СКРА
Б) ГНА-ЛА Г) ШО-ФЕР
2. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
А) чёрный рояль В) яблочное повидло
Б) покрыть толью Г) огромный мозоль
3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р.п. от существительных
мн. числа.
А) килограмм помидоров В) несколько башкиров
Б) табор цыган Г) герои басней
4. Отметьте неправильное сочетание слов.
А) принять меры В) принять решение
Б) предпринять меры Г) предпринять шаги
5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко.
Б) Проснувшись от холода, я увидел, что уже семь часов.
В) В комнате был камин, в котором уже давно не разжигали огонь и служивший
жильцам полкой.
Г) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности
полтора года.
6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Писатель подробно описывает о жизни.
Б) Эта истина очевидна для всех.
В) Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?
Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,
Россия, Италия, Франция и др.
Д) Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.
7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Я согласился на это скрипя сердцем.
Б) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.
В) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.
Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.
8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Наконец его давнее стремление стать лётчиком осуществилось
Б) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.
В) Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.
Г) Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.
9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Незнакомая женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы
встретиться с исполнительницей главной роли.
Б) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.
В) Определяя творческую задачу, молодой поэт восклицает, что « хочу воспеть
свободу миру!..».
Г) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир.
ВАРИАНТ № 2.
- Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) ЗВО-НИТ В) КА-ТА-ЛОГ
Б) КУ-ХОН-НЫЙ Г) АЛ-ФА-ВИТ
- Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
А) жареный картофель В) чёрное кофе
Б) густой вуаль Г) компетентное жюри
- Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.
А) нашествие варваров В) оружие осетинов
Б) пара резиновых сапогов Г) отряд солдат
- Отметьте неправильное сочетание слов.
А) надеть шляпу В) одеть очки
Б) надеть на палку Д) одеть ребёнка
- Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
А) Создавая ценности, человек обновляет себя.
Б) Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.
В) Этот новый роман, опубликованный в журнале «Юность» и который рассказывает о
событиях последних лет, очень понравился мне.
Г) Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.
Б) Море глаз устремились на знаменитого актёра.
В) Кротким характером девушка выдалась в отца.
Г) В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.
Д) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Ваше предложение мне совсем не по душе.
Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.
В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.
Г) Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.
8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Большинство летних месяцев я провёл на даче.
Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.
В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.
Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.
9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц,
так как уходит в отпуск.
Б) Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».
В) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.
Г) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.
ВАРИАНТ № 3.
- Отметьте слово с ударением на третьем слоге.
А) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ В) ХО-ДА-ТАЙ-СТВО-ВАТЬ
Б) ИН-ДУСТ-РИ-Я Г) ЗА-КУ-ПО-РИТЬ
- Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
А) моют шампунью В) вкусный студень
Б) полученная бандероль Г) новая тюль
- Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных
мн. числа.
А) десять гектар В) пара ботинок
Б) жилище якутов Г) забрал из ясель
- Отметьте неправильное сочетание слов.
А) проявить способности В) проявить интерес
Б) проявить образцы труда Г) проявить сознательность
- Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
А) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.
Б) На почте упаковывали посылки, отправляющиеся беженцам.
В) Приехав в Париж, его пригласили в посольство.
Г) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и
который притягивал его.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Бездна звёзд смотрели на меня в ночной тиши.
Б) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.
В) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалёк к
истине.
Г) Витя – ужасный невежда в музыке.
Д) Девочка окунула мордочку голодного котёнка в молоко.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Ему везёт: что бы он ни натворил, всё сходит с рук.
Б) Прошло всего лишь несколько часов.
В) Всегда и во всём надо понимать меру.
Г) Пологий берег реки зарос густыми зарослями.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Этот человек произвёл на меня большое воздействие.
Б) Сегодня праздник, но у меня самое будничное настроение.
В) Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все доку-
менты.
Г) За торт можно оплатить в первой кассе.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Сократ знал, что «я знаю, что я ничего не знаю».
Б) Главный герой романа не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру.
В) Франция, в особенности Париж, давно привлекает русских художников.
Г) Паренёк поинтересовался у нас, как долго мы ещё будем заняты и сможем ли
ему помочь.
ВАРИАНТ № 4.
- Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) КВАР-ТАЛ В) КРО-ВИ (АНАЛИЗ)
Б) САН-ТИ-МЕТР Г) НА-ЧАЛ
- Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительных.
А) отметить в табели В) блестящее монисто
Б) чёрный кофе Г) звучный контральто
- Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.
А) купил мандаринов В) не нашёл носок
В) досидел до сумерек Г) две пары туфлей
- Отметьте неправильную форму множественного числа.
А) доктора В) инженера
Б) выговоры Г) катера
- Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
А) Наклонясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.
Б) Будучи проездом в провинциальном городе, известного профессора пригласили
посетить местный университет.
В) В комнате был камин, в котором давно не разжигали огонь и служивший
жильцам полкой.
Г) Проснувшись от холода, я увидел, что было уже семь часов.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Артист был удостоен высокой наградой.
Б) Она прошла мимо, не удостоив меня даже взглядом.
В) Все, даже лучшая подруга, отвернулись от меня в трудную минуту.
Г) Старики снисходительны до шалостей детей.
Д) Море глаз устремились на знаменитого актёра.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Между ними произошёл далеко не приятный разговор.
Б) Все вздрогнули от резкого звука, а он и глазом не моргнул.
В) Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы.
Г) Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой
ноге.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Николай выбрал самый кратчайший путь к дому.
Б) В этом зале музея представлены изделия народных умельцев.
В) На будущий день началось обсуждение текущих дел.
Г) Маяковский стоял у источников новой поэзии.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.
Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.
В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.
Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время
на подготовку.
ВАРИАНТ № 5.
- Отметьте слово с ударением на третьем слоге.
А) БА-ЛО-ВАТЬ В) ДРЕ-МО-ТА
Б) КОМ-БАЙ-НЕР Г) НА-МЕ-РЕ-НИЕ
- Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.
А) серый кенгуру В) полная гостей зала
Б) чёрная вуаль Г) новенькая экю
- Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных
мн. числа.
А) партия кадетов В) падал с плечей
Б) килограмм помидор Г) несколько ремёсел
- Отметьте неправильную форму мн. числа.
А) офицера В) колокола
Б) корректоры Г) штемпеля
- Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Владельцы земельных участков вносят в казну города земельный налог,
устанавливающий в соответствии с законодательством.
Б) Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать.
В) В зале не раз вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты.
Г) Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Мой друг всегда полон новыми идеями.
Б) Лектор оперировал с точными фактами.
В) Эта женщина – прекрасный повар.
Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,
Россия, Италия, Франция и др.
Д) В лаборатории накоплен достаточный опыт по использованию новых материалов.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) По вечерам отец часто рассказывал нам любопытные истории из своей жизни.
Б) В конце ХV111 века страна была разделена на три неравные половины.
В) Я не ударил лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.
Г) Однажды на рыбалке случился с ним такой случай.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Наш завод производит телевизоры высокого качества.
Б) Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
В) Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам.
Г) Первая премьера этого балета состоялась в Риге.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Раскольников спросил у Сони, что может ли она простить его.
Б) Катерина умоляла мужа взять её с собой, но, однако, Тихон тем не менее не
выполнил её просьбу.
В) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир, его идеи,
стремления.
Г) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.
ВАРИАНТ № 6.
- Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) ДИС-ПАН-СЕР Б) ЗА-ВИД-НО
Б) ОБ-ЛЕГ-ЧИТЬ Г) КА-У-ЧУК
- Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.
А) отметить в табели В) на любимый мозоль
Б) свежий силугуни Г) красивый тюль
- Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.
А) музыка туркмен В) пора свадеб
Б) купить яблоков Г) несколько полотенцев
- Отметьте неправильную форму мн. числа.
А) кучеры В) мастера
В) ордера Г) цехи
- Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель
ни одного свободного дня.
Б) Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волну-
ющий шум, оказывали на нас магическое воздействие.
В) Всю ночь не давал мне спать гулко раздававшийся в ночной тишине заливистый
лай собаки.
Г) Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.
Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.
В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.
Г) Чацкий полон высокими думами.
Д) Через час начнётся совещание по выработке плана спасательных работ.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.
Б) Мы долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
В) Недостатком диссертационного исследования является недостаточно глубокая
разработка некоторых вопросов.
Г) Победители соревнования были награждены памятными подарками.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.
Б) Свою автобиографию я уже рассказывал вам.
В) Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.
Г) Ученики пристально слушали рассказ учителя.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Учитель несколько раз объяснил задание, но, однако, многие ученики
тем не менее не поняли его содержания.
Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.
В) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также
Эстонии и Латвии.
Г) Раздался долгожданный звонок, и Саша спросил у Кати, что может ли он
увидеть её сегодня.
ВАРИАНТ № 7.
- Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) ЧЕР-ПАТЬ В) ЩА-ВЕЛЬ
Б) СТА-ТУ-Я Г) ОТ-НЯ-ЛИ
- Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.
А) левый рельс В) молодая чинара
Б) красивая эполета Г) горячее кофе
- Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных
мн. числа.
А) две пары носков В) несколько равных доль
Б) свыше ста гектаров Г) обычаи туркменов
- Отметьте неправильную форму мн. числа.
А) шофера В) якоря
Б) секторы Г) директоры
- Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.
Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.
В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.
Г) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны
получать льготную пенсию.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Необходимо отметить о том, что погодные условия не способствовали
проведению работ.
Б) Никто, даже лучшие друзья, не мог помочь мне выйти из кризиса.
В) Всю свою долгую жизнь его отец был глух к страданиям близких.
Г) Всё студенчество охотно принимают участие в праздновании юбилея.
Д) По прибытию поезда мы сразу же отправились в центр города.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Ваше предложение выеденного гроша не стоит.
Б) Использование минеральных удобрений приносит большую пользу растениям.
В) Поэзия для него была книгой за семью печатями.
Г) Проект этого комплекса разработан группой архитекторов.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами.
Б) При первой же встрече он произвёл на нас хорошее впечатление.
В) Впереди лидирует гонщик под номером 5.
Г) Слово представили самому молодому участнику конкурса.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) В качестве материала для романа «Война и мир» Лев Толстой использовал
семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.
Б) Все газеты писали о крупном политическом скандале в правительстве, но,
однако, тем не менее находились люди, которые об это ничего не знали.
В) Николай спросил у княжны Марьи, что согласна ли она выйти за него замуж.
Г) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником и
абсолютно авангардные.
ВАРИАНТ № 8.
- Отметьте слово с ударением на третий слог.
А) ХО-ЗЯ-Е-ВА В) ЭКС-ПЕРТ-НЫЙ
Б) У-КРА-И-НЕЦ Г) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ
- Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительных.
А) дорогой шампунь В) красная георгина
Б) зелёные Сочи Г) густая тушь
- Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных
мн. числа.
А) жить среди узбек В) лампа в сто ватт
Б) пламя свеч Г) три килограмма яблок
- Отметьте сочетание слов с ошибкой в связи слов.
А) оставить впечатление В) произвести впечатление
Б) радоваться успехам Г) гордиться успехами
- Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
А) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и
который притягивал его.
Б) После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие
годы.
В) Прочитав пьесу, передо мной отчётливо возникли образы персонажей.
Г) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.
Б) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.
В) В первое время по приезду в Москву я чувствовал себя плохо.
Г) Кротким характером девушка выдалась в отца.
Д) Море глаз устремились на известного актёра.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Берега реки быстро разрушаются водой.
Б) Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу.
В) Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.
Г) Как поступать, решай сам: у тебя своя голова на плечах.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.
Б) Недавний студент, он быстро вошёл в роль учителя.
В) Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально.
Г) Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.
Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.
В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.
Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время на
подготовку.
ВАРИАНТ № 9.
- Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) РЖА-ВЕТЬ В) МИ-ЗЕР-НЫЙ
Б) НА-НЯ-ЛИ Г) ЗА-ГО-ВОР
- Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
А) маринованная иваси В) левая рельса
Б) шёлковый кашне Г) устный хинди
- Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных
мн. числа.
А) нашествие татар В) новых простынь
Б) пять гектар леса Г) урожай помидор
- Отметьте неправильное сочетание слов.
А) показать в произведении В) изобразить героя
Б) отобразить героя Г) изобразить в произведении
- Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
А) Шум от набегавших и удалявшихся волн был так силён, что не раз будил меня.
Б) Устав после занятий, мне не читалось.
В) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать
льготную пенсию.
Г) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы о творчестве
Л. Н. Толстого.
Б) По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным для него эгоизмом.
В) Молодые супруги посетовали на нехватку денег.
Г) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.
Д) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Я согласился на это скрипя сердцем.
Б) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.
В) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.
Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.
Б) Нас перевели работать в отсталую бригаду.
В) Большинство летних месяцев я провёл на даче.
Г) Нас перевели работать в отстающую бригаду.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) М. Ю. Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим
мы случайно».
Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.
В) Думается, что в семье Раевских опальный поэт встретил дружеское располо-
жение и ощутил тепло домашнего очага.
Г) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также
Эстонии и Латвии.
ВАРИАНТ № 10.
- Отметьте слово с ударением на первом слоге.
А) А-НА-ТОМ В) ФЕ-НО-МЕН
Б) КРА-СИ-ВЕ-Е Г) МЕЛЬ-КОМ
- Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.
А) модный туфель В) больная мозоль
Б) клетчатое кашне Г) покрыть толью
- Отметьте словосочетание с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.
А) китель без погон В) отряд солдат
Б) обычаи монгол Г) много блюдцев
- Отметьте неправильное сочетание слов.
А) заплатить за проезд В) согласно расписания
Б) приговаривать к казни Г) оплатить за проезд
- Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.
Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.
В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.
Г) Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.
Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.
В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.
Г) Чацкий наполнен высокими думами.
Д) Через час начинается совещание по выработке плана спасательных работ.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Ваше предложение мне совсем не по душе.
Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.
В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.
Г) Эти стихи я выучил назубок.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Ещё один ряд предложений возникли у главного инженера.
Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.
В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.
Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.
- Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником
и абсолютно авангардные.
Б) В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Н. Толстой использовал
семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.
В) Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у вас во время
работы над дипломом.
Г) Опоздавший признался, что он проспал.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Вариант 1. |
В |
Б, Г |
В, Г |
Б |
А, В, Г |
А, В, Г |
А, Б |
А, В, Г |
Б, В |
Вариант 2. |
А |
Б, В |
Б, В |
В |
Б, В |
Б, Г, Д |
Б, Г |
А, Б, В |
Б, В |
Вариант 3. |
Б |
А, Г |
А, Г |
Б |
Б, В, Г |
А, Б, В |
В, Г |
А, В, Г |
А, Б |
Вариант 4. |
А |
А, Г |
В, Г |
В |
А, Б, В |
А, Г, Д |
В, Г |
А, В, Г |
А, Г |
Вариант 5. |
А |
В, Г |
Б, В |
А |
А, В, Г |
А, Б, Г |
Б, Г |
Б, В, Г |
А, Б, Г |
Вариант 6. |
Б |
А, В |
Б, Г |
А, Г |
Б, Г |
А, Б, Г |
А, В |
Б, В, Г |
А, В, Г |
Вариант 7. |
В |
Б, Г |
В, Г |
В, Г |
А, В, Г |
А, Г, Д |
А, В |
А, В, Г |
Б, В, Г |
Вариант 8. |
Б |
Б, В |
А, Б |
А |
А, Б, В |
Б, В, Д |
Б, В |
А, В, Г |
А,Г |
Вариант 9. |
В |
Б, В |
Б, Г |
Б |
Б, В |
Б, Г, Д |
А, В |
А, Б, В |
А, Г |
Вариант 10. |
Г |
А, Г |
Б, Г |
В, Г |
А, В, Г |
А, Б, Г |
Б, В |
А, Б, В |
А, В |
Контрольно-измерительные материалы
для проведения промежуточной аттестации
по предмету «Родной (русский) язык»
8 класс
Вариант 1. Часть А. Задания с выбором ответа.
А1. Укажите только разговорную форму вежливости:
А) привет Б) здравствуйте В) добрый день
А2. Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) звонит Б) кухонный. В) каталог Г) алфавит
А3. В каком ряду все слова являются терминами?
А) аксиома, теорема, дорога
Б) молекула, сульфат, натрий
В) акустика, метр, ампер
А4. Определите значение слова «триллер», выбрав правильный вариант ответа.
А) три произведения
Б) трилогия
В) книга или фильм ужасов, сюжет которых изобилует изображением кровавых сцен, убийств,
насилия и т. п.
А5. В каком(их) предложении(ях) вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ?
А) На выставке мы любовались работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.
Б) Мы слушали грустную историю, и ИСКУСНАЯ весёлость постепенно исчезала с наших лиц.
В) ИСКУСНЫЙ пловец и на море не утонет.
А6. В каком ряду все фразеологизмы исконно русские?
А) яблоко раздора, как с гуся вода
Б) кот наплакал, за тридевять земель
В) водить за нос, ахиллесова пята
А7. Найдите пример(ы), в котором(ых) НЕТ нарушения формообразования слов.
А) Покладите книги в шкаф.
Б) У обоих девочек не было тетради.
В) Поезжайте на экскурсию.
Г) Крапива сильно жгётся.
Д) Пять килограмм картофеля.
А8. Найдите предложение, в котором НЕТ грамматической ошибки.
А) Большинство одобряют политику президента.
Б) Лишь небольшая часть граждан участвовали в выборах.
В) К нам приехали двадцать пять студентов.
А9. В каком(их) предложении(ях) НЕТ речевых ошибок?
А) Я согласился на это скрипя сердцем.
Б) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.
В) Я знаю родной город как свои пять пальцев.
Часть В.
— Прочитайте текст и выполните задания. Ответы записывайте кратко. Дм.Зуев. НОВОГОДНЯЯ ВИШНЯ
(1)С зимнего солнцестояния светлые часы дня прибавляются, а тепло убывает. (2)Деду Морозу и солнце не указ. (3)Сильнее лютует стужа на макушке зимы.
(4)По обычаю славянских народов, Петр I в 1700 году с 1 января ввёл новое летосчисление. (5)Но откуда же пошёл обычай новогодней елки?
(6)…Давным-давно, в темное время языческих суеверий, зелёная ёлка в безлиственном лесу считалась «чудом богов». (7)Думали, дескать, бессмертное дерево! (8)Среди неодетого леса и в снегах зимы свежа и ярка вечная зелень хвои. (9)Вот почему язычники Запада набожно окропляли зеленую ёлку жертвенной кровью пленников и животных, вешали на ветки, как на алтарь божества, жертвы неведомому богу. (10)Уже потом отсюда повелся мирный обычай украшать ёлку огнями, увешивать детскими подарками, гостинцами и игрушками. (11)Зломстительных богов сменил щедрый на дары, весёлый затейник Дед Мороз.
(12)А у наших предков, древних славян, был совсем другой, более благородный и красивый обычай. (13)Ко дню Нового года славяне выращивали в кадках цветущие вишни, и «свечи мира» горели на цветущем вишнёвом дереве.
(14)Так, с незапамятных времен на Новый год бело-розовой пеной нежных лепестков благоухала во многих домах славянская новогодняя вишня.
(15)С начала XIX века стал широко распространяться обычай новогодней ёлки. (16)Но как было бы хорошо и красиво восстановить обычай цветущей новогодней вишни!
В1. Определите тему текста.
В2. Определите основную мысль текста.
В3. Определите стиль речи текста.
В4. Определите тип речи в предложениях 6 — 9.
В5. Укажите номер предложения, в котором содержится ответ на вопрос: Почему зелёная ёлка в безлиственном лесу считалась «чудом богов»?
В6. Подберите нейтральный синоним к слову «лютует».
В7. Объясните значение фразеологизма «солнце не указ».
В8. Выпишите из текста 2 примера эпитетов.
Часть С.
На основе прочитанного текста постройте сочинение – рассуждение «Почему у древних славян был обычай украшать дом новогодней вишней»? Для аргументации приведите 3 примера из текста. Объём работы: не менее 7 предложений.
Контрольно-измерительные материалы
для проведения промежуточной аттестации
по предмету «Родной (русский) язык»
8 класс
Вариант 2. Часть А. Задания с выбором ответа.
А1. Укажите только разговорную форму вежливости:
А) пока Б) до свидания В) до встречи
А2. Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) договор Б) гнала В) искра Г) торты
А3. В каком ряду все слова являются терминами?
А) рельеф, долгота, ширина
Б) перпендикуляр, знаменатель, уравнение
В) синоним, вопрос, омоним
А4. Определите значение слова «продюсер», выбрав правильный вариант ответа.
А) меценат
Б) покровитель
В) финансовый деятель в мире искусства (кино- и сценического), осуществляющий идейно-
художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма или
спектакля
А5. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить СЫТНЫЙ?
А) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
Б) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
В) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.
А6. В каком ряду все фразеологизмы исконно русские?
А) попались на удочку, дело в шляпе
Б) блудный сын, вывести на чистую воду
В) перевёл дух, рог изобилия
А7. Найдите пример(ы), в котором(ых) НЕТ нарушения формообразования слов.
А) Взвесили десять грамм.
Б) Не ложите руки на стол.
В) Перцовый пластырь жжёт кожу.
Г) Ляжьте на диван отдохнуть.
Д) По обоим сторонам дороги росли деревья.
А8. Найдите предложение, в котором ЕСТЬ грамматическая ошибка.
А) С тех пор миновало пять лет.
Б) Повествование в романе ведётся от имени трёх рассказчиков.
В) Каждый, кто бывал в Москве, видели Кремль.
А9. В каком(их) предложении(ях) НЕТ речевых ошибок?
А) От усталости моё тело подкашивалось на ногах.
Б) Иванов давно работает на этом трудном участке.
В) Сегодня наблюдается буйный рост нашей кинематографии.
Часть В. — Прочитайте текст и выполните задания. Ответы записывайте кратко. Дм.Зуев. НОВОГОДНЯЯ ВИШНЯ
(1)С зимнего солнцестояния светлые часы дня прибавляются, а тепло убывает. (2)Деду Морозу и солнце не указ. (3)Сильнее лютует стужа на макушке зимы.
(4)По обычаю славянских народов, Петр I в 1700 году с 1 января ввёл новое летосчисление. (5)Но откуда же пошёл обычай новогодней елки?
(6)…Давным-давно, в темное время языческих суеверий, зелёная ёлка в безлиственном лесу считалась «чудом богов». (7)Думали, дескать, бессмертное дерево! (8)Среди неодетого леса и в снегах зимы свежа и ярка вечная зелень хвои. (9)Вот почему язычники Запада набожно окропляли зеленую ёлку жертвенной кровью пленников и животных, вешали на ветки, как на алтарь божества, жертвы неведомому богу. (10)Уже потом отсюда повелся мирный обычай украшать ёлку огнями, увешивать детскими подарками, гостинцами и игрушками. (11)Зломстительных богов сменил щедрый на дары, весёлый затейник Дед Мороз.
(12)А у наших предков, древних славян, был совсем другой, более благородный и красивый обычай. (13)Ко дню Нового года славяне выращивали в кадках цветущие вишни, и «свечи мира» горели на цветущем вишнёвом дереве.
(14)Так, с незапамятных времен на Новый год бело-розовой пеной нежных лепестков благоухала во многих домах славянская новогодняя вишня.
(15)С начала XIX века стал широко распространяться обычай новогодней ёлки. (16)Но как было бы хорошо и красиво восстановить обычай цветущей новогодней вишни!
В1.Определите тему текста.
В2.Определите основную мысль текста.
В3.Определите стиль речи текста.
В4. Определите тип речи в предложениях 12 — 14.
В5. Укажите номер предложения, в котором содержится ответ на вопрос: Когда стал распространяться обычай новогодней ёлки?
В6.Подберите нейтральный синоним к слову «стужа».
В7. Объясните значение фразеологизма «повёлся обычай».
В8. Выпишите из текста 2 примера олицетворений.
Часть С.
На основе прочитанного текста постройте сочинение – рассуждение «Почему у древних славян был обычай украшать дом новогодней вишней»? Для аргументации приведите 3 примера из текста. Объём работы: не менее 7 предложений.
Ответы, критерии и нормы оценки
8 класс
Вариант 1.
А1. А
А2. А
А3. Б
А4. В
А5. Б
А6. Б
А7. В
А8. В
А9. Б
В1. Новогодняя вишня
В2. Благородный и красивый обычай
В3. Публицистический
В4. Рассуждение
В5. 7
В6. Сердится
В7. Не авторитет (не образец для подражания)
В8. Бессмертное дерево (эпитет), зломстительных богов (эпитет)
Вариант 2.
А1. А
А2. Б
А3. Б
А4. В
А5. Б
А6. А
А7. В
А8. В
А9. Б
В1. Новогодняя вишня
В2. Благородный и красивый обычай
В3. Публицистический
В4. Рассуждение
В5. 15
В6. Холод
В7. Стало привычным (началась традиция)
В8. Лютует стужа (олицетворение), «свечи мира» горели (олицетворение)
Критерии оценивания работы.
1). Умение определять стилистически окрашенные форы вежливости: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
2). Умение соблюдать орфоэпические нормы: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
3). Умение употреблять термины: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
4). Умение определять значение новых иностранных слов: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
5). Умение различать паронимы: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
6). Умение определять исконно русские фразеологизмы: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
7). Умение находить примеры с нарушением формообразования слов : верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
8). Умение определять ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
9). Умение соблюдать речевые нормы: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
10). Умение определять тему текста: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
11). Умение определять основную мысль текста: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
12). Умение определять стилевую принадлежность текста: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
13). Умение определять типологическую принадлежность фрагмента текста: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
14). Умение находить необходимую информацию в тексте: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
15). Умение подбирать к слову нейтральные синонимы: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
16). Умение объяснять значение фразеологизмов: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
17). Умение находить и определять виды изобразительно-выразительных средств: верно (2 примера и вид) – 1 балл, меньше 2-х примеров, или вид не определён, или нет ответа – 0 баллов.
18). Умение создавать текст аргументативного типа по заданной теме:
Критерии оценивания части С | Баллы |
К1.Содержание сочинения | |
Работа соответствует теме и заданию | 1 |
Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания | 0 |
К2. Композиционная стройность и смысловая стройность сочинения | |
Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения | 2 |
Допущена одна логическая ошибка | 1 |
Допущено более 1 логической ошибки | 0 |
К3. Точность и выразительность речи | |
Точность и выразительность речи, богатство и разнообразие грамматического строя | 1 |
Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи | 0 |
К4. Соблюдение речевых норм | |
Не допущено речевых ошибок или допущены 1-2 ошибки | 1 |
Допущено более 2 ошибок | 0 |
Максимальное количество баллов | 5 баллов |
Нормы оценки.
Оценка |
Количество правильных ответов |
«5» (отлично) |
21 – 22 баллов |
«4» (хорошо) |
17 – 20 баллов |
«3» (удовлетворительно) |
12 — 16 баллов |
«2» (неудовлетворительно) |
11 и менее баллов |
Наиболее распространенный вид ошибок, встречающийся практически в каждом сочинении – это речевые ошибки. Мало кто из выпускников сразу правильно назовет (а тем более распознает в предложении) весь спектр возможных речевых ошибок. Напомним, что такое речевые ошибки.
Речевые ошибки – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
Перечислим все виды речевых ошибок с примерами их устранения:
1. Нарушение смысловой точности
Жилые комплексы возникнут в новых районах. – Жилые комплексы будут построены в новых районах.
2. Нарушение лексической сочетаемости слов
Успехи сына причинили матери радость. – Успехи сына доставили матери радость.
3. Смешение паронимов
Он принимал желательное за действительное. – Он принимал желаемое за действительное.
4. Пропуск слова
Девочка нянчила младшего братишку, хотя шёл только десятый год. – Девочка нянчила младшего братишку, хотя ей шёл только десятый год.
5. Плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов)
Катерина заранее предчувствует свою гибель. – Катерина предчувствует свою гибель.
6. Тавтология (повторное обозначение другими словами уже названного понятия)
Для работы в вузе, для обучения студентов необходимы преподаватели высокого класса. – Для работы в вузе необходимы преподаватели высокого класса.
7. Повторение однокоренных слов (разновидность тавтологии)
Мальчик точно пересказал содержание рассказа. – Мальчик точно пересказал содержание прочитанного ( услышанного).
8. Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов
Я испытывал специфические чувства. Новый дворовый Журдена отдавал приказания слугам. – Я испытывал особенные чувства. Новый дворецкий Журдена отдавал приказания слугам.
9. Неоправданное использование речевых штампов
При встрече друзей на повестку дня выносилось будущее Алёши. – При встрече друзья хотели поговорить о будущем Алёши.
10. Неоправданное изменение состава фразеологизма (контаминация различных фразеологизмов)
Эта роль стала для актёра соловьиной песней. Необходимо уделить значение образованию. – Эта роль стала для актёра лебединой песней. Необходимо уделить внимание образованию.
11. Алогизм (соединение не совместимых понятий)
Благодаря высокой температуре я потерял сознание. – Из-за высокой температуры я потерял сознание.
12. Неточный подбор синонима
На грядущей неделе начнём заниматься. – На будущей (следующей) неделе начнём заниматься.
13. Неудачный оксюморон (соединение антонимов)
Я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу. – Я в этом ничего плохого не вижу. Это не плохо, а, наоборот, хорошо.
14. Неудачное использование синонимов
Футболисты ушли с поля без голов. – Футболисты ушли с поля, не забив ни одного гола.
15. Неуместное употребление слов иной стилевой окраски, эмоционально окрашенных, просторечных слов
Автор пытается направить людей чуть в другую колею. Таким людям всегда удаётся объегорить других. – Автор пытается направить людей в сторону. Таким людям всегда удаётся обмануть других.
16. Неудачное употребление , указательных, притяжательных местоимений
Автор заставляет думать о последствиях своих поступков. – Автор заставляет думать о последствиях безответственных поступков.
17. Двусмысленность, неоднозначность фразы
Учителю надо многое сказать (учителю или учителю нужно многое сказать?).
Ребенок требует ухода матери (не ясно, что значит в данном случае слово “уход”).
18. Канцеляризмы (канцелярские штампы)
Катериной было принято решение утопиться.
Наташа с Соней говорили по поводу того, как прекрасна летняя ночь.
19. Лексические анахронизмы (перенесение современного слова в действительность прошлого либо использование архаизма в современной речи)
Уходя от войск Наполеона, русские эвакуировали свои семьи.
Описание поведения Кутузова свидетельствует о том, что он ведает о настроениях генералов и русского народа.
Для того чтобы избежать речевых ошибок в сочинении, нужно тренироваться учиться находить их у других.
Выполните ТЕСТ и потренируйтесь!
1. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Мировоззрение на жизнь у героев Гоголя очень примитивно.
Татьяна любила вставать с зарницей.
Больной был госпитализирован в больницу.
Сегодня в МГУ проводится день открытых дверей.
Речевых ошибок нет
2. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Я знаю родной город как свои пять пальцев.
Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.
В том году сильные морозы начались в начале января.
Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга.
Речевых ошибок нет
3. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Нежное дерево акация превратилась в символ моего родного города.
Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.
Врач дал родителям несколько советов по уходу за больным ребёнком.
В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.
Речевых ошибок нет
4. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Не было дня, чтобы Наташа не спросила Пьера, что любит ли он ее.
Пьер робко спросил у Наташи, сможет ли она когда-нибудь его полюбить.
Шаляпин на драматической сцене был так же гениален, как и на оперной.
Академик Петров увлекался историей с раннего детства, в частности, Древней Руси.
Ошибок нет.
5. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Имеющийся жизненный опыт у человека — это истинное его богатство.
Читая эту рукопись, обратите внимание на подчеркнутые места.
Наряжая елку, мне вспомнилось детство.
Мой младший брат был призван в армию, окончив университет и когда вернулся в родной город.
Речевых ошибок нет
6. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности новой партии.
Роман «Преступление и наказание» принес Достоевскому всемирную известность.
Приведённые примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения.
Из-за недостатка времени не станем отвлекаться от предмета лекции.
Речевых ошибок нет
7. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Некоторые люди принимают желательное за действительное.
Не стоит придавать особого внимания этой информации.
Стараясь доказать свою правоту, он говорил очень возбуждённо, жестикулируя руками.
Из-за дождя мы перенесли поход на следующий день.
Речевых ошибок нет
8. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Нет такой благородной мысли, которая не встречала бы сочувствия.
Дети читали только французские книги, в частности Наташа.
Девушка с горечью заметила, что вряд ли может надеяться на столь быстрое решение своих проблем.
Городничий говорит собравшимся, что “к нам едет ревизор”.
Речевых ошибок нет
9. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Он наконец собрался с духом и прыгнул в ледяную воду.
Всю войну она проработала не покладая сил.
Уровень воды в реке заметно повышается после дождей.
В образе главной героини автор изобразил свой идеал женщины.
Речевых ошибок нет
10. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.
Сойдя с поезда, его ждала машина.
Указанные выше положения можно отнести к интересующей нас проблеме.
В столовой, громко разговаривая, накрывают на стол.
Речевых ошибок нет
11. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Русские учёные внесли большой вклад в исследование Антарктиды.
Лес, окутанный тёмным мраком, наводил на нас ужас.
Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.
Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.
Речевых ошибок нет
12. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
В институте разработаны новые методики и разработки по данной проблеме.
Ребята были настроены скорее шутливо, чем воинственно.
Делайте как хотите, а я умываю руки.
Она близко к сердцу ощущает чужое горе.
Речевых ошибок нет
13. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Берег бухты, где мы остановились на ночлег, состоял из песчаника и мелкого булыжника.
Мои друзья иногда проводили время в кафе, которое, кажется, что уже не работает.
Если холод в вашем гараже или даче – купите наш обогреватель.
Андрей написал Наташе, что если хотите, то можете считать себя свободной.
Ошибок нет.
14. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Получив признание широких читательских масс, книгу переиздали.
Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество.
Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.
Расчёт составлялся исходя из средних норм выработки.
Речевых ошибок нет
15. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Чудесный цветок роза может быть выращена зимой только в теплице.
Мы посетили музей и вынесли из него все самое лучшее.
Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы о творчестве Л.Н.Толстого.
Хрен с ним, со старым маразматиком – ему его мать на фиг не нужна.
Речевых ошибок нет
16. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
На собрании акционеров баллотировалось предложение об изменении состава правления.
План работы выполнен с хорошим качеством.
Нас перевели работать в отсталую бригаду.
Его наружная внешность с первого взгляда вызывает симпатию.
17. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Я проходил мимо дома друзей и решил зайти к ним на огонёк.
Мы оснастились рыболовными снастями и отправились рыбачить.
Внимательно прочитав статью, корректор внёс в неё необходимые поправки.
Она никогда не пряталась за чужую широкую спину.
18. Какого плана ошибка допущена в следующих словосочетаниях и фразах: “дешевые цены”, “увеличение уровня благосостояния”, “это играет большое значение”, “закадычный враг”, “буланая машина”?
Употребление лишнего слова (плеоназм)
Нарушение лексической сочетаемости
Употребление слова в несвойственном ему значении
Неудачный оксюморон
19. Какого плана ошибки допущены в следующих словосочетаниях и фразах: Прилетели пернатые птицы. Он негодовал от возмущения. Своя автобиография. Глупый идиот.
Употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания.
Повтор одного и того же смысла в разных словах одного высказывания.
Нарушение лексической сочетаемости.
Соединение несовместимых понятий (алогизм)
20. Нормы лексической сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
тяжелая проблема
коснуться о теме дружбы
привести пример о работе ученых
писатель русской классики
21. Какая ошибка допущена в предложении: В ответе, подписанном секретарем, говорилось, что ввиду непримиримости занятой мною позиции компания считает необходимым использовать этот случай для создания, так сказать, прецендента и потому подает на меня в суд, предлагая мне заблаговременно обратиться к своему адвокату.
орфографическая
речевая
пунктуационная
грамматическая
22. Какая ошибка допущена в предложении: Прошли еще полчаса, после чего нам до такой степени опротивела жизнь и наскучил голос мудрости, что мы пошли на риск и, набросив на подкарауливавшего нас бульдога скатерть, успели выскочить за дверь?
орфографическая
речевая
пунктуационная
грамматическая
23. Что такое чистота речи?
Качество, которое обеспечивается отсутствием в речи нелитературных слов и выражений.
Качество, которое связано с соблюдением языковых норм.
Качество, которое воплощает повышенную эмоциональность речи.
Безошибочное написание слов.
24. Что такое правильность речи?
Соблюдении в речи языковых норм, т.е. единых для всех правил произношения, ударения, формообразования, построения предложений.
Чистое, отчетливое произношение звуков.
Качество, которое воплощает повышенную образность речи.
Качество, которое обеспечивается отсутствием в речи нелитературных слов и выражений.
25. В каком случае речь следует считать уместной?
В которой используемые языковые средства по функциональной и эмоционально-экспрессивной окраске соответствуют ситуации общения.
Которая по громкости подходит для данной аудитории.
В которой нет «словесного мусора».
Употребление которой не ограничено ни профессиональной деятельностью, ни территорией, ни социальной средой
С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: реферат по фи-ре.docx, РЕФЕРАТ. курение.doc, математика в экономике.doc.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Итоговый тест.docx, №1 Тестовые вопросы инженера цеха (с ответом).docx, Оплата труда персонала тест ММУ.docx, Физика1. Промежуточный тест4.docx, Промежуточный тест 5_ мат.pdf, 8 сынып геомет, ауданға тест.doc, КулиеваЕ.А., ДО-911,Право, Итоговый тест.docx, Экономика отрасли тест.docx, История ответы.docx, Промежуточный тест по 2 теме.docx
Правильные ответы выделены жирным
- Отметьте слово с ударением на третьем слоге.
- НА-МЕ-РЕ-НИЕ
- КОМ-БАЙ-НЕР
- БА-ЛО-ВАТЬ
- ДРЕ-МО-ТА
- Отметьте словосочетание с ошибкой в образовании формы Р.п. от существительных мн. числа.
- пара ботинок
- десять гектар
- жилище якутов
- Отметьте слово с ударением на втором слоге.
- КВАР-ТАЛ
- НА-ЧАЛ
- САН-ТИ-МЕТР
- КРО-ВИ (АНАЛИЗ)
- Отметьте верное предложение.
- Раскольников спросил у Сони, что может ли она простить его.
- Лес тянется вдоль реки и очень живописный.
- Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир, его идеи, стремления.
- Катерина умоляла мужа взять её с собой, но, однако, Тихон тем не менее не выполнил её просьбу.
- Отметьте неправильную форму мн. числа.
- колокола
- корректоры
- офицера
- Отметьте верное предложение.
- Приехав в Париж, его пригласили в посольство.
- Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его.
- Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.
- На почте упаковывали посылки, отправляющиеся беженцам.
- Отметьте неправильное сочетание слов.
- надеть на палку
- одеть очки
- одеть ребёнка
- надеть шляпу
- Отметьте слово с ударением на втором слоге.
- КУ-ХОН-НЫЙ
- ЗВО-НИТ
- АЛ-ФА-ВИТ
- КА-ТА-ЛОГ
9. Отметьте верное предложение.
a. Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.
b. Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.
c. Большинство летних месяцев я провёл на даче.
d. Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.
10. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.
- на любимую мозоль
- свежий сулугуни
- отметить в табели
11. Отметьте верное предложение.
- Наклонясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.
- Проснувшись от холода, я увидел, что было уже семь часов.
- Будучи проездом в провинциальном городе, известного профессора пригласили посетить местный университет.
- В комнате был камин, в котором давно не разжигали огонь и служивший жильцам полкой.
12. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.
- серый кенгуру
- чёрная вуаль
- полная гостей зала
13. Отметьте предложение с речевыми ошибками.
- Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы.
- Между ними произошёл далеко не приятный разговор.
- Все вздрогнули от резкого звука, а он и глазом не моргнул.
14. Отметьте верное предложение.
- На будущий день началось обсуждение текущих дел.
- Маяковский стоял у источников новой поэзии.
- Николай выбрал самый кратчайший путь к дому.
- В этом зале музея представлены изделия народных умельцев.
15. Отметьте слово с ударением на втором слоге.
a. ОБ-ЛЕГ-ЧИТЬ
b. КА-У-ЧУК
c. ДИС-ПАН-СЕР
d. ЗА-ВИД-НО
16. Отметьте верное предложение.
- Первая премьера этого балета состоялась в Риге.
- Наш завод производит телевизоры высокого качества.
- Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
- Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам.
17. Отметьте верное словосочетание.
- В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.
- Кротким характером девушка выдалась в отца.
- Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.
- Море глаз устремились на знаменитого актёра.
18. Отметьте верное предложение.
- Сегодня праздник, но у меня самое будничное настроение.
- Этот человек произвёл на меня большое воздействие.
- Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.
- За торт можно оплатить в первой кассе.
19. Найдите верное предложение.
- В комнате был камин, в котором уже давно не разжигали огонь и служивший жильцам полкой.
- Проснувшись от холода, я увидел, что уже семь часов.
- Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года.
- Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко.
20. Отметьте верное словосочетание.
- Этот новый роман, опубликованный в журнале «Юность» и который рассказывает о событиях последних лет, очень понравился мне.
- Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.
- Создавая ценности, человек обновляет себя.
21. Отметьте верное предложение.
- Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц, так как уходит в отпуск.
- Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».
- Светильник подвешен над диваном и очень красивый.
22. Отметьте словосочетание с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.
- пора свадеб
- музыка туркмен
- несколько полотенцев
23. Отметьте словосочетание с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.
- килограмм помидоров
- герои басней
- табор цыган
- несколько башкир
24. Отметьте предложение с речевыми ошибками.
- Ему везёт: что бы он ни натворил, всё сходит с рук.
- Прошло всего лишь несколько часов.
- Всегда и во всём надо понимать меру.
25. Отметьте предложение с речевой ошибкой.
- Мы дети не только своего времени, но и своей страны.
- Старик не ответил, что он будет делать с кладом.
- Светильник подвешен над диваном и очень красивый.
26. Отметьте верное предложение.
- Старики снисходительны до шалостей детей.
- Она прошла мимо, не удостоив меня даже взглядом.
- Море глаз устремились на знаменитого актёра.
- Артист был удостоен высокой наградой.
27. Отметьте неправильное сочетание слов.
- проявить интерес
- проявить образцы труда
- проявить способности
28. Отметьте верное предложение.
- Владельцы земельных участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством.
- Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.
- Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать.
- В зале не раз вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты.
29. Отметьте слово с ударением на первом слоге.
- И-СКРА
- ДО-ГО-ВОР
- ГНА-ЛА
- ШО-ФЕР
30. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
a. яблочное повидло
b. покрыть толем
c. огромный мозоль
d. чёрный рояль
31. Отметьте словосочетание c ошибкой.
- отряд солдат
- нашествие варваров
- пара резиновых сапогов
32. Найдите верное предложение.
- В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия, Франция и др.
- Эта истина очевидна для всех.
- Писатель подробно описывает о жизни.
- Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?
33. Отметьте слово с ударением на третьем слоге.
- ХО-ДА-ТАЙ-СТВО-ВАТЬ
- ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ
- ИН-ДУСТ-РИ-Я
34. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительных.
- чёрный кофе
- отметить в табели
- блестящее монисто
35. Отметьте верное предложение.
- В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.
- Витя – ужасный невежда в музыке.
- Бездна звёзд смотрели на меня в ночной тиши.
- Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалёк к истине.
36. Отметьте предложение с ошибкой в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
- Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие.
- Всю ночь не давал мне спать гулко раздававшийся в ночной тишине заливистый лай собаки.
- Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель ни одного свободного дня.
37. Отметьте предложение с речевой ошибкой.
- Я знаю родной город как свои пять пальцев.
- Я согласился на это скрипя сердцем.
- Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.
38. Отметьте верное словосочетание.
- килограмм помидор
- падал с плечей
- партия кадетов
39. Отметьте неправильную форму множественного числа.
- выговоры
- катера
- доктора
- инженера
40. Отметьте верное предложение.
- Сократ знал, что «я знаю, что я ничего не знаю».
- Главный герой романа не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру.
- Франция, в особенности Париж, давно привлекает русских художников.
41. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного
- полученная бандероль
- вкусный студень
- моют шампунью
42. Отметьте неправильное сочетание слов.
- предпринять меры
- предпринять шаги
- принять решение
- принять меры
43. Отметьте предложение с речевой ошибкой.
- Лес тянется вдоль реки и очень живописный.
- Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир.
- Незнакомая женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы встретиться с исполнительницей главной роли.
44. Отметьте неправильную форму мн. числа.
- кучеры
- мастера
- ордера
45. Найдите верное предложение.
- Популярность этой певицы растёт с каждым днём.
- Наконец его давнее стремление стать лётчиком осуществилось
- Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.
- Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.
46. Отметьте верное словосочетание.
- густой вуаль
- чёрное кофе
- жареный картофель
Если нужна помощь в закрытии сессии: https://vk.com/igor_leontev98
Вопросы для дифференцированного зачета по русскому языку и культуре речи
Отметьте предложения с речевыми ошибками
Скачать 412,21 Kb.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 … 239
- Навигация по данной странице:
- 7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Писатель подробно описывает о жизни.
Б) Эта истина очевидна для всех.
В) Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?
Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,
Россия, Италия, Франция и др.
Д) Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.
7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Я согласился на это скрипя сердцем.
Б) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.
В) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.
Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей
Скачать 412,21 Kb.
Поделитесь с Вашими друзьями:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 … 239
База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации
Главная страница
Автореферат
Анализ
Анкета
Бизнес-план
Биография
Бюллетень
Викторина
Выпускная работа
Глава
Диплом
Дипломная работа