Ошибки во фразеологизмах задания

Продолжение. Начало в № 14/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Л.А. АКСЕНОВА,
с. Чечеры,
Чаплыгинский р-н,
Липецкая обл.

Продолжение. Начало в № 14/2005


Дидактический материал по теме
«Фразеологизмы»

7 – 8-е классы


Задание 1. Замените цифры буквами
алфавита и прочитайте фразеологизмы, запишите их
в тетрадь.

1) 1, 15, 15, 10, 2, 1, 13, 16, 3, 1 / 12, 13, 33, 20, 31, 3 //

2) 33, 2, 13, 16, 12, 16 / 18, 1, 9, 5, 16, 18, 1 //

3) 20, 1, 19, 12, 1, 20, 30 / 12, 1, 26, 20, 1, 15, 29 / 10, 9 / 16, 4,
15, 33 //

4) 20, 1, 15, 20, 1, 13, 16, 3, 29 / 14, 21, 12, 10 //

5) 19, 10, 15, 33, 33 / 17, 20, 10, 24, 1 //

  • При помощи фразеологического словаря
    выясните значение и происхождение записанных
    устойчивых сочетаний слов, определите их
    стилистическую принадлежность.

  • С 2–3 фразеологизмами составьте и
    запишите предложения.

Задание 2. Подберите синонимы к
данным фразеологизмам, выделите в записанных
словах орфограммы: 1) «проверяемая безударная
гласная в корне», подберите проверочные слова; 2)
«непроверяемая гласная в корне».

1)

Дать по рукам –
вбивать клин –
вертеть хвостом –
выводить вензеля –
вставать на дыбы –
праздновать труса –
с гулькин нос –
делать большие глаза –
задирать нос –
и в ус не дует –
кровь из носу –
много воды утекло –
бежать сломя голову –
попасть в
переплет –
валяться в ногах –
китайская грамота –
и глазом не моргнуть –
как сонная муха –

2)

Вводить в (свой) круг –
(сказать) в полный голос –
вольный казак –
бесструнная балалайка –
в пух и прах разодетый –
(глядеть) во все глаза –
(алмаз) чистой воды –
(жить) как за каменной стеной –
(беречь) как зеницу ока –

Задание 3. Решите кроссворд:
запишите значение устойчивого выражения одним
словом.

1) Из рук в руки. 2) Забывать себя. 3) В
один голос. 4) Идти в ногу. 5) Очертя голову. 6) В
порядке вещей. 7) Как бедный родственник. 8) Как
гром среди ясного неба. 9) День ото дня. 10) Во весь
голос. 11) Шаг за шагом. 12) В один миг. 13) В пух и
прах (разодетый). 14) Не покладая рук.
15) Черепашьим шагом. 16) Как рыба в воде. 17) Верой
и правдой (служить).

  • Слова какой части речи вы записали?
    Объясните правописание нн в этих словах.

Задание 4. Творческий словарный
диктант. Объясните значение фразеологизмов,
подобрав к ним слова-синонимы.

Галопом по европам –
из кулька в рогожку –
после дождичка в четверг –
идти на поводу у кого-то –
(промокнуть) до нитки –
испокон веку –
тютелька в тютельку –
скрепя сердце –
от чистого сердца –
тяп-ляп –
время от времени –
попасть пальцем в небо –
как бог на душу положит –
тихой сапой –
из-под полы –
через час по чайной ложке –
во веки веков –
с хлеба на квас –
без году неделя –
не за горами –

(Для справок: недалеко; неохотно;
тайком, исподтишка и постепенно; насквозь;
кое-как, впроголодь; наспех; нисколько; недавно;
изредка; точь-в-точь; искренне; медленно и помалу,
еле-еле; невпопад; никогда; издавна; навсегда;
небрежно; незаметно, втихомолку; наугад; скоро,
подчиняться.)

  • Определите часть речи записанных
    слов.

  • Какие орфограммы наречий
    иллюстрируют эти слова?

  • Объясните и графически выделите все
    орфограммы наречий.

Задание 5. Словарный диктант.
Объясните значение фразеологизма одним словом.

Душа нараспашку –
душа не на месте –
из ряда вон выходящий –
как маков цвет –
средней руки –
медный лоб –
большого сердца –
ветреная голова –

  • Слова каких частей речи вы записали?

  • Объясните правописание н, нн в
    записанных словах.

Задание 6. Подберите к данным
словам синонимы-фразеологизмы.

Рослый, плечистый –
очень высокий –
кроткий, смирный –
безутешно, горько (плакать) –
недоброжелательно (встречать) –
строго (обращаться с кем-либо) –
утомляться –
ничего не осталось –
ничем не примечательный, невлиятельный –
смелый –
самый важный, самый главный –
однообразно и непрерывно действовать –
неразборчиво, неряшливо писать –
быстро, стремительно (бежать) –
неторопливо (двигаться) –
нестройно (говорить, петь) –
худой –
забывчивый –

  • Какие из записанных устойчивых
    сочетаний имеют синонимичные фразеологизмы?

  • Какие из записанных устойчивых
    сочетаний имеют фразеологизмы-антонимы?

  • Дайте стилистическую характеристику
    данным фразеологизмам.

  • С 2–3 фразеологизмами составьте
    предложения, запишите их, определите их
    синтаксическую роль.

Задание 7. Прочитайте
фразеологические обороты, подумайте, среди
представителей каких профессий они появились.
Определите значения фразеологизмов.

Под сурдинку; холодный сапожник;
цепная реакция; сбоку припека; нажимать на все
педали; настроиться на минорный лад; чтобы впредь
неповадно было.

Задание 8. Чем отличаются
устойчивые выражения 1-й группы от 2-й?

1-я группа

1) Вместе тесно, а врозь скучно.
2) Кончил дело – гуляй смело.
3) Друзья познаются в беде.

2-я группа

1) За морем телушка – полушка, да рубль
перевоз.
2) Не было ни гроша, да вдруг алтын.
3) Как волка ни корми – он все в лес смотрит.

  • Укажите фразеологические выражения,
    которые содержат в своем составе историзмы;
    объясните значения историзмов.

  • Назовите пословицу, в составе которой
    имеются антонимы.

Задание 9. Приведите примеры
устойчивых выражений, созданных

а) при помощи сравнений;
б) при помощи отрицаний;
в) при помощи звукописи;
г) основанных на противопоставлении.

Задание 10. Прочитайте
предложения, найдите в них устойчивые выражения,
объясните их значение. Спишите, подчеркивая
фразеологизмы как члены предложения, укажите
вопросы, на которые они отвечают.

Образец:

1) Душа ее, вся ее психология у него как
на ладони. (А.Чехов) 2) Стручков обитал у черта
на куличках. Шли, шли к нему и наконец пришли. (А.Чехов)
3) Пан Улянский был старый холостяк, появившийся
на нашем дворе бог весть откуда. (В.Короленко)
4) Чувство, что я опять работаю, доставляло мне
такое наслаждение, что я всю неделю трудился не
покладая рук. (М.Твен) 5) На другой день ни свет
ни заря я устремился в лес. (Ю.Нагибин) 6) Я
мчался сквозь ольшаник, сам мокрый с головы до
пят, охваченный жутким нетерпением и умиленным
предвкушением встречи с мальчиком на заросшем
булыжником шоссе. (Ю.Нагибин) 7) Вышед на улицу,
Акакий Акакиевич был как во сне. (Н.Гоголь) 8) В
этот день я и без того уже поохотиться не мог и
потому скрепя сердце покорился своей участи. (И.Тургенев)
9) У Льва как гору с плеч свалило. (И.Крылов) 10)
Но третий брат все лето мух ловил. (И.Крылов) 11)
Вот к дереву друзья со всех несутся ног. (И.Крылов)
12) Я каждый день чуть свет встаю, чтобы начать
трудиться. (С.Михалков) 13) Поэт трудился до
седьмого поту. (С.Михалков) 14) Он должен
заполучить эту книгу во что бы то ни стало!

Задание 11. Прочитайте. Назовите
автора, произведение, из которого взяты эти
строки.

Выпишите все устойчивые выражения,
определите их значение.

I. 1) Я знал, что дома мать места себе не
находит, переживая за меня, но мне от этого было
не легче. 2) Учился я и тут хорошо. Что мне
оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у
меня здесь не было, а относиться спустя рукава к
тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел.
3) Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня
часто ни с того ни с сего принималась вдруг
кружиться голова. 4) В школе я Птаху до этого не
встречал, но, забегая вперед, скажу, что в третьей
четверти он вдруг как снег на голову свалился на
наш класс. 5) В конце концов я не выдержал и
спустился к ним. Я знал, что иду на унижение, но не
меньшим унижением было раз и навсегда смириться
с тем, что меня избили и выгнали.

II. 1) В этом человеке было много
загадочного: казалось, какие-то громадные силы
угрюмо покоились в нем, как бы зная, что, раз
поднявшись, что, сорвавшись раз на волю, они
должны разрушить и себя, и все, до чего ни
коснутся; и я жестоко ошибаюсь, если в жизни этого
человека не случилось уже подобного взрыва, если
он, наученный опытом и едва спасшись от гибели,
неумолимо не держал теперь самого себя в ежовых
рукавицах. 2) Это человек опытный, себе на уме, не
злой и не добрый, а более расчетливый; это тертый
калач, который знает людей и умеет ими
пользоваться. 3) Моргач иногда по целым неделям
обдумывает какое-нибудь, по-видимому, простое
предприятие, а то вдруг решится на отчаянно
смелое дело; кажется, тут ему и голову сломить…
смотришь – все удалось, все как по маслу пошло. 4)
Все его семейство состоит из одного сынишки, в
котором он души не чает и который, воспитанный
таким отцом, вероятно, пойдет далеко.

III. 1) Генералы поникли головами. 2) – А
не почитать ли нам «Московских ведомостей»?

Сыщут нумер, усядутся под тенью,
прочтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в
Туле, ели в Пензе, ели в Рязани… 3) – Спишь,
лежебок! – накинулись они (генералы) на него
(мужика). – Небось и ухом не ведешь, что тут два
генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас
марш работать! 4) И начал мужик на бобах разводить,
как бы ему своих генералов порадовать за то, что
они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом
не гнушалися!

IV.

К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участья добрых душ.
Жить, как живешь,
своей страдой бессонной,
Взялся за гуж – не говори: не дюж.

V.

А Мишенька и ухом не ведет:
Со светом Мишенька уж распрощался.
В берлогу теплую забрался
И лапу с медом там сосет
Да у моря погоды ждет.

VI.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды.

  • В составе какого устойчивого
    выражения среди выписанных вами, встречается
    устаревшая форма слова? Назовите современную
    форму слова.

  • Какие еще источники фразеологических
    оборотов вам известны?

Задание 12. Перед вами отрывки из
басен И.Крылова. Прочитайте, укажите в них
фразеологизмы. Определите их значение. Какую
стилистическую окраску они имеют? С какой целью
использует их баснописец в художественном стиле?

1)

У Барыни, старушки кропотливой,
Две были девушки Служанки, коих часть
Была с утра и до глубокой ночи,
Рук не покладая, прясть.

2)

Взял скоро волю конь ретивой:
Вскипела кровь его и разгорелся взор;
Не слушая слов всадниковых боле,
Он мчит его во весь опор,
Черезо все широко поле.

3)

…Не минуло и году,
Как все узнали, кто Осел:
Осел мой глупостью в пословицу вошел,
И на Осле уж возят воду.

  • Помимо известных фразеологизмов,
    которые баснописец включил в свои произведения,
    он создал свои, и русский язык пополнился
    крылатыми выражениями самого И.Крылова. Запишите
    их, определите значение.

Задание 13. Прочитайте басню
И.Крылова «Две собаки». Выпишите все устойчивые
выражения, объясните их значение.

Дворовый верный пес Барбос,
Который барскую усердно службу нес,
Увидел старую свою знакомку
Жужу, кудрявую болонку,
На мягкой пуховой подушке, на окне.
К ней ластяся, как будто бы к родне,
Он с умиленья чуть не плачет
И под окном
Вертит хвостом
И скачет.
«Ну что, Жужутка, как живешь,
С тех пор как господа тебя в хоромы взяли?
Ведь помнишь: на дворе мы часто голодали.
Какую службу ты несешь?» –
«На счастье грех роптать, – Жужутка отвечает.
– Мой господин во мне души не чает;
Живу в довольстве и добре,
И ем и пью на серебре;
Резвлюся с барином; а ежели устану,
Валяюсь по коврам и мягкому дивану.
Ты как живешь?» – «Я, – отвечал Барбос,
Хвост плетью опустя и свой повеся нос, –
Живу по-прежнему: терплю и холод,
И голод
И, сберегаючи хозяйский дом,
Здесь под забором сплю и мокну под дождем;
А если невпопад залаю,
То и побои принимаю.
Да чем же ты, Жужу, в случай попал,
Бессилен бывши так и мал,
Меж тем как я из кожи рвусь напрасно?
Чем служишь ты?» – «Чем служишь! Вот
прекрасно! –
С насмешкой отвечал Жужу. –
На задних лапках я хожу».
Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

  • Определите стилистическую и
    эмоциональную окраску записанных
    фразеологизмов, их выразительную роль в басне.

Задание 14. 1) Объясните значение и
происхождение крылатых слов. Какие словари
крылатых слов вам известны?
2) Объясните значения крылатых выражений, укажите
их авторов и произведения, в которых они впервые
употребляются.

Есть еще порох в пороховницах.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете.
Мы все учились понемногу чему-нибудь и
как-нибудь.
Пошла писать губерния.
Человек в футляре.
Великий, могучий, правдивый и свободный русский
язык.
Окно в Европу.
Мертвые души.
Свежо предание, а верится с трудом.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и
одежда, и душа, и мысли.
С корабля на бал.
Луч света в темном царстве.
А счастье было так возможно, так близко!..
Герой нашего времени.

  • Вспомните, что такое перифраза.
    Найдите среди данных крылатых выражений
    перифразы.

Задание 15. Крылатые выражения
часто встречаются в заглавиях книг,
публицистических материалов. Названия каких
произведений русских писателей стали крылатыми
(вошли во фразеологический фонд русского языка)?

Задание 16. Восстановите текст,
заменяя рисунок устойчивым словосочетанием.

Не нравилось Васе в школе. «В
школе, – думал Вася, – ».

Так и продолжал бы он ,но учительница сказала ему
строго:

«Если ,
то можешь !».

У Васи от страха . Перестал он и .

Ответы

Задание 1. 1) Аннибалова клятва;
2) яблоко раздора; 3) таскать каштаны из огня; 4)
танталовы муки; 5) синяя птица. (Это фразеологизмы
книжного характера.)

Задание 2.

1) Дать по рукам – наказать;
вбивать клин – разъединять;
вертеть хвостом – хитрить;
выводить вензеля – плясать;
вставать на дыбы – не соглашаться, возражать;
праздновать труса – испугаться;
с гулькин нос – немного;
делать большие глаза – удивляться;
задирать нос – зазнаваться;
и в ус не дует – не хочет знать;
кровь из носу – сделать обязательно;
много воды утекло – давно;
бежать сломя голову – спешить;
попасть в переплет – попасть в затруднительное
положение;
валяться в ногах – униженно просить;
китайская грамота – непонятный текст;
и глазом не моргнуть – мгновенно;
как сонная муха – неторопливо;

2) вводить в (свой) круг – сделать
членом определенной группы;
(сказать) в полный голос – во всеуслышание;
вольный казак – свободный;
бесструнная балалайка – болтливый;
в пух и прах разодетый – разодетый напоказ;
(глядеть) во все глаза – внимательно;
(алмаз) чистой воды – настоящий;
(жить) как за каменной стеной – спокойно, надежно,
под защитой;
(беречь) как зеницу ока – очень, изо всех сил.

Задание 3. 1) Непосредственно; 2)
самозабвенно; 3) одновременно; 4) согласованно; 5)
необдуманно; 6) естественно; 7) неуверенно; 8)
неожиданно; 9) постепенно; 10) откровенно;
11) неуклонно; 12) мгновенно; 13) изысканно; 14)
неустанно; 15) медленно; 16) уверенно; 17) преданно.

Задание 5.

Душа нараспашку – откровенный;
душа не на месте – взволнованный;
из ряда вон выходящий – особенный;
как маков цвет – румяный;
средней руки – посредственный;
медный лоб – ограниченный;
большого сердца – искренний;
ветреная голова – легкомысленный.

Задание 6.

Рослый, плечистый – косая сажень в
плечах;
очень высокий – коломенская верста;
кроткий, смирный – воды не замутит;
безудержно, горько (плакать) – в три ручья;
недоброжелательно (встречать) – в штыки;
строго обращаться с кем-либо – держать в ежовых
рукавицах;
утомляться – выбиваться из сил;
ничего не осталось – от жилетки рукава; рожки да
ножки;
ничем не примечательный, невлиятельный – мелкая
сошка;
смелый – не из робкого десятка;
самый важный, самый главный – пуп земли;
однообразно и непрерывно действовать – как
заведенная машина;
неразборчиво, неряшливо (писать) – как курица
лапой;
быстро, стремительно (бежать) – как на пожар;
неторопливо (двигаться) – как сонная муха;
нестройно (говорить, петь) – кто в лес, кто по
дрова;
худой – кожа да кости;
забывчивый – (у него) дырявая память.

Задание 7. Под сурдинку (из речи
музыкантов) – «скрыто, втихомолку»;
образовано от латинского «сурдус» – глухой;
русск. «сурдина» – специальное приспособление
для ослабления, приглушения звучания некоторых
музыкальных инструментов.

Холодный сапожник – так говорят,
обычно с иронией, с осуждением, о людях,
относящихся к делу без души, без огонька.

Цепная реакция – «непрекращающийся,
вовлекающий в свою сферу какой-либо процесс»
(чаще используется в публицистической речи).

Сбоку припека (из языка пекарей) –
«нечто ненужное, лишнее».

Нажимать на все педали –
«использовать свои связи ради достижения
чего-либо».

Настроиться на минорный лад (из речи
музыкантов) – «стать грустным, печальным».

Чтобы впредь неповадно было – из
судебной формулы XVII века, сформулированной в
«Соборном уложении» царя Алексея Михайловича,
говорящей о наказании за самоуправство сотенных:
за самовольное предоставление отпуска служилым
людям.

Задание 8. В первой группе –
народные речения, смысл которых ясен без
пояснений, они выступают в прямом значении и
заключают в себе житейские наблюдения, опыт,
взгляды народа.

Во второй группе народные речения
выступают в переносном значении.

Историзмы содержатся в пословицах: Не
было ни гроша, да вдруг алтын; За морем телушка –
полушка, да рубль перевоз:

грош – вышедшая из употребления
старинная медная монета в полкопейки;

алтын – вышедшая из употребления
старинная медная монета в три копейки;

полушка – самая мелкая монета в
дореволюционной России, равная одной четвертой
части копейки (в одном рубле сто копеек).

Задание 10. 1) Как на ладони; 2) У
черта на куличиках; 3) бог весть откуда; 4) не
покладая рук; 5) ни свет ни заря; 6) с головы до ног;
7) как во сне; 8) скрепя сердце; 9) гору с плеч
свалило; 10) мух ловил; 11) со всех ног; 12) чуть свет;
13) до седьмого пота; 14) во что бы то ни стало.

Задание 11. I. В.Распутин. «Уроки
французского», повесть.

1) Места не находит; 2) спустя рукава; 3)
ни с того ни с сего; 4) как снег на голову; 5) раз и
навсегда.

II. И.Тургенев. «Певцы», рассказ.

1) Не держал в ежовых рукавицах; 2) себе
на уме; тертый калач; 3) голову сломить; как по
маслу; 4) души не чает; пойдет далеко.

III. М.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил».

1) Поникли головами; 2) от доски до доски;
3) ухом не ведет; 4) на бобах разводить.

IV. А.Твардовский. «К обидам горьким
собственной персоны…», стихотворение.

1) Взялся за гуж – не говори: не дюж.

V. И.Крылов. «Медведь у пчел».

1) Ухом не ведет; у моря погоды ждет.

VI. Н.Заболоцкий. «Не позволяй душе
лениться…», стихотворение.

1) Воду в ступе не толочь; держи в черном
теле.

Устаревшая форма встретилась в
составе фразеологизма спустя рукава, в
современном русском языке вместо спустя употребляется
деепричастие спустив.

Задание 12. 1) Рук не покладая; 2)
во всеь опор; 3) в пословицу вошел; возят воду.

Строки басен Крылова, ставшие
крылатыми:

А Васька слушает да ест (из басни «Кот и
повар») – употребляется в значении «один
стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания,
продолжает делать что-то плохое».

Услужливый дурак опаснее врага (из
басни «Пустынник и медведь») – говорится в
ситуации, когда неумный человек пытается помочь
кому-нибудь, но от его помощи получается только
вред.

Задание 13. В случай попасть;
вертеть хвостом; души не чает; повеся нос; рваться
из кожи; на задних лапках ходить.

Задание 14. Есть еще порох в
пороховницах (Н.Гоголь. «Тарас Бульба») – есть
еще силы.

Блажен, кто верует, тепло ему на свете
(А.Грибоедов. «Горе от ума») – говорят иронично о
людях, которые без достаточных оснований верят в
то, что другим представляется маловероятным.

Мы все учились понемногу чему-нибудь и
как-нибудь (А.Пушкин. «Евгений Онегин») –
неглубокие, непрочные знания.

Пошла писать губерния (Н.Гоголь.
«Мертвые души») – все пришло в движение, начали
энергично действовать.

Человек в футляре (рассказ А.Чехова) –
иронично говорится о человеке замкнутом,
подозрительном, трусливом, который всего боится.

Великий, могучий, правдивый и
свободный русский язык (из стихотворения
И.Тургенева «Русский язык») – употребляется
для образной характеристики достоинств русского
языка, прежде всего как языка русской
классической литературы.

Окно в Европу (А.Пушкин. «Медный
всадник») – в значении «установить деловые и
культурные связи с европейскими странами».

Мертвые души (поэма Н.Гоголя) – люди,
фиктивно числящиеся где-либо; люди, «мертвые
духом».

Свежо предание, а верится с трудом
(А.Грибоедов. «Горе от ума») – известная новость,
но поверить в нее трудно.

В человеке должно быть все прекрасно: и
лицо, и одежда, и душа, и мысли (А.Чехов. «Дядя
Ваня») – говорится, когда хотят подчеркнуть
необходимость всестороннего, гармоничного
развития человека.

С корабля на бал (А.Пушкин. «Евгений
Онегин») – резкая перемена обстоятельств,
когда человек из одной ситуации неожиданно
попадает в другую, совершенно иного характера.

Луч света в темном царстве (название
статьи Н.Добролюбова) – прогрессивное, светлое
явление в среде отсталости и произвола.

А счастье было так возможно, так
близко!.. (А.Пушкин. «Евгений Онегин») – говорят с
сожалением о несостоявшемся счастье или о
каких-то неиспользованных возможностях, которые
в настоящий момент уже упущены.

Герой нашего времени (роман
М.Лермонтова) – употребляется в качестве
образной характеристики наиболее типичного
представителя своего времени.

Перифраза (перифраз) – это
описательное выражение, стилистический прием,
заключающийся в непрямом, описательном,
обозначении предметов и явлений
действительности. Фразеологизмы, крылатые слова
часто функционируют как перифразы. Среди данных
крылатых выражений перифразы – великий,
могучий, правдивый и свободный
(о русском
языке), окно в Европу, луч света в темном
царстве.

Задание 15. «Алые паруса»
А.Грина: алые паруса – крылатое выражение,
выступающее в значении «символ высокой мечты,
надежды на счастье». «Мертвые души» Н.Гоголя
(значение см. выше). «Человек в футляре» А.Чехова
(значение см. выше). «Хождение по мукам»
А.Толстого: хождение по мукам – крылатое
выражение, употребляется в ситуации, когда
человек в течение длительного времени
испытывает трудности в работе, в жизни. Выражение
тришкин кафтан – из басни И.Крылова – в
ситуации, когда кто-либо, желая исправить одну
вещь, портит при этом другую. «Премудрый пискарь»
М.Салтыкова-Щедрина; говорится о трусливых людях,
которые стараются ни в чем не принимать участия
из страха, что с ними может что-либо случиться, но
все равно терпят неудачу; и др.

Задание 16.

Не нравилось Васе в школе. «В школе, –
думал Вася, – мухи от скуки дохнут». Так и
продолжал бы он витать в облаках, но учительница
сказала ему строго: «Если не возьмешь себя в руки,
то можешь вылететь из школы!». У Васи от страха
сердце в пятки ушло. Перестал он валять дурака и
взялся за ум.

Мини-сборник  для подготовки выполнения  задания  ЕГЭ №6

Алгоритм выполнения задания

  1. Прочитайте задание и определите, к какому из двух типов оно относится — на исключение или замену.
  2. Внимательно прочитайте предложение, приведённое в задании. Найдите в нём словосочетание, в котором, по вашему мнению, допущена речевая избыточность (если вам предлагается исключить лишнее слово).
  3. Вспомните лексическое значение слов, входящих в это сочетание. Существенную помощь вам окажет Словарь плеоназмов, который содержит 96 «ошибкоопасных» слов и примеров с лишними словами. Структура словаря наглядно показывает, какое слово и почему оказывается в словосочетании лишним.
  4. Уберите зависимое слово и проверьте, сохранился ли смысл предложения.
  5. Если вы выполняете задание 6 с заменой, то вам нужно выявить речевую ошибку и заменить неверно употреблённое слово правильным. Что подразумевается под речевой ошибкой? Перечислим основные из них:
    • неверное использование устойчивых словосочетаний и смешение слов во фразеологических оборотах: 
    играть роль и иметь значение  играть значение, иметь роль;
    • употребление слова в несвойственном ему значении: 
    В концерте принял участие известный оперный магнат;
    • смешение в одном контексте слов разной стилевой и стилистической окраски:
     В описании переживаний героя мы видим сплошную авторскую болтовню и др.

 Теоретический материал

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. 

 Плеоназм 

Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.

Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография,  первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.

 Тавтология

Тавтология (разновидность плеоназмов) — неоправданное употребление однокоренных слов.

Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;Нарушение лексической сочетаемости 


Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.


Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д. Ошибки в употреблении фразеологизмов 

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
  • Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
  • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;

Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело … ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки);

 Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий. 


Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т. д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).

Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» — интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками — Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

 Алогизмы

Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.

Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).
*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема

Словарик плеоназмов и тавтологий

Лишнее слово в словарике осталось невыделенным

А
автоматический 
рефлекс
акватория водных объектов
антагонистическая 
борьба
ареал обитания
ароматные 
духи
арсенал оружия
атмосферный 
воздух
Б
бесполезно 
пропадает
бесплатный 
подарок
бестселлер продаж
биография жизни
большое и 
видное место
большое человеческое 
спасибо
бывший 
экс-чемпион
букет цветовВ
взаимо
отношения между супругами
взаимный 
диалог
водная 
акватория
возобновиться вновь
ведущий 
лидер
вернуться назад
взлетать вверх
видел своими глазами
визуальное 
изображение
всенародный 
референдум
возвращаться обратно
воспоминания о былом
в конечном итоге
внутренний 
интерьер
впервые 
дебютировал
впервые 
знакомиться
впереди 
лидирует
временная 
отсрочка
все и каждыйГ
героический 
подвиг
гигантский/огромный 
исполин
главная 
суть
главный 
лейтмотив
главный 
приоритет
голубая 
синева
госпитализация 
в больницуД
депиляция 
волос
демобилизоваться 
из армии
действия и поступки (одно слово лишнее)
движущий 
лейтмотив
долгий и продолжительный (одно лишнее)
дополнительный 
бонус
дополнительный 
овертайм
другая 
альтернативаЕ
единогласный 
консенсусЖ
жестикулировал 
рукамиЗ
заданные
 данные
заведомая
 клевета
заезжий 
гастарбайтер
занудный и скучный (одно слово лишнее)
захватывающий 
триллерИ
избитая 
банальность
изобиловал большим количеством
имеет место быть
импортировать из-за рубежа
интервал перерыва
информационное 
сообщение
исключительно 
эксклюзивныйК
карательная 
репрессия
коллега по работе/по профессии
короткое 
мгновение
коррективы и поправки (одно слово лишнее)
крайне 
экстремистский
краткое 
резюме
круглосуточный 
нон-стопЛ
ладони рук
ледяной 
айсберг
лично 
я
лицо в 
анфасМ
маршрут движения
международный 
интернационализм
мемориальный 
памятник
меню блюд
местный 
абориген
мёртвый 
труп
молодая 
девушка
молодой 
юноша
монументальный 
памятник
моргнул глазами
молчаливая 
пауза
моя 
автобиография
мизерные 
мелочи
минус три градуса мороза ниже нуля
минута времени
мимика лица
мужественный и смелый (одно слово лишнее)
Н
наглядно 
демонстрировать
наиболее 
оптимальный
на сегодняшний день = 
на сегодня
наследие прошлого
народный 
фольклор
на удивление 
странно
начальные 
азы
негодовать от возмущения
незаконные 
бандформирования
необоснованные 
выдумки
необычный 
феномен
немного 
приоткрыть
неподтверждённые 
слухи
нервный 
тик
неустойчивый 
дисбаланс
ностальгия по родинеО
объединённый 
союз
объединиться воедино
огромная 
махина
опытно–экспериментальный (одно лишнее)
опытный 
эксперт
основной 
лейтмотив
отара овец
ответная 
контратака
ответная 
реакция
отступать назад
очень 
крохотныйП
памятный 
сувенир
патриот родины
первая 
премьера
пережиток прошлого
период времени
пернатые 
птицы
перманентное 
постоянство
перспектива на будущее
повторить снова
подводный 
дайвинг
подняться вверх по…
повседневная 
обыденность
пожилой 
старик
полный 
карт-бланш
планы на будущее
помог и поспособствовал (одно слово лишнее)
по моему личному мнению
популярный 
шлягер
посетить/побывать с визитом
поступательное движение вперед
предварительное 
планирование
предварительная 
предоплата
предварительный 
анонс
предчувствовать  заранее
предупредить заранее
прейскурант цен, тарифов
приснилось во снепростаивать без дела
проливной 
ливень
промышленная 
индустрия
прошлый 
опыт
полный 
аншлаг
полное 
фиаско
популярный 
шлягер
потрясающий
 шок
пять рублей (любой другой вариант) денегР
равная 
половина
рассказчик рассказывал (другой глагол)
реальная 
действительность
революционный 
переворот
регистрационный 
учет
рыбная 
ухаС
самовольный 
прогул
самое 
ближайшее время
самое 
выгоднейшее
саммит на высшем уровне
самый 
лучший
сатирическая 
карикатура
свободная 
вакансия
сжатый
 кулак
скоростной 
экспресс
скриншот с экрана монитора
смешивать вместе
совместная 
встреча
совместное 
соглашение
совместное 
сотрудничество
соединить воедино
спуститься вниз по …
странный 
парадокс
суеверная 
вераТ
так, например (одно слово лишнее)
тайный 
аноним
тем не менее, однако (одно слово лишнее)
тестовые 
испытания
тёмный 
мрак
толпа людей
только лишь (одно из слов лишнее)
топтать ногами
травматическое 
повреждение
тридцать человек строителей (и другие варианты)
трудоустройство на работу
торжественная церемония 
инаугурацииУ
увидеть своими глазами
увидеть собственными глазами
уже 
имеющийся
уже 
существовал
услышать своими ушами
упал вниз
установленный 
факт
устойчивая 
стабилизация
утренний 
рассветФ
финальный 
конец
форсирует ускоренными темпамиХ
храбрый 
герой
хронометраж времениЦ
целиком и полностью (одно лишнее)
ценные
 сокровища
цейтнот времениЧ
человеческое 
общество
честолюбивые 
амбиции
чрезвычайно 
громадныйЭ
экспонаты выставки
эмоциональные 
чувстваЮ
юная 
молодёжьЯ
январь (и любой другой) месяцВ роли плеоназма может выступать местоимение свой
Перед 
своей смертью он написал завещание.
В 
своей повести писатель…

Просторечные выражения зазря и напополам следует произносить ЗРЯ и ПОПОЛАМ.

Тренировочные упражнения

   I. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1.Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.

2.Сегодня, когда мне предстоит порекомендовать молодым читателям книгу избранных рассказов Джека Лондона, я  прежде всего вспомнил именно рассказ «Любовь к жизни», который поразил меня когда-то в глубокой юности.

3.Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.

4.Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.

5. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И.С. Шмелева.

  II. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,  исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

6.Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».

7.Отказ  Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.

8.Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.

9.Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.

     10.Если вы когда-нибудь видели фильмы немого кино, то, безусловно, обратили внимание  на то, что все актеры активно жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.

11.Завод в нашем городе был самым большим предприятием: его обслуживали сто десять человек рабочих, по утрам заводской гудок ревел так громко, что его было слышно и на Заречье, и даже у нас в школе.

Ключи:

  1. Загладить вину
  2. Ранней юности
  3. Цель достигнута
  4. Притворной яростью
  5. Произошло событие
  6. Необычных
  7. Внезапной
  8. Неизвестного
  9. Краткое
  10. Руками
  11. Человек или рабочих

Упражнения, направленные на уяснение значения фразеологизмов

1. Найди пару.

Подбери к каждому слову из левой колонки фразеологический оборот из правой.

Метко —                                     рассеиваться как дым

Неожиданно —                           держать язык за зубами

Тесно —                                     намять бока

Темно —                                     как снег на голову

Опытный —                                хоть глаз выколи

Мокрый —                                  не в бровь, а в глаз

Молчать —                                 яблоку негде упасть

Хвалить —                                 стреляный воробей

Обманывать —                           ни одной сухой нитки

Бить —                                      возносить до небес

Исчезать —                                обводить вокруг пальца

2. Как об этом говорят?

Подбери подходящий по смыслу фразеологизм.

О том, кто часто меняет свои решения.

О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

О кротком и безобидном человеке.

Об излишней вежливости.

О болтливом человеке.

О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

(Ответы: У него семь пятниц на недели. Фома неверующий. Мухи не обидит. Китайские церемонии. У него язык без костей. Между двух огней.)

3. В три колонки.

Укажите сначала фразеологизмы со значением «бездельничать», затем со значением «обманывать» и, наконец, со значением «быстро». Выпишите их в три колонки.

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

4.Что это?

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если чего-то не по­нимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопыт­ные.

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его со­ветуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бро­сают слова и деньги, кто их не ценит.

(Ответы: Нос. Уши. Ветер.)

5. Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда гово­рим:

Об очень большой тесноте в помещении.

О полной тишине.

О первых признаках проявления чего-нибудь хорошего, радост­ного.

О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, от­ветственность за чужой проступок.

Об удачливом счастливом человеке.

О состоянии тоски, тревоги, беспокойства.

О том, к чему трудно придраться.

О забывчивости, плохой памяти.

О том, кто сам не пользуется и другим не дает.

О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном положении.

(Ответы: 1. Яблоку негде упасть. 2. Слышно, как муха проле­тит. 3. Первая ласточка. 4. Козел отпущения. 5. В рубашке родился. 6.  На душе кошки скребут. 7. Комар носа не подточит. 8. Голова как решето. 9. Собака на сене. 10. Сел в галошу.)

6. Вспомните несколько постоянных сравнений.

1.Очень много людей в тесном помещении.

2.Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать.

3.Быть в постоянных хлопотах, суетиться.

4.Ничего не действует на кого-либо.

5.Очень быстро бежать.

6.Рухнуть тяжело, всем телом.

7.Дело идет с трудом, еле ладится.

8.Появляться быстро, в большом количестве.

9.Чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать.

10.Проливной дождь, ливень.

11.Все видно очень ясно, отчетливо.

12.Тщательно, заботливо охранять что-либо.

(Ответы:Как сельдей в бочке. 2. Как рыба в воде. 3. Вертеться как белка в колесе. 4. Как с гуся вода. 5. Лететь стрелой. 6. Повалиться как сноп. 7.Скрипит как несмазанное колесо. 8. Как грибы после дождя. 9. Си­деть как на иголках. 10. Льет как из ведра. 11. Видно как на ладони. 12. Бе­речь как зеницу ока.)

Упражнения, направленные на введение фразеологических оборотов в активный словарь школьника

1. Загадки-складки. Доскажи словечко.

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней…

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю…

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой…

Мы исходили городок

Буквально вдоль и …

И так устали мы в дороге,

Что еле…

Говорил товарищ мой вчера,

Что в кино сходить давно пора.

Только я хотел уж собираться, —

Как ему взбрело на ум купаться.

По дороге передумал он,

Стал тащить меня на стадион.

— Что ты, — закричал я, — в самом деле!

У тебя…

Товарищ мой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, …,

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши…

2. Соревнование «Кто больше?»

В эту игру можно играть одному, но еще лучше с друзьями. За определенное время (но не более 10 минут) каждый из играющих на листке бумаги должен записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, нога.

головаглаз

человек с головой                             мозолить глаза

морочить голову                                хлопать глазами

вскружить голову                              говорить в глаза

потерять голову                                 пускать пыль в глаза

не сносить головы                              глазом не моргнуть

отвечать головой                               с глазу на глаз

как снег на голову                             открыть глаза

голова идет кругом                            как бельмо в глазу

сломя голову                                     смотреть чужими глазами

нос ухо

задирать нос                                       держать ухо востро

вешать нос                                         пропустить мимо ушей

водит за нос                                       покраснеть до ушей

зарубить на носу                                медведь на ухо наступил

клевать носом                                    развесить уши

держать нос по ветру                         навострить уши

остаться с носом                                 слышать краем уха

встретиться нос к носу                        прожужжать все уши

не видеть дальше своего носа             ушки на макушке              

уши вянут

зубрука

зуб на зуб не попадает                                                     валиться из рук

око за око, зуб за зуб                                                       дать руку на отсечение

говорить сквозь зубы                                                       из рук вон плохо

иметь зуб (на кого-либо)                                                  как без рук

в зубах навязло                                                               легкая рука

положить зубы на полку                                                  мастер на все руки

ни в зуб ногой                                                                 умывать руки

скалить зубы                                                                   прибрать к рукам

зубы заговаривать                                                           взять себя в руки

попасть на зуб                                                                 сидеть сложа руки

языкноги

язык без костей                                                              со всех ног

острый на язык                                                               встать на ноги

тянуть за язык                                                                встать с левой ноги

злые языки                                                                    падать с ног

язык проглотить                                                            потерять почву под ногами

найти общий язык                                                          сбиться с ног

язык не поворачивается                                                 идти в ногу

держать язык за зубами                                                 путаться под ногами

язык до Киева доведет                                                   ног под собой не чуять

не сходить с языка

3. Окончите фразеологизм.

1. Золотые… 2. Изо дня… 3. Ломать… 4. Лакомый… 5. От нечего… 6. Лицом… 7. Спустя… 8. Не сводить… 9. Медвежья… 10. Зарубить… 11. От всего… 12. Битком… 13. Калачом… 14. Как рукой…15. Прикусить… 16. Мастер… 17. Не долго… 18. Ни жив… 19. До поры… 20. Несолоно…21. С горем… 22. Как снег… 23. Выбиться… 24. Повестка… 25. На каждом… 26. Кто в лес… 27. Ни к селу… 28. Утереть… 29. Волчий… 30. Чёрным… 31. По головке… 32. Взбрести… 33. Вывести… 34. Плестись… 35. Насиженное… 36. С минуты… 37. Тише воды… 38. Само собой… 39. Обивать… 40. Поминай… 41. Кривить… 42. Легок… 43. В час… 44. На одну… 45. Чужими руками…

(Ответы: …руки; …вдень; …голову; …кусок; …делать; …к лицу; …рукава; …глаз; …услуга; … на носу; … сердца; …набито; …не зама­нишь; …сняло; …язык; …на все руки; …думая; …ни мертв; …до време­ни; …хлебавши; …пополам; …на голову; …из сил; …дня; …шагу; …кто по дрова; …ни к городу; …нос; …аппетит; …по белому; …не погладят; …на ум; … на чистую воду; …в хвосте; …место; …на минуту; …ниже травы; …разумеется; …пороги; …как звали; …душой; …напомине; …по чайной ложке; …колодку; …жар загребать).

4.Одинаковые слова.

Предлагаю вам несколько фразеологических оборотов с одина­ковыми словами, замененными точками. Отгадайте их и составьте предложения.

а)    … об … Из … вон плохо. Сбыть с … Мастер на все … Сидеть сло­жа … Золотые …

б)    …нитками шито. Среди … дня. Сказка про … бычка. Черным по … написано.

в)    Как в … канул. Толочь … в ступе. Решетом … черпать. Тише … ниже травы. Много … утекло. Выйти сухим из …

г)    … на лоб лезут. …на мокром месте. …разбежались. Выплакать все … Смотреть во все … В … рябит. Как бельмо на … Не в бровь, а в …

д)    Не … в обиду. …себя знать. … маху. … слово. Как пить … Не … спуску. Ни … ни взять.

е)    … век. …дно. … осень. … руки. Сулить … горы. …мастер.

(Ответы: Руки. Белый. Вода. Глаза. Дать. Золотой.)

5. По группам.

Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?

Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.

6. Сколько групп?

Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы?

Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали.

Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма (устойчивости)

1.Найди ошибки.

Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
Мы дружно работали сложа руки.
Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
У лягушки дух захватило от страшной высоты.
Яшка сломя голову остановился.

2Найди ошибки.

Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки?

Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.

Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы.

3. Нужное слово.

Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать … востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь … очки (розовые, темные)
С … нос (голубиный, гулькин)
Делать из … слона (комара, мухи)
Не в своей … (чашке, тарелке)

4. Ни пуха ни пера.

Определите, где выражение «ни пуха ни пера» употреблено в переносном смысле. Объясните происхождение и смысл фразеологизма.

Рано утром мама-квочка                                                 Через час, едва живой,

В класс отправила сыночка.                                            Петушок идет домой.

Говорила: — Не дерись,                                                    Ковыляет еле-еле

Не дразнись, не петушись.                                              Он со школьного двора,

Поспеши, уже пора.                                                         А на нем и в самом деле

Ну, ни пуха ни пера!                                                        Нет ни пуха, ни пера.

5. Какие из этих выражений являются фразеологизмами, а какие – нет?

Голубям на смех, и след простыл, зубы заговаривать, сухая курица, мертвым сном, точка зрения, точить вилку, следить за каждой копейкой, тянуть кота за язык, указать на дверь, знать цену, вертеться на языке, заплатить той же монетой.

6.Фразеологический зверинец.

Вместо точек вставьте названия животных.

Голоден как…

Хитер как…

Труслив как…

Здоров как …

Изворотлив как…

Надут как…

Нем как…

Грязный как…

Упрямый как…

Болтлив как …

Колючий как…

(Ответы: волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, раба, свинья, осел, сорока, еж.)

7. Найди фразеологизм.

Подчеркните в предложениях фразеологические обороты.

1. Расчертите лист сначала вдоль, а затем поперек. Путешественники изъездили вдоль и поперек все Зауралье.

2. Я не нашел себе места и встал в проходе. Отец не находил себе места от волнения.

3. Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. Весна уже не за горами.

4. Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх. Они трудились не разгибая спины до самого вечера.

5. В двух словах он допустил три ошибки. В двух словах изложите свою просьбу.

6. Ни днем, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днем ни ночью.

7. За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

8. Я подхватил упавшего ребенка и осторожно поставил на ноги. Не мало было у отца забот, пока не поставил он нас на ноги.

9. Пудель продолжал стоять на задних лапках. Не стыдно тебе стоять перед ним на задних лапках?

10. Мы нашли на чердаке осиное гнездо. У них не дом, а настоящее осиное гнездо.

8. Составьте пары.

По аналогии с предыдущим заданием составьте предложения со свободными сочетаниями слов и фразеологизмами.

Держаться в тени; попасть не в бровь, а в глаз; утереть нос; намылить голову (шею); за обе щеки; черным по белому; высоко держать знамя; со дна моря достать; сказка про белого бычка; много воды утекло; с закрытыми глазами; с треском провалиться; заварить кашу; стоять на часах.

Докажите, что в одном случае это свободные сочетания слов, а в другом – фразеологические обороты.

Упражнения, направленные на интеграцию понятий «фразеологический оборот», «синонимы», «антонимы»

1.Антонимы.

Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом из первого столбика противоположный ему по значению фразеологизм из второго.

За тридевять земель               Хоть пруд пруди
Повесить голову                     Взять себя в руки
С гулькин нос                         Воспрянуть духом
Выйти из себя                         Рукой подать

2.Вместо фразеологизмов — синонимы.

Замените фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и об­челся; куры не клюют; кожа да кости.

(Ответы: медленно; близко; грустить; мало; много; худой)

3.  Антонимы — синонимы.

Укажите сначала фразеологические обороты со словами-антонима­ми, затем — с синонимами.

Нет худа без добра, ум за разум заходит, из огня да в полымя, всеми правдами и неправдами, вопрос жизни и смерти, и стар и млад, ни сытни голоден, переливать из пустого в порожнее, черным по белому, с больной головы на здоровую, ни конца ни краю, вокруг да около, цел и невредим, от мала до велика.

4. Одним словом.

Замените фразеологический оборот словом-синонимом

Дать обещание — …         Делать вид — …

Прийти на выручку — …   Дать знать — …

Принимать участие — …   Дать согласие — …

Проявить интерес — …     Подать весть — …

Окружить заботой — …     Положить конец — …

Завязать дружбу — …       Завязать разговор — …

Прийтись по вкусу — …    Воспрянуть духом — …

Держать путь — …           Хранить молчание — …

Бросать упрек — …          Остаться в живых — …

Бросить взгляд — …         Строить догадки — …

Идти на лад — …             Приходить в восторг — …

Питать надежду — …       Вылетело из головы — …

Пустить корни — …         Вести переписку — …

Не вешать нос — …         Поднять на смех — …

Вставлять палки в колеса — … Перемывать косточки — …

Навострить лыжи — …              Не сносить головы — …

Пуститься в пляс — …              Сколько душе угодно — …

Как по команде — …           Не за горами — …

На всех парах — …            Как снег на голову — …

На скорую руку — …          Во все горло — …

Не на шутку — …               Не покладая рук — …

Спустя рукава — …            Буква в букву — …

Со всех ног — …                В один голос — …

Надуть губы — …               Клевать носом — …

Оставить в дураках — …    Пускать пыль в глаза — …

(Ответы:

Левая колонка: обещать; выручить; участвовать; заин­тересоваться; заботиться; подружиться; понравиться; идти; упрекать; взглянуть; налаживаться; надеяться; обосноваться; не унывать; ме­шать; убежать; заплясать; дружно; стремительно; наспех; серьезно; кое-как; быстро; обидеться; обмануть.

Правая колонка: притворяться; сообщить; согласиться; известить; покончить; разговориться; ободриться; молчать; выжить; предпола­гать; восторгаться; забыл; переписываться; осмеять; сплетничать; не­сдобровать; вдоволь; близко; неожиданно; громко; усердно; точно; единодушно; дремать; обманывать.)

5. Фразеологизмы-синонимы.

Запомните характер употребления синонимических фразеологиз­мов к следующим выражениям.

Усердно, прилежно трудиться — не покладая рук, засучив рука­
ва, не жалея (щадя) сил, до седьмого пота, в поте лица (устар.).

Все без исключения — все как один, как один человек, от мала до велика, и стар и млад.

Мгновенно — в одно мгновение, в один миг, не успел огля­нуться, не успел глазом моргнуть.

Совсем близко — в двух шагах, рукой подать, быть под боком.

О большом количестве чего-либо — великое множество, как звезд на небе, хоть пруд пруди.

Очень бледный — как мел, как полотно, ни кровинки в лице, на нем лица нет.

Очень тесно — повернуться негде, яблоку негде упасть, как сельдей в бочке.

О внезапном и бесследном исчезновении кого-либо — поминай как звали, как в воду канул, и след простыл, ищи ветра в поле, только его и видели, как ветром сдуло, как сквозь землю провалился.

Быстро бежать — со всех ног, сломя голову, что есть сил, что есть духу, во все лопатки, во всю прыть, только пятки засверкали, мчаться на всех парусах.

Говорить вздор — нести   ахинею, молоть ерунду,   нести галиматью, нести околесицу, пороть чепуху.

Вопреки чему-либо — несмотря на это, тем не менее.

Ничего не стоит, никуда не годится — грош цена, гроша мед­ного (ломаного) не стоит.

Очень плохо — никуда не годится, из рук вон, ниже всякой критики, не выдерживает (никакой) критики.

Все одинаково хороши — все как на подбор, молодец к молодцу, один к одному.

Испытывать большое наслаждение — быть на верху блаженства, чувствовать себя на седьмом небе.

Полностью прочитать — от начала до конца, от доски до доски, от корки до корки.

Вплотную столкнуться, встретиться, остаться с кем-либо —ли­цом к лицу, с глазу на глаз, один на один.

Не оставить следов преступления — замести следы, спря­тать концы в воду.

Ручаться, быть совершенно уверенным — держать   пари, биться об заклад, давать голову (руку) на отсечение, не сойти с этого места, провалиться на этом месте.

О том, кто неизмеримо хуже, ниже другого по своим внутрен­ним качествам — мизинца чьего-либо не стоит, в подметки кому-либо не годится.

Синонимы.

Найдите фразеологизмы — синонимы и соедините их.

Голову морочить                Пойти на попятный

Биться как рыба об лед     Одним лыком шиты

Бить отбой                         Голова на плечах

Дать по шапке              Играть на нервах

Одного поля ягода        Белая кость 

Считать ворон              Гроша медного не стоит

Дразнить гусей             Рукой подать

Дать осечку                  Дать по шее

Держать ухо востро      Гнуть в бараний рог

Высоко летать              Горе мыкать

Два шага                      Заговаривать зубы

Утереть нос                  Голубая кровь

Подложить свинью        Голубей гонять

Голова садовая             Заткнуть за пояс

Гнуть в три погибели     Дать маху

Грош цена                     Держать ушки на макушке

Каши просят                 Плыть по течению

Испустить дух               Кошки на душе скребут

Рубикон перейден         Есть просят

Другая песня                Другая история

Ждать у моря погоды    Жребий брошен

Сердце не на месте       Ад кромешный на душе

Душа болит                  Жизнь оставить

Антонимы.

Найдите фразеологизмы – антонимы.   

Черная кровь                            Выдерживать характер

Гонять лодыря                          Без царя в голове

Грош цена                                За тридевять земель

Повернуть оглобли назад          Голубая кровь

Два шага                                  Цены нет

Голова на плечах                      Гнуть спину

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки будерус логомакс u044 24k
  • Ошибки во время намаза
  • Ошибки брежнева кратко
  • Ошибки во время минета
  • Ошибки бортового компьютера опель омега б