Классификация ошибок
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка – ошибка в структуре языковой единицы: словосочетания или предложения; нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической и др.
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Ошибочное словообразование |
Трудолюбимый, надсмехаться |
2 |
Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуда техники, не хватает время |
3 |
Ошибочное образование формы прилагательного |
Более интереснее |
4 |
Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями |
5 |
Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса |
6 |
Ошибочное образование формы глагола |
Они хочут, пиша о жизни |
7 |
Нарушение согласования |
Я знаком с группой ребят, увлекающимися джазом |
8 |
Нарушение управления |
Повествует читателей. Нужно сделать свою природу более красивую. |
9 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
|
10 |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Он написал книгу, которая эпопея. Мы были рады, счастливы и веселые. |
11 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. |
12 |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство … |
13 |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
14 |
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочла еще в детстве. |
15 |
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
16 |
Нарушение границ предложения |
Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
17 |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
18 |
Неудачное употребление местоимений |
Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении. |
Речевые ошибки
Речевая ошибка – ошибка в использовании языковых единиц, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно обнаружить только в контексте.
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом |
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 |
Неразличение синонимичных слов |
В конечном предложении автор употребляет градацию. |
4 |
Употребление слов иной стилевой окраски |
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 |
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов |
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
6 |
Неоправданное употребление просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. |
7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности. |
8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Молодой юноша, очень прекрасный |
9 |
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается под своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
11 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
Орфографические и пунктуационные ошибки
На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках (см. Нормы оценки знаний, умений, навыков по русскому языку).
Среди ошибок выделяются негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым ошибкам относятся:
— в исключениях из правил
— в написании большой буквы в составных собственных наименованиях
— в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого
— в написании И и Ы после приставок
— в трудных случаях различения НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался! Никто иной не… Не кто иной, как Не что иное, как и др)
— в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой
— в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности
Необходимо учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, грустить – грусть)
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная считается за самостоятельную. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
Ошибки графические (не учитывается при проверке) – разновидность ошибок, связанных с графикой, описки.
К числу наиболее распространенных относятся:
— пропуски букв
— перестановки букв
— замены одних буквенных знаков другими
— добавление лишних букв
Орфографические и пунктуационные ошибки,
не влияющие на оценку работы
Орфография
— в переносе слов
— буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта)
— прописная /строчная буквы в названиях, связанных с религией (М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог)
— прописная /строчная буквы в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, Ван, сент .. (дон Педро и Дон Кихот)
— слитное/раздельное/дефисное написание сложных существительных без соединительной гласной (чаще всего заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, ноу-хау, папье-маше, пресс-папье, перекати-поле, гуляй-город, но портшез, метрдотель)
— на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например, в разлив, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, на ощупь,на подхвате)
Пунктуация
— тире в неполном предложении
— обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным
— запятые при ограничительно-выделительных оборотов
— различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение и выделение их запятыми
— в передаче авторской пунктуации
Этические ошибки
Соблюдение этических норм
Этическая ошибка выносится в случаях, когда в работе содержатся высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие циничное отношение к человеческой личности, проявления речевой агрессии (речевая агрессия может быть внешне выражена, может быть скрытой).
Речевая агрессия связана с словесным выражением негативных эмоций, чувств, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, жаргонизмов и др.
Например: «Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Михалков в своем репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами»
ГРУБЫЕ И НЕГРУБЫЕ ОШИБКИ
Под грубыми ошибками обычно понимают немотивированные нарушения императивных (строго обязательных) норм литературного языка. Нарушение таких норм обычно затрагивает систему языка и расценивается как слабое владение языком (напр., нарушение норм склонения, спряжения и т.д.). Такие нормы не допускают вариантов. В этом случае любые другие реализации расцениваются как неправильные.
Грубые ошибки связывают гл. обр. с нарушением языковых норм, определяемых, как правило, структурой языка. Это следующие их разновидности.
1) Орфоэпические ошибки (см.), связанные с нарушением невариативных норм произношения. Напр.: произношение [с’а] на месте постфикса -сь после гласных: взяла [с’а] вместо езяла[с’], соотв. несла [с’а] — неслась, брала [с’а]~ бралась.
2) Лексические ошибки (см.), вызванные незнанием лексического значения слов и возможностей их сочетания. Напр.: ЧПВ Красноярском крае: 45 детей отравились; Жертв нет. 9 детей отправлены на стационарное лечение (Новости ТВК. 3.11.2011) — слово жертва обозначает любого пострадавшего, а не только погибшего.
3) Грамматические ошибки (см.), связанные с нарушением невариативных грамматических норм (неправильное образование и употребление форм слов; неверное построение словосочетаний и предложений). Напр., употребление деепричастного оборота вместо конструкции с придаточной обстоятельственной частью в том случае, когда деепричастный оборот употребляется в безличном или неопределённо-личном предложении, а также включается в пассивную конструкцию: Прибыв в Хакасию, президенту были отведены лучшие апартаменты. Правильно, напр.: Когда президент прибыл в Хакасию, ему были отведены лучшие апартаменты.
Выделяют также ошибки, не соотносимые ни с одним из языковых уровней: 4) Орфографические ошибки (см.) — ошибки, связанные с нарушением норм орфографии (правописания).
Грубыми орфографическими считаются следующие ошибки: 1) на изученные правила: проверяемые гласные и согласные в приставке, корне, суффиксе, окончании; разделительный ъ и ь; ь после шипящих в словах различных частей речи; правописание суффиксов слов различных частей речи; не с различными частями речи; слитные, раздельные и дефис — ные написания слов различных частей речи и др.; 2) в написании слов с непроверяемыми гласными и согласными, работа над которыми (словами) велась на уроках русского языка.
Грубыми пунктуационными ошибками,т.е. ошибками, демонстрирующими несоблюдение основных (регламентирующих постановку знаков препинания) правил, являются: 1) пропуск знака препинания в конце предложения (Какой чудесный день);2) постановка запятой между подлежащим и сказуемым (Его рассказ, казался нам лучшим подарком. Этот сад, как лес.);3) пропуск тире на месте нулевой связки (Москва это столица нашей Родины ); 4) пропуск запятой между однородными членами (кроме постановки запятой между неоднородными определениями) (Мы купили фрукты молоко колбасу); 5) пропуск запятых при выделении уточняющих обстоятельств места и времени (Далеко впереди справа от дороги стояло одинокое дерево.) и других обособленных членов предложения: обстоятельств, дополнений, определений, приложений (кроме оборотов с как) (Всю ночь шёл дождь холодный, пронизывающий); обращений (Приглашаем Вас дорогие друзья в зал); наиболее распространённых вводных слов, вводных и вставных предложений (Мы видимо заблудились. Как говорят в народе где родился, там и сгодился); 6) пропуск запятой для разделения частей сложносочинённого предложения (Он вошёл в зал а все уже сидели на местах); 7) пропуск знака препинания для выделения придаточной части в сложноподчинённом предложении (Всюду куда ни бросишь взгляд пестрели цветы ); постановка запятой перед союзом, соединяющим однородные придаточные части в составе сложноподчинённого предложения (Видели девочки, как постепенно светало, и как гасли одна за другой звёзды.); 9) отсутствие знака или его неправильный выбор в бессоюзном сложном предложении (Он поднял голову — в небе клином летели птицы. Лес рубят, щепки летят.); 10) пропуск знаков при оформлении прямой речи, для отделения её от слов автора («Все нормально?» спросил он.), а также знаков препинания в конце прямой речи («Какой холод с трудом произнес он.) Как правило, пропуск одного из сочетающихся знаков или нескольких считается за одну ошибку.
Под негрубыми ошибками обычно понимают немотивированные нарушения языковых и/или речевых норм, не являющихся императивными (строго обязательными), т.е. допускающие вариативность. Это могут быть следующие нарушения: фоностилистические погрешности в благозвучии речи. Напр.: О всём не расскажешь (из телепередачи); неуместное дублирование однокоренных слов (тавтология, приводящая к смысловой избыточности). Напр ..Мы бегом выбежали из здания, где начался пожар (из радиорепортажа).
К негрубым орфографическим ошибкам относятся ошибки: 1) при переносе слов (лимо-нный и т.д.), кроме переноса одной буквы или сочетания букв без гласной (читат-ъ, знако-мъ, сто-л, я-блоки, зим-а); 2) при написании удвоенных согласных в низкочастотных заимствованных словах (сурогат вместо суррогат др.); 3) при выборе прописных и строчных букв в собственных наименованиях (Пермский Государственный университет вместо Пермский государственный университет и т.д.); 4) в словах-исключениях из правил (растовщик вместо ростовщик и др.); 5) в написании наречий, образованных от имён сущ. с предлогами (надом вместо на дом и т.д.); 6) при слитном и раздельном написании не с именами прилаг., выступающими в роли сказуемых (Книга непрочитанная. Книга не прочитанная); 7) при написании частиц не, ни в сочетаниях типа не кто иной, как; ничто иное (Это было ни что иное, как продуманная тактика защиты вместо Это было не что иное, как продуманная тактика защиты).
Негрубые пунктуационные ошибки являются следствием нарушения второстепенных (отменяющих действие основных) правил, которые обычно приводятся в примечаниях и регулируют норму, не имеющую широкого распространения или представляющую частные случаи постановки знаков препинания: 1) неправильный выбор конечного знака препинания (Боже мой, какой чудесный день.)’, 2) постановка точки в заглавии текста (Введение.); 3) постановка тире на месте нулевой связки, если между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. в именит, п., стоит частица (Сердце — не камень.)’,4) пропуск знаков препинания для выделения сравнительных оборотов ‘7bЕё голос как шелест листвы усыплял.), обособленных приложений со словом как (Как официальному лицу мне нельзя поддаваться эмоциям.)’, постановка запятой перед словом как, имеющим значение «в качестве» (Плащ опознали, как вещь Петровой.)’, 5) употребление запятой между неоднородными определениями (В окно заглянул загорелый, немецкий турист.)’, 6) неправильный выбор знака препинания при обращении в случаях, когда эмоциональность высказывания подчёркивается грамматически или лексически («Вера, Вернитесь!» — закричали туристы.)’, 1) постановка запятой после частиц о и а при обращении (()._ мой милый. Мама, а, мама!)’, пропуск запятых для выделения элементов обращений при их расчленении (Мамочка, поздравляю тебя с днём рождения дорогая!), 9) неправильный выбор знаков препинания для выделения вводных и вставных единиц (Солдаты (их было трое — ели, не обращая на него внимания.)’, 10) обособление перешедших в наречия деепричастий (Живите-ка, смеясь!), 11) пропуск знаков препинания для выделения обособленных обстоятельств, выраженных именами сущ. с предлогами благодаря, согласно, ввиду, в силу и др. (Благодаря помощи он справился с работой.)’, 12) ошибки в выборе знаков препинания при прямой речи (Все закричали: «Гроза!», и побежали в дом; Раздался чей-то голос, «К вам можно?» и кто-то, не дожидаясь ответа, вошёл в комнату.); 13) постановка лишней запятой в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом или общим вводным словом (В сенях пахло свежими яблоками, и висели пучки травы. По словам соседей, человек он смирный, и к нему не приходили никакие родственники.).
В школьной практике негрубые ошибки иногда называют речевыми недочётами
Лит.: Баринова А.В. Речевые недочёты // КРРЭСС. М., 2003; Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989; Демиденко Л.П. Речевые ошибки: учеб. пособие для филол. фак. пединститутов. Мн., 1986; Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). М., 2007; Зайцева О.Н. Методические рекомендации учителю по подготовке школьников к ЕГЭ // Русский язык и литература в современной школе: сборник научно-методических материалов. М., 2007; Инструкция для участников единого государственного экзамена // Письмо Рособрнадзора от 07.04.2006 г. № 08-190/12; Красиков Ю.В. Теория речевых ошибок. М., 1980; Львова С.И., Баранов М.Т., Шанский Н.М., Капинос В.И., Разумовская М.М., Рыбченкова Л.М. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку. М., 2000; Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. URL: www.ipk.edu.ru/educat/ obsch_obr/doc/normi_ocenki.doc; Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997; Русский язык и культура речи: учеб. для вузов / под ред. В.Д. Черняк. М.-СПб., 2003; Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: учеб. пособие. Новосибирск, 1999; Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. СПб., 1997.
Л.Г. Кыркунова, А.А. Кузнецова
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.
Капканы ЕГЭ и ГИА
Проверяем правильно. Памятка для экспертов ЕГЭ
Необходимый материал не только для экспертов ЕГЭ, но и для рядовых учителей.
Негрубые ошибки (две негрубые ошибки = одна)
1. Исключения из правил: ветреный, цыганский.
2. Прописная буква в собственных названиях: Тверской государственный университет, Великая Отечественная война.
3. Слитное-раздельное написание наречий типа : по одному, поодиночке, на ощупь, наобум, в разлив.
4. НЕ с прилагательными и причастиями в роли сказуемых: Эти трудности неустранимы. Диплом недействителен.
5. В случае трудного различения НЕ и НИ: Не кто иной, как… Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, нигде помочь ему не могли.
6. В собственных именах нерусского происхождения: Боккаччо, Мери и Бэла.
7. В случае пропуска одного из сочетающихся знаков препинания: Подарок, о котором он мечтает, — это глобус.
8. Отсутствие точки в конце предложения .
9. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой, например: Он знак подаст , и все хохочут.
Однотипные ошибки (первые три = одна, каждая следующая – отдельная ошибка)
Это ошибки на одно и то же правило, на один вариант орфограммы: в одних и тех же фонетических и морфологических условиях: * толчёк, *смешён, *парчёвый , *общё = две ошибки ; *чёпорный,* никчомный, *изжёга = одна ошибка ; *ночовка, *лишон, *стережот, *копчоности, *поражон = три ошибки , НО: *раздроженный, * очеровать =две отдельные ошибки.
Если написана неверная буква в одной и той же корневой морфеме, это одна ошибка: * зачеруй, *очерован, *очированный.
Если в одном слове с непроверяемыми написаниями допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну : * аппеляция = одна ошибка , НО: *об апелляцие = две ошибки.
Понятие однотипных ошибок не распространяется на пунктуационные ошибки.
Ошибки отмечаются, но не влияют на отметку
1. Явные описки : рапотает, роман стоится.
2. В переносе слов: кла-ссный, по-ймать, о- глядел, пок-рыл.
3. Буквы Е/Э в заимствованных словах и собственных именах : рэкет, пленер, Мариетта.
4. Н/НН в кратких отглагольных причастиях и прилагательных: взволнова(Н,НН)ы.
5. Прописная/строчная буква в словах, связанных с религией: Б(б)ог, С(с)вященный С(с)синод, Р(р)ождество.
6. При переносном употреблении собственных имен: Все мы немного о(О)бломовы.
7. Написание фамилий с первыми частями ДОН: Дон Кихот, дон Педро.
8. Дефис и его отсутствие в сложных заимствованных словах : люля-кебаб, бефстроганов, гуляй-поле, перекати- поле.
9. Отсутствие тире в неполных предложениях.
10. Пропуск многоточия в цитатах при пропуске слов.
11. Замена одного знака препинания другим.
12. Наличие или отсутствие запятой между союзом А и вводным словом.
13. Замена знака препинания при выделении вводных предложений (вставных конструкций).
14. Лишний дефис при приложении: старик-извозчик
15. Лишняя запятая после вводного слова в начале обособленных конструкций : Герои этого времени, например( ,) Чацкий , — резонеры.
16. Лишняя запятая перед вводным словом, завершающим обособленную конструкцию : В этой семье представители самых разных профессий, врачей и юристов( ,) в частности.
17. В передаче авторской пунктуации .
Ошибки фактические — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по обсуждаемой теме, приводит факты, противоречащие действительности, напр.: «Вот Пушкин – известный русский поэт, где он только не эмигрировал!», «Базаров- герой одноименной повести Толстого», «Ленский вернулся в свое имение из Англии», «О Русь моя, мечта моя, любил ли кто тебя, как я?». Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией», «Если честно сказать, то в России теперь только один процент русских», «Каждая буква столько тебе сообщает!!!»
Этические ошибки – проявление речевой агрессии, грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов: «Этот текст меня бесит». «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Прочитав этот дурацкий текст, я продумал, какая в нем проблема», «Мне хочется поблагодарить автора: он довольно четко и грамотно описал сложную ситуацию». Ср.: не являются этическими ошибками: Автор раскрывает в тексте тему наглости. Гастелло врезался в эшелон вражеских самолетов.
Логические ошибки – ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи при сопоставлении (противопоставлении) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении: Княжна Марья Болконская очень суеверна: она постоянно учится, очень много читает и молится. Жизнь Есенина закончилась не начавшись. Давайте мы станем уникальными и будем побуждать к этому всех вокруг. На примере судьбы Василия Федотова автор показывает лицо нашего народа. Позиция автора неясна, и поэтому я с ней полностью согласна. Текст написан неграмотным литературным языком.
К логическим ошибкам относятся и композиционно-текстовые, связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения: отсутствует логическая связь вступительной или заключительной части с основной или эта связь слабо выражена, нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения, например:
А. Неудачное начало : С особенной силой этот эпизод описан в романе…
Б. Ошибки в средней части.
а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении – логическая ошибка: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
б) Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений – логическая ошибка: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.
в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности – логическая ошибка:
Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.
В. Неудачная концовка (дублирование вывода ) – логическая ошибка:
Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
Речевые ошибки – ошибки, представляющие собою неверное или не самое удачное использование в определенном тексте слов и фразеологизмов. Выпускники нарушают требование коммуникативной точности высказываний, употребляя слова в несвойственном им значении или без должного учета стилистических, эмоционально-экспрессивных свойств выражений.
Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования, формообразования, норм синтаксической связи между словами внутри предложения или словосочетания, частей сложных предложений.
Классификация грамматических ошибок
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Ошибочное словообразование |
Трудолю бимый , надсмехаться, вовнутрь. Искание смысла жизни. Тиранство. |
2 |
Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуд а техники, не хватает врем я. Билет с плацкартом. Новые крема. |
3 |
Ошибочное образование формы прилагательного |
Более интереснее, красивше выглядит. |
4 |
Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями . Обоим сестрам. |
5 |
Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса, ихние дети |
6 |
Ошибочное образование формы глагола |
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы. Все пять девушек погибнули . Троекуров игрался с медвежатами. Езжай скорее. |
7 |
Нарушение согласования |
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом. |
8 |
Нарушение управления |
Автор повествует читателей. Он вернулся с отпуска из Украины. По окончанию школы он поступил в вуз. |
9 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали против такой оценки его творчества. Кто это пришла? |
10 |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. |
11 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я ‘хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. Наконец построена не только школа, а также больница. |
12 |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст , возникает такое чувство… Марусе, поиграв с этой куклой, стало хуже. |
13 |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
14 |
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. |
15 |
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Савельич спросил Гринева, узнал он атамана? |
16 |
Нарушение границ предложения |
Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
17 |
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь |
18 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришёл в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
19 |
Неудачное употребление местоимений |
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своём воображении |
Классификация речевых ошибок
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. Ольга Ларина – прототип Татьяны. |
2 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом, смешение паронимов |
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. Автор призывает бережливо относиться к книгам. |
3 |
Неразличение синонимичных слов |
В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 |
Употребление слов иной стилевой окраски, использование штампов |
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. Каждое утро Татьяны Лариной начиналось с того, что она приветствовала флору и фауну. По мере роста медвежат Троекуров придумывал все новые шутки. |
5 |
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов |
Астафьев то и дел о прибегает к употреблению метафор и олицетворений.. Этот роман – вопиющее достижение писателя. Автор вопрошает: «Кто виноват?» |
6 |
Неоправданное употребление просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегоришь других. Чиновники подлизываются к ревизору. |
7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). Молодежь не повышает свой кругозор. |
8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный. |
9 |
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Характерная черта характера… |
10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного В пример к такому случаю можно привести несчастный случай, однажды случившийся с моей знакомой.. |
11 |
Искажение состава фразеологизма |
Все были здесь : и стар, и мал. Павел Петрович – дворянин от мозга до костей. Скрипя сердцем, кулаки покидали Гремячий Лог. |
Источник: сайт ТвГУ филфак, proshkolu . ru
Добавить комментарий
11. |
11. |
слов |
повествующих |
литературе» |
1. |
1. «Добрость» |
|
2. |
2. |
|
3. |
3. |
|
4. |
4. |
|
5. |
5. |
|
6. |
6. |
|
7. |
7. |
|
8. |
8. |
|
9. |
9. «Открыв |
|
10. |
10. | |
|
11. |
11. |
|
12. |
12. |
|
13. |
13. |
14. |
14. |
15. |
‘
15. |
16. |
16.
положила |
17. |
17. |
Нормы
оценки сочинений
При
выделении
орфографических ошибок следует учитывать
однотипные
ошибки (на одно и то же правило).
Первые
три однотипные ошибки считаются как
одна,
каждая последующая
плюсуется. Ошибки
не считаются однотипными,
если для правильного написания слова,
необходимо подобрать
совершенно другое проверочное
слово. (Например, безударные гласные в
корне не относятся
однотипными
ошибками).
Негрубые
орфографические ошибки считаются за
0,5
ошибки (1 н). К
негрубым орфографическим ошибкам
относятся слова- исключения из правил
и трудные непроверяемые
словарные слова.
Пунктуационные
ошибки однотипными быть не могут!
На
оценку
«5»
за содержание
в сочинении допускается: одна
незначительная неточность в содержании,
т.е.
1 негрубая фактическая
или 1 негрубая логическая ошибка + 1-2
речевых недочёта.
На
оценку «5»
за грамотность
в сочинении допускается: 1 негрубая
орфографическая или 1 пунктуационная
или 1 грамматическая
ошибка.
На
оценку «4» за содержание
в сочинении допускается: 2-3 фактические
или логические ошибки + 3-4 речевых
недочёта.
На
оценку «4»
за грамотность
в сочинении допускается: 1-2 орфографических
+ 3 пунктуационных + 3 грамматических
или 0 орфографических + 4 пунктуационных
+ 3 грамматических ошибки.
На
оценку «3» за содержание
в сочинении допускается: 4 фактические
или логические ошибки + 5 речевых
недочётов.
На
оценку «3» за грамотное сочинении
допускается
4
орфографических + 4 пунктуационных
+ 4 грамматических
ошибки.
С
шести фактических, или шести логических
ошибок, или шести речевых недочетов
начинается оценка «2» за содержание.
С
пяти орфографических, или пяти
пунктуационных, или пяти грамматических
ошибок начинается оценка «2» за
грамотность.
!
В 5 классе, в 1-м полугодии, допускается
6 орфографических или пунктуационных
ошибок на оценку «3».
!!!
При выставлении 1-ой оценки за содержание
следует учитывать не
только
количество фактических, логических
ошибок и речевых недочетов.
Оценка
«5» ставится за сочинение, которое
-
глубоко
и аргументированно раскрывает тему; -
свидетельствует
об отличном
знании текста и других литературно-критических
материалов; -
стройно
по композиции; -
отличается
самостоятельными выводами и глубокими
обобщениями; -
написано
правильным литературным языком и
стилистически соответствует содержанию.
На
оценку
«4»
требуется то же самое, но с определением
«хорошее».
На
опенку «3»
— с определением «удовлетворительное».
Оценка
«2»
ставится в том случае, если тема не
раскрыта, знание текста поверхностное,
нет выводов.
Соответствующие
необходимые пояснения (из вышеприведённых)
учитель пишет под текстом сочинения,
объясняя тем самым выставленную оценку.
Оценка
устных ответов учащихся
При
оценке устного ответа учащихся
учитывается:
-
знание
текста и понимание его идейно-художественного
своеобразияия; -
умение
объяснять взаимосвязь поступков
героев; -
понимание
роли художественных средств; -
знание
теоретико-литературных понятий и
умение пользоваться ими в ходе анализа; -
умение
анализировать текст в соответствии
с ведущими историко-философскими
идеями эпохи; -
умение
владеть монологической речью.
Требования
к речи учащегося
При
оценке устных и письменных ответов
учитывается их речевое оформление.
Учащийся
должен уметь:
-
говорить
или писать на тему, соблюдая её границы; -
отбирать
наиболее существенные факты для
раскрытия идей; -
излагать
материал последовательно; -
делать
необходимые выводы и обобщения; -
строит|>
высказывание в определённом стиле; -
отвечать
громко, чётко, с соблюдением логических
ударений,
пауз,
правил интонации.
Все
названные требования и нормы оценки
письменных и устных ответов следует
обязательно довести до сведения учащихся
и их родителей (сделать соответствующие
распечатки, оформить стенд в кабинете
литературы и т.д.). Только в этом случае
ребята будут понимать аргументированность
выставляемых оценок, а учитель сможет
быть по-настоящему объективным.
Пути
изучения литературного произведения
в школе
Путь
изучения — это своеобразный порядок
анализа, ход
разбора произведения.
Особенно
важно правильно выбрать путь анализа
при изучении крупных
эпических
произведений.
Существует
три основных пути анализа:
-
по
образам (пообразный) -
проблемно-тематический
-
вслед
за автором (целостный)
Пообразный
путь
Логика
анализа произведения подчинена логике
анализа основных образов ( например,
1-й урок — « Образ Евгения Онегина »,
потом — «Образ Татьяны», далее «Образ
автора» и т.д.).
«Плюс»
этого пути анализа:
логика анализа понятна детям; очень
эффективен в возрасте 14-15 лет, когда
ребята пристально вглядываются в себя,
оценивают свои и чужие черты характера
=> интерес их к характеристикам героев
максимален; этот путь экономичен по
времени.
«Минус»
этого пути:
-
к
каждому уроку ребята должны
просматривать весь текст произведения,
подыскивая материал по конкретному
образу; -
в
художественном произведении все
образы тесно переплетены, а мы
«отрываем» один образ от другого; -
разрушается
художественное единство произведения.
Проблемно-тематический
путь
Учитель
формулирует для себя круг основных
проблем, который рассматривает автор
в своем произведении, и каждый урок
посвящается решению одной из проблем.
Например:
-
«Роль
народа и личности в истории» — по
роману «Война и мир» (рассматривается
круг проблем, связанный с образами
Кутузова, Наполеона, Тушина и целого
ряда других героев); -
«Патриотизм
истинный и ложный» (Шерер, Ростовы,
Болконские); -
«Нравственные
искания лучших представителей
русского дворянства» (Наташа,
Болконский, Пьер).
«Плюсы»
этого пути:
-
позволяет
глубоко и серьезно анализировать
произведение; -
развивает
аналитические способности учащегося; -
учит
аргументировать свою точку зрения.
«Минусы»
этого пути:-
этот
путь предполагает отличное знание
текста и анализ на одном уроке
многих образов произведения; -
на
уроке совершенно отсутствует
эмоциональное восприятие текста,
разговор идет в основном на
логическом уровне.
-
Этот
путь эффективен только в старших и
очень сильных классах.
Вслед
за автором
Учитель
вместе с ребятами анализирует произведение
по
ходу развития сюжета,
при этом берутся только ключевые главы
и эпизоды.
«Плюсы»
этого пути:
-
учащиеся
могут читать или перечитывать
текст от урока к уроку, небольшими
«порциями». -
сохраняется
целостность восприятия текста,
так как ребята анализируют сразу
и образы, и проблемы, и художественное
своеобразие на изучаемом фрагменте
текста; -
сохраняется
и часто усиливается эмоциональное
восприятие текста.
«Минусы»
этого пути:
-
целостная
картина произведения становится
ясной только в конце изучения => -
требуется
максимальное количество времени
по сравнению с
другими путями
анализа. -
есть
опасность «раствориться» в тексте.
Этот метод универсален для любого
возраста.
Опытный
учитель умело комбинирует различные
пути анализа, делая доминантным
какой-либо один путь.
Приемы
работы учителя и учащихся на уроках
литературы в 9-11 классах
В
старших классах можно использовать те
же приемы, что и в 5-8 классах, но есть и
особые приемы, которые наиболее
эффективны именно в старших классах.
-
Лекция
учителя (требования к этой форме даны
как самостоятельный раздел) -
Семинарское
занятие
В
5-8 классах на одном уроке обычно
сочетаются и слово учителя, и беседа
по новому материалу. В старших классах
в связи с большим объемом изучаемого
материала бывает целесообразно разделить
его на урок-лекцию, где говорит только
учитель, и урок — семинар, где отвечают
только ученики. Однако и в старших
классах широко используется традиционный
комбинированный урок. Вопросы и задания
к семинарскому занятию даются заранее.
-
урок-диспут
Требует
серьезной предварительной подготовки:
надо распределить учащихся на сторонников
одной и другой позиции, заранее
побеседовать с «лидерами» сторон и
помочь им в подборе аргументов. В диспуте
может принимать участие весь класс, а
могут несколько человек, остальные
ребята вместе с учителем выступают в
роли наблюдателей и арбитров.
-
Суд
над литературным героем
Это
своеобразный вариант диспута, но в
«заостренной» форме, когда есть
обвиняемый, обвинитель и адвокат. Эта
форма урока, безусловно, несколько
«грубовата» с эстетической точки
зрения. НО!!! Эта форма обеспечивает
высокую активность со стороны учащихся
и становится эффективной в том классе,
где ребята пассивны, с трудом читают
изучаемые тексты. «Суд» над героем
способен «расшевелить» такой класс.
-
Составление
киносценария по уже изученному
произведению
Для
киносценария надо выбрать основные
эпизоды, отобрать текст, который будет
звучать в кадре и за кадром, определить
особенность операторской работы
(сочетание крупного плана и панорамы),
продумать музыку, художественное
оформление, выбрать костюмы. Этот вид
работы целесообразно проводить после
анализа текста.
-
Выбор
актеров на роли главных героев
Важны
не конкретные фамилии учеников или
настоящих актеров, а образ в целом, то
есть тип лица, внешний облик, черты
характера, особенности темперамента
и т. д. Этот прием очень похож на общую
характеристику героя, но более интересен
по форме.
-
Заседание
художественного совета театра или
редколлегии литературного журнала
по
вопросам выбора репертуара или публикации
того или иного литературного произведения.
Например:
Какие пьесы Островского целесообразно
поставить в этом сезоне и почему?
После
изучения творчества Бунина: Какие
рассказы Бунина целесообразно включить
в новое издание книги «Избранное» и
почему?
-
Монолог
актера
по
поводу того, как нужно сыграть данную
роль. НО!!! Существуют негативные
психологические моменты, возникающие
из-за стеснительности ребят, которые
хотели бы сыграть данную роль, но боятся
чьих-то насмешек. Этих психологических
проблем можно избежать, если предложить
несколько другой вариант задания, а
именно
«Монолог режиссера»
по поводу того, как нужно сыграть данную
роль. ( Эта форма снимает психологические
барьеры, так как режиссер, глубоко
понимая то, как нужно играть конкретного
героя, не обязан соответствовать ему
по внешним данным, иметь портретное
сходство и т. д.)
NB!!!
Названные
приемы работы позволяют ребятам
высказать собственное мнение, свое
личное видение характеров героев,
оставаясь при этом в «тени», как бы за
«маской» актера, режиссера и т. д. Это
связано с психологическими особенностями
возраста ранней юности, когда человек
уже имеет свое собственное мнение, но
часто еще не готов его высказывать.
Данные формы работы лучше давать в
качестве домашнего задания.
-
Интегрированный
полифонический урок:
Это
урок с участием «историка», «политика»,
«искусствоведа».
Этими
лицами могут быть заранее подготовленные
ученики или настоящие учителя истории,
музыки, рисования, МХК. Их комментарии
вплетаются в ход урока там, где нужно
пояснить трудные для восприятия учащихся
фрагменты текста.
10.
Составление
стихотворных композиций
на
определенную
тему
Класс
разбивается на группы по 4-6 человек.
Каждая группа составляет композицию и
готовит выразительное чтение стихов.
Например: любовная лирика и гражданские
стихи А. Ахматовой. В каждой группе есть
режиссер, который отбирает стихи,
помогает подготовить выразительное
чтение. Перед чтением своей композиции
ученики объясняют, почему они выбрали
именно эти произведения. Композиция
может быть литературно-музыкальной.
Такое задание можно дать и всему классу,
и как индивидуальное — группе учащихся.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #