Он был первым, кто отказался от авторского права, был противником государственной системы, а за отрицание религиозных авторитетов отлучен от церкви. Он отказался от Нобелевской премии, ненавидел деньги и выступал на стороне крестьян.
Его имя — Лев Толстой.
• Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это.
• Для того чтобы воспринимать чужие мысли, надо не иметь своих.
• Как ни странно самые твердые, непоколебимые убеждения — самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны.
• Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
• Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания.
• Знание без нравственной основы — ничего не значит.
• Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.
• Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать.
• Самый верный признак истины — это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.
• Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим.
• Будь правдив по отношению к ребенку: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи!
• Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи.
• Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе.
• Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить.
• Мы часто смотрим на древних, как на детей. А дети мы перед древними, перед их глубоким, серьезным, незасоренным пониманием жизни.
• В народной речи живут и всегда действуют законы рождения языка.
• Язык есть орудие мышления.
• Слово есть поступок.
• Люди учатся, как говорить, а главная наука — как и когда молчать.
• Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры.
• Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как.
• Зерно невидимо в земле, а только из него вырастает огромное дерево. Так же незаметна мысль, а только из мысли вырастают величайшие события жизни человеческой.
• Корень злых дел в дурных мыслях.
• Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли.
• Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде газет и дурных книг, к несчастью, часто привлекательны.
• Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни.
• Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, и самый худший сорт человека — который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности — все различие людей.
• Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость.
• Мудрость — знать, в чем дело жизни и как исполнять его.
• Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.
• Каждый мечтает изменить мир, но никто не ставит целью изменить самого себя •
PS.
На своиx лекцияx Владимир Набоков использовал следующий прием. Он закрывал в помещении все шторы, добиваясь полной темноты. «На небосклоне русской литературы вот это Гоголь», — и в конце зала вспыхивала лампа. «Вот это Чехов», — на потолке загоралась еще одна звезда. «Это Достоевский», — щелкал выключателем Набоков.
«А вот это — Толстой!» — лектор распахивал драпировку окна, и помещение заливал слепящий солнечный свет.
http://nashaplaneta.su/blog/20_citat_lva_tolstogo_kotorye_otkrojut_ego_vam_s_novoj_storony/2015-01-23-61556
ВикиЧтение
Об истине, жизни и поведении
Толстой Лев Николаевич
9 ИЮЛЯ (Знание)
Ошибочно думают, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания.
1
Сократ хотя и считал глупость несовместимой с мудростью, не называл невежество глупостью. Но не знать самого себя и воображать себе, что знаешь то, чего не знаешь, вот что он называл безумием.
Ксенофонт
2
Мы живем в век философии, наук и разума. Кажется, что все науки соединились, чтобы осветить путь в этом лабиринте человеческой жизни. Огромные библиотеки открыты для всех, везде гимназии, школы, университеты дают нам с детства возможность воспользоваться мудростью людей, проявившейся в продолжение тысячелетий. Все, казалось бы, содействует образованию нашего ума и утверждению разума. Что же, стали ли мы лучше или мудрее от всего этого? Лучше ли мы знаем путь и назначение нашего призвания? Лучше ли мы знаем, в чем наши обязанности и, главное, благо жизни? Что приобрели мы от всего этого тщетного знания, кроме вражды, ненависти, неизвестности и сомнений? Всякое религиозное учение и секта доказывает, что она одна нашла истину. Всякий писатель один знает, в чем наше благо. Один доказывает нам, что нет тела, другой – что нет души, третий – что между душой и телом нет связи, четвертый – что человек животное, пятый – что Бог только зеркало.
Руссо
3
Какое огромное преимущество на стороне того человека, который ничего не знает о предмете и, что очень редко, – знает, что ничего не знает о нем, перед тем, кто действительно кое-что знает, но думает, что он знает все! Какое огромное преимущество на стороне первого!
Торо
4
Как много ненужного чтения могли бы мы избегнуть при самостоятельном мышлении!
Разве чтение и учение одно и то же? Кто-то не без основания утверждал, что книгопечатание если и способствовало более широкому распространению учености, то в ущерб ее качеству и содержанию. Слишком много читать вредно для мышления. Величайшие мыслители, встречавшиеся мне среди ученых, которых я изучал, были как раз наименее начитанными.
Если бы людей учили, как они должны мыслить, а не только тому, что они должны мыслить, – недоразумение было бы предотвращено.
Лихтенберг
5
Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло мира.
6
Человек, который умеет скрывать свою глупость, лучше, чем человек, который хочет выказать свою мудрость.
7
Чтобы достигнуть нравственного совершенства, нужно прежде всего заботиться о душевной чистоте. А душевная чистота достигается в том только случае, когда сердце ищет правды и воля стремится к святости. И все это зависит от истинного знания.
Конфуций
8
Ум укрепляется или расслабляется чтением решительно так же, как тело свежим или гнилым воздухом.
Джон Рёскин
Сомнительно знание, вызывающее споры.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Глава II. «Знание как» и «знание что»
Глава II. «Знание как» и «знание что»
(1) Предисловие
В этой главе я постараюсь показать, что, когда мы описываем людей как обнаруживающих определенные способности сознания, мы не обращаемся к скрытым эпизодам, следствием которых являются внешне наблюдаемые поступки и
ЗНАНИЕ — ВЛАСТЬ — ЗНАНИЕ
ЗНАНИЕ — ВЛАСТЬ — ЗНАНИЕ
А здесь мы мельком взглянем на самые фундаментальные, но упускаемые из виду отношения между знаниями и властью в обществе: связь между тем, как люди организуют свои концепции и как они организуют свои институции. Скажем очень кратко: способ,
27 ИЮЛЯ (Знание)
27 ИЮЛЯ (Знание)
Знание – орудие, а не цель.1
Люди мало знают оттого, что они стремятся познать или то, что не дано их пониманию, недоступно им: Бог, вечность, дух; или то, о чем не стоит думать: о том, как мерзнет вода, о теории чисел, о том, какие бактерии в какой болезни, и
9 июля
9 июля
Когда садился в самолёт, среди всего этого шума, табачного дыма и громких разговоров совершенно неожиданно начало возникать то чувство, то чувство безмерности и то необычайное благословение, — безграничное ощущение святости, — которое ощущалось в il L.Тело было в
10 июля
10 июля
Спал мало, но проснулся с осознание сильного ощущения движущей энергии, которая сфокусировалась в голове. Тело стонало и всё же было очень спокойным, распростёртым и исполненным мира. Комната казалась наполненной; было очень поздно, и передняя дверь соседнего дома
11 июля
11 июля
Давление и напряжение были довольно сильными, и боль присутствует тоже. Любопытно во всём этом то, что тело никак не протестует, никакого сопротивления не оказывает. Во всё это вовлечена неизвестная энергия. Слишком занят, чтобы много
12 июля
12 июля
Прошлая ночь была тяжёлой, с криками и стонами. Голова болела. Хотя спал немного, дважды просыпался, — и каждый раз было ощущение расширяющейся интенсивности и напряжённого внутреннего внимания, и мозг опустошил себя от всякого чувства и всякой мысли.Разрушение;
13 июля
13 июля
Думаю, покой этого места, зелёных склонов гор, красота деревьев и чистота — это и другие вещи сделали давление и напряжение гораздо сильнее; голова болела весь день; становится хуже, когда остаюсь один. Похоже, так продолжалось всю прошлую ночь, несколько раз
14 июля
14 июля
Весь процесс продолжался целый день — давление, напряжение и боль в задней части головы; просыпался с криком несколько раз, и даже днём были и непроизвольные стоны и вскрикивания. Прошлой ночью это священное чувство наполнило комнату, и другой его тоже ощущал.Как
15 июля
15 июля
Весь процесс прошлой ночью был тяжёлым; остался довольно усталым и невыспавшимся.Проснулся среди ночи с ощущением безграничной и безмерной силы. Это была не та сила, которую дают воля или желание, а сила, которая есть в реке, в горе, в дереве. Она есть и в человеке,
16 июля
16 июля
Весь процесс продолжался большую часть ночи; он был довольно интенсивным. Как много может выдержать тел о! Всё тело трепетало, и проснулся сегодня утром с трясущейся головой.Этим утром здесь было то особенное священное, заполнившее комнату. Оно обладает огромной
17 июля
17 июля
Мы поднимались по тропинке крутого, поросшего лесом склона горы, потом сели на скамью. Внезапно, в высшей степени неожиданно, это священное благословение снизошло на нас; другой тоже его чувствовал, хотя мы ничего не говорили. Как оно уже несколько раз наполняло
18 июля
18 июля
Процесс был очень острым, не давал спать; даже утром и после полудня вскрикивал и стонал. Боль была довольно сильной.Проснулся сегодня утром с изрядной болью, но в то же время была вспышка видения, которое было откровением. Наши глаза и мозг регистрируют внешние
19 июля
19 июля
Было довольно плохо всю вторую половину вчерашнего дня и казалось, что стало ещё больнее. К вечеру пришло то священное и заполнило комнату, и другой его тоже чувствовал. Всю ночь было вполне спокойно, хотя давление и напряжение оставались, как солнце за облаками;
20 июля
20 июля
Процесс был особенно интенсивным вчера после второй половине дня. Ожидая в автомобиле, почти не замечал, что происходит вокруг. Интенсивность возросла и стала почти невыносимой, такой, что пришлось лечь. К счастью, в комнате кто-то был.Комната наполнилась этим
24 июля
24 июля
Процесс был не столь интенсивным, поскольку тело несколько дней было не в порядке, но хотя он и слаб, время от времени его интенсивность можно было почувствовать. Просто удивительно, как этот процесс может приспосабливаться к обстоятельствам.Когда вчера проезжали
ЦИТАТЫ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ (UOTES ABOUT THE QUALITY OF EDUCATION)
1. Не гнаться за многим, стремиться к глубине. Суть величия – не
количество, а качество. Превосходное всегда единично и редко; чего
много, тому цена невелика.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1601–1658) испанский писатель, философ и теоретик литературы
2. Ошибочно думать, что много знание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания.
Лев Николаевич Толстой(1828–1910) русский писатель, мыслитель, просветитель
3. Надо стараться выяснить-не кто знает больше, а кто знает лучше.
Мишель Монтень(1533–1592) знаменитый французский писатель и философ эпохи Возрождения
4. Я не устаю повторять, что управление качеством начинается с подготовки кадров и заканчивается подготовкой кадров
Каору Исикаваз(н(1915–1990) выдающийся японский специалист
в области качества, автор книги «Японские методы управления качеством»
5. Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили.
Альберт Эйнштейн(1879–1955) физик-теоретик
6. Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
Конфуций (551 до н.э. – 479 до н.э.) древний мыслитель и философ Китая
7. Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим.
Джордано Бруно (1548–1600) итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма
8. Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.
Аристотель(384–322) древнегреческий философ
9. Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.
Монтескье Шарль-Луи де Секонда (1689–1755) французский писатель, правовед и философ
10. Если кто-нибудь ищет общества образованных людей, если он
живет постоянно с людьми, превосходящими его по уму, то он становится от
этого просвещеннее.
Гельвеций Клод Адриан (1715–1771) французский литератор и философ-материалист
11. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Ключевский Василий Осипович (1841–1911) российский историк, профессор Московского университета
12. В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать
вопросы людям, стоявшим ниже меня. Поэтому я хочу, чтобы мои ученики не
считали для себя зазорным обращаться по всем вопросам и к тем, кто стоит
ниже их. Тогда их знания будут более полными и совершенными.
Абу-ль-Фарадж (Григорий Иоанн Бар-Эбрей 1226–1286) сирийский ученый, писатель, врач
13. Следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает.
Аврелий Августин (Августин Блаженный) 354–430, епископ Гиппонский, философ и политик
14. Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние.
Генри Адамс (1838–1918) американский писатель и историк
15. Пока ученик не достигнет уровня знаний учителя, он не знает по-настоящему своего учителя.
Абу Хамид Аль-Газали (1058–1111) исламский богослов и философ
16. Никто тебе не друг, никто тебе не враг! Но каждый человек тебе – Великий Учитель!
Кора Антарова (1886–1959) русская певица, писательница и теолог
17. Учить – значить вселять надежду.
Луи Арагон (1897–1982) французский писатель и политический деятель
18. Отношение государства к учителю – это государственная
политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его
слабости. Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные
учителя и приходские священники.
Отто фон Бисмарк (1815–1898) германский государственный деятель
19. Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет.
Боэций Дакийский (1230–1284) французский философ
20. Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика.
Шарлотта Бронте (1816–1855) английская писательница
21. Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.
Вудро Вильсон (1856–1924) двадцать восьмой президент США и лауреат нобелевской премии за мир
22. Плох тот ученик, который не превосходит учителя.
Леонардо да Винчи (1452–1519) итальянский художник, архитектор и ученый
23. Человек всегда учится лишь у тех, кого любит.Те, у которых мы
учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас,
заслуживает это имя.
Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832) немецкий поэт
24. Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя.
Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) русский писатель
25. Обучать народ – значит делать его лучше; просвещать народ –
значит повышать его нравственность; делать его грамотным – значит
цивилизовать его.
Виктор Гюго (1802–1885) французский писатель
26. Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.
Владимир Иванович Даль (1801–1872) русский этнограф, писатель и медик
27. Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит
прирожденный такт. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее
находить. Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика является сам учитель.
Адольф Дистервег (1790–1866) немецкий педагог