Ошибки скользящего шага

Одним из важнейших средств физического воспитания с целью гармоничного развития и оздоровления детей школьного возраста является лыжная подготовка. При передвижении на лыжах в работу вовлекаются все основные группы мышц рук, ног и туловища, что оказывает положительное влияние на организм. Ходьба и б

Методика обучения лыжным ходам в начальной школе. Выполнил учитель физической культуры МБОУ «Школа № 114 » Воронин Игорь Александрович. г.Нижний Новгород

Методика обучения лыжным ходам в начальной школе.

Выполнил учитель физической культуры МБОУ «Школа № 114 »

Воронин Игорь Александрович.

г.Нижний Новгород

Общеразвивающие упражнения на равновесие до начала лыжной подготовки.  Во второй четверти, на уроках гимнастики, выполняются упражнения на равновесие (на полу , на гимнастической скамье, на бревне). При выполнении этих упражнений, стоя на одной ноге, слегка согнутая в колене. Вторая нога отведена назад или опущена, но не касается ни пола, ни другой ноги. Выполнив упражнение на одной ноге, ученик меняет положение ног и повторяет упражнение. Первоначально все движения рук, туловища и ног школьники выполняют в передне-задней плоскости. Затем движения выполняются в других плоскостях.

Общеразвивающие упражнения на равновесие до начала лыжной подготовки.

Во второй четверти, на уроках гимнастики, выполняются упражнения на равновесие (на полу , на гимнастической скамье, на бревне). При выполнении этих упражнений, стоя на одной ноге, слегка согнутая в колене. Вторая нога отведена назад или опущена, но не касается ни пола, ни другой ноги. Выполнив упражнение на одной ноге, ученик меняет положение ног и повторяет упражнение. Первоначально все движения рук, туловища и ног школьники выполняют в передне-задней плоскости. Затем движения выполняются в других плоскостях.

Общеразвивающие упражнения во время лыжной подготовки.  Все упражнения выполняются в одношереножном строю. В исходном положении стоя на одной ноге, слегка согнутой в колене. Вторая нога на первых двух занятиях свободно опущена, а на остальных отведена назад и выпрямлена в коленом суставе. Свободная нога не должна касаться опоры. Выполнив одно упражнение несколько раз, школьники меняют опорную ногу и повторяют упражнение. Руки при выполнении поднимаются до уровня . Упражнения № 1 – на счёт 1 – руки вперёд, на счёт 2– руки вниз, на счёт 3 – руки назад, на счёт 4 – руки вниз.

Общеразвивающие упражнения во время лыжной подготовки.

Все упражнения выполняются в одношереножном строю. В исходном положении стоя на одной ноге, слегка согнутой в колене. Вторая нога на первых двух занятиях свободно опущена, а на остальных отведена назад и выпрямлена в коленом суставе. Свободная нога не должна касаться опоры. Выполнив одно упражнение несколько раз, школьники меняют опорную ногу и повторяют упражнение. Руки при выполнении поднимаются до уровня . Упражнения № 1 – на счёт 1 – руки вперёд, на счёт 2– руки вниз, на счёт 3 – руки назад, на счёт 4 – руки вниз.

 Упражнение № 3: на счёт 1 – правая рука вперёд, левая назад; на счёт 2 –руки в низ; на счёт 3 – левая вперёд, на счёт 4 – руки вниз.       Упражнение № 4 : то же упражнение, но смена рук на два счёта.

Упражнение № 3: на счёт 1 – правая рука вперёд, левая назад; на счёт 2 –руки в низ; на счёт 3 – левая вперёд, на счёт 4 – руки вниз.

Упражнение № 4 : то же упражнение, но смена рук на два счёта.

 Упражнение № 5 : на счёт 1 - наклониться вперёд и коснуться обуви пальцами; на счёт 2 – вернуться в исходное положение.

Упражнение № 5 : на счёт 1 — наклониться вперёд и коснуться обуви пальцами; на счёт 2 – вернуться в исходное положение.

 Упражнение № 6 из исходного положения – руки вперёд, на счёт 1 - наклон вперёд, на счёт 2- и.п. Упражнение № 7 то же упражнение , но исходное положение – руки назад.

Упражнение № 6 из исходного положения – руки вперёд, на счёт 1 — наклон вперёд, на счёт 2- и.п.

Упражнение № 7 то же упражнение , но исходное положение – руки назад.

 Упражнение № 8 : исходное положение – руки и свободная нога впереди; на счёт 1 – наклониться и отвести руки и ногу назад на счёт 2 – вернуться в исходное положение. Упражнение № 9 : махи свободной ногой , руки соединены за спиной

Упражнение № 8 : исходное положение – руки и свободная нога впереди; на счёт 1 – наклониться и отвести руки и ногу назад на счёт 2 – вернуться в исходное положение.

Упражнение № 9 : махи свободной ногой , руки соединены за спиной

 Упражнения на равновесие на лыжах.  При выполнении упражнений на месте учащиеся располагаются в одну шеренгу. Учитель показывает упражнение, а школьники его сразу же повторяют. Упражнение № 1 – перенос веса тела с одной лыжи на другую. Упражнение № 2 – поочерёдно поднимать носки лаж ( пятки лыж прижаты к снегу).

Упражнения на равновесие на лыжах.

При выполнении упражнений на месте учащиеся располагаются в одну шеренгу. Учитель показывает упражнение, а школьники его сразу же повторяют. Упражнение № 1 – перенос веса тела с одной лыжи на другую.

Упражнение № 2 – поочерёдно поднимать носки лаж ( пятки лыж прижаты к снегу).

Упражнение № 3 : то же упражнение , но поднимать следует пятки лыж.  Упражнение № 4 : отставить в сторону носок правой лыжи и возвратить его в и.п.; пятки лыж остаются на месте и не перекрещиваются.

Упражнение № 3 : то же упражнение , но поднимать следует пятки лыж.

Упражнение № 4 : отставить в сторону носок правой лыжи и возвратить его в и.п.; пятки лыж остаются на месте и не перекрещиваются.

Работа лыжными палками.  Ниже приводятся имитационные упражнения с палками. Все упражнения могут выполняться как на лыжах, так и без лыж.  Упражнение № 1 – выполнить маятникообразные движения вперёд и назад.  Упражнение № 2 – попеременная работа лыжными палками

Работа лыжными палками.

Ниже приводятся имитационные упражнения с палками. Все упражнения могут выполняться как на лыжах, так и без лыж.

Упражнение № 1 – выполнить маятникообразные движения вперёд и назад.

Упражнение № 2 – попеременная работа лыжными палками

Упражнение № 3 : попеременная работа палками взявшись за середину лыжной палки.  Упражнение № 4 : попеременная работа палками и лыжами ( может выполняться, как на месте так и в движении).

Упражнение № 3 : попеременная работа палками взявшись за середину лыжной палки.

Упражнение № 4 : попеременная работа палками и лыжами ( может выполняться, как на месте так и в движении).

Стойка лыжника. Упражнение № 1 : стойка лыжника.  Упражнение № 2 : передвижение в стойке лыжника , удерживая палки перед собой. Упражнение № 3 : передвижение в стойке лыжника, удерживая паки за спиной .

Стойка лыжника.

Упражнение № 1 : стойка лыжника.

Упражнение № 2 : передвижение в стойке лыжника , удерживая палки перед собой.

Упражнение № 3 : передвижение в стойке лыжника, удерживая паки за спиной .

  Имитационные упражнения с палками и лыжами на месте и в движеннии. Упражнение № 1 : попеременная работа лыжными палками. Упражнение № 2 : попеременная работа лыжами и палками, удерживая за середину (выполняется на месте и в движении).

Имитационные упражнения с палками и лыжами на месте и в движеннии.

Упражнение № 1 : попеременная работа лыжными палками.

Упражнение № 2 : попеременная работа лыжами и палками, удерживая за середину (выполняется на месте и в движении).

 Упражнение № 3 : имитация попеременного двухшажного хода.  Упражнение № 4 : имитация одновременного бесшажного хода.  Упражнение № 5 : имитация одновременного двушажного хода.

Упражнение № 3 : имитация попеременного двухшажного хода.

Упражнение № 4 : имитация одновременного бесшажного хода.

Упражнение № 5 : имитация одновременного двушажного хода.

Обучение ступающему шагу  Ступающий шаг применяется при передвижении по рыхлому снегу, при плохом скольжении и на небольших подъёмах.  Упражнение № 1 : на месте поочерёдно поднимая носки лыж ( см. упр-я на равновесие на лыжах).  Упражнения № 2 : то же упражнение , но с продвижением вперёд, пятки лыж прижаты к снегу.  Упражнение № 3 :бег ступающим шагом.  После освоении учениками этих упражнений с ними можно провести подвижную игру «Молекулы», не падая и избегая столкновений.  ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ  - потеря равновесия;  - не поднимают носки лыж;  - поднятие пятки лыжи;  СТУПАЮЩИЙ ШАГ

Обучение ступающему шагу

Ступающий шаг применяется при передвижении по рыхлому снегу, при плохом скольжении и на небольших подъёмах.

Упражнение № 1 : на месте поочерёдно поднимая носки лыж ( см. упр-я на равновесие на лыжах).

Упражнения № 2 : то же упражнение , но с продвижением вперёд, пятки лыж прижаты к снегу.

Упражнение № 3 :бег ступающим шагом.

После освоении учениками этих упражнений с ними можно провести подвижную игру «Молекулы», не падая и избегая столкновений.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ

— потеря равновесия;

— не поднимают носки лыж;

— поднятие пятки лыжи;

СТУПАЮЩИЙ ШАГ

Обучению скользящему шагу  Обучение этому шагу можно начинать только после освоение учениками упражнений на равновесие. Во время выполнения упражнений руки обучаемых должны находиться за спиной.  СКОЛЬЗЯЩИЙ ШАГ - передвижение равномерным шагом, переносить вес тела с ноги на ногу;  - то же упражнения , но поочерёдно отрывая лыжи от снега ;  - то же упражнения внимание ученика на быстрый переход с ноги на ногу;  - то же упражнения скользить только на одной лыжи;  - то же упражнение , но скользить как можно дольше на одной лыжи;  - то же упражнение , но добиваться попеременных движений руками;

Обучению скользящему шагу

Обучение этому шагу можно начинать только после освоение учениками упражнений на равновесие. Во время выполнения упражнений руки обучаемых должны находиться за спиной.

СКОЛЬЗЯЩИЙ ШАГ

— передвижение равномерным шагом, переносить вес тела с ноги на ногу;

— то же упражнения , но поочерёдно отрывая лыжи от снега ;

— то же упражнения внимание ученика на быстрый переход с ноги на ногу;

— то же упражнения скользить только на одной лыжи;

— то же упражнение , но скользить как можно дольше на одной лыжи;

— то же упражнение , но добиваться попеременных движений руками;

ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ СКОЛЬЗЯЩЕГО ШАГА  - плохое равновесие на одной ноге;  - недостаточно переносятся вес тела на опорную ногу;  - не отрывается лыжа от снега во время отталкивания;  - лыжа рано опускается на снег, нет проката на одной лыжи;  - идут «хромым» шагом;  - нет подседания перед отталкиванием;

ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ СКОЛЬЗЯЩЕГО ШАГА

— плохое равновесие на одной ноге;

— недостаточно переносятся вес тела на опорную ногу;

— не отрывается лыжа от снега во время отталкивания;

— лыжа рано опускается на снег, нет проката на одной лыжи;

— идут «хромым» шагом;

— нет подседания перед отталкиванием;

Обучение попеременному двухшажному ходу. ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУШАЖНЫЙ ХОД  Упражнения в движении.  - скользящий шаг с попеременной работай рук;  - то же упражнение, но с палками, не касаясь палками снега;  - то же упражнение , но с постановкой палок на снег;  - то же упражнение, но обратить внимание на постановки палки около крепления;  - то же упражнение, но обратить на согласованную работу ног и рук.

Обучение попеременному двухшажному ходу.

ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУШАЖНЫЙ ХОД

Упражнения в движении.

— скользящий шаг с попеременной работай рук;

— то же упражнение, но с палками, не касаясь палками снега;

— то же упражнение , но с постановкой палок на снег;

— то же упражнение, но обратить внимание на постановки палки около крепления;

— то же упражнение, но обратить на согласованную работу ног и рук.

 ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ  - ошибки при выполнении скользящего шага;  - несогласованная работа ног и рук;  - не полностью отталкиваются рукой;  - идут «хромым» шагом;  - вертикально ставят палки и работают ими как вёслами;  - вынос кольца палки вперёд;

ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ

— ошибки при выполнении скользящего шага;

— несогласованная работа ног и рук;

— не полностью отталкиваются рукой;

— идут «хромым» шагом;

— вертикально ставят палки и работают ими как вёслами;

— вынос кольца палки вперёд;

Обучение одновременному бесшажному шагу.  Упражнения в движении.  - одновременный бесшажный ход,  обратить внимание на вынос палок ;  - то же упражнение, но обратить внимание  на работу туловища;  - то же упражнение, но обратить внимание  на отталкивание палками;  ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ  - приседание во время отталкивания;  - нет давление туловища на палки;  - короткое отталкивание, руки не проходят назад за спину;  - рано начинают разгибать туловище( руки не завершили отталкивание, а туловище уже начинает выпрямляться);  - вертикально ставят палки;

Обучение одновременному бесшажному шагу.

Упражнения в движении.

одновременный бесшажный ход,

обратить внимание на вынос палок ;

— то же упражнение, но обратить внимание

на работу туловища;

— то же упражнение, но обратить внимание

на отталкивание палками;

ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ

— приседание во время отталкивания;

— нет давление туловища на палки;

— короткое отталкивание, руки не проходят назад за спину;

— рано начинают разгибать туловище( руки не завершили отталкивание, а туловище уже начинает выпрямляться);

— вертикально ставят палки;

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Лыжный спорт.Методические рекомендации.doc

Скачиваний:

93

Добавлен:

07.11.2018

Размер:

622.08 Кб

Скачать

Ошибки и их исправление

Ошибки

Устранение ошибок и

правильное выполнение

  1. Передвижение
    на прямых ногах (отталкивание слабое,
    шаг короткий).

Более низкая посадка, скольжение на
согнутой ноге. Подседание и перекат
тела над стопой перед отталкиванием,
после него – маховый вынос вперед
свободной ноги и достаточно широкий
выпад.

  1. Двухопорное
    скольжение. Передвижение не отрывая
    лыж от снега.

Наклонить туловище. Многократные
отталкивания ногой на месте с быстрым
разгибанием ее в колене и переносом
веса тела на другую ногу.

Упражнение «самокат».

  1. Сильное
    сгибание ноги назад — вверх.

Упражнения 2 ошибки.

  1. Вынос
    маховой ноги в согнутом положении.

Отталкивание ногой законченное, а
толчковая нога полностью выпрямлена.

  1. Прямое
    положение туловища.

Принять правильное положение перед
зеркалом.

Передвижение в наклоне без палок,
короткими шагами.

  1. Незаконченное
    отталкивание палкой. Слабое отталкивание
    сильно согнутой рукой. Торопливость
    при почти полном отсутствии скольжения.

Передвижение под уклон без участия
ног за счет попеременного отталкивания
палок. При отталкивании рука и палка
составляют прямую линию.

Скользящий шаг под уклон 2 – 3
градуса.

«Самокат».

Попеременный четырехшажный ход

Лыжник
выполняет поочередно четыре шага в
сочетании с попеременным выносом палок
при первом и втором шагах и последующими
попеременными отталкиваниями палками
при третьем и четвертом шагах.

Цикл движений выполняется следующим
образом:

  • с первым шагом правой ногой вынести
    вперед левую руку с палкой кольцом
    назад;

  • со вторым шагом левой ногой вперед
    выносится правая рука с палкой кольцом
    назад, а левая переводит палку кольцом
    вперед;

  • с третьим шагом правой ногой на снег
    ставится левая палка и выполняется
    толчок, а правая переводится кольцом
    вперед;

  • с четвертым шагом левой ногой на снег
    ставится правая палка и выполняется
    толчок.

Далее все движения повторяются.

Методика обучения

Средства

Методические
указания

Задача 1. Создать правильное
представление о технике хода.

При решении задачи используются те же
средства и методические указания, что
и при обучении попеременному двухшажному
ходу.

Задача 2. Обучить согласованным
движениям рук и ног.

  1. Маятникообразные движения палками.

  2. Имитация
    движений рук на месте по счету «вынос
    — вынос, отталкивание — отталкивание».

На учебном круге.

  1. Ходьба ступающим шагом с маятникообразными
    движениями палками.

  2. Выполнение
    хода с остановками после каждого
    шага на счет.

На глубоком снежном покрытии.

Задача 3. Совершенствование техники
хода.

  1. Выполнение
    хода в целом, с увеличением длительности
    скольжения (в 3–4 шага).

Обратить внимание на толчок руками,
удлинение скользящего шага.

  1. Выполнение
    хода на пересеченной местности с
    разной скоростью.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    06.02.20157.28 Mб24Маклаков А.Г. — Общая психология.doc

  • #
  • #
  • #

Проектное задание

Тема: «Характерные ошибки и пути устранения  при обучении технике лыжного хода. Понятие, суть и основы упражнений,  их классификация. Последовательность обучения  технике выполнения упражнений, характерные ошибки и пути устранения,  особенности методики занятий. Техника безопасности при выполнении  упражнений».

г. Черняховск, 2019г.

Содержание                                                                                                           стр

ВВЕДЕНИЕ        3

ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ И ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ЛЫЖНОГО ХОДА.        4

ПОНЯТИЕ, СУТЬ И ОСНОВЫ УПРАЖНЕНИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ..        7

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАЖНЕНИЙ.        7

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.        10

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ.        12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        14

ВВЕДЕНИЕ

Лыжный спорт имеет большое оздоровительное, образовательное, воспитательное и прикладное значение. Систематические занятия лыжным спортом способствуют всестороннему физическому развитию, особенно положительно влияя на развитие таких двигательных качеств, как выносливость, сила, ловкость; повышают общую работоспособность организма, сопротивляемость к различным заболеваниям, а также является средством активного отдыха.

Основные задачи лыжной подготовки – обучить учащихся технике передвижения на лыжах, развить у них необходимые физические качества, привить навыки самостоятельных занятий лыжным спортом, овладеть навыками проведения спортивно-массовых мероприятий.

В проектном задании выделяются типичные ошибки, возникающие при обучении лыжного хода, пути их устранения. Изложено понятие, суть и основы упражнений, их классификация. А так же последовательность обучения  технике выполнения упражнений, характерные ошибки и пути устранения,  особенности методики занятий. Техника безопасности при выполнении  упражнений»

ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ И ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ЛЫЖНОГО ХОДА.

Типичные ошибки при освоении техники попеременного двухшажного хода и рекомендации по их устранению:

Любая, даже маленькая ошибка в технике лыжного хода уменьшает скорость передвижения и быстро приводит к утомлению. Техника хода проста, но требует выработки правильного и прочного навыка, так как каждое движение лыжника должно быть неизменным даже после многократного повторения при нарастающей усталости.

Основные причины возникновения ошибок в технике:

  1. Неправильное понимание или неточное представление какого-либо движения;
  2. Недостаточная физическая подготовленность лыжника.

Типичные ошибки и методы их устранения

Ошибки

Устранение ошибок и правильное выполнение движения

  1. Передвижение на прямых ногах (отталкивание слабое, шаг короткий).
  1. Двухопорное скольжение. Лыжник передвигается, не отрывая лыж от снега.
  1. Неправильное направление отталкивания ногой (слишком вверх).
  1. Вынос маховой ноги в согнутом положении.
  1. Прямое положение туловища (или недостаточный наклон туловища)
  1. Незаконченное отталкивание палкой. Слабое отталкивание сильно согнутой рукой.
  1. Торопливость, частые движения при почти полном отсутствии скольжения.

Разучить более низкую посадку и скольжение на согнутой ноге. Разучить подседание и перекат тела над стопой перед отталкиванием, а после отталкивания – маховый вынос вперед свободной ноги и достаточно широкий выпад.

Наклонить туловище и многократно выполнять отталкивания ногой на месте с энергичным разгибанием ее в колене и переносом веса тела на другую ногу. Включать на занятие упражнение «Самокат»

Сильно наклониться вперед, больше согнуть ноги вперед отталкиванием и увеличить выпад при выдвижении ноги вперед. Упражнения применяются те же, что и при исправлении второй ошибки.

Контроль движений: следить за тем, чтобы отталкивание ногой было законченным, а толчковая нога полностью выпрямлена.

Принимать правильно положение перед зеркалом. Передвигаться в наклоне без палок короткими шагами. Передвигаться с отталкиванием палками, взятыми немного выше середины.

Передвижение под уклон без помощи ног за счет попеременного отталкивания руками и сильным наклоном палок. При окончании отталкивания рука и палка должны составлять прямую линию.

Скользящий шаг без палок под уклон 2-3гр. Многократное отталкивание одной и той же ногой – «самокат». Передвижение на лыжах с небольшим прокатом под уклон 2-3гр.

Типичные ошибки при освоении техники попеременного четырехшажного хода и рекомендации по их устранению:

Типичные ошибки и методы их устранения

Ошибки

Устранение ошибок

  1. Неправильное сочетание движений рук и ног (отсутствие согласованности в движениях).
  2. Передвижение на прямых или недостаточно согнутых ногах.
  3. Слабые отталкивания ногами и руками.
  4. Подпрыгивающий ход.
  5. Напряженный вынос палок.
  6. Непрямолинейный вынос палок.
  7. Общая скованность движений.
  8. Ошибки, встречающиеся при движении попеременным двухшажным ходом.

Устранение ошибок происходит на учебном кругу. Преподаватель останавливает занимающихся, делающих ошибки, объясняет и показывает правильное выполнение движений.

Целесообразно использовать расчлененный метод (освоение упражнения по частям) и выполнение движений под счет.

Применение контраста в показе, т.е. наряду с показом правильной техники использовать утрированный показ ошибок.

Типичные ошибки при освоении техники одновременных ходов и рекомендации по их устранению:

Типичные ошибки и методы их устранения

Ошибки

Устранение ошибок и правильное выполнение движений

  1. Короткое незаконченное отталкивание палками (руки доходят до бедра).
  1. Туловище мало наклонено вперед, не участвует в отталкивании.
  1. «Проваливание» туловища между палками в начале отталкивания.
  1. Резкое выпрямление туловища до окончания отталкивания палками.
  1. Сгибание ног в коленях (приседание в начале отталкивания палками) и резкое их выпрямление после него.
  1. Отбрасывание рук вверх после отталкивания палками.
  1. Слабое отталкивание ногой и короткий торопливый шаг.

Выполнять упражнение – хлопки руками за спиной. Правильно выполнять отталкивание.

При отталкивании наклонить туловище вперед. Выполнить упражнение «лесоруб», активно наклоняя туловище вперед (руки сжаты в замок).

Держать близко друг к другу кисти рук (не шире плеч) и опущенные локти, а также постоянно смотреть на кисти рук.

Выполнять движения под счет:

— на «раз» — отталкивание руками и приставление ноги;

— на «два» — выпрямление туловища.

Выполнить несколько раз упражнение на месте и закрепить правильный навык в движении.

Контролировать положение кистей, поднимая их не выше тазобедренного сустава.

Повторить упражнения для освоения и совершенствования скользящего шага. Передвижение по лыжне, размеченной ориентирами для отталкивания ногами (на расстоянии скользящих шагов).

ПОНЯТИЕ, СУТЬ И ОСНОВЫ УПРАЖНЕНИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

Большое значение для совершенствования двигательных действий имеет обучение школьников умению мысленно воспроизводить движения. Хорошим средством воспитания данного качества могут служить различные имитационные и специально подводящие упражнения. В литературе встречается достаточное количество материала по имитационным упражнениями специально-подводящим упражнениям в обучении лыжников-гонщиков, но они специализируются на учащихся спортивных школ. Существует необходимость в разработке и применении этих упражнений в учебно-воспитательном процессе, а именно, в обучении основам лыжной подготовки на уроках физической культуры учащихся среднего звена.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАЖНЕНИЙ.

Научиться технично ходить на лыжах можно только на снегу. Однако техническая подготовка лыжника осуществляется и в бесснежный период, а так же на уроках ОФП в зале.

В этот период решаются следующие задачи:

  1. Обеспечить предварительную подготовку к овладению способами передвижения на лыжах.
  2. Подготовить опорно-двигательный аппарат к выполнению характерных для лыжников двигательных действий.
  3. Начать формирование двигательных, вестибулярных, зрительных, слуховых, двигательных рефлексов.
  4. Создать умозрительные и двигательные представления о технике согласования движений ногами, руками, туловищем, координационной и ритмо-темповой структуре.
  5. Овладеть требованиями к выполнению элементов и способа выполнения в целом на месте и в движении.
  6. Освоить общее согласование движений в разных способах по элементам, в связках и в общей координации.

Для решения этих задач и используются следующие средства: подготовительные, имитационные и подводящие упражнения.

Средствами тренировки являются физические упражнения, которые способствуют развитию необходимых качеств и совершенствуют двигательную координацию. Каждое упражнение в зависимости от методики его проведения способствует развитию преимущественно того или иного качества. Физические упражнения в тренировке лыжника можно разделить на основные и дополнительные.

Основные упражнения включают все способы передвижения на лыжах: ходы, подъемы, спуски, торможения, повороты, прыжки. В зависимости от вида лыжного спорта различные способы передвижения на лыжах имеют большее или меньшее значение как средство тренировки.

Дополнительные упражнения делятся на:

  • общеподготовительные
  • специально подготовительные.

Упражнения, которые служат для быстрейшего усвоения сложных приемов спортивной техники, называются подводящими; упражнения, которые служат для более быстрого снятия усталости и способствующие расслаблению мышц, называются отвлекающими.

Общеподготовительные упражнения содействуют общему развитию и применяются в большей или меньшей мере во всех периодах тренировки. Различные упражнения на месте и в движении могут выполняться без снарядов, со снарядами, на снарядах. Общеразвивающие упражнения по своему преимущественному воздействию можно разделить на упражнения: на силу, выносливость, быстроту, равновесие, координацию, растягивание, расслабление.

В качестве общеразвивающих специально-подготовительных упражнений могут использоваться занятия по другим видам спорта:

  1. Легкая атлетика для совершенствования быстроты, выносливости, силы и ловкости.
  2. Спортивные игры, особенно ручной мяч и баскетбол, развивают быстроту и точность движений, ловкость, внимание, сообразительность, выносливость; способствуют укреплению нервно-мышечного аппарата, органов дыхания и повышению общей тренированности.
  3. Плавание хорошо развивает дыхательную систему, а также в сочетании с воздушными и солнечными ваннами является основным средством закаливания организма.
  4. Велосипедный спорт способствует развитию быстроты, выносливости, силы мышц ног, а также воспитанию волевых качеств.
  5. Гребля развивает силу мышц рук и спины, а также дыхательный аппарат.
  6. Спортивная гимнастика укрепляет двигательный аппарат и особенно способствует повышению силы, гибкости, общей координации, а также смелости и решительности.
  7. Альпинизм и туризм являются полезной формой отдыха и средством физической подготовки при условии, если не ставятся задачи высоких спортивных достижений. При занятии альпинизмом и туризмом пользуются активными способами передвижения по различной местности, что укрепляет здоровье и закаливает организм.
  8. Спортивное ориентирование является хорошим средством тренировки в подготовительном периоде.

Специально-подготовительные упражнения способствуют развитию у лыжника специальных качеств или освоению движений, которые могут помочь овладеть различной техникой передвижения на лыжах.

Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае, следовательно, относительно ограничены по объему.

Понятие «специально-подготовительные упражнения» является собирательным, так как объединяет целую группу упражнений:

  1. подводящие упражнения — двигательные действия, облегчающие освоению основного физического упражнения ,благодаря содержанию в них некоторых движений, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений;
  2. подготовительные упражнения — двигательные действия, способствующие развитию тех двигательных качеств, которые необходимы для успешного изучения основного физического упражнения (например, кроссовая подготовка выносливость).
  3. упражнения в виде отдельных частей соревновательного упражнения (отрезки соревновательной дистанции и т. п.);
  4. имитационные упражнения, приближенно воссоздающие в иных условиях соревновательное упражнение (бег на лыжероллерах, ходьба с палками);

5) упражнения из смежных видов спортивных упражнений.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Метод обучения – это система действий учителя в процессе преподавания. Во время обучения используются такие методы.

  1. Использование слова.        
  2. Наглядное воспитание.
  3. Практический метод.        

В метод использования слова входят рассказ, описание, объяснение, беседа, разговор.

Рассказ – повествовательная форма изложения.        

Описание – способ создания представления о двигательном действии.

Объяснение – способ развития сознательного отношения к действиям, т.к. отвечает на вопрос «почему».

Беседа – вопросно-ответная форма.

Разбор – проводится после выполнения какого-либо задания.

Метод наглядного воспитания: показ  демонстрации рисунков, предметы, звуковая сигнализация.

Практический метод: практическое выполнение упражнений.

Под методами понимаются способы применения или использования физических упражнений, приемов, действий в конкретном виде деятельности с целью достижения определенного результата.

С помощью этих методов решаются задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и двигательных навыков, а также воспитанием физических качеств.

Специальные упражнения должны подбираться так, чтобы они облегчали выполнение двигательного навыка различных способов передвижения на лыжах, как по двигательной структуре, так и по характеру нервно-мышечных усилий. Специально-подготовительные упражнения направлены на развитие мышц ног, рук и туловища. Выполняются они с использованием силы собственного тела, инерции, отягощений и внешнего сопротивления.

Упражнения для развития отдельных групп мышц, которые выполняют главную функцию при передвижении на лыжах, могут быть ациклического и циклического характера. Более рациональными будут упражнения, которые выполняются как на специальных тренажерах, так и на тех, которые установлены в борцовских и тяжелоатлетических залах. К этой группе относятся также различные специально-подготовительные упражнения с амортизаторами. К специально-подготовительным упражнениям относятся и имитационные упражнения без приспособлений, с приспособлениями и передвижения на лыжах по специальному скользящему покрытию. Имитационные упражнения решают две главные задачи: способствуют развитию отдельных групп мышц, несущих основную работу при передвижении на лыжах, и быстрейшему овладению или совершенствованию спортивной техники.

Имитационные упражнения без приспособлений следует начинать с подводящих упражнений: создание представления о правильном выпаде и его длине, правильная смена ног, перенос тяжести тела из крайне заднего в крайне переднее положение, выполнение движения в целом на месте, отталкивание ногой на месте, шаговая имитация, шаговая имитация с палками в подъем, прыжковая имитация. Когда эти подводящие упражнения освоены, движение полностью разучивается на равнине и в подъем в сочетании с кроссовым бегом.

С помощью упражнений вырабатывают двигательные навыки, сходные с элементами техники основных способов передвижения на лыжах (лыжные ходы, переход, повороты в движении).

На уроках лыжной подготовки, в первую очередь, необходимо овладеть «чувством лыжи и снега»: научиться управлять лыжами, отталкиваться лыжей от снега и переносить массу тела с одной ноги на другую. В то же время не следует забывать о необходимости выработки умения удерживать равновесие – умения уверено скользить на двух лыжах и особенно на одной.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ.

  1. Соблюдать интервал при передвижении на лыжах:

на дистанции 3-4 метра

при спуске с горы – не менее 30 метров

  1. При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки;
  2. После спуска с горы не останавливаться у подножия;
  3. Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники;
  4. Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет: это можно делать только рукой;
  5. Наблюдать друг за другом и немедленно сообщать учителю о первых признаках обморожения;
  6. Не уходить с занятия без разрешения учителя

Чаще всего травмы возникают при выполнении учениками непосильных для них упражнений или при слишком быстром переходе от легких упражнений к сложным. Причиной травм может быть:

— Короткая разминка, утомление;

— Недостаточная техническая и физическая подготовленность ученика;

— Несоблюдение определенной дистанции между учащимися на лыжне;

— Наступание на пятки лыж обгоняющего;

Для того чтобы избежать травм, нужно соблюдать следующие правила:

  1. Занятия по лыжной подготовке начинать и заканчивать только на лыжной базе с обязательной проверкой учащихся по списку;
  2. Освобождать от занятий тех, кто жалуется на здоровье, плохо себя чувствует;
  3. Допускать к занятиям лишь тех, кто имеет специальную спортивную форму;
  4. Заранее определить и подготовить место для занятий: проложить пробный круг, и тренировочные круги. С лыжни убрать посторонние предметы;
  5. необходимо строго соблюдать температурные нормы, при которых разрешены занятия по лыжной подготовке той или иной возрастной группе учащихся;
  6. уроки должны проводиться в тихую погоду или при слабом ветре;
  7. при утомлении или ухудшении самочувствия учащийся должен быть отправлен на базу только на базу только в сопровождении преподавателя или товарища;
  8. крепление лыж к обуви должно быть удобно для пользователя, прочным и надежным;
  9. перед выходом с базы к месту занятий преподаватель обязан объяснить правила передвижения с лыжами в условиях, которые могут встретиться на пути передвижения;
  10. спуск с гор должен проводиться только по сигналу преподавателя строго поочередно для каждого занимающегося;
  11. учащиеся должны знать и строго выполнять инструкцию при лыжной подготовке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Архипов, А.А. На лыжах – за здоровьем / А.А.Архипов – К.: Здоров’я, 1987. – 157с. Бутин, И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / И.М.Бутин – М.: Академия, 2000. 392с.

Видякин, М.В. Физкультура. Система лыжной подготовки детей и подростков: конспекты занятий / М.В.Видякин – В-д.: Учитель, 2006.-171с.

Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки / сост. Г.П. Попова – Волгоград: Учитель, 2008. – 173с.

Коджаспиров, Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5 – 11 класс.:

Метод. пособие / Ю.Г. Коджаспиров – М.: Дрофа, 2003. – 176с.

Кузнецов, В.С. Физическая культура. Планирование и организация занятий. 5 кл. : Метод. пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий – М.: Дрофа, 2003. – 256с.

Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 кл. / В.И.Лях, А.А.Зданевич – М.: Просвещение, 2006. – 128с.

Масленников, И.Б. Лыжный спорт / И.Б.Масленников, В.Е.Капланский – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 111с.

Масленников, И.Б. Лыжные гонки / И.Б.Масленников, Г.А.Смирнов – М.: Физкультура и спорт, 1999. С.137-147.

Разделы статей

Статьи

Характерные ошибки в технике ходов

Дата публикации: 14 февраля 2012г.


При овладении попеременными ходами:
1. Незаконченный толчок ногой. При завершении толчка нога остается согнутой.
2. Слабый, вялый или укороченный толчок ногой из-за позднего начала отталкивания.
3. Толчок ногой направлен вверх, что приводит к вертикальным колебаниям.
4. Преждевременное прекращение одноопорного скольжения из-за резкого и раннего выпрямления ноги перед толчком (ход с «подпрыгиванием»),
5. Отсутствие подседания при слишком высокой посадке, ход на прямых ногах и без достаточного наклона туловища (угол между бедром опорной моги и горизонталью— более 60°, угол наклона туловища — более 60°).
6. Двухопорное скольжение как результат преждевременной загрузки маховой ноги весом тела и отсутствия переката. Чаще возникает при слабых отталкиваниях.
7. Закрытая поза, характеризующаяся выдвинутой вперед голенью, сутулостью и приподнятостью плеч. Возникает из-за излишнего напряжения мышц.
8. Незаконченный мах ногой: умышленное сгибание ноги при махе с плохим расслаблением мышц и напряженным переносом лыжи вперед.
9. Незаконченный толчок рукой: при завершении толчка рука остается согнутой у бедра опорной ноги.
10. Отсутствие расслабления мышц при выносе руки с палкой вперед. Локоть вверх, кисть выше головы, вынос палки сильно согнутой рукой.
11. Нарушение взаимосвязи в работе рук и ног (иноходь и полуиноходь).
12. Чрезмерное напряжение мышц, общая жесткость движений при резком выполнении отталкиваний.
При овладении одновременнымиходами
Здесь возможно появление ошибок, аналогичных приведенным выше (незавершенные толчки, плохое расслабление и т. п.). Кроме того, могут возникнуть грубые ошибки, присущие только одновременным ходам.
1. «Провал» туловища в начале толчка, что приводит к амортизации отталкивания.
2. Раннее выпрямление туловища при окончании толчка, ослабляющее его финальную часть.
3. Незаконченный толчок руками с подседом, в результате которого не только происходит ухудшение толчка, но и возникает общая закрепощенность и напряженность мышц.
4. Слабое участие туловища в толчке.
5. Отсутствие полноценного скользящего шага при одношажном и двухшажном способах.
При овладении переходами с одного
хода на другой
Встречаются ошибки, связанные с плохим владением попеременными и одновременными ходами или их элементами, или только с неумением правильно выполнить технику перехода.
Переходу от одновременного к попеременному ходу свойственны следующие ошибки:
1. Излишняя задержка рук сзади при первом после толчка шаге.
2. Кольца палок при выносе поднимаются слишком высоко, что может вызвать запаздывание толчков руками и нарушение общей согласованности перехода.
3. Слишком мелкие и частые первые шаги, приводящие к нарушению общей согласованности перехода.
4. Переход к попеременному двухшажиому ходу выполняется более чем за два шага.
Переход от попеременного к одновременному ходу обычно сопровождается такими ошибками:
1. Отсутствие хотя бы одного переходного скользящего шага (без отталкивания руками).
2. Выполнение более двух переходных шагов без отталкивания руками.
3. Задержка палки толчковой руки при первом шаге сзади.
4. Вынос палок под острым углом к линии лыжни.
5. Вынос палок с излишне высоким подниманием колец вверх.
6. Чрезмерно мелкие и частые переходные шаги, потеря согласованности хода.
При овладении техникой преодоления
подъемов
Кроме ошибок, связанных с неправильным выполнением некоторых элементов техники попеременных ходов, могут возникнуть следующие грубые ошибки:
1. Слабые отталкивания руками, не завершенные выпрямлением руки.
2. Плохая подача всего тела вперед, отклонение туловища.
3. Переход на «елочку» в условиях, где можно идти способами с параллельной постановкой лыж, без их кантования.
4. Слишком продолжительное применение четырех- шажного хода.
5. Недостаточное использование скольжения на подъемах малой крутизны из-за слабых толчков.
6. Снижение темпа при прохождении коротких подъемов.
При прохождении спусков
При прохождении спусков могут возникнуть следующие грубые ошибки:
1. Излишняя напряженность, отсутствие расслабления, статические позы, что приводит к излишнему утомлению и ухудшает устойчивость лыжника.
2. Нарушение устойчивости, большой наклон туловища при прямых ногах, особенно когда условия скольжения плохие. Слишком широкое ведение лыж без выдвижения одной лыжи вперед хотя бы на одну стопу.
3. Неправильные стойки спуска, чаще всего при прохождении спада и на выкате.
4. Отсутствие амортизационной работы ног при прохождении мелких неровностей.
5. Применение торможений без крайней необходимости.
6. При повороте переступанием вес тела приходится на пятки.
7. При поворотах из упора и упором — прямые ноги.
8. При повороте на параллельных лыжах недостаточный наклон туловища внутрь-вперед, отсутствие кантования лыж.
9. Неумение учитывать рельеф местности при выборе способа поворота.
10. Вялое начало спуска, без использования одновременных ходов. После спуска—запаздывание с применением одновременных отталкивании.
Перечисленные ошибки могут встретиться во взаимосвязи друг с другом и породить другие, не менее грубые, ошибки (вторичные).
Так как при неправильном выполнении того или иного элемента степень нарушения техники может быть различной, число мелких ошибок и индивидуальных отклонений станет гораздо больше. Поэтому представленный перечень, без сомнения, не полон. Однако при выявлении и оценке ошибок следует пользоваться данными принципами их деления.
Зная причину появления ошибки, легче найти и средства для ее исправления. Неплохо было бы, если бы каждый лыжник регистрировал в дневнике самоконтроля свои ошибки и давал общую оценку своей технике.
Более наглядную и верную оценку позволяет сделать’ анализ кинограмм дважды в год. Первая снимается после месяца вкатывания на снегу, вторая — к концу основного периода. В этом случае можно точнее выбрать средства совершенствования техники и средства тренировки в подготовительном периоде.
К основным причинам появления недостатков в технике следует отнести: 1) недостаточную физическую подготовку лыжников, из-за чего возникает группа ошибок, связанных с отталкиваниями, необходимостью сохранения оптимальной посадки и т. д.; 2) низкую общую культуру движений, затрудняющую освоение способов переходов, преодоление неровностей и поворотов на равнине и спусках; 3) недостаточное воспитание волевых качеств спортсмена, с чем непосредственно связаны боязнь крутых спусков, плохая устойчивость и пассивное преодоление подъемов; 4) односторонний выбор средств специальной подготовки, ведущий к возникновению грубых индивидуальных ошибок; 5) непонимание отдельных элементов техники и неумение правильно их воспроизвести.


Опубликовано: Игорь Крупин
Просмотров: 4896

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Ошибки складской логистики
  • Ошибки рефрижератора zanotti 219
  • Ошибки скания эберспехер d1lc
  • Ошибки рефрижератора carrier maxima 1300
  • Ошибки скания rtc 2049

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии