Ошибки советского воспитания

Психологи, работающие с людьми, выросшими в Советском Союзе, отмечают, что из своего детства они вынесли множество сходных травм, обусловленных типичными – Самые лучшие и интересные новости по теме: СССР, воспитание, психология на развлекательном портале Fishki.net

Психологи, работающие с людьми, выросшими в Советском Союзе, отмечают, что из своего детства они вынесли множество сходных травм, обусловленных типичными для того времени особенностями воспитания. Какие ошибки советской идеологии мешают жить современным взрослым, рассказываем в нашем материале.

Стыд

Стыд перед обществом в советское время был одним из главных инструментов воздействия на детей, призванный превратить юного пионера в достойного гражданина нации. Стыдить было принято не только в семьях, но и в школах, а также различных кружках, в которых воспитательную функцию брали на себя ровесники провинившегося ребенка. Мало того, что зачастую порицанию мальчиков и девочек подвергали публично, прямо на глазах у товарищей и старших наставников, так еще и повод для этой «экзекуции» мог в действительности быть абсолютно несерьезным. Люди, которые сегодня уже сами стали родителями и уважаемыми членами общества, до сих пор с содроганием вспоминают испытанный ими в детстве ужас. Зачастую подобные воспитательные мероприятия переходили всякие разумные границы: известны случаи, когда учителя буквально унижали детей, полагая, что делают большое благо. В результате серьезная травма наносилась не только психике жертвы, но и детям, наблюдающим за этим процессом: выросши, такие обиженные жизнью личности до старости ощущают себя «грязными», униженными и беззащитными.

Насилие

Немало историй рассказывают бывшие советские дети и о бытовом насилии, в ходе которого их собственные родители били их за проступок ремнем, садовым шлангом, розгами или любыми другими предметами, попавшими под руку. Как правило, этот опаснейший метод наказания сочетался с одновременным навязыванием стыда ребенку. Современные психологи утверждают: битье блокирует развитие когнитивных способностей ребенка, подавляет интеллект и интерес к жизни, а также разрывает на корню связь между ним и его старшими членами семьи.

К счастью, подверглись рукоприкладству далеко не все советские дети, но почти все они испытали насилие иного рода – психологическое. Вспомним распространенную в то время присказку: «есть слово «хочу», а есть – «надо». Или вот эту: «пока не доешь, из-за стола не выйдешь». Детей заставляли подчиняться строю, вести приличную жизнь, чтобы все было «как у людей». При отказе заставляли страдать, ощущать себя ущербным, неправильным, до тех пор, пока сопротивление ребенка не ломалось окончательно. Результатом такого насилия стало совершенное неумение сегодняшних взрослых жить для себя. Разумеется, ведь с детства их учили, что внутренние желания и стремления – ерунда, если они не одобряются обществом и не вписываются в рамки общепринятых стандартов.

Отсутствие эмоциональной связи с родителями

В СССР каждый гражданин должен был приносить обществу пользу, сидение же без дела и отдых считались тунеядством. За счет этого люди, становившиеся родителями, очень рано отдавали свое чадо в ясли и детские сады. Детям везло, когда у них были бабушки и дедушки, готовые взять на себя обязанность по уходу за внуком или внучкой. В противном же случае малыши, еще как следует не узнававшие даже маму и папу, оказывались в цепких руках советских воспитателей. Разумеется, это не способствовало формированию крепкой детско-родительской связи, необходимой на этапе раннего развития личности ребенка. Очень часто такие недолюбленные дети вырастают и вступают в браки, впоследствии разрушающиеся из-за их инфантилизма, справиться с которым самостоятельно они просто не могут. Исправить подобную ситуацию может лишь помощь хорошего психолога.

В более старшем возрасте ситуация практически не менялась. Советские взрослые оценивали детей весьма просто: помыл посуду и сделал уборку – молодец, не выполнил возложенные на тебя в СССР обязанности – будешь бит и пристыжен. Разумеется, и родителей того времени можно понять: вся их жизнь была нацелена на выживание, да и собственные травмы, переданные им от их старших членов семьи, не создавали благоприятную среду для сентиментальности. Кроме того, сам строй того времени диктовал людям, что некоторые эмоции испытывать нельзя, дабы не нарушать высокой сути советского гражданина. К примеру, всем хорошо известно выражение «мальчики не должны плакать». Но ведь от чувств избавиться нельзя, независимо от того, к какому полу, возрасту или статусу ты принадлежишь. Поэтому мальчики, как и девочки, могут и должны снимать напряжение с психики во время плача, несмотря на то, что некоторые отличия от представительниц прекрасного пола у них все же есть.

Еще одна дискуссия по поводу СССР – о воспитании в то время. Статья написана  психологом, а после статьи – мы приводим несколько комментариев читателей. Они настолько точные, на наш взгляд, что даже не требуют добавлений. И, конечно, дело не в «оправдании» или «порицании» СССР – а в самих принципах воспитания, о которых в интернете постоянно идут острые дискуссии.

Меня зовут Елена, я практикующий психолог. Чаще всего ко мне обращаются люди, рожденные в 70х-80х годах прошлого века. В процессе работы мы так или иначе затрагиваем тему детства и обнаруживаем там достаточно много травматичного материала. Со временем я заметила, что у всех этих детских травм и историй есть нечто общее. Эти люди жили в Советском Союзе, а тогда воспитывали не только родители, но и государство.

Какие же воспитательные моменты могли так ранить ребенка, росшего в СССР?

Воспитание стыдом. Воистину стыд был одним из главнейших инструментов по выращиванию «Человека». К нему прибегали и родители, и учителя, и даже друзья/одноклассники. И ладно бы стыдили за действительно серьезный проступок, так нет же. Этот способ использовали при любом удобном случае, чтобы управлять поведением ребенка.

Люди, которым сейчас далеко за тридцать, до сих пор вспоминают свой ужас и позор, когда за какую-то провинность в дет. саду их ставили на подоконник. Голыми. Чтобы не только вся группа видела, но и прохожие на улице. Что происходит с ребёнком в этот момент? Ему очень страшно, он чувствует себя униженным и беззащитным. Больше всего на свете он хочет провалиться сквозь землю.

И самое интересное, что от подобных представлений травмировался не только наказанный ребенок, но и те дети, которые это наблюдали.

Почему-то считалось, что если стыдить и унижать ребенка, то он вырастет прекрасным человеком и полезным членом общества. На самом же деле из-за переживаемых эмоций познавательные и мыслительные процессы ребенка блокируются, поэтому вряд ли он сможет извлечь урок из этой ситуации.

Такой ребенок вырастает с ощущением, что он ужасно плохой и нет ему места в обществе.

Воспитание насилием. В СССР было не особо важно, чего там ребенок хочет. Партия сказала надо…

Я слышала немало историй от клиентов о том, как их наказывали ремнем, шлангом от стиральной машины, всем, что под руку подвернется. Во многих семьях физическое насилие не отставало по рейтингу от стыда и считалось не менее эффективной мерой.

К счастью, рукоприкладство познали далеко не все дети СССР, но с психологическим насилием знаком, пожалуй, каждый ребенок. Тогда же были весьма популярны принципы «Не можешь – научим, не хочешь – заставим» и «Нет слова «не хочу», есть слово «надо»». Однажды мне написала женщина за пятьдесят и рассказала, что она всю жизнь жила для кого-то (для детей, для мужа, для партии), а теперь осталась одна и совершенно не знает для чего ей жить. Пока она занималась чужими делами, своя-то жизнь прошла, а в ней ничего — ни радости, ни фундамента. У нее состояние, близкое к депрессии и совсем-совсем невеселые мысли.

А еще у меня внутри все переворачивается, когда я слышу истории из того же детского сада (будь он неладен) про «не выйдешь из-за стола, пока не доешь». Помните такое? Все ушли гулять или на тихий час, а ребенок сидит над своей тарелкой и поливает ее крокодильими слезами. Некоторые воспитатели как будто соревновались за право самого жестокого садиста — они вываливали содержимое тарелки со вторым в суп, да еще и сверху приправляли компотом. И заставляли есть.

У ребенка рвотный рефлекс, но это никого не волнует. Ведь он должен, у них, мол, режим и распорядок. В СССР обычным явлением было то, что насилие пряталось под высокими идеалами, а дисциплина была дороже человеческого достоинства. И таких примеров масса.

Не было эмоциональной связи с ребенком. Если рядом не было бабушек, готовых сидеть с малолетними детьми, то детей очень рано отдавали в ясли и сад. А, как я уже писала в других статьях, первые годы жизни необычайно важны для формирования здоровой привязанности. Да и вообще, именно в этот период закладывается фундамент личности ребенка. Часто из-за отсутствия рядом надежной фигуры заботящегося взрослого, советские дети получали травмы развития (или т.н. инфантильные травмы), которые и догоняют потом людей во взрослой жизни.

Да и в целом нередки случаи, когда к детям относились весьма функционально. Выполнил обязанности, принес пятерку — молодец. Не выполнил и не принес — накажут.

Тут не до сантиментов. С одной стороны, родители были заняты выживанием. А с другой — у них самих полно травм и совсем нет ресурса, чтобы строить с ребенком эмоционально теплые близкие отношения. Но ребенку от этого не легче.

Да и вообще, эмоции были как будто под замком. Их нельзя было сильно проявлять: ни радоваться, ни грустить. А некоторые чувства были и вовсе запрещены. Например, за проявление зависти, обиды или гнева могло и прилететь. Ну, а про то, что плакать не стоит, особенно мальчикам — нам с вами хорошо известно.

Но ведь эти чувства не выжечь каленым железом, от них невозможно отказаться усилием воли. И уж если поймал себя на том, что их чувствуешь, то остается только ненавидеть себя за слабость.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/life_miracle/rojdennye-v-sssr-ili-oshibki-sovetskogo-vospitaniia-kotorye-psihologicheski-travmirovali-607370617257160495ec14d9?&utm_campaign=dbr

Комментарии (сразу отметим, что таких комментариев, где читатели не поддерживают автора, —  большинство, и они получили тысячи лайков)

***

Автор, Ваша ошибка в том, что вы процент ваших пациентов, родом из СССР, не учитываете. Возможно их всего 20%. А остальные 80%, которые к вам не приходят с такими жалобами, — были всем довольны. Поэтому выдавать все это за повсеместные факты — необъективно. Мне 42 года, но я впервые слышу про стриптиз на подоконнике в детсаде в виде наказания! И, судя по другим комментам, не одна я удивлена. Возможно, сей факт и был рассказан кем-то, про какого-то идиота воспитателя, но не надо это возводить в » ПРАВИЛО» советских садиков.

Посмотрим лет через 20, какой процент и с какими жалобами будут приходить к вам на прием. Уверена что клиентура увеличиться в десятки раз. И травмы там будут похлеще.

Я СССР только благодарна за свое детство. Негатива в воспоминаниях не осталось, только тёплые воспоминания.

***

Прочитав Вашу статью, любой молодой человек придет в неописуемый ужас.

Я росла в СССР. Ходила в школу и детский сад, была в пионерском лагере. И нигде не видела физического насилия. Психологическое давление оказывалось. В школе. Так это была английская специализированная школа, одна из лучших в городе. Нас муштровали и наша «3» была «5» в обычной школе. Но я очень благодарна нашему учителю английского, которая преподавала безупречный «оксфордский» английский, без которого мне сейчас в нашей жизни, наполненной «русглишем», было бы трудновато.

Вы описываете частные случае, а садисты были, есть и будут во все времена.

Достаточно вспомнить как тяжело приходилось выпускницам Смольного института благородных девиц (моя прапрабабушка была «смолянкой» и писала о «строгости», проявляемой по отношению к девушкам воспитателями и преподавателями). Наказывали голодом и холодом. Не все выживали! А пуританское воспитание в английских элитных учебных заведениях в 20 веке? Они не имеют отношение к СССР. Почитайте мировую классику, вспомните Джейн Эйр.

В царские времена в любом учебном заведении применялись телесные наказания. И на розги в России 19 века не принято было жаловаться.

Но время шло, менялись нравы, и в Советском Союзе это уже считалось зверством!

А вот за детей, вверенных учителям и воспитателям, в советское время люди несли серьезную ответственность. И из пионерских лагерей родители в конце смены или лета получали загорелых и окрепших детей, которых хорошо кормили и все лето развлекали во всевозможных секциях и кружках!

И на улице ребенку не страшно было «потеряться»- любой взрослый всегда помог бы. А сейчас ребенка не то, что в лагерь, на улицу одного страшно отпустить, т.к. до него никому нет дела в случае опасности!

***

Вся статья — сплошная логическая ошибка. Прежде всего, в советском садике воспитывался человек для жизни в социалистическом советском строе. Рассматривать такое воспитание с позиции современного капиталистического общества как минимум некорректно. Это два слишком разных мира. Ранее обществу был нужен строитель коммунизма, отзывчивый, трудолюбивый, нравственный и готовый на подвиг. Сейчас нужен тупой, капризный и эгоистичный потребитель, поклоняющийся золотому тельцу и поддерживающий империю капитализма. Во-вторых, перечисленные издевательства в детском саду были не массовым явлением, а скорее исключением из правил. Количество идиотов в сфере образования не зависит от государственной идеологии, их достаточно и в современных реалиях. Третий момент про отсутствие эмоциональной связи с детьми. Откуда такие статистические выкладки? Наводит на мысль о личном опыте.

***

Все перечисленные неадекватные методы воспитания: унижение, подавление и прочее … имеют место в любом обществе, так как придурки- воспитатели есть и были везде. Несчастные, с искалеченной психикой дети, к сожалению, есть во всех странах. В средние века в Италии насильственно кастрировали мальчиков, чтобы пели. А в наше время в Европе католические священники насилуют детей. Воспитывают, внушая понятия «родитель N1» и «родитель N2», а не мать и отец. В СССР были недостатки, кто-то вероятно, страдал, как и везде в мире, но это не было массовым явлением. И не надо лгать.

***

Процесс воспитания Личности очень сложный! Но в Союзе хотя бы были ценности, духовность и культура. Потому что была идеология, общественное превыше личного. Сейчас это кажется нелепым, но тогда на это имелись причины. Например, вы говорите, что плохо слово Надо.

  1. Итак, НАДО!

Интересно, а как бы войну выиграть и потом страну поднимать из руин, в Космос лететь, людей учить и лечить, если б не надо? Сейчас бы сказали «не хочу, вот ещё жизнь свою губить… Буду блогером, лишь бы не работать».

И, по-вашему, это правильно? Сейчас времена эгоизма и эгоцентризма. Никто никому не нужен. Время покажет лучше это или хуже.

  1. СТЫД — это качество, отличающее нас от животных. Только Человек наделён разумом и осознает, что допустимо, а что нет. Впрочем, сейчас все стерто, стыда нет вовсе, как и совести. Я не говорю, что ставить голышом перед группой правильно, это садизм. Но вы-то критикуете само понятие стыда, — а это говорит о вашем недалёком уме, простите. Стыд призван оберегать людей от девиантного поведения. Вспомните про то, откуда пошло это понятие. Лично у меня волосы дыбом от повсеместной порнографии с экрана… Им бы лечиться, но им не стыдно… Потому что отсутствует само это понятие.
  2. НАСИЛИЕ.

Столько беспризорных детей и маугли, а также подвергшихся насилию, не было никогда, как в наши дни! Это именно следствие отсутствия морали. Лица, взращённые без понимания об ответственности, бросают своих детей на произвол судьбы.

У меня двое детей. И моя основная задача—  вырастить их ответственными, разумными и духовными. Но это все сложней и сложней в этом агрессивно тупом мире.

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность

Проект ЦОС: внедрять нельзя пересмотреть

На портале ИА «Аврора» открыли рубрику «Родительский час»

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Язык и воспитание

Оппозиционная грамматика

Отпадение от языка

Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых

Круглый стол «Цифровизация образования: основания, проблемы и социальные последствия»

Манифест общественного движения «Родители Москвы»

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Изгнание бесов из российского образования

Публичное опознание

Истерика российской школы

Система, убивающая разум (о проектах Кузьминова-Грефа)

Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?

После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Сомнительные прелести дистанта

Фонд «Сколково» и коронавирус

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Аналитические статьи ученых и учителей-практиков о системе развивающего обучения

Подборка статей по системе Развивающего Обучения 

Ваши родители не поступали так, как мы описываем ниже? Вам очень повезло: вы сможете воспитать детей без тяжелого багажа. Но так росли не все ваши сверстники. Многие родители в Советском Союзе не брезговали ни ремнем, ни Споком. Их детям придется менять свои привычки. Многим из нас жизненно важно научиться думать по-новому, чтобы воспитать наших детей счастливыми в новом обществе, искоренившем социализм.

Наказание ремнем

Как было: В СССР, как известно, секса не было. Зато порка детей считалась абсолютной нормой. Подрастающее поколение воспитывали в строгости. Говорили, что именно в строгости, которая ничего общего не имеет с жестокостью. Или имеет?

Как сейчас:  психологи утверждают, что воспитание кнутом может нанести вред ребенку. И не только физический. Шлепки и тычки нарушают границы личности ребенка. Он не умеет отстаивать пределы своего собственного «Я». Отсюда — зависимость от чужого мнения, недоверие к миру, низкая самооценка. Неудивительно, что в Европе давно предусмотрена уголовная ответственность за использование ремня в воспитательных целях.

Насаждение коллективизма

Как было: «Вместе весело шагать по просторам», — пели хором октябрята и пионеры, вышагивая строем по школьному двору. Одинаково одетые, обученные одинаково мыслить. И при этом вполне себе довольные и счастливые. 

Как сейчас: Доказано, что чувство коллективизма, привитое с детства, грозит потерей индивидуальности. Человек уже как будто не мыслит себя вне группы. Не способен сам о себе позаботиться, не готов нести ответственность за себя и свою жизнь. А как иначе, если даже на горшок заставляли садиться по свистку, а не по нужде?! И никакой вам адаптации к детским садам.

Советы доктора Спока

Как было: Сложно найти более наивные и даже опасные советы по уходу за ребенком, чем те, которым следовали наши родители, начитавшиеся книг этого педиатра. Во времена нашего детства еще не знали, что обнимашки и тактильный контакт с мамой — залог психического и физического здоровья ребенка. Они оставляли нас «проораться» в одиночестве и час, и два. Возможно, именно поэтому в нас так развито недоверие к миру в целом.

Как сейчас:  Многое, начиная с апельсинового сока в качестве первого прикорма и заканчивая игнорированием детского плача, сегодня считается дикостью. А сон на животе в первые месяцы жизни вообще признан опасным для жизни младенца. Педиатры в ужасе от этих и еще семи частых ошибок, которые делают почти все родители.

Родительская установка «Деньги – зло»

Как было: «Все богатеи — воры и бандиты! Деньги зарабатываются тяжелым трудом! От денег одни беды! Все проблемы из-за них!» Знакомые фразы, не так ли? На выходе — неумение распоряжаться финансами, стяжать капиталы, инвестировать. Это пострашнее доктора Спока будет, ведь подобные негативные установки не дают человеку реализовываться и отравляют его жизнь изнутри.

Как сейчас: Психологи не устают повторять: «Меняйте свое мышление на более позитивное и рациональное!» Дети еще в дошкольном возрасте перенимают родительские «денежные программы» и формируют собственное отношение к деньгам. Сегодня у нас есть все для того, чтобы наши дети становились финансово грамотными.

Семейный подряд (династическое воспитание)

Как было. Считали, что склонности к определенным профессиям передаются с генами. В Стране Советов с детства прививали любовь к выбранной еще прадедушкой профессиональной традиции. Отсюда и целые семьи врачей, учителей и прочих узконаправленных специалистов. Рожденный в семье профессора ребенок не смел и мечтать о карьере спортсмена или строителя.

Как сейчас. Психологи уверены: отсутствие возможности сделать выбор таит в себе много подводных камней. Воспитайте ребенка в традиции династического подряда, и он никогда не поймет, к чему лежит именно его душа. Вам, как родителю, необходимо помочь ребенку определиться, чем бы он хотел заниматься в жизни.

Разговоры о сексуальном воспитании

 

Как было. Секс в СССР считался постыдным, разговоров о нем с подрастающим поколением фактически не было. Возможно, поэтому в начале 90-х наша страна стала лидером по количеству абортов в мире. А можно еще подсчитать количество венерических заболеваний… Но давайте копнем глубже.

Никто не говорил с девочками о сексуальных домогательствах, что это такое и как избежать насилия. Неужели наши мамы боялись, что их дочери так заинтересуются сексом, что немедленно отправятся в ближайшие кусты практиковаться? А если беда настигала их семьи, факт приставаний или изнасилования умалчивался. На пострадавшую сразу же навешивалось клеймо позора.

Как сейчас: Сегодня, во времена глобального интернета и флешмобов  #янебоюсьсказать, проблем с сексуальным воспитанием, казалось бы, не должно быть. Увы, родители до сих пор испытывают некоторую неловкость, говоря с детьми «про это». На помощь приходят психологи, которые проводят консультации для подростков и для их родителей.

У нас есть доступ к любой информации, мы подписаны на экспертов, доказательных врачей и психологов. Мы можем оценить, насколько адекватны были методы воспитания в СССР. И в нас должны быть силы изменить привычные паттерны поведения, если они вредны для наших детей. 

Как же хорошо, что мы в состоянии не обвинять наших мам, они же тогда всего этого не знали. А мы уже знаем. И взрослые теперь — мы!

Еще больше советов психологов:

  • Фразы, которые ни в коем случае нельзя говорить сыну (но вы точно говорили)
  • Пять фраз, которые никогда нельзя говорить своей дочери (но вам точно говорили)
  • 5 настоящих причин, почему дети ведут себя плохо (спорим, вы не знали?)

Психологи, работающие с людьми, выросшими в Советском Союзе, отмечают, что из своего детства они вынесли множество сходных травм, обусловленных типичными для того времени особенностями воспитания. Какие ошибки советской идеологии мешают жить современным взрослым, рассказываем в нашем материале.

Стыд

Стыд перед обществом в советское время был одним из главных инструментов воздействия на детей, призванный превратить юного пионера в достойного гражданина нации. Стыдить было принято не только в семьях, но и в школах, а также различных кружках, в которых воспитательную функцию брали на себя ровесники провинившегося ребенка. Мало того, что зачастую порицанию мальчиков и девочек подвергали публично, прямо на глазах у товарищей и старших наставников, так еще и повод для этой «экзекуции» мог в действительности быть абсолютно несерьезным. Люди, которые сегодня уже сами стали родителями и уважаемыми членами общества, до сих пор с содроганием вспоминают испытанный ими в детстве ужас. Зачастую подобные воспитательные мероприятия переходили всякие разумные границы: известны случаи, когда учителя буквально унижали детей, полагая, что делают большое благо. В результате серьезная травма наносилась не только психике жертвы, но и детям, наблюдающим за этим процессом: выросши, такие обиженные жизнью личности до старости ощущают себя «грязными», униженными и беззащитными.

Насилие

Немало историй рассказывают бывшие советские дети и о бытовом насилии, в ходе которого их собственные родители били их за проступок ремнем, садовым шлангом, розгами или любыми другими предметами, попавшими под руку. Как правило, этот опаснейший метод наказания сочетался с одновременным навязыванием стыда ребенку. Современные психологи утверждают: битье блокирует развитие когнитивных способностей ребенка, подавляет интеллект и интерес к жизни, а также разрывает на корню связь между ним и его старшими членами семьи. Чем еще опасна подобная физическая расправа, мы уже писали здесь.

К счастью, подверглись рукоприкладству далеко не все советские дети, но почти все они испытали насилие иного рода – психологическое. Вспомним распространенную в то время присказку: «есть слово «хочу», а есть – «надо». Или вот эту: «пока не доешь, из-за стола не выйдешь». Детей заставляли подчиняться строю, вести приличную жизнь, чтобы все было «как у людей». При отказе заставляли страдать, ощущать себя ущербным, неправильным, до тех пор, пока сопротивление ребенка не ломалось окончательно. Результатом такого насилия стало совершенное неумение сегодняшних взрослых жить для себя. Разумеется, ведь с детства их учили, что внутренние желания и стремления – ерунда, если они не одобряются обществом и не вписываются в рамки общепринятых стандартов.

Отсутствие эмоциональной связи с родителями

В СССР каждый гражданин должен был приносить обществу пользу, сидение же без дела и отдых считались тунеядством. За счет этого люди, становившиеся родителями, очень рано отдавали свое чадо в ясли и детские сады. Детям везло, когда у них были бабушки и дедушки, готовые взять на себя обязанность по уходу за внуком или внучкой. В противном же случае малыши, еще как следует не узнававшие даже маму и папу, оказывались в цепких руках советских воспитателей. Разумеется, это не способствовало формированию крепкой детско-родительской связи, необходимой на этапе раннего развития личности ребенка. Очень часто такие недолюбленные дети вырастают и вступают в браки, впоследствии разрушающиеся из-за их инфантилизма, справиться с которым самостоятельно они просто не могут. Исправить подобную ситуацию может лишь помощь хорошего психолога.

В более старшем возрасте ситуация практически не менялась. Советские взрослые оценивали детей весьма просто: помыл посуду и сделал уборку – молодец, не выполнил возложенные на тебя в СССР обязанности – будешь бит и пристыжен. Разумеется, и родителей того времени можно понять: вся их жизнь была нацелена на выживание, да и собственные травмы, переданные им от их старших членов семьи, не создавали благоприятную среду для сентиментальности. Кроме того, сам строй того времени диктовал людям, что некоторые эмоции испытывать нельзя, дабы не нарушать высокой сути советского гражданина. К примеру, всем хорошо известно выражение «мальчики не должны плакать». Но ведь от чувств избавиться нельзя, независимо от того, к какому полу, возрасту или статусу ты принадлежишь. Поэтому мальчики, как и девочки, могут и должны снимать напряжение с психики во время плача, несмотря на то, что некоторые отличия от представительниц прекрасного пола у них все же есть. Об этих интересных особенностях читайте по этой ссылке.

Краткое содержание:

  1. Введение:
  2. Обсуждение

«Темная сторона советского детства: глубокий анализ»

«От очередей за хлебом до промывания мозгов: дилемма советского образования»

Введение:

Советский Союз когда-то был сверхдержавой, доминировавшей в политическом, экономическом и военном ландшафте мира. Однако его общество было построено на фундаменте жесткого контроля, пропаганды и репрессий. Советская система воспитания была одним из важнейших элементов формирования ценностей и убеждений граждан, но она же была и одной из самых несовершенных и проблематичных. Данное исследование направлено на изучение недостатков советской системы воспитания и ее влияния на подрастающее поколение.

Раздел 1: Очереди за хлебом, трудности и нехватка

Советская система воспитания была сформирована суровыми реалиями жизни в СССР. Дети выросли в мире дефицита и лишений, с длинными очередями за предметами первой необходимости и ограниченным доступом к товарам первой необходимости. Ежедневная борьба за еду и поиск жилья оказала глубокое влияние на психологическое и эмоциональное благополучие советских детей. В этом разделе будет проанализировано влияние бедности и лишений на советское детство и их влияние на дальнейшую жизнь.

Раздел 2: Пропаганда, идеологическая обработка и промывание мозгов

Советский режим был известен использованием пропаганды для формирования убеждений и ценностей своих граждан. Система образования была важным инструментом в этом процессе, и советские дети с раннего возраста подвергались безжалостной идеологической обработке. Изучение марксистско-ленинской идеологии было обязательной частью учебной программы, и детей учили смотреть на мир через призму коммунистической идеологии. В этом разделе будет проанализировано влияние пропаганды и воспитания на развитие советских детей и формирование культового менталитета.

Раздел 3: Отсутствие свободы, репрессии и угнетение

Советская система воспитания характеризовалась несвободой, репрессиями и угнетением. Детей учили соответствовать нормам и ценностям государства, инакомыслия не допускалось. Родители, выступавшие против режима, подвергались наказанию, а дети, проявившие признаки самостоятельного мышления или творчества, нередко подвергались репрессиям. В этом разделе будет проанализировано влияние репрессий и угнетения на развитие советских детей и их способность критически мыслить и свободно выражать свои мысли.

Раздел 4: Выводы и причинно-следственные связи

Недостатки советской системы воспитания оказали глубокое влияние на подрастающее поколение. Детям, выросшим в мире лишений, идеологической обработки и репрессий, было трудно адаптироваться к более открытому и демократическому обществу. Изучение советской системы воспитания дает ценную информацию об опасностях строгого контроля и пропаганды и подчеркивает важность свободы, творчества и независимого мышления в развитии детей.

Заключение:

Советская система воспитания была одной из самых несовершенных и проблемных сторон жизни в СССР. Дети воспитывались в мире лишений, идеологической обработки и репрессий, и этот опыт оказал глубокое влияние на их развитие и дальнейшую жизнь. Изучение советской системы воспитания дает ценную информацию об опасностях строгого контроля, пропаганды и репрессий, а также подчеркивает важность свободы, творчества и независимого мышления в формировании следующего поколения.

Неудивительно, что многие люди советской эпохи обладают целым букетом психологических проблем. Они стали зарождаться еще в раннем детстве.

минусы воспитания в ссср

Большинство людей, детство которых пришлось на советскую эпоху, сетует на то, что современные дети ничего не умеют, не самостоятельные, неуклюжие и ничем не заинтересованные. Они любят повторять, что вот их-то детство было совсем другое – веселое и готовящее ко взрослой жизни.

Из школы их никто не встречал даже в первом классе, ходили сами в магазин за хлебом, уроки никто не проверял, работу по дому выполняли беспрекословно. И все в этих рассказах прекрасно, кроме одного очень важного момента. У большинства взрослых, детство которых проходило во времена СССР, есть целый список психологических проблем, которых не было бы, если бы их воспитывали иначе.

1. Проявлять эмоции запрещали

минусы воспитания в ссср

Кому из советских детей не говорили “Перестань плакать, как маленький”, “Только девчонки плачут”, “Веди себя тихо”, “Прекрати позорить меня при людях”. И это только небольшой список, который слышал каждый ребенок. Отсюда страх показывать свои истинные эмоции, причем даже близким людям. А если они не находят выхода, то начинают разрушать тело изнутри. Это та самая психосоматика, о которой сегодня так много говорят.

2. Совместный досуг был редкостью

минусы воспитания в ссср

Вместе чаще всего только сажали картошку или пололи сорняки на даче. В советских семьях чаще всего каждый был предоставлен сам себе – дети больше любили гулять с друзьями во дворе, а взрослые – заниматься домашними делами. Редкие походы в зоопарк или в кино с мамой и папой не считаются. Конечно, были и другие семьи, где каждый вечер читали перед сном книгу, играли вместе и каждый выходной выбирались на природу. Но в большинстве случаев дети были посвящены сами себе. А ведь для крепких отношений так важно, чтобы все члены семьи общались как можно чаще.

3. Воспитанием занималась школа и разные кружки

минусы воспитания в ссср

Советская власть мудро решила, что воспитание можно смело поручить школе, в которой работают профессиональные педагоги. После уроков дети оставались либо в продленке, либо, пообедав дома, убегали в “кружки” или на улицу к друзьям. Родителям было очень удобно, что дети постоянно чем-то заняты, но они не решали одной из самых важных родительских задач – воспитание детей. Отсюда отсутствие тесной связи между поколениями.

4. Мнение окружающих было очень важным

минусы воспитания в ссср

Советским детям с детства внушали – то, что думают о вас другие, очень важно. Поэтому нужно было быть такими же, как все, не выделяться из толпы и не делать вызывающих общественный резонанс поступков. Вот почему многие люди советской эпохи так и не осуществили своих заветных желаний, ведь “что подумают люди?”.

5. Физические наказания были в порядке вещей

минусы воспитания в ссср

Речь не идет о жестоком избиении, но ремнем по одному месту получало большинство советских детей. Этот метод наказания считался одним из самых эффективных, а дать подзатыльник своему неслуху-сыну тоже было нормальным. Здесь и говорить не нужно, как грубая физическая сила влияет на психику.

6. Авторитет взрослых был непререкаем

минусы воспитания в ссср

Каждый ребенок знал, что спорить с родителями – пустое занятие. Еще и влетит за такое дело. Это воспитывало подчинение и рабский менталитет, который заставляет молчать даже при явной несправедливости только потому, что кто-то выше по статусу.

7. Детей баловать нельзя

минусы воспитания в ссср

Все начиналось с приезда из роддома, где мамы, начитавшись доктора Спока и наслушавшись медсестер, не брали своего плачущего ребенка лишний раз на руки. “Чтобы не приучить и не избаловать”, так они объясняли свое поведение. Потом не баловали его игрушками, да и не было их тогда, дефицит в стране. Не давали поблажек в обучении, домашней работе, спорте или других увлечениях. Все ради благой цели – воспитать личность, вот только в подсознании навсегда остается тот недостаток любви и внимания, которые так необходимы всем детям.

8. Отношение к деньгам прививалось с детства

минусы воспитания в ссср

В советское время говорить о деньгах было стыдно. Все же главная цель каждого гражданина – внести свой вклад в развитие страны и коллективного благополучия. О финансовой стороне дела можно было говорить только в таком ключе – “Деньги – зло”, “Деньги – не главное” и так далее.

9. Все дети должны были учиться только на “четыре” и “пять”

минусы воспитания в ссср

За “двойки” и “тройки” детей ругали и нередко сильно наказывали. И всем было невдомек, что у ребенка могут быть проблемы с усвоением предмета из-за личностных особенностей, неприязни учителя или другим причинам.

А как вы относитесь к методам советского воспитания?

Ни для кого не секрет, что советское воспитание сильно отличается от теперешнего. Безусловно, можно вспомнить много позитивных моментов, но в целом родители и учителя были намного строже. Порой настолько, что люди, воспитанные теми методами, всю жизнь пытаются избавиться от комплексов и психотравм.

советское воспитание комплексы© Depositphotos

Советское воспитание

Моя сестра работает психологом. Она мало что рассказывает о своей практике — этого нельзя делать. Но иногда может поделиться своими наблюдениями в целом. Так вот, люди, воспитанные в СССР и немного позже, в 80-90 годах, приходят с очень похожими запросами и психотравмами. Начиная от нулевой самооценки и заканчивая неспособностью выстраивать взаимоотношения с людьми. Многие аспекты нашей личности формируются в детстве, так что воспитание играет ключевую роль.

советская система воспитания детей
© Depositphotos

Также нужно понимать, что во времена СССР воспитывали не только мама с папой, но и государство. По словам сестры, следующие моменты были наиболее травмирующими для детей того времени.

Воспитание стыдом

К сожалению, одним из главных инструментов воспитания был стыд. Этим методом пользовались как родители, так и учителя. Ладно еще, если стыдили за серьезные проступки. Но нет — такой способ практиковали при каждом удобном случае.

Помню, когда я была в классе втором или третьем, моя первая учительница пользовалась этим методом. Она выстраивала в шеренгу учеников, у которых было плохо с техникой чтения. Затем водила бедолаг по остальным классам, приговаривая: «Вот, посмотрите, они читать не умеют». Мне повезло, что я не попала в число тех учеников. А вот моя подруга детства до сих пор вспоминает этот ужасный опыт.

советские методы воспитания© Depositphotos

Только представь, каким беззащитным и униженным чувствует себя ребенок, которого привселюдно стыдят. Но почему-то раньше считалось, что это нормально и даже полезно. На самом же деле, под влиянием эмоций познавательные и мыслительные процессы у ребенка отключаются, так что он не извлекает из этого никакого урока. А травму получает. Из-за таких приемов дети вырастают с чувством того, что они хуже остальных и им нет места в обществе.

советское воспитание детей

© Depositphotos

От родителей я часто слышала подобные фразы: «А что люди скажут?» или «Люди же с тебя смеяться будут». До сих пор пытаюсь побороть комплексы, научиться не зависеть от чужого мнения и не бояться осуждения.

Воспитание рукоприкладством и психологическое давление

Шлепание ребенка ремнем считалось не менее эффективной мерой воспитания. В ход шли не только ремни, а всё, что под руку попадалось. Помню, как меня один раз за плохое поведение отлупили выбивалкой для ковров. Это был чуть ли не единичный случай, но он запомнился мне на всю жизнь.

Если физическое наказание в полной мере вкусили не все дети СССР, то психологический прессинг был вездесущ. В головы детей вдалбливали принцип «Нет слова “не хочу”, есть слово “надо”». Есть долг перед родителями, долг перед родиной, и так далее. А потом эти дети выросли и стали жить не для себя, а для кого-то. И делать то, чего на самом деле не хотят. Но надо ведь, надо.

советское воспитание ремнем© Depositphotos

А фраза «Не выйдешь из-за стола, пока не доешь» чего стоит! Я ее очень хорошо запомнила. От запаха некоторых блюд, которые подавали в детском саду, меня сразу же начинает тошнить. И это спустя несколько десятков лет. Не потому, что они невкусные. А потому, что меня заставляли их есть, не обращая внимания даже на мой рвотный рефлекс. Оставалось только поливать тарелку с кашей слезами. И никого не волновали желания ребенка — он должен, у него ведь распорядок.

Сравнивание ребенка с другими

«Посмотри, как Таня красиво пишет. А у тебя что за каракули?» — еще одно воспоминание из детства. Помню, как меня сравнивали с другими детьми буквально во всём, на каждом шагу. И я старалась делать так, как делают они. Потому что мама ведь сказала, что так правильней, так лучше. Только вот во взрослом возрасте это сравнивание себя с другими на рефлекторном уровне не дает нормально жить. Так и продолжаешь копаться в себе, и всё время кажется, что другие люди умнее, красивее, успешнее. Спасибо, советское воспитание.

воспитание в советском союзе© Depositphotos

Отсутствие эмоциональной связи с ребенком

Многие дети испытали на себе скорее функциональное отношение, чем здоровую связь с родителями. Если принес пятерку и примерно себя вел в школе — молодец, заслужил похвалу. Но если вдруг тройка или двойка, да еще и подрался с кем-то — становись в угол. Не было места сантиментам и разговорам по душам.

Родители были слишком заняты выживанием. Да и у них самих было суровое воспитание. Не было ресурса, который помог бы выстроить здоровые отношения с ребенком. Они не знали и не понимали, как лучше. Они и подумать не могли, что травмируют нас. Если бы знали, то, скорее всего, вели бы себя иначе.

воспитание советского человека© Depositphotos

Запрет на выражение эмоций

Если уж говорить об эмоциях, то их свободное выражение совсем не поощрялось. Нужно было вести себя как удобный ребенок, который не кричит, не бегает и не смеется без причины. А за проявления гнева здорово влетало. Ремнем по одному месту, например. О том, что мальчикам не положено плакать, было хорошо известно всем без исключения.

А ведь испытывать и выражать все эти эмоции — абсолютно нормально. И не просто нормально, это жизненно важно, это правильно, это залог здоровой психики и правильного развития ребенка.

воспитание детей ссср© Depositphotos

Конечно, найдутся те, кто будет кричать «Чушь! Вранье!» и доказывать, что советское воспитание было правильным, что в те времена все были добрыми, никто никого не бил и не стыдил. Но почему-то абсолютное большинство знакомых и друзей, воспитанных в СССР, подтверждают вышеописанное и по 5 лет подряд ходят к психологу, разгребая травмы детства. Совпадение? Вряд ли.

Эта статья — не попытка доказать, что в Советском Союзе всё было плохо. Это лишь напоминание об ошибках, которые не следует повторять. В любой эпохе есть что-то хорошее и что-то плохое, чему место в прошлом. А беречь и нести вперед нужно только лучшее. При этом понимая, что у каждого поколения свои проблемы, свои травмы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Ошибки совершенные при выборе профессии ведут к укреплению волевых качеств
  • Ошибки робба старка
  • Ошибки снижающие оценку при надевании противогаза на один балл
  • Ошибки снижающие оценку при надевании озк на один балл
  • Ошибки смм специалистов

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии