Нет ничего более худшего чем невежество исправить ошибку

Работа по теме: Лекция № 3 МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО Р.. Глава: 4. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении наречий. ВУЗ: СГТУ.

Наречие

самостоятельная часть речи, которая
обозначает признаки действий, признаки
признаков и отвечает на вопросы
как? куда? когда? где? почему? зачем? в
какой степени?

Анализируя
употребление авторами наречий, редактор
устраняет ошибки в образовании форм
сравнительной степени: Фонды
материального поощрения позволяют
гибче (следует: более гибко) подходить
к различным специалистам; С этим заданием
он справился ловчее (ловче, однако
возможна и более решительная правка:
Это задание он выполнил ловко, не так,
как предыдущее).

Встречаются
плеонастические сочетания при образовании
сравнительной степени наречий плохо,
хорошо, свидетельствующие о низкой
речевой культуре пишущего: В
посткоммунистической России жить стало
еще более хуже (следовало: еще хуже);
Панадол действует при лечении этих
заболеваний более лучше, чем ранее
известные лекарства (лучше; или: Панадол
оказывает более эффективное воздействие
на больного…).

Приведем
несколько примеров стилистической
правки предложений, в которых редактор
устранил ошибки в употреблении наречий:

1.
Несмотря на то, что в этих угодьях
земля родит поплоше, фермер собирает
хорошие урожаи, каких не знают его
нерадивые соседи.

1.
Несмотря на то, что в этих угодьях
земля родит хуже (или: земли не такие
плодородные, как в соседнем колхозе),
фермер собирает хорошие урожаи…

2.
Современный аграрий. Каков он? Наверняка,
человек грамотный…

2.
Современный аграрий. Каков он?
Несомненно, человек грамотный…

3.
Новая агротехника экономичнее и
простее, но освоение ее требует более
лучше организовать работу.

3.
Новая агротехника экономичнее и проще,
но освоение ее требует лучше организовать
работу.

Как
видим, при употреблении наречий нередки
такие же ошибки, как и при употреблении
имен прилагательных, и прежде всего это
— плеонастические сочетания при
образовании сравнительной степени.

5. Имя прилагательное и трудности употребления его некоторых форм

Имя
прилагательное
 —
это часть речи, обозначающая не
процессуальный признак предмета и
выражающая это значение в словоизменительных
морфологических категориях рода, числа
и падежа. Прилагательное обладает
морфологической категорией степени
сравнения и имеет полные и краткие
формы.

Морфологические
признаки

Те
же, что и у имени существительного –
род, число, падеж.

По
характеру лексического значения
прилагательные делятся на три разряда:

А)
качественные;

Б)
относительные;

В)
притяжательные.

Наиболее
важными морфологическими
признаками

качественных прилагательных являются
следующие: наличие
степеней сравнения и двух (полной и
краткой) форм
.

Однако
не все качественные прилагательные
обладают этими признаками:

  • нет
    степеней сравнения у прилагательных
    типа босой,
    косой, слепой, хромой, мёртвый, женатый
    ,
    потому что они выражают абсолютные
    качества, то есть такие качества, которые
    не поддаются сравнению (нельзя быть
    мёртвым в большей или в меньшей степени;
    нельзя быть женатым в большей или в
    меньшей степени);

  • нет
    краткой формы у прилагательных типа
    деловой,
    дружеский, комический
    ,
    поскольку по происхождению они являются
    относительными;

В
отличие от качественных прилагательных
относительные прилагательные (золотой
браслет
),
как и притяжательные (мамин)
не
изменяются по степеням сравнения.
Качественные
прилагательные не имеют краткой формы.

Формы
сравнительной степени.
Как
известно, качественные прилагательные
для указания на различия в количестве
или интенсивности обозначаемого у
разных предметов (или одного и того же,
но в разное время) признака имеют две
степени сравнения — сравнительную
и превосходную.

Они образуются от исходной формы, которая
называется положительной степенью.
Положительная степень называет признак,
безотносительно к какому бы то ни было
сопоставлению. Например, этот человек
умный,
добрый, отзывчивый.

Ошибки
встречаются при употреблении составной
сравнительной степени,
которая
образуется сочетанием вспомогательных
слов более
или
менее.
Правильной
будет форма более,
менее + прилагательное в положительной
степени.
Например:
более
милосердный, менее грубый.

Но
ни в коем случае со словами более,
менее
не
могут сочетаться формы простой
сравнительной и простой превосходной
степени сравнения, т. е. такие сочетания,
как более
лучше, более красивее, менее красивейший
в
русском литературном языке недопустимы
возникает
плеонастическое сочетание, которое
подлежит стилистической правке: Более
лучший показатель характеризует
финансовое положение на селения в 1996
году.

(
Более
высокий показатель характеризует…
или: финансовое положение населения в
1996 году несколько улучшилось).

Точно
так же и слова наиболее,
наименее, самый
ни
в коем случае нельзя сочетать со словами
простой сравнительной и простой
превосходной степени. Нельзя сказать
наиболее
лучше,
наиболее красивее, наименее откровеннейший.
Однако
слово самый
иногда
сочетается с формой простой превосходной
степени: самый
кратчайший путь.
Но
таких сочетаний немного.

За
пределами литературной нормы находятся
встречаю­щиеся в речи формы простой
сравнительной степени типа бойчее,
звончее, богатее, слаже, сладче, красивше,
длиньше
и
др. Это просторечные формы, литературные
их варианты ¾
бойче,
звонче, богаче, слаще, красивее, длиннее.

Формы
сравнительной степени с приставкой
по-,
вно­сящей
добавочное значение ‘несколько, немного’
(поболь­ше,
посильнее, повыше),
допустимы
лишь в разговорной речи, в книжной же
следует употреблять конструкции не­много
больше, несколько сильнее.

Синонимия
полных и кратких форм прилагательных.
Иногда
вызывает затруднение употребление
кратких
форм прилагательных.
Нужно
знать, что данные
формы различаются стилистически: краткие
носят книжный характер, полные ¾
разговорный или нейтральный. Кроме
того, для краткой формы характерен
оттенок категоричности, эпизодичности,
временности, для полной ¾
смягчённости и постоянства: Ср.:
Мать
больная
и
Мать
больна; Человек веселый
и
Человек
весел.
Однако
это правило не абсолютно. Так, в научной
речи употребительны краткие формы,
выражающие постоянное свойство или
качество предметов и явлений: газ
легок; белки сложны; кислоты двуосновны
и
т. п. Краткая форма в данном функциональном
значении приобретает стилистическую
окраску.

Известно,
что краткую форму могут образовывать
только качественные прилагательные.
При образовании краткой формы необходимо
помнить о некоторых особенностях, чтобы
избежать досадной ошибки:

а)
у прилагательных на — анный
(
с ударным — а-) появляется беглый гласный.
Сравните: гуманный
— гуманен — гуманна, желанный —
желанен-
желанна.
У прилагательных, заканчивающихся на
анный

безударным- а -) беглый гласный не
появляется: образованный-
образованна — образован,

воспитанный
— воспитанна, воспитан.

Не
все качественные прилагательные могут
иметь краткие формы. Такие формы
отсутствуют:

а) у
прилагательных, образованных путем
перехода в качественные из

других
разрядов или из причастий: золотой
характер, львиная доля,

выдающийся
музыкант;

б) у
большинства прилагательных, обозначающих
цвет, а также

называющих масти
животных: розовый
шарф, вороной конь, коричневые

ботики.

в) у
прилагательных с суффиксами — ск,

ов,

ев:
дружеский
совет,

черновой вариант, боевой
товарищ.

г) у
прилагательных с суффиксом -л, основа
которых совпадает с основой глагола
прошедшего времени: бывалый
человек, отсталые взгляды,

пожилой
мужчина,
(однако,
если конечный согласный -л основы не
является

суффиксом, образование
краткой формы возможно: тусклый
взгляд — тускл,

круглый стол
кругл).

д)
у прилагательных с приставками пре-,
раз

и
рас-
в
значении большей степени качества:
прелюбезный
человек, развеселый студент,

распомаженная
девушка.
(Однако,
когда указанные значения приставок
не

осознаются, образование краткой
формы допустимо: прекрасный
— прекрасен,

разумный -разумен).

Как
краткая, так и полная форма качественных
прилагательных может употребляться в
функции именной части сказуемого. При
выборе именной части сказуемого
учитывайте следующие правила. Только
краткая
форма
употребляется:

1) в
устойчивых этикетных формах, выражающих
какой-то совет,

пожелание: будьте
здоровы, будьте осторожны;

2) если
прилагательное выражает долженствование,
возможность,

необходимость: явка
строго обязательна. Вам необходимо
явиться в

деканат.

3) если
прилагательное обозначает несоответствие
признака данному

предмету: эта
тема неинтересна. Эта куртка мне велика..

4)
если
подлежащее выражено местоимениями
весь,
всякий, кто, что, тот,

это:
Чем
богаты, тем и рады. Каждый, кто честен,
встань с нами вместе.

5) если
прилагательное имеет при себе зависимое
слово (чаще дополнение): Он
верен своему слову. Валентина честна
со своими товарищами.

6) в
сочетании с наречием так:
Он
так умен, так честен и т. п.

Только
полная
форма
употребляется:

  1. в
    сочетании с местоимением такая:
    Она
    такая красивая, умная. Он такой
    образованный

  2. если
    прилагательное обозначает признак,
    постоянно принадлежащий характеризуемому
    предмету: Море
    было синее и спокойное. В нашем городе
    дома низкие и однообразные.

  3. если
    именная часть сказуемого выражена
    сочетанием существительного с
    прилагательным: Мы
    люди простые. Она была девушкой
    тщеславной.

Упражнение
№ 20.
Укажите,
какие ошибки допущены при образовании
степеней сравнения имен прилагательных.

Бытовые
условия в поселке оказались более
предпочтительнее, чем в леспромхозе.
Нет ничего более худшего, чем невежество.
К еще более строжайшей экономии
материалов, сырья призвала рабочая цеха
металлопокрытий А.Л. Тютьвина. Нищету
этого зрелища еще подчеркивают все
более роскошные наряды и все более
ординарнейшие украшения. Она оказалась
в преглупейшем положении

(следует: в
глупейшем).


Свои? — с наивозможнейшим сарказмом
спросил Ленька

едким сарказмом).

Упражнение
№ 21. Укажите, какие ошибки допущены при
образовании степеней сравнения имен
прилагательных.

1.Горнодобывающая
промышленность является одной из самых
важнейших отраслей народного хозяйства.
2. Нет ничего более худшего, чем ложь и
грубость, допускаемые взрослыми. 3. В
праздничные дни наш город станет более
красивее. 4. Разработка новой темы
становится все более интенсивнее. 5.
Вчера ты был менее весел. 6. Мой дядя —
прелучшайший и предобрейший человек
на свете. 7. Первее всего нужно доделать
то, что мы начали.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Найдите в каждом ряду ошибки в образовании форм степеней сравнения прилагательных.Образуйте правильные формы прилагательных,составте и запишите
предложения с ними
1) Младше,ширьше,дальше,длиньще,красивше. 2)Длинее,хужее,слабее,звончее,красивее. 3)Слабже,моложе,ближе,строже,глубже. 4)Более лучше,очень сильнее,более. младший,более узкий. 5)Наименее старейший,самый худший,самый короткий,наиболее кратчайщий. 6)Румянее,свежее,жальче,наиболее милое.

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен прилагательных

Самой распространенной ошибкой при употреблении имен прилагательных является неправильное образование степеней сравнения: в этом случае соединяют простую форму сравнительной степени и элемент сложной — слово более (более лучший, более худший); возникает плеонастическое сочетание, которое подлежит стилистической правке:

Более лучший показатель характеризует финансовое положение населения в 1996 году.

Правка: Более высокий показатель характеризует. Или: финансовое положение населения в 1996 году несколько улучшилось.

Плеонастические сочетания при употреблении прилагательных в сравнительной и превосходной степени свидетельствуют о крайне низкой культуре речи. Например: Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе; Нет ничего более худшего, чем невежество; К еще более строжайшей экономии материалов, сырья призвал рабочих мастер; Нищету этого зрелища подчеркивают все более роскошные наряды и все более ординарнейшие украшения.

Приведем примеры стилистической правки ошибок в образовании степеней сравнения: Она оказалась в преглупейшем положении (следует: в глупейшем); — Свои? — с наивозможнейшим сарказмом спросил Ленька (с едким сарказмом).

При использовании имен прилагательных возможны ошибки в образовании кратких форм: остер (вместо остр). Особую трудность представляет употребление прилагательных на -енен/-ен незабвенен или незабвен, единственен или единствен? Этот призыв и в настоящее время действенен. Характеру героя свойственен лиризм. Теперь эти формы архаизуются (предпочтительнее — действен, свойствен), даже составители толковых словарей по-разному оценивают некоторые из этих форм — то как допустимые, то как устаревшие.

У писателей прошлого встречаются краткие прилагательные и на -енен, и формы на -ен. Однако в связи со стремлением говорящих к «экономии речевых средств» для современного языка следует считать оправданными более короткие формы: бездействен, безнравствен, беспочвен, бессмыслен, бесчувствен, величествен, воинствен, двусмыслен, единствен, естествен, злокачествен, искусствен, легкомыслен, медлен, многочислен, могуществен, мужествен, невежествен, ответствен, подведомствен, посредствен, родстдвен, свойствен, соответствен, существен, таинствен, тождествен, торжествен, явствен.

Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных?

Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.

Это самый новейший проект.

Завод оказался более передовым.

Гоголь изображает помещиков более реалистичнее.

Вариант заместителя оказался более худшим.

В комнате теперь более светлее.

Самая высочайшая гора Земли — Эверест.

Сегодня спортсмены в наилучшей форме.

Посетителей в ресторане вчера было несколько поменьше.

Ответить на вопрос
Для ответа на вопрос необходимо пройти авторизацию или регистрацию.
Ответы (1)

X2se 19 мая 2020 г., 06:04:06

Это новейший проект.

Это самый новый проект.

Завод оказался передовым.

Гоголь изображает помещиков реалистичнее.

Гоголь изображает помещиков более реалистично.

Вариант заместителя оказался худшим.

Вариант заместителя оказался хуже.

В комнате теперь более светло.

В комнате теперь светлее.

Высочайшая гора Земли — Эверест.

Самая высокая гора Земли — Эверест.

Сегодня спортсмены в лучшей форме.

Посетителей в ресторане вчера было несколько меньше.

Посетителей в ресторане вчера было поменьше.

(где возможны два правильных варианта, я даю два).

Саблина 17 дек. 2020 г., 15:47:33 | 10 — 11 классы

Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных : Пуловеры и шарфы связаны из самой тончайшей шерсти?

Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных : Пуловеры и шарфы связаны из самой тончайшей шерсти.

Самое наибольшее количество пуделей и сеттеров было представлено на выставке более передового клуба кинологов.

Эти 50 кг из поступившей в магазин партии грейпфрутов отобраны как наиболее лучшие.

Эверест – самая высочайшая точка планеты, а Марианская впадина – самое глубочайшее место.

Сосиски показались ему более вкуснее, чем пельмени.

Как более деловой менеджер, Эпштейн добился выгодного сбыта свеклы в самый наикороткий срок.

Наиболее коричневый из этих свитеров кажется мне самым красивейшим.

Pucan 24 нояб. 2020 г., 00:04:11 | 10 — 11 классы

Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных : Пуловеры и шарфы связаны из самой тончайшей шерсти?

Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных : Пуловеры и шарфы связаны из самой тончайшей шерсти.

Самое наибольшее количество пуделей и сеттеров было представлено на выставке более передового клуба кинологов.

Эти 50 кг из поступившей в магазин партии грейпфрутов отобраны как наиболее лучшие.

Эверест – самая высочайшая точка планеты, а Марианская впадина – самое глубочайшее место.

Сосиски показались ему более вкуснее, чем пельмени.

Как более деловой менеджер, Эпштейн добился выгодного сбыта свеклы в самый наикороткий срок.

Наиболее коричневый из этих свитеров кажется мне самым красивейшим.

Татьянушка3 18 окт. 2020 г., 10:24:56 | 5 — 9 классы

Прошу помочь?

Исправьте ошибки в образовании форм сравнения прилагательных.

Запишите исправленные предложения.

1. Это самое простейшее решение вопроса.

2. Он оказался менее строже.

3. Он находился в более худшем положении.

4. Иван был самым пособнейшим из нас.

5. Здесь находилось одно из самых древнейших поселений в нашей стране.

6. Здесь течение реки более сильнее.

7. Этот камень, кажется, твердее алмаза.

8. Ты вглядишь хужее, чем вчера.

9. Моё яблоко слаже твоего.

Ilyhaпопов 3 июн. 2020 г., 20:45:31 | 5 — 9 классы

Где нет ошибки в употреблении формы прилагательного?

Где нет ошибки в употреблении формы прилагательного?

1)Он самый величайший иллюзионист в мире.

2)Сегодня Маша нарисовала рисунок более красивее, чем вчера.

3)В этот раз пакет оказался более тяжелым.

17081 1 сент. 2020 г., 01:43:12 | 5 — 9 классы

Исправьте ошибки в образовании форм сравнения прилагательных 1?

Исправьте ошибки в образовании форм сравнения прилагательных 1.

Это самое простейшее решение вопроса.

2. Он оказался менее строже, чем мы ожидали.

3. Он находится в более худшем положении, чем мы.

4. Иван был самым способнейшим из нас.

5. Здесь находилось одно из самых древнейших поселений в нашей стране.

6. Здесь течение реки более сильнее.

7. Этот камень, кажется, твердее алмаза.

8. Ты выглядишь хужее, чем вчера.

9. Моё яблоко слаже чем твоего.

Даша67865 19 окт. 2020 г., 08:00:15 | 5 — 9 классы

Укажите вариант в котором допущена ошибка при образовании степени сравнения имени прилагательного а) веселее б) менее красивейший в) лучше г)самый наивысочайший?

Укажите вариант в котором допущена ошибка при образовании степени сравнения имени прилагательного а) веселее б) менее красивейший в) лучше г)самый наивысочайший.

Valentinapetro1 1 апр. 2020 г., 18:17:37 | 5 — 9 классы

В каком случае допущена ошибка в образовании степени сравнения прилагательных самый спокойнейший более правильный величайший?

В каком случае допущена ошибка в образовании степени сравнения прилагательных самый спокойнейший более правильный величайший.

28122004zh 27 мая 2020 г., 23:20:14 | 1 — 4 классы

Найдите ошибки в образовании степеней сравнения?

Найдите ошибки в образовании степеней сравнения.

1. Более светлее

Шохрух2002 24 окт. 2020 г., 10:28:58 | 10 — 11 классы

Исправьте речевые ошибки :Самый лучший день заходил вчераНет ничего более худшего, чем лицемерие и ложь?

Исправьте речевые ошибки :

Самый лучший день заходил вчера

Нет ничего более худшего, чем лицемерие и ложь.

Aida2006 26 сент. 2020 г., 07:18:11 | 5 — 9 классы

Помогите с заданием пожалуйста?

Помогите с заданием пожалуйста.

Исправить ошибки в предложениях

Нет ничего красившее природы родного уголка.

2. Они хотели устроить более лучшую жизнь.

3. Человек твердее камня, нежнее цветка.

4. Самая высочайшая гора Земли — Эверест.

5. Сегодня спортсмены в наилучшей форме.

6. Это самый новейший проект.

7. Завод оказался более передовым.

8. Гоголь изображает помещиков более реалистичнее.

9. Вариант заместителя оказался более худшим.

10. В комнате теперь более светлее.

На этой странице находится вопрос Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных?, относящийся к категории Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 10 — 11 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

источники:

https://znanija.site/russkii-yazyk/9871725.html

https://studme.org/147799/literatura/ustranenie_morfologo_stilisticheskih_oshibok_upotreblenii_imen_prilagatelnyh

https://russkij-azyk.my-dict.ru/q/3720795_ispravte-osibki-v-obrazovanii-stepenej-sravnenia/

Нормы русского литературного языка

Норма – это исторически сложившееся общепринятое употребление слова, словосочетания, предложения, т. е. того или иного языкового знака, зафиксированное в грамматиках и нормативных словарях.

Нормы литературного языка являются общеобязательными для всех носителей языка, приобретают статус закона. Нормы языка стабильны, устойчивы, долго сохраняются в неизменном виде. Но в то же время нормы изменяются в процессе развития языка, т. е. они исторически обусловлены, но их изменение происходит достаточно медленно.

На определенном этапе развития могут сосуществовать нормы устаревающие (но еще живые), традиционные и новые, и тогда возникает языковая вариантность: баржа (ударение на последний слог) и баржа, (ударение на первый слог) ждать поезд и ждать поезда.

Языковая норма сдерживает проникновение в язык различных разговорных, диалектных слов, жаргонов, арго, просторечных слов. Норма позволяет языку оставаться самим собой.

Литературная норма зависит от условий, в которых пребывает говорящий. Языковые средства, употребляемые говорящим, должны соответствовать ситуации, в которой тот находится.

К основным источникам языковой нормы относятся:

· произведения писателей-классиков;

· произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;

· публикации средств массовой информации;

· общепринятое современное употребление;

· данные лингвистических исследований.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций — культурную.

Типы норм

В литературном языке различают следующие типы норм:

1) нормы письменной и устной форм речи;

2) нормы письменной речи;

3) нормы устной речи.

К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:

1. лексические нормы;

2. грамматические нормы;

3. стилистические нормы.

Специальными нормами письменной речи являются:

1. нормы орфографии;

2. нормы пунктуации.

Только к устной речи применимы:

1. нормы произношения;

2. нормы ударения;

3. интонационные нормы.

Лексические нормы

Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.

Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и ее правильности.

Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа:

· неправильный выбор слова из ряда единиц, в том числе смешение паронимов, неточный выбор синонима, неправильный выбор единицы семантического поля (костяной тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей, николаевская агрессия, Россия переживала в те годы много казусов во внутренней и внешней политике);

· нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнетом гуманности, тайный занавес, закоренелые устои, прошел все стадии развития человека);

· противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными коннотациями слова (Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы; Он внес непосильный вклад в развитие России);

· употребление анахронизмов (Ломоносов поступил в институт, Раскольников учился в вузе);

· смешение лингвокультурологических реалий (Ломоносов жил за сотни миль от столицы);

· неверное употребление фразеологических оборотов (Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду).

Задания

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 1.

Ступени были вогнуты посередке, как в храме, истёртые почти ВЕКОВОЙ беготней мальчиков.

Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.

АДРЕСАНТКА сообщила, что раньше никoгдa не писала в газету, но теперь поняла, отчего человек берется за перо: писать — значит, общаться.

Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.

В северных графствах против короны восстал могущественный АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ клан Перси —их также прозывали «королями Севера».

2.

В мире не счесть мастеров-виртуозов, АРТИСТИЧНО владеющих рисунком, живописью, композицией и создающих великолепные полотна.

Каждый вечер после спектакля у АРТИСТИЧЕСКОГО подъезда толпятся группы поклонниц в ожидании своего кумира.

В БЕДСТВЕННОМ положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира.

Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ взгляды лидера партии были хорошо известны.

3 

БЛАГОДАРСТВЕННОЕ письмо было вручено родителям на общешкольном собрании.

ГОДИЧНЫЙ отчёт был практически готов.

От встречи у меня сложилось ДВОЙСТВЕННОЕ ощущение: мысленно я принимал и одну, и другую сторону.

С такой ГОРДЫНЕЙ тебе бы царствовать, милочка!

На мой взгляд, это был полнейший ДИКТАТ; но, кажется, кроме меня, так никто более не считал.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
  1. Сквозь желтоватую мокрую воду проглядывало песчаное дно, которое уходило глубже, и озерная вода становилась черной.
  1. В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся жаркий зной, а в глухом ельнике было так прохладно.
  1. Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые.
  1. Командир был убит насмерть, и командование взял на себя молодой лейтенант, который прибыл в часть неделю назад.

Нормы орфоэпии

Произношение сочетания ЧН как [шн] или [чн].

В современном русском языке отмечается тенденция к сближению произношения с написанием, и вариант [шн] на месте орфографического ЧН как обязательная и единственная орфоэпическая норма отмечается лишь для некоторых слов: конечно, скучно, яичница, скворечник, прачечная, горчичник, нарочно (ср. явно устаревшие для современного языка варианты произношения, отмеченные в “Толковом словаре русского языка” Д.Н.Ушакова: молочник – моло[шн]ик, коричневый – кори[шн]евый, гречневый – гре[шн]евый).

Ударение.УпрОчение, анАлог, апОстроф, балОванный. бАловать. газопрОвод, дозвонИшься, жАлюзи, зАвидно, заиндевЕть, каталОг, квартАл, кОклюш, красИвее, кремЕнь, кУхонный, мИзерный, обеспечЕние, облегчИть, Оптовый, простынЯ, щАвель, стОляр, плесневЕть.

АвгустОвский, Атомный, валовОй, грошОвый, грУшевый, домовАя, зУбчатый, козырнОй, тигрОвый, сливОвый, суповОй, ходовОй, укрАинский.

БеднА, бЕдно, беднЫ; близкА, блИзко, близкИ; быстрА, бЫстро, бЫстры; вернА, вЕрно, вернЫ.

Задания

  1. Расставить ударения в словах:

августовский, алкоголь, алфавит, апостроф, арбуз, афера, аэропорты, балованный, баловать, банта, бармен, благовест, брала, вероисповедание, волка, вручит, гастрономия, генезис, грушевый, дефис, диспансер, добела, доверху, договор, дозировать, донельзя, донизу, досуха, дремота, жалюзи, завидно, заговор, задолго, запертый, знамение, зубчатый, иконопись, иксы, исчерпать, каталог, кашлянуть, красивее, мельком, мозаичный, намерение, ненависть, ногтя, обеспечение, одолжит, опломбировать, откупорить, плесневеть, плодоносить, преминуть, приговор, принудить, прирученный, простыня, пуловер, ремень, неровен час, сироты, столяр, танцовщица, туфля, убыстрить, углубить, форзац, ходатайствовать, холодность, цемент, цепочка, черпать, шприцы, щепа.

Морфологические нормы

Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехом). Иногда можно услышать такие словосочетания: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель. В этих словосочетаниях допущена морфологическая ошибка — неправильно оформлен род имен существительных.

Нарушение морфологических норм приводит к ошибкам.

1) клавиша, плацкарта, туфля, банкнота – женский род

2) стальной рельс, новый шампунь, новый толь – мужской род

3) ставня, заусеница, вольер, скирда – женский род

4) жираф, ласта, тапка, контральто, канделябр, эполет – мужской род

5) пони, кенгуру, рефери, шимпанзе, кутюрье, денди, Тбилиси – мужской род

6) иваси, салями, Конго, фрау, леди – женский род.

Следует помнить: руководитель, начальник (чего?) отдела, кафедры, центра; заведующий (чем?) отделом, кафедрой; руководство (чем?) практикой, институтом.

Неправильное образование форм степеней сравнения прилагательных:

Нет ничего более худшего, чем невежество. К еще более строжайшей экономии материалов призвала дирекция ВАЗа.

Задание

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

ИХ тетради

из ПОЛТОРА метров материи

самый МОЛОДОЙ

двух пар БОТИНОК

 2

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

ПОЛОЩУЩИЙ бельё

много ВИШЕН

БОЛЕЕ ВЫШЕ прыгнуть

опытные ТРЕНЕРЫ

3

ДВУХСТАМИ предметами

килограмм ПОМИДОРОВ

СЕРЬЁЗНЕЙШЕЕ замечание

ПОЕЗЖАЙТЕ в город

ИХ успехи

4

СМОТРЕВ вперёд

лучшие ПАРИКМАХЕРЫ

о ТРЁХСТАХ участниках

около двух КИЛОГРАММОВ

все ВОЗРАСТЫ

5

по ИХ желанию

в ДВУХ ТЫСЯЧ пятом году

КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж

ПРОПОЛОЩИ бельё

пара БОТИНОК

Источники:

https://rus-ege.sdamgia.ru/

https://lektsii.org/12-10210.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Несанкционированная модификация операционной системы samsung как исправить
  • Неровный череп у ребенка как исправить
  • Неровный лоб как исправить массажем
  • Непризнание своих ошибок термин
  • Непреднамеренная логическая ошибка это тест

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии