Поурочные разработки — Русский язык 9 класс — Л. А. Тростенцова 2014
Цели урока: 1) повторить определения лексикологии и фразеологии как разделов науки о языке; 2) уяснить, что слово может быть однозначным и многозначным, иметь прямое и переносное значение; повторить определения омонимов, синонимов, антонимов, общеупотребительных и не общеупотребительных слов, исконно русских и заимствованных, устаревших и неологизмов; 3) совершенствовать умения определять лексическое и грамматическое значение слов, находить в тексте слова, употреблённые в переносном значении, синонимы и синонимические ряды, омонимы, профессиональные, заимствованные, устаревшие слова, фразеологические обороты, выяснять значение устаревших, заимствованных слов, подбирать профессиональные слова.
I. Проверка домашнего задания.
Первый ученик рассказывает теоретический материал по теме «Фонетика и графика». Класс рецензирует ответ.
Второй ученик записывает слово праздник в фонетической транскрипции, указывает количество букв и звуков в словах говорят, любим и в словоформе на неё.
Третий ученик объясняет пропущенные знаки препинания в тексте Ю. П. Яковлева (упр. 230).
Четвёртый ученик выписывает из первого абзаца (упр. 230) слова, в которых буквы е, ю, я обозначают мягкость предшествующих согласных, слова, в которых буквы ю, е обозначают два звука.
II. Закрепление материала и приведение его в систему.
1. Беседа по вопросам и заданиям, которые проецируются на доску:
— Что такое лексикология?
— Что такое лексическое значение? Приведите примеры.
— Расскажите об однозначных и многозначных словах. Найдите в толковом словаре (с. 205 — 206 учебника) по два однозначных и многозначных слова. Составьте с ними словосочетания или предложения.
— Приведите примеры прямого и переносного значения слова. На чём основано переносное значение?
— Что такое омонимы? Приведите примеры.
— Какие слова называются синонимами? Для чего они необходимы?
— Какие слова называются антонимами? Приведите примеры антонимов, пользуясь словарём антонимов М. Р. Львова или Л. А. Введенской.
— Расскажите об общеупотребительных, диалектных, профессиональных словах. Объясните, с какой целью используются эти слова.
— Расскажите, почему изменяется словарный состав языка и заимствуются слова из других языков. Приведите примеры устаревших слов, неологизмов, исконно русских слов и заимствованных, объясните причины их употребления.
— Расскажите о фразеологических оборотах, приведите примеры, пользуясь «Школьным фразеологическим словарём русского языка» В. П. Жукова, А. В. Жукова.
2. Учащиеся читают и анализируют теоретический материал на с. 164, § 42.
III. Тренировочные упражнения.
1. В упр. 231 учащиеся устно делают пунктуационный анализ текста, объясняют правописание слов с пропущенными буквами, выписывают синонимы, указывают их различия.
Рекомендации учителю: следует выполнять упр. 231 со «Словарём синонимов» В. Н. Клюевой или со «Словарём синонимов» под редакцией А. П. Евгеньевой.
2. Из упр. 232 учащиеся выписывают фразеологические обороты, объясняют значение и происхождение устойчивых словосочетаний, в работе используют «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова, А. В. Жукова. Устно указывают слова, употреблённые в переносном значении, объясняют, на чём оно основано.
Учащиеся обнаруживают в тексте упр. 232 слова, которые входят в данные синонимические ряды:
а) кое-как, как-нибудь, спустя рукава;
б) любить, боготворить, души не чаять.
3. В упр. 233 девятиклассники устно делают орфографический и пунктуационный анализ текста, отвечают на вопрос:
— Почему композитор Георгий Свиридов восхищался тем, что в маленькой трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» уличный скрипач слепой?
Учащиеся выписывают из текста упр. 233 профессиональные слова, записывают ещё пять-шесть музыкальных терминов.
4. В упр. 234 учащиеся устно отвечают на вопросы:
— Какие типы речи употреблены в тексте?
— Какие из выделенных наименований являются устаревшими?
— Какие из них вышли из употребления? В связи с исчезновением обозначаемых ими предметов, профессий или по другим причинам?
— Есть ли слова, вытесненные из активного употребления синонимами?
Учащиеся выписывают устаревшие местоимения из упр. 234 в начальной форме.
5. Из упр. 236 учащиеся выписывают заимствованные слова, определяют и записывают основную мысль текста.
6. Работа с записанными на доске заимствованными словами: сентиментальный, апатия, легенда, оптимистический, монумент, перспектива, аргумент, гуманный, мемуары, тенденция.
Задание: подберите синонимы к заимствованным словам.
7. Учащиеся составляют словосочетания, в которых каждое слово будет употреблено в прямом и переносном значении. Слова проецируются на доску: иголка, золотой, крепкий, свежий, голова, осветить.
8. Самостоятельная работа (из четырёх заданий).
На доске записаны слова с пропущенными буквами: еж..вика, парч..вый, лак..ровать, мур..вей, грош..вый, ш..рох.
Первое задание: спишите слова, вставляя пропущенные буквы, обозначьте графически орфограммы, определите лексическое и грамматическое значение данных слов.
Второе задание: сделайте лексический разбор двух слов (по выбору учащихся).
Рекомендации учителю: в слабом классе следует повторить порядок лексического разбора слова, план которого дан на с. 194 учебника.
Третье задание (редактирование): исправьте ошибки в словосочетаниях (можно предложить учащимся задание на карточках).
Огромная брошюра, очень прекрасный цветок, молодой юноша, гигантский небоскрёб, ихние овраги, моя автобиография, увеличить уровень, играть значение, большинство времени.
Четвёртое задание: напишите сочинение-миниатюру, используя фразеологические обороты: мутить воду, два сапога пара, сломя голову, делать из мухи слона и др.
Тестовые задания
1. Укажите слова и словоформы, которые употреблены в переносном значении.
Ответ: в, е, ж.
2. Укажите слова, которые употреблены в прямом значении.
Ответ: б, в, г, е, ж.
3. Укажите слова, которые в предложении являются омонимами.
Ответ: г — ж.
4. Укажите предложения, в которых употреблено устаревшее слово.
а) Теперь сомненья решены:
Они на мельницу должны
Приехать завтра до рассвета…
б) Служил я теперича в земском суде заседателем.
в) Сильнее запах тополиный
Средь наступившей тишины…
г) Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес.
Ответ: б, г.
5. Укажите в предложении синонимы.
ждали чьего-то гневного, оглушительно грозного приказания. Ответ: ж, и.
6. Укажите пословицы, в которых имеются антонимы.
а) Любишь кататься, люби и саночки возить.
б) Любишь брать, люби и отдавать.
в) Много прочёл, да мало учёл.
г) Лошадка упряма, да везёт прямо.
Ответ: б, в.
7. Укажите слово(а), заимствованное(ые) из английского языка.
а) дирижёр
б) хоккей
в) вахтёр
г) хобби
Ответ: б, г.
8. Укажите фразеологические обороты.
а) Держать в руках палку.
б) Держать себя в руках.
в) Делать из мухи слона.
г) Делать из бумаги цветы.
Ответ: б, в.
9. Укажите предложения с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.
а) Этот его поступок остался безнаказанным.
б) Областной учительский форум закончился.
в) Художник наносил на холст экономные мазки.
г) Произнесли тост в честь новорождённого.
Ответ: а, б.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание: § 42, упр. 235.
Найдите бессоюзные сложные предложения
[
] мы
идем и любуемся рожью, гладим колос
любовно рукой
[
] многие
видел я страны, счастья искал повсюду,
только удел желанный больше искать не
буду
[
] ветер
первую зелень качает, прошлогодние мнет
камыши
[
] зарозовели
вечера, степные хлынули ветра
[
] серп
луны в просвете тучи с грустью тихою
глядит, под ветвями ив плакучих тускло
воду золотит
[
] день
был серый и спокойный, в свежем воздухе
пахло морем
87.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов
двоеточие
между частями бессоюзного сложного
предложения ставится в вариантах
[
] у
альпинистов есть золотое правило нельзя
терять высоту
[
] улетели
птицы за море миновало время жатв
[
] я
смотрю на часы мы точно выполняем расчеты
штурмана
[
] был
вечер на небе блистали яркие звезды
[
] красоту
только тронь небрежной рукой она исчезнет
навеки
[
] я
доверяю любящим они велекодушны
88.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов
тире
между частями бессоюзного сложного
предложения ставится в вариантах
[
] дождик
кончился сразу туча пошла дальше
[
] распахнули
окна запах сосен вступил на веранду
[
] лес
рубят щепки летят
[
] печален
я со мною друга нет
[
] я
поднял глаза над садом торжественно и
радостно сияло небо
[
] дождь
пошел вечернее небо очистилось
89.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов
словосочетаниями
являются варианты
[
] что-нибудь
новое
[
] возле
реки
[
] из-за
погоды
[
] вдали
от дороги
[
] закат
алел
[
] войти
в дом
90.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов
вид
связи между словами в словосочетании-
примыкание
употреблен в варианте
[
] жить
дружно
[
] глубокое
озеро
[
] семь
дней
[
] очень
хорошо
[
] белый
от снега
[
] посеять
рожь
91.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов
выделенные
слова обособляются в предложениях
[
] он
закрыл лицо и сидел не
двигаясь
[
] спустя
полчаса
Ким вывел ребят к роднику
[
] с
болота сорвались испуганные
выстрелом
утки
[
] весной
из
далекого края
прибыли гости
[
] его
сын
мальчик лет пяти
улыбнулся
[
] полный
раздумья
я шел по большой дороге
92.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов
приставочно
-суффиксальным способом образованы
слова
[
] создать
[
] исстари
[
] выспаться
[
] небольшой
[
] правнук
[
] обходить
93.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов
лексическая
сочетаемость слов нарушена в словосочетании
[
] коричневый
платок
[
] степенный
человек
[
] пахать
землю
[
] карий
чулок
[
] степенный
автомобиль
[
] пахать
воду
94.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов
фразеологизмы
со значением «быстро бежать»
употреблены в вариантах
[
] до
седьмого пота
[
] не
покладая рук
[
] на
всех парусах
[
] сломя
голову
[
] выбиться
из сил
[
] во
все лопатки
95.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов
ь
пишется в числительных
[
] девят_надцать
дней
[
] пять
тысяч_
[
] восем_надцать
часов
[
] пят_надцать
минут
[
] пят_десят
секунд
[
] сем_десят
лет
96.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов
грамматическим
признакам: т.п, ед.ч, ср.р соответствуют
слова
[
] о
них
[
] о
кофе
[
] об
окнах
[
] большим
[
] о
повидле
[
] о
двух
97.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов
причастный
оборот обособляется в предложениях
[
] в
славившемся стариной городке работали
археологи
[
] охотники
вышли на заросшую кустами солнечную
поляну
[
] на
берегу лежало принесенное водой бревно
[
] высыхает
земля согреваемая лучами солнца
[
] огромная
туча медленно надвигающаяся с востока
напугала детей
[
] на
большинство задаваемых мне вопросов я
смог ответить
98.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов
не
со словами пишется раздельно в
предложениях
[
] ему
(не)здоровится
[
] в
окнах (не)доставало нескольких стекол
[
] это
был (не)рассчитанный удар
[
] роли(не)сыграны
[
] (не)случайно
к Пете зашел его товарищ
[
] не(смотря)мне
в глаза, брат пожал мою руку
99.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов
ошибки
в расстановке знаков препинания допущены
в предложениях
[
] глаза
смыкались и,полузакрытые, тоже улыбались
[
] ручей
бежит, сверкая и журча
[
] усталая,
мать замолчала
[
] он
читал, лежа
[
] он,
обрадованный этим известием, поспешил
домой
[
] я
сидел, глядя на пороховой дым, и
прислушиваясь к выстрелам
100.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов
выделенное
слово является союзом и пишется слитно
в вариантах
[
] была
та(же)
странная тишина
[
] стены
так
(же)
были увешаны коврами
[
] она
отозвалась так(же),
как и он, шепотом
[
] с
кем поведешься,
от(того)
и наберешься
[
] я
выбрал эту книгу, (по)тому
что
ее искал
[
] трудности
существуют,
что(бы)
их преодолеть
101.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов
ОШИБКИ,
ВЫЗВАННЫЕ НЕЗНАНИЕМ ЛЕКСИЧЕСКОГО
ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА, УПОТРЕБЛЕНЫ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
[
] концерты
проходили при полном аншлаге
[
] областной
учительский форум закончился
[
] наш
сосед-абонемент городской телефонной
сети
[
] плеяда
великих поэтов прошлого века
[
] состоялась
открытие монумента в честь Бородинского
сражения
[
] открытие
выставочного вернисажа
102.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов
фразеологизмы
употреблены в предложениях
[
] Марья
гораздо глубже пустила корни, чем думали
прежде
[
] дерево
глубоко пустило корни
[
] я
строг, я себе не позволю на шею сесть
[
] внук
специально пустил козла в огород
[
] крестьяне
нередко пускали красного петуха на
барские усадьбы
[
] мать
искала иголку в запутанных нитках
103.
УСТАНОВИТЕ
СООТВЕТСТВИЯ
СЛОВО |
ПРОПУЩЕННАЯ |
|
п…лисадник |
о |
|
пр…амбула |
и |
|
посв…тить |
е |
|
амф…театр |
а |
|
м…заика |
я |
104.
УКАЖИТЕ
несколько ПРАВИЛЬНЫх ОТВЕТов
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Что делать, если учитель допустил ошибку?
06.02.2023
Учитель может ошибиться и в объяснении материала, и в проверке работ. Как правильно реагировать в этой ситуации? Что посоветовать ребенку, который заметил ошибку учителя?
Заметив ошибку учителя, и ребенок и родитель часто не знают, как правильно поступить. Многие боятся, что учитель разозлится или обидится, и это будет иметь негативные последствия для ребенка. Некоторые родители опасаются, что авторитет учителя пострадает и ребенок не будет его уважать. Ребенку и родителю не хочется портить отношения с учителем, но и замалчивать тему учительских ошибок не стоит. Ведь главное в школе, чтобы ребенок получил образование. Как же правильно себя вести, если ребенок или родитель заметили ошибку учителя?
Учитель ошибся, когда объяснял материал. Как исправить?
Иногда мы сталкиваемся с тем, что со слов ребенка или из материала в тетради возникает подозрение, что учитель ошибся в объяснении материала. Родители испытывают возмущение и понимают, что ошибка учителя влияет на знания ребенка. Как исправить ситуацию?
Если вы узнаете об ошибке со слов ребенка, не стоит делать однозначных выводов.
- Ребенок мог неправильно услышать или понять учителя.
- Ребенок может обманывать, чтобы поддержать одноклассников против нелюбимого учителя.
В этой ситуации главное, чтобы ребенок запомнил и усвоил нужную информацию. Не стоит брать в фокус сам факт ошибки. Подчеркните, что сложно понять: действительно ли имела место ошибка или ребенок недопонял учителя. Обратитесь к надежному источнику и дайте ребенку достоверную информацию.
Если же вы встретили ошибку в материале, который учитель дал детям, например, неправильное решение задачи, перепроверьте, прежде чем возмущаться. Если вы уверены в ошибке, поясните ребенку, что ошибиться может каждый, покажите правильное решение, но не требуйте, чтобы он обсудил эту тему с учителем сам. У ребенка возникнет вопрос: как обсуждать эту тему с одноклассниками. Скажите, что вы сами поговорите с учителем.
Напишите учителю вежливое сообщение о том, что вы обнаружили ошибку. Подчеркните, что в этом нет ничего страшного, а вы будете рады, если учитель вновь пояснит задачу или вопрос всему классу. Учитель оценит вашу деликатность, а вашему ребенку не придется брать на себя чрезмерную ответственность.
Учитель ошибся, когда проверял работу. Как правильно сказать об этом?
Проверяя самостоятельные работы учеников, ошибиться может каждый. Иногда у детей непонятный почерк, иногда сказывается усталость учителя. Если ваш ребенок принес вам оцененную работу, а вы обнаружили ошибку в проверке, обсудите ситуацию с ребенком.
Часто дети не готовы указать учителю на ошибку, если эта ошибка “в пользу ребенка”. То есть учитель не заметил ошибки, поставил более высокую оценку. Не обязательно требовать, чтобы ребенок в этом признался и добровольно пошел на снижение оценки. Но объяснить правильный вариант — необходимо.
Если же учитель несправедливо снизил оценку, обсудите с ребенком, как ему более комфортно в такой ситуации. Чтобы он сам подошел к учителю или чтобы это сделали вы. Замалчивать ситуацию не стоит, когда из-за ошибки учителя у ребенка может быть снижена итоговая оценка. Конечно, признать ошибку учителю нелегко, но право ребенка на справедливую оценку важнее.
Общаясь с учителем по поводу ошибки в оценивании, стоит быть компетентным в предмете и начать разговор с вопроса, а не обвинения. Попросите учителя пояснить, почему он счел ответ ребенка неверным, выслушать его объяснения и принять готовность исправить несправедливо сниженную оценку.
Как реагировать, когда учитель часто ошибается?
Единичная, разовая ошибка учителя — это проблема, но не такая серьезная, как систематические ошибки учителя. К огромному сожалению, иногда встречаются учителя, которые плохо знают предмет и ошибаются часто. Эта ситуация влияет на весь класс, поэтому замалчивать ее не стоит.
В разговоре с учителем вы не сможете исправить ситуацию, поскольку некомпетентный учитель в один миг не сможет стать компетентным. Решать такие вопросы — это уже уровень администрации, но говорить с директором необходимо, имея на руках доказательства и понятные требования.
Вначале обсудите ситуацию с другими родителями и классным руководителем. Покажите, что учитель совершает ошибки часто и это влияет на знания всех детей в классе. Узнайте, что думают другие родители, хотели бы они смены учителя. Сделать это имеет смысл, поскольку директор пойдет вам навстречу только в случае коллективной жалобы. А также потому что, если всех родителей ситуация устраивает, вы можете испортить отношения с коллективов, потребовав заменить учителя.
Если родители с вами согласны, напишите коллективное заявление на имя директора с просьбой заменить учителя и объясните причины. Приложите в качестве доказательств реальные факты систематических ошибок учителя.
Что делать если молодой учитель ошибается?
Молодые учителя часто могут ошибаться из-за волнения и неопытности. Умение объяснить материал детям не всегда одно и то же, что уметь решать задачи самостоятельно. В такой ситуации родителям не стоит “жалеть” учителя. Как бы он ни был молод, он на работе и к нему следует относиться как к профессионалу, а не как к стажеру. С другой стороны, иногда плюсы молодого учителя, его мотивация могут быть очень важны для класса. В этой ситуации важно понять, готов ли учитель принять ваш совет и помощь или же он будет доказывать, что проблем нет.
Узнайте у ребенка, как учитель реагирует на критику в классе. Если учитель доброжелателен в целом, вам будет проще с ним обговорить ситуацию.
Рассчитайте свои силы. Готовы ли вы оказывать помощь учителю на систематической основе. Возможно, у вас есть такой ресурс и готовность помогать. В этом случае, вы можете предложить учителю поддержку и помощь.
Пообщайтесь с учителем лично из позиции старшего, который заинтересован в образовании своего ребенка и хочет помочь. Подчеркивайте то хорошее, что вы слышали об учителе от детей. Спросите, какую помощь вы могли бы оказать учителю. Возможно, ему необходима психологическая поддержка или беседа с детьми для улучшения дисциплины в классе.
В целом, ошибки учителя неизбежны, как любой человеческий фактор. Ваша главная задача — показать ребенку, что вам важны его знания, но подобные проблемы стоит решать бережно и конструктивно. Если же ситуация выглядит неразрешимой со стороны учителя, то вы имеете право добиваться качественного образования для своего ребенка.
Листайте также
Рассеянное внимание у ребенка в школе. Как развить внимательность?