Подборка по базе: реф — Виды художественной росписи по дереву в России.docx, Договора и их виды курсовая Газимагамаева 2023.docx, Дезинфекция. Стерилизация виды и методы.docx, Бороздняк К.В._03022110_занятие №17_Аэробные виды нагрузок в раз, 16. Моя специальность. Компрессия как основной вид переработки н, Тема 1.2. Понятие, цели, функции, виды и уровни общения .pdf, Практическое занятие Тема 10 Себестоимость продукции, понятие и , Тема 1.2 Компьютеры и их виды.pdf, 1.2. Лекция Виды профессиональной информационной деятельности че, Доклад №2 формы и виды статистического наблюдения.pptx
Виды наблюдения
Метод наблюдения имеет множество разновидностей, выделяемых по тем или иным основаниям. Перейдем к вопросу о классификации наблюдений.
Таблица 1
Основания для классификаций и виды наблюдения
В зависимости от объекта наблюдений противопоставляют друг другу | |
Объективное (внешнее) – наблюдение за внешними по отношению к наблюдателю объектами. | Интроспекция (внутреннее) – наблюдение объекта за самим собой |
По организации | |
Полевое– наблюдение за объектом в естественных условиях его повседневной жизнедеятельности. | Лабораторное – наблюдение за объектом в искусственно созданных условиях. |
По количеству наблюдателей | |
Индивидуальное наблюдение осуществляется одним наблюдателем. | Коллективное ведется группой наблюдателей.. |
По наличию замысла наблюдения | |
Случайное — незапланированное заранее | Преднамеренное заранее запланированное, преследующее незамеченные цели исследования |
По наличию плана наблюдения | |
Систематическое — распределены последовательности актов наблюдения во времени. | Незапланированное – акты наблюдения распределены случайным образом. |
По полноте информации | |
Полное – наблюдатели стараются захватить и распределить максимум доступной информации. | Неполное – фиксируется только определенный ряд характеристик ситуаций, имеющих непосредственное отношение к целям и задачам исследования. |
По объему восприятия | |
Сплошное – постоянное, без перерыва. | Выборочное проводится в отдельные промежутки времени, график которых составляется и обосновывается наблюдателем заранее. |
По характеру регистрации данных | |
Констатирующее – характеристики только фиксируются без обсуждения и оценки. | Оценивающее – производится оценка результатов наблюдения. |
По наличию ограничений процедур | |
Стандартизированное – заранее подчинено разработанному, четкому плану. | Нестандартизированное – позволено отходить от заранее составленного плана. |
В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду | |
Включенное – наблюдатель входит в состав исследуемой группы. | Невключенное – осуществляется без взаимодействия наблюдателя с объектом. |
По наличию средств | |
Прямое – приводится самим наблюдателем | Косвенное – наблюдение проводится через посредников. Обычно имеется в виду получение данных от свидетелей и участников, интересующих наблюдателя событий. Разновидностями косвенного наблюдения можно считать изучение документов, освещающих исследуемые события (отчеты, переписка и т.п.), опрос, изучение биографической информации. Опосредование может осуществляться не только другими людьми, но и техническими средствами. Например, автоматически без присутствия наблюдателя работающей видео- или звукозаписывающей аппаратурой. |
По степени влияния на объект наблюдения | |
Спровоцированное – наблюдение, в ходе которого исследователь провоцирует наблюдаемого на какие-либо действия и поступки. Этот прием наблюдается обычно для акцентирования изучаемого явления и для его совпадения во времени с процедурой наблюдения. Кроме того, определенные действия и поступки, которые желательно изучить в обычных условиях сознательно маскируются, что сильно затрудняет их наблюдение. | Неспровоцированное – наблюдение, при котором поведение не предусматривает провоцирующего вмешательства в исследуемую ситуацию. |
По характеру взаимодействий с объектом | |
Скрытое – наблюдение, при котором люди не знают, что они являются наблюдаемыми. | Открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования. |
Относительно времени исследования | |
Кратковременное (однократное) – совершаемое единожды и представленное в виде описания отдельного случая | Долговременное – проводится в течение длительного времени (обычно – ряда лет) и предполагает постоянный контакт исследователя и объекта изучения. Разновидностями долговременного наблюдения являются:
— панельное (периодическое) – наблюдение, проводимое в течение более коротких, обычно точно заданных промежутков времени; — лонгитюдное (от англ. «долгота») – наблюдение, проводимое в течение длительного времени (обычно – несколько лет). |
Выделенные виды наблюдения существуют во взаимосвязи. Например, включенное или невключенное наблюдение может быть выборочным или сплошным, формализованным или неформализованным.
При выборе определенного вида наблюдения необходимо учитывать цель, задачи, предмет наблюдения.
Ошибки наблюдения
Трудность интерпретации получаемых данных в первую очередь связаны с тем, что психолог, который проводит наблюдение, имеет дело с живой психической реальностью, понимание которой может быть затруднено разного рода ошибками.
Выделяют два рода ошибок, которые могут иметь место при применении метода наблюдения.
Ошибки первого рода
связаны с пределами воспринимающей способности человека;
Ошибки второго рода
являются следствием влияния личности исследователя, так называемые «личностные ошибки». К ним относятся следующие:1. Подверженность стереотипам.
В широком смысле «стереотип» – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при его оценке. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации [35].
2.
Гало-эффект (эффект ореола) – влияние общего впечатления о человеке (или событии) на восприятие и воспроизведение из памяти его частных характеристик. Образ, ранее существовавший, исполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.
3.
Эффект снисходительности (ожесточения) – тенденция давать воспринимаемому преувеличенно положительную (отрицательную) оценку.4. Ошибка усреднения – тенденция давать воспринимаемому среднюю оценку по причине боязни крайних суждений.5. Ошибка проекции – искажение восприятия вследствие «вкладывания» своих состояний в другую личность, приписывать ей черты, которые присущи наблюдателю и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать.6. Ошибка контрастности – склонность наблюдателя при оценке других людей игнорировать или отрицать у них наличие черт характера, наблюдаемых у самих себя. Эта ошибка приводит к подчеркиванию тех признаков, которые противоположны их собственным.7. Ошибка корреляции – ошибочная оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (например, интеллект оценивается по беглости речи).8. Ошибка первого впечатления — первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Существуют способы контроля ошибок наблюдения:
— ошибок первого рода:
1) использование технических средств;
2) постановка реалистических задач наблюдения;
3) подбор и специальная подготовка наблюдателей;
в) проверка схем наблюдения или способов фиксации на надежность;
— ошибок второго рода:
1) контроль полученных результатов данными наблюдений других наблюдателей;
2) контроль другими методами сбора первичной информации;
3) обращение к повторному наблюдению;
4) использование в качестве языка записей результатов наблюдения описательных, операциональных терминов и исключение терминов оценочных.
Наблюдение –
это целенаправленное, организованное
восприятие и регистрация поведения
исследуемого объекта. Задача наблюдателя,
как правило, не связана с вмешательством
в «жизнь» путем создания специальных
условий для проявления наблюдаемого
процесса или явления.
От
пассивного созерцания окружающей
действительности наблюдение отличается
тем, что оно:
а)
подчинено определенной цели;
б)
проводится по определенному плану;
в)
оснащено предметными средствами для
осуществления процесса и фиксации
результатов.
Наблюдение
– активная форма чувственного познания,
дающая возможность накапливать
эмпирические данные, образовывать
первоначальные представления об объектах
или проверять исходные предположения,
связанные с ними. Наблюдение исторически
является первым научным методом
психологических исследований.
Методика
наблюдения содержит самое полное
описание процедуры наблюдения и включает:
а) выбор ситуации и объекта для наблюдения;
б) программу (схему) наблюдения в виде
перечня признаков (аспектов) наблюдаемого
поведения и единиц наблюдения с подробным
их описанием; в) способ и форму фиксации
результатов наблюдения; г) описание
требований к работе наблюдателя; д)
описание способа обработки и представления
полученных данных.
Объект
и предмет наблюдения. Объектом внешнего
наблюдения может быть отдельный человек,
группа людей или общность. Объект
наблюдения характеризуется уникальностью,
неповторяемостью, очень малой или очень
большой длительностью психических
явлений.
Главная
проблема, возникающая при проведении
наблюдения, – воздействие присутствия
наблюдателя на поведение наблюдаемого.
Чтобы минимизировать это воздействие,
наблюдатель должен «примелькаться»,
т. е. чаще присутствовать в окружающей
среде, заниматься каким-либо делом, не
акцентировать внимание на наблюдаемом.
Кроме того, можно объяснить присутствие
наблюдателя какой-либо приемлемой для
наблюдаемого целью, либо заменить
человека-наблюдателя регистрирующей
аппаратурой (видеокамерой, диктофоном
и т. п.), либо вести наблюдение из
смежного помещения через стекло с
односторонней проводимостью света
(зеркало Гезелла). Скромность, такт,
воспитанность наблюдателя ослабляют
неизбежное влияние его присутствия.
Существует
также вид наблюдения «включенное наблюдение»,
когда наблюдатель является реальным
членом группы. Однако этот прием влечет
за собой этическую проблему –
двойственность позиции и невозможность
проводить наблюдение за собой как членом
группы.
Позиция
наблюдателя по отношению к объекту
наблюдения может быть открытой или
скрытой. Включенное наблюдение также
можно отнести к разряду открытого или
скрытого в зависимости от того, сообщает
наблюдатель о факте наблюдения или нет.
В
зависимости от ситуации выделяют полевое
наблюдение, лабораторное наблюдение и
спровоцированное наблюдение в естественных
условиях. Полевое наблюдение проводится
в естественных условиях жизни наблюдаемого,
искажения поведения в этом случае
минимальны. Данный вид наблюдения очень
трудоемок, так как ситуация, интересующая
исследователя, мало поддается контролю
и поэтому наблюдение чаще всего носит
выжидательный характер. Лабораторное наблюдение
проводится в более удобной для
исследователя ситуации, однако
искусственные условия могут сильно
исказить поведение человека.
Спровоцированное наблюдение
осуществляется в естественных условиях,
однако ситуация задается исследователем.
По
способу организации выделяют
несистематическое и систематическое
наблюдение. В несистематическом наблюдении
важно создание некоторой обобщенной
картины изучаемого явления, поведения
индивида или группы в определенных
условиях. Систематическое наблюдение
проводится по плану. Исследователь
выделяет некоторые особенности поведения
и фиксирует их проявление в различных
условиях или ситуациях.
Выделяют
также сплошное и выборочное наблюдение.
При сплошном наблюдении исследователь
фиксирует все особенности поведения,
а при выборочном обращает внимание
только на определенные поведенческие
акты, фиксирует их частоту, продолжительность
и т. п.
Различные
способы организации наблюдения имеют
свои преимущества и недостатки. Так,
при несистематическом наблюдении могут
быть описаны случайные явления, поэтому
предпочтительнее организация
систематического наблюдения в изменяющихся
условиях. При сплошном наблюдении
невозможна полная запись всего
наблюдаемого, поэтому в данном случае
желательно использовать аппаратуру
или привлечь нескольких наблюдателей.
При выборочном наблюдении не исключается
влияние на его результат установки
наблюдателя (видит только то, что хочет
увидеть). Для преодоления такого влияния
возможно привлечение нескольких
наблюдателей, а также поочередная
проверка как основных, так и конкурирующих
гипотез.
В
зависимости от цели исследования
можно выделить поисковые исследования
и исследования, направленные на проверку
гипотез. Поисковое исследование
проводится в начале разработки какой-либо
научной области, ведется экстенсивно,
имеет целью получить наиболее полное
описание всех присущих данной области
явлений, охватить ее целиком. Если в
таком исследовании используется
наблюдение, то оно, как правило, сплошное.
Отечественный психолог М.Я. Басов, автор
классического труда по методике
наблюдения, обозначает цель такого
наблюдения как «вообще наблюдать»,
наблюдать все, чем проявляет себя объект,
без отбора каких-либо определенных
проявлений. В некоторых источниках
такое наблюдение называют выжидательным.
Если
цель исследования конкретна и строго
определена, наблюдение строится иначе.
В данном случае оно называется
исследующим, или выборочным. При
этом производится отбор содержания
наблюдения, расчленение наблюдаемого
на единицы.
По
использованию средств наблюдения различают
непосредственное и опосредованное (с
использованием наблюдательных приборов
и средств фиксации результатов)
наблюдение. К средствам наблюдения
относятся аудио-, фото– и видеоаппаратура,
карты наблюдения. Однако технические
средства не всегда доступны, а применение
скрытой камеры либо диктофона представляет
этическую проблему, поскольку исследователь
в данном случае посягает на внутренний
мир человека без его согласия. Некоторые
исследователи считают их использование
недопустимым.
По
способу хронологической организации различают
лонгитюдное, периодическое и единичное
наблюдение. Лонгитюдное наблюдение
проводится в течение ряда лет и
предполагает постоянный контакт
исследователя и объекта изучения.
Результаты таких наблюдений обычно
фиксируются в виде дневников и широко
охватывают поведение, образ жизни,
привычки наблюдаемого человека.
Периодическое наблюдение проводится
в течение определенных, точно заданных
промежутков времени. Это наиболее
распространенный вид хронологической
организации наблюдения. Единичные, или
однократные, наблюдения, как правило,
представлены в виде описания отдельного
случая. Они могут быть как уникальными,
так и типичными проявлениями изучаемого
феномена.
Фиксация
результатов наблюдения может проводиться
в процессе наблюдения или по прошествии
некоторого времени. В последнем случае,
как правило, страдают полнота, точность
и надежность в регистрации поведения
испытуемых.
Общие
требования к записи наблюдений
1.
Основное требование — запись наблюдения
должна быть фактологична, то есть
читающий ее человек может «увидеть»
картину наблюдаемого явления собственными
глазами. «Всякий факт, всякое наблюдение
должно быть зафиксировано в том виде,
в каком этот факт или явление существовали
как нечто реальное» (М.Я. Басов, с. 125).
2. Запись должна включать описание
всей ситуации (предметной и социальной),
в которой происходит наблюдаемое событие
(запись «фона» в терминологии М.Я.
Басова).
3. Запись должна быть полной
в том смысле, что она должна по возможности
полно в соответствии с целью отражать
изучаемую реальность.
ЗАПИСЬ
НАБЛЮДЕНИЙ В ПОИСКОВОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Особенность:
предварительные знания изучаемой
действительности минимальны.
Задача
наблюдателя состоит в фиксации проявлений
активности объекта наблюдения во всем
их разнообразии.
Требования к
записи:
1. Запись должна быть достаточно
полной и производится в виде свободного
описания в понятиях естественно
сложившегося языка.
2. Записывать нужно
события как таковые — что происходило
и каким именно образом, а не свои
впечатления о происходившем.
Точка
зрения № 1. М.Я. Басов считает, что по
полноте, точности и отсутствию оценок
и интерпретационных моментов запись
наблюдений должна приближаться к
(фотографии и называет ее «фотографической»
в отличие от истолковательной и
обобщенно-описательной. Однако, это
требование «фотографичности» записи
не должно пониматься буквально. Как
правило, наблюдателю очень трудно
обойтись в описании совсем без включения
психологического истолкования некоторых
моментов, которые не могут быть сами по
себе предметом наблюдения извне и
выводятся наблюдателем из поведенческих
фактов как их внутренняя основа.
Точка
зрения № 2. По замечанию А.П. Болтунова
одно — два метких слова, дающих
психологическую характеристику
переживаний наблюдаемого человека,
усматриваемых из его поведения, лучше
потока длинных описаний, в которых из-за
деревьев не видно леса, поскольку при
этом объективность описания не понижается,
а понимание внутренней стороны становится
более доступным и обоснованным благодаря
наличности непосредственного субъективного
впечатления.
Пример хорошей записи
в дневнике наблюдения поведения девочки
в детском доме
Выделенные в тексте
слова дают психологическое истолкование
наблюдаемому.
«Тогда она встает (с
кровати), берет доски и с этими досками
бросается на старших девочек, которые
пришли за мной. Замахивается на лежавших
в постели; те с испугом вскакивают;
начинается крик, рев. Она очень довольна,
что все это произвела, она: «Эх, как они
меня боятся!» — говорит она со смехом»
(Болтунов А.П. Педагогическая характеристика
ребенка. М.;Л., 1926, с. 12).
Пример плохой
записи обобщенно-оценочного типа
«Дети
с интересом прослушали сказку Оскара
Уайльда «Звездное небо» и сами сделали
вывод о красоте добра и уродстве зла».
(Там же, с. 18).
В записи не отмечено, в
какой форме дети сделали этот вывод и
потому ничего нельзя заключить о степени
понимания сказки и уровне раз вития у
детей нравственных суждений — того, что
наиболее интересно психологу и
педагогу.
Формы записи в поисковых
исследованиях
— в виде сплошного
протокола;
-в виде дневника.
Что
указывается
— указывается в записи
дата, время, место и ситуация наблюдения;
—
социальное и предметное окружение;
—
если нужно, контекст предшествующих
событий (например, наблюдение за
поведением человека вечером, после
напряженного трудового дня, дома на
общей кухне коммунальной квартиры, во
время конфликта с соседом).
Порядок
ведения сплошного протокола
Протокол
представляет собой обычную без какой-либо
заранее внесенной на лист, где ведется
запись, рубрикации.
Требования:
—
чтобы запись была полной, он пишется во
время наблюдения;
— полное сосредоточение
наблюдателя на наблюдении и фиксации;
—
весьма желательно для ускорения записи
использовать условные обозначения или
стенографию.
Сплошной протокол
используется также для так называемых
предварительных наблюдений в начальной
фазе исследования, которое направлено
на решение какой-либо частной задачи.
Цель предварительного наблюдения —
уточнение объекта и ситуации наблюдения
и определение репертуара поведения
(составление перечня единиц наблюдения).
С
особенностями сплошного протоколирования
во время предварительных наблюдений
студенты смогут познакомиться при
отработке двух заданий, одно из которых
посвящено анализу трудовой деятельности
прессовщиц на швейной фабрике, другое
— поведению ребенка в незнакомой
ситуации.
Порядок ведения дневниковой
формы записи наблюдений
Используется
при многодневных наблюдениях, иногда
длящихся месяцы и годы, как например в
лонгитюдных исследованиях психического
развития ребенка.
Требования:
—
дневник ведется в тетради с пронумерованными
листами и большими полями для последующей
обработки записей;
— соблюдение точности
наблюдений и точности терминологии
(однозначное ее использование на
протяжении всего времени исследования);
—
запись должна по возможности полно
отражать наблюдавшееся;
— точная
передача смысла наблюдавшихся явлений;
—
вести запись желательно во время
наблюдения, если это невозможно, то
записывать по памяти;
— не рекомендуется
при этом откладывать запись в долгий
ящик.
Исследование Штерна (А.П. Болтунов)
показало, что искажения в описания
картин, рассматривавшихся взрослыми
интеллигентными людьми, нарастают
примерно на 0,3% за день по сравнению с
непосредственным воспроизведением и
состоят в превращении предметов
(например, мяч превратился в солнце),
приписывании предметам возможных, но
отсутствующих на картине действий,
искажении пространственных соотношений
и смысла и т.п.
На практике оправдала
себя комбинированная запись, когда
собственные моменты фиксируются в ходе
наблюдения, а подробности — сразу же
после наблюдений и лучше в той ситуации,
где велись наблюдения, так как сама
обстановка способствует более полному
воспроизведению всего происходившего.
Для
регистрации единиц наблюдения используются
соответствующие методические документы:
а)
карточка наблюдения — предназначена
для регистрации признаков наблюдения
в строго формализованном и, как правило,
закодированном виде. В ходе наблюдения
наблюдатель может использовать несколько
карточек (по одной на каждую единицу
наблюдения);
б) протокол наблюдения —
предназначен для комбинированной
регистрации результатов наблюдения в
формализованных и неформализованных
процедурах. Он отражает в себе алгоритм
взаимодействия различных карточек
наблюдения;
в) дневник наблюдения —
предназначен для фиксации результатов
наблюдения. В нем отмечаются не только
сведения об объекте, но и действия
исследователя в ходе наблюдения, дается
оценка инструментария.
Типичные ошибки наблюдения:
-
Гало-эффект
—
обобщенное
впечатление наблюдателя ведет к грубому
восприятию поведения, игнорированию
тонких различий. -
Эффект
снисхождения—
тенденция всегда давать положительную
оценку происходящему. -
Ошибка
центральной тенденции
— наблюдатель
стремится давать усредненную оценку
наблюдаемому поведению. -
Ошибка
корреляции—
оценка одного признака поведения дается
на основании другого наблюдаемого
признака (интеллект оценивается по
беглости речи). -
Ошибка
контраста—
склонность наблюдателя выделять у
наблюдаемых черты, противоположные
собственным. -
Ошибка
первого впечатления
— первое
впечатление об индивиде определяет
восприятие и оценку его дальнейшего
поведения.
Наблюдение
незаменимо в случаях, когда:
-
необходимо
исследовать естественное поведение
без вмешательства извне в ситуацию, -
нужно
получить целостную картину происходящего
и отразить поведение индивидов во всей
полноте.
Наблюдение
требует выяснения следующих моментов.
1.
На какой вопрос должно дать ответ
наблюдение?
2.
В каких условиях должно проводиться
наблюдение?
3.
Описано ли подлежащее наблюдению
поведение таким образом, чтобы с помощью
этих категорий можно было дать ответ
на поставленный вопрос?
4.
Соответствует ли описание фактическому
поведению?
5.
Существует ли единство между различными
наблюдающими при записи одного и того
же поведения в соответствии с данными
категориями?
6.
Пользуются ли при повторном наблюдении
теми же категориями?
7.
Возможно ли повторное наблюдение
поведения в сопоставимых ситуациях?
Примерный
перечень вопросов, фиксируемых в
регистрационных документах:
•
Наблюдаемые. Кто они, сколько их? Род
занятий, характер взаимоотношений?
Структура коллектива?
• Обстановка.
Где? В каких условиях проходят действия
наблюдаемых? Чем может отличаться их
поведение в ситуациях? Чем могут
заниматься? Какие действия можно ожидать
в этой обстановке? Какие действия будут
неожиданными?
• Цели действий
наблюдаемых. В чем состоят основные
функции участников действий? Какие цели
преследуют (официальные, неофициальные)?
Какие цели участников совпадают с
задачами коллектива, с целями других
участников, какие не совпадают?
•
Поведение. Что и как конкретно делают?
Каково содержание выполняемых действий?
Каковы стимулы и мотивы, вызывающие
участие в действии, ту или иную форму
поведения? Как внешне выражается
эмоциональное отношение к действию?
Каковы: напряженность, постоянство,
продолжительность отдельных форм
поведения? Каков эффект отдельных форм
поведения? Что следует за ним и как он
воспринимается самим наблюдаемым и
другими участниками действия? Как
меняется действие после достижения
определенного результата?
• Частота
и продолжительность наблюдаемых
ситуаций. Когда возникла ситуация и как
долго она длилась? Уникальная или
повторяемая? Часто возникает? В каких
показателях может быть зафиксирована?
Что вызывает ее и что сдерживает ее
возникновение? Насколько типична?
•
Данные о процедурах наблюдения и оценка
их эффективности. Краткие сведения о
наблюдателе, в том числе сколько раз
проводил наблюдение ранее?
• Время
заполнения методических документов
наблюдения, регистрация данных (до,
после наблюдения, когда именно).
•
Выполнение требований программы.
Отклонения условий наблюдаемой ситуации
от заданных в программе. Какие
требования не удалось выполнить?
•
Оценка инструментария. Случаи трудностей
фиксации признаков, их отнесения к
выделенным категориям наблюдения.
•
Оценка включенности наблюдаемой
ситуации. Насколько замечен участниками
факт наблюдения и какова реакция на
факт наблюдения? Какова степень общения
с наблюдаемыми военнослужащими? Какого
рода контакты возникали с ними в ходе
наблюдения?
• Оценка эффективности.
Необходимость повторного наблюдения
или проверки данных другими методами.
Использование приемов, повышающих
эффективность наблюдения. Рекомендации
по дальнейшему применению метода
наблюдения для решения данной
исследовательской задачи.
Ошибки I и II рода при проверке гипотез, мощность
Общий обзор
Принятие неправильного решения
Мощность и связанные факторы
Проверка множественных гипотез
Общий обзор
Большинство проверяемых гипотез сравнивают между собой группы объектов, которые испытывают влияние различных факторов.
Например, можно сравнить эффективность двух видов лечения, чтобы сократить 5-летнюю смертность от рака молочной железы. Для данного исхода (например, смерть) сравнение, представляющее интерес (например, различные показатели смертности через 5 лет), называют эффектом или, если уместно, эффектом лечения.
Нулевую гипотезу выражают как отсутствие эффекта (например 5-летняя смертность от рака молочной железы одинаковая в двух группах, получающих разное лечение); двусторонняя альтернативная гипотеза будет означать, что различие эффектов не равно нулю.
Критериальная проверка гипотезы дает возможность определить, достаточно ли аргументов, чтобы отвергнуть нулевую гипотезу. Можно принять только одно из двух решений:
- отвергнуть нулевую гипотезу и принять альтернативную гипотезу
- остаться в рамках нулевой гипотезы
Важно: В литературе достаточно часто встречается понятие «принять нулевую гипотезу». Хотелось бы внести ясность, что со статистической точки зрения принять нулевую гипотезу невозможно, т.к. нулевая гипотеза представляет собой достаточно строгое утверждение (например, средние значения в сравниваемых группах равны ).
Поэтому фразу о принятии нулевой гипотезы следует понимать как то, что мы просто остаемся в рамках гипотезы.
Принятие неправильного решения
Возможно неправильное решение, когда отвергают/не отвергают нулевую гипотезу, потому что есть только выборочная информация.
|
Верная гипотеза | ||
---|---|---|---|
H0 | H1 | ||
Результат применения критерия |
H0 | H0 верно принята | H0 неверно принята (Ошибка второго рода) |
H1 | H0 неверно отвергнута (Ошибка первого рода) |
H0 верно отвергнута |
Ошибка 1-го рода: нулевую гипотезу отвергают, когда она истинна, и делают вывод, что имеется эффект, когда в действительности его нет. Максимальный шанс (вероятность) допустить ошибку 1-го рода обозначается α (альфа). Это уровень значимости критерия; нулевую гипотезу отвергают, если наше значение p ниже уровня значимости, т. е., если p < α.
Следует принять решение относительно значения а прежде, чем будут собраны данные; обычно назначают условное значение 0,05, хотя можно выбрать более ограничивающее значение, например 0,01.
Шанс допустить ошибку 1-го рода никогда не превысит выбранного уровня значимости, скажем α = 0,05, так как нулевую гипотезу отвергают только тогда, когда p< 0,05. Если обнаружено, что p > 0,05, то нулевую гипотезу не отвергнут и, следовательно, не допустят ошибки 1-го рода.
Ошибка 2-го рода: не отвергают нулевую гипотезу, когда она ложна, и делают вывод, что нет эффекта, тогда как в действительности он существует. Шанс возникновения ошибки 2-го рода обозначается β (бета); а величина (1-β) называется мощностью критерия.
Следовательно, мощность — это вероятность отклонения нулевой гипотезы, когда она ложна, т.е. это шанс (обычно выраженный в процентах) обнаружить реальный эффект лечения в выборке данного объема как статистически значимый.
В идеале хотелось бы, чтобы мощность критерия составляла 100%; однако это невозможно, так как всегда остается шанс, хотя и незначительный, допустить ошибку 2-го рода.
К счастью, известно, какие факторы влияют на мощность и, таким образом, можно контролировать мощность критерия, рассматривая их.
Мощность и связанные факторы
Планируя исследование, необходимо знать мощность предложенного критерия. Очевидно, можно начинать исследование, если есть «хороший» шанс обнаружить уместный эффект, если таковой существует (под «хорошим» мы подразумеваем, что мощность должна быть по крайней мере 70-80%).
Этически безответственно начинать исследование, у которого, скажем, только 40% вероятности обнаружить реальный эффект лечения; это бесполезная трата времени и денежных средств.
Ряд факторов имеют прямое отношение к мощности критерия.
Объем выборки: мощность критерия увеличивается по мере увеличения объема выборки. Это означает, что у большей выборки больше возможностей, чем у незначительной, обнаружить важный эффект, если он существует.
Когда объем выборки небольшой, у критерия может быть недостаточно мощности, чтобы обнаружить отдельный эффект. Эти методы также можно использовать для оценки мощности критерия для точно установленного объема выборки.
Вариабельность наблюдений: мощность увеличивается по мере того, как вариабельность наблюдений уменьшается.
Интересующий исследователя эффект: мощность критерия больше для более высоких эффектов. Критерий проверки гипотез имеет больше шансов обнаружить значительный реальный эффект, чем незначительный.
Уровень значимости: мощность будет больше, если уровень значимости выше (это эквивалентно увеличению допущения ошибки 1-го рода, α, а допущение ошибки 2-го рода, β, уменьшается).
Таким образом, вероятнее всего, исследователь обнаружит реальный эффект, если на стадии планирования решит, что будет рассматривать значение р как значимое, если оно скорее будет меньше 0,05, чем меньше 0,01.
Обратите внимание, что проверка ДИ для интересующего эффекта указывает на то, была ли мощность адекватной. Большой доверительный интервал следует из небольшой выборки и/или набора данных с существенной вариабельностью и указывает на недостаточную мощность.
Проверка множественных гипотез
Часто нужно выполнить критериальную проверку значимости множественных гипотез на наборе данных с многими переменными или существует более двух видов лечения.
Ошибка 1-го рода драматически увеличивается по мере увеличения числа сравнений, что приводит к ложным выводам относительно гипотез. Следовательно, следует проверить только небольшое число гипотез, выбранных для достижения первоначальной цели исследования и точно установленных априорно.
Можно использовать какую-нибудь форму апостериорного уточнения значения р, принимая во внимание число выполненных проверок гипотез.
Например, при подходе Бонферрони (его часто считают довольно консервативным) умножают каждое значение р на число выполненных проверок; тогда любые решения относительно значимости будут основываться на этом уточненном значении р.
Связанные определения:
p-уровень
Альтернативная гипотеза, альтернатива
Альфа-уровень
Бета-уровень
Гипотеза
Двусторонний критерий
Критерий для проверки гипотезы
Критическая область проверки гипотезы
Мощность
Мощность исследования
Мощность статистического критерия
Нулевая гипотеза
Односторонний критерий
Ошибка I рода
Ошибка II рода
Статистика критерия
Эквивалентные статистические критерии
В начало
Содержание портала