Областной учительский форум закончился ошибка

В пособии кратко изложена основная теория, даны практические советы, разработан большой и разнообразный комплекс упражнений, заданий по каждой теме, в том числе тестовых в формате ГИА и ЕГЭ, а также представлены примерные поурочные разработки, образцы нестандартных уроков — уроков-семинаров, уроков-отчётов, уроков-консультаций, уроков с элементами деловой игры - Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Урок 61. Лексикология (лексика) и фразеология - Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах

Поурочные разработки — Русский язык 9 класс — Л. А. Тростенцова 2014

Цели урока: 1) повторить определения лексикологии и фразеологии как разделов науки о языке; 2) уяснить, что слово может быть однозначным и многозначным, иметь прямое и переносное значение; повторить определения омонимов, синонимов, антонимов, общеупотребительных и не общеупотребительных слов, исконно русских и заимствованных, устаревших и неологизмов; 3) совершенствовать умения определять лексическое и грамматическое значение слов, находить в тексте слова, употреблённые в переносном значении, синонимы и синонимические ряды, омонимы, профессиональные, заимствованные, устаревшие слова, фразеологические обороты, выяснять значение устаревших, заимствованных слов, подбирать профессиональные слова.

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик рассказывает теоретический материал по теме «Фонетика и графика». Класс рецензирует ответ.

Второй ученик записывает слово праздник в фонетической транскрипции, указывает количество букв и звуков в словах говорят, любим и в словоформе на неё.

Третий ученик объясняет пропущенные знаки препинания в тексте Ю. П. Яковлева (упр. 230).

Четвёртый ученик выписывает из первого абзаца (упр. 230) слова, в которых буквы е, ю, я обозначают мягкость предшествующих согласных, слова, в которых буквы ю, е обозначают два звука.

II. Закрепление материала и приведение его в систему.

1. Беседа по вопросам и заданиям, которые проецируются на доску:

— Что такое лексикология?

— Что такое лексическое значение? Приведите примеры.

— Расскажите об однозначных и многозначных словах. Найдите в толковом словаре (с. 205 — 206 учебника) по два однозначных и многозначных слова. Составьте с ними словосочетания или предложения.

— Приведите примеры прямого и переносного значения слова. На чём основано переносное значение?

— Что такое омонимы? Приведите примеры.

— Какие слова называются синонимами? Для чего они необходимы?

— Какие слова называются антонимами? Приведите примеры антонимов, пользуясь словарём антонимов М. Р. Львова или Л. А. Введенской.

— Расскажите об общеупотребительных, диалектных, профессиональных словах. Объясните, с какой целью используются эти слова.

— Расскажите, почему изменяется словарный состав языка и заимствуются слова из других языков. Приведите примеры устаревших слов, неологизмов, исконно русских слов и заимствованных, объясните причины их употребления.

— Расскажите о фразеологических оборотах, приведите примеры, пользуясь «Школьным фразеологическим словарём русского языка» В. П. Жукова, А. В. Жукова.

2. Учащиеся читают и анализируют теоретический материал на с. 164, § 42.

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 231 учащиеся устно делают пунктуационный анализ текста, объясняют правописание слов с пропущенными буквами, выписывают синонимы, указывают их различия.

Рекомендации учителю: следует выполнять упр. 231 со «Словарём синонимов» В. Н. Клюевой или со «Словарём синонимов» под редакцией А. П. Евгеньевой.

2. Из упр. 232 учащиеся выписывают фразеологические обороты, объясняют значение и происхождение устойчивых словосочетаний, в работе используют «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова, А. В. Жукова. Устно указывают слова, употреблённые в переносном значении, объясняют, на чём оно основано.

Учащиеся обнаруживают в тексте упр. 232 слова, которые входят в данные синонимические ряды:

а) кое-как, как-нибудь, спустя рукава;

б) любить, боготворить, души не чаять.

3. В упр. 233 девятиклассники устно делают орфографический и пунктуационный анализ текста, отвечают на вопрос:

— Почему композитор Георгий Свиридов восхищался тем, что в маленькой трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» уличный скрипач слепой?

Учащиеся выписывают из текста упр. 233 профессиональные слова, записывают ещё пять-шесть музыкальных терминов.

4. В упр. 234 учащиеся устно отвечают на вопросы:

— Какие типы речи употреблены в тексте?

— Какие из выделенных наименований являются устаревшими?

— Какие из них вышли из употребления? В связи с исчезновением обозначаемых ими предметов, профессий или по другим причинам?

— Есть ли слова, вытесненные из активного употребления синонимами?

Учащиеся выписывают устаревшие местоимения из упр. 234 в начальной форме.

5. Из упр. 236 учащиеся выписывают заимствованные слова, определяют и записывают основную мысль текста.

6. Работа с записанными на доске заимствованными словами: сентиментальный, апатия, легенда, оптимистический, монумент, перспектива, аргумент, гуманный, мемуары, тенденция.

Задание: подберите синонимы к заимствованным словам.

7. Учащиеся составляют словосочетания, в которых каждое слово будет употреблено в прямом и переносном значении. Слова проецируются на доску: иголка, золотой, крепкий, свежий, голова, осветить.

8. Самостоятельная работа (из четырёх заданий).

На доске записаны слова с пропущенными буквами: еж..вика, парч..вый, лак..ровать, мур..вей, грош..вый, ш..рох.

Первое задание: спишите слова, вставляя пропущенные буквы, обозначьте графически орфограммы, определите лексическое и грамматическое значение данных слов.

Второе задание: сделайте лексический разбор двух слов (по выбору учащихся).

Рекомендации учителю: в слабом классе следует повторить порядок лексического разбора слова, план которого дан на с. 194 учебника.

Третье задание (редактирование): исправьте ошибки в словосочетаниях (можно предложить учащимся задание на карточках).

Огромная брошюра, очень прекрасный цветок, молодой юноша, гигантский небоскрёб, ихние овраги, моя автобиография, увеличить уровень, играть значение, большинство времени.

Четвёртое задание: напишите сочинение-миниатюру, используя фразеологические обороты: мутить воду, два сапога пара, сломя голову, делать из мухи слона и др.

Тестовые задания

1. Укажите слова и словоформы, которые употреблены в переносном значении.

Ответ: в, е, ж.

2. Укажите слова, которые употреблены в прямом значении.

  Ответ: б, в, г, е, ж.

3. Укажите слова, которые в предложении являются омонимами.

Ответ: г — ж.

4. Укажите предложения, в которых употреблено устаревшее слово.

  а) Теперь сомненья решены:

  Они на мельницу должны

  Приехать завтра до рассвета…

  б) Служил я теперича в земском суде заседателем.

  в) Сильнее запах тополиный

Средь наступившей тишины…

  г) Навис покров угрюмой нощи

  На своде дремлющих небес.

   Ответ: б, г.

5. Укажите в предложении синонимы.

  ждали чьего-то гневного, оглушительно грозного приказания. Ответ: ж, и.

6. Укажите пословицы, в которых имеются антонимы.

  а) Любишь кататься, люби и саночки возить.

  б) Любишь брать, люби и отдавать.

  в) Много прочёл, да мало учёл.

  г) Лошадка упряма, да везёт прямо.

Ответ: б, в.

7. Укажите слово(а), заимствованное(ые) из английского языка.

  а) дирижёр

  б) хоккей

  в) вахтёр

  г) хобби

  Ответ: б, г.

8. Укажите фразеологические обороты.

  а) Держать в руках палку.

  б) Держать себя в руках.

  в) Делать из мухи слона.

  г) Делать из бумаги цветы.

  Ответ: б, в.

9. Укажите предложения с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.

а) Этот его поступок остался безнаказанным.

б) Областной учительский форум закончился.

в) Художник наносил на холст экономные мазки.

г) Произнесли тост в честь новорождённого.

Ответ: а, б.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: § 42, упр. 235.

Найдите бессоюзные сложные предложения

[
] мы
идем и любуемся рожью, гладим колос
любовно рукой

[
] многие
видел я страны, счастья искал повсюду,
только удел желанный больше искать не
буду

[
] ветер
первую зелень качает, прошлогодние мнет
камыши

[
] зарозовели
вечера, степные хлынули ветра

[
] серп
луны в просвете тучи с грустью тихою
глядит, под ветвями ив плакучих тускло
воду золотит

[
] день
был серый и спокойный, в свежем воздухе
пахло морем

87.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов

двоеточие
между частями бессоюзного сложного
предложения ставится в вариантах

[
] у
альпинистов есть золотое правило нельзя
терять высоту

[
] улетели
птицы за море миновало время жатв

[
] я
смотрю на часы мы точно выполняем расчеты
штурмана

[
] был
вечер на небе блистали яркие звезды

[
] красоту
только тронь небрежной рукой она исчезнет
навеки

[
] я
доверяю любящим они велекодушны

88.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов

тире
между частями бессоюзного сложного
предложения ставится в вариантах

[
] дождик
кончился сразу туча пошла дальше

[
] распахнули
окна запах сосен вступил на веранду

[
] лес
рубят щепки летят

[
] печален
я со мною друга нет

[
] я
поднял глаза над садом торжественно и
радостно сияло небо

[
] дождь
пошел вечернее небо очистилось

89.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов

словосочетаниями
являются варианты

[
] что-нибудь
новое

[
] возле
реки

[
] из-за
погоды

[
] вдали
от дороги

[
] закат
алел

[
] войти
в дом

90.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов

вид
связи между словами в словосочетании-
примыкание
употреблен в варианте

[
] жить
дружно

[
] глубокое
озеро

[
] семь
дней

[
] очень
хорошо

[
] белый
от снега

[
] посеять
рожь

91.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов

выделенные
слова обособляются в предложениях

[
] он
закрыл лицо и сидел не
двигаясь

[
] спустя
полчаса

Ким вывел ребят к роднику

[
] с
болота сорвались испуганные
выстрелом

утки

[
] весной
из
далекого края

прибыли гости

[
] его
сын
мальчик лет пяти

улыбнулся

[
] полный
раздумья

я шел по большой дороге

92.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов

приставочно
-суффиксальным способом образованы
слова

[
] создать

[
] исстари

[
] выспаться

[
] небольшой

[
] правнук

[
] обходить

93.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов

лексическая
сочетаемость слов нарушена в словосочетании

[
] коричневый
платок

[
] степенный
человек

[
] пахать
землю

[
] карий
чулок

[
] степенный
автомобиль

[
] пахать
воду

94.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов

фразеологизмы
со значением «быстро бежать»
употреблены в вариантах

[
] до
седьмого пота

[
] не
покладая рук

[
] на
всех парусах

[
] сломя
голову

[
] выбиться
из сил

[
] во
все лопатки

95.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов

ь
пишется в числительных

[
] девят_надцать
дней

[
] пять
тысяч_

[
] восем_надцать
часов

[
] пят_надцать
минут

[
] пят_десят
секунд

[
] сем_десят
лет

96.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов

грамматическим
признакам: т.п, ед.ч, ср.р соответствуют
слова

[
] о
них

[
] о
кофе

[
] об
окнах

[
] большим

[
] о
повидле

[
] о
двух

97.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов

причастный
оборот обособляется в предложениях

[
] в
славившемся стариной городке работали
археологи

[
] охотники
вышли на заросшую кустами солнечную
поляну

[
] на
берегу лежало принесенное водой бревно

[
] высыхает
земля согреваемая лучами солнца

[
] огромная
туча медленно надвигающаяся с востока
напугала детей

[
] на
большинство задаваемых мне вопросов я
смог ответить

98.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов

не
со словами пишется раздельно в
предложениях

[
] ему
(не)здоровится

[
] в
окнах (не)доставало нескольких стекол

[
] это
был (не)рассчитанный удар

[
] роли(не)сыграны

[
] (не)случайно
к Пете зашел его товарищ

[
] не(смотря)мне
в глаза, брат пожал мою руку

99.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов

ошибки
в расстановке знаков препинания допущены
в предложениях

[
] глаза
смыкались и,полузакрытые, тоже улыбались

[
] ручей
бежит, сверкая и журча

[
] усталая,
мать замолчала

[
] он
читал, лежа

[
] он,
обрадованный этим известием, поспешил
домой

[
] я
сидел, глядя на пороховой дым, и
прислушиваясь к выстрелам

100.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов

выделенное
слово является союзом и пишется слитно
в вариантах

[
] была
та(же)
странная тишина

[
] стены
так
(же)

были увешаны коврами

[
] она
отозвалась так(же),
как и он, шепотом

[
] с
кем поведешься,
от(того)

и наберешься

[
] я
выбрал эту книгу, (по)тому
что

ее искал

[
] трудности
существуют,
что(бы)

их преодолеть

101.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов

ОШИБКИ,
ВЫЗВАННЫЕ НЕЗНАНИЕМ ЛЕКСИЧЕСКОГО
ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА, УПОТРЕБЛЕНЫ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

[
] концерты
проходили при полном аншлаге

[
] областной
учительский форум закончился

[
] наш
сосед-абонемент городской телефонной
сети

[
] плеяда
великих поэтов прошлого века

[
] состоялась
открытие монумента в честь Бородинского
сражения

[
] открытие
выставочного вернисажа

102.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов

фразеологизмы
употреблены в предложениях

[
] Марья
гораздо глубже пустила корни, чем думали
прежде

[
] дерево
глубоко пустило корни

[
] я
строг, я себе не позволю на шею сесть

[
] внук
специально пустил козла в огород

[
] крестьяне
нередко пускали красного петуха на
барские усадьбы

[
] мать
искала иголку в запутанных нитках

103.
УСТАНОВИТЕ
СООТВЕТСТВИЯ

СЛОВО

ПРОПУЩЕННАЯ
БУКВА

п…лисадник

о

пр…амбула

и

посв…тить

е

амф…театр

а

м…заика

я

104.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Что делать, если учитель допустил ошибку?

06.02.2023

Учитель может ошибиться и в объяснении материала, и в проверке работ. Как правильно реагировать в этой ситуации? Что посоветовать ребенку, который заметил ошибку учителя?

Заметив ошибку учителя, и ребенок и родитель часто не знают, как правильно поступить. Многие боятся, что учитель разозлится или обидится, и это будет иметь негативные последствия для ребенка. Некоторые родители опасаются, что авторитет учителя пострадает и ребенок не будет его уважать. Ребенку и родителю не хочется портить отношения с учителем, но и замалчивать тему учительских ошибок не стоит. Ведь главное в школе, чтобы ребенок получил образование. Как же правильно себя вести, если ребенок или родитель заметили ошибку учителя?

Учитель ошибся, когда объяснял материал. Как исправить?

Иногда мы сталкиваемся с тем, что со слов ребенка или из материала в тетради возникает подозрение, что учитель ошибся в объяснении материала. Родители испытывают возмущение и понимают, что ошибка учителя влияет на знания ребенка. Как исправить ситуацию?

Если вы узнаете об ошибке со слов ребенка, не стоит делать однозначных выводов.

  • Ребенок мог неправильно услышать или понять учителя.
  • Ребенок может обманывать, чтобы поддержать одноклассников против нелюбимого учителя.

В этой ситуации главное, чтобы ребенок запомнил и усвоил нужную информацию. Не стоит брать в фокус сам факт ошибки. Подчеркните, что сложно понять: действительно ли имела место ошибка или ребенок недопонял учителя. Обратитесь к надежному источнику и дайте ребенку достоверную информацию.

Если же вы встретили ошибку в материале, который учитель дал детям, например, неправильное решение задачи, перепроверьте, прежде чем возмущаться. Если вы уверены в ошибке, поясните ребенку, что ошибиться может каждый, покажите правильное решение, но не требуйте, чтобы он обсудил эту тему с учителем сам. У ребенка возникнет вопрос: как обсуждать эту тему с одноклассниками. Скажите, что вы сами поговорите с учителем.

Напишите учителю вежливое сообщение о том, что вы обнаружили ошибку. Подчеркните, что в этом нет ничего страшного, а вы будете рады, если учитель вновь пояснит задачу или вопрос всему классу. Учитель оценит вашу деликатность, а вашему ребенку не придется брать на себя чрезмерную ответственность.

Учитель ошибся, когда проверял работу. Как правильно сказать об этом?

Проверяя самостоятельные работы учеников, ошибиться может каждый. Иногда у детей непонятный почерк, иногда сказывается усталость учителя. Если ваш ребенок принес вам оцененную работу, а вы обнаружили ошибку в проверке, обсудите ситуацию с ребенком.

Часто дети не готовы указать учителю на ошибку, если эта ошибка “в пользу ребенка”. То есть учитель не заметил ошибки, поставил более высокую оценку. Не обязательно требовать, чтобы ребенок в этом признался и добровольно пошел на снижение оценки. Но объяснить правильный вариант — необходимо.

Если же учитель несправедливо снизил оценку, обсудите с ребенком, как ему более комфортно в такой ситуации. Чтобы он сам подошел к учителю или чтобы это сделали вы. Замалчивать ситуацию не стоит, когда из-за ошибки учителя у ребенка может быть снижена итоговая оценка. Конечно, признать ошибку учителю нелегко, но право ребенка на справедливую оценку важнее.

Общаясь с учителем по поводу ошибки в оценивании, стоит быть компетентным в предмете и начать разговор с вопроса, а не обвинения. Попросите учителя пояснить, почему он счел ответ ребенка неверным, выслушать его объяснения и принять готовность исправить несправедливо сниженную оценку.

Как реагировать, когда учитель часто ошибается?

Единичная, разовая ошибка учителя — это проблема, но не такая серьезная, как систематические ошибки учителя. К огромному сожалению, иногда встречаются учителя, которые плохо знают предмет и ошибаются часто. Эта ситуация влияет на весь класс, поэтому замалчивать ее не стоит.

В разговоре с учителем вы не сможете исправить ситуацию, поскольку некомпетентный учитель в один миг не сможет стать компетентным. Решать такие вопросы — это уже уровень администрации, но говорить с директором необходимо, имея на руках доказательства и понятные требования.

Вначале обсудите ситуацию с другими родителями и классным руководителем. Покажите, что учитель совершает ошибки часто и это влияет на знания всех детей в классе. Узнайте, что думают другие родители, хотели бы они смены учителя. Сделать это имеет смысл, поскольку директор пойдет вам навстречу только в случае коллективной жалобы. А также потому что, если всех родителей ситуация устраивает, вы можете испортить отношения с коллективов, потребовав заменить учителя.

Если родители с вами согласны, напишите коллективное заявление на имя директора с просьбой заменить учителя и объясните причины. Приложите в качестве доказательств реальные факты систематических ошибок учителя.

Что делать если молодой учитель ошибается?

Молодые учителя часто могут ошибаться из-за волнения и неопытности. Умение объяснить материал детям не всегда одно и то же, что уметь решать задачи самостоятельно. В такой ситуации родителям не стоит “жалеть” учителя. Как бы он ни был молод, он на работе и к нему следует относиться как к профессионалу, а не как к стажеру. С другой стороны, иногда плюсы молодого учителя, его мотивация могут быть очень важны для класса. В этой ситуации важно понять, готов ли учитель принять ваш совет и помощь или же он будет доказывать, что проблем нет.

Узнайте у ребенка, как учитель реагирует на критику в классе. Если учитель доброжелателен в целом, вам будет проще с ним обговорить ситуацию.

Рассчитайте свои силы. Готовы ли вы оказывать помощь учителю на систематической основе. Возможно, у вас есть такой ресурс и готовность помогать. В этом случае, вы можете предложить учителю поддержку и помощь.

Пообщайтесь с учителем лично из позиции старшего, который заинтересован в образовании своего ребенка и хочет помочь. Подчеркивайте то хорошее, что вы слышали об учителе от детей. Спросите, какую помощь вы могли бы оказать учителю. Возможно, ему необходима психологическая поддержка или беседа с детьми для улучшения дисциплины в классе.

В целом, ошибки учителя неизбежны, как любой человеческий фактор. Ваша главная задача — показать ребенку, что вам важны его знания, но подобные проблемы стоит решать бережно и конструктивно. Если же ситуация выглядит неразрешимой со стороны учителя, то вы имеете право добиваться качественного образования для своего ребенка.

Листайте также

Рассеянное внимание у ребенка в школе. Как развить внимательность?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Облако майл 404 ошибка
  • Облака надвигались друг на друга где ошибка
  • Облазит лак на машине как исправить своими руками
  • Обладая более высокой надежностью переносные приемники потребляют гораздо меньше энергии ошибка
  • Обидела парня как исправить ситуацию