Частые ошибки при
планировании.
Статью
составила: Старший воспитатель
МБДОУ
«Детский сад № 261»
Чигинева
Ирина Викторовна
Вопрос планирования постоянно интересует
педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе —
дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки,
знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы
воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания.
Эффективность образовательного процесса в ДОУ во
многом зависит от качества его планирования. Попробуем разобраться, какие планы
сегодня существуют, как бороться с недостатками в осуществлении планирования и,
какой все-таки план нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?
Прежде всего, определимся, что планирование — это
«изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой
деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и
последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.
Планирование — основа
содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Планирование
позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить
внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить
контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок — с одной стороны, и с
необходимостью использования всех возможностей — с другой.
План — это условие целеустремленности и
организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих
дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.
План — это прежде всего целеполагание. Планирование
помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение
года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает
заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения.
Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как,
какие пособия и атрибуты будут использованы.
Правильно
составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит
время, повышает ответственность, облегчает работу. План — не просто отчетный
документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный
подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в
использовании служебного времени.
Совершенствование
планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.
План — это не формальность, а необходимое условие
успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание.
Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы.
Но знание программы не является единственным условием успешного планирования.
Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в
динамике его развития.
Успешно спланировать работу воспитателю помогут также
методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом
объединении, курсах и прочее.
Календарный план составляется на основе годового и
перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их
оценки, а также обсуждений и бесед с родителями. Он пишется на каждый
день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах
ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование
ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во
многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных
наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с
родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется
дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.
Наиболее
встречаемые недостатки и ошибки в календарных планах:
Ø случаи
отсутствия у воспитателей планов работы, а ведь это основной документ воспитателя;
Ø вместо
планов предоставлена циклограмма работы на месяц или на неделю;
Ø перегруженность
(недогруженность) планов;
Ø отсутствие
дат;
Ø расписана
организованная деятельность (занятия в детском саду), а про совместную и
самостоятельную деятельность нет даже упоминания;
Ø отсутствие
взаимосвязи разных видов деятельности (игра—труд—обучение);
Ø пропуск
или нерегулярность какого-либо раздела программы
Ø календарные
планы представлены в виде перспективных;
Ø нет
указаний, в какие режимные моменты, что и кем проводится;
Ø нет сноски
на литературу, страницу;
Ø не
прописывается индивидуальная работа с детьми.
По
таким планам непонятно, кто, что и в какой день проводит, осуществлять контроль
невозможно, системы планирования тоже нет. В общем, как ни крути, а
планирование должно быть конкретным, чтобы было ясно, что
воспитатель проводит. Чтобы воспитатели чувствовали ответственность за
каждое мероприятие, которое они запланировали.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
Планирование воспитательной работы: проблемы и пути решения
Воспитателя:
ПЕРСИДСКОЙ
Елизаветы Николаевны
г. Сланцы
2019 г.
Содержание.
Введение ……………………………………………………………………. 3
I Глава. Методика и техника планирования воспитательной работы ….. 4
I.1. Функции плана ………………………………………………………… 4
I.2. Виды и структура планов ………………………………………………
II Глава. Составление учебного плана ……..………………………….… 11
Заключение ………………………………………………………………… 19
Список литературы ……………………………………………………….. 21
Введение.
Трудно представить жизнедеятельность образовательного учреждения без его перспективного и календарного плана, без плана подготовки и проведения школьного мероприятия, без рабочего плана руководителя учреждения и его заместителей, без плана работы с родителями и ученическим самоуправлением, без плана воспитательной работы в классе и т.п. Такое планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.
План — это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (детей, педагогов, других взрослых).
В настоящее время педагог не всегда может правильно составить план и организовать четкое его выполнение. Так, в педагогической деятельности распространены трудности при постановке и решении педагогических задач, выражающиеся в следующем: учитель не умеет сбалансировать обучающие задачи с развивающими и воспитывающими, допуская упущение воспитательных задач; учитель видит каждую педагогическую задачу отдельно, как не связанную с другими; не видит отсроченного результата решения педагогических задач, вследствие чего плохо планирует учебно-воспитательный процесс.
Цель данной работы – изучить планирование воспитательной работы в школе.
На основании поставленной цели решались следующие задачи:
̴ Рассмотреть методику и технику планирования воспитательной работы в школе.
̴ Изучить основные аспекты технологии коллективного планирования.
I Глава. Методика и техника планирования воспитательной работы
I.1. Функции плана
Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции:
— направляющую, определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности;
— прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;
— координирующую, организаторскую, т. е., с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает на вопросы: кто, что, когда и где должен делать;
— контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соответствует действительности; более того, уровень и качество плана в определенной мере свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога;
— репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы»
При грамотной организации планирования план станет не формальной бумагой, а документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса. Поэтому, прежде всего, необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самому педагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу. [6]
План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.
1) Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должно способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику в ее использовании.
2) План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.
3) План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.
4) План работы предусматривает связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает:
а) создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время;
б) отражение основных событий страны в жизни коллектива;
в) включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей среды,
5) Ориентация на комплексный характер планов, что предполагает:
а) разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей детей;
6) положительное влияние на разные стороны, свойства личности;
в) включение школьников в разные виды деятельности;
г) целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.
6) План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
7) При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе.
Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций, педагогическую обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива.
9) Реальность и разумная насыщенность плана.
Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами:
— составление педагогами проекта плана (его контуров);
— коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей);
— внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы.
При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:
— результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
— воспитательные и организационно-педагогические задачи;
— материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
— передовой опыт страны, города, школы;
— возможности родителей, общественности;
— воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
— традиционные праздники учебного года;
— события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
— события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
— традиции школы;
— дела проводимые ближайшими культурными учреждениями;
— предложения педагогов, учащихся, родителей,
I.2. Виды и структура планов
Планы по содержанию, структуре и форме очень разнообразны. Главное — они должны помогать в организации воспитательной работы, быть удобными для пользования, являться рабочими, а не формальными документами,
В практике составляются самые различные планы, их можно классифицировать по разным основаниям[3].
1) По охвату содержания:
— комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах. Например, план воспитательной работы план работы педагога с детским коллективом;
— тематический план: планируется одно направление или вид деятельности, К примеру, планы работы с родителями, план профориентации и другие,
— предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело. План конференции,; план подготовки и проведения классного часа и т. д,
2) По длительности планируемого периода:
— долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более). План работы учреждения на год, план профориентационной работы с учащимися старших классов (на 2 года);
— этапный (периодический; план: это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие);
— краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода), К примеру, план работы на месяц, на неделю, ее декаду;
— оперативный: планируются конкретные ближайшие действия. Наиболее распространен план дня.
Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий.
3) В зависимости от субъекта планирования
— индивидуальный планирует один человек;
— коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа. Педагог может организовать коллективное планирование в детском объединении. Коллективный или индивидуальный подход к планированию может рассматриваться и как способ его осуществления, поэтому при выборе индивидуального или коллективного способа планирования надо обязательно помнить о том, что субъект планирования должен быть тот же, что и субъект реализации плана. Практика же показывает, что одним из частых противоречий в педагогическом процессе является несоответствие между тем, кто планировал, и тем, кто будет участвовать в реализации плана,
4) По масштабу планирования
— общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план общешкольного дела);
— планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива).
В современной школе используются, как правило, такие виды планов: [7]
1. Общешкольный, план классного руководителя, план любого другого объединения детей и взрослых (кружка, секции, клуба, детской общественной организации, метод объединения классных руководителей и учителей-предметников, групп продленного дня и т.д.)
2. Перспективный, календарный и перспективно-календарный.
3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.
4. План работы школы, класса, клуба, группы детей и взрослых по какому-либо направлению, специальной программе, по реализации определенных задач и решению актуальных проблем школы.
5. План воспитательного мероприятия (общешкольного, классного, группового).
6. План работы по развитию индивидуальности учащихся (А.С. Макаренко: «программа человеческой личности»). Общешкольный план воспитательной работы, как правило, включает в себя:
● анализ результатов воспитательной работы за предыдущий период времени;
● цель, стратегические и тактические задачи на будущее;
● научно-методическую тему исследовательской работы педагогического коллектива;
● инструктивную и научно-методическую работу с педагогами;
● общешкольные дела (коллективная творческая деятельность);
● работу с научными кадрами, постоянными и временными творческим группами педагогов и детей;
● работу с различными ученическими объединениями, творческими союзами, советами дел, лидерами ученического самоуправления и т.п.;
● совместную деятельность с учреждениями культуры, науки, образования, здравоохранения, правовыми органами, общественными организациями и т.д.;
● работу по традиционным и инновационным направлениям;
● вопросы, выносимые на педагогические советы, совещания при директоре, административные и педагогические консилиумы, родительские и ученические собрания и т.п.;
● деятельность в рамках принятых воспитательных программ и проектов;
● перечень возможных дел в классных коллективах, творческих объединениях, клубах, объединениях дополнительного образования (рекомендуемая система классных часов, тематика экскурсий, поездок, встреч, репертуар театральных постановок и т.д.).
Этот раздел может иметь различную структуру. В нем целесообразно выделить несколько подразделов, взяв за основу направления работы, виды деятельности или задачи воспитательной работы (например, см. табл.1).
Таблица 1
План работы с ученическим коллективом
Задачи воспитательной работы |
Основные мероприятия |
Дата |
Ответственные |
Отметка о выполнении |
Целесообразна и используется в практике такая структура плана, которая предусматривает планирование работы не только с учащимися, но также с педагогами и родителями (например, см. табл. 2).
Таблица 2
Задачи воспитательной работы |
Основные мероприятия |
Работа с учащимися |
Работа с педагогами |
Работа с родителями, общественностью |
План воспитательной работы в школе.
Наряду с планами педагогов важно составлять и план ученического коллектива, школы (например, см. табл.3), который доступен для знакомства и использования всеми детьми.
Таблица 3
План работы ученического коллектива школы
Недели |
I неделя |
II неделя |
III неделя |
IV неделя |
||||||||
Месяцы |
Дата |
Содержание |
Отве т |
Дата |
Содержание |
Ответ |
Дата |
Содержание |
Ответ |
Дата |
Содержание |
Ответ |
Сентябрь |
||||||||||||
Октябрь |
||||||||||||
И т. д. |
Важно, чтобы структура плана позволяла видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы и изменения, а также отражала взаимодействие участников педагогического процесса.
Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.
Может быть предложена следующая структура плана:
1. Анализ воспитательной работы в классе за истекший период.
2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год.
3. Работа с коллективом учащихся.
4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.
5. Работа с семьей, общественностью.
Общепринятой формы и структуры плана воспитательной работы классного руководителя не может быть. Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности классного коллектива, условия школы, а также опыт своей работы. В практике существует несколько вариантов форм планов, каждая из которых обладает определенными достоинствами и недостатками.
Одна из форм, используемых в практике, предлагается в табл.4.
Таблица 4
Раздел плана работы классного руководителя
Направления работы классного руководителя |
Работа с ученическим коллективом |
Работа с родителями, семьей |
Работа с педагогами, общественностью |
Общение |
|||
Здоровье |
|||
Учение |
|||
Досуг |
| |
Данная форма предполагает соединение в себе перспективного, календарного и текущего планирования. При оформлении плана в тетради на каждую неделю отводится один разворот листа. Это позволяет предусмотреть основные дела на весь год и в то же время вносить по ходу работы дополнения и изменения.
Целесообразно составление плана индивидуальной работы с учащимися, что возможно, если классный воспитатель является освобожденным от учебной работы, занимает полную ставку педагога и имеет время для целенаправленной работы с каждым ребенком.
Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что этот процесс длительный, не заканчивающийся написанием годового плана, а продолжающийся в течение года. Только при таком подходе план поможет управлять деятельностью. Планирование, даже если осуществляется коллективно, — процесс индивидуального осмысления своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать деятельность по чужим программам и планам. Планировать можно по-разному, исходя из различных особенностей, влияющих на этот процесс. [2]
II Глава. Составление учебного плана
Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить следующим образом:
1 шаг — определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело)?
2 шаг — определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть, месяц и т. д.).
3 шаг — структурирование предмета планирования. То, что планируется, необходимо разделить на возможные составные части (выделить направления или виды деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки), т. е. как бы представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное. Для того чтобы спланировать работу на год, нужно продумать, из чего вся деятельность будет складываться, и выделить все возможные направления и виды: учебный процесс, внеучебную деятельность, диагностику результатов и коллектива, работу с родителями, взаимодействие с другими педагогами и коллективами и т. д. Если необходимо спланировать занятие, тогда нужно представить, из каких общих блоков может состоять любое занятие, т. е. составить набор (как можно более широкий) всевозможных блоков. Структурирование помогает сделать план реалистичным, отобрать наиболее эффективные средства и способы работы, избежать глобальности и расплывчатости.
4 шаг — анализ результатов и имеющегося состояния (коллектива, деятельности, подразделения, учреждения и т. д.).
Структурирование поможет ответить на вопрос: какая информация, какие знания необходимы, чтобы спланировать свою работу? К примеру, чтобы спланировать воспитательный процесс, необходимо знать возраст учащихся, их уровень, социальное положение, интересы, способности, индивидуальные особенности. Необходимо знать условия, в которых педагог будет работать, специфику учреждения и образовательного процесса; кроме того педагог должен осознавать свой собственный профессиональный уровень., На данном этапе планирующий свою деятельность должен определить направления анализа и осуществить его.
По сути, анализ не является шагом в планировании, это самостоятельный вид педагогической деятельности, который также специально планируется и организуется, как и другие. Анализ готовит базу для планирования всей деятельности и предвосхищает планирование.
5 шаг — обобщение результатов анализа. Это логическое завершение предыдущего шага, в результате которого должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, т. е. определяется база данных — отправная точка для моделирования деятельности.
6 шаг — целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге.
7 шаг — коллективное планирование, которое предполагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе.
8 шаг — выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются содержание, методы, технологии, позволяющие решить поставленные задачи; определяются взаимосвязи с теми, кто может помочь в достижении результатов. Прогноз продолжается, результаты уточняются, конкретизируются, выбираются способы их контроля и оценки.
9 шаг — распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.
10 шаг — оформление (написание) плана. Опытные педагоги и руководители планируют сразу на бумаге и «начисто». Но детально, логично, точно, кратко, конкретно можно изложить свои действия на бумаге только тогда, когда они осмыслены. Поэтому не следует с легкостью выбирать форму и тут же ее заполнять.
Общий алгоритм планирования подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Для того чтобы получить задуманный результат, процесс планирования должен быть беспрерывным, систематичным, тогда изложенный алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие), при краткосрочном (на месяц и менее), при оперативном, текущем (планировании дня, конкретного дела).
Для этого необходимо определить систематичность анализа и планирования конкретно по срокам и заложить эти виды деятельности в план (как бы «планирование планирования»),
По сути, планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования:
1) подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;
2) аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;
3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;
4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.
Конечно же, в различных ситуациях общий алгоритм может варьироваться: сужаться, расширяться, детализироваться. Это зависит, прежде всего, от того, кто планирует (опыт, знания, умения, уровень), и от условий, в которых протекает процесс планирования (например, есть жесткие административные требования к формам планов, к их содержанию и т. д.). К примеру, педагог-новичок: он до конца не знает специфики учреждения, образовательного процесса в нем; не знает, какие дети к нему придут заниматься, и т. д. Естественно, что ему трудно будет структурировать предмет планирования, даже сложно его определить. Следовательно, вначале значительное время у него займут подготовительный и аналитический этапы, а затем все остальные, когда он изучит специфику учреждения и деятельности, их условия, соберет всю необходимую информацию.
Процесс коллективного планирования воспитательной работы в школе на учебный год можно представить следующими этапами.
1 этап — анализ опыта работы, осмысление его результатов, того, что достигнуто в развитии личности и коллектива. На этом этапе можно выделить две стадии: сбор информации и ее обработка.
2 этап — определение и формулировка воспитательных задач. Он неразрывно связан с первым, так как в ходе аналитической работы определяются и окончательно формулируются задачи. В ряде школ на сборе представителей классных коллективов организуется коллективная «мозговая атака» по анализу работы и формулировке задач школьного коллектива на следующий год. Очень важно на данном этапе, чтобы задачи воспитательной работы, стоящие перед педагогами, трансформировались в задачи всего ученического коллектива.
3 этап — коллективный поиск полезных дел, правильных действий, которые могут обеспечить достижение положительных результатов, выполнение намеченного. Поиск дел проводится на разных уровнях и направлениях: общешкольные (ключевые) дела; содержание и формы работы клубов, штабов, кружков; школьные праздники и объекты повседневной заботы; дела на радость себе и другим. Используют следующие приемы привлечения всех членов коллектива к поиску: «разведка» полезных дел, конкурс на лучшее предложение в план, «копилка» предложений, аукцион идей, знакомство с опытом других школ, обзор интересных дел коллективов, анкетирование и др.
Главная забота — направить школьников на поиск нужных и полезных дел, которые соответствуют поставленным задачам, подсказать такие дела. В ходе поиска педагоги помогают детям отобрать самые важные дела, побуждают школьников к осмыслению целесообразности своих предложений для коллектива, других людей, задавая вопросы: почему? что это даст? кому принесем пользу?
Взрослые регулируют отношения между поисковыми группами, помогают каждому школьнику проявить себя, ощутить свой вклад в рождение коллективного плана.
Учащиеся, педагоги, родители участвуют прежде всего в определении главных, ключевых дел, в поиске которых объединяются усилия всех. Эти дела выявляются в ходе коллективного планирования на сборе актива, где учащиеся выдвигают не только свои предложения, но и выражают интересы первичных коллективов и объединений, являясь их представителями.
Обсуждаются также перспективы на различных направлениях работы школы, в клубах, штабах, кружках. Примерные вопросы для такого коллективного обсуждения: главные задачи в работе на следующий год; предложения по участию объединения в ключевых делах школьного коллектива; сотрудничество с другими коллективами и объединениями; дела для младших школьников, на пользу окружающим людям; содержание и формы работы в объединении.
Первые три этапа коллективного планирования могут быть организованы в форме Дня творчества и поиска.
4 этап — отбор содержания и форм работы, обобщение предложений членов коллектива и составление проекта плана воспитательной работы. Целесообразно оформить проект в виде план-сетки, чтобы легче было представить загруженность плана, распределение дел по времени. Такая форма удобна и для ознакомления с проектом других членов коллектива. Составляют план педагоги под руководством заместителя директора школы, привлекая актив учащихся, согласуя с ними организационные вопросы.
5 этап — обсуждение и утверждение плана воспитательной работы с ученическим коллективом на педсовете.
6 этап — составление планов, обеспечивающих выполнение поставленных задач в области воспитания школьников и реализации намеченной работы с ученическим коллективом. Это план методической работы с учителями, учебы ученического актива, план контроля за воспитательной работой, планы совещаний, собраний, педсоветов и т. д, В создании таких планов участвуют все члены педагогического коллектива, актива учащихся.
7 этап — обсуждение и утверждение плана работы ученического коллектива на сборе (собрании) всех детей или конференции с участием представителей первичных коллективов.
8 этап — планирование в первичных коллективах с учетом общешкольного плана.
Отметим, что выделение этих этапов весьма условно. В реальной практике некоторые из них совпадают, тесно взаимосвязаны и сопровождают друг друга. Процесс планирования воспитательной работы на учебный год протекает в период с марта — апреля до конца сентября. Планирование воспитательной работы в школе тесно взаимосвязано с планированием в классных коллективах.
План воспитательной работы классного руководителя.
Простейшей формой планирования воспитательной работы является расположение содержания перспективных дел в классе в календарном порядке. Схема календарного плана выглядит следующим образом:
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Время проведения |
Название мероприятия |
Кто проводит |
Отметка о выполнении |
Недостаток такой формы планирования состоит в том, что все воспитательные мероприятия сводятся к календарю и план похож на перечень видов деятельности классного руководителя, расположенных в хронологическом порядке. При этом затруднительно проанализировать систему и технологию воздействия на учащихся, слабо прослеживается роль классного коллектива.
Оперативная форма планирования является разновидностью календарного плана. Эта форма позволяет определить виды деятельности учащихся и технологические функции классного руководителя на каждую неделю. В структуру плана вводится колонка для оценки результатов проведенной работы.
ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Учебные недели |
Коллективные дела учащихся |
Оперативная работа классного |
Оценка результатов |
1-7 сентября |
1 сентября. |
Пригласить на встречу научных работников, специалистов различных отраслей |
. |
. |
3 сентября. |
Объявить конкурс на лучшее коллективное дело. Распределить обязанности на перспективу. Помочь редколлегии выпустить стенгазету о летних каникулах |
. |
. |
6 сентября. Родительское собрание на тему «Как помочь детям организованно начать учебный год?» |
Выявить и привлечь родителей, способных помочь в организации и проведении намеченных полезных и интересных коллективных дел |
. |
В старших классах центр тяжести работы по оперативному планированию переносится на ученический коллектив. Роль классного руководителя зависит в этом случае от уровня сплоченности коллектива.
Линейно-хронологический план содержит перечень мероприятий, расположенных понедельно. Например, понедельник как первый день учебной недели контрастирует с воскресным отдыхом, и в этот день лучше планировать собрания, встречи, линейки и мероприятия просветительского характера. В понедельник преподаватели истории, литературы могут оказать помощь информаторам, чтецам, организаторам коллективных дел. Во вторник, когда редакционный актив занят выпуском стенной печати (газет, бюллетеней, альбомов, журналов, альманахов и пр.), преподаватели языка и литературы, рисования и труда имеют возможность оказать помощь школьникам в оформительской работе. В этот же день можно провести родительское собрание и подготовить выставку творческих работ учащихся. В день трудовых дел — прибавляется забот у преподавателя труда и заведующего хозяйственной частью. Субботу как преддверие дня отдыха лучше посвятить занятиям по интересам в творческих группах, кружках и факультативах, смотрам талантов, КВН, турнирам, соревнованиям по физкультуре и спорту. В этот день будут заняты преподаватели физкультуры и спорта, руководители художественной самодеятельности и других объединений учащихся. В воскресенье, если таковой день используется для организации свободного времени учащихся, — планируется экскурсионная и туристическая работа и в дело включаются заинтересованные лица из числа преподавателей, родителей и внешкольных учреждений.
Структуре плановых мероприятий предпосылается краткая характеристика уровня воспитанности ученического коллектив и очередные задачи. По форме линейно-хронологический план выглядит следующим образом:
ЛИНЕЙНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Профиль дня недели |
Апрель |
|||
30-я неделя |
31-я неделя |
32-я неделя |
33-я неделя |
|
Понедельник. День просвещения учащихся |
1/4. Собрание класса «Старт последней четверти» |
8/4. Информация «Мир за неделю» |
15/4. Заочное путешествие «По Республике Беларусь» |
22/4. Беседа «Новости культуры» |
Вторник. День родителей. День стенной печати |
2/4. Родительское собрание |
9/4. Выпуск стенной печати |
16/4. Консультация родителей |
.23/4. Оформление стенда «Учись учиться» |
Среда. Трудовые дела учащихся |
3/4. Очистка школьного двора от снега |
10/4. Участие в школьном смотре-конкурсе технических изобретений |
.17/4. Подготовка гнездовий для птиц |
.24/4. Встреча с производствен- |
Четверг. Работа с активом класса и школы |
4/4. Встреча с организаторами спортивных секций |
11/4. Консультация организаторов КТД к очередным мероприятиям |
18/4. Беседа с активом объединений учащихся (пионеров, скаутов). |
.25/4. Индивидуальные поручения учащимся |
.Пятница. Учебные дела учащихся |
5/4. Беседа «Учиться на совесть — долг или одолжение» |
12/4. День космонавтах и (КВН, викторины, беседы, смотры и др.) |
.19/4. Конференция по результатам кружковой и внеклассной работы |
.26/4. День олимпиад по предметам |
Перечень приведенных мероприятий и профили дней недели показаны условно. К тому же все их провести в течение одной недели затруднительно. Поэтому в течение недели могут быть дни, свободные от внеклассных предметных и воспитательных дел.
В результате проведенной исследовательской работы был составлен
план воспитательной работы на первое полугодие учебного года.
Его целью является — формирование самостоятельности и ответственности у детей.
Задачи:
1) содействие процессам самопознания и самостроительства личности учащихся, их нравственной самореализации;
2) формирование педагогической культуры учащихся;
3) поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности;
4) индивидуальная работа с учащимися в целях эффективного взаимодействия в поле личностных проблем развития школьников.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Недели месяца |
Общешкольные мероприятия |
Экскурсии |
Внутриклассные мероприятия |
I триместр. Девиз первого триместра: «ВЕЖЛИВОСТЬ СПАСЕТ МИР!» |
|||
Сентябрь |
|||
1 неделя |
Торжественная линейка, посвященная Дню знаний — 1 сентября. Концерт для учащихся «Сны директора школы». Соблюдение утвержденных правил. Проведение уроков «Краеведение». Формирование Ученического Совета (одному ученику от класса) — выборы. Заседание Ученического Совета по планированию работы на год и выборы Председателя Ученического Совета. Создание «Школьного научного сообщества» (ШНС). Проведение общешкольной лекции «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!». |
11 класс. Прогулки по Санкт-Петербургу: Казанский Собор, Эрмитаж. Зеленый пояс Славы. |
Празднование каникулярных дней рождений. Проведение Первого классного часа. Проведение классных пятиминуток на тему: «В здоровом теле – здоровый дух». Распределение детей (всех!) по спортивным секциям. Дежурство по классам. |
2 неделя |
Утверждение тем проектных работ и планирование работы по каждому из проектов. Оформление стенда «Частичка лета» |
Дежурство по классам. Подготовка к Химическому празднику и Неделе наук естественного цикла. Приглашение детей из других школ на Химический праздник. |
|
3 неделя |
Проведение спортивного мероприятия на природе. |
Дежурство по классам. Начало работы над фильмом на тему: «Школьные годы чудесные». |
|
4 неделя |
Химический праздник, посвященный 175-летию со дня рождения А.М. Бутлерова (15.09). Неделя наук естественного цикла. |
Дежурство по классам. Проведение классных часов на тему: «Уроки этикета» на формирование навыков говорить «Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста и т.п.» и на запоминание имен-отчеств всех сотрудников школы и обращение к ним по имени-отчеству. |
|
Октябрь |
|||
1 неделя |
Праздник «День учителя» (07.10). Оформление стенда и проведение конкурса «Кто есть кто?» (с детскими фотографиями учителей, по которым учащиеся должны угадать, кто есть кто). Ведение проектной работы. Занятия по трудовому воспитанию (кулинария для девочек и желающих мальчиков). |
Музей истории города Музей истории медицины Музей гигиены Выездной семинар — Интеллектуальный марафон — 8-10 кл. |
Дежурство по классам. Проведение классных пятиминуток на тему: «Правила поведения в музее и на экскурсии». |
2 неделя |
Заседание Ученического Совета по вопросу проведения общешкольной викторины «Один в городе». Занятия по трудовому воспитанию (кулинария для девочек и желающих мальчиков). |
Дежурство по классам. Посещение спортивных секций и уроков физкультуры. Дежурство по классам. Работа над фильмом о классе. |
|
3 неделя |
Общешкольная викторина «Один в городе». Конкурс по кулинарии среди девочек, оценивают мальчики. |
Дежурство по классам. Написание статьи для сайта и для школьной газеты «Наш День лицеиста» |
|
Ноябрь |
|||
1 неделя |
Каникулы |
Поездка в Волгоград |
Дежурство по классам. Посещение выставки «Образование и карьера». |
2 неделя |
Оформление стенда «Золото осени». Ведение проектной деятельности. Выезды с целью изучения экологической обстановки района. Занятия по трудовому воспитанию (радиокружок для мальчиков). |
Поездка в село Селитреное на археологические раскопки |
Дежурство по классам. Празднование каникулярных дней рождений. Ведение дежурства по классам. Работа над фильмом о классе. |
3 неделя |
Классные часы на тему: «Уроки вежливости». Общешкольная лекция для учащихся, родителей и учителей на тему: «Профилактика простудных заболеваний». Встречи для старшеклассников с родителями на тему: «Профессии в нашей жизни» для профессионального самоопределения учащихся. |
Дежурство по классам. Подготовка к празднованию «Дня благодарения». Подготовка к неделе иностранных языков. |
|
4 неделя |
Проведение Недели иностранных языков, посвященной английскому празднику «День благодарения» (28.11). Заседание Ученического Совета. Проведение Круглого стола на тему: «Предварительные результаты проектной деятельности по итогам триместра». |
Традиционными для многих классных руководителей стали календарно-тематические планы. В них также предусматривается характеристика ученического коллектива и воспитательные задачи. Содержание воспитательной работы на полугодие или весь учебный год представлено в виде разделов, система которых отражает основные направления воспитательной работы в классе:
Организационно-педагогические мероприятия.
Воспитание положительного отношения школьников к учению.
Политический кругозор учащихся.
Воспитание нравственных ценностей у школьников.
Подготовка учащихся к труду и выбору профессии.
Дисциплина и культура поведения учащихся.
Физическая культура и здоровье учащихся.
Экологическое воспитание.
Свободное время учащихся.
Работа с родителями и общественностью.[5]
Заключение.
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.
Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.
Наиболее распространенные ошибки при планировании работы, допускаемые в практике классных руководителей:
§ отсутствие четко определенной цели, конкретных стратегических задач воспитания, основанных на глубоко научном знании детей и сложившейся психолого-педагогической ситуации;
§ традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, конкретных разработок «мероприятий» свыше и, как следствие, безынициативность классного руководителя;
§ примитивизм планирования (план-отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел);
§ неумение (а порой невидение необходимости) привлечения детей к планированию;
§ неконкретность и неопределенность спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как детей, так и педагога (типа: «провести диспут», «работать над нравственным воспитанием детей», «устроить «огонек» или «поход по местам боевой славы», и т.п.). [1]
Таким образом, планирование воспитательной работы — это педагогическое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов:
1. целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система);
2. конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели);
3. оптимистичность (наилучший вариант организации, жизнедеятельности);
4. диалогичностъ (учет мнения всех, взаимодействие);
5. индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для самоактуализации);
6. научность (в основе научное понимание процесса воспитания, всех его компонентов);
7. непрерывность, преемственность и последовательность;
8. разнообразие содержания, форм и методов;
9. оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;
10. единство педагогического руководства и активности воспитанников;
11. реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;
12. связь внутриклассной работы с работой школы и вне ее;
13. гибкость плана.
В процессе планирования педагоги и учащиеся проявляют и совершенствуют свое представление о содержании деятельности, лучше узнают друг друга, что является важнейшим условием их дальнейшего взаимодействия и сотрудничества. Взрослым труднее строить взаимоотношения с детьми, если отсутствует или неправильно организуется их совместная работа при планировании. При педагогически грамотном взаимодействии создаются благоприятные условия для проявления и формирования у учащихся активной позиции в реализации намеченного. Дети приобретают аналитические, конструктивные организаторские умения и навыки, учатся ответственности и самостоятельности в принятии и выполнении планов.
При планировании воспитательной работы классный руководитель должен исходить из следующих положений:
— предусмотреть разнообразные мероприятия и виды работ, которые способствовали бы всестороннему развитию учащихся;
— включать воспитанников в деятельность (познавательную, патриотическую, трудовую, художественно-эстетическую, спортивно-оздоровительную);
— система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического коллектива;
— выделить ту или иную ведущую воспитательную задачу и наметить меры по ее решению;
— план должен содержать положения, направленные на согласованность воспитательных усилий классного руководителя, учителей, которые работают в классе, и родителей.
Выбор варианта плана зависит:
— от теоретических представлений учителя о сущности, закономерностях и роли воспитания в развитии личности ребенка;
— от сложившихся в педагогическом коллективе школы традиций планирования и организации воспитательной деятельности;
— от личного и чужого педагогического опыта классного наставника.
— от возрастных и психологических особенностей учащихся.
Список литературы
1. Акутина С. П. План работы классного руководителя // Классный руководитель 2000. № 2.
2. Ильина Т.В.. Педагогическое планирование образовательных учреждениях. — Ярославль , 1995
3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Уч. пособие. – М.: Пед. общ-во России, 2002
4. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Сфера, 2000
5. Пуйман С.А. «Педагогика: основные положения курса», Мн.:1999
6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001
7. Северина А.Г. Планирование воспитательной работы классного руководителя // Классный руководитель 2000. № 5.
25
В лабиринте известных фактов легко
потеряться без плана.
Д. И. Менделеев
Проектировочная деятельность воспитателя как потребность
Всем воспитателям хорошо известна мысль
Макаренко о «программе человеческой
личности и коллектива», и его теория и
практика, «перспектив завтрашней
радости» — — «близкой, средней и дальней».
К сожалению, мысли эти не стали потребностью
современного педагога-практика.
Тем не менее одной из функций школьного
педагога (воспитателя в любом статусе)
является проектировочная деятельность,
которая предполагает определение цели,
задач, содержания педагогического
процесса, замысла его протекания. Все
это отражается в проекте — плане
воспитательной работы. План — это
заранее намеченная система мероприятий,
предусматривающая порядок,
последовательность, сроки выполнения
и предполагаемых ответственных (детей,
педагогов, других взрослых).
Принципы планирования воспитательной работы
Таким образом, планирование воспитательной
работы — это педагогическое моделирование
деятельности воспитателя, которое
основано на целом ряде обязательно
реализуемых принципов:
§ целеустремленность, систематичность
(воспитательный процесс как система);
§ конкретность (конкретные дела,
направленные на реализацию цели);
§ оптимистичность (наилучший
вариант организации, жизнедеятельности);
§ диалогичностъ (учет мнения
всех, взаимодействие);
§ индивидуальность (целостное
отношение к личности каждого, обеспечение
условий для самоактуализации);
§ научность (в основе научное
понимание процесса воспитания, всех
его компонентов);
§ непрерывность, преемственность
и последовательность;
§ разнообразие содержания, форм
и методов;
§ оптимальное сочетание просвещения
и организации деятельности детей;
§ единство педагогического
руководства и активности воспитанников;
§ реальность, учет возрастных и
индивидуальных особенностей, учащихся,
уровня их подготовленности и условий
жизни;
§ связь внутриклассной работы с
работой школы и вне ее;
§ гибкость плана.
Зачем нужен план
Планирование позволяет классному
руководителю:
§ четко осознать цель, стратегические
и тактические задачи воспитания;
§ предварительно изучить классный
коллектив, отдельных учащихся, состояние
учебно-воспитательного процесса в
классе, окружающие условия;
§ целенаправленно отобрать
содержание и средства, организационные
формы воспитательной работы;
§ проектировать результаты своей
деятельности, планируя и корректируя
поступательное движение в развитии
коллектива и личности каждого учащегося;
§ и, что немаловажно, видеть
перспективы своего собственного
самосовершенствования — общечеловеческого
и педагогического. Все это приводит к
чувству глубокого удовлетворения и
учащихся, и педагогов.
Ошибки при планировании
Наиболее распространенные ошибки при
планировании работы, допускаемые в
практике классных руководителей:
§ отсутствие четко определенной
цели, конкретных стратегических задач
воспитания, основанных на глубоко
научном знании детей и сложившейся
психолого-педагогической ситуации;
§ традиционное ожидание указаний,
рекомендаций, предписаний, конкретных
разработок «мероприятий» свыше и, как
следствие, безынициативность классного
руководителя;
§ примитивизм планирования
(план-отписка, содержащий какой-то, часто
случайный, перечень дел);
§ неумение (а порой невидение
необходимости) привлечения детей к
планированию;
§ неконкретность и неопределенность
спланированных дел, которые приводят
к незаинтересованности как детей, так
и педагога (типа: «провести диспут»,
«работать над нравственным воспитанием
детей», «устроить «огонек» или «поход
по местам боевой славы», и т.п.).
Презентация «Проблема планирования воспитательной работы в начальной школе»
Подписи к слайдам:
Проблема планирования воспитательной работы в начальной школе.
Требования к планированию воспитательной работы
- целеустремленность, систематичность;
- конкретность, краткость, компактность;
- диалогичностъ;
- индивидуальность;
- научность;
- непрерывность, преемственность и последовательность;
- разнообразие содержания, форм и методов;
8. оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;
9. единство педагогического руководства и активности воспитанников;
10. связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей;
11. комплексный характер;
12. разумная насыщенность плана;
13. реальность;
14. гибкость плана.
Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.
План выполняет следующие
функции
:
- направляющую
- прогнозирующую
- координирующую
- контрольную
- репродуктивную
Под
планированием воспитательной работы
в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе.
Планированию предшествуют:
- ознакомление с государственными документами
- определение цели и задач
- ознакомление с перспективным планом воспитания школы
- изучение детей и классного коллектива
- привлечение учащихся к планированию
- изучение календаря знаменательных дат
- выявление необходимых для углубленного изучения тем
Виды планов:
- Общешкольный план
- Перспективный, календарный и перспективно-календарный.
- План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.
- План работы школы, класса, клуба, группы детей и взрослых по какому-либо направлению, специальной программе, по реализации определенных задач и решению актуальных проблем школы.
- План воспитательного мероприятия (общешкольного, классного, группового).
- План работы по развитию индивидуальности учащихся.
Типичные ошибки при планировании воспитательной работы
- отсутствие четко определенной цели, конкретных стратегических задач воспитания
- традиционное ожидание указаний
- примитивизм планирования
- неумение привлечения детей к планированию
- неконкретность и неопределенность спланированных дел
Алгоритм разработки плана
- Определение порядка и сроков действии по разработке плана
- Проведение анализа за прошедший год
- Моделирование педагогом образа класса и процесса воспитания в нем
- Коллективное планирование
- Уточнение, корректирование педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы
В сентябре 2021 года каждая школа должна была разработать рабочую программу воспитания. Чтобы добиться единообразия, сделать процесс менее бюрократическим и облегчить жизнь преподавателям, Институт стратегии развития образования РАО подготовил
примерную программу воспитания, которую можно было использовать в качестве образца.
В статье расскажем о типичных ошибках при разработке программы воспитания и дадим советы, как их избежать.
Что такое примерная программа воспитания
Это документ, на который школа может опираться при создании собственной рабочей программы воспитания и плана воспитательной работы.
Содержание программы предполагает 4 взаимосвязанных раздела:
-
Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».
В нем необходимо кратко описать специфику воспитательной деятельности школы: определить контингент учащихся, обозначить интересные воспитательные находки или традиции воспитания в школе. -
Раздел «Цель и задачи воспитания».
Целью воспитания является формирование у учащихся базовых общественных ценностей. В зависимости от особенностей школы упор делают на разные ценности. -
Раздел «Виды, формы и содержание деятельности».
Здесь школа показывает, каким образом будут достигаться поставленные цели и задачи воспитания.
Данный раздел состоит из инвариантных и вариативных модулей. Названия модулей говорят за себя. Первые обязательны к добавлению и присутствуют в каждой школе: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация». Вторые — добавляются в программу, только если без них школа не может реализовать свой уникальный воспитательный потенциал: «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды» и др. Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы конкретной школы. -
Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
В этом разделе необходимо показать, каким образом, кем и когда в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы.
Казалось бы, все просто: заполняете каждый раздел информацией о воспитательной работе в своей школе, выбираете из перечня модулей те, которые присутствуют в практике школы, а остальные исключаете. Однако не все школы до конца разобрались, как работать с примерной программой воспитания, и допускают ошибки.
№1 Составлять программу ради программы
За последние годы школа привыкла к бюрократии, из-за этого часто программу воспитания стараются сделать объемной: добавляют в нее тексты программ прошлых лет или разные «полезные» материалы, которые когда-то использовали при подготовке к мероприятиям. Только в этом нет никакой необходимости.
По
методическим рекомендациям Института стратегии развития образования РАО, объем первого, второго и четвертого раздела программы воспитания не должен превышать 0,5–1 страницы текста, а объем третьего раздела не установлен, но есть уточнение, что дублировать содержание модулей не нужно. Если после исключения повторов наполнить модуль нечем, лучше от него отказаться.
Таким образом, рабочая программа воспитания должна быть краткой и полезной инструкцией к действию. Любой педагог может обратиться к ней, чтобы понять, какие формы воспитательной работы внедрить в свои занятия и почему именно их.
Если же составить программу ради программы, то неактуальная информация затруднит восприятие — понять реальные воспитательные цели, которые стоят перед школой, и выбрать способы их достижения будет невозможно.
Совет: Кратко опишите особенности школы, цели и задачи воспитания, критерии самоанализа. Распределите воспитательные мероприятия, которые регулярно проводятся в школе, сначала по инвариантным модулям, а оставшиеся — по вариативным.
№2 Забывать про логику документа
Рабочая программа воспитания — это документ, который призван показать, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и сделать свою школу воспитывающей организацией. Разделы программы должны быть взаимосвязаны и определять друг друга.
Например, если в первом разделе сказано, что среди учеников школы много представителей разных национальностей, то логично определить одну из задач воспитания как формирование толерантности. А для ее реализации выбрать мероприятия вроде конкурсов народных песен или дискуссий о национальной дискриминации.
Однако иногда в рабочих программах прописывают цели воспитания, которые никак не связаны с особенностями школы, а модули наполняют мероприятиями, которые никак не помогают в достижении целей. Так происходит, когда за разные разделы программы отвечают разные педагоги или когда в рабочую программу полностью переносят содержание примерной.
Совет: Возьмите за основу примерную программу воспитания и, двигаясь от первого раздела к последнему, по аналогии составьте свою: обсудите содержание программы на общем совете, а ее составление доверьте одному человеку.
№3 Использовать формальный язык
Программы воспитания призваны отражать направления, способы и формы предстоящей работы с детьми. Они должны быть написаны доступным языком, чтобы к ним можно было обращаться при необходимости.
Часто программы пишут псевдонаучным языком, за которым не кроется никакого содержания. Проблема в том, что педагоги не видят свой воспитательный потенциал и не умеют его использовать и описывать. В этом случае «официальные» формулировки выручают, но реальную воспитательную работу школы становится невозможно определить.
Наиболее часто формальный характер носит описание инвариантных модулей «Классное руководство и наставничество», «Школьный урок», «Работа с родителями» и «Профориентация». Возможно, это связано с тем, что эти виды деятельности всегда присутствовали во всех школах, и «плохое» описание тянется из года в год и традиционно передается от опытного преподавателя к молодому специалисту.
Совет: Опишите воспитательный потенциал мероприятий, реализуемых в рамках инвариантных и вариативных модулей, своими словами и кратко. При одном взгляде на содержание вам, вашим коллегам и родителям учащихся должно быть понятно, зачем вы проводите то или иное мероприятие.
№4 Разделять воспитание на направления
Воспитание — это процесс всестороннего развития личности за счет создания благоприятных для этого условий. Оно не разделяется по направлениям, а реализуется целостно.
Однако стереотип о дискретности воспитания оказался живуч, и в некоторых программах по-прежнему встречаются вариативные модули «Патриотическое воспитание», «Экологическое воспитание» и прочее.
Возможно, не у всех педагогов есть понимание, что деятельность в рамках каждого модуля должна быть направлена на достижение цели воспитания, а цель — всестороннее развитие личности школьников. Так, например, модуль «Волонтерство» обеспечивает и «патриотическое» воспитание, когда школьники организуют благотворительные концерты для ветеранов, и «экологическое» — когда они выходят на субботники или сажают деревья в парках.
Совет: Создавая собственные модули, ориентируйтесь на цель воспитания, которая стоит перед школой.
№5 Включать в программу все вариативные модули
Большинство школ включает в рабочую программу воспитания все предложенные в примерной программе вариативные модули, это может повлечь проблемы.
Во-первых, программа воспитания и план реальной воспитательной работы становятся документами «о разном». Например, в программе указан модуль «Экскурсии, экспедиции, походы», а в плане воспитательной работы максимум, что может быть отнесено к данному модулю, — это выезд школьников на пикник в качестве поощрения за успешно завершенный учебный год. Поскольку это мероприятие нерегулярное, его можно вписать в один из инвариантных модулей, например в «Классное руководство».
Во-вторых,насыщенная программа воспитания требует от педагогического состава дополнительных усилий, что в корне противоречит задумке Института стратегии развития образования РАО.
Когда в школе нет «Детских общественных объединений» или «Школьных медиа», а в рабочей программе воспитания они указаны, то преподаватели вынуждены создавать их с нуля и в кратчайшие сроки, иначе описать содержание и специфику деятельности в модуле невозможно.
Совет: Сначала заполните инвариантные модули, а потом оцените, хватит ли оставшихся мероприятий, которые проводит школа, для наполнения вариативных модулей.
Каждый модуль должен отражать реальную значимую для школьников и педагогов деятельность. В противном случае добавление нового модуля в программу воспитания нецелесообразно.
№6 Забывать про собственный вариативный модуль
Случается и так, что школа, наоборот, не выделяет в рабочей программе воспитания собственный вариативный модуль, хотя описанные в первом разделе материальные, кадровые и социальные ресурсы прямо указывают на такую возможность. Например, в разделе «Особенности школы» упомянуты школьные музеи или социально-психологическая служба, а в других отделах программы об этом нет ни слова.
Совет: Если в списке необязательных модулей, которые предложило Минпросвещения, нет такого, который описывает уникальную воспитательную работу вашей школы, напишите собственный модуль.
№7 Предлагать одинаковое содержание модулей для всех школьников
При планировании воспитательно-образовательной деятельности в школе часто случается так, что программу воспитания не адаптируют к разным уровням образования: начальному общему, основному общему, среднему общему.
В результате педагоги предлагают учащимся мероприятия, которые им неинтересны или не отвечают их возрастным запросам. Например, учащимся старших классов — принять участие в выставке портретов ко Дню матери, вместо того чтобы организовать благотворительный концерт для детей-сирот.
Совет: В дополнение к единой рабочей программе воспитания разработайте три плана воспитательной работы для каждого уровня образования. Так вы учтете возраст воспитанников и подберете мероприятия под их интересы. А при необходимости внести коррективы не придется переписывать всю программу, достаточно будет изменить только эту ее часть.
№8 Пренебрегать модулем «Самоуправление»
Некоторые школы считают, что модуль «Самоуправление» — вариативный. Это действительно так, но только в школах, где реализуются образовательные программы исключительно начального общего образования. Во всех остальных школах этот модуль должен присутствовать в рабочей воспитательной программе.
Поддержка детского самоуправления помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Этот модуль больше всех остальных готовит детей к взрослой жизни.
Совет: Сделайте самоуправление частью образовательно-воспитательного процесса. На уровне класса выберите старост или штаб ответственных за спорт и творчество. На уровне школы организуйте совет учащихся, который будет выражать мнение всех школьников в вопросах, затрагивающих их интересы и права.
Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда может трансформироваться в детско-взрослое самоуправление. Для этого необходимо ввести фигуру педагога-куратора.
№9 Описывать результаты анализа воспитательной работы
В четвертом разделе программы «Основные направления самоанализа воспитательной работы» необходимо показать, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы: кто, когда и по каким критериям оценивает достигнутые результаты.
Например, указывается, что анализ осуществляется один раз в полгода заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями и активом старшеклассников. Критерий оценки качества — наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых: минимум 4 общешкольных мероприятия, одно региональное и т.д.
Проблема в том, что иногда авторы школьных программ размещают в этом разделе результаты самоанализа. Это лишнее.
От этого текст программы становится в разы длиннее, а значит, обращаться к нему становится неудобно.
Каждый год этот раздел программы устаревает, и школе приходится постоянно обновлять его, а вместе с ним ежегодно переписывать программу. Это противоречит замыслу разработчиков о сокращении школьной документации.
Совет: В разделе «Основные направления самоанализа воспитательной работы» рабочей программы воспитания перечислите только основные направления, критерии и способы осуществления самоанализа воспитательной работы.
№10 Оставлять содержание программы неизменным
Рабочая программа воспитания — унифицированный документ, на основе которого все педагоги школы выстраивают воспитательную деятельность. Она должна быть достаточно краткой, чтобы к ней можно было обращаться при необходимости, и ёмкой, чтобы отражать все формы и виды воспитательной деятельности школы.
Программа должна отражать реальное положение дел в школе. Если на момент создания документа в школе нет медиа или детских общественных объединений, то добавлять модуль о них не нужно. Об этом мы уже рассказали подробно — ошибка №5. Однако есть и другая крайность: не добавлять новые формы и виды воспитательной деятельности в содержание инвариантных и вариативных модулей.
Совет: Пересматривайте содержание рабочей программы воспитания перед началом каждого учебного года.
Отражайте в модулях все новые формы воспитательной работы, которые органично возникли в школе. Например, после появления нового учителя русского языка и литературы в школе мог возникнуть онлайн-журнал. Если он себя хорошо зарекомендовал, то стоит внести его в программу в вариативный модуль «Школьные медиа».
Если рабочая воспитательная программа кажется недостаточно полной и разнообразной по сравнению с примерной программой от Минпросвещения, то перед началом учебного года можно спроектировать и наполнить вариативные модули. Для этого можно использовать эффективный инструмент — «мозговой штурм» для педагогов, учеников и родителей. Соберите участников вместе на совещании, родительском собрании или классном часе и подключите к обсуждению рабочей программы воспитания. Полученный банк идей распределите по модулям программы.
Теперь вы знаете, на что обращать внимание при планировании воспитательно-образовательной работы в школе, чтобы не тратить свое время и силы на разработку очередного непонятного документа. Если не допускать перечисленных ошибок, то можно создать действительно рабочую программу воспитания и наполнить модули качественным содержанием.
Чек-лист «Что учесть при написании программы воспитания»:
-
Примерная программа — это конструктор для вашей рабочей программы воспитания. Просто скорректируйте уже имеющийся текст примерной программы под специфику своей образовательной организации и добавьте план-сетку мероприятий.
-
Разрабатывая собственную программу воспитания, включайте в нее только те вариативные модули, которые в наибольшей степени помогают реализовать воспитательный потенциал вашей школы с учетом имеющихся кадровых и материальных ресурсов.
-
Добавляйте в свою рабочую программу собственные модули. Если у вас есть желание добавить их, вы вправе это сделать.
-
Располагайте выбранные модули в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы вашей школы.
-
Пишите программу коротко и ясно, описывайте предстоящую работу с детьми, а не рассуждайте в общем о воспитании.
-
Не воспринимайте программу как инструмент воспитания; ребенка воспитывает не документ, а педагог — своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников