- Литнет
- Литературные блоги
- Двенадцать типичных ошибок современного фентези
Двенадцать типичных ошибок современного фентези
Чтобы не допускать ошибок, новичкам надо знать, какие же проколы нередко допускают авторы, творящие в жанре фэнтези. В этой статье я не рассматриваю фантасмогорию, которая строится на нарочитом абсурде. Только каноническое фентези, то есть жанр, основанный на сказочно-мифологических закономерностях. Подобные ошибки встречаются чаще всего у новичков, но не так уж редки и у «раскрученных». Можно сказать, что это своеобразное пособие для начинающих писателей фэнтези.
Стилизуя произведение под старину (например, под раннее средневековье), авторы склонны наделять героев менталитетом типичного горожанина постиндустриальной эпохи. Переносят на героя собственное мировоззрение начала XXI века. Эдакая смесь хиппи, антиглобалиста и офисного планктона. Мир, дружба, жвачка, равенство, братство и дешёвые кредиты. Даже если это брутальный варвар из племени кимвров, то он непременно прямо в разгар боя начинает рефлексировать на тему этичности убийства врага. Он станет пространно рассуждать о равенстве всех людей. О гармонии природы и нашем месте в нём. О недопустимости войн. О негативном влиянии продажной любви на нравы и мораль социума. Рассуждений о финансовом кризисе и глобальном потеплении пока не встречал, но не удивлюсь, если какой-нибудь горе-философ засунет подобные рассуждения в рот своему герою, вождю галльского племени. Не следует забывать, что полторы-две тысячи лет назад люди жили совершенно в другую эпоху. Условия их жизни кардинальным образом отличались от наших. У них было абсолютно другая религия, совершенно иное мировоззрение и миропонимание. Даже христианство было иным полторы-две тысячи лет назад. Человек той эпохи имел менталитет, заметно отличный от нашего. У него просто не было условий для формирования другого менталитета. То, что для нас само собой разумеется, древнего франка или галла повергло бы в шок или вызвало бы хохот. Постоянные войны, кровная месть, рабство, социальное неравенство, грабительские набеги на соседей были абсолютно обыденными явлениями для человека той эпохи. Он просто не представлял себе, что может быть как-то иначе. Поэтому если бы какой-нибудь фризский воин стал бы рассуждать об эмансипации женщины, его сочли бы сумасшедшим. Да, убийства осуждались, люди боялись смерти, не доверяли жрецам/друидам/волхвам, тяготились неравенством, но отношение ко всему этому было совершенно иное.
2. Современный язык, которым написано произведение. Это касается как диалогов, так и описаний и повествований. Есть такое понятие, как атмосфера эпохи, атмосфера книги. Если вы стилизуете свою книгу под эпоху Древнего Рима, то не следует употреблять слов из современного молодёжного или иного сленга, а также научных терминов, если, конечно, эти термины не были предложены Аристотелем или Пифагором. Я уж не говорю о «канцелярите» (который настолько плотно засел в наших мозгах, что львиная доля книг написана именно на нём). Кроме того, следует избегать фраз, которые имеют у современного читателя устойчивую ассоциацию с каким-либо событием, человеком, эпохой. Опять же, если эти человек или событие не относятся к античной эпохе. Очень странно выглядит следующий текст (если это, конечно, не пародия, написанная с целью посмеяться):
«Секстус увернулся от удара галла и нанёс ему мощный хук слева, после чего пырнул противника мечом.
— Сдохни, мерзкий французишка! — воскликнул Секстус. – Я тебе покажу Кузькину мать!
— Не так быстро, макаронник, — усмехнулся галл, уходя от удара. – Ваша нация хоть и прогрессивная, но в честном спарринге вы ничего не стоите!»
Это пример ошибки на ошибке. Итак, начнём.
Слово «хук» — явный анахронизм. Оно здесь совершенно неуместно, поскольку этот термин взят из бокса, которого в Древнем Риме не было и в помине.
«Слово французишка» во-первых, неуместно как анахронизм (Франции тогда ещё не было), а во-вторых, Франция получила своё название от германского племени франков, а не от галлов.
Фраза «я тебе покажу Кузькину мать» у современного читателя прочно ассоциируется с Хрущёвым, а не с Древним Римом, что вносит в текст только комизм. Да и какой Кузька в Древнем Риме???
«Макаронник» — современное насмешливое название итальянцев. Мало того, что анахронизм, так ещё итальянцы имеют отношение к древним римлянам примерно такое же, как население Ирака – к ассирийцам. То есть достаточно отдалённое.
«Ваша нация хоть и прогрессивная… » Здесь куча ляпов. Во-первых, понятия «нация» у древних галлов не было. Существовали народы, но не нации (которые начали складываться только в средние века, да и то не в ранее средневековье). Во-вторых, «прогрессивная» — слово явно анахронистическое, выглядит как седло на корове. Наконец, сам факт признания галлом «прогрессивности» Рима относится, скорее, к предыдущему пункту (современный менталитет). В древние времена каждый народ считал именно себя венцом цивилизации, а представителей других народов (особенно далёких и иноязычных) – варварами.
«Спарринг» — очевидный анахронизм.
Те же правила действуют в отношении имён героев , которые должны соответствовать миру, народу, эпохе и не вызывать ненужных ассоциаций с другими эпохами и народами.
В одной из книг викинг возражает конунгу и восклицает: «Хватит помыкать нами! У нас не абсолютизм, а военная демократия!» Комментарии излишни…
3. Обратный вариант пункта 2 – бездумное использование архаичных слов и конструкций, которые, по мнению автора, добавляют той самой «атмосферы».Нередко горе-писатели лепят эти слова и конструкции, не разбирая ни их смысла, ни уместности применения. В одном произведении, стилизованном под эпоху самураев, воин был одет в яркую епанчу. Видимо, автор писал о русском офицере XVIII в, приехавшем из Московии на Хоккайдо в поисках приключений. Кстати, автор называл оружие героя то катаной, то скимитаром. В другом опусе, стилизованном под времена третьего крестового похода, на голове рыцаря был бехтерец, а сражался он «шишаком на длинном древке». Как у героя на голове держалась броня, предназначенная для туловища, автор умалчивает. Зато он отлично живописует преимущества использования шлема на палке в качестве оружия. То же самое касается фраз типа «гой еси» в речи древних германцев и сарафанов на девушках из раннесредневековой Британии.
4. Несоответствие между степенью развития разных отраслей народного хозяйства. Часто встречаю в произведениях следующую картину. Описывается быт эпохи перехода родоплеменного строя в раннефеодальный, и тут же фигурируют гораздо более поздние предметы и явления, как векселя, доменные печи, бригантины и галеоны. Выглядит всё это примерно как арифмометр на борту межзвёздного крейсера. Уж если вы хотите ввести в сюжет что-то подобное, то лучше списать это на волшебство.
Один автор написал, что народ, собравшийся на тинге, потребовал от конунга не чего-нибудь, а конституции! Хорошо, что не Общественной палаты или арбитражного суда.
5. Смешивание в одной культуре предметов и явлений, которые не могли существовать в ней по причине нефункциональности. Описываются народ, находящийся на стадии родо-племенного строя. Воины носят кожаные доспехи, но вооружены алебардой, глефой, протазаном, то есть оружием, предназначенным специально для борьбы с тяжёлыми, бронированными всадниками, которых в книге нет и в помине.
6. Банальные ляпы, имеющие происхождение от незнания описываемого предмета или явления, вроде отливки монет (встречается довольно часто) или пресловутого перумовского фехтования глефой.
7. Одновременная стилизация под совершенно разные, но реально существовавшие, эпохи и народы. В одной книге народ внешностью, бытом и нравами похож на нечто среднее между германцами и славянами VIII-IX вв, а имена у них частично японские, частично тюркские. Если уж необходимо создать такую микст-культуру, то, очевидно, лучше вообще не стилизовать её под реальные народы и эпохи, а придумать что-то оригинальное.
8. Поступательная «прокачка» протагониста и параллельное усиление противодействия со стороны антагониста. Совсем как в компьютерных играх. Если в начале книги герой – очкастый задохлик, то к концу – крутой воин, владеющий рукопашным боем, супер-магией и самыми что ни на есть зачарованными железяками. Силы зла тоже, разумеется, становятся всё круче и круче.
9. Штампы, штампы. Их нескончаемое множество. Каждый женский персонаж – обязательно жгучая брюнетка с пышной копной волос, упругой грудью, длинными ногами и столь же длинными ресницами. Губы либо пухлые, либо сочные, либо страстные, либо всё вместе. Поведение обычно маскулинное со всеми, но с главным героем становится дурочкой, тающей в его объятиях. Броня в виде лифчика и стрингов. Второй тип – строгая магесса в очках, недотрога и синий чулок, общается высокомерно, проповедует феминизм различной степени радикальности. Однажды всё равно оказывается в постели с главным героем, где тоже может читать лекции на тему превосходства женщины над мужчиной.
10. Морализаторство, поучения и кухонная философия, преподносимая в виде чётко сформулированных положений. Об этом отдельная статья.
11. Плохая продуманность принципов существования мира и жителей: физики, географии, экологии и т.д. Если ваш мир освещают три солнца, а смена дня и ночи ничем не отличается от земной, то этим ляпом вы непременно вызовете недоверие читателя к вашему миру.
12. И, наконец, то, что, по моему мнению, просто губительно для фентези. То, что удаляет из него собственно сказку, миф, загадочность. Это превращение магии, мифические расы, дальние страны в нечто повседневное, рутинное, обыденное.
Магия доступна всем, магические школы встречаются чаще, чем кабаки. Колдуют все: от бомжа до императора, поскольку научиться волшебству может любой. Или почти любой; в этом случае тот, кто не овладел колдовством, выглядит даже гораздо более загадочно и интересно, чем супер-маги, летающие на драконах и пуляющиеся заклятиями полной аннигиляции. Эльфы и гномы живут на одной лестничной площадке с протагонистом, а в дальние страны ездят на выходные попить пивка. Главный злодей – это просто накачанный стероидами мужик, который ударом кулака может убить слона. Разумеется, он владеет всеми видами боевой магии, но это не важно, потому что к концу книги протагонист будет знать на одно заклинание больше.
В результате таинственный мир, полный чудес, загадок, открытий, находок, необъяснимого и невероятного превращается в банальные серые будни, которые надоели любому из нас в реальной жизни.
Фентези основано на сказочном, мифологическом фундаменте. Этим оно и отличается от других видов фантастики и от приключенческой литературы. Однако я не припомню ни одной сказки, ни одного мифа, где все или большая часть персонажей вовсю колдовали бы. Если бы в сказке «Золушка» волшебством владела бы не только крёстная, а все, начиная от самой Золушки и заканчивая мышами, которые были запряжены в тыкву, то композиция сказки развалилась бы. Мало того, сказка вообще потеряла бы здравый смысл в любом из его проявлений.
Книги, где всё сверхъестественное и загадочное становится частью повседневного быта, не может считаться фентези. Это будет приключенческая книга с тем лишь отличием от романов Майна Рида или Фенимора Купера, что вместо бледнолицых будут эльфы, а вместо индейцев – орки. Или наоборот. Луки индейцев заменим на луки эльфов, а ружья и пушки – на файрболы и большие файрболы соответственно. Не забудем соседа Джона переименовать в гнома Балора, а кухарку Бетси – в полуэльфийку Дайлу. Вот и всё. Ничего сказочного, фентезийного в этом нет. Повседневность.
Однако человеческая психология такова, что если каким-то навыком владеет один человек из ста, то это не воспринимается как нечто сверхъестественное. Даже если им владеет один из десяти тысяч (спортивные рекорды), но природа навыка всем хорошо известна (хорошая физическая подготовка, тренировки), то даже в этом случае вряд ли кто-то сочтёт это чудом. Мало того, даже мировые рекорды, на которые способны единицы из сотен миллионов человек, воспринимаются как выдающиеся достижения, но… не как чудо.
Если чужие страны удалены от нас на десять тысяч километров, но мы имеем представление о том, кто там живёт и что происходит (хотя бы в общих чертах, на основе телепередач), а попасть туда можно, долетев на самолёте, то вряд ли это место сможет стать для нас загадочным, чудесным, волшебным.
Введение в сюжет орков, эльфов, колдунов, замки само по себе не делает из книги фентезийное произведение. Если мы в «Войне и мире» заменим Пьера Безухова на гнома Бурабая, Андрея Болконского – на эльфа Тираэля, а князя Василия – на колдуна Дурдураба, то всё равно мы не получим фентезийный роман. Это будет та же книга, только в вычурном исполнении.Может быть, я несколько строг по отношению к авторам, но если книга содержит два-три пункта из списка, то для меня это достаточный повод усомниться в способностях автора к фентезийным произведениям и не рассматривать опус всерьёз. Более трёх пунктов – достаточное основание, чтобы закрыть книгу и более не возвращаться к творчеству автора вообще. По крайней мере, к фентезийному. По крайней мере, до тех пор, пока автор не перестанет делать халтуру.
Самое частое возражение на мою критику заключается либо в словах «это фантазия, а в фантазии возможно всё», либо вообще «моя книга, что хочу, то и пишу, не хочешь – не читай, другие читатели найдутся». Кстати, именно последнюю фразу я услышал от своего нынешнего друга и соавтора Сергея Борисова ещё в далёком 2001 году. Я сказал ему, что в «Параллельном кошмаре», который тогда представлял собой рукопись в два десятка глав, отсутствует композиция, а сюжет состоит из череды мало связанных между собой эпизодов, которые можно произвольно менять местами. Правда, потом он согласился, и мы вдвоём серьёзно поработали над композицией книги, выбросив многое из написанного им ранее. рпралелльный кошмар- не фентези, но пример наглядный. Когда говорят, что в фантазии возможно всё, я отвечаю, что нужно отличать создание мира от галлюцинирования. В галлюцинациях, действительно, возможно абсолютно всё. Однако каждое фентезийное произведение должно содержать в себе порядочную долю реализма, иначе оно станет абсурдной фантасмогорией. Хорошая идея – поразить читателя оригинальностью своей фантазии, но надо знать предел, который переходить не стоит.Есть книги, где автор сознательно отходит от канонов и вносит что-то новое. В новаторстве и заключается творчество. Однако отступления от канонов далеко не всегда приводят к удаче. Чаще всего неуместные, вычурные новшества больше смахивают на ляпы и только портят текст. Никто не спорит, что экспериментировать необходимо. Мастера творят вне рамок. Но прежде, чем изобретать своё, нужно хорошо усвоить азы. И уж тем более новичкам следует очень осторожно относиться к экспериментам.
(с)Александр Николаевич Бирюков
Сборник прописных истин от простого бывалого читателя, о которых МТА (и не только М) почему-то постоянно забывают
Редкая и осторожная нецензурщина
«Часть первая. Параграф первый.
В первой части данной статьи мы с Вами, дорогой читатель, поговорим о штампах.
Почему в таком, казалось бы, благодатном для выдумки материале, как фэнтези, вообще распространены штампы? Чаще всего они встречаются у авторов неопытных, так сказать, «не расписавшихся». И не надо путать штампы с архетипом – частью литературного мифа, тем, что стопроцентно найдет отклик в читательских сердцах и душах. При грамотной обработке на основе архетипа можно получить настоящий шедевр или просто крепкое, хорошее произведение… А грань между архетипом и штампом очень тонка, и преступить ее ничего не стоит.
Штампы можно условно поделить на сюжетные, «персонажные» и связанные с устройством мира.
Сюжетные штампы.
1. Мегаартефакт и пророчество.
Вот мы раскрываем книгу и попадаем в какой-то фэнтези-мир. И тут же выясняем, что мир находится под властью Черного Властелина (эта фигура сама по себе штамп), а спасти всех может только Супер-Пупер-Мегаартефакт, о котором говорилось еще в пророчестве отошедшего от дел волшебника, который умер триста лет назад. Артефакт надо либо уничтожить (знакомая песенка, а?), либо найти и использовать против Властелина. Пфф… переключите канал! В смысле, закройте эту книгу и поставьте обратно на полку.
2. Туда и обратно.
Этот штамп бывает двух видов. Вид первый: нашего героя посылают. Высшие силы/король/самый главный маг/мама для того, чтобы найти смысл жизни/убить дракона-спасти принцессу/найти Супер-Пупер-Мегаартефакт (см.п.1)/отнести пирожки бабушке. Вид второй: герой посылается сам. Дабы найти сакральный смысл бытия/носки/подходящую банку для засолки огурцов/Супер-Пупер-Мегаартефакт… Причина появления сего штампа одна – автор придумал ну очень крутой мир и хочет всем его показать. А как это сделать проще всего? Правильно, нужно заставить героя совершить путешествие… см.п.1. Или он может отправиться за похищенной/ым возлюбленной/ым, либо он просто путешественник и вор/бард/скрывается от ментов (эти типажи будут подробно рассмотрены в персонажных штампах). Нет, ну на мир полюбоваться можно, конечно… если он правда красиво устроен.
3. Очаровательный пушной зверь.
Миру должен наступить/уже наступил БОЛЬШОЙ пи… БА-ДА-БУМ. И спасти его может только… см.п.1. Или спасать уже нечего и необходимо выжить… и построить новое общество… ы-ы-ы-а-а-ав… а Вы еще не зеваете, читатель?
4. Все было не так!
А тут мы подходим ко всяческим историческим «фэнтезЯм». Т. е. берется какое-то крупное историческое событие и… добавляется чутка магии… храбрый герой с горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками… и УСЁ событие выворачивается наизнанку. Пастухи оказываются королями, миледи – вовсе не миледи, а скорее даже сэр. Хе, белые на самом деле были красными, а красные – вообще вампирами! А хули! Внутренний критик негодуэ.
5. Ты мне снишься, да? Ну, снись, снись.
В мире происходят невероятные дела! Все просто потрясающе, восхитительно и вообще круто! Мы с нетерпением следим за действиями персонажей, подбадриваем их, сочувствуем, негодуем на врагов. С трепетом открываем последнюю страницу… и видим фразу вроде «и она проснулась в холодном поту». Появляется такое чувство, будто тебя ограбили. Автор, вашу мать, едрёна вошь, ты чего делаешь?!
6. А говорил я Канту…
Тоже одна из разновидностей исторического фэнтези. Герой ВНЕЗАПНО меняется телом с… Наполеоном! Или еще кем-нибудь столь же значимым. И пошла чехарда, губерния пляшет, играючи выигрываются битвы… Как вариант, герой может попасть в соответствующую историческую эпоху и давать советы САМ. Ага, и при этом обычно имеет историческое, военное, литературное или еще какое-нибудь профильное образование. Тоже внезапно.
7. Мстя моя будет страшна!
Сей штамп характерен не только для фэнтези. Заключается в том, что героя однажды ОЧЕНЬ сильно обижают плохие дяди, убивают его возлюбленную/семью/род/деревню/любимую собачку, а его самого оставляют в живых (лично я всегда удивлялась – ЗАЧЕМ??? Неужели так сложно его убить к чертям собачьим?!). Тут-то и начинается ОНО. Герой мстит. И см. название пункта.
8. Борьба бобра с ослом.
Есть герой добрый, наивный, милый, восторженный, белый-белый, горя… пушистый-пушистый. А есть герой злой, жестокий, мерзкий, и обязательно глупый, он убивает десяток младенцев еще до завтрака и закусывает их родителями, вследствие чего изо рта у него пахнет отнюдь не розами… И вот светлый герой, олицетворяя собой добро, чаще всего еще и бывая Избранным (об этом в персонажных штампах), вызывает темного на бой. Или собирает армию. Этот штамп является подвидом штампа №1.
9. У, параллельные, ну как вы достали меня!
Параллельные миры. Точка. Заглавный букв. Никакие комментарии не способны выразить то чувство, что возникает при чтении очередного творения, где герой по сюжету проваливается в яму/открывает шкаф, а там/напивается в трактире и знакомится с чуваком, который может отправить его в Ялту одним пинком…
Мы с Вами, дорогой читатель, рассмотрели наиболее часто встречающиеся и более всего бесящие сюжетные штампы в фэнтези. В следующем параграфе мы перейдем к штампам, характеризующим персонажей.
Часть первая. Параграф второй.
Персонажные штампы.
С персонажами намного труднее, чем с сюжетом. А почему? Да потому что хороший персонаж — тот персонаж, который нам с Вами, дорогой читатель, нравится, а, следовательно, неизбежно в чем-то похожий на нас. Аксиома психологии – наиболее приятно человеку, когда говорят о нем, называют ЕГО имя. Вот и герой всех этих ваших «фэнтезей» тоже должен быть мил и понятен читателю. И все же есть некие весьма заезженные образы, использование которых не украсит автора в глазах читателя. О них я и расскажу.
1. Хозяин трактира.
Трактир вообще особое место и особое заведение в любом фэнтези-мире. Куда бы ни закинула жестокая судьбинушка героя, трактир должОн быть. Да-с, и обязательно с хозяином, который лично стоит за стойкой и почему-то постоянно протирает стаканы… Когда бы к нему ни заглянули герои – он протирает стаканы. В крайнем случае, стойку. Личность меланхоличная, привычная к дракам и разбоям, жадноватая и склонная к мошенничеству.
2. Вор.
О, сия личность особенно примечательна! Если это мужчина, то он непременно прекрасен, как бог, умен, хитер, изворотлив, может своровать/уже своровал Супер-Пупер-Мегаартефакт… впрочем, если это женщина (а вот это, надо сказать, встречается несколько реже), то см. выше. Чрезвычайно харизматичные личности, обаяшки и вообще пуськи. Ах, да, за ними обычно охотится целое королевство. И не может поймать. Или ловит, но в последний момент Вор успевает сбежать/обхитрить стражу/изображает из себя мертвого…
3. Путешественник/бард/бродяга/странствующий маг.
Гражданин глубоко романтичный, непонятый миром, отверженный и неприкаянный. Иногда его обуревает сильное чуЙство справедливости, которое он стремится постоянно удовлетворять. Это бородатый странник, следующий за ветрами и необузданными порывами своей души. Если сей чувак не эльф, не варвар, не мститель, не сирота, у которого плохие дяди поубивали всю семью/род/деревню/любимую собачку, если у него нет волшебной/говорящей/какой-нибудь зверушки, которую он считает своим единственным другом, то штампом не является.
4. Самый Главный Маг.
Именно заглавными буквами, а если в тексте не заглавными, то чувства и мысли сего персонажа живо исправят эту несправедливость. Ну, что тут сказать… сверхмогучий, сотрясающий небо и землю академик какой-нибудь МегаАкадемии волшебства, колдунства, чародейства и магии, Адепт сильнейшего ордена… и т.д., и т.п. Бывают на стороне бобра, но и с ослами охотно якшаются. С ослами даже охотнее. Наиболее распространенный вид – бородатый плащеносец, ареал обитания весьма обширен, основная функция – раздача советов и интеллектуальных пиздюлей незадачливым героям.
5. Избранный.
Падите ниц! ОН идет! Этими двумя короткими фразами все сказано. В мире, где водится сие творение демиурга, обычно существует некое САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРОРОЧЕСТВО, которое гласит о приходе Избранного/ой и о том, что будет он/она прекрасен/на, как Луна и Солнце, вместе взятые, и будет силой владеть невероятной, и очень густой шевелюрой… кхм… в общем, спасет всех нахрен.
6. Влюбленный вампир.
О боги Асгарда, за что прогневил вас так автор этой статьи?! Только не ВАМПИРЫ! И, ради ясных глаз Локи, только не ВЛЮБЛЕННЫЕ! У меня к авторам, пишущим подобное, только один вопрос – а вы способны полюбить свой бутерброд? Ну, вот представим, что бутерброд имеет разум… м-да… что-то я куда-то не туда заехала… хотя… тема, конечно – разумные бутерброды…
7. Добрый/влюбленный демон.
См.п.6. Ну, это уже положительно не смешно! Ладно, влюбленный… предположим… ТОЛЬКО ПРЕДПОЛОЖИМ, что демоны не питаются людьми (хотя многие с бАаальшим удовольствием это делают). Но вот доброта… откуда, черт возьми?! Обоснуй имеется? Ну, если имеется, и достаточно веский и пушистый, то штампом не является.
8. Черный Властелин.
А вот этот чувак, в отличие от предыдущего, вообще не испытывает никаких светлых чувств. По определению не может. Нет, вы не поняли, ВООБЩЕ никаких светлых чувств. Ему незнакомы сострадание, жалость, нежность, любовь и, УПАСИ БОЖЕ, доброта. Это же ЧЕРНЫЙ Властелин, ребята. Какие еще чуЙства? Я вас умоляю. На самом деле фэнтези уже отходит от совсем сказочных канонов и давно впускает в себя чуть больше реалистичности. Т.е. зло не может быть абсолютным. У любого, даже самого ЧЕРНОГО, негодяя найдутся оправдания. Так что, граждане читатели и авторы, СОВСЕМ черные, без единого пятнышка, властелины уже неактуальны…
Часть первая. Параграф третий.
Штампы, связанные с мироустройством.
Вот мы и перешли к ключевому элементу любой фэнтези-истории. Забудьте все, что до этого прочитали в статье! Сюжет МОЖЕТ быть штампом, но при наличии интересного, оригинального, грамотно описанного (о ляпах мы поговорим во второй части) мира это МОЖНО простить. Даже злосчастного хозяина трактира можно простить автору, был бы, как говорится, мир хороший! Но нет… авторы упорно тянутся к…
1. Усредненное европейское средневековье.
Граждане авторы! Хочу сделать официальное заявление! В человеческой истории было МНОГО интересных периодов, которые можно было б использовать как основу для создания мира. Вот, эпоха Возрождения, например, времена до нашей эры… А еще, обрадую вас, авторы, много разных народов проживало на земле, не только европейцы (а в частности, англичане и французы), арабы и славяне!
2. Сказка в городской черте.
Вампиры, оборотни, маги, прочая нечисть… живет прямо у нас под носом. Вот, просто по улице пройти нельзя – уткнешься в какого-нибудь вампира! Или, того хуже, демона. Честно, изнанка мироздания, управляемая некими магическими силами – это здорово, это классно, но… но мало кто может достаточно весомо и грамотно это обосновать… И на выходе мы имеем непонятные истории о НИХ, которые СРЕДИ нас, но никто, почему-то не видит… Или видит, и он – Избранный! Фув… тухло как-то…
3. Аз есмь… царь!
Мир, управляемый магами… часто какой-то своей частью подпадает под первый пункт… Ну, что вам сказать: власть в сем мире существует как-то автономно от населения. Все, что могут придумать маги-цари, это собирать налоги… Либо, наоборот, бросаемся в другую крайность – маги управляют всем и вся, без их ведома нельзя жениться/убиться/чихнуть/поковырять в носу.
4. А это что, и стеночку магазина можно так? («Иван Васильевич меняет профессию»)
Шел герой, шел по лесу, грибы собирал… али от ментов убегал, а тут… БАЦ! ТРАХ! БУМ! Упал в яму, очнулся… в другом измерении. В аду. Ад и рай – это отдельная и очень страшная тема всех фэнтези-миров. Не только тех, которые пишут непосредственно о них, но и тех, в которых просто присутствует официальная религия, похожая по догматам на христианство. Тут, надо сказать, люди-авторы мыслят просто МЕГАшаблонно. Лучше не трогайте эти места не столь отдаленные вообще… оставьте это Данте. Этот пункт также относится к любым измерениям/параллельным мирам. Я вот, скажу честно и откровенно, еще нигде не видала описания чужого измерения, которое было бы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО чуждо человеческому и этим интересно.
Что ж… засим мы со штампами можем покончить. Про штампы в мироустройстве сказать можно с одной стороны – много, а с другой… Терзают меня смутные сомнения, что если фэнтези-мир РЕАЛЬНО не будет похож, хоть самую капельку, на наш, то никто (кроме меня, разумеется) читать про него не будет. А потому я привела в статье только самые распространенные и самые надоедливые штампы.
Итак, во второй части статьи мы перейдем к разговору о ляпах в фэнтези.
Часть вторая. Параграф первый, он же, как свежесть у осетрины, последний.
Ляпы, или Автор, учи матчасть!
Есть один замечательный анекдот.
Курсант военного училища сдает экзамен. Преподаватель, подполковник, задает ему вопрос:
«Какой скобой крепится кабель на такой-то детали танкера?».
«Металлической», — отвечает курсант.
«А вот и неправильно! — радостно говорил подполковник. — Если бы вы прочитали учебник, а конкретно такой-то параграф про крепление, то вы бы знали, что кабель крепится ВЫШЕУПОМЯНУТОЙ СКОБОЙ».
Авторы фэнтези, как сие ни прискорбно, этого анекдота, наверное, не знают… Иначе чем и как можно объяснить нежелание элементарно разобраться в предмете, о котором собираешься писать? Типа фэнтези – это сказка, и реалистичность или хотя бы логика там не нужна? А между тем по-настоящему интересными книги становятся тогда, когда читатель может полностью окунуться в незнакомый, новый мир. А для того, чтобы читатель окунулся и не захлебнулся, автор должен точно знать, как и что он пишет. Повторяю, ДОЛЖЕН! И никаких отговорок!
1. Прикладная география/история/экономика.
Итак, берем учебник географии/истории/экономики (не принципиально, за какой класс, лучше даже университетский) и учим! Как образуется тот или иной климат, почему соленое озеро – это большая редкость, в каких районах чаще всего случаются землетрясения… Затем законы наследования престола, образования государства, основы работы Тайного Совета и зависимость государственных дел от религии… Дальше – конвертация валют, чеканка и печать денег, законы оборота капитала… Сложно и скучно? Ну, простите, дружочек, сами виноваты – писателем стать захотели-с! А уж если вы пишете альтернативную историю, то вам просто сам бог велел немедленно изучить все доступные материалы по вопросу.
2. Оружие и доспехи.
Авторы, умоляю, посмотрите хотя бы на картинку того, что вы собираетесь описывать! Хоть одну-разъединственную статейку про стали и их легирование почитайте, прежде чем вешать мечи героям на спины! Кстати, об этом излюбленном авторами способе ношения меча – он работает, т.е. удобен, при соблюдении нескольких условий: легкость и минимальная длина. Ну-ка, возьмите какую-нибудь палку длиной в метр и десяток сэмэ, прикрепите ее себе за спину и попробуйте ОЧЕНЬ быстро вытащить. Упс! Забыла предупредить, вас при этом еще кто-нибудь пытается убить. Лично я бы сделала это в тот момент, когда вы заносите руку за рукоятью меча… Ага.
Катана… О, катана – венец эволюции, opus magnum любого кузнеца, состоит из туевой хучи слоев легированной стали с примесями титана и некоторых редкоземельных металлов, а потому способна разрубить тяжелый рыцарский доспех из следующего абзаца, как лист бумаги. Ага, ЩАЗЗ. Количество слоев ограничивается всего четырьмя. Это раз. Потому что чем больше слоев, тем, как ни парадоксально, более хрупкой становится катана, т.к. сцепление между ними становится все меньше и меньше, и в результате меч просто рассыплется у вас в руках. Два: преимущество катаны в легкости, которая достигалась за счет легирования стали, а это значит, что разрубить полный доспех она, увы, не способна. А миф о том, что катаной можно разрубить человека от плеча до пояса, объясняется хрупкостью костей японцев, которые всю жизнь питаются рисом и употребляют мало мясных продуктов…
И если ваш герой должен быть мобилен и подвижен в бою, даже и не думайте надевать на него полный комплект доспехов. Он весит около 20-30 кг, герой без посторонней помощи не сможет даже сесть на лошадь! А уж махать мечом, грозно потрясать копьем и бегать… К тому же не забываем о том, что полный доспех надевался обычно на турниры и, соответственно, стоил ого-го. А рыцари, все-таки, не Крёзы и не короли.
Арбалет! Излюбленное оружие всех мастеров фэнтези. Еще бы, даже на вид круче, чем лук! И да, пробивная способность у арбалета все-таки выше, но зато… скорострельность вообще ни к черту, к тому же процесс перезарядки достаточно долог и трудоемок. За минуту арбалетчик может выпустить всего два-три болта, когда как из лука за это время вылетит стрел десять. Арбалет хорош для выстрелов из засады, и, желательно, ВНЕЗАПНЫХ. Кстати, имеем в виду, они (стрелы и болты) имеют неприятную особенность кончаться. Хе-хе.
3. Деньги.
Тут все просто. Хорошенько подумайте, правильно ли нагружать героя килограммами тяжелых золотых и серебряных монет? Стоит учитывать, что золото и серебро были несколько более редко встречающимися металлами, чем медь. К тому же чистые металлы для чеканки монет не приспособлены – только смесь, т.к. золото слишком мягкое, а серебро – тяжелое.
4. Путешествия.
А не так уж и просто было войти в другой город или — уф! – другую страну. Конечно, визу заказывать было не надо, но элементарно заплатить пошлину – обязательно.
5. Магия.
Вы, конечно, удивитесь, но за любое магические действие тоже нужно платить. Парочка книг по эзотерике вам тоже пригодится. Даже если маг — вот дурак! – работает бесплатно, ему за свою работу все равно придется что-нибудь отдать. Только не вам. И не тому, кто, собственно, действие заказывает. Высшим силам. И уж они-то возьмут… От них, как от налоговой инспекции, не укроешься, потому что долги с мага снимут в таких размерах, что он может и жизнь потерять, и всем своим потомкам эту самую жизнь попортить. Изрядно.
6. Психология.
Да, она вам пригодится, если, конечно, вы хотите создать ярких, достоверных и интересных персонажей. А если не хотите… Что ж, какого тогда, простите, серого мыша (чтоб не сказать — хрена), вы делаете в писательстве???
Итак, самые распространенные и глупые ляпы мы с вами разобрали, дорогие читатели и писатели. Давайте не будем чукчами, а будем создавать глубокие и интересные произведения. А, самое главное, оригинальные.»
Отсюда: ficbook.net/readfic/372605/1363185#part_content
Давно подумывал открыть у себя в жежешечке что-то вроде литературного линча для начинающих писателей. Этот пост — первая ласточка.
Камрад прислал по аське ссылку на пробу пера в жанре фэнтези в трёх, как я понял — пока, частях. Собственно, первая, вторая и третья.
Небольшая выдержка из самого начала:
Как-то тяжело бегать с больным животом. Спрашивается, отчего ему болеть-то? Вроде не переедал, питался нормально, не пил уже три недели — ан нет, боли дикие. Можно бы было спокойно полежать дома на диванчике, посмотреть телевизор, вместо того, чтобы идти бродить по центру города.
А теперь я бегу. Неизвестно куда, не особо быстро, но бегу. И если меня догонят эти двое благообразных молодых людей в серой форме —
у меня будут крупные неприятности.
Простите за невежливость — меня зовут Максим, Максим Воронин. Обычное имя, обычная фамилия. Последние несколько часов я вообще не могу понять, что со мной происходит. Мой мозг меня не слушается, я вижу какие-то странные вещи и разговариваю сам с собой. Вернее, кто-то в моей голове разговаривает со мной — я пока не решаюсь ему отвечать. В данный момент я занимаюсь тем, что пытаюсь найти подворотню, где темнота поможет мне скрыться от бравых сотрудников правоохранительных органов, почему-то более похожих на оборотней.
Камраду я ответил, широко и обстоятельно:
«Сорри, чувак, но дальше я пока читать не буду. Ибо графоманство в чистом виде. Пара шуток есть — хорошо, идея вроде интересная, но форма не выдерживает критики совершенно. Таких поделок по всему интернету навалом.
А теперь конструктив: распространённая ошибка — начинать писательство с произведений от первого лица, поскольку редкий автор выдерживает баланс между своим персонажем и окружающими. Обычно он с большим усердием и любовью прописывает «себя», оставляя окружающим роль картонных одномерных статистов. Хоть это и имхо, но я бы рекомендовал тебе попробовать переписать уже написанное от третьего лица. Разница, думаю, будет в лучшую сторону.
Дальше, не пренебрегай описательной частью. Дурной тон — выдавать информацию о происходящем в диалогах. Из-за этого они выглядят наигранными, неестественными. У даилогов немного другая задача: развлекать читателя (если их, как у тебя, пытаться делать остроумными) и раскрывать характеры персонажей. Информацию же о том, кто где и когда лучше передавать в описательной части.
В-третьих, твои персонажи выглядят наивными. Тут либо-либо: либо ты пишешь стебный рассказ, тогда градус гротеска нужно только повышать, либо ты хочешь написать серьёзное, но нескучное произведение — тогда тщательно соразмеряй каждую реплику. Лучший вариант — представить на месте каждого из персонажей реального, знакомого тебе человека, подходящего по характеру — и «примерять» каждую реплику на нём. Это поможет тебе понять, может ли такая фраза в действительности прозвучать в устах этого человека, или она ему не подходит.
В-четвертых, надеюсь, у тебя есть план и ты знаешь, чем твоя история закончится. Писать «набело», соображая по ходу дела что да как там будет дальше — очень вредная привычка. Скорее всего, не выйдет ничего или результатом станет кривое, рассыпающееся на части повествование. В любом случае, произведение без плана обречено на переписывание, потому что потом придется подгонять начало под все кунштюки, которые выкинет твоя фантазия под конец истории. Опять же, довести это дело до ума будет очень сложно и затратно в плане времени и сил.
Ну и в-пятых, надеюсь, ты также имеешь представление об основных персонажах и их характерах. Грамотный план литературного произведения — это план собственно повествования, описание характеров персонажей и их взаимодействий, если количество персонажей велико. Как я уже сказал, идеальным вариантом было бы представить на месте каждого известного тебе персонажа реально существующего человека, чтобы сделать их более правдоподобными.»
В принципе, можно было сделать и более подробный разбор — по конкретным моментам и т.д., но в этом нет смысла пока не соблюдены ключевые моменты, приведённые выше.
Может, сделаю эту рубрику у себя постоянной — если будут ещё материалы на разбор.