Ошибка тахографа 9053 шайбового

Причины возникновения ошибок в тахографе. Как расшифровывать коды ошибок. Способы устранения неполадок в тахографе.

Продажа карт водителей для тахографов.

Лицензия ФСБ Л051-00105-21/00283526/Н

ИНН 2130211045, ОГРН 1192130006155​​​​​​​

Звоните! Звонок по России бесплатный!

Ошибки тахографа

Ошибки тахографа подлежат немедленному устранению, поскольку эксплуатация автомобиля с неисправным самописцем запрещена. Выявить причину поломки поможет встроенная система самодиагностики, но информацию она выдает в виде цифровых кодов — нужно уметь расшифровать их. Также необходимо знать, какие действия могут привести к сбою в работе прибора.

Пользуешься картой для тахографа?

Заполни форму и мы заранее позаботимся о продлении карты и подарим скидочный купон на ее приобретение

Получить купон

Причины возникновения ошибок в тахографе

Чаще всего прибор выходит из строя при следующих обстоятельствах:

  1. Неисправен датчик либо нарушен контакт в месте соединения с кабелем. Это наиболее уязвимые компоненты: коннекторы чувствительны к вибрации; сенсоры работают в тяжелых условиях, будучи закрепленными на движущихся частях (колесо, вал коробки передач).
  2. Применена испорченная или просроченная водительская карта (пластиковый ключ). Иногда путают ее тип: пытаются установить в тахограф с СКЗИ идентификатор от контрольного устройства стандарта ЕСТР.
  3. Поврежден один из внутренних элементов. В основном это случается из-за сильного удара, когда машина во время движения на большой скорости попадает колесом в яму или на бугор.
  4. Трижды неверно набран ПИН-код в процессе аутентификации. Это приводит к блокировке самописца.
  5. Не выгружена своевременно информация с пластикового ключа водителя или из памяти тахографа. Он больше не в состоянии выполнять свою основную функцию — писать данные на чип.
  6. Нарушена процедура извлечения карты. Например, ее выдернули раньше времени, из-за чего произошло прерывание записи либо самописец не успел корректно завершить сессию. Данные не сохранились либо содержат ошибки.
  7. На прибор пролита жидкость.
  8. Была попытка несанкционированного доступа (НСД). Прибор сделает запись об этом в своем журнале.
  9. Сбой питания устройства.
  10. Истек срок действия блока СКЗИ. Он составляет 3 года. За это время заполняется память модуля, а цифровая подпись становится ненадежной. Надо заменить модуль на новый и подвергнуть тахограф калибровке. В контрольных устройствах ЕСТР блоки средств криптографической защиты информации не меняют, но они тоже должны периодически проходить тарировку и поверку. Частота — каждый год или два, в зависимости от модели.

Причины непригодности идентификационной карты

Идентификационная карта водителя становится непригодной по следующим причинам:

  • она долго находилась под прямыми лучами солнца (часто оставляют на приборной доске);
  • на чипе появились следы масла или иные загрязнения;
  • пластиковый ключ деформирован или исцарапан.

Пластиковый документ требует бережного обращения. Брать его рекомендуется за края и по возможности чистыми руками, хранить — в полимерном конверте. Тахографы некоторых марок быстро портят пластиковый ключ в силу несовершенства слота картридера. Тот выполнен по технологиям, заимствованным у производителей кассовых аппаратов, а они не рассчитаны на характерные для автоперевозки тяжелые условия. 

Нарушения в работе тахографа случаются из-за поломок в автомобиле. Так, часто выходят из строя расположенные в коробке передач шестерни спидометра. При накручивании счетчика подмоткой может выгореть сигнальный вход самописца. Для выявления такого правонарушения необходимо вывести на печать тахограмму: на ней отображается неправдоподобно резкий скачок скорости.

Коды ошибок тахографа

У всех современных электронных тахографов есть функция самодиагностики. При нарушениях в работе прибор автоматически сканирует свои подсистемы и выводит на экран сообщение о причине неисправности. Текстовый формат недоступен из-за ограниченности размера дисплея, поэтому за каждым видом поломки закреплен свой буквенно-цифровой код.

Как расшифровать ошибки на тахографе

Трактовка каждой последовательности цифр приводится в инструкции по эксплуатации. Ниже приводятся часто встречающиеся коды для моделей «Штрих М» и VDO DTCO 1381 (3283):

  1. 9064. Не определяется либо неисправен держатель диска.
  2. 81. Проблемы с блоком СКЗИ либо была попытка НСД. Также отображение данного кода может означать конфликт системы с чипом пластикового ключа, обусловленный его неисправностью либо сбоем программного обеспечения.
  3. А423. Сбой во время обмена данных с сенсорами.
  4. 50. Поломка принтера.
  5. 58. Ошибка подключения USB-устройства.
  6. 65. Поломался слот для пластикового ключа.
  7. 018. Не читается идентификационная карта.
  8. 20. Прервана запись данных на чип пластикового ключа.
  9. 22. Сбой в процессе трансляции информации.
  10. 9053. Ошибка таймера. Установленное время отличается от фактического более чем на 2 мин.
  11. 129. Попытка со стороны пользователя начать процесс, невозможный в это время. Например, выгрузить данные и обнулить память.
  12. 34. Команда «Удалить информацию» не может быть выполнена.

В отличие от пиктограмм, коды ошибок у разных моделей тахографов могут отличаться.

Способы устранения ошибок

Действия зависят от того, по какой причине нарушена работа прибора:

  1. Если явных повреждений нет и, скорее всего, произошел сбой программного обеспечения, тахограф необходимо перезагрузить.
  2. При отказе принять карту ее очищают от грязи чистой ветошью и повторяют попытку. Снова неудача либо пластиковый ключ просрочен — оформляют новый.
  3. Самописец заблокирован из-за неверно введенного ПИН-кода. Как говорилось выше, это должно быть сделано три раза. Вводят PUK-код, пропечатанный на конверте, в котором выдавалась карта.
  4. Заполнена память. Выполняется загрузка данных на флешку, ноутбук или специальное считывающее устройство с последующей передачей автопредприятию на хранение. Удобны тахографы с функцией беспроводной передачи данных — не придется каждый раз заезжать для этого на базу.
  5. Если отказывается работать новый прибор, а владелец уверен, что он не подвергался ударам или иному повреждающему воздействию, следует обратиться с жалобой к производителю.

Это самые простые неисправности. С их устранением собственник может справиться самостоятельно. В остальных случаях придется обратиться в мастерскую с лицензией от Росавтотранса, а если тахограф оснащен блоком СКЗИ, — еще и аккредитованную ФСБ РФ.

Только ее сотрудники имеют право выполнять:

  1. Любой ремонт, даже самый мелкий, например замену датчика или кабеля. Теоретически водитель может сделать это и своими силами, но после подобных операций положена калибровка прибора. Никто, кроме лицензированного автосервиса, не имеет права ее выполнять.
  2. Перевод или подстройку внутренних часов, изменение данных о собственнике или автомобиле.
  3. Ввод новых параметров, например длины окружности ведущих колес после установки шин другого диаметра.
  4. Замену блока СКЗИ на новый, его активацию.
  5. Установку исправного тахографа взамен необратимо поврежденного.

Самописец является измерительным устройством, поэтому калибровку выполняют после любых манипуляций с ним. Правильность настройки подтверждает последующая поверка. По ее итогам владельцу выдают сертификат, калибровочную таблицу и наклейку (шильдик) для размещения на стекле водительской дверцы.

Звоните по бесплатному номеру 8 804 333 90 55 или получите бесплатную консультацию нашего инженера.

Получить консультацию

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Продажа карт водителей для тахографов.

ПК «АВТООКА», ИНН 2130211045, КПП 213001001, ОРГН 1192130006155

Расшифровка ошибок тахографов

Устройство учета характеристик машины не сложно в эксплуатации, но чтобы провести расшифровку значков и данных с ленты тахографа понадобится специальная программа или же знание технического языка.

В нашей статье мы расскажем вам, как самостоятельно выявить причину ошибки и каким образом устраняется тот или иной сбой в работе транспортного агрегата. Подробно опишем каждую из проблем и предложим пути решения. Надеемся, что эта информация станет для вас полезной.

Полный список документов, необходимый для оформления карты.

Основные причины снижения функциональности цифрового тахографа

В 2016 году в транспортный устав были внесены поправки, согласно которым владельцам грузовиков необходимо заменить установленные ранее аналоговые устройства учёта на более современные цифровые модели. Они обладают большим объемом памяти, чем их предшественники, быстрее работают и надежнее.

Система криптозащиты информации не позволяет полностью удалить, частично почистить или иным другим способом фальсифицировать информацию о перемещениях транспортного средства, трудовом режиме водителя, количестве потраченного топлива, пройденном километраже и особенностях маршрута.

Бортовой измерительный прибор – дорогое приспособление, изначально защищенное от сбоев и поломок системой самодиагностики. Она выявляет неисправности и ошибки тахографов «Атолл», «Штрих-М», «Сатурн» вида СКЗИ и других популярных марок, указывает на несовместимость с другими приборами. Запустите эту программу, и вы узнаете, с какой неполадкой столкнулись.

Цены на карты для тахографов можно узнать — Здесь!

Иногда ПО не показывает, что не так, но пользователь видит, что прибор функционирует неправильно. Тогда вам необходимо обратиться в сервисный центр. Техподдержка проведет комплексную диагностику, которая выявит причину сбоя. К самым популярным вариантам относятся:

  • Механические повреждения. Автомобиль сильно тряхнет на кочке, из-за удара отдельные детали установленного аппарата выйдут из строя, и общий ход работы будет нарушен. То же самое произойдет, если пролить на него какую-нибудь жидкости или уронить.
  • Загрязнение. Если вы не будете регулярно протирать и чистить устройство, чип покроется слоем пыли, начнет неправильно считывать информацию, и «глючить». Не доводите до этого. Если будете использовать неисправную карту, испортите тахограф, а его замена будет не только сложнее, но и дороже.
  • Неверное программное обеспечение. Заводской брак. В этом случае воспользуйтесь гарантийным обслуживанием и устраните его.
  • Воздействие прямых солнечных лучей. Владельцы часто крепят прибор на передней панели машины, где лобовое стекло. Ультрафиолет обесцветит специальные знаки и они откажутся функционировать.
  • Сломаны датчики устройства. Мы не рекомендуем чинить самостоятельно провода и дополнительное оснащение. Доверьте это профессионалам сервиса.
  • У блока, отвечающего за систему криптозащиты информации, истек срок годности. Обычно он работает исправно три года, после чего требует демонтажа и замены. Это самая распространенная причина появления ошибок.

Основные коды ошибок тахографов vdo 1381, 3283, 81,1324, а также штрих м: описание, пути решения

Описание проблемы и пути решения

Держатель диска неисправен или не виден прибору учета.

Такой код тахографа говорит о неполадках, связанных с системой криптозащиты информации.

Данные карты не соответствуют данным в структуре НКН. Такое может произойти при программном сбое или потере функциональности чипа.

Это ошибка аутентификации карты тахографа. Также может означать НСД — попытка несанкционированного доступа.

Сбой при обмене данных с датчиками. К этой проблеме также относится
50 – поломка принтера, 58 – неверное подключение USB, 65 – картовод отказывается работать.

Проверьте работоспособность карты.

Целостность информации, транслируемой на карту, нарушена.

Внутренний сбой при передаче данных.

Время на оборудовании и показатели не совпадают. Интервал между ними больше двух минут.

Вы пытаетесь сделать что-то, что запрещено в данном состоянии устройства. Например, почистить память.

Удалить информацию невозможно

Если у вас нет возможность отнести устройство специалистам, займитесь расшифровкой тахограммы и пиктограмм цифрового тахографа, переведите коды ошибок и неисправностей vdo на понятный вам язык с помощью составленного нами перечня.

Если вы обнаружили одну из перечисленных неполадок, устраните ее. План действий выбирайте в зависимости от типа сбоя:

  • При загрязнении попытайтесь очистить карту от пыли и грязи. Если других причин нет, работоспособность аппарата восстановится.
  • Если повреждения носят механический характер, придется купить новую деталь, а, возможно, и весь аппарат.
  • Проблема неисправности датчиков и кабелей также предполагает приобретение работающих устройств.
  • В некоторых случаях достаточно перезагрузить или заново активировать чип.

Чтобы избежать непредвиденных трат, связанных с заменой деталей или самого прибора, раз в два-года проводить комплексный плановый осмотр техники в сервисе. Сотрудники техподдержки проверят состояние корпуса, пломб, идентификационных знаков и обновят программное обеспечение. Этот комплекс мер позволит избежать в дальнейшем поломок и продлит жизнь аппарата.

Теперь вы знаете, что делать, если тахограф выдает ошибку. Надеемся, информация из нашей статьи поможет вам самостоятельно справиться с проблемой, не обращаясь к специалистам.

Источник

Ошибки и неисправности тахографов

В тахографе имеется автоматическое устранение некоторых поломок. Обеспечивается это самодиагностикой, установленной заводом-изготовителем. В аппарате происходит периодический контроль за функциями и состояние устройства, а также система распознавания ошибок, которые выводятся на монитор.

В некоторых случаях может случиться так, что прибор не выведет ошибку на дисплей. Владельцу транспортного средства приходится самостоятельно искать неисправность или обращаться в сервисный центр для диагностики.

Какие бывают неисправности тахографа:

Механическое воздействие из-за сильной тряски или ударов;

неправильно настроенное программное обеспечение;

вышла из строя система криптозащиты информации СКЗИ.

В последнем пункте хочется отметить, что блок СКЗИ недолговечен и у него есть срок действия, чаще всего это 3 года. По истечении указанного времени его желательно отремонтировать или заменить на новый.

Почему возникают ошибки

1 Неисправность датчиков. Причины подобной поломки возникают в результате воздействия внешней среды: влажность, тряска, нарушение соединения контактов

2 Неисправность карт. В современных тахографах имеются ЧИП-карты, предназначенные для выгрузки и считывания информации с электронных ключей. Имеется несколько видов карт для разных целей.

Ошибка А423 – сбой при обмене информации между датчиками,

ошибка 007 – переполнена память в блоке СКЗИ,

ошибка 018 – не работает карточка, повреждение внешнее,

ошибка 20 – информация с карты не читабельна,

ошибка 22 – сбой при передаче данных,

ошибки 032, 033 – поломка в блоке СКЗИ,

ошибка 34 – невозможно удалить какую-либо информацию,

ошибки 041, 042, 047, 048, 051 — данные карты с недействительным сроком годности,

ошибки 045,049, 063, 067 – карта водителя была вставлена в неисправный тахограф, в результате чего появились несуществующие даты,

ошибка 50 – сломан принтер или устройство его не видит,

ошибки 052, 070 – карта заблокирована,

ошибка 58 – неправильно подключен кабель USB,

ошибка 65 – не работает слот для карточки,

ошибка 81 – вышла из строя система криптозащиты информации СКЗИ, либо попытка несанкционированного входа,

ошибка 129 – попытка запрещенного действия (например, программное обновление или удаление всех данных),

ошибка 9053 – время датчике и показатели не совпадают (более 2 минут),

ошибка 9064 – держатель диска не виден прибору учета.

Если имеется хотя бы одна неисправность, которую заметили, лучше устранить ее сразу. Либо отнести в сервисный центр, либо попытаться починить самим.

Некоторые рекомендации в зависимости от типа сбоя:

1 Прочистите карту от пыли и загрязнений, аккуратно протрите грязь и наложения. Если причина только в карте, то аппарат восстановится.

2 При повреждении механической части, необходимо докупить нужную деталь.

3 При повреждении кабеля или датчика, замените на рабочие элементы.

4 Иногда помогает перезагрузить устройство и повторно активировать ЧИП.

С мелкими неполадками возможно справиться самостоятельно, но если дело касается поломки блока СКЗИ, либо калиброки тахографа, то придется это дело поручить специалистам. Только лицензированные предприятия могут проводить подобные ремонтные работы. Рекомендуем проверять тахографы раз в один-два года для своевременной комплексной диагностики и профилактики неисправностей. Сотрудники техподдержки проверят состояние корпуса, пломб, идентификационных знаков и обновят программное обеспечение. Этот комплекс мер позволит избежать в дальнейшем поломок и продлит жизнь аппарата. Как подключать и настраивать тахограф вы можете прочитать в этой статье.

Источник

Ошибка второго датчика тахограф

Для бесплатного использования тахографического онлайн-сервиса GR.Cards нужно пройти легкую регистрацию, нажав на кнопку ниже.

Если вы хотите сделать это позже, закройте всплывающее окно.

Проблемы в работе тахографа возникают по следующим причинам:

  • По вине водителя (неправильные действия с картой, блокировка карты водителя, некорректная эксплуатация тахографа, неверный ввод режимов, сознательные попытки нарушить работоспособность оборудования).
  • Вследствие непрофессиональной установки (некорректная калибровка, неправильное подключение питания).
  • Из-за ошибок в программном обеспечении тахографа (старая прошивка, системные ошибки).
  • Из-за неисправности тахографа (производственный брак, дефекты, поломки).
  • По причине недостатков автомобиля (износ спидометра и/или датчика скорости, проблемы с бортовой сетью).

Как правило, тахографы распознают большинство типовых ошибок. Для них проработаны кодовые обозначения и соответствующие пиктограммы. Они выводятся для водителя на экране тахографа, хранятся в памяти устройства, распечатываются на чековой ленте, отображаются в программах для считывания и анализа таходанных.

Коды ошибок и их расшифровки обязательно указываются в инструкциях для тахографа. Базовый перечень мы приведем на примере инструкции к тахографам АТОЛ со своими комментариями относительно причин возникновения ошибок.

Сейчас тахографами должны оснащать свой транспорт все владельцы грузовиков N2, N3 и автобусов M2, M3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица – все обязаны соблюдать закон и все находятся под гнетом повышенных штрафов. Иначе не избежать финансовых потерь и лишиться прибыли. Это порождает ажиотажный спрос и стремление установить тахограф как можно быстрее и дешевле. Даже если тахографическая мастерская является сертифицированной и внесена в реестр ФБУ «Роставтотранс», это не гарантирует, что всё будет сделано на должном уровне.

Самое грубое и далеко не редкое, что допускают мастера – неправильно подключают питание к тахографу вопреки инструкциям. Смысл в том, что даже когда двигатель заглушен, контрольное устройство всё равно должно получать резервное питание от аккумулятора. Если тахограф не запитан, то на нём сбросятся часы. Он будет некорректно завершать запись в своей внутренней памяти. Это повлечет множество ошибок и ложных сообщений. Например, по причине сброса электропитания (ошибка 08) в памяти может фиксироваться только часть рабочего времени, пробеги будут неправильные, а интервалы смен растянутся от 1970 до 2020 года (ошибка 03).

Затем следует корректность настройки (калибровки) тахографа. Крайне важно, чтобы пробег, который определяет тахограф, соответствовал настоящему пробегу автомобиля. На практике вполне часто встречается, что мастерские калибруют «на глаз»: в 2 раза меньше и даже в 10 раз больше. К чему это приведет? К тем самым ошибкам данных о движении, которые подтянут за собой множество других проблем.

Чтобы проверить качество установки ваших тахографов, вы можете воспользоваться бесплатным тахоаудитом, о котором мы подробно пишем вот здесь.

Как бы себя замечательно не рекламировала мастерская, нельзя полагаться во всём на установщиков. Если вы действительно хотите дальше работать без проблем, необходим личный контроль при монтаже. Важно самостоятельно удостовериться во всех мелочах. Устанавливая по 10-20-30 тахографов в день, мастер навряд ли будет сильно усердствовать над каждой машиной. Но ваше право, как заказчика услуг, проконтролировать все этапы и убедиться в том, что услуги оказаны профессионально. С первой же поездки надо проверять и сравнивать пробеги. Если данные одометра или системы спутникового мониторинга не сходятся с показаниями тахографа, то скорее всего надо перекалибровать устройство. Столь же важно убедиться, что тахограф фиксирует правильное время, и проверить, сопоставляется ли рабочее время водителя по тахографу с табельным учетом. Когда есть очевидные противоречия, мастерская должна в этом разобраться и исправить.

Каждый тахограф, официально разрешенный Минтрансом к использованию на российских ТС, имеет свои достоинства и недостатки. Мы не будем советовать конкретные модели, но все же подчеркнем, что лучше приобретать «топовые» марки, нежели потом сотню раз пожалеть об «экономичном» варианте. Качество сборки рассматривать не станем – исполнения в целом одинаковые. Идеального тахографа нет, все они более или менее вырабатывают свой срок эксплуатации. На что нужно обращать особое внимание, так это на актуальность ПО, то есть насколько свежей является версия прошивки тахографа.

В пользу российских тахографов с блоком СКЗИ стоит сказать, что их разработчики в основном исправляют недочёты и выкладывают в открытый доступ свежие версии программного обеспечения (с европейскими тахографами ситуация сложнее). Если прошивка старая, то всегда могут возникнуть проблемы с правильной фиксацией, обработкой и передачей данных о работе транспортных средств.

Опять же, в этом можно удостовериться на этапе установки тахографа. Его нужно не только надёжно подключить, но и обновить ПО на самое последнее. Если проблемы не заявят о себе сразу, то обязательно возникнут позже. В некоторых тахографах пользователи сами могут обновить прошивку, закачав обновления прямо с флешки. Но изначально это должно быть не заботой клиента, а задачей мастерской. При этом повторим, что собственный контроль на каждом этапе монтажа и настройки будет только к лучшему.

Источник

Ошибки и неисправности тахографов

clock

Время чтения: 3 минуты



Дата обновления: 10 октября 2020 г.

В тахографе имеется автоматическое устранение некоторых поломок. Обеспечивается это самодиагностикой, установленной заводом-изготовителем. В аппарате происходит периодический контроль за функциями и состояние устройства, а также система распознавания ошибок, которые выводятся на монитор.

В некоторых случаях может случиться так, что прибор не выведет ошибку на дисплей. Владельцу транспортного средства приходится самостоятельно искать неисправность или обращаться в сервисный центр для диагностики.

Какие бывают неисправности тахографа:

  • Механическое воздействие из-за сильной тряски или ударов;

  • неправильно настроенное программное обеспечение;

  • повреждение датчиков;

  • вышла из строя система криптозащиты информации СКЗИ.

В последнем пункте хочется отметить, что блок СКЗИ недолговечен и у него есть срок действия, чаще всего это 3 года. По истечении указанного времени его желательно отремонтировать или заменить на новый.

Почему возникают ошибки

1Неисправность датчиков. Причины подобной поломки возникают в результате воздействия внешней среды: влажность, тряска, нарушение соединения контактов

2Неисправность карт. В современных тахографах имеются ЧИП-карты, предназначенные для выгрузки и считывания информации с электронных ключей. Имеется несколько видов карт для разных целей.

Коды ошибок тахографа:

  • Ошибка А423 – сбой при обмене информации между датчиками,

  • ошибка 007 – переполнена память в блоке СКЗИ,

  • ошибка 018 – не работает карточка, повреждение внешнее,

  • ошибка 20 – информация с карты не читабельна,

  • ошибка 22 – сбой при передаче данных,

  • ошибки 032, 033 – поломка в блоке СКЗИ,

  • ошибка 34 – невозможно удалить какую-либо информацию,

  • ошибки 041, 042, 047, 048, 051 — данные карты с недействительным сроком годности,

  • ошибки 045,049, 063, 067 – карта водителя была вставлена в неисправный тахограф, в результате чего появились несуществующие даты,

  • ошибка 50 – сломан принтер или устройство его не видит,

  • ошибки 052, 070 – карта заблокирована,

  • ошибка 58 – неправильно подключен кабель USB,

  • ошибка 65 – не работает слот для карточки,

  • ошибка 81 – вышла из строя система криптозащиты информации СКЗИ, либо попытка несанкционированного входа,

  • ошибка 129 – попытка запрещенного действия (например, программное обновление или удаление всех данных),

  • ошибка 9053 – время датчике и показатели не совпадают (более 2 минут),

  • ошибка 9064 – держатель диска не виден прибору учета.

Если имеется хотя бы одна неисправность, которую заметили, лучше устранить ее сразу. Либо отнести в сервисный центр, либо попытаться починить самим.

Некоторые рекомендации в зависимости от типа сбоя:

1Прочистите карту от пыли и загрязнений, аккуратно протрите грязь и наложения. Если причина только в карте, то аппарат восстановится.

2При повреждении механической части, необходимо докупить нужную деталь.

3При повреждении кабеля или датчика, замените на рабочие элементы.

4Иногда помогает перезагрузить устройство и повторно активировать ЧИП.

С мелкими неполадками возможно справиться самостоятельно, но если дело касается поломки блока СКЗИ, либо калиброки тахографа, то придется это дело поручить специалистам. Только лицензированные предприятия могут проводить подобные ремонтные работы. Рекомендуем проверять тахографы раз в один-два года для своевременной комплексной диагностики и профилактики неисправностей. Сотрудники техподдержки проверят состояние корпуса, пломб, идентификационных знаков и обновят программное обеспечение. Этот комплекс мер позволит избежать в дальнейшем поломок и продлит жизнь аппарата. Как подключать и настраивать тахограф вы можете прочитать в этой статье.

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!



Дата обновления: 10 октября 2020 г.

Поделиться

author

Практикующий юрист с 14-ти летним стажем. Получила опыт работы в прокуратуре, страховой компании, арбитражном суде.

Читайте также:

Обсуждения (1)

Александр Королев

Ответов 2647

Максим Самосват, да, штраф правомерен.

Ликбез по тахографам

Мудрый не тот, кто знает многое, а тот, кто знает нужное.

Исторические факты развития тахографов

Исторические факты развития тахографов Первое упоминание о тахографе (в Великобритании) появилось в 1911 году, когда английская компания Markt & Co. London Ltd выпустила модель под названием Jones Recorder (самописец Джонса). Этот прибор регистрировал движение и пройденный путь в реальном масштабе времени за период в одни сутки. Более чем через 10 лет в Германии был представлен прибор, который прочерчивал линию движения транспортного…

Как выявить накрутку пробега

Каждый механик или собственник ТС сталкивается с проблемой накрутки спидометра водителем. И чем дольше мы живем, тем технологичней становятся способы накрутки.

Инструкция по созданию Машиночитаемой доверенности(МЧД) и регистрации личного кабинета в АИС ТК

В связи со вступлением в силу изменений к 63-ФЗ «Об электронной подписи» с 01 января 2022 года меняется порядок активации тахографов и получения карт мастерской и предприятия.

Где взять серийный номер тахографа для технического осмотра

С другой стороны, граница обучения кадров прекрасно подходит для реализации системы обучения кадров, соответствующей насущным.

Как узнать срок действия СКЗИ

Настает момент когда Вы задаетесь вопросом. – “Когда заканчивается срок службы блока СКЗИ?”. И где посмотреть срок действия СКЗИ?
Постараемся ответить Вам на эти вопросы.

Какие тахографы эксплуатируются

Какие тахографы эксплуатируются В настоящее время эксплуатируются 3 типа тахографов: аналоговые (механические и электронные ЕСТР) цифровые (ЕСТР) цифровые (РФ с СКЗИ) Они отличаются по способу записи информации и степени ее защищенности. Принцип работы любого тахографа базируется на обработке электрических импульсов от датчика скорости на коробке передач и фиксации времени, проведенного транспортным средством в движении. Аналоговый тахограф (ЕСТР)  Внешне похож на спидометр или радиомагнитолу,…

Что такое активация тахографа с СКЗИ

Современный цифровой тахограф после установки на автомобиль требует активации (активизации) блока СКЗИ. Специальный блок устройства СКЗИ активируется с помощью карты мастерской. Процедура производится по запросу владельца ТС. Только после этой процедуры тахограф готов к выполнению своих функций. После активации мастер не только запускает работу всех систем, включая программное обеспечение, но и калибрует прибор, настраивает его на считывание информации и систематизацию…

На какие автомобили нужен тахограф?

Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств: Автобусы имеющие более 8 посадочных мест и используемые для перевозки пассажиров; Автомобили категории C (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие юридическим лицам и ИП; Грузовые автомобили категории С (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие физическим лицам. Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно….

Что такое калибровка тахографа

Калибровка тахографа (проверка/юстировка/тарировка/настройка) – это процесс измерения характеристических параметров транспортного средства и настройка тахографа на измеренные величины. А так же определение соответствия параметров настройки, установки, пломбировки и маркировки контрольного устройства (тахографа) требованиям РФ или ЕСТР. Калибровка тахографа должна быть проведена при наступлении любого из ниже перечисленных событий: Первоначальная установка после получения регистрационного номера (для цифровых тахографов); После установки тахографа в другом…

Все о замене блока СКЗИ тахографа

Блок СКЗИ – это отдельный блок, находящийся внутри тахографа, подключенный к независимому источнику питания измерительного прибора. Основной функционал блока СКЗИ тахографа заключается в обеспечении шифровки данных, создании и подтверждении криптографических ключей для дешифровки информации, защите зафиксированных в устройстве данных, синхронизация информации в системе координат. Срок службы блока СКЗИ, а именно криптографических ключей устройства – 3 года с момента активации тахографа в…

Инструктажи для водителей по БДД

Требования закона с 1 сентября 2021 года. Правила проведения инструктажей. Ответственность должностных лиц и штрафы. Почему важно проводить инструктажи по тахографам. Содержание 1. Кто обязан проводить инструктажи БДД, в каких законах об этом сказано и какие штрафы грозят2. Какими бывают инструктажи для водителей3. Регламент проведения инструктажей4. Кто из сотрудников автопарка может проводить инструктаж5. Какие госорганы могут проверить наличие инструктажей в автопарке6. Нужны ли инструктажи по тахографам…

Восстановление PIN и PUK кода

В рамках Российского законодательства для идентификации карты водителя в тахографе требуется ввести личный КОД или PIN. в случае неправильного кода Карта будет заблокирована.

Разблокировка карты водителя

При многократном вводе неправильного PIN кода в тахограф Ваша карта водителя будет заблокирована.
Для ее разблокировки требуется специализированное ПО и PUK код Вышей карты.

Этапы оснащения тахографами

2013-2018 года

Коды ошибок тахографа:

Ошибка А423 – сбой при обмене информации между датчиками,

ошибка 007 – переполнена память в блоке СКЗИ,

ошибка 018 – не работает карточка, повреждение внешнее,

ошибка 20 – информация с карты не читабельна,

ошибка 22 – сбой при передаче данных,

ошибки 032, 033 – поломка в блоке СКЗИ,

ошибка 34 – невозможно удалить какую-либо информацию,

ошибки 041, 042, 047, 048, 051 – данные карты с недействительным сроком годности,

ошибки 045,049, 063, 067 – карта водителя была вставлена в неисправный тахограф, в результате чего появились несуществующие даты,

ошибка 50 – сломан принтер или устройство его не видит,

ошибки 052, 070 – карта заблокирована,

ошибка 58 – неправильно подключен кабель USB,

ошибка 65 – не работает слот для карточки,

ошибка 81 – вышла из строя система криптозащиты информации СКЗИ, либо попытка несанкционированного входа,

ошибка 129 – попытка запрещенного действия (например, программное обновление или удаление всех данных),

ошибка 9053 – время датчике и показатели не совпадают (более 2 минут),

ошибка 9064 – держатель диска не виден прибору учета.

Если имеется хотя бы одна неисправность, которую заметили, лучше устранить ее сразу. Либо отнести в сервисный центр, либо попытаться починить самим.

Некоторые рекомендации в зависимости от типа сбоя:

  • Прочистите карту от пыли и загрязнений, аккуратно протрите “стирательной резинкой” ЧИП в месте соприкосновения с контактной площадкой. Если причина только в карте, то тахограф заработает.
  • При повреждении механической части, необходимо докупить нужную деталь.
  • При повреждении кабеля или датчика, замените на рабочие элементы.
  • Иногда помогает перезагрузить тахограф. Сбросив массу с аккумулятора на 5 минут.

С мелкими неполадками возможно справиться самостоятельно, но если дело касается поломки блока СКЗИ, либо калиброки тахографа, то придется это дело поручить специалистам. Только лицензированные предприятия могут проводить подобные ремонтные работы.

u

Подробности

Опубликовано: 15 декабря 2018

Просмотров: 27347

Автомобильный тахограф, установленный на борту грузовика, способен точно регистрировать скорость езды, режимы работы и отдыха членов экипажа. Однако, как и в любой технике, в нем могут возникать неполадки – тогда на дисплее аппарата высвечиваются цифровые коды ошибок. Из-за чего это происходит, а также какие ошибки тахографа встречаются чаще всего, мы расскажем сегодня.

Почему возникают ошибки?

  • Механическое повреждение аппарата.
  • Прямое попадание солнечных лучей.
  • Загрязнение деталей и контактов устройство.
  • Неправильно установленное или неподходящее ПО.
  • Поломка датчиков тахографа.
  • Истечение срока годности криптозащиты.

В этих и других случаях аппарат будет выдавать различные коды ошибок, с расшифровкой которых вы можете ознакомиться ниже.

Каковы наиболее частые ошибки тахографов VDO DTCO 1381?

тахограф  VDO DTCO 1381 ошибки

  • Код 007. Водительская карта не считывается. Выгрузка данных с аппарата на внешний носитель не происходит.
  • Код 9064. Неисправность в держателе диска.
  • Код 81. Неполадки в блоке криптозащиты информации. Данные, записанные на карте, не соответствуют данным в НКН. Причина – сбой в системе функционирования чипа, программный сбой, некорректная аутентификация карты либо попытка несанкционированного доступа.
  • Код a424. Сбой во время обмена данных с датчиками.
  • Код 9053. Несовпадение показателей и времени на оборудовании. Интервал между данными величинами превышает две минуты.
  • Код 018. Работоспособность карты нуждается в проверке.
  • Код 129. Попытка произвести запрещенное действие (например, очистка памяти).
  • Код 34. Невозможно удалить информацию.
  • Код 20. Нарушение целостности данных во время их ввода на карту.
  • Код 22. Произошел внутренний сбой во время обмена данными.
  • Код E0. Память в блоке НКМ переполнена, данные с тахографа на внешний носитель не выгружались.
  • Код 19. Несанкционированная смена датчика движения.
  • Код 031. Сбой в процессе согласования данных между НКМ и тахографом, отсутствие сигнала GPS на НКМ, сбой даты в НКМ и тахографе, процесс активации тахографа нарушен.

Как решить проблемы с тахографом самостоятельно?

  • При сильном загрязнении аппарата для восстановления его работы достаточно почистить элементы. Старайтесь использовать специальные чистящие средства.
  • В случае многих системных ошибок тахографа помогает простая перезагрузка чипа или его повторная активация.
  • Механические повреждения потребуют ремонта или замены деталей. В некоторых случаях требуется замена аппарата на новый.
  • В случае неисправности кабелей либо датчиков также может потребоваться полная замена тахографа или данных элементов.

Важно! Помните, что выявить и устранить серьезную механическую либо программную проблемы может лишь обученный профессиональный специалист на СТО. В противном случае, высок риск усугубить поломку, из-за которой потребуется более дорогостоящий ремонт или полная замена тахографа. Также необходимо не реже двух раз в год проверять работоспособность устройства.

Что входит в проверку тахографа?

  • Обновление ПО.
  • Диагностика пломб.
  • Сверка модели устройства со списком разрешенных к использованию.
  • Проверка идентификационного знака.
  • Проверка всех прочих элементов тахографа на работоспособность.

В мастерской «Мигтранс» вы можете продиагностировать цифровой тахограф на ошибки, отремонтировать устройство или заменить на новое в любой день с 8.30 до 17.30:

МКАД, стадион «Заря», 55-й км.

Требуются услуги по ремонту автомобиля? Наши профессионалы справятся с любой проблемой!

Звоните по телефонам:

СООБЩЕНИЯ О НЕИСПРАВНОСТЯХ

МТСО следит за работой системы и автоматически выводит на экран сообщение в случае возникновения неисправности в каком-либо узле или сбое в его функционировании. Сообщения и рекомендации могут появляться сразу же после закрытия поддона или всякий раз, когда возникает неисправность.

Мигает время на дисплее

Если время на дисплее мигает, это означает, что МТСО автоматически переключился на начало или конец летнего времени и указывает на необходимость переключить время регистрации дисков тахографа на правильное значение.

Сообщение, содержащее код ошибки

При возникновении неисправности в МТСО, на приборном щитке загорается красный светодиод. При этом на дисплее МТСО начинает мигать код ошибки. Код ошибки заносится в память МТСО. Отдельные ошибки также регистрируются на диске тахографа. Сообщения об ошибках делятся на «нарушения нормального функционирования» и «отказы систем и оборудования».

Код неисправности    Значение

А050 Поездка без диска тахографа водителя 1

9051 Не вставлен диск тахографа водителя 1

9052 Не вставлен диск тахографа водителя 2

900F Ошибка при нажатии клавиши. Блокировка клавиши (слишком длительное нажатие)

900A 900B Ошибка CAN (передача данных)

A00C Внутренняя ошибка, ошибка ЭБУ, неисправность батареи

9010 Ошибка дисплея

9060 Ошибка поддона

9061 9062 9063 Ошибка системы регистрации

9064 (две точки не мигают) Сбой в узле привода дисков тахографа

9064 (время мигает) Сбой в процедуре корректировки времени центрирующего кулачка

9430 Ошибка на выводе сигнала скорости В7

А400 Нарушение энергоснабжения

А411 Отсутствие связи со спидометром

А423 Ошибка при связи с датчиком скорости

А00Е Ошибка калибровки

9053 (время мигает) Невозможность синхронизировать время вследствие наличия диска тахографа

А822 Ошибка датчика, ошибка в кодовом ключе/сигнале скорости/серийном номере

Сброс сообщений об ошибках

В случае нарушений в нормальном функционировании, предпримите необходимые действия и подтвердите получение сообщения нажатием любой клавиши. Дисплей вновь вернется в стандартный режим.

При наличии нескольких сообщений, подтвердите получение каждого из них по очереди.

Примечание:

При определенных сообщениях, светодиод на приборном щитке продолжает гореть, указывая на наличие другого нарушения нормального функционирования или ошибки. Сигнальная лампа автоматически погаснет только после устранения причины неисправности.

РЕГИСТРАЦИЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙ НА ДИСКЕ ТАХОГРАФА

Нарушение энергоснабжения

В случае перерыва в энергоснабжении, после того, как напряжение на приборе восстановилось, через короткое время после начала движения, прибор изобразит полоску (1) на диске тахографа.

Прерывание сигнала

Сбои при передаче сигнала между тахографом и датчиком сигнала. Как только автомобиль останавливается, появляется отметка (2). Во время движения регистрация скорости возобновляется. Другой возможной отметкой является отметка (3), которая появляется сразу же после возникновения неисправности и сохраняется до тех пор, пока причина неисправности не будет устранена.

Неисправность прибора

Неисправности в системе регистрации могут привести к следующим нарушениям регистрации:

— Отметка (4), неисправность в системе регистрации скорости.

— Отметки (5) и (6), неисправность системы регистрации в отношении временных интервалов и расстояния.

   

   

   

Расшифровка ошибок тахографов

Устройство учета характеристик машины не сложно в эксплуатации, но чтобы провести расшифровку значков и данных с ленты тахографа понадобится специальная программа или же знание технического языка.

В нашей статье мы расскажем вам, как самостоятельно выявить причину ошибки и каким образом устраняется тот или иной сбой в работе транспортного агрегата. Подробно опишем каждую из проблем и предложим пути решения. Надеемся, что эта информация станет для вас полезной.

Полный список документов, необходимый для оформления карты.

Основные причины снижения функциональности цифрового тахографа

В 2016 году в транспортный устав были внесены поправки, согласно которым владельцам грузовиков необходимо заменить установленные ранее аналоговые устройства учёта на более современные цифровые модели. Они обладают большим объемом памяти,  чем их предшественники, быстрее работают и надежнее.

Система криптозащиты информации не позволяет полностью удалить, частично почистить или иным другим способом фальсифицировать информацию о перемещениях транспортного средства, трудовом режиме водителя, количестве потраченного топлива, пройденном километраже и особенностях маршрута.

Бортовой измерительный прибор – дорогое приспособление, изначально защищенное от сбоев и поломок системой самодиагностики. Она выявляет неисправности и ошибки тахографов «Атолл», «Штрих-М», «Сатурн» вида СКЗИ и других популярных марок, указывает на несовместимость с другими приборами. Запустите эту программу, и вы узнаете, с какой неполадкой столкнулись.

Цены на карты для тахографов можно узнать — Здесь!

Иногда ПО не показывает, что не так, но пользователь видит, что прибор функционирует неправильно. Тогда вам необходимо обратиться в сервисный центр. Техподдержка проведет комплексную диагностику, которая выявит причину сбоя. К самым популярным вариантам относятся:

  • Механические повреждения. Автомобиль сильно тряхнет на кочке, из-за удара отдельные детали установленного аппарата выйдут из строя, и общий ход работы будет нарушен. То же самое произойдет, если пролить на него какую-нибудь жидкости или уронить. 
  • Загрязнение. Если вы не будете регулярно протирать и чистить устройство, чип покроется слоем пыли, начнет неправильно считывать информацию, и «глючить». Не доводите до этого. Если будете использовать неисправную карту, испортите тахограф, а его замена будет не только сложнее, но и дороже. 
  • Неверное программное обеспечение. Заводской брак. В этом случае воспользуйтесь гарантийным обслуживанием и устраните его. 
  • Воздействие прямых солнечных лучей. Владельцы часто крепят прибор на передней панели машины, где лобовое стекло. Ультрафиолет обесцветит специальные знаки и они откажутся функционировать. 
  • Сломаны датчики устройства. Мы не рекомендуем чинить самостоятельно провода и дополнительное оснащение. Доверьте это профессионалам сервиса. 
  • У блока, отвечающего за систему криптозащиты информации, истек срок годности. Обычно он работает исправно три года, после чего требует демонтажа и замены. Это самая распространенная причина появления ошибок.

Основные коды ошибок тахографов vdo 1381, 3283, 81,1324, а также штрих м: описание, пути решения

 

Код ошибки

Описание проблемы и пути решения

9064

Держатель диска неисправен или не виден прибору учета.

81

Такой код тахографа говорит о неполадках, связанных с системой криптозащиты информации.

Данные карты не соответствуют данным в структуре НКН. Такое может произойти при программном сбое или потере функциональности чипа. 

Это ошибка аутентификации карты тахографа. Также может означать НСД — попытка несанкционированного доступа.

а423

Сбой при обмене данных с датчиками. К этой проблеме также относится
50 – поломка принтера, 58 – неверное подключение USB, 65 – картовод отказывается работать.

018

Проверьте работоспособность карты.

20

Целостность информации, транслируемой на карту, нарушена.

22

Внутренний сбой при передаче данных.

9053

Время на оборудовании и показатели не совпадают. Интервал между ними больше двух минут.

129

Вы пытаетесь сделать что-то, что запрещено в данном состоянии устройства. Например, почистить память. 

34

Удалить информацию невозможно

Если у вас нет возможность отнести устройство специалистам, займитесь расшифровкой тахограммы и пиктограмм цифрового тахографа, переведите коды ошибок и неисправностей vdo на понятный вам язык с помощью составленного нами перечня.

Если вы обнаружили одну из перечисленных неполадок, устраните ее. План действий выбирайте в зависимости от типа сбоя:

  • При загрязнении попытайтесь очистить карту от пыли и грязи. Если других причин нет, работоспособность аппарата восстановится. 
  • Если повреждения носят механический характер, придется купить новую деталь, а, возможно, и весь аппарат. 
  • Проблема неисправности датчиков и кабелей также предполагает приобретение работающих устройств. 
  • В некоторых случаях достаточно перезагрузить или заново активировать чип. 

Оформить заказ на карты для тахографа.

Чтобы избежать непредвиденных трат, связанных с заменой деталей или самого прибора, раз в два-года проводить комплексный плановый осмотр техники в сервисе. Сотрудники техподдержки проверят состояние корпуса, пломб, идентификационных знаков и обновят программное обеспечение. Этот комплекс мер позволит избежать  в дальнейшем поломок и продлит жизнь аппарата. 

Теперь вы знаете, что делать, если тахограф выдает ошибку. Надеемся, информация из нашей статьи поможет вам самостоятельно справиться с проблемой, не обращаясь к специалистам. 

У вас остались еще вопросы?

Звоните прямо сейчас 8-800-511-81-93
или пишите нам: cart@rctahograf.ru

вернуться к оглавлению

Любые ошибки тахографа свидетельствуют о неисправности прибора, а также о том, что использовать оборудование запрещено. Некоторые сбои можно устранить своими силами, но в большинстве случаев требуется вмешательство специалистов.

Знать коды ошибок тахографа стоит не только сотрудникам сервисных центров, но и водителям, которые эксплуатируют ТС с бортовыми контрольными приборами. При наличии нужных знаний можно быстро расшифровать показания системы самодиагностики и принять оптимальное решение — пытаться справиться с задачей своими силами или прервать рейс для починки оборудования.

Причины возникновения ошибок в тахографе

Сегодня в РФ допускается эксплуатация только цифровых тахографов (с блоком СКЗИ на внутренних маршрутах, ЕСТР — для международных рейсов). Точность фиксации и достоверность данных, которые хранятся в памяти, напрямую зависит от того, насколько корректно работает оборудование. Любые ошибки цифрового тахографа влияют на эффективность его работы — поэтому эксплуатировать устройство, система самодиагностики которого сигнализирует о неисправности, нельзя.

Причины, по которым может возникнуть сбой в работе:

  1. Заводской брак. Иногда оборудование самопроизвольно выходит из строя — если гарантийный срок не истек, производитель обязан выполнить ремонт или замену.
  2. Нестабильный контакт. Датчики и места подключений могут повреждаться из-за ударных воздействий или вибрации, что приводит к их нарушению контакта.
  3. Механическое повреждение. При ДТП или сильных ударах вследствие наезда на препятствие внутренние компоненты устройства могут выходить из гнезд или получать повреждения.
  4. Перегрев оборудования. При размещении самописца за лобовым стеклом без защиты от солнца техника может перегреться и выйти из строя.

Кроме того, система самодиагностики может фиксировать сбои при контакте электроники с влагой (провоцирует замыкание), многократном неверном наборе PIN-кода, сбоях в питании. Также сообщение об ошибке выводится при использовании просроченной карты или несвоевременной замене модуля СКЗИ.

Причины непригодности идентификационной карты

Даже если срок действия тахокарты еще не истек — прибор может не считать ее, выдавая сообщение о сбое. Самые распространенные причины:

  • повреждение электронного чипа — механическое или вызванное воздействием электромагнитного излучения;
  • перегрев карты — при контакте с открытым пламенем, пеплом сигареты или просто прямыми солнечными лучами;
  • загрязнение — попадание на поверхность масла или других веществ, которые мешают считыванию информации, ухудшая контакт.

Кроме того, в недорогих моделях карточка сама постепенно изнашивается в результате регулярной установки в считыватель. Из-за этого на поверхности появляются царапины, которые со временем могут сделать чип нечитаемым.

Коды ошибок и их описание

Правильная расшифровка ошибок тахографов даст возможность оценить серьезность неисправности и принять решение о ремонте. Полный список условных обозначений обычно приводится в технической документации к устройству. Здесь же указываются самые распространённые сообщения:

  • А423 — сбой при передаче данных с датчиков;
  • 007 — модуль памяти блока СКЗИ заполнен или не отвечает;
  • 018 — индивидуальная карта не считывается или повреждена;
  • 20 — запись на чип карточки прервана или невозможна;
  • 22 — процесс передачи данных прерван;
  • 50 — принтер неисправен или не отвечает;
  • 052/070 — блокировка карточки;
  • 81 — попытка несанкционированного доступа или сбой в системе криптографической защиты модуля СКЗИ;
  • 9053 — нарушение настройки времени (разница между установленным на приборе и фактическим временем превышает 2 минуты);
  • 129 — попытка выполнения невозможной операции;
  • 9064 — держатель диска неисправен или не определяется системой.

Обратите внимание! Приведены коды для устройств VDO DTCO и Штрих М. У других моделей кодировка может отличаться.

Что делать, если тахограф выдает код ошибки?

Расшифровав сообщение, можно принять меры по восстановлению работоспособности прибора. При программном сбое иногда помогает перезагрузка оборудования, при отказе считывания карты — чип можно протереть и вставить в слот заново. Также возможна выгрузка данных на внешний носитель при переполнении модуля памяти или разблокировка заблокированной карты с помощью PUK.

Если же расшифровка кодов показывает, что оборудование или ПО вышло из строя — любые ремонтные работы можно выполнять только в сертифицированной организации. До момента завершения рейса водителю нужно фиксировать данные о пробеге и времени, проверенном за рулем, вручную — только в этом случае он сможет избежать штрафных санкций.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка типизации может привести к остановке работы программа на python
  • Ошибка тахографа 9053 аналогового
  • Ошибка типа данных python
  • Ошибка тахографа 822
  • Ошибка тигуан восклицательный знак