Несобранность ребенка как исправить

Что такое синдром рассеянного внимания у ребёнка: общая информация, причины появления, симптомы и признаки.

Часто родители замечают, что их ребёнок не может надолго концентрироваться на чём-то одном. Он проявляется забывчивость, повышенную двигательную активность. Обычно такое поведение присуще дошкольникам и школьникам и не несёт никакой угрозы. Но иногда эти симптомы указывают на синдром рассеянного внимания у детей (СРВ), лечение которого нужно осуществлять своевременно. Иначе в будущем признаки синдрома могут сказаться на процессе обучения и многих жизненных аспектах человека.

Общие признаки СРВ у детей

Синдром сопровождается нарушением умственной деятельности. У школьника отсутствует сосредоточенность, он не может долго заниматься одним делом. Начинают проявляться нарушения социальной активности: он может быть замкнутым и задумчивым или, наоборот, чересчур активным.

Из ста детей пятнадцать обычно страдают дефицитом внимания, который проявляется разными способами. Первые признаки отклонения можно обнаружить в возрасте от четырёх до девяти лет, но могут возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность, но при этом у него нарушена концентрация. В возрасте трёх лет могут появиться проблемы с речью.

Стоит помнить, что проявления дефицита внимания могут быть и другими. Существуют следующие разновидности нарушения:

  • Только отсутствие внимания;
  • Нарушение внимания и импульсивность (часто меняется настроение, бывает раздражительным и агрессивным);
  • Дефицит внимания и гиперактивность (неусидчивость, постоянно на что-то отвлекается);
  • Смешанная разновидность — самая сложная. Поведение непредсказуемо, нарушается интеллектуальная функция.

Причины возникновения синдрома

Перед лечением рассеянного внимания у детей нужно знать, что могло спровоцировать этот недуг. К сожалению, учёным пока не удалось установить точную причину, но есть несколько гипотез, указывающих на то, что детский недуг может проявляться из-за следующих факторов:

  1. Наследственная предрасположенность. Существует ген, ответственный за поведение. Некоторые его особенности могут быть причиной проявлений дефицита внимания.
  2. Травмы при рождении. Это могут быть повреждения головного мозга, затянутые роды, асфиксия (кислородное голодание).
  3. Заболевания будущей матери. Если при беременности мать чём-либо болела, то это может привести к нарушению развития плода, гипоксии и другим негативным последствиям.
  4. Вредные привычки. В период беременности мать могла курить, употреблять алкоголь или наркотические вещества.
  5. Резус-конфликт. Возникает, если у матери резус-фактор отрицательный, а у малыша — положительный.
  6. Болезни внутренних органов. В частности, головного мозга, почек, сердца.

Часто данный синдром связывают с гиперактивностью. И это неспроста, при дефиците внимания человек слишком эмоционален, неусидчив, присутствует повышенная возбудимость. Эти признаки относятся и к гиперактивным детям.

Симптомы рассеянного внимания

Набор симптомов рассеянного внимания у ребёнка напрямую зависит от его характера, социальных условий проживания, воспитания, возраста, тяжести расстройства. Поэтому сначала нужно уметь правильно распознать первые признаки синдрома. Ими могут быть:

  • Неспособность надолго концентрировать внимание как на домашних занятиях, так и школьных;
  • Неусидчивость и небрежность;
  • Не может понять сказанных ему слов или же просто не слушает;
  • Отсутствие самоконтроля;
  • Ему сложно выполнять правила и инструкции;
  • Склонность к беспорядку, на письменном столе всегда разбросаны вещи, на полу — игрушки;
  • При выполнении чего-либо отвлекается на любые мелочи;
  • Рассеянность и частая потеря своих вещей;
  • Забывчивость, связанная с нарушением внимания;
  • Склонность к тревогам;
  • Проблемы с общением (с детьми, взрослыми, учителями);
  • Нетерпеливость и навязчивость;
  • Повышенная речевая активность, причём ребёнок не может выслушивать собеседника, перебивает его;
  • Неспособность к обучению, новая информация воспринимается не в полном объёме, сложность в письме;
  • Не может заканчивать начатое;
  • Плохое поведение, ребёнок шумит, постоянно крутится и машет руками.

Очень важно наблюдать за своим чадом и при первом же появившемся симптоме начать больше уделять ему внимания.

Особенности диагностики СРВ

Синдром рассеянного внимания — это нарушение в поведении, а не в психике, поэтому установить точный диагноз бывает проблематично. Отдельные проявления могут возникать из-за неправильного воспитания или личных особенностей характера.

Требуется прибегнуть к субъективным способам диагностики, среди них можно выделить:

  1. Специальные опросники. Их должен заполнять не только школьник, но и родители, учителя.
  2. Наблюдение. Надо следить за поведением в условиях пребывания где-либо и в домашней обстановке.
  3. Психологическое обследование. Важно установить интеллектуальные способности и нарушения навыков.
  4. Выявление заболеваний. Возможно, ранние болезни ребёнка или его матери могли послужить причиной появления этого недуга.

Нужно убедиться в наличии у ребёнка синдрома рассеянного внимания, ведь неусидчивость и активность присуща и многим здоровым детям. В наличии недуга можно не сомневаться в следующих случаях:

  1. Постоянные симптомы нарушения не только дома, но и в школе, на прогулке, в гостях.
  2. Первые признаки родители обнаружили в дошкольном возрасте, и они не проходили в течение полугода.
  3. Расстройство внимания мешает обучаться ребёнку, он не может нормально адаптироваться в коллективе.

Методы лечения

Расскажем что делать, если у ребёнка рассеянное внимание. Существует несколько методов коррекции. В первую очередь, нужно помнить про комплексный подход: недостаточно чего-то одного, может потребоваться как медикаментозная терапия, так и занятия с психологом.

Немаловажную роль играет правильное питание и соблюдение удобного режима обучения. В это время от обоих родителей зависит многое. Участвовать в судьбе ребёнка должна не только мать, но и отец. Они должны составить распорядок дня для своего чада, всегда находить время для него. Только так удастся воспитать полностью здорового ребёнка.

Медикаментозный способ

Лекарственные препараты назначают не всегда, только если были выявлены серьёзные нарушения внимания у малыша, ухудшающие его качество жизни и мешающие социально адаптироваться в коллективе.

Ни в коем случае нельзя самостоятельно назначать препараты для ребёнка, даже если о них много хвалебных отзывов. Лекарство должен прописать только лечащий врач!

Может быть показан приём каких-нибудь успокоительных средств, чтобы снизить детскую нервную возбудимость. В детском возрасте противопоказаны сильнодействующие препараты, поэтому вместе с успокоительными средствами могут назначить таблетки, направленные на улучшение мозговой деятельности, к примеру, Глицин (альтернатива — Биотредин), или улучшающие кровоснабжение мозга (Фенибут).

Распорядок дня

Если ребёнок страдает синдромом отсутствия внимания, то без чёткого режима дня не обойтись. Родители должны требовать от чада его соблюдения. Только так можно привить дисциплину, которая порой отсутствует даже у здоровых детей.

Распорядок дня нужно составить и распечатать, повесив в удобном для ребёнка месте, например, над письменным столом или кроватью. Обязательно оставляют несколько часов свободного времени, чтобы ребёнок мог позаниматься тем, что интересно именно ему.

Вот пример распорядка дня, вы можете изменить его в соотвествии со своими предпочтениями:

Время Действие
07:00 — 07:05 Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20 Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35 Завтрак
07:35 — 08:00 Сборы в школу
08:00 — 08:30 Дорога в школу
08:30 — 13:05 Уроки
13:05 — 13:30 Дорога домой
13:30 — 13:40 Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00 Обед
14:00 — 16:00 Свободное время, секции
16:00 — 18:00 Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30 Ужин
18:30 — 20:00 Свободное время
20:00 — 21:00 Подготовка ко сну
21:00 — 07:00 Ночной сон

Если нарушение внимания и чрезмерная активность мешает обучаться в обычной школе и нормально общаться со своими сверстниками, то возможно имеет смысл перевести его в учреждение, где учатся по адаптированной программе, или же перейти на домашнее обучение. Для принятия такого решения нужно проконсультироваться с разными специалистами, чтобы услышать несколько мнений.

Занятия с психологом

Этим этапом пренебрегать не стоит — он обязателен. Психолог поможет избавиться от излишней эмоциональности, импульсивности. Ребёнок станет более спокойным, будет лучше себя вести, сможет лучше адаптироваться в той или иной ситуации, будет стараться концентрироваться на занятиях.

Обычно занятия с детьми проводят в игровой форме. Психолог моделирует определённые ситуации и внимательно следит за поведением ребёнка. При необходимости даёт советы, как можно поступить в конкретной ситуации.

Ещё психологи используют разнообразные расслабляющие методики, которые помогут ребёнку избавиться от скопившегося напряжения. Поэтому психологические тренинги очень важны при расстройстве внимания.

Родительский контроль

Родители должны принимать активное участие в лечебном процессе. Малышу с расстройством внимания требуется особое воспитание, и в первую очередь, надо дать своему чаду больше самостоятельности.

Малыш должен выполнять определённые домашние обязанности. Конечно, они не должны быть очень сложными, их подбирают в зависимости от возраста и физической подготовки ребёнка. Нужно давать такие задания, с которым ему по плечу справиться, например, помыть посуду, протереть пыль или убрать за собой игрушки.

В первое время у ребёнка не всё может получаться, активно помогать ему не стоит. Он должен научиться проявлять настойчивость, пытаясь справляться с заданиями самостоятельно. Не стоит забывать про поощрения, нужно хвалить малыша за успешное выполнение того или иного задания.

Можно прибегнуть к занятиям спортом, отдав ребёнка в какую-нибудь секцию или занимаясь с ним самостоятельно. Спорт помогает растрачивать избыточную энергию с пользой для здоровья, кроме того, приучает к самоорганизации и дисциплине.

Профилактика проблемы во время беременности

О здоровье ребёнка нужно начинать задумываться ещё до его зачатия. Будущая мама должна отказаться от вредных привычек при их наличии, тщательно следить за своим здоровьем. Осложнённое течение беременности или тяжёлые роды часто являются причиной развития синдрома. После родов нужно защищать малыша от инфекционных заболеваний, возможных травм и других негативных воздействий.

Развивающие занятия требуются даже грудничкам. Крохе можно показывать яркие предметы, рассказывать об их назначении. Конечно, малыш не будет понимать сказанного, но он будет концентрировать внимание на ярких цветах и знакомом голосе. Чуть позже в ход надо пускать развивающие игрушки, подходящие по возрасту.

С синдромом рассеянного внимания сталкиваются многие родители. Эта проблема особенно актуальна для младших школьников. Без квалифицированной помощи ребёнок не сможет подолгу концентрироваться на определённом занятии, станет испытывать проблемы в общении и обучении. Поэтому очень важно своевременно помочь ему. Начинать стоит с визита к детскому психологу.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Главная » Наши публикации » Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»

Начался очередной учебный год. Для кого новый, для кого первый. Все родители осознанно или не очень надеются на то, что их дети  будут самыми умными, прилежными и способными. Но часто  желаемое совсем не совпадает с действительным.

«Конечно, первые школьные годы бывают неудачными, но не до такой же степени…» — думают родители, листая тетради своего чада.  Учителя, наблюдая резкие скачки в  успеваемости ребенка, говорят, что он «умный, но рассеянный». Да и сами родители знают, как трудно усадить ребенка  за уроки и как часто он отвлекается в процессе их приготовления.

Постараемся не упрекать наших маленьких учеников, а разобраться, где истоки его невнимательности и как победить школьную рассеянность, если даже врач, пожимая плечами, говорит, что с медицинской точки зрения никаких отклонений у ребенка нет.

Где найти ответы на эти вопросы?

Ура! Нейропсихологи знают ответ!

Попробуем поискать ответ в науке – нейропсихологии.

Мы вправе гордиться тем, что родина этой молодой науки – Россия. Ее основоположник – отечественный психолог, нейропсихолог Александр Романович Лурия. До него функции человеческого мозга были одной из самых неизученных областей науки. Во время Великой Отечественной войны Александр Романович получил возможность наблюдать за психическими функциями и поведением солдат, получивших черепно- мозговые ранения. Он обнаружил, например: ранение в левый висок – страдают речевые функции, в затылок – зрительное восприятие, поражено темя – человек начинает плохо ориентироваться в пространстве, лоб — страдают регуляция и контроль любой деятельности. Им был создан известный всем клиническим психологам метод исследования функции мозга – «батарея Лурия». Мы пользуемся им и по сей день, естественно, с учетом детских возрастных нормативов и условий тестирования детей.

Учения А.Р. Лурия развивалось и в России, и за рубежом. Его последователи занялись и детской нейропсихологией, так как она очень перспективна: мозг ребенка пластичен до 12 лет, а по последним сведениям, и до 16 лет. Все можно наладить. Но прежде всего надо точно определить, какие функции головного мозга ребенка еще не созрели, и что именно мешает овладению каким – либо предметом, например письмом. Лурия писал: «…Акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого – либо одного центра; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга».

Все отделы мозга А.Р. Лурия условно разделил на три блока. Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность, лень. На самом деле такой ребенок может быть очень смышленым и сообразительным, просто его энергетического ресурса хватает ненадолго. Такой ученик может беспричинно плакать дома, часто болеть, быть раздражительным, обидчивым. На уроке такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться и мешать другим. Одним из необходимых условий повышения тонуса является обеспечение кислородом и усиление кровотока (например, дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция).

Недостаточность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки, а это проявляется в зеркальном написании букв и цифр, путанице букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках при устном счете. Второй блок мозга обеспечивает также фонематический слух и зрительное восприятие.

При недостаточном развитии третьего блока – блока программирования и контроля – ученик не соблюдает правила – любые – и не может себя контролировать, даже если хочет. Во – первых, это правила учебные – он не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами. То есть правила знает, а пишет все равно с «дурацкими» ошибками. Или, например, не соблюдает общие нормы поведения. Он может встать во время урока, играть в то время, когда все остальные усердно работают, забыть поднять руку или принести необходимое.

Не «созрела» функция произвольности – ребенок не будет усваивать правила, вовремя не развились пространственные представления – будет путать буквы «б» и «д», писать зеркально. У каждой ошибки – своя причина.

«Но когда мы его отдавали в школу, то проходили тестирование, и психолог определил, что ребенок готов к школе».
Да, но психолог смотрел, насколько ребенок мотивирован к занятиям в школе, то есть, хочет ли он учиться, и проверял в основном его интеллект. А интеллекту сегодняшних детей можно только позавидовать!

Если у ребенка сформирована положительная внутренняя мотивация к учебе, то есть желание учиться, то половина дела сделана. Но это только половина. Существует и вторая составляющая готовности к школе. Это – нейрофизиологическая готовность к процессу обучения. А начинаются школьные перегрузки – совсем трудно становится малышу. Отсюда и слезы, и «глупые ошибки», и плохое поведение.

Разберем типичные примеры

Оля, 7 лет. В школе девочка прилично учится. Но, вернувшись домой из школы, она подолгу плачет без всякой видимой причины. В классе Оля реагирует на все, что ей не по нраву, слезами, и это отталкивает одноклассников. Девочка переживает, но совладать с собой не может.

Мама Оли принесла с собой результаты ее школьного рисуночного теста. Когда девочка изображала словосочетание «тяжелая работа», она рисовала школьное здание. Школьный психолог абсолютно правильно определил: девочка испытывает сильные перегрузки.

Но мы же не можем каждому школьнику индивидуально подобрать учебную программу. Как быть?

Артем, 8 лет. Жалобы мамы на отсутствие интереса к учебе, многочисленные ошибки на письме, неудовлетворительные оценки, возбудимость, конфликтность, неудовлетворительное поведение в школе.

Артем не сидит спокойно на уроке, его прилежного поведения хватает минут на 10. Оценки в его дневнике многообразны — от двойки до четверки. Уроки он учит часов пять, поминутно отвлекаясь на любые мелочи. Хотя иногда, если впереди что- то интересное, мальчик может выполнить задания по всем предметам быстро и неплохо. «Умный, но ленится», — считает учительница.

С друзьями в классе у него неважно, поскольку часто он абсолютно неосознанно совершает поступки, принимаемые детьми как намеренно вредные. Поведение его становится бесконтрольным, и внешне это выглядит как дурашливость.

Как наладить школьную жизнь Артема?

Юля, 11 лет.  Жалобы родителей на абсолютную безграмотность, рассеянность, «глупые» ошибки в тетрадях, отсутствие интереса к учебе. Несмотря на эти недостатки, девочка очень умна, рассуждает как взрослая, на любые темы, адекватно себя оценивает. У меня сохранился отрывок из ее сочинения на свободную тему: « Жила – была Пуговка, их было четыре сестры на одной рубашке, а когда она оторвалась, ее пришили назад почему – то черными нитками. Она обиделась и решила оторваться навсегда. Она повертелась, покрутилась на тоненькой ножке, ниточка перетерлась, пуговка упала и потерялась… Сначала она закатилась в темную щель и пола и испугалась, что не выберется никогда, а потом, когда это ей удалось, она вытерла слезы и пошла путешествовать по свету…». Далее описаны приключения Пуговки в водопроводном люке, на куртке пожарника и так далее. Оценка учителя: «5» — за содержание и «2» — за грамотность, что вполне справедливо: ошибок в нем не счесть…

Откуда у умной девочки такие ошибки? Как поступать с Юлей?

Как  заметить, что ребенок развивается атипично?

О недостаточности или искажении функциональной организации мозга могут свидетельствовать определенные проявления.

В дошкольном возрасте: обилие излишних и необдуманных действий и движений; сбои двигательного или речевого развития в раннем дошкольном возрасте (ребенок сначала начал ползать, потом сидеть, или не ползал вообще, или заговорил сразу фразами, минуя слоги и слова); слишком бурные реакции на слабые стимулы или наоборот; «уплощение эмоций», то есть отсутствие страха, радости, веселья, испуга, чувства вины и пр. в ситуациях, где перечисленные эмоции должны адекватно проявляться; отсутствие сюжета в игре; игнорирование игрушек; трудности адаптации в детском коллективе, отсутствие друзей; замкнутость, повышенная застенчивость.

В школьном возрасте: низкая успеваемость по всем предметам или резкие скачки от «5» до «1» в короткой период времени; плохая память; трудности удержания внимания даже на интересующих ребенка объектах; зеркальное письмо и чтение – буквы «э», «б», «в», «з», цифры «5», «4», «3» и т.д.; ошибки на письме «не по правилам», например, «машена» (вместо «машина»), замена букв, пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов; неусвоение правил или неудержание внимания на программе действий, плохое поведение на уроке, отключения от задания; отсутствие друзей, конфликты в школе и дома (непринятие сверстниками или отсутствие в потребности в общении).

Мы уже писали выше о том, что мозг ребенка пластичен и его функции можно развить. Значит, психологическая подготовка детей к школе из невнимательного и рассеянного школьника поможет сделать собранного и успешного?

Все эти проблемы решаются с помощью специалистов – детских  нейропсихологов. В зависимости от выявленной причины нейропсихологи подберут для ребенка индивидуальную программу, состоящую из специальных упражнений и игр на развитие памяти, речи, внимания. Нейропсихолог подскажет, за счет каких звеньев функциональной системы можно будет компенсировать недостаточность других, как помочь ребенку снять утомляемость и вялость. Первокласснику можно помочь преодолеть трудности в школе, так чтобы учиться дня него стало легко и радостно. Но все это – дело специалистов, особый, кропотливый, целенаправленный труд.

Смотрите также

Skip to content

#Полезно 25 мая 2022

Ребенок способный, но невнимательный? Как исправить ситуацию и помочь ребенку без стресса.

Ребенок способный, но невнимательный? Как исправить ситуацию и помочь ребенку без стресса.

Разберемся с самой популярной родительской болью.

Существует два вида внимания:

Непроизвольное внимание

– это внимание, которое возникает без всякого намерения. И у малышей это основной вид внимания. Благодаря ему они цепляются за всё яркое, контрастное, звонкое. Им не надо тренировать волю, чтобы увлечься игрушкой. А когда интерес пропадает, внимание ребёнка переключается на что-нибудь новое.

Произвольное внимание

– начинает развиваться к 6-7 годам. И именно оно помогает ребенку сосредоточиться на задаче, даже если его что-то потенциально отвлекает.

Произвольное внимание помогает:

  • дочитать книгу,
  • сложить от начала до конца пазл,
  • играть в настольные игры,
  • смотреть полнометражные фильмы.

То есть делать что-то, что требует погружения в процесс.

Но и возможности произвольного внимания ограничены:

  • Дети 3 лет концентрируются 3-5 минут.
  • Между 6 и 12 годами время концентрации увеличивается постепенно до 10 минут.
  • В 15 лет – 20-30 минут.
  • Взрослые удерживают внимание максимум 20-35 минут. Через этот промежуток времени нашему мозгу для удержания внимания нужен стимул.

Почему ребенок невнимательный? Возможные причины:

  • Гиперактивность и дефицит внимания – это не значит, что взрослые уделяют ребенку недостаточно внимания. Это про то, что мозгу не хватает ресурса, чтобы удерживать внимание на процессе. Мозг постоянно нуждается в подзарядке – ребенок срывается с места и летит, сшибая все на своем пути.
  • Малоподвижные образ жизни, как это не парадоксально. Мозг – орган энергозатратный. Чтобы работать, нужна энергия. Лучший источник энергии – правильно организованная двигательная активность.
  • Слабая нервная система – ребенку при этом сложно переключаться между видами деятельности, сложно концентрироваться.
  • Неправильное питание (это тоже разговоры про энергию).
  • Сбитый режим сна.
  • Переутомление и болезненность.

Как помочь ребенку развить произвольное внимание?

  • Обеспечьте ему три часа свободной двигательной активности ежедневно

Для того, чтобы мозг ребенка нормально функционировал, нужно много двигаться. Свободная двигательная активность — это подвижные игры, бег, быстрая ходьба, желательно на улице.

Стимуляция вестибулярной системы, которая происходит во время свободных движений ребенка, помогает мозгу настроиться на эффективную обработку информации, которая поступает от ушей, глаз и тела.

  • Контролируйте экранное время

Использование планшетов, смартфонов и компьютеров ребенком в начальной школе может снижать способность к обучению.

  • Не тормозите и не торопите ребенка

Гиперактивного ребенка пытаются постоянно заставить сидеть спокойно. Медлительного — подгоняют. И то и другое обычно приводит к тому, что признаки невнимательности усиливаются, так как ребенок постоянно находится в стрессовой ситуации. Если бы ребенок мог работать в другом темпе, он бы это сделал.

  • Покажите ребёнка нейропсихологу и пройдите нейропсихологическую диагностику, которая позволит вам разобраться с проблемой более детально и конечно же, найти рабочие ключи к своему малышу.

Медведева Наталья - клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог.

Медведева Наталья

клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог.

«Он очень способный, талантливый, но такой невнимательный», «Такая замечательная девочка, но не может усидеть на одном месте, не слушает учителя», «У него будто в одно ухо влетает, в другое вылетает». К сожалению, все больше родителей отмечают, что их детям бывает трудно сконцентрироваться на уроках, а на выполнение домашних заданий уходит очень много времени. Как помочь невнимательному школьнику, рассказывает психолог семейного центра «Берегиня» Татьяна Матвеева.

В центр «Берегиня» обратилась за помощью мама, которая рассказала, что ее 8-летний сын, спокойный, рассудительный мальчик, стал сильно отвлекаться на уроках. Успеваемость снизилась, школьник с трудом воспринимает любую информацию. По мере нарастания нагрузки обнаружилось, что у мальчика возникли серьезные проблемы при обучении письму.

«В коротком диктанте из пяти предложений мой ребенок умудряется сделать 16 ошибок! И основная беда — это элементарные пропуски букв, знаков препинания. Проблема эта, естественно, дает о себе знать и в других предметах: математике, окружающем мире — везде, где нужно что-то записывать. Уже в первом классе у моего сына в школьных тетрадях двойки и тройки. А что будет дальше? Но что касается устных заданий — сын прекрасно справляется! У него развита эмоциональная речь, для своего возраста он многое знает, отлично отвечает на вопросы, может любого увлечь своим рассказом», — поделилась своими переживаниями мама школьника.

Любая целенаправленная деятельность ребенка будет обречена на провал, если нет внимания. Существует много причин, которые способствуют снижению его концентрации: они могут быть как внутренние, так и внешние.

Внутренние связаны с психологическим и эмоциональным напряжением в результате неприятных ситуаций или личных страхов, мысли о которых не покидают ребенка. Недостаток отдыха тоже может повлечь за собой потерю сосредоточенности.

«К внешним факторам можно отнести уровень сложности выполняемой задачи. Если она трудна и объемна, то ребенок чувствует напряжение, и возникают сомнения: а смогу ли я справиться? Тот же эффект происходит, когда задание слишком легкое: школьник просто теряет к нему интерес. Усталость, чрезмерная загруженность тоже могут повлечь за собой потерю сосредоточенности», — пояснила Татьяна.

Рекомендации, которые помогут стать внимательней:

Проследите за режимом дня ребенка.

Грамотно распределяйте нагрузку. Помните, что ребенок должен спать не менее 7–8 часов в сутки, качественно отдыхать и развлекаться.

Постарайтесь научиться учитывать биоритмы школьника. Понаблюдайте, в какое время суток он наиболее бодр и внимателен, а уроки выполняет быстрее. Используйте самые продуктивные отрезки времени в его пользу и в соответствии с этими биологическими часами составьте расписание занятий.

Тщательно следите за питанием.

Первое правило: ребенок не должен чувствовать голода. Как только это происходит, он моментально теряет внимание и усидчивость. Питание должно быть сбалансированным. Правильная еда создает хорошее настроение и добавляет бодрости. Она способна улучшить память, сосредоточенность, от нее будут зависеть успехи в обучении.

Не ругайте ребенка за невнимательность — это неэффективно.

От вашей критики ребенок начнет волноваться, еще сильнее замкнется в собственных мыслях. И в результате станет еще более рассеянным. Напротив, поощряйте и хвалите школьника, когда он проявляет внимательность в разных ситуациях.

Больше гуляйте на свежем воздухе.

Физическая активность, свежий воздух благоприятно сказываются на умственной работе.

Лучшая тренировка внимания происходит ненавязчиво.

Игровой компонент, удовольствие от процесса и легкость принципиально важны для успеха. Обращайте внимание ребенка на окружающий мир.

На прогулке научите его замечать, что, к примеру, на клумбе рядом с домом распустились цветы, а строящийся дом вырос еще на несколько этажей. Все эти детали повседневной жизни могут стать объектами для наблюдения и поводом для размышлений. Кроме того, сейчас доступны разнообразные интересные игры для детей, которые направлены в том числе и на развитие внимания и наблюдательности.

«Рекомендации звучат просто, но чтобы организовать весь процесс правильно, требуется воля родителей. Конечно, универсальных советов нет, все-таки все дети разные. Если вам не подходят эти советы, а ребенок страдает от невнимательности и это мешает ему в учебе, стоит обязательно обратиться к психологам столичных центров за профессиональной помощью. Они смогут определить особенности ребенка, его интересы и помогут найти индивидуальные стимулы развития и концентрации внимания», — советует Татьяна Матвеева.

Если вы понимаете, что не в состоянии самостоятельно справиться с возникшей проблемой, вы можете обратиться за консультацией в столичные семейные центры, где помогут разобраться в проблеме, разработают рекомендации, а также ответят на интересующие вас вопросы.

Источник

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Что делать при синдроме рассеянного внимания у детей?

Если Вы замечаете у своего ребенка некую рассеянность, ему тяжело сконцентрироваться и усидеть на месте, он не может сохранить внимание и довести начатое до конца, то есть вероятность того, что у Вашего малыша синдром рассеянного внимания. В таком случае необходимо пройти диагностику, где высококвалифицированный специалист сможет поставить точный диагноз или же снять подозрения на какие-либо нарушения развития ребенка.

Что такое синдром рассеянного внимания у детей? Как его распознать? Каковы причины синдрома рассеянного внимания?

Распознать рассеянность у ребенка можно просто понаблюдав за его поведением: например, он надевает левый ботинок на правую ногу, неправильно застегивает пуговицы, совершает хаотичные движения руками и ногами, забывает вещи или поручения взрослых.  Вследствие синдрома рассеянного внимания появляются следующие проблемы: неуспеваемость в школе, потому что ребенку тяжело воспринимать информацию из-за невнимательности; проблемы со сном и аппетитом из-за сниженного настроения, связанного со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих, социальной отреченностью; странные движения становятся чертой характера из-за постоянного повторения их изо дня в день в качестве протестной поведенческой реакции.

Поставить диагноз синдрома рассеянности внимания может детский психиатр или психотерапевт, которые направят на дальнейшие диагностические мероприятия: нейропсихологическое и патопсихологическое обследование, ЭЭГ, анализ крови «Нейротест». Далее следует наиболее подходящее именно Вашему ребёнку лечение — психологическое, медикаментозное и психологическое.

В программе комплексной коррекции наиболее эффективными являются индивидуальные нейропсихологические коррекции и нейропсихологические игры, методы модификации поведения, психотерапии.

С помощью нейропсихологической коррекции и нейропсихологических игр можно научить ребенка вести себя в соответствии с установленными правилами, правильно реагировать на обстоятельства. Нейропсихологическая коррекция — комплекс специальных психологических методик, которые помогут устранить недостаток корково-подкорковых связей в ЦНС, а также восполнить дефицит социального принятия. Для создания у ребенка устойчивой и позитивной мотивации занятия по нейропсихологической коррекции проводятся в игровой форме.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Симптомы СДВГ у детей

Причины возникновения патологии

Диагностика

Методы лечения СДВГ

Профилактика

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

На сегодняшний день все чаще и чаще детям ставят диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Как правило, его диагностируют у детей в возрасте 6-8 лет, когда ребенок идет в школу. Именно в этом время становится очевидно, что у ребенка есть выраженные проблемы с поведением и восприятием информации. 

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство развития. Патология дает о себе знать в детском возрасте, но при отсутствии своевременной терапии может сохраняться во взрослом возрасте. Согласно статистике, СДВГ наиболее характерен для мальчиков, но может встречаться и у девочек. Если своевременно не диагностировать патологию и не приступить к лечению, это чревато плохой успеваемостью в школе, у ребенка могут развиться серьезные социальные проблемы, что повышает риск злоупотребления психоактивными веществами в будущем.

Симптомы СДВГ у детей

Рассмотрим некоторые признаки, которые могут сигнализировать о СДВГ у детей: 

  • Ребенок постоянно отвлекается, невнимателен, при общении с ним возникает ощущение, что он вас не слушает.
  • Ему трудно долго удерживать внимание на словах учителя, из-за чего страдает и понимание информации.
  • Наблюдается повышенная активность — ребенок буквально не может сидеть на одном месте. Даже во время занятий в школе он может вставать с места и ходить по классу.
  • Ребенок нетерпелив, не может ждать своей очереди, постоянно перебивает, отвечает на вопросы, не дождавшись их окончания.
  • Для детей с СДВГ характерна эмоциональная нестабильность, которая может проявляться частой сменой настроения: ребенок без повода может резко стать раздражительным, плаксивым, беспокойным.
  • Характерна несобранность — дети с данным диагнозом часто теряют свои вещи (например, школьные принадлежности, деньги, ключи).
  • Проблемы со сном и аппетитом, с режимом дня.

Дополнительно могут наблюдаться и некоторые отклонения неврологического характера. Например, у ребенка с СДВГ может быть нарушена координация движений, из-за чего наблюдается некоторая неуклюжесть. Также в некоторых случаях наблюдаются подергивание лицевых мышц и подрагивание конечностей. 

Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности наблюдаются в возрасте 2-3 лет, однако в этом возрасте трудно определить, являются ли они проявлением патологии или нормальными возрастными особенностями.

Однако если к возрасту 6-8 лет ребенок не стал внимательнее и собраннее – это тревожный признак, который позволяет с высокой долей вероятности предположить СДВГ. Вот почему при наличии вышеперечисленных симптомов следует обязательно обратиться к врачу и приступить к лечению. 

Причины возникновения патологии

Для развития СДВГ нет единственной причины. Многие специалисты сходятся во мнении, что чаще всего причиной могут выступать генетические мутации, которые приводят к нарушению выработки дофамина и работы дофаминовых рецепторов. 

Также причинами развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут выступать следующие факторы:

  • Тяжелая беременность, осложненные роды, в том числе затянувшиеся или стремительные.
  • Употребление будущей матерью во время беременности сильнодействующих лекарственных препаратов, алкогольных напитков, токсичных веществ.
  • Серьезные патологии, перенесенные ребенком в раннем возрасте, в том числе черепно-мозговые травмы.
  • Психологические травмы у ребенка.
  • Асфиксия плода.

Также стоит отметить, что данная патология имеет наследственную предрасположенность. Было выявлено, что наличие СДВГ у родителей в разы увеличивает вероятность развития данного синдрома у ребёнка.

Диагностика

Диагноз СДВГ не устанавливают только на основании имеющихся жалоб. Чтобы точно подтвердить диагноз, необходимо провести некоторые обследования. В первую очередь требуется посетить невролога, психиатра и психолога. 

В процессе консультации врач собирает анамнез, проводит различные тесты, беседы, диагностические опросы. 

С целью выявления причины развития СДВГ могут также потребоваться консультации иных специалистов, а также инструментальные и лабораторные методы обследования, такие как: ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализы крови. 

Методы лечения СДВГ

Следует отметить, что синдром дефицита внимания и гиперактивности чаще всего имеет благоприятные прогнозы (при условии своевременно начатой терапии). Удается значительно улучшить поведение и обучаемость ребенка. 

В зависимости от степени тяжести патологического процесса и причин его возникновения врач может назначить такие виды лечения, как: 

  • Медикаментозное лечение: пациенту могут назначать седативные средства, антидепрессанты, нейростимуляторы.
  • Когнитивно-поведенческая терапия.
  • Четкий режим дня: сбалансированное питание, полноценный сон.
  • Семейная психотерапия: если в семье наблюдаются конфликты, СДВГ нередко развивается на этом фоне.
  • БОС-терапия: этот метод лечения направлен на тренировку возможностей саморегуляции ребенком своих состояний с помощью компьютерных игровых заданий.
  • Физиотерапевтические методики, например, массаж, физические упражнения, кинезиотерапия.

Дополнительно могут применяться и иные методики лечения. 

Профилактика

К сожалению, не всегда возможно предотвратить развитие СДВГ. Однако, есть некоторые факторы, которые значительно снижают риск развития патологии. Например, будущая мама должна соблюдать здоровый образ жизни, сбалансированное питаться, отказаться от вредных привычек. Перед зачатием желательно пройти полное обследование, при необходимости — заранее провести лечение имеющихся патологий.

Также в качестве профилактики СДВГ необходимо соблюдать следующие рекомендации: 

  • Ребенок должен быть активным, чаще гулять на свежем воздухе.
  • Режим дня и питания должен быть четким.
  • Следить за поведением ребенка, сразу пресекать неприемлемое поведение с его стороны.
  • Очень важно выстроить между родителями и детьми доверительные отношения.
  • Следует избегать семейных конфликтов.

При первых признаках СДВГ рекомендуется обратиться к специалистам, которые помогут минимизировать риск развития более серьезных патологий в будущем. 

Подробнее о лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно узнать на очном приеме у врача. Будьте здоровы! 

Маркелов Глеб Владимирович

невролог, консультации онлайн

опыт работы 4 года

отзывы оставить отзыв

Клиника

м. Сухаревская

Записаться на прием

Отзывы

Гузель

12.10.2019 12:49:18

Глеб Владимирович — настоящий профессионал своего дела! Очень внимательно отнёсся к моей проблеме и подобрал идеальный курс лечения для меня. Спасибо большое за чуткое и внимательное отношение к пациентам! Вы для меня Врач с Большой Буквы!

Эльвира

25.01.2022 15:28:21

Врач доброжелательный , располагающий к себе. Все комментирует и обьясняет.

Услуги

  • Название
  • Прием, консультация врача-невролога первичный2300
  • Прием, консультация врача-невролога повторный1900

Статьи о здоровье

Другие специалисты

Регулярные занятия дома, установление четких правил и позитивный настрой имеют не меньшее значение в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у ребенка, чем грамотно составленный план медицинских процедур и обследований. Об этом все чаще говорят врачи во всем мире. Но впервые услышав диагноз СДВГ, многие родители теряются, не понимая, с чего начать и как теперь выстраивать привычный домашний быт. И несмотря на то, что полностью вылечить СДВГ очень сложно, смягчить многие симптомы возможно, уверена педагог-психолог высшей квалификационной категории Калужского государственного института развития образования Елена Голубева. Расскажем подробнее об основных правилах и занятиях для детей.

Главное — режим

Самое первое и главное правило для родителей ребенка с СДВГ — упорядочить режим дня. Утренний подъем, гигиенические процедуры, прогулки, завтрак, обед и ужин, отход ко сну должны быть в одно и то же время. Мама даже может сделать специальный дневник для малыша, где в картинках изобразить весь распорядок дня. И каждый раз, когда приходит время обеда или отхода ко сну, можно посмотреть с ребенком картинки в дневнике и вместе вспомнить, что нужно делать дальше.

Гаджеты, как и просмотры мультфильмов по телевизору, разрешены только на 15 минут в день — во второй половине дня. Но не позже, чем за два часа до сна.

Все дело в том, что ребенок с СДВГ очень быстро переутомляется, он часто слишком возбужден, поэтому никакая дополнительная нагрузка ему не нужна.

В течение дня обязательно давайте ребенку возможность активно подвигаться: для детей с СДВГ очень важно «постоять на голове» — то есть буквально выплеснуть энергию в подвижной игре. Но делать это лучше днем, а к вечеру постарайтесь успокоить его, поиграть в спокойные игры, почитать книжку, поговорить о том, что произошло за день, собрать пазлы и т. д.

У ребенка также должно быть свое личное пространство — если есть возможность, то отдельная комната или свой уголок. Желательно, чтобы в этом месте не было никакого визуального шума, отвлекающих, кричащих деталей. Ковры, шторы, обои должны быть спокойных, теплых тонов.

Питание ребенка должно быть упорядоченным и сбалансированным. Обязательно ограничить сладкое, так как оно способствует перевозбуждению ребенка. И предлагать лакомство нужно уже после основного приема пищи.

А вот сладкие газировки, фастфуд, чипсы, сухарики и т. п. нужно исключить вообще.

Включите в рацион побольше сложных углеводов: каши, крупы, хлеб из муки грубого помола, овощи и фрукты.

Будьте осторожны и с биодобавками — даже с теми, которые обещают улучшение работы мозга: принимать их нужно только после консультации с врачом.

Правила не только для ребенка, но и для взрослых

Всем членам семьи важно помнить, что правила едины для всех и нарушать их нельзя не только ребенку, но и взрослым.

Очень важно также предупредить бабушек и дедушек, которые так любят баловать, что у ребенка есть определенный режим дня и правила, и нарушать их нельзя.

Обязательно хвалите ребенка. Отмечайте хорошие поступки, даже если они незначительные, и не обращайте внимания на небольшие ошибки. В любом деле постарайтесь найти хотя бы минимальный успех.

Точно так же и если ребенок совершил серьезный проступок, то он должен получить за это наказание. Но договориться о форме наказания нужно всем вместе и заранее. Разумеется, воздержитесь от крика и брани — это недопустимо.

Всегда слушайте ребенка. Очень важно, чтобы у него была возможность рассказать вам о том, что произошло за день, поделиться чем-то важным. Ни в коем случае не перебивайте, найдите время послушать рассказ до конца, задайте вопросы. Только в таком случае у ребенка и дальше будет потребность делиться с вами своими переживаниями.

Не требуйте от ребенка невозможного. Все дети стараются угодить родителям, но когда мама или папа требуют слишком многого, угодить им просто невозможно.

Выявите, в какой области ваш ребенок успешен, и помогите ему реализовать себя. В таком случае у него будет повышаться самооценка, а также чувство самоконтроля.

У ребенка обязательно должны быть свои небольшие обязанности по дому, в зависимости от возраста. Он может убрать за собой чашку, помыть посуду или даже сходить в магазин. В любом случае ребенок должен понимать, что от него тоже кто-то зависит.

Не забывайте о физической нагрузке. Для коррекции двигательной активности предложите ребенку аэробные физические упражнения: бег, плавание, езду на велосипеде, водные игры, пеший туризм и т. д. Детям с СДВГ не рекомендуются игры с сильно выраженным возбуждающим эффектом, а также соревнования, конкурсы, показательные выступления, виды спорта со статической нагрузкой (силовое троеборье) и т. д.

Ведите коррекционную работу с психологом и логопедом. Это поможет не только ребенку, но и родителям: специалист направит маму и папу, расскажет, как вести себя в сложных ситуациях, какие упражнения можно делать дома.

Упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения

Дома отлично помогут снять напряжение специальные дыхательные упражнения. Для детей с СДВГ существует даже специальная терапия — биологическая обратная связь (БОС). Она построена именно на правильных дыхательных упражнениях и очень эффективна.

Одно из самых простых дыхательных упражнений — «Шар», сделайте его вместе с ребенком. Положите руки на диафрагму и представьте, что у вас внутри большой воздушный шар красного цвета. Попробуйте надуть его. Носом вдыхайте воздух — шарик надувается, выдыхайте через рот — шар сдувается. Так нужно сделать несколько раз, медленно и спокойно.

Это упражнение способствует обогащению кислородом головного мозга.

Также еще одно упражнение, которое поможет ребенку снять эмоциональное и физическое напряжение, — «Снеговик».

Пусть малыш представит, что он снеговик. Вместе с ним обозначьте, мягко поглаживая, где у него голова, плечи, туловище, руки и ноги.

А теперь скажите, что снеговик стоит на улице, и вдруг ударил сильный мороз. Снеговик замерз — ребенок должен напрячься, съежиться. А теперь вышло солнышко, и снеговик начал таять — ребенок расслабляется. И так сделайте несколько раз. Поскольку у ребенка с СДВГ нарушены границы собственного тела, это упражнение поможет ему расслабиться.

Еще одно похожее упражнение на расслабление — «Лужа».

Пусть ребенок представит, что он лужица — ляжет на ковер и расслабится.

Внезапно лужу сковал мороз — малыш напрягается, и вот светит солнышко — малыш расслабляется. И так несколько раз.

Более подвижное упражнение — «Дерево». Малыш изображает все этапы роста дерева. Сначала присаживается на корточки и медленно встает — он росток, который тянется к солнцу. Постепенно у деревца растут ветви — малыш выпрямляет руки — и листья — малыш разжимает пальчики. Дует ветер — ребенок качается; пошел дождь, дерево поникло — ребенок наклоняется, сжимается; вышло солнышко — ребенок вытягивается.

Для снятия мышечного и эмоционального напряжения также отлично подойдут игры с песком и игры с водой. Можно купить специальную песочницу домой или вместо песка использовать крупы.

Также в первые минуты, когда ребенок перевозбужден, агрессивен, не реагирует ни на что, попробуйте его переключить: предложите попить воды, помыть руки, умыться.

Чтобы быстро успокоить ребенка, который настроен агрессивно, можно использовать такое упражнение.

Возьмите лист бумаги и карандаш и сядьте вместе с ребенком за стол. Положите руку малыша на бумагу и обведите каждый пальчик. Вместе раскрасьте рисунок и на каждом пальчике нарисуйте мордочку — грустную или веселую. И порассуждайте, что делал каждый пальчик сегодня. Например: «Этот пальчик сегодня хорошо покушал, убрал и даже помыл за собой тарелку. А этот пальчик почитал книжку. Этот пальчик помог маме. А этот пальчик поступил плохо: сломал игрушку, нагрубил папе». Предложите ребенку вместе исправить это: починить сломанное, извиниться. И потом исправьте рисунок, чтобы все мордочки улыбались.

Упражнения для коррекции двигательной неловкости

Скорректировать двигательную неловкость поможет любимая игра «Ладушки», начинать в нее играть можно с малышами от 8 месяцев. Многие специалисты утверждают, что это целый психологический тренинг: и на коррекцию двигательной неловкости, и на речевое развитие, и на психологическое.

Также попробуйте с ребенком пальчиковую гимнастику «Колечки». Малыш поочередно касается одним пальцем другого, произнося «привет» и «пока» — сначала на одной руке, потом на другой. Такая гимнастика улучшит моторику и успокоит.

Игра «Стол-стул» поможет скорректировать двигательную неловкость и улучшить внимание.

Сначала вместе с ребенком изображаем стол: ладонь левой руки складываем в кулак (это ножка стола), сверху кулак накрываем ладонью правой руки (это столешница). Затем руки меняем: теперь ладонь правой руки — ножка стола, а ладонь левой руки — столешница. Поочередно меняем руки, между сменами нужно хлопнуть в ладоши.

Похожим образом изображаем стул: сиденьем будет кулак, а спинкой — приложенная сбоку ладонь, точно так же поочередно меняем руки, в середине делая хлопок. Как только ребенок научился, можно усложнить задание, поочередно делая стол и стул, постепенно ускоряясь.

Для коррекции двигательной неловкости используются также кинезиологические упражнения, например, занятия на балансире.

Упражнения для коррекции нарушений внимания, саморегуляции и самоконтроля

Улучшить внимание помогут упражнения, в которых взрослый называет предметы и действия, а ребенок их показывает. Например, всеми любимая игра «Море волнуется раз» или упражнение «Слон, змея и мышка». Показывать зверей ребенок будет вместе с мамой или папой. Взрослый говорит: «слон» — руки сведены вместе наверху, «змея» — руки в стороны, «мышка» — руки вниз. Как только малыш научился, взрослый может попробовать немного запутать его, произнося одно слово, а показывая другое.

Еще одна интересная игра на тренировку внимания — «Следопыты». Мама может нарисовать какую-то картинку (или взять готовую) и дать подробно изучить ребенку. Потом закрыть какую-то часть картинки рукой или листом бумаги и спросить, что там находится. Точно так же можно спрятать какую-то вещь и словами объяснить ребенку, где она находится, или нарисовать ему карту, по которой он должен найти эту вещь.

Для тренировки памяти рекомендуется основной акцент делать на развитие мышления и речи — побольше читайте вслух, учите с ребенком стихи, развивайте визуальное мышление, например, в играх на конструирование, выкладывание узоров, мозаик, пазлов и т. д.

Релаксационные методики перед сном

Релаксация для детей с СДВГ не менее важна, чем тренировка памяти или коррекция двигательной неловкости. Для расслабления вечером можно принять ванну или сходить в бассейн: вода очень расслабляет в конце напряженного дня.

Перед сном можно почитать книгу, сделать легкий массаж или же провести специальное упражнение на релаксацию. Попросите ребенка лечь и расслабиться. А дальше поочередно называйте каждую часть тела: «Давай мы с тобой почувствуем, где у тебя ручки, они большие, тяжелые, расслабленные». Потом попросите ребенка почувствовать, как тепло опускается вниз, от макушки до ступней.

Такой вечерний ритуал обязательно расслабит ребенка, настроит его на сон и сблизит с мамой или папой.

Одна из самых главных задач родителей и близких людей ребенка с СДВГ — помочь ему организовать правильный распорядок дня, приспособиться к ежедневным задачам в детском саду, в школе. Только близкие люди, обладая терпением, пониманием и тактом, с помощью ежедневных занятий смогут уменьшить или даже нивелировать самые неприятные проявления болезни.

О том, что такое СДВГ у детей, как его распознать и куда обращаться за помощью, читайте также в нашей статье.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Несмотря на ошибки как пишется
  • Неровная плитка на полу как исправить
  • Несмотря какая ошибка
  • Неровная осанка как исправить
  • Несладкий кекс как исправить