Неприкосновенный иммунитет лексическая ошибка

Подготовка к ЕГЭ.Теория и Практика №6. ✅ Скачать бесплатно

ЕГЭ — 2020. Задание 6. Лексические нормы

ЕГЭ - 2020. Задание 6. Лексические нормы

ЕГЭ — 2020. Задание 6. Лексические нормы.

Самойлова Т.Г.,учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ ЛГО с.Пантелеймоновка

Задание № 6 ЕГЭ по русскому языку проверяет знание лексических норм современного русского литературного языка (кроме паронимов)

Задание № 6 ЕГЭ по русскому языку проверяет знание лексических норм современного русского литературного языка (кроме паронимов)

Задание № 6 ЕГЭ по русскому языку проверяет знание лексических норм современного русского литературного языка (кроме паронимов).

Формулировка 1: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово

Формулировка 1: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово

Формулировка 1:Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем моря и океаны.
Ответ: главную 
В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. «Суть — самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

Формулировка 2: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово

Формулировка 2: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово

Формулировка 2: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Выпишите это слово.

Детские страхи – вполне реальные, достаточно сильные переживания, которые могут портить жизнь ребенка, заставляя его постоянно быть в поле внимания родителей.

Ответ: зрения
Здесь нарушение лексической сочетаемости.
Быть в поле зрения, в центре внимания

НЕОБХОДИМО: — понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением; — учитывать особенности сочетаемости слов; — правильно употреблять синонимы, антонимы и…

НЕОБХОДИМО: - понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением; - учитывать особенности сочетаемости слов; - правильно употреблять синонимы, антонимы и…

НЕОБХОДИМО:
— понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
— учитывать особенности сочетаемости слов;
— правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
— избегать речевой избыточности;
— не допускать речевой недостаточности;
— учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Алгоритм выполнения задания Найдите смысловое (семантическое) противоречие

Алгоритм выполнения задания Найдите смысловое (семантическое) противоречие

Алгоритм выполнения задания

Найдите смысловое (семантическое) противоречие.
Распознайте ошибку, укажите ее вид (не смешивать со средствами выразительности).
Если это ошибка, то исправьте ее

Основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм

Основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм

Основные речевые ошибки,
обусловленные нарушением лексических норм

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении 

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. 

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

Вид ошибки Примеры 4 Употребление слов иной стилевой окраски

Вид ошибки Примеры 4 Употребление слов иной стилевой окраски

Вид ошибки

Примеры

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально — окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Вид ошибки Примеры 8 Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Вид ошибки Примеры 8 Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Вид ошибки

Примеры

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша, очень прекрасный 

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций 

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Плеоназм — (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и…

Плеоназм — (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и…

Плеоназм —  (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста; а также языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.Примеры плеоназма:
отрицательный недостаток
очень прекрасно
финальные итоги

Тавтология — (греч. tautología, от tautó — то же самое и lógos — слово ) — это тождесловие, то есть повторение сказанного иными словами или…

Тавтология — (греч. tautología, от tautó — то же самое и lógos — слово ) - это тождесловие, то есть повторение сказанного иными словами или…

Тавтология —  (греч. tautología, от tautó — то же самое и lógos — слово) — это тождесловие, то есть повторение сказанного иными словами или повторение однокоренных слов.
Примеры тавтологии:
старый старик высокая высота
спросить вопрос случился случай
заплатить зарплату
открывать открытия
подробные подробности

Примеры белоснежный снег медицинская медсестра богатая роскошь мокрая вода в декабре месяце надменное высокомерие ведущий лейтмотив наиболее оптимальный весёлый мажор народная демократия ветхая рухлядь народный…

Примеры белоснежный снег медицинская медсестра богатая роскошь мокрая вода в декабре месяце надменное высокомерие ведущий лейтмотив наиболее оптимальный весёлый мажор народная демократия ветхая рухлядь народный…

Примеры

 белоснежный снег

 медицинская медсестра

 богатая роскошь

мокрая вода

в декабре месяце

 надменное высокомерие

 ведущий лейтмотив

наиболее оптимальный

весёлый мажор

 народная демократия

 ветхая рухлядь

народный фольклор

 главная суть

наследие прошлого

 глубокая бездна

патриот родины

 скоростной экспресс

 необычный феномен

отступить назад

ностальгия по родине

спускаться вниз

 объединённый союз

 студёная стужа

отступить назад

убить насмерть

патриот родины

 финальные итоги

 памятный сувенир

памятный сувенир

первая премьера

первый дебют

перспектива на будущее

I Формулировка задания: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,

I Формулировка задания: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,

I
Формулировка задания: 
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

Для более четкой, объективной и ясной картины широко применяются такие методы психологии труда, как «фотография» рабочего дня и хронометраж времени

Для более четкой, объективной и ясной картины широко применяются такие методы психологии труда, как «фотография» рабочего дня и хронометраж времени

1. Для более четкой, объективной и ясной картины широко применяются такие методы психологии труда, как «фотография» рабочего дня и хронометраж времени. 

ОТВЕТ: времени Объяснение: Хронометраж — метод изучения затрат времени с помощью фиксации и замеров продолжительности выполняемых действий

ОТВЕТ: времени Объяснение: Хронометраж — метод изучения затрат времени с помощью фиксации и замеров продолжительности выполняемых действий

ОТВЕТ: времени

Объяснение:
Хронометраж — метод изучения затрат времени с помощью фиксации и замеров продолжительности выполняемых действий

На протяжении всей нашей жизни в наш мозг каждую секунду времени поступает множество сенсорных сигналов

На протяжении всей нашей жизни в наш мозг каждую секунду времени поступает множество сенсорных сигналов

2. На протяжении всей нашей жизни в наш мозг каждую секунду времени поступает множество сенсорных сигналов. 

ОТВЕТ: времени Объяснение: СЕКУНДА, ы, ж

ОТВЕТ: времени Объяснение: СЕКУНДА, ы, ж

ОТВЕТ: времени

Объяснение:
СЕКУНДА, ы, ж.- 1/60 часть минуты, основная единица времени в Международной системе единиц. Подожди одну секунду (очень недолго). Сию секунду (сейчас, очень скоро или только что).Толковый словарь Ожегова

Сейчас, когда эмоции схлынули и весь азартный запал пропал, мирным торговцам было трудно заставить себя снова рисковать своей жизнью

Сейчас, когда эмоции схлынули и весь азартный запал пропал, мирным торговцам было трудно заставить себя снова рисковать своей жизнью

3. Сейчас, когда эмоции схлынули и весь азартный запал пропал, мирным торговцам было трудно заставить себя снова рисковать своей жизнью. 

ОТВЕТ: азартный Объяснение:

ОТВЕТ: азартный Объяснение:

ОТВЕТ: азартный

Объяснение:
  Азарт — это состояние ярой увлеченности каким-либо делом; воодушевление, энтузиазм, задор и запал, связанные с каким-то случаем, игрой, риском.

Молниеносная война невозможна только военными силами, как бы ни превосходил нападающий агрессор жертву в области военных сил

Молниеносная война невозможна только военными силами, как бы ни превосходил нападающий агрессор жертву в области военных сил

4. Молниеносная война невозможна только военными силами, как бы ни превосходил нападающий агрессор жертву в области военных сил.  

ОТВЕТ: нападающий Объяснение: Тот, кто осуществляет агрессию; тот, кто ведёт себя как захватчик, первым нападая на окружающих

ОТВЕТ: нападающий Объяснение: Тот, кто осуществляет агрессию; тот, кто ведёт себя как захватчик, первым нападая на окружающих

ОТВЕТ: нападающий

Объяснение:
Тот, кто осуществляет агрессию; тот, кто ведёт себя как захватчик, первым нападая на окружающих.

Он дважды продублировал фразу, сказанную им десять минут назад высокому парню, которого он хорошо знал

Он дважды продублировал фразу, сказанную им десять минут назад высокому парню, которого он хорошо знал

5.Он дважды продублировал фразу, сказанную им десять минут назад высокому парню, которого он хорошо знал.  

ОТВЕТ: дважды Объяснение: ПРОДУБЛИ́РОВАТЬ 1

ОТВЕТ: дважды Объяснение: ПРОДУБЛИ́РОВАТЬ 1

ОТВЕТ: дважды
Объяснение:
ПРОДУБЛИ́РОВАТЬ
1. выполнить параллельно с кем-либо одну и ту же или схожую работу для обеспечения надежности
2. изготовить что-либо в двух экземплярах
3. заменить речевую часть звукового фильма новой записью, представляющей собою перевод на другой язык с языка оригинала
4. исполнить, дублируя кого-либо, что-либо

Перед путешественниками разверзлась глубокая бездна, преодолеть которую было невозможно

Перед путешественниками разверзлась глубокая бездна, преодолеть которую было невозможно

6. Перед путешественниками разверзлась глубокая бездна, преодолеть которую было невозможно. 

ОТВЕТ: глубокая Объяснение: БЕЗДНА 1,

ОТВЕТ: глубокая Объяснение: БЕЗДНА 1,

ОТВЕТ: глубокая

Объяснение:
БЕЗДНА
1, Глубокая пропасть, пучина. Морская б.
2. (разг.). Огромное количество, пропасть, тьма, гибель. Бездна премудрости (о глубоких познаниях; шутл.). Из толкового словаря Ожегова

Дипломатическая почта, следующая транзитом, и дипкурьер, который получил транзитную визу, пользуются неприкосновенным иммунитетом

Дипломатическая почта, следующая транзитом, и дипкурьер, который получил транзитную визу, пользуются неприкосновенным иммунитетом

7. Дипломатическая почта, следующая транзитом, и дипкурьер, который получил транзитную визу, пользуются неприкосновенным иммунитетом. 

ОТВЕТ: неприкосновенным Объяснение:

ОТВЕТ: неприкосновенным Объяснение:

ОТВЕТ: неприкосновенным
Объяснение:
ИММУНИТЕТ
-Предоставленное кому-н. исключительное право не подчиняться некоторым общим законам. Дипломатический и. (неприкосновенность личности, служебных помещений, жилища и собственности дипломатов). Депутатский и. | прил. иммунный, ая, ое (к 1 знач.) и иммунитетный, ая, ое. Иммунная реакция организма. Толковый словарь Ожегова

Формулировка задания: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,

Формулировка задания: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,


Формулировка задания: 
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в

Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в

Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.   
В возникновении болезни играют значение многочисленные клеточные и внеклеточные факторы, которые регулируют обмен кальция.  
Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.  

Врут все, но это не имеет роли, потому что никто не слушает

Врут все, но это не имеет роли, потому что никто не слушает

4. Врут все, но это не имеет роли, потому что никто не слушает. 

5. Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.

6. В 1609 г. был заключен договор со Швецией, по которому шведы готовы были дать поддержку России в обмен на ее отказ от претензий на побережье Балтики

Ответы с пояснением Приняли – принять решение, сделать выбор, вывод, дело

Ответы с пояснением Приняли – принять решение, сделать выбор, вывод, дело

Ответы с пояснением    
Приняли – принять решение, сделать выбор, вывод, дело 
Роль – играть роль, но иметь значение 
Принесли – принести славу, дать возможность, ощущение, уверенность и т.д. 
Значения – иметь значение, играть роль 
Симпатизирует – Симпатизировать – хорошо относиться к кому-либо, импонировать – производить положительное впечатление. 
Оказать – нельзя дать поддержку, можно ее оказать, найти, обеспечить, получить

Подготовка к ЕГЭ.Теория и Практика №6

Подготовка к ЕГЭ.Теория и Практика №6

Плеоназм

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Шпаргалка от «Года Литературы» по плеоназмам — оборотам речи, содержащим близкие по значению, а значит, избыточные слова.

Как показывает время, употребление плеоназмов стало проблемой не только широкой аудитории, но и людей, профессионально работающих со словом: журналистов, писателей, лекторов, политологов и специалистов в области PR. Мы составили список распространенных примеров речевой избыточности, чтобы помочь вам избежать ошибок.

Излишние слова выделены жирным:

неожиданный сюрприз;

памятный сувенир;

весь цвет элиты;

свободная вакансия;

— иммунитет неприкосновенности;

главный приоритет;

передняя авансцена;

трудоустройство на работу;

полный аншлаг;

совместное сотрудничество;

— сто рублей денег;

— час времени;

— прейскурант цен;

предельный лимит;

— в сентябре месяце;

печатная пресса;

— саммит на высшем уровне;

Плеоназм — речевая избыточность

Сегодня я хочу поговорить об одном из видов лексических ошибок, которая часто встречаются в текстах наших стихов. Это — речевая избыточность, а по научному — ПЛЕОНАЗМ.

Слово это переводится как «излишество» и означает употребление в речевых оборотах и в тексте лишних слов, которые дублируют другие термины и понятия, входящие в это же словосочетание. Причем многие плеоназмы стали настолько привычными, что в устной речи уже не замечаются, хоть и свидетельствуют о проблемах с речевой культурой и образованием говорящего. А перенесенные в текст стихов изрядно его загрязняют и являются показателем непрофессионализма.

Итак, самые распространенные плеоназмы, которые многие из нас иногда встречают:

— «Упал вниз». А куда еще можно упасть?

— «Кивнул головой». Кивнуть можно только головой, поэтому достаточно просто «кивнул». А то иногда автор для убедительности еще добавит «кивнул своей головой».

— Аналогично этому – «пнул ногой». Ничем же другим пнуть нельзя.

— «Впервые познакомились» — это как? Потом еще несколько раз знакомились?

Очень часто плеоназмы в стихах возникают в качестве нужных заплаток ритма — по смыслу они автору не нужны, но ему необходимо чем-то строку заполнить, чтобы метр или рифму поддержать. Например:

— «В мае месяце» или «месяц ноябрь – праздничный» — слово «месяц» здесь абсолютно лишнее.

— «Роятся мысли стайкой» — слово «стайка» здесь ничего не добавляет к сказанному «роятся».

— «труп бездыханный» — а бывает труп дышащий?

— «Мне громко хочется кричать» — слово «громко» — избыточное.

— «Война и голод наступают в любой стране по всей земле» — дважды одна и та же мысль в концовке фразы, только разными словами.

Со временем эту подборку часто встречающихся плеоназмов в стихах наших конкурсантов я продолжу — по мере поступления новых примеров ошибочного использования языка.

Данный вид ошибок менее известен, чем, например, канцелярит или повторы уже сказанного выше, хотя и чуть другими словами.

Кстати, термин «канцелярит» придумал Корней Чуковский. В своей знаменитой книге о русском языке «Живой как жизнь» (1962) писатель назвал КАНЦЕЛЯРИТОМ проникновение в живую речь, художественную литературу и публицистику слов и сочетаний, характерных для официально-делового стиля, для казенных, канцелярских текстов. Среди примеров, которые приводит Чуковский: «зеленый массив» вместо« лес»; «избыточно увлажненная почва« вместо «мокрая земля», а так же такие шедевры ненужной избыточности, как «овладение ребенком родным языком», «ликвидировать отставание на фронте недопонимания сатиры» и др. Канцелярит — это беда скорее прозы, в стихи подобные конструкции поэту втиснуть сложнее, поэтому они там не столь часто встречаются. Зато плеоназм, как хитрое и коварное существо, часто подстерегает и незаметно прокрадывается в наши тексты.

Есть группа плеоназмов, появление которых связано с дублированием иностранных слов русскими, в результате получается «масло масляное». Эти ошибки, по крайней мере, можно оправдать тем, что автор не знает перевода иностранного термина. Хоть оправдание это — слабое и неубедительное, учитывая распространенность словосочетаний.

— «Свободная вакансия». Латинское слово vacans переводится как «свободный», поэтому первое здесь лишнее.

— «Памятный сувенир» – souvenir с французского переводится как «память», «воспоминание».

— «Своя автобиография» – «авто» и, значит, «своя». Если бы была чужая, то была бы просто биография. Кстати, выражение «Я написал его автобиографию» тоже встречается. Уж не знаю, какой вариант абсурднее.

— «Передовой авангард» – avant-garde в переводе с французского «передовой отряд».

— «Прейскурант цен» – очень распространенная в текстах копирайтеров стилистическая ошибка. Preis – «цена», courant – «текущая».

— «Коллеги по работе» – коллега – это товарищ по работе.

— «Депиляция волос» и др.

Примеров подобных плеоназмов множество, и наши авторы, плохо знающие иностранные языки, но активно вставляющие иностранные слова в стихи (для свежести рифм и оригинальности) постоянно изобретают новые.

Употребление плеоназмов в тексте чаще всего связано с речевыми привычками, которые люди приобрели в своем детстве и вошли в обыденность, отчего многие читатели моих статей принимают в штыки указание на такие ошибки, ссылаясь на опубликованные тексты известных современников или на фразы доморощенных современных тележурналистов. Однако такие устоявшиеся ошибки не только портят текст стихов, но прежде всего ДЕМОНСТРИРУЮТ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ АВТОРА. Поэтому в поэзии надо избавляться от этих злокозненных и хитрых паразитов — от любой ненужной речевой избыточности.

Речевая избыточность считается лексической ошибкой, так как дополнительные, ненужные для понимания смысла слова захламляют текст, делают его корявым и часто создают комический эффект там, где это не нужно. Употребление в текстах стихов таких связок слов как «ведущий лидер» являются результатом плохого понимания значения русских слов, а таких как «моргнуть глазом» или «пнуть ногой» относятся к тавтологии — типичной лексической ошибке.

Откровенные ляпы авторы при внимательной вычитке своего текста обычно убирают, хотя бывают случаи когда они не только там остаются, но и становятся доведенными до абсурда — в тексте произведения начинают развернуто повторяться совершенно очевидные вещи. Например, «труп был мёртв и не скрывал этого»; «она смотрела на меня обоими своими глазами»; «оба его глаза – правый и левый – глядели зло»; «совершенно одинокий дуб рос посреди поля в полном одиночестве». (со временем я подберу другие яркие примеры подобных ляпов из разборов наших прошедших учебных конкурсов — попадалось мне многое, сейчас все не припомню!).

Плеоназмы иногда можно встретить в известной художественной прозе — как сознательный литературный прием для усиления комичности ситуации или персонажа, который произносит подобную фразу. Например, у А.Чехова в рассказе «Унтер Пришибеев» есть слова персонажа: «Разгоняю я народ, а на берегу, на песочке утоплый труп мёртвого человека. По какому такому основанию, спрашиваю, он тут лежит? Нешто это порядок?» Или у А.Аверченко в рассказе «Автобиография»: «Ещё за пятнадцать минут до рождения я не знал, что появлюсь на белый свет». Но это бывает, как правило, лишь в прямой речи персонажа, где плеоназм работает как речевая характеристика художественного образа.

Иногда, хоть и довольно редко, встречаются плеоназмы и в стихах классиков в качестве средства, усиливающего эпичность текста и даже его трагичность. Так у А. С. Пушкина: «О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?» Здесь никому не придёт в голову смеяться над очевидным плеоназмом, ведь живые кости – это что-то абсурдное. Однако чтобы так умело использовать избыточность, нужно обладать хорошим чувством текста и пониманием уместности того или иного выражения, иначе вместо патетики и торжественности можно вызвать у читателя презрительный смех.

(При написании данной статьи частично использованы примеры плеоназмов, взятые из интернета )

Плеоназм — это… (300 примеров словосочетаний плеоназмов)

Плеоназм — это рече­вое изли­ше­ство, упо­треб­ле­ние соче­та­ния слов, в кото­ром смысл одно­го сло­ва уже зало­жен в зна­че­нии дру­го­го. Плеоназм в рус­ском язы­ке — это лек­си­че­ская ошиб­ка.

В пись­мен­ной и раз­го­вор­ной речи незна­ние точ­но­го зна­че­ния сло­ва, осо­бен­но заим­ство­ван­но­го рус­ским язы­ком, часто сопро­вож­да­ет­ся допу­ще­ни­ем лек­си­че­ских оши­бок, одной из кото­рых явля­ет­ся плео­назм. В линг­ви­сти­ке этот тер­мин вос­хо­дит к гре­че­ско­му сло­ву pleonasmos, что бук­валь­но зна­чит «пере­из­бы­ток».

Что такое плеоназм в русском языке

Узнаем, что такое плео­назм в рус­ском язы­ке. Разберемся, в чем состо­ит суть этой рече­вой ошиб­ки, исполь­зуя кон­крет­ные при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний.

В раз­ных сфе­рах нашей жиз­не­де­я­тель­но­сти нам часто встре­ча­ет­ся сло­во­со­че­та­ние «сер­вис­ное обслу­жи­ва­ние». Его упо­треб­ля­ют для обо­зна­че­ния каче­ствен­но­го обслу­жи­ва­ния. Давайте заду­ма­ем­ся, насколь­ко пра­во­мер­но объ­еди­ня­ют­ся эти сло­ва с точ­ки зре­ния лек­си­че­ских норм рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка?

Прилагательное «сер­вис­ное» обра­зо­ва­но от сло­ва «сер­вис», заим­ство­ван­но­го из англий­ско­го язы­ка, в кото­ром service зна­чит «быто­вое обслу­жи­ва­ние».

Значит, зна­че­ние сло­ва «сер­вис­ный» уже вхо­дит в семан­ти­ку рус­ско­го сло­ва «обслу­жи­ва­ние» и явля­ет­ся лиш­ним в этой паре лек­сем.

Рассмотрим сло­во­со­че­та­ние «меню блюд». Французское сло­во «меню» обо­зна­ча­ет «под­бор блюд для зав­тра­ка, обе­да и т. д.», а так­же «лист с переч­нем пред­ла­га­е­мых блюд, напит­ков в ресто­ране, кафе, сто­ло­вой». И в этом соче­та­нии слов допу­ще­на рече­вая ошиб­ка — плео­назм.

Как видим, эта ошиб­ка воз­ни­ка­ет тогда, когда гово­ря­щий или пишу­щий не вни­ка­ет в зна­че­ние слов или не зна­ет точ­но­го их зна­че­ния и вкрап­ля­ет в свою речь лиш­ние с точ­ки зре­ния смыс­ла сло­ва.

Определение

Укажем, какое опре­де­ле­ние этой рече­вой ошиб­ке дает Википедия.

Плеоназм (от др.-греч. πλεονασμός — излиш­ний, изли­ше­ство) — обо­рот речи, в кото­ром про­ис­хо­дит дуб­ли­ро­ва­ние неко­то­ро­го эле­мен­та смыс­ла; нали­чие неко­то­рых язы­ко­вых форм, выра­жа­ю­щих одно­го и тоже зна­че­ние в пре­де­лах закон­чен­но­го отрез­ка речи или тек­ста, а так­же язы­ко­вое выра­же­ние, в кото­ром име­ет­ся подоб­ное дуб­ли­ро­ва­ние.

Таким обра­зом, плео­назм — это более широ­кое поня­тие, кото­рое вклю­ча­ет не толь­ко упо­треб­ле­ние отдель­ных лиш­них слов, а целых обо­ро­тов речи и даже фраз, кото­рые мож­но упро­стить или изъ­ять из тек­ста вооб­ще.

Примеры плеоназмов

Чаще все­го ука­зан­ной рече­вой ошиб­кой стра­да­ют соче­та­ния при­ла­га­тель­ных с суще­стви­тель­ны­ми, при­чем зна­че­ние при­ла­га­тель­но­го дуб­ли­ру­ет смысл опре­де­ля­е­мо­го им сло­ва:

В каче­стве глав­но­го сло­ва в соче­та­нии высту­па­ет гла­гол, в зна­че­нии кото­ро­го уже зало­жен смысл лиш­не­го сло­ва:

Плеоназм и тавтология. Отличия

В лек­си­ко­ло­гии раз­но­вид­но­стью плео­назма счи­та­ет­ся тав­то­ло­гия (греч. tauto «то же самое» + logos «сло­во»).

Тавтология — это непред­на­ме­рен­ное упо­треб­ле­ние одно­ко­рен­ных слов в сло­во­со­че­та­нии или в одной фра­зе, а так­же необос­но­ван­ный повтор одно­го и того же сло­ва.

Все спортс­ме­ны долж­ны сгруп­пи­ро­вать­ся в неболь­шие груп­пы по трое.

Ему надо прыг­нуть пры­жок пря­мо сей­час.

Петр оза­да­чил всех сотруд­ни­ков этой труд­ной зада­чей .

Авторская речь — это речь авто­ра .

Исходя из того, что в плео­назме дуб­ли­ру­ет­ся смысл язы­ко­вых еди­ниц, состав­ля­ю­щих сло­во­со­че­та­ние, но лек­се­мы не явля­ют­ся одно­ко­рен­ны­ми, мож­но утвер­ждать, что плео­назм — это скры­тая смыс­ло­вая тав­то­ло­гия.

Наше сов­мест­ное сотруд­ни­че­ство было пло­до­твор­ным.

Сотрудничество — это дей­ствие, рабо­та вме­сте, уча­стие в общем деле.

Плеоназм созда­ет­ся в речи, когда дру­гим сло­вом обо­зна­ча­ет­ся одно и то же поня­тие, уже назван­ное лек­се­мой, состав­ля­ю­щей с ним соче­та­ние или фра­зу.

Тавтология же явля­ет­ся рече­вой ошиб­кой, где явно упо­треб­ля­ют­ся одно­ко­рен­ные сло­ва, созда­ю­щие излиш­ний назой­ли­вый повтор лек­сем с оди­на­ко­вым или похо­жим смыс­лом. С этой точ­ки зре­ния тав­то­ло­гия — это откры­тое язы­ко­вое изли­ше­ство в речи.

Примеры тавтологии

  • спро­сить вопрос;
  • зара­бо­тан­ная зар­пла­та;
  • про­лив­ной ливень;
  • зво­нок зво­нит;
  • дымит­ся дымом;
  • вновь воз­об­но­вить;
  • город­ской гра­до­на­чаль­ник.

Тавтология быва­ет оправ­да­на толь­ко в текстах, напи­сан­ных в официально-деловом или науч­ном сти­ле, где повтор одно­го и того же сло­ва необ­хо­дим по смыс­лу выска­зы­ва­ния.

Размещение недоб­ро­ка­че­ствен­ной рекла­мы с дан­ным содер­жа­ни­ем в дан­ном месте дан­ным спо­со­бом запре­ще­но зако­но­да­тель­ством стра­ны.

В отли­чие от плео­назма в поэ­ти­че­ском язы­ке тав­то­ло­гия исполь­зу­ет­ся как один из видов повто­ров, уси­ли­ва­ю­щих эмо­ци­о­наль­ность и выра­зи­тель­ность речи. Повторяются либо одно­род­ные по сво­е­му зву­ча­нию и по смыс­лу сло­ва (гре­ет — погре­ва­ет, веет — пове­ва­ет), либо повто­ря­ют­ся сло­ва, раз­ные по зву­ча­нию, но близ­кие по смыс­лу (зна­ет — веда­ет, пла­чет — тужит, море-океан, тоска-печаль).

Если в риф­ме повто­ря­ет­ся одно и то же сло­во в изме­нён­ном его зна­че­нии, такую риф­му назы­ва­ют тав­то­ло­ги­че­ской:

Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане

Уровень куль­ту­ры чело­ве­ка нераз­рыв­но свя­зан с куль­ту­рой речи и мыш­ле­ния. Культура речи опре­де­ля­ет любовь к сво­е­му род­но­му язы­ку, кото­рый поста­ра­ем­ся не засо­рять изли­ше­ства­ми, жар­го­ном и про­сто­реч­ны­ми сло­ва­ми.

источники:

http://stihi.ru/2021/01/17/3898

http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/kultura-rechi/43811-pleonazm-jeto-300-primerov-slovosochetanij-pleonazmov.html

Слайд 1ЕГЭ — 2020.
Задание 6. Лексические нормы.

ЕГЭ - 2020.  Задание 6. Лексические нормы.


Слайд 2

Задание № 6 ЕГЭ по русскому языку проверяет

знание лексических норм современного русского литературного языка (кроме паронимов).

Задание № 6 ЕГЭ по русскому языку проверяет знание лексических норм современного русского литературного языка (кроме


Слайд 3Формулировка 1:Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей

краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем моря и океаны.
Ответ: главную 
В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. «Суть — самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

Формулировка 1:Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.	В этом пейзаже не было ни


Слайд 4Формулировка 2: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово.

Выпишите это слово.

Детские страхи – вполне реальные, достаточно сильные переживания,

которые могут портить жизнь ребенка, заставляя его постоянно быть в поле внимания родителей.

Ответ: зрения
Здесь нарушение лексической сочетаемости.
Быть в поле зрения, в центре внимания

Формулировка 2: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Выпишите это слово.Детские страхи – вполне реальные, достаточно


Слайд 5НЕОБХОДИМО:
— понимать лексическое значение слова и употреблять его

в соответствии с данным значением;
— учитывать особенности сочетаемости слов;
— правильно

употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
— избегать речевой избыточности;
— не допускать речевой недостаточности;
— учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

НЕОБХОДИМО: - понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;- учитывать особенности сочетаемости


Слайд 6Алгоритм выполнения задания

Найдите смысловое (семантическое) противоречие.
Распознайте ошибку, укажите

ее вид (не смешивать со средствами выразительности).
Если это ошибка,

то исправьте ее

Алгоритм выполнения заданияНайдите смысловое (семантическое) противоречие. Распознайте ошибку, укажите ее вид (не смешивать со средствами выразительности). Если


Слайд 10Плеоназм —  (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — оборот речи,

в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых

форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста; а также языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.
Примеры плеоназма:
отрицательный недостаток
очень прекрасно
финальные итоги

Плеоназм —  (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие


Слайд 11Тавтология —  (греч. tautología, от tautó — то же самое и lógos — слово) — это тождесловие, то есть повторение

сказанного иными словами или повторение однокоренных слов.
Примеры тавтологии:
старый старик

высокая высота
спросить вопрос случился случай
заплатить зарплату
открывать открытия
подробные подробности

Тавтология —  (греч. tautología, от tautó — то же самое и lógos — слово) - это тождесловие, то есть повторение сказанного иными словами или повторение однокоренных слов.Примеры тавтологии:старый


Слайд 13I
Формулировка задания: 
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово.

Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

I Формулировка задания:  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского


Слайд 14

1. Для более четкой, объективной и ясной картины широко

применяются такие методы психологии труда, как «фотография» рабочего дня и

хронометраж времени. 

1. Для более четкой, объективной и ясной картины широко применяются такие методы психологии труда, как «фотография» рабочего


Слайд 15

ОТВЕТ: времени

Объяснение:
Хронометраж — метод изучения затрат времени с помощью фиксации

и замеров продолжительности выполняемых действий

ОТВЕТ: времениОбъяснение:Хронометраж — метод изучения затрат времени с помощью фиксации и замеров продолжительности выполняемых действий


Слайд 16

2. На протяжении всей нашей жизни в наш мозг

каждую секунду времени поступает множество сенсорных сигналов. 

2. На протяжении всей нашей жизни в наш мозг каждую секунду времени поступает множество сенсорных сигналов. 


Слайд 17ОТВЕТ: времени

Объяснение:
СЕКУНДА, ы, ж.- 1/60 часть минуты,

основная единица времени в Международной системе единиц. Подожди одну секунду

(очень недолго). Сию секунду (сейчас, очень скоро или только что).

Толковый словарь Ожегова

ОТВЕТ: времениОбъяснение: СЕКУНДА, ы, ж.-  1/60 часть минуты, основная единица времени в Международной системе единиц. Подожди


Слайд 18

3. Сейчас, когда эмоции схлынули и весь азартный запал

пропал, мирным торговцам было трудно заставить себя снова рисковать своей

жизнью. 

3. Сейчас, когда эмоции схлынули и весь азартный запал пропал, мирным торговцам было трудно заставить себя снова


Слайд 19
ОТВЕТ: азартный

Объяснение:
  Азарт — это состояние ярой увлеченности каким-либо делом; воодушевление, энтузиазм,

задор и запал, связанные с каким-то случаем, игрой, риском.

ОТВЕТ: азартный Объяснение: 	Азарт — это состояние ярой 	увлеченности каким-либо делом; 	воодушевление, энтузиазм, задор 	и запал, связанные с каким-то 	случаем, игрой, риском.


Слайд 20

4. Молниеносная война невозможна только военными силами, как бы

ни превосходил нападающий агрессор жертву в области военных сил.  

4. Молниеносная война 	невозможна только военными 	силами, как бы ни превосходил 	нападающий агрессор жертву в 	области военных


Слайд 21

ОТВЕТ: нападающий

Объяснение:
Тот, кто осуществляет агрессию; тот, кто ведёт себя

как захватчик, первым нападая на окружающих.

ОТВЕТ: нападающийОбъяснение:Тот, кто осуществляет агрессию; тот, кто ведёт себя как захватчик, первым нападая на окружающих.


Слайд 22

5.Он дважды продублировал фразу, сказанную им десять минут назад

высокому парню, которого он хорошо знал.  

5.Он дважды продублировал фразу, сказанную им десять минут назад высокому парню, которого он хорошо знал.  


Слайд 23ОТВЕТ: дважды
Объяснение:
ПРОДУБЛИ́РОВАТЬ
1. выполнить параллельно с кем-либо одну и ту же

или схожую работу для обеспечения надежности
2. изготовить что-либо в двух экземплярах
3. заменить

речевую часть звукового фильма новой записью, представляющей собою перевод на другой язык с языка оригинала
4. исполнить, дублируя кого-либо, что-либо

ОТВЕТ: дваждыОбъяснение:ПРОДУБЛИ́РОВАТЬ1. выполнить параллельно с кем-либо одну и ту же или схожую работу для обеспечения надежности2. изготовить что-либо в


Слайд 24

6. Перед путешественниками разверзлась глубокая бездна, преодолеть которую было

невозможно. 

6. Перед путешественниками 	разверзлась глубокая бездна, 	преодолеть которую было 	невозможно. 


Слайд 25
ОТВЕТ: глубокая

Объяснение:
БЕЗДНА
1, Глубокая пропасть, пучина. Морская б.

2. (разг.). Огромное количество, пропасть, тьма, гибель. Бездна премудрости (о

глубоких познаниях; шутл.).
Из толкового словаря Ожегова

ОТВЕТ: глубокаяОбъяснение: БЕЗДНА 1, Глубокая пропасть, пучина. Морская б. 2. (разг.). Огромное количество, пропасть, тьма, гибель. Бездна


Слайд 26

7. Дипломатическая почта, следующая транзитом, и дипкурьер, который

получил транзитную визу, пользуются неприкосновенным иммунитетом. 

7. Дипломатическая почта, следующая транзитом, и дипкурьер, который получил транзитную визу, пользуются неприкосновенным иммунитетом. 


Слайд 27ОТВЕТ: неприкосновенным
Объяснение:
ИММУНИТЕТ
-Предоставленное кому-н. исключительное право не подчиняться

некоторым общим законам. Дипломатический и. (неприкосновенность личности, служебных помещений, жилища

и собственности дипломатов). Депутатский и. | прил. иммунный, ая, ое (к 1 знач.) и иммунитетный, ая, ое. Иммунная реакция организма.
Толковый словарь Ожегова

ОТВЕТ: неприкосновенным Объяснение:ИММУНИТЕТ -Предоставленное кому-н. исключительное право не подчиняться некоторым общим законам. Дипломатический и. (неприкосновенность личности, служебных


Слайд 28
Формулировка задания: 
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите

подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

Формулировка задания:  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного


Слайд 29Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском

заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.   
В

возникновении болезни играют значение многочисленные клеточные и внеклеточные факторы, которые регулируют обмен кальция.  
Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.  

Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев


Слайд 30
4. Врут все, но это не имеет роли, потому

что никто не слушает. 

5. Важно понять, кому из героев рассказа

больше всего импонирует автор произведения.

6. В 1609 г. был заключен договор со Швецией, по которому шведы готовы были дать поддержку России в обмен на ее отказ от претензий на побережье Балтики

4. Врут все, но это не имеет роли, потому что никто не слушает. 5. Важно понять, кому из


Слайд 31Ответы с пояснением    
Приняли – принять решение, сделать выбор, вывод,

дело 
Роль – играть роль, но иметь значение 
Принесли – принести славу,

дать возможность, ощущение, уверенность и т.д. 
Значения – иметь значение, играть роль 
Симпатизирует – Симпатизировать – хорошо относиться к кому-либо, импонировать – производить положительное впечатление. 
Оказать – нельзя дать поддержку, можно ее оказать, найти, обеспечить, получить

Ответы с пояснением    Приняли – принять решение, сделать выбор, вывод, дело Роль – играть роль, но иметь значение Принесли –


Слайд 32Источники:
https://rustutors.ru/egeteoriya/egepraktika/1604-egje-praktika-ispravte-leksicheskie-oshibki-zamenit-slovo-zadanie-6.html
https://rustutors.ru/egeteoriya/1139-zadanie-6.html
https://yandex.ru/tutor/subject/tag/problems/?ege_number_id=280&tag_id=19
https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
https://gufo.me/dict/kuznetsov/продублировать
https://gufo.me/dict/ozhegov
https://gufo.me/dict/ozhegov/бездна
https://gufo.me/dict/ozhegov/секунда
https://ege-helper.ru/ege/teorija/443-zadanie-6-teorija-ege-2019-po-russkomu-jazyku/

Источники:https://rustutors.ru/egeteoriya/egepraktika/1604-egje-praktika-ispravte-leksicheskie-oshibki-zamenit-slovo-zadanie-6.htmlhttps://rustutors.ru/egeteoriya/1139-zadanie-6.htmlhttps://yandex.ru/tutor/subject/tag/problems/?ege_number_id=280&tag_id=19https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-egehttps://gufo.me/dict/kuznetsov/продублироватьhttps://gufo.me/dict/ozhegov https://gufo.me/dict/ozhegov/безднаhttps://gufo.me/dict/ozhegov/секундаhttps://ege-helper.ru/ege/teorija/443-zadanie-6-teorija-ege-2019-po-russkomu-jazyku/


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Непризнание своих ошибок как называется
  • Нет доступных счетов для совершения операции тинькофф как исправить что это
  • Непредвиденная ошибка при восстановлении системы 0x80070003
  • Непредусмотренная фатальная ошибка старкрафт 2
  • Нет доступных подключений на компьютере как исправить