Дефекты. Ошибки, сбои, отказы
Дефект — расхождение ожидаемого и фактического результата. Или дефект — отклонение фактического результата от ожиданий наблюдателя, сформированных на основе требований, спецификаций, иной документации или опыта и здравого смысла.
Ожидаемый результат — поведение системы, описанное в требованиях.
Фактический результат — поведение системы, наблюдаемое в процессе тестирования.
Ошибки совершает человек , которые приводят к возникновению дефектов в коде, которые, в свою очередь, приводят к сбоям и отказам приложения (однако сбои и отказы могут возникать и из-за внешних условий, таких как электромагнитное воздействие на оборудование и т.д.). Таким образом, упрощённо можно изобразить следующую схему
Ошибка (error , mistake) — действие человека, приводящее к некорректным результатам.
Дефект (defect, bug, problem, fault) — недостаток в компоненте или системе, способный привести к ситуации сбоя или отказа.
Дефекты могут быть в документации, настройках, входных данных и т.д.
Сбой или отказ — отклонение поведения системы от ожидаемого.
В ГОСТ 27.002-89 даны краткие определения сбоя и отказа :
Сбой — самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устраняемый незначительным вмешательством оператора.
Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.
Сбои и отказы являются тем, что тестировщик замечает в процессе тестирования и отталкиваясь от чего, проводит исследование с целью выявить дефект и его причины.
Отчёт о дефекте и его жизненный цикл
При обнаружении дефекта тестировщик создаёт отчёт о дефекте .
Отчёт о дефекте — документ, описывающий обнаруженный дефект, а также содействующий его устранению
Отчёт о дефекте пишется со следующими основными целями:
- предоставить информацию о проблеме — уведомить проектную команду и иных заинтересованных лиц о наличии проблемы, описать суть проблемы; приоритизировать проблему — определить степень опасности проблемы для проекта и желаемые сроки её устранения;
- содействовать устранению проблемы — качественный отчёт о дефекте не только предоставляет все необходимые подробности для понимания сути случившегося, но также может содержать анализ причин возникновения проблемы и рекомендации по исправлению ситуации.
Хорошо написанный отчёт о дефекте — половина решения проблемы для программиста. От полноты, корректности, аккуратности, подробности и логичности отчёта о дефекте зависит очень многое — одна и та же проблема может быть описана так, что программисту останется исправить пару строк кода, а может быть описана и так, что сам автор отчёта на следующий день не сможет понять, что же он имел в виду.
Отчёт о дефекте (и сам дефект вместе с ним) проходит определённые стадии жизненного цикла, которые схематично можно показать так (рисунок 2на следующем слайде):
- Обнаружен (submitted) — начальное состояние отчёта (иногда называется «Новый» (new)), в котором он находится сразу после создания. Некоторые средства также позволяют сначала создавать черновик (draft) и лишь потом публиковать отчёт.
- Назначен (assigned) — в это состояние отчёт переходит с момента, когда кто — то из проектной команды назначается ответственным за исправление дефекта. Назначение ответственного производится или решением лидера команды разработки, или коллегиально, или по добровольному принципу, или иным принятым в команде способом или выполняется автоматически на основе определённых правил.
- Исправлен (fixed) — в это состояние отчёт переводит ответственный за исправление дефекта член команды после выполнения соответствующих действий по исправлению.
- Проверен (verified) — в это состояние отчёт переводит тестировщик, удостоверившийся, что дефект на самом деле был устранён. Как правило, такую проверку выполняет тестировщик, изначально написавший отчёт о дефекте.
Свежий взгляд человека, ранее не знакомого с данным дефектом, позволяет ему в процессе верификации с большой вероятностью обнаружить новые дефекты.
Жизненный цикл отчёта о дефекте с наиболее типичными переходами между состояниями
Набор стадий жизненного цикла, их наименование и принцип перехода от стадии к стадии может различаться в разных инструментальных средствах управления жизненным циклом отчётов о дефектах. Более того — многие такие средства позволяют гибко настраивать эти параметры.
- Закрыт (closed) — состояние отчёта, означающее, что по данному дефекту не планируется никаких дальнейших действий.
Здесь есть некоторые расхождения в жизненном цикле, принятом в разных инструментальных средствах управления отчётами о дефектах:
В некоторых средствах существуют оба состояния — « Проверен » и « Закрыт », чтобы подчеркнуть, что в состоянии « Проверен » ещё могут потребоваться какие-то дополнительные действия (обсуждения, дополнительные проверки) в то время как состояние « Закрыт » означает «с дефектом покончено, больше к этому вопросу не возвращаемся».
- В некоторых средствах одного из состояний нет (оно поглощается другим)
В некоторых средствах в состояние «Закрыт» или «Отклонён» отчёт о дефекте может быть переведён из множества предшествующих состояний с резолюциями наподобие:
- «Не является дефектом» — приложение так и должно работать, описанное поведение не является аномальным.
- «Дубликат» — данный дефект уже описан в другом отчёте.
- «Не удалось воспроизвести» — разработчикам не удалось воспроизвести проблему на своём оборудовании.
- «Не будет исправлено» — дефект есть, но по каким-то серьёзным причинам его решено не исправлять.
- «Невозможно исправить» — непреодолимая причина дефекта находится вне области полномочий команды разработчиков, например существует проблема в операционной системе или аппаратном обеспечении, влияние которой устранить разумными способами невозможно. В подобных случаях будет переведён в состояние «Закрыт», в некоторых — в состояние «Отклонён», в некоторых — часть случаев закреплена за состоянием «Закрыт», часть — за «Отклонён».
- Открыт заново (reopened) — в это состояние (как правило, из состояния «Исправлен») отчёт переводит тестировщик, удостоверившийся, что дефект попрежнему воспроизводится на билде, в котором он уже должен быть исправлен.
- Рекомендован к отклонению (to be declined) — в это состояние отчёт о дефекте может быть переведён из множества других состояний с целью вынести на рассмотрение вопрос об отклонении отчёта по той или иной причине. Если рекомендация является обоснованной, отчёт переводится в состояние «Отклонён» (см. следующий пункт).
- Отклонён (declined) — в это состояние отчёт переводится в случаях, подробно описанных в пункте «Закрыт», если средство управления отчётами о дефектах предполагает использование этого состояния вместо состояния «Закрыт» для тех или иных резолюций по отчёту.
- Отложен (deferred) — в это состояние отчёт переводится в случае, если исправление дефекта в ближайшее время является нерациональным или не представляется возможным, однако есть основания полагать, что скоро ситуация исправится (выйдет новая версия библиотеки, вернётся из отпуска специалист по данной технологии, изменятся требования заказчика и т.д.).
Атрибуты (поля) отчёта о дефекте
Общий вид всей структуры отчёта о дефекте представлен на рисунке
- Идентификатор представляет собой уникальное значение, позволяющее однозначно отличить один отчёт о дефекте от другого и используемое во всевозможных ссылках. В общем случае идентификатор отчёта о дефекте может представлять собой просто уникальный номер, но может быть : включать префиксы, суффиксы и иные осмысленные компоненты, позволяющие быстро определить суть дефекта и часть приложения (или требований), к которой он относится.
- Краткое описание должно в предельно лаконичной форме давать исчерпывающий ответ на вопросы «Что произошло?» «Где это произошло»? «При каких условиях это произошло?».
Например: «Отсутствует логотип на странице приветствия, если пользователь
является администратором»:
— Что произошло? Отсутствует логотип.
— Где это произошло? На странице приветствия.
— При каких условиях это произошло? Если пользователь является
администратором.
Заполнение поля « краткое описание », которое одновременно должно:
— содержать предельно краткую, но в то же время достаточную для
понимания сути проблемы информацию о дефекте;
— быть достаточно коротким, чтобы полностью помещаться на экране;
— при необходимости содержать информацию об окружении, под
которым был обнаружен дефект;
— по возможности не дублировать краткие описания других
дефектов (и даже не быть похожими на них), чтобы дефекты
было сложно перепутать или посчитать дубликатами друг друга;
— быть законченным предложением русского или английского (или
иного) языка, построенным по соответствующим правилам
грамматики.
Для создания хороших кратких описаний дефектов рекомендуется пользоваться следующим алгоритмом:
- Полноценно понять суть проблемы. До тех пор, пока у тестировщика нет чёткого понимания того, «что не работает», писать отчёт о дефекте не стоит.
- Сформулировать подробное описание
- 3. Убрать из получившегося подробного описания всё лишнее, уточнить важные детали.
4. Выделить в подробном описании слова (словосочетания, фрагменты фраз), отвечающие на вопросы, «что, где и при каких условиях случилось».
5. Оформить получившееся в пункте 4 в виде законченного грамматически правильного предложения.
6. Если предложение получилось слишком длинным, переформулировать
его, сократив длину (за счёт подбора синонимов, использования
общепринятых аббревиатур и сокращений). К слову, в английском языке
предложение почти всегда будет короче русского аналога.
Пример применения этого алгоритма.
Тестированию подвергается некое веб-приложение, поле описания товара должно допускать ввод максимум 250 символов; в процессе тестирования оказалось, что этого ограничения нет.
- Суть проблемы: исследование показало, что ни на клиентской, ни на серверной части нет никаких механизмов, проверяющих и/или ограничивающих длину введённых в поле «О товаре» данных.
- Исходный вариант подробного описания: в клиентской и серверной части приложения отсутствуют проверка и ограничение длины данных, вводимых в поле «О товаре» на странице http://testapplication/admin/goods/edit.
- Конечный вариант подробного описания:
— Фактический результат: в описании товара (поле «О товаре»,
http://testapplication/admin/goods/edit/) отсутствуют проверка и
ограничение длины вводимого текста (MAX=250 символов).
— Ожидаемый результат: в случае попытки ввода 251+ символов
выводится сообщение об ошибке.
- Определение «что, где и при каких условиях случилось»:
— Что: отсутствуют проверка и ограничение длины вводимого текста.
— Где: описание товара, поле «О товаре»,
http://testapplication/admin/goods/edit/.
— При каких условиях: – (в данном случае дефект присутствует всегда, вне
зависимости от каких бы то ни было особых условий).
- Первичная формулировка: отсутствуют проверка и ограничение максимальной длины текста, вводимого в поле «О товаре» описания товара.
- Сокращение (итоговое краткое описание): нет ограничения максимальной длины поля «О товаре». Английский вариант: no check for «О товаре» max length.
- Подробное описание представляет в развёрнутом виде необходимую информацию о дефекте, а также (обязательно!) описание фактического результата, ожидаемого результата и ссылку на требование (если это возможно).
Пример подробного описания :
Если в систему входит администратор, на странице приветствия отсутствует логотип. Фактический результат: логотип отсутствует в левом верхнем углу страницы. Ожидаемый результат: логотип отображается в левом верхнем углу страницы. Требование: R245.3.23b.
В отличие от краткого описания, которое является одним предложением, здесь нужно давать подробную информацию. Если одна и та же проблема (вызванная одним источником) проявляется в нескольких местах приложения, можно в подробном описании перечислить эти места.
- Шаги по воспроизведению описывают действия, которые необходимо выполнить для воспроизведения дефекта.
Это поле похоже на шаги тест-кейса, за исключением одного отличия: здесь действия прописываются максимально подробно, с указанием конкретных вводимых значений и самых мелких деталей, т.к. отсутствие этой информации в сложных случаях может привести к невозможности воспроизведения дефекта.
Пример шагов воспроизведения :
- Открыть http://testapplication/admin/login/.
- Авторизоваться с именем «defaultadmin» и паролем «dapassword». Дефект : в левом верхнем углу страницы отсутствует логотип (вместо него отображается пустое пространство с надписью «logo»).
Воспроизводимость показывает, при каждом ли прохождении по шагам воспроизведения дефекта удаётся вызвать его проявление. Это поле принимает всего два значения: всегда или иногда. Можно сказать, что воспроизводимость «иногда» означает, что тестировщик не нашёл настоящую причину возникновения дефекта. Это приводит к серьёзным дополнительным сложностям в работе с дефектом:
- Тестировщику нужно потратить много времени на то, чтобы удостовериться в наличии дефекта (т.к. однократный сбой в работе приложения мог быть вызван большим количеством посторонних причин).
- Разработчику тоже нужно потратить время, чтобы добиться проявления дефекта и убедиться в его наличии. После внесения исправлений в приложение разработчик фактически должен полагаться только на свой профессионализм, т.к. даже многократное прохождение по шагам воспроизведения в таком случае не гарантирует, что дефект был исправлен (возможно, через ещё 10–20 повторений он бы проявился).
- Важность показывает степень ущерба, который наносится проекту существованием дефекта. В общем случае выделяют следующие виды важности:
— Критическая — существование дефекта приводит к масштабным последствиям катастрофического характера, например: потеря данных, раскрытие конфиденциальной информации, нарушение ключевой функциональности приложения и т.д.
— Высокая — существование дефекта приносит ощутимые неудобства многим пользователям в рамках их типичной деятельности, например: недоступность вставки из буфера обмена, неработоспособность общепринятых клавиатурных комбинаций, необходимость перезапуска приложения при выполнении типичных сценариев работы.
— Средняя — существование дефекта слабо влияет на типичные
сценарии работы пользователей, и/или существует обходной путь
достижения цели, например: диалоговое окно не закрывается
автоматически после нажатия кнопок «OK»/«Cancel», при распечатке
нескольких документов подряд не сохраняется значение поля
«Двусторонняя печать», перепутаны направления сортировок по
некоему полю таблицы.
— Низкая — существование дефекта редко обнаруживается
незначительным процентом пользователей и (почти) не влияет на их
работу, например: опечатка в глубоко вложенном пункте меню
настроек, некоторое окно при отображении расположено неудобно
(нужно перетянуть его в удобное место), неточно отображается время
до завершения операции копирования файлов.
- Срочность показывает, как быстро дефект должен быть устранён. В общем случае выделяют следующие виды срочности:
- Наивысшая срочность указывает на необходимость устранить дефект настолько быстро, насколько это возможно.
- Высокая срочность означает, что дефект следует исправить вне очереди, т.к. его существование или уже объективно мешает работе, или начнёт создавать такие помехи в самом ближайшем будущем.
- Обычная срочность означает, что дефект следует исправить в порядке общей очерёдности. Такое значение срочности получает большинство дефектов.
- Низкая срочность означает, что в обозримом будущем исправление данного дефекта не окажет существенного влияния на повышение качества продукта.
- С имптом — позволяет классифицировать дефекты по их типичному проявлению. Не существует никакого общепринятого списка симптомов.
В качестве примера рассмотрим следующие значения симптомов дефекта.
- Косметический дефект — визуально заметный недостаток интерфейса, не влияющий на функциональность приложения (например, надпись на кнопке выполнена шрифтом не той гарнитуры).
- Повреждение/потеря данных — в результате возникновения дефекта искажаются, уничтожаются (или не сохраняются) некоторые данные (например, при копировании файлов копии оказываются повреждёнными).
- Проблема в документации (— дефект относится не к приложению, а к документации (например, отсутствует раздел руководства по эксплуатации).
- Некорректная операция — некоторая операция выполняется некорректно
- Проблема инсталляции — дефект проявляется на стадии установки и/или конфигурирования приложения.
- Ошибка локализации — что-то в приложении не переведено или переведено неверно на выбранный язык интерфейса.
- Нереализованная функциональность — некая функция приложения не выполняется или не может быть вызвана (например, в списке форматов для экспорта документа отсутствует несколько пунктов, которые там должны быть
- Проблема масштабируемости — при увеличении количества доступных приложению ресурсов не происходит ожидаемого прироста производительности приложения
- Низкая производительность — выполнение неких операций занимает недопустимо большое время
- Крах системы — приложение прекращает работу или теряет способность выполнять свои ключевые функции
- Неожиданное поведение — в процессе выполнения некоторой типичной операции приложение ведёт себя необычным (отличным от общепринятого) образом (например, после добавления в список новой записи активной становится не новая запись, а первая в списке).
- Недружественное поведение — поведение приложения создаёт пользователю неудобства в работе (например, на разных диалоговых окнах в разном порядке расположены кнопки «OK» и «Cancel»).
- Расхождение с требованиями — этот симптом указывают, если дефект сложно соотнести с другими симптомами, но тем не менее приложение ведёт себя не так, как описано в требованиях.
- Предложение по улучшению — во многих инструментальных средствах управления отчётами о дефектах для этого случая есть отдельный вид отчёта
Часто у одного дефекта может быть сразу несколько симптомов.
- Возможность обойти — показывает, существует ли альтернативная последовательность действий, выполнение которой позволило бы пользователю достичь поставленной цели (например, клавиатурная комбинация Ctrl+P не работает, но распечатать документ можно, выбрав соответствующие пункты в меню). В некоторых инструментальных средствах управления отчётами о дефектах это поле может просто принимать значения «Да» и «Нет», в некоторых при выборе «Да» появляется возможность описать обходной путь. Традиционно считается, что дефектам без возможности обхода стоит повысить срочность исправления.
- Комментарий— может содержать любые полезные для понимания и исправления дефекта данные.
- Вложения — представляет собой не столько поле, сколько список прикреплённых к отчёту о дефекте приложений (копий экрана, вызывающих сбой файлов и т.д.).
Сможете ли вы без подглядки в гугл ответить на вопрос — чем отличаются:
— Ошибка.
— Дефект.
— Сбой.
Практика показывает, что нет
Три года назад (кошмар, сколько времени прошло!) я была в летней школе тестировщиков. Алексей Баранцев вел тренинг для продвинутых, как искать баги и исследовать приложение. Он задал простой вопрос → «Чем отличаются ошибка, дефект и сбой?». Предположения были самыми разнообразными, но уловить тонкую грань отличий никто не смог.
Алексей мог зачитать умные слова из справочника ISTQB, но предпочел рассказать историю. Три года прошло! Я помню историю до сих пор и могу назвать отличия без подглядывания в гугл
Вступление от Алексея — придумал историю не сам. На одном из тренингов я задал этот вопрос. Девочки посовещались между собой и сказали: «Мы не можем объяснить это с точки зрения ПО, но можем на примере шитья». Я удивился и сказал: «Давайте!».
Жил-был мастер. Он шил платья на заказ. Однажды он допустил ошибку — забыл прошить нижний край у кармана платья.
Результатом ошибки стал дефект. Платье висело на вешалке и выглядело абсолютно нормально, но оно было с дефектом.
Маленькая девочка увидела платье и сразу влюбилась. Она купила платье и носила его повсюду. И все было хорошо, платье сидело замечательно, дефект никак не проявлялся. Пока новая хозяйка не решила положить в карман ключ.
Девочка опустила руку в карман, отпустила ключ… У-у-у-упс, ключ выпал на пол! Произошел сбой в системе — проявился ранее скрытый дефект.
Точно также бывает и в ПО → разработчики допускают ошибки при написании кода и в программе затаивается дефект. И даже если дефект не нашли и о нем никто не знает, он все равно есть! Сидит и ждет своего часа. И когда пользователь натыкается на ошибочный код, происходит сбой.
Такие дела!
Надеюсь, эта история поможет вам запомнить разницу так же, как она помогла мне. И помните — не всегда надо зубрить, иногда достаточно придумать знакомую и понятную альтернативу
А под конец немножко официоза — версия из ISTQB, которую мне любезно процитировали мои студенты. А ведь ради них я и пишу эти статьи!
A human being can make an error (mistake), which produces a defect (fault, bug) in the code, in software or a system, or in a document. If a defect in code is executed, the system will fail to do what it should do (or do something it souldn’t), causing a failure. Defects in software, systems or documents may result in failures, but not all defects do so.
Человек может допустить ошибку, которая приводит к дефекту (к неисправности, багу) в коде, в софте или системе, или документе. Если дефект в коде исполняется, система не сможет сделать то, что должна (или то, что не должна), что вызовет сбой. Дефекты в программном обеспечении, системах или документах, могут вызвать неисправности, но не все дефекты вызывают их.
Тестирование программного обеспечения определяет набор процедур и методов, которые проверяют, соответствует ли фактический программный продукт ожидаемым требованиям, тем самым обеспечивая отсутствие дефектов в продукте. Существует набор процедур, которые необходимо учитывать при тестировании программного обеспечения вручную или с использованием автоматизированных процедур. Основной целью тестирования программного обеспечения является выявление ошибок, недостатков или отсутствующих требований по отношению к фактическим требованиям.
Тестирование программного обеспечения важно, потому что, если в программном обеспечении есть какие-либо ошибки или ошибки, их можно выявить на ранней стадии и устранить до поставки программного продукта.
Здесь мы обсудим 5 терминов, связанных с SDLC :
- Ошибка: ошибка относится к дефектам, что означает, что программный продукт или приложение не работает в соответствии с установленными требованиями. Когда у нас возникает какая-либо логическая ошибка, это приводит к поломке нашего кода, что приводит к ошибке. Именно сейчас инженеры по автоматизации/ручному тестированию описывают эту ситуацию как ошибку.
Однажды обнаруженную ошибку можно воспроизвести с помощью стандартных шаблонов отчетов об ошибках. - Дефект: Дефект относится к ситуации, когда приложение не работает в соответствии с требованиями, а фактический и ожидаемый результат приложения или программного обеспечения не синхронизированы друг с другом.
- Ошибка: иногда из-за определенных факторов, таких как нехватка ресурсов или несоблюдение правильных шагов. Ошибка возникает в программном обеспечении, что означает, что логика не была встроена для обработки ошибок в приложении. Это нежелательная ситуация, но в основном это происходит из-за недопустимых задокументированных шагов или отсутствия определений данных.
- Отказ: Отказ — это совокупность нескольких дефектов, которые в конечном итоге приводят к сбою Программного обеспечения и приводят к потере информации в критических модулях, в результате чего система перестает отвечать на запросы. Как правило, такие ситуации случаются очень редко, потому что перед выпуском продукта моделируются все возможные сценарии и тест-кейсы для кода. Сбой обнаруживается конечными пользователями, когда они сталкиваются с конкретной проблемой в программном обеспечении.
- Ошибка: ошибка — это ситуация, которая возникает, когда команда разработчиков или разработчик не могут понять определение требования, и, следовательно, это непонимание преобразуется в код с ошибками. Эта ситуация называется ошибкой и в основном является термином, придуманным разработчиками.
Простая диаграмма, изображающая ошибку, дефект, ошибку и отказ:
Ошибка против дефекта против ошибки против ошибки против отказа:
Некоторые из существенных различий между ошибкой, дефектом, ошибкой, ошибкой и сбоем перечислены в таблице ниже:
Основа | Ошибка | Дефект | Вина | Ошибка | Отказ |
---|---|---|---|---|---|
Определение | Ошибка относится к дефектам, что означает, что программный продукт или приложение не работает в соответствии с установленными требованиями. | Дефект — это отклонение между фактическим и ожидаемым результатом | Неисправность — это состояние, при котором программное обеспечение выходит из строя и, следовательно, оно не выполняет свою необходимую функцию. | Ошибка — это ошибка в коде, из-за которой происходит сбой компиляции или выполнения. | Сбой — это совокупность нескольких дефектов, которые в конечном итоге приводят к сбою Программного обеспечения и приводят к потере информации в критических модулях, в результате чего система перестает отвечать на запросы. |
Был воспитан | Инженеры-испытатели | Дефект определяется тестировщиками и устраняется разработчиками на этапе разработки SDLC. | Человеческие ошибки приводят к ошибкам. | Разработчики и инженеры по автоматическому тестированию | Сбой обнаруживается инженером-испытателем в ходе цикла разработки SDLC. |
Различные виды |
|
Дефекты классифицируются следующим образом:
В зависимости от серьезности:
|
|
|
нет данных |
Причины |
|
|
|
|
|
Способ предотвращения причин |
|
|
|
|
|
Привет, Хабр! Да-да, про тестирование ПО тут уже куча статей. Здесь я просто буду стараться структурировать как можно более полный охват данных из разных источников (чтобы по теории все основное было сразу в одном месте, и новичкам, например, было легче ориентироваться). При этом, чтобы статья не казалась слишком громоздкой, информация будет представлена без излишней детализации, как необходимая и достаточная для прохождения собеседования (согласно моему опыту), рассчитанное на стажеров/джунов (как вариант, эта информация может быть для общего понимания полезна ИТ-рекрутерам, которые проводят первичное собеседование и попутно задают некоторые около-технические вопросы).
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Тестирование ПО (Software Testing) — проверка соответствия между реальным и ожидаемым поведением программы, проводится на наборе тестов, который выбирается некоторым образом. Чем занимаются в тестировании:
-
планированием работ (Test Management)
-
проектированием тестов (Test Design) — этап, на котором создаются тестовые сценарии (тест кейсы), в соответствии с определёнными ранее критериями. Т.е., определяется, КАК будет тестироваться продукт.
-
выполнением тестирования (Test Execution)
-
анализом результатов (Test Analysis)
Основные цели тестирования
-
техническая: предоставление актуальной информации о состоянии продукта на данный момент.
-
коммерческая: повышение лояльности к компании и продукту, т.к. любой обнаруженный дефект негативно влияет на доверие пользователей.
Верификация (verification) |
Валидация (validation) |
Соответствие продукта требованиям (спецификации) |
Соответствие продукта потребностям пользователей |
Дефект (баг) — это несоответствие фактического результата выполнения программы ожидаемому результату.
Следует уметь различать, что:
-
Error — это ошибка пользователя, то есть он пытается использовать программу иным способом (например, вводит буквы в поля, где требуется вводить цифры). В качественной программе предусмотрены такие ситуации и выдаются сообщение об ошибке (error message).
-
Bug (defect) — это ошибка программиста (или дизайнера или ещё кого, кто принимает участие в разработке), то есть когда в программе, что-то идёт не так, как планировалось. Например, внутри программа построена так, что изначально не соответствует тому, что от неё ожидается.
-
Failure — это сбой в работе компонента, всей программы или системы (может быть как аппаратным, так и вызванным дефектом).
Жизненный цикл бага
Атрибуты дефекта
-
Серьезность (Severity) — характеризует влияние дефекта на работоспособность приложения. Выставляется тестировщиком.
Градация Серьезности дефекта
-
Blocker — ошибка, приводящая приложение в нерабочее состояние, из-за которой дальнейшая работа с системой или ее ключевыми функциями становится невозможна, т.е. тестирование значительной части функциональности становится недоступно
-
Крит (Critical) — неправильно работающая ключевая бизнес-логика, дыра в системе безопасности, проблема, приведшая к временному падению сервера или приводящая в нерабочее состояние некоторую часть системы, без возможности решения проблемы, используя другие непрямые пути (workaround).
-
Значительный (Major) — часть основной бизнес логики работает некорректно, есть возможность для работы с тестируемой функцией, используя обходные пути (workaround); либо дефект с высоким visibility – обычно не сильно влияющие на функциональность дефекты дизайна, которые, однако, сразу бросаются в глаза.
-
Minor — часто ошибки GUI, которые не влияют на функциональность, но портят юзабилити или внешний вид; либо незначительная функциональная ошибка, не нарушающая бизнес-логику тестируемой части приложения.
-
Тривиальная (Trivial) — ошибка, не касающаяся бизнес-логики приложения, не оказывающая никакого влияния на общее качество продукта, например, опечатки в тексте, несоответствие шрифта и оттенка и т.д.
-
Приоритет (Priority) — указывает на очередность выполнения задачи или устранения дефекта. Чем выше приоритет, тем быстрее нужно исправлять дефект. Выставляется менеджером, тимлидом или заказчиком.
НЕКОТОРЫЕ ТЕХНИКИ ТЕСТ-ДИЗАЙНА
-
Эквивалентное Разделение (Equivalence Partitioning) — это техника, при которой функционал (часто диапазон возможных вводимых значений) разделяется на группы эквивалентных по своему влиянию на систему значений. ПРИМЕР: есть диапазон допустимых значений от 1 до 10, выбирается одно верное значение внутри интервала (например, 5) и одно неверное значение вне интервала — 0.
-
Анализ Граничных Значений (Boundary Value Analysis) — это техника проверки поведения продукта на крайних (граничных) значениях входных данных. Если брать выше ПРИМЕР: в качестве значений для позитивного тестирования берется минимальная и максимальная границы (1 и 10), и значения больше и меньше границ (0 и 11). BVA может применяться к полям, записям, файлам, или к любого рода сущностям имеющим ограничения.
-
Доменный анализ (Domain Analysis Testing) — это техника основана на разбиении диапазона возможных значений переменной на поддиапазоны, с последующим выбором одного или нескольких значений из каждого домена для тестирования.
-
Предугадывание ошибки (Error Guessing — EG). Это когда тестировщик использует свои знания системы и способность к интерпретации спецификации на предмет того, чтобы «предугадать» при каких входных условиях система может выдать ошибку.
-
Причина / Следствие (Cause/Effect — CE). Подразумевается ввод условий, для получения ответа от системы (следствие).
-
Сценарий использования (Use Case Testing) — Use Case описывает сценарий взаимодействия двух и более участников (как правило — пользователя и системы).
-
Исчерпывающее тестирование (Exhaustive Testing — ET) — подразумевается проверка всех возможные комбинации входных значений. На практике не используется.
-
Попарное тестирование (Pairwise Testing) — это техника формирования наборов тестовых данных из полного набора входных данных в системе, которая позволяет существенно сократить общее количество тест-кейсов. Используется для тестирования, например, фильтров, сортировок. Этот интересный метод заслуживает отдельного внимания и более подробно рассматривается в статье по ссылке (в конце которой упоминаются инструменты для автоматизации применения PT).
-
Тестирование на основе состояний и переходов (State-Transition Testing) — применяется для фиксирования требований и описания дизайна приложения.
-
Таблица принятия решений (decision table) — инструмент для упорядочения бизнес-требований, которые должны быть реализованы в продукте. Применяется для систем со сложной логикой. В таблицах решений представлен набор условий, одновременное выполнение которых приводит к определенному действию.
ВИДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
Классификация по целям
-
Функциональное тестирование (functional testing) рассматривает заранее указанное поведение и основывается на анализе спецификации компонента или системы в целом, т.е. проверяется корректность работы функциональности приложения.
Нефункциональное тестирование (non-functional testing) — тестирование атрибутов компонента или системы, не относящихся к функциональности.
-
Тестирование пользовательского интерфейса (GUI Testing) — проверка интерфейса на соответствие требованиям (размер, шрифт, цвет, consistent behavior).
-
Тестирование удобства использования (Usability Testing) — это метод тестирования, направленный на установление степени удобства использования, обучаемости, понятности и привлекательности для пользователей разрабатываемого продукта в контексте заданных условий. Состоит из: UX — что испытывает пользователь во время использования цифрового продукта, и UI — инструмент, позволяющий осуществлять интеракцию «пользователь — веб-ресурс».
-
Тестирование безопасности (security testing) — это стратегия тестирования, используемая для проверки безопасности системы, а также для анализа рисков, связанных с обеспечением целостного подхода к защите приложения, атак хакеров, вирусов, несанкционированного доступа к конфиденциальным данным.
-
Инсталляционное тестирование (installation testing) направленно на проверку успешной установки и настройки, а также обновления или удаления приложения.
-
Конфигурационное тестирование (Configuration Testing) — специальный вид тестирования, направленный на проверку работы программного обеспечения при различных конфигурациях системы (заявленных платформах, поддерживаемых драйверах, при различных конфигурациях компьютеров и т.д.)
-
Тестирование на отказ и восстановление (Failover and Recovery Testing) проверяет тестируемый продукт с точки зрения способности противостоять и успешно восстанавливаться, т.е. обеспечивать сохранность и целостность данных, после возможных сбоев, возникших в связи с ошибками программного обеспечения, отказами оборудования или проблемами связи (например, отказ сети).
-
Тестирование локализации (localization testing) — проверка адаптации программного обеспечения для определенной аудитории в соответствии с ее культурными особенностями.
Тестирование производительности (performance testing) — определение стабильности и потребления ресурсов в условиях различных сценариев использования и нагрузок.
-
Нагрузочное тестирование (load testing) — определение или сбор показателей производительности и времени отклика программно-технической системы или устройства в ответ на внешний запрос с целью установления соответствия требованиям, предъявляемым к данной системе (устройству).
-
Тестирование стабильности или надежности (Stability / Reliability Testing) — это проверка работоспособности приложения при длительном (многочасовом) тестировании со средним уровнем нагрузки.
-
Стрессовое тестирование (Stress Testing) позволяет проверить насколько приложение и система в целом работоспособны в условиях стресса (например, повышение интенсивности выполнения операций до очень высоких значений или аварийное изменение конфигурации сервера) и также оценить способность системы к регенерации, т.е. к возвращению к нормальному состоянию после прекращения воздействия стресса.
-
Объемное тестирование (Volume Testing) — тестирование, которое проводится для получения оценки производительности при увеличении объемов данных в базе данных приложения.
-
Тестирование масштабируемости (scalability testing) — тестирование, которое измеряет производительность сети или системы, когда количество пользовательских запросов увеличивается или уменьшается.
Классификация по позитивности сценария
-
Позитивное — тест кейс использует только корректные данные и проверяет, что приложение правильно выполнило вызываемую функцию.
-
Негативное — тест кейс оперирует как корректными так и некорректными данными (минимум 1 некорректный параметр) и ставит целью проверку исключительных ситуаций; при таком тестировании часто выполняются некорректные операции.
Классификация по знанию системы
-
Тестирование белого ящика (White Box) — метод тестирования ПО, который предполагает полный доступ к коду проекта, т.е. внутренняя структура/устройство/реализация системы известны тестировщику.
-
Тестирование серого ящика — метод тестирования ПО, который предполагает частичный доступ к коду проекта (комбинация White Box и Black Box методов).
-
Тестирование чёрного ящика (Black Box) — метод тестирования ПО, также известный как тестирование, основанное на спецификации или тестирование поведения — техника тестирования, которая не предполагает доступа (полного или частичного) к системе, т.е. основывается на работе исключительно с внешним интерфейсом тестируемой системы.
Классификация по исполнителям тестирования
-
Альфа-тестирование — является ранней версией программного продукта, тестирование которой проводится внутри организации-разработчика; может быть вероятно частичное привлечение конечных пользователей.
-
Бета-тестирование — практически готовое ПО, выпускаемое для ограниченного количества пользователей, разрабатывается в первую очередь для тестирования конечными пользователями и получения отзывов клиентов о продукте для внесения соответствующих изменений.
Классификация по уровню тестирования
-
Модульное (компонентное) тестирование (Unit Testing) проводится самими разработчиками, т.к. предполагает полный доступ к коду, для тестирования какого-либо одного логически выделенного и изолированного элемента (модуля) системы в коде, проверяет функциональность и ищет дефекты в частях приложения, которые доступны и могут быть протестированы по-отдельности (модули программ, объекты, классы, функции и т.д.).
-
Интеграционное тестирование (Integration Testing) направлено на проверку корректности взаимодействия нескольких модулей, объединенных в единое целое, т.е. проверяется взаимодействие между компонентами системы после проведения компонентного тестирования.
Подходы к интеграционному тестированию
-
Снизу вверх (Bottom Up Integration) Все низкоуровневые модули, процедуры или функции собираются воедино и затем тестируются. После чего собирается следующий уровень модулей для проведения интеграционного тестирования. Данный подход считается полезным, если все или практически все модули, разрабатываемого уровня, готовы. Также данный подход помогает определить по результатам тестирования уровень готовности приложения.
-
Сверху вниз (Top Down Integration) Вначале тестируются все высокоуровневые модули, и постепенно один за другим добавляются низкоуровневые. Все модули более низкого уровня симулируются заглушками с аналогичной функциональностью, затем по мере готовности они заменяются реальными активными компонентами.
-
Большой взрыв («Big Bang» Integration) Все или практически все разработанные модули собираются вместе в виде законченной системы или ее основной части, и затем проводится интеграционное тестирование. Такой подход очень хорош для сохранения времени. Однако если тест кейсы и их результаты записаны не верно, то сам процесс интеграции сильно осложнится, что станет преградой для команды тестирования при достижении основной цели интеграционного тестирования.
-
Системное тестирование (System Testing) — это проверка как функциональных, так и не функциональных требований в системе в целом. При этом выявляются дефекты, такие как неверное использование ресурсов системы, непредусмотренные комбинации данных пользовательского уровня, несовместимость с окружением, непредусмотренные сценарии использования и т.д., и оцениваются характеристики качества системы — ее устойчивость, надежность, безопасность и производительность.
-
Операционное тестирование (Release Testing). Даже если система удовлетворяет всем требованиям, важно убедиться в том, что она удовлетворяет нуждам пользователя и выполняет свою роль в среде своей эксплуатации. Поэтому так важно провести операционное тестирование как финальный шаг валидации. Кроме этого, тестирование в среде эксплуатации позволяет выявить и нефункциональные проблемы, такие как: конфликт с другими системами, смежными в области бизнеса или в программных и электронных окружениях и др. Очевидно, что нахождение подобных вещей на стадии внедрения — критичная и дорогостоящая проблема.
Классификация по исполнению кода
-
Статическое тестирование — процесс тестирования, который проводится для верификации практически любого артефакта разработки. Например, путем анализа кода (code review). Анализ может производиться как вручную, так и с помощью специальных инструментальных средств. Целью анализа является раннее выявление ошибок и потенциальных проблем в продукте. Также к этому виду относится тестирование требований, спецификаций и прочей документации.
-
Динамическое тестирование проводится на работающей системе, т.е. с осуществлением запуска программного кода приложения.
Классификация по хронологии выполнения
-
Повторное/подтверждающее тестирование (re-testing/confirmation testing) — тестирование, во время которого исполняются тестовые сценарии, выявившие ошибки во время последнего запуска, для подтверждения успешности исправления этих ошибок, т.е. проверяется исправление багов.
-
Регрессионное тестирование (regression testing) — это тестирование после внесения изменений в код приложения (починка дефекта, слияние кода, миграция на другую операционную систему, базу данных, веб сервер или сервер приложения), для подтверждения того факта, что эти изменения не внесли ошибки в областях, которые не подверглись изменениям, т.е. проверяется то, что исправление багов, а также любые изменения в коде приложения, не повлияли на другие модули ПО и не вызвали новых багов.
-
Приёмочное тестирование проверяет соответствие системы потребностям, требованиям и бизнес-процессам пользователя.
ДОКУМЕНТАЦИЯ
Требования — это спецификация (описание) того, что должно быть реализовано. Требования описывают то, что необходимо реализовать, без детализации технической стороны решения.
Основные атрибуты требований:
-
Полнота — в требовании должна содержаться вся необходимая для реализации функциональности информация.
-
Непротиворечивость — требование не должно содержать внутренних противоречий и противоречий другим требованиям и документам.
-
Недвусмысленность — требование должно содержать однозначные формулировки.
-
Проверяемость (тестопригодность) — формулировка требований таким образом, чтобы можно было выставить однозначный вердикт, выполнено все в соответствии с требованиями или нет.
-
Приоритетность — у каждого требования должен быть приоритет (количественная оценка степени значимости требования).
Тест план (Test Plan) — документ, описывающий весь объем работ по тестированию:
-
Что нужно тестировать?
-
Как будет проводиться тестирование?
-
Когда будет проводиться тестирование?
-
Критерии начала тестирования.
-
Критерии окончания тестирования.
Основные пункты из которых может состоять тест-план перечислены в стандарте IEEE 829.
Неотъемлемой частью тест-плана является Traceability matrix — Матрица соответствия требований (МСТ) — это таблица, содержащая соответствие функциональных требований (functional requirements) продукта и подготовленных тестовых сценариев (test cases). В заголовках колонок таблицы расположены требования, а в заголовках строк — тестовые сценарии. На пересечении — отметка, означающая, что требование текущей колонки покрыто тестовым сценарием текущей строки. МСТ используется для покрытия продукта тестами.
Тестовые сценарии |
Функциональное требование 1 |
Функциональное требование 2 |
Функциональное требование 3 |
… |
test case 1 |
+ |
+ |
||
test case 2 |
+ |
+ |
||
test case 3 |
+ |
+ |
+ |
|
… |
+ |
Чек-лист (check list) — это документ, описывающий что должно быть протестировано. На сколько детальным будет чек-лист зависит от требований к отчетности, уровня знания продукта сотрудниками и сложности продукта. Чаще всего, в ЧЛ содержатся только действия, без ожидаемого результата. ЧЛ менее формализован, чем тестовый сценарий.
Тестовый сценарий (Test Case) — это документ, в котором содержатся условия, шаги и другие параметры для проверки реализации тестируемой функции или её части.
Атрибуты тест кейса:
-
Предусловия (PreConditions) используются, если предварительно систему нужно приводить к состоянию пригодному для проведения проверки; т.е. указываются либо действия, с помощью которых система оказывается в нужном состоянии, либо список условий, выполнение которых говорит о том, что система находится в нужном состоянии для основного теста.
-
Шаги (Steps) — cписок действий, переводящих систему из одного состояния в другое, для получения результата.
-
Ожидаемый результат (Expected result), на основании которого можно делать вывод о удовлетворении поставленным требованиям.
-
иногда используются Постусловия (PostConditions), как некоторое напоминание для перевода системы в первоначальное состояние, как до проведения теста (initial state)
Из тестовых сценариев, сгруппированных по некоему признаку (например, тестируемой функциональности), получаются некоторые наборы. Они могут быть как зависящими от последовательности выполнения (результат выполнения предыдущего является предварительным условием для следующего для Test script), так и независимыми (Test suite).
Отчёт о дефекте (Bug Report) — это документ, описывающий ситуацию или последовательность действий приведшую к некорректной работе функциональности.
Шапка |
Название/тема: Краткое описание (Summary) некорректного поведения, составляется по схеме WWW, т.е. ЧТО ГДЕ КОГДА (при каких условиях) |
Назначен на (Assigned To) сотрудника, который будет с ним разбираться |
|
Статус (Status) бага в соответствии с workflow |
|
Компонент приложения (Component): название тестируемой функции или ее части |
|
Информация по сборке, на которой была найдена ошибка: Номер версии (Version), название ветки |
|
Информация об окружении (Environment): ОС + версия, модель девайса (для мобильных устройств) и т.д. |
|
Серьезность (Severity) |
|
Приоритет (Priority) |
|
Описание |
Подробное описание (Description): указывается по необходимости; как правило, сюда вносятся предусловия (PreConditions) или другая дополнительная полезная информация, например, если для воспроизведения бага нужны специальные знания/данные/инструменты |
Шаги воспроизведения (Steps to Reproduce), по которым воспроизводится ситуация, приведшая к ошибке |
|
Фактический Результат (Result), полученный после прохождения шагов воспроизведения, часто может быть = теме/краткому описанию (Summary) + расшифровка чего-либо (например, ошибки по коду), если нужно |
|
Ожидаемый результат (Expected Result): который правильный, т.е. описание того, как именно должна работать система в соответствии с требованиями |
|
Прикрепленные файлы |
Вложения (Attachment): файлы с логами, скриншот или видео каст либо их комбинация для прояснения причины ошибки |
Огромное спасибо @alexlobach и @Gennadii_M за статьи! Большая часть информации взята именно оттуда.
UPD: статья пополняется. Спасибо @yakoeka
Спасибо большое всем за фидбэк, благодаря которому материал обновляется и дополняется
Improve Article
Save Article
Improve Article
Save Article
Generally, when the system/application does not act as per expectation or abnormally, we call it’s an error or it’s an fault and so on. Many of the newbies in Software Testing industry have confusion in using this, so let’s know what is the difference b/w defect, bug, error and failure. We will see these terms in detail one by one.
- Defect:
The bugs introduced by programmer inside the code is called as Defect.
Defect is defined as the deviation from the actual and expected result of application or software or in other words, defects are defined as any deviation or irregularity from the specifications mentioned in the product functional specification document. Defect is also solved by the developer in development phase or stage.
Reasons for Defects:
- Any deviation from the customer requirements is called as defect.
- By giving wrong input may lead to defect.
- Any error in logic code may lead to defect.
- Bug:
Sometimes most people are confused between defect and bug, they say that bug is the informal name of defect. Actually bugs are faults in system or application which impact on software functionality and performance. Usually bugs are found in unit testing by testers.There are different types of bugs, some of them are given below.
- Functional Errors
- Compilation Errors
- Missing commands
- Run time Errors
- Logical errors
- Inappropriate error handling
Above given these errors lead to bug.
- Failure:
When a defect reaches the end customer, it is called as Failure.
Once the product is completed and it is delivered to the customers and if the customer find any issues in product or software then it is the condition of failure of product.
In other words, if an end user finds an issue in product then that particular issue is called as failure.Causes of Failure:
- Human errors or mistakes may lead to failure.
- Environmental conditions
- The way in which system is used.
Flow of Bug to Defect:
Example:
Let’s see a defect by an example.
a=7 b=5 ans=a*b print("Addition of {} and {} = {}.".format(a, b, ans))
When you compile and run this program you see the printed statement as below:
Addition of 7 and 5=35
This is program of adding two numbers but the output is deviated from it’s actual result which is 12. Now we have detected a failure. As the failure has been detected a defect can be raised.
Improve Article
Save Article
Improve Article
Save Article
Generally, when the system/application does not act as per expectation or abnormally, we call it’s an error or it’s an fault and so on. Many of the newbies in Software Testing industry have confusion in using this, so let’s know what is the difference b/w defect, bug, error and failure. We will see these terms in detail one by one.
- Defect:
The bugs introduced by programmer inside the code is called as Defect.
Defect is defined as the deviation from the actual and expected result of application or software or in other words, defects are defined as any deviation or irregularity from the specifications mentioned in the product functional specification document. Defect is also solved by the developer in development phase or stage.
Reasons for Defects:
- Any deviation from the customer requirements is called as defect.
- By giving wrong input may lead to defect.
- Any error in logic code may lead to defect.
- Bug:
Sometimes most people are confused between defect and bug, they say that bug is the informal name of defect. Actually bugs are faults in system or application which impact on software functionality and performance. Usually bugs are found in unit testing by testers.There are different types of bugs, some of them are given below.
- Functional Errors
- Compilation Errors
- Missing commands
- Run time Errors
- Logical errors
- Inappropriate error handling
Above given these errors lead to bug.
- Failure:
When a defect reaches the end customer, it is called as Failure.
Once the product is completed and it is delivered to the customers and if the customer find any issues in product or software then it is the condition of failure of product.
In other words, if an end user finds an issue in product then that particular issue is called as failure.Causes of Failure:
- Human errors or mistakes may lead to failure.
- Environmental conditions
- The way in which system is used.
Flow of Bug to Defect:
Example:
Let’s see a defect by an example.
a=7 b=5 ans=a*b print("Addition of {} and {} = {}.".format(a, b, ans))
When you compile and run this program you see the printed statement as below:
Addition of 7 and 5=35
This is program of adding two numbers but the output is deviated from it’s actual result which is 12. Now we have detected a failure. As the failure has been detected a defect can be raised.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Факультет
«Кибернетика и информационная безопасность» Кафедра № 43
«Стратегические информационные исследования»
Основы тестирования СЗИ
Москва 2016
Тестирование
Тестирование программного обеспечения — процесс исследования, испытания программного продукта, имеющий две различные цели:
—продемонстрировать разработчикам и заказчикам, что программа соответствует требованиям;
—выявить ситуации, в которых поведение программы является неправильным, нежелательным или не соответствующим спецификации.
2
Дефект, ошибка, отказ
Под дефектом понимается составная часть системы, работа которой при определенных условиях приводит к неожиданному поведению системы (т.е. поведению, не соответствующему требованиям).
Ошибка – действие разработчика на этапе разработки, которое приводит к тому, что в системе содержится внутренний дефект, который в процессе работы может привести к неправильному результату.
Отказ – непредсказуемое поведение системы, приводящее к неожидаемому результату, которое могло быть вызвано дефектами, содержащимся в ней.
3
Развитие тестирования
—математизация, тестирование отделено от разработки;
—появление фундаментальных идей:
—тестирование позволяет удостовериться, что программа соответствует требованиям;
-тестирование позволяет определить условия, при |
которых |
программа ведёт себя некорректно; |
—тестирование стало применяться на протяжении всего цикла разработки;
—тестирование стало частью процесса обеспечения качества;
—укрепление позиций автоматизированного тестирования;
—бурное развитие технологий и инструментальных средств тестирования;
4
Цель тестирования
Минимизация количества существенных дефектов в конечном продукте. Т естирование должно гарантировать, что:
—система удовлетворяет требованиям;
—система ведет себя в соответствии с требованиями во всех предусмотренных ситуациях.
5
Задача тестирования
Определение условий, при которых проявляются дефекты системы и
протоколирование этих условий
6
Жизненный цикл
Этапы ЖЦ ПО:
1.Системный анализ
2.Проектирование
3.Реализация
4.Отладка
5.Сопровождение
7
Модели жизненного цикла
Каскадный жизненный цикл Каскадный жизненный цикл с возвратом Спиральный жизненный цикл
8
Ролевой состав группы тестирования
1.Заказчик (заявитель)
2.Управляющий проекта
3.Управляющий программы
4.Разработчик
5.Специалист по тестированию
6.Специалист по контролю качества
7.Специалист по сертификации
8.Специалист по внедрению и сопровождению
9.Специалист по безопасности
10.Инструктор 11.Технический писатель
9
Жизненный цикл тестирования
10
Соседние файлы в папке Лекции
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Чем же они отличаются? Почитайте веселую историю и вспомнить отличие будет легко без подсматривания в гугл!
В летней школе тестировщиков Алексей Баранцев вел тренинг для продвинутых, как искать баги и исследовать приложение. Он задал простой вопрос → «Чем отличаются ошибка, дефект и сбой?». Предположения были самыми разнообразными, но уловить тонкую грань отличий никто не смог. Алексей мог зачитать умные слова из справочника ISTQB, но предпочел рассказать историю. Три года прошло! Я помню историю до сих пор и могу назвать отличия без подглядывания в гугл
Вступление от Алексея — придумал историю не сам. На одном из тренингов я задал этот вопрос. Девочки посовещались между собой и сказали: «Мы не можем объяснить это с точки зрения ПО, но можем на примере шитья». Я удивился и сказал: «Давайте!».
Жил-был мастер. Он шил платья на заказ. Однажды он допустил ошибку — забыл прошить нижний край у кармана платья.
Результатом ошибки стал дефект. Платье висело на вешалке и выглядело абсолютно нормально, но оно было с дефектом.
Маленькая девочка увидела платье и сразу влюбилась. Она купила платье и носила его повсюду. И все было хорошо, платье сидело замечательно, дефект никак не проявлялся. Пока новая хозяйка не решила положить в карман ключ.
Девочка опустила руку в карман, отпустила ключ… У-у-у-упс, ключ выпал на пол! Произошелсбой в системе — проявился ранее скрытый дефект.
Точно также бывает и в ПО → разработчики допускают ошибки при написании кода и в программе затаивается дефект. И даже если дефект не нашли и о нем никто не знает, он все равно есть! Сидит и ждет своего часа. И когда пользователь натыкается на ошибочный код, происходит сбой.
Официальное определение
А под конец немножко официоза — версия из ISTQB:
A human being can make an error (mistake), which produces a defect (fault, bug) in the code, in software or a system, or in a document. If a defect in code is executed, the system will fail to do what it should do (or do something it souldn’t), causing a failure. Defects in software, systems or documents may result in failures, but not all defects do so.
Человек может допустить ошибку, которая приводит к дефекту (к неисправности, багу) в коде, в софте или системе, или документе. Если дефект в коде исполняется, система не сможет сделать то, что должна (или то, что не должна), что вызовет сбой. Дефекты в программном обеспечении, системах или документах, могут вызвать неисправности, но не все дефекты вызывают их.
© Оригинальный блог-пост
Какой же путь проходит баг и какую роль в его жизненном цикле играет тестировщик? Давайте разбираться.
Ошибка, дефект, но чаще всего баг. Именно так называется то, что находят тестировщики в процессе работы.
Определение бага
Bug в переводе означает “жук, насекомое”. Первая ошибка, которая была задокументирована, возникла как раз из-за жука. В середине 40-х годов 20 века ученых Гарвардского университета вызвали для того, чтобы определить причину сбоя в работе вычислительной машины Mark II. Покопавшись в этой громадной куче приборов, соединенных проводами, они обнаружили бабочку, застрявшую между контактами электромеханического реле. Стало ясно, что именно она и явилась причиной сбоя. Одна из сотрудниц университета, Грейс Хоппер, так и сформулировала результат исследований: «неполадку вызвал баг». Извлеченное насекомое было вклеено скотчем в технический дневник, с соответствующей сопроводительной надписью. Ее, как говорят, до сих пор можно увидеть в этом журнале, хранящемся в университетском научном музее.
В наше время большинство багов вызвано не насекомыми, как раньше, а преимущественно людьми.
Если обратиться к терминологии, то получается, что баг — это расхождение ожидаемого результата с фактическим. В нашем случае, ожидаемый результат — это поведение программы или системы, описанное в требованиях, а фактический результат — это поведение системы, наблюдаемое в процессе тестирования.
Баг в программе не появляется просто так, у него всегда есть источник. Например, ошибка программиста при написании кода. Дефекты встречаются, потому что люди склонны ошибаться, существует нехватка времени, сложность кода, сложность инфраструктуры, изменения технологий и/или много системных взаимодействий.
Что еще интересно, что программ, не содержащих ошибок, не бывает. По статистике на каждую тысячу строк программного кода, который пишут программисты, приходится несколько ошибок, а количество строк в сложном программном обеспечении достигает нескольких миллионов. Поэтому поиск и исправление этих ошибок – очень трудоемкое дело, составляющее до 45% всех затрат на разработку программного обеспечения.
Жизненный цикл бага
Давайте вкратце разберем каждый этап жизненного цикла
- Новый (New) — Тестировщик находит баг, локализует и вносит его в специальную систему, где хранятся баг-репорты. С этого момента баг начинает официально существовать.
Далее его статус меняется на Отказ (Rejected) или на Назначен (Assigned). - Отказ (Rejected) — пишется комментарий программиста или менеджера о причине reject-a(отклонения). Это может быть некачественное описание дефекта, такой дефект уже существует (дубликат), невозможность воспроизвести дефект. Также это может произойти потому что для заказчика какие-то ошибки перестали быть актуальными. После этого, тестировщик или закрывает дефект (Closed), или дополняет комментарии данного дефекта и переводит дефект заново в состояние Назначен(Assigned).
- Назначен (Assigned)— дефект просмотрен и открыт (то есть признан для исправления).
- Решен (Fixed) — дефект исправили и он в этом состоянии требует перепроверки тестировщиком.
- После проверки ошибки тестировщиком, дефект переводится в состояние Переоткрыт (Re-opened) (если дефект не исправлен или исправлен не полностью) либо в Закрыт (Closed), если ошибка исправлена.
Данную схему можно изобразить в текстовом виде. Вот несколько вариантов прохождения багов (можно просто нарисовать на листочке на собеседовании):
1. Новый (new) —> Отклонен (rejected) —> Закрыт (closed)
2. Новый (new) —> Назначен (аssigned) —> Решен (fixed) —> Закрыт (closed)
3. Новый (new) —> Назначен (аssigned) —> Решен (fixed) —> Закрыт (closed) —> Переоткрыт (re-opend)
Жизненный цикл бага с точки зрения команды
Давайте для большей наглядности рассмотрим жизненный цикл бага с точки зрения участников команды и их функций.
Сначала тестировщик находит баг. Далее заносит его в систему учета ошибок. После этого программист начинает изучать отчет о дефекте. Именно на этом этапе он решает баг это или нет.
Давайте посмотрим сначала сценарий, в котором разработчик принял баг. Перед ним сразу встает задача пофиксить его, то есть исправить и залить (отдать заново на проверку). Как только разработчик все сделал, баг снова отправляется к тестировщику, который производит тестирование исправлений, а также проверяет смежные участки (регрессионное тестирование).
Если баг больше не воспроизводится, то тестировщик закрывает баг.
Если баг снова воспроизводится, то мы возвращаем его программисту. И снова проходим все шаги, начиная с 3-го шага (рассмотрения проблемы программистом).
Теперь другой сценарий — разработчик не принял баг. Если баг не принят, то разработчик возвращает его нам. Наша задача — рассмотреть проблему. Если баг вернули из-за некорректного описания, то значит переписываем его. Если невозможно воспроизвести дефект, то заново проверяем все шаги, может мы что то упустили при описании. Если разработчик прав и бага нет, то мы закрываем баг. А если баг все же есть, то вносим необходимые коррективы и опять возвращаемся на шаг 3.
***
Именно так выглядят основные этапы жизненного цикла бага. Иногда могут добавляться дополнительные этапы, это вызвано особенностями процессов тестирования внутри фирмы. Неизменным всегда останется то, что баг создается и закрывается (прекращает существование) по различным причинам.