Учитель – это центр притяжения урока и король классной комнаты. Этот авторитет необходимо поддерживать. Мы составили список из 10 ошибок, которых лучше избегать, даже если у вас не самый лучший рабочий день.
10 апреля 2018
У всех учителей есть плохие дни, все учителя совершают ошибки. Это свойство людей! Мы не железные и держать себя в постоянном напряжение не только невозможно, но и просто вредно. Тем не менее, учитель – это одна из самых ответственных должностей в мире, и держать себя в глазах детей на высоком уровне – ваша задача.
Мы подготовили список из 10 вещей, которые не стоит делать на уроке. Он поможет вам не наступать на грабли, проверенные многими учителями, а также вернуть урок в нужное русло, если что-то вышло из-под контроля.
|
№ 1. Терять самообладаниеПотерять самообладание – это катастрофа. Кричать на класс (хотя, думаю, у каждого в памяти есть такой пример) – это катастрофа. Если бы мы отправились в Азию, где проявление сильных негативных эмоций – нонсенс, сорвавшегося учителя не ждало бы ничего хорошего. Да, у всех есть плохие дни, когда накопившаяся усталость дает о себе знать, а раздражение рвется наружу, но ваша задача – сохранить самообладание, бороться за него до последнего. Вы же не хотите, чтобы дети запомнили вас кричащим или плачущим? Так что, если вы чувствуете, что пар вот-вот начтет валить из ушей – на минуту выйдите из класса, абстрагируйтесь от ситуации или сосчитайте до ста. А дома посмотрите статью «Как успокоить нервы?» |
|
№ 2. Терять контрольОдна вещь, которую вы никогда не получите обратно, если потеряете, – это контроль. Не позволяйте школьникам какого бы возраста они ни были брать урок под свой контроль или ходить по классу (если того не подразумевает программа). Если урок станет неуправляемым – он перестанет быть уроком. Да, иногда школьник может чрезмерно возбудиться – громко кричать или спорить. Помните: даже если его ответы верны, никакого поощрения последовать не должно. Вам необходимо вернуть отличившегося персонажа в рамки приличия. Дети должны уважать вас. Если же вы слишком пассивны или не смогли установить границы, то в какой-то момент точно потеряете контроль. Есть очень простая стратегия, которая работает как с детьми, так и со взрослыми: договоритесь о знаках. Создайте сигнал, по которому класс будет понимать – действуют они или молчат. Некоторые популярные варианты: поднять руку, хлопнуть, махнуть рукой, призывая к тишине (куда лучше, чем кричать: «Ти-и-и-хо!»). Подобные сигналы работают благодаря эффекту домино: если им будут следовать несколько учеников, за ними повторят остальные. |
|
№ 3. Тонуть в кипах бумагиСлишком много бумаги – заданий, тестов, наглядных пособий – это не очень хорошая идея. Ученики должны принимать активное и вовлеченное участие в уроке. Вам нельзя держать их сидящими без дела, равно как и заставлять выполнять скучную работу – например, десятистраничное задание по грамматике. Традиционный и негативный формат советского урока, когда учитель в начале выдает: «Открываем 4 главу учебника, читаем и молча конспектируем до звонка» – это худшее, что может случиться с детьми и их мотивацией к учебе. Используйте доску, взаимодействуйте с детьми и никогда не полагайтесь на бумагу, выполняя свою работу! |
|
№ 4. ОбедатьКоллеги, вы удивитесь, но как много учителей приносят в класс свой обед! Это просто не соответствует ни образу учителя, ни статусу. Угощать детей в начальных классах или выпить чашку кофе на первом уроке – еще допустимо (хотя я не советую), но достать плов в баночке, пока класс пишет контрольную, – это уже из серии какого-нибудь Ералаша. |
|
№ 5. Не прикипать эмоциональноВ зависимости от обстоятельств, вы можете легко перейти на слишком эмоциональный уровень общения с вашими учениками. Я говорю про взаимопонимание и уровень «открытости». Да, это правда, что вы должны общаться с классом человечно, но будьте осторожны. Вы в первую очередь учитель, установите определенные границы, чтобы не слишком зацикливаться на проблемах учащихся. Вы можете помочь советом по личному делу, но во внеурочное время. Мне мои учителя очень помогали как с выбором профессии, так и с проблемами в подростковом возрасте, но делать это прямо в середине урока – нарушение личного пространства всего класса. Эксперты Национального ресурсного центра наставничества МЕНТОРИ («Рыбаков Фонд») советуют наставникам – взрослым людям, работающим с подростками, находящимся, например, в трудной жизненной ситуации, не «прикипать душой» к детям. Дело в том, что задача наставника и ваша как учителя – передать опыт, решить конкретную задачу, дать знания и навыки. Если вместо этого вы расчувствуетесь и будете смотреть на ситуацию не объективно, жалея ребенка, ничего хорошего из коммуникации не получится. Да, трудному подростку нужен рядом значимый взрослый, которого можно уважать, на кого можно будет опереться. Но опираются на твердую стену, отнюдь не на шатающуюся плакучую иву. |
|
№ 6. Все время сидетьЕсли вы один раз встали и прошли между вторым и третьим рядом – это не считается. Например, в той же Азии учитель должен стоять или ходить на протяжении всего урока. Я ни в коем случае не призываю к подобной практике. Просто стоит помнить: сидя слишком долго можно заработать профессиональную травму в виде болящих суставов или сосудов. Тем более, сидеть все 45 минут просто-напросто скучно и не позволяет вам взаимодействовать с классом. Физкультминутки хороши не только для учеников, они обязательны и для педагога |
|
№ 7. Некорректно шутитьЭто очевидно, что учитель никогда не должен издеваться над коллегами или высмеивать студентов. Но, увы, иногда то, что кажется безобидной шуткой или комментарием, может очень сильно ранить ребенка или уронить чувство собственного достоинства.
Показывайте студентам как их старший наставник, что смеяться можно – в жизни без этого никак, расскажите забавную и поучающую историю, научите их смеяться над самими собой. Но будьте осторожны, чтобы ваши шутки или сарказм не были нацелены на конкретных учеников и вредили ситуации в классе. |
|
№ 8. ОпаздыватьОпоздание – большая проблема всех школьников и студентов. Вам как учителю очень важно моделировать поведение, которое вы хотите получить в итоге, личным примером. Опаздывать редко или заскакивать в класс спустя 15 секунд после звонка – это не проблема. Задерживаться в классной комнате на минуту, забирая журнал и давая ученикам время собраться, – тоже не проблема. Но хроническое опоздание обязательно станет поводом для юных умов решить, что опоздание приемлемо и для них. Будьте пунктуальны, насколько возможно, и, опаздывая, обязательно приносите извинения студентам. |
|
№ 9. Следовать только за учебникомУчебник – это не истина в последней инстанции, это основа и помощь Вам как специалисту. Иногда учителя попадают в настоящую ловушку «обучаю всему только по учебнику». Это не только скучно и утомительно, это плохо для ваших детей. Школьники учатся, им необходима практика, взаимодействие и эксперименты. Если вы сосредоточитесь только на том, что диктует книга, не привлекая дополнительных материалов, – мотивация к образованию будет потеряна. Да, учебник представляет собой руководство и может предложить вам идеи о порядке тем и структуры урока. Но, пожалуйста, убедитесь, что вы подключаете свой собственный талант к процессу. На уроках истории больше источников! На уроках литературы – больше книг и иллюстраций! На физике и химии – опытов и видео! |
|
№ 10. Выбирать любимчиковЭто нормально, если у вас есть ваши любимые ученики, но только если вы не упрощаете им задачу и не поощряете так, как никого другого из класса. Просто убедитесь, что вы честны со всеми учениками вашего класса и уделяете каждому должное внимание и похвалу (детям она очень нужна, помните!). Если вы будете давать поблажки конкретным персонажам, это сорвет любую дисциплину и будет негативно влиять на динамику в классе. |
Типичные ошибки при проведении уроков
Нам представляется, что на современном уроке недопустимо:
- забывать об уровневой дифференциации образовательного процесса, о детях с низкой мотивацией к учению;
- задавать учащимся непродуманные вопросы. Необходимо тщательно готовить их к уроку, формулировать вопросы в форме побуждения к выводам, анализу. Следует спрашивать учащихся не «что?» и «как?», а — «подумайте», «найдите», «сравните», «сделайте вывод». Вопрос должен пробуждать мышление учащегося, а не только память;
- недопустимо искусственно вносить в содержание урока воспитательные декларации и цели. Воспитательный потенциал урока закладывается не абстрактными беседами, а его содержанием и культурой организации общения и деятельности;
- не рекомендуется на уроке напрашиваться на комплиментарный ответ на вопрос: «Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?» Учитель должен в ходе рефлексии выявить уровень усвоения учебного материала, узнать, что непонятно, что мешало достичь результата, осмыслить вместе с детьми выполнение задач урока;
- нецелесообразно увлекаться формами психологической рефлексии для создания эффекта урока, демонстрации рефлексивных умений и форм. Следует создавать комфортный микроклимат урока, работать на уроке вместе с учеником, а не над ним;
- оставлять учащихся после звонка с урока: не справились с объемом – значит, плохо спланировали содержание и методы освоения его содержания;
- оставлять учащихся пассивными слушателями, надо помнить: «Учение есть деятельность»;
- допускать фактологические ошибки в содержании изучаемой темы, речевые ошибки учителя, невнятность в изложении, заигрывание с учащимися;
- при самоанализе эффективности урока учителю недопустимо сетовать на неумения учащихся, якобы их испуг и т.п. Ответственность за все, что не получилось, лежит на учителе. В ходе самоанализа необходимо оценить соответствие содержания урока поставленным задачам, деятельности учителя и учащихся, соответствие планируемым результатам урока.
Чтобы Ваш урок соответствовал своему назначению, нельзя:
- в ходе его проведения ставить перед учащимися педагогически задачи учителя. Следует различать задачи деятельности учителя и задачи деятельности учащихся на уроке. Надо помнить, что грамотно (диагностически) поставленная цель урока обусловливает достижение результата;
- нельзя проектировать модель урока в общем, она должна отражать конкретную тему конкретного в системе изучаемого материала урока (первого, второго и др.), предметное содержание;
- нельзя путать типы уроков, путать в технологических картах методы, приемы обучения. Следует повторить и различать классификацию методов обучения, принципы, приемы, формы обучения;
- нельзя допускать перегрузку урока калейдоскопичным второстепенным материалом, нерациональными формами работы. Следует выделять и структурировать в ходе урока главное в изучаемой теме; добиваться усвоения темы на уроке;
- нельзя игнорировать санитарно-гигиенические требования к уроку. Здоровьесберегающий подход – это не 3 минуты физкультурной паузы. Сами физкультурные паузы также должны быть уместны по времени и содержанию деятельности детей;
- нельзя забывать проверять выполнение своих заданий на уроке и к уроку. Необходимо обдумывать формы контроля, в том числе использовать инновационные формы и методы обучения;
- нельзя оставлять без внимания процесс и результат самостоятельной учебной деятельности ребенка на уроке. При организации самостоятельной учебной деятельности следует особенно внимательно поддерживать детей с низкой мотивацией к учению, а также одаренных и способных учащихся;
- нельзя не оценивать учебную деятельность, успешные ответы детей. Надо стимулировать проявления критического мышления, креативности, самостоятельности, успешности учения учащихся отметкой и вербально, поощрительным словом с оценкой успешности его продвижения в учебном материале.
Успешность учения учащихся напрямую сопряжена с умением учителя организовать учебную деятельность. Арсенал педагогических приемов достаточно велик и известен. В некоторых случаях даже наблюдается определенный перекос в формах в ущерб предметному содержанию.
Вместе с тем еще раз подчеркнем, что качество обучения учащихся в первую очередь обеспечивается профессионализмом и личностной позицией учителя, что общеизвестно. Однако содержание и система внутришкольного контроля также имеют немаловажное значение. В этой системе должна быть главной целью эффективность каждого урока.
В завершение сказанному, напомним, что школьный звонок не устает звать нас к уроку. Пытливый детский ум, ясные взгляды, отражающие готовность к неизведанному, — все это прекрасные и трудные учительские будни, труд, «полный активности и мысли». Это – современный урок.
Автор материала: Маслов И.С.
Советы начинающим педагогам. Анализ самых распространенных ошибок начинающего учителя
Я хочу остановиться на педагогических ошибках, вопросах организации и проведения учебного занятия. Надеюсь, эта статья пригодится не только начинающим, но и опытным учителям. Итак, каких ошибок следует избегать учителю на уроке?
Ошибка 1. Урок проходит без чётких учебный целей и задач
На уроке обязательно должна быть объявлена тема урока либо учителем, либо детьми. А также сформулированы дидактические задачи для ученика, а для учителя цель данного урока.
Ошибка 2 . Монотонный урок. Когда весь урок выдержан в одном темпе. Когда ученики выполняют всего лишь одну учебную задачу. Если темп урока низкий, то ученики если не уснут, то потеряют всякий интерес к занятию. Если весь урок выдержан только в высоком темпе, — гарантирована быстрая утомляемость учеников. Говорит только учитель, отсутствует диалог, обратная связь. В начальной школе нет уроков-лекций. Через каждые 10 миннут необходимо переключать внимание детей на другие задания. Задания должны быть разнообразными.
Ошибка 3. Учитель ведёт урок по бумажке или планшету.
Учитель не держит в голове план урока. Плохо владеет содержанием. Постоянно заглядывает в план-конспект. Даже ходит по классу со своей тетрадью или очень модными в последнее время планшетами для бумаг или даже с электронными планшетами. Читает содержимое слайдов. Ученики теряют доверие к такому учителю. Диалог с учениками становится натянутым и отрывочным. Слабеет обратная связь с классом.
Ошибка 4. Когда вы задаёте вопрос классу и тут же даёте высказаться детям, сразу поднявшим руки.
Ученики по своему темпераменту, по способностям запоминания довольно разные. Дайте возможность ученикам сначала подумать. Тогда и поднятых рук будет больше, и ответы учеников глубже.
Ошибка 5. Когда урок превращается в мультимедийное шоу
Мультимедиа всегда носит вспомогательный характер. Не нужно становиться заложником красивых слайдов и впечатляющих обучающих видеороликов. Есть нормы использования на уроке проектора, не более 15 минут. Это может быть в начале урока, в середине или в конце.
Ошибка 6. За урок не поставлено ни одной отметки. Урок нужно продумать так, что за урок можно было поставить 5-6 отметок (это минимум) . Для этого используем разные формы опроса: индивидуальные карточки, тесты, ответы у доски, оценивание ученика при работе в группах. Я за сегодняшний урок поставила 13 отметок.
Ошибка 7. Жёсткая привязанность к сценарию, план-конспекту
Необходимо уметь перестроить урок при изменившихся обстоятельствах. Например, нет электричества, а у вас главным на уроке является мультимедийное сопровождение или Вы пришли в класс, где проектор не включается или завис компьютер. Урок продумать надо так, чтоб его можно было провести и без проектора и компьютера.
Ошибка 8. Ученики работают в группах без четких инструкций и заданий.
Учитель разбил класс на группы, в которых ученики не знают своих задач и обязанностей. Задания в группах составлются с учетом включения каждого ученика в группе (т. е. вопросов должно быть для каждого ученика)
Ошибка 9. Учитель не знает, усвоили ли учебный материал ученики после проведенного урока.
По ходу урока учитель так и не выяснил, понятен ли был новый учебный материал, понятно ли вообще, о чём идёт речь на уроке. Для этого необходимо проводить задания по усвоению темы. Самый удобный способ-это небольшой тест на первичное закрепление.
С открытым уроком периодически приходится сталкиваться всем учителям – исключений не бывает. Присутствовать в качестве гостя на вашем уроке может как директор школы, которого вы хорошо знаете, так и совершенно новый «приглашенный гость». Логически объяснить, почему такие уроки важны, не составит особого труда. Во-первых, это возможность для экспертной комиссии оценить компетентность учителя, которая с каждым годом работы должна неуклонно расти. Во-вторых, для учителя это отличный шанс продемонстрировать свои сильные стороны и получить от других экспертов и профессионалов своего дела адекватную обратную связь, чтобы работать с детьми еще лучше и еще эффективнее.С открытым уроком периодически приходится сталкиваться всем учителям – исключений не бывает. Присутствовать в качестве гостя на вашем уроке может как директор школы, которого вы хорошо знаете, так и совершенно новый «приглашенный гость». Логически объяснить, почему такие уроки важны, не составит особого труда. Во-первых, это возможность для экспертной комиссии оценить компетентность учителя, которая с каждым годом работы должна неуклонно расти. Во-вторых, для учителя это отличный шанс продемонстрировать свои сильные стороны и получить от других экспертов и профессионалов своего дела адекватную обратную связь, чтобы работать с детьми еще лучше и еще эффективнее.С открытым уроком периодически приходится сталкиваться всем учителям – исключений не бывает. Присутствовать в качестве гостя на вашем уроке может как директор школы, которого вы хорошо знаете, так и совершенно новый «приглашенный гость». Логически объяснить, почему такие уроки важны, не составит особого труда. Во-первых, это возможность для экспертной комиссии оценить компетентность учителя, которая с каждым годом работы должна неуклонно расти. Во-вторых, для учителя это отличный шанс продемонстрировать свои сильные стороны и получить от других экспертов и профессионалов своего дела адекватную обратную связь, чтобы работать с детьми еще лучше и еще эффективнее.
Но, несмотря на все это, редкий учитель радуется перспективе проводить урок в присутствии другого специалиста. Оценочный формат открытого урока очень часто выбивает учителей из зоны профессионального комфорта, заставляет испытывать волнение и стресс. Это приводит к ряду ошибок, которые допускали и продолжают допускать самые разные поколения учителей.
Распространенные ошибки
Вот три классические ошибки, которые допускают учителя при подготовке и проведении открытого урока:
Первая ошибка: выбрать слишком легкий материал
Желая продемонстрировать, насколько быстро дети схватывают информацию, как хорошо справляются с программой, учителя нередко выбирают в качестве темы для урока повторение уже изученного и хорошо усвоенного детьми материала. Это кажется вполне логичным: ученики будут с энтузиазмом и удовольствием выходить к доске, а, задавая очередной вопрос, учитель, вполне вероятно, на самом деле увидит тот самый пресловутый «лес рук». Подобный сценарий кажется очевидным и оптимальным решением задачки под названием «Как провести открытый урок и не сойти с ума?». И это действительно сработало бы, если бы приглашенным экспертом на вашем уроке был бы совсем молодой и неопытный педагог. Однако те специалисты, которые могут присутствовать на вашем уроке, всегда обладают немалым профессиональным опытом или, образно выражаясь, «сами с усами». Они с большой долей вероятности вычислят, что вы специально решили пойти уже проторенной дорожкой, и тогда к вам возникнет много вопросов.
Вторая ошибка: заранее прорепетировать ход урока вместе с детьми
Пока одни учителя, желая провести внешне идеальный открытый урок, выбирают тему полегче, в течение урока обращаются исключительно к сильным ученикам и тем самым создают иллюзию первоклассной педагогической работы, другие придумывают более хитрые способы пустить пыль в глаза комиссии. К сожалению, очень многие учителя, испытывая волнение, решают заранее прорепетировать урок вместе с детьми. Они предупреждают учеников, что на урок придут серьезные дяди или тети, перед которыми ни в коем случае нельзя ударить лицом в грязь, как умеют это делать дети. Они раздают ученикам шпаргалки с ответами на вопросы, объясняют детям, как именно им надо и как ни в коем случае не надо вести себя в течение этих важнейших сорока минут. В чем здесь преподавательская ошибка? В категорически неправильной расстановке приоритетов. Да, открытый урок важен, но он единичен. А с этими детьми вы работаете ежедневно, пытаясь не только обучать их предмету, но и грамотно строить с ними комфортные отношения, которые являются подспорьем в вашей работе. Один раз проявив попустительство, показав, что вы способны на обман, вы можете навсегда потерять преподавательский авторитет.
Третья ошибка: вести себя во время открытого урока не так, как всегда
Эта преподавательская ошибка очень похожа на предыдущую. Порой учителя, проводя открытый урок, начинают вести себя неестественно. Они могут начать обращаться к детям в какой-то новой манере: более строго или, напротив, более мягко. Могут использовать неожиданные интонации. Могут в целом вести себя по-другому. И пускай такое поведение вполне объяснимо (многие испытывают волнение, выступая на публике, а экспертная комиссия – это та же «публика»), вашим ученикам едва ли это понравится. Они увидят в вас взрослого, которому не всегда стоит верить, а это очень быстро приведет к потере всякого уважения. А все потому, что вы упустили из виду, для кого на самом деле проводится этот урок.
Помните, что открытый урок проводится для детей. Любой урок проводится исключительно для детей. Они на первом месте.
Шаги, которые помогут не ошибиться
Итак, мы определились с главными ошибками и намерены ни в коем случае их не совершать. Что дальше? Вот несколько шагов, которые стоит сделать, чтобы быстро и эффективно подготовиться к открытому уроку.
Шаг первый: выберите тему и форму урока
Определитесь с темой урока, от нее зависит действительно многое. Этот выбор важно сделать, исходя из вашего знания сильных сторон учеников. Пусть тема будет для них интересной и не слишком сложной. Определившись с темой, подумайте о форме урока. Это может быть классическое знакомство с темой или урок нестандартного формата: урок-конференция, урок-игра и т. д. Если вы впервые проводите открытый урок, оптимальнее выбирать хорошо знакомые вам форматы. Если вы решили проводить классический урок, не забывайте о том, что внутри одного урока очень важно сочетать различные мини-формы: презентацию темы, открытые и закрытые вопросы ученикам, практику, работу в парах и пр. Это продемонстрирует ваш преподавательский инструментарий.
Шаг второй: помните про альтернативные ходы
Составляя подробный конспект урока, подумайте, что может пойти не так. Выделите основные моменты, которые могут вызвать сложность у детей или у педагога, и пропишите альтернативные ходы – то, что вы сможете сделать в случае любого форс-мажора: если ученики не сразу поймут новый материал и вам понадобится больше времени на раскрытие темы, или если, скажем, выйдет из строя техника, которую вы хотели использовать. А если вы склонны к приступам сильного волнения, можно прописать сценарий самого провального открытого урока и спокойно поразмышлять над тем, что вы могли бы сделать в какой-то момент, чтобы предотвратить или исправить любую неудачу.
Шаг третий: распишите тайминг
Итак, вы выбрали тему, у вас много грандиозных идей и всего 45 минут. Вам нужен строгий тайминг! Работая над планом-конспектом урока, старайтесь объективно оценивать как общую важность и полезность формы, так и время, за которое дети смогут ее выполнить. Распишите, сколько минут вы планируете потратить на каждое действие, и проводите урок, вооружившись часами. Не забывайте о том, что урок – это очень живой процесс, а поэтому все всегда может пойти не так, как бы вам хотелось. Подумайте, сколько времени можно добавить на выполнение той или иной задачи, если дети не справятся вовремя, а какими формами, практиками и задачами можно пренебречь, если времени будет не хватать.
Шаг четвертый: подготовьте иллюстративный материал
Любая форма визуальной подачи информации сделает ваш урок более ярким и интересным как в глазах учеников, так и в глазах комиссии. Обязательно подготовьте презентацию, таблицы или любой иллюстративный материал, который имеется в наличии.
Шаг пятый: прорепетируйте урок с детьми из другого класса
План урока готов и подробно расписан. Иллюстративный материал готов. Вам кажется, что вы во всеоружии. Но не надо забывать, что план – это всего лишь теория. На практике очень многое может пойти не по сценарию. Поэтому будет полезно заранее провести этот урок, но в другом классе. Так вы сможете увидеть как самые сильные аспекты вашего плана, так и моменты, над которыми стоит еще немного поработать.
Шаг шестой: предупредите детей
И здесь речь уже, конечно же, не о том, чтобы рассказывать детям, что будет на уроке, раздавать им карточки с готовыми ответами, запугивать или слезно просить вести себя в присутствии гостей как можно благоразумнее. Просто предупредите детей, что на уроке будут присутствовать и другие взрослые люди. Честно расскажите им, зачем это нужно. Не акцентируйте на этой теме слишком много внимания. Пусть дети поймут, что открытый урок – это не какой-то особенный урок, не проверка и не испытание. Тогда дети будут вести себя во время урока естественно, и это сделает вашу работу легкой, привычной, комфортной.
Бонус: всегда думайте о комфорте детей
В течение урока хороший учитель станет обращаться не только к самым сильным ученикам, которые всегда готовы блеснуть знаниями и эрудицией, но и ко всем, кому захочется что-то сказать, спросить, уточнить. Однако некоторым ученикам может быть психологически некомфортно отвечать, когда в классе находится совершенно новый, незнакомый взрослый. Если вы знаете, что в вашем классе есть такие дети, не стоит вызывать их к доске или просить ответить на вопрос.
В конце открытого урока будьте готовы к обратной связи. Честно признайте, что получилось, а что нет. С интересом выслушайте мнение коллег и примите его к сведению. Помните, что все это происходит не для того, чтобы повесить на вас ярлык хорошего или плохого учителя, а для того, чтобы помочь вам неустанно расти как профессионалу.
Кандидат исторических наук, руководитель научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии
Статей и постов в интернете о типичных ошибках учителя довольно много. Но большей частью они касаются вопросов психологии или форм общения. Я хочу остановиться на педагогических ошибках, вопросах организации и проведения учебного занятия.
Надеюсь, эта статья пригодится не только начинающим, но и опытным учителям. Ошибки перечисляются в хаотичном порядке, без ранжирования и расстановки по степени важности.
Итак, каких ошибок следует избегать учителю на уроке?
Ошибка 1. Когда вы задаёте вопрос классу и тут же даёте высказаться добровольцам
Ученики по своему темпераменту, по способностям запоминания довольно разные. Дайте возможность ученикам сначала подумать. Тогда и поднятых рук будет больше, и ответы учеников глубже.
Ошибка 2. Когда урок превращается в мультимедийное шоу
Мультимедиа всегда носит вспомогательный характер. Не нужно становиться заложником красивых слайдов и впечатляющих обучающих видеороликов. Мы теряем минуты драгоценного педагогического общения, внезапного «прозрения» учеников и познания ими нового.
Ошибка 3. Монотонный урок
Когда весь урок выдержан в одном темпе. Когда ученики выполняют всего лишь одну учебную задачу. Если темп урока низкий, то ученики если не уснут, то потеряют всякий интерес к занятию. Если весь урок выдержан только в высоком темпе, — гарантирована быстрая утомляемость учеников. Может утомить ребят и выполнение лишь одной учебной задачи в течение всего занятия.
Ошибка 4. Жёсткая привязанность к сценарию, план-конспекту
Зачастую возникают различные обстоятельства, которые требуют изменения алгоритма занятия:
- Низкая работоспособность класса после выполнения контрольной работы по другому учебному предмету.
- Нет электричества, а у вас главным на уроке является мультимедийное сопровождение.
- Вы пришли в класс, где проектор «дышит на ладан».
- Завис компьютер, а вы, забыв о классе, упорно ждёте, когда откроется необходимый файл.
Лучше отказаться полностью от такого сценария, чем быть обречённым на неудачу.
Ошибка 5. Ученики работают в группах без индивидуальной подотчетности
Учитель разбил класс на группы, в которых ученики не знают своих задач и обязанностей. Одни ученики быстро берут на себя функции лидеров, а другие выбирают на какую руку облокотиться и спать с открытыми глазами и умным видом.
Ошибка 6. Ученики не усвоили учебный материал
По ходу урока учитель так и не выяснил, понятен ли был новый учебный материал, понятно ли вообще, о чём идёт речь на уроке. С первых минут урока учитель не обратил внимание, знакомы ли ученикам термины и понятия, которые посыпались от учителя, как из рога изобилия.
Ошибка 7. Учитель даёт слишком длинные и слишком частые тесты
Контроль знаний, обратная связь, — это, конечно, хорошо. Но этим не стоит злоупотреблять. Вместо системы обучения, учебный процесс превращается в натаскивание.
Ошибка 8. Урок проходит без чётких учебный целей и задач
Тема урока не объявлена. А если даже объявлена, то ученики не получили соответствующих инструкций и учебных задач. Это провальный урок.
Ошибка 9. Учитель не обращает внимание на учеников
Урок-лекция в школе неприемлема. Отсутствие диалога на уроке — катастрофа. Отсутствующие взгляды учеников — катастрофа. Учитель не проверил готовность учеников к учебной работе.
Ошибка 10. Учитель ведёт урок по бумажке
Учитель не держит в голове план урока. Плохо владеет содержанием. Постоянно заглядывает в план-конспект. Даже ходит по классу со своей тетрадью или очень модными в последнее время планшетами для бумаг или даже с электронными планшетами. Читает содержимое слайдов. Ученики теряют доверие к такому учителю. Диалог с учениками становится натянутым и отрывочным. Слабеет обратная связь с классом.
Конечно, ошибок может быть и больше. Каждый из нас знает свои слабые стороны. Но главное не врать самому себе. Признаться, что провалившийся урок — это прежде всего, моя вина, а не поведение учеников или их недостаточные знания и способности.
Георгий Аствацатуров
Кандидат исторических наук, руководитель научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии
Этап «Самоопределение к деятельности»
1. Нечеткость в постановке целей и задач урока.
Формулируйте цели и задачи в деятельностной форме, например: «Сформировать умение делить двузначные числа на однозначные с остатком». Всегда знакомьте детей с планом урока: зная точно, какие будут темы и какие задания ждут в конце занятия, ученики лучше усваивают материал.
2. Нечеткость в формулировке метапредметных и личностных результатов обучения на этапах урока.
Также формулируйте их для ребят в деятельностной форме: «Ставить цели», «Классифицировать числа», «Проявлять интерес».
3. Затянутое начало урока.
Отводите не больше 5 минут на игровое мотивационное задание, если такое есть. Не ждите всех учеников — достаточно получить ответ от самых активных ребят. Также не тратьте слишком много драгоценного времени на обсуждение девиза урока.
Этап «Актуализация опорных знаний»
4. Нелогичная актуализация знаний: задания из разных разделов математики.
В начале урока выполняйте с ребятами только те задания, которые связаны с новой темой. Актуализация нужна для того, чтобы вспомнить базовые понятия, на которые будут опираться новые знания.
Этап «Постановка учебной задачи»
5. Отсутствие постановки проблемы или, наоборот, затянутость этого этапа.
Обязательно обсудите с детьми учебную задачу, но — быстро, с использованием наводящих вопросов. Не стоит предлагать ребятам сформулировать проблему на листочках: это сложно для детей и, тем более, для учеников начальной школы.
Этап «Изучение нового материала»
6. Работа исключительно на аудиалов.
Если учитель объясняет все устно (дает много занимательной наглядности, но мало учебной наглядности) — дети-визуалы и ребята с другими типами восприятия плохо усваивают информацию. Дублируйте все важное на доске, примеры решений прописывайте развернуто.
7. Отсутствие совместной работы.
Педагоги часто берут всю инициативу в свои руки, из-за чего ученики не производят собственный анализ. Подключайте детей к проговариванию нового материала. Если на доске представлен новый пример по теме, которая частично знакома детям, пусть ученики попробуют сами объяснить то, что видят.
Этап «Первичное закрепление»
8. Недостаточное внимание к алгоритму решения.
Часто алгоритм дается условно, проговаривается вскользь. Но алгоритм — это основа решения, порядок действий для достижения результата. Сформулируйте каждый шаг, зафиксируйте шаги на доске, проработайте их. Когда ученики выполняют задания по новой теме, лучше оставить алгоритм на доске.
9. Обилие фронтальной работы.
Так создается ошибочное впечатление, что все дети одинаково включены в рабочий процесс. Не пренебрегайте работой в тетрадях — она помогает определить эффективность урока, сократить домашнее задание, продемонстрировать родителям успехи и сложности в учебе ребенка.
Этап «Контроль и самоконтроль»
10. Разные задания при групповой работе.
Выдав группам разные задачи, после вы можете потратить слишком много времени на разбор решений. Лучше дать всем группам одну и ту же задачу по теме, и выделить больше времени на обсуждение ее решения.
Этап «Рефлексия деятельности и домашнее задание»
11. Затянутость рефлексии или, наоборот, отсутствие этого этапа.
Для быстрого подведения итогов вы можете предложить ученикам, например, листы самооценки.
12. Демонстрация двоечников.
После того как дети провели самооценку, предложите поднять руки только тем, кто получил «пять» и «четыре». Попросить двоечников показать себя классу — значит создать в конце урока некомфортную обстановку.
Дополнительно
13. Отсутствие описания при публикации открытого урока.
Выкладывая запись открытого урока в интернет, укажите ФИО, город, номер школы, класс, тему урока, учебник — это интересно вашим коллегам.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.