Ошибки при пении
В статье об эталонном звуке мы разобрались, какими характеристиками должен обладать профессиональный качественный звук. Поговорим подробнее о том, каких недостатков в звучании нужно избегать и что делать, если они имеются. Приводим ниже выдержку из книги В. Мордвинова «Практика основной работы по постановке голоса»:
«Один из больших недостатков — качание голоса, тремоло или дрожь. Качание голоса в лице широких волнообразных колебаний обычно происходит от неумения пользоваться дыханием и постепенно, путем нормальных занятий голосом, исправляется. Причина такой дрожи в недостаточном прикрытии звука или в перегрузке гортани слишком громким, длительным до утомления пением, криком, пением слишком высоких нот и т. д., то есть в переутомлении голосового аппарата, в результате чего нарушается нормальное состояние гортани и окружающей ее мускулатуры, которая делается недостаточно устойчивой.
Каждое движение гортани отражается на ровности звука, в смысле выдержанности точной высоты определенного тона. В сильно тремолирующем голосе иногда звучит не та нота, которую нужно спеть, или, вместе с основной, соседняя, которая быстро чередуется с первой и создает род своеобразной, неправильной, плохой трели.
Для певцов с сильно заметным тремоло борьба с этим недостатком очень трудна, длительна и не всегда успешна, поэтому работать над ним надо ежедневно.
Гнусавые и носовые звуки обычно получаются при дряблости небной занавески. Если у ученика получаются подобные звуки, надо заставить его петь на А с широко раскрытым ртом, проверяя, сокращается ли его небная занавеска или же висит, касаясь большого языка. При гласном У мягкое небо больше всего сокращается, поэтому полезно начать упражнения на этот гласный.
Даже когда гнусавость будет считаться исправленной, не следует забывать, что привычный недостаток может снова возродиться, если не продолжать петь те упражнения, при которых он был уничтожен.
Горловой звук получается главным образом у мужчин, и особенно у теноров, от неправильного, чрезмерно высокого положения гортани: у неумелого тенора, старающегося петь верхи, или у баса, который старается «выжать» несуществующие нижние ноты. Иногда причина заключается в давлении корня языка на гортань.
Причина устанавливается изучением положении гортани при пении и наблюдением за тем, как ученик держит свой язык при пении на А. Для освобождения гортани от давления на нее внешней мускулатуры помогает легкое пение на У, — скорее «выдувание», и легкое, на пиано, «мычание», — пение с закрытым ртом на нижних нотах.
При сильно зажатом звуке и несвободной гортани помогает пение упражнений с придыхательной атакой: звук начинается на ХА, и притом таким образом, будто певец старается не петь, а выдыхать находящийся в легких воздух, постепенно включая в этот выдох голос.»
В. Мордвинов. Практика основной работы по постановке голоса. (Москва, Ленинград, 1948 г.)
Полезная информация для тех, кто хочет начать или недавно начал учиться вокалу. Думаю, многие из вас узнают себя
Самые популярные ошибки начинающих вокалистов, и что с ними делать.
1. ПОЮТ «В НОС». Причинами могут быть как физиологические особенности (аденоиды, искривленная носовая перегородка), так и психологические — страх показать всю громкость и звон своего голоса, «раскрыть себя» полностью.
Что делать: научиться различать когда звук направился в носоглотку — закрыть нос во время пения и, если звук стал более плоским, тихим и закрытым, и пальцы ощущают вибрацию в носу — значит имеет место пение «в нос». Со временем появится умение различать такую манеру пения на слух. Стандартные приемы, чтобы перестать петь «в нос» — петь «с зевком», представить в горле горячую картошку Такие приемы поднимают опущенное мягкое небо — одну из причин направления звука в носоглотку.
2. ДВИГАЮТ ЯЗЫКОМ ПРИ ПЕНИИ. Некоторые рефлекторно поднимают язык, чтоб «поднять» ноту, некоторым кажется, что звук лучше, если что-то делать с языком. Всё, что нужно от языка — лежать спокойно и не дёргаться.
Что делать: нужно петь перед зеркалом, держа фокус на правильном положении языка.
3. СМАЗЫВАЮТ ПОСЛЕДНИЕ 2-3 НОТЫ В ВОКАЛЬНОЙ ФРАЗЕ. Это связано с тем, что последовательности нот в большинстве упражнений сначала восходящие, потом убывающие. Практически все начинающие вокалисты, поднимаясь в упражнении по нотам, доходят до самой высокой и расслабляются, что взяли ее хорошо. А дорога назад уже не так интересна. Важно помнить, что если человек привыкнет не обращать внимание на окончания фраз в упражнениях, то окончания фраз в песнях будут с фальшивыми нотами.
Что делать: держать фокус на том, чтобы каждая нота была исполнена максимально чисто.
4. ХОТЯТ СРАЗУ ОЩУТИТЬ ГРУППЫ МЫШЦ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТО, КАК ЗВУЧИТ ГОЛОС (в основном — это мягкое нёбо и мышцы гортани). Это желание связано с тем, что многие начинающие торопятся в начале, хотят как можно быстрее добиться хорошего результата. У некоторых людей это желание связано с желанием удивить самих себя и преподавателя своими бешеными темпами прогресса.
Что делать: на самом деле, нужно просто выполнять «ассоциативные» упражнения, которые активизируют нужные мышцы на уровне рефлексов. Со временем контроль над мышцами придёт сам.
5. БОЯТСЯ КАЖДОЙ ОШИБКИ. Как следствие не готовность петь выше и пробовать сложные элементы — т.к. они могут не получиться. Причина — присутствие «постороннего», оценивающего человека, и излишний перфекционизм, сильно мешающий прогрессу на начальном этапе.
Что делать: принять простую истину — на начальном этапе ошибки неизбежны, это неотъемлемый инструмент обучения. И не стесняться преподавателя по вокалу, потому что именно понимание характера ошибки дает возможность исправить ее причину. Если же бояться и не пробовать делать сложные элементы — овладеть ими невозможно.
Не секрет, что многие начинающие вокалисты, которые только учатся петь, жалуются на различные вокальные дефекты: грубый или гнусавый голос, пение в нос, сильное напряжение, в результате которого устает или болит горло, слишком тихий голос и т. д. Давайте сегодня составим список из вокальных дефектов и посмотрим, как справиться с каждым из них.
Кстати, подобные вокальные дефекты могут возникать не только у новичков, но и у вокалистов со стажем. Почему такое случается? Частая причина — это то, что человек учился петь самостоятельно, без педагога по вокалу. И научился петь неправильно. А, как Вы знаете, переучиться потом очень сложно.
Вокальные дефекты
Поэтому, если Вы только начинаете учиться вокалу, то найдите педагога по вокалу (Как учиться петь — с преподавателем или самостоятельно?) и возьмите у него хотя бы несколько уроков. Пусть он поставит Вам голос, научит правильно петь, дышать и т. д. А дальше уже можете заниматься дома и развивать голос.
Дефекты вокала
- Пение в нос. Для начала определите, правда ли Вы поете в нос. Для этого возьмите любую удобную Вам ноту и пропойте ее. А во время этого зажмите нос. Если голос изменился, стал тише, значит, скорее всего, Вы поете в нос. Как избавиться? Первым делом нужно узнать о существовании проблемы. Далее, при каждом пении, думайте о том, как Вы поете. Сфокусируйтесь на том, чтобы голос, выходя из горла, шел к передним зубам, а не в нос. Посмотрите «Упражнения для головных резонаторов». И Вы поймете, что значит «направлять звук к передним зубам».
- Гнусавость голоса. Часто гнусавость голоса — это результат пения в нос. Гнусавость лучше «диагностировать» на начальном этапе. Потому что если Вы привыкните петь гнусавым голосом, то переучиться потом будет сложно. Причин гнусавости может быть много: излишнее напряжение шеи и горла, неправильное дыхание, напряжение мышц лица, неправильная работа мягкого нёба. Также гнусавость может быть вызвана физическими дефектами (в этом случае от гнусавости избавиться сложнее). Также причиной может быть голосовой зажим.
Как убрать гнусавость голоса
Чтобы избавиться от гнусавости, просто нужно правильно петь, не зажиматься, не напрягать голос, горло, мышцы лица, правильно дышать.
- Устает горло. Часто новички жалуются, что у них устает горло даже после непродолжительного пения. Почему это происходит? Самая главная причина это опять же голосовой зажим. Новичок знает, что он поет плохо, поэтому пытается петь тихо, чтобы его никто, не дай Бог, не услышал. Поэтому он всячески зажимается. Также голос устает от неправильного пения. Существуют упражнения, которые помогут справиться с этой проблемой — читайте тут — Почему устает голос после пения? Как правильно петь?
- Голос садится после пения. Садится голос также от неправильного, часто зажатого пения. Чтобы этого не происходило, работайте с голосовым зажимом, не пойте слишком громко/слишком тихо. Пойте расслабленно, ведь часто голос садится от того, что Вы зажимаете горло.
- Голос слишком грубый или, наоборот, слишком писклявый. Я бы не назвал это дефектом. Скорее, у Вас просто такой тембр голоса. А то, что Вам не нравится свой голос в принципе — это проблема многих начинающих вокалистов. Когда Вы слышите свой голос «со стороны», то есть на записи, то Вы его просто не узнаете, он для Вас чужой, и часто Вам не нравится.
Почему не нравится свой голос
Но если Вы считаете, что Ваш голос, например, слишком грубый, то Вы больше опираться на головные резонаторы, чем на грудные (резонаторы голоса). Или наоборот, если Вы считаете, что Ваш голос слишком «писклявый», то опирайтесь больше на грудные резонаторы. А лучше — просто привыкните к своему голосу и полюбите его 🙂
- Голос слишком тихий. Я бы сказал, что этот дефект во много зависит от голосового зажима. Опять же, Вы боитесь, что Вас кто-то услышит, и пытаетесь петь тише. Вы быстро привыкаете к такому пению. Для того, чтобы этого избежать — просто начинайте петь громко, во весь голос. Но не слишком громко, то есть не надо давить на голос. Пойте так, как разговариваете.
- Дефекты дикции. Сюда входит шепелявость, заикание, неразборчивость слов и т. д. Что делать? Скорее всего, дефекты дикции (если они есть) проявляются не только в пении, но и при обычном разговоре. Тут все просто: проговаривайте скороговорки. Да, именно. Возьмите себе за правило каждый день тренироваться, проговаривая различные скороговорки. Можно это делать перед зеркалом. Вскоре Вы заметите, что многие дефекты дикции начинают уходить.
Как не допускать вокальных дефектов? Советы
Следующие советы помогут Вам избежать вокальных дефектов, если Вы только начинаете учиться пению.
Как не допускать вокальных дефектов?
- Найдите себе педагога по вокалу, хотя бы на пару занятий. Он поставит Вам голос и подскажет, как петь правильно.
- Пойте только в той тональности, в которой Вам удобно. Для этого узнайте, какой диапазон Вашего голоса, тогда Вы сможете подобрать необходимую тональность для любой песни.
- Не пытайтесь подражать своим кумирам, и вообще, не пытайтесь быть на кого-то похожим в пении. От этого Вы будете петь только хуже. Пусть Ваш голос будет уникальным (тем более, что так и есть).
- Определите правильно тип Вашего голоса. Это также поможет Вам лучше подбирать для себя репертуар.
- Освободитесь от голосового зажима. Голосовой зажим — это самый главный враг начинающих вокалистов. От него избавиться сложнее всего. Постарайтесь не переживать, что Вас кто-то услышит, пойте так громко, как Вам нужно. При пении думайте только о пении и ни о чем другом.
Заключение
В общем-то, научиться петь самостоятельно сложно, но можно. Лучше, конечно, найдите педагога по вокалу и возьмите несколько уроков. Если преподавателя найти никак не удается, то учитесь петь самостоятельно — главное, делать это правильно.
Тут мы перечислили самые популярные вокальные дефекты. Если Вы страдаете таким дефектом, которого нет в списке, обязательно напишите об этом в комментариях. Удачи! 🙂
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.
Сегодня мы поговорим о том, как не нужно петь, и выявим основные ошибки начинающих вокалистов
Содержание
- 1 Кумиры и начинающий исполнитель
- 2 Не демонстрируйте боязнь исполнения
- 3 Неумение вести себя на сцене
- 4 Громче – не значит «лучше»
- 5 Пение без опоры
- 6 Не меняйте положение гортани
- 7 Пение плоским звуком
- 8 Не пойте от случая к случаю
1 Кумиры и начинающий исполнитель
Подражание кумиру – главная ошибка, которую совершают начинающие вокалисты.
Запомните, не нужно петь, подражая вашему любимому исполнителю!
Каждый голос уникален, будьте уникальны и вы. Не забывайте, копия – всегда остается копией и никогда не будет оригиналом. Тем более что вы не принимаете участие в конкурсе двойников.
Конечно, слушать выступления певцов необходимо, но для того, чтобы учиться и анализировать их пение.
Возьмите себе за правило: слушая вокалиста, акцентируйте свое внимание на том, как он держится на сцене, как двигается, как передает характер и образ. Проследите за мимикой – ее подвижностью и выразительностью.
Анализируйте дикцию и артикуляцию – понятен ли текст песни, слышны ли окончания слов. Проследите за дыханием певца и ровностью звучания звуков на протяжении всего диапазона.
Слушайте и впитывайте в себя, учитесь и совершенствуйте свой голос!
2 Не демонстрируйте боязнь исполнения
Забудьте, что вы – начинающий исполнитель.
Получайте удовольствие и кайфуйте от своего пения, от музыки, мелодии, от того что вы что-то уже умеете. Да, в прошлой статье я писала о том, что нужно контролировать свое исполнение даже во время выступления. Но не бойтесь спеть фальшиво ноту, не выполнить какую-то техническую задачу. Будет больше опыта — будет качественнее исполнение.
Горе тому исполнителю, который не проживает, не пропускает сквозь себя передаваемые чувства. Но все должно быть в меру – не переусердствуйте, чтобы не было наигранности и не искренности. Не раствориться в эмоциях, а передать их и поделиться со слушателями – вот задача исполнителя. Если сможете вызвать ответные чувства у слушателя – считайте, что со своей задачей как исполнитель вы справились.
3 Неумение вести себя на сцене
Многие начинающие исполнители впадают в крайности – один певец зажат, не уверен в себе, он как будто извиняется за то, что только-только делает первые шаги на вокальном поприще. А другой – развязный, самоуверенный.
И где же та грань, когда певец и свободен на сцене, и не выглядит вульгарно? Лучшие качества у исполнителя разовьются и укрепятся с опытом, с вокальной практикой, а поможет в этом общая культура человека.
Совершенствуйте не только свой вокальный голос, но и общечеловеческую культуру! И тогда к вам придет уверенность в своих силах, своих возможностях, и ваше поведение на сцене будет достойным.
4 Громче – не значит «лучше»
Не нужно стараться петь громко. У начинающего певца громкое исполнение, как правило, связано с горловым пением, когда усиливается нагрузка на связки. Голосовые связки быстро устают, появляется напряжение в голосе, или форсирование. Все это чревато последствиями – могут появиться узелки и не смыкание связок, которые очень сложно лечить.
Запомните – следует не кричать, а применять контрастную динамику (тихо, громко) и подвижную динамику (постепенное усиление и ослабление громкости). А еще нужно научиться пользоваться резонаторами, которые усиливают звучание голоса. Узнать о резонаторах можно в этой статье
5 Пение без опоры
Занимайтесь дыхательными упражнениями, чтобы не только понять, что такое «опора» звучания, но и научиться петь на опоре, когда воздух из легких выходит без толчков, ровно и не встречает на своем пути никаких преград, словно луч света, исходящий от маяка, и этот луч прорывает темноту неба и указывает путь кораблям.
Запомните этот образ, и во время пения воздух будет расходоваться правильно и экономно, а звучание голоса приобретет свободу и полетность.
6 Не меняйте положение гортани
У начинающего вокалиста звуки часто разношерстные. Одна из причин такого звучания – подвижная гортань: при пении высоких звуков положение гортани высокое, и, наоборот, при пении низких звуков гортань занимает низкое положение.
Помните, гортань должна иметь зафиксированное положение, как будто вы поете «в одну точку», а не прыгаете за каждым звуком.
7 Пение плоским звуком
Плоский звук еще называют «белым». Это звучание голоса без тембральной окраски. Чтобы исправить ошибку, нужно петь с высоко поднятым мягким нёбом. Тогда звук будет округлым и приятным по тембру.
8 Не пойте от случая к случаю
Уделяйте время репетициям. Регулярность занятий – вот залог вашего успеха. Распевки, упражнения, вокализы, дыхательные, артикуляционные, дикционные упражнения, скороговорки – должны присутствовать на каждом занятии.
Выработайте комплекс упражнений и совершенствуйте звучание своего голоса от урока к уроку.
Спустя некоторое время, вы услышите, что занятия не прошли даром – ваш голос зазвучал и окреп, стал ярче и выразительнее.
Вот такие не сложные, но действенные рекомендации – как не нужно петь, и как исправить ошибки, возникающие у начинающего вокалиста.
Занимайтесь, и с вами будет успех!
С уважением, Ирина Анищенко
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )