Обрыв обогрева заднего стекла как исправить

Блог пользователя VitMik на DRIVE2. Доброго времени суток, уважаемые автолюбители! Содержание статьи: Как найти место обрыва в системе обогрева заднего стекла Делаем ремонт обогрева заднего стекла авто самостоятельно Не удивляйтесь, но сегодня речь пойдёт о такой необходимой в любое время года функции нашего автомобиля, как обогрев з…

Доброго времени суток, уважаемые автолюбители!
Содержание статьи:
Как найти место обрыва в системе обогрева заднего стекла
Делаем ремонт обогрева заднего стекла авто самостоятельно

Не удивляйтесь, но сегодня речь пойдёт о такой необходимой в любое время года функции нашего автомобиля, как обогрев заднего стекла. И зря кто-то думает, что летом обогрев заднего стекла не нужен. Значит, вы мало передвигаетесь в дождливую погоду.

И, как всегда не вовремя, у вас произошла неприятность, пропал обогрев заднего стекла. Это мы вдруг замечаем во время дождя, когда повышается влажность в салоне и за бортом. Влажность повышается, а видимость понижается. Срочно нужен ремонт обогрева заднего стекла авто.

Причин неисправности системы обогрева может быть масса: от непрофессиональных действий работников сервиса при проведении тонирования стекол, до баловства ваших детей на заднем сиденье.

Как найти место обрыва в системе обогрева заднего стекла
Методы поиска обрыва, если они визуально не наблюдаются, например, при обрыве клемм, исключительно народные. Практически каждый автомобилист в состоянии найти место обрыва нитей, используя минимальные затраты и силы.
визуально.При запотевшем заднем стекле включите обогрев. Практически сразу в месте разрыва нитей стекло начинает отпотевать, при этом остальная поверхность оборванной нити не имеет характерной полосы.
вольтметром — I. При включенном зажигании включите обогрев заднего стекла. Один щуп вольтметра соединяется с массой авто, второй оборачивается фольгой и перемещаете к середине обогревательной нити. Напряжение должно быть показано в пределах 5В. В том месте, где оно упадет до 0 В или, наоборот поднимется до 12 В – там и есть обрыв.
вольтметром — II. Один щуп подсоединяем к клемме «плюс» обогрева, а второй перемещаем по нити обогрева со стороны отрицательной клеммы. В том месте, где напряжение падает до 0 В, там и требуется ремонт обогрева стекла.
омметр. Желательно применять для диагностики аналоговый (стрелочный) прибор. Включаем Омметр в режим кило или мега. Щупы омметра присоединяем к разным выводам системы обогрева. Ватой, смоченной в дистиллированной воде. Медленно ведем вдоль нити обогрева. В месте, где среагирует стрелка омметра, и есть обрыв.

Всё, определились. Теперь можно со знанием дела браться за ремонт обогрева заднего стекла автомобиля своими руками.

Делаем ремонт обогрева заднего стекла авто самостоятельно

Вариантов ремонта обогрева заднего стекла авто существует масса. Так же как и материалов и методик. Вначале рассмотрим вариант с применением промышленного ремкомплекта для ремонта обогрева заднего стекла. А потом перейдём к народным, проверенным способам. Выбор варианта ремонта, в любом случае, остаётся за вами.

Для того, чтобы не повторяться каждый раз, нужно помнить, что всегда места соединения нитей или проводов системы обогрева зачищаются и обезжириваются, если речь идёт о пайке.

1. Ремнабор нитей обогрева заднего стекла (например, Permatex или Quick Grid, или любой, предложенный вам в автомагазине). И тот и другой ремкомплект для ремонта обогрева заднего стекла автомобиля имеют, практически, одинаковые характеристики. Позволяют восстанавливать до десяти сантиметров повреждённой нити обогрева.

В комплект входят трафареты (шаблоны) с нитями и баллон с компаундом (термоактивная полимерная смола). Определив место обрыва нити, выключаете обогрев. Затем снимаете защитную плёнку с трафарета и прикладываете нить к месту обрыва. При помощи кисточки нанесите компаунд на место ремонта. После высыхания процедура повторяется 2-3 раза.

Затем снимаете шаблон со стекла и не включаете обогрев заднего стекла в течение одних суток.

2. Токопроводящая паста. Ещё один промышленный вариант ремонта обогрева заднего стекла авто. Токопроводящая паста наносится по месту обрыва нитей. При этом постарайтесь захватить место наложения пасты по 20 мм. с обоих концов оборванной нити. Время для сушки пасты – 24 часа. При использовании, например, строительного фена, можно высушить её раньше.

3. Народные способы ремонта обогрева заднего стекла авто. По сути метода они не отличаются. А вот по применяемым материалам, разница есть.

Краска и стружка. Стружка «добывается» из медно-латунного бруска напильником. Краска желательно красная, под цвет нитей. Смешиваем стружку с краской (50/50) до тестообразного состояния. Делаем трафарет из изоленты (скотча). Включаем обогрев, по трафарету наносим смесь. О том, что «есть контакт» вы услышите по реакции в месте ремонта. Это должно быть лёгкое шипение. Всё. Можно ехать сразу.

Клей и стружка. Подобный способ получения токопроводящей массы – применение вместо краски клея, например БФ – 2. И в том, и в другом случае. Если участок обрыва токопроводящей нити достаточно большой, то для надёжности можно использовать тонкий проводок (жилу).

Пайка места разрыва. Используется флюс – хлористый цинк. Примой берете низкооловянистый, типа, ПОС-18, ПОСС-4-6. И вновь при повреждении длинного участка нити, используйте жилку провода (серебряную или медную).

Наверное, достаточно вариантов для того, чтобы провести ремонт обогрева заднего стекла автомобиля своими руками.

Как вы убедились из описания вариантов и материалов для ремонта, сложного ничего нет, и времени уйдет не так уж и много.

Успехов вам, и движения с исправным обогревом заднего стекла в любое время года.

У обогрева заднего стекла есть одна хорошая особенность: его небольшие неисправности можно устранить своими руками очень быстро и дёшево. А если постараться, то ещё и качественно. Попробуем?

Как работает и почему не работает?

Обогрев заднего стекла – штука очень простая. И принцип работы у него элементарный: через нити обогрева проходит ток, нити нагреваются и отогревают само стекло. Немного цифр специально для любителей физики: сопротивление каждой нити составляет около 10 Ом, потребляемый ток сильно зависит от автомобиля и составляет от 10 до 25 А (чем больше площадь обогрева заднего стекла, тем больше ток). Нити обычно нагреваются до температуры не более 70 градусов, чего вполне достаточно для удаления не только запотевания, но и зимнего обледенения.

Конструкция обогревателя несложная: на стекле между двух шин проложены несколько нитей (их количество опять же зависит от размера стекла, обычно – около десяти). Получается, что они подключены параллельно и это правильно: если одна нить выходит из строя, остальные продолжают работать. При последовательном подключении любой обрыв приводил бы к отключению всех нитей. 

Что может пойти не так? Наиболее распространённая неприятность – это как раз обрыв нити. С ним мы и постараемся справиться самостоятельно. Но кроме этого бывают и другие неисправности, часть из которых можно отремонтировать даже без помощи фиксиков. Например, заменить перегоревший предохранитель.

Сложнее, если сгорела кнопка. Её заменить тоже можно, но такое встречается редко.

Так же редко сгорает реле. Ремонтировать его обычно бессмысленно, и гораздо проще поставить заведомо исправное. 

А вот обрывы в цепи встречаются чаще. Особенно на хэтчбеках или универсалах, где проводка обогрева проходит в гофре через заднюю дверь. Со временем проводка перетирается, и обогрев работать перестаёт. Заодно могут перестать работать задние фонари или поворотники, если они тоже установлены на двери. Ну, тут как повезёт, в гофре может отвалиться всё что угодно. Такую неисправность проще всего обнаружить вольтметром, проверив напряжение на шинах. Если предохранитель, кнопка и реле исправны, а обогрев не работает по всей поверхности, нужно проверить питание на нём. Иногда проводка не перетирается, а просто окисляется в местах подключения обогрева. Само собой, такое бывает не только на хэтчбеках и универсалах, но и на седанах.

И всё-таки самая частая неисправность – это обрыв одной или нескольких нитей. Эту картинку можно увидеть чаще всего: некоторые нити перестают работать, оставляя на стекле неоттаявшие области. Вот с этим мы сейчас и будем бороться.

Приборы, зрение и терпение

Первая задача, которую придётся решить, это найти повреждение на перегоревшей нити. Как обычно, в наших материалах «косорукий мастер» мы делаем два допущения: не хотим покупать для ремонта ничего дорогого (лучше, конечно, вообще ничего не покупать и обойтись изолентой) и признаёмся честно, что ни черта не разбираемся в технике (что, конечно, действительности не соответствует, но вынуждает находить самые простые пути решения проблемы). Поиск обрыва может быть проведён разными способами. Способ нормальных людей предполагает использование мультиметра.

Работать можно в двух режимах: в режиме вольтметра и в режиме омметра. В первом случае проще всего присоединить один щуп к подходящему к обогреву плюсу, а во втором – замерять напряжение по всех длине нити от минуса. Там, где вольтметр покажет ноль, и есть разрыв. А ещё можно присоединить один щуп на «массу», а вторым искать скачок на нити. Там, где оно прыгнет до 12 или до 0 В, будет обрыв. Недостаток такого метода – необходимость работать либо с включенным зажиганием, либо с запущенным мотором, потому что в большинстве автомобилей из-за большого потребляемого тока при выключенном зажигании обогрев включить невозможно. А включить его надо, иначе на нём не будет напряжения.

Второй способ – работа в режиме омметра. Тут чуть проще: включать обогрев не нужно, так что работать можно спокойнее. Ну, с этим напортачить тяжело. Ведём щупами по нити, там, где стрелка резко прыгнет, есть разрыв. 

Вроде бы омметр – наиболее простой способ. И доступный (я ведь обещал использование минимум инструментов). Но есть несколько сложностей. Связаны они, как ни странно, с тонировкой. Через тонировочную плёнку водить щупом по нити бесполезно. А отдирать её полностью жалко. Что делать? 

Выход есть: заточить щупы мультиметра до состояния иголок и прокалывать ими тонировку в попытке попасть в нить. Иногда в Интернете советуют примотать к щупам швейные иглы и тыкать в нить ими. Не знаю, насколько это удобно – я пошёл другим путём. 

Другой путь – это путь самых ленивых. И тех, у кого нет мультиметра. Суть этого пути заключается в визуальном поиске обрыва. Если не работает одна-две нити (в моём случае не работала одна), то он вполне возможен. Разумеется, искать десяток обрывов глазами – это путь самурая, стремление к смерти при сохранении чести. Нам такой вариант явно не подходит, поэтому если не работает половина нитей, проще снять тонировку и не париться. Но ради одной нити и, скорее всего, одного обрыва растонировать стекло жалко. Поэтому попробуем найти обрыв глазами.

Невооружённым глазом найти его сложно. Умные люди предлагают использовать лупу. Но лупы под рукой не нашлось. Тупик? Ха-ха, для нас тупиковых ситуаций не существует. Лупы нет, но телефон-то всегда под рукой, не так ли? А в телефоне – сервис для установки тысяч всяких приложений, в том числе и лупы. Я скачал первое попавшееся бесплатное приложение и начал искать обрыв.

Кстати, сначала надо найти нерабочую нить. Зимой, конечно, это сделать просто, но сейчас, когда погода ставит температурные рекорды и на улице +22 градуса, придётся что-нибудь придумать. Можно подышать на нити, но мне было проще заехать на мойку. После мойки включил обогрев и маркером отметил искомую нить.

Теперь берём в руки телефон со включенной лупой и ведём вдоль нити. Вуаля – обрыв! Тоненький, но подлый. Отмечаем его и думаем, чем его устранить.

Тут опять есть несколько вариантов. Есть специальные составы для восстановления нитей, которые стоят под тысячу рублей. Ну уж нет. Можно сделать такой состав самому. Тут полёт мысли не ограничен даже здравым смыслом. Кто-то перемешивает медную стружку с лаком для ногтей, кто-то – натёртый грифель карандаша с суперклеем, кто-то изобретает ещё более дикие рецепты. Особо продвинутые удаляют обрыв с помощью электролиза – меднят его раствором из медного купороса и электролита. Судя по многочисленным отзывам, попытки самостоятельно намешать токопроводящий состав заканчиваются успехом далеко не всегда. Мы даже пробовать не будем, потому что в магазинах полно готовых продуктов. Я купил обычный токопроводящий клей за 200 рублей. Быстро и бюджетно, как мы любим.

Теперь перейдём непосредственно к восстановлению. Наша задача – сделать клеем дорожку, которая соединит нить. Сначала придётся убрать тут кусочек тонировки. Это можно сделать лезвием, и если всё получится аккуратно, внешний вид практически не пострадает. 

Наносить клей нужно по трафарету. У нас в упаковке есть готовый трафарет, который нужно наклеить на стекло так, чтобы в прорези оказался повреждённый участок нити. Если трафарета нет, проще всего воспользоваться обычной синей изолентой, наклеив две её полоски по краям нити. 

Даже не пытайтесь зачистить концы обрыва наждачкой! Нити очень слабенькие, и пара движений наждачкой может привести к тому, что небольшой прогал на пару миллиметров станет двухсантиметровым. Достаточно обезжирить концы нити ацетоном.

Ну и после всего наносим по трафарету клей. Делать это надо в несколько приёмов, выжидая высыхания предыдущего слоя клея. Путь к успеху очень точно прописан в инструкции к клею. Допускаю, что инструкции могут отличаться, поэтому универсальных советов не будет. Читайте, что написано на клее, и делайте, что сказано.

Обратите внимание на то, что включать обогрев сразу нельзя – нужно дождаться высыхания клея. 

Ещё одно замечание: мой клей недорогой, но проверенный. В продаже есть составы, которые никак не хотят работать. Оказывается, что далеко не каждый токопроводящий клей оказывается токопроводящим. Есть смысл почитать отзывы, а если ремонт не удался, проверить клей омметром. Может, он и вправду не проводит ток? Такое, к сожалению, бывает.

И ещё немного…

Нити обогрева – штуки очень нежные. Чаще всего на универсалах и хэтчбеках их повреждают сами владельцы, когда перевозят в машинах длинномерные грузы. Даже пластиковый плинтус способен порвать жидкую ниточку. Если на стекле есть тонировка, попытайтесь в первую очередь найти места, где она повреждена. Это очень облегчит жизнь.

Ну и последнее: как я уже говорил, если неработающих нитей много, придётся всё-таки пользоваться тестером и снимать тонировку полностью. И при снятии тонировки есть большие шансы оторвать все оставшиеся нити. Так что желательно просчитать все риски и подумать: а не проще ли будет купить новое стекло с целым подогревом? Иногда такой шаг становится более разумным. Особенно с учётом того что качественные токопроводящие составы стоят дорого, а клей за 200 рублей обычно способен решить лишь небольшую проблему с одной-двумя нитями и с короткими повреждёнными участками. Конечно, если очень хочется, можно измазать им все нити. Может быть, даже удастся получить приемлемый результат. Но гарантировать его будет сложно.

Опрос

У вас случался обрыв нитей обогрева?

  • 1. Схема работы обогревателя
  • 2. Причины повреждений
  • 3. Поиск обрыва нити обогрева
    • 3.1. Если стекло затонировано
    • 3.2. Визуальный осмотр
    • 3.3. Проверка мультиметром
    • 3.4. Исследование омметром
    • 3.5. Замер температуры
    • 3.6. Диагностика работы кнопки
  • 4. Список неустранимых повреждений
  • 5. Ремонт контактов обогрева заднего стекла
    • 5.1. Восстановление токопроводящим клеем
    • 5.2. Набор Permatex
    • 5.3. Использование самодельного клея
    • 5.4. Пайка
  • 6. Выводы

Если запотело или замерзло заднее стекло, продолжать движение опасно. Без обзора есть риск попасть в ДТП. По нашему опыту неполадки возникают, когда перегорают тонкие нити, способные проводить тепло. Обычно автолюбители в этом случае меняют стекло. Но можно сделать ремонт нитей обогрева заднего стекла своими руками. Для этого понадобится специальный набор из магазина. Существуют и другие варианты для восстановления. Расскажем о них подробнее.

Схема работы обогревателя

В устройстве нет ничего сложного. Внутри заднего стекла или на его поверхности установлены токопроводящие нити. На них подается напряжение от аккумулятора. За непрерывную работу отвечает реле. Предохранитель спасает систему от скачков напряжения. Чтобы запустить обогрев, достаточно нажать на кнопку. Она находится под панелью приборов или на торпеде. Максимальная температура нитей — примерно 70°C.

Схема системы обогрева заднего стеклаПринципиальная схема системы обогрева

Причины повреждений

Возможно, дело в самой электропроводке. Тогда ее придется ремонтировать. Нити выходят из строя по разным причинам. Но чаще всего виной тому становится перевозка негабаритных грузов в салоне автомобиля. Массивные стройматериалы упираются в стекло и «сносят» одну из дорожек начисто. Есть и другие причины:

  1. Механические повреждения. Они возникают при неаккуратной поклейке тонировки, во время мытья салона.
  2. Перетирание. Бывает так, что уплотнитель, прижатый к стеклу, перетирает нити. Это происходит очень медленно.
  3. Перегорание. Если предохранитель не справляется со своими задачами, нить сгорает от высокого напряжения.

Летом проблем нет, особенно в ясную погоду. Но зимой придется выполнять ремонт обогрева заднего стекла автомобиля. Потому что окно по утрам покрывается толстым слоем наледи, а во время движения запотевает.

Поиск обрыва нити обогрева

Обычно место обрыва легко заметить. Достаточно включить кнопку обогрева. Часть стекла высохнет, а оставшаяся площадь останется влажной. Но бывает так, что вся система перестает работать. Значит, повреждены боковые контакты.

Кстати. Если функционируют лишь некоторые нити, стекло может лопнуть на морозе из‐за резкого перепада температур.

Если стекло затонировано

Под темной пленкой не получится рассмотреть место локализации неисправности. Поэтому нужно аккуратно снять тонировку. Необходимо делать это с максимальной осторожностью. Иначе дорожки просто оторвутся от автостекла. Лучше всего использовать фен. Им легко нагреть поверхность пленки до нужной температуры. При 40°C клей становится пластичным.

Есть другой вариант — заточить щуп мультиметра до состояния иголки. Затем делать точечные проколы. Советуем поступать именно так. Потому что нет риска снять сетку обогрева вместе с тонировкой.

Визуальный осмотр

Самый простой метод диагностики. Достаточно выехать из темного гаража, чтобы посмотреть на просвет. Обрывы нитей будут хорошо видны, если они произошли по всей ширине. Часто повреждения невозможно заметить. Тогда пригодится увеличительное стекло. С его помощью можно просмотреть каждый миллиметр дорожек. Если нужное место найдено, потребуется ремонт нитей обогрева заднего стекла. Об этом расскажем ниже.

Проверка мультиметром

Электронный тестер — лучший прибор для диагностики. Им легко «прозвонить» каждую дорожку и отыскать место разрыва. Просто включаем зажигание и систему обогрева с помощью кнопки. Один щуп прикладываем на нить, а другой замыкаем на массу. Включаем режим измерения тока до 20 В. Медленно проводим щупом по полоске. Напряжение будет расти с 0 до 12 В или убывать. Там, где произошел резкий скачок, есть проблемный участок.

Проверка нитей обогрева стекла тестеромПоиск обрыва нити тестером

Исследование омметром

Этот способ похож на предыдущий. Только не нужно поворачивать ключ в замке зажигания. Подключение питания не требуется. Просто выбираем на мультиметре режим измерения сопротивления и приступаем к работе. Один щуп — на массу. А рабочим исследуем нити. Сигнал обрыва — резкий рост или уменьшение сопротивления. При этом стандартное значение составляет примерно 10 Ом.

Проверка нитей обогрева омметромИспользование омметра

Замер температуры

Если у вас есть тестер с режимом замера температуры, определить обрыв не составит труда. Вместо традиционных щупов подключаем к прибору термопару. Она обычно идет в комплекте. Прикладываем конец по очереди к каждой дорожке. На поврежденном участке «градус» не поднимется выше +35°C при норме +70°C и выше.

Диагностика работы кнопки

Иногда причина проблем с обогревом кроется в неисправности кнопки включения. Ее нужно проверить в первую очередь. Для этого подойдет мультиметр. Включаем подачу питания и смотрим, есть ли напряжение на экране электронного тестера. Если его нет, значит кнопка вышла из строя. Ее придется заменить.

Список неустранимых повреждений

Есть перечень повреждений, при котором реставрация нитей бесполезна. Автомобилист только потратит время, а результата не будет. Вот список условий:

  1. Много разрывов. Можно попытаться соединить дорожки, но это нецелесообразно, если большинство из них неисправно.
  2. Большие повреждения. Если нитей нет на протяжении 5–10 см, любая попытка ремонта будет безуспешной.
  3. Нужно снимать тонировку. Нет гарантий, что пленка не потащит за собой все нити. Обычно так и происходит.

Это всего лишь рекомендации. Ничто не мешает потратить время и добиться результатов. Особенно когда обогрев нужен прямо сейчас, а поблизости нет сервисных центров.

Ремонт контактов обогрева заднего стекла

Основной способ восстановления — применение токопроводящего клея. Состав предназначен специально для этих целей. Его можно приобрести в автомобильных магазинах. Есть и другие варианты. Их следует использовать, когда рядом нет торговых точек, в которых продают специализированные материалы.

Восстановленные нити обогрева стеклаВосстановление нити обогрева клеем

Восстановление токопроводящим клеем

Состав легко соединяет между собой поврежденные нити. Сейчас в продаже есть следующие наборы для ремонта нитей обогрева заднего стекла:

  • NanoProTech NPGKT0010;
  • ASTROhim;
  • Контактол‐А.

Это далеко не полный перечень. Есть и другие марки клея. Главное — не покупать составы неизвестных производителей. Про методику восстановления расскажем ниже.

Набор Permatex

Набор для ремонта нитей обогрева заднего стекла состоит из тюбика с электропроводящим составом, салфеток для обезжиривания автостекла и шаблонов. Работу следует выполнять при температуре не ниже +10°C.

Набор для ремонта нитей обогрева заднего стеклаНабор для восстановления нитей обогрева

Процесс восстановления дорожек выглядит так:

  1. Вынимаем ключ зажигания из замка. В систему отопления не должно поступать напряжение.
  2. Фиксируем на стекле шаблон или малярный скотч по ширине и длине места обрыва.
  3. Наносим кисточкой тонкий слой клея и даем ему высохнуть на протяжении 20 минут.
  4. Повторяем процедуру, пока проблемное место не покроется тремя слоями состава.
  5. Аккуратно снимаем трафарет или скотч. Важно не оторвать вместе с бумагой клей.

Остается лишь подождать пару часов и проверить систему обогрева. Для этого включаем зажигание и нажимаем кнопку. Через 15–20 минут нити должны работать в полную силу.

Использование самодельного клея

Если под рукой не оказалось заводского набора для ремонта, можно сделать токопроводящий состав самостоятельно. Его изготавливают из двух компонентов:

  1. Клея БФ.
  2. Металлической стружки из любого нержавеющего металла.

Подойдет алюминий, цинк или медь. Соотношение: 1 к 1. В качестве токопроводящего наполнителя можно использовать графит от карандашного стержня. Просто перетрите стержень на мелкой наждачной бумаге.

Примечание. У этого способа есть недостаток: восстановленный участок слишком сильно нагревается. Температура может достигать 100°C и больше. Зимой стекло может треснуть.

Пайка

Советуем использовать этот метод, если все в порядке с мелкой моторикой рук. Иначе есть риск все испортить. Работать паяльником придется тщательно, чтобы не сжечь еще «живые» участки дорожек. В качестве флюса следует применять хлористый цинк.

Традиционная канифоль не подойдет. Лучше взять припой с низким содержанием олова. Например, марки ПОСС−4–6, ПОС−61 или ПОС−18.

Бывают ситуации, когда разрыв слишком большой. Его сложно перекрыть припоем. Тогда следует взять тонкий медный провод и сделать из него перемычку: припаять к краям поврежденной нити.

Выводы

Можно выполнить ремонт обогрева заднего стекла самостоятельно. Для этого понадобится хороший глазомер и надежный мультиметр. Только восстановленные нити продержатся недолго. Со временем от вибрации, механических повреждений места соединений снова придут в негодность. Да и высокая температура в месте обрыва не продлевает срок службы. Поэтому лучше обратиться в автосалон. Специалисты восстановят дорожки профессиональными материалами. Если этого сделать не получится, можно заменить стекло на новое прямо на месте.

Содержание

  1. Причины неисправностей нитей обогрева и чем это чревато
  2. Неисправность в системе электрического оборудования транспортного средства
  3. Облом в месте соединения клемм и обогрева стекла
  4. Облом проводов в косе
  5. Обрыв нитей накала
  6. Варианты ремонта своими руками
  7. Набор Permatex PX 09117
  8. AVS A78358S
  9. Permatex РХ 21351
  10. Поэтапная инструкция
  11. Меры предосторожности и ошибки, которые часто допускают автовладельцы

Обогрев заднего стекла в любом автомобиле может перестать функционировать в любой момент. Чаще всего причина кроется не в полном выходе из строя данной системы, а в неисправности отдельных фрагментов или нагревательных нитей. Наиболее целесообразно осуществить ремонт нитей обогрева заднего стекла своими руками, чем менять деталь на новую.

Существует ряд способов, с помощью которых можно восстановить разрыв нагревательных нитей. Это позволит устранить неисправность и избежать в дальнейшем запотевания стекол.

Причины неисправностей нитей обогрева и чем это чревато

Сбои в работе обогрева заднего стекла возникают по целому ряду причин.

Неисправность в системе электрического оборудования транспортного средства

В первую очередь следует проверить предохранители. Если они исправны, тогда необходимо проверить кнопку, включающую обогрев, реле в системе питания, прозвонить контакты электропроводки. Сделать это можно мультиметром.

Часто контакты подгорают из-за скачков напряжения. Решить проблему можно заменой кнопки, реле, части поврежденной проводки.

При обрыве нитей стекло обогревается неравномерно и запотевает, ухудшая видимость

Облом в месте соединения клемм и обогрева стекла

Выполнение ремонта в такой ситуации является затруднительным. Придется паять, используя специальный припой и флюс. Также можно использовать специальные токопроводящие клеевые составы.

Облом проводов в косе

Очень часто переламываются провода в косе, которая идет в гофре от автомобиля к двери багажника. Необходимо раскрыть все провода, чтобы увидеть обломанные участки и заменить их.

Обрыв нитей накала

Чаще всего такая проблема возникает при демонтаже тонировки, а также при естественном износе.

Для обнаружения конкретного места разрыва следует использовать мультиметр. Также можно включать кнопку и тактильно искать место обрыва.

Процесс нанесения токопроводящего клея

Это несложно, в точке нахождения неисправности не будет происходить нагрев стекла, участок окажется холодным.

При использовании мультиметра должно быть сопротивление в 2–5 Ом. Значение будет изменяться в месте обрыва, который обязательно необходимо промаркировать, чтобы не потерять из виду.

Варианты ремонта своими руками

После того, как будет найден поврежденный участок, можно приступать к восстановлению целостности и работоспособности этой системы. Идеальным вариантом можно считать специальный клей для восстановления нитей обогрева заднего стекла. Он реализуется как сам по себе, так и в готовых наборах.

Первым делом следует тщательно изучить инструкцию конкретного средства. Это позволит понять технологию ремонта. Не ленитесь – от этого зависит успех всего мероприятия. На рынке представлено достаточное количество вариантов. Среди них не составит труда найти наиболее оптимальное решение.

Набор Permatex PX 09117

Примерно так выглядит стандартный набор

Этот товар состоит из следующих позиций:

  • клеевой состав для нитей;
  • масса для обработки контактов;
  • кисточка, с помощью которой наносится состав;
  • шаблоны;
  • наждачка;
  • активирующая салфетка;
  • материалы для обезжиривания нужного участка при ремонте.

Покупка набора обойдется автолюбителю в районе одной тысячи рублей.

AVS A78358S

Это собственно клей. Он токопроводящий, и с его помощью без труда можно произвести мини-ремонт.

AVS A78358S

Общий объем состава – 2 мл, а стоимость колеблется в пределах 200 рублей.

Permatex РХ 21351

Аналог предыдущего варианта, который также легко решает поставленные задачи.

Permatex РХ 21351

Его стоимость варьируется в районе 400 рублей.

Поэтапная инструкция

После обнаружения места обрыва можно приступать непосредственно к ремонту. Весь процесс состоит из пяти этапов:

  1. Используя очиститель стекла, тщательно вымойте зоны, где будет наноситься токопроводящий клей.
  2. Применяя шаблон или малярный скотч, наклейте полосы сверху и снизу участка разрыва с запасом по сторонам до 2 сантиметров.
  3. После этого приступайте к подготовке клеевого состава. Размешивайте его в емкости для достижения однородной консистенции. Это очень важно для качественного конечного результата.
  4. Состав нужно наносить тонким слоем. Это важно! Для этого можно использовать зубочистку или кисточку, которая идет в комплекте. Также отлично с этой задачей справляется ватная палочка.
  5. После включите обогрев и наблюдайте, как все заработало. Полный процесс высыхания клеевого состава занимает около суток. Но скотч со стекла можно снимать уже спустя полчаса.

Для ремонта можно использовать скотч

Меры предосторожности и ошибки, которые часто допускают автовладельцы

Успех мероприятия во многом зависит от того, насколько точно автомобилист будет соблюдать инструкцию и осуществлять необходимые действия. Крайне важно тщательно обезжирить поверхности, чтобы клеевой состав отлично держался на стекле и со временем не отстал от него.

Если клея будет много, место ремонта будет бросаться в глаза

Кроме того, рекомендуется наносить тонкий слой клея, чтобы визуально не была видна зона ремонта.

[totalpoll id=»5224″]

Если некоторые зоны заднего стекла остаются запотевшими при включении обогрева, значит, в этой системе есть неисправности. Зачастую это обрывы. Их наличие не является поводом к дорогостоящей замене всей детали. Можно приобрести специальный клей для восстановления нитей обогрева заднего стекла и попытаться восстановить его работу своими руками.

Как вам статья? 

Сергей

Сергей

Возможно мы знаем ответ

Задать вопрос

Ремонт обогревателя заднего стекла автомобиля

Хороший обзор является определяющим для безопасной эксплуатации автомобиля. В осенне-зимний период от перепадов температуры воздуха стекла запотевают, и видимость через них ухудшается. Особенно актуален вопрос прозрачности стекол в темное время суток, когда видимость и так плохая.

Обогреватель стекол автомобиля

Эффективным способом борьбы с запотеванием автомобильных стекол является их нагрев. Лобовое стекло, как правило, подогревается направленными потоками теплого воздуха. Заднее стекло и зеркала заднего вида обычно подогреваются с помощью электроэнергии. На поверхность стекла со стороны салона автомобиля наносятся токопроводящие дорожки из высокоомного металла в виде тонких ленточек. При прохождении электрического тока через них выделяется тепловая энергия. Стекло нагревается, и вода испаряется. Через несколько минут стекло становится прозрачным.

Электрическая схема подключения обогревателя

Для успешной диагностики и ремонта системы обогрева заднего стекла автомобиля на профессиональном уровне необходимо знать электрическую схему подключения обогревателя и представлять принцип ее работы.

Электрическая схема обогревателя стекла автомобиля

На фотографии представлена типовая схема подключения обогревателя заднего стекла автомобиля в бортовую электропроводку. Рассмотрим принцип ее работы.

Питающее напряжение с плюсовой клеммы аккумулятора через замок зажигания, и предохранители подается на выключатель обогревателя и на 30 (или 87) силовой контакт реле. Отрицательный вывод аккумулятора соединен с корпусом автомобиля, один из выводов нагревателя стекла тоже соединен с корпусом. При нажатии на клавишу включения обогревателя, напряжение подается на обмотку реле, реле срабатывает, силовые контакты замыкаются и соединяют выводы реле 30 и 87 между собой. Ток поступает на обогреватель, протекает через группу параллельно соединенных нитей и через корпус автомобиля возвращается на отрицательный вывод аккумулятора.

Неисправности обогревателя заднего стекла

На работоспособность обогревателя заднего стекла не обращают внимания, пока стекло не запотеет или не покроется инеем. После включения обогревателя вдруг обнаруживается, что через несколько минут стекло не стало прозрачным или видимость появилась только через часть стекла. В зависимости от внешнего проявления, даже без измерительных приборов, сразу можно сделать предположение о причине отказа.

Кнопка включения обогревателя и ключ зажигания

Следует учесть, что обогреватель заднего стекла и зеркал заднего вида автомобиля возможно включить только при установке ключа зажигания в положение ON. В некоторых моделях автомобилей включение обогревателя возможно только при запущенном двигателе. Это сделано для исключения сильного разряда аккумулятора, так как обогреватель заднего стекла, в зависимости от модели автомобиля, потребляет ток от 10 А до 25 А. Для сравнения, одна автомобильная фара потребляет ток величиной всего 5 А.

Обогреватель не включается

Если индикатор на кнопке включения обогрева заднего стекла после нажатия на нее не светится, то вероятнее всего перегорел предохранитель или неисправна сама клавиша. Если индикатор светится, но, ни одна нить не греет, то причиной неисправности может быть реле или разъемы подключения обогревателя к электропроводке. В этом случае по документации на конкретную модель автомобиля необходимо определить место нахождения этих деталей и отказавшую заменить. Оперативно найти место установки реле не всегда представляется возможным, но есть способ проверить его исправность косвенным путем, о чем рассказано будет ниже.

Стекло медленно отпотевает

Иногда встречается случай, когда после включения обогревателя стекло отпотевает за время, значительно превышающее несколько минут. В таком случае, если на улице не очень большой мороз, причина может крыться в плохом контакте одного из разъемов электрической схемы. В результате сопротивление контакта увеличивается, ток ограничивается, и как следствие снижается мощность, выделяющаяся на нитях нагревателя стекла. Для проверки такой неисправности необходимо вольтметром постоянного тока (мультиметром или стрелочным тестером, включенных в режим измерения постоянного напряжения) измерять величину напряжения на входных клеммах обогревателя и аккумулятора. Напряжения не должны отличаться более чем на один вольт.

На стекле остаются горизонтальные полосы запотелости

И наконец, самый распространенный случай неисправности системы подогрева заднего стекла автомобиля, обрыв одной или нескольких нитей обогревателя нанесенных непосредственно на стекло. Этот вид неисправности сразу виден по горизонтальной полосе оставшейся запотелости на стекле после включения обогревателя.

Токопроводящие дорожки на заднем стекле обладают малой механической прочностью и при воздействии на них легко разрушаются. Поэтому запрещается удалять иней и наледь со стекла с помощью скребка. Допускается только протирка мягкой тканью. Также необходимо следить, чтобы при перевозке длинногабаритных вещей они не упирались в заднее стекло. Как правило, отдельные нити нагревателя перестают работать в результате их случайного механического разрушения. В зоне поврежденной нити после включения обогрева остаются полосы запотелости или инея.

Обрыв нагревательной дорожки

При ремонте квартиры я перевозил в своем автомобиле напольные плинтуса и не заметил, как один из них уперся в заднее стекло. Через время, когда понадобилось отогреть заднее стекло, увидел результат своей невнимательности. Две полоски нагревателя, проходящие через середину стекла не грели, что существенно ухудшало обзор дороги. При визуальном осмотре на неработающих полосках было обнаружено по одному просвету шириной около 1 мм, как на фотографии. Встал вопрос о необходимости ремонта обогревателя заднего стекла.

Как найти место обрыва нити обогрева стекла

Определить какая нить нагревателя в обрыве не составляет труда, так как в зоне ее прохождения запотелость при работе обогревателя не исчезает. Поэтому для того, чтобы при ремонте легко было найти неисправную нить, желательно посчитать нити сверху вниз и запомнить, какая из них по номеру в обрыве, чтобы потом визуальным осмотром попробовать найти место ее повреждения. Но разрыв нити бывает настолько мал, что визуально его найти не получается. Тогда в поиске поможет вольтметр постоянного тока, омметр или индикатор напряжения. Чтобы быстро найти место неисправности в обогревательном элементе нужно представлять, как он устроен и работает.

Устройство нагревательного элемента системы подогрева стекла

Логичен вопрос, а почему бывает, что не работает только одна или несколько нитей в обогревателе, а остальные работают? Для получения ответа на этот вопрос нужно ознакомиться с устройством нагревательного элемента.

Схема соединения нагревательных нитей

Нагревательный элемент заднего стекла автомобиля устроен следующим образом. На боковых сторонах заднего стекла нанесены две токопроводящие шины 1 и 2. К этим шинам подсоединены нити из высокоомного материала. Каждая из нитей имеет сопротивление около 10 Ом. Количество нитей зависит от высоты стекла. Таким образом, каждая нитка представляет собой отдельный нагревательный элемент, работа которого не зависит от других. Применена схема параллельного соединения нагревательных элементов. Такое схемное решение обеспечивает высокую эксплуатационную надежность обогревателя, так как обрыв одной или нескольких нитей не приводит к полному прекращению его работы.

Поиск обрыва нити обогревателя с помощью вольтметра

Для работы понадобится любой вольтметр постоянного тока с пределом измерения 15 В. В качестве вольтметра подойдет любой стрелочный тестер или цифровой мультиметр. Перед началом работы нужно включить обогреватель.

Точка подключения вольтметра к массе автомобиля

Так как одна из шин нагревательного элемента подсоединена к кузову автомобиля, то отрицательный вывод вольтметра можно соединить с корпусом автомобиля, подойдет любой винт или болт, закрученный непосредственно в кузов. Удобнее всего присоединиться к скобе замка крышки багажника зажимом типа «крокодил».

Так как визуально при прозрачном стекле узнать греет ли обогреватель сложно, то прикоснувшись положительным щупом вольтметра к шине 1, а затем к шине 2 Вы сразу это поймете. На шине 1 должно быть напряжение +12 В, а на шине 2 – 0 В. Вполне возможно, что левая шина в Вашем автомобиле будет соединена с массой, а на правую шину будет подаваться питающее напряжение. Если к шинам нет доступа, то можно измерения проводить, прикасаясь щупом к любой из нитей в местах соединения с шинами, то есть в местах выхода их из резинового уплотнителя. На фотографии это точки 1 и 5.

Схема поиска обрыва нити вольтметром

С помощью вольтметра легко определить, какая часть системы обогрева неисправна. Если обогреватель включен, индикатор включения на кнопке светится и на шине 1 присутствует 12 В, а нагрева нет, значит, электропроводка до шины 1 исправна. Если напряжения на шине 1 нет, то имеется плохой контакт в клемме подачи питающего напряжения на шине 1, или неисправно реле. В случае если 12 В присутствует не только на шине 1, а и на шине 2, то искать нужно плохой контакт в клемме подсоединения провода к шине 2 или цепи присоединения провода к массе автомобиля.

Поиск места обрыва нити

После проверки системы подачи питающего напряжения на обогреватель можно приступать к определению места обрыва нагревательной нити. Нить представляет собой ленточное сопротивление величиной около 10 Ом, и поэтому величина напряжения в разных ее точках имеет разную величину. Поэтому в точке 1 напряжение будет равно 12 В, в точке 3 – 6 В, а в точке 5 – 0 В. Поэтому, даже не зная какая из нитей в обрыве, ее легко можно найти, измеряя величину напряжения в серединах длины всех нитей. На оборванных нитях напряжение будет равно 12 или 0 В. Если напряжение равно 12 В, то место обрыва находится слева, а если 0 В, то справа.

Теперь достаточно щуп медленно провести в сторону обрыва, в месте резкого изменения напряжения и будет разрыв. Для примера, на фотографии это участок нити между 6 и 7 точками.

Поиск места обрыва нити с помощью омметра

С помощью мультиметра или стрелочного тестера в режиме измерения сопротивления тоже успешно можно найти место обрыва нити. Включать обогреватель при поиске омметром не нужно, но проверить исправность системы подачи питающего напряжения на нагреватель, кроме проверки цепи подключения к массе, не получится.

Схема поиска обрыва нити омметром

Если не известна оборванная нить, то нужно один конец щупа омметра подсоединить к выводу масса, а вторым по очереди касаться середин ниток нагревателя. Нить, на которой омметр покажет сопротивление в два раза больше и будет в обрыве. Для справки, сопротивление на целых нитях относительно шины 1 или 2 должно быть 2-3 Ом. В случае обрыва в нити омметр покажет 4-6 Ом.

Когда поврежденная нить найдена, необходимо конец щупа от центра подвинуть в любую сторону. Если сопротивление при передвижении щупа в сторону шины 1 будет расти, то значит обрыв находится в промежутке между шиной 1 и точкой касания щупа. Например, в месте, обозначенном точками 1 и 2. Как только щуп пройдет место обрыва, сопротивление резко уменьшится в несколько раз. Если сопротивление будет уменьшаться, значит, место обрыва нити находится между щупом и шиной 2. Например, в месте, обозначенном точками 3 и 4. Тогда нужно щуп передвигать в сторону шины 2, и когда сопротивление резко упадет, в этой точке и будет место обрыва.

Поиск места обрыва нити
с помощью Автомобильного тестера-пробника

Если нет в наличии вольтметра или омметра, то найти место обрыва нити нагревательного элемента можно с помощью самодельного автомобильного тестера-пробника, состоящего всего из одного любого светодиода и токоограничивающего резистора. Я давно уже себе сделал такой тестер, хотя располагаю любыми измерительными приборами. Самодельный автомобильный тестер-пробник всегда лежит в бардачке моей автомашины и уже не один раз приходилось ним воспользоваться.

Поиск места обрыва нити с помощью тестера-пробника мало чем отличается от поиска вольтметром. Индикатором в данном случае будет служить не стрелка или цифры, а свечение светодиода.

Схема поиска обрыва нити самодельным тестером-пробником

Прежде, чем приступать к поиску поврежденной нити пробником необходимо подать на обогреватель питающее напряжение. Сначала проверяется наличие напряжения на шине 1, светодиод должен светиться, если светодиод не светится, значит, неисправность кроется в цепи подачи питающего напряжения. Далее проверяется напряжение на шине 2, светодиод не должен светиться, если светится, значит, имеется нарушение контакта в месте подключения провода к шине или корпусу автомобиля.

Поиск обрыва нити самодельным тестером-пробником

Для поиска места обрыва нити нагревателя нужно медленно, легко касаясь нити вести по ней концом пробника. В точке, в которой светодиод погаснет или засветит и находится обрыв нити. Например, в точке 6 светодиод тестера будет светиться, а в точке 7, не будет. В моем случае разрывы нитей были большие и тестер пригодился только для проверки качества ремонта.

Способы ремонта нитей нагревательного элемента

Существует несколько способов восстановления работоспособности греющей нити в домашних условиях.

С помощью токопроводящих паст и клеев

Наиболее простой и эффективный, это с помощью специальных ремонтных комплектов, например DONE DEAL DD6590, предназначенный для ремонта нитей и контактов обогревателя заднего стекла как любителями, так и профессионалами. Способ хорош тем, что не требует наличия инструментов и материалов. Достаточно нанести по прилагаемой инструкции на место разрыва нити из шприца немного токопроводящей пасты, дождаться пока паста затвердеет и ремонт закончен. Но стоит такой набор более $15.

Второй способ аналогичен предыдущему. Но вместо фирменного набора применяют покупные токопроводящие клеи, например, «Элеконт», московского производителя. Клей наносится на место разрыва нити с перекрытием целой части нити по сантиметру с каждой стороны. Для получения аккуратного вида используется трафарет из изоленты или скотча. Для надежности клей наносится два раза. Между слоями токопроводящего клея желательно проложить отрезок залуженной медной проволочки диаметром 0,3-0,5 мм.

Бытует мнение, что токопроводящую пасту или клей для ремонта нитей нагревателя стекла можно изготовить самостоятельно, замешав краску или клей с опилками латуни в пропорции один к одному. Полученный состав через трафарет тонким слоем наносится на место обрыва нити в несколько слоев. Но надежность этой технологии не подтверждена практикой.

Гальваническим осаждением меди

Еще один способ – гальваническое осаждение меди. Метод ремонта нити нагревателя кажется привлекательным. Но из личной практики могу сказать, что надежность подобных покрытий в домашних условиях получается низкой. Так что я не решился воспользоваться этой технологией.

С помощью пайки мягким припоем

Широкое распространение получил механический способ восстановления целостности нитей обогревателя заднего стекла, методом пайки мягким припоем. Надежность этого способа проверена мною при ремонте нагревательных нитей заднего стекла в собственном автомобиле. Приведенная ниже пошаговая инструкция, написанная на основании моего опыта, позволит Вам без трудностей самостоятельно отремонтировать нить обогревателя всего за несколько минут практически без финансовых затрат.

Зачистка место обрыва с помощью наждачной бумаги

По совету теоретиков из Интернета я допустил большую ошибку, попытался зачистить нить с помощью наждачной бумаги. В результате вместо разрыва нити шириной 1 мм получился разрыв величиной более 1 см. Лента нитки очень тонкая, всего с пару десятков микрон и стирается, даже самой мелкозернистой наждачной бумагой мгновенно. Нити нагревателя и так ничем не покрыты, и достаточно место пайки обезжирить с помощью лоскута, смоченного в спирте или ацетоне.

Проволочка покрытая припоем

Если ширина разрыва нити менее 1 мм, то можно обойтись и без пайки дополнительного проводника. В моем случае ширина просвета была большой, и пришлось предварительно приготовить отрезок медной проволочки для перемычки. По одной нитке нагревателя протекает ток около 1 А. Исходя из этого, выбираем по таблице сечения проводов провод сечением 0,17 мм2, что соответствует диаметру 0,45 мм. Длина медной перемычки должна быть равна ширине обрыва нити плюс 2 см. Перед пайкой, перемычку нужно обязательно залудить толстым слоем оловянно-свинцового припоя ПОС-61. Нитку нагревателя лудить не нужно.

Смазка места обрыва дорожки флюсом

Для того, чтобы припой надежно пристал к нитке нагревателя, перед припайкой перемычки нужно нитку в зоне пайки с помощью кисточки смазать тонким слоем хлористо-цинкового флюса.

Проволочка припаяна с одной стороны дорожки

Далее перемычка прижимается к нагревательной нитке и прогревается в течение одной секунды паяльником мощностью 12 Вт. Рука отводится в сторону. Перемычка должна держаться на нитке. Пробовать ее подергать для проверки качества пайки недопустимо, отвалится, и еще оторвет кусок нитки нагревателя. К сожалению, проверено опытным путем. В результате экспериментов перемычку в конечном итоге мне пришлось паять длиной 5 см.

Проволочка припаяна к нитке обогревателя

После припайки одного конца перемычки, плотно к нитке прижимается второй и тоже прогревается паяльником. После окончания пайки, с целью удаления остатков кислотного флюса, стекло тщательно промывается водой.

Покрытие припаянной перемычки клеем Супер-Момент

В довершение для надежности, хотя это и не обязательно, я припаянную перемычку покрыл сверху прозрачным суперклеем «Момент» на основе цианакрилатов, термостойкость которого составляет около 70 °С. Более этой температуры обогреватель не нагревается.

В результате время ремонта обрыва нити своими руками с учетом всех подготовительных работ составило не более десяти минут. Отремонтированные нити служат уже более трех лет.

Человек Александр 19.10.2015

Добрый день!
Хочу воспользоваться Вашим методом ремонта нитей обогрева. Однако возник вопрос, какой флюс применить.
В наличии с хлористым цинком обнаружил только паяльный жир BS-10 следующего состава:
— Вазелин (основа) 80-90%;
— Парафин 6-9%;
— Цинк хлорид 4-6%;
— Аммоний хлорид 1-3%;
— Вода 2-4%.
Подойдет ли он для лужения нитей?
И еще, паяльник мощностью 25 ватт — это слишком много для такой пайки?
Заранее благодарен за помощь!

Александр Николаевич Александр

Здравствуйте, Александр!
Описанный Вами флюс подойдет.
Паяльник тоже, но надо жало заточить под углом порядка 45 градусов. Провод перемычку предварительно обильно залудить, чтобы на ней был толстый слой припоя. Обезжирить нить в месте обрыва спиртом или ацетоном и смазать место флюсом. Приложить перемычку сначала с одной стороны нити и не более чем на пол секунды прикоснуться к перемычке жалом паяльника. Отпустить перемычку, если не отвалилась, значит, припаялась, а если отвалилась операцию повторить. Далее также припаивается второй конец перемычки. На всю операцию уходит не более минуты.

Обогрев заднего стекла – опция из разряда обязательных, присутствующая в любой комплектации автомобиля. Наряду с отопителем обогрев ускоряет удаление влаги, снега и наледи с заднего стекла. Ввиду большого срока службы и неаккуратной эксплуатации отдельные нити обогрева перестают греть. Как устранить неисправность без замены стекла – рассказывает редакция Autobann.su.

Конструкция обогрева заднего стекла

как восстановить обогрев заднего стекла своими руками

Электроустановка состоит из двух полос, расположенных по бокам заднего стекла. На одну из полос приходит «+», на другую – «-». Полосы соединены тонкими нитями. Каждая из нитей подключена параллельно, поэтому одна нить может продолжать работать при обрыве соседней и наоборот.

Управляющим является положительный контакт, который приходит от силового контакта реле управления обогревом заднего стекла. Включение реле происходит от кнопки, расположенной на панели приборов. Цепь защищена предохранителем и работает только при включенном зажигании.

Неисправности подогрева

Неполадки с обогревом редко вызваны неисправностью питающей проводки. В зоне риска разве что универсалы и хэтчбеки, автомобили, провода к заднему стеклу которых проложены через «гофру» багажника. Со временем провода переламываются и контакт в «косе» теряется, что, кстати приводит к тому, что центральный замок не закрывает двери автомобиля.

как починить обогрев заднего стекла своими руками

В 90% случаев, обогреватель заднего стекла включается, но греет не полностью. Часть нитей оказывается оборвана, отчего отогрев окна происходит неравномерно. Сложно сказать, что именно предшествовало обрыву нитей: это может быть как механическое воздействие от габаритного груза, неаккуратная мойка, так и следствие старения.

Диагностика обрыва нитей обогрева заднего стекла

Чтобы восстановить работоспособность нити обогревателя, необходимо отыскать в ее составе обрыв. Найти дефектную нить не составит труда: достаточно включить обогрев и пальцами нащупать дефектные ветки, которые так и останутся холодными. Лучшим вариантом будет включение обогрева по факту замерзания заднего стекла – при таких обстоятельствах дефектные места проявятся на раз.

Сложность состоит в другом: как на нерабочей ветке отыскать место обрыва? На этот счет есть несколько рецептов. Наиболее простым из них считается использование подсветки холодного белого цвета. Достаточно загнать машину в гараж, установить источник света в салоне и, глядя снаружи, отыскать видимые участки обрыва. Способ, необходимо признать, не отличается достоверностью.

как проверить работает обогрев заднего стекла
Как и в случае с нерабочим гнездом прикуривателя, куда надежнее выявить обрыв с помощью электротехнических устройств. И тут есть пара способов:

  • Вольтметр мультиметра. Прислоняем плюсовой щуп в правый конец нити обогрева, черный – в противоположный. Убеждаемся, что при включенном зажигании на обогрев поступает 11-12В. После ведем левый щуп по нити на сближение с правым. На исправной ветке напряжение постепенно будет уменьшаться с 12 В до 0 В при максимально сближенных щупах. Если в нити есть обрыв, то сразу за ним напряжение резко станет 0В. Отметим, что в ветке может быть два и более обрыва, в таком случае они будут выявляться последовательно, после ремонта предыдущего.
  • Аналоговый омметр. Включить в режим кило или Мега, прислонить к противоположным концам нити и медленно вести один из выводов на сближение с другим. В месте, где стрелка среагирует (резко отклонится) – обрыв. Подавать питание, читай, включать зажигание, не нужно.

Несколько сложней ситуация обстоит с тонированным стеклом. Прикладывать щупы к тонировке бессмысленно – прибор ничего не покажет. Выходов два – либо снимать тонировочную пленку, либо заточить щупы мультиметра и незаметно прокалывать тонировку до выявления дефектного участка.

Как восстановить обогрев заднего стекла своими руками

Ремонт обогревателя заключается в восстановлении целостности нитей. Сделать это можно с помощью покупного токопроводящего клея. Вариантов химии не так уж и много:

  1. Permatex
  2. Loctite 3863 Circuit +
  3. Astrohim Total Bond

Отметим, что весомое преимущество на стороне Permatex и Loctite. Российский Astrohim часто не справляется с задачей, либо обогрев вновь выходит из строя через короткий промежуток времени. Клей Permatex сложно найти отдельно, а набор Permatex Quick Grid весьма дорог, к тому же неохотно ложится на голое стекло. Loctite хорош и неприхотлив.

как восстановить нити обогрева заднего стекла
Технология восстановления работоспособности обогрева заднего стекла с помощью клея выглядит так:

  • Клеим аппликатор. В качестве альтернативы можно приклеить скотч вдоль дефектного участка нити сверху и снизу.
  • Очистить дефектный участок мягкой тканью или скотч-брайтом.
  • Обезжирить место ремонта.
  • Нанести кисточкой состав и подождать 10 минут.
  • Повторить предыдущий пункт.
  • Подождать 24 часа.
  • Аккуратно демонтировать аппликатор/скотч.
  • Проверить работоспособность обогрева.

Отметим, что скотч необходимо снимать предельно аккуратно – есть риск оторвать восстановленный участок. Здесь часто рекомендуют пользоваться лезвием, отрезая скотч от клея.

восстановить контакт обогрева заднего стекла
Еще лезвие незаменимо при работе с тонированным стеклом – дефектный участок необходимо освободить от тонировочной пленки и острый элемент здесь очень кстати: позволяет вырезать небольшой квадратик. При очистке также стоит соблюдать предельную аккуратность. Нити обогрева достаточно тонкие и их легко повредить скотч-брайтом, не говоря уже о наждачной бумаге.

И напоследок: рассчитывайте толщину слоя наносимого состава. Слишком тонкий или слишком толстый слой клея приводит к неравномерному прогреву стекла. Особо важно соблюдать толщину при первом нанесении препарата – следуйте толщине нити и проблем не будет.

В современных автомобилях предусмотрена функция обогрева заднего стекла, чтобы сохранить хорошую видимость в сырую и морозную погоду. Когда она плохо работает, ехать крайне неудобно, а поломки, как правило, случаются совершенно некстати.

К счастью, восстановить обогрев можно самостоятельно, если вы имеете некоторое представление о том, как он устроен. Ниже вы найдёте подробную инструкцию, как это сделать.

Принцип работы

Для обогрева заднего стекла используется электричество: поперёк полотна натягиваются нити из тонкого металла с повышенной способностью к сопротивлению. Под воздействием тока они нагреваются и высушивают капли воды.

Принцип работы этой системы прост: положительный заряд аккумулятора идёт через выключатель зажигания к одному из коммутационных устройств, а отрицательный – через корпус автомобиля к другому. Когда нажимается кнопка обогрева, устройства замыкают электрическую цепь, в которую включены и натянутые на заднее стекло нити.

Признаки неисправности

Обычно автомобилисты не сразу обращают внимание на то, что не работает (или плохо работает) обогрев заднего стекла. Это обнаруживается как раз в тот момент, когда необходим хороший обзор, но стекло почему-то остаётся запотевшим. По тому, как проявляет себя проблема, можно определить её локацию и причину:

  1. Не горит индикатор активации обогревателя. Проверьте, повёрнут ли ключ зажигания в положение включения, заведён ли двигатель (в некоторых машинах обогрев возможен только в этом случае). Если вы учли эти моменты, но стекло так и не высохло, значит, возможна неисправность коммутационного устройства или разъёма подключения к проводке. Вам нужно посмотреть в инструкции к машине, где находятся эти элементы, и заменить их новыми.
  2. Стекло сохнет медленно. Если вы заметили, что в относительно тёплую погоду процесс испарения капель с поверхности затянулся, то, скорее всего, сбилось напряжение в одном из электрических соединителей. Нужно измерить его уровень вольтметром на входных зажимах. Разница даже в один вольт влияет на качество обогрева. В этом случае для устранения проблемы вам нужен профессионал (если только вы сами им не являетесь).
  3. Стекло сохнет неравномерно. Такое происходит чаще всего: обрывается одна из нитей на заднем стекле, и в этом месте остаётся влага. Дело в том, что тонкие металлические элементы легко повредить, если, например, поскрести по поверхности стекла твёрдым предметом, неаккуратно сложить вещи на полочку за задним сиденьем и т. п.

В последнем случае вполне возможно справиться с поломкой самостоятельно.

Запотевание стекла

Возможные неисправности устройства

Если не работает обогрев заднего стекла, значит один из перечисленных выше компонентов вышел из строя или произошел обрыв его электрической цепи. Выполнить проверку всех узлов обогревающего устройства можно самостоятельно, если имеется хотя бы малейшее представление о ремонте машин. Ниже подробно рассмотрим причины неисправности каждого узла.

Предохранитель системы

Первоначально при возникновении проблем с подогревом следует убедиться в целостности предохранительного элемента. Его перегорание отразится на работоспособности устройства. Каждый автопроизводитель в своих моделях размещает этот предохранитель в разных местах. Для быстрого нахождения его местоположения рекомендуется воспользоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля или сервисной книжкой.

Рекомендуем: Как можно увеличить моторесурс автомобильного двигателя?

Нужно снять найденный элемент и проверить на пригодность. Перегоревший предохранитель следует поменять на новый, в противном случае дальнейшие попытки по поиску неисправностей обогрева стекла будут бессмысленными.

Реле

Одной из причин отказа работы обогрева стекла может быть неисправность реле, этот элемент расположен в монтажном блоке. Реле выключает обогрев, когда мотор прекращает работу. Данное устройство восстановлению не подлежит, поэтому его меняют на новое.

Неисправности электропроводки

В случае если предохранитель и реле находятся в исправном состоянии, требуется выполнить диагностику электрических проводов. Вероятно они переломились, перегорели или оборвались на месте крепления. В этом случае нагревающие полоски не будут получать напряжение.

Тестируют состояние питательных электропроводов так:

  1. Нужно включить кнопку обогрева.
  2. Используя мультиметр, проверить напряжение на первой и второй клемме подключения проводов к «шинам» обогрева. Они расположены в нижней части или по обе стороны стекла. Отсутствие напряжения является причиной неработоспособности обогревателя.

Первое, что требуется предпринять в этом случае — зачистить контакты клемм и все участки соединения, они могут окислиться и не пропускать ток. Если тестер по-прежнему выдает «0», значит где-то в проводке есть обрыв. Выполняется визуальный осмотр всего пути электроцепей. Обнаружив подозрительные или поврежденные участки, нужно соединить их, так как в этих местах, возможно, произошел обрыв.

Нити

Нагревающие полосы также подвержены повреждению. Прежде чем искать проблемный участок, следует ознакомиться непосредственно с рабочим процессом в нитях.

Подача напряжения осуществляется на весь обогревательный узел и равномерно рассредоточивается по каждой параллельно соединенной ленте. В результате данные ленты выполняют роль проводников электрического тока. За счет сопротивления нагреваются до небольшой температуры, которой вполне хватает для удаления льда и снега с поверхности стекла. Если целостность одной из нитей будет нарушена, электрический ток прекратит циркулировать по ней, обогрев этой области стекла не будет выполняться.

Нарушение целостности нити

Рекомендуем: Как отремонтировать втягивающее реле стартера?

Как найти место обрыва нити обогрева стекла

Теперь поговорим о том, как проверить, где оборвалась нить обогрева заднего стекла. Для этого понадобится вольтметр или омметр на выбор. Сделайте следующее:

  1. Осмотрите заднее стекло – иногда обрыв виден невооруженным взглядом: нить прерывается и возобновляется через несколько миллиметров.
  2. Включите обогрев и посмотрите, где капли воды не высохли. Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите данный участок повнимательнее.
  3. Пусть функция обогрева остаётся активной. Один металлический прут вольтметра нужно соединить с положительной клеммой обогрева, а вторым провести по нити со стороны зажима со знаком «-». Следите за показателями: обрыв будет там, где высветится 0 вольт.
  4. Возьмите омметр и присоедините один щуп к общему проводу (к нему подключен минус аккумуляторной батареи), а другой аккуратно прислоняйте к центру каждой нити по очереди. Обрыв там, где сопротивление подскакивает до 4-6 Ом.

Поиск обрыва

Существуют разные способы, с помощью которых можно найти место обрыва, с помощью которых вы сможете сделать это, приложив минимум силы и времени.

  • Визуально. После запотевания стекла надо включить обогрев. В том месте, где произошел разрыв, стекло будет отпотевать, а вот на другой поверхности поврежденной нити характерной полосы вы не увидите.
  • Использование вольтметра – вариант 1. Включаем зажигание и обогрев заднего стекла. Далее соединяем один щуп с массой машины, а другой обворачиваем фольгой и подносим к центру нити обогрева. Необходимо чтобы напряжение составляло около 5В. На поврежденном участке оно будет составлять 0В или 12В.
  • Использование вольтметра – вариант 2. Один щуп надо подключить к «плюсовой» клемме обогрева, а другой перемещать по обогревательной нити от клеммы «минус». На участке, где напряжение составит 0В, и нужно проводить ремонтные работы.
  • Применение омметра. Для этого рекомендуется воспользоваться не цифровым, а аналоговым прибором, то есть со стрелкой. Выбираем режим мега либо кило. Подключаем щупы прибора к разным выводам обогревательной системы. Смачиваем вату в дистиллированной воде и ведем ею вдоль обогревательной нити. На участке, где начнет реагировать стрелка прибора, и присутствует повреждение.

Материалы для ремонта

Чтобы исправить неполадки, возникшие с обогревателем заднего стекла, вам понадобятся:

  • паста или клей, способные пропускать ток (специальные, продаются в магазинах автомобильных товаров);
  • или медно-латунный порошок и краска;
  • или хлористый цинк, материал для соединения заготовок ПОС-18, паяльник;
  • а также ремонтный набор нитей обогрева (если разрыв очень большой в несколько сантиметров).

Исправный обогрев заднего стекла

Как починить обогрев заднего стекла своими руками

Теперь разберёмся, как осуществить ремонт обогрева заднего стекла автомобиля своими руками. Есть несколько способов:

  1. С помощью пасты (клея). Нанесите пасту на место разрыва, выступая за два сантиметра целой нити. Просушите специальным феном (не для волос, а для различных материалов) или дайте высохнуть сутки естественным путём.
  2. С помощью ремонтного комплекта. Если разрыв нитей обогрева заднего стекла исчисляется несколькими сантиметрами, то это лучший метод. Распакуйте трафарет и наклейте на нужный участок. Аккуратно приложите новую нить к пустому промежутку. Нанесите сверху слой смолы, входящей в набор. Как только она высохнет, нанесите ещё один слой. Всего их должно быть 4-5.
  3. С помощью краски и медно-латунного порошка. Это уже можно назвать восстановлением с применением подручных средств. Возьмите слиток сплава меди и латуни и обработайте его напильником. Полученный мелкий порошок смешайте с краской в пропорции 1:1 до пастозного состояния. Приклейте изоленту в качестве трафарета и нанесите полученный состав на место разрыва.
  4. С помощью паяльника. Нанесите на нужный участок хлористый цинк, приложите припой к месту пайки и прикоснитесь к проволоке паяльником. Таким путём тоже можно отремонтировать крупный разрыв.

Есть и другие советы, как восстановить обогрев, но для их применения на практике нужны небезопасные реактивы: серная кислота, медный купорос и т. п. Лучше всего, особенно для автомобилистов без опыта самостоятельного ремонта, воспользоваться пастой или специальным ремонтным комплектом.

Исправен ли и как проверить обогрев заднего стекла

Первоначальное заключение о том, как хорошо работает, или не работает обогрев заднего стекла, возможно сделать на основе наблюдения, освобождается ли стекло ото льда, и насколько равномерно по всей поверхности. Если некоторые из нагревательных нитей не работают, следствием будут отдельные участки, покрытые льдом. В таком случае можно задуматься о проведении восстановления обогрева заднего стекла.

  • нарушение контакта в клеммах, подводящих напряжение к нагревателю;
  • отказ выключателя или реле включения системы обогрева;
  • сгорел предохранитель в цепи обогрева.

Статья в тему: Лада Калина 2 в кузове универсал: новый автомобиль или очередной рестайлинг?
Как правило, наиболее частым дефектом будет обрыв нитей нагревателя, во всех остальных случаях, чтобы восстановить обогрев, достаточно простого внешнего осмотра, позволяющего выявить перегорание предохранителя или нарушение контакта. В тех же случаях, когда не работает обогрев заднего стекла по причине обрывов или наличия микротрещин у нитей обогрева, обнаружить конкретное место, где произошло нарушение цепи, достаточно проблематично.

Дело в том, что для нитей обогрева характерно параллельное включение, поэтому использование тестера для поиска места повреждения бесполезно, связи будут «прозваниваться» через параллельные цепи. Искать повреждения необходимо визуально с использованием лупы, предварительно определив, какая из дорожек не работает.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Для быстрого устранения запотевания лобового и заднего стёкол используется нанесение на них токопроводящих металлических нитей. Через образованную ими сетку пропускается электрический ток, нити нагреваются, и конденсат испаряется. Ездить с дефектами этой системы опасно, видимость понижена, а восстановить обогреватель достаточно несложно в большинстве случаев.

Содержание статьи:

  • 1 Принцип работы обогрева заднего стекла
  • 2 Почему обрываются нагревательные элементы
  • 3 Как найти обрыв нитей обогрева стекла
    • 3.1 Визуальный осмотр
    • 3.2 Проверка нитей мультиметром
  • 4 Ремонт обогрева заднего стекла своими руками
    • 4.1 Клейка дорожки
    • 4.2 Гальваническое осаждение меди
  • 5 В каких случаях нагревательные элементы чинить бесполезно

Принцип работы обогрева заднего стекла

При прохождении тока через металлы возникает преобразование энергии электронов в тепло. Температура проводников возрастает пропорционально квадрату силы тока и электрическому сопротивлению.

Сечение нитей рассчитывается таким образом, чтобы выделить на них достаточную тепловую мощность при ограниченном подаваемом напряжении. Используется типовое значение порядка 12 Вольт бортовой сети.

Это интересно: Что делать если не работает указатель уровня топлива

Напряжение поступает через цепь, включающую в себя защитный плавкий предохранитель, силовое реле и выключатель, управляющий его обмоткой.

Через контакты реле течёт значительный ток, составляющий от десятка ампер и выше, в зависимости от площади остекления и предполагаемой эффективности, то есть скорости очистки запотевшей поверхности и температуры стекла и воздуха.

Ток распределяется по нитям равномерно, для чего они выполняются максимально точно, с калиброванным сечением.

Почему обрываются нагревательные элементы

Обрыв может происходить по механическим или электрическим причинам:

  • металл нити постепенно окисляется, сечение уменьшается, а выделяемая мощность растёт, сильный перегрев вызывает испарение нити и пропадание контакта;
  • при очистке стекла тонкую полоску напылённого металла легко повредить с теми же последствиями;
  • даже незначительные тепловые деформации приводят к ослаблению структуры токопроводящей полоски, что заканчивается появлением микротрещины и пропажей электрического контакта.

Чаще всего происходит обрыв одной или нескольких нитей, полностью вся сетка отказывает редко. Это может произойти обычно из-за отказа системы питания, перегорания предохранителя, отказа реле или выключателя.

Иногда коммутация усложняется введением автоматического электронного реле с отключением по таймеру, что надёжности не добавляет.

Как найти обрыв нитей обогрева стекла

Доступ к проводящим полоскам на заднем стекле несложен, поэтому для поиска неисправности можно воспользоваться обычным мультиметром, включающим в себя омметр и вольтметр. Пригодны оба способа.

Визуальный осмотр

При грубых нарушениях целостности приборный контроль может не понадобиться, обрыв или исчезновение целого участка полоски заметно глазом. Проверить обнаруженное лучше при помощи увеличительного стекла, под ним дефект заметен во всех подробностях.

Читайте также: Что означает глазок на аккумуляторе

Первичную локализацию неисправности сразу видно при включении обогрева на запотевшем стекле. Целые нити быстро образуют вокруг себя прозрачные участки стекла, а вокруг оборванной конденсат долго сохраняется.

Проверка нитей мультиметром

Вдоль замеченной неисправной полоски можно пройти заострённым щупом прибора в режиме вольтметра или омметра.

Режим Омметра

При проверке подозрительного места мультиметр переключается в режим замера самых малых сопротивлений. Исправная нить даёт показания малого, практически нулевого сопротивления. Оборванная покажет сопротивление всей сетки, что заметно больше.

Перемещая щупы вдоль неё, можно обнаружить область, где показания прибора скачком падают к нулю. Значит, что обрыв пройден, надо вернуться, уточнить место обрыва, и рассмотреть его через лупу. Дефект визуально определится.

При работе с омметром надо обязательно выключить зажигание и обогрев. Лучше даже снять разъём обогрева со стекла.

Режим Вольтметра

Вольтметр, щупы которого расположены на небольшом расстоянии вдоль исправной полоски, показывает малое напряжение, примерно пропорциональное расстоянию между ними. На максимальном удалении, при подключении к краям сетки, прибор покажет напряжение сети, около 12 Вольт.

Если сближение щупов вдоль одной полоски не приводит к снижению напряжения, значит именно в ней имеется обрыв. После перехода через него показания вольтметра скачком понизятся.

Принцип тот же, что и с омметром. Разница в том, что вольтметром дефект ищется при включённом обогреве, а омметром – выключенном.

Ремонт обогрева заднего стекла своими руками

Замена обогреваемого стекла обойдётся слишком дорого. Между тем, оборванные полоски можно отремонтировать, для чего продаются соответствующие составы и наборы.

Клейка дорожки

Для ремонта методом проклейки используется специальный электропроводящий клей. В его составе находится связующее вещество и тонкий металлический порошок или мелкая стружка. При нанесении его на дорожку контакт восстанавливается.

Важно сохранить характеристики погонного сопротивления нити (полоски). Для этого стекло оклеивается малярным скотчем, между полосками которого остаётся расстояние, равное ширине восстанавливаемой нити. Сопротивление проводника зависит от его ширины и толщины. Поэтому останется придать ремонтному слою нужную высоту относительно стекла.

Необходимые сведения по количеству слоёв нанесения определяются плотностью конкретного товарного клея и указаны на этикетке. Там же изложена и вся технология ремонта.

После завершения сушки последнего слоя клей вблизи скотча надо подрезать канцелярским ножом, чтобы при удалении защиты не оторвать от стекла всю наклейку. Отремонтированное место проверяется визуально, по скорости удаления конденсата или прибором, указанными выше способами.

Гальваническое осаждение меди

Существует способ нанесения тонкого слоя металла на место обрыва электрохимическим способом. Это достаточно сложно, но вполне доступно для любителей гальваники. Потребуются реактивы – медный купорос и слабый раствор серной кислоты, не более 1%.

  1. Изготавливается гальваническая кисточка. Это пучок многожильных проводов самого малого сечения отдельных нитей. Они обжимаются внутри тонкой металлической трубки.
  2. Место ремонта оклеивается изолентой, остаётся просвет на ширину полоски. Сетка заземляется на корпус автомобиля, а кисточка через лампочку от наружного освещения автомобиля подключается к плюсовой клемме аккумулятора.
  3. Для приготовления гальванического раствора на 100 мл воды добавляется несколько граммов купороса и раствора аккумуляторной серной кислоты. Смачивая кисточку, ею ведут от начала исправной полоски к месту обрыва, постепенно осаждая медь на стекло.
  4. Через несколько минут появляется омеднённый участок, перекрывающий место обрыва. Надо добиться примерно той же плотности металла, что и у исходной сетки.

При наличии в продаже ремонтных наборов способ не очень актуален, но вполне работоспособен. Получившийся проводник после некоторой тренировки будет не хуже нового.

В каких случаях нагревательные элементы чинить бесполезно

При значительной площади повреждений, когда оборваны почти все нити и на большой площади, восстановить сетку до номинальной эффективности вряд ли получится. Надеяться на надёжность результата не приходится. Такое стекло подлежит замене в сборе с нагревательным элементом.

В крайнем случае можно использовать внешний обогреватель, устанавливаемый под стеклом, но это временная мера, он работает медленно, неравномерно, потребляет много энергии, а при сильно замороженном стекле может стать причиной появления трещин и даже высыпания закалённых стёкол.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обрыв дпрв ошибка р0343
  • Обрезан экран монитора на пк как исправить
  • Обращение это когда к кому то обращаются ошибка
  • Обращение к диску 100 windows 10 как исправить
  • Обратное распространение ошибки сквозь время