Ошибка средней арифметической величины показывает тест

Работа по теме: тесты. ВУЗ: ДонНМУ.

1.

«Mednet» — это

1)
автоматизированный мониторинг
здоровья населения

2)
телекоммуникационная медицинская
сеть России

3)
автоматизированная система управления

4)
автоматизированное рабочее место

5)
автоматизированный скрининг

2

2.

Автоматизированный
скрининг — это

1)
телекоммуникационная сеть

2)
автоматизированный предварительный
медицинский осмотр

3)
автоматизированный целевой медицинский
осмотр

4)
автоматизированное рабочее место
участкового педиатра

5)
автоматизированная система управления

3

3.

АСУ состоит из

1)
блоков

2)
схем

3)
мониторов

4)
компьютеров

5)
подсистем

5

4.

В практической
деятельности врача используются
следующие статистические методы:

а)
графический

б)
социологический

в)
расчет интенсивных величин

г)
анализ средних величин

д)
все вышеперечисленное

д

5.

Варианта — это:

а)
числовое выражение признака

б)
средняя величина

в)
относительный показатель

г)
абсолютная величина

д)
качественная характеристика признака

а

6.

Вариационный
ряд — это:

а)
ряд любых измерений

б)
измерения, расположенные в ранговом
порядке

в)
однородные показатели, изменяющиеся
во времени

г)
ряд отвлеченных величин

д)
ряд элементов статистической
совокупности

б

7.

Виды медицинской
информации

а)
общественная

б)
индивидуальная

в)
экономическая

г)
технологическая

д)
статистическая

в,г,д

8.

Виды таблиц:

а)
простые

б)
сложные

в)
типовые

г)
групповые

д)
комбинационные

а,г,д

10.

Все перечисленные
виды связи относятся к корреляционной
связи, кроме

а)
охват прививками и частота заболеваний
детей корью

б)
возраст и частота госпитализации по
поводу сердечно-сосудистых
заболеваний

в)
длина радиуса шара и его объем

г)
температура тела и частота пульса

в

11.

Все перечисленные
ниже виды связи относятся к числу
функциональных связей

а)
длина пройденного пути и время при
равномерной скорости

б)
длина радиуса шара и его объем

в)
все перечисленное выше

г)
ничего из перечисленного

в

12.

Все приведенные
ниже утверждения верны, за исключением

1)
корреляция не может приближаться к
функциональной, к самой тесной линейной
зависимости

2)
величина коэффициента корреляции в
пределах 0,3-0,69 при наличии прямой
связи характеризует умеренную среднюю
корреляцию

3)
величина коэффициента корреляции в
пределах 0-[-0,29] при наличии обратной
связи характеризует слабую корреляцию

4)
для вычисления коэффициента корреляции
метод квадратов [Пирсона] является
более точным, чем метод рангов
[Спирмена]

1

13.

Все приведенные
ниже утверждения верны, за исключением

1)
достоверность коэффициента корреляции
[силы связи] при увеличении числа
наблюдений увеличивается

2)
средняя ошибка коэффициента корреляции
может служить для оценки достоверности
коэффициента корреляции и доказательства
действительной связи между явлениями

3)
коэффициент корреляции является
достоверным, если он не менее чем в 3
раза превышает свою среднюю ошибку

4)
табличная оценка достоверности
коэффициента корреляции является
более сложной и менее пригодной, чем
использование для этой цели специальной
формулы

2

14.

Второй этап
медико-статистического исследования:

а)
составление плана исследования

б)
обработка статистического материала

в)
сбор материала

г)
определение объема наблюдений

д)
формулирование задач исследования

в

15.

Выборочная
совокупность по отношению к генеральной
должна быть

1)
средней

2)
репрезентативной

3)
групповой

4)
типовой

5)
относительной

2

16.

Вывод при расчете
стандартизованных показателей в
зависимости от применяемого стандарта

1)
меняется

2)
меняется при малом числе наблюдений

3)
меняется при большом числе наблюдений

4)
не меняется

4

17.

Выравнивание
уровней динамического ряда проводится
с целью

1)
выявления качественной однородности
явления

2)
выявления общей тенденции изменения
явления

3)
распределение на однородные группы

4)
определение степени разнообразия
признака

2

18.

Граница генеральной
совокупности при заданной степени
вероятности характеризует

а)
среднее квадратическое отклонение

б)
степень вариации

в)
доверительный коэффициент

г)
ошибка

д)
доверительный интервал

д

19.

Группа «прочие»
в таблице охватывает от общего итога
признака не более :

а)
5 %

б)
3 %

в)
20 %

г)
10 %

д)
15 %

г

20.

Данные о
заболеваемости, рассчитанные на 1 000
мужчин и женщин могут быть представлены
в виде диаграммы:

а)
секторной

б)
столбиковой

в)
внутристолбиковой

г)
линейной

д)
радиальной

б

21.

Динамический
ряд может быть составлен из величин:

а)
абсолютных

б)
относительных

в)
средних

г)
все перечисленное верно

г

22.

Динамический
ряд состоит из

1)
однородных, не сопоставимых величин,
характеризующих изменение явления

2)
однородных, сопоставимых величин,
характеризующих изменение явления

3)
групп величин, характеризующих признак

4)
чисел, расположенных в ранговом
порядке

5)
однородных элементов в определенных
границах времени и пространства

2

23.

Динамический
ряд, состоящий из абсолютных величин,
зарегистрированных за определенный
промежуток времени является:

а)
простым, моментным

б)
сложным, моментным

в)
простым, интервальным

г)
сложным, интервальным

в

24.

Динамический
ряд, состоящий из относительных
величин называется

1)
простым

2)
сложным, моментным

3)
сложным, интервальным

4)
сложным

4

26.

Для изучения
изменения показателя во времени
используется:

а)
внутристолбиковая диаграмма

б)
динамический ряд

в)
показатели наглядности

г)
вариационный ряд

д)
типологическая группировка

б,в

27.

Для медицинских
исследований достаточной степенью
вероятности является [%]

а)
75

б)
99,9

в)
95,0

г)
68

в

28.

Для наглядного
изображения сезонных колебаний
используют диаграмму:

а)
секторную

б)
внутристолбиковую

в)
радиальную

в

29.

Для наглядной
характеристики сезонности инфекционной
заболеваемости используется диаграмма:

а)
линейная

б)
секторная

в)
круговая

г)
столбиковая

д)
радиальная

д

30.

Для наглядности
изображения структуры заболеваемости
может быть использована диаграмма:

а)
столбиковая

б)
секторная

в)
линейная

г)
радиальная

д)
картодиаграмма

б

31.

Для определения
структуры заболеваемости [смертности,
летальности и др.] применяется:

а)
экстенсивный показатель

б)
интенсивный показатель

в)
показатель соотношения

г)
показатель наглядности

а

32.

Для определения
структуры заболеваемости применяется
показатель:

а)
интенсивный

б)
экстенсивный

в)
соотношения

г)
наглядности

б

33.

Для оценки
заболеваемости населения используются
такие критерии, как:

а)
уровень заболеваемости

б)
структура заболеваемости

в)
кратность заболеваний

г)
все вышеперечисленное

г

34.

Для оценки
обеспечения населения врачами
используется:

а)
показатель интенсивности

б)
показатель экстенсивности

в)
показатель соотношения

г)
средняя арифметическая величина

д)
любой относительный показатель

в

35.

Для оценки
распространенности какого-либо
явления или признака используется:

а)
интенсивный показатель

б)
мода

в)
экстенсивный показатель

г)
показатель соотношения

д)
средняя арифметическая величина

а

36.

Для характеристики
обеспечения населения врачебными
кадрами применяется показатель:

1)
интенсивный

2)
экстенсивный

3)
соотношения

4)
наглядности

3

37.

Достоверность
средней арифметической величины
зависит от следующих элементов [верно
все, кроме одного] :

а)
колеблемость ряда

б)
условная средняя

в)
её ошибка

г)
среднее квадратическое отклонение

б

38.

Достоинство
средней величины состоит в том, что
она позволяет

а)
анализировать большое число наблюдений

б)
выявить закономерности при малом
числе наблюдений и большом разбросе
показателей

в)
с помощью одного числа получить
представление о совокупности массовых
явлений

в

39.

Единица наблюдения
— это:

а)
элемент вариационного ряда

б)
элемент статистической совокупности

в)
группа признаков

г)
варианта

д)
показатель, изменяющийся во времени

б

40.

Единицей
наблюдения при изучении общей
заболеваемости населения является:

а)
посещение больного по поводу заболевания

б)
первичное обращение больного по
поводу данного заболевания в текущем
году

в)
каждое заболевание, зарегистрированное
при медицинском осмотре

г)
первичное обращение больного по
поводу обострения хронического
заболевания

б

41.

Если
стандартизированный показатель
отличается от общего интенсивного,
то устраняемый фактор на величину
интенсивного показателя

а)
влияет

б)
влияет при малом числе наблюдений

в)
влияет при большом числе наблюдений

г)
не влияет

а

42.

За радиус
окружности при построении радиальной
диаграммы берется:

1)
абсолютная величина изучаемого
явления

2)
определенный процент от изучаемого
явления

3)
средняя величина явления за анализируемый
цикл времени

4)
произвольная величина

3

43.

За условную
среднюю можно принять

1)
моду

2)
моду, медиану

3)
моду, медиану, любую варианту ряда

4)
моду, медиану, любую варианту ряда,
любое числовое значение

5)
моду, медиану, любую варианту ряда,
любое числовое значение, доверительный
коэффициент

4

44.

Задачи
медицинского назначения для ЭВМ

1)
планирование и финансирование
здравоохранения

2)
прогнозирование патологических
процессов

3)
постоянное обеспечение руководства
МЗ и органов управления здравоохранением
необходимыми сведениями для реализации
задач управления

4)
анализ деятельности лечебно-профилактических
учреждений

5)
все перечисленные

5

45.

Из каких элементов
состоит АСУ?

а)
из разделов

б)
из подсистем

в)
из таблиц

г)
из диаграмм

д)
из ЭВМ

б

46.

Из обозначенных
ниже случаев применить метод
стандартизации можно в случаях, кроме
одного

1)
при сравнении показателей заболеваемости
населения с разным возрастным составом
в трех городах

2)
при сравнении показателей заболеваемости
гипертонической болезнью рабочих
двух однотипных предприятий с резко
отличающимся половым составом
работающих

3)
при сравнении общих показателей
летальности в двух больницах, в которых
имеются профильные отделения
[терапевтическое, хирургическое,
инфекционное] и различное распределение
больных по отделениям

4)
при сравнении структуры причин детской
смертности за разные годы

4

47.

Изменение
показателя за какой-либо период
времени характеризует:

а)
коэффициент достоверности

б)
экстенсивный показатель

в)
темп прироста

г)
интенсивный показатель

д)
стандартизированный показатель

в

48.

Изучение
заболеваемости по данным медицинских
осмотров является статистическим
исследованием:

а)
текущим

б)
непосредственным

в)
единовременным

г)
анамнестическим

д)
когортным

в

49.

Именованная
область для хранения программ на
внешних магнитных носителях — это

а)
часть

б)
глава

в)
фрагмент

г)
массив

д)
файл

д

50.

Интенсивные
показатели заболеваемости — это:

а)
уровень, частота заболеваний среди
населения

б)
распространенность заболеваний среди
населения

в)
болезненность

г)
контингент больных

д)
число случаев временной нетрудоспособности
на 1 работающего

е)
число дней нетрудоспособности на 1
работающего

ж)
средняя длительность одного случая
нетрудоспособности

а,б,в,г,д,е

51.

Интенсивными
показателями являются все, кроме

а)
показателя материнской смертности

б)
показателя рождаемости

в)
структуры материнской смертности

в

52.

Интенсивными
показателями являются все, кроме

а)
перинатальной смертности

б)
структуры младенческой смертности

в)
распространенности гинекологической
заболеваемости

б

53.

Информация
должна быть:

а)
достоверной

б)
своевременной

в)
достаточной

г)
доступной

д)
отвечать всем перечисленным требованиям

д

54.

Источники
достоверной информации

1)
литературные [научные статьи, монографии
и др.]

2)
официальные медицинская документация

3)
данные медицинских осмотров и др.
виды наблюдения

4)
анкеты

5)
показания приборов

6)
заключения экспертов

7)
данные переписи населения

8)
инструкции, различные нормативные
документы

9)
отчеты учреждений, служб, отраслей

10)
справки, конъюнктурные обзоры

11)
все перечисленное

11

55.

К какому уровню
ОАСУ — «Здравоохранение России»
относится АСУ — «МЗ России»?

1)
1

2)
3

3)
4

4)
5

5)
2

1

56.

К какому уровню
ОАСУ — «Здравоохранение России»
относится АСУ — «Горздрав»,
«Райздрав?»

1)
2

2)
3

3)
4

4)
1

5)
5

2

57.

К какому уровню
ОАСУ — «Здравоохранение России»
относится АСУ — «Скорая мед. помощь»?

1)
3

2)
4

3)
5

4)
1

5)
2

2

58.

К какому уровню
ОАСУ — «Здравоохранение России»
относится АСУ — «Облздрав»?

1)
5

2)
4

3)
2

4)
1

5)
3

3

59.

К какому уровню
ОАСУ — «Здравоохранение России»
относится АСУ — «Стационар» и АСУ
— «Поликлиника»?

1)
4

2)
3

3)
5

4)
2

5)
1

1

60.

К какому уровню
ОАСУ — «Здравоохранение России»
относится АСУ — «Диспансер»?

1)
5

2)
3

3)
2

4)
1

5)
4

5

61.

К устройствам
ввода информации относятся

а)
дисплей

б)
принтер

в)
клавиатура

г)
мышь

в,г

62.

К этапам
стандартизации относят:

а)
расчет ожидаемых величин

б)
расчет условных показателей

в)
расчет специальных показателей

г)
выбор стандарта

д)
все вышеперечисленное

д

63.

Какие виды АСУ
на 4-м уровне отраслевой АСУ?

а)
АСУ — стационар

б)
АСУ — поликлиника

в)
АСУ — диспансер

г)
АСУ — скорая помощь

д)
АСУ — больница

е)
все перечисленное выше

е

64.

Кибернетика —
наука о

а)
закономерностях развития математических
наук

б)
управлении и связи в механизмах,
организмах и обществе

в)
автоматизации статистической обработки
материала

г)
порядке создания базы данных

б

65.

Когда нет
необходимости рассчитывать точный
уровень силы связи, используется
коэффициент:

а)
Пирсона

б)
соответствия

в)
Хи-квадрат

г)
Спирмена

д)
Стьюдента

г

66.

Контрольная
группа применяется:

а)
для расширения объема исследования

б)
для сравнения с показателями опытной
группы

в)
для выявления факторов риска

б

67.

Коэффициент
Спирмена используется, когда признаки
имеют значение

1)
качественное

2)
количественное

3)
полуколичественное

4)
доверительное

5)
критическое

2,3

68.

Коэффициент
Стьюдента — это:

а)
стандартизированный показатель

б)
средняя величина

в)
коэффициент корреляции

г)
коэффициент достоверности

д)
характеристика разнообразия признака

г

69.

Коэффициенты
рождаемости, смертности, естественного
прироста населения являются

а)
интенсивными

б)
экстенсивными

в)
соотношения

г)
наглядности

д)
стандартизированными

а

70.

Критериями
разнообразия признака являются:

а)
амплитуда

б)
среднее квадратическое отклонение

в)
коэффициент вариации

г)
все вышеперечисленное

г

71.

Мерилом
достоверности средней и относительной
величины является

а)
среднее квадратическое отклонение

б)
размах вариации

в)
ошибка репрезентативности

г)
коэффициент вариации

в

72.

Минимальная
величина коэффициента Стьюдента, при
которой различие между сравниваемыми
величинами считается достоверным:

а)
1,0

б)
1,8

в)
2,0

г)
2,5

д)
3,0

в

73.

На каком языке
пишется программа для ЭВМ?

а)
английском

б)
русском

в)
формализованном

г)
математическом

д)
принятым в данной местности

в

74.

Назовите
показатели, используемые для анализа
динамического ряда:

а)
интенсивные

б)
экстенсивные

в)
прироста [убыли]

г)
соотношения

в

75.

Необходимыми
атрибутами единицы наблюдения
являются:

а)
любые признаки, выраженные цифрами

б)
только учетные признаки

в)
однородные признаки

г)
атрибутные признаки

д)
учетные и однородные признаки

д

76.

Обобщающей
характеристикой вариационного ряда
является:

а)
число наблюдений

б)
среднее квадратическое отклонение

в)
только средняя арифметическая величина

г)
любая средняя величина

д)
варианта

г

77.

Обработка данных
на вычислительных машинах [ЭВМ]
позволяет:

а)
совершенствовать и оптимизировать
регистрацию, сводку и группировку
статистических данных

б)
получение различного вида статистических
таблиц

в)
получение различного вида показателей
и средних величин, оценку их
достоверности

г)
создание регистра и банка данных

д)
все перечисленное выше

д

78.

Ожидаемые
величины определяются

1)
в процентах [в %]

2)
в промиллях [в %0]

3)
в абсолютных цифрах

4)
в тех же единицах измерения, что и
стандартизованные

3

79.

Оперативная
память измеряется в

а)
байтах

б)
вольтах

в)
сантиметрах

г)
кубических миллиметрах

д)
дюймах

а

80.

Определенное
число лиц, объединенное в группу в
границах времени и пространства
называется:

а)
популяцией

б)
статистической совокупностью

в)
этносом

г)
объектом исследования

д)
единицей наблюдения

б

81.

Оптимальным
числом признаков в статистической
таблице является :

а)
1-2

б)
3-5

в)
6-7

б

82.

Основная цель
ОАСУ — «Здравоохранение»

1)
лечение больных на модели

2)
обработка информации

3)
совершенствование управления
здравоохранением, обеспечивающее
оптимальное использование ресурсов
для удовлетворения потребности
населения в медицинской помощи

4)
учет расходования лекарств

3

83.

Основной метод,
используемый при составлении таблиц:

а)
метод корреляции

б)
метод стандартизации

в)
метод группировки

г)
статистическая сводка

д)
любой метод статистического анализа,
адекватный целям исследования

в

84.

Основные виды
обеспечения ОАСУ:

1)
информационное

2)
программное

3)
техническое

4)
организационное

5)
правовое

6)
все перечисленное

6

85.

Основные задачи
подсистемы ОАСУ — «Здравоохранение»
— «Лечпроф»

1)
изучение состояния здоровья населения

2)
анализ объема и качества оказываемой
медицинской помощи

3)
управление лечебно-профилактической
помощью

4)
прогнозирование, перспективы развития
лечпрофпомощи

5)
все перечисленные

5

86.

Относительная
величина представляет собой:

а)
результат соотношения статистических
чисел друг с другом

б)
величину, получаемую из соотношения
сравниваемых величин

в)
величину, получаемую из соотношения
между частным и целым

г)
все перечисленное выше

г

87.

Относительные
величины [статистические коэффициенты]
— это:

а)
переменная

б)
постоянная

в)
интенсивные

г)
соотношения

д)
экстенсивные

е)
наглядности

в,г,д,е

88.

Отношение
абсолютной величины прироста [убыли]
к показателю темпа прироста [убыли]
является

1)
абсолютным приростом [убылью]

2)
темпом роста [убыли]

3)
темпом прироста [убыли]

4)
абсолютным значением одного процента
прироста

4

89.

Ошибка средней
арифметической величины показывает

1)
в каких пределах могут колебаться
полученные средние арифметические
величины

2)
как отличается максимальный показатель
ряда от средней арифметической
величины

3)
как отличается минимальный показатель
ряда от средней арифметической
величины

4)
степень вероятности результата

4

90.

Первый этап
медико-статистического исследования:

а)
составление программы и плана
исследования

б)
сбор материала

в)
определение целей и задач исследования

г)
разработка гипотезы

д)
разработка методов исследования

а,в,г,д

91.

Перевод
составленного алгоритма на язык
компьютера — это

а)
загрузка

б)
ввод

в)
программирование

г)
обратная связь

д)
моделирование

в

92.

По интенсивному
показателю судят о:

1)
структуре явления

2)
уровне, частоте явления

3)
динамике явления

4)
соотношении независимых совокупностей

2

93.

Под медицинской
[санитарной] статистикой понимают:

а)
отрасль статистики, изучающую вопросы
заболеваемости

б)
совокупность статистических методов
для изучения заболеваемости населения

в)
отрасль статистики, изучающую вопросы,
связанные с медициной, гигиеной,
санитарией и здравоохранением

г)
экстраполяцию и прогнозирование

д)
анализ деятельности ЛПУ

в

94.

Под таблицей
следует понимать:

1)
расположенные по определенной системе
ряды чисел

2)
сводную количественную характеристику
той или иной статистической совокупности

3)
исследуемое явление, представленное
во взаимосвязи нескольких признаков

3

95.

Показателем
достоверности различия средних
величин является:

а)
средняя ошибка

б)
коэффициент корреляции

в)
коэффициент достоверности [t]

г)
интенсивный показатель

д)
темп роста

в

96.

Показатели
наглядности отражают:

а)
структуру заболеваемости

б)
динамику

в)
частоту явления

г)
обеспеченность на данный момент

д)
удельный вес части по отношению к
целому

б

97.

Показатели
соотношения отражают

а)
уровень явления

б)
обеспеченность

в)
структуру коечного фонда

г)
динамику численности чего-либо

б

98.

Правильное
определение системного анализа

1)
методика расчета системных чисел

2)
упорядочение, ранжирование ряда
натуральных чисел

3)
методология комплексного изучения
объекта [процесса, явления] как системы,
его целей, функций, структуры,
организации и информации

4)
комплекс методов расчета основных
показателей

5)
определенная последовательность
команд [операций]

3

99.

Правильное
определение системы

1)
комплект справочной литературы

2)
5-6 модулей, функционирующих автономно

3)
пакет прикладных программ

4)
совокупность составных элементов,
взаимодействующих между собой и
внешней средой и объединенных общими
законами функционирования

5)
производственный план

4

100.

Предельная
ошибка — это:

а)
доверительный интервал, в границах
которого будут находиться ожидаемые
результаты выборочного исследования
в генеральной совокупности

б)
коэффициент достоверности

в)
показатель вариабельности признака

а

101.

Предметом
изучения медицинской статистики
являются

а)
здоровье населения

б)
выявление и установление зависимостей
между уровнем здоровья и факторами
окружающей среды

в)
данные о сети, деятельности, кадрах
учреждений здравоохранения

г)
достоверность результатов клинических
и экспериментальных исследований

д)
все перечисленное выше

д

102.

При изучении
влияния охвата вакцинацией против
дифтерии и уровнем заболеваемости
рассчитан коэффициент корреляции r
= — 0,83, что свидетельствует о наличии

а)
прямой, сильной связи

б)
обратной, сильной связи

в)
обратной, сильной и достоверной связи

г)
прямой, сильной и достоверной связи

д)
связь недостоверная

б

103.

При коэффициенте
достоверности, равном 2, доверительная
вероятность составляет:

а)
68%

б)
95,5%

в)
99%

г)
99,5%

д)
99,9%

б

104.

При расчете
доверительных границ средней и
относительной величины при числе
наблюдения n<30 доверительный
коэффициент [t] определяется

а)
по специальной формуле

б)
по таблице со специальным коэффициентом

в)
по таблице Стьюдента

г)
с помощью коэффициента

в

105.

При расчете
доверительных границ средней и
относительной величины, при числе
наблюдения n<30 доверительный
коэффициент [t] определяется

1)
по специальной формуле

2)
по таблице со специальным коэффициентом

3)
по таблице Стьюдента

4)
с помощью коэффициента

3

106.

При сравнении
интенсивных показателей, полученных
на однородных по составу совокупностях
используют

1)
вычисление относительной величины

2)
стандартизации

3)
определение достоверности разности
относительных величин

3

107.

При статистическом
исследовании макеты таблиц создаются
на :

а)
первом

б)
втором

в)
третьем

г)
завершающем этапе

а

108.

При формировании
статистической совокупности принимаются
во внимание:

а)
только общие признаки

б)
только учетные признаки

в)
общие и учетные признаки

г)
все признаки

д)
число единиц наблюдений

в,д

110.

Программа
статистического исследования включает
следующие компоненты:

а)
цель

б)
цель и задачи

в)
цель, задачи и статистическую
регистрацию

г)
цель, задачи, программу сбора

г

111.

Производные от
абсолютных величин:

а)
относительные

б)
вариационные

в)
атрибутивные

г)
средние

д)
индексы

а,г,д

112.

Процентное
отношение каждого последующего уровня
к предыдущему называется

1)
абсолютным приростом [убылью]

2)
темпом роста [убыли]

3)
темпом прироста [убыли]

4)
абсолютным приростом одного процента
прироста [убыли]

2

113.

Процентное
отношение прироста [убыли] каждого
последующего члена ряда к уровню
предыдущего является

1)
абсолютным приростом [убылью]

2)
темпом роста [убыли]

3)
темпом прироста [убыли]

4)
абсолютным значением одного процента
прироста

3

114.

Процентное
отношение среднего квадратического
отклонения к средней арифметической
— это

а)
ошибка репрезентативности

б)
условная средняя

в)
доверительный коэффициент

г)
коэффициент вариации

д)
критерий достоверности разности

г

115.

Прямой метод
стандартизации при сравнении
показателей общей смертности населения
двух периодов можно применить, если

а)
известны: состав населения по возрасту
и состав умерших по возрасту в каждом
из городов

б)
имеются сведения об общей численности
населения и о распределении умерших
по возрасту в каждом из городов

в)
имеются данные о распределении
населения по возрасту и общем числе
умерших в каждом из городов: сведений
о распределении умерших по возрасту
нет [или их число в каждой возрастной
группе очень мало]

а

116.

Разность
показателей является существенной,
если величина t равна:

а)
0,5

б)
1,0

в)
1,5

г)
2,0

д)
2,5

г,д

117.

Разность
сравниваемых величин существенна,
если

а)
t >=1

б)
t >=2

в)
t <=2

б

118.

Распределение
собранного материала в однородные
группы — это:

а)
сортировка

б)
идентификация

в)
группировка

г)
отбор

д)
анализ

в

119.

Расчет показателей
динамического ряда, производимый по
отношению к одному и тому же уровню,
проводится методом

1)
цепным

2)
интервальным

3)
базисным

4)
сгруппированным

3

120.

Регрессия — это

1)
соотношение между двумя признаками,
когда любому значению одного из них
соответствует строго определенное
значение другого

2)
такая связь, при которой значению
средней величины одного признака
соответствует несколько значений
другого взаимосвязанного с ним
признака

3)
функция, которая позволяет по величине
одного корреляционного связанного
признака определить средние размеры
другого признака

4)
связь, которая проявляется в массе
явления

3

121.

Репрезентативность
— это:

а)
соответствие средней арифметической
величины или относительного показателя
выборочной совокупности генеральной

б)
достоверность полученного результата
при сплошном исследовании

в)
показатель точности исследования

г)
понятие, характеризующее связь между
признаками

д)
характеристика методики исследования

а

122.

С увеличением
колеблемости ряда ошибка показателя

1)
уменьшается

2)
увеличивается

3)
существенно не меняется

2

123.

С увеличением
объема наблюдений ошибка
репрезентативности:

а)
увеличивается

б)
остается без изменений

в)
уменьшится

в

124.

Сколько уровней
различают в отраслевой АСУ
[автоматизированной системе управления]
«Здравоохранение»?

а)
3

б)
2

в)
4

г)
5

д)
1

в

125.

Совпадение
результатов расчета стандартизованного
показателя с интенсивным свидетельствует,
что на уровень последнего повлияло

1)
различие состава сравниваемых
совокупностей

2)
различие состава сравниваемых
совокупностей из-за малого числа
наблюдений

3)
различие состава сравниваемых
совокупностей из-за большого числа
наблюдений

4)
различие состава сравниваемых
совокупностей по данному признаку
не повлияло, влияют другие факторы

4

126.

Способ выравнивания
динамического ряда, проводимый путем
суммирования данного уровня и двух
соседних с ним, называется методом

1)
укрупнения

2)
вычисления групповой средней

3)
скользящей средней

1

127.

Средние величины
применяются для характеристики
признаков:

а)
качественных

б)
количественных

в)
относительных

б

128.

Средняя
арифметическая по способу моментов
равна

1)
полусумме крайних показателей
вариационного ряда

2)
любой варианте ряда плюс среднее
отклонение от нее всех вариант

3)
наименьшей варианте ряда плюс среднее
отклонение от нее всех вариант

2

129.

Средняя ошибка
средней арифметической величины и
относительного

показателя
— это:

а)
мера достоверности результата

б)
разность между минимальным и
максимальным значением признака

в)
число степеней свободы

а

130.

Средняя ошибка
средней арифметической величины
обратно пропорциональна:

а)
числу наблюдений

б)
показателю разнообразия изучаемого
признака

в)
ошибке репрезентативности

г)
показателю достоверности

д)
величине изучаемого признака

а

131.

Средняя ошибка
средней арифметической величины
прямо пропорциональна:

а)
числу наблюдений

б)
частоте встречаемости признака

в)
коэффициенту достоверности

г)
показателю разнообразия изучаемого
признака

д)
величине изучаемого признака

г

132.

Стандартизованные
показатели выражаются

1)
в процентах [в %]

2)
в промиллях [в %0]

3)
в абсолютных цифрах

4)
в тех же единицах измерения, что и
сравниваемые интенсивные

4

133.

Стандартизованные
показатели применяются для

1)
характеристики первичного материала

2)
анализа полученных данных

3)
сравнения

4)
оценки полученных данных

3

134.

Стандартизованные
показатели применяются:

а)
для характеристики первичного
материала

б)
для полученных данных

в)
для сравнения между собой

г)
для расчета условных показателей при
сравнении неоднородных групп

г

135.

Стандартизованные
показатели самостоятельное значение

1)
имеют

2)
имеют, но при малом числе наблюдений

3)
имеют, но при большом числе наблюдений

4)
не имеют

4

136.

Стандартизованные
показатели являются:

а)
условными

б)
условными, используются с целью
сравнения

в)
условными, используются с целью
сравнения, не отражают истинный размер
явления

г)
условными, используются с целью
сравнения, отражают истинный размер
явления

д)
истинными, используются с целью
сравнения, не отражают размер явления

в

137.

Статистика
населения — это :

а)
сведения о здоровье

б)
данные о здравоохранении

в)
показатели деятельности ЛПУ

г)
основные количественные данные о
населении на момент времени

д)
данные о рождаемости и смертности

г

138.

Статистическая
разработка включает:

а)
инструктаж исполнителей

б)
выкопировку сведений из документации

в)
контроль качества регистрации,
шифровку и сводку материала, вычисление
и графическое изображение показателей

г)
составление макетов статистических
таблиц

в

139.

Структуру
изучаемого явления характеризует
показатель:

1)
интенсивный

2)
экстенсивный

3)
соотношения

4)
наглядности

2

140.

Структуру
материнской смертности наглядно
можно представить при помощи диаграмм
:

а)
линейной, радиальной

б)
радиальной, столбиковой

в)
внутристолбиковой, секторной

в

141.

Третий этап
медико-статистического исследования:

а)
составление плана исследования

б)
статистический анализ собранного
материала

в)
определение стоимости исследования

г)
обработка, шифровка, сводка материала

д)
внедрение результатов

г

142.

Установите
соответствие

Возможности

1)
человек а) быстродействие
рутинных операций

2)
ЭВМ б) быстродействие творческих
задач

в)
перебирание фактов от менее значительных
к менее значимым

г)
хранение большого объема информации
и параллельно ее обработка

д)
сравнение информации и выделение
наиболее значимой

е) использование
старых знаний и приобретение новых

1д,е;2а,б,в,г,д

143.

Установите
соответствие:

назначение
устройство ЭВМ

1)
Для ввода информации а) дисплей

2)
Для вывода информации б) принтер

в) клавиатура

г) мышь

1в,г;2а,б

144.

Установите
соответствие:

подсистемы
задачи

1)
«Лечпроф» а) анализ и контроль
отчетной медико-статистической
информации

2)
«Медстат» б) информация о
численности, уровне квалификации
специалистов

3)
«Кадры» в) прогнозирование,
перспективы развития лечпрофпомощи

4)
«Планфин» г) наличие
диагностической и лечебной аппаратуры

5)
«Медтехника» д) рациональное
использование средств

1в;2а;3б;4д;5г

145.

Установите
соответствие:

учетный признак
его характеристика

1)
вариационный а) влияет на
изучаемое явление

2)
атрибутивный б) выражается
словесно

3)
факторный в) охватывает часть
единиц совокупности

4)
результативный г) изменяется под
влиянием других признаков

д) выражается числом

е) разбивает
совокупность на качественно однородные
группы

1д;2б;3а;4г

146.

Установите
соответствие:

вид наблюдения
его характеристика

1)
текущее а) наблюдение, охватывающее
часть единиц совокупности для
характеристики целого

2)
единовременное б) наблюдение,
приуроченное у какому-либо моменту
времени

3)
сплошное в) наблюдение в порядке
текущей регистрации

4)
выборочное г) обследование всех
без исключения единиц изучения
совокупности

1в;2б;3г;4а

147.

Установите
соответствие:

методы отбора
методика проведения

1)
случайный а) разбивка совокупности
на однотипные качественные группы
по какому-либо опред. признаку

2)
механический б) отбор на удачу, по
жребию

3)
типологический в) процентный отбор
того или иного числа наблюдений из
общего числа

[например 20% или 10% из всей совокупности
наблюдений]

1б;2в;3а

148.

Установите
соответствие:

показатель
методика расчета

1)
интенсивный а) сумма вариант/объем
наблюдения

2)
экстенсивный б) [часть явления/целое
явление]*100

3)
соотношения в) [явление/среда,
продуцирующее явление]*100

4)
наглядности г) абсолютный
прирост/темп роста

д)
[явление в данном году/явление в
базисном году]*100

е) [явление/иная
среда]*10000

1в;2б;3е;4д

149.

Установите
соответствие:

диаграммы
применение

1)
фигурная а) структура заболеваемости

2)
радиальная б) инфекционная
заболеваемость по месяцам

3)
картограмма в) половозрастная
структура населения

4)
внутристолбиковая г) изображение
соотношения двух совокупностей

5)
линейная д) динамика рождаемости
за 1980-1990 гг.

е) распространенность
заболеваний по административным
территориям

1г;2б;3е;4а;5в

150.

Установите
соответствие:

виды таблиц
связь признаков

1)
простая таблица а) связь подлежащего
поочередно с каждым из двух признаков
сказуемого в отдельности

2)
групповая б) количественная
характеристика величины признаков
подлежащего

3)
комбинационная в) связь подлежащего
с комплексом взаимосвязанных признаков
сказуемого

1б;2а;3в

151.

Установите
соответствие:

термины
— понятия

1)
байт а) электронная
микросхема, обеспечивающая выполнение
арифметических, логических

2)
Бит и управляющих операций б) двоичный
разряд, элементарная единица,
принимающая значение 0 или 1

3)
Дисплей, монитор в) устройство
визуального отображения информации

4)
Центральный процессор г) общепринятая
единица измерения информации,
используемая для указания объема

памяти,
скорости передачи информации и других
характеристик ЭВМ

1г;2б;3в;4а

152.

Установите
соответствие:

показатель
— его характеристика

1)
интенсивный а) изменение явления
по времени

2)
экстенсивный б) процентное распределение
целого явления

3)
наглядности в) распространенность
явления в среде, непосредственно с
ней не связанной

4)
соотношения г) частота явлений в
среде, непосредственно с ней связанной

д)
процентное отношение абсолютного
прироста к предыдущему уровню

е)
средний уровень признака

1г;2б;3а;4в

153.

Установите
соответствие:

этапы стат.
исследования — содержание

1)
первый а) составление макетов
таблиц

2)
второй б) определение цели и задачи
исследования

3)
третий в) составление плана и
программы

4)
четвертый г) выбор стандарта

5)
пятый д) обработка данных

е) сбор
материала

ж) шифровка
материала

з) сводка
материала

и) анализ,
выводы, предложения

к)
внедрение результатов исследования
в практику

1а,б,в;2е;3д,ж,з;4и
5 к

154.

Установить
соответствие:

степень
разнообразия признака величина
коэффициента вариации

1)
сильная а) 15-25

2)
средняя б) до 15

3)
слабая в) до 10

г)
10-15

д)
10-20

е) более
20

1е;2д;3в

155.

Характеристикой
разнообразия изучаемого признака в
вариационном ряду является:

а)
абсолютный прирост

б)
среднее квадратическое отклонение

в)
коэффициент корреляции

г)
число наблюдений

д)
средняя величина

б

156.

Частоту, уровень
или распространенность явления
характеризует показатель

а)
интенсивный

б)
соотношения

в)
наглядности

г)
экстенсивный

а

157.

Четвертый этап
медико-статистического исследования:

а)
статистический анализ собранного
материала

б)
определение стоимости исследования

в)
анализ, выводы, внедрение в практику

г)
анализ экономической эффективности

д)
медико-социальный анализ результатов

в

158.

Числовые значения
динамического ряда называются

1)
вариантами

2)
элементами

3)
величинами

4)
уровнями

5)
показателем

4

159.

Что такое
«Internet»?

а)
пакет прикладных программ для
специалиста

б)
локальная компьютерная сеть

в)
свод инструкций и правил использования
компьютера

г)
международная телекоммуникационная
сеть

д)
государственный вычислительный центр

г

160.

Что такое АРМ?

1)
кабинет приема врача

2)
смотровой кабинет

3)
пакет прикладных программ для
определенного специалиста

4)
комплект справочной литературы

5)
набор инструкций и правил по
использованию компьютера

3

161.

Экстенсивные
показатели отражают

а)
частоту

б)
уровень явления

в)
динамику показателей

г)
структуру, удельный вес, долю части
по отношению к целому

д)
соотношение

г

162.

Экстенсивный
показатель изображается при помощи
диаграмм:

1)
секторной, линейной

2)
линейной, радиальной

3)
радиальной, столбиковой

4)
столбиковой, внутристолбиковой

5)
внутристолбиковой, секторной

5

163.

Элементы структуры
в секторной диаграмме начинают
откладывать от радиуса, соответствующего
по часовому циферблату:

а)
1 часу

б)
3 часам

в)
6 часам

г)
9 часам

д)
12 часам

г

Представление результатов исследования

В научных публикациях важно представление результатов исследования. Очень часто окончательный результат приводится в следующем виде: M±m, где M – среднее арифметическое, m –ошибка среднего арифметического. Например, 163,7±0,9 см.

Прежде чем разбираться в правилах представления результатов исследования, давайте точно усвоим, что же такое ошибка среднего арифметического.

Ошибка среднего арифметического

Среднее арифметическое, вычисленное на основе выборочных данных (выборочное среднее), как правило, не совпадает с генеральным средним (средним арифметическим генеральной совокупности). Экспериментально проверить это утверждение невозможно, потому что нам неизвестно генеральное среднее. Но если из одной и той же генеральной совокупности брать повторные выборки и вычислять среднее арифметическое, то окажется, что для разных выборок среднее арифметическое будет разным.

Чтобы оценить, насколько выборочное среднее арифметическое отличается от генерального среднего, вычисляется ошибка среднего арифметического или ошибка репрезентативности.

Ошибка среднего арифметического обозначается как m или  Представление результатов исследования

Ошибка среднего арифметического рассчитывается по формуле:

Представление результатов исследования

где: S — стандартное отклонение, n – объем выборки; Например, если стандартное отклонение равно S=5 см, объем выборки n=36 человек, то ошибка среднего арифметического равна: m=5/6 = 0,833.

Ошибка среднего арифметического показывает, какая ошибка в среднем допускается, если использовать вместо генерального среднего выборочное среднее.

Так как при небольшом объеме выборки истинное значение генерального среднего не может быть определено сколь угодно точно, поэтому при вычислении выборочного среднего арифметического нет смысла оставлять большое число значащих цифр.

Правила записи результатов исследования

  1. В записи ошибки среднего арифметического оставляем две значащие цифры, если первые цифры в ошибке «1» или «2».
  2. В остальных случаях в записи ошибки среднего арифметического оставляем одну значащую цифру.
  3. В записи среднего арифметического положение последней значащей цифры должно соответствовать положению первой значащей цифры в записи ошибки среднего арифметического.

Представление результатов научных исследований

В своей статье «Осторожно, статистика!», опубликованной в 1989 году В.М. Зациорский указал, какие числовые характеристики должны быть представлены в публикации, чтобы она имела научную ценность. Он писал, что исследователь «…должен назвать: 1) среднюю величину (или другой так называемый показатель положения); 2) среднее квадратическое отклонение (или другой показатель рассеяния) и 3) число испытуемых. Без них его публикация научной ценности иметь не будет “с. 52

В научных публикациях в области физической культуры и спорта очень часто окончательный результат приводится в виде:  (М±m) (табл.1).

Таблица 1 — Изменение механических свойств латеральной широкой мышцы бедра под воздействием физической нагрузки (n=34)

Эффективный модуль

упругости (Е), кПа

Эффективный модуль

вязкости (V), Па с

Этап

эксперимента

Рассл. Напряж. Рассл. Напряж.
До ФН 7,0±0,3 17,1±1,4 29,7±1,7 46±4
После ФН 7,7±0,3 18,7±1,4 30,9±2,0 53±6

Литература

  1. Высшая математика и математическая статистика: учебное пособие для вузов / Под общ. ред. Г. И. Попова. – М. Физическая культура, 2007.– 368 с.
  2. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс. 1976.- 495 с.
  3. Зациорский В.М. Осторожно — статистика! // Теория и практика физической культуры, 1989.- №2.
  4. Катранов А.Г. Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований: Учебное пособие/ А. Г. Катранов, А. В. Самсонова; СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: изд-во СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. – 131 с.
  5. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ / Под ред. В.С. Иванова.– М.: Физкультура и спорт, 1990. 176 с.

В практической и научно-практической работе
врачи обобщают результаты, полученные как правило на выборочных
совокупностях.
Для более широкого распространения и применения полученных при изучении
репрезентативной выборочной совокупности данных и выводов
надо уметь по части явления судить о явлении и его закономерностях в
целом.

Учитывая, что врачи, как правило, проводят исследования на
выборочных совокупностях, теория статистики позволяет с помощью
математического аппарата (формул) переносить данные с выборочного
исследования на генеральную совокупность. При этом врач должен
уметь не только воспользоваться математической формулой, но сделать
вывод, соответствующий каждому способу оценки достоверности
полученных данных. С этой целью врач должен знать способы оценки
достоверности.

Применяя метод оценки достоверности результатов исследования для изучения общественного здоровья и деятельности учреждений
здравоохранения, а также в своей научной деятельности, исследователь должен уметь правильно выбрать способ данного метода.
Среди методов оценки достоверности различают параметрические и непараметрические.

Параметрическими называют количественные методы статистической обработки данных, применение которых требует обязательного
знания закона распределения изучаемых признаков в совокупности и вычисления их основных параметров.

Непараметрическими являются количественные методы статистической обработки данных, применение которых не требует знания
закона распределения изучаемых признаков в совокупности и вычисления их основных параметров.

Как параметрические, так и непараметрические методы, используемые
для сравнения результатов исследований, т.е. для сравнения
выборочных совокупностей, заключаются в применении определенных формул и
расчете определенных показателей в соответствии с
предписанными алгоритмами. В конечном результате высчитывается
определенная числовая величина, которую сравнивают с табличными
пороговыми значениями. Критерием достоверности будет результат сравнения
полученной величины и табличного значения при данном числе
наблюдений (или степеней свободы) и при заданном уровне безошибочного
прогноза.

Таким образом, в статистической процедуре оценки основное
значение имеет полученный критерий достоверности, поэтому сам способ
оценки достоверности в целом иногда называют тем или иным критерием по
фамилии автора, предложившего его в качестве основы метода.


Применение параметрических методов

При проведении выборочных исследований полученный результат не обязательно совпадает с результатом, который мог бы быть получен
при исследовании всей генеральной совокупности. Между этими величинами существует определенная разница, называемая ошибкой
репрезентативности, т.е. это погрешность, обусловленная переносом результатов выборочного исследования на всю генеральную
совокупность.

Определение доверительных границ средних
и относительных величин

Формулы определения доверительных границ представлены следующим образом:

  • для средних величин (М): Мген = Мвыб ± tm
  • для относительных показателей (Р): Рген = Рвыб ± tm

    где Мген и Рген — соответственно, значения средней величины и относительного показателя генеральной
    совокупности;

    Мвы6 и Рвы6 — значения средней величины и относительного показателя выборочной совокупности;

    m — ошибка репрезентативности;

    t — критерий достоверности (доверительный коэффициент).

Данный способ применяется в тех случаях, когда по результатам выборочной совокупности необходимо судить о размерах изучаемого
явления (или признака) в генеральной совокупности.

Обязательным условием для применения способа является репрезентативность выборочной совокупности. Для переноса результатов,
полученных при выборочных исследованиях, на генеральную совокупность необходима степень вероятности безошибочного прогноза (Р),
показывающая, в каком проценте случаев результаты выборочных исследований по изучаемому признаку (явлению) будут иметь место в
генеральной совокупности.

При определении доверительных границ средней величины или относительного показателя генеральной совокупности, исследователь сам
задает определенную (необходимую) степень вероятности безошибочного прогноза (Р).

Для большинства медико-биологических исследований считается
достаточной степень вероятности безошибочного прогноза, равная 95%,
а число случаев генеральной совокупности, в котором могут наблюдаться
отклонения от закономерностей, установленных при выборочном
исследовании, не будут превышать 5%. При ряде исследований, связанных,
например, с применением высокотоксичных веществ, вакцин,
оперативного лечения и т.п., в результате чего возможны тяжелые
заболевания, осложнения, летальные исходы, применяется степень
вероятности Р = 99,7%, т.е. не более чем у 1% случаев генеральной
совокупности возможны отклонения от закономерностей,
установленных в выборочной совокупности.

Заданной степени вероятности (Р) безошибочного прогноза соответствует определенное, подставляемое в формулу, значение критерия
t, зависящее также и от числа наблюдений.

При n>30 степени вероятности безошибочного прогноза Р = 99,7% — соответствует значение t = 3, а при Р = 95,5% — значение
t = 2.

При п<30 величина t при соответствующей степени вероятности безошибочного прогноза определяется по специальной таблице
(Н.А. Плохинского).

на определение ошибок репрезентативности (m) и доверительных границ средней величины генеральной совокупности (Мген)
при числе наблюдений больше 30

Условие задачи: при изучении комбинированного воздействия шума и низкочастотной вибрации на организм человека было
установлено, что средняя частота пульса у 36 обследованных водителей сельскохозяйственных машин через 1 ч работы составила 80
ударов в 1 минуту; σ = ± 6 ударов в минуту.

Задание: определить ошибку репрезентативности (mM) и доверительные границы средней величины генеральной
совокупности (Мген).

Решение.

  1. Вычисление средней ошибки средней арифметической (ошибки репрезентативности) (m):

    m = σ / √n =
    6 / √36 =
    ±1 удар в минуту

  2. Вычисление доверительных границ средней величины генеральной совокупности (Мген). Для этого необходимо:
    • а) задать степень вероятности безошибочного прогноза (Р = 95 %);
    • б) определить величину критерия t. При заданной степени вероятности (Р=95%) и числе наблюдений меньше 30 величина критерия t,
      определяемого по таблице, равна 2 (t = 2). Тогда Мген = Мвыб ± tm = 80 ± 2×1 = 80 ± 2
      удара в минуту.

Вывод. Установлено с вероятностью безошибочного прогноза Р =
95%, что средняя частота пульса в генеральной совокупности,
т.е. у всех водителей сельскохозяйственных машин, через 1 ч работы в
аналогичных условиях будет находиться в пределах от 78 до 82
ударов в минуту, т.е. средняя частота пульса менее 78 и более 82 ударов в
минуту возможна не более, чем у 5% случаев генеральной
совокупности.

на определение ошибок репрезентативности (m) и доверительных границ относительного показателя генеральной совокупности
ген)

Условие задачи: при медицинском осмотре 164 детей 3 летнего возраста, проживающих в одном из районов городе Н., в 18%
случаев обнаружено нарушение осанки функционального характера.

Задание: определить ошибку репрезентативности (mp) и доверительные границы относительного показателя
генеральной совокупности (Рген).

Решение.

  1. Вычисление ошибки репрезентативности относительного показателя:

    m = √P x q / n =
    √18 x (100 — 18) / 164 =
    ± 3%

  2. Вычисление доверительных границ средней величины генеральной совокупности (Рген) производится следующим образом:
    • необходимо задать степень вероятности безошибочного прогноза (Р=95%);
    • при заданной степени вероятности и числе наблюдений больше 30, величина критерия t равна 2 (t = 2).
      Тогда Рген = Рвыб± tm = 18% ± 2 х 3 = 18% ± 6%.

Вывод. Установлено с вероятностью безошибочного прогноза Р=95%, что частота нарушения осанки функционального характера у
детей 3 летнего возраста, проживающих в городе Н., будет находиться в пределах от 12 до 24% случаев.


Оценка достоверности разности результатов исследования

Данный способ применяется в тех случаях, когда необходимо определить, случайны или достоверны (существенны), т.е. обусловлены
какой-то причиной, различия между двумя средними величинами или относительными показателями.

Обязательным условием для применения данного способа является репрезентативность выборочных совокупностей, а также наличие
причинно-следственной связи между сравниваемыми величинами (показателями) и факторами, влияющими на них.

Формулы определения достоверности разности представлены следующим образом:

Если вычисленный критерий t более или равен 2 (t ≥ 2), что соответствует вероятности безошибочного прогноза Р равном или
более 95% (Р ≥ 95%), то разность следует считать достоверной (существенной), т.е. обусловленной влиянием какого-то фактора, что
будет иметь место и в генеральной совокупности.

При t < 2, вероятность безошибочного прогноза Р < 95%, это означает, что разность недостоверна, случайна, т.е. не
обусловлена какой-то закономерностью (не обусловлена влиянием какого-то фактора).

Поэтому полученный критерий должен всегда оцениваться по отношению к конкретной цели исследования.

на оценку достоверности разности средних величин

Условие задачи: при изучении комбинированного воздействия шума
и низкочастотной вибрации на организм человека было
установлено, что средняя частота пульса у водителей сельскохозяйственных
машин через 1 ч после начала работы составила 80 ударов в
минуту; m = ± 1 удар в мин. Средняя частота пульса у этой же группы
водителей до начала работы равнялась 75 ударам в минуту;
m = ± 1 удар в минуту.

Задание: оценить достоверность различий средних значений пульса у водителей сельскохозяйственных машин до и после 1 ч
работы.

Решение.

Вывод. Значение критерия t = 3,5 соответствует вероятности безошибочного прогноза Р > 99,7%, следовательно можно
утверждать, что различия в средних значениях пульса у водителей сельскохозяйственных машин до и после 1 ч работы не случайно, а
достоверно, существенно, т.е. обусловлено влиянием воздействия шума и низкочастотной вибрации.

на оценку достоверности разности относительных показателей

Условие задачи: при медицинском осмотре детей 3 летнего возраста в 18% (m = ± 3%) случаях обнаружено нарушение
осанки функционального характера. Частота аналогичных нарушений осанки при медосмотре детей 4-летнего возраста составила 24%
(m = ± 2,64%).

Задание: оценить достоверность различий в частоте нарушения осанки у детей 2 возрастных групп.

Решение.

Вывод. Значение критерия t=1,5 соответствует вероятности безошибочного прогноза Р<95%. Следовательно, различие в
частоте нарушений осанки среди детей, сравниваемых возрастных групп случайно, недостоверно, несущественно, т.е. не обусловлено
влиянием возраста детей.


Типичные ошибки, допускаемые исследователями при
применении способа оценки достоверности разности результатов исследования

  • При оценке достоверности разности результатов исследования по критерию t часто делается вывод о достоверности (или
    недостоверности) самих результатов исследования. В действительности же этот способ позволяет судить только о достоверности
    (существенности) или случайности различий между результатами исследования.

  • При полученном значении критерия t<2 часто делается вывод о необходимости увеличения числа наблюдений. Если же
    выборочные совокупности репрезентативны
    , то нельзя делать вывод о необходимости увеличения числа наблюдений, т.к. в данном
    случае значение критерия t<2 свидетельствует о случайности, недостоверности различия между двумя сравниваемыми результатами
    исследования.

Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения.
Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. В.З.Кучеренко. М., «Гэотар-Медиа», 2007, учебное пособие для вузов

  1. Власов В.В. Эпидемиология. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 464 с.
  2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. — 512 с.
  3. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью
    и здравоохранению: Часть 1. Общественное здоровье. — М.: Медицина,
    2003. — 368 с.
  4. Миняев В.А., Вишняков Н.И. и др. Социальная медицина и организация здравоохранения (Руководство в 2 томах). — СПб, 1998. -528 с.
  5. Кучеренко В.З., Агарков Н.М. и др.Социальная гигиена и организация здравоохранения (Учебное пособие) — Москва, 2000. — 432 с.
  6. С. Гланц. Медико-биологическая статистика. Пер с англ. — М., Практика, 1998. — 459 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка среднего как считается
  • Ошибка среднего арифметического равна
  • Ошибка ср на котле будерус u072 устранение
  • Ошибка спуска затвора на фотоаппарате nikon
  • Ошибка способа оплаты на айфоне