Обмен имеющимся опытом был очень полезен лексическая ошибка

Работа по теме: MU_SR. Глава: 4) Многословие. ВУЗ: ТулГУ.

Под
общим названием многословия
в речи

объединяется несколько видов лексических
ошибок.

а) Плеоназм – употребление в речи
близких по смыслу и потому логически
лишних слов.

Ошибка: Все участники соревнований
получили
памятные сувениры.

Сувенир – «подарок на память», поэтому
«памятные» в этом предложении – лишнее
слово.

Правильно: Все участники соревнований
получили
сувениры. (Все
участники соревнований получили
памятные
подарки
.)

Разновидностью плеоназмов являются
выражения типа очень огромный, очень
малюсенький, очень прекрасный
и т.п.
Прилагательные, обозначающие признак
в его предельно сильном или слабом
проявлении, не нуждаются в уточнении
степени признака.

б) Использование лишних слов. В
данном случае имеются в виду слова,
лишние не потому, что свойственное им
лексическое значение выражено другими
словами, а потому, что они вообще не
нужны в данном тексте.

Ошибка: О том, чтобы вы
могли улыбнуться, 11 апреля
об этом
позаботится книжный магазин «Дружба»
.

Правильно: О том, чтобы
вы могли улыбнуться, 11 апреля позаботится
книжный магазин «Дружба»
.

в) Тавтология – повторение в пределах
одного или нескольких соседних предложений
одних и тех же слов или одинаковых
морфем.

Ошибка: Пилот вынужден
был совершить
вынужденную
посадку.

Правильно: Пилот вынужден
был совершить посадку.
(Пилот совершил
вынужденную посадку.)

г) Расщепление сказуемого. Это
немотивированная замена глагольного
сказуемого синонимичным глагольно-именным
сочетанием. Такие сочетания характерны
для научных, официально-деловых,
публицистических текстов, однако даже
там ими не следует злоупотреблять. В
художественном тексте и при непринужденном
общении эти конструкции неуместны.

Ошибка: Студенты приняли
решение
произвести уборку
спортивной площадки.

Правильно: Студенты решили
убрать спортивную площадку.

5) Лексическая неполнота высказывания.

Эта ошибка по смыслу противоположна
многословию. Неполнота высказывания
заключается в пропуске необходимого в
предложении слова.

Ошибка: Сейчас стали модными
призывы не допускать
на страницы
печати и телевизоров
высказывания,
способные разжечь межнациональную
вражду.

В результате пропуска слова «экраны»
получается «страницы телевизоров».

Правильно: Сейчас стали модными призывы
не
допускать на страницы печати
и экраны телевизоров
высказывания,
способные разжечь межнациональную
вражду.

6) Ошибки в использовании фразеологизмов.

а) Ввод дополнительного компонента.

Ошибка: Пора уж тебе взяться
за свой ум
.

Правильно: Пора уж тебе взяться
за ум.

б) Пропуск компонента.

Ошибка: Ну, хоть бейся об
стенку
!

Правильно: Ну, хоть бейся
головой об стенку
!

в) Смешение (контаминация) фразеологизмов.

Ошибка: Эти и другие вопросы играют
большое значение
в мировой
экономике.

Произошло смешение двух устойчивых
оборотов: играть роль и иметь
значение.

Правильно: Эти и другие вопросы
играют большую роль в мировой
экономике. Эти и другие вопросы имеют
большое значение
для мировой экономики.

Задание
1. В каком слове ряда неверно выделена
буква, обозначающая ударный гласный
звук?


знАхарка, одолжИть, Отбыв, подбодрЯт


каталОг, кулинАрия, портЫ, щавЕль


в шАрфе, начАвший, пломбировАть,
(наступить) туфлЁй


бАрмен, галА-концерт, не умЕстится,
углубИшь


глазирОванный, донЕльзя, (сделано)
мастерскИ, недосолЁный


блАговест, намерЕние, обеспЕчение,
срЕдства


вЕрование, зАдали, исконИ, подклЮченный


дОсуг, сабО, платО, сИлос


не дозвонИмся, прИбывший, пУрпур,
слИвовый

Задание
2. В каких словах согласный звук перед
Е ([Э]) произносится:

а) твердо?

Рельс,
пантеон, пресса, энергия, темпы, музей,
неолит, бутерброд, термин, реквием,
шинель, патент, термометр, дефицит,
свитер, академия;

б)
мягко?

Одесса, гротеск,
детектив, эстетика, компьютер, кашне,
компетентный.

Задание 3. Разделите
слова на 2 группы: 1) после мягкого
согласного под ударением произносится
[Э]; 2) после мягкого согласного под
ударением произносится [О].

Гололедица, маневры,
издевка, принесший, никчемный, оседлый,
современный, иноплеменный, подключенный,
леска, гренадер, разновременность.

Задание 4. Найдите
и исправьте лексические ошибки.

1. Людей приезжающих
на отдых в Грецию, никогда не мучает
ностальгия по Родине.

2. При таком отношении
к народному добру не стоит уповать на
то, что витрины забиты импортными
товарами.

3. Постараемся
сделать всё, что от нас возможно.

4. Это была программа
с безусловными условиями, которые нужно
выполнять обоим сторонам.

5. Я с опасностью
думаю о том, что нам нужно менять
стереотипы.

6. Эти факторы не
будут играть определяющего значения.

7. Банки сегодня
вышли на передовую арену жизни нашего
общества.

8. Группа солдат
совершила побег с гауптвахты в соседской
Пермской области.

9. Это соревнование
состоялось благодаря кооперативным
усилиям многих стран.

10. Несмотря на то,
что там делаются все профилактические
меры, леса горят.

Задание
1. Определите место ударения в словах.

Августовский,
алфавит, аналог, апостроф, баловать,
буксировать, вероисповедание, втридорога,
газопровод, генезис, гофрированный,
дефис, джинсовый, диспансер, жалюзи,
добыча, договор, дозвониться, досуг,
древко, завидно, задолго, заиндеветь,
заискриться, запломбировать, заржаветь,
засорится, (телефон) звонит, иконопись,
индустрия, исподволь, каталог, кашлянуть,
квартал, красивее, красивейший, кремень,
кулинария, кухонный, лубочный, маркетинг,
мельком, мизерный, мускулистый, мышление,
намерение, наотмашь, начавший, (работа)
начата, недвижимость, некролог,
обеспечение, облегчить, ободрить,
оптовый, осведомиться, откупорить,
отнятый, отчасти, памятуя, партер,
плесневеть, пломбировать, предвосхитить,
премирование, приняла (заказ), принудить,
присовокупить, прожили, рассредоточение,
симметрия, создали, столяр, табу, торты,
тотчас, уведомить, углубить, умерший,
упрочение, усугубить, факсимиле, форзац,
ходатайство, христианин, шасси, эксперт,
эссе, языковой вопрос, языковый паштет.

Задание 2. Разделите слова на 2 группы:
1) согласный перед Е произносится мягко;
2) согласный перед Е произносится твердо.

В каких словах возможен только один
вариант, а в каких допустимы оба варианта?

Агрегат,
агрессия, адекватный, адепт, академик,
аккордеон, амбре, анемия, аннексировать,
антенна, антитеза, анестезия, антисептика,
антресоли, апартеид, артезианский,
астероид, атеист, аутсайдер, бартер,
безе, берет, бекон, бестселлер, бизнес,
бифштекс, брюнет, гантели, генезис,
генетика, гипотеза, гротеск, дебаты,
дебют, девиз, девальвация, дегенерат,
деградация, декада, деканат, декларация,
декламировать, декрет, демагогия, демарш,
демпинг, денационализация, депеша,
депозит, депонент, дефицит, диспансер,
законопроект, индекс, интеллект, интервал,
интервью, интернат, кодекс, компетентный,
компьютер, конверсия, конкретный,
консервация, купейный, корректный,
лютеранин, лидер, менеджер, музей,
неологизм, непрезентабельный, пастель,
паштет, пресса, протеже, резерв, резюме,
реноме, свитер, сервант, стратегия,
текст, телефакс, тенденция, термин,
террор, фанера, фортель, френч, чартер,
энергия, эстет, эфемерный.

Задание
3. Разделите приведённые слова на три
группы, в зависимости от варианта
произношения чн: 1) слова, где произносится
[чн]; 2) слова, где произносится [шн]; 3)
слова, где возможны оба варианта
произношения.

Античный, библиотечный, булочная,
бутылочный, восточный, вечно, вербовочный,
вторично, гоночный, горничная, горчичник,
единичный, елочный, игрушечный, кирпичный,
конечно, копеечный, Кузьминична, лавочник,
лихорадочный, мелочность, молочный,
нарочно, научный, ночной однозвучный,,
отличник, очечник, перечница, печной,
подсолнечник, порядочный, почечный,
прачечная, пустячный, ручной, Саввична,
сердечный, скворечник, скучный, сливочный,
солнечный, съёмочный, точность,
тренировочный, троечник, убыточность,
уличный, шапочный, яблочный, яичница,
ячневая.

Задание 4. Исправьте речевые ошибки,
связанные с незнанием лексического
значения слова.

1. Спонсоры внесли значительную лепту
в организацию праздника.

2. Он двадцать лет проработал в торговле,
хотя с детства мечтал стать коммерсантом.

3. Билетов в партер уже не было, пришлось
довольствоваться местом на балюстраде.

4. Помещики жестоко обращались со своими
придворными.

5. Во время интервала между уроками в
класс вошел директор школы.

6. Интерьер нашей улицы очень красивый.

7. Подруга Ольги ловко драпируется в
богатую шаль.

8. Мой брат, меломан, не переносит ни
музыку, ни пение.

9. Предприятие наладило выпуск товаров,
пользующихся большим спросом, поэтому
считалось теперь банкротом.

10. Премии получили и конструкторы новых
сортов пшеницы.

11. Этот портрет стоит рядом с великолепными
образцами в пантеоне мировых достижений
портретной живописи.

12. Данный вопрос не входит в нашу миссию.

13. Базаров – молодой человек с захудалым
лицом.

14. Стихотворение Симонова «Жди меня»
стало бестселлером.

15. Крылов – удобный катализатор добра
и зла.

16. Мы испытываем летаргию по прошлому.

17. Свое следующее поприще, я думаю, он
сделает в политике.

18. Именно из-за таких регулярных возмездий,
которые обрушиваются на головы мужиков,
жители деревни испытывают ужас перед
помещиком и его бурмистром.

19. Дилемма, поставленная перед коллективом,
была успешно выполнена.

20. Летом мы совершили небольшой круиз:
сели на поезд и поехали в Москву.

21. Импорт этой страны составили меховые
изделия, вывозимые из нее в большом
количестве.

22. Он медленно перелистывал страницы
буклета – путеводителя по дворцу.

23. Если хорошо изучить картографию,
можно выиграть в покер много денег.

24. Правда и только правда – таков имидж
писателя.

25. Девушка изменила имя Катя на Кармен,
считая, что последнее импонирует ее
внешности.

26. Когда занавес раздвинулся, на сцене
стоял актер в золоченом амплуа.

27. Новая пьеса привлекла внимание
критиков оригинальным до банальности
сюжетом.

28. Радостное известие привело его в
минорное настроение – он готов был
запрыгать от счастья.

29. К подъезду подъехала тройка лошадей
с крытым саквояжем.

30. Наши успехи в экономике привели к
заметному регрессу в других областях.

Задание 5. Найдите и исправьте ошибки
в сочетаемости слов.

1. Скрутившись клубком в своем гнезде,
спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с
веселыми впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика:
он должен пополнять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна
ли я на такие поступки, которые делают
герои фильма.

5. Успехами мы не блестим.

6. Задача, поставленная перед нами,
достигнута.

7. На демонстрации Сизов приобщается к
революционерам.

8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится
свежо.

9. Группа студентов пришла слушать
факультативный курс лекций по сварке
доцента Юрьева.

10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба
подтвердить свои остатки.

11. Организовано общежитие для мужчин и
женщин с железными койками на сетках.

12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с
четырьмя ножками.

13. Общественность города широко готовится
отметить юбилей известного писателя.

14. Девушка купила карие чулки.

15. Гоголь прекрасно описал о похождениях
Чичикова.

16. Царское правительство устроило
гонение за передовыми людьми.

17. Ученики пристально слушали рассказ
учителя.

18. Большинство времени уходило на
составление ненужных отчетов.

19. Это произошло глубокой весной.

20. В течение долговременного периода
идет оформление документов.

21. Он был мне подлинным другом.

22. В этих соревнованиях спортсмен одержал
поражение.

23. Он преклонил голову ей на плечо.

24. Сын склонил колени перед матерью.

25. Эта новость причинила ей удовольствие.

26. С моей закадычной подругой мы часто
ходим в кино.

27. Спешим поздравить вас с постигшим
юбилеем.

28. У нее были огромные каштановые глаза.

29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.

30. Путешествуя по разным странам, я очень
скучала за близкими.

Задание 6. Исправьте речевые ошибки,
связанные с употреблением паронимов.

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил
абонент.

2. Герой все время находится в подвесном
состоянии.

3. В этот день я услышала много обидчивых
слов.

4. Любой поступок заслуживает осуждения.

5. Все вокруг привлекательно: и близкие
и далекие холмы.

6. Студент быстро освоил материал.

7. Мой брат – человек практический, он
не выбрасывает старые вещи.

8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то
виновным видом.

9. В новых кварталах города находятся
самые высотные дома.

10. Она приготовила сытый завтрак.

11. Болотистый ил является отличным
удобрением.

12. Она пришла в цветистом платье.

13. Соседний кот важно прошел на кухню.

14. В десятимесячном возрасте ребенка
перевели на искусное вскармливание.

15. Мы живем в одном доме, но на различных
этажах.

16. В жаркий день приятно походить по
теневым аллеям.

17. Землю надо обезводеть.

18. На поляне мы увидели высокий земельный
холм.

19. Эти фотографии сохранились в семье
потому, что моя бабушка была очень
бережная.

20. Давайте найдем в себе скрытные резервы
и доберемся до вершины.

21. С особенным удовлетворением учитель
отметил успехи слабого ученика.

22. Ему была представлена возможность
поехать на юг.

23. Были проведены отборные соревнования
по гимнастике.

24. На радио пришло письмо, адресат
которого характеризует себя так: «Я
одинок».

25. Учиться он не хотел, вот и вырос
невежей.

26. Страшная бедность заставляла его
влачить жалкое сосуществование.

27. Он не любил работать и вел праздничный
образ жизни.

28. Маяковский стоял у источников нашей
поэзии.

29. Ранние произведения поэта понятливы
и доступны каждому.

30. В конце книги был приведен список
рекомендательной литературы.

Задание 7. Найдите в предложениях
тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые
ошибки.

1. Выехать нам не удалось, потому что
начался проливной ливень.

2. У него сразу вспотели ладони рук.

3. Следует сначала посоветоваться с
коллегами по работе.

4. Прейскурант цен вывешен на витрине.

5. Гость попытался собрать осколки
сломанной вазы.

6. В заключение рассказчик рассказал
еще одну забавную историю.

7. Впереди лидирует гонщик под номером
5.

8. Между природой и человеком уже не
существует существенной разницы.

9. Работа была выполнена небрежно и
неряшливо.

10. Даже при неблагоприятных условиях
процесс развития растений продолжается.

11. Как только прочитаете книгу, сразу
же возвратите ее обратно в библиотеку.

12. В прошлом году они окончили университет
и получили высшее образование.

13. Выступление было сумбурным,
непродуманным, поэтому трудно было
уловить его главную суть.

14. Рано или поздно всем станет известна
истинная подоплека распускаемых слухов.

15. Образы мужиков в «Записках охотников»
нарисованы Тургеневым с большим
расположением и симпатией.

16. А.Н. Островский создает правдивые,
взятые из жизни, реалистические образы
и картины действительности.

17. В «Грозе» обличается самодурство,
деспотизм и произвол купцов.

18. На выполнение этого задания понадобилось
более двух часов времени.

19. В киосках нашего города можно купить
памятные сувениры, подарки.

20. Народ сумеет отстоять свою независимость,
суверенитет и территориальную целостность.

21. Мы его видели и сбоку, и в профиль.

22. Старые методы руководства были
признаны неправильными и ошибочными.

23. Некоторые руководители не сосредоточивают
внимания на решении необходимых и
насущных вопросов.

24. Обмен имеющимся опытом был очень
полезен.

25. Лес, окутанный темным мраком, наводил
на нас ужас.

26. Писатель показал, как боролась с
врагами молодая, почти юная молодежь.

27. Теплые весенние дни пришлись на начало
апреля.

28. Студенты активно готовятся к зимней
сессии, к экзаменам.

29. Отчет о проделанной работе следует
подготовить к марту месяцу.

30. Много жалоб на плохую доставку почтовой
корреспонденции поступило от жителей
деревень.

Задание 8. Исправьте речевые ошибки,
связанные с употреблением фразеологических
оборотов и устойчивых словосочетаний.

1. Сейчас же спрячь язык за зубами!

2. Ты что, первый раз с Луны свалился?

3. А сейчас все пойдет по своим делам.

4. Надо взглянуть на дело глазами будущего
потомка.

5. Я уйду, как француз, по-английски.

6. Цыплят, как известно, считают по
очереди.

7. Завтра первое боевое крещение наших
спортсменов.

8. Музыка оказала сильное впечатление
на всех.

9. Не довелось Семену Давыдову хлебнуть
счастья семейной жизни.

10. Все действия гражданина Петрова были
направлены на то, чтобы втереть очки
авторитетной комиссии.

11. Из-за недостатка улик дело было
положено за сукно.

12. Взаимопонимание и доверие играют
большое значение в семейной жизни.

13. Русские писатели всегда уделяли
большую роль проблеме использования
иноязычных слов в русском литературном
языке.

14. Мальчишка любил пускать туман в глаза,
рассказывая о своих успехах.

15. Да я просто обязан злиться на тебя!
Скажи, ради чего я поехал? Ради чего
оторвался от работы – с какой великой
радости?

16. Сегодня ночью вышел проверить часового,
а его, миленького, на посту нет –
оказывается, спит на диване мирным сном
младенца и пузыри пускает. Это уж – из
ряда вон!

17. Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы
знаем, кто такой Толстой, разбираемся.
Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры,
ушами холодными хлопают.

18. Если разобраться, ему в базарный день
полкопейки цена.

19. Обнаружено крупное хищение строительных
материалов, в котором Качеровский играет
главную скрипку.

20. Среди всеобщей тишины раздается
гомерический хохот.

21. У нее всегда семь пятниц: то она поможет
в работе, то не хочет об этом говорить.

22. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я
вам, господа русские офицеры, заслужили
мы божеский отдых, судьба нас приласкала
– целыми остались, есть с чем в Россию
вернуться. Главное – башка на плечах.

23. Такое несоответствие проходит красной
полосой в студенческих работах.

24. Рабочие занимались сизифовым делом,
разгружая и перекладывая кирпич вручную,
снова нагружая и поднимая наверх, к
лесам.

25. Не мудрствуя долго, приведу цитату
из отчета.

26. Хотя был он и не из робкой десятки, но
тут не мог не испугаться.

27. Десятки жалоб на руководство предприятия
остаются гласом, вопиющим в пустыне.

28. В плановых отделах и бухгалтериях
сводят последние счеты с ушедшим годом.

29. Мы трудились в поте лиц, а, завершив
работу, почувствовали облегчение.

30. Каждый из этих авторов внес свою
бесценную лепту в сокровищницу
театрального искусства.


Тавтология и плеоназм

Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
2. У него сразу вспотели ладони рук.
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.
4. Прейскурант цен вывешен на витрине.
5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.
6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.
8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.
9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.
11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.
12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.
13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.
14. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.
15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.
16. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.
17. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.
18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.
19. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.
20. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.
21. Мы его видели и в сбоку, и в профиль.
22. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.
23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.
24. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.
25. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.
26. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.
27. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.
28. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.
29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.
30. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Выехать нам не удалось, потому что начался ливень (тавтология).
2. У него сразу вспотели ладони (плеоназм).
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами (плеоназм).
4. Прейскурант вывешен на витрине (плеоназм).
5. Гость попытался собрать осколки вазы (плеоназм).
6. В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю (тавтология).
7. Лидирует гонщик под номером 5 (плеоназм).
8. Между природой и человеком уже не существует разницы (тавтология).
9. Работа была выполнена небрежно (плеоназм).
10. Даже при неблагоприятных условиях развитие растений продолжается (плеоназм).
11. Как только прочитаете книгу, возвратите ее в библиотеку (плеоназм).
12. В прошлом году они окончили университет (плеоназм).
13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть (плеоназм).
14. Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов (плеоназм).
15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большой симпатией (плеоназм).
16. А.Н. Островский создает реалистические образы и картины действительности (плеоназм).
17. В «Грозе» обличается самодурство купцов (плеоназм).
18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов (плеоназм).
19. В киосках нашего города можно купить сувениры, подарки (плеоназм).
20. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность (плеоназм).
21. Мы его видели в профиль (плеоназм).
22. Старые методы руководства были признаны ошибочными (плеоназм).
23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении насущных вопросов (плеоназм).
24. Обмен опытом был очень полезен (плеоназм).
25. Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас (плеоназм).
26. Писатель показал, как боролась с врагами молодежь (плеоназм).
27. Теплые дни пришлись на начало апреля (плеоназм).
28. Студенты активно готовятся к зимней сессии (плеоназм).
29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту (плеоназм).
30. Много жалоб на плохую доставку корреспонденции поступило от жителей деревень (плеоназм).

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Категория: УПРАЖНЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ | Добавил: admin (17.01.2012)

Просмотров: 54264
| Теги: занятия по риторике, устная речь, ораторское искусство для школьников, культура речи, учимся выступать перед публикой, основы риторики
| Рейтинг: 3.5/8

Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните предпосылки речевых ошибок. 1.

Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните предпосылки речевых ошибок. 1. Он обучался в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в собственной доле он предчувствовал заблаговременно. 4. Эрмитаж ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы скоро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Великолепный внутренний интерьер замка запомнится навечно. 7. Пожар содействует ожогам. 8. Исполняется исцеление вирусов, вызывающих рак. 9. Вы сможете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все вырастающую тревогу.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Речевые ошибки

Презентация к уроку

Наш язык — это язык слов. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как именно слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нём. Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или сочетанием слов:

«Выражают мысли и чувства с помощью слов, прислушиваются к словам окружающих людей, усваивают новые или незнакомые слова, изучают слова других языков, вспоминают забытые слова родного языка». (Р.А. Будагов)

Одной из главных коррекционных задач школы для детей, имеющих нарушения слуха и речи, является формирование грамматически правильной речи. Для этого требуется большая повседневная работа всех педагогов школы, семьи. В решении этих проблем основную направляющую роль играет слуховой кабинет, где проводятся индивидуальные занятия.

Одной из основных задач речевого развития школьников является словарная работа. Эта работа — одно из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Она направлена на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка. Работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся коррекционные занятия, а также занятия по русскому языку и развитию речи, овладение словарным составом литературного языка. Вот почему работа над словом заслуживает не меньшего к себе внимания, чем чисто грамматическая; она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений.

Горький А.М. писал в одной из своих статей: «Никогда еще дети не нуждались так в обогащении языком, как нуждаются они в эти годы, в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создается множество нового и все требует новых словесных форм». Эти замечательные слова полностью сохраняют свое значение и в настоящее время.

Каждый человек должен быть заинтересован в том, чтобы уметь говорить и писать правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогая добиться успеха, в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. Чтобы общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику и словарь. Надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника.

Обучать человека пользоваться правильной речью необходимо с детства, со школьной скамьи. Именно по этой причине педагог должен уделять особое внимание речевым ошибкам учащихся и помогать их предотвращать.

Повышение речевой культуры учащихся — одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствием языковым нормам. Не подлежит сомнению, что организовать целенаправленную, планомерную и эффективную работу по привитию детям необходимых речевых навыков можно только при том условии, если учителю известны речевые нарушения, свойственные детскому возрасту. Наблюдения показывают, что однотипные нарушения встречаются в речи разных детей, повторяются из поколения в поколение.

Слово — важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и выполняет эмоционально- экспрессивную функцию.

И, выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

Предложенные ниже задания связаны с типичными ошибками, допускаемыми при выборе и употреблении слов в речи [1]. К числу таких ошибок, в частности, относятся:

  • лексическая (речевая) избыточность (лишние слова, многословие),
  • тавтология (необоснованное повторение в тексте однокоренных слов),
  • подмена понятий (неоднородные понятия в тексте представлены как однородные),
  • псевдовысокий стиль (стремление во что бы то ни стало «говорить красиво»).

Задание 1. Что значат эти пословицы? Почему так говорят? Как мы должны относиться к тому, что мы говорим и пишем?

  • Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь!
  • Что написано пером, того не вырубишь топором!
  • Самое сладкое — слово, самое горькое — слово.

Задание 2. Известно, что люди должны говорить точно и правильно. Важно выбирать слова и так строить свою речь, чтобы она была максимально понятна другим. Прочитайте стихотворения. Их автор показал нам, что бывает, если человек недостаточно думает над тем, что говорит. Действительно, что здесь не так?

Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
А.Хайт

Песенка про лишние слова.

Как проехать на вокзал? —
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
— В общем, где-то, так сказать.
Это близко очень,
Просто тут рукой подать.
Говоря короче:
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно.
Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошёл
И коту заметил:
— Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте!
Не для вас для одного:
Будут, значит, гости.
В общем, я хотел сказать,
Что терпеть не стану:
Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
А.Хайт

Явление, которое, играя со словами, показал нам поэт А.Хайт в своём стихотворении «Песенка про лишние слова», называется «лишние слова». Существует и другой термин для данного явления — «речевая избыточность». Это один из часто встречающихся видов речевых ошибок. Кроме речевой избыточности, существует и такая речевая ошибка, как тавтология. Тавтология и речевая избыточность — сходные явления, но всё же отличаются друг от друга. Речевая избыточность — это повторение в тексте «лишних» слов с одинаковым или очень близким значением. Если в тексте необоснованно повторяются однокоренные слова, то это явление называется тавтология.

Задание 3. Выберите один из вариантов, который вы считаете правильным. Какую речевую ошибку вы нашли? Объясните, почему этот вариант лучше другого. Худший вариант зачеркните.

1. Он учился в музыкальной консерватории. Он учился в консерватории.
2. Налицо разбазаривание государственного имущества. Налицо незаконное разбазаривание государственного имущества.
3. Перед смертью он долго болел. Перед своей смертью он долго болел.
4. Состоялся обмен имеющимся опытом. Состоялся обмен опытом.
5. Они окончательно закончили работу. Они закончили работу.
6. Художник мастерски описывает внешность своих героев. Художник мастерски давал портреты внешности своего героя.
7. Суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту. Главная суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту.
8. Он предчувствовал этот поворот в своей судьбе. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.
9. Эрмитаж — сокровищница нашей культуры. Эрмитаж — ценная сокровищница культуры.

Задание 4. В таблице приведены предложения с речевой избыточностью и тавтологией. Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему? Объясните, в чём избыточность этих предложений и где есть тавтология.

1. Он был мужественным и смелым человеком.
2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.
3. Он облокотился локтем на стол.
4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.
5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок.
6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью
7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя.
8. Сонина комната походила как будто на сарай.

Задание 5. Приводимые ниже примеры содержат речевую ошибку, которая называется подмена понятий. Такая ошибка возникает в случае, если в один ряд как однородные попадают несовместимые понятия. Например, глагол как центр предложения может сочетаться только с частью слов (но не со всеми словами), которые за ним следуют. Как устранить ошибки в примерах? Ответ запишите в правой части таблицы.

1. На высоком столике стояли миска с водой, мыло, полотенце.
2. Жильцы требовали ликвидации неполадок в квартирах и ремонта.
3. Школа опустела, не слышно привычного шума и ярких стенгазет.

Задание 6. Остановимся на ошибках, которые называются необоснованное стремление к псевдовысокому стилю. Такие ошибки появляются, когда автор текста хочет выразить свою мысль излишне торжественно и не к месту включает слова высокого книжного стиля в контекст разговорного стиля. В этом случае возникает стилистическое несоответствие. Из двух вариантов в скобках выберите один, присущий данному стилю, а ненужное зачеркните.

Юрий Гагарин (был в космосе — посетил космос) в 1961 году.

Разговор по телефону: «Знаешь, в (данный момент — сейчас) я не могу прийти, я готовлюсь к экзаменам».

Мальчик услышал, что охотники ищут медвежью берлогу. Он бегом кинулся к медведям, чтобы (проинформировать их об этом — сказать им об этом).

Я так рада! Моя племянница (приобрела — купила), наконец, квартиру.

Медведь увёл медведицу с медвежатами (на другую жилплощадь — в другую берлогу).

Старый ворон (вступил в конфликт — начал спорить) со всей стаей.

Предложенные задания могут быть использованы на уроке индивидуальной слухоречевой работы. Этот урок можно провести как без компьютера (Приложение 2), так и с использованием компьютера. Предлагаю Вашему вниманию конспект урока (Приложение 1) и презентацию урока (Презентация.ppt).

Воспитание бережного отношения к языку, формирование культуры языкового общения — длительный и трудоёмкий процесс, требующий времени на уроке, так и вне его рамок.

Литература.

1. Т.И.Фроянова. Культура русской речи. Практикум: Учебное пособие. — Спб., 2003.

Обмен имеющимся опытом лексическая ошибка

Войти через uID

—>

—>

—>Главная » —>Статьи » КУЛЬТУРА РЕЧИ » УПРАЖНЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
2. У него сразу вспотели ладони рук.
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.
4. Прейскурант цен вывешен на витрине.
5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.
6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.
8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.
9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.
11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.
12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.
13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.
14. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.
15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.
16. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.
17. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.
18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.
19. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.
20. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.
21. Мы его видели и в сбоку, и в профиль.
22. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.
23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.
24. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.
25. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.
26. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.
27. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.
28. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.
29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.
30. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Выехать нам не удалось, потому что начался ливень (тавтология).
2. У него сразу вспотели ладони (плеоназм).
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами (плеоназм).
4. Прейскурант вывешен на витрине (плеоназм).
5. Гость попытался собрать осколки вазы (плеоназм).
6. В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю (тавтология).
7. Лидирует гонщик под номером 5 (плеоназм).
8. Между природой и человеком уже не существует разницы (тавтология).
9. Работа была выполнена небрежно (плеоназм).
10. Даже при неблагоприятных условиях развитие растений продолжается (плеоназм).
11. Как только прочитаете книгу, возвратите ее в библиотеку (плеоназм).
12. В прошлом году они окончили университет (плеоназм).
13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть (плеоназм).
14. Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов (плеоназм).
15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большой симпатией (плеоназм).
16. А.Н. Островский создает реалистические образы и картины действительности (плеоназм).
17. В «Грозе» обличается самодурство купцов (плеоназм).
18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов (плеоназм).
19. В киосках нашего города можно купить сувениры, подарки (плеоназм).
20. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность (плеоназм).
21. Мы его видели в профиль (плеоназм).
22. Старые методы руководства были признаны ошибочными (плеоназм).
23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении насущных вопросов (плеоназм).
24. Обмен опытом был очень полезен (плеоназм).
25. Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас (плеоназм).
26. Писатель показал, как боролась с врагами молодежь (плеоназм).
27. Теплые дни пришлись на начало апреля (плеоназм).
28. Студенты активно готовятся к зимней сессии (плеоназм).
29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту (плеоназм).
30. Много жалоб на плохую доставку корреспонденции поступило от жителей деревень (плеоназм).

источники:

http://urok.1sept.ru/articles/593536

http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/kultura_rechi/uprazhnenija_po_kulture_rechi/tavtologija_i_pleonazm/19-1-0-237

Плеоназм или тавтология

  • Школьникам: Сотка, Фоксфорд, Тетрика, Skysmart, Алгоритмика.
  • Английский: Инглекс, Skyeng, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, SkillFactory, Уроки легенд, Skypro.
  • автобиография жизни — плеоназм
  • автоматический рефлекс — плеоназм
  • арсенал оружия — плеоназм
  • бездоказательные доказательства — тавтология
  • букинистическая книга — плеоназм
  • в августе месяце мы закончим строительство — плеоназм
  • в заключение рассказчик рассказал — тавтология
  • в конечном итоге — плеоназм
  • в официально деловом стиле — плеоназм
  • в январе месяце у нас сессия — плеоназм
  • взаимно друг к другу — тавтология
  • видимо-невидимо — тавтология
  • внутренний интерьер — плеоназм
  • внутренний интерьер их квартиры вызвал недоумение — плеоназм
  • во время сессии важной оказывается каждая минута времени — плеоназм
  • водные водоросли — тавтология
  • военный госпиталь — плеоназм
  • возвратить обратно — плеоназм
  • возобновить вновь — плеоназм
  • впервые дебютировать — плеоназм
  • впервые познакомился — плеоназм
  • выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень — тавтология
  • главная суть — плеоназм
  • государственный чиновник — плеоназм
  • демобилизоваться из армии — плеоназм
  • другая альтернатива — плеоназм
  • закадычный родитель — плеоназм
  • здание будут украшать витражи из цветного литого стекла — плеоназм
  • изучать знания — плеоназм
  • изысканные и вкусные деликатесы были на столе — плеоназм
  • инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация — плеоназм
  • к концу соревнований в более лучшем положении оказалась — плеоназм
  • каждая минута времени — плеоназм
  • карабкаться вверх — плеоназм
  • кивнуть головой — плеоназм
  • ко мне подошла светлая блондинка — плеоназм
  • коллеги по работе — плеоназм
  • комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно — тавтология
  • криминальное преступление — плеоназм
  • ладонь руки — плеоназм
  • лиственные леса занимают меньшую площадь покрытую лесом — тавтология
  • лично я — плеоназм
  • ложный оговор — плеоназм
  • магазин букинистической книги — плеоназм
  • масло масляное — тавтология
  • мизерные мелочи — плеоназм
  • минута времени — плеоназм
  • можно спросить вопрос — плеоназм
  • молодая девушка — плеоназм
  • монументальный памятник — плеоназм
  • моя автобиография — плеоназм
  • надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество с вашей фирмой — плеоназм
  • наиболее оптимальный вариант — плеоназм
  • народная демократия — плеоназм
  • народный фольклор — плеоназм
  • не без труда удалось нам решить эти трудные задачи — плеоназм
  • незащищенные ладони рук — плеоназм
  • необходимо беречь каждую минуту времени — плеоназм
  • необходимо вовремя оплачивать коммунальные платежи — плеоназм
  • необычный феномен — плеоназм
  • неожиданный сюрприз — плеоназм
  • о моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье — плеоназм
  • обмен имеющимся опытом был очень полезен — плеоназм
  • объединить воедино — тавтология
  • огромная махина — плеоназм
  • он быстро заполнил анкету и написал свою автобиографию — плеоназм
  • он всего лишь описал случай, который случился с ним — тавтология
  • он рассказал нам о своих планах на будущее — плеоназм
  • опытный эксперт — плеоназм
  • отступить назад — плеоназм
  • памятный сувенир — плеоназм
  • первая премьера — плеоназм
  • первое боевое крещение — плеоназм
  • первый дебют — плеоназм
  • период времени — плеоназм
  • полное фиаско — плеоназм
  • пологий берег зарос густыми зарослями — тавтология
  • польза от использования — тавтология
  • потом я начинаю изучать знания — плеоназм
  • прейскурант цен — плеоназм
  • при такой обработке много древесины пропадает зря — плеоназм
  • проливной ливень — тавтология
  • промышленная индустрия — плеоназм
  • рабочий был уволен за прогул без уважительной причины — плеоназм
  • сатирическая карикатура — плеоназм
  • свидетель видел, что потерпевшего пинали ногами — плеоназм
  • свободная вакансия — плеоназм
  • своя автобиография — плеоназм
  • сегодня у нас в гостях гость из москвы — тавтология
  • сильнейшие асы — плеоназм
  • совместное сотрудничество — плеоназм
  • совместное сотрудничество помогает в работе — плеоназм
  • соединить воедино — тавтология
  • спросить вопрос — тавтология
  • старый ветеран — плеоназм
  • странный парадокс — плеоназм
  • студенты активно готовятся к зимней сессии и экзаменам — плеоназм
  • темный мрак — плеоназм
  • у него сразу вспотели ладони рук — плеоназм
  • уровень доверия населения к местным банкам всегда был на высоком уровне — плеоназм
  • хронометраж времени — плеоназм
  • целеустремленно стремится — тавтология
  • частная собственность — плеоназм
  • чистая правда — плеоназм

1. В «Грозе» обличается самодурство купцов.

2. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов.

3. В киосках нашего города можно купить  сувениры, подарки.

4. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность.

5. Мы его видели  в профиль.

6. Старые методы руководства были признаны ошибочными.

7. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении насущных вопросов.

8. Обмен опытом был очень полезен.

9. Между природой и человеком уже не существует разницы.

10. В прошлом году они окончили университет.

11. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность.

12. «Кого я вижу! Какой неожиданный сюрприз!» – услышал я и с удивлением обернулся.

13. С Леонидом Дмитриевичем Зыковым меня  познакомил мой двоюродный кузен.

14. В совместном разговоре выяснилось, что среди коллег  у нас есть общие знакомые.

15. У Зыкова была приятная  внешность, мимика  передавала все его чувства, с ним интересно было беседовать.

16. По моему  мнению, мы сразу понравились друг другу.

17. Узнав, что я задержусь здесь на два дня, он пригласил меня в гости.

18. Вечером я отправился в гостиницу, где остановилась семья Зыковых.

19. На мой стук дверь немного приоткрылась, а затем  юноша пригласил меня войти.

20. Интерьер номера отличался  роскошью отделки и старинной мебелью,  бра давали мягкий  свет.

21. В номере пахло лёгкими  духами.

22. Сказав лестный комплимент Алине Алексеевне, блондинке со вздёрнутым кверху носиком, я вручил ей букет, а сыну – диск со  шлягерами, который уже стал бестселлером.

23. На операцию считывания такого отрезка информации машина затрачивает три секунды.

24. Судьбы этих людей похожи как две капли воды.

25. Им предстояло в срок выполнить  работу.

26. Не исключено, что скрипка Страдивари находится сейчас у кого-то из деревенских скрипачей.

27. Чичикову был чужд  моветон.

28. Мне показали мой рабочий стол.

29. Сторонники этого метода объединились.

30. Катерина предчувствует свою гибель.

31. Невыносимый смрад и  спертый воздух сдавили горло.

32. Особенность художественной речи в том, что в ней много образных слов и выражений.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ 
НОРМЫ

Вариант
1

1.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Когда
совершаешь поступок, за который потом может быть стыдно, нужно помнить о том,
то когда-нибудь вы получите эффект обратного бумеранга.

2.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Богатая
роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего
здесь впервые.

3.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

В
прейскуранте цен мы не обнаружили товара, который был нам необходим для
завершения ремонта.

4.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Сроки
сдачи военного объекта нарушены, потому то многие агрегаты для комплекса
импортировались из-за рубежа, а из-за санкций срочно пришлось решать проблему импортозамещения. 

5.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

В
районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его
за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.

6.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Возвращаясь
из кинотеатра, мы попали под проливной ливень.

7.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Не
существует существенной разницы в нравственных приоритетах мировых религий.

8.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Обмен
имеющимся опытом был очень полезен.

9.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Стол
напоминал сад: на нём было расставлено так много цветущих цветов, что блюда с
закусками терялись в их таинственной чаще.

10.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Н.А.Некрасов
явился поэтическим выразителем целой эпохи, основным лейтмотивом творчества
поэта является вольнолюбивая лирика.

11.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

В
настоящее время Тихий океан играет важную роль в жизни многих стран.  Половина
мирового улова рыбы приходится на эту водную акваторию.

12.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

По
моему личному мнению, выставка не вызвала повышенного интереса.

13.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

В
районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его
за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.

14.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

С
самого начала произведения автор ведёт взаимный диалог с читателем, показывает
своё отношение к главным героям, к их переживаниям, мыслям.

15.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Он
повторил снова, что не позволит своей жене подписывать какой бы то ни было
ангажемент, пока его кредиторы не будут удовлетворены и пока сам он не получит
достаточную сумму, с которой он снова сможет начать свою жизненную карьеру. 

16.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Особое
место в мемуарной литературе занимают воспоминания о былом, которые с
наибольшей полнотой доносят до нас всё то, что помогает почувствовать пульс
исторических событий. 

17.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Управление
почтовой службы берёт на себя обязанность, благодаря которой оно превращается в
авторитарный орган власти, обособленный от человеческого общества и
возвышающийся над ним. 

18.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Стоит
мне только взглянуть на это простой памятный сувенир, как я переношусь в
глубокое и мрачное урочище Тушкем, на бурливую алтайскую речку Кыгу, на гольцы,
на Телецкое озеро, и всякий раз меня охватывает волнение, с которым я не в
силах сладить.

19.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Стилизуя
повествование под автобиографии жизни беглых рабов и пользуясь сюжетными клише
авантюрного романа, Халдрет стремится в беллетризованной форме осудить феномен
рабства с моральной и экономической точек зрения.

20.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Характерно,
что резкое расстройство вестибулярной функции после окончания приступа
нормализуется, но шум в ушах и тугоухость сохраняются и в дальнейшем постепенно
прогрессируют вперёд. 

ЛЕКСИЧЕСКИЕ 
НОРМЫ

Вариант
2

1.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Но
при этом важно, чтобы банки не проходили эту процедуру в страшном временном
цейтноте, в ситуации безвыходности, обусловленной несоблюдением ими требований
и нормативов. 

2.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Кроме
того, у него был знакомый в этом городе, и местный абориген заверил спутников,
что все они смогут найти надёжное убежище в его доме.

3.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Елена
с нескрываемым волнением ждала первую премьеру спектакля по пьесе
замечательного драматурга Жана Жене.

4.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Здоровье
человека зиждется на гармоничном взаимодействии органов его тела, а
взаимоотношения между людьми, семьями, племенами и народами станут
гармоничными, если эмоции и импульсы альтруистического эгоизма автоматически
обеспечат мирное совместное сотрудничество и устранят все мотивы переворотов и
войн.

5.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Г.Паркер
был одним из ведущих лидеров аболиционизма в Новой Англии, писал статьи и
памфлеты, выступал с проповедями и речами, участвовал в организации
аболиционистских обществ, прятал беглых рабов.

6.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Это
огромная махина, пришвартованная к берегу крепкими канатами, представляла
отличную пристань, а её просторные палубы, салоны и каюты служили складом для
всякого рода грузов.

7.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Чтобы
достичь состояния отрешённости посреди военной разрухи, нужно было владеть
особым искусством абстрагирования от гнетущей реальной действительности.

8.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Наши
деды и прадеды остаются в памяти миллионов людей как символ ратного
героического подвига наших воинов при разгроме и изгнании агрессора с родной
земли, при освобождении других народов от фашистских поработителей.

9.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Фёдор
был призван в Советскую Армию в 1936 году, проходил службу в течение двух лет в
городе Кременчуге, а после демобилизации из армии работал бригадиром в колхозе.

10.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Начало
ХХ века…  Это было время, когда литературная жизнь столицы переживала повальное
увлечение модернизмом всех оттенков: от агонизирующего символизма до акмеизма и
футуризма, впервые дебютировавших на литературной арене.

11.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Государство
может и должно формировать цели и главные приоритеты инновационной политики,
создавать условия, стимулировать, продвигать, но само создание коммерческого
инновационного продукта всегда останется прежде всего прерогативой частного
бизнеса.

12.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Чтобы
заглушить тишину, мне хотелось кричать, особенно ночью, среди тёмного мрака и
суеты чёрных сновидений.

13.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Целый
день он простаивал без дела в шумной типографии с верстаткой в левой руке и
быстро доставал из кассы маленькие свинцовые значки, следуя укреплённому на
тенакле оригиналу, потом мыл руки под краном, бежал обедать в маленький
ресторанчик и там, усевшись за мраморный столик, читал газеты.

14.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Матушка
возвратилась назад в городок и познакомилась с людьми, которые не только
выразили симпатию, но и объяснили, что нет никакого смысла чувствовать вину
относительно чего-либо.

15.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Продвижение
двух армий продолжалось около двух недель с интервалом между арьергардом
противника и передовым авангардом римлян не более восьми – десяти километров.

16.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

В
трактовке его фасадов, и особенно внутреннего интерьера, проступили черты
тяжеловесной помпезности в эклектичности, свидетельствовавшие о закате
классицизма и поисках иной, более декоративно насыщенной и стилистически
разнообразной архитектурно-художественной системы.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ 
НОРМЫ

Вариант
3

1.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Толпа
размахивала билетами, и Конкин, сжимая маленькую ладонь Витюни, боялся, что их
здесь совсем затолкают, но раздражённая, остервенело жестикулирующая руками
женщина-контролёр выхватила у него билеты и привычным движением замкнула цепь,
перегородив таким образом толпу надвое.

2.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

В
60-е годы я впервые познакомился с миром книг Александра Грина, а его «Алые
паруса» − это история любви, почти за вековое своё существование ставшая такой
же классической и известной как история Ромео и Джульетты или Орфея и
Эвридики. 

3.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Жил
в Москве социолог-футуролог и писатель-фантаст, человек, как бы сказал
Акутагава, тонкий, спекулянт острый, ума недюжинного, занимался поисками ценных
сокровищ на Британских островах, в озерах Литвы и в окрестностях знаменитой
станции Тайга, что в Томской области.

4.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Мой
путь пролегал через Францию с её бесподобными ландшафтами местности, через
аккуратистку Швейцарию, через высокие перевалы, где на обочинах ещё лежали
безобразные серые сугробы, и дальше вниз, в Италию, к месту назначения. 

5.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Птицы,
заранее предчувствуя непогоду, совершали короткие рейсы от гнездовья к воде и обратно,
спеша накормить птенцов и насытиться самим, пока шторм и ненастье не загонят их
в укрытие, быть может, на несколько суток.

6.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Давно
не крашенные корпуса, ограждающие грязно-снежное пространство под прямым углом
к длинному вокзальному фасаду, типовая гостиница в пять этажей – весь этот
комплекс провинциальной повседневной обыденности привёл Шубина в то состояние
духа, которое вызывает раздражение, направленное против самого себя.

7.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

На
дивизию их тоже пошлешь – уже откомандовали там своё,  а если открылась
свободная вакансия командира корпуса – на неё обычно стремятся лучшего из командиров
дивизий выдвинуть.

8.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Константину
от всей души хотелось, было просто необходимо, чтобы Мемориал памяти произвёл
на него по-настоящему сильное впечатление – не просто понравился, а вызвал
благоговейное желание преклонить колени.

9.        
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Необычный
феномен широчайшего хождения книг с готическим сюжетом в Британии на рубеже
ХVIII – ХIХ веков и некоторые свойства этих книг подталкивают к обнаружению в
ранней литературной готике признаков массовой литературы.

10.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Негативную
реакцию православной церкви вызывала совершенно определённая область народного
фольклора, рождённая в недрах так называемой «смеховой», или «карнавальной»,
культуры Древней Руси.

11.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Жизнь
– это материя, в которой мы запутываемся, если будем рассуждать о ней слишком
много или слишком мало.  Трагическая глубина этого странного парадокса в полной
мере проявилась в последние месяцы нашей совместной жизни – летом и осенью 1910
года.

12.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Работодатель
должен предложить свободную вакансию всем сотрудникам одновременно.

13.     
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

Наверху
были магазин, где продавались памятные сувениры, отличное информационное бюро и
туалетные комнаты.

14.     
Исправьте
лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.  Запишите подобранное
слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Сейчас
наши дети начинают постигать первые школьные трудности.

15.     
Исправьте
лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.  Запишите подобранное
слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Большое
внимание будет оказано благоустройству города.

16.     
Исправьте
лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.  Запишите подобранное
слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Наши
фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обновите приложение как только его разработчик предоставит исправление этой ошибки
  • Обманы ошибки памяти называются
  • Нр 150 ошибка с3 6140
  • Обнаружил закон ошибка
  • Обманутая лена всю следующую неделю перенашивала план мести лексическая ошибка