Ошибка квантования формула

Дорогие читатели, меня зовут Феликс Арутюнян. Я студент, профессиональный скрипач. В этой статье хочу поделиться с Вами отрывком из моей презентации, которую я...

Дорогие читатели, меня зовут Феликс Арутюнян. Я студент, профессиональный скрипач. В этой статье хочу поделиться с Вами отрывком из моей презентации, которую я представил в университете музыки и театра Граца по предмету прикладная акустика.

Рассмотрим теоретические аспекты преобразования аналогового (аудио) сигнала в цифровой.
Статья не будет всеохватывающей, но в тексте будут гиперссылки для дальнейшего изучения темы.

Чем отличается цифровой аудиосигнал от аналогового?

Аналоговый (или континуальный) сигнал описывается непрерывной функцией времени, т.е. имеет непрерывную линию с непрерывным множеством возможных значений (рис. 1).

рис. 1

Цифровой сигнал — это сигнал, который можно представить как последовательность определенных цифровых значений. В любой момент времени он может принимать только одно определенное конечное значение (рис. 2).

рис. 2

Аналоговый сигнал в динамическом диапазоне может принимать любые значения. Аналоговый сигнал преобразуется в цифровой с помощью двух процессов — дискретизация и квантование. Очередь процессов не важна.

Дискретизацией называется процесс регистрации (измерения) значения сигнала через определенные промежутки (обычно равные) времени (рис. 3).

рис. 3

Квантование — это процесс разбиения диапазона амплитуды сигнала на определенное количество уровней и округление значений, измеренных во время дискретизации, до ближайшего уровня (рис. 4).

рис. 4

Дискретизация разбивает сигнал по временной составляющей (по вертикали, рис. 5, слева).
Квантование приводит сигнал к заданным значениям, то есть округляет сигнал до ближайших к нему уровней (по горизонтали, рис. 5, справа).

рис. 5

Эти два процесса создают как бы координатную систему, которая позволяет описывать аудиосигнал определенным значением в любой момент времени.
Цифровым называется сигнал, к которому применены дискретизация и квантование. Оцифровка происходит в аналого-цифровом преобразователе (АЦП). Чем больше число уровней квантования и чем выше частота дискретизации, тем точнее цифровой сигнал соответствует аналоговому (рис. 6).

рис. 6

Уровни квантования нумеруются и каждому уровню присваивается двоичный код. (рис. 7)

рис. 7

Количество битов, которые присваиваются каждому уровню квантования называют разрядностью или глубиной квантования (eng. bit depth). Чем выше разрядность, тем больше уровней можно представить двоичным кодом (рис. 8).

рис. 8.

Данная формула позволяет вычислить количество уровней квантования:

Если N — количество уровней квантования,
n — разрядность, то

$N = 2^n$

Обычно используют разрядности в 8, 12, 16 и 24 бит. Несложно вычислить, что при n=24 количество уровней N = 16,777,216.

При n = 1 аудиосигнал превратится в азбуку Морзе: либо есть «стук», либо нету. Существует также разрядность 32 бит с плавающей запятой. Обычный компактный Аудио-CD имеет разрядность 16 бит. Чем ниже разрядность, тем больше округляются значения и тем больше ошибка квантования.

Ошибкой квантований называют отклонение квантованного сигнала от аналогового, т.е. разница между входным значением $X$ и квантованным значением $X'$ ($X-X'$)

Большие ошибки квантования приводят к сильным искажениям аудиосигнала (шум квантования).

Чем выше разрядность, тем незначительнее ошибки квантования и тем лучше отношение сигнал/шум (Signal-to-noise ratio, SNR), и наоборот: при низкой разрядности вырастает шум (рис. 9).

рис. 9

Разрядность также определяет динамический диапазон сигнала, то есть соотношение максимального и минимального значений. С каждым битом динамический диапазон вырастает примерно на 6dB (Децибел) (6dB это в 2 раза; то есть координатная сетка становиться плотнее, возрастает градация).

рис. 10. Интенсивность шумов при разрядности 6 бит и 8 бит

Ошибки квантования (округления) из-за недостаточного количество уровней не могут быть исправлены.

шум квантования

амплитуда сигнала при разрядности 1 бит (сверху) и 4 бит

Аудиопример 1: 8bit/44.1kHz, ~50dB SNR
примечание: если аудиофайлы не воспроизводятся онлайн, пожалуйста, скачивайте их.

Аудиопример 1

Аудиопример 2: 4bit/48kHz, ~25dB SNR

Аудиопример 2

Аудиопример 3: 1bit/48kHz, ~8dB SNR

Аудиопример 3

Теперь о дискретизации.

Как уже говорили ранее, это разбиение сигнала по вертикали и измерение величины значения через определенный промежуток времени. Этот промежуток называется периодом дискретизации или интервалом выборок. Частотой выборок, или частотой дискретизации (всеми известный sample rate) называется величина, обратная периоду дискретизации и измеряется в герцах. Если
T — период дискретизации,
F — частота дискретизации, то
$F=1/T$

Чтобы аналоговый сигнал можно было преобразовать обратно из цифрового сигнала (точно реконструировать непрерывную и плавную функцию из дискретных, «точечных» значении), нужно следовать теореме Котельникова (теорема Найквиста — Шеннона).

Теорема Котельникова гласит:

Если аналоговый сигнал имеет финитный (ограниченной по ширине) спектр, то он может быть восстановлен однозначно и без потерь по своим дискретным отсчетам, взятым с частотой, строго большей удвоенной верхней частоты.

Вам знакомо число 44.1kHz? Это один из стандартов частоты дискретизации, и это число выбрали именно потому, что человеческое ухо слышит только сигналы до 20kHz. Число 44.1 более чем в два раза больше чем 20, поэтому все частоты в цифровом сигнале, доступные человеческому уху, могут быть преобразованы в аналоговом виде без искажении.

Но ведь 20*2=40, почему 44.1? Все дело в совместимости с стандартами PAL и NTSC. Но сегодня не будем рассматривать этот момент. Что будет, если не следовать теореме Котельникова?

Когда в аудиосигнале встречается частота, которая выше чем 1/2 частоты дискретизации, тогда возникает алиасинг — эффект, приводящий к наложению, неразличимости различных непрерывных сигналов при их дискретизации.

Алиасинг

Как видно из предыдущей картинки, точки дискретизации расположены так далеко друг от друга, что при интерполировании (т.е. преобразовании дискретных точек обратно в аналоговый сигнал) по ошибке восстанавливается совершенно другая частота.

Аудиопример 4: Линейно возрастающая частота от ~100 до 8000Hz. Частота дискретизации — 16000Hz. Нет алиасинга.

Спектральный анализ

Аудиопример 5: Тот же файл. Частота дискретизации — 8000Hz. Присутствует алиасинг

Спектральный анализ

Пример:
Имеется аудиоматериал, где пиковая частота — 2500Hz. Значит, частоту дискретизации нужно выбрать как минимум 5000Hz.

Следующая характеристика цифрового аудио это битрейт. Битрейт (bitrate) — это объем данных, передаваемых в единицу времени. Битрейт обычно измеряют в битах в секунду (Bit/s или bps). Битрейт может быть переменным, постоянным или усреднённым.

Следующая формула позволяет вычислить битрейт (действительна только для несжатых потоков данных):

Битрейт = Частота дискретизации * Разрядность * Количество каналов

Например, битрейт Audio-CD можно рассчитать так:
44100 (частота дискретизации) * 16 (разрядность) * 2 (количество каналов, stereo)= 1411200 bps = 1411.2 kbit/s

При постоянном битрейте (constant bitrate, CBR) передача объема потока данных в единицу времени не изменяется на протяжении всей передачи. Главное преимущество — возможность довольно точно предсказать размер конечного файла. Из минусов — не оптимальное соотношение размер/качество, так как «плотность» аудиоматериала в течении музыкального произведения динамично изменяется.

При кодировании переменным битрейтом (VBR), кодек выбирает битрейт исходя из задаваемого желаемого качества. Как видно из названия, битрейт варьируется в течение кодируемого аудиофайла. Данный метод даёт наилучшее соотношение качество/размер выходного файла. Из минусов: точный размер конечного файла очень плохо предсказуем.

Усреднённый битрейт (ABR) является частным случаем VBR и занимает промежуточное место между постоянным и переменным битрейтом. Конкретный битрейт задаётся пользователем. Программа все же варьирует его в определенном диапазоне, но не выходит за заданную среднюю величину. 

При заданном битрейте качество VBR обычно выше чем ABR. Качество ABR в свою очередь выше чем CBR: VBR > ABR > CBR.

ABR подходит для пользователей, которым нужны преимущества кодирования VBR, но с относительно предсказуемым размером файла. Для ABR обычно требуется кодирование в 2 прохода, так как на первом проходе кодек не знает какие части аудиоматериала должны кодироваться с максимальным битрейтом.

Существуют 3 метода хранения цифрового аудиоматериала:

  • Несжатые («сырые») данные
  • Данные, сжатые без потерь
  • Данные, сжатые с потерями

Несжатый (RAW) формат данных

содержит просто последовательность бинарных значений.
Именно в таком формате хранится аудиоматериал в Аудио-CD. Несжатый аудиофайл можно открыть, например, в программе Audacity. Они имеют расширение .raw, .pcm, .sam, или же вообще не имеют расширения. RAW не содержит заголовка файла (метаданных).

Другой формат хранения несжатого аудиопотока это WAV. В отличие от RAW, WAV содержит заголовок файла.

Аудиоформаты с сжатием без потерь

Принцип сжатия схож с архиваторами (Winrar, Winzip и т.д.). Данные могут быть сжаты и снова распакованы любое количество раз без потери информации.

Как доказать, что при сжатии без потерь, информация действительно остаётся не тронутой? Это можно доказать методом деструктивной интерференции. Берем две аудиодорожки. В первой дорожке импортируем оригинальный, несжатый wav файл. Во второй дорожке импортируем тот же аудиофайл, сжатый без потерь. Инвертируем фазу одного из дорожек (зеркальное отображение). При проигрывании одновременно обеих дорожек выходной сигнал будет тишиной.

Это доказывает, что оба файла содержат абсолютно идентичные информации (рис. 11).

рис. 11

Кодеки сжатия без потерь: flac, WavPack, Monkey’s Audio…

При сжатии с потерями

акцент делается не на избежание потерь информации, а на спекуляцию с субъективными восприятиями (Психоакустика). Например, ухо взрослого человек обычно не воспринимает частоты выше 16kHz. Используя этот факт, кодек сжатия с потерями может просто жестко срезать все частоты выше 16kHz, так как «все равно никто не услышит разницу».

Другой пример — эффект маскировки. Слабые амплитуды, которые перекрываются сильными амплитудами, могут быть воспроизведены с меньшим качеством. При громких низких частотах тихие средние частоты не улавливаются ухом. Например, если присутствует звук в 1kHz с уровнем громкости в 80dB, то 2kHz-звук с громкостью 40dB больше не слышим.

Этим и пользуется кодек: 2kHz-звук можно убрать.

Спектральный анализ кодека mp3 с разными уровнями компрессии

Кодеки сжатия с потерям: mp3, aac, ogg, wma, Musepack…

Спасибо за внимание.

UPD:
Если по каким-либо причинам аудиофайлы не загружаются, можете их скачать здесь: cloud.mail.ru/public/HbzU/YEsT34i4c

Ошибки квантования

В реальных
устройствах цифровой обработки сигналов
необходимо учитывать
эффекты, обусловленные квантованием
входных сигналов
и конечной разрядностью всех регистров.
Источниками ошибок
в процессах обработки сигналов являются
округление (усечение)
результатов арифметических операций,
шум аналого-цифрового квантования
входных аналоговых сигналов, неточность
реализации характеристик цифровых
фильтров из-за округления их коэффициентов
(параметров). В дальнейшем с целью
упрощения анализа предполагается, что
вес источники ошибок независимы и не
коррелируют с входным сигналом (хотя
мы и рассмотрим явление предельных
циклов, обусловленных коррелированным
шумом округления).

Эффект квантования
приводят в конечном итоге к погрешностями выходных сигналах цифровых фильтров
(ЦФ), а в некоторыхслучаяхи к неустойчивым
режимам. Выходную ошибку ЦФ будем
рассчитыватькаксуперпозицию ошибок, обусловленных
каждым независимымисточником.

Квантование
чисел
– нелинейная операция;m-разрядное
двоичное числоА
представляетсяb-разрядным
двоичнымчислом
B=F(A),
причем b
<
m. В
результате квантования число А
представляется
с ошибкой

е
=BА= F(А)
А.

Шаг квантования
Q
=
2b
определяется весом младшего
числовогоразряда.
При квантовании
используется усечение или округление.

Усечение
числаА
состоит в отбрасываниит
b
младших разрядов числа, при этом
ошибка усечения
e
ус=
F
ус(А) –А.

Оценим величину
ошибки в предположении m
» b.
Для положительных чисел при любом
способе кодирования –2b
<еус
0. Для
отрицательных чисел при использовании
прямого и обратного кодов ошибка усечения
неотрицательна: 0еус
< 2b,
а в дополнительном коде эта ошибка
неположительна: 0еус
> –2b.
Таким образом, во всех случаях
абсолютное значение ошибки усечения
не превосходит шага квантования:maxeус
< 2b
=Q.

Округление
m-разрядного
числаA
доb
разрядов (b «
m
)b
разряд остается неизменным или
увеличивается на единицув
зависимости от соотношения (больше –
меньше) между отбрасываемой дробью
0,аb+1…ат
и величиной
,
гдеаii
разряд числаA;
i =
b+1,
…,m.
Округление можно практически выполнить
путемприбавления
единицы к (b+1)-му
разряду и усечения полученного числа
до b разрядов.
В таком случае ошибка округления е
=
fок(А)–
А
при всех способах кодирования лежит в
пределах

–2(b+1)
<
еoк
< 2(b+1)
(1.11)

и, следовательно,
m
ax<2b
= Q/2.
(1.12)

В задачах ЦОС
ошибки квантования чисел рассматриваются
как стационарный
шумоподобный процесс с равномерным
распределением
вероятности по диапазону распределения
ошибок квантования.

(nT)

x(nT)

e(nT)

Рис. 3. Линейная модель квантования
сигналов:

(nT) —дискретный
или m-разрядный
цифровой сигнал (m
> b);

x(nT) —квантованный
b-разрядный
цифровой сигнал;

e(nT)
= x(nT)
f(nT)
— ошибка
квантования.

Квантование
дискретных сигналов состоит в
представлении отсчета
(выборки сигнала) числамиx(nT),
содержащими b
числовых разрядов. Квантование сигналов,
как и квантование
чисел – нелинейная операция. Однако
при анализе процессов в ЦФ целесообразно
использовать линейную модель квантования
сигналов – рис. 3.

Верхнее значение ошибки квантования
определяетсясоотношением
(1.11) или (1.12).

Вероятностные
оценки ошибок квантования основаны на
предположениях о том, что
последовательностье(пТ)являетсястационарным
случайным процессом с равномерным
распределением вероятности по
диапазону ошибок квантования ие(пТ)
не коррелирован
с f(nT).
Математическое
ожидание (среднее значение) e
и дисперсия
ошибки квантованияе
определяются
по формулам:

=E(е)
=,

===E(е2)
,

где ре
— плотность вероятности ошибки. По
этим формуламвычисляются
математическое ожидание и дисперсия
для ошибок
округления и усечения:

=

=

В логарифмическоммасштабе

=

Лекция 2

Template:Unreferenced

The difference between the actual analog value and quantized digital value due is called quantization error. This error is due either to rounding or truncation.

Many physical quantities are actually quantized by physical entities. Examples of fields where this limitation applies include electronics (due to electrons), optics (due to photons), biology (due to DNA), and chemistry (due to molecules). This is sometimes known as the «quantum noise limit» of systems in those fields. This is a different manifestation of «quantization error,» in which theoretical models may be analog but physics occurs digitally. Around the quantum limit, the distinction between analog and digital quantities vanishes.

Quantization noise model of quantization error[]

File:Quanterr.png

Quantization noise. The difference between the blue and red signals in the upper graph is the quantization error, which is «added» to the original signal and is the source of noise.

Quantization noise is a model of quantization error introduced by quantization in the analog-to-digital conversion (ADC) process in telecommunication systems and signal processing. It is a rounding error between the analogue input voltage to the ADC and the output digitized value. The noise is non-linear and signal-dependent. It can be modelled in several different ways.

In an ideal analog-to-digital converter, where the quantization error is uniformly distributed between −1/2 LSB and +1/2 LSB, and the signal has a uniform distribution covering all quantization levels, the signal-to-noise ratio (SNR) can be calculated from

{displaystyle mathrm {SNR_{ADC}} =20log _{10}(2^{Q})approx 6.0206cdot Q mathrm {dB} ,!}

The most common test signals that fulfil this are full amplitude triangle waves and sawtooth waves.

In this case a 16-bit ADC has a maximum signal-to-noise ratio of 6.0206 · 16=96.33 dB.

When the input signal is a full-amplitude sine wave the distribution of the signal is no longer uniform, and the corresponding equation is instead

{displaystyle mathrm {SNR_{ADC}} =left(1.761+6.0206cdot Qright) mathrm {dB} ,!}

Here, the quantization noise is once again assumed to be uniformly distributed. When the input signal has a high amplitude and a wide frequency spectrum this is the case.[1]

In this case a 16-bit ADC has a maximum signal-to-noise ratio of 98.09 dB.

For complex signals in high-resolution ADCs this is an accurate model. For low-resolution ADCs, low-level signals in high-resolution ADCs, and for simple waveforms the quantization noise is not uniformly distributed, making this model inaccurate.[2] In these cases the quantization noise distribution is strongly affected by the exact amplitude of the signal.

Template:Listen

References[]

  1. Template:Cite book
  2. Template:Cite book

See also[]

  • Round-off error
  • Dither
  • Analog to digital converter
  • Quantization
  • Quantization noise
  • Discretization error
  • Signal-to-noise ratio
  • Bit resolution
  • SQNR

External links[]

  • Quantization noise in Digital Computation, Signal Processing, and Control, Bernard Widrow and István Kollár, 2007.
  • The Relationship of Dynamic Range to Data Word Size in Digital Audio Processing
  • Round-Off Error Variance — derivation of noise power of q²/12 for round-off error
  • Dynamic Evaluation of High-Speed, High Resolution D/A Converters Outlines HD, IMD and NPR measurements, also includes a derivation of quantization noise
  • Signal to quantization noise in quantized sinusoidal

de:Quantisierungsrauschen
es:Ruido de cuantificación
ja:量子化雑音
ja:量子化誤差
pl:Szum kwantyzacji
ru:Шум квантования

Template:Unreferenced

The difference between the actual analog value and quantized digital value due is called quantization error. This error is due either to rounding or truncation.

Many physical quantities are actually quantized by physical entities. Examples of fields where this limitation applies include electronics (due to electrons), optics (due to photons), biology (due to DNA), and chemistry (due to molecules). This is sometimes known as the «quantum noise limit» of systems in those fields. This is a different manifestation of «quantization error,» in which theoretical models may be analog but physics occurs digitally. Around the quantum limit, the distinction between analog and digital quantities vanishes.

Quantization noise model of quantization error[]

File:Quanterr.png

Quantization noise. The difference between the blue and red signals in the upper graph is the quantization error, which is «added» to the original signal and is the source of noise.

Quantization noise is a model of quantization error introduced by quantization in the analog-to-digital conversion (ADC) process in telecommunication systems and signal processing. It is a rounding error between the analogue input voltage to the ADC and the output digitized value. The noise is non-linear and signal-dependent. It can be modelled in several different ways.

In an ideal analog-to-digital converter, where the quantization error is uniformly distributed between −1/2 LSB and +1/2 LSB, and the signal has a uniform distribution covering all quantization levels, the signal-to-noise ratio (SNR) can be calculated from

{displaystyle mathrm {SNR_{ADC}} =20log _{10}(2^{Q})approx 6.0206cdot Q mathrm {dB} ,!}

The most common test signals that fulfil this are full amplitude triangle waves and sawtooth waves.

In this case a 16-bit ADC has a maximum signal-to-noise ratio of 6.0206 · 16=96.33 dB.

When the input signal is a full-amplitude sine wave the distribution of the signal is no longer uniform, and the corresponding equation is instead

{displaystyle mathrm {SNR_{ADC}} =left(1.761+6.0206cdot Qright) mathrm {dB} ,!}

Here, the quantization noise is once again assumed to be uniformly distributed. When the input signal has a high amplitude and a wide frequency spectrum this is the case.[1]

In this case a 16-bit ADC has a maximum signal-to-noise ratio of 98.09 dB.

For complex signals in high-resolution ADCs this is an accurate model. For low-resolution ADCs, low-level signals in high-resolution ADCs, and for simple waveforms the quantization noise is not uniformly distributed, making this model inaccurate.[2] In these cases the quantization noise distribution is strongly affected by the exact amplitude of the signal.

Template:Listen

References[]

  1. Template:Cite book
  2. Template:Cite book

See also[]

  • Round-off error
  • Dither
  • Analog to digital converter
  • Quantization
  • Quantization noise
  • Discretization error
  • Signal-to-noise ratio
  • Bit resolution
  • SQNR

External links[]

  • Quantization noise in Digital Computation, Signal Processing, and Control, Bernard Widrow and István Kollár, 2007.
  • The Relationship of Dynamic Range to Data Word Size in Digital Audio Processing
  • Round-Off Error Variance — derivation of noise power of q²/12 for round-off error
  • Dynamic Evaluation of High-Speed, High Resolution D/A Converters Outlines HD, IMD and NPR measurements, also includes a derivation of quantization noise
  • Signal to quantization noise in quantized sinusoidal

de:Quantisierungsrauschen
es:Ruido de cuantificación
ja:量子化雑音
ja:量子化誤差
pl:Szum kwantyzacji
ru:Шум квантования

7 октября 2015

Статья о влиянии разрешения, дифференциальной нелинейности, рабочего диапазона частот, апертурного дрожания, коэффициента нелинейных искажений ЦАП и АЦП на их входной и выходной шум продолжает материал, опубликованный в этом же номере журнала и посвященный шумам в аналоговых электронных компонентах.

Источники шума в сигнальных цепях можно разделить на внутренние и внешние. Для оптимизации шумовых характеристик канала обработки сигнала требуется тщательно изучить все входящие в него схемы и минимизировать шумы везде, где только возможно. Это – основа основ нашего обсуждения, поскольку шум, когда-то попавший в сигнал, в дальнейшем крайне сложно, а порой и невозможно удалить.

В данной статье мы подробно рассмотрим шум, внутренне присущий всем преобразователям данных, возникновение которого обусловлено самим процессом дискретизации.

На рисунке 1 все внешние источники шума приведены к единому источнику Vext, а все внутренние — к источнику Vint.

Рис. 1. Шум в сигнальной цепи

Рис. 1. Шум в сигнальной цепи

Шумы в преобразователях данных

Рассмотрим четыре типа шумов и искажений, присущих преобразователям данных: шум квантования, дрожание апертуры (sample jitter), нелинейные искажения и аналоговый шум.

Шум квантования

Шум квантования — наиболее широко известный тип шума преобразователей данных. Своим происхождением он обязан ошибкам, присущим процессам дискретизации и квантования, которые лежат в основе любого преобразователя. Уровень такого шума определяется тремя факторами: разрешением, дифференциальной нелинейностью и шириной полосы частот.

Разрешение

Квантованию присуща неопределенность, которая возникает при разбиении непрерывного сигнала на 2N дискретных уровня, где N — разрешение в битах. Все аналоговые напряжения, попадающие в пределы одного шага квантования, будут представлены одним и тем же кодом, что ведет к неопределенности квантования. Эту неопределенность называют ошибкой квантования. Среднеквадратичное (RMS) значение этой ошибки и есть шум квантования. Ошибка квантования обратно пропорциональна 2N. На рисунке 2 показаны графики, отражающие величину ошибки квантования во времени для идеального АЦП. Из рисунка 2 также видно, как увеличение разрешения ведет к снижению ошибки.

Рис. 2. Ошибка квантования возникает из-за разбиения непрерывного сигнала на 2N дискретных уровня

Рис. 2. Ошибка квантования возникает из-за разбиения непрерывного сигнала на 2N дискретных уровня

Среднеквадратичное значение шумов квантования идеального преобразователя данных с разрешением N можно найти согласно формуле:

form_1new

где dBFS — децибелы (дБ) полной шкалы, или через вес младшего значащего бита (LSB):

form_2

Дифференциальная нелинейность

Рис. 3. Ошибка квантования во времени, DNL > 0

Рис. 3. Ошибка квантования во времени, DNL > 0

Дифференциальная нелинейность (Differential NonLinearity, DNL) преобразователя данных — это отклонение ширины кода от идеальной ступеньки величиной 1 LSB. У идеального преобразователя данных DNL была бы равна нулю. У большинства современных прецизионных преобразователей DNL < 1. Из-за наличия дифференциальной нелинейности возрастает усредненная ошибка квантования, а следовательно – и шум квантования (рисунок 3).

Усредненное значение DNL обычно в технических описаниях преобразователей данных не приводится, однако вместо него можно с достаточной степенью точности использовать типовое значение DNL.

Ниже приведены формулы определения среднеквадратичного значения шумов квантования с учетом разрешения (N) и дифференциальной нелинейности (DNL):

form_3

Или через вес младшего значащего бита:

form_4

Ширина полосы частот

До сих пор при описании шума квантования предполагалось, что используется полная полоса частот вплоть до частоты Найквиста.

Если частота дискретизации (FS) и входной сигнал гармонически не коррелированы, то шум квантования является гауссовым шумом и равномерно распределен между нулем (DC) и частотой Найквиста (FN). Частота Найквиста (FN) всегда равна половине частоты дискретизации (FS). Спектральная плотность такого шума показана на рисунке 4.

На рисунке 4 напряжение шумов квантования — это шум под графиком плотности шумов в пределах рабочей полосы пропускания BW.

Рис. 4. Спектральная плотность шумов квантования в полосе частот

Рис. 4. Спектральная плотность шумов квантования в полосе частот

Среднеквадратичное значение шумов квантования с учетом разрешения (N), DNL и BW можно найти по формуле:

form_5

или через вес младшего значащего бита (LSB):

form_6

Здесь полоса частот определяется в процентах от частоты Найквиста (FN). Два последних уравнения указывают на то, что шум квантования можно уменьшить за счет увеличения разрешения (N), снижения средней дифференциальной нелинейности (DNL) и сокращения полосы частот (BW). В данной модели предполагается, что весь шум, находящийся вне полосы BW, удаляется фильтрацией, то есть в областях вне полосы BW используются идеальные заградительные фильтры. Также модель предполагает отсутствие каких-либо ограничителей шума. На практике невозможно полностью избавиться от внеполосного шума, поэтому реальный шум окажется несколько выше предсказываемого.

Передискретизация

Вместо BW можно использовать коэффициент передискретизации OSR (OverSample Ratio). Коэффициент OSR — это отношение более высокой частоты дискретизации (равной OSR-FS) к исходной частоте FS. При этом предполагается, что исходная полоса частот остается неизменной от 0 до FN, где FN = FS/2.

Согласно определению, BW и OSR связаны между собой соотношением:

form_7

Спектр плотности шумов для преобразователя данных с передискретизацией показан на рисунке 5.

Рис. 5. Спектральная плотность шумов квантования при использовании OSR (передискретизации)

Рис. 5. Спектральная плотность шумов квантования при использовании OSR (передискретизации)

Среднеквадратичное значение шумов квантования с учетом разрешения (N), DNL и OSR можно найти по формуле:

form_8

Уровень шума будет снижаться на 3 дБ с увеличением частоты дискретизации на октаву. Шум, выраженный через вес младшего значащего бита:

form_9

Дрожание апертуры (Sample Jitter)

Апертурная неопределенность, или апертурное время (tj), — источник шума, присущий всем системам с дискретизацией сигналов, включая преобразователи данных. Причины этого явления могут быть как внутренние, так и внешние. Например, внутри АЦП схема выборки/хранения (Sample-and-Hold, SAH) может вызывать дрожание апертуры, что приводит к неопределенности времени отсчетов. Дрожание фазы (фазовый джиттер) внешних тактовых импульсов может увеличивать уровень шумов как в аналого-цифровых, так и в цифро-аналоговых преобразователях.

Апертурная неопределенность ведет к появлению шума при дискретизации сигналов, меняющихся во времени. Такая неопределенность приводит к нежелательному разбросу значений выборки, как показано на рисунке 6.

Рис. 6. Шум, вызываемый апертурной неопределенностью

Рис. 6. Шум, вызываемый апертурной неопределенностью

Апертурную неопределенность можно найти по формуле:

form_10

Или через вес младшего значащего бита:

form_11

Нелинейные искажения

Нелинейные искажения сигнала вызываются присутствием в спектре сигнала нежелательных гармоник. Обычно причиной этого является наличие нелинейностей в канале обработки сигнала (рисунок 7). Нелинейности в преобразователях данных описывают с помощью такого параметра как интегральная нелинейность INL. INL определяется как максимальное отклонение выходной передаточной функции от идеальной (линейной) после компенсации погрешностей усиления и смещения. Можно предположить, что нелинейные искажения коррелированы с INL. С увеличением INL нелинейные искажения также увеличиваются. Однако предсказать влияние INL на полный коэффициент гармоник (Total Harmonic Distortion, THD) невозможно, так как нелинейные искажения зависят не только от величины максимального отклонения передаточной функции от идеальной, но и от ее формы.

Рис. 7. Нелинейные искажения

Рис. 7. Нелинейные искажения

Коэффициент THD — стандартная мера нелинейных искажений. Его определяют как отношение среднеквадратичного значения суммы первых пяти гармоник к среднеквадратичному значению амплитуды основной гармоники сигнала (Vfs), выраженное в децибелах полной шкалы.

form_12

Суммарный шум, вносимый нелинейными искажениями, — это квадратный корень из суммы квадратов (Root-Sum-Square, RSS) всех гармоник:

form_13

В документации значение THD приводится не в виде абсолютного уровня шума, а как доля от среднеквадратичного уровня полной шкалы — либо в процентах, либо в децибелах. Тем не менее, результирующий уровень шума, выраженный через вес младшего значащего бита (LSBRMS), можно найти, используя следующие уравнения.

Если THD дан в процентах, то:

form_14

Если THD выражен в LSB, то:

form_15

Искажения выходного буфера

Рис. 8. Передаточная функция, иллюстрирующая ограничение выходного напряжения

Рис. 8. Передаточная функция, иллюстрирующая
ограничение выходного напряжения

В рекламных материалах на многие буферы утверждается, что уровни сигналов на их выходах могут доходить до напряжений на шинах питания (rail-to-rail outputs). В реальности буферы — это просто операционные усилители. Когда их выходное напряжение приближается к напряжению питания или «земле» (однополярное включение), они начинают подходить к пределу своей нагрузочной способности по току. Часто в документации приводят параметры при ненагруженных выходах. В таких условиях их выходное напряжение может отличаться от напряжений на шинах питания и земли всего на 20…30 мВ. Однако если требуется, чтобы буфер выдавал ток величиной хотя бы несколько миллиампер, то отличие уже составит 200…300 мВ. Внимательно читайте документацию. Технические условия на буфер, например, могут утверждать, что «выходное напряжение не превысит 20 мВ от уровня земли». В то же время в другой литературе, посвященной этому же прибору, может быть сказано, что выходное напряжение опускается до 0 В. Это верно только если число округляется до целого.

На рисунке 8 показано, к чему приводит ограничение тока выходного драйвера вблизи шин питания и земли. Синяя линия линейна, а пунктирная красная — нелинейна. Когда напряжение сигнала приближается к напряжению питания или земли, ток снижается до такой степени, что транзистор перестает работать. Ток необходим операционному усилителю для замыкания контура обратной связи и линеаризации собственной передаточной функции. Видно, что сигнал на входе линейно изменяется во всем диапазоне, но выходной сигнал не соответствует входному в верхней и нижней частях графика. Эта особенность передаточной функции выходного буфера приводит к возникновению нелинейных искажений.

Аналоговый шум

Аналоговый шум (Vn) — это эффективное значение шума, приведенного ко входу АЦП или выходу ЦАП (рисунок 9). Он складывается из шума, генерируемого шумовыми источниками, присущими полупроводниковым приборам. В документации данные по аналоговому шуму могут быть приведены в виде спектральной плотности, измеряемой в нВ/√Гц, в виде размаха (peak-to-peak), среднеквадратичного значения напряжения или в виде среднеквадратичного или удвоенного амплитудного значения младшего бита (LSB). Аналоговый шум Vn может порождаться внутренними или внешними источниками, это случайная величина, и предполагается, что она описывается распределением Гаусса.

Рис. 9. Аналоговый шум Vn, приведенный ко входу или выходу

Рис. 9. Аналоговый шум Vn, приведенный ко входу или выходу

Vn часто задается через среднеквадратичное значение младшего бита LSBRMS. В АЦП Vn называют шумом перехода, поскольку он проявляется как неопределенность во времени перехода с одного выходного кода на следующий. Когда Vn выражен в LSBRMS, эквивалентное удвоенное амплитудное (peak-to-peak) значение шума можно найти по формуле:

form_16

В полупроводниках выделяют пять общих фундаментальных источников шума (Vn): тепловой, дробовой (флуктуационный), лавинного умножения, фликкер-шум и шум, вызванный случайными скачками тока (popcorn). Эти источники подробно обсуждались в первой статье серии, а сейчас следует упомянуть об источнике дополнительного шума — шуме kT/C.

Шум kT/C

Данный шум присутствует во всех системах с дискретизацией данных и вместе с шумом квантования накладывает серьезное ограничение на характеристики любого АЦП. Сам шум kT/C не является фундаментальным. Правильнее сказать, что это тепловой шум при наличии фильтрующего конденсатора, и он присутствует во всех схемах выборки/хранения на входе АЦП.

Рис. 10. Упрощенная схема а) выборки/хранения; б) эквивалентная шумовая схема

Рис. 10. Упрощенная схема а) выборки/хранения; б) эквивалентная шумовая схема

На рисунке 10а показана упрощенная схема выборки/хранения на входе АЦП. Когда ключ замкнут, конденсатор (Cs) заряжается до напряжения входного источника (Vin). На рисунке 10б приведена эквивалентная шумовая схема. В ней ключ заменен резистором Rs, в котором объединены сопротивление ключа в открытом состоянии и выходной импеданс источника напряжения. Напряжение Vin замещено спектральной плотностью шума (en), а Vout — напряжением выходного шума (Vn). Когда ключ замкнут, Cs заряжается до входного напряжения (Vin) плюс напряжение шума (Vn).

Общее выходное напряжение шума (Vn) получается в результате низкочастотной фильтрации конденсатором Cs теплового шума, генерируемого резистором Rs. Любые изменения теплового шума, вызванные изменением Rs, компенсируются равным и противоположным изменением, связанным с расширением или сужением полосы пропускания (BW) RC-фильтра. В результате Rs исключается из уравнения расчета шума (17) и не оказывает влияния на итоговое значение. Выходной шум, который оказывается функцией только температуры и величины конденсатора Cs, рассчитывается с помощью уравнения:

form_17

где k — постоянная Больцмана, а T — температура в градусах Кельвина.

Для справки можно указать, что при комнатной температуре и емкости конденсатора 1 пФ уровень шума составляет 64,4 мкВRMS. При увеличении емкости в x раз шум снижается в x1/2 раз.

Внешний шум

Мы уже обсудили источники внутреннего шума, но имеется и много источников внешнего шума. Внешний шум может поступать из множества мест вне самой сигнальной цепи: источники питания, цифровые переключатели, высокочастотные и электромагнитные помехи. Следует помнить о внешних источниках шума и всегда разводить печатные платы должным образом, соблюдая правила соединения различных цепей и полигонов, находящихся под потенциалом «земли» в единой точке. Для успешного использования развязывающих конденсаторов в цепях питания, низкочастотных фильтров, экранов высокочастотных и электромагнитных помех требуются глубокие знания как на уровне компонентов, так и на системном уровне. Конденсаторы и их резонансные частоты, последовательно включаемые компоненты, такие как дроссели, ферритовые бусины и резисторы, — все это играет важную роль при минимизации уровня шумов.

Описание шумовых характеристик в технической документации на преобразователи данных

Приведенные ниже данные были взяты из документации на АЦП MAX1062. Таблица 1 — пример того, в каком виде приводятся в типичном техническом описании такие параметры как разрешение, дифференциальная нелинейность (DNL), дрожание апертуры, полный коэффициент гармоник (THD) и аналоговый шум.

Таблица 1. Относящаяся к шумовым параметрам часть таблицы «Электрические характеристики» из технического описания АЦП MAX1062

Параметр Обозначение Условия Мин. Тип. Макс. Единицы
измерения
Точность по постоянному току
Разрешение 14 Бит
Относительная точность INL MAX1062A ±1 LSB
MAX1062B ±2
MAX1062C ±3
Дифференциальная нелинейность DNL Нет зависимости пропусков
в кодировании от температуры
±0,5 ±1 LSB
Шум переключения между смежными кодами RMS-шум ±0,32 LSBRMS
Динамические параметры (синусоида 1 кГц, 4,096 Вp-p)
Суммарные гармонические искажения TDH 99 -86 дБ
Скорость преобразования
Дрожание апертуры <50 пс
Частота дискретизации fS fSCLK/24 200 выборок/секунду

Примечание. AVDD = DVDD = +4,75…+5,25 В (50% нагрузки); тактовый сигнал/преобразование (200 ksps); Ta = от Tmin до Tmax, если не указано иное; типовые значения указаны для Ta = 25°C

Таблица 2 взята из технического описания ЦАП MAX5170. Это еще один пример того, в каком виде могут быть представлены данные по шумам в технической документации.

Таблица 2. Из технического описания ЦАП MAX5170

Параметр Обозначение Условия Мин. Тип. Макс. Единицы
измерения
Статическое исполнение
Разрешение 14 Бит
Напряжение выходного шума f = 100 кГц 1 LSBPP
Плотность теплового шума на выходе 80 нВ/√Гц
Примечание. VDD = +5 В ±10%, VREF = 2,5 В; OS = AGND = DGND; RL = 5 кОм; CL = 100 пФ (относительно земли); Ta = от Tmin до Tmax, если не указано иное; типовые значения указаны для Ta = 25°C.

Заключение

Из настоящей статьи мы узнали, как различные параметры преобразователей данных влияют на шумы в сигнальных цепях. Среди таких параметров — разрешение, дифференциальная нелинейность, ширина полосы рабочих частот, дрожание тактового сигнала, нелинейные искажения и шум, приведенный ко входу или выходу.

Литература

  1. Razavi, Behzad, Principles of Data Con version System Design. IEEE Press, New York, 1995;
  2. Maloberti, Franco, Data Converters. Springer, Netherlands, 2008;
  3. Maxim Integrated tutorial 3631. Random Noise Contribution to Timing Jitter — Theory and Practice//(www.maximintegrated.com/AN3631);
  4. Maxim Integrated tutorial 1197. How Quantization and Thermal Noise Determine an ADC’s Effective Noise Figure//(www.maximin-tegrated.com/AN1197);
  5. Maxim Integrated tutorial 4992. Reduce the Chances of Human Error: Part 1, Power and Ground//(www.maximintegrated.com/AN4992);
  6. Maxim Integrated tutorial 4993. Reduce the Chances of Human Error: Part 2, Super Amps and Filters for Analog Interface//(www.maximintegrated.com/AN4993);
  7. Maxim Integrated tutorial 5065. Radio Susceptibility — Cure with Antibiotic, Vaccine, or the Laws of Physics?//(www.maximintegrated.com/AN5065);
  8. Maxim Integrated application note 4644. Use a Twist and Other Popular Wires to Reduce EMI/RFI//(www.maximintegrated.com/AN4644);
  9. Maxim Integrated application note 4345. Well Grounded, Digital Is Analog//(www.maximintegrated.com/AN4345);
  10. Maxim Integrated application note 4295. Small-Signal Bandwidth in a Big-Band Era//(www.maximintegrated.com/AN4295);
  11. Maxim Integrated application note 4605. Avoid Design Misinterpretations that Put System Operation in Jeopardy//(www.maximintegrated.com/AN4605).

Получение технической информации, заказ образцов, заказ и доставка.

MAX44259_NE_09_15_opt

•••

Ошибка квантования

Ошибка квантования

Шум квантования — ошибки, возникающие при оцифровке аналогового сигнала. В зависимости от типа аналого-цифрового преобразования могут возникать из-за округления (до определённого разряда) сигнала или усечения (отбрасывания младших разрядов) сигнала.

Содержание

  • 1 Математическое описание
    • 1.1 Модель
    • 1.2 Детерминированные оценки
    • 1.3 Вероятностные оценки
  • 2 См. также
  • 3 Ссылки

Математическое описание

Модель

Шум квантования можно представить как аддитивный дискретный сигнал e(nT) !, учитывающий ошибки квантования. Если  d(nT) ! — входной сигнал квантователя, а  F[] ! — его передаточная функция, то имеем следующую линейную модель шума квантования:

 e(nT) = F[d(nT)] - d(nT) !

Линейная модель используется для аналитического исследования свойств шума квантования.

Детерминированные оценки

Детерминированные оценки позволяют определить абсолютные границы шума квантования:

|max[e(nT)]| = frac{1}{m} 2^{-b} = frac{1}{m} Q,

где b ! — число разрядов квантования (сигнала e(nT) !),  Q ! — шаг квантования  m = 2 ! — при округлении  m = 1 ! — при усечении.

Вероятностные оценки

Вероятностные оценки основаны на представлении ошибок квантования (сигнала e(nT)) как случайного шумоподобного процесса. Допущения, вводимые относительно шума квантования:

В таком случае математическое ожидание ! M_e и дисперсия ! D_e шума квантования определяется следующим образом (при квантовании используется дополнительный код):

См. также

  • Отношение сигнал-шум
  • Дизеринг

Ссылки

  • Round-Off Error Variance(англ.)
  • «Цифровая обработка сигналов». Л. М. Гольденберг, Б. Д. Матюшкин — М.: Радио и связь, 1985

Wikimedia Foundation.
2010.

Полезное

Смотреть что такое «Ошибка квантования» в других словарях:

  • ошибка квантования — Ошибка, вызванная несоответствием формы выходного (квантованного) и входного (аналогового) сигналов. Зависит от величины шага квантования и частоты дискретизации. [Л.М. Невдяев. Телекоммуникационные технологии. Англо русский толковый словарь… …   Справочник технического переводчика

  • ошибка квантования — kvantavimo paklaida statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. quantization error vok. Quantisierungsfehler, m rus. ошибка квантования, f pranc. erreur de quantification, f …   Automatikos terminų žodynas

  • ошибка округления — погрешность, возникающая при квантовании в результате округления амплитуды сигнала до ближайшего уровня квантования. Причина возникновения шума квантования …   Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

  • Аналого-цифровой преобразователь — Четырёхканальный аналого цифровой преобразователь Аналого цифровой преобразователь[1][2] …   Википедия

  • АЦП — Четырёхканальный аналого цифровой преобразователь Аналого цифровой преобразователь (АЦП, ADC)  устройство, преобразующее входной аналоговый сигнал в дискретный код (цифровой сигнал). Обратное преобразование осуществляется при помощи ЦАП (DAC)… …   Википедия

  • Цифро-аналоговое преобразование — Четырёхканальный аналого цифровой преобразователь Аналого цифровой преобразователь (АЦП, ADC)  устройство, преобразующее входной аналоговый сигнал в дискретный код (цифровой сигнал). Обратное преобразование осуществляется при помощи ЦАП (DAC)… …   Википедия

  • шум дробления — Разновидность шума квантования, возникающего при аналого цифровом преобразовании сигнала малого уровня, когда ошибка квантования для разных отсчетов становится не равновероятной. Эффективной мерой снижения шума дробления является использование… …   Справочник технического переводчика

  • Quantisierungsfehler — kvantavimo paklaida statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. quantization error vok. Quantisierungsfehler, m rus. ошибка квантования, f pranc. erreur de quantification, f …   Automatikos terminų žodynas

  • erreur de quantification — kvantavimo paklaida statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. quantization error vok. Quantisierungsfehler, m rus. ошибка квантования, f pranc. erreur de quantification, f …   Automatikos terminų žodynas

  • kvantavimo paklaida — statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. quantization error vok. Quantisierungsfehler, m rus. ошибка квантования, f pranc. erreur de quantification, f …   Automatikos terminų žodynas

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка квантования теорема котельникова
  • Ошибка квантования определяется выражением
  • Ошибка кбк при оплате налога
  • Ошибка кариер максима 1300 eng hot
  • Ошибка кариер вектор 1800 а73