КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №13 «Золотая рыбка»
Доклад на педагогическом совете
Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.
Подготовила:
Воспитатель Коньшина М.С.
Подольск, 2019
«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим»
В.А. Сухомлинский
Не нужно, наверное, никому доказывать важность вопроса трудового воспитания детей. Все мы знаем, что трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно-полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей, формирование активной целеустремленной личности.
Дошкольный возраст является фундаментом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде малыш впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
Вопрос о качестве трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе встает с особой остротой, т.к. трудовому воспитанию в дошкольных учреждениях уделяется слишком мало внимания, трудовая деятельность детей становится все более эпизодичной, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения.
Ещё одним немаловажным аспектом в данном направлении является заказ родителей на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее значимых для адаптации ребенка в социуме в будущей жизни, для воспитания стремления самосовершенствоваться.
Значительным фактором не эффективной работы воспитателей по данному вопросу является мизерное число пособий, выпускаемое в настоящее время по данному вопросу, а, следовательно, педагоги не имеют возможности познакомиться с рекомендациями по организации трудового воспитания.
Я хочу сегодня познакомить Вас с теми материалами по трудовому воспитанию, которые я подобрала и структурировала для удобства в табличный вариант. Итак, рассмотрим модель трудового воспитания.
Модель развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста:
Трудовая деятельность |
Расширение и уточнение знаний о трудовых процессах, усовершенствование трудовых умений (от постановки цели до получения результатов) |
Игра |
Накопление и реализация имеющихся знаний, умений и усовершенствование приобретенных навыков трудовых действий. |
Простейшие трудовые действия |
Расширение и применение полученных знаний, приобретение первичных навыков трудовых действий |
Наблюдение, игра, художественная литература, беседы |
Получение простейших представлений, знаний о труде, трудовых процессах, необходимых инструментах в игровой деятельности |
Чтобы осуществить конкретный объем воспитательных задач (согласно представленной модели), развить у детей интерес к труду, сформировать трудовые умения и навыки, мотивы трудовой деятельности, педагог должен сам владеть мастерством и культурой труда. В понятие культуры педагогического труда входит умение планировать свою работу. При планировании работы по организации трудовой деятельности детей необходимо:
- Предусмотреть, как будет организован труд детей.
- Определить эффективные формы трудовой деятельности.
- По необходимости приготовить модели, отражающие последовательность трудовых действий.
- Подготовить необходимое оборудование.
- Продумать вопрос о соблюдении правил техники безопасности.
- Определить наиболее эффективные приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности. У детей в процессе труда должны развиваться исключительно положительные эмоции, а полученные результаты труда вызывать чувство удовлетворения, гордости за себя и своих сверстников.
Низкий уровень самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности обусловлен трудностями, которые встречают воспитатели при организации трудового процесса:
— учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога и ребенка во время трудовой деятельности;
— воспитатели не в полной мере владеют умением строить трудовую деятельность, развивающую самостоятельность ребенка, творчество и проявление его индивидуальности;
— трудовая деятельность детей носит искусственный характер, т.к. содержание труда не всегда интересно для детей, ребенок не видит его значимости.
— дети не испытывают положительных эмоций от труда.
А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными, организованными.
Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, позволяет им осознать свои возможности, испытывать радость от достигнутых результатов.
Для повышения уровня самостоятельности детей и повышения эффективности организации трудового воспитания хочу предоставить в помощь таблицу, которая даст возможность предвидеть некоторые трудности в стадии планирования трудового процесса.
Трудности в организации трудовой деятельности детей дошкольников.
Затруднения |
Пути решения затруднений |
Приемы решений затруднений |
Мотивация трудовой деятельности |
1. Интерес к процессу действий |
— вызвать:
|
2. Осознание смысла, общественной важности труда |
— показ важности и необходимости результата труда. |
|
3. Интерес к будущему результату |
— значимый для ребенка результат. |
|
4. Интерес к овладению новыми навыками |
— интересно организованный процесс, с помощью привлекательного оборудования или осознания значимости для ребенка данных навыков |
|
5. Соучастие в труде совместно со взрослыми |
— субъект субъектные отношения (положительные эмоции во время трудовых действий, от делового общения во время труда; |
|
6. Осознание своих обязанностей |
— совместный труд последовательно распределенный, ведущий к общему результату, а качество результата зависит от каждого этапа (участника). |
|
Соблюдение правил техники безопасности |
|
— объяснение необходимости выполнения данных правил техники безопасности, возможные неприятные результаты при их невыполнении. |
|
— совместная деятельность с детьми, их творчество в данных вопросах. |
|
Подготовка оборудования |
|
— достаточное количество подготовленного оборудования позволяет избежать конфликтных ситуаций во время трудовой деятельности. |
|
— адаптированное к детской руке, травмобезопасное. |
|
|
— яркое, интересное, вызывающее желание «поиграть» и потрудиться. |
|
|
— планирование удобного расположения оборудования, свободный доступ к нему. |
|
|
— обсуждение необходимого оборудования для самостоятельной деятельности ребенка. — использование схем – моделей, которые помогут подготовить рабочее место. — возможные ошибки и их последствия. |
|
Продумывание верной последовательности трудовых действий |
Разработка и изготовление моделей последовательности трудовых действий |
— четкое представление порядка трудовой деятельности, необходимого материала и оборудования для эффективно организованного трудового процесса. — изготовление моделей понятных для детей, которые будут опорой для ребенка в ходе трудовых процессов. |
Организация труда детей |
Определение количества детей объединенных одним трудовым процессом. Распределение обязанностей между детьми |
— заранее планирование необходимого количества человек на определенный трудовой процесс. — индивидуальная форма (ребенок, действует, самостоятельно получая результат); — общий труд (дети трудятся совместно, согласовывая распределение задания и обобщая результат). — последовательно распределенный труд (тесное сотрудничество при прямой зависимости от партнеров темпа и качества их деятельности). |
Формы трудовой деятельности |
|
— Индивидуальные, подгрупповые, коллективные, общие, кратковременные, долгосрочные, эпизодические, регулярные, простые, сложные. |
|
— Индивидуальные, подгрупповые (по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям), обязательные, систематичные. |
|
|
— Общий труд, совместный труд. |
|
Развитие положительных эмоций у детей в процессе труда и от полученных результатов |
|
— планирование трудовой деятельности и постоянное наблюдение за участниками труда, для того чтобы ребенок смог приложить усилие во время трудовой деятельности для получения результата и в то же время не переутомился, а, следовательно, не получил отрицательные эмоции. |
|
— трудовая деятельность должна быть:
— обеспечивать успешность ребенка в труде (ребенок должен испытывать радость собственных достижений). — положительная оценка взрослых, своевременная помощь (подсказка). |
Если педагог постоянно поддерживает трудовую активность воспитанников, их уверенность в собственных силах — трудолюбие станет чертой их личности.
Для поддержания интереса к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности.
Эффективными формами в данной ситуации являются:
— проблемное обучение;
— игровые и образовательные ситуации;
— использование моделей и схем в ходе трудового процесса.
Это положительно сказывается на активизации дошкольников, т.к. в таких ситуациях не может быть единого верного ответа, следовательно, каждый ребенок может высказать свое предложение по решению проблемы или игровой ситуации, и каждый из них будет по-своему прав. Воспитатель же обязан подвести дошкольников к выбору наиболее оптимального варианта решения данной проблемы в данных условиях.
Давайте и мы с Вами в нашем детском саду будем работать над отработкой системы трудового воспитания детей дошкольного возраста, постараемся организовывать трудовую деятельность детей, учитывая те трудности и необходимые условия эффективной организации трудовой деятельности, которые мы уже обговорили ранее.
Литература
- Приобщаем дошкольников к труду: учебно-методическое пособие//Л.И. Сайгушева, Ю.А. Мичурина. — Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 62 с. 4.
- Совместная трудовая деятельность в детском саду //О.В. Литвинович – 2010. — №4. – с. 28-31
- Дошкольник и рукотворный мир//М.В. Крулехт. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – с.160
- Трудовое воспитание в детском саду//Т. Комарова – М.: Мозаика-Синтез, 2005. –с.48
Организация и руководство трудовой деятельностью детей
дошкольного возраста
В учебной программе дошкольного образования в образовательной области «Ребенок и общество» определены задачи трудовой деятельности детей дошкольного возраста. В процессе организации трудовой деятельности необходимо формировать у детей умение ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующий цели. Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. Дети среднего и старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях, в повседневных делах приучаются сами ставить цель: привести в порядок книги на книжной полке, убрать строительный материал, расчистить дорожку от снега и т. д. Воспитатель только направляет внимание детей на непорядок, предоставляет детям самим сделать вывод о том, как его устранить. В трудовой деятельности детей большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата. Перед воспитателем стоит задача – в процессе работы направить внимание детей на логическую последовательность действий, которая может привести к лучшему результату, особенно в средней и старших группах. Совершенствование навыка планирования деятельности происходит в ежедневной работе (дежурства, уход за обитателями уголка природы).
Обязательный компонент трудовой деятельности – результат. Достижение результата имеет значение прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду. Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. Определенное воздействие оказывает на детей подведение результатов по окончании работы. В развитии у детей стремления достичь результата труда особое значение приобретает мотив деятельности.
Виды труда дошкольника:
Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого всё необходимое и сделать из требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него.
Методические приёмы формирования умений самообслуживания:
— показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности; сохранение неизменным одного и того же способа и последовательности действий; подробное словесное объяснение; общее напоминание; проверка выполнения работы.
Хозяйственно – бытовой труд. Участие детей в хозяйственно – бытовом труде начинается со второго года жизни. Имеет большое значение для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного его планирования, умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания, стремление сделать работу хорошо и своевременно, нравственные качества: трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, коллективизм.
Труд детей в природе. Труд детей в природе имеет большое значение для физического, умственного и сенсорного развития детей. Работая на участке (в огороде, цветнике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарём, усваивают приёмы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к труду и уважение к людям, которые им занимаются.
Ручной труд.
Формы организации труда.
Поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем – либо из своих сверстников. Поручить – значит обязать ребенка выполнить какую – то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. Поручения особенно важны в период от 2 до 5 лет. В 6 лет дети уже могут участвовать в трёх видах дежурств.
Дежурства – более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей.
Коллективный труд.
Способы объединения детей в труде.
Труд рядом. Во второй младшей группе воспитатель часто даёт индивидуальные поручения одновременно нескольким детям. Выполняя задание, дети трудятся рядом, в работе каждый независим. Это даёт ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком. В процессе работы ребенок получает представление о последовательности её выполнения, о требованиях, предъявляемых к результату. Утром во время сбор детей на прогулку или в ходе её, а также после дневного сна во время игр воспитатель предлагает 2 — 4 детям протереть игрушки влажной тряпкой или вымыть их, полить клумбы. Воспитатель руководит работой каждого ребенка, показывает приёмы выполнения работы, стремясь к тому, чтобы дети запомнили её последовательность, оценивает старание детей, их стремление довести дело до конца.
Общий труд. В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела даёт возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда. Значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. И особенно важным становится объединение воспитателем всей произведённой работы в общий итог, где самым главным будет выделение коллективности в выполнении предложенного дела.
Совместный труд. Используется с 6 лет. Особенность такого объединения – наличие ряда последовательных этапов. Возникает необходимость учёта трудоёмкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Дети неодновременно включаются в процесс деятельности. Совместный труд представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.
Организация и руководство коллективным трудом воспитанников старшей группы
В старшей группе систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы: уборка групповой комнаты, участка, оформление групповой комнаты к празднику и т. д.
Условия организации коллективного труда:
— объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе (в средней группе по 5 – 7 человек);
— определяя содержание общей работы, воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо и стремится к тому, чтобы занять всех детей.
1 этап – распределение предстоящей работы между участниками (на 3-4 звена, каждое из которых выполняет относительно самостоятельное задание)
Последовательность работы воспитателя при распределении между детьми заданий:
-
разъясняет детям пользу труда;
-
перечисляет весь объём предстоящего труда и представляет его как одно общее задание для всех детей;
-
выделяет задания, которые станут содержанием труда отдельных звеньев.
В старшей группе дети могут научиться самостоятельно распределять работу между собой внутри своего звена (договориться перед началом работы)
В процессе распределения общей работы воспитатель преследует определённые цели:
учитывает трудоёмкость разных работ, с ем, чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковым объём, чтобы все дети в одно время закончили свои задания;
организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;
продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверенный, рядом с неумелым – умелый и т. д.
учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям, если ребенок недостаточно доброжелателен. Объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.
2 этап – выполнение детьми разных заданий
При выполнении детьми заданий воспитатель пользуется приёмами для регулирования детского труда и налаживания взаимоотношений между участниками:
-
обращает внимание насколько удобно и рационально дети организовали свою деятельность, как расположили оборудование, предусмотрели ли последовательность работы;
-
формирует у детей умение помогать друг другу советом, показом, совместным выполнением работы;
-
представляет работу каждого ребенка как часть общего задания;
-
даёт совет, как наладить работу так, чтобы никто не простаивал, чтобы задание у каждого участника было примерно одинаковым;
-
помогает ребенку найти дополнительное дело, у которого задание оказалось менее трудоёмким;
-
использует соревнование на скорость выполнения работы как приём воздействия на детей;
-
оценивает поведение ребят, отношение к другим детям, к порученному делу:
— объясняет необходимость работать качественно по отношению к результату и товарищам;
— сообщает детям о поведении ребенка в случае плохого качества выполнения работы и способа воздействия на него;
— разъясняет детям моральные правила, обосновывающие образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений ме5жду детьми.
-
координирует работу между звеньями, чтобы все примерно в одно время заканчивали.
3 этап – обсуждение результатов трудовой деятельности
Воспитатель при обсуждении:
-
на конкретных примерах показывает преимущества коллективного труда;
-
особенно отмечает поступки, в которых выражено стремление помочь другим детям;
-
привлекает внимание детей к отдельным недостаткам, замечания делает мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети постараются теперь работать лучше.
Литература:
-
Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО,2012 г.
-
Нечаева В.Г., Буре Р.С., Загик Л.В. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980. – 208 с.
Конспект предназначен для студентов 2 курсов СПО ЗФО. В ходе урока с использованием интерактивных методов обучения и мультимедиа технологии у студентов формируются профессиональные и общие компетенции, необходимые в работе с дошкольниками. На уроке эффективно применяются активные методы и формы обучения: индивидуальная и групповая творческая деятельность, рефлексия обучающимися своей деятельности, задания, направленные на развитие мышления, речи. Студенты более глубоко понимают социальную значимость своей будущей профессии, проявляют к ней устойчивый интерес. Закрепляется умение определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, а также определять условия и средства воспитания дошкольников в труде.
Тема: «Условия и средства воспитания дошкольников в труде»
Количество часов: 1 ч.
Вид занятия: комбинированный
Цель: Учить отбирать необходимые и наиболее эффективные условия и средства трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи: формировать умение организовывать посильный труд и самообслуживание, отбирать различные условия и средства организации трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста. Определять цели, содержание, методы и средства руководства трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Закрепить умение работать с нормативными документами (программой). Формировать чувство коллективизма, умение работать в малых группах; умение слушать товарищей, при необходимости дополнять ответ.
Формирование:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ПК 2.3. организовывать посильный труд и самообслуживание.
Оборудование: программа «От рождения до школы»» под ред. Веракса, тетрадь для практических работ, карты для оценивания работы на каждого студента, карточки с заданием (виды труда), тесты на каждого.
Выставка литературы по трудовой деятельности.
Выставка оборудования для трудовой деятельности детей.
Используемые технологии: информационно-развивающая, личностно-ориентированная, деятельностная, игровая, игры: «Ручеек», «Цепочка», а так же технология сотрудничества. В занятии используются активные методы обучения: «Карта группового сознания», рефлексия урока.
План – конспект урока:
1. Организационный момент: приветствие, выяснение причин отсутствия. Объяснение правил работы в 4 группах: в каждой группе выбрать руководителя, он при необходимости назначает отвечающих, все члены группы имеют свои бланки для фиксации ответов.
(2. Проверка домашнего задания. Визуальная проверка выполнения задания.)
2. Целеполагание урока. Вы уже достаточно знаете о трудовой деятельности дошкольников. Это: (перечисляют студенты из каждой группы)
сущность и своеобразие трудовой деятельности,
содержание и способы организации трудовой деятельности,
методику руководства трудовой деятельностью дошкольников.
Сегодня я предлагаю закрепить ваши знания и исследовать вопросы условий и средств воспитания дошкольников в труде.
Давайте сформулируем цель и задачи нашего урока. Продолжите фразы.
Мы хотим знать ……….(Какие условия и средства должен
использовать воспитатель в своей работе по трудовому воспитанию дошкольников).
Мы хотим уметь ……..(Определять условия и средства воспитания в трудовой деятельностью детей дошкольного возраста. Закрепить умение работать с нормативными документами (программой).
Мы хотим формировать……..(Формировать чувство коллективизма, умение работать в малых группах; умение слушать товарищей, при необходимости дополнять ответ).
Итак, цель нашего занятия: Познакомиться с условиями и средствами воспитания дошкольников в труде.
Задачи: формировать умение организовывать посильный труд и самообслуживание, отбирать различные условия и средства организации трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста. Определять необходимые условия и средства воспитания в трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Закрепить умение работать с нормативными документами (программой). Формировать чувство коллективизма, умение работать в малых группах; умение слушать товарищей, при необходимости дополнять ответ.
Обратите внимание, что в процессе урока будет проходить формирование:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ПК 2.3. организовывать посильный труд и самообслуживание.
Уточним тему: «Условия и средства воспитания дошкольника в труде» (запись темы)
Проверим ваши знания:
3. Актуализация знаний. Игра: «Ручеек» интеллектуальная разминка (вхождение или погружение в тему). Устный опрос по предыдущим темам — тестирование.
Цель: закрепить знание студентов о теоретических и методических основах трудовой деятельности дошкольников; формировать умение точно и правильно давать ответы на поставленные вопросы, пользоваться научной терминологией. Всем предлагаются тестовые задания разного уровня. В своих бланках тестов отмечаем любым знаком ответ. Проверим позже.
Тестовые задания (задания на опознания и различение)
Инструкция: выберите правильный ответ.
1. Исследователи проблемы трудового воспитания:
а) А.П. Усова
б) В.Г. Нечаева
в) Т.Г.Казакова
г) Т.И. Осокина
2. Своеобразие труда детей дошкольного возраста заключается в том, что он:
а) предусматривает создание материальных ценностей;
б) имеет тесную связь с игрой;
в) имеет компоненты трудовой деятельности;
г) ребенок способен прогнозировать результат труда
3. Содержание хозяйственно-бытового труда включает:
а) сбор природного материала;
б) ремонт книг, коробок;
в) мытье пособий к занятиям;
г) мытье рук
4. В ДОУ организуются дежурства по:
а) умывальной;
б) столовой;
в) спальне;
г) раздевальной.
5. К формам организации труда относится:
а) самообслуживание;
б) хозяйственно-бытовой труд;
в) труд в природе;
г) коллективный труд.
6. Компонентом труда не является:
а) постановка цели;
б) трудовые действия;
в) наличие мотивов;
г) связь с игрой.
7. Не является методическим приемом руководства трудом детей:
а) дозировка нагрузки;
б) оценивание труда дошкольника;
в) распределение поручений;
г) получение результата.
8. Содержание работы дежурных по занятиям:
а) протирает листья растений;
б) раскладывает бумагу;
в) расставляет хлебницы;
г) ремонтирует книги.
Тестовые задания (тесты-подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза или какой- либо существенный элемент текста, тесты на классификацию, сопоставление и ранжирование).
Инструкция: дополните
9. Поочередное систематическое выполнение трудовых обязанностей детьми в дошкольных учреждениях называется …………… .
10. Отличительной особенностью труда детей является его тесная связь …………..
11. Основной ошибкой организации труда детей является выполнение большой части работы …………… .
12. Успешному выполнению деятельности способствует наличие у детей ………….. к деятельности.
Проверим работу. За правильный ответ студентка ставит в бланке знак «+», если ответ не верный «—».
1. Исследователи проблемы трудового воспитания:
а) А.П. Усова
б) В.Г. Нечаева
в) Т.Г.Казакова
г) Т.И. Осокина
2. Своеобразие труда детей дошкольного возраста заключается в том, что он:
а) предусматривает создание материальных ценностей;
б) имеет тесную связь с игрой;
в) имеет компоненты трудовой деятельности;
г) ребенок способен прогнозировать результат труда
3. Содержание хозяйственно-бытового труда включает:
а) сбор природного материала;
б) ремонт книг, коробок;
в) мытье пособий к занятиям;
г) мытье рук
4. В ДОУ организуются дежурства по:
а) умывальной;
б) столовой;
в) спальне;
г) раздевальной.
5. К формам организации труда относится:
а) самообслуживание;
б) хозяйственно-бытовой труд;
в) труд в природе;
г) коллективный труд.
6. Компонентом труда не является:
а) постановка цели;
б) трудовые действия;
в) наличие мотивов;
г) связь с игрой.
7. Не является методическим приемом руководства трудом детей:
а) дозировка нагрузки;
б) оценивание труда дошкольника;
в) распределение поручений;
г) получение результата.
8. Содержание работы дежурных по занятиям:
а) протирает листья растений;
б) раскладывает бумагу;
в) расставляет хлебницы;
г) ремонтирует книги.
Тестовые задания (тесты-подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза или какой- либо существенный элемент текста, тесты на классификацию, сопоставление и ранжирование).
Инструкция: дополните
9. Поочередное систематическое выполнение трудовых обязанностей детьми в дошкольных учреждениях называется дежурство.
10. Отличительной особенностью труда детей является его тесная связь с игрой.
11. Основной ошибкой организации труда детей является выполнение большой части работы воспитателем.
12. Успешному выполнению деятельности способствует наличие у детей мотивов к деятельности.
Если у вас 12+ — это «5», 10-«4»,6- «3», меньше 6-«2».
4. АМО: «Карта группового сознания» (работа в подгруппах)
Каждой подгруппе определен свой вид труда.
Цель: формировать умение работать в команде, коллективе, закрепить знание о видах труда дошкольников.
Студентам каждой группы предлагается подготовить краткое выступление (2 минуты), в котором нужно охарактеризовать и определить воспитательное значение определенного вида труда, используя программу и записи в тетрадях. Выступают желающие студенты из группы. Возможно добавление, но не повторения.
Здесь можно, чтобы выступающие использовали предложения других, записанные на отдельных листах бумаги, можно их вывешивать при выступлении на ватмане.
Каждой подгруппе определен свой вид труда.
За каждую правильную характеристику, выдержки времени выступления, все выступающие в подгруппе получают по «+».
Самообслуживание – это труд ребенка, направленный им на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). «Самообслуживание – обслуживание себя собственными силами «(С. И. Ожегов).
В младших группах воспитатель показывает способы выполнения действий (как нужно держать колготки, платье, чтобы их было удобно надевать). Показ должен быть поэтапным с объяснением. Нельзя просто сказать ребенку: «Вот колготки, возьми их вот так и надевай». Для малыша трудно все. На первых порах взрослый помогает на каждом этапе, а со временем постепенно уменьшает долю своей помощи. Ребёнку можно позволить ошибиться, чтобы вместе проанализировать причины ошибки. Взрослому необходимо терпение. Важно хвалить ребёнка за каждую, даже самую маленькую удачу. Труд для ребёнка – радость, а не обязанность. Иначе ребёнок начнет отказываться выполнять те или иные поручения, действия.
При обучении само обслуживающему труду воспитатель использует рассматривание картинок. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий. Используются специальные пособия, помогающие обучать детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию ботинок. Необходимо показать правильные приемы, познакомить с маленькими секретами (застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху. Тогда лучше видна последняя пуговица и петля).
Если ребёнок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро. Следить за своим внешним видом, прической.
В труд по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе. Подготовка рабочего места перед началом рисования. Уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постелей, уборка игрушек, книг. Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого. У него формируется чувство уверенности в себе.
Хозяйственно-бытовой труд. (В программе общественно-полезный труд)
Хозяйственно-бытовой труд. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то х/бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Дети наблюдают за взрослыми и у них появляется желание подражать им (делать все как мама, мыть посуду, подметать, стирать). Никогда не стоит отказывать ребёнку.
Хозяйственно-бытовой труд детей младших групп – это помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка и т.д. Очень важны положительная оценка, похвала.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут заниматься уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель), работать на участке (сгребать снег, листья), принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста), в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.
Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса и результатов труда. Оценивает выполнение трудовых операций (как отжимать тряпку, чтобы вода не лилась за рукава и т.п.).
Важно сформировать у дошкольников понятие о значении этого труда. Показать, что можно сделать красивыми и приятными места, в которых он живет (не рисовать на стенах, в лифтах, не мусорить).
Современный бытовой труд облегчает бытовая техника. У многих дома есть пылесос, стиральная и посудомоечная машины, микроволновая печь и др. Полезно приучать детей пользоваться этими приборами. Нужно знакомить детей с правилами и мерами безопасности.
Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некоторых детей пропадает интерес к этому виду труда. Нужно расширять круг обязанностей (вытирать пыль и на подоконнике, и на мебели в спальне).
Труд в природе.
В особый вид выделяется труд в природе. Это уход за растениями и животными, выращивание овощей, зелени на участке и т.д. Этот труд влияет на развитие нравственных чувств.
В младших группах внимание детей привлекают в основном к растениям и животным. В старших – ребенок уже больше знает, больше умеет. Результатом его труда может быть материальный продукт (выращенные овощи, посаженые деревья и т.д.).
Труд в природе часто имеет отсроченный результат: посеяли семена, затем ждать всходы, плоды. Это помогает воспитывать выдержку, терпение. Нужна особая осторожность, ухаживая за животными и растениями.
Труд в природе развивает познавательные интересы. Этот вид труда дает детям радость (угощение выращенными плодами, дарить цветы…).
Таким образом, труд в природе способствует нравственному, эстетическому, умственному и физическому развитию.
Ручной и художественный труд.
Ручной и художественный труд – это изготовление поделок из дерева, бумаги, картона, ткани и др. Способствует развитию фантазии, творческих способностей. Развивает мелкие мышцы рук, воспитывает выдержку, настойчивость. Дети изготавливают поделки и учатся украшать этими изделиями свои группы к праздникам.
Уже в младших группах дети помогают взрослому в создании поделок. Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка превращается в куклу, а шарик в голову клоуна. Это побуждает детей к деятельности.
Зарождается умственный труд. Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Воспитатель приучает детей думать прежде чем сделать, объяснять ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, и получать удовлетворение от найденного решения. Надо воспитывать у детей интерес и уважение к умственному труду.
Не забудьте оценить свои выступления. ( если вы правильно и полно ответили, привели примеры, добавляли к выступлению своих товарищей – поставьте +, если нет — .
Какие условия необходимо создать воспитателю для обеспечения эффективности трудового воспитания дошкольников, какие средства использовать?
5. Напомним тему нашего урока: «Условия и средства воспитания дошкольника в труде». Тему изучим в следующей логике.
План:
1. Понятия «Условия», «Средства».
2. Характеристика условий воспитания дошкольников в труде.
3.Характеристика средств трудового воспитания.
Вы можете вести запись, используя таблицу
№ п. п. |
Условия трудового воспитания |
Средства трудового воспитания |
Сергей Иванович Ожегов определяет Условия как:
1. Обстоятельства, от которых что-то зависит.
2. Правила, установленные в какой-либо области.
3. Требования, предъявляемые одной из договаривающихся сторон.
4.Устное, письменное соглашение.
1. Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель включает магнитофон, проигрыватель с любимыми песнями детей или со спокойной красивой мелодией (если дети заняты ручным трудом), или с веселой бодрой музыкой (если идет уборка групповой комнаты перед праздником). Музыка не должна звучать громко. Она должна быть фоном для создания хорошего настроения. К сожалению, воспитатели недооценивают этот важный фактор при организации труда детей.
Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Поэтому приглашение родителей для участия в уборке помещения, озеленении участка, изготовлении елочных игрушек и маскарадных костюмов всегда желательно. И совсем необязательно, чтобы всякий раз приходили родители всех детей. Важно, чтобы каждый ребенок знал, что и его мама и папа когда-то будут трудиться вместе с ним.
Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материализованной. Например, все, кто очень хорошо трудился, получают значок «Золотые руки», кто по своей инициативе помогал товарищам — значок «Кому помочь?» и т. п. Воспитатель может вместе с детьми придумать и сделать множество подобных наград. Наградой для всех может быть и общее чаепитие. Красиво расставленные и сервированные столы, цветы и вкусные булочки, которые «специально для нас испекла повар Татьяна Михайловна» создадут атмосферу праздника.
2. Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию — к их размеру, материалу, окраске — и к организации труда дошкольников Организация труда детей требует строгого соблюдения техники безопасности, которая должна учитывать особенности каждого дошкольного учреждения.
Следовать требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и жизни. С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд. Оборудования должно хватать для всех детей. Конечно, можно сказать ребенку: «Подожди, сейчас Сережа покопает, а потом отдаст лопату тебе. И ты будешь копать». Но лучше, чтобы воспитатель заранее отбирал нужное количество оборудования, а если его мало, продумывал, чем будут заниматься остальные дети. Неорганизованность расхолаживает детей и снижает интерес к труду. Надо, если это возможно, использовать бытовую технику. Прежде чем дети начнут применять оборудование, следует обучить их соответствующим способам и приемам: дать возможность подержать в руках, даже обыграть, затем показать способ действия и только после этого объявлять о начале работы.
Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью. Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают «детские» инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких или игрушечные и не подходят для серьезной работы.
Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Этот вопрос всегда был и остается предметом дискуссий для специалистов. Нужно ли принимать во внимание интересы детей, ведь важно научить их любой труд выполнять охотно и с интересом? Ответ на этот вопрос может быть разным в зависимости от исходной методологической позиции. Если мы реализуем личностно-ориентированную модель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно показывать ребенку преимущество, которым обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда. Нельзя насильно заставлять ребенка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в умении педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.
Трудом нельзя наказывать. Это правило ввел еще А.С. Макаренко, но оно не утратило актуальности и сегодня.
Труд для дошкольника – полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.
2. Формирование основ экономического воспитания
Исследования в отечественной науке (А.Д. Шатова) свидетельствуют, что трудовое воспитание служит фундаментом для формирования основ экономического воспитания.
Экономическое воспитание – новая область в воспитании наших детей, особенно дошкольников. В его теории и практике еще много противоречий и нерешенных вопросов. Но актуальность такого воспитания бесспорна. Она вызвана требованиями времени.
Об экономическом воспитании дошкольников в прежние времена речи не было. И лишь в последнее десятилетие встал вопрос о том, что современный человек должен обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже и применительно к дошкольному возрасту. Ребенок с малых лет соприкасается с экономическими категориями, такими, как деньги, вещи, труд, стоимость. В разработанной А.Д. Шатовой программе выделено четыре раздела, вокруг которых автор группирует содержание знаний и методическую работу с детьми: «Труд-продукт», «Реклама», «Деньги», «Полезные навыки и привычки в быту». В процессе работы по формированию у детей экономического образа мышления уточняют представление о том, что в основе благополучия жизни человека лежит труд. Человек своим трудом создает вещи не только для себя, но и для всех. Создавая что-то, люди получают за свою работу деньги, чтобы на эти деньги покупать необходимые вещи, сделанные для них другими людьми.
Указанная выше программа построена на нескольких важных теоретических положениях, связанных с развитием личности ребенка: всякая личность развивается в деятельности; базовой деятельностью человечества является труд; сущность экономического воспитания заключается в формировании разумных потребностей и бережного отношения к окружающей природе и миру вещей.
Программа «Дошкольник и экономика» ориентирована на старший дошкольный возраст, но работу по формированию основ экономического образа мышления можно и нужно начинать значительно раньше. На первом ее этапе социальный опыт ребенка обогащают примерами, характеризующими отношение к миру: взрослый учит не пачкать одежду, не ломать игрушки, не выбрасывать продукты. Обучение осуществляется не посредством этических бесед, а в повседневной жизни, в конкретных ситуациях. Важно, чтобы так же, на конкретных примерах, взрослый учил детей исправлять ситуацию: «Поломалась игрушка? Это плохо, но мы ее можем, с тобой починить, а потом ты больше не будешь дергать, мишку за лапу, правда?»; «Испачкалось платье? Жаль, но мы его постираем. Девочка всегда должна быть чистой и аккуратной» и т. п. Взрослый при этом решает сразу несколько задач: подчеркивает необходимость бережного отношения к вещам и показывает ребенку способ такого отношения; вселяет в него уверенность в своих силах, внушает, что трудом можно исправить случившееся. Уже в младшем возрасте дети могут видеть (если взрослый привлекает к этому их внимание), как родители бережно относятся к воде, электричеству: «Давай выключим в этой комнате свет, там же сейчас никого нет» и т. п. Так, еще до начала систематического, осознанного приобретения знаний об экономической стороне действительности у малыша, складываются представления о нормах и правилах отношения к миру. Чем больше единичных примеров накопится в опыте ребенка, тем больше у него будет материала для обобщения и выводов, когда, он станет постарше.
Серьезная проблема – воспитание разумных потребностей. Она связана с нравственным, волевым, умственным, трудовым и экономическим развитием личности. Чем старше становится ребенок, тем больше он видит предметов, вещей, которые ему нравятся, которые он хотел бы иметь. И перед взрослыми, прежде всего перед родителями, бабушками, дедушками, стоит задача — научить ребенка ограничению своих желаний. Надо, чтобы ограничение было разумным и осознавалось ребенком постепенно. Не стоит категорично заявлять: «Мы сейчас зайдем в магазин, ни о чем меня не проси, у меня нет денег». Результат получается обратный – ведь запретный плод всегда сладок. Лучше приучать малыша к разумному подходу: «Мы купим то, что тебе действительно необходимо, не стоит покупать случайные плохие вещи». Можно иногда устраивать день покупок. Предварительно надо сказать ребенку, сколько денег можно будет потратить и вместе с ним определить, какие покупки будут сделаны.
Связь между трудом, деньгами и возможностью удовлетворять свои потребности дети могут усваивать и через собственные игры. Так, в старших группах можно иногда проводить игру «магазин». В магазине будут «продаваться» сделанные детьми вещи. Платить за вещи можно «детсадовской валютой» — изготовленными детьми деньгами. Можно придумать деньгам название (ведь в каждой стране деньги называются по-разному), например «садики». Дети изготавливают (дома или в детском саду) поделки, игрушки, рисуют картины. Качество товара должно быть высоким. Воспитатель принимает его и выплачивает изготовителям определенную сумму. Потом всё выставляют в витринах магазина, и дети сами определяют и рассчитывают, что они могут купить сейчас или сколько нужно еще заработать. Дети с большим интересом участвуют в этой игре и постепенно начинают осознавать зависимость между качеством и стоимостью, вложенным трудом и возможностью удовлетворять свои потребности.
Условиями воспитания дошкольника в труде являются: создание эмоционально-положительной атмосферы, совместный труд взрослых и детей, обсуждение результатов труда, поощрение, организация материальной среды и оборудования, учет нагрузки и индивидуальных интересов, склонностей ребенка, экономическое воспитание. Не забываем о строгом соблюдении техники безопасности.
Физкультминутку предлагаю провести студентам
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей,
ознакомления с трудом взрослых,
художественных средств.
С. И. Ожегов. Средства:
1.Прием, способ действия для достижения чего либо.
2. Орудие (предмет, совокупность приспособлений для осуществления какой либо деятельности.
Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Как можно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности?
Однако в практике можно встретиться с такими фактами, когда воспитатель решает задачи трудового воспитания не в труде, а в игре. Например, планируя игру в парикмахерскую, воспитатель пишет: «Формировать у детей умение пользоваться расческой, аккуратно причесываться».
Вопрос к студентам: Какие 2 ошибки делает воспитатель в этой записи?
В данной записи сразу две педагогические ошибки. Во-первых, воспитатель не знает природы и особенностей детской игры: в игре ребенок действует «как будто» — он как будто причесывается, как будто делает красивую прическу. Игра исходно появилась из потребности ребенка выполнять трудовые действия взрослых, которые в реальной жизни ему недоступны. Если же он начнет делать все всерьез – игра пропадет. Во-вторых, всякое «формирование умений» всегда требует показа, объяснения, упражнений, повторений. Можно ли это делать в процессе игры? Конечно, нет.
Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.
Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду.
Вопрос к студентам: На решение каких задач направлено данное средство?
Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И. Логинова, М.В. Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней – врач нужен, чтобы лечить людей, учитель – чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.
Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход. В том случае, когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход.
Рассматриваемое средство воспитатель может использовать как пример для подражания, образец, на который ребенок будет ориентироваться. Однако, знакомясь с трудом взрослых, ребенок может столкнуться не только с положительным, но и с негативным отношением к труду, с недобросовестностью и ее последствиями. Подобные случаи педагог может использовать для формирования у детей представления о необходимости ответственного отношения к труду.
Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.
Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна.
Вопрос к студентам: Можно ли научить человека трудиться слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде? Нельзя.
И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.
В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова, Д. Родари «Чем пахнут ремесла»), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества. С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.
Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Правда, это может произойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную литературу как средство решения педагогических задач, сам убежден в важности труда и наличии в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных произведений с организацией собственной трудовой деятельности и деятельности детей.
Моральная ценность труда утверждается и в сказках.
Приведите примеры сказок. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому, и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием.
В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка.
Вспомним некоторые(«Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.
Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров-художников, дети не только видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае – это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т. Яблонской), в другом – тихая, спокойная передышка («Ужин трактористов», «Сенокос» А. Пластова), наслаждение своим трудом («Кружевница» В. Тропинина, «Прачки» Котешкова ). Труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся, с уважением, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные работы на железной дороге» К. Савицкого и др. Воспитатель может порекомендовать родителям сходить с детьми в картинную галерею или посмотреть репродукции дома и побеседовать о содержании картин со своим ребенком.
К группе художественных средств трудового воспитания относятся диа- и видеофильмы, слайды. К сожалению, особенно в последние годы, мало создается таких средств на тему труда людей. Однако в прежние годы их было достаточно, и они не утратили своей актуальности. Так, например, диафильм «Как трудятся колхозники в разное время года» несовременен лишь словом «колхозники», все же остальное – содержание труда, его процесс вполне современны и диафильм можно показывать детям и проводить по нему беседу о труде людей в сельском хозяйстве.
Помогает воспитанию желания трудиться музыка, которую можно использовать и в группе, и на участке. Музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и приятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке. Дети могут тихонько подпевать исполнителю. Хорошо, если и воспитатель вместе с детьми тихонечко поет спокойную песню и работает. Конечно, это возможно в тех случаях, когда не идет прямое обучение трудовым действиям.
Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.
Если вы считаете, что были активны, слушая лекцию, вы достойны +.
6. Рефлексия: АМО: вопрос 2 группам. Давайте вспомним содержание сегодняшного урока, подумаем и продолжим фразу «Оказывается что………» (Условиями эффективного воспитания дошкольников в труде являются…………………
Средствами, с помощью которых осуществляется трудовое воспитание дошкольников являются………………. )
Вопрос следующим 2 группам «Мы думаем что …?» (Труд для дошкольника – полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.
(При организации трудовой деятельности дошкольников следует строго соблюдать технику безопасности).
В процессе труда происходитэто для ответа)
-
Накопление практического опыта,
-
Формирование навыков и умений,
-
Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата),
-
Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий),
-
Расширение кругозора,
-
Расширение словарного запаса,
-
Расширение представлений о сенсорных эталонах,
-
Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения,
-
Позволяет получать оценку,
-
Ощущение радости от результата труда,
-
Проявления внимания к партнерам по труду.
7. Заключительная часть
а) обсуждение и выставление отметок: работа в подгруппах – студенты оценивают свою работу на занятии по следующим критериям: правильность и полнота ответа, наличие примеров, вклад в общее дело, самокритичность;
— за 8 поставленных + студент получает отметку «5», 6 + «4», 2 + «3», нет + «2». (сдать бланки оценки).
б) тестирование оценивается отдельно.
б) домашнее задание:
— составление библиографии «Условия и средства воспитания дошкольников в труде»;
— продолжить заполнение таблицы наиболее интересной информацией;
— разработать правила техники безопасности при организации различных видов труда (оформить в папку).
Спасибо за урок.
Консультация для воспитателей
Тема «Требования к организации детского труда»
Трудовое
воспитание – это
совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на
формирование нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда.
В осуществлении трудового воспитания дошкольников выделяют наиболее
типичные ошибки:
1. Недооценка возможностей дошкольника в выполнении и несении
определенных трудовых поручений и обязанностей, лишение ребят
самостоятельности.
2. Эпизодичность, кратковременный характер труда детей, отсутствие
должной системы в организации детского труда, как в детском саду, так и
дома.
3. Чрезмерное увлечение словесными методами воздействия на личность
ребенка: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение,
назидания.
4. Отсутствие
или недостаток у родителей и воспитателей, соответствующих
психолого-педагогических знаний.
Задачи по формированию
позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного
возраста отражены в « Основной образовательной программе дошкольного
образования» в области «Социально-коммуникативное развитие».
В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования
к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного
образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по
формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным
видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых
условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание —
одно из важных направлений в
работе дошкольных учреждений, главной целью
которого является: формирование положительного отношения к труду через
решение
следующих задач:
· формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
· воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду
других людей
и его результатам;
· воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества развитие
творческой
инициативы, способности самостоятельно себя
реализовать в различных видах
труда и творчества;
Трудовая
деятельность ребенка тесно связана с игрой, постоянно развивается и имеет свою специфику,
поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога
Воспитывая
у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей
результата высокого качества следует постепенно.
Какие
же виды труда предлагаются детям дошкольного возраста.
Виды труда.
Различают четыре основных вида
детского труда: самообслуживание,
хозяйственно — бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание,
раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.).
Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего
в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий
навыки самообслуживание прочно усваиваются
детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в
помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. В
младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные
хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок
игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со
скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия
детей. В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно
расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для
занятий, подметают дорожки на участке и т. д.
Используя их возросшие возможности и
учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде
необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей
инициативу в выполнении порученных дел.
В старших группах детского сада
хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится
систематическим. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников
состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый
инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными,
выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение
этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного
отношения ко всему живому, любви к родной природе.
В младших группах дети с помощью взрослых
поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают
участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя
трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде
действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.
Для старшей группы в уголке природы
помещаются растения, требующие более сложных приемов ухода, в огороде
высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет
сделать труд более систематическим.
В подготовительной группе в процессе труда
в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать
закономерности.
Ручной труд — это изготовление предметов из разнообразных материалов:
картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры,
кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок)
с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п. и планируется он в
старших группах детского сада. Дети изготавливают разнообразные поделки,
атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие
поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное
значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание
окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.
Ручной труд развивает
конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. В процессе
работы дошкольники знакомятся со свойствами различных материалов, способами их
обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Ребенку
необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился
прочным, имел опрятный, нарядный вид.
Все это оказывает большое воспитательное
влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые
качества.
Труд становится средством
воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все
дети. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно
усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту,
учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию
дошкольников.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду
организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств,
коллективной (общей, совместной) трудовой деятельности.
1.Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или
нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие
опыта, а также воспитательные задачи.
Поручения могут
быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми
(содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными,
включающими в себя целую цепь последовательных действий.
Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у
детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок
должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до
конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.
В младших группах поручения индивидуальны,
конкретны и просты, содержат в себе одно — два действия (разложить ложки на
столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие
элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу
коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по
собственному побуждению.
В средней группе воспитатель поручает детям
самостоятельно разложить кукольное белье, собрать игрушки, подмести дорожки,
сгрести ᴨпесок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только
несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для
работы, определить последовательность ее и т.п.).
В старшей группе индивидуальные поручения
организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения,
или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются
также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном
контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости
индивидуализировать методы воздействия.
В подготовительной к школе группе при
выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации,
и в связи с этим воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения
к контролю, напоминанию.
2.Дежурства — форма организации труда детей, предполагающая
обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание
коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает
систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходят
ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка
в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это
позволяет воспитывать у детей ответственность ᴨеред коллективом, заботливость,
а также понимание необходимости своей работы для всех.
В младшей группе в процессе выполнения
поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали
более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в
начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает
один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к
занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные
ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах
дежурств.
3.Наиболее сложной формой организации
труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей
и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более
устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.
Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении
разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют ᴨпедагогу решать более
сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о
предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный
срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей,
как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце
работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает
совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе
работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные
формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой,
договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
Для
ознакомления детей с трудом взрослых мы планируем
Наблюдения,
Экскурсии,
Чтение
художественной литературы,
Рассматривание
картин и иллюстраций,
Дидактические
игры,
Организация
посильной помощи взрослым,
Организация совместного труда детей старшего
дошкольного возраста с взрослыми
Требования к
организации детского труда:
1. Систематичность
детского труда. Каждый вид труда способствует
всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои
специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы
обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие
в них каждого ребенка
2. Постепенность
рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на
отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к
нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной
радости», что также затрудняет воспитание положительного отношения к
труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки
утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности
кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в
течение 3 минут. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать
ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо,
чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и
много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п.
Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.
3. Подбор
оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным,
соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий
привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание
аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание
трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять,
использовать, привести в порядок и положить на место. Существуют определенные
требования к трудовому оборудованию – к их размеру, материалу, окраске – и к
организации труда дошкольников. С точки зрения нравственного воспитания
правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует
более четкой организации труда, своевременному включению в труд.
4. Создание в группе
трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена
трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от
воспитателя — постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно
выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к
вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли
руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей
на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости,
постоянного стремления к полезному делу.
Для того, чтобы дети трудились
с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу.
Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче,
результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда
доставлял детям радость.
Трудовое воспитание детей осуществляется
успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. На родительских собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах с
родителями педагоги дают конкретные рекомендации и советы о том, каким должно
быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно
им руководить. Прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения работы,
следует показать и объяснить, что и как он должен сделать; не наказывать трудом
а поощрять за старание, не перегружать, а создавать нормальные условия для
труда.
Воспитатель рекомендует
родителям придерживаться тех же требований при организации труда детей, что и в
дошкольном учреждении. Учитывая возраст и возможности ребенка, приучать его к
самообслуживанию, не делать за него то, что он должен и может сделать сам.
Таким образом, трудовая
деятельность является одним из важных факторов воспитания личности.
Хотелось бы закончить нашу консультацию
изречением В. А. Сухомлинского, что «Труд становится великим воспитателем,
когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и
товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в
окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя
материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».