Лямбда-зонд — это кислородный датчик, который на ВАЗ 2107 стали устанавливать после того, как семерка обзавелась инжекторными двигателями. О том, что такое лямбда зонд, знают далеко не многие владельцы инжекторных автомобилей. Рассматриваемый датчик представляет собой устройство, посредством которого контролируется содержание кислорода в выхлопной системе. Он является частью системы, которая отвечает за снижение содержания вредных веществ в выхлопных газах автомобиля — каталитического нейтрализатора.
Содержание
- 1 Почему ломается лямбда зонд на ВАЗ 2107
- 1.1 Симптомы неисправности лямбда зонда
- 1.2 Как проверить датчик кислорода на ВАЗ 2107
- 1.3 Проведение замены датчика кислорода
Почему ломается лямбда зонд на ВАЗ 2107
Датчик кислорода на ВАЗ 2107 осуществляет сравнение содержания кислорода в атмосфере и автомобильном выхлопе. Принцип работы устройства основан на подаче сигналов в виде повышенного или пониженного напряжения, поступающего на ЭБУ. В зависимости от сигнала, поступающего на ЭБУ, происходит корректировка состава смеси, поступающей в цилиндры.
Инжекторные семерки до 2004 года выпуска оснащались кислородными датчиками без нагревателей, а после с нагревательными элементами. В конструкции выхлопной системы может использоваться один или два устройства. Если стоит один, то устанавливается он сразу на выходе с выпускного коллектора перед нейтрализатором, что соответствует стандарту Евро-2. Наличие второго датчика говорит о том, что автомобиль соответствует стандарту экологичности Евро-3. Если первый датчик реагирует на превышение токсичности газов, то второй используется для контроля качества работы катализатора.
Расположен единственный лямбда-зонд на семерке под днищем автомобиля сразу после выпускного коллектора, и является частью выхлопной системы. Кислородные датчики часто дают сбои, что возникает по причине использования некачественного топлива. Некачественным топливом является бензин, в составе которого содержится большое количество свинца. Добавляется свинец в бензин для повышения октанового числа.
Кроме большого содержания свинца в составе топлива, причинами быстрого выхода из строя кислородного датчика являются:
- Попадание во впускной коллектор жидкости. К таковым жидкостям относятся — вода, тормозная жидкость, тосол, масло, бензин. Любые виды жидкостей, оседающие на устройстве, приводят к формированию микротрещин.
- Засорение топливных фильтров. В этом случае засорения доходят и до выхлопной системы, оседают на корпусе лямбда-зонда, тем самым снижая эффективность работы устройства.
- Перегрев корпуса в случае неправильно выставленного зажигания.
- Хлопки в глушителе, которые влекут за собой нарушение целостности керамического основания.
- Срок службы — как и любая деталь, кислородный датчик на ВАЗ 2107 имеет определенный ресурс работы. Он составляет от 3 до 5 лет или от 40 до 70 тысяч км пробега. По истечению указанного периода, рассматриваемое устройство подлежит замене.
Стоит также понимать, что лямбда-зонд может быть поврежден снаружи посредством механического воздействия. Причинами наружного повреждения являются камни, а также прочие виды препятствий, которые контактируют с устройством. Еще может нарушиться целостность проводов и изоляции, которые подведены к устройству. Все эти поломки обязательно себя проявят незамедлительно.
Симптомы неисправности лямбда зонда
Датчик кислорода на ВАЗ 2107 инжектор, рано или поздно выходит из строя, что влечет за собой возникновение разных неприятных последствий. Главным симптомом неисправности кислородного датчика на ВАЗ 2107, является повышение расхода топлива. Это происходит потому, что лямбда-зонд подает ложные сигналы на ЭБУ, в результате чего увеличивается расход.
Кроме увеличенного расхода топлива, выявить неисправность датчика можно также по ряду следующих причин — троит двигатель и появляются рывки при движении. Изменяться могут также самопроизвольно обороты холостого хода, в результате чего двигатель может заглохнуть. При неисправном лямбда-зонде увеличивается токсичность выхлопа, что можно выявить при помощи специального прибора. Симптомом неисправности также является индикатор Check Engine на панели приборов, однако он загорается только при полном выходе из строя лямбда зонда.
Как проверить датчик кислорода на ВАЗ 2107
Как проверить лямбда-зонд на автомобиле ВАЗ 2107? Для этого следует подключить к белому проводу устройства красный щуп мультиметра. Черный щуп подключается к «массе» двигателя. Величина напряжения на приборе должна составлять 0,45В. Это номинальное напряжение, и если прибор показывает большее значение, устройство следует заменить. Замена понадобится и в других случаях, когда при искусственном обогащении или обеднении смеси, показания напряжения на датчике не изменяются, и прибор показывает 0,45В. Распиновка кислородного датчика на ВАЗ 2107 представлена на схеме ниже.
Схема контактов разъема
На ВАЗ 2107 устанавливаются четырехпроводные датчики, проверить которые можно на сопротивление резистора:
- Перевести прибор в режим измерения сопротивления.
- Прозвонить выводы устройства.
- Сопротивление не должно быть менее 10 Ом.
В том случае, если сопротивление превышает 10 Ом, то это говорит о неисправности нагревательного элемента. Выявить неисправность датчика можно по кодам ошибок. Ошибка с номером РО131 говорит о том, что лямбда зонд имеет низкий уровень сигнала. Причиной этой ошибки может быть неисправность лямбда-зонда или обедненная смесь. Чтобы удостовериться в неисправности устройства, необходимо при запущенном моторе брызнуть немного бензина во впускной коллектор. Если датчик покажет слишком богатую смесь, то он исправен, а если ошибка не исчезает, то убедиться в неисправности устройства можно другим способом. Необходимо обеспечить подсос воздуха в коллектор, что реализуется путем сбрасывания шланга вакуумного усилителя тормозов. Если датчик отреагирует, то менять его не нужно.
Проведение замены датчика кислорода
Замена лямбды на ВАЗ 2107 начинается с того, что необходимо осуществить демонтаж защиты двигателя. Располагается устройство непосредственно в выпускном коллекторе, поэтому перед тем, как осуществлять замену, нужно дать двигателю остыть, иначе рискуете получить серьезные ожоги тела.
При первых признаках неисправности датчика, его необходимо сразу заменить, так как эта деталь в выхлопной системе оказывает негативное воздействие на работу всего двигателя. Чтобы заменить элемент, понадобится выполнить следующие манипуляции:
- Установив автомобиль на смотровую яму, отыскать место расположения датчика, и обрезать с него хомуты.
- Отключить разъем, посредством которого устройство подключается в цепь.
- При необходимости произвести зачистку контактов разъема, к которому подключается штекер от лямбда зонда.
- Используя рожковый гаечный ключ на «22», нужно выкрутить устройство, и демонтировать его.
- Установить на место старого датчика новый лямбда зонд, закрутив его аналогичным ключом.
- Подключить штекер от устройства к разъему на автомобиле.
- Произвести проверку работоспособности устройства.
Несмотря на то, что данная деталь имеет незначительные размеры, стоит она достаточно дорого. Цена варьируется от 1000 до 3-4 тысяч рублей. Все зависит от фирмы производителя и качества, однако рекомендуется производить замену устройства на оригинальный вариант.
Обманка лямбда зонда не поможет устранить его неисправность. Принцип работы обманки в том, что она ограничивает контакт датчика с выхлопными газами, в результате чего последний всегда будет подавать сигнал об исправной работе катализатора. Как видно, вовсе не обязательно ехать на СТО, чтобы выявить неисправность датчика кислорода на ВАЗ 2107, и произвести его замену.
7 896
Расшифровка кода ошибки P0036
P0036 – ошибка цепи управления нагревателем датчика HO2S (Bank 1, Sensor 2) автомобиля ВАЗ 2107
Что означает код ошибки P0036
Для нормальной работы двигателя необходимо что бы выхлопные газы имели соотношение воздуха и топлива 14,7 к 1. Именно этот параметр и определяется с помощью датчиков кислорода (HO2S Bank 1, Sensor 2 ), которые измеряют количество кислорода в выхлопных газах. Эта информация затем передается в модуль управления двигателем (ECM) для регулирования топлива, подаваемого в двигатель. Ошибка P0036 указывает на неправильную работу датчика кислорода (лямбда-зонда).
Подогреватель датчика кислорода необходим для очень быстрого реагирования лямбда-зонда на изменения параметров. Способствует снижению вредных выбросов особенно в момент запуска и при непрогретом двигателе.
Что является причиной кода P0036
Если код ошибки удаляется и сбрасывается, но после запуска двигателя возвращается это означает, что датчик HO2S для не посылает соответствующие сигналы на ECM (блок управления двигателем).
Причина может быть в дефектной проводке, датчике или блоке управления (редко).
Какие симптомы кода ошибки P0036 ВАЗ 2107
Горит сигнал «Check Engine».
В случае с нерабочей цепью нагревателя, датчик кислород не будет правильно измерять кислород в выхлопных газах в течение первых 3-5 минут работы двигателя автомобиля ВАЗ 2107.
Отсутствие данных от лямбда-зонда влияет на способность ЕСМ контролировать топливную смесь, она будет рассчитываться по фиксированным параметрам (как правило завышенным), пока проблема не будет устранена.
Как диагностируется код ошибки P0036
Ошибка P0036 диагностируется сканером OBD-II. Механик сбрасывает код ошибки OBD-II, а затем едет на автомобиле, чтобы увидеть возвращается ли ошибка. Если ошибка P0036 загорается снова необходимо проверить как питание и землю на датчике, а также убедится в целостности проводки.
Многие проблемы с проводкой лямда-зонда связанны с высокой температурой выхлопных газов.
Частые ошибки при диагностике кода P0036
Не нужно сразу думать, что датчик кислорода неисправен. Перед его заменой нужно убедится в исправности проводки и разъёмов автомобиля ВАЗ 2107. Убедится в наличии питания 12 вольт. И только после этого менять датчик.
Насколько серьезная ошибка P0036?
Если ЕСМ получает ошибку P0036, то на приборной панели загорается лампочка ««Check Engine». С этой ошибкой автомобиль может спокойно ездить, но необходимо как можно скорее заехать на диагностику, чтобы убедится, что кроме возросшего расхода топлива проблем нет. При постоянной эксплуатации автомобиля с такой неисправностью в недалеком будущем из строя может выйти катализатор. Двигатель будут работать на пере обогащённой смеси, не сгоревшие остатки которой при попадании в катализатор выводят его из строя.
Дополнительные комментарии об ошибке P0036
Многие автомобили с пробегом более 100000 имеют моментальные проблемы с датчиками кислорода, которые обычно возникают во время запуска двигателя или во время длительной нагрузки. Часто она бывает в автомобилях ВАЗ модели 2107. Если загорелся сигнал «Check Engine» и транспортное средство работает нормально, система OBD-II может быть обнулена с помощью сканера и в дальнейшем проблема может не повторяться. Вот почему важно, сбросить ошибки и протестировать автомобиль прежде чем начинать ремонт.
Содержание
- Что такое лямбда-зонд?
- Причины поломки лямбда-зонд на Ваз 2107
- Симптомы неисправности лямбда-зонда
- Как проверить датчик кислорода на Ваз 2107?
- Замена лямбда-зонда
Что такое лямбда-зонд?
Греческая буква «лямбда» в физике обозначает содержание кислорода. Поэтому датчик кислорода на инжекторных двигателях также называется лямбда-зондом. На вазовской «классике» эти датчики начали применять недавно, когда на конвейере появилась модель ВАЗ 2107 с инжекторным двигателем.
В системе впрыска двигателя датчик кислорода ВАЗ 2107 (инжектор) контролирует содержание кислорода в смеси выхлопных газов. Сделано это для снижения содержания вредного угарного газа в выхлопе автомобиля и обеспечения оптимального состава смеси, подающейся в цилиндры.
Датчик сравнивает содержание кислорода в атмосфере и автомобильном выхлопе. При меньшем содержании кислорода датчик выдает более высокое напряжение и наоборот. Алгоритм работы ЭБУ двигателя опирается на показания датчика и автоматически меняет состав смеси, поступающей в цилиндры.
Система управления инжекторным двигателем ВАЗ 2107 комплектуются двумя типами лямбда-зонда «Бош». Первый, без нагревателя, устанавливался до 2004 года, после него завод перешел на датчики с нагревателями.
Причины поломки лямбда-зонд на Ваз 2107
Основная причина выхода из строя датчика кислорода – использование некачественного топлива. Если в бензине содержится много свинца (состав с его содержанием применяют недобросовестные производители для повышения октанового числа топлива). Другая причина – попадание в выпускной коллектор (следовательно, в датчик) жидкостей. Вода, тормозная жидкость, бензин, тосол приводят к появлению микротрещин и поломке датчика. Третья причина – забитые топливные фильтры автомобиля. В таком случае топливо не проходит должной очистки и загрязнения оседают на деталях датчика кислорода ВАЗ 2107, вызывая поломку. Поэтому замена датчика кислорода требует установки новых топливных фильтров.
Нельзя забывать об ограниченном ресурсе узла. После 3-5 лет службы датчика (время зависит от годового пробега) его необходимо менять.
Более редкий случай – механическое повреждение датчика кислорода. Это может произойти при неквалифицированном ремонте, ударе камня, отскочившего от колеса, либо при аварии.
Симптомы неисправности лямбда-зонда
Как любая поломка, проблемная работа датчика лямбда-зонда сразу проявляет себя. Главный, наиболее неприятный момент (если учесть цены на бензин) – увеличение расхода топлива. ЭБУ двигателя начинает получать неверные данные и «аппетит» автомобиля стремительно растет. Другие признаки проблемы с датчиком – троящий или «задыхающийся» двигатель, рывки при движении. Также могут самопроизвольно меняться обороты холостого хода или же машина может глохнуть на холостом ходу.
Как проверить датчик кислорода на Ваз 2107?
Неисправности датчика кислорода могут быть «незамеченными» ЭБУ двигателя, поэтому лампа «Check engine» может не гореть. Она горит лишь при полной неработоспособности датчика. Если он просто выдает неверные сведения, система не заметит неисправности.
При ручной диагностике лямбда-зонда надо снять с него клемму и проверить напряжение на сигнальном проводе, приходящем от ЭБУ. Нормальное значение – 0,45В. Распространенная проблема – напряжение выше номинального. Исправить это можно, подключив в цепь дополнительный резистор. Номинал его рассчитывается при помощи переменного резистора. Его надо включить в цепь питания датчика, подключить датчик и вольтметр. После чего при включенном зажигании менять сопротивление резистора, наблюдая за показаниями вольтметра. Искомое напряжение – 0,45-0,46 вольт. После остается замерить сопротивление переменного резистора и заменить его на соответствующее постоянное сопротивление.
Теперь рассмотрим коды ошибок, связанные с «лямбдой».
Ошибка «PO131» говорит о низком уровне сигнала датчика. Понять, смесь реально бедная или неисправен лямбда-зонд просто. Нужно на работающем двигателе брызнуть из шприца немного бензина во впускной коллектор при пережатой «обратке». Если датчик покажет слишком богатую смесь – он исправен. Если же код ошибки говорит о богатой смеси, проверять датчик нужно иначе. Понадобится подсос воздуха в коллектор. Организовать ее можно, скинув шланг вакуумного усилителя тормозов. Если датчик отреагирует, замена его не требуется.
Если же при искусственном обогащении и обеднении смеси датчик выдает «родные» 0,45 В, его следует заменить.
[tip]Важно: лямбда-зонд ВАЗ 2107 реагирует на содержание кислорода в смеси. Если в системе впрыска происходит подсос воздуха, датчик даст команду ЭБУ обогатить смесь, что приведет к росту расхода топлива.[/tip]
Замена лямбда-зонда
При необходимости следует демонтировать защиту двигателя.
Лямбда-зонд ВАЗ 2107 стоит в выпускном коллекторе – самой ходячей части автомобиля. Это необходимо учитывать в работе. Перед началом работ необходимо дать деталям остыть, чтобы не получить ожоги. Дальнейшие действия выглядят так:
- обрезать хомуты;
- снять разъемы;
- очистить разъем, оставшийся в машине (он будет использован повторно);
- открутить датчик кислорода при помощи ключа на 22 мм;
- закрутить новый датчик;
- присоединить разъем датчика.
- После установки нового датчика необходимо проверить его работоспособность так, как описано в предыдущей части статьи.
Лямбда-зонд – кислородный датчик, который устанавливался на ВАЗ 2107 после покупки семи инжекторных двигателей. Не многие владельцы инжекторных автомобилей знают, что такое лямбда-зонд. Рассматриваемый датчик представляет собой устройство, с помощью которого контролируется содержание кислорода в выхлопной системе. Это часть системы, которая отвечает за снижение содержания вредных веществ в выхлопных газах автомобиля – каталитический нейтрализатор.
Датчик кислорода ваз 2107 сравнивает содержание кислорода в атмосфере и выхлоп автомобиля. Принцип работы устройства основан на подаче сигналов в виде повышения или понижения напряжения, подаваемого на компьютер. В зависимости от сигнала, полученного ЭБУ, корректируется состав поступающей в цилиндры смеси.
До 2004 года все семь форсунок комплектовались кислородными датчиками без подогревателей, а позже и с ТЭНами. Конструкция выхлопной системы может использовать одно или два устройства. Если есть, то устанавливается сразу на выходе выпускного коллектора перед нейтрализатором, что соответствует стандарту Евро-2. Наличие второго датчика говорит о том, что автомобиль соответствует экологическому стандарту Евро-3. Если первый датчик реагирует на чрезмерную газовую токсичность, второй используется для контроля качества катализатора.
Единственный лямбда-зонд расположен в нижней семерке автомобиля, сразу после выпускного коллектора, и является частью выхлопной системы. Кислородные датчики часто выходят из строя, что происходит из-за использования некачественного топлива. Некачественным топливом является бензин, содержащий большое количество свинца. Свинец добавляют в бензин для повышения октанового числа.
Помимо высокого содержания свинца в составе топлива, причинами быстрого выхода из строя кислородного датчика являются:
- Попадание жидкости во впускной коллектор. К таким жидкостям относятся вода, тормозная жидкость, антифриз, масло, бензин. Любая жидкость, попадающая на устройство, приводит к образованию микротрещин.
- Забиты топливные фильтры. В этом случае в выхлопную систему попадают препятствия, оседают на корпусе лямбда-зонда, что снижает эффективность работы прибора.
- Перегрев корпуса при неправильном розжиге.
- Стуки в глушителе, подразумевающие нарушение целостности керамического основания.
- Срок службы – как и любая деталь, кислородный датчик на ВАЗ 2107 имеет определенный срок службы. Это 3-5 лет или 40-70 тысяч километров. По истечении указанного срока рассматриваемое устройство подлежит замене.
Также следует понимать, что лямбда-зонд может быть поврежден снаружи из-за механического воздействия. Причинами внешних повреждений являются камни, а также другие виды препятствий, соприкасающиеся с устройством. Также может быть нарушена целостность проводов и изоляции, которые крепятся к устройству. Все эти поломки обязательно проявятся сразу.
Симптомы неисправности лямбда зонда
Датчик кислорода в инжекторе ВАЗ 2107 рано или поздно выходит из строя, что приводит к различным неприятным последствиям. Основным признаком неисправности датчика кислорода на ВАЗ 2107 является увеличение расхода топлива. Это связано с тем, что лямбда-зонд дает ложные сигналы ЭБУ, что увеличивает расход.
Помимо повышенного расхода топлива, выявить неисправность датчика также можно по ряду следующих причин: двигатель глохнет и дергается при движении. Холостой ход также может изменяться самопроизвольно, в результате чего двигатель может заглохнуть. При неисправном лямбда-зонде повышается токсичность выхлопных газов, что можно выявить с помощью специального прибора. Признаком неисправности также является индикатор Check Engine на панели приборов, однако он загорается только при полном выходе из строя лямбда-зонда.
Как проверить датчик кислорода на ВАЗ 2107
Как проверить лямбда-зонд на автомобиле ВАЗ 2107? Для этого подключите красный щуп мультиметра к белому проводу прибора. Черный щуп подключается к «массе» двигателя. Значение напряжения на устройстве должно быть 0,45 В. Это номинальное напряжение, и если устройство показывает более высокое значение, устройство следует заменить. Также потребуется его замена в других случаях, когда при искусственном обогащении или обеднении смеси показания напряжения на датчике не меняются и прибор показывает 0,45В. Распиновка датчика кислорода на ВАЗ 2107 представлена на схеме ниже.
Назначение контактов разъема
На ВАЗ 2107 устанавливаются четырехпроводные датчики, у которых можно проверить сопротивление резистора:
- Переключите прибор в режим измерения сопротивления.
- Сенсорные выходы устройства.
- Сопротивление должно быть не менее 10 Ом.
В том случае, если сопротивление превышает 10 Ом, это свидетельствует о неисправности ТЭНа. Определить неисправность датчика можно по кодам ошибок. Номер ошибки PO131 говорит о том, что лямбда-зонд имеет низкий уровень сигнала. Причиной этой ошибки может быть неисправность лямбда-зонда или бедная смесь. Чтобы убедиться в неисправности устройства, необходимо при работающем двигателе брызнуть во впускной коллектор немного бензина. Если датчик показывает слишком богатую смесь, значит, он исправен, а если ошибка не исчезает, то можно убедиться, что прибор работает неправильно, другим способом. Необходимо обеспечить утечку воздуха в коллектор, что достигается сбросом шланга вакуумного усилителя тормозов. Если датчик среагирует.
Читайте также: Датчик уровня топлива на ВАЗ 2107: причины поломки и как заменить
Проведение замены датчика кислорода
Замена лямбды на ВАЗ 2107 начинается с того, что необходимо демонтировать защиту двигателя. Устройство находится непосредственно на выпускном коллекторе, поэтому перед его заменой нужно дать двигателю остыть, иначе вы рискуете получить серьезные ожоги тела.
При первых признаках неисправности датчика его необходимо немедленно заменить, так как эта часть выхлопной системы негативно влияет на работу всего двигателя. Для замены элемента потребуется выполнить следующие манипуляции:
- После установки автомобиля на смотровую яму найдите место расположения датчика и срежьте хомуты.
- Отсоедините разъем, через который устройство подключено к цепи.
- При необходимости очистите контакты разъема, к которому подключается штекер лямбда-зонда.
- Рожковым ключом на «22» нужно открутить устройство и разобрать его.
- Установите новый лямбда-зонд на место старого датчика, затянув его аналогичным ключом.
- Подключите штекер устройства к разъему автомобиля.
- Выполните проверку работоспособности устройства.
Несмотря на то, что эта деталь имеет небольшой размер, она довольно дорогая. Цена варьируется от 1000 до 3-4 тысяч рублей. Все зависит от производителя и качества, но рекомендуется заменить устройство на оригинальную версию.
Обман лямбда-зонда не поможет устранить его неисправность. Принцип работы уловителя заключается в том, что он ограничивает контакт датчика с выхлопными газами, благодаря чему последние всегда будут давать сигнал о правильной работе катализатора. Как видите, для выявления неисправности датчика кислорода на ВАЗ 2107 и его замены вовсе необязательно ехать на СТО.
Содержание
- 1 Что представляет собой зонд
- 2 Почему происходят поломки датчика
- 3 О симптомах появления неисправностей
- 4 О проверке датчика кислорода
- 5 Как заменить неисправный кислородный датчик
- 6 Как подобрать новый кислородный датчик
- 7 Видео по теме
Большое количество автомобилей сильно загрязняет окружающую среду, поэтому требования к новым автомобилям по содержанию вредных примесей в отработанных газах ужесточаются. Добиваются их снижения разными способами, но наиболее эффективным считается установка в системе вывода выхлопа катализатора, а также корректировка до оптимального состава горючей смеси в цилиндрах двигателя. Бортовой компьютер автомобиля получает сигнал, который выдает лямбда зонд ВАЗ 2107, далее по его команде изменяется состав горючей смеси.
Что представляет собой зонд
Датчик кислорода ВАЗ 2107 инжектор в среде автолюбителей называют не иначе как лямбда-зонд (λ-зонд).
На Вазовской «классике» такие приборы стали ставить после появления на двигателе инжектора. Лямбда-зондом осуществляется контроль присутствия остатков кислорода в отработанных газах. Это нужно для уменьшения количества угарного газа в выхлопе работающего мотора, которое возможно после корректировки состава топливовоздушной смеси в системе питания силового агрегата.
Почему происходят поломки датчика
Наиболее часто датчик кислорода в ВАЗ 2107 выходит из строя после применения топлива низкого качества, особенно губителен для него этилированный бензин. Другими причинами поломки зонда могут быть:
- Наличие жидкости в выпускной системе.
- Сильное загрязнение топливного фильтра.
- Выработка ресурса прибора.
Лямбда работает в среде раскаленных газов, поэтому попадание любой жидкости в его рабочую зону приведет к появлению трещин и последующему отказу прибора. Бортовой компьютер будет не в состоянии правильно определять состав рабочей смеси. Станет заметным большой расход бензина, возникнут перебои в работе мотора. Примеси в топливе не сгорают, попадают в выхлопной коллектор, далее на лямбду, что приводит к искажению его показаний.
Также важно правильно выставить зажигание, иначе перегрев выведет прибор из строя, а хлопки в системе выхлопа разрушат датчик кислорода, его керамику. Известны случаи, когда ломают датчик «умелые» механики.
О симптомах появления неисправностей
Лямбда-зонд не может служить вечно, приходит время, когда он приходит в негодность. Об этом водителю сигнализируют такие признаки неисправности:
- Расход топлива увеличен.
- Перебои в работе мотора.
- Машина начинает двигаться рывками.
- Обороты холостого хода изменяются
- Загорается Check Engine на приборке.
Появление индикатора происходит при полном отказе работоспособности датчика. Перечисленные симптомы должны насторожить водителя, они говорят о том, что необходимо срочно провести диагностику силового агрегата.
О проверке датчика кислорода
Проверяют кислородный датчик мультиметром. Проверку можно выполнить следующим образом: один щуп подсоединяют к проводу белого цвета, другой щуп обеспечивает контакт с массой машины. При включенном зажигании мультиметр должен показать напряжение не более 0,45 вольт. Если его показания больше этой величины, зонд кислорода сломан, нужна замена. Также можно проверить сопротивление датчика. Для этого мультиметр следует перевести в положение «измерение сопротивления». Современные датчики для подключения имеют 4 провода. Два белых — это подача напряжения на подогреватель, синий (в некоторых моделях может быть серым) и черный — сигнальная цепь.
Измеряют сопротивление между белыми проводами, которое должно быть не менее чем 10 Ом. Когда оно окажется выше, это свидетельствует о неисправном кислородном зонде. При наличии нужного оборудования смотрят код ошибки. Р0131 свидетельствует о наличии низкого уровня сигнала от лямбды, это происходит от обеднения смеси. Для проверки следует во впускной тракт впрыснуть бензин, при исправном датчике он покажет обогащенную смесь. Если ошибка не исчезла, обеспечивают подсос воздуха. Реакция лямбды говорит об исправности прибора. Признаки неисправностей датчика кислорода ВАЗ 2107 инжектор рассмотрены, теперь следует поговорить о его замене.
Как заменить неисправный кислородный датчик
Диагностика автомобиля подтвердила, что датчик кислорода неисправен и подлежит замене. Такую операцию водитель может выполнить самостоятельно. Следует приобрести новую запасную часть, подготовить инструменты, место, где будет выполнена замена неисправного кислородного датчика. Кроме новой запасной части водителю понадобится:
- Смотровая яма в гараже, эстакада или подъемник.
- Противооткатные башмаки под колеса машины.
- Набор инструментов.
- Жидкость WD40.
- Металлическая щетка.
- Ветошь.
- Рабочие перчатки.
Узнать где находится датчик кислорода у ВАЗ 2107 можно из инструкции по эксплуатации транспортного средства. Его устанавливают внизу машины на трубу выхлопной системы. Работать с зондом следует только на холодном двигателе, иначе можно обжечь руки или сломать сам датчик. Автомобиль устанавливают на выбранном месте проведения работ, дают остыть силовому агрегату. Автомобиль затормаживают ручным тормозом, для надежности под колеса устанавливают противооткатные башмаки.
Далее процесс замены неисправного зонда будет осуществляться таким образом:
- Если низ моторного отсека закрыт защитой, ее следует демонтировать.
- Место установки лямбды, сам датчик очищают от загрязнения металлической щеткой. После место установки обрабатывают жидкостью WD40.
- Пока «работает» ведешка, обрезают хомуты крепления проводов зонда, отключают разъем.
- Следующим шагом будет демонтаж неисправной детали. Ключом на «22», но может быть другой размер (зависит от типа лямбды), выворачивают из трубы глушителя. Придется приложить некоторое усилие, так как зонд «прикипает» в резьбовом соединении. Лучше всего использовать накидной ключ, чтобы не сорвать грани.
- Устанавливают новую запасную часть, подключают разъем, крепят провода датчика хомутами.
- Ставят на свое место ранее снятые детали.
На этом процесс замены неисправной детали закончен, можно запустить двигатель, проверить работу на всех режимах.
Как подобрать новый кислородный датчик
В торговых сетях представлен большой выбор кислородных датчиков, который может быть, как отечественного, так и зарубежного производства. ВАЗ 2107 снят с производства, поэтому оригинальную запасную часть найти проблематично. Подобрать замену этой детали не составит большого труда, следует только внимательно отнестись к выбору, так как на рынке много подделок. В первую очередь обращают внимание на упаковку, у подделок она обычно не очень высокого качества. Также должна насторожить слишком низкая стоимость детали. Хорошо себя зарекомендовали запасные части от компании DENSO, Bosch, Stellox. Их стоимость может быть в пределах от 1500 до 3500 рублей.
Видео по теме
Ошибка 0036-обрыв цепи управления нагревателя датчика кислорода после нейтрализатора.
Ошибка заносится в память ЭБУ при следующих условиях:
1. Двигатель работает
2. Система самодиагностики ЭБУ определила отсутствие нагрузки в цепи.
3. После возникновения неисправности прошло два драйв-цикла.
1. Подключаем сканер, запускаем двигатель, проверяем наличие ошибок в памяти.
2. Если ошибка присутствует, то глушим двигатель, отстыковываем колодку проводки от ДДК, включаем зажигание и мультиметром или пробником проверяем наличие напряжения на клемме «В» колодки проводки.
3. Если ошибка отсутствует – проверяем целостность электрических цепей, отсутствие повреждений, правильность стыковки колодок, надежность соединения контактов, целостность уплотнений.
4. Если напряжения на клемме «B» колодки проводки не присутствует — оборвана цепь питания нагревателя. Восстановить цепь.
5. Если напряжения на клемме «В» колодки проводки присутствует, то подключить мультиметр между контактом «D» колодки и массой. Если оно менее 1В то оборвана цепь управления нагревателем или неисправность контроллера. И если напряжение более 1В измеряем сопротивление между контактами «В» и «D» УДК.
6. Если сопротивление более 1КОм то неисправен сам датчик, если менее 1 КОм то неисправен ЭБУ.
ЭБУ достаточно дорогой узел, поэтому прежде чем принимать решение по его замене, целесообразно использовать подменный. И только убедившись, что виноват именно ЭБУ, его заменить.
Ряд 1-зонд 2: обрыв электрической цепи подогрева
Автомобили с инжекторной системой впрыска топлива используют датчики кислорода (лямбда-зонды) с подогревом, которые устанавливаются в системе выпуска отработавших газов до и после каталитических нейтрализаторов. С помощью кислородных датчиков электронный блок управления определяет количество содержания кислорода в выхлопных газах. Эта информация используется для регулировки топливной системы, чтобы поддерживать соотношение воздух / топливо 14,7:1.
Ошибка OBD P0036 сообщает о проблеме с подогревом датчика кислорода, который располагается за катализатором и относится к первому цилиндру. Нормальная рабочая температура нагреваемого кислородного датчика (HO2S) составляет от 350 до 850°C (от 662 до 1562°F). Нагреватель лямбда-зонда значительно сокращает количество времени, необходимое для активации системы управления подачей топлива. Управление подогревом лямбда-зонда осуществляется с помощью ЭБУ или другого блока управления (в зависимости от модели автомобиля). При возникновении проблемы вы не заметите никаких заметных симптомов, кроме горящей лампы Check Engine на приборной панели. Датчики, расположенные за катализатором, не влияют на регулирование соотношения воздух/топливо, поэтому на работу двигателя это никак не скажется. Они необходимы только для регулирования экологичности двигателя.
Причины ошибки P0036:
- Обрыв цепи внутри кислородного датчика или обрыв/короткое замыкание внешней проводки.
- Возможно нет заземления на выхлопной трубе.
- Неисправность нагревательного элемента датчика или управляющего блока.
Проверьте всю цепь ведущую к датчику на наличие обрывов или окислов соединений. Так же снимите сам лямбда-зонд и осмотрите его внешне (не должно быть видимых повреждений). Возьмите омметр и проверьте сопротивление нагревательного элемента датчика: значение не должно быть 0, иначе нагревательный элемент неисправен и требуется замена лямбда-зонда. Проверьте питание для нагревательного элемента: при повороте ключа зажигания должно «приходить» 12 вольт на нагрев. Если проводку вы проверяли и с ней все в порядке, а питания нет, значит проблема в блоке управления.
Автомобили ВАЗ: ремонт, обслуживание, тюнинг
В борьбе за соблюдение экологических норм производители двигателей ужесточают требования к системам, топливу и в конечном итоге к токсичности выхлопа. В результате немолодые автомобили страдают более других. Ошибка Р0036 на Лада Гранта и других переднеприводных автомобилях ВАЗ как раз демонстрирует несоответствие возможностей техники растущим требованиям.
Стандарт чистоты выхлопа Евро3 подразумевает установку двух кислородных датчиков на катализаторе. Первый контролирует состав выхлопа на входе, второй анализирует состав выхлопных газов на выходе из нейтрализатора. Любая неисправность одного из лямбда-зондов приводит к некорректной работе системы управления двигателем (ЭСУД).
Ошибка Р0036 на Лада Гранта говорит о неисправности нагревательного элемента во втором датчике кислорода, либо обрыве цепи опроса и управления датчиком.
Неисправности, вызвавшие появление кода ошибки Р0036, в обязательном порядке указывают на проблемы с датчиком и проявляются по-разному. На холодном двигателе ошибка может появляться, на прогретом исчезать. Если ее проигнорировать и просто стереть с помощью бортового компьютера, она появится снова. На пробегах до 40-50 тысяч км реакцией на ошибку уже может стать сигнал Check Engine, который сбросить практически невозможно. Поэтому приходится искать причину появления кода ошибки P0036 и методы устранения неисправности.
Как убрать ошибку Р0036 на Лада Гранта
Один из действенных методов борьбы с ошибками второго датчика кислорода на Грантах считается перепрошивка электронного блока управления под стандарт Евро 2 . Он подразумевает наличие только одного, первого датчика кислорода, поэтому ДК2 уже не опрашивается электронной системой управления двигателем и ошибка 0036 будет исключена автоматически.
Вышедший из строя датчик кислорода
Второй вариант — замена вышедшего из строя лямбда-зонда. С точки зрения экономии, такой вариант выглядит не слишком оправданным по сравнению с перепрошивкой. Цена нового датчика кислорода на Лада Гранта в пределах $25 . Перепрошивку могут сделать на сервисе за $30-35 и навсегда избавить от проблемы. Однако нужно понимать, что вмешательство в программное обеспечение никогда бесследно не проходит. К тому же при некорректном проведении операции возможны другие сбои в системе управления.
Как вариант, можно рассмотреть обрыв одного из проводов цепи вторичного датчика кислорода. Такая неприятность происходит довольно часто и, как правило, у основания самого лямбда-зонда. Все дело в том, что изоляция проводов в жгуте не всегда соответствует высокой температуре, со временем теряет эластичность и один из проводов попросту отламывается от контакта в месте пайки. На проверку этого варианта много времени не уйдет — достаточно спуститься под автомобиль и проверить контакты на самом датчике. В крайнем случае, придется снять датчик кислорода и запаять отломанный провод.
Обломанный провод на датчике кислорода
Достаточно хорошо зачистить, залудить с кислотой или флюсом провод и контакт на датчике, после чего припаять провод на место и заизолировать термостойкой изолентой.
Отремонтированный датчик кислорода
В том случае, когда после ремонта ошибка Р0036 продолжает нас доставать, можно либо заменить лямбду, либо установить обманку, что разы дешевле и эффективнее.
Как установить обманку вместо датчика кислорода на Лада Гранта
Перед тем как установить эмулятор лямбда зонда, разберемся для чего это делается и какие теоретические обоснования у этой операции. Как правило, при удалении катализатора или одного из датчиков кислорода, проводят перепрошивку ЭБУ. Это не всегда входит в наши планы, тем более грамотного мастера по этой части найти бывает сложно. Поэтому обманывать мозги двигателя будем без перепрошивки.
На первый датчик кислорода изначально подается около 3 В постоянного тока. По мере прогрева двигателя, на контактах ДК1 появляется импульсный ток 0,1-0,9 Вольта частотой 1-2 Гц. В это время на втором датчике появляется импульсный сигнал той же частоты 0,6-0,8 Вольта , но сдвигом по фазе. Это происходит из-за инерционности катализатора. Не вдаваясь в тонкости схемотехники и радиоэлектроники, нам нужно эмулировать сигнал датчика кислорода 2, чтобы ЭБУ не заметил его отсутствия. Есть как минимум два пути, по которым можно пойти, чтобы установить обманку без прошивки.
Удаляем датчик кислорода на Лада Гранта. Способ первый, для ленивых
Чтобы поставить простейшую обманку вместо лямбды, достаточно иметь паяльник и прямые руки. Кроме того, купить в магазине радиодеталей два сопротивления:
- Резистор на 330 Ом для имитации работы нити подогрева датчика.
- Резистор на 100 кОм .
Еще нужно купить ответный разъём ДК на 4 контакта. Теперь припаиваем сопротивления крест-накрест, согласно схеме, указанной ниже. Для начала надеваем термоусадочную изоляцию. К контактам А и С разъёма припаиваем сопротивление на 100 кОм , к контактам B, D паяем сопротивление 300 ОМ . Маркировка контактов есть на корпусе разъема. В результате должно получиться что-то вроде этого.
Обманка готова. Осталось установить ее на жгут проводов и закрепить под днищем. Отверстие для лямбда-зонда можно заглушить или оставить старый датчик на месте. В результате система опросит нашу приблуду и примет ее за датчик кислорода, установленный после катализатора. Если подключить сканер и посмотреть диаграмму работы обоих датчиков, она будет выглядеть так.
После этой несложной операции ошибка Р0036 больше нас не потревожит. Впрочем, есть более надежный способ установки эмулятора.
Устанавливаем эмулятор датчика кислорода. Способ второй, надежный
Принцип работы эмулятора фактически такой же, но он отвечает на запросы системы управления двигателем более точно и исключает ошибки. Правда, и собрать его немного сложнее. Но для тех, кто дружит с паяльником, никаких проблем не будет. Для сборки устройства нам понадобятся:
- Переменное сопротивление на 100 кОм.
- Резисторы на 1 кОм, 620 кОм, 200 Ом.
- Два электролитных конденсатора по 20 мкФ.
- Простенькая печатная плата.
Схема эмулятора датчика кислорода
Как и в предыдущем случае, сопротивление на 200 Ом вешается на контакты В и D для эмуляции нити нагрева датчика кислорода. Собранное устройство выглядит так.
Эмулятор лямбда-зонда
Помещаем его в любой подходящий корпус и размещаем под днищем. Датчик кислорода можно выкрутить и заменить его пробкой с резьбой 18х1,5. Таким образом можно устранить ошибку Р0036 на двигателях Лада Гранта своими руками.