Ошибки водителей при обгоне

В этой статье я хотел бы рассказать о самых частых ошибках, которые допускают неопытные водители при обгоне, поясняя ошибку своими комментариями о возможных последствиях.Нарушение правил дорожного движения (несоблюдение знаков и разметки на дороге). Знаки и разметка на дороге наносится не просто

В этой статье я хотел бы рассказать о самых частых ошибках, которые допускают неопытные водители при обгоне, поясняя ошибку своими комментариями о возможных последствиях.

  1. Нарушение правил дорожного движения (несоблюдение знаков и разметки на дороге). Знаки и разметка на дороге наносится не просто так, а для безопасности движения по дорогам.

  2. Не посмотрел в зеркала заднего вида перед началом обгона. В данной ситуации можно получить “удар в спину” от автомобиля, который уже может начать маневр обгона сзади Вас.

  3. Не включил поворотник во время обгона. По сути можно получить тот же результат, что и в пункте два.

  4. Совершение затяжного обгона (медленный обгон) на трассе. Нужно как можно быстрее завершить маневр и точно рассчитывать “силы своего железного коня”. Т.е нужно просто знать на что способна Ваша машина и учитывать это при обгоне.

  5. Водитель не учитывает условия на дороге, это может быть дождь, туман, снег, занесенная дорога, колея и так далее. Для примера, если летом на определенном участке обгон проходит без проблем, то зимой он может вызвать осложнения из-за состояния дороги. Также при плотном тумане не всегда видно что находится впереди, а это очень опасно при движении на высокой скорости, и тем более при обгоне.

  6. Обгон на участке с затяжным поворотом вправо. В данной ситуации водитель не видит что находится впереди на встречной полосе, но при этом может казаться что обгон будет безопасным. 

  7. Обгон паровозиком, т.е. пытаться обогнать автомобиль вслед за начавшим обгон водителем, без ожидания завершения маневра последним. В данной ситуации водитель не видит что находится впереди, так как перед ним будет первый обгоняющий, а так же Вы лишаете возможности возможности впереди “идущего” водителя затормозить и вернуться в свой ряд из-за нехватки времени на обгон, в данном случае ДТП будет на 100%. Также если впереди находится колонна, то лидер обгона может завершить маневр и занять место в своем ряду, а для Вас там может места уже и не быть!

  8. Обгон сразу нескольких автомобилей. Ну тут тоже нужно рассчитывать силы автомобиля и понимать, успеете ли Вы завершить такой маневр или нет, но в любом случае лучше перестраховаться. Также есть вероятность того, что в процессе обгона массы машин, кто-то решит совершить обгон и вылезет прямо перед Вами, допустив ошибку номер два из данного списка.

  9. Незнание действий в опасных ситуациях. Если Вы совершаете обгон и понимаете что маневр не удастся завершить, то нужно притормозить вернуться в свой ряд. Но если там места уже нет, так как его занял следующий автомобиль, то нужно включить правый сигнал поворота и поморгать дальним светом встречке, чтобы водитель скинул скорость и прижался как можно сильнее к обочине, в то время, как Вы должны прижаться максимально к обгоняемому авто. В данной ситуации трое на дороге смогут разъехаться без ДТП. Категорически запрещено выезжать на левую обочину, так как водитель встречки интуитивно будет съезжать именно на нее.

  10. Неверные действия водителя обгоняемого автомобиля. Водитель обгоняемого ТС должен двигаться с той скоростью, с которой он двигался, не ускоряться и не тормозить (даже из добрых побуждений). А обгоняющий водитель должен сам решить, притормозить ему или ускориться и завершить маневр. 

  11. Препятствие обгону обгоняемым ТС. Иногда при попытке обгона обгоняемый водитель может прибавить газу, чтобы не дать себя обогнать. Вы встречали такое на дороге? Лично я — да. В данной ситуации обгоняемый водитель нарушает правила ПДД (пункт 11.3). Последствия таких действий не сложно предугадать.

  12. Плотный прижим к обгоняемому авто перед обгоном. Иногда водители прижимаются вплотную к обгоняемому ТС и потом пытаются совершить маневр, при этом если перед ним автобус или грузовик, то обзор становится минимальным, та же ситуация может быть если перед вами тонированный авто. Лучше немного отъехать от него, тогда обзор встречки будет достаточным.

  13. Сброс скорости после обгона ниже чем двигалась обгоняемая машина. Тут думаю и так все понятно. Иногда водители обгоняют ради обгона и в данной ситуации можно не слышать, как водитель сзади будет Вас вспоминать бранными словами, особенно это касается дальнобойщиков, которым повторный обгон совершить значительно сложнее.

  14. Обгон на перекрестке — запрещен. (ПДД пункт 11.4) Перекрестки надо проходить медленно, а поворотники включать заранее, особенно это касается при повороте налево. Т.е. Вы можете попытаться обогнать авто перед Вами, а его водитель резко включат поворотник и заворачивает влево. 

  15. Незнание “негласных правил”. Обычно водители грузовиков и дальномеров помогают водителям сзади при совершении обгона. Они сидят высоко и видят что происходит на дороге вреди. Если Вы догнали фуру и она мигает Вам правым сигналом поворота, то можно совершать обгон, если при попытке совершить обгон фуры ее водитель включает левый сигнал поворота, то обгонять не нужно, так как впереди находится автомобиль на встречке или препятствие безопасного для обгона. Эти правила не прописаны в ПДД, не стоит доверяться им на 100% и при совершении обгона всегда будьте бдительны.

В качестве итога к данному перечню хочется сказать о том, что нужно быть предельно внимательным на дороге. Всегда соблюдайте правила, самое опасное — это не штраф и лишение корочек водителя, а попасть в ДТП, которое может закончиться плачевно. Жизнь — это не игра, тут нет “континюсов” и вторых жизней в случае фатальной ошибки допущенной при вождении и не только!

Правила обгона и ошибки при его выполнении

Последнее обновление: 03.01.2021
Комментариев нет

9-я статья из 10 в серии Обгон

  • Завершение обгона через сплошную линию разметки
  • Обгон «паровозиком»
  • Обгон на пешеходном переходе
  • Обгон на перекрестке по главной дороге
  • Обгон во время разворота
  • Обгон на опасном повороте
  • Обгон «паровозиком» (продолжение)
  • Обгон «паровозиком» (заключение)
  • Правила обгона и ошибки при его выполнении
  • Нарушения правил обгона

Как известно из определения в пункте 1.2 ПДД, обгон — это маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения. В процессе обгона имеются три составляющих: выезд на встречную полосу (начало обгона), движение по встречной полосе, и возврат на свою полосу (завершение обгона).

Каждый из этих последовательных маневров в совокупности с дорожной обстановкой представляет собой набор опасных моментов, игнорирование которых может привести к очень нежелательным последствиям, в т.ч. и к ДТП.

Общие правила выполнения обгона, а также несколько рекомендаций для водителей обгоняющего и обгоняемого автомобиля рассмотрены в статье Маневрирование в дорожном потоке. В этой статье коснемся технических правил осуществления обгона.

Основные требования к выполнению обгона прописаны в пункте 11.2 ПДД. В нем перечислены обстоятельства, при которых запрещается приступать к обгону. Обстоятельства всегда переменчивы. Предположим, в данный момент времени сформировались одни обстоятельства, а через пару минут их может уже не быть, т.е. данные обстоятельства изменятся на другие.

В отличие от пункта 11.2, в пункте 11.4 ПДД перечислены места, в которых обгон запрещен. Другими словами, в указанных местах обгон запрещен ВСЕГДА. Перечислять их здесь смысла нет, можно пройти по ссылкам выше, и почитать весь раздел.

Правила обгона

Чтобы избежать неприятных последствий в процессе обгона, приступая к оному, необходимо придерживаться некоторых правил.

Юридические правила осуществления обгона (где и когда разрешено, и где и когда запрещено) изложены в разделе 11 ПДД.

Так называемые, технические правила обгона, официально нигде не значатся. Они сформулированы общей водительской практикой на протяжении длительного времени, а в современных реалиях, когда число машин на дорогах растет, постоянно подтверждают свою актуальность.

Технические правила обгона состоят всего из трех пунктов:

  • Максимальный разгон в своей полосе;
  • Минимально возможное время движения по встречной полосе;
  • Возврат на свою полосу, не создавая помех обгоняемому.

Перечисленные пункты правил обгона включают в себя, собственно, начало обгона, непосредственно опережение обгоняемого по встречной полосе, и завершение обгона с возвратом на свою половину проезжей части.

Далее рассмотрим их более развернуто, и вместе с тем обратим внимание на некоторые ошибки при обгоне, которые допускают автомобилисты, осуществляя тот или иной маневр в процессе обгона.

По тормозам

Начало обгона

Начало обгона подразумевает уже принятое водителем решение приступить к маневрам. Но еще на стадии принятия решения следует навсегда отказаться от обгона по главной дороге на нерегулируемых перекрестках и от обгона на правом закруглении дороги (при ее закруглении направо). Эти две ситуации непредсказуемо таят множество непредвиденных опасностей.

Перед началом обгона необходимо убедиться, что встречная полоса свободна на достаточном для обгона расстоянии. Оценить обстановку впереди по движению, обычно, бывает не трудно, поскольку вся дорога перед глазами. Но необходимо учесть, что когда на «горизонте» появляется встречный автомобиль, то приближается он очень быстро (встречные скорости двух машин складываются).

Еще необходимо убедиться, что ваш автомобиль никто не обгоняет в этот момент времени. Для этого достаточно следить за обстановкой сзади как по зеркалам заднего вида, так и проверяя слепую зону взглядом.

Для того, чтобы обгон прошел быстро, необходимо начать разгон, двигаясь еще в своей полосе. Смысл в том, чтобы успеть достаточно разогнаться еще до того, как выедете из своей полосы. На авто с механической КП целесообразно переключиться на низшую передачу.

Чтобы иметь место для разгона, не следует «прижиматься» к обгоняемому автомобилю. Многие обращали внимание на чужие привычки «сидеть на хвосте» другого автомобиля. Из такого положения водитель не может разогнаться: он сначала выезжает на встречку, и уже на ней приступает к разгону. Это не правильно, потому как увеличивается время обгона. А за эти секунды быстро изменяется обстановка.

Несмотря на то, что современный автомобиль умеет ускоряться очень быстро, целесообразно не просто надеяться, что он «вывезет» в трудную минуту, а использовать эти качества автомобиля с наибольшей отдачей и наилучшей пользой.

Если между «передним» автомобилем, который вы намерены обогнать, и вашим авто дистанция по каким-то причинам сократилась, тогда есть смысл сначала немного отстать от него. Для этого можно чуть сбавить скорость, и «отпустить» его вперед.

Отстав от «переднего» авто, вы тем самым обеспечите себе дополнительный обзор дороги впереди по движению, и место, необходимое для разгона. Разогнаться еще до начала перестроения необходимо для того, чтобы сократить время пребывания на встречной полосе.

Перед обгоном обязательно включаете указатель левого поворота. Вне населенного перед началом обгона можно подать звуковой сигнал для привлечения внимания обгоняемого (пункт 19.10 ПДД). Вместо звукового сигнала или совместно с ним можно подать световой сигнал кратковременным переключением фар с ближнего на дальний свет (пункт 19.11 ПДД).

Далее, одновременно с разгоном перестраиваетесь на встречную полосу и начинаете опережение попутчика (обгоняемого).

Непосредственно обгон

Время движения по встречной полосе нужно стремиться сокращать до: чем меньше, тем лучше. Эта возможность обеспечивается хорошим разгоном еще на своей половине проезжей части.

Пока происходит опережение попутчика по встречной полосе, левый «поворотник» должен быть включен. Это необходимо для того, чтобы водитель встречного автомобиля, который еще далеко, понял, что впереди производится обгон. Указатель правого поворота нужно включить перед возвратом (перестроением) на свою полосу движения.

На тот случай, если впереди обгоняемого попутно движутся другие машины, тогда, еще находясь встречной полосе, нужно сразу присмотреть себе примерное место для возврата на свою половину проезжей части.

Время движения по встречной полосе нужно стремиться сократить до минимально возможного, но, как говорится, делать это нужно в рамках разумного. Когда есть возможность обогнать сразу несколько машин, сначала есть смысл рассчитать свои «силы», может лучше их обогнать по очереди, т.е. по одной единице за каждый обгон.

Обгон (опережение по встречной полосе) одновременно нескольких машин не является серьезной ошибкой при обгоне, но результат зависит от дорожных обстоятельств, которые все время изменяются. Поэтому, нужно «включать» здравый смысл, и реально оценивать свои возможности.

Если же в этих обстоятельствах появляется встречный автомобиль, а вы по разным причинам не успеваете вернуться на свою полосу, например, вы обгоняете фуру, то ни в коем случае НЕ выезжайте на встречную обочину. Именно туда, на свою! правую обочину, в случае чего, будет смещаться встречный автомобиль, где вы с ним и «встретитесь».

В такой ситуации логичнее всего включить правый указатель поворота, плавно сбавлять скорость и прижаться на сколько можно правее к обгоняемому автомобилю. Хорошо было бы пропустить его вперед, и перестроиться сразу за ним — «уйти» со встречной полосы. Но до такой ситуации лучше не доводить.

Встречная фура

Завершение обгона

По завершении обгона возвращение на свою полосу должно пройти таким образом, чтобы не подрезать обгоняемого.

Для этого, необходимо начать перестроение, опередив обгоняемого на некоторое достаточное расстояние. Есть так называемый «маркер» для начала возврата: появление отображения обгоняемого автомобиля в салонном зеркале заднего вида. После того, как он в нем «появился», можно включить правый «поворотник», и смело возвращаться на свою сторону, не опасаясь, что вы его подрежете.

Если в процессе завершения обгона пришлось встраиваться между двумя, следующими друг за дружкой машинами, то необходимо, еще будучи на встречной полосе, сначала уравнять свою скорость со скоростью «переднего» автомобиля, затем плавно встроиться позади него.

Если обгон завершается через сплошную «осевую» линию дорожной разметки, то это — нарушение. Данная тема рассмотрена в одноименной статье Завершение обгона через сплошную линию разметки.

В заключение, несколько строк о правомерности осуществления обгона. Поскольку этот маневр нередко связан с некоторым риском, приступайте к его выполнению только в местах, в которых он не запрещен ПДД, и только тогда, когда есть уверенность в его безопасности.

Если возникает хоть небольшое сомнение (приступить к обгону или отказаться), то лучше его не начинать, а подождать более благоприятных условий. Ситуация на дороге меняется очень быстро.

Рекомендую к прочтению:

Серия публикаций Обгон — посвящена теме правомерности и целесообразности выполнения обгона.

Серия публикаций Дорожные ситуации. Обгон — сборник по разбору дорожных ситуаций в процессе обгона.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 03.01.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

ГИБДД по Алтайскому краю напомнила о главных ошибках, которые водители совершают при обгоне других машин. «Как показывает анализ аварийности, именно летом растет число столкновений на встречке, — пояснили в автоинспекции. — Наиболее типичная ситуация, в которую часто попадают водители, это когда движущийся по двухполосной дороге автомобиль оказывается позади грузовика или тихоходного транспортного средства. Мало у кого хватает терпения передвигаться со скоростью 30–50 км/ч, в связи с чем у многих автомобилистов возникает соблазн пойти на обгон. В этот момент необходимо помнить о правилах, внимательно следить за знаками, разметкой и конфигурацией дороги».

В ГИБДД напоминают, что обгонять другие машины строжайше запрещено, если:

  • движущееся впереди машина производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • по завершении обгона водитель не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимавшуюся полосу.

Кроме того, обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках;
  • на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Наказание за неправильный обгон суровые. В соответствии с ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ выезд в нарушение ПДД РФ на полосу, предназначенную для встречного движения, влечет наложение штрафа в размере 5 тыс. руб. или лишение прав на 4–6 месяцев. Повторное совершение правонарушения влечет лишение права управления на один год.

«И самое важное, если в салоне автомобиля находятся дети, настоятельно рекомендуем отказаться от опасного маневра, так как при совершении ДТП последствия для ребенка всегда вдвое тяжелее, чем для взрослого», — напомнили в ГИБДД.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки быть не может руки вверх
  • Ошибки во фразеологизмах примеры егэ
  • Ошибки бывшего бухгалтера
  • Ошибки во фразеологизмах задания
  • Ошибки букмекерских контор