Нужно выразительно прочесть стихотворение ошибка

Красиво читать вслух — это мечта родителей, педагогов и самих школьников, даже если они еще не до конца ее осознают. Возможность заявить о себе ярко и громко, побеждать на конкурсах чтецов, читать детям любимые произведения как настоящий диктор аудиокниги, а, главное, понимать задумку автора — чувствовать его ритм — желанный и актуальный навык...

Об этом рассказал на открытом мастер-классе «Как читать вслух красиво?» проекта «Родительский университет: PRO-Родители» профессиональный диктор, преподаватель по технике речи и ораторскому мастерству Максим Левченко.

Мероприятие прошло в очном и дистанционном форматах, что позволило зрителям попрактиковаться в чтении стихов и прозы при наставнической поддержке эксперта.
Мастер-класс доступен в записи по ссылке, а в этом материале мы собрали основные упражнения и практические советы спикера, с помощью которых вы сможете изменить свою речь и сделать ее выразительной и понятной слушателям.

Скорость мыслей и скорость речи 

Речь — это, прежде всего, практика. Можно прослушать сотни лекций о том, как кататься на велосипеде, но это не позволит вам сесть и поехать.

Наши мысли работают на огромной скорости, и когда мы читаем про себя, то делаем это очень быстро. Порой пропускаем огромные абзацы, а не просто предложения, описания природы, рассуждения автора и лирические отступления. 

Но изложение мыслей вслух требует определенного навыка, потому что вслух мы говорим и читаем для кого-то. Этот кто-то — взрослый или ребенок — должен четко понимать, какую мысль вы хотите донести. 

128.jpg

Картина Ильи Репина «Пушкин на лицейском экзамене», 1911 г.

Тело и наша речь 

Наша речь неразрывно связана с нашим телом: как ведет себя наше тело, так мы и говорим. 

Упражнение-эксперимент «Счет до пяти»

  • Поднимите руку вверх
  • Вслух произносите числа и загибайте пальцы
  • Досчитайте до пяти громко и выразительно

Возможно, вы не обратили внимание, но каждый палец сгибался в тот момент, когда было озвучено число. Вы говорили энергично, и пальцы загибались энергично. 

Теперь посчитайте громко и медленно, также медленно загибая пальцы. 

Третья часть эксперимента: произносите слова громко и быстро, но пальцы загибайте медленно. 

Как итог: ничего не получается! Причина в том, что наша речь синхронизирована с телом, и когда мы выводим систему из равновесия, то чувствуем дискомфорт, нам неудобно или говорить, или загибать пальцы. 

Что происходит, когда мы читаем стихотворение? Мысли, прекрасные и яркие, с одной стороны торопят нас вперед, а зажатое тело со скрещенными позади руками — тянет назад. В этот момент речь может оказаться неинтересной. Стоите вы или сидите, старайтесь держать руки на весу, пусть они вам помогают.

В чем польза чтения вслух?

  • Увеличивает словарный запас
  • Улучшает речь
  • Добавляет уверенности в себе
  • Помогает в общении с людьми
  • Снижает стресс
  • Развивает память и мышление
  • Делает человека более творческим
  • Улучшает концентрацию
  • Тренирует дыхание

Логичность речи и правильное дыхание 

Первое, о чем важно помнить, — это логичность речи, то, что отражает соотношение языка и мышления.  Если вы хотите выразить яркую мысль — речь должна звучать ярко и громко, если печальную — тише, но все так же четко. В любом случае, этому поможет дыхание. 

Без логического ударения невозможно выражать мысли, так как одно слово в предложении все-таки должно быть главным. 

Классический пример — вопрос «Это твоя бабушка?». Попробуйте переставить ударение на разные слова, и смысл вопроса будет меняться от ударения.

Второй, еще более классический пример, — знаменитая басня Крылова. 

Потел, потел; но, наконец, устал,

От Ларчика отстал


И, как открыть его, никак не догадался


А Ларчик просто открывался



И.А. Крылов

93c1922d0360daf4883b12b2d530236e.jpg

Иллюстрация к басне «Ларчик». Источник

Куда ставить ударение в последней строчке?

Когда мы ставим ударение на слово «просто», то возникает вопрос: «просто» — это как? Ведь перед нами конец басни. Возникает ощущение незавершенности. Все дело в том, что логическое ударение падает на слово «открывался». Автор имеет в виду не простоту метода, а необходимость просто-напросто открыть ларчик. 

Длина строки и логические ударения 

Разные поэты используют разную длину строки, у Владимира Маяковского это лесенка в одно слово, у Александра Пушкина — 6-7 слов.

Как правило, мы подсознательно стремимся к желанию прочесть как можно больше слов на одном дыхании. Но это неправильно. Каждый автор вкладывает в стихотворение не только настроение и мысль, он задает ритм.

Воспользуйтесь правилом: каждую строку читайте на одном выдохе и выделяйте последнее слово, перед следующей делайте паузу и вдох. Как только мы начинаем делать паузы между строчками, появляется ритм — и он создается не за счет интонаций или эмоций, а дыхания.

Читая стихи, дети часто не дают себе возможность выдохнуть, путаются в быстролетящих мыслях. С таким размеренным темпом, как в правиле, вы сможете прочитать все произведение до конца.

Попробуйте попрактиковаться на отрывках ниже. Все примеры необходимо воспринимать не как литературные произведения, а как тренажер. И вы увидите, как эмоции появятся именно благодаря дыханию.

Жил-был поп,

Толоконный лоб.


Пошел поп по базару


Посмотреть кой-какого товару.


Навстречу ему Балда


Идет, сам не зная куда.


«Что, батька, так рано поднялся?


Чего ты взыскался?»


Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:


Повар, конюх и плотник.


А.С. Пушкин 

skazka-o-pope-i-rabotnike-ego-balde.jpg

Иллюстрация «Сказка о Попе и работнике его Балде». Источник

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,


Французу отдана?


Ведь были ж схватки боевые,


Да, говорят, еще какие!


Недаром помнит вся Россия


Про день Бородина!


— Да, были люди в наше время,


Не то, что нынешнее племя:


Богатыри — не вы!


Плохая им досталась доля:


Немногие вернулись с поля…


Не будь на то господня воля,


Не отдали б Москвы!


М.Ю. Лермонтов

Следуйте за ритмом, который заложен в стихотворении. В случае с «Бородино» он торжественный, в случае со сказкой Александра Сергеевича — размеренный, повествовательный. Детям важно предлагать учить и читать стихи именно в таком формате, по строчке, чтобы было время сделать паузу.

Скорость и громкость речи 

Особенность, от которой следует избавиться, — желание говорить быстро. Пусть речь будет медленной и громкой. Только в этом случае есть возможность донести смысл.

Поэзия — искусство площадей. Выходите к доске и рассказывайте так, чтобы вас было слышно. Громкость появляется не за счет напряжения горла, а за счет выдоха.

Конечно, невозможно расценивать речь без психологического аспекта. Когда вы говорите тихо, на вас могут не обратить внимания. Это может быть даже комфортно — никто не смотрит, все тихо, спокойно и незаметно. Но разве это — ваша цель? 

Когда вы станете заметными, то почувствуете, как к вам устремятся взоры. Нужно привыкнуть к тому, что вы хороший оратор — вас внимательно слушают. Выходите из зоны комфорта. Рассмотрим еще одно упражнение:

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.


Не надо заводить архива,


Над рукописями трястись.


Цель творчества — самоотдача,


А не шумиха, не успех.


Позорно, ничего не знача,


Быть притчей на устах у всех.


Б.Л. Пастернак

Пробуйте выделять на одном выдохе и первое, и последнее слово. Здесь есть свой ритм — тот, в котором Пастернак написал стихотворение. В момент, когда вы понимаете ритм, вы говорите словами автора, понимаете произведение.

На этом этапе не стоит вкладывать ощущения, выделяйте слова на одном выдохе. Мы все хотим выразить что-то, но обычно делаем это с помощью изменения тона голоса. Куда лучше попробовать достичь той же цели с помощью дыхания. 

Крошка сын

к отцу пришёл,


и спросила кроха:


— Что такое


хорошо


и что такое


плохо? —


У меня


секретов нет, — 


слушайте, детишки, —


папы этого


ответ


помещаю


в книжке.


В.В. Маяковский 

Крошка сын.jpg

Попробуйте применить правило выдоха, ударения и паузы к стихотворению Владимира Маяковского. Вы поймете, что поэт специально выбирал ритм, похожий на общение с детьми: вы говорите медленно, выделяя каждое слово, чтобы ребенок смог понять.

Все произведения разные. Есть сложные и длинные с замысловатыми предложениями. Ударных слов может быть несколько, но пауза для вдоха после них сохраняется. 

Роза прекрасна по форме и запах имеет приятный.

Болиголов некрасив и при этом ужасно воняет.


Байрон, и Шиллер, и Скотт совершенны и духом и телом


Но безобразен Буренин, и дух от него нехороший


С. Черный 

Саша Черный хочет задеть и даже насмешить читателя, он затеял игру, так следуйте его логике речи. Забудьте, что дыхание нужно для произнесения максимально длинного количества слов подряд. 

Не стесняйтесь говорить громко. Рефлексы рождаются в процессе, и тело запомнит, как вы читаете стихи, помогая себе руками и движениями. 

Помните выражение «чтобы читать вслух, нужно понимать то, о чем вы читаете». Послушайте самых профессиональных чтецов и их ритм, дикторов на радио: все они читают очень медленно, нам только кажется, что они говорят быстро.

Как правильно читать скороговорки? 

Даже когда мы читаем вслух текст, в котором нет рифмы, логическое ударение сохраняется. Все так же необходимо читать два-три слова на одном выдохе и делать это ярко. 

Белый снег. Белый мел. Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.

Не пытайтесь сразу произнести скороговорку быстро, так как они созданы, вопреки расхожему подходу, не для проверки скорости. Выделяйте ударную гласную в слове и успевайте вдыхать после каждых двух-трех слов. Наша задача: понять логику, донести идею скороговорки, и вместе с этим отработать звуки четко и ясно. Все это не получится, если стараться уложиться в 5 секунд. 

Чтение прозы 

Читать книги, как любимые дикторы, — отдельная мечта педагогов, мам и пап. Хочется подарить детям сказку, передать эмоцию, но получается не всегда. 

Дело в том, что обычно мы читаем сразу несколько строчек на одном дыхании, а потом начинаем сбиваться. Возвращайтесь к главному правилу: передавайте логику речи, делайте акценты и паузы, ведь дыхание и здесь рассчитано на два-три слова. Мозг сам считает ритм произведения и на пятой-шестой строчке текст пойдет как нужно. 

Сколько усилий было вложено, когда мы или наши дети читали вслух текст Гоголя, Пушкина, описание дуба из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Но стоит начать дышать и не бежать — ударные слова начнут появляться самостоятельно. Речь предназначена для того, чтобы передавать не только набор слов, а мысль.

Попробуйте подбросить каждое слово в отрывке вверх. Доверьтесь дыханию и оно выстроит ритм. Не бойтесь, что «подбрасывание» будет выглядеть как «кривляние». Со стороны все выглядит намного спокойнее, а, главное, понятнее:

Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами.


Л.Н. Толстой

Старый дуб.jpg

Картина Жюля Дюпре «Старый дуб», 1870 г.

Но что делать, если авторский текст закончился, и начинаются диалоги? Как озвучивать голоса разных персонажей? 

Менять голос и говорить неестественно не нужно. Главное правило — те же паузы. Вспоминайте, как вы говорите в обычной жизни. Если герой шепчет — шепчите. Если говорит озорной мальчишка — озорничайте! К тому же, автор всегда оставляет подсказки, добавляя описание к диалогам.

Напутствие 

Не сомневайтесь в себе, умению выразительно читать можно научиться. Главное, что необходимо, — это практика. Потребуются усилия, чтобы привыкнуть к новому себе: дыханию, ритму, тону. Но такой человек всегда будет привлекать внимание как со стороны маленьких, так и взрослых слушателей.

Мастер-класс был организован проектом «Родительский университет: PRO-Родители» ГК «Просвещение» и проектом ГЕРОИ при поддержке Фонда Яны Поплавской.

Следующее очное и онлайн-занятие с Максимом Левченко будет посвящено теме «Знаки препинания в речи» и состоится в мае 2021 года. Зарегистрироваться на этот и другие мероприятия можно на официальном сайте.

чтец

Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:

  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация

В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.

Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.

    Выделяют следующие виды интонации:

  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация перечисления

Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением

От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

comments powered by HyperComments

С какого возраста ребенок может учить стихи

Часто родители считают, что стихотворение запоминается намного легче, если ребенок уже знает хотя бы буквы. Так ли это?

Клинический психолог, эксперт по здоровому развитию детей Валерия Солтан уверяет, что стихи — это тот случай, когда не бывает «слишком рано». По словам специалиста, логопеды и нейропсихологи советуют родителям читать малышам стишки и потешки, чтобы задействовать слуховую память в самом раннем возрасте. Таким образом, со временем ребенок научится запоминать сначала короткие рифмованные строчки, затем четверостишия и так далее.

«Возраст до пяти лет – период, когда развивается механическая память. Ребенок может быстро запоминать что-то и так же быстро забывать (если через время не повторить стихотворение, то оно уйдет из памяти). В этом возрасте не рекомендуется заучивать буквы и учиться читать. Это как черпать суп вилкой: что-то точно получится, но смысла в этом мало. А вот учить стихи детям такого возраста очень полезно: в них есть ритм, а это основа речи, база для умения составлять предложения, залог развития правильного речевого дыхания», – коммутирует Валерия Солтан.

Психолог отмечает, что с пяти лет развивается произвольная память («Мне нужно это запомнить — и я запомню»), которая позволяет усваивать информацию надолго: «Стихи учить становится легче и интереснее, потому что ребенок к такому возрасту умеет распознавать эмоции, у него есть воля и мотивация. Заучивание стихов отлично развивает произвольную память».

Какой вид памяти отвечает за заучивание стихов

Старший методист по русскому языку и литературе Домашней школы «ИнтернетУрок» Ольга Семенова объясняет, что в таком процессе, как заучивание стихотворений наизусть, задействован не один вид памяти, а сразу несколько:

«В первую очередь, высший ее вид у человека – словесно-логическая. Дошкольники (дети до пяти-шести лет) нередко очень хорошо учат стихи благодаря только механическому запоминанию информации, но уже с шести-семи лет они стремятся использовать логические связи в тексте. Эмоциональная и образная память тоже при этом задействуются».

По словам психолога Солтан, выбор подходящих способов быстро выучить стихотворение наизусть будет зависеть от того, как ребенок лучше воспринимает информацию:

«Визуалам важно несколько раз прочитать или даже переписать стихотворение. Дети, которые эффективнее воспринимают на слух, могут выучить стихотворение, когда кто-то читает его вслух. Кинестетикам необходимо расхаживать по комнате, подкидывать мяч или даже прыгать».

Сегодня школьникам, которые полагаются на слуховую память, часто рекомендуют: «запишите стих на диктофон». А для детей с сильной визуальной памятью в книге должны быть простые картинки, а само стихотворение нужно прочитать много раз.

«Нарисуйте стихотворение в виде комикса, или используя символы для «изложения» сюжета. Удерживая в памяти картинки-подсказки, будет гораздо проще выучить сам стишок», – советует психолог.

Помимо визуалов, аудиалов и кинестетиков, есть еще одна категория людей с уникальной памятью.

Педагог Ольга Семенова называет их счастливчиками, которые, не зная ничего о законах стихосложения, прекрасно чувствуют ритм, метр, особенности рифмы поэтического произведения:

«Обычно это люди с развитым музыкальным слухом. При заучивании стихов им достаточно создать в воображении последовательность сменяющихся словесных картин, такую своеобразную мысленную киноленту, и слова сами укладываются в нужной последовательности. Но это получается далеко не у всех».

Как выучить стих с помощью игр и физической нагрузки

Многие слышали о старом способе заучивания: сначала зазубрить первую строку стихотворения, затем выучить вторую строчку. Однако этот метод станет эффективнее, если его превратить в увлекательную игру для ребенка.

Валерия Солтан предлагает собрать «паззл» из фрагментов стихотворения: «Распечатайте стихотворение и разрежьте его на строчки. Затем перемешайте строчки и предложите малышу восстановить стихотворение в нужном порядке. Так текст лучше запомнится, вы сможете перевести его из кратковременной памяти в долговременную».

Чтобы выучить стих быстрее и легче, психолог рекомендует задействовать игры не только «для ума», но «для тела»:

«Хороший способ привести мозг в тонус — заставить тело искать равновесие. Пусть ребенок учит стихотворение, стоя на балансировочной подушке или доске. Если такого инвентаря дома нет, подойдет даже плотная диванная подушка».

Эксперт по здоровому развитию детей советует подключать и движения: «Зачитывайте с ребенком по очереди по одной строчке из стихотворения, перекидывая друг другу мяч: бросок — одна строка, бросок — другая строка и так далее».

Также психолог подчеркивает, что дети плохо воспринимают монотонную речь — им нужна экспрессия:

«Читайте стихотворение с выражением. Можно превратить его в маленький спектакль: изображать все, о чем говорится в строфах, даже танцевать. Так устроена память – с большим успехом запоминается то, что приносит удовольствие».

В каких случаях стихотворение запоминается намного легче

Многие взрослые могут вспомнить рекомендации из собственного детства: «Прочитав стих, несколько раз повторите» или «Разделяем стихотворение на части по две строки, а затем повторяем много раз». Однако этот метод, по мнению некоторых специалистов, далеко не лучший.

Ольга Семенова предупреждает, что механическое заучивание путем многократного повторения – путь непродуктивный. Кроме того, специалист не советует разбивать стихотворение на части по две строки, надеясь, что такое намеренное сужение объема информации поможет ее «вызубрить» маленькими кусочками.

Вместо этого педагог рекомендует подходить к делу с осознанием смысла, посыла, идеи стихотворения:

«Для этого нужно выявить конфликт произведения, главное событие. Если вы учите балладу, поэму, то это сделать обычно легко, а вот если лирическое стихотворение – то могут возникнуть трудности. Чтобы их разрешить, вспомните, что в элегиях, посланиях, думах, песнях конфликт заключен в лирическом герое: в нем борются сердце и разум, совесть и желание, противоречивые начала. После этого сосредоточьте внимание на развитии события: где оно начинается, как складывается, чем кончается. И только на следующем этапе нужно разбить текст на смысловые части, на «куски». К счастью, поэты сами в этом помогают, разделяя стихотворения на строфы. Проанализируйте, какое значение в развитии действия имеет каждая из них, не забывая о том, что каждый фрагмент – это составная часть целого».

Валерия Солтан обращает внимание родителей на то, что дети часто не понимают отдельные слова в тексте, а из-за потерянного смысла даже в одном слове может нарушится весь процесс запоминания:

«Неизвестные слова нужно выписать и объяснить их. Детям сложно представить, как «блестит на праздной борозде тонкий волос паутины» или что такое «буйство глаз и половодье чувств». Сложно выучить то, что не понимаешь. Разберите эти сложные моменты».

Краткий план, как ребенку выучить стих

Психолог Солтан указывает на важность повторения: «Вместе с ребенком возвращайтесь к стихотворению перед сном, на следующий день, через неделю. Делайте это играючи – как бы между прочим».

Эксперт предлагает воспользоваться пошаговой схемой:

1. Прочитайте стих вслух пару раз, представляя мысленно его сюжет.

2. Затем прочитайте еще раз, но медленнее.

3. Каждую строфу разбейте на несколько частей.

4. Если стихотворение не дается, перепишите его, проговаривая каждое слово вслух.

5. Далее для заучивания используйте тот листок, на который вы переписали стихотворение. Читайте строчку и проговаривайте ее, не заглядывая в «шпаргалку». Затем переходите к другой строке. Повторите с двумя строками сразу, постепенно прибавляйте по строчке.

6. Если все стихотворение удалось выучить быстро, но есть «трудные места», в которых ребенок всегда путается, разберите эту часть. Возможно, там есть слово, которое ребенок не понимает.

Как выучить стихотворение или большой отрывок наизусть – на примере «Элегии»

Методист по русскому языку и литературе Ольга Семенова объяснила один из способов быстро выучить стихотворение наизусть на примере произведения А. С. Пушкина «Элегия».

Педагог предлагает поделить задачу на четыре этапа.

1. Определяем замысел поэта, идею произведения. Соотносим чувства лирического героя с личностью и биографией автора, стараемся понять, что заставляло его в то время, оглядываясь на прожитую жизнь, с тревогой и напряжением всматриваться в будущее. Уясняем, какую проблему решает пушкинский лирический герой, к какому ответу на вопрос о возможности счастья приходит.

2. Прослеживаем развитие действия. В данном случае логику движения мысли от понимания тщетности надежд молодости, печали о прошедших днях – через трезвый взгляд в будущее, открытие в себе великой жажды жизни, утверждение счастья творческого труда, легкой надежды на счастье в любви – к выводу о необходимости противостоять нахлынувшему унынию. В соответствии с этой логикой делим стихотворение на смысловые части. Обязательно на этом этапе привлекаем эмоциональную память, отыскивая в ней похожие моменты жизни, вызвавшие похожие мысли и чувства.

3. Анализируем форму стихотворения. Прослушиваем профессиональную актерскую декламацию стихотворения, обращая внимание на рифму и ударения. Если необходимо, распечатываем стихотворение и выделяем стопы, ударные слоги в них, определяем стихотворный размер, отмечаем паузы и логические ударения. Делаем диктофонную запись выразительного чтения, прослушиваем ее.

4. Учим стихотворение наизусть по выделенным на втором этапе частям, последовательно соединяя их в одно целое. Несколько раз читаем стихотворение наизусть полностью. Затем, применяя правило запоминания информации, выведенное психологами Б. Салливаном и Х. Томпсоном, повторяем стихотворение через час, через пять часов (если выучили его утром) или на следующий день, сразу после пробуждения (если учили стихотворение вечером).

Некоторые места, которые трудно запоминаются, можно выучить, воспользовавшись мнемотехническими приемами. Например, строки «И ведаю, мне будут наслажденья // Меж горестей, забот и треволненья» можно выучить, представив себя или лирического героя в море с волнами, на которых написано: «несчастье», «горести», посреди моря – грозного Посейдона с трезубцем, но в этом бушующем море что-то очень хорошее плывет к герою.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обнаружена критическая ошибка система будет перезагружена через минуту windows 7
  • Нужно беречь каждую минуту времени ошибка
  • Обновление ключей проверки не выполнено штрих код ошибки 0x32
  • Обнаружена критическая ошибка компьютер будет перезагружен через минуту
  • Нудный голос как исправить