Очень часто при
построении предложений с прямой или
косвенной речью допускаются грамматические
ошибки. Рассмотрим основные.
1. Самой распространенной
ошибкой при построении предложений с
косвенной речью является использование
в придаточной части местоимений 1 и 2
лица. Это допустимо только при передаче
прямой речи.
Неверный вариант |
Правильные варианты |
Осуждая своих |
Осуждая своих |
2. Также одной из
распространенных ошибок является
употребление союза «что» в придаточной
части при наличии «ли».
Неверный вариант |
Правильные варианты |
Я не заметил, что |
Я не заметил, находится |
3. Нельзя оформлять
предложение, которое начинается с
вводной конструкции, как прямую речь.
Неверный вариант |
Правильный вариант |
Как сказал А.П.Чехов: |
Как сказал А.П.Чехов, |
4. Ошибочным является
использование большой буквы в цитате
при передачи косвенной речи.
Неверный вариант |
Правильный вариант |
Сенат же постановил, |
Сенат же постановил, |
Список использованной
литературы
1. Бельчиков, Ю.
А. Практическая стилистика современного
русского языка: нормы употребления
слов, фразеол. выражений, граммат. форм
и синтакс. конструкций / Ю. А. Бельчиков.
– М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. – 422 с.
2. Зализняк, А. А.
Грамматический словарь русского языка:
словоизменение : ок. 110000 слов / А. А.
Зализняк. – [Изд. 6-е, стер.]. – М.: АСТ-ПРЕСС
КНИГА, 2009. – 795 с.
3. Приорова, И. В.
Несклоняемые имена в языке и речи : учеб.
пособие / И. В. Приорова. – М.: Флинта;
Наука, 2008. – 87 с.
4. Рацибурская, Л.
В. Словарь уникальных морфем современного
русского языка / Л. В. Рацибурская. – М.
: Флинта : Наука, 2009. – 155 с.
5. Русский язык и
культура речи : учеб. пособие для вузов
/ И. Б. Голуб. — М. : Логос, 2007. — 431 с.
6. Русский язык и
культура речи : учебник / под ред. В. И.
Максимова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.
: Гардарики, 2008. — 402 с.
7. Сазонова, И. К.
Толково-грамматический словарь русских
причастий : 2500 глаголов, 7500 причастий :
образование и употребление причастий
/ И. К. Сазонова. – Изд. 3-е, перераб. – М.
: АСТ-Пресс Книга, 2008. – 647 с
8. Справочно-информационный
портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для
всех — http://www.gramota.ru/.
9. Сайт «Культура
письменной речи» – http://gramma.ru/.
4.4 Тест для самопроверки
1. Правила
образования и употребления производных
слов изучают:
а) орфоэпические
нормы
б) морфологические
нормы
в) словообразовательные
нормы
г) синтаксические
нормы
2. Правила
образования грамматических форм слов
изучают:
а) морфологические
нормы
б) синтаксические
нормы
в) словообразовательные
нормы
г) пунктуационные
нормы
3. В каком ряду
все слова относятся к мужскому роду?
а) шампунь, тюль,
бемоль
б) антресоль, тюль,
чучело
в) тапочки, туфли,
босоножки
г) повидло, зал,
плацкарта
4. Слово грязнуля
относится:
а) к женскому роду
б) к мужскому роду
в) к среднему роду
г) к общему роду
5. Несклоняемы
неодушевленные существительные
относятся:
а) к мужскому роду
б) к среднему роду
в) к женскому роду
г) к общему роду
6. В какой строчке
все слова мужского рода?
а) ВАК, МИД, вуз
б) МГУ, ООН, АТС
в) ТАСС, ФСБ, УдГУ
г) роно, ГИБДД,
ИжГСХА
7. Правила
построения словосочетаний и предложений
изучают:
а) морфологические
нормы
б) синтаксические
нормы
в) словообразовательные
нормы
г) пунктуационные
нормы
8. Сочетание двух
или нескольких самостоятельных слов,
связанных друг с другом слов, называется:
а) словом
б) словосочетанием
в) предложением
г) высказыванием
9. Расположение
цепочкой одинаковых падежных форм −
это:
а) нанизывание
падежей
б) градация
в) эллипсис
г) употребление
именительным представления
10. Правильно
построено предложение:
а) Осуждая своих
современников, М.Ю. Лермонтов пишет:
«Печально я гляжу на наше поколенье».
б) Я не заметил,
что находится ли он в комнате.
в) Как сказал
А.П.Чехов: «В человеке должно быть все
прекрасно».
г) Сенат же
постановил, что «Челобитчик лишился
сына по тому одному, что положился на
уверение ответчика сделать его сына
счастливым…».
Глава 5.
Орфографические нормы
Знать:
основные орфографические правила.
Уметь:
применять орфографические правила на
письме, пользоваться словарями.
5.1 Принцип русской
орфографии
Ведущий принцип
русской орфографии — морфологический
принцип,
сущность которого состоит в том, что
общие для родственных слов морфемы
сохраняют единое начертание на письме,
а в речи они могут изменяться в зависимости
от фонетических условий. Этот принцип
применяется для всех морфем: корней,
приставок, суффиксов и окончаний. Также
на основе морфологического принципа
оформляется единообразное написание
слов, относящихся к определенной
грамматической форме. Например, ь (мягкий
знак) формальный признак инфинитива.
Вторым принципом
русской орфографии является фонетическое
написание,
т.е. слова пишутся так же, как слышатся.
Примером может служить правописание
приставок на з-с (бездарный — беспокойный)
или изменение в корне начальной и на ы
после приставок, оканчивающихся на
согласную (разыграть).
Существует также
дифференцирующее написание (ср.: ожог
(сущ.) — ожёг (глаг.) и традиционное
написание (буква и после букв ж, ш, ц —
жить, шить).
Орфограмма – это
случай выбора, когда возможны 1, 2 или
более различных написаний. Это также
написание, соответствующее правилам
орфографии.
Орфографическое
правило –
это правило правописания русского
языка, того, какое написание надо выбрать
в зависимости от языковых условий.
Употребление
прописной и строчной буквы
Прописная |
Строчная |
Пишется в начале |
Пишется в середине |
Имена, отчества, |
Названия титулов |
Географические |
Названия |
В названиях групп |
Наименования других |
Прописная |
Строчная |
В образных названиях |
Слова товарищ, |
В названиях станций |
|
Астрономические |
|
Названия высших |
|
Первое слово(и |
|
Названия исторических |
|
Наименования высших |
|
Официальные названия |
Правописание
гласных в корне
Если в корне гласная
стоит в слабой (безударной) позиции, то
на письме возникает проблема выбора,
какую букву надо писать.
Если можно подобрать
родственное слово или изменить слово
так, чтобы эта гласная была под ударением,
то такая гласная называется проверяемой.
Например, столбы — сто’лб; примирять
(друзей)- ми’р.
Если безударную
гласную нельзя проверить ударением, то
такие гласные называются непроверяемыми,
и правописание слов с такими гласными
надо запоминать или проверять по
орфографическому словарю (карто’фель,
эликси’р).
В русском языке
есть ряд корней с чередующимися гласными.
Как правило, под ударением пишется та
гласная, которая слышится; выбор
буквы в безударной позиции зависит от
определенных условий:
от ударения:
— гар- гор-:
под ударением пишется а (загар, разгар),
без ударения — о (загорелый, пригорать),
исключения: выгарки, изгарь, пригарь;
— зар- зор-:
без ударения пишется а (зарница, озарить),
под ударением — что слышится (зорька,
зарево), исключение: зоревать;
— клан- клон-:
без ударения пишется о (преклонение,
поклониться), под ударением — что слышится
(кланяться, поклон);
—твар-
твор-: без
ударения пишется о (творить, творение),
под ударением — что слышится (творчество,
тварь), исключение: утварь.
От последующих
букв или сочетаний букв:
— кас- кос-:
если за корнем следует согласная н, то
пишется о (коснуться, прикосновение), в
остальных случаях пишется а (касательная,
касаться);
— лаг- лож-:
перед г пишется а (прилагать, прилагательное),
перед ж пишется о (приложение, предложить),
исключения: полог;
— раст- (-ращ-) –
рос-: перед
ст и щ пишется а (расти, наращивать),
перед с пишется о (заросль, выросший),
исключения: отрасль, росток, выросток,
ростовщик, Ростов;
— скак- скоч-:
перед к пишется а (скакать), перед ч
пишется о (выскочить), исключения: скачок,
скачу.
От наличия или
отсутствия после корня суффикса -а-:
— вер- вир-, -дер-
дир, -мер- мир, -пер- пир, -тер- тир, -блест-
блист, -жег- жиг, -стел- стил, -чет- чит-:
перед суффиксом -а- пишется и (собирать,
зажигать, настилать), в остальных случаях
пишется е (блестеть, зажечь), исключения;
сочетать, сочетание;
— корни с чередованием
а (я) — им (ин):
перед суффиксом -а- пишется им (ин)
(заминать, зажимать), в остальных случаях
пишется а(я) (замять, зажать);
от значения:
— мак — мок-:
-мак- используется в значении «погружать
в жидкость, делать мокрым» (макать хлеб
в молоко), -мок — в значении «пропускать
жидкость» (ботинки промокают);
-равн- ровн-:
-равн- используется в значении «равный,
одинаковый, наравне» (поравняться),
-ровн — в значении «ровный, прямой,
гладкий» (уровень, заровнять);
-плав- плов- плыв-:
о пишется только в словах пловец и
пловчиха, ы — только в слове плывуны, во
всех остальных случаях пишется я
(плавучесть, поплавок).
Выбор гласных
й, е или э
В иноязычных словах
обычно пишется е (адекватный); исключения:
мэр, пэр, сэр и их производные.
Если корень
начинается с буквы э, то она сохраняется
и после приставок или перед первой
частью сложного слова (сэкономить,
трехэтажный).
После гласной и
пишется е (реквием), после остальных
гласных — э (маэстро).
Буква й пишется в
начале иноязычных слов (йод, йога).
Правописание
гласных после шипящих и ц
После шипящих
согласных ж, ч, ш, щ пишутся гласные а,
у, и, никогда не пишутся гласные я, ю, ы
(чаща, жирный). Данное правило не
распространяется на слова иноязычного
происхождения (парашют) и на сложносокращенные
слова, в которых возможны любые сочетания
букв (Межюрбюро).
Под ударением
после шипящих пишется ё,
если можно подобрать родственные слова
или другую форму этого слова, где пишется
е (жёлтый — желтизна); если это условие
не выполняется, то пишется о (чокаться,
шорох).
Необходимо различать
существительное ожог и его родственные
слова от глагола в прошедшем времени
ожёг и его родственных слов.
Правописание
гласных после ц
В корне после ц
пишется и
(цивилизация, циновка); исключения:
цыган, на цыпочках, цыц, цыпленок и их
однокоренные слова.
Буквы я,
ю пишутся после ц только в именах
собственных нерусского происхождения
(Цюрих).
Под ударением
после ц
пишется о
(цокот).
Правописание
согласных в корне
Для того чтобы
проверить сомнительные звонкие и глухие
согласные, нужно подобрать такую форму
или родственное слово, чтобы эти согласные
стояли в сильной позиции (перед гласным
или сонорным (л, м, и р) звуком: сказка —
сказать.
Если сомнительную
согласную нельзя проверить, то её
написание нужно запомнить или узнать
в орфографическом словаре.
Двойные согласные
пишутся:
на стыке морфем: |
на стыке двух частей |
в словах, которые |
Для того чтобы
проверить написание слов с непроизносимыми
согласными, имеющих сочетание букв
ветв, здн, ндск, нтск, стл, стн и т.п.,
необходимо подобрать такое однокоренное
слово или так изменить форму слова,
чтобы после первой или второй coгласной
стояла гласная (грустный — грустить,
свистнуть -свистеть); исключения: блеснуть
(хотя блестеть),
лестница
(хотя лесенка),
плеснуть
(хотя плескать),
склянка (хотя
стекло).
Правописание
приставок
Правописание
некоторых приставок надо запомнить,
они не изменяются ни при каких условиях
(донести, отнести, занести и т.д.). К этим
же приставкам относится и приставка
с-, которая в речи перед звонкими
согласными озвончается, а на письме не
изменяется (сбежать, сделать).
В приставках на
з-с (без- —
бес-, воз (вз) — — вос-(вс-), из- — ис-, низ- —
нис-, раз- (роз-) – рас — (рос-), через-
(чрез-) — черес- (чрес-)
пишется з перед звонкими согласными
или гласными (безводный, разгораться),
а перед глухими согласными пишется с
(беспредельный, восстать).
Особую трудность
представляет написание приставок пре
— и
при -. В
основном их различие строится на их
лексическом значении.
Приставка пре- |
Приставка при- |
высокой степени |
пространственной |
«через», «по-иному» |
приближения, |
неполноты действия |
|
доведения действия |
|
совершения действия |
В некоторых словах
приставки пре- и при- не выделяются и
правописание таких слов надо запомнить:
пребывать (в знач. «быть в каком-то месте
или состоянии»), презирать (в знач.
«ненавидеть»), пренебрегать, президент
(слово иноязычного происхождения);
прибор, приказ, призрение (в знач.
«забота») и т.д.
Если приставка
заканчивается на
согласную,
а корень
начинается с гласной
и, то вместо
и пишется ы
(предыюньский, разыграть); исключения:
взимать, сложносокращенные слова
(пединститут), слово «двухимпульсный»
и т.п. приставки
меж- и сверх-
(межинститутский, сверхинтересный),
иноязычные приставки дез-,
контр-, пост-, супер-, транс-, пан-(контригра,
субиндекс).
Правописание
разделительных Ъ и Ь
Разделительный |
Разделительный |
пишется после приставки, |
внутри слова перед |
в словах иноязычного |
в некоторых словах |
в Исключение: |
Правописание
гласных после шипящих и ц в суффиксах
и окончаниях
1. В
окончаниях и суффиксах существительных,
прилагательных и суффиксах наречий под
ударением после шипящих и ц пишется о,
без ударения
— е (ножо’м,
большо’го, книжо’нка, концо’м, окольцо’вы-вать;
НО экипа’жем, п’ищей, ры’жего, торго’вцев,
окольцева’ть).
вернуться на стр. «Культура речи«, «Таблицы«, «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор»
Использование в придаточной части местоимений 1 и 2 лица. Это допустимо только при передаче прямой речи. Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».
Исправление: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье».
Употребление союза «что» в придаточной части при наличии «ли». Я не заметил, что находится ли он в комнате.
Исправление: Я не заметил, находится ли он в комнате.
Оформление предложения, которое начинается с вводной конструкции, как с прямой речью. Как сказал А.П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно».
Исправление: Как сказал А.П. Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно».
Использование большой буквы в цитате при передаче косвенной речи. Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».
Исправление: Сенат же постановил, что «челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».
При создании вопросительного косвенного предложения сохраняются те же местоимения, что имеют вопросительные предложения с прямой речью:
Я спросил у прохожего: «Как мне пройти на Дерибасовскую?»
Я спросил у прохожего, как мне пройти на Дерибасовскую.
Если в прямой речи отсутствуют вопросительные местоимения, в предложении с косвенной речью используют частицу «ли»:
Я спросил: «Ты будешь доедать борщ?»
Я спросил, будет ли он доедать борщ.
При передаче чужих слов в косвенной речи не передается интонация говорящего, вопросительный знак не ставится. Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1 и 2 лица. Это допустимо только при передаче прямой речи.
Также одной из распространенных ошибок является употребление союза «что» в придаточной части при наличии «ли».
Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь.
Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передачи косвенной речи.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Нарушения при построении предложений
Тесты на тему Способы передачи чужой речи
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи«, «Таблицы«, «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор«
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Чужая речь и способы её передачи
В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог.
1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Условные обозначения:
П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.
Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.
Схема 1
«П!» – а.
«П?» – а.
Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:
«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).
Схема 2
Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)
Схема 3
«П, – а, – п».
«П, – а. – П».
Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:
«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).
Схема 4
А: «П» – а.
А: «П!» – а.
А: «П?» – а.
Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:
Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).
Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:
«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).
В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:
«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».
Рассмотрите схемы этих предложений.
«П, – а, – п. П».
«П, – а. – П».
2. Предложения с косвенной речью
Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например: Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте. В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос (верить ЧЕМУ?), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.
Батюшка не хотел верить, |
что я мог быть замешан в гнусном бунте. |
Главная часть | Придаточная часть |
Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.
Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.
Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.
Предложение с прямой речью. |
Диктор сообщил: «Завтра ожидается похолодание!» |
Предложение с косвенной речью. |
Диктор сообщил, что завтра ожидается похолодание. |
Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:
Я спросил, когда отправляется поезд.
В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:
Капитан приказал, чтобы подняли флаг.
В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:
Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя.
Цель высказывания в косвенной речи |
Способ присоединения косвенной речи |
Повествовательное предложение |
ЧТО, БУДТО |
Вопросительное предложение |
Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ |
Побудительное предложение |
ЧТОБЫ |
3. Предложения с несобственно-прямой речью
Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:
- Друзья побывали в театре и в один голос заявили: «Очень уж понравился нам этот спектакль!»
- Друзья побывали в театре и в один голос заявили, что им очень понравился этот спектакль.
- Друзья побывали в театре. Очень уж понравился им этот спектакль!
В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.
Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.
Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.
Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:
Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)
4. Диалог
Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.
Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
Доктор подошёл к мальчику и сказал:
– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.
(Чуковский)
О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.
УпражнениЕ
-
И ему сказал отец_
_Ты, Гаврило, молодец!_
(Ершов) -
_Все будет решено_ _умал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_. (Пушкин).
-
Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил_ _что на дворе становится жарко_ (Лермонтов).
-
Я не стал расспрашивать моего верного спутника_ _зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев).
-
Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал_ _Барин, не прикажешь ли воротиться?_ (Пушкин)
-
_Нет, нет_ _овторяла она в отчаянии_ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского_.
-
_О, судьба моя плачевна! _
Говорит ему царевна_
Если хочешь взять меня,
То доставь ты мне в три дня
Перстень мой из окияна_.
(Ершов) -
Я отвечал с негодованием_ _что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину).
-
Иногда я говорю себе_ _Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…_ (Антуан де Сент-Экзюпери)
-
Говорит ему девица_
_Но взгляни-ка, ты ведь сед;
Мне пятнадцать только лет:
Как же можно нам венчаться?
Все цари начнут смеяться,
Дед-то, скажут, внучку взял!_
(Ершов) -
Он сообщил_ _что губернатор приказал своим чиновникам по особым поручениям носить шпоры_ (по Тургеневу).
-
Он возле меня сел и начал сказывать_ _какой он знаменитой фамилии и важного воспитания_ (по Лескову).
-
_Всё равно, Петруша_ _твечала мне матушка_ это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…_ (Пушкин)
-
Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь_ _Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать гидростатику, – а каково мне?_ _ и начнёшь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены (Толстой).
-
_Ты нам не государь_ _твечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана._ Ты, дядюшка , вор и самозванец!_ (Пушкин)
-
На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки_ _все ли намерена она спрятаться от Берестовых_ (Пушкин).
Неправильное построение предложения с косвенной речью
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 48.
Обновлено 31 Августа, 2022
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 48.
Обновлено 31 Августа, 2022
Слова персонажа в повествовании чаще всего произносит сам персонаж. Это прямая речь. Монологи, реплики, диалоги героев дают автору возможность полнее воссоздать образ героя (речевая характеристика). Но если такой задачи нет, а важно только содержание высказывания, автор прибегает к косвенной речи. Особенно охотно делают это школьники в своих сочинениях. При этом важно избежать ошибок при трансформации прямой речи в косвенную.
Что такое косвенная речь
Косвенная речь — это передача чужой речи в форме сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным. В справочной сообщили, что поезд отправляется в 6 утра. Вера объяснила, что вернулась только из-за мамы.
В части предложения, передающей смысл чужого высказывания, используются только местоимения 3 лица. Ведь говорит о персонаже не он сам, говорит автор, и речь персонажа сливается с авторской, грамматически приспосабливаясь к ней. Особенности речевой манеры героя в косвенной речи не воспроизводятся, передаётся лишь её основное содержание, поэтому в косвенной речи нет места междометиям, эмоционально окрашенным частицам и обращениям.
В некоторых источниках утверждается, что косвенную речь можно передать в простом предложении. Но по правилам русского языка косвенная речь является только придаточным предложением.
Структура предложения с косвенной речью
Придаточное, содержащее косвенную речь, стоит после главной части или разрывает его. Света спросила, когда он будет дома. Света спросила, когда он будет дома, и, получив ответ, нахмурилась.
Косвенная речь присоединяется союзами что, как, будто, чтобы. Он уверял, будто всё видел своими глазами. Директор распорядился, чтобы в кабинет поставили новую мебель.
Если косвенная речь передаёт заданный персонажем вопрос, в её начале стоит то же вопросительное слово, что и в вопросе. Мать спросила, что произошло и где сейчас дед.
В главной части сложноподчинённого предложения может быть указательное слово (местоимение или наречие).
Сестра жаловалась на то, что они редко видятся, что встречи их коротки и случайны.
Нарушения в построении предложения с косвенной речью. Примеры
Неправильное построение предложения с косвенной речью выражается в допущении следующих ошибок.
- Употребление местоимений и глаголов 1 и 2 лица вместо 3-го. Ошибка: Мальчик сказал, что я хочу спать. Правильно: Мальчик сказал, что он хочет спать;
- Употребление обращений и глаголов повелительного наклонения. Ошибка: Андрей предложил, что пойдите, ребята, за водой к колодцу. Правильно: Андрей предложил, чтобы ребята принесли воды из колодца;
- Неуместное использование указательного слова. Ошибка: Инструктор сказал то, что нужно поставить палатки. Правильно: Инструктор сказал, чтобы ставили палатки. Или: Инструктор сказал, что нужно поставить палатки;
- Ошибки в постановке знаков препинания, пропуск союза. Ошибка: Фёдор ответил, он не сможет ничем помочь. Фёдор ответил: он не сможет ничем помочь. Фёдор ответил: что он не сможет ничем помочь. Правильно: Фёдор ответил, что он не сможет ничем помочь.
Союз чтобы уместен там, где речь идёт о просьбе, приказе, побуждении к действию. Примеры: Он велел, чтобы отчёт был готов к вечеру. Бабушка просила, чтобы её оставили в покое. Союз будто используется, когда есть сомнения в точности информации. Павел клялся, будто сам помогал тушить пожар.
Что мы узнали?
Косвенная речь выражается в форме придаточного предложения, присоединяется к главному подчинительными союзами и союзными словами. В косвенной речи используются местоимения и глаголы 3 лица. В ней недопустимы обращения, междометия, глаголы в форме повелительного наклонения. Нужно следить за уместным использованием союзов и указательных слов. Между частями сложноподчинённого предложения ставится только запятая. Неправильно построенное предложение с косвенной речью считается грамматической ошибкой.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка статьи
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 48.
А какая ваша оценка?
Чужая речь: прямая и косвенная
- Прямая и косвенная речь
- Знаки препинания в предложениях с прямой речью
- Знаки препинания в косвенной речи
- Перевод прямой речи в косвенную
Чужая речь — это высказывания автора или других лиц. Чужой речью может быть устная речь, письменная речь или мысли, не записанные и не высказанные вслух. Чужая речь может быть передана двумя способами: прямой речью и косвенной речью.
Прямая и косвенная речь
Прямая речь — это чужая речь, воспроизведённая без каких-либо изменений, переданная от лица того, кто её произнёс, написал или подумал:
Ваня сказал мне: Я хочу поиграть с тобой
.
Какое красивое платье!
– подумала Маша.
Прямая речь состоит из двух частей: прямой речи (П
) и слов автора (А). Прямая речь — это слова какого-либо лица, слова автора — слова, сопровождающие прямую речь:
А | П |
Я сказал: | Идём со мной. |
Слова автора могут указывать: кому принадлежит прямая речь, когда, как или при каких обстоятельствах она была произнесена.
Осторожно!
– предупредил охотник, показывая на капкан.
Слова автора, сопровождающие прямую речь, обычно содержат глаголы, обозначающие процессы речи или мысли, а также глаголы, обозначающие действия, сопутствующие речи, мыслям, чувствам: пробормотал, говорил, сказал, подумал, спросил, воскликнул, приказал, написал, вздохнул, обрадовался, улыбнулся, удивился и др.
Косвенная речь — это чужая речь, передаваемая не от лица говорящего, в форме придаточных предложений. Косвенная речь всегда идёт после слов автора:
Ваня сказал мне, что он хочет поиграть со мной.
Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная – от лица автора.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Прямая речь заключается в кавычки, её первое слово пишется с большой буквы:
Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (А.С. Пушкин)
Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, а также в середине прямой речи или обрамлять её с обеих сторон. От расположения слов автора будет зависеть и расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью:
Прямая речь перед словами автора | |
---|---|
После прямой речи ставится запятая и тире (после кавычек):П, – а. |
У меня сегодня пять уроков, – сказала Маша. |
Если прямая речь содержит вопрос или произносится с восклицанием, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак (внутри кавычек) и тире (после кавычек):П?– а. П!– а. |
Сколько сегодня уроков?– спросила Маша. |
Прямая речь после слов автора | |
Перед прямой речью ставится двоеточие: А: П. А: П? А: П! |
Маша спросила: Сколько сегодня уроков? |
Прямая речь внутри слов автора | |
А: П, – а. А: П?– а. А: П!– а. А: П…– а. |
Понатужился немножко: Как бы здесь на двор окошко Нам проделать?– молвил он, вышиб дно и вышел вон. (А.С. Пушкин) |
Слова автора внутри прямой речи | |
Если слова автора идут в середине прямой речи, то кавычки не закрываются. Их надо закрыть после окончания прямой речи – в конце всего предложения.П, – а, – п. П, – а. – П. П! – а. – П. П? – а. – П. П… – а. – П. |
«Разъедемся, пора! – сказали, – Безвестной вверимся судьбе». (А.С. Пушкин) |
Если прямая речь передаётся в виде разговора двух или нескольких лиц (диалог), то речь каждого собеседника заключается в кавычки и отделяется от речи других лиц тире:
«Здорово, парнище!» – «Ступай себе мимо!» – «Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?» – «Из леса, вестимо; отец, слышишь, рубит, а я отвожу!» (Н.А. Некрасов)
Знаки препинания в косвенной речи
- Косвенная речь не заключается в кавычки:
Оля сказала, чтобы Витя взял с собой палатку.
- Если косвенная речь представляет собой придаточное предложение, то она отделяется от главного предложения запятой.
Коля подумал, что опять заняли его место.
- Если косвенный вопрос заключает в себе вопросительный смысл, пред ним ставится двоеточие, а после него вопросительный знак.
прямая речь косвенная речь Долго вам ещё ехать?
– спрашивает Маша.Маша спрашивает: долго ли нам ещё ехать? - Если косвенный вопрос рассматривается как простая передача содержания вопроса, перед ним ставится запятая, а в конце сложного предложения тот знак, который требуется по смыслу.
прямая речь косвенная речь Родители интересовались: Когда ты к нам приедешь?
Родители интересовались, когда я к ним приеду.
Косвенный вопрос — вопрос, переданный в косвенной речи.
Перевод прямой речи в косвенную
При замене предложения с прямой речью предложением с косвенной речью слова автора становятся главным предложением. Если слова автора стояли после прямой речи, то в предложении с косвенной речью меняется порядок слов — слова автора ставятся перед косвенной речью.
При переводе прямой речи в косвенную встречаются следующие случаи:
- Если прямая речь — повествовательное предложение, то при обращении её в косвенную речь получается придаточное предложение с союзом что.
прямая речь косвенная речь Миша подумал: Она очень красивая
.Миша подумал, что она очень красивая. - Если прямая речь выражает приказ или просьбу в форме повелительного наклонения, то она заменяется придаточным предложением с союзом чтобы. Повелительное наклонение заменяется условным, причём частица бы, имеющаяся в союзе чтобы, не повторяется. Обращение становится подлежащим придаточного предложения.
прямая речь косвенная речь Яна, отойди от собаки
, – сказала мама.Мама сказала, чтобы Яна отошла от собаки. - Если прямая речь – вопросительное предложение, то в косвенной речи получается косвенный вопрос, то есть придаточное предложение с вопросительными словами кто, что, какой, где и т. п. или с частицей ли.
прямая речь косвенная речь Как тебя зовут?
, – спросил дядя.Дядя спросил, как меня зовут. Я поинтересовался: Эта книга интересная?
Я поинтересовался, интересная ли эта книга. Примечание: частица ли употребляется, если прямая речь представляет собой вопросительное предложение с частицей ли или вообще не содержит вопросительных слов.
- Если в прямой речи имеются личные местоимения и личные формы глаголов, то в косвенной речи они употребляются с точки зрения передающего чужую речь, а не того, чья речь передаётся.
прямая речь косвенная речь Я уже дома
, – сказала мама.Мама сказала, что она уже дома. Папа сказал: Я готовить не буду
.Папа сказал, что он готовить не будет. Меня предупредили: Ты пойдёшь первым
.Меня предупредили, что я пойду первым.
Предложения с косвенной речью — это сложноподчинённые предложения. Главное предложение в них соответствует словам автора в предложениях с прямой речью. В придаточном изъяснительном предложении содержится косвенная речь.
Передача чужой речи — сложный процесс. Ученики, даже старшеклассники, порой не соблюдают правила или вовсе не знают о них. Смешение прямой и косвенной речи — частая грамматическая ошибка (найти ее требуется в задании 8 ЕГЭ по русскому языку). Проработать проблему и подготовить выпускников к экзамену поможет план-конспект урока по русскому языку «Чужая речь. Основные способы передачи чужой речи» (11 класс).
Содержание:
- Цель урока
- Ожидаемые результаты
- Постановка цели и задач урока
- Актуализация знаний
- Закрепление знаний
- Итоги урока и рефлексия
Цель урока
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме «Предложения с чужой речью».
Планируемые результаты обучения
Предметные
- знать способы передачи чужой речи;
- владеть понятиями прямая, косвенная, несобственно-прямая речь, цитирование;
- уметь различать предложения с прямой, косвенной, несобственно-прямой речью;
- правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, а также в конструкциях с несобственно-прямой речью;
- находить способы передачи чужой речи.
Метапредметные
- формулировать цель урока самостоятельно;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- определять последовательность действий при выполнении задания;
- вносить коррективы в действие после его завершения;
- оценивать правильность выполнения действий;
- оформлять свои мысли в устной речи;
- слушать и понимать речь других;
- ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного;
- получать новые знания и искать ответы на вопросы.
Личностные
- проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
- формировать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, самому себе;
- объективного оценивать свой вклад в решение общих задач.
1. Постановка цели и задач урока
Анализ предложения учениками.
— Как вы понимаете это высказывание?
— Что такое чужая речь? Какова ее роль, по определению М. М. Бахтина?
— Объясните постановку знаков препинания в предложении. (Знаки препинания в предложении с прямой речью, при однородных членах, тире в простом предложении)
— Какие еще способы передачи чужой речи вы знаете?
Определите цель и задачи урока. Они могут быть такими:
- Узнать все способы передачи чужой речи.
- Научиться различать авторскую и чужую речь.
- Находить способы передачи чужой речи.
- Научиться правильно их использовать, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с чужой речью.
2. Актуализация знаний
- Прямая речь
- Диалог
- Косвенная речь
- Несобственно-прямая речь
- Цитирование
- Эпиграф
Прямая речь
Особенности структуры предложений с прямой речью — авторские слова и прямая речь.
Авторские слова — это конструкция с глаголом речи (сказать, проговорить, промолвить, спросить, ответить и т. п.), к которому непосредственно относится прямая речь. Вводящие прямую речь слова могут характеризовать поведение персонажа во время речи, его мимику, позу, этапы протекания речи.
Прямая речь с точки зрения структуры представляет собой предложения простые и сложные, односоставные и двусоставные, полные и неполные.
Характерные особенности прямой речи:
- обращения;
- формы повелительного наклонения;
- междометия;
- эмоционально-экспрессивные частицы;
- личные местоимения;
- глагольные формы от первого лица.
Например: «Взять их!» — рявкнул старик, топнув ногой.
Диалог
Если реплики диалога написаны в строку и не указано, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней тире.
«Ну, Муся, видела сына Пушкина?» — «Видела». — «Ну, какой же он?» — «У него на груди — звезда». — «Звезда! Мало ли у кого на груди звезда! У тебя какой-то особенный дар смотреть не туда и не на то…».
Косвенная речь
Пугачев сказал, что Гринев крепко перед ним виноват. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.
Лесничий спросил, видел ли я на озере лебедей. В этом предложении содержится косвенный вопрос, поэтому вопросительный знак не ставится.
При замене прямой речи косвенные местоимения 1 лица заменяются на 3 лицо. Обращения, междометия и глаголы повелительного наклонения не употребляются.
Несобственно-прямая речь
Александр выбежал, как будто в доме обрушился потолок, посмотрел на часы — поздно, к обеду не поспеет.
Несобственно-прямая речь совмещает свойства прямой и косвенной речи. Она, как и прямая речь, сохраняет особенности лексики и синтаксиса чужой речи и, как косвенная речь, не оформляется на письме кавычками, ведется от имени автора.
Цитирование
Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием.
Пунктуация при цитировании:
Правило 1. Цитаты выделяются кавычками. Если есть слова автора, ставятся такие же знаки, как и при прямой речи.
Правило 2. Если цитата вводится в авторскую речь как часть предложения, первое слово пишется с маленькой буквы.
Правило 3. Если цитата приводится не полностью, вместо пропущенных букв ставится многоточие:
а) перед цитатой после кавычек, когда цитата приводится не с начала предложения и стоит после слов автора;
б) в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри нее;
в) после цитаты перед закрывающимися кавычками, когда цитируемое предложение приводится не до конца.
Правило 4. Если за цитатой следует указание на ее автора, оно берется в скобки; точка ставится после скобки.
Правило 5. При указании на источник цитаты первое слово пишется с маленькой буквы, если это не имя собственное.
Правило 6. После цитаты ставится точка, если указание на автора помещается ниже.
Правило 7. Выражения, вставленные в текст в качестве членов предложения, выделяются кавычками. Двоеточие перед ним не ставится, если нет слов фраза, предложение, надпись и т. п.
Знаки препинания при цитировании поэтического текста
Правило 1. Не заключаются в кавычки цитаты, взятые из стихов с сохранением деления на стихотворные строки.
Правило 2. Многоточие в начале цитируемого стихотворения ставится на месте пропуска слова или группы слов в первой строке, поэтому цитата начинается с маленькой буквы.
Правило 3. При нарушении строфики стиха для выделения стихотворных строк ставят одинарную или двойную косую черту, либо одинарную или двойную вертикальную линейку в том месте, где кончается одна стихотворная строка и начинается другая. Знак препинания перед таким знаком сохраняется, и прописная буква в начале строки после знака — тоже.
Эпиграф
Эпиграф поясняет основную идею произведения или характеризует его как бы от имени другого, более авторитетного лица (источника).
Эпиграфы пишутся без кавычек, а ссылку на источник, автора — без скобок и без точки.
Увижу ль, о друзья! народ не угнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы посвященной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?
А. С. Пушкин
3. Закрепление знаний
- Он победил и время и пространство. (А. А. Ахматова. Из статьи «Слово о Пушкине». 1961.)
- Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. (А. А. Блок. Из речи «О назначении поэта», произнесенной в Доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина. 1921.)
- У каждого из нас — свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает её до конца. (А. Т. Твардовский. Из эссе «Пушкин». 1949.)
Так смотри Муся запомни продолжал уже отец что ты нынче, четырех лет от роду, видела сына Пушкина. Потом внукам своим будешь рассказывать.
а) «П, — а. — П.»; в) «П. — а. — П.»;
б) «П, — а, — п.»; г) «П, — а. — п?»
Через неделю после венчания А. С. Пушкин сообщает другу П. А. Плетневу, что я женат и счастлив. В 1820 году Пушкин написал, что мне вас не жаль, года весны моей…
- Аполлон Григорьев так определил роль А. С. Пушкина в духовной жизни России: «Пушкин — это наше всё».
- «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», — писал Гоголь.
- Тургенев говорил: «Пушкин был нашим первым поэтом — художником… Он создал наш поэтический, наш литературный язык».
- «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин, — писал А. Блок. — Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни».
- Пушкин уверяет:
На всех стихиях человек —
Тиран, предатель или узник.
- Все мы помним начало пушкинского романа: «Мой дядя самых честных правил…».
- Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении «Арион»:
…А я — бесконечной веры полн, —
Пловцам я пел…
- Певец оказывается единственным, кто уцелел после «грозы». Но он остается верен своим убеждениям: «я гимны прежние пою».
А:
— П!
— П, — а.
А:
— П, — а.
4. Итоги урока и рефлексия
Фронтальная беседа по вопросам (вопросы открытого типа требуют рассуждения):
- Что такое чужая речь? Какую роль она играет в общении?
- Какие способы передачи чужой речи вы знаете? Какие кажутся вам предпочтительнее?б
- Чем отличаются предложения с прямой речью от предложений с косвенной речью? Как не допустить ошибок при перестраивании прямой речи в косвенную?
- Чем отличается пунктуация при оформлении диалога?
- Какова роль цитирования? С чем связано многообразие способов цитирования?
- Для чего нужен эпиграф?
Продолжи предложения (для рефлексии):
- Сегодня я научился…
- Сегодня на уроке я смог…
- Урок был полезен тем, что…
- Теперь я умею…
- Я не совсем понял…
- Надо еще повторить…
Продуктивных уроков!