Ошибки чтеца неприятно режут слух

Лишними называют слова, которые не сообщают ничего нового, необходимого для понимания текста. При этом они занимают место, не оставляя его словам нужным, затемняют смысл высказывания, отнимают время у читателя. К счастью, можно научиться узнавать этих врагов и избавляться от них. В этом нам поможет знание типичных примеров пустословия и приемов выявления избыточной лексики.

Типичные примеры лишних слов

Обычно это одно из двух соседних слов, значение которого или а) включает значение второго слова, или б) тождественно ему. Не пугайтесь, всё просто.

а) Собралось тридцать человек строителей. (Слово «строитель» включает в себя значение слова «человек».) В такой питательной среде могли возникать различные всевозможные соединения. (Всевозможные — это и значит различные, причем самые различные, то есть какие только могут быть.) Сюда же можно отнести сочетания «период времени», «март месяц», «первое знакомство», «отступить назад», «подняться вверх», «кивнуть головой», «каждая минута времени», «прейскурант цен», «моргнуть глазами» (встречается вариант «моргнуть своими глазами»), «закатить глаза под лоб», «среди числа прочего». Эти и подобные им словесные излишества обозначаются термином «плеоназм» (многословие).

б) При изучении микромира необходимо учитывать особенности и специфику мельчайших частиц. (Слова «особенности» и «специфика» совпадают по смыслу, любое из них можно смело вычеркивать.) Использование в предложении однокоренных или близких по значению слов обозначается термином «тавтология» (с греческого — «говорю то же самое»). «Истинная правда» или знаменитое «масло масляное» — примеры тавтологии.

К лишним относят также слова, обозначающие:

1. Наличие или появление описываемого (упоминаемого) предмета (процесса).
Примеры: Необходимо учесть все имеющиеся в хозяйстве резервы. Наличие трещин и неровностей не допускается.

2. Действие, которое обозначать не требуется, поскольку описываемый предмет иначе действовать или соотноситься с другим предметом не может.
Примеры: Согласно гипотезе, высказанной Эйнштейном… Здесь содержатся статьи о результатах проведенных исследований.

3. Обстоятельства, уточнения, дополнения, и без того ясные из контекста.
Примеры: Книга знакомит с бурно развивающейся в настоящее время прикладной лингвистикой. Непонимание этого вопроса со стороны руководителей ведет к ухудшению психологического климата в коллективе.

Приемы выявления лишних слов

Перед тем как выложить статью на всеобщее обозрение, перечитайте ее внимательно по предложениям, спрашивая себя: можно ли здесь обойтись без этого слова? А без этого? Если нет, объясните почему. Что изменится, если это слово убрать? Нет ли в предложении однокоренных слов? Нельзя ли сократить предложение без ущерба содержанию, заменив какой-нибудь оборот одним словом? Давайте попробуем!

Укажите, какое слово — лишнее:

Птенцы падают вниз на землю.
Начало в 19 часов вечера.
В декабре было отмечено шесть самовольных прогулов.
Проработал пять лет, не получая ни копейки денег.
По моему личному мнению, выставка не вызвала повышенного интереса.
Не задирайте нос кверху!
В самые ближайшие дни мы это выясним.
Взаимоотношения между супругами улучшились.
Ошибки чтеца неприятно резали слух.
В литературном наследии писателя большое и видное место занимает разоблачение ложных эстетических установок.

Успехов!

В статье использованы сведения из книг:
Г. Я. Солганик. Стилистика текста
А. Э. Мильчин. Лишние слова
Н. П. Колесников. Стилистика и литературное редактирование
Б. С. Мучник. Культура письменной речи

Источником некоторых примеров послужили статьи и комментарии авторов Школы Жизни.

Укажите, какое слово — лишнее:

Птенцы падают вниз на землю.

Начало в 19 часов вечера.

В декабре было отмечено шесть самовольных прогулов.

Проработал пять лет, не получая ни копейки денег.

По моему личному мнению, выставка не вызвала повышенного интереса.

Не задирайте нос кверху!

В самые ближайшие дни мы это выясним.

Взаимоотношения между супругами улучшились.

Ошибки чтеца неприятно резали слух.

В литературном наследии писателя большое и видное место занимает разоблачение ложных эстетических установок.
Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова.

На самом деле Хлестаков — человек, очень оторванный от жизненной реальности.

Новый сплав — великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий

Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.

Между различными традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия.

Загрязнение атмосферного воздуха — животрепещущая и актуальная проблема нашего века.

Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу

Наружная внешность героини достаточно привлекательна.

Отметьте предложение без речевой ошибки (где нет тавтологии):

Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.

Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи.

Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.

Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление

Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки

Отметьте словосочетание, употребленное без речевой ошибки (тавтологии или плеоназма):

в любое время

возвратиться назад

импортировать из-за рубежа

объединиться воедино

Отметьте предложение без речевой ошибки (где нет плеоназма):

Темный мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке

Николай всегда был ведущим лидером нашего дружного коллектива.

Мои коллеги по профессии любят дискутировать, и их часто бывает трудно в чем-нибудь переубедить.

На околоземных орбитах постоянно работают спутники связи, службы погоды.

Отметьте предложения, где есть плеоназм.

Каждый герой романа имеет свои индивидуальные черты.

Последствия вашей оплошности последуют незамедлительно.

Необходимо провести тщательную проверку оборудования.

Из лекции по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний

Отметьте словосочетание, употребленное без речевой ошибки (тавтологии или плеоназма):

махал руками

прейскурант цен

упал вниз

в любую минуту времени

Отметьте словосочетание, употребленное без речевой ошибки (тавтологии или плеоназма):

более важнее

время мчится

в сентябре месяце

взаимоотношения между людьми

Отметьте словосочетание, употребленное без речевой ошибки (тавтологии или плеоназма):

первая премьера

подниматься вверх

в конечном итоге

более сильный

Отметьте предложения, где есть плеоназм.

Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары

Приходилось днем заниматься в техникуме, а вечером — в аэроклубе

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, радости нашей не было предела.

Внутренний интерьер комнаты отдыха располагал к приятному проведению времени: здесь можно было расслабиться после дневных трудов.

Найдите случаи тавтологии и плеоназма. Исправьте предложения.

1) У Толстого каждое действующее лицо имеет своё лицо.
2) Кроме основных занятий, во второй половине дня у нас проводятся факультативные занятия по второй специальности.
3) Это монументальный памятник.
4) Есть ли у вас свободные вакансии?
5) Герой романа «Герой нашего времени» целеустремленно стремится к своей цели.
6) Это был его первый дебют.

Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы:

1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».

2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России.

3. В отличие от становления предпринимательства в ХIХ веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство ХХ столетия являет более пеструю картину.

4. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.

5. На предприятии пока еще не существует специального отдела маркетинга, а все функции пока выполняет инженер по маркетингу.

6. Традиционные экономические теории традиционно (чаще всего и обычно) учитывали только низшие потребности.

Устраните речевую избыточность и тавтологию:

1. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда «Стрела».

2. Наши спортсменки не были в состоянии составить конкуренцию китаянкам и оспаривали лишь места, начиная с третьего.

3. Яснее нам стали видны возможности и пути нашего движения вперед.

4. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы.

5. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.

6. После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей.

7. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.

8. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги.


1.
Вставьте пропущенные слова
.

1.
Внимательно слушают ребята о героизме
и мужестве русских солдат. 2. Из этой
книги я узнал, что Юрий Гагарин начал
вынашивать мечту о космосе еще с
Саратовского клуба ДОСААФ. 3. Язык героев
Шукшина резко отличается от персонажей
других авторов. 4. В кабинете литературы
висят великие писатели. 5. Павел Власов
купил гармошку и стал ходить с накрахмаленной
грудью. 6. На наших экранах отдыхает
польский боксер. 7. Вернув коров на зимнее
содержание, мы провели большую
разъяснительную работу. 8. Русский народ
свято хранит своих полководцев. 9. Чабан
А. Кадыров добился увеличения овец. 10.
Клиентов в одежде не обслуживаем. 11.
Рижане освоили малораспускающиеся
трикотажные изделия. 12. Цех имеет хорошие
показатели по простою вагонов. 13. Гаев
и Раневская своей неспособностью
обречены на вымирание. 14. В этом году
исполняется 900 лет первого упоминания
о старой Рязани. 15. В этом году создана
фонохрестоматия, содержащая стихи
лучших рязанских актеров, охватывающих
школьную программу с пятого по девятый
класс. 16. Зачем Вам уезжать из Франции
в Россию? Ведь Вы почти француз и прекрасно
говорите. 17. Нет точных фактов последствия
встречи Пушкина и Александра Первого.
18. Живя в эпоху политических событий в
стране, Пушкин не оставлял их без
внимания. 19. С 15 сентября подача горячей
воды вновь прекратится, как нас уверили,
по необходимости проверки коммуникаций.

2.
Для того чтобы устранить смысловые
разрывы, сконструируйте переходные
фразы
.

1.
В восемнадцать лет Онегин познал светскую
жизнь. Печорину также наскучила светская
жизнь. 2. Предложения бывают сложносочиненные
и сложноподчиненные. Придаточное
определительное обычно присоединяется
к главному при помощи союзного слова
«который». 3. Роман «Война
и мир» отразил нравственные искания Л.
Толстого 60-х годов.
В романе «Воскресение» еще более
резко обличается фальшь и бездушие
светского общества. 4. «Как закалялась
сталь» — центральное произведение Н.
Островского. Столь же символично заглавие
романа «Рожденные бурей».

3. Устраните недочеты, связанные с
лексической избыточностью (плеоназм,
тавтология).

1.
Горькому удалось наиболее удачно
изобразить образ рабочего. 2. Нам мало
на подготовку полчаса времени. 3. В
отделении совершенно нет никаких
материалов. 4. Между нами установилось
дружное взаимное понимание. 5. Сейчас
мы зримо видим эти черты в нашем молодом
поколении. 6. Живет и вечно будет жить в
веках немеркнущая слава этих героев.
7. Его идеи
будут прогрессивными и передовыми. 8.
Подводя итоги, можно прийти
к выводу, что герой преодолел свои
собственные сомнения. 9. Очень замечательные
пироги печет Пульхерия Ивановна. 10.
Проект гостиницы в центре
города был спроектирован молодым
архитектором. 11. Рождество я отмечал у
коллеги по работе. 12. Деепричастный
оборот всегда обособляется запятыми.
13. Каждый герой имеет свои индивидуальные
черты. 14. В речи он употребляет диалектные
и областные слова. 15. Алексей мысленно
подумал, что это конец. 15.
Все эти песни
почерпнуты из копилки народного фольклора
Севера. 16. Гостям из Венгрии подарили
памятные сувениры. 17. Много нового и
познавательного узнают студенты. 18. В
школе сложилась сложная ситуация. 18.
Приходилось работать в жару, в дождь,
в ненастье.
19. Он всего лишь описал случай, который
случился с ним. 20. Летом
дни длятся длиннее. 21. Более полно и ярко
Некрасов изобразил образы крестьян-борцов.
22. Новая программа ежемесячно регулярно
знакомит нас с новинками литературы.
23. Она по праву завоевала первое место
и призовой кубок.

4. Какие слова
здесь лишние?

1.
В академии воспитывались дети знатных
сановников. 2. Несколько подобная мысль
присутствует и в пьесе А.М. Горького «На
дне». 3. Сейчас информационный центр
занятости населения проинформирует о
свободных вакансиях. 4. На фестивале
полный аншлаг. 5. Праздник был очень
замечательный. 6. Ремонтные работы в
значительной мере создают определенные
трудности для движения транспорта. 7.
Что бы вы могли порекомендовать,
посоветовать нашим телезрителям
приобрести, купить на Новый год? 8. В
романе Л.Н. Толстого сильно подчеркнута
проблема семьи. 9. Софья не любит Чацкого
и не отвечает ему взаимностью. 10. К
сожалению, от малого бизнеса поступления
в городской бюджет очень мизерные. 11.
Доклад подводил итоги изучения Переяславля
Рязанского на протяжении с XV по XVIII век.
12. В нашем городе простые рядовые
работники предприятий месяцами не
получают заработную плату, в то время
как для руководителей предприятий
находятся достаточно громадные суммы.
13. На окраинах вновь воссозданный
диксиленд. 14. Легкомыслие в отношении
к огромному богатству — времени —
делает и талантливого человека бесполезным
пустоцветом. 15. Ошибки чтеца неприятно
режут слух. 16. Госпиталь милосердия
разместился в третьей горбольнице,
заново переоборудованный и обновленный.
17. Не исключено, что скрипка Страдивари,
возможно, находится у кого-то из
деревенских скрипачей.
18. Когда в обществе наступает
напряженность, легче создать иллюзию,
что якобы можно решить все проблемы,
переключив справедливое негодование
людей на ненависть к другим народам.

5.
В каких предложениях слово
свой
лишнее, а в каких оно необходимо?

1.
Русская литература прошла длительный
путь своего развития. 2. Вдруг Софья
теряет свое сознание. 3. Во время летних
каникул он мог целыми днями заниматься
своей химией. 4. Директор интерната свое
главное внимание уделяет воспитательной
работе. 5. Каждая школа с учетом своей
специфики определяет наиболее эффективную
методику использования обучающих машин.
6. В приведенной точке зрения есть и свое
рациональное звено. 7. Иногда сам минерал
на самом себе записывает свой возраст.
8. Прохожий снял свою шляпу и поклонился.
9. Всегда спокойный, неизменно корректный,
В. Иванов заметно выделяется на фоне
своей группы и пользуется большим
авторитетом среди своих однокурсников.

6. Какой
стилистический недостаток отметите вы
в приведенных примерах?

1.
Отец и мать дают сыну в дар садовый
участок, который они имеют. 2. Истребители
взлетали прямо с шоссе, которое было
для них взлетной полосой. 3. В районной
больнице плохо поставлен уход за
больными, которые находятся у них на
излечении. 4. Проходивший вдоль строя
генерал изредка кивал головой и
прикладывал руку к папахе, которая была
на нем. 5. Как можно исправить фразу,
чтобы она была правильной? 6. Правила
хранения: а) рекомендуется предохранять
термос от ударов; б) рекомендуется
заполненный термос хранить в вертикальном
положении; в) рекомендуется
периодически мыть поверхность термоса;
г) рекомендуется хранить пустой термос
с открытой пробкой во избежание появления
запаха.

7.
Отредактируйте тексты
.

1.
Заметив, что к машине в течение часа
никто не подходит, А. Комиссаров
и Ф. Нигматулин открыли дверцы и забрались
в нее. Но машина не заводилась. Младшему
сержанту милиции М. Агибаеву показалось
странным поведение незнакомцев, которые
вели себя подозрительно.

2.
Японские власти только недавно
прислушались наконец-то к требованиям
парикмахеров установить за мытье головы
одинаковую плату для женщин и длинноволосых
мужчин. Повышение цен за мытье волос
для мужчин, носящих женские прически,
является удовлетворением требований
японских парикмахеров.

3. Как известно,
для каждого хорошего произведения
необходимо разумное сочетание трех С:
смысл, страсть, стиль. В тесной зависимости
друг от друга находятся между собой эти
три С.

8.
Распределите обнаруженные вами речевые
ошибки на группы:

а) избыточность высказывания; б)
недостаточность высказывания
.

1.
Сгоряча я могу сделать, а потом будет
трудно исправить. 2. Вот как
глубоко и вместе просто и отчетливо
писал поэт тринадцать лет спустя.
3. К нам подошел молодой мальчик. 4. И
худо-бедно, но дело шло: к сожалению,
именно в нашем городе дела идут хуже,
чем в других. 5. Большая часть поступивших
овощей погублена зря. 6. Продавать векселя
мы намереваемся не только столичным
жителям, но и других городов. 7. Сейчас
будем веселую комедию смотреть. 8. Одесса
с давних пор была местом, куда прибывали
и отбывали различные суда. 9. Сердце
заледенело… Губы ссохлись. Он облизнул
их языком. 10. Ясность цели позволяет
целеустремленно добиваться намеченного.

9. Отредактируйте
тексты. Какие ошибки в них допущены?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Ошибкой при разрешении конфликтов будет тест
  • Ошибки чтения при дислексии характеризуются следующими признаками
  • Ошибкой при внедрении процессного подхода является то что тест
  • Ошибкой какого рода называется ситуация когда отвергнута правильная нулевая гипотеза
  • Ошибки чпу станков

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии