Нужно полюбить свои ошибки

Можно ли не ругать себя за ошибки — или даже научиться любить их и видеть в них что-то ценное?

Тема самокритики, самобичевания, страха ошибки и стремления во всём к идеалу знакома мне с детства, как, думаю, и нам всем. Нас ругали за пролитое молоко, порванные штаны, невысокую оценку и непомытую посуду.

И хотя родителей, с уже высоты собственного родительского опыта, понять можно, а у учителей вообще тяжёлый и неблагодарный труд, проблему это не отменяет: тонко чувствующие и особенно при этом верующие люди очень страдают от чувства вины, стыда, неуверенности в своих возможностях, и ругать себя почитают чуть ли не за ежедневный долг каждого христианина.

Можно ли не ругать себя за ошибки — или даже научиться любить их и видеть в них что-то ценное?

Одним из важных открытий в моей жизни было то, что это возможно, и этим полезным опытом я хочу поделиться сегодня с вами.

Страх провалиться, сделать что-то не так, быть непринятым, отвергнутым, не понравиться, почувствовать себя глупо — вот то, что отделяет нас от, возможно, самых прекрасных вещей в нашей жизни. Вопрос – а что было бы, если бы я тогда… всё равно останется и будет мучить. Но и способ зажмуриться и прыгнуть тоже имеет свои побочные эффекты.

Рискнуть и сделать что-то не было для меня большой проблемой. Гораздо большей проблемой были последствия — то есть полученный результат и оценка окружающими моих действий. Те, у кого есть эта проблема, знают, что от переживаний можно и выпасть из привычного хода жизни, и серьёзно заболеть — по крайней мере, на пару недель с чем-то типа ОРВИ. Начинаешь срываться на близких, и вообще, жизнь перестаёт радовать. И в следующий раз уже боишься и 10 раз думаешь, прежде чем рискнуть, опасаясь последствий рискованных действий.

Когда я научилась восстанавливать себя независимо от результата, то многое из того, о чём я мечтала, осуществилось! Отрицательный результат чаще всего ограждал меня от чего-то ненужного и открывал дорогу чему-то гораздо более чудесному. Произошла ошибка — спасибо, Господи, ты мне показал, что нужно что-то иное. Или просто нужно пробовать ещё и ещё.

А ещё важно понять, что все события в нашей жизни нейтральны, и только мы сами даём им положительную или отрицательную оценку. То, что для нас — проигрыш, для кого-то наоборот — выигрыш, то, что для нас потеря, кому-то находка. А в долгосрочной перспективе вообще неизвестно, что лучше, а что хуже! Мы часто даём событию негативную оценку если получили не то, что ожидали. В этом случае я вспоминаю библейского Иону:

«И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению. И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог, и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить. И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти».

По сути, Иона сел в сторонке, чтобы понаблюдать, как разрушится город, какое будет зрелище, а тут ещё и тенёк ему Бог сделал! Хорошо как! Потом растение засохло, и Иона очень огорчился из-за этого. Мне всегда забавно думать, что когда мы не получаем желаемое, мы, как Иона, который до смерти огорчился от того, что червь съел растение, дающее ему тень.

girl-cup-tea-book-mood-hd-wallpaper-e1412270189866

Любая ошибка означает, что мы что-то делаем. Что мы не сидим на месте, пытаемся, и это уже достойно похвалы. И сейчас хочу рассказать пошаговую методику работы с ошибками, которая помогает научиться спокойнее относиться к неуспеху и чаще рисковать.

ШАГ 1. Признать ошибку

Первым и нужным шагом является признание того, что это произошло. Да, это так. Я ошибся. Попробуйте попрактиковать это, не вкладывая никаких эмоций в своё признание ошибки, просто как нейтральный факт.

ШАГ 2. Порадовать себя

Тут важно подпитать себя разными способами, не жалея времени и где-то и средств. Это очень понятно, особенно когда помнишь, как пагубно самоедство может отразиться на жизни, как может попортить наши отношения, ухудшить качество нашей работы и ослабить здоровье. Ванна с пеной, поездка, комедия, маникюр, шашлыки на природе — любое переключение. Иногда я это называю «бомбёжка действиями». Когда просто делаете и делаете, пробуете разное, только бы не сидеть на месте и не страдать.

ШАГ 3. Подумать, а в чём был мой вклад

Об этом можно думать только, когда пришёл в нормальное состояние. Эффективный анализ отличается от неэффективного тем, начинаем ли мы сразу делать и исправлять, пробовать новое, или же просто — поругали себя и забыли. А почему я получил именно такой результат? Что я для этого сделал или не сделал? А что я могу сделать, чтобы получить другой результат? Это не похоже на обычный ответ на все вопросы: «Потому что со мной что-то не так». Этот ответ не помогает нам чувствовать себя счастливее и менять что-то в жизни.

ШАГ 4. Исправить

Если мы не можем уже сделать ничего для улучшения какой-то ситуации, можно сделать что-то для компенсации в глобальном масштабе. Сделать что-то хорошее для других.

Если же можно сделать что-то иное, то составить план действий и пробовать другое. Главное — делать, а не думать, и за каждое действие поощрять себя. Так мы можем стать гораздо более эффективны и не тратить жизнь на никому не нужные страдания.

ШАГ 5. Поблагодарить мир

Вы получили ценнейший опыт — вы знаете, что будет, если сделать так! Теперь можете попробовать иное и получить иной результат! И повторять до победы.

Если мы мало ошибаемся, это значит, что мы, наоборот, ограничиваем себя в развитии, не даём себе проявиться в чём-то. Ошибка — это нормальное качество человека как творческого существа. Если всё наше внимание, все наши силы направлены на то, чтобы не допустить ошибку, во всём, что мы делаем, будет мало любви, искренности и много напряжения.

В состоянии напряжения мы можем принести миру гораздо меньше пользы, чем в состоянии любви. Если мы начнём за ошибку себя не ругать, а подбадривать, сделав её, результаты будут совсем другими! Понаблюдайте за детьми — как они сжимаются, когда им указывают на ошибку, и как они радуются, когда подбадриваешь их и подмечаешь то, что у них уже получается.

Мы мало ушли от детей и до сих пор боимся строгого учителя — что уволят с работы, Бог накажет, жизнь подставит, в нас найдут грех, болезнь или психологическую проблему. Но когда мы начинаем брать всё в свои руки и больше делать, чем переживать, постепенно время страданий по поводу ошибки всё сокращается и сокращается, и начинаешь действительно любить жизнь и Бога, который всё так чудесно устроил в этом мире! И который вовсе не ругает нас за ошибки.

365 дней вместе

Почему мы должны любить ошибки, трудности и даже неудачи

18 января 2020
8 621 просмотр

Наша жизнь полна ошибок. Мы совершаем их постоянно. И хотя порой они ни на что не влияют или, наоборот, приводят к непредсказуемым последствиям, большинство из нас казнит себя за допущенные промахи и чувствует себя скверно.

И неудивительно: многие выросли с мыслью, что ошибка — это плохо. Достаточно вспомнить контрольные и диктанты в школе, когда за каждую ошибку снижали оценки, а родители ругали, а то и сурово наказывали. Это печально, и вот почему.

Трудности и ошибки — лучшее средство для роста мозга



Безграничный разум

Когда в процессе обучения мы готовы преодолевать препятствия и совершать ошибки, возникает много новых нейронных связей, способствующих лучшей обучаемости. Позитивное влияние ошибок и трудностей выявлено в ходе нейробиологических исследований и поведенческого анализа людей, добившихся высоких результатов в разных сферах деятельности. Некоторые результаты выглядят парадоксально, поскольку мы давно привыкли, что всё должно быть «правильно». Но отбросив мысль о том, что человек всегда обязан вести себя правильно и не допускать ошибок, люди буквально преображаются.


Джеймсу Ноттингему, теоретику педагогики из Великобритании, пришла в голову идея «ямы обучения». Каждый раз когда мы чему-то учимся, мы оказываемся в такой яме, из которой очень важно научиться выбираться.

Правильные ответы не стимулируют роста мозга

Чтобы ученики развивались, им необходимо искать ответы на вопросы, представляющие для них трудность, находящиеся на грани их понимания. И работать над ними следует в среде, которая поощряет ошибки и способствует осознанию их пользы. Это важнейший момент.

Не только упражнения должны поощрять ошибки — сама среда должна способствовать тому, чтобы дети не боялись ошибаться и не воспринимали затруднения как досадные помехи. Для идеальной атмосферы обучения должны быть задействованы оба компонента.


Быть всегда правым и не совершать ошибок — губительно для мозга. Источник

Исследования нейробиологов это подтверждают. Все, кто добивается выдающихся результатов, выполняли упражнения, благодаря которым нервные волокна покрывались миелиновой оболочкой в несколько слоев. Наш мозг функционирует благодаря сети нервных волокон (включая нейроны), а миелин — своего рода изоляция, покрывающая их и увеличивающая силу, скорость и точность передаваемых сигналов.

Когда мы возвращаемся к какой-то мысли или наносим удар по мячу, миелиновая оболочка участвующих в этом процессе нейронов становится прочнее, оптимизирует нейронные цепочки, в результате чего наши движения или ход мыслей становятся более отлаженными и эффективными.

Уроки, которые учат размышлять

Уроки в китайской школе совсем не похожи на привычные нам, на которых ученики получают задания от учителя и у этих заданий всегда есть единственно верный ответ.

Важнейшая характеристика уроков в китайской школе — преодоление трудностей: учителя сознательно ставят учеников в тупик, заставляя задумываться над проблемой и находить объяснение.

Учителя любят задавать провокационные вопросы, сознательно вводят некорректные утверждения, тем самым побуждая учеников к дискуссии и возражениям.


Чтобы дети развивались, они должны преодолевать трудности. Источник

На одном из уроков изучали тему, обычно не вызывающую особого энтузиазма у американских школьников, — дополнительные и смежные углы. Китайский учитель попросил учеников пояснить, что такое, по их мнению, дополнительные углы, и они высказывали свои соображения. Часто учитель старался запутать свой класс и подвести к ошибочному объяснению. И тогда он с улыбкой спрашивал: «А верно ли это?»

Ученики тяжело вздыхали и пытались найти более точное определение. Учитель поддразнивал их, развивая или искажая их идеи, чтобы школьники смогли усвоить суть изучаемого материала. Ученики размышляли, уточняли, доказывали свои утверждения.

Именно так должен выглядеть идеальный процесс обучения.

Никакой зубрежки

Элизабет и Роберт Бьорк — профессора Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе считают, что зубрежка для мозга не очень полезна. Намного эффективнее извлечение накопленной информации для самопроверки. Вы заставляете себя вспомнить материал, возможно, совершить какие-то ошибки и тут же исправить их.


Зазубривание материала перед экзаменом не очень полезно для мозга. Источник

Специалисты подчеркивают, что предэкзаменационная подготовка не должна сводиться к зубрежке, поскольку может вызвать стресс и снизить значимость обучения. Гораздо эффективнее безоценочная самопроверка или проверка с подглядыванием.

Лестница преодоления

Одна из учительниц придумала, как можно стимулировать детей к обучению. Призывая учеников не бояться трудностей, она использовала метафору лестницы. Ученикам не нужно быть «самодовольной личностью» с верхней ступеньки, но нельзя быть и «унылым типом», сидящим на нижней. Следует двигаться по лестнице преодоления — это самое важное для человека.

Никому не хочется быть человечком с нижней ступеньки. Он выглядит обиженным и злым. А человечек на самом верху раздражает, потому что уже всего достиг и чрезмерно счастлив. Оптимальный вариант — всегда быть где-то посередине: ты не в отстающих и при этом всегда есть к чему стремиться.


Новые знания о росте мозга и преимуществах, которые дает преодоление трудностей, могут преобразить каждого — школьников, преподавателей, родителей, менеджеров. Все способны выйти за установленные пределы.

По материалам книги «Безграничный разум».

Обложка поста отсюда.

Полюбить эпик фейлы: как сделать ошибку лучшим другом на пути к успеху

Страх наказания и негативных последствий, которые следуют за ошибками, часто не позволяют сделать очередной шаг на пути к карьере. В США около 75% владельцев компаний закрывают бизнес из-за боязни неудач. И хотя страх — это всего лишь эмоция, она может стать серьезным препятствием на пути к успеху.

Полюбить эпик фейлы: как сделать ошибку лучшим другом на пути к успеху

Getty images

Как сделать эпик фейлы верными помощниками в карьерном продвижении, VOICE рассказала Дарья Осипова, которая знает, что из каждой ошибки можно извлечь урок.

Дарья Осипова

Дарья Осипова

руководитель PR-агентства, преподаватель PR-технологий в Институте бизнеса и дизайна (B&D), эксперт по коммуникациям, создатель «Школы пиарщика»

Почему возникает страх ошибок?

Компания Google провела исследование, названное «Проект Аристотеля». Его целью было выявить важнейшие характеристики успешных команд. В двухлетнем эксперименте приняли участие более 180 групп. Опросы показали, что главным критерием результативности стала психологическая безопасность. Люди чувствовали себя увереннее, когда знали, что за допущенными ими ошибками не последуют осуждение и наказание. Получается, что между эффективностью и боязнью неудач есть прямая связь.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Страх ошибиться, что-то сделать неправильно — один из самых больших стоп-факторов, ограничивающих действия людей в работе, личной жизни, развитии. И причины могут быть разные: родительские установки или тяжелые школьные годы. Плохая успеваемость, обнародование оценок перед классом провоцируют осуждение, порождают перфекционизм, который и становится истоком страха неудач в любой сфере. В обществе также культивируется оценочная система: о человеке судят по его внешности, поступкам, достижениям.

В американской культуре применяется другой подход к образованию. Школьник может выбрать предметы, в которых он более успешен, а оценки здесь считаются приватной информацией. Никто не обнародует ее перед классом. Родителей не привлекают к учебному процессу, стараясь заинтересовывать и мотивировать самих школьников.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Швеция, где образование считается одним из самых лучших, и вовсе практикуется индивидуальный подход. Здесь у каждого ученика свои особенности, свои слабые и сильные стороны, он — личность, которую уважают. Результат — высокие экономические показатели страны и социальная защищенность граждан.

Из-за страха ошибок люди часто топчутся на месте, не предпринимают никаких действий и объясняют свое поведение множеством причин. В результате человек чувствует себя несостоявшимся, нереализованным. Но неудачи можно превратить в ступеньки, ведущие к успеху. Важно лишь выработать правильное психологическое отношением к ним.

Как преодолеть страх ошибок?

Первое, что нужно сделать, — полюбить свои ошибки и понять, что совершать их — это нормально. Ошибаются все, особенно в период обучения. И речь идет не только о школе. Это может быть стажировка в компании, вождение авто, изучение иностранного языка и другое.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Необходимо воспринимать неудачи как новый опыт, из которого нужно сделать выводы и так больше не поступать. Ошибка — это точка роста твоей личности. В итоге ты становишься профессиональнее, сильнее, лучше.

Американская писательница и журналист Кэтрин Шульц, автор книги «Быть неправым: приключения на границе ошибки» пишет: «Ошибка — это доказательство нашего умения приспосабливаться к изменчивой окружающей среде, а не свидетельство умственной и психической неполноценности».

Наступая на одни и те же «грабли» в обучении, развитии, бизнесе, человек просто сталкивается с проблемой, требующей решения. И, пока он не усвоит необходимый опыт, неудачи будут повторяться снова и снова. Жизнь учит нас, как вести себя в новых условиях, но у нее нет готовых решений. Человек сам должен сделать выводы и путем проб и ошибок прийти к оптимальному результату.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Культура ошибок

Уметь сделать правильные выводы из собственных неудач — это настоящая культура. Основатель компании Malik Space Руслан Гафаров в книге «Сам себе босс» посвящает немало страниц этой теме. Он сам прошел путь от работника уголовного розыска до крупного бизнесмена, и у него на пути было немало трудностей.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Знаешь, что делают, когда новичок падает с лошади? Сажают его на лошадь! Только так можно победить страх неудачи», — утверждает Руслан Гафаров. Если что-то не получается, нужно пробовать снова и снова, преодолевая препятствия, искать причину негативного результата, чтобы впоследствии не повторить совершенной ошибки.

Сегодня появляется множество стартапов, но далеко не во все инвесторы готовы вкладываться. В результате начинающие бизнесмены вместо того, чтобы совершенствовать свою идею или продукт, опускают руки, уверившись, что у них ничего не выйдет.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но именно умение идти вперед и делать выводы из своих ошибок формирует успешных людей. Яркий пример — Уолт Дисней. Однажды он был уволен из газеты «Канзас-сити». Редактор посчитал, что у парня нет воображения и хороших идей. Затем последовало еще несколько провальных начинаний до премьеры мультфильма «Белоснежка», имевшего грандиозный успех.

Стивена Спилберга несколько раз исключали из института кинематографии, но он упорно продолжал работать над блокбастером «Челюсти». Впоследствии 27 его картин собрали девять миллиардов долларов.

Каков секрет успеха этих людей? Они не воспринимали неудачу как приговор, а продолжали действовать вопреки общественному мнению, промахам и препятствиям.

Не все получается с первого раза


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как сделать неудачу новым опытом?

Совершая ошибки, мы выстраиваем свои границы, понимаем, как нужно поступать. Это работает как в бизнесе, так и в личной жизни. Отточить навыки и чему-то научиться можно, только ошибаясь. У разработчиков есть хорошая фраза, меняющая фокус восприятия: «Не ошибка, а тестирование гипотезы». Но из нее нужно сделать правильный вывод.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проводите системный анализ

В блокноте составьте два списка: «Чему меня научила неудача» и «К чему меня это привело». Даже в самой «черной» ситуации нужно уметь выписать плюсы. Спросить себя:

  • Какие позитивные выводы можно сделать?
  • К каким положительным последствиям это привело?
  • Какую пользу мне принесла данная ошибка?

Это как упражнение прописывается несколько раз, скажем, три раза в неделю.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, партнеры или клиенты подвели, не выполнили обязательства. Значит, необходимо юридически тщательнее подготовиться, ввести новые пункты в договор. Что случилось, то случилось. Но на будущее жизнь можно сделать комфортнее и эффективнее (с друзьями, родными, в профессиональной среде).

В компании Amazon принято проводить и документировать работу над ошибками после каждого неудачного проекта. Анализируются даже те события, которые были незаметны пользователям. Документ имеет определенный формат, помогающий определить, что произошло и какова причина ошибки. Эту методику можно применять в любой сфере деятельности.

Проходите обучение

Совершенные ошибки указывают на то, что у вас, возможно, нет соответствующих знаний или умений. Чтобы овладеть ими, необходимо пройти обучение в сфере, где проблемы обозначились острее всего.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для этой цели идеально подойдет менторство или коучинг. Методика позволяет получить практический опыт, раскрыть свой потенциал и научиться самостоятельно находить правильное решение в создавшейся ситуации.

Если не хватает конкретных знаний, можно пройти курсы или самостоятельно изучить информацию, опыт людей, которые уже совершали похожие ошибки. Работая в компании, не стесняйтесь обращаться за помощью к более опытным сотрудникам или представителям HR-отдела. Живое общение не только обнаруживает пути решения проблемы, но иногда позволяет предупредить новые неудачи.

Правильно оцените границы своих компетенций

Страх ошибок возникает не только из-за перфекционизма или боязни наказания, но и по причине регулярной переоценки собственных возможностей. Например, планируя стартап, начинающий бизнесмен вдохновляется. Он уверен, что его идея покорит мир. Но на деле она оказывает сырой, недоработанной, и инвесторы отказывают в финансах. Стартапер разочаровывается и оставляет идею.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не берите на себя слишком много и не думайте, что можете быть специалистом в любой сфере. Лучше наймите профессионала или получите у него консультацию. Правильная оценка компетенций помогает определить сильные и слабые стороны не только своей личности, но и бизнеса в целом.

И помните: неудача — это шаг к успеху, если грамотно ею распорядиться.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нужно подтвердить что номер не используется для спама как исправить
  • Обнаружена ошибка протокола на клиентском компьютере код 0x2104 сессия будет отключена
  • Нужно начало работы вики принт 57ф ошибка
  • Нужно начало работы вики принт 57ф как исправить
  • Нужно мотивировать граждан не покупать контрафакт ошибка