Рекомендации по классификации ошибок*
1.
Орфографические ошибки
– это неправильное написание слова;
она может быть допущена только на письме,
обычно в слабой фонетической позиции
(для гласных – в безударном положении,
для согласных – на конце слова или перед
другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных
написаниях. Такую ошибку можно только
увидеть, услышать ее нельзя: на
площаде, о синим карандаше, небыл, кто
то, полапельсина.
2.
Графические ошибки —
разновидность ошибок, связанных с
графикой, т.е. средствами письменности
данного языка, фиксирующими отношения
между буквами на письме и звуками устной
речи. К графическим средствам помимо
букв относятся: различные приемы
сокращения слов, использование пробелов
между словами, различных подчеркиваний
и шрифтовых выделений. Графическими
ошибками становятся различные описки
и опечатки, вызванные невнимательностью
пишущего или поспешностью написания.
3.
Орфоэпические
(фонетические) ошибки – ошибки
произношения и ударения.
Орфоэпические |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры |
1 |
Неблагозвучие |
Вдруг |
2 |
Зияние |
Радиоузел
…у |
3 |
Нарушение |
Сад |
4 |
Неуместное |
Письма |
5 |
Скопление |
…соединяют |
6 |
Неверное |
о |
7 |
Употребление |
оратор |
8 |
Аллитерация |
как |
9 |
Ассонанс |
Эту |
10 |
Анафора |
как |
11 |
Эпифора |
как |
12 |
Вставка |
Юрис(т)консульт |
13 |
Перестановка |
Пу(о)ло(у)вер |
14 |
Пропуск |
Флюо(-)рография |
15 |
Замена |
Кон(м)форка |
16 |
Несоблюдение |
Библиот[э]ка |
17 |
Несоблюдение |
Любо[в’] |
18 |
Неверное |
Как |
19 |
Несоблюдение |
По |
20 |
Неразличение |
Языковая |
21 |
Несоблюдение |
По |
4.
Грамматические
ошибки — это
ошибки в структуре языковой единицы: в
структуре слова, словосочетания или
предложения; нарушение
какой-либо
грамматической нормы – словообразовательной,
морфологической, синтаксической.
Словообразовательные |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры |
1 |
Ошибочное
в |
зайцата
мотовщик, |
2 |
Сравнительная
—
—
Недопустимо |
Красивый Более
Этот |
3 |
Неправильное |
Автор |
4 |
Неверное
|
Кроме
Около |
5 |
Неверное |
Норма:
Шапку
Куда
Снег |
Морфологические |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры
ошибок, |
1 |
Ошибочное |
Ее |
2 |
Ошибочное |
И.Иванова |
3 |
Ошибочное |
Отметка |
4 |
Определение
—
—
—
— |
Черное
Одно
Последнее
Жирный
Динго
Дружественный
РОНО |
5 |
Ошибочное
— при
— при |
Сложный
Строгий |
6 |
Ошибочное |
Опросить
Купить
Я
Запрягли |
7 |
Изменение |
пирожок |
8 |
Ошибочное |
играть |
9 |
Образование |
поднос |
10 |
Неверное |
не |
11 |
Неверное
|
Довольны
Направился |
12 |
Выбор |
Контроль |
13 |
Выбор
|
В
На
Скачки В
В
На |
14 |
Выбор
Иногда |
календаря,
договоры,
Пропуски |
15 |
Ошибки
м.р. Исключения: • названия парных предметов одежды
• названия
• названия |
Пять |
16 |
Выбор
|
Норма: Килограмм Привезли Чаще: Крикнуть Говорить Кваса/ |
17 |
Изменение
|
Норма:
Научные
К
Выступление
написать |
18 |
Неверный |
Дарвином, Путиным |
19 |
Ошибочное |
Профессор |
20 |
Неразличение |
Норма: |
21 |
Употребление
|
Противоположная |
22 |
Изменение
|
Норма:
В Пятьюстами
пятьюдесятью 45,6 |
23 |
Ошибочное
|
Двое
Две
Двое |
24 |
Неверное |
Приобрели |
Синтаксические |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры |
1 |
Нарушение |
Я
Я |
2 |
Нарушение
|
Нужно |
3 |
Нарушение
При |
Большинство
Большинство
Большинство
Пятеро
Четверо |
4 |
Ошибки
1)
2)
3) |
Идет
Я
Страна |
5 |
Если |
Молодая
Молодой |
6 |
Употребление
|
Читая
Жизнь
Прослушав |
7 |
Ошибки
|
Узкая
Между |
8 |
Ошибки
|
Эта
Люди
Мы |
9 |
Смешение |
Он |
10 |
Нарушение |
Когда |
11 |
Бедность |
Когда |
12 |
Неудачное |
Данный |
Кроме
того, к типичным можно отнести и
грамматико-синтаксические
ошибки:
1)
связанные с употреблением частиц: Хорошо
было бы, если бы на картине стояла бы
подпись художника;
отрыв частицы от того компонента
предложения, к которому она относится
(обычно частицы ставятся перед теми
членами предложения, которые они
должны выделять): В
тексте всего раскрываются две проблемы,
ограничительная частица «всего» должна
стоять перед подлежащим: « всего две
проблемы».
2)
неоправданный пропуск (эллипсис)
подлежащего: Его
храбрость, (?) постоять за честь и
справедливость привлекают автора
текста;
3)
неправильное построение сложносочиненного
предложения: Ум
автор текста понимает не только
как просвещенность, интеллигентность,
но и с понятием «умный» связывалось
представление о вольнодумстве.
4)
нарушение согласования в роде и числе
субъекта и предиката в разных предложениях
текста: Я
считаю, что Родина — это когда каждый
уголок напоминает о прошедших днях,
которые уже нельзя вернуть. Которое
ушло навсегда и остается только помнить
о них.
Грамматические ошибки
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
-
Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, подобно употребляются только с существительными в дательном падеже:
Например: согласно законУ, воопреки непогодЕ
-
Предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется только с существительными в предложном падеже:
Например: по приездЕ, по прилетЕ, по возвращении.
-
Предлоги в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством употребляются только с существительными в родительном падеже:
Например: в силу обстоятельств, в течение недели, по причине отсутствия
-
После глаголов, обозначающих эмоции (скучать, горевать, плакать, тосковать), предлог ПО требует предложного падежа, если после него стоят местоимения МЫ и ВЫ:
Скучаем по вас (П. п)
Тоскуют по нас (П. п)
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Подлежащее и сказуемое должны быть в форме либо единственного, либо множественного числа. Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот.
Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее:
либо в форме единственного числа: кто (ед.ч.) + читает (ед.ч.),
либо в форме множественного числа: те (мн.ч.) + знают (мн.ч.).
Например: На встречу с писателем пришли мн.ч. те, кто ед.ч. любит современный детектив.
Сказуемое при однородных подлежащих:
-
При прямом порядке слов (сказуемое следует за однородными подлежащими) обычно употребляется форма множественного числа: Жара и засуха стояли более трёх недель.
-
При обратном порядке (сказуемое перед однородными подлежащими) — форма единственного числа: Хорошо работала связь и комендантские службы.
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Несогласованные приложения – названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений в кавычках: «Орел и решка», «Щелкунчик»
Если в предложении есть определяемое слово, то несогласованное приложение всегда стоит в именительном падеже: Сын прочитал сказку (определяемое слово) «ЗолушкА».
Если в предложении нет определяемого слова, то несогласованное приложение изменяется по падежам: Сын прочитал «ЗолушкУ».
Ошибка в построении предложения с однородными членами.
-
Объединять можно только те глаголы, которые требуют одного и того же падежа после себя:
Она ждала (кого?) его и звонила (кому?) ему весь вечер. – Правильно
Она ждала и звонила ему весь вечер. – Неправильно
Родительного падежа требуют глаголы:
Достигать, добиваться, желать, жаждать, хотеть, ожидать, наделать, опасаться, остерегаться, бояться, избегать, лишаться, пугаться, стыдиться, сторониться, стоить, искать, просить, требовать и др. (кого? чего?).
Глаголы с отрицанием: не видеть, не замечать, не слышать и др. (кого? чего?).
Дательного падежа требуют глаголы:
Давать, верить, доверять, угрожать, потакать, учиться, радоваться, улыбаться, говорить, отвечать, грозить, угрожать, возражать, кланяться, кивать, махать, сигналить, звонить, писать, говорить, рассказывать, объявлять, отвечать, объяснять, сообщать, нравиться, казаться, мешать, вредить, мстить, изменять, вредить, мстить, надоедать, опротиветь, дарить, покупать, приносить, посылать, показывать, помогать, обещать, сниться и др. (кому? чему?).
Винительного падежа требуют все переходные глаголы:
Давать, дарить, продавать, покупать, посылать, показывать, обещать, строить, шить, убирать, мыть, стирать, брать, класть, ставить, вешать, видеть, смотреть, слышать, слушать, чувствовать, испытывать, замечать, любить, ненавидеть, презирать, уважать, ценить, помнить, понимать, изучать, решать, учить, рассказывать, объяснять, сообщать, говорить, благодарить, поздравлять, вспоминать, встречать, ругать, ждать и др. (кого? что?).
Творительного падежа требуют глаголы:
Править, руководить, распоряжаться, командовать, управлять, верховодить, заведовать, увлекаться, интересоваться, заниматься, любоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, гордиться, восторгаться, восхищаться, пленяться, дорожить, владеть, пользоваться, обладать, овладевать, хвалиться, гордиться, хвастаться, клясться, торговать, жертвовать, рисковать, быть, стать, становиться, явиться, оказаться, остаться, считаться, слыть, называться и др. (кем? чем?).
-
Полные и краткие формы прилагательных не употребляются в качестве однородных членов предложения.
Объединять можно только прилагательные в одной форме.
На небосклоне звезды были бледны и неярки
На небосклоне звезды были бледные и неяркие
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
-
Первое и самое главное правило: основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастным оборотом, должны совершаться одним лицом.
Пример: Испугавшись шума, стая улетела.
Стая → улетела → испугалась.
-
Если нарушается основное правило ― основное и добавочное действие относятся к разным лицам.
Пример: Спрыгнув с трамвая, у меня улетела шляпа.
Шляпа → улетела -/-> спрыгнула.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Определение, выраженное причастным оборотом должно стоять в том же падеже, что и определяемое слово. Нужно правильно найти определяемое слово и задать от него вопрос:
Я бродил по улицам — определяемое слово,(каким?) заросшИМ одуванчиками и цветущей травой
Причиной ошибки может быть неверный порядок слов в предложении: определяемое слово не должно находиться внутри определения
Неправильно: Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес
Правильно: Статья, опубликованная в газете, вызвала большой интерес
Неправильное построение предложения с косвенной речью
При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица.
Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются, если они не относятся к говорящему.
Пример: П.И. Багратион о себе говорил, что последнюю каплю крови пожертвует он России.- косвенная речь, все глаголы и местоимения в форме 3го лица
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Совершенный вид глагола — это действие законченное, совершённое (вопрос: что Сделать?). Несовершенный — это действие продолжительное (вопрос: что Делать?).
Все глаголы в предложении должны стоять в одном времени и виде.
Неправильно: Надо помогать молодежи расти-несов.вид и проявить-сов.вид свои способности.
Правильно: Надо помогать-несов.вид молодежи расти-несов.вид и проявлять-несов.вид свои способности.
или
Надо помочь-сов.вид молодежи вырасти-сов.вид и проявить-сов.вид свои способности.
Ошибки в построении сложного предложения
-
Один из вариантов ошибки — употребление нескольких союзов с одним значением, что приводит к избыточности.
Лучше переоценить риск, чем нежели не заметить его.
-
Распространённая ошибка — избыточное употребление частицы бы.
Я хочу, чтобы вы напомнили бы секретарю о вечерней встрече.
-
Еще одна ошибка — неоправданное употребление соотносительного слова то.
Я понимаю о том, что встречу перенесли из-за разногласий участников.
Я понимаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников.
-
Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.
Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи. =>
Я бы хотел, чтобы вы напомнили секретарю следующее: пусть она уточнит время встречи.
-
Определительное придаточное предложение не может быть однородным с причастным оборотом.
Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел. => Доктор, который назначил мне лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел
-
Если в сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное, то важно обратить внимание на то, к какому слову в главном предложении относится который, иначе может возникнуть двусмысленность.
Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. (Кто дорог — автограф или писатель?).
-
В сложных предложениях внимательно проверяем форму слова который (род, число, падеж): форма определяется его ролью в предложении (если оно является подлежащим, то именительный падеж, если дополнением, то форму диктует управляющее слово).
Это был тот самый аргумент, который нам так не хватало. => Это был тот самый аргумент, которого нам так не хватало (чего?).
Ошибки в образовании форм числительного
Образование падежных форм числительных: у порядковых числительных изменяется только последнее слово: студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую; контракт продлен до две тысячи десятого года.
Употребление собирательных числительных: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро допустимо только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев; обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят; обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн. ч.: двое ножниц, четверо суток.
Собирательные числительные НЕ употребляются с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом.
Какова роль предлогов в предложении? В каком падеже должны стоять существительные при конкретном предлоге? Как найти ошибку в предложении с неправильным употребление падежной формы существительного с предлогом?
Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Вспомним теоретический материал, необходимый для выполнения данного задания.
Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании.
В русском языке предлоги употребляются с существительными в определённом падеже.
Есть ряд предлогов, при которых иногда ставят существительные в неверном падеже. На этом и построено задние № 8, в котором нужно найти предложение с неправильным употреблением падежной формы существительного с предлогом.
Вспомним предлоги, вызывающие затруднение при их и пользовании, запомним падежи, с которыми они должны употребляться.
Предлоги |
С каким падежом употребляются |
Примеры словосочетаний |
Благодаря |
Дательный (кому? чему?) |
Благодаря другу, вниманию, решению. |
Согласно |
Дательный |
Согласно расписанию, решению, закону. |
Вопреки |
Дательный |
Вопреки ожиданию, решению, желанию. |
Подобно |
Дательный |
Подобно сказке. |
Наперекор |
Дательный |
Наперекор судьбе, трудностям, |
Наперерез |
Дательный |
Наперерез волнам, судьбе. |
Ввиду |
Родительный (чего?) |
Ввиду нехватки денег |
Вместе с |
Творительный |
Вместе с друзьями, детьми. |
Наряду с |
Творительный ( кем? чем?) |
Наряду с прочими причинами. |
По (в значении «после чего-то») |
Предложный (о ком? о чём?) |
По завершении, по приезде, по окончании |
Разберём примеры.
Пример № 1
Неверно.
По окончанию праздника все разошлись по домам в прекрасном настроении. (Предлог ПО в значении «после чего-то» требует предложного падежа).
Верно.
По окончании праздника все разошлись по домам в прекрасном настроении.
Пример № 2.
Неверно.
По приезду в город мы сразу пошли на море.
Верно.
По приезде (П.П.)в город мы сразу пошли на море.
Пример № 3.
Неверно.
Согласно расписания поезд тронется в путь через двадцать минут.
Верно.
Согласно расписанию(Д.П.) поезд тронется в путь через двадцать минут.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
- Внимательно прочитайте предложение. Найдите в нём производные предлоги и предлог По (см. выше таблицу)
- Посмотрите, с каким существительным эти предлоги употреблены, определите падеж существительного.
- Вспомните, какой предлог с каким падежом употребляется, определите, есть ли в данном предложении ошибка.
- Если падеж существительного при данном предлоге неверен, то это ошибка.
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с неправильным употреблением падежной формы существительного с предлогом.
Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
Вера Александровна.
ЕГЭ Русский язык.
Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.
Ошибки в структуре словосочетаний:
1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».
2. Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».
3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».
4. Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».
5. Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».
6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садится в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».
Ошибки в строении и значении предложения:
1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».
2. Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».
3. Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».
4. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».
Ошибки в простом двусоставном предложении:
Подлежащее:
– Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».
– Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей».
Сказуемое:
– Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».
– Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».
– Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».
Определение:
– Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».
– Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».
– Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом).
Ошибки в односоставном предложении:
1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.
2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».
Предложения с однородными членами:
1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».
2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату».
3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный».
4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».
5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах».
6. Нарушения в области однородных сказуемых:
а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;
б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход»; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная».
7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной». «Дети ждали отца и когда покажется его лодка».
Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:
1. Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка».
2. Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль».
3. Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга – источник знаний. Как утверждают многие».
Предложения с обособленными членами:
1. Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.
– Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко».
– Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море».
2. Нарушение правил построения причастного оборота.
– Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая».
– Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали».
3. Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».
Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:
1. Объединение прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт».
2. Употребление прямой речи без слов автора: Девочки увидели баркас: «Папа!».
3. Смешение прямой косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».
4. Ошибки при введении цитат: К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».
Сложные предложения:
1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».
2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».
3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:
а) соединительных – для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».
б) противительных – для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;
в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;
г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;
д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».
Сложноподчиненные предложения:
1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».
2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».
3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».
4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».
5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».
6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:
а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;
б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».
7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».
8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».
Бессоюзное сложное предложение:
1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».
2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».
3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».
Сложное предложение с различными видами связи:
1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».
2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».