Ошибка декарта антонио дамасио читать

Читайте этот спринт, чтобы узнать, почему не стоит недооценивать роль эмоций в принятии решений.

Акция «Романтическое удвоение»! Купите подписку себе и получите сертификат на вторую в подарок!Оформить подписку

О чем эта книга?

Если кратко — об отношениях между эмоциями и разумом, о том, как эмоции воздействуют на процессы мышления и принятия решений.

Антонио Дамасио вместе с женой Ханной многие годы занимался вопросами нейрофизиологии, особенно ролью эмоций в сознательной деятельности человека. В свое время интерес к эмоциям проявлял Чарльз Дарвин, отмечая, что они свойственны не только людям, но и некоторым животным. Фрейд исследовал психические расстройства, обращаясь к эмоциональной сфере. Физиолог и нейробиолог Чарльз Шеррингтон, исследуя синаптические связи в человеческом мозге, отмечал, что эмоции оказывают мощное воздействие на работу разума. Однако до поры до времени работ нейрофизиологов, посвященных отдельно эмоциональной сфере, практически не было. Нейробиология пренебрегала этой сферой, пока в 1994 году не вышло первое издание «Ошибки Декарта». Дамасио был готов к критике и опасался, что книга пройдет незамеченной, но, к его удивлению, она вызвала широкую дискуссию, в которой приняли участие многие его коллеги. Вскоре появились и другие работы нейробиологов, посвященные эмоциям людей и животных. Книги и научные исследования об эмоциях набирали популярность, которая не спадает до сих пор.

В «Ошибке Декарта» автор исследует отношения между эмоциями и разумом. Дамасио изучал неврологических пациентов, имеющих дефект в отношении принятия решений и расстройства эмоциональной сферы. В отличие от Декарта, которому принадлежит известное утверждение «Я мыслю, следовательно, я существую», являющееся выражением рационализма, Дамасио предположил, что эмоция принимает самое активное участие в работе разума и помогает процессу рассуждения, а не нарушает его. Эмоции не заменяют разум, а дополняют его. Правда, не всегда — например, такая эмоция, как страх, может запустить цепь реакций, помогающих человеку успешно и быстро избежать опасности на уровне инстинкта, так, как это делают животные. Иногда быстрая реакция лучше, чем долгое размышление.

Эмоции не противоречат разуму. Дамасио считает, что эмоции позволяют нам действовать разумно без размышлений. Размышления тоже нужны для разумных действий, но они предполагают работу сознания. В каких-то ситуациях необходимо долго размышлять, в других — действовать быстро, подчиняясь эмоции, не вдаваясь в сомнения и размышления. Так или иначе, эмоции неизбежно присутствуют в процессе рассуждения. Они помогают, помимо прочего, сохранить в памяти множество фактов, которые впоследствии пригодятся для того или иного решения.

Дамасио называет эмоции соматическим маркером. Он считает, что они являются частью интуиции, когда к выводам приходят быстро, не осознавая последовательных логических шагов. Эти шаги известны, но эмоция помогает проскочить через них, не тратя усилий на раздумья. Но качество интуиции зависит от того, насколько хорошо развит и привычен к размышлениям наш ум. Полученный в прошлом опыт так или иначе связан с определенными эмоциями, а память фиксирует, была ли успешной наша интуиция в том или ином случае.

Интуитивные решения, основанные на эмоциях, могут быть и ошибочными, и сомнительными. Так, известен случай, когда кураторы музея Гетти планировали добавить к коллекции музея одну из греческих скульптур, основываясь на внутреннем чутье, которое подсказывало им, что скульптура подлинная. Приглашенные эксперты считали, что она поддельная, поскольку интуиция подсказывала им именно такой ответ.
И в том, и в другом случае эмоции подсказывали разуму, и результат был противоречивым. Однако если эмоцию полностью исключить, разум становится ущербным. Дамасио наблюдал это у некоторых неврологических больных, у которых в результате травм мозга нарушилась нормальная работа эмоций. Автор неоднократно наблюдал, как отсутствие эмоций приводит к гораздо более тяжелым последствиям для личности пациента, чем повышенная эмоциональность.

В книге Дамасио подробно рассказывает о клинических случаях повреждения мозга, которое у одного пациента привело к нарушению рациональности, а у другого — эмоциональной сферы. Последствия были одинаково тяжелыми для обоих. Кроме того, эти случаи доказали, что, несмотря на тяжелейшие травмы, мозг может сохранять свои основные функции, эти люди не лишились способности говорить, двигаться, читать и писать. Автор делает вывод, что человеческий разум зависит от нескольких систем мозга, которые действуют сообща на многих уровнях нейронной системы, а не от одного мозгового центра. Все части мозга, как высокоуровневые, так и низкоуровневые, вместе способствуют работе нашего разума. В нейронном строении разума нижние уровни регулируют обработку эмоций и чувств и функции тела, необходимые для выживания организма. Они связаны со всеми органами тела, и таким образом тело тоже косвенно участвует в принятии решений, социальном поведении и творчестве. Высокие уровни зависят от низких, и эта зависимость никак не искажает их работу.

Переживание чувств обычно описывается в романах, а не в научной литературе. Однако исследование неврологических пациентов показало, что чувства вполне достойны научного описания. За их появление отвечают лимбическая система и участки префронтальной коры головного мозга, а также участки мозга, которые принимают сигналы от тела и посылают их в него. Чувства, как и эмоции, от которых они происходят, служат внутренними проводниками, подают сигналы от мозга к телу и обратно, и неразрывно связаны с нашей физиологией. Если бы у человека не было возможности ощущать состояния тела, которые считаются болезненными или приятными, люди не знали бы ни страдания, ни блаженства, не ощущали бы разницу между тоской и радостью, трагедией и триумфом. По мнению автора, совокупность чувств и есть то, что принято называть духом или душой.

Важные идеи книги.

Идея № 1. Личность человека зависит от состояния его мозга

Дамасио описывает известный несчастный случай, произошедший в 1848 году с Финеасом Гейджем, американским строительным рабочим, которому из-за взрыва пробило череп железным прутом. Прут вошел в левую щеку, пробил основание черепа и вышел из верхней части головы. Бригада, которой он руководил, доставила пострадавшего к врачу, причем он был в полном сознании и даже самостоятельно выбрался из повозки.
В ожидании врача Гейдж сидел в кресле в гостиничном холле и рассказывал всем, что с ним произошло. Часть головы была разворочена и, судя по внешнему виду раны, он давно должен был если не умереть, то потерять сознание. Однако Гейдж не умер, успешно перенес операцию и сопровождавшую ее инфекцию и довольно быстро встал на ноги.

Он не потерял способности разговаривать, рассуждать, ориентироваться в пространстве, с виду это был совершенно нормальный человек, разве что у него остался страшный шрам и он перестал видеть левым глазом. Во всем остальном его тело было вполне здоровым, и он решил вернуться к прежней

========== Музыкальная подборка для атмосферности чтения ==========

Если есть желание, используйте приведенный ниже список песен по главам

НЕ БЫЛО В ОРИГИНАЛЕ!!!, чтобы слушать в качестве фона.

Глава 1: Equilibrium OST More Reprimand.

Глава 2: The Heavy – How You Like Me Now

Глава 3: Alexandre Desplat The Heroic Weather conditions

Глава 4: Carly Comando – Everyday

Глава 5: Journey Anyway you want it

Глава 6: Enya – Only Time

Глава 7: Castaways Liar Liar, David Holmes Snake Eyes, Сплин Молоко И Мёд

Глава 8: Lifehouse Hanging By A Moment

Глава 9: Yann Tiersen – La Valse D’Amelie (Orchestra Version)

Глава 10: Theme From The Ocean (Instrumental)

Глава 12: The Black Keys Tighten Up

Глава 13: Heart Beat

Глава 14: Hollies Long cool woman in a black dress

Глава 15: Del Shannon Poetry in motion

Глава 16: Dadoo Making of Generiq (Instrumental)

Глава 17: The Devlins Waiting

Глава 18: Pearl Jam – Just Breathe

Глава 19: Gnarls Barkley – Run (Instrumental)

Глава 20: Fatboy Slim – It’s a Wonderful Night

Глава 21: The Juan MacLean — Love is in the Air (Mock&Toof remix)

Глава 22: Bones Lyrics — Little Big Town

Главы 23+24 Joshua Radin — No Envy, No fear

Глава 25: Alexander Ebert – Truth

Глава 26: Gotye — Smoke and mirrors

Глава 27: The Tremeloes Suddenly you love me/либо/The Black Keys – Too Afraid to Love You /

Главы 28+29 Danny Elfman – The Little Things

Глава 30: The Black Keys – Lonely Boy

Глава 31: The Cinematic Orchestra – Arrival Of The Birds, !после!второго!разделителя «хххх»! Depeche Mode – I Feel You

Глава 32: Depeche Mode — Suffer well тем же, кто хочет посмеяться над ситуацией, рекомендую фоном включать песню группы Ундервуд «Секс – это грязное дело»

Глава 33: The Knack – My Sharona

Глава 34: Nikka Costa – Stuck To You + Jimmy Cliff – You Can Get It If You Really Want (подряд)

Глава 35: После H включаем Hugo_-_Bread_and_Butter + После N включаем The Girl With No Name

Глава 36: Muse – Histeria + после разделителя xxxx Muse – You know how I feel сразу после неё Muse – Butterflies And Hurricanes

Глава 37: Bénabar – Mon Coeur Fait Vroum (My Heart Goes Vroom)

Глава 38: Drew K And French Jungle Boogie

Глава 39: Yann Tiersen – Les Jours Tristes (instrumental)

Глава 40: Roxette – Church Of Your Heart

Глава 41: Roxette – Neverending Love

Глава 42: David Bowie – Letter to Hermione

Глава 43: Roxette – Way Out

Глава 44: Swedish House Mafia feat. John Martin – Don’t You Worry Child

Глава 45: Oh Land – Perfection

Глава 46: Dash Berlin feat. Emma Hewitt – Waiting (Acoustic Version)

Глава 47: Sick Puppies – You’re Going Down

Глава 48: Guns N’ Roses — Sweet Child O’ Mine

Глава 49: Boyce Avenue – We Found Love

Глава 50: The Eagles – Hotel California (acoustic live)

Глава 51: Классическая музыка, возможно любовная поэма ромуланцев чем-то похожа на Травиату) как вариант — ария «Ah, forse lui che l’anima solinga ne’tumulti» («Не ты ли мне в тиши ночной в сладких мечтах явился»)

Глава 52: Kelly Clarkson — Dark Side

Глава 53: First Aid Kit — The Lion’s Roar

Глава 54: First Aid Kit — Emmylou

Глава 55: Goo Goo Dolls — Over and Over

Глава 56: Julien Doré — Les limites

Глава 57: (для второй половины главы) GOTTHARD — Lift U Up

Глава 58: Phillip Phillips — Gone, Gone, Gone

Глава 59: Fall Out Boy — This Ain’t A Scene, It’s An Arms Race

Глава 60: Ross Copperman — Holding On and Letting Go

Глава 61: Elisa Toffoli — Ancora Qui

Глава 62: I want to break free — сами знаете кто поёт))

Глава 63: Сложно было подбирать песни персонажу, который всем так понравился, но я думаю ему подходит Keep on trying (Poco). Потому, что он никогда не сдается. Ну и остальные тоже жизнеутверждающие. Сама автор говорила, что он — анти-агнст)

Глава 64: Мелодия Justin Hurwitz из La la land — ведь у Тайбока тоже есть мечта

Глава 65: Goo Goo Dolls — Over And Over

Глава 66: Предлагаю сюда вестрн-мелодию как иронию над непоправимыми действиями Luis Bacalov Main Titles From Lo Chiamavano King

========== Глава 1: Обвинения ==========

Зал На­ук был тускло освещён. За большим столом в форме эмблемы Звёздного Флота сидели четыре человека и три вул­канца.

Место во главе стола занимала коммандер Дорис Шарптон, исполняющая обязанности декана Научного факультета. Она была одной из тех деловых женщин с короткими седыми волосами, что предпочитают поменьше макияжа и брючный костюм-форму Звёздного Флота. Обычно её образ смягчала улыбка, но в этот раз она сидела сухо, нахмурив брови и пытаясь сдержать раздражение.

С правой стороны стола в окружении трёх вулканцев стоял пожилой мужчина. Он выглядел немного странно: неопрятные седые волосы и борода, большой живот, подчёркнутый слишком высокими в талии брюками.

— Вы точно знаете, о чём я говорю, но всё равно делаете вид, что…

— Профессор Гелиум, — ответила Дорис, — я всё ломаю голову, но, скажу честно, понятия не имею, на что вы намекаете.

Два других человека рядом с ней кивнули и пробормотали что-то в знак согласия. Вулканцы не пошевелились, но при этом не произнесли ни слова. Гелиум улыбнулся.

— Он прикоснулся к ней у всех на глазах. Он взял её за руку и слегка пожал. О, это было так мило. И вы заметили, как он смотрел на неё в тот момент?

— И ваше обвинение в неподобающем поведении инструктора и кадета, ставящее под угрозу карьеру и репутацию их обоих, основано на том, что он слегка коснулся её руки и, возможно, по-доброму посмотрел? — голос Шарптон был низким, но ровным и вполне сдержанным. Однако глаза её метали молнии.

— Вы знаете, я ни за что бы не сделал такого предположения, будь он человеком, — сказал Гелиум. Его голос смягчился, на лице мелькнула ухмылка. — Но лейтенант, под подозрением не человек, а вулканец. Вот почему я потребовал присутствия Вулканского совета Звёздного Флота на этом собрании.

Один из людей, сидящий рядом с Дорис маленький, плотный человек около сорока, взорвался:

— Да что это за охота на ведьм, чёрт побери?!

Дорис согласно кивнула.

— Вы абсолютно точно выражаете мои чувства, лейтенант-коммандер О’Хара. Я уверена, что наши гости с Вулкана просто сбиты с толку этими обвинениями, как и мы с вами.

Женщина перевела взгляд на пожилого вулканца из группы, ожидая, что тот подтвердит её предположения. Однако ей пришлось жестоко разочароваться.

— По сути дела, — начал старший вулканец, — мы считаем, что это публичное действие крайне неуместно по своей природе. Не только как физический контакт у неженатой — не связанной по-вулкански — пары, но и как произошедшее между начальником и подчинённым. Более того, это происходило в общественном месте. Это было беспрецедентным проявлением эмоций, которое предполагает интимные отношения сверх того, что

========== Музыкальная подборка для атмосферности чтения ==========

Если есть желание, используйте приведенный ниже список песен по главам

НЕ БЫЛО В ОРИГИНАЛЕ!!!, чтобы слушать в качестве фона.

Глава 1: Equilibrium OST More Reprimand.

Глава 2: The Heavy – How You Like Me Now

Глава 3: Alexandre Desplat The Heroic Weather conditions

Глава 4: Carly Comando – Everyday

Глава 5: Journey Anyway you want it

Глава 6: Enya – Only Time

Глава 7: Castaways Liar Liar, David Holmes Snake Eyes, Сплин Молоко И Мёд

Глава 8: Lifehouse Hanging By A Moment

Глава 9: Yann Tiersen – La Valse D’Amelie (Orchestra Version)

Глава 10: Theme From The Ocean (Instrumental)

Глава 12: The Black Keys Tighten Up

Глава 13: Heart Beat

Глава 14: Hollies Long cool woman in a black dress

Глава 15: Del Shannon Poetry in motion

Глава 16: Dadoo Making of Generiq (Instrumental)

Глава 17: The Devlins Waiting

Глава 18: Pearl Jam – Just Breathe

Глава 19: Gnarls Barkley – Run (Instrumental)

Глава 20: Fatboy Slim – It’s a Wonderful Night

Глава 21: The Juan MacLean — Love is in the Air (Mock&Toof remix)

Глава 22: Bones Lyrics — Little Big Town

Главы 23+24 Joshua Radin — No Envy, No fear

Глава 25: Alexander Ebert – Truth

Глава 26: Gotye — Smoke and mirrors

Глава 27: The Tremeloes Suddenly you love me/либо/The Black Keys – Too Afraid to Love You /

Главы 28+29 Danny Elfman – The Little Things

Глава 30: The Black Keys – Lonely Boy

Глава 31: The Cinematic Orchestra – Arrival Of The Birds, !после!второго!разделителя «хххх»! Depeche Mode – I Feel You

Глава 32: Depeche Mode — Suffer well тем же, кто хочет посмеяться над ситуацией, рекомендую фоном включать песню группы Ундервуд «Секс – это грязное дело»

Глава 33: The Knack – My Sharona

Глава 34: Nikka Costa – Stuck To You + Jimmy Cliff – You Can Get It If You Really Want (подряд)

Глава 35: После H включаем Hugo_-_Bread_and_Butter + После N включаем The Girl With No Name

Глава 36: Muse – Histeria + после разделителя xxxx Muse – You know how I feel сразу после неё Muse – Butterflies And Hurricanes

Глава 37: Bénabar – Mon Coeur Fait Vroum (My Heart Goes Vroom)

Глава 38: Drew K And French Jungle Boogie

Глава 39: Yann Tiersen – Les Jours Tristes (instrumental)

Глава 40: Roxette – Church Of Your Heart

Глава 41: Roxette – Neverending Love

Глава 42: David Bowie – Letter to Hermione

Глава 43: Roxette – Way Out

Глава 44: Swedish House Mafia feat. John Martin – Don’t You Worry Child

Глава 45: Oh Land – Perfection

Глава 46: Dash Berlin feat. Emma Hewitt – Waiting (Acoustic Version)

Глава 47: Sick Puppies – You’re Going Down

Глава 48: Guns N’ Roses — Sweet Child O’ Mine

Глава 49: Boyce Avenue – We Found Love

Глава 50: The Eagles – Hotel California (acoustic live)

Глава 51: Классическая музыка, возможно любовная поэма ромуланцев чем-то похожа на Травиату) как вариант — ария «Ah, forse lui che l’anima solinga ne’tumulti» («Не ты ли мне в тиши ночной в сладких мечтах явился»)

Глава 52: Kelly Clarkson — Dark Side

Глава 53: First Aid Kit — The Lion’s Roar

Глава 54: First Aid Kit — Emmylou

Глава 55: Goo Goo Dolls — Over and Over

Глава 56: Julien Doré — Les limites

Глава 57: (для второй половины главы) GOTTHARD — Lift U Up

Глава 58: Phillip Phillips — Gone, Gone, Gone

Глава 59: Fall Out Boy — This Ain’t A Scene, It’s An Arms Race

Глава 60: Ross Copperman — Holding On and Letting Go

Глава 61: Elisa Toffoli — Ancora Qui

Глава 62: I want to break free — сами знаете кто поёт))

Глава 63: Сложно было подбирать песни персонажу, который всем так понравился, но я думаю ему подходит Keep on trying (Poco). Потому, что он никогда не сдается. Ну и остальные тоже жизнеутверждающие. Сама автор говорила, что он — анти-агнст)

Глава 64: Мелодия Justin Hurwitz из La la land — ведь у Тайбока тоже есть мечта

Глава 65: Goo Goo Dolls — Over And Over

Глава 66: Предлагаю сюда вестрн-мелодию как иронию над непоправимыми действиями Luis Bacalov Main Titles From Lo Chiamavano King

========== Глава 1: Обвинения ==========

Зал На­ук был тускло освещён. За большим столом в форме эмблемы Звёздного Флота сидели четыре человека и три вул­канца.

Место во главе стола занимала коммандер Дорис Шарптон, исполняющая обязанности декана Научного факультета. Она была одной из тех деловых женщин с короткими седыми волосами, что предпочитают поменьше макияжа и брючный костюм-форму Звёздного Флота. Обычно её образ смягчала улыбка, но в этот раз она сидела сухо, нахмурив брови и пытаясь сдержать раздражение.

С правой стороны стола в окружении трёх вулканцев стоял пожилой мужчина. Он выглядел немного странно: неопрятные седые волосы и борода, большой живот, подчёркнутый слишком высокими в талии брюками.

— Вы точно знаете, о чём я говорю, но всё равно делаете вид, что…

— Профессор Гелиум, — ответила Дорис, — я всё ломаю голову, но, скажу честно, понятия не имею, на что вы намекаете.

Два других человека рядом с ней кивнули и пробормотали что-то в знак согласия. Вулканцы не пошевелились, но при этом не произнесли ни слова. Гелиум улыбнулся.

— Он прикоснулся к ней у всех на глазах. Он взял её за руку и слегка пожал. О, это было так мило. И вы заметили, как он смотрел на неё в тот момент?

— И ваше обвинение в неподобающем поведении инструктора и кадета, ставящее под угрозу карьеру и репутацию их обоих, основано на том, что он слегка коснулся её руки и, возможно, по-доброму посмотрел? — голос Шарптон был низким, но ровным и вполне сдержанным. Однако глаза её метали молнии.

— Вы знаете, я ни за что бы не сделал такого предположения, будь он человеком, — сказал Гелиум. Его голос смягчился, на лице мелькнула ухмылка. — Но лейтенант, под подозрением не человек, а вулканец. Вот почему я потребовал присутствия Вулканского совета Звёздного Флота на этом собрании.

Один из людей, сидящий рядом с Дорис маленький, плотный человек около сорока, взорвался:

— Да что это за охота на ведьм, чёрт побери?!

Дорис согласно кивнула.

— Вы абсолютно точно выражаете мои чувства, лейтенант-коммандер О’Хара. Я уверена, что наши гости с Вулкана просто сбиты с толку этими обвинениями, как и мы с вами.

Женщина перевела взгляд на пожилого вулканца из группы, ожидая, что тот подтвердит её предположения. Однако ей пришлось жестоко разочароваться.

— По сути дела, — начал старший вулканец, — мы считаем, что это публичное действие крайне неуместно по своей природе. Не только как физический контакт у неженатой — не связанной по-вулкански — пары, но и как произошедшее между начальником и подчинённым. Более того, это происходило в общественном месте. Это было беспрецедентным проявлением эмоций, которое предполагает интимные отношения сверх того, что

Ошибка Декарта

Здесь можно скачать «Ошибка Декарта», в формате fb2 полную версию бесплатно без регистрации и SMS, а
также читать онлайн книгу на сайте ПараКниг (paraknig.me)

Возрастные ограничения — 18+

Рейтинг

Содержание книги — Ошибка Декарта

Ошибка Декарта — описание и краткое содержание, автор , читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки
paraknig.me

Перевод фанфика-предыстории романтических отношений связиста и первого помошника капитана Энтерпрайза. Автор делает отсылку к моменту в фильме, когда Спок стремится избежать фаворитизма.  

Скачать книгу — Ошибка Декарта

  • fb2

Чтобы оставить свою оценку и/или комментарий, Вам нужно войти под своей учетной записью или зарегистрироваться

Охотничья луна

i

Давным-давно Ли Тайлер была воспитательницей в детском саду, наивной мечтательницей, чьи фантазии обернулись кошмарами, когда самая большая ошибка в её жизни вернулась и разрушила её мир. Теперь Ли живет только ради охоты. Оборотни — её жертвы, и она больше не верит в любовь. Ли вызвали в Висконсин на серьезное задание. Пока к нему относится убийство мохнатых клыкастых тварей, она обеими руками за. Но худшее ещё впереди, потому что на охоту вышло нечто более сильное и умное, чем обычное…

Право первой ночи(СИ)

i

Как быть, если тебе семнадцать, в мире, где ты простая крестьянка, влюбленная в господина? Если для него ты не более чем красивая игрушка. Если все вокруг только и твердят, что он негодяй и подлец. Что делать, когда вдруг судьба дает тебе шанс приблизиться к миру прежде неизвестному, но желанному? Миру роскоши, богатства, балов и королей. Миру интриг, жеманства и предательства. Кому поведать свои секреты и сердечные переживания? Новой загадочной подруге или обаятельному юноше? Прислушиваться ли…

Красавицы и чудовища(СИ)

i

Как сильно порой отличается мечта от ее воплощения в реальности. Мечтая о блеске и роскоши королевской жизни, не думаешь о том, какую цену приходится платить королям. Это мир, где все не то, чем кажется. Где никогда не угадаешь, кто твой настоящий друг. Очаровательная княжна Прауд стоит перед трудным выбором, отдать свое сердце наследному принцу или загадочному маркизу, спасенному ею. Какие тайны скрывает обворожительная Ева, фрейлина принцессы? Правду ли рассказывают о герцоге Макмилоне,…

Королевская семья(СИ)

i

Темные маги, оборотни, пираты, работорговцы, двуличные придворные, что может быть страшнее для юных девушек, попавших в неприятности? Только предательство любимых. Как жить дальше, потеряв любовь? Как выстоять, когда единственный союзник уже предал однажды? Продолжение истории юной Николь, ее непоседливых подруг и влюбленных в них мужчин.

Проклятие эльфов(СИ)

i

Столица разрушена, король пал от руки предателя. Трон Вандершира узурпирован. Наследник в руках пирата, мечтающего о мщении. Для людей в северных землях наступили тяжелые времена. Вся надежда на магов, оставшихся с ними несмотря на опасность, южан, живущих за Теплым морем и эльфов, в Западных лесах. Но чтоб разбить армию нечисти, людям и эльфам нужно объединиться. Сможет ли принц, питающий неприязнь к волшебным созданиям и магии, пойти на это? Способен ли ради победы пожертвовать принципами?…

Дар халифу(СИ)

i

На юг от Вандершира, за Теплым морем, среди песков лежит богатая страна. Правит ею великий халиф, облеченный властью и могуществом. Несметно его богатство, огромен гарем и непобедима армия. Правителей севера и юга связывает давняя дружба и взаимовыгодное партнерство. Придет ли великий халиф на помощь новому королю Вандершира, отвергнувшему когда-то его единственную дочь? Чем пожертвует Кальтбэрг ради выгодного союза с южанами? Героев ждут новые испытания, но теперь вопрос в доверии и дружбе….


«Странный порядок вещей»: нейробиолог Антонио Дамасио о том, как и почему мы чувствуем то, что чувствуем

Антонио Дамасио – профессор нейробиологии, психологии и философии Южно-Калифорнийского университета, опубликовал в 2018 году свою новую книгу. В основе исследования Дамасио лежит его бесконечный интерес к природе человеческих аффектов – почему мы чувствуем то, что чувствуем, почему наши намерения и чувства так часто противоречивы, как тело и ум сговариваются в зарождении эмоциональной реальности, как сам организм создаёт эмоции, насколько важны чувства в человеческой природе. Brain Pickings освещает эти и другие темы из новой книги нейробиолога.

То, как и что мы создаём в культурном отношении и как реагируем на культурные явления, зависит от того, как наши несовершенные воспоминания манипулируют чувствами.

«Абсолютно бестелесные человеческие эмоции – это пустое место», – писал Уильям Джеймс в своей новаторской теории 1884 года о том, как тело (физиология) влияет на эмоции. За прошедшее столетие прорывы в области неврологии, психобиологии и нейробиологии способствовали скачку в понимании взаимосвязи между физическим телом и эмоциональными переживаниями. Эту взаимосвязь исследует нейробиолог Антонио Дамасио в книге «Странный порядок вещей: жизнь, чувство и создание культур» (The Strange Order of Things: Life, Feeling, and the Making of Cultures / публичная библиотека). Название вдохновлено любопытным фактом: оказывается, ещё несколько миллиардов лет назад одноклеточные организмы демонстрировали поведение, на удивление напоминающее определённые социальные повадки людей, и 100 миллионов лет назад насекомые разработали взаимодействия, инструменты и стратегии сотрудничества, которые мы могли бы назвать культурными.

Тот факт, что подобное социокультурное поведение задолго предшествовало развитию человеческого мозга, проливает новый свет на древнюю проблему «разум-тело» и предлагает радикальный пересмотр того, как мы понимаем разум, чувство, сознание и построение культур.

Спустя два десятилетия после его знаменательного исследования того, как взаимосвязь между телом и разумом формирует сознательный опыт, Дамасио протягивает нить, связующую биологию и социологию, в захватывающем исследовании гомеостаза – тонком балансе, лежащем в основе нашего физического существования, обеспечивающем наше выживание и определяющем наш расцвет.

В основе исследования Дамасио лежит его бесконечный интерес к природе человеческих аффектов – почему мы чувствуем то, что чувствуем, как мы используем эмоции для построения самости, почему наши намерения и чувства так часто противоречивы, как тело и ум сговариваются в зарождении эмоциональной реальности. То, что всплывает, – это не арсенал несоменностей и решений, а торжество любознательности и напоминание о том, что разумные, осознанные предположения позволяют расширять территорию знания, перемещая границу познаваемого всё глубже в неизведанное.

pochemu my chuvstvuem to chto chuvstvuem 1
Одна из иллюстраций Сальвадора Дали для эссе Монтеня.

Дамасио утверждает, что чувства – неотъемлемые прорастания человеческой культуры:

Люди отличаются от всех других существ, создавая грандиозные коллекции объектов, практик и идей, в совокупности известных как культуры. Коллекции вбирают в себя искусство, философские исследования, моральные системы и религиозные убеждения, справедливость, управление, экономические институты, а также технологии и науку.

[…]

Язык, социальность, знание и разум – изобретатели и исполнители этих сложных процессов. Но чувства движут ими и сохраняются для контролирования результатов… Культурная активность зародилась и остаётся глубоко укоренившейся в чувствах. Если мы хотим понять конфликты и противоречия человеческого состояния, необходимо признать благоприятное и неблагоприятное взаимодействие чувств и разума.

Дамасио отмечает, что, только понимая природу и происхождение чувств, мы можем начать понимать удивительное множество возможностей, которыми обладает человеческая натура, – наши самые благородные и низменные порывы, наше самое созидательное и самое разрушительное поведение и бесчисленные способы, которыми наши множества находятся в постоянном взаимодействии и частом противоречии друг с другом. Он подчёркивает, что ни одно понимание не может быть полным, если оно не восходит к происхождению самой жизни, задолго предшествовавшей появлению людей:

В истории жизни события не подчинялись общепринятым представлениям, которые мы, люди, сформировали для того, чтобы построить прекрасный инструмент, который мне нравится называть культурным разумом.

Дамасио исследует природу чувств и происхождение культур сквозь призму гомеостаза:

Чувства – это ментальные проявления гомеостаза, в то время как гомеостаз, действующий под прикрытием чувств, – это функциональная нить, связующая ранние формы жизни с необыкновенным партнёрством тела и нервной системы. Это партнёрство отвечает за появление сознательных, чувствующих разумов, которые, в свою очередь, несут ответственность за то, что наиболее характерно для человечества: за культуру и цивилизацию…

Сочетание культур с чувством и гомеостазом усиливает их связь с природой и углубляет гуманизацию культурного процесса. Чувства и творческие культурные умы собирались в длительном процессе, в котором видную роль играл генетический отбор, управляемый гомеостазом. Соединение культур с чувствами, гомеостазом и генетикой сдерживает растущий отрыв культурных идей, практик и объектов от жизненного процесса.

Каждый раз, когда наука пересматривала место человеческого существа в порядке вещей – не в центре Вселенной, как почти ценой жизни доказали Коперник, Кеплер и Галилей; не в центре «Сотворения», как продемонстрировал Дарвин вопреки грозной догме, – люди реагировали с враждебной оборонительностью на их преуменьшенный статус. Дамасио предлагает необходимый контрапункт для этой повторяющейся тенденции, поскольку он прослеживает происхождение чувств, издавна считающихся исключительно человеческой способностью, к гораздо более простым и древним организмам:

Обнаружение истоков человеческих культур в нечеловеческой биологии вовсе не умаляет исключительного статуса человека. Исключительный статус каждого человека проистекает из уникальной значимости страданий и процветания в контексте наших воспоминаний о прошлом и воспоминаний, которые мы построили об ожидаемом будущем.

Среди любопытных явлений, которые исследует Дамасио, – тенденция пересматривать прошлые переживания задним числом, усиливая их положительные аспекты в памяти по сравнению с величиной фактически переживаемого опыта, – своего рода «аффективно позитивное изменение воспоминаний», к которому некоторые люди восприимчивее других. Он считает это явление важным, поскольку оно связано с нашим ожиданием будущего и как личности, и как культуры:

На что человек надеется и как он представляет себе дальнейшую жизнь, зависит от того, как он пережил прошлое. Речь идёт не только об объективных, поддающихся проверке фактах, но и о впечатлениях или реконструкции объективных данных в своих воспоминаниях. Способность припоминать делает нас уникальными индивидуумами. Стили наших личностей во многих аспектах связаны с типичными когнитивными и аффективными режимами, балансом индивидуальных переживаний в аффективных условиях, культурной идентичностью, достижениями, удачей.

То, как и что мы создаём в культурном отношении и как реагируем на культурные явления, зависит от того, как наши несовершенные воспоминания манипулируют чувствами.

pochemu my chuvstvuem to chto chuvstvuem 2
«Сердце и бутылка». Иллюстрация Оливера Джефферса к притче о том, что происходит, когда мы отрицаем свои сложные эмоции.

Мир аффекта – это как реальность, существующая параллельно физическому миру, в котором мы передвигаем свои тела, и все же он тоже возникает от физического тела и определяется «квалиа» (от лат. qualia – термин для обозначения самой обычной из возможных для нас вещи: того, как вещи выглядят для нас) из основы нашего сознательного переживания. Дамасио предлагает систематику аффекта, освещающую ключевое различие между эмоциями и чувствами:

Аспект разума, доминирующий в нашем существовании, или, кажется, относящийся к окружающему нас миру, фактическому или вспоминаемому, с его объектами и событиями, человеческими или нет, представлен мириадами образов всего сенсорного диапазона, часто переведёнными на устные языки и структурированными в истории. И все же, примечательно, но существует параллельный ментальный мир, который сопровождает все эти образы, зачастую он настолько субтилен, что не требует к себе никакого внимания, но иногда настолько значителен, что изменяет курс доминирующей части разума. Это параллельный мир аффекта, мир, в котором мы обнаруживаем чувства, проносящиеся рядом с обычно более заметными образами в нашем разуме. Непосредственные причины чувств включают:
а) фоновый поток жизненных процессов в наших организмах, которые ощущаются как спонтанные или гомеостатические чувства;
б) эмоциональные реакции, вызванные обработкой бесчисленных сенсорных стимулов, таких как вкусы, запахи, тактильные, слуховые и зрительные раздражители, испытание которых является одним из источников квалиа;
в) эмоциональные реакции, возникающие в результате вовлечения движущих сил (таких, как голод или жажда) или побуждений (например, вожделение и игра), или эмоций в более общепринятом смысле этого слова, которые выступают программами, активирующимися при столкновении с многочисленными, а иногда и комплексными ситуациями. К таким эмоциям относятся: радость, печаль, страх, гнев, зависть, ревность, презрение, сострадание и восхищение.
Эмоциональные реакции, описанные в пунктах (б) и (в), производят вызванные чувства, а не самопроизвольная разнородность, возникающая из «незатронутого» гомеостатического потока.

Дамасио рисует огромную эволюционную и информационную ценность чувств, чтобы опровергнуть представление о том, что они – просто украшение сознания:

Чувства аккомпанируют разворачивающейся в наших организмах жизни, вне зависимости от того, что каждый воспринимает, изучает, запоминает, воображает, рассуждает, оценивает, решает, планирует или мысленно творит.

Почти каждый образ в веренице разума с момента, когда он попадает под софиты ментального внимания и пока не уходит, сопровождается чувствами. Образы настолько отчаянно нуждаются в аффективной компании, что даже те их них, что составляют заметное чувство, могут сопровождаться другими чувствами, немного похожими на звук гармоники или круги, которые образуются, когда камешек попадает на поверхность воды. Нет никакого бытия в правильном смысле слова без спонтанного ментального переживания жизни, ощущения существования. Нулевая отметка бытия соответствует обманчиво непрерывному и бесконечному состоянию ощущений, более или менее интенсивному ментальному хору, подчёркивающему всё остальное ментальное… полное отсутствие чувств будет означать приостановку бытия, но даже менее радикальное лишение чувств поставило бы под угрозу человеческую природу.

Без чувств мы бы не могли реагировать на красоту, а это, возможно, наш мощнейший канал связи с живым миром. Мы бы не могли распознавать и классифицировать прекрасное; не различали бы приятные переживания и болезненные; у нас не было бы идеалов, которые мотивировали бы нас превзойти самих себя; мы бы не получали удовольствия от совершения открытий или проявления щедрости, или создания чего-то нового, поэтому не было бы побуждения это совершать. Повторяя утверждение философа Марты Нуссбаум о том, что чувства – неотъемлемая часть наших рассуждений, Дамасио пишет:

Обычный контраст между аффектом и рассудком обусловлен узким представлением эмоций и чувств, во многом отрицательных и способных расшатать факты и рассуждения. На самом деле, эмоции и чувства появляются в разнообразных вариациях и лишь некоторые из них разрушительны. Большинство эмоций и чувств важны для развития интеллектуального и творческого процесса… Пренебрежение аффектом обедняет описание человеческой природы. Без его учёта невозможна удовлетворительная оценка человеческого культурного разума.

И все же чувства – это не какая-нибудь ментальная абстракция, управляемая свыше и за пределами нашего творящего существа. Чувства коренятся в элементной структуре тела, буквально возникают из наших внутренностей. Дамасио пишет:

Обстоятельства – фактические или вызванные в памяти, – которые могут провоцировать чувства, бесконечны. Напротив, перечень изначального содержания чувств ограничен всего одним типом объектов: живым организмом своего владельца, под которым я имею в виду компоненты самого тела и их текущее состояние. Но давайте углубимся в эту идею и заметим, что в ссылке на организм преобладает один сектор тела: старый внутренний мир внутренних органов, которые расположены в животе, грудной клетке и толще кожи, наряду с сопутствующими химическими процессами.

Содержание чувств, которые преобладают в нашем сознательном разуме, в значительной степени согласуются с текущей деятельностью внутренних органов, например, со степенью сокращения или расслабления гладких мышц, которые образуют стенки таких трубчатых органов, как трахеи, бронхи и кишки, а также бесчисленные кровеносные сосуды в коже и висцеральные полости. Не менее значимо состояние слизистых оболочек – подумайте о своём горле, сухом, влажном или просто воспалённом, или о своём пищеводе, или о желудке, когда вы переели или голодны. Типичное содержание наших чувств управляется тем, насколько функционирование перечисленных внутренних органов протекает планомерно и без осложнений или затруднённо и нестабильно.

Чтобы усложнить ситуацию, добавим, что все эти состояния внутренних органов – результат действия химических молекул – циркулирующих в крови или возникающих в нервных окончаниях, распределённых по всему внутреннему пространству, – например, кортизол, серотонин, допамин, эндогенные опиоиды, окситоцин. Некоторые из них настолько сильны, что следствие наступает мгновенно. Наконец, степень напряжённости или расслабления произвольно сокращающихся мышц (которые… являются частью внутреннего мира тела) также способствует содержанию чувств. Например, активация мышц лица. Они настолько тесно связаны с определёнными эмоциональными состояниями, что их проявление в наших лицах может быстро вызвать такие чувства, как радость и удивление. Нам не нужно смотреть в зеркало, чтобы знать, что мы испытываем такие состояния.

В целом, чувства – это переживания определённых аспектов состояния жизни в организме. Эти переживания служат не просто декорациями. Они совершают нечто экстраординарное: докладывают о состоянии жизни внутри организма в любой момент времени.

pochemu my chuvstvuem to chto chuvstvuem 3
Иллюстрация Марианны Дюбюк из книги «Лев и Птица».

Комплексное взаимодействие активности наших эндокринных желез, расширение и сокращение кровеносных сосудов и трубчатых органов, неровность дыхательных и циркадных ритмов провоцируют ментальное представление об определённых чувствах. Так что мы можем назвать восторгом состояние релаксации, не затронутое отрицательным стрессом. Дамасио пишет:

«Провокация» эмоциональных реакций на бесчисленные компоненты образа или на целые нарративы – один из самых главных и непрекращающихся аспектов нашей ментальной жизни.

И всё же, как физические предпосылки, так и эмоциональные реакции, не строго фиксированы и лишены возможности перепрограммирования, а скорее, податливы под воздействием намерения, случайности и окружающей среды:

Определённые мозговые системы заложены благодаря естественному отбору с помощью наших генов и большему или меньшему мандражу, вызванному окружающей средой в утробе и младенчестве. [Но] всевозможные факторы окружающей среды могут изменить эмоциональное раскрытие по мере нашего развития. Оказывается, наш механизм аффекта в определённой степени обучаем, а значительная часть того, что мы называем цивилизацией, производится через обучение этого механизма в благоприятной среде дома, школы и культуры.

Любопытно, что так называемый темперамент – более или менее гармоничная манера, с которой мы реагируем на потрясения и встряски в жизни изо дня в день, – результат того длительного процесса обучения, как взаимодействия с основами эмоциональной реакционной способности, которые даются в результате всех биологических факторов, разыгранных во время нашего развития. Подразумевается генофонд, разнообразные факторы пред- и послеродового развития, везение. Но одно можно сказать наверняка. Механизм аффекта отвечает за создание эмоциональных реакций и, как следствие, влияет на поведение, которое, можно было простодушно полагать, что находится исключительно под контролем самых знающих и проницательных компонентов нашего разума. Движущие силы, мотивация и эмоции часто имеют что добавить или вычесть из решений, которые предположительно были бы исключительно рациональными.

Но хотя «человеческие эмоции – это узнаваемые фрагменты стандартного репертуара», который простирается вплоть до одноклеточных организмов и который эволюционировал, чтобы создать возможность общения и сотрудничества между организмами, кое-что делает человеческие чувства уникальными. Дамасио пишет:

Любой образ, который появляется в разуме, имеет право на эмоциональную реакцию. Это относится даже к образам, именуемым себя чувствами. Состояние пребывания в боли, ощущение боли, например, может обогатиться новым слоем, участвующим в процессе, – вторичным чувством, вызванным различными мыслями, с которыми мы реагируем на основную ситуацию. Глубина этого многослойного состояния чувств, вероятно, и есть отличительная черта человеческого разума. Это процесс, который, скорее всего, будет способствовать тому, что мы называем страданием.

pochemu my chuvstvuem to chto chuvstvuem 4
Иллюстрация Оливье Таллека из книги «Blob» Джоя Сормана.

Этот процесс, безусловно, тоже явно физический, но не исключительно телесный, и не исключительно нейронный. С оглядкой на физическую конструкцию и следствия такого чувства, как печаль, которое мобилизует гипоталамус и гипофиз, чтобы выпустить каскад молекул, нарушая гомеостаз и нанося физический урон органам, мышцам и кровеносным сосудам, Дамасио опровергает Декарта:

Разум и мозг воздействуют на тело так же сильно, как тело может влиять на мозг и разум. Это всего лишь два аспекта одной сущности.

[…]

Если между телом и мозгом нет дистанции, если тело и мозг взаимодействуют и образуют единую организмическую единицу, то чувство – не восприятие состояния тела в привычном смысле слова. Здесь ломается двойственность субъект-объект, воспринимающий-воспринимаемый. По отношению к этой части процесса есть единство. Чувство – ментальный аспект этого единства.

Возвращая чувствам их законный культурный статус, Дамасио пишет:

Невозможно говорить о мышлении, интеллекте и творчестве любым полностью осмысленным образом, не учитывая чувств.

В остальной части книги «Странный порядок вещей» Антонио Дамасио продолжает рассматривать связь между чувством и интеллектом; как достижения в медицине и искусственном интеллекте преображают проблему бессмертия; происхождение разума в шкале эволюции; диалоги образотворения с памятью о создании и испытании эмоций; как чувства освещают другие стороны развития культуры и сознания.

Смотрите также:

  • Мы заражаемся эмоциями от других людей — и это хорошо
  • Как внутренние противоречия делают нас людьми и вдохновляют на творчество
  • Откуда ваши грабли: как сознание влияет на реальность с научной точки зрения
  • «Эмоциональная карта мозга» поможет понять, чем мы чувствуем, отчего гнев похож на счастье и почему человек не может жить без нежных прикосновений

Title details for Descartes' Error by Antonio Damasio - Available

  • Description

  • Details

  • Reviews

Since Descartes famously proclaimed, «I think, therefore I am,» science has often overlooked emotions as the source of a person’s true being. Even modern neuroscience has tended, until recently, to concentrate on the cognitive aspects of brain function, disregarding emotions. This attitude began to change with the publication of Descartes’ Error in 1995. Antonio Damasio—»one of the world’s leading neurologists» (The New York Times)—challenged traditional ideas about the connection between emotions and rationality. In this wondrously engaging book, Damasio takes the reader on a journey of scientific discovery through a series of case studies, demonstrating what many of us have long suspected: emotions are not a luxury, they are essential to rational thinking and to normal social behavior.


Expand title description text


Publisher:
Penguin Publishing Group


Kindle Book

  • Release date: September 27, 2005

OverDrive Read

  • ISBN: 9781101640135
  • Release date: September 27, 2005

EPUB ebook

  • ISBN: 9781101640135
  • File size: 1014 KB
  • Release date: September 27, 2005

Loading

Loading

Since Descartes famously proclaimed, «I think, therefore I am,» science has often overlooked emotions as the source of a person’s true being. Even modern neuroscience has tended, until recently, to concentrate on the cognitive aspects of brain function, disregarding emotions. This attitude began to change with the publication of Descartes’ Error in 1995. Antonio Damasio—»one of the world’s leading neurologists» (The New York Times)—challenged traditional ideas about the connection between emotions and rationality. In this wondrously engaging book, Damasio takes the reader on a journey of scientific discovery through a series of case studies, demonstrating what many of us have long suspected: emotions are not a luxury, they are essential to rational thinking and to normal social behavior.


Expand title description text

  • Details

    Publisher:

    Penguin Publishing Group

    Kindle Book

    Release date: September 27, 2005

    OverDrive Read

    ISBN: 9781101640135

    Release date: September 27, 2005

    EPUB ebook

    ISBN: 9781101640135

    File size: 1014 KB

    Release date: September 27, 2005

  • Creators

  • Formats

    Kindle Book

    OverDrive Read

    EPUB ebook

  • Languages

  • Reviews

    Loading

    Loading

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка даф 105 p2135
  • Ошибка диска windows не загружается
  • Ошибка двигателя камаз нео 111
  • Ошибка декарта антонио дамасио книга купить
  • Ошибка даты времени фн меркурий 115ф