Детали файла
Имя файла: | 0012.01.04;МТ.01;4 |
Размер: | 104 Kb |
Дата публикации: | 2015-03-09 03:02:41 |
Описание: | |
Психология и педагогика (курс 1) — Модульный тест
Список вопросов теста (скачайте файл для отображения ответов): Апперцепция — это |
|
Для скачивания этого файла Вы должны ввести код указаный на картинке справа в поле под этой картинкой —> | |
ВНИМАНИЕ: | |
Нажимая на кнопку «Скачать бесплатно» Вы подтверждаете свое полное и безоговорочное согласие с «Правилами сервиса» | |
Вопрос 1. В конце XX в. в качестве ведущей для характеристики предмета педагогики выдвинулась категория:
- Ответ: «образование»
Вопрос 2. Работы, имеющие своим результатом обобщающие концепции, образуют:
- Ответ: фундаментальные исследования
Вопрос 3. Противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных процессов и требующая адекватной теории для ее решения, — это:
- Ответ: проблема
Вопрос 4. Возрастная психология изучает:
- Ответ: онтогенез психики развивающегося человека
Вопрос 5. Нестандартные уроки чаще всего основываются:
- Ответ: на импровизации педагога
Вопрос 6. Наука об обучении и воспитании аномальных детей и лиц, ставших инвалидами, — это:
- Ответ: коррекционная педагогика
Вопрос 7. Представителем художественного типа личности легче осваивается сфера деятельности, требующая
- Ответ: впечатлительности, образности и живости фантазии
Вопрос 8. Воспитание, образование, обучение, формирование и развитие личности принадлежат категориальному аппарату
- Ответ: педагогики
Вопрос 9. Особенности личности быстро можно выявить с помощью:
- Ответ: психологического тестирования
Вопрос 10. Нонконформизм — модель развития отношений между личностью и коллективом, когда
- Ответ: личность подчиняет себе коллектив
Вопрос 11. Системное социальное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общении, обозначается понятием
- Ответ: личность
Вопрос 12. Психологический механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в форме других видов деятельности, называется:
- Ответ: сублимация
Вопрос 13. Материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью, — это:
- Ответ: педагогическая задача
Вопрос 14. Ознакомление с новыми фактами, которые способствуют глубокому отражению действительности при положительном эмоциональном тоне, составляет содержание
- Ответ: интереса
Вопрос 15. Группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно-ценным и личностно-значимым характером деятельности — это:
- Ответ: коллектив
Вопрос 16. Проектированием коалиций политических и общественных сил, с помощью которых возможна реализация образованием собственных целей, ценностей и интересов, занимается:
- Ответ: образовательная политика
Вопрос 17. Возникновение побуждения и постановка цели, стадия обсуждения и борьбы мотивов, принятие решения и исполнение относятся к фазам
- Ответ: волевого процесса
Вопрос 18. Специфический метод обучения взаимодействию самих учащихся, который основывается на разности их подготовленности, составляет содержание метода
- Ответ: взаимообучения
Вопрос 19. Слово или словосочетание, выражающее название определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, — это:
- Ответ: термин
Вопрос 20. Для того чтобы с результатами фундаментальных исследований могли ознакомиться представители широкого круга специалистов, осуществляется публикация этих результатов в виде
- Ответ: монографий
Вопрос 21. Ценностно-смысловые основания жизни и деятельности, представленные в ценностях, идеях, стереотипах поведения, художественных образах, выступают основными содержательными элементами
- Ответ: воспитания
Вопрос 22. Основным (элементарным) структурно-функциональным элементом нервной системы является:
- Ответ: нейрон
Вопрос 23. Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране в области образования проводится единая:
- Ответ: государственная политика
Вопрос 24. Система взглядов на процессы и явления в природе и обществе, объединенная единой идеей, образует:
- Ответ: научную концепцию
Вопрос 25. Научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса, в точно учитываемых условиях составляет содержание
- Ответ: эксперимента
Вопрос 26. Учреждения дошкольного воспитания, общеобразовательные, профессиональные и высшие учебные заведения, различные формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, внешкольные и культурно-образовательные учреждения в совокупности образуют:
- Ответ: систему образования
Вопрос 27. Исследования, направленные на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения, — это:
- Ответ: разработки
Вопрос 28. Фаза волевого процесса, характеризующаяся значительным внутренним напряжением, переживанием внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, — это:
- Ответ: борьба мотивов
Вопрос 29. Первую русскую датированную печатную книгу «Апостол» напечатал в первой русской государственной типографии
- Ответ: Иван Федоров
Вопрос 30. Массовый сбор материала с помощью специально разработанных опросников составляет содержание
- Ответ: анкетирования
Вопрос 31. Знакомство с основными принципами современного производства, выработка навыков общения с простейшими орудиями труда в быту осуществляется за счет
- Ответ: политехнического образования
Вопрос 32. Специфический процесс познания, управляемый педагогом, — это:
- Ответ: обучение
Вопрос 33. Художественное исполнительство относится к методам
- Ответ: воспроизведения-выражения
Вопрос 34. Исследованием этапов, тенденций развития педагогических теорий и идей, а также систем образования занимается:
- Ответ: история педагогики
Вопрос 35. Компонент образа Я, включающий самоуважение, самокритичность, себялюбие и самоуничижение называется:
- Ответ: эмоционально-оценочным
Вопрос 36. Основным недостатком лонгитюдного исследования является:
- Ответ: значительная затрата времени
Вопрос 37. Массовое образование обусловило ускорение темпов социальной динамики, увеличение объема образовательной информации, быстрое старение профессиональных знаний и, как следствие, превращение конечного образования в:
- Ответ: непрерывное
Вопрос 38. Одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, как государственных, так и негосударственных, называется:
- Ответ: диверсификацией
Вопрос 39. Система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества, воспроизводящаяся при смене поколений, называется:
- Ответ: культурой
Вопрос 40. Демонстрация относится к методам
- Ответ: восприятия-усвоения
Вопрос 41. По характеру целей деятельности память делят на:
- Ответ: произвольную и непроизвольную
Вопрос 42. Из перечисленных методов, к психокоррекционным методам относится:
- Ответ: групповой тренинг
Вопрос 43. Индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, — это:
- Ответ: темперамент
Вопрос 44. Психический процесс обобщенного отражения действительности — это:
- Ответ: мышление
Вопрос 45. Одна из задач эстетического воспитания — …
- Ответ: воспитание эстетической культуры
Вопрос 46. Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества
- Ответ: педагогических задач
Вопрос 47. Исследователь разрабатывает способ активного воздействия на педагогический процесс, условия его протекания и обеспечивает внедрение этого способа в одном из элементов объекта исследования в ходе …
- Ответ: эксперимента
Вопрос 48. Наш отечественный ученый Л.С. Выготский является автором
- Ответ: культурно-исторической концепции психического развития
Вопрос 49. В том случае, когда ученые говорят о продолжении личности в других людях или персонализации личности в других, речь идет о ____________________ личностной подсистеме.
- Ответ: метаиндивидной
Вопрос 50. В момент восприятия объекта, образ которого сформировался ранее на основе личных впечатлений или словесных описаний имеет место процесс:
- Ответ: узнавания
Вопрос 51. Наиболее общие, предельные понятия, не выводимые из других и не сводимые к другим, выступают в роли
- Ответ: категорий
Вопрос 52. Непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой составляет содержание
- Ответ: отвлекаемости внимания
Вопрос 53. Обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников устанавливает:
- Ответ: государственный образовательный стандарт
Вопрос 54. Специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии, — это:
- Ответ: педагогический процесс
Вопрос 55. Объяснение как метод обучения относится к методам
- Ответ: восприятия-усвоения
Вопрос 56. Проблематику общей организации учебных заведений и их систем разрабатывает:
- Ответ: теория управления образованием
Вопрос 57. Контакт аксона с дендритом или телом другой нервной клетки называется:
- Ответ: синапсом
Вопрос 58. Осмысление цели и задачи обучения, глубокое понимание материала и умение применить его на практике составляет содержание
- Ответ: принципа сознательности
Вопрос 59. Невозможность вспомнить или ошибочное воспроизведение составляет содержание процесса
- Ответ: забывания
Вопрос 60. Методы монологически-диалогического изложения и изучения материала относятся к методам этапа
- Ответ: восприятия-усвоения
Вопрос 61. Сохранение и воспроизведение различных движений и их систем составляет содержание
- Ответ: двигательной памяти
Вопрос 62. Теоретические понятия, схемы действий, значения слов выступают в качестве основного средства
- Ответ: обучения
Вопрос 63. Согласно психоаналитической концепции процессы вытеснения и сублимации относятся к:
- Ответ: защитным механизмам
Вопрос 64. Любая отрасль науки отличается от другой той системой основных терминов и понятий, которые она использует для описания объекта, т.е. своим
- Ответ: предметом
Вопрос 65. Педагогическая психология рассматривает законы
- Ответ: обучения и воспитания человека
Вопрос 66. Система представлений индивида о самом себе или образе Я является:
- Ответ: динамической
Вопрос 67. Индивидуально-своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики — это:
- Ответ: темперамент
Вопрос 68. Направление в психологии, основанное на изучении реакций человека на определенные стимулы относится к:
- Ответ: бихевиоризму
Вопрос 69. Психодиагностический метод, не требующий сложных технических приспособлений, поддающийся математической обработке — это:
- Ответ: тест
Вопрос 70. Форма организации педагогического взаимодействия, при которой педагог в течение точно установленного места и времени руководит коллективной деятельностью учеников в интересах достижения целей образования, — это:
- Ответ: урок
Вопрос 71. Такие педагогические понятия, как воспитание, образование, обучение, развитие, социализация традиционно относят к:
- Ответ: категориям
Вопрос 72. Идею разработки одного из новых направлений интеграции педагогического знания с другими науками — «психологической педагогики» — предложил известный отечественный психолог
- Ответ: В.П. Зинченко
Вопрос 73. Озлобление, подозрительность, мнительность, высокомерие характеризуют отношения человека с другими людьми в случае
- Ответ: завышенной самооценки
Вопрос 74. Способы взаимодействия исследователя с образовательной реальностью в интересах получения научной информации образуют:
- Ответ: методы педагогического исследования
Вопрос 75. Любая наука имеет свой аппарат, в формах которого постигается содержание исследуемой действительности, — это:
- Ответ: категории
Вопрос 76. Методы обучения детей, основывающиеся на следовании тому, что уже было, предполагает постфигуративная:
- Ответ: культура
Вопрос 77. В том случае, если мы имеем дело с внутренними механизмами человеческой личности, можно говорить об:
- Ответ: эндопсихике
Вопрос 78. Отрасль педагогики, которая исследует закономерности обучения (преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков), а также воспитательные возможности различных видов учебных занятий безотносительно к отдельной дисциплине, называется:
- Ответ: дидактикой
Вопрос 79. Вид памяти, на котором основана способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги, — это память …
- Ответ: эмоциональная
Вопрос 80. Пример относится к методам
- Ответ: формирования сознания личности
Вопрос 81. Показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества объекта или процесса, мерило такой оценки, — это:
- Ответ: критерий
Вопрос 82. Соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося составляет содержание принципа
- Ответ: доступности
Вопрос 83. Апперцепция — это:
- Ответ: зависимость восприятия от содержания предыдущего опыта психической жизни человека, от особенностей его личности
Вопрос 84. Психологический метод исследования, рассматривающий отдельные механизмы поведения в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов, называется:
- Ответ: сравнительным
Вопрос 85. Целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений, — это:
- Ответ: воспитание
Вопрос 86. Основной формой педагогического взаимодействия в школе является:
- Ответ: урок
Вопрос 87. Целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал или данные, характеризующие особенности его протекания, — это:
- Ответ: наблюдение
Вопрос 88. Планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений и навыков профессиональной деятельности составляет содержание процесса
- Ответ: обучения
Вопрос 89. Опора на реальные представления учеников составляет содержание принципа
- Ответ: наглядности
Вопрос 90. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется:
- Ответ: аперцепцией
Вопрос 91. Специально организуемый процесс воспитания в целом и по направлениям воспитательной работы изучает:
- Ответ: теория воспитания
Вопрос 92. Критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости выступают основными показателями качества
- Ответ: исследований в области педагогики
Вопрос 93. Научный труд, посвященный детальному рассмотрению одного фундаментального вопроса, — это:
- Ответ: монография
Вопрос 94. Основной задачей процесса мышления является:
- Ответ: раскрытие отношений, связей между предметами
Вопрос 95. Отрасль педагогики, которая разрабатывает категориальный строй педагогики и ее наиболее общие, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых и воспитанников законы и закономерности, называется:
- Ответ: общей педагогикой
Вопрос 96. Анализ развития познания с точки зрения становления его основных форм образует:
- Ответ: категориальный подход
Вопрос 97. Совокупность психологических особенностей человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, — это:
- Ответ: способности
Вопрос 98. Основной задачей психологии является:
- Ответ: изучение законов психической деятельности
Вопрос 99. Такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации применяются при изучении
- Ответ: педагогического опыта
Вопрос 100. Оценка различных вариантов проведения будущего урока и выбор оптимального составляет содержание понятия
- Ответ: прогнозирование урока
Вопрос 101. Основной структурной единицей научного знания выступают:
- Ответ: концепции
Вопрос 102. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые направлены на проверку:
- Ответ: гипотезы
Вопрос 103. К разделам педагогической психологии относятся:
- Ответ: психология учебно-воспитательной работы
Вопрос 104. Постановка перед обучаемыми учебно-познавательной задачи, что требует повышенной активности мыслительных способностей, составляет содержание
- Ответ: проблемной ситуации
Вопрос 105. Тип ощущений, обеспечивающих сигналы о положении тела в пространстве, — это ощущения …
- Ответ: проприоцептивные
Вопрос 106. В. Вунд являлся одним из первых, кто создал:
- Ответ: психологическую лабораторию
Вопрос 107. Начальный источник всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле — это:
- Ответ: ощущение
Вопрос 108. Источником активности человека, как и любого живого существа является:
- Ответ: потребность
Вопрос 109. Итоги теоретических и прикладных исследований педагогики, выраженные в виде модели развития педагогических систем, обобщаются в форме
- Ответ: концепции
Вопрос 110. Сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития образования как педагогического процесса, целенаправленно организуемого в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях), — это:
- Ответ: предмет педагогики
Вопрос 111. Способы, посредством которых познается предмет науки, называются:
- Ответ: методами
Вопрос 112. Единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные социальные эталоны, — это:
- Ответ: образование
Вопрос 113. Все то, что побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением составляет содержание
- Ответ: убеждений
Вопрос 114. Часть центральной нервной системы, регулирующая работу суставных мышц — это:
- Ответ: спинной мозг
Вопрос 115. В изданных в 80-90-х гг. учебниках и пособиях для студентов педагогических вузов педагогика чаще всего определяется с помощью категории:
- Ответ: «воспитание»
Вопрос 116. Олигофренопедагогика (воспитание детей с отклонениями различной тяжести в умственном развитии), сурдопедагогика (воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (воспитание слепых и слабовидящих), логопедия (преодоление нарушений речи) в совокупности образуют:
- Ответ: коррекционную педагогику
Вопрос 117. Понятие «культуры полезности» и «культуры достоинства» для рассмотрения связи культуры с общественно-политическим устройством общества ввел отечественный ученый:
- Ответ: А.Г. Асмолов
Вопрос 118. Всеобщая характеристика живого, а именно активность, получила в человеческом обществе название:
- Ответ: деятельность
Вопрос 119. Самостоятельный поиск, как метод обучения, относится к методам
- Ответ: воспроизведения-выражения
Вопрос 120. В психологии выделяют ____________________ групп(-ы) методов ведения исследований.
- Ответ: 7
Вопрос 121. Референтная группа — это:
- Ответ: группа, ценностей которой придерживается человек или стремится к ним приспособиться, членом которой он охотно бы стал
Вопрос 122. Способами функционирования педагогического процесса являются:
- Ответ: обучение и воспитание
Вопрос 123. Специальные научно-исследовательские учреждения — институты, центры, лаборатории — создаются для осуществления:
- Ответ: исследований в области педагогики
Вопрос 124. Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная — это выделенные американской исследовательницей М. Мид три типа …
- Ответ: культуры
Вопрос 125. Педагогика, по оценке А.С. Макаренко, выступает как самая диалектическая наука и находится в постоянном развитии, источником которого выступают:
- Ответ: педагогические противоречия
Вопрос 126. Отрасль науки, обеспечивающая учет специфики преподавания каждой учебной дисциплины, — это:
- Ответ: методика преподавания
Вопрос 127. Исследование актуально, если оно дает ответ на наиболее острые в данное время вопросы, обнаруживает важнейшие
- Ответ: педагогические противоречия
Вопрос 128. Мнимая рассеянность — это:
- Ответ: невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью его внимания на каком-либо предмете
Вопрос 129. Пассивное и вынужденное внимание, которое возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей, называют:
- Ответ: непроизвольным
Вопрос 130. В том случае, если мы имеем дело с отношениями человека и внешней среды можно говорить об:
- Ответ: экзопсихике
Вопрос 131. Наказание относится к методам
- Ответ: стимулирования
Вопрос 132. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности — это:
- Ответ: воля
Вопрос 133. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования (для того, чтобы стать достоверной научной теорией), — это:
- Ответ: гипотеза
Вопрос 134. Одна из задач физического воспитания — …
- Ответ: повышение умственной и физической работоспособности
Вопрос 135. Возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания — это:
- Ответ: конкретизация
Вопрос 136. Исторически сложившаяся общенациональная структура образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, называется:
- Ответ: системой образования
Вопрос 137. Принцип «культуросообразности» впервые был сформулирован
- Ответ: А. Дистервегом
Вопрос 138. Метод самонаблюдения в психологии относится к:
- Ответ: интроспекции
Вопрос 139. Исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает искусственное введение в реальный педагогический процесс некоторых факторов, способных обеспечить изменение его качества и последующую проверку и сравнительную оценку полученных результатов, — это:
- Ответ: педагогический эксперимент
Вопрос 140. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности составляет содержание
- Ответ: направленности
Вопрос 141. По мнению ряда авторов, в современных условиях роль базовой категории педагогики способно выполнить понятие:
- Ответ: педагогический процесс
Вопрос 142. Устойчивость, концентрация, распределение, рассеянность относятся к свойствам
- Ответ: внимания
Вопрос 143. Когда говорят о том, каким должен был бы стать человек, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности — это «Я» …
- Ответ: идеальное
Вопрос 144. Состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели, — это:
- Ответ: фрустрация
Вопрос 145. Государственные органы управления образованием: федеральные, ведомственные, республиканские, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов — создаются для последовательного проведения
- Ответ: образовательной политики
Вопрос 146. Представление о своих способностях, внешности, социальной значимости является компонентом образа Я и называется:
- Ответ: когнитивным компонентом
Вопрос 147. В основе актуальности исследования лежит его направленность на рассмотрение какого-либо:
- Ответ: педагогического противоречия
Вопрос 148. Часть объективной реальности, интересующая исследователя в процессе познания, называется:
- Ответ: объектом
Вопрос 149. Характер человека:
- Ответ: формируется и воспитывается прижизненно
Вопрос 150. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, называется:
- Ответ: государственным образовательным стандартом
Вопрос 151. Конформизм — одна из моделей развития отношений между личностью и коллективом, когда
- Ответ: личность подчиняется коллективу
Вопрос 152. Свойство внимания, практически не поддающееся регулированию при обучении и тренировке, называется:
- Ответ: объемом
Вопрос 153. Зачет, как метод обучения, относится к методам
- Ответ: усвоения-воспроизведения
Вопрос 154. Основательное изучение материала, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти в учебных или практических целях, составляет содержание принципа
- Ответ: прочности
Вопрос 155. Положение о том, что в процессе обучения необходимо обеспечить связь теории с практикой составляет содержание
- Ответ: дидактического принципа
Вопрос 156. Знаковые средства, образующие основу любого предметного представления, формируют:
- Ответ: язык науки
Вопрос 157. Этическая беседа относится к методам
- Ответ: формирования сознания личности
Вопрос 158. Преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их качествах — это:
- Ответ: педагогическое взаимодействие
Вопрос 159. Методы проблемной и игровой ситуации, дискуссии, упражнения, взаимообучения, зачетно-экзаменационный относятся к методам этапа
- Ответ: усвоения-воспроизведения
Вопрос 160. Небывалый расцвет обучения и воспитания наблюдался в России в период царствования
- Ответ: Петра I
Вопрос 161. Изучением, анализом и обобщением опыта образования и развития педагогической науки в различных странах и регионах мира занимается:
- Ответ: сравнительная педагогика
Вопрос 162. Наука, которая рассматривает школу как сложную структурную организацию, разрабатывающую стратегию и способы достижения учащимися как образовательных, так и других социально значимых целей, называется:
- Ответ: теорией управления образованием
Вопрос 163. Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения
- Ответ: государственных образовательных стандартов
Вопрос 164. Последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, по применению той или иной совокупности методов воспитания и обучения, образует:
- Ответ: педагогическую технологию
Вопрос 165. Переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека, называются:
- Ответ: чувствами интеллектуальными
Вопрос 166. Исходя из общих задач педагогики обучение должно носить ____________________ характер.
- Ответ: воспитательный
Вопрос 167. Основная цель лонгитюдного исследования
- Ответ: регистрация соматического и психического развития
Вопрос 168. Наглядность, научность, сознательность и активность относятся к дидактическим
- Ответ: принципам
Вопрос 169. Ощущения, формирующиеся благодаря сигналам от внутренних органов человека, называются:
- Ответ: интероцептивными
Вопрос 170. Поощрение относится к методам
- Ответ: стимулирования
Вопрос 171. Преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их качествах, называется:
- Ответ: педагогическим взаимодействием
Вопрос 172. Апробация и оценка эффективности новых приемов и способов педагогической деятельности осуществляется в ходе
- Ответ: педагогического эксперимента
Вопрос 173. По характеру продолжительности закрепления и сохранения материала память бывает:
- Ответ: оперативной
Вопрос 174. Аспект образовательной практики, представляющий ее как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы, — это:
- Ответ: непрерывное образование
Вопрос 175. Научные категории представляют собой наиболее общие положения, опирающиеся на исторический опыт и в определенной мере предваряющие опытное изучение
- Ответ: объекта
Вопрос 176. Свойство восприятия, выполняющее ориентацию и регулирующую функцию в практической деятельности, — это:
- Ответ: предметность
Вопрос 177. Вид мышления, для которого характерно использование понятий, логических конструкций — это мышление …
- Ответ: словесно-логическое
Вопрос 178. Психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности, — это:
- Ответ: воображение
Вопрос 179. Видом мышления, характерным для детей трехлетнего возраста, является:
- Ответ: предметно-действенный
Вопрос 180. История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие положения, соблюдая которые преподаватель мог бы достигнуть высоких результатов, что и составило содержание
- Ответ: дидактических принципов
Вопрос 181. Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно называется:
- Ответ: распределением внимания
Вопрос 182. Постоянное чередование уроков обеспечивается:
- Ответ: ведением расписания
Вопрос 183. Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащегося в определенном порядке и режиме есть ____________________ обучения.
- Ответ: форма
Вопрос 184. Культура, в которой преобладающей моделью поведения для людей, принадлежащих к данному обществу, оказывается поведение их современников, называется:
- Ответ: кофигуративной
Вопрос 185. Многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности — это:
- Ответ: общение
Вопрос 186. Внутреннее строение урока, последовательность его отдельных этапов составляет содержание понятия
- Ответ: структура урока
Вопрос 187. Высшая форма отражения, которая присуща человеку, обозначается понятием
- Ответ: сознание
Вопрос 188. Вербальная коммуникация — это процесс общения с помощью …
- Ответ: позы
Вопрос 189. Соответствие учебного материала уровню подготовленности обучаемых воплощается:
- Ответ: в принципе доступности обучения
Вопрос 190. Научные работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, — это:
- Ответ: прикладные исследования
Вопрос 191. Восприятие сигналов окружающей среды осуществляется с помощью
- Ответ: рецепторов
Вопрос 192. Высшим уровнем развития группы людей является:
- Ответ: коллектив
Вопрос 193. Оценка личностью самой себя, своих возможностей и качеств есть:
- Ответ: самооценка
Вопрос 194. Специально организованное восприятие исследуемого объекта в естественных условиях составляет содержание метода
- Ответ: наблюдения
Вопрос 195. Теория психологической установки относится к изучению
- Ответ: бессознательного
Вопрос 196. Упражнение относится к методам
- Ответ: организации деятельности и формирования опыта
Вопрос 197. Центральная нервная система человека состоит из:
- Ответ: головного и спинного мозга
Вопрос 198. Идеальное представление в сознании человека будущего результата деятельности обозначается понятием
- Ответ: цель
Вопрос 199. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека и есть:
- Ответ: развитие
__________________ — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.
аперцепция
__________________ — идеальное представление в сознании человека будущего результата деятельности.
цель
__________________ — контакт аксона с дендритом или телом другой нервной клетки.
синапс
__________________ — оценка личностью самой себя, своих возможностей и качеств.
самооценка
__________________ — системное социальное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общении.
личность
__________________ — это возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
конкретизация
__________________ — это высшая форма отражения, которая присуща человеку.
сознание
__________________ — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно-ценным и личностно-значимым характером деятельности.
коллектив
__________________ — это индивидуально-своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики.
темперамент
__________________ — это индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.
темперамент
__________________ — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
общение
__________________ — это начальный источник всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле.
ощущение
__________________ — это психодиагностический метод, не требующий сложных технических приспособлений, поддающийся математической обработке.
тест
__________________ — это психологический механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в форме других видов деятельности.
сублимация
__________________ — это пути и способы познания объективной реальности.
методы
__________________ — это свойство восприятия, выполняющее ориентацию и регулирующую функцию в практической деятельности.
предметность
__________________ — это совокупность психологических особенностей человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков.
способности
__________________ — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности.
воля
__________________ — это состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели.
фрустрация
__________________ — это способы, посредством которых познается предмет науки.
методы
__________________ — это часть центральной нервной системы, регулирующая работу суставных мышц.
спинной мозг
__________________ внимания — это способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
распределение
__________________ метод — это психологический метод исследования, рассматривающий отдельные механизмы поведения в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов.
сравнительный
__________________ называется компонент образа Я, включающий самоуважение, самокритичность, себялюбие и самоуничижение.
эмоционально-оценочным
__________________ называются ощущения, формирующиеся благодаря сигналам от внутренних органов человека.
интероцептивными
__________________ ощущения — это тип ощущений, обеспечивающих сигналы о положении тела в пространстве.
проприоцептивные
__________________ память вид памяти, на котором основана способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги.
эмоциональная
__________________ является высшим уровнем развития группы людей.
коллектив
__________________ является источником активности человека, как и любого живого существа.
потребность
__________________ является основным (элементарным) структурно-функциональным элементом нервной системы.
нейрон
__________________ является система представлений индивида о самом себе или образе Я.
динамической
«Я» __________________ — это когда говорят о том, каким должен был бы стать человек, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.
идеальное
Апперцепция — это:
зависимость восприятия от содержания предыдущего опыта психической жизни человека, от особенностей его личности
В момент восприятия объекта, образ которого сформировался ранее на основе личных впечатлений или словесных описаний имеет место процесс:
узнавания
В основе нравственного воспитания лежат:
общечеловеческие ценности
В психологии выделяют __________________ групп (-ы) методов ведения исследований.
7
В том случае, если педагог в процессе обучения предлагает для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания мы имеем дело с:
дидактическим принципом
В том случае, когда ученые говорят о продолжении личности в других людях или персонализации личности в других, речь идет о __________________ личностной подсистеме.
метаиндивидной
В. Вунд являлся одним из первых, кто создал:
психологическую лабораторию
Вербальная коммуникация — это процесс общения с помощью …
позы
Вид мышления, для которого характерно использование понятий, логических конструкций — это мышление …
словесно-логическое
Видом мышления, характерным для детей трехлетнего возраста, является:
предметно-действенный
Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащегося в определенном порядке и режиме есть ____________ обучения.
форма
Внутреннее строение урока, последовательность его отдельных этапов составляет содержание понятия:
структура урока
Возникновение побуждения и постановка цели, стадия обсуждения и борьбы мотивов, принятие решения и исполнение относятся к фазам
волевого процесса
Возрастная психология изучает:
онтогенез психики развивающегося человека
Воспитание, образование, обучение, формирование и развитие личности принадлежат категориальному аппарату:
педагогики
Гуманитаризация образования — это:
связь естественно-научного и гуманитарного образования
Демонстрация относится к методам:
восприятия-усвоения
Для классно-урочной системы обучения характерны:
планирование обучения
Для реализации дидактических принципов в процессе обучения используются определенные:
правила
Для того, чтобы быть уверенным, что педагогическое поручение будет выполнено, следует:
организовать помощь ученику
Законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап, элемент учебного процесса называют:
уроком
Зачет, как метод обучения, относится к методам:
усвоения-воспроизведения
Знакомство с основными принципами современного производства, выработка навыков общения с простейшими орудиями труда в быту осуществляется за счет …
политехнического образования
Идеалом взаимоотношений в коллективе является:
гармонизация личности и коллектива
Из перечисленных методов, к психокоррекционным методам относится:
групповой тренинг
История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие положения, соблюдая которые преподаватель мог бы достигнуть высоких результатов, что и составило содержание …
дидактических принципов
Исходя из общих задач педагогики обучение должно носить __________________ характер.
воспитательный
К __________________ относится метод самонаблюдения в психологии.
интроспекции
К __________________ относится направление в психологии, основанное на изучении реакций человека на определенные стимулы.
бихевиоризму
К __________________ относятся, согласно психоаналитической концепции, процессы вытеснения и сублимации.
защитным механизмам
К дидактическим требованиям относятся:
четкое определение задач каждого занятия
К изучению __________________ относится теория психологической установки.
бессознательного
К принципам дидактики из предлагаемого набора следует отнести:
доступность
К разделам педагогической психологии относятся:
психология учебно-воспитательной работы
К свойствам __________________ относятся устойчивость, концентрация, распределение, рассеянность.
внимания
Когда говорят о постоянном составе учащихся, годовом плане обучения и учебном процессе в виде отдельных взаимосвязанных частей, педагогическом управлении — речь идет о:
классно-урочной системе обучения
Коллективу присущ ряд важных признаков, — это:
отношения ответственной зависимости
Конформизм — одна из моделей развития отношений между личностью и коллективом, когда …
личность подчиняется коллективу
Массовый сбор материала с помощью специально разработанных опросников составляет содержание:
анкетирования
Метод обучения — это:
совокупность приемов познавательной деятельности
Метод обучения, главной функцией которого является воссоздание формы, сущности явления и его структуры называется:
объяснением
Методы монологически-диалогического изложения и изучения материала относятся к методам этапа:
восприятия-усвоения
Методы проблемной и игровой ситуации, дискуссии, упражнения, взаимообучения, зачетно-экзаменационный относятся к методам этапа:
усвоения-воспроизведения
Методы стимулирования:
поощрение, наказание, соревнование
Механизм (путь) формирования индивидуального опыта через обучение называется:
усвоением материала
Мнимая рассеянность — это:
невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью его внимания на каком-либо предмете
Монологический способ изложения учебного материала, который представляет собой органическое единство метода и формы обучения есть:
лекция
На этапе восприятия — усвоения применяют методы обучения:
объяснения
Наглядность является:
дидактическим принципом
Наглядность, научность, сознательность и активность относятся к дидактическим:
принципам
Название __________________ в человеческом обществе получила всеобщая характеристика живого, а именно активность.
деятельность
Наказание как метод педагогического воздействия, — это:
предупреждение нежелательных поступков, их торможение, вызывание чувства вины перед собой
Наказание относится к методам:
стимулирования
Наказание считается действенным, если …
ученик считает его справедливым
Научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса, в точно учитываемых условиях составляет содержание:
эксперимента
Начальное, среднее и высшее образование различают в зависимости от:
объема знаний и уровня самостоятельности мышления
Наш отечественный ученый Л.С. Выготский является автором
культурно-исторической концепции психического развития
Невозможность вспомнить или ошибочное воспроизведение составляет содержание процесса
забывания
Непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой составляет содержание
отвлекаемости внимания
Нестандартные уроки чаще всего основываются …
на импровизации педагога
Нонконформизм — модель развития отношений между личностью и коллективом, когда …
личность подчиняет себе коллектив
Об __________________ можно говорить в том случае, если мы имеем дело с внутренними механизмами человеческой личности.
эндопсихике
Об __________________ можно говорить в том случае, если мы имеем дело с отношениями человека и внешней среды.
экзопсихике
Объем и направленность образовательного процесса в школе определяются:
государством
Объяснение как метод обучения относится к методам:
восприятия-усвоения
Одна из задач физического воспитания — …
повышение умственной и физической работоспособности
Одна из задач эстетического воспитания …
воспитание эстетической культуры
Одним из ведущих методов обучения в высшей школе является:
самостоятельная работа
Одним из разделов педагогики является:
дидактика
Озлобление, подозрительность, мнительность, высокомерие характеризуют отношения человека с другими людьми в случае
завышенной самооценки
Опора на реальные представления учеников составляет содержание принципа:
наглядности
Осмысление цели и задачи обучения, глубокое понимание материала и умение применить его на практике составляет содержание:
принципа сознательности
Основательное изучение материала, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти в учебных или практических целях, составляет содержание принципа:
прочности
Основная цель лонгитюдного исследования
регистрация соматического и психического развития
Основной задачей процесса мышления является:
раскрытие отношений, связей между предметами
Основной задачей психологии является:
изучение законов психической деятельности
Основным недостатком лонгитюдного исследования является:
значительная затрата времени
Особенности личности быстро можно выявить с помощью:
психологического тестирования
Оценка различных вариантов проведения будущего урока и выбор оптимального составляет содержание понятия:
прогнозирование урока
Пассивное и вынужденное внимание, которое возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей, называют:
непроизвольным
Педагогика — это:
наука о закономерностях воспитания человека
Педагогическая психология рассматривает законы
обучения и воспитания человека
Педагогическое требование — это:
метод организации деятельности и формирование опыта поведения
Переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека, называются:
чувствами интеллектуальными
Планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений и навыков профессиональной деятельности составляет содержание процесса:
обучения
По форме предъявления требований в процессе воспитания они делятся на:
прямые и косвенные
По характеру продолжительности закрепления и сохранения материала память бывает:
оперативной
По характеру целей деятельности память делят на:
произвольную и непроизвольную
Подготовка к уроку состоит из следующих частей:
диагностика, прогнозирование, проектирование (планирование)
Положение о том, что в процессе обучения необходимо обеспечить связь теории с практикой составляет содержание:
дидактического принципа
Поощрение как метод педагогического воздействия, — это:
выражение положительной оценки действий воспитанников
Поощрение относится к методам:
стимулирования
Постановка перед обучаемыми учебно-познавательной задачи, что требует повышенной активности мыслительных способностей, составляет содержание:
проблемной ситуации
Постоянное чередование уроков обеспечивается …
ведением расписания
Представителем художественного типа личности легче осваивается сфера деятельности, требующая
впечатлительности, образности и живости фантазии
Представление о своих способностях, внешности, социальной значимости является компонентом образа Я и называется:
когнитивным компонентом
Предъявление ученику определенной нормы отношения и поведения называется:
педагогическим требованием
Пример относится к методам:
формирования сознания личности
Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека и есть …
развитие
Процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников называют:
воспитанием
Психический процесс обобщенного отражения действительности — это:
мышление
Психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности, — это:
воображение
Пути и способы познания объективной реальности называют:
методами
Распределение учебного времени по содержанию учебного материала происходит на стадии:
планирования
Референтная группа — это:
группа, ценностей которой придерживается человек или стремится к ним приспособиться, членом которой он охотно бы стал
С помощью __________________ осуществляется восприятие сигналов окружающей среды.
рецепторов
Самостоятельный поиск, как метод обучения, относится к методам:
воспроизведения-выражения
Свойство внимания, практически не поддающееся регулированию при обучении и тренировке, называется:
объемом
Систематичность и последовательность являются:
дидактическим принципом
Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности составляет содержание
направленности
Содержание __________________ составляет все то, что побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением.
убеждений
Содержание __________________ составляет ознакомление с новыми фактами, которые способствуют глубокому отражению действительности при положительном эмоциональном тоне.
интереса
Содержание принципа __________________ составляет осмысление цели и задачи обучения, глубокое понимание материала и умение применить его на практике.
сознательности
Соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося составляет содержание принципа:
доступности
Соответствие учебного материала уровню подготовленности обучаемых воплощается …
в принципе доступности обучения
Сохранение и воспроизведение различных движений и их систем составляет:
двигательной памяти
Специально организованное восприятие исследуемого объекта в естественных условиях составляет содержание метода:
наблюдения
Специфический метод обучения взаимодействию самих учащихся, который основывается на разности их подготовленности, составляет содержание метода:
взаимообучения
Способ систематическое отработки умений и навыков, а также практических операций называется:
упражнением
Стиль деятельности учителя, при котором он передает инициативу принятия решений ученикам, а сам уходит от этого называется:
попустительским
Упражнение относится к методам:
организации деятельности и формирования опыта
Условно-формальным результатом обучения выступает:
оценка
Фаза волевого процесса, характеризующаяся значительным внутренним напряжением, переживанием внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, — это:
борьба мотивов
Характер человека:
формируется и воспитывается прижизненно
Художественное исполнительство относится к методам:
воспроизведения-выражения
Центральная нервная система человека состоит из:
головного и спинного мозга
Человека, овладевшего определенным объемом систематизированных знаний, привыкшего логически мыслить, называют:
образованным
Чешский ученый-педагог Я. Коменский разработал:
классно-урочную систему обучения
Элементом учебного процесса, законченным в смысловом, организационном и временном отношениях является:
урок
Этическая беседа относится к методам:
формирования сознания личности
UCHEES.RU — помощь студентам и школьникам
Невозможность вспомнить или ошибочное воспроизведение составляет содержание процесса
В 18:003 поступил вопрос в раздел Общая психология и педагогика, который вызвал затруднения у обучающегося.
Вопрос вызвавший трудности
Невозможность вспомнить или ошибочное воспроизведение составляет содержание процесса
Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «Общая психология и педагогика». Ваш вопрос звучал следующим образом: Невозможность вспомнить или ошибочное воспроизведение составляет содержание процесса
После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:
- Ответ: забывания
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:
Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.
Самойлова Элеонора Владимировна — автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 56 414 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию
ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!
Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.
Деятельность компании в цифрах:
Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.
Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.
2020 — 2021 — UCHEES.RU
забывание
- забывание
-
— процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. З. впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально установившим временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп З. зависит: от объема запоминаемого материала, от его содержания и степени его осознанности, от сходства запоминаемого и интерферирующего (см. интерференция) материала, от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта и т. д. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в опыт субъекта. Согласно интерференционным теориям (Б. Андервуд, 1964; Д. Серасо, 1967), З. представляет собой следствие стирания следа памяти под влиянием проактивной и ретроактивной интерференции. По Р. Аткинсону (1968), долговременная память (см. память долговременная) вечна, а З. происходит следующим образом: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря которому активизируются соответствующие поисковые наборы в хранилище долговременной памяти; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) и приводят к эффекту З. Но и эта теория уязвима, так как не объясняет всех феноменов З. (см. эффект края).
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».
.
1998.
- забывание
-
— активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала — потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализуется в контексте решаемых задач. Особенно интенсивно оно происходит сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, обретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при коих происходило запоминание, и применение особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббинхауз (1885), установивший временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит:
1) от объема запоминаемого материала;
2) от его содержания и степени его осознанности;
3) от сходства запоминаемого и интерферирующего (
см.
интерференция) материала;
4) от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта, и пр.
Невозможность припомнить некий материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта. Согласно интерференционным теориям, забывание являет собой следствие стирания следа памяти под влиянием интерференции проактивной и ретроактивной. Согласно Р. Аткинсону, память долговременная вечна, а забывание происходит так: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря чему активизируются соответственные поисковые наборы в хранилище памяти долговременной; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) приводят к эффекту забывания. Но и эта теория уязвима, ибо не объясняет всех феноменов забывания (
см.
эффект края). В отечественной психологии перспектива создания психологической теории памяти, объясняющей феномены забывания, связана не с традиционной доктриной следов, а с представлением о памяти как действии в собственном смысле слова (
см.
память; запоминание).
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.
- забывание
-
Категория.
Мнемический процесс.
Специфика.
Невозможность воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Заключается в прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер, второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала.
Психологический словарь.
И.М. Кондаков.
2000.
- ЗАБЫВАНИЕ
-
(англ. forgetting) — один из процессов в системе памяти, проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. С т. зр. концепций ассоциативного научения, физиологическая основа З. — торможение нервных связей, т. е. следов памяти (см. Проактивное торможение, Ретроактивное торможение). Основная закономерность З., установленная Г. Эббингаузом (1895), состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. З. зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности. З. оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в деятельность — надежное средство борьбы с З.
Еще со времен Эббингауза выдвигалась гипотеза о том, что З. естественный процесс постепенного угасания (англ. decay) следов памяти. Однако этому представлению противоречил ряд экспериментально установленных фактов: 1) с течением времени иногда наблюдается не снижение, а, напротив, повышение в эффективности воспроизведения следов — реминисценция; 2) наличие ошибочных воспроизведений специфического характера; 3) отрицат. влияние на процесс воспроизведения всякой побочной деятельности, отделяющей воспроизведение от запоминания. В связи с этим нем. психологи Г. Мюллер и А. Пильцеккер (1900) высказали предположение о том, что З. — результат тормозящего влияния со стороны побочных интерферирующих воздействий, а не следствие постепенного угасания следов. Интерференция проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной памяти.
По З. Фрейду, в основе З. лежит мотив отрицания неприятных впечатлений, стихийное стремление к отпору представлениям, могущим вызвать тягостные переживания; этот механизм вытеснения (repression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных раздражениях. Фрейд полагает, что подобную т. зр., усматривающую в тревожащих воспоминаниях особую склонность подвергаться мотивированному забвению, следует учитывать во многих областях, напр. при оценке показаний свидетелей на суде. В народном эпосе, по мнению Фрейда, мы также сталкиваемся с подобным мотивом — стремлением вытравить воспоминания о том, что тягостно для национального чувства. Аналогичный мотив проявляется и в З. впечатлений детства у отдельного индивида. Концепция Фрейда имеет основания. Тот факт, что неприятные переживания вытесняются из памяти, перекликается с описанным в свое время И. П. Павловым и А. А. Ухтомским явлением запредельного торможения. Тем не менее в ряде более поздних работ, посвященных этой проблеме, не было получено однозначного результата. По мнению П. И. Зинченко, решение проблемы о связи З. с эмоциями невозможно достичь, если изучать влияние эмоций на З. в форме действия какой-то психической силы, оставляя в стороне изучение той деятельности, в которой и в силу которой эти чувства возникли (ее целей, задач, мотивов, конкретного содержания и результатов действий). (Т. П. Зинченко.)
Добавление: Следует подчеркнуть, что в такой сложной системе процессов, хранилищ и собственно единиц хранения, как обыкновенная человеческая память, механизмов З. должно быть немало. Дело явно не огранивается лишь разнообразием, скажем, скоростей угасания следов в каждом из типов хранилищ. Исследования в современной когнитивной психологии поддерживают не только идею множественности хранилищ и множественности механизмов (причин и факторов) З., но также и идею характерных для каждого из хранилищ специфических механизмов З. Напр., в сенсорном регистре потеря информации обязана, прежде всего, быстрому угасанию следа; в долговременной памяти действуют механизмы вытеснения, интерференционного торможения и утраты ключей, или признаков, необходимых для поиска (и доступа к) нужной информации; в кратковременной памяти в дополнение к угасанию важную роль играет фактор переполнения и вытеснения старых элементов новыми. (Б. М.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.
- забывание
-
ЗАБЫВАНИЕ (
с.
226) — процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее; обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Материал, который закрепляется механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию.
Наиболее распространенные объяснения забывания связаны с двумя гипотезами, впервые сформулированными немецкими психологами Г.Э.Мюллером и А.Пильцеккером в 1900 г. Согласно первой, забывание происходит потому, что процессы запоминания какого-либо нового материала (и вообще любая психическая активность) взаимодействуют (интерферируют) с уже имеющимися в памяти ассоциациями, что может их разрушить. Другая гипотеза предполагает ослабление ассоциаций с течением времени (эта гипотеза имеет относительно мало сторонников и подтверждается лишь при исследовании сенсорной памяти). Своеобразное толкование забывания было предложено в психоанализе, где оно рассматривается как результат работы специфических защитных механизмов, вытесняющих из сознания травмирующие впечатления. В отечественной психологии объяснение феноменов забывания связано главным образом с представлением о памяти как действии.
Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не сможет воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его. Временное забывание в физиологии объясняется торможением временных нервных связей, полное забывание — их распадом. И то и другое — результат отсутствия подкрепления этих связей.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо.
С.С. Степанов.
2005.
- Забывание
-
Одна из общих идей психологии: утрата способности вспомнить или опознать ранее усвоенную информацию. Феномен забывания можно разделить на две широкие категории — полное забывание, когда информация фактически утрачивается, и забывание, зависящее от внешних стимулов, при котором фрагменты информации сохраняются в долговременной памяти, но остаются недоступными при попытках вспомнить ее. Вот некоторые главные объяснения феномена забывания:
Помехи: воспоминания искажаются либо в результате предыдущих событий (проактивная интерференция), либо в результате последующих событий (ретроактивная интерференция).
• Вытеснение: этот вид забывания обычно связан с мотивацией — люди неосознанно вытесняют мучительные или неосознанные воспоминания.
• Ошибки воспроизведения: в более современных объяснениях фсномена забывания подчеркивается важность различных стимулов в процессах забывания и воспомииания. Эти стимулы могут быть внутренними (например, психологическое или физиологическое состояние — стресс, алкогольное опьянение и т. д.) или контекстуальными (аспекты обстановки). Мы с большей вероятностью вспоминаем информацию, если восстанавливаем ее в том же состоянии и контексте, в каком она была получена первоначально. Это соображение крайне важно при выработке навыков обучения.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС.
Майк Кордуэлл.
2000.
Синонимы:
Антонимы:
Полезное
Смотреть что такое «забывание» в других словарях:
-
Забывание — активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее… … Психологический словарь
-
ЗАБЫВАНИЕ — вытеснение из памяти намерений, обязанностей, целей. Является, по 3. Фрейду, результатом переживаний или неконтролируемых воздействий из сферы бессознательного, самостоятельно заботящегося о сохранении внутреннего равновесия человека. Если… … Философская энциклопедия
-
забывание — сущ., кол во синонимов: 1 • оставление (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
-
забывание — ЗАБЫВАНИЕ понятие, обозначающее отдельный блок мнемической системы. На процесс 3. влияет модальность заученного материала (образный, вербальный и т.д.), его осмысленность и привычность, а также цели, интересы, мотивы и знания индивида.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
-
ЗАБЫВАНИЕ — ЗАБЫВАНИЕ. 1. Процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала. 2. Свойство памяти, заключающееся в постепенном уменьшении возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. На занятиях по… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
-
Забывание — 1. процесс, имеющий следствием необратимую утрату следов памяти либо преходящую или стойкую неспособность использовать их в умственной деятельности. Имеет неоднородный характер: 1. разрушение нервных структур памяти, вызванное любым… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
-
ЗАБЫВАНИЕ — 1. Широкое значение: потеря способности вспоминать, узнавать или воспроизводить то, что было ранее усвоено. Это определение довольно прямое и отражает общее значение термина. Однако использование его в психологии имеет тенденцию обрастать… … Толковый словарь по психологии
-
ЗАБЫВАНИЕ — психический процесс, выражающийся в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании, приводящий к утрате четкости закрепленного в памяти учебного материала, к уменьшению объема припоминаемого, в особенности деталей и частностей, и к ошибкам при … Профессиональное образование. Словарь
-
забывание — užmiršimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Atmintyje laikomos medžiagos, įsisavintų dalykų ir išmoktų veiksmų apimties sumažėjimas, visiškas neatgaminimas arba klaidingas atgaminimas. Užmiršimas – individualios patirties dalinis ar… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
-
забывание — психический феномен: утрата запечатленной в памяти информации … Большой медицинский словарь
- Главная
- /
- Каталог тестов
- /
- Общеобразовательные
- /
- Психология
Список вопросов базы знаний
Общая психология и педагогика
- Страница:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Вопрос id:492634
Специально организованное восприятие исследуемого объекта в естественных условиях составляет содержание метода
?) анализа
?) эксперимента
?) наблюдения
?) ощущения
Вопрос id:492635
Этическая беседа относится к методам
?) организации деятельности
?) стимулирования
?) формирования сознания личности
?) приучения
Вопрос id:492636
Часть объективной реальности, интересующая исследователя в процессе познания, называется:
?) объектом
?) гипотезой
?) проблемой
?) предметом
Вопрос id:492637
Наказание относится к методам
?) формирования познания
?) стимулирования
?) организации деятельности и формирования опыта поведения
?) объяснительно-репродуктивным
Вопрос id:492638
Постоянное чередование уроков обеспечивается:
?) уровнем подготовки преподавателей
?) числом преподавателей-предметников
?) наличием свободных аудиторий
?) ведением расписания
Вопрос id:492639
Предъявление ученику определенной нормы отношения и поведения называется:
?) уроком
?) примером
?) моралью
?) педагогическим требованием
Вопрос id:492640
Любая отрасль науки отличается от другой той системой основных терминов и понятий, которые она использует для описания объекта, т.е. своим
?) категориальным подходом
?) объектом
?) предметом
?) противоречием
Вопрос id:492641
Ценностно-смысловые основания жизни и деятельности, представленные в ценностях, идеях, стереотипах поведения, художественных образах, выступают основными содержательными элементами
?) педагогического взаимодействия
?) обучения
?) педагогического процесса
?) воспитания
Вопрос id:492642
Совокупность психологических особенностей человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, — это:
?) мышление
?) способности
?) свойства
?) состояния
Вопрос id:492643
В психологии выделяют ____________________ групп(-ы) методов ведения исследований.
Вопрос id:492644
Невозможность вспомнить или ошибочное воспроизведение составляет содержание процесса
?) сохранения
?) восприятия
?) узнавания
?) забывания
Вопрос id:492645
Отрасль педагогики, которая разрабатывает категориальный строй педагогики и ее наиболее общие, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых и воспитанников законы и закономерности, называется:
?) историей педагогики
?) общей педагогикой
?) сравнительной педагогикой
?) дидактикой
Вопрос id:492646
Материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью, — это:
?) педагогический эксперимент
?) педагогическое общение
?) педагогическая задача
?) изучение педагогического опыта
Вопрос id:492647
Апробация и оценка эффективности новых приемов и способов педагогической деятельности осуществляется в ходе
?) интервьюирования
?) наблюдения
?) педагогического эксперимента
?) анкетирования
Вопрос id:492648
Из перечисленных методов, к психокоррекционным методам относится:
?) анкетирование
?) групповой тренинг
?) тестирование
?) биографический метод
Вопрос id:492649
Целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал или данные, характеризующие особенности его протекания, — это:
?) социометрия
?) наблюдение
?) эксперимент
?) анкетирование
Вопрос id:492650
Переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека, называются:
?) чувствами нравственными
?) чувствами интеллектуальными
?) чувственным тоном
?) чувствами эстетическими
Вопрос id:492651
Психодиагностический метод, не требующий сложных технических приспособлений, поддающийся математической обработке — это:
?) тест
?) общение
?) интервью
?) беседа
Вопрос id:492652
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые направлены на проверку:
?) гипотезы
?) фактов
?) концепции
?) проблемы
Вопрос id:492653
Наука об обучении и воспитании аномальных детей и лиц, ставших инвалидами, — это:
?) коррекционная педагогика
?) дидактика
?) методика преподавания
?) теория воспитания
Вопрос id:492654
Принцип «культуросообразности» впервые был сформулирован
?) И. Гербартом
?) А. Дистервегом
?) Я.А. Коменским
?) Д. Ушинским
Вопрос id:492655
Индивидуально-своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики — это:
?) способности
?) направленность
?) характер
?) темперамент
Вопрос id:492656
Одна из задач эстетического воспитания — …
?) воспитание эстетической культуры
?) физическое развитие
?) обучение труду
?) повышение интереса к производительной деятельности
Вопрос id:492657
Преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их качествах, называется:
?) педагогическим взаимодействием
?) педагогическим экспериментом
?) наблюдением
?) исследованием в области педагогики
Вопрос id:492658
Одна из задач физического воспитания — …
?) воспитание эстетического вкуса
?) развитие изобретательности
?) вооружение обучаемых системой знаний основ наук
?) повышение умственной и физической работоспособности
Вопрос id:492659
Упражнение относится к методам
?) проблемно-ситуативным
?) стимулирования
?) формирования познания
?) организации деятельности и формирования опыта
Вопрос id:492660
Теоретические понятия, схемы действий, значения слов выступают в качестве основного средства
?) воспитания
?) обучения
?) педагогического эксперимента
?) педагогического процесса
Вопрос id:492661
Наиболее общие, предельные понятия, не выводимые из других и не сводимые к другим, выступают в роли
?) языка
?) проблемы
?) категорий
?) гипотезы
Вопрос id:492662
Ощущения, формирующиеся благодаря сигналам от внутренних органов человека, называются:
?) контактными
?) интероцептивными
?) дистантными
?) экстероцептивными
Вопрос id:492663
Изучением, анализом и обобщением опыта образования и развития педагогической науки в различных странах и регионах мира занимается:
?) сравнительная педагогика
?) общая педагогика
?) дидактика
?) теория управления образованием
Вопрос id:492664
Итоги теоретических и прикладных исследований педагогики, выраженные в виде модели развития педагогических систем, обобщаются в форме
?) факта
?) гипотезы
?) проблемы
?) концепции
Вопрос id:492665
По характеру продолжительности закрепления и сохранения материала память бывает:
?) образной
?) оперативной
?) произвольной
?) средневременной
Вопрос id:492666
Первую русскую датированную печатную книгу «Апостол» напечатал в первой русской государственной типографии
?) Петр Каптерев
?) Епифаний Славинецкий
?) Константин Ушинский
?) Иван Федоров
Вопрос id:492667
Распределение учебного времени по содержанию учебного материала происходит на стадии:
?) уяснение необходимости предмета
?) планирования
?) определения тем предмета
?) разработки учебной программы
Вопрос id:492668
Основной структурной единицей научного знания выступают:
?) методы исследования
?) гипотезы
?) концепции
?) проблемы
Вопрос id:492669
Педагогика, по оценке А.С. Макаренко, выступает как самая диалектическая наука и находится в постоянном развитии, источником которого выступают:
?) педагогические противоречия
?) методы педагогического исследования
?) гипотезы
?) проблемы
Вопрос id:492670
Систематичность и последовательность являются:
?) дидактическим принципом
?) методом стимулирования
?) методом воспитания
?) приемом обучения
Вопрос id:492671
Отрасль педагогики, которая исследует закономерности обучения (преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков), а также воспитательные возможности различных видов учебных занятий безотносительно к отдельной дисциплине, называется:
?) сравнительной педагогикой
?) общей педагогикой
?) дидактикой
?) теорией воспитания
Вопрос id:492672
Одним из разделов педагогики является:
?) методика
?) методология
?) дидактика
?) организация
Вопрос id:492673
Система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества, воспроизводящаяся при смене поколений, называется:
?) образованием
?) культурой
?) образовательной политикой
?) диверсификацией
Вопрос id:492674
Анализ развития познания с точки зрения становления его основных форм образует:
?) педагогический процесс
?) педагогическое взаимодействие
?) педагогический эксперимент
?) категориальный подход
Вопрос id:492675
Исследованием этапов, тенденций развития педагогических теорий и идей, а также систем образования занимается:
?) история педагогики
?) общая педагогика
?) методика преподавания
?) теория управления образованием
Вопрос id:492676
Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека и есть:
?) формирование
?) социализация
?) развитие
?) специализация
Вопрос id:492677
Художественное исполнительство относится к методам
?) воспроизведения-выражения
?) усвоения-воспроизведения
?) организации деятельности
?) восприятия-усвоения
Вопрос id:492678
Специфический процесс познания, управляемый педагогом, — это:
?) дидактика
?) диверсификация
?) воспитание
?) обучение
Вопрос id:492679
Исходя из общих задач педагогики обучение должно носить ____________________ характер.
?) научный
?) опережающий
?) целеустремленный
?) воспитательный
Вопрос id:492680
Основная цель лонгитюдного исследования
?) коррекция поведения и деятельности личности
?) регистрация нейрофизиологических процессов
?) сравнение генотипов
?) регистрация соматического и психического развития
Вопрос id:492681
Способ систематическое отработки умений и навыков, а также практических операций называется:
?) лабораторным экспериментом
?) упражнением
?) практикой
?) демонстрацией
Вопрос id:492682
Соответствие учебного материала уровню подготовленности обучаемых воплощается:
?) в качестве подготовки педагога по данному предмету
?) в количестве обращений учеников к учителю
?) в методе убеждения
?) в принципе доступности обучения
Вопрос id:492683
Начальное, среднее и высшее образование различают в зависимости от:
?) объема знаний и уровня самостоятельности мышления
?) качества знания и уровня мыслительных процессов
?) по неформальным признакам
?) по формальным признакам
- Страница:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5