Сегодня весь мир вспоминает большую трагедию прошлого века. 115 лет назад, в ночь с 14 на 15 апреля, пошел ко дну легендарный «Титаник». Эта масштабная морская катастрофа потрясла общественность и сделала огромнейший резонанс. Громадное «непотопялемое» судно компании White Star Line скрылось под водой в Северной Атлантике и унесло около полутора тысяч жизней. Но чем же была эта трагедия: фатальной случайностью или чьей-то страшной ошибкой? Возможно, истину мы уже не узнаем, так как её забрали с собой те, кто не вернулся с первого рейса лайнера. Однако попробуем пролить хоть каплю света на события столетней давности.
Каким был «Титаник»?
Габариты крупнейшего на то время морского судна впечатлили бы и нас, людей ХХІ века, не то что европейцев начала прошлого столетия. При ширине 28 метров, он имел длину почти в 261 метр, что сопоставимо с тремя жилими кварталами небольшого города. В высоту лайнер выглядел, как плавучая «одиннадцатиэтажка».
Главный инженер, проектировавший легендарное судно для компании White Star Line, Томас Эндрюс, амбициозно назвал лайнер «непотопляемым», ведь он был оборудован двойным дном и изготовленным из самой прочной стали, которая была в то время. Он также сказал репортерам: «Теперь его ничто не сможет потопить, даже сам Бог». Как оказалось, подобное мнение было ошибочным, и в этом Эндрюс убедился в последние минуты своей жизни, когда тонул на своем знаменитом «детище».
10 апреля 1912 года в первой половине дня «Титаник» (после удачных испытаний) отплыл с британского порта Саунтгемптон в американский Нью-Йорк. В общей сложности на борта находилось более 2 200 человек из трех «классов» – первого, второго и третьего. Кораблем управлял самый опытный капитан во флоте Великой Британии – Эдвард Смит, чей опыт морских походов составлял четверть века. Рейс на злополучном лайнере должен был быть для него последним в карьере (после него моряк собирался на пенсию), но стал последним в жизни капитана, так как он не покинул судно до последних минут.
Судно развивало максимальную на то время скорость – до 23 узлов или 42 километров в час. Это был «революционный» показатель как для корабля. Однако это обстоятельство сыграло с «Титаником» злую шутку. Именно из-за скорости пассажирский лайнер не сумел осуществить быструю остановку и «обойти» айсберг. Так, в 2 часа ночи он пошел ко дну, а спастись сумели только более 700 человек, которых через несколько часов подобрал пароход «Карпатия».
Какое пророчество предупреждало о фатальной трагедии?
Самым главным «пророчеством» можно назвать роман американского писателя Моргана Робертсона, выпущенный за 14 лет до трагедии 1912 года. В произведении «Тщетность» рассказывалось о громадном корабле с созвучным названием «Титан», который потерпел крушение в водах Атлантики. По сюжету «непотопляемое» судно также столкнулось с айсбергом одной холодной апрельской ночью, и в результате морской катастрофы погибли более тысячи человек, как и спустя 14 лет на «Титанике».
Примечательно, что роман был написан задолго до создания судна и его проектирования, а на борту были люди из разных слоев общества, в частности, элита Европы и США. В романе Робертсона большинство людей погибли из-за отсутствия нужного количества спасательных шлюпок, так случилось и на самом деле. После трагедии книгу писателя назвали «романом-проклятием». Позже даже специалисты удивились странным совпадениям, которые были в произведении и в жизни.
Какими были ошибки, повлекшие за собой гибель «Титаника»?
Миф о самом безопасном морском судне развеялся и показал все недочеты. Первой и самой огромной ошибкой судостроительной британской компании White Star Line было то, что она оборудовала такой огромный корабль мизерным количеством шлюпок для спасения пассажиров. Два десятка лодок, которые были на пароходе, могли бы вместить не более трети путешественников (и то если бы были загружены максимально, но шлюпки не были заполнены людьми полностью).
После кораблекрушения «Титаника» судостроители ввели важнейший закон: количество мест в спасательных лодках должно соответствовать количеству пассажиров на борту. Если бы его приняли раньше, гибели многих людей можно было бы избежать. Кроме того, во время рейса не проводили никаких учений экипажей шлюпок, которые должны были проводиться по регламенту.
Вторым недочетом было то, что во время рейса всем состоятельным пассажирам разрешалось отправлять огромное количество телеграмм. В то же время, важные сообщения от других морских судов с предупреждениями о плавучих глыбах льда (айсбергах) не всегда доходили до радистов из-за «забавы» некоторых представителей «первого класса».
Кроме того, вечером 14 апреля, радисты начали чинить передатчик, который работал пять дней по 14 часов в сутки и вышел из строя. Они не успели передать капитану сообщение от немецкого корабля, который предупредил о двух больших айсбергах на пути судна, не обратив внимания на предупреждение. Ещё четыре сообщения экипаж проигнорировал и не «сбавил» скорость.
В окрестностях кораблекрушения лайнера было ещё одно судно, но оно не отозвалось на сигналы с «Титаника». Многие годы считалось, что огни, которые видели люди в шлюпках, принадлежали американской «Калифорнии», чей капитан в итоге был уволен со своей должности из-за страшного и резонансного случая. Но позже выяснилось, что вышеупомянутый корабль был дальше и его не могли увидеть пассажиры.
Судном, которое не оказало помощи жертвам лайнера, был норвежский промысловый «Самсон». Его капитан многие годы корил себя за то, что был невнимательным и принял ракеты, пущенные с борта «Титаника», за стрельбу американского судна, патрулирующего окрестности. После анализа бортовых журналов он понял, что случайно стал виновником гибели 1,5 тысячи человек. В 1963 году в эфире на радио капитан Наэсс признался в своей страшной ошибке.
Таким образом, череда случайностей, ошибок и невнимательностей привела к самому серьезному кораблекрушению в истории. Обломки морского лайнера до сих пор лежат на дне океана на глубине более трех тысяч метров. К ним уже осуществили 17 исследовательских экспедиций. О легендарном судне написано много книг, стихов, музыкальных произведений, снято несколько кинолент, но история «Титаника» обрастает всё новыми легендами и гипотезами.
«Титаник» — самый огромный и шикарный лайнер своего времени. Его, не стесняясь, называли непотопляемым, и он действительно казался таким. Он отправился в своё первое плавание в полдень десятого апреля из английского порта Саутгемптон. Конечным пунктом следования должен был стать американский город Нью-Йорк. Но до берегов США «Титаник», как известно, не доплыл…
Содержание
- 1 Столкновение «Титаника» с айсбергом
- 2 Дальнейшая хронология трагедии
- 3 Характеристики «Титаника»
- 4 Состав экипажа и пассажиров
- 5 «Титаник» в книгах и фильмах
- 6 Обнаружение «Титаника» на дне Атлантики
Столкновение «Титаника» с айсбергом
14 апреля 1912 года лайнер на всех парах (со скоростью 22,5 узла, это была чуть ли не максимальная скорость) нёсся по Северной Атлантике. Ничто не предвещало трагедии, был полный штиль. На верхней палубе в ресторане с красивым интерьером играл оркестр. Богатые люди из первого класса пили шампанское, гуляли под открытым небом и наслаждались замечательной погодой.
Так выглядела палуба первого класса «Титаника»: кадр из фильма Джеймса Кэмерона
Поздним вечером 14 апреля, в 23:39, двое впередсмотрящих (так официально называются матросы, наблюдающие с удобной позиции за обстановкой во время плавания) заметили айсберг прямо по курсу и сообщили об этом по телефону на мостик. Офицер Уильям Мэрдок тут же скомандовал «Лево руля». Таким образом он пытался предотвратить столкновение.
Но многотонный корабль не мог повернуть мгновенно, хотя в данном случае каждая секунда была на вес золота — глыба льда становилась всё ближе. И лишь спустя примерно полминуты нос «Титаника» начал клониться налево. В конечном счёте видимая часть айсберга «разминулась» с кораблём, не задев правый борт.
Лобовое столкновение корабля с айсбергом в последний момент было предотвращено
«Титаник» получилось повернуть на два румба, этого хватило, чтобы предотвратить лобовое столкновение, но полностью уйти от ледяной глыбы лайнер всё же не смог — он напоролся на её скрытую часть, находившуюся под водой. Этот контакт длился примерно девять секунд. В итоге образовалось шесть пробоин — все они были ниже ватерлинии.
Вопреки популярному заблуждению, айсберг не «разрезал» дно лайнера. Всё было немного иначе: от сильного давления заклёпки на обшивке полопались, стальные листы выгнулись и между ними появились зазоры. Через них в отсеки начала проникать вода. И скорость проникновения, конечно, была огромной — больше семи тонн за секунду.
Айсберг погнул обшивку корабля, в результате чего герметичность была нарушена
Дальнейшая хронология трагедии
Большинство пассажиров, находившихся на верхней палубе, поначалу не почувствовали никакой угрозы. Стюарды, разносившие в ресторане по столам закуску, отметили лишь лёгкий звон ложек и вилок на столах. Некоторые из пассажиров ощутили несильный толчок и дребезжание, которое быстро закончилось. Кое-кто посчитал, что от судна просто отвалилась винтовая лопасть.
На нижних палубах первые последствия были более ощутимыми: здешние пассажиры услышали неприятный скрежет и грохот.
Ровно в полночь на мостик пришёл Томас Эндрюс — человек, сконструировавший «Титаник». Он должен был оценить характер и серьёзность возникших повреждений. После доклада о случившемся и об осмотре корабля Эндрюс сказал всем собравшимся, что «Титаник» точно утонет.
Томас Эндрюс — конструктор «Титаника»
Вскоре корабль стал заметно крениться. 62-летний капитан судна Эдвард Смит отдал приказ готовить шлюпки и начать созыв пассажиров для эвакуации.
А радистам в свою очередь было приказано посылать сигналы SOS всем близлежащим кораблям. Они занимались этим все последующие два часа, и лишь за несколько минут до полного потопления Смит освободил телеграфистов от работы.
Капитан «Титаника» Эдвард Смит: он погиб вместе со своим кораблём
Сигналы бедствия приняли несколько кораблей, но почти все они были чересчур далеко от «Титаника» В 00:25 сообщение о трагедии на «Титанике» получило судно «Карпатия». Оно находилось на расстоянии 93 километров от места крушения. Тут же капитан «Карпатии» Артур Рострон направил своё судно в этот район. «Карпатия», спеша на помощь людям, сумела развить в ту ночь рекордную для себя скорость в 17,5 узлов — ради этого на судне были выключены все приборы, работающие на электричестве, и отопление.
Был ещё один корабль, который находился даже ближе к «Титанику», чем «Карпатия» — всего в 10 морских милях (это равно 18,5 километрам). Теоретически он мог бы оказать помощь. Речь идёт о лайнере «Калифорниэн». «Калифорниэн» был окружён льдами, и поэтому его капитан решил остановить судно – вновь начать движение планировалось только следующим утром.
В 23:30 радист «Титаника» Филлипс и радист «Калифорниэна» Эванс общались между собой. Причём Филлипс в самом конце этого диалога достаточно грубо попросил Эванса не засорять эфир, так как он в этот момент он передавал сигнал на мыс Рейс (это мыс на острове Ньюфаундленд). После этого Эванс просто отключил питание в радиорубке и пошёл спать. А через 10 минут «Титаник» столкнулся с айсбергом. Спустя ещё некоторое время «Титаник» отправил первый сигнал бедствия, но на «Калифорниэне» его уже не могли принять.
Вдобавок ко всему на «Титанике» не оказалось красных аварийных сигнальных ракет. Уверенность в непотопляемости корабля была такой высокой, что никто не удосужился взять красные ракеты с собой. Тогда было решено давать залпы обыкновенными белыми. Расчёт был на то, что экипаж корабля, находящегося поблизости, догадается, что с «Титаником» случилась беда. Офицеры «Калифорниэна» действительно видели белые ракеты, но они решили, что это лишь какой-то праздничный салют. Фантастическая череда недоразумений!
На «Титанике» запускали белые сигнальные ракеты — на «Калифорниэне» думали, что это праздничный салют
В полвторого ночи пассажиров начали рассаживать в шлюпки. Сразу же стало понятно, что мест не хватит на всех. Всего на борту было двадцать шлюпок и их общая вместимость составляла 1178 человек.
По приказанию капитана Смита его помощника Чарльза Лайтоллера, контролировавшего процесс эвакуации на левом борту лайнера, в шлюпки брали исключительно детишек и женщин. Мужчины, по мнению капитана, обязаны были находиться на судне до последнего. А вот Уильям Мэрдок, ещё один помощник Смита, руководивший эвакуацией на правом борту, давал места в лодках и мужчинам, когда в очереди собравшихся отсутствовали женщины и дети.
«Титаник»: спуск шлюпок на воду
Примерно в 02:15 нос лайнера внезапно опустился вниз и оставшаяся часть корабля сдвинулась вперёд. По палубам пронеслась большая холодная волна, многих людей просто унесло за борт.
Около 02:20 «Титаник» полностью скрылся под океанской водой. Лайнер был настолько огромен, что тонул целых 160 минут.
После того, как корма полностью погрузилась под воду, на поверхность выплыли сотни человек. Они плавали в ледяной воде среди всяческих вещей с корабля: деревянных балок, предметов мебели, дверей и т. д. Многие пытались использовать всё это как плавсредство.
Температура океанской воды в ту ночь составляла −2°С (морская вода не замерзает при такой температуре из-за концентрации соли в ней). Человек здесь умирал от сильнейшего переохлаждения в среднем в течение получаса. И многие из удалявшихся от потонувшего корабля на шлюпках слышали душераздирающие крики тех, кому не хватило места в лодках…
Примерно в 04:00 в районе тонущего «Титаника» появилась «Карпатия». Этот корабль поднял на борт 712 человек, после чего взял курс на Нью-Йорк. Среди спасённых 394 человека — это женщины и дети, 129 человек — мужчины, ещё 189 человек — члены корабельного экипажа.
Спасшиеся пассажиры «Титаника» на «Карпатии»
Число погибших в этом кораблекрушении составило, по разным сведениям, от 1400 до 1517 человек (точную цифру трудно назвать, потому что на «Титанике» оказалось много безбилетников). Таким образом, сумели спастись 60% пассажиров из кают первого класса, 44% — из кают второго класса, 25% — из тех, кто купил билеты третьего класса.
Характеристики «Титаника»
При введении в эксплуатацию длина «Титаника» была 269 метров, ширина — около 30 метров. Высота лайнера тоже была впечатляющей: от ватерлинии до самой верхней шлюпочной палубы здесь было 18,5 метров (а если считать от киля до верхней точки первой трубы, то получилось бы вообще 53 метра). Осадка этого лайнера составляла 10,5 метров, а водоизмещение равнялось 52310 тоннам.
«Титаник» в 1912 году в порту Белфаста (именно здесь он строился)
Лайнер приводился в движение несколькими четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. При этом пар для них, а также для всевозможных вспомогательных механизмов производился в 29 котлах. Стоит специально отметить, что ни один из тридцати механиков корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и поддерживали работу паровых агрегатов до последнего.
Роль движителей на «Титанике» выполняли три винта. Диаметр центрального винта был равен 5,2 метрам, у него было четыре лопасти. Винты, располагавшиеся по краям имели больший диаметр – 7,2 метров, но у них было по три лопасти. Винты с тремя лопастями могли совершать до 80 оборотов в минуту, а центральный — до 180 оборотов в минуту.
Над верхней палубой торчали ещё и четыре трубы, каждая высотой 19 метров. «Титаник» обладал двойным дном и имел шестнадцать герметичных отсеков. Они разделялись водонепроницаемыми переборками. Согласно подсчётам, судно оставалось бы на плаву даже в том случае, если бы были затоплены любые два отсека или четыре идущих подряд отсека на носу или на корме. Но в ночь трагедии айсберг повредил пять отсеков — на один больше допустимого.
Пять повреждённых отсеков закрашены синим
Состав экипажа и пассажиров
Известно, что в трагическом плавании в корабельной команде было много людей, не прошедших спецподготовку: стюарды, кочегары, штивщики (так назывались люди, в задачу которых входило подносить уголь к топкам и выкидывать за борт золу), коки. Квалифицированных моряков было совсем немного — всего 39 матросов и семь офицеров, помощников капитана. Причём некоторые из матросов ещё даже не успели хорошо ознакомиться с устройством «Титаника», так как их приняли на службу всего за несколько суток до отплытия.
Стоит немного рассказать и о пассажирах. Пассажирский состав был крайне разношёрстным — от нищенствующих эмигрантов из Швеции, Италии, Ирландии, плывших за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба погибли).
Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле — так он провёл последние часы жизни
В соответствии со стоимостью купленного билета существовало разделение на три класса. Для тех, кто плыл в первом классе, были предоставлены бассейн, зал для занятий физической культурой, баня, корт для сквоша, электрованна (своеобразный «предок» солярия) и особое отделение для домашних питомцев. Также здесь были ресторан, изящно обставленные залы для обеда, комнаты для курения.
Холл первого класса на «Титанике»
Кстати, сервис в третьем классе тоже был достойным, лучше чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлые и уютные, в них было не холодно и достаточно чисто. В обеденном зале подавались не слишком изысканные, но вполне приемлемые блюда, имелись специальные палубы для прогулок.
Помещения и пространства корабля были строго разделены в соответствии с классами. И пассажирам, допустим, третьего класса воспрещалось находиться на палубе первого класса.
«Титаник» в книгах и фильмах
Жуткие события, случившиеся на лайнере «Титаник» в апреле 1912 года, послужили основой для многих литературных произведений, картин, песен и фильмов.
Первая книга о «Титанике» была написана, как это ни парадоксально, задолго до его крушения. Малоизвестный американский писатель Морган Робертсон выпустил повесть «Тщетность, или Гибель Титана» ещё в 1898 году. В ней описывался будто бы непотопляемый корабль «Титан», потерпевший катастрофу апрельской ночью, столкнувшись с неким айсбергом. Шлюпок на «Титане» было недостаточно, и поэтому многие пассажиры погибли.
Повесть поначалу плохо раскупалась, но после происшествия 1912 года интерес к книге резко возрос —- между событиями, описанными в повести, и настоящим крушением «Титаника» было довольно много совпадений. И ключевые технические характеристики вымышленного «Титана» были похожи на характеристики реального «Титаника» — поистине удивительный факт!
Морган Робертсон и его повесть, где в какой-то степени была предсказана гибель «Титаника»
А первый художественный фильм о трагедии был выпущен в мае того же 1912 года — он назывался «Спасшаяся с «Титаника». Его длительность составляла 10 минут, он был немым и чёрно-белым. Главную роль здесь играла Дороти Гибсон, актриса, которая сама в ту злополучную ночь оказалась на «Титанике» и нашла своё спасение в шлюпке под номером семь.
В 1953 году к теме трагического путешествия «Титаника» обратился режиссёр Жан Негулеско. Согласно сюжету, на «Титанике» выясняют между собой отношения муж, жена и их двое детей. И вроде бы всё налаживается, но тут лайнер натыкается на айсберг и начинает идти на дно. Семье приходится пережить разлуку, жена и дочь уплывают на шлюпке, сын и отец остаются на тонущем судне. Фильм, кстати, получил один «Оскар» в том же 1953 году.
Постер фильма «Титаник» 1953 года
Но самый известный фильм о гибели лайнера — это фильм «Титаник» Джеймс Кэмерона, появившийся в кинотеатрах (а потом и на DVD) в 1997 году. Он завоевал целых одиннадцать премий «Оскар» и долгое время считался самым кассовым фильмом вообще в истории.
В подготовке сценария и создании декораций к фильму Кэмерона приняли участие авторитетные специалисты по крушению «Титаника» (например, историк Дон Линч и художник-маринист Кен Маршалл). Сотрудничество с уважаемыми экспертами позволило достаточно достоверно передать некоторые эпизоды крушения. Кэмероновский «Титаник» вызвал новую волну интереса к истории лайнера. В частности, после выхода фильма увеличился спрос на книжки и выставки, связанные с этой темой.
Обложка DVD фильма Джеймса Кэмерона «Титаник»
Обнаружение «Титаника» на дне Атлантики
Легендарный корабль пролежал на дне целых 73 года, прежде чем его обнаружили. Если конкретней, его в 1985 году нашла группа водолазов под руководством океанографа Роберта Балларда. В результате выяснилось, что под громадным давлением воды «Титаник» (глубина здесь была около 4000 метров) развалился на три части. Обломки лайнера были раскиданы по площади радиусом 1,6 километров. Баллард и его соратники первым делом нашли носовую часть судна, которая, видимо, из-за своей большой массы, сильно ушла в грунт. В 800 метрах от неё была обнаружена корма. Неподалёку были замечены и останки средней части.
Крупный обломок «Титаника» на океанском дне
Между крупными элементами лайнера на дне можно было разглядеть и мелкие предметы, свидетельствующие о той эпохе: набор медных столовых принадлежностей, непочатые винные бутылки, чашечки для кофе, дверные ручки, канделябры и керамические детские куклы…
Позднее несколько экспедиций к останкам «Титаника» провела компания RMS Titanic, которая юридически имела права на фрагменты лайнера и прочие связанные с ним артефакты. В ходе этих экспедиций со дна подняли больше 6000 предметов. Их впоследствии оценили на сумму в 110 миллионов долларов. Эти предметы выставлялись в тематических экспозициях или распродавались с аукционов.
Чашка White Star Line (именно эта судоходная компания владела «Титаником»), поднятая со дна
Но почему же «Титаник» не подняли наверх полностью? Увы, это невозможно. Специалисты установили, что всякая попытка поднять корпус лайнера приведёт к его разрушению, и поэтому он, скорее всего, останется на дне навсегда.
Документальный фильм «Титаник»: Гибель мечты»
The Titanic sank partly because officers on duty did not have a key to obtain the ship’s binoculars to see any icebergs ahead, a new documentary has claimed.
The British passenger liner sank in the Atlantic Ocean in April 1912 on its maiden voyage from Southampton to New York, leaving more than 1,500 people dead.
Now a new Channel 5 documentary on tonight has investigated why it went down, revealing how the second officer had been changed and failed to hand over a key.
The RMS Titanic leaves Southampton in April 1912 on its maiden voyage to New York City
The Titanic is pictured when ready for launch at Harland and Wolff shipyard in Belfast in 1911
Before the Titanic left Southampton, there was a reordering of the officers – with Henry Wilde coming over from the RMS Olympic with Captain Edward Smith.
As a result Second Officer David Blair left the Titanic and it is thought he took the key to the cabin with him, which would have given officers access to a binoculars case.
Simon Mills, owner of the HMS Britannic wreck, said: ‘The best way of spotting an iceberg was basically using your natural eyesight as wide as possible on the horizon.
‘When you saw something ahead, then you would identify it with the binoculars. Interestingly enough the lack of binoculars wasn’t a major concern on the bridge.
‘They still believed they would see a berg in plenty of time to avoid it. There were no binoculars available in the crow’s nest that night.’
Titanic historian Tim Maltin, a world-leading expert on the ship, spoke in the new documentary
A newsboy stands in 1912 outside the White Star Line headquarters in Central London
The show, 10 Mistakes That Sunk the Titanic, also tells how passengers opened their portholes to look out and see if they could see what was going on after the collision.
Titanic came to a stop and people became curious — but the error happened when the portholes remained open when they were told to go on deck for an evacuation.
Titanic historian Tim Maltin, a world-leading expert on the ship, said: ‘After the collision, the Titanic came to a stop and people wondered what had happened.
‘So their natural reaction was to open the portholes and have a look. Then, when they went up to the lifeboats, they left the portholes open.
Simon Mills, owner of the HMS Britannic wreck, features in 10 Mistakes That Sank the Titanic
The RMS Titanic, which was 882ft long, is pictured next to her sister ship RMS Olympic
‘As Titanic’s passenger accommodation began to dip under the Atlantic, the open portholes meant that water flooded in at a much greater rate.
How Titanic was going much faster than she needed to arrive on time in New York
The programme reveals how Titanic was going much faster than the average she needed of 18 knots to arrive on April 17 at Pier 59 in New York as planned — and a slower speed may have saved it from disaster.
Simon Mills, owner of the HMS Britannic wreck, said: ‘The simple fact is that she was going too fast — 22 knots in an ice field. Had she been going slower, she may have missed the berg, everything else would have been academic.’
Titanic’s captain Edward Smith was known for a reputation for speed, with historian Mr Maltin saying: ‘Captain Smith was the White Star Line’s best captain.
‘He was known as the millionaire’s captain — and that’s because people loved travelling with him. He was sophisticated, he looked the part.’
‘He really liked going fast as well. He liked to get his passengers there as fast as possible, and let’s face it, these passengers wanted to get there on time. They knew, come hell or high water, Smith would get them there.’
‘In fact, 12 open portholes would have doubled the iceberg damage to Titanic – of course, there were hundreds of portholes in Titanic’s bow.’
The programme, due to air at 9pm tonight, also looks at how the procedure for fixing rivets into the ship’s bows could only be done by hand.
This is because the bow was too big to fit into the Harland and Wolff shipyard in Belfast where it was being built — which is now home to the Titanic Belfast museum.
The hull was fixed together with three million mostly steel rivets, which became brittle under the water thanks to it being below freezing at the time of the crash.
High quality rivets could only be inserted using a large hydraulic machine, but this was not possible in the bow where manual riveting crews were needed.
The plates therefore had to have rivets made of iron, which is not as versatile as steel and produces the by-product of slag — making them more prone to fracture on impact in low temperatures.
As the iceberg hit the Titanic, the impact hit the weakest sections, along the seams — so the ship effectively became ‘unzipped’ and water flooded in.
The 882ft Titanic, the biggest passenger ship in the world at the time, was a symbol of decadence and also the largest moving object made by man.
But her sinking off the coast of Newfoundland is generally seen today as being down to a combination of circumstances without there being one single major factor.
10 Mistakes That Sunk the Titanic is on Channel 5 at 9pm tonight
The Titanic sank partly because officers on duty did not have a key to obtain the ship’s binoculars to see any icebergs ahead, a new documentary has claimed.
The British passenger liner sank in the Atlantic Ocean in April 1912 on its maiden voyage from Southampton to New York, leaving more than 1,500 people dead.
Now a new Channel 5 documentary on tonight has investigated why it went down, revealing how the second officer had been changed and failed to hand over a key.
The RMS Titanic leaves Southampton in April 1912 on its maiden voyage to New York City
The Titanic is pictured when ready for launch at Harland and Wolff shipyard in Belfast in 1911
Before the Titanic left Southampton, there was a reordering of the officers – with Henry Wilde coming over from the RMS Olympic with Captain Edward Smith.
As a result Second Officer David Blair left the Titanic and it is thought he took the key to the cabin with him, which would have given officers access to a binoculars case.
Simon Mills, owner of the HMS Britannic wreck, said: ‘The best way of spotting an iceberg was basically using your natural eyesight as wide as possible on the horizon.
‘When you saw something ahead, then you would identify it with the binoculars. Interestingly enough the lack of binoculars wasn’t a major concern on the bridge.
‘They still believed they would see a berg in plenty of time to avoid it. There were no binoculars available in the crow’s nest that night.’
Titanic historian Tim Maltin, a world-leading expert on the ship, spoke in the new documentary
A newsboy stands in 1912 outside the White Star Line headquarters in Central London
The show, 10 Mistakes That Sunk the Titanic, also tells how passengers opened their portholes to look out and see if they could see what was going on after the collision.
Titanic came to a stop and people became curious — but the error happened when the portholes remained open when they were told to go on deck for an evacuation.
Titanic historian Tim Maltin, a world-leading expert on the ship, said: ‘After the collision, the Titanic came to a stop and people wondered what had happened.
‘So their natural reaction was to open the portholes and have a look. Then, when they went up to the lifeboats, they left the portholes open.
Simon Mills, owner of the HMS Britannic wreck, features in 10 Mistakes That Sank the Titanic
The RMS Titanic, which was 882ft long, is pictured next to her sister ship RMS Olympic
‘As Titanic’s passenger accommodation began to dip under the Atlantic, the open portholes meant that water flooded in at a much greater rate.
How Titanic was going much faster than she needed to arrive on time in New York
The programme reveals how Titanic was going much faster than the average she needed of 18 knots to arrive on April 17 at Pier 59 in New York as planned — and a slower speed may have saved it from disaster.
Simon Mills, owner of the HMS Britannic wreck, said: ‘The simple fact is that she was going too fast — 22 knots in an ice field. Had she been going slower, she may have missed the berg, everything else would have been academic.’
Titanic’s captain Edward Smith was known for a reputation for speed, with historian Mr Maltin saying: ‘Captain Smith was the White Star Line’s best captain.
‘He was known as the millionaire’s captain — and that’s because people loved travelling with him. He was sophisticated, he looked the part.’
‘He really liked going fast as well. He liked to get his passengers there as fast as possible, and let’s face it, these passengers wanted to get there on time. They knew, come hell or high water, Smith would get them there.’
‘In fact, 12 open portholes would have doubled the iceberg damage to Titanic – of course, there were hundreds of portholes in Titanic’s bow.’
The programme, due to air at 9pm tonight, also looks at how the procedure for fixing rivets into the ship’s bows could only be done by hand.
This is because the bow was too big to fit into the Harland and Wolff shipyard in Belfast where it was being built — which is now home to the Titanic Belfast museum.
The hull was fixed together with three million mostly steel rivets, which became brittle under the water thanks to it being below freezing at the time of the crash.
High quality rivets could only be inserted using a large hydraulic machine, but this was not possible in the bow where manual riveting crews were needed.
The plates therefore had to have rivets made of iron, which is not as versatile as steel and produces the by-product of slag — making them more prone to fracture on impact in low temperatures.
As the iceberg hit the Titanic, the impact hit the weakest sections, along the seams — so the ship effectively became ‘unzipped’ and water flooded in.
The 882ft Titanic, the biggest passenger ship in the world at the time, was a symbol of decadence and also the largest moving object made by man.
But her sinking off the coast of Newfoundland is generally seen today as being down to a combination of circumstances without there being one single major factor.
10 Mistakes That Sunk the Titanic is on Channel 5 at 9pm tonight
Автор:
19 июня 2017 21:44
Даже в шедеврах могут быть исторические и технические недочеты! Однако, несмотря ни на что, «Титаник» остается самым кассовым фильмом в истории кинематографа 20 века и культовым на все времена.
Озеро Уиссота
Источник:
Когда Джек пытается предотвратить самоубийство Розы в начале фильма, он рассказывает ей историю и упоминает, что когда-то в родном Висконсине он рыбачил на озере Уиссота — на самом деле, это искусственное озеро появилось лишь в 1918 году, спустя шесть лет после крушения «Титаника».
Оператор в числе пассажиров?
Источник:
Небольшая ошибка редакторов: открывают дверь в залу первого класса перед Джеком Доусоном, а в отражении мы видим камеру и оператора за работой.
Где заходит солнце?
Источник:
Сцена с плевками на закате: наблюдательные зрители заметили, что солнце заходит прямо перед Джеком и Розой — это означает, что судно движется на северо-запад, странно.. потому что настоящий «Титаник» плыл на юго-запад.
Стекло есть, но его как бы и нет
Источник:
Один из самых известных «ляпов»: Роза разбивает стекло и вытаскивает пожарный топор, сначала мы видим, что почти все стекло разбилось, следующий кадр — остались крупные осколки, на которых даже заметна надпись.
По Фрейду
Источник:
В разговоре с Брюсом Исмеем, директором пароходной компании‑владельца «Титаника», Роза упоминает Фрейда (диалог ниже). Однако, мысли на этот счет появились у Фрейда спустя несколько лет после трагедии «Титаника», работа была опубликована только в 1920-х годах.
«Молли Браун: А кто придумал название Титаник? Вы сами, Брюс?
Брюс Исмей: Вообще-то, я. Видите ли, прежде всего я думал о размерах. Огромный — значит надёжный, роскошный и главное мощный.
Роза: Вы слышали о докторе Фрейде, мистер Исмей? Его мысли об озабоченности некоторых мужчин размерами показались бы вам крайне интересными.
…
Брюс Исмей: Фрейд — кто это? Пассажир?»
Тросы на борту корабля
Источник:
Работа каскадера — одна из самых рискованных и ответственных на съемочной площадке. Если приглядеться и замедлить одну из сцен крушения «Титаника», можно увидеть тросы, по которым «пострадавший» летит вниз.
Оператор — левша?
Источник:
Немного «зеркальных» недочетов: кинооператор (на фото — справа) крутит ручку кинокамеры левой рукой, однако, тогда у всех кинокамер ручка находилась справа.
Мягкое падение
Источник:
На фото отчетливо видно, что некоторые составные части корабля, которые по определению должны быть железными, мягко деформируются при ударе — пенопласт выдает себя.
«Право руля» или «лево руля»?
Источник:
Это сложно назвать ошибкой фильма, фраза появляется в оригинале, и некоторые приписывают ситуацию к причинам катастрофы.
Когда впередсмотрящий заметил айсберг, он сразу же сообщил об опасности рулевому командой: «Право на борт!», но «Титаник» повернул в противоположную сторону. Как сообщалось позже, рулевой попросту повернул штурвал не туда. Дело в том, что ”Титаник” был спущен на воду в то время, когда мир переходил от парусных судов к паровым. Раньше на парусниках приказ «лево руля» означал повернуть штурвал вправо и наоборот «право руля» — повернуть влево. Впереди должен был оказаться правый борт, а нос судна — уйти влево. Это кажется неестественным, но в те времена было принято отдавать команды именно так.
Эпичная сцена
Источник:
Один из драматичных моментов: мощный поток воды разбивает окна капитанского мостика. Во-первых, часы между вторым и третьим окнами загадочно исчезают, а во-вторых: окна разбиваются, вроде бы, по-порядку, однако на следующем кадре справа — третье немного отстает от остальных.
Мощный удар
Источник:
Когда Роза ударяет стюарда, отказавшего ей в помощи, в момент удара просматривается, что его рука измазана «кровью» заранее.
Милое улыбающееся дитя
Источник:
Во время всеобщей паники и происходящего на борту «Титаника» хаоса наблюдательные зрители заметили неожиданно счастливого ребенка, который смотрит прямо в камеру и улыбается.
Спуск шлюпки
Источник:
Во время спуска спасательной шлюпки, в которой сидит Роза, замечен небольшой временной недочет: разница между двумя фото — около минуты, шлюпка не могла остаться на том же уровне, а тем более, немного подняться вверх.
Песня из будущего
Источник:
Полагают, что версия гимна Eternal Father, звучащего на службе в корабельной часовне, на самом деле появилась в 1937 году.
Удар топором по руке
Источник:
Во время замедленного просмотра видно, что топор в руках Розы задевает запястье Джека. Наверное, настоящий топор мог бы серьезно поранить парня.
Статуя Свободы
Источник:
Сцена, когда Роза прибыла в Нью-Йорк: действие в фильме «Титаник» разворачивается в 1912 году, в это время статуя Свободы имела свой первоначальный цвет (статуя была обшита медными листами), а в фильме статуя показана уже современной, зелёного цвета. Также, факел в руке «Леди Свободы» выглядел совсем по-другому и стал золотым лишь в 1986-м.
Источник:
— переведено специально для fishki.net
Еще крутые истории!
Новости партнёров
реклама
https://ria.ru/20120415/625216638.html
Два взгляда на крушение «Титаника»
Два взгляда на крушение «Титаника» — РИА Новости, 13.04.2012
Два взгляда на крушение «Титаника»
Расследование обстоятельств гибели пассажирского лайнера «Титаник» начались вскоре после того, как он затонул 15 апреля 1912 года. Ошибки капитана и членов… РИА Новости, 15.04.2012
2012-04-15T16:00
2012-04-15T16:00
2012-04-13T16:56
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/625216638.jpg?4715705911334321786
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2012
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
столетие гибели «титаника»
Столетие гибели «Титаника»
Два взгляда на крушение «Титаника»
Расследование обстоятельств гибели пассажирского лайнера «Титаник» начались вскоре после того, как он затонул 15 апреля 1912 года. Ошибки капитана и членов экипажа «Титаника», массовая гибель пассажиров III класса, действия капитана корабля «Калифорниан» вызвали наибольшие подозрения как у американских, так и у британских следователей.
Расследование подкомитета сената США
От американской стороны расследование причин гибели «Титаника» взял на себя следственный подкомитет американского сената во главе с сенатором от штата Мичиган Уильямом Олденом Смитом. Расследование продолжалось 37 дней, были допрошены 82 свидетеля, расходы составили 2385 долларов.
Первым свидетелем, дававшим показания, стал директор-распорядитель пароходной компании «Уайт Стар Лайн» Джозеф Брюс Исмей. На допросе Исмей сообщил, что, хотя максимальная скорость судна определялась 78-80 оборотами винта в минуту, ни разу в течение плавания его скорость не превышала 75 оборотов. Исмей также отверг обвинение, что он каким-то образом вмешивался в полномочия капитана судна.
Затем был допрошен второй помощник капитана «Титаника» Чарлз Герберт Лайтоллер – один из старших офицеров, которому удалось пережить катастрофу. Лайтоллер отрицал, что ему было известно о том, что «Титаник» идет в район дрейфующих айсбергов. Когда сенатор предложил ему ознакомиться с копией радиограммы, которую «Титаник» получил с парохода «Америка» и передал американскому Гидрографическому управлению, Лайтоллер дал уклончивый ответ. Он заявил, что какие-то радиограммы были получены, но он не может сказать точно, были ли они от «Америки» или от какого-либо другого судна. Однако заметил, что о предостерегающих сообщениях он говорил на мостике с капитаном Смитом 14 апреля днем, и второй раз — за два с половиной часа до столкновения.
Четвертый помощник капитана «Титаника» Джозеф Боксхолл не знал не только о радиограмме «Америки», но даже и о других настойчивых предостережениях, поступивших на «Титаник» в тот день и вечером перед катастрофой. В показаниях Боксхолла впервые прозвучало упоминание о «таинственном» судне, огни которого виднелись недалеко от «Титаника», когда с его палубы уже спускали спасательные шлюпки. Боксхолл подробно рассказал, как пускали ракеты, чтобы привлечь внимание судна, как ему сигнализировали прожектором. Он отметил, что огни совершенно определенно видел и капитан Смит, поэтому ссылки на мираж исключаются. А поскольку были видны два топовых огня (в 1912 году небольшие суда несли только один белый топовый огонь), речь могла идти о крупном судне. Заявление Боксхолла об этом судне подтвердили двое: матрос первого класса Джон Булли и стюард Альфред Кроуфорд.
Также были допрошены капитан судна «Калифорниан» Стэнли Лорд и два члена команды. По итогам допроса сенатор Смит и его коллеги пришли к выводу, что на «Калифорниан» видели восемь ракет, то есть столько, сколько выпустил с тонущего «Титаника» четвертый помощник Боксхолл; капитана «Калифорниан» совершенно определенно дважды поставили в известность о ракетах, а возможно, и трижды, но он лег спать в штурманской рубке и отдал вахтенному офицеру единственное распоряжение – продолжать попытки установить связь с судном, находившимся в пределах видимости. И, что самое важное, он не приказал разбудить радиста, чтобы тот выяснил, что же, собственно, происходит.
То, что случилось 14 апреля 1912 года в 23 часа 40 минут в Северной Атлантике, для многих остается загадкой. В эту ночь крупнейший в мире на тот момент пассажирский лайнер «Титаник» столкнулся с айсбергом, в результате чего затонул. Однако эта версия часто подвергалась сомнению. Поговаривают даже, что пароход затонул вовсе не из-за столкновения с айсбергом… Почитайте о слухах и мифах, которыми овеян «Титаник» >>
Один из главных вопросов, на который пытался найти ответ в ходе следствия сенатор Смит, – судьба пассажиров III класса. Показания второго помощника капитана Лайтоллера, других офицеров и ряда членов команды совпадали: для пассажиров третьего класса не было никаких ограничений при посадке в спасательные шлюпки. Однако показания некоторых пассажиров говорили об обратном. Так, путешествовавший первым классом американский писатель Арчибальд Грейси утверждал, что уже после того как все спасательные шлюпки были спущены на воду, из трюма «Титаника» на шлюпочную палубу выбежало огромное количество людей.
Сенатору Смиту удалось найти троих выживших пассажиров третьего класса. Однако никто из них не подтвердил информацию о том, что проход на верхние палубы был перекрыт. В итоге следователи пришли к выводу, что многие пассажиры третьего класса погибли из-за собственной нерешительности и незнания английского языка.
По итогам расследования Следственный подкомитет пришел к выводу, что степень подготовленности команды была недостаточной, а дисциплина сильно запущенной, поэтому в критический момент абсолютная неготовность к действиям парализовала экипаж. Уильям Смит обвинил британское министерство торговли, которое своими инструкциями и формальными проверками в значительной мере способствовало ужасающим последствиям катастрофы. В отношении капитана «Титаника» Эдварда Джона Смита он сказал, что те, кто его хорошо знал, вынуждены не с возмущением, а с сожалением обвинить его в преувеличенной самоуверенности и нежелании уважать неоднократные предостережения коллег. Критические слова сенатор высказал и в адрес первого помощника капитана Мэрдока, который, стремясь предотвратить столкновение, изменил курс, что, собственно, и привело к столкновению с айсбергом и трагическим последствиям. Далее Смит отметил еще целый ряд ошибок: не была объявлена общая тревога, не были собраны судовые офицеры, организация эвакуации пассажиров была крайне плохой, спасательные работы из-за низкой дисциплины членов команды были начаты не сразу. Смит резко критиковал положение, в результате которого пассажиры III класса не были своевременно оповещены о масштабах опасности, а когда они поняли, как обстоят дела, большая часть спасательных шлюпок была уже в море. Он подчеркнул, что шлюпки были спущены на воду полупустыми, не были снабжены компасами, только в трех из них имелись фонари.
Сенатор Смит процитировал дополнение к статье 2 Брюссельской конвенции, обязывающее капитанов судов оказывать помощь терпящим бедствие, и вынес свой приговор капитану Стэнли Лорду: «Действия капитана «Калифорниан» требуют применения самых суровых мер со стороны британского правительства и владельцев этого судна».
Что касается Джозефа Брюса Исмея, сенатор не решился поставить его на одну доску с капитаном Смитом. Сенатор объективно коснулся и тех обстоятельств, которые были в пользу Исмея: его действий при спуске спасательных шлюпок и вторичного предупреждения об угрожающей опасности. Смит сказал, что генерального директора можно обвинить лишь в самом факте его присутствия на судне, что подсознательно побуждало капитана к тому, чтобы «Титаник» шел с более высокой скоростью.
Смит высоко оценил действия капитана «Карпатии» Рострона и предложил сенату, чтобы обе палаты конгресса приняли постановление рекомендовать президенту Соединенных Штатов вручить Артуру Генри Рострону Медаль чести – высшую награду за мужество, которую может вручить американский конгресс. Сенат проголосовал за это предложение.
Британская следственная комиссия
23 апреля 1912 года председатель палаты лордов на основании соответствующих законных предписаний поручил лорду Мерси возглавить специальную комиссию по расследованию морских катастроф. 2 мая комиссия Мерси начала заседания в зале Скоттиш-Холла в лондонском Вестминстере. Работа комиссии продолжалась до 30 июня. Было проведено 37 открытых заседаний, заслушано 97 свидетелей. Расходы комиссии составили 87 500 долларов. В начале расследования в первую очередь были допрошены те, кто в ночь гибели «Титаника» нес вахту: помощники капитана, механики, вахтенные матросы и кочегары.
Совершите виртуальный тур по знаменитому Титанику (Кликните на изображение для начала виртуального путешествия)
В отличие от американского расследования, комиссия Мерси сосредоточилась в основном на проблемах мореплавания и навигации и гораздо меньше внимания уделила человеческим аспектам катастрофы. Само столкновение с айсбергом, характер повреждения судна, процесс его постепенного погружения – все это анализировалось до мельчайших подробностей, как и вопросы, связанные с конструкцией «Титаника», его общим оснащением, спасательными средствами, приказаниями капитана, скоростью судна, его курсом и прочее. Это объяснялось прежде всего тем, что, с одной стороны, сама следственная комиссия, за исключением лорда Мерси, состояла из специалистов-моряков, с другой – у Мерси, в отличие от сенатора Смита, была возможность вызвать и допросить лиц, которые могли судить обо всем этом со знанием дела.
Вы знали, что «Титаник» мог закончить свой поход уже сразу после отплытия от берега? Что не все четыре его трубы были рабочими? Что мест в спасательных шлюпках даже теоретически не могло хватить на всех, что у матросов на наблюдательном пункте на мачте не было биноклей, а айсберг, с которым столкнулось судно, был «черным»? Достоверность собранных здесь фактов подтверждена в ходе расследований причин гибели «Титаника», а также свидетельствами многих выживших пассажиров и членов экипажа. Подробнее об этом >>
Первым допрашивали капитана судна «Калифорниан» Стэнли Лорда. Вопросы следствия преследовали цель доказать, что сигнальные ракеты, которые пускались с судна, находившегося вблизи «Калифорниан» в ночь с 14 на 15 апреля, не могли быть ничем иным, как сигналами бедствия, и пускать их могли только с «Титаника». Когда Лорд упомянул о том, что около одиннадцати часов ночи 14 апреля он заметил огни судна, шедшего с востока, это стало первым из решающих доказательств виновности капитана Лорда. «Титаник» столкнулся с айсбергом в 23.40, и Лорд признал, что судно, шедшее с востока (в том же направлении, в каком двигался к айсбергу «Титаник»), остановилось в 23.30.
Затем были допрошены члены команды «Калифорниан». Из показаний второго помощника капитана Герберта Стоуна комиссии удалось выявить два наиболее значительных факта: Стоун подтвердил, что видел восемь ракет, и что неизвестное судно скрылось из виду примерно в 2 часа 20 минут («Титаник» выпустил восемь ракет и затонул в 2.20). Заключение комиссии было однозначным: наблюдаемым судном был «Титаник». Однако Стоун утверждал, что судно, находившееся в зоне видимости «Калифорниан», было небольшим, имело один топовый огонь, а сигналы, которые он видел, не были сигналами бедствия.
Как и в США, в Лондоне надеялись, что многое сможет прояснить допрос второго помощника капитана «Титаника» Чарлза Герберта Лайтоллера. Второй помощник стоял на позиции невиновности «Уайт Стар Лайн». Его доводы были столь убедительны, что члены комиссии отступили.
Брюса Исмея допрашивали в течение двух дней. Ему пришлось ответить на многие каверзные вопросы, и некоторые из них были весьма неприятны. Однако расследование в Лондоне оказалось для него несравненно более легким, чем в Соединенных Штатах.
В ходе лондонского расследования не был заслушан ни один из спасшихся пассажиров II класса. Показания дали лишь трое пассажиров I класса. Но они в основном старались оправдать свои действия и поступки в момент спуска на воду спасательных шлюпок и позже.
30 июля 1912 года лорд Мерси зачитал Отчет о результатах расследования обстоятельств гибели парохода «Титаник». По мнению Мерси, не было ни конкретного человека, ни учреждения, которые можно было бы обвинить в том, что они своими действиями способствовали самой грандиозной морской катастрофе.
По поводу действий капитана «Титаника» Эдварда Смита Мерси сказал, что тот допустил серьезные ошибки, но такие, о которых, учитывая прежнюю практику и прежний опыт, нельзя сказать, что они связаны с безответственностью. А если безответственность не установлена, то и капитана Смита обвинять нельзя.
Поведение офицеров и команды «Титаника» во время организации спасательных работ Мерси оценил следующим образом: «Свидетели меня убедили, что офицеры очень добросовестно выполняли свои обязанности, не думая о себе… Дисциплина пассажиров и команды во время спуска шлюпок также была на высоте, но организация могла быть лучше, и если бы таковое имело место, то, возможно, было бы спасено больше жизней».
В адрес Джозефа Брюса Исмея лорд Мерси сказал, что он не согласен с тем, что будучи генеральным директором судоходной компании, Исмей несет определенную моральную ответственность за случившееся и должен был оставаться на судне до самого конца.
Гибель большого числа пассажиров III класса лорд Мерси объяснил «большей неохотой пассажиров именно III класса покидать судно, их нежеланием расставаться со своим багажом».
Фотоэкскурсия по «Титанику»: великолепие и изысканность интерьеров >>
В части заключительного отчета, касающегося судна «Калифорниан» и капитана Лорда, лорд Мерси сосредоточил все свое внимание на неблагоприятных для капитана утверждениях. В спорных же случаях, а таковых было множество, он присоединился к аргументам противников Лорда.
По материалам книги Милоша Губачека «Титаник», издательство «Попурри», Минск, 2000 год
Невероятные факты
Почему «непотопляемый» лайнер опустился на дно Атлантики всего через пять дней после начала своего первого и последнего плавания?
Некоторые обстоятельства гибели Титаника до сих пор остаются загадками. А на некоторые вопросы ответы нашлись спустя десятилетия после трагедии.
Читайте также: Айсберг, потопивший Титаник
Впрочем, когда речь идет об отсутствии биноклей или игнорировании предупреждений об опасности со стороны экипажа трансатлантического лайнера, не думаем, что могут найтись оправдывающие эти факты обстоятельства.
Крушение Титаника
1. А был ли «Титаник»?
Люксовый лайнер отдал швартовые 10 апреля 1912 года. Всего через пять дней он ушел на дно, забрав с собой полторы из 2200 находившихся на борту людей. С этим фактом согласны все, но на этом согласие и заканчивается.
Есть конспирологическая теория, которая утверждает, что судно было не «Титаником», а его братом-близнецом «Олимпиком».
Приверженцы этой теории говорят, что этот брат-близнец был протаранен другим кораблем за год до этого и вообще готовился к списанию, но корыстолюбивые владельцы задумали махинацию для получения больших выплат от страховщиков.
Владельцы обоих лайнеров выдали «Олимпик» за «Титаник», после этого намеренно привели к его к гибели. Чудовищная теория, которая имеет множество несовпадений. Например, обнаруженные серийные номера на деталях от затонувшего корабля опровергают ее.
2. На самом ли деле пожар определил судьбу корабля?
Недавний документальный фильм приводит достоверные доказательства того, что еще до того, как отправиться в плавание на «Титанике» в угольной котельной начался самопроизвольный пожар.
На корабле было несколько таких котельных, и из-за выделения газа началось тление. Случилось это за три недели до плавания, тление ослабило корпус корабля, тем самым ускорив потопление при столкновении с айсбергом. (Если он вообще столкнулся с айсбергом, об этом мы поговорим ниже).
3. Почему капитан превысил скорость?
Одним из обстоятельств, которое привело к трагедии, стало то, что капитан Смит разогнался в водах, где часто встречаются айсберги.
Якобы ему нужно было во что бы то ни стало утереть нос капитану “Олимпика” и пересечь воды Атлантического океана быстрее, чем он.
Но с появлением теории о том, что на лайнере тлел пожар, появились и догадки о том, что истинной причиной превышения скорости капитана корабля была необходимость как можно скорее сжечь уголь, чтобы нивелировать возгорание.
4. Как случилось, что лайнер раскололся на части?
В сентябре 1985 года на глубине около 4,8 км экспедиция наконец засекла обломки судна.
Еще одним открытием стало то, что прежде чем затонуть, корабль раскололся на 2 части. Ранее считалось, что, натолкнувшись на айсберг, судно затонуло целиком.
Открытие океанографа привело к новой теории: что именно раскол корабля на две части привел к быстрому затоплению и массе смертей.
Этот раскол стал результатом ошибок при конструировании и экономии на материалах (при строительстве владельцы и строители использовали некачественные материалы).
5. Корабль протаранила торпеда?
Самым популярным мнением является то, что главной причиной гибели горе-лайнера стала встреча с огромным айсбергом. Но так думают не все.
По одной из версий судно протаранила немецкая подлодка. Мысль эта кажется не такой уж абсурдной, учитывая, что всего через 3 года (в 1915м году) такая же подлодка торпедировала «Лузитанию» и привела к затоплению пассажирского корабля. Однако не исключено, что теоретики просто путают эти два корабля.
Возможно, эти же теоретики путают и «Титаник» с «Олимпиком«, который получил повреждения от военного судна в 1911-м году. Тем не менее, теория остается неопровергнутой из-за присутствия в районе потопления нескольких кораблей.
6. Был ли вообще в этом районе айсберг?
Если отмести вероятность торпедирования, то другого варианта нет — судно врезалось в айсберг, так? Не совсем.
Опытный мореплаватель Л.М. Коллинз привел доводы о том, что судно, должно быть, попал в скрытую ловушку пакового льда — это огромные массы льда, имеющие толщину не менее 4 метров, плавающие вблизи поверхности океана и скрытые под водой.
Опасность такого льда в том, что его долгое время почти не видно. В считанные секунды ледяные глыбы поднимаются на поверхность и сталкиваются друг с другом. Иногда высота поднятых льдов достигает 15 метров.
Корабль меньшего размера, попавшийся в их ловушку, может быть затерт между льдами. В случае же описываемого судна становится понятным, почему команда не заметила надвигающийся «айсберг» — лед мог быть скрыт под водой.
7. Мираж лишил всех зрения?
В океане не редки оптические иллюзии, которые полностью скрывают линию горизонта. В нашем случае мог образоваться холодный воздушные мираж, который как бы приподнимает линию горизонта вверх.
Айсберг, если он, конечно, был, стал невидимым под подобной пеленой, поэтому его и не было видно.
Автор предыдущей теории также приводит расхождения в свидетельствах очевидцев, которые могут объясняться подобными природными оптическими иллюзиями.
8. Невероятная халатность — у экипажа отсутствовали бинокли!
Можно утверждать, что судно прошло бы совсем по другому курсу, будь опасность вовремя замечена в бинокль. Но все приборы дальнего видения были заперты на складе. А ключ от склада был у человека, переведшегося с судна перед его выходом в плавание.
Позже кладовщик утверждал, что просто забыл сдать ключи преемнику. Но он точно забыл или сделал так специально? Если второе, то в чьих интересах он действовал?
9. Почему никто не воспринял всерьез предупреждение об айсберге?
Предупреди кто экипаж о том, что перед ними плавает огромная глыба льда, трагедии можно было бы избежать. Но вот что странно: такое предупреждение было…
Радист проходящего по соседству корабля «Калифорниан» примерно за 1 час до столкновения сообщил “Титанику”, что они затерты плотными ледяными массами. Однако радист впоследствии затонувшего лайнера Джек Филлипс так и не удосужился обратить на эту информацию внимание.
Читайте также: Что случилось с выжившими пассажирами после того, как Титаник пошёл ко дну
Есть версия, что он все-таки передал сообщение капитану как «несрочное«. Только правды мы никогда не узнаем, так как Филлипс ушел на дно вместе с кораблем.
10. Виноват ли в гибели людей «Калифорниэн»?
Этот круизный лайнер находился менее чем в 20 км от места, где затонул злополучный «непотопляемый«. Позднее калифорнийский экипаж, как сообщается, проигнорировал сигналы бедствия «Титаника«, хотя капитан утверждал, что не знал об этих сигналах.
История крайне запутанная и трагичная, потому что не только тонущие люди не получили помощь, но и капитан «Калифорниан» прожил оставшуюся жизнь в позоре и презрении, пытаясь доказать свою невиновность.
Как утверждалось, он намеренно не пришел на помощь кораблю в бедствии – а это самое тяжкое преступление у сплоченного братства моряков.
Но и капитан, и команда «Калифорниэн» утверждали, что не слышали сигналов бедствия. Дело в том, что на корабле был только один радист. Он предупреждал «Титаник» о льдах, его предупреждения грубо проигнорировали. После этого радист закрыл вахту.
В это время с тонущего лайнера начали взлетать белые ракеты. В череде трагических обстоятельств, приведших к гибели людей, появилось еще одно – вместо красных сигнальных ракет, сообщающих о бедствии, в ящике оказались обычные белые.
«Калифорниэн» попытались связаться с отправляющим сигналы кораблем, но связи не было. После безуспешных попыток прояснить ситуацию, команда отправилась спать, им в этот день пришлось помучаться, чтобы выйти из ледяного поля.
Утром, когда корабль проснулся, они узнали о бедствии и через полтора часа были на месте вместе с другим кораблем – «Карпатией». Но было уже поздно, поэтому после осмотра места происшествия корабли отправились каждый в своем направлении.
После трагедии было проведено расследование и внезапно капитан «Калифорниэн» оказался под обвинением в неоказании помощи. Показания команды и капитана «Карпатии» о том, что «Калифорниэн» пришел на помощь, учтены не было. В основу обвинения легло свидетельство кочегара «Калифорниэн», который утверждал, что они были совсем рядом с «Титаником» и просто наблюдали, как корабль тонет.
Лишь годы спустя было проведено новое расследование, которое показало, что кочегар из мести оболгал своего капитана и продал свою историю газетчикам за 500 фунтов. А рядом с «Титаником» проходил еще один корабль, который действительно мог бы спасти сотни людей от смерти.
11. «Самсон», который проигнорировал сигналы бедствия с тонущего корабля
Капитан «Калифорниэн» всю оставшуюся жизнь доказывал свою невиновность, но не смог этого сделать. По иронии судьбы, всего через 2 месяца после его смерти было названо имя капитана, который действительно совершил самое страшное среди моряков преступление.
Это был капитан норвежского промыслового судна «Самсон», которое незаконно охотилось совсем недалеко от тонущего «Титаника». Капитан видел белые сигнальные ракеты, но решил, что его преследуют корабли береговой службы США. Радио на судне не было, зато были незаконно добытые туши тюленей.
Капитан опасался преследования, поэтому просто предпочел побыстрее уплыть подальше. Действительно, очевидцы видели, как какой-то корабль стоял недалеко от них, а затем на большой скорости начал отплывать. Эти показания в дальнейшем легли в основу обвинения капитана «Калифорниэн».
Утром моряки «Самсона» приблизились к берегам Исландии и из газет узнали о трагедии. Капитан созвал всю команду и предупредил, что они должны молчать, иначе никогда не отмоются от позора. Так, судно, которое могло спасти сотни людей, спасло сотни туш тюленей. Лишь спустя 50 лет правда вышла на поверхность, и капитан «Калифорниэн» был оправдан посмертно.
12. Дж.П. Морган все это спланировал?
Те, кто верит, что затонувший корабль занял место пострадавшего ранее «Олимпика», обвиняют в трагедии финансиста Дж.П. Моргана, одного из владельцев компании-собственника обоих кораблей. Якобы он спланировал подмену кораблей, чтобы получить страховку как за новое судно.
Морган был одним из самых богатых и влиятельных людей на планете в то время. Кроме того, он должен был плыть на корабле со своей семьей, но не явился к отправке.
Почему все-таки Морган и вся его семья не появились на корабле? Может, он знал, что произойдет?
13. Это был план убийства?
Есть и такая версия: владелец судна Морган спланировал все это, чтобы устранить своих соперников-банкиров: Джейкоба Астора, Исидора Страуса и Бенджамина Гуггенхайма.
Даже если предположить, что эта версия имеет право на жизнь, то как Морган планировал это сделать? Ни страховая теория, ни теория убийства не дают ответов на эти вопросы.
14. Еще одна преступная халатность — нехватка спасательных шлюпок
Независимо от причин потопления, такой массовой гибели людей можно было бы избежать, если бы судно перевозило достаточное количество спасательных шлюпок.
Так почему тогда у люксового корабля было всего 20 лодок, легальный минимум? Почему владельцы судов проигнорировали рекомендации о том, что шлюпок необходимо на 50% больше?
Если потопление было «просто» страховым мошенничеством, как можно объяснить преступное отсутствие спасательных средств? Это урок для всех предпринимателей — вот к чему может привести сокращение расходов со стороны владельцев бизнеса.
Когда «Титаник» скрылся под тёмными ледяными водами Северной Атлантики ранним утром 15 апреля 1912 года, он оставил после себя множество загадок. Даже сейчас массу вопросов вызывает весьма странное поведение пассажиров и экипажа. Такое огромное количество людей на борту и никакой паники. Она начнётся потом. Сначала все были спокойны, тем не менее более 1500 из них оставалось жить считанные часы…
Где был капитан «Титаника» во время трагедии?
Никто точно не знает, где находился капитан Смит в 23:40 в воскресенье, 14 апреля 1912 года. Выжившие члены экипажа и другие свидетели говорят, что он появился на мостике «Титаника» всего пару минут спустя, после удара об айсберг. Смит пытался выяснить у экипажа, что это было. «Айсберг, сэр», — ответил первый офицер Уильям Мердок.
Капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит.
Так началась самая ужасная ночь в прекрасной долгой жизни Эдварда Джона Смита. Капитан провёл в море более сорока лет. За это время с ним никаких особых неприятностей не случалось. Теперь же на его долю выпала тяжкая ответственность за одну из самых страшных морских катастроф всех времён. За считанные часы погибнет более полутора тысяч пассажиров и членов экипажа, включая самого Смита.
Построение непотопляемого корабля.
Тело капитана так и не нашли. Последние минуты его жизни так и остались загадкой, несмотря на многочисленные противоречивые сведения. Была даже версия о том, что он спрыгнул с корабля с младенцем. Как писал Вин Крейг Уэйд в книге «Титаник: Конец мечты», «капитан Смит погиб по крайней мере пять раз, то героически, то позорно». Ходили даже слухи о том, что он, на самом деле, вообще, выжил.
В самых первых газетных статьях приводились свидетельства очевидцев, которые говорили, что капитан застрелился из пистолета. Эту версию историки категорически отвергают. Выживший радист Гарольд Брайд, более надёжный свидетель, сказал, что видел, как Смит «спрыгнул с корабля в море». Другие говорили, что его унесло волной или, что он поплыл обратно к «Титанику», чтобы встретить свой конец.
Первые статьи об ужасной трагедии героизировали фигуру капитана.
Несколько человек рассказывали, что видели капитана в воде. Некий пожарный с «Титаника», Гарри Сениор, говорил, что Смит спрыгнул с корабля с «младенцем, которого он нежно прижимал к своей груди». Потом капитан якобы доплыл до ближайшей спасательной шлюпки, передал ребёнка и поплыл обратно к «Титанику», сказав: «Я последую за кораблём». Третьи утверждали, что он добрался до перевёрнутой спасательной шлюпки, но не смог удержаться и утонул.
Памятник капитану Смиту.
Но действительно ли он умер?
Весьма странными являются слухи о том, что капитану Смиту удалось выжить. Например, некоторое время спустя после катастрофы, летом того же года, некий житель Балтимора по имени Питер Прайал сообщил, что встретил капитана у себя в городе. Прайал не был сумасшедшим. Это был весьма уважаемый местный бизнесмен. Он говорил, что ему довелось несколько десятков лет назад служить под началом Смита. Поэтому он узнал бы его при любых обстоятельствах, как бы не изменилась его внешность. Кроме того, врач Прайала засвидетельствовал, что тот был «абсолютно вменяемым и не страдал галлюцинациями».
Питер рассказал, что видел Смита дважды. Один раз в среду и ещё раз в следующую субботу. Прайал даже подходил к нему и разговаривал. Тот якобы его узнал и сказал, что находится в командировке. Бывший моряк последовал за Смитом до железнодорожного вокзала. Тот сел на поезд, следующий в Вашингтон и сказал Прайалу: «Веди себя хорошо, товарищ по плаванию, пока мы не встретимся снова».
Следующее сообщение о якобы выжившем капитане последовало в 1940 году. В журнале Life было опубликовано письмо, в котором говорилось, что капитан закончил свои дни в качестве изгоя в Лиме, штат Огайо. Местные жители знали его как «Молчаливого Смита». Среди доказательств указывали то, что этот человек прибыл в город через три года после катастрофы. Он назвался Смитом, был примерно того же возраста и роста, и имел татуировки, типичные для моряков. Но, редакция журнала не знала главного. Молчаливый Смит сразу после своей смерти в 1915 году был опознан как некий Майкл Маккенна.
Приговор капитана Смита
Мемориал «Титаника» в Саутгемптоне.
Сразу после катастрофы газеты называли Смита героем, храбрым капитаном, который погиб вместе со своим кораблём. Злодеем выставляли Дж. Брюса Исмея, руководителя White Star. Он спасся в одной из спасательных шлюпок. Исмея обвиняли в том, что он давил на Смита, чтобы тот поддерживал неразумную скорость.
В ходе последовавших за этим британских и американских расследований вырисовалась более сложная картина. Смита обвинили в игнорировании предупреждений о ледовой обстановке с других кораблей и в неспособности снизить скорость судна до соответствующих условий. Британское расследование, по сути, оправдало капитана, заявив, что он не сделал того, чего бы не сделали другие капитаны. Американское расследование было лишь немного более суровым. Сенатор от Мичигана Уильям Олден Смит, возглавлявший следственный комитет Сената, заявил, что «безразличие капитана Смита к опасности было одной из непосредственных причин этой ненужной трагедии». Но сенатор также воздал ему должное за его «мужественное поведение и нежную заботу о безопасности женщин и маленьких детей», а также за его «готовность умереть».
Архивная фотогорафия «Титаника» перед его первым и последним путешествием.
Почему сначала не было никакой паники
Дело в том, что люди просто не осознавали всей глубины опасности. Когда их впервые вызвали на палубу около полуночи той ясной безоблачной ночью, никто даже представить себе не мог, чем это в итоге закончится. Никто не знал, например, что спасательных шлюпок было примерно вдвое меньше необходимого. Или что корабль, видимый вдалеке, не придёт на помощь. Или что столь знаменитый, гигантский корабль действительно затонет.
Убийца «Титаника».
Безусловно, когда стало не хватать спасательных шлюпок, началась некоторая паника. Потом корабль начал заметно крениться, и всё, что не было прибито к полу, превратилось в высокоскоростной снаряд. Но даже несмотря на это, паники в полном смысле этого слова не было и тогда. Популярные фильмы и другие инсценировки катастрофы показывают отдельные случаи хаоса и трусости, но большинство выживших рассказывают совсем другую историю.
«Не было никаких волнений, паники, и никто не выглядел особенно напуганным», — заявила пассажирка первого класса Элоиза Смит на слушаниях в Сенате США по поводу катастрофы. «У меня не было ни малейшего подозрения относительно нехватки спасательных шлюпок, иначе я никогда не оставила бы своего мужа».
Спасательных шлюпок не хватало на всех, но об этом тогда никто не знал.
«Я наблюдал за лодками по правому борту, поскольку они последовательно наполнялись и опускались», — сообщил врач Вашингтон Додж. «В течение этого периода не было ни паники, ни признаков страха, ни необычной тревоги. Я не видел, чтобы ни женщины, ни дети плакали. Не было никаких свидетельств истерии …»
Погрузка женщин и детей в спасательные шлюпки.
Даже выжившие, которые остались на «Титанике» после того, как последние спасательные шлюпки отплыли, а они сами вскоре оказались в ледяной воде, не говорят об истерии или панике. Чарльз Лайтоллер, самый высокопоставленный член экипажа из выживших, отвечал за погрузку спасательных шлюпок на левом борту. Он говорил: «Не было никакой давки или толкотни». «Все мужчины вели себя вежливо по отношению к женщинам и детям. Они не могли бы стоять тише, даже если бы были в церкви».
Музыканты, которые до последнего играли на палубе тонущего корабля и пошли на дно вместе с ним.
Памятный мемориал музыкантам «Титаника».
Катастрофа в замедленном движении
Тот спокойный неторопливый темп, в котором события разворачивались в последние часы «Титаника», может дать ключ к разгадке. Корабль задел роковой айсберг в 23:40 14 апреля, образовалась целая серия пробоин ниже ватерлинии. Многие пассажиры были в то время в постели, и немногие выжившие сказали, что не заметили ничего особенного. Лишь когда стюарды начали будить пассажиров, предлагая им одеться и выйти на палубу, это стало для людей первым намёком на то, что что-то не так.
Люди до последнего отказывались верить, что этот красавец-лайнер может пойти ко дну.
Лишь в 00:05 члены экипажа начали раскрывать спасательные шлюпки. Прошло ещё 40 минут, прежде чем первая из них была спущена на воду. В это же время экипаж начал запускать ракеты. Люди, которые часто путешествуют, сочли бы это серьёзным сигналом бедствия, но менее опытные и здесь не углядели ничего из ряда вон выходящего. Экипаж продолжал загружать пассажиров в спасательные шлюпки, пока последняя из них не была спущена на воду в 2:05. Спустя пятнадцать минут «Титаник» скрылся в пучине…
Тонущий «Титаник».
То, что осталось от «Титаника» сегодня.
Люди до самого конца не верили, что происходящее очень серьёзно. Может им казалось, что это просто не может быть правдой? Ведь «Титаник» называли непотопляемым. Некая защитная реакция? Крушение «Титаника» по сей день остаётся крупнейшей морской катастрофой мирного времени. Эта страшная трагедия продолжает будоражить сознание людей. Эта тема постоянно вдохновляет на новые исследования, написание книг, создание фильмов, спектаклей и даже мюзиклов.
Самая известная сцена из фильма «Титаник». Картина получила 11 Оскаров из 14 возможных.
Если вас интересует история «непотопляемого» гиганта, прочтите нашу статью о том, как прогуляться по затонувшему «Титанику» и увидеть легендарный корабль своими глазами.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: