Диалектическое мышление – уникальная способность, без которой люди не могли бы вести разумные диалоги с другими, умело рассуждать, обмениваться мнениями, выстраивать логические цепочки в своих мыслях. Эта наиважнейшая составляющая для формирования современного общества и различных сфер деятельности человека.
Чтобы подготовить специалистов, которые могли бы свободно ориентироваться в окружающем круговороте действительности, проявлять находчивость и приходить к неординарным выводам, педагоги стараются прививать такое мышление детям уже с дошкольного возраста. В данной статье рассмотрим более детально, что собой представляет данное понятие.
Общие сведения
Методологическая роль диалектики заключается в том, чтобы распознать общие алгоритмы изучаемых объектов, понять, как они развиваются. В результате этого процесса постигается сущность предмета. Кроме того, способ помогает разобраться самому исследователю в собственном мышлении. Посредством диалектических алгоритмов субъект может последовательно выстраивать личные суждения, отсеивать обнаруженные ошибки и заполнять пробелы. Логические схемы позволяют делать обобщающие выводы и систематизировать результаты.
Определение
Исходя из выше сказанного, постараемся дать определение данному понятию. Как видим, диалектическое мышление – это умение рассуждать, искусно владея аргументами, и правильно излагать свои мысли. Подобный склад ума является рефлексивным, то есть способен обнаружить и проанализировать противоречия в процессе исследования объекта и внутри себя. Здесь прослеживается тесная взаимосвязь между существующим и развивающимся. Например, в материализме объединяют две теории: развитие физического мира в совокупности с логикой познания. В философии диалектическое мышление в основном используется для аргументации. Посмотрим, как это происходило на практике.
В философии
На искусстве рассуждать базируются индийские и европейские философские традиции. Такой метод стал популярен благодаря концепции Платона, в которой он использовал диалоги людей. Подобные рассуждения велись следующим образом: два субъекта, мнения которых являлись противоречивыми, должны были прийти к общей истине, обмениваясь своими домыслами. Со времен Гегеля диалектический способ мышления начали ставить в противоположность метафизике.
Постепенно данный метод приобрел другую форму. По мере развития прогресса происходили изменения и в содержании диалектики. Сейчас она рассматривается как отдельная наука, которая базируется на принципах абстракции. В связи с этим выделяют две основные формы объективного логического мышления:
- материалистическую;
- философскую.
Как развивались формы
Изначально философские учения имели наивно-диалектическую и стихийно-материалистическую сущность. Первая форма диалектики – античная. Она сформировалась приблизительно 2500 лет назад в Древней Греции, Индии и Китае. Подобная мудрость была свойственна и восточным философам. Согласно античному мышлению, делался упор на парные категории мыслительных алгоритмов, то есть нахождение единой основы у разных до прямой противоположности уже дозревших идей и концепций. А также символов и образов как в известных философских направлениях, так и в эзотерических. Это единая форма, в которой прослеживается борьба противоречий в содержании мышления. Такое экзотическое понятие не совсем было привычно для европейцев. Тем не менее оно являлось теоретически обоснованным и настраивало мыслителей на нахождение разумного основания, конечная цель которого — поиск взаимоопределяемости категорий мышления.
В каждой стране обсуждаемое нами понятие носило различный характер. Поэтому и формы диалектического мышления претерпевали изменения. Например, в марксизме оно преподносилось как отражатель законов в формировании материи, которая находится в движении постоянно и развивается сама по себе. Взгляд Карла Маркса на материалистическую диалектику противоположен понятиям, которые изложил в своем труде Гегель. В его философии оно подразумевает переход из одного умозаключения в другое, при котором обнаруживается, что данные определения ограниченны и односторонние, они отрицают самих себя. В СССР допускалось лишь материалистическое мышления, к другим формам диалектики относились с большим подозрением. После распада Советского Союза оно, наоборот, утратило свою значимость. Хотя некоторые авторы оценивали материалистическую форму положительно.
Материалистическая диалектика
Некоторые современные философы, обращаясь к данному способу мышления, связывают его исключительно с действиями или деятельностью человека. В XXI столетии ученые начали вводить диалектику в науку. Это помогает разрешать антагонистические тенденции, делать их доступными и внятными. Также парадоксальные и необычные противоречия во всех видах научных исследований, в том числе прикладной математике. Такая форма мышления нашла свое подтверждение в биологии. Все организмы подчинены постоянным метаболическим и эволюционным изменениям своим конкретным содержанием информации и физико-химическим развитием по строгому детерминированному плану. Чаще всего диалектика используется в психологии и социологии.
Понятие
Диалектический метод мышления в наше время подразумевает объективное суждение. Это наука, которая раскрывает общие закономерности, их развитие и изучение природы, включая разумных субъектов и их мыслительные способности. Что подразумевается под законами природы? Это понятия без ограничений и каких-либо условий. Они выполняются всегда и везде, в разных сферах нашей жизни, в том числе и повседневной. Это позволяет людям мыслить более широко, приходя от общих понятий к частным, от верха к низу. Когда принимается во внимание подобная взаимосвязь, то законы химии, физики, техники и прочие опускаются на более низкую ступень. Таким образом, диалектический способ мышления преобладает над частными науками. Это значит, что он актуален для современного человека и его нужно освоить.
Актуальность объективного познания
Полноценную жизнедеятельность человеку обеспечивает обучающий процесс, который начинается с момента его рождения. Индивид изменяется в зависимости от результатов своей деятельности в общей среде. Еще важнее приобрести человеческий социально-исторический опыт. Он собран в средствах познавательных систем, производстве и языках. Все это составляет базу норм и ценностей, корректирующих сотрудничество разных личностей и их социальные связи. Такое развитие касается как отдельных людей, так и общества в целом.
С учетом стремительного расширения сферы использования электронно-вычислительной техники, развития естествознания, социальной структуры, экономики и прочих наук возникает потребность в молодых специалистах, которые могли мыслить диалектически.
Основы
Диалектика является методикой мышления, которую относят к основным способам научного познания. Она включает следующие элементы:
- принципы;
- законы;
- категории.
Рассмотрим данные аспекты более детально.
Принципы
К основным принципам относятся следующие понятия:
- Всесторонний подход. Предполагает объективное исследование предмета со всеми его взаимосвязями.
- Динамичность. Изучение объекта в движении.
- Единство между логическим и историческим. Нахождение причинно-следственных явлений. Их последовательная взаимосвязь на историческом фоне.
- Приход от абстрактного к точному. Здесь нужно исходить от банальной выстроенной модели реальности и продвигаться к предельно ясной и конкретной картине мира.
Законы
Материалистическое мышление строится на законах основных и второстепенных. К первым относят:
- Взаимосвязь в переходе качественных и количественных изменений. В какой-то момент происходят нарушения в единстве этих составляющих. В результате явление приобретает качественное состояние новой формы.
- Развитие по спирали или закономерное отрицание. Преобразование явления происходит, с одной стороны, путем движения вперед к иным качествам. С другой стороны, происходит возврат к старому посредством повторения отдельных свойств тех же характерных черт на новой основе.
- Взаимодействие и единство противоречий. Толчком к их развитию являются их внутренние расхождения.
Категории и второстепенные законы
Категория диалектического мышления – наиболее широкое понятие, проявляющее универсальные оппозиции и взаимосвязи, большинство из которых являются парными. Бытие и небытие – это базовая основа мыслительных алгоритмов.
К второстепенным законам относят:
- общее и единичное;
- необходимость и случайность;
- содержание и форму;
- причинно-следственную связь;
- сущность и явление;
- целое и частичное.
Формирование
Как уже упоминалось, диалектический метод философского мышления может быть применим во многих сферах деятельности человека. Это налагает на педагогов определенную меру ответственности, чтобы сформировать его у учащихся. Как показала практика, глубокое знание сразу нескольких наук на самом деле оказывается малоэффективным. По научению древних мыслителей такой метод разуму не учит. Знания могут утратить свою актуальность или устареть. Ведь довольно часто бывает так, что невостребованная информация лишь ложится ненужным грузом на память человека.
В связи с этим акцентируется внимание на воспитании мыслящей творческой личности. Все сейчас направлено на то, чтобы обновить систему обучения. Также сводится к тому, что без развития диалектического мышления у педагогов невозможно решить общеобразовательные задачи. Для этой цели были разработаны исследовательские пособия для учителей. Вот некоторые работы: В. И. Андреева, А.С. Белкина, Л. Г. Вяткина, Н. М. Зверева, В. Д. Сименова, В. И. Журавлева, Ю. Н. Кулюткина.
В психологии и педагогике разрабатываются два наиболее популярных направления. Из инновационных технологий воспитания и обучения можно обратить внимание на следующие труды: Л. М. Фридмана, Л. В. Путляева, А. А. Вербицкого, Л. М. Митина. Для личностного формирования стратегий, которые можно реализовать в общении и профессиональном мышлении: В. Н. Мясищев, А. В. Брушлинский, В. Д. Шадриков, А. А. Бодалев, И. С. Якиманская.
Формирование логического мышления у дошкольников
Как показывает опыт обучающего процесса ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), можно сформировать диалектическое мышление у дошкольников. Главное – изложить его в доступной для малышей форме. Специалисты разработали для дошкольников упражнения и игры, на основе которых дети сами смогут открыть для себя основные законы диалектики.
Рассмотрим один из примеров. Разрешение противоречий способствует процессу развития. Под противоборством в данном случае выступает соприкосновение двух противоречивых желаний или требований к качеству одного и того же предмета. Этим объектом является комната, в которой отец намеревается отдохнуть, а ребенок поиграть или послушать музыку. Возникает потребность в разрешении противоречия, а, следовательно, происходит процесс развития ситуации.
Немалый вклад в формирование логического мышления у малыша могут внести сами родители. Это поможет маленькой личности вести разумные беседы с другими людьми, находить правильные решения в нестандартных ситуациях. Ребенку нужно дать понять, что побеждать в споре любой ценой, это не суть логического мышления. Важно научить его разрешать споры и конфликты путем мирной беседы, приводя веские аргументы. Чем раньше начать это делать, тем лучше у ребенка будет срабатывать восприятие. Формирование диалектического мышления — важная составляющая для развития личности.
-
Диалектика как учение о развитии и всеобщей связи. Общие принципы диалектического мышления.
Термин диалектика был предложен Сократом.
Древнегреческие философы под ней
понимали умение вести спор (диалектик
– человек, умеющий правильно ставить
вопросы и отвечать на них).
Гегель развил другую форму диалектики,
основанную на принципе тождества
мышления и бытия (предмет – единые
законы развития).
Марксисткая философия воспользовалась
его идеалестической диалектикой,
приспособив её к материализму.
Основные принципы диалектики:
•Принцип развития является основным
атрибутом материи. Развитие представляет
собой самую сложную форму движения
материи.
•Принцип всеобщей связи, он тесно связан
с принципом развития, т.к. является
условием его реализации (без связи
внутреннего и внешнего невозможны
возникновение, изменение и развитие).
•Принцип тождества (единства) диалектики,
логики и теории познания — отражает
единство и всеобщность законов развития
(развитие имеет тотальный характер,
т.е. охватывает и природу и человека и
общество.
•Принцип восхождения от абстрактного
к конкретному (абстрагирование – это
выделение основных черт при отвлечении
от несущественных, конкретное – это
свойство реальности, где существенное
и несущественное не разделены.
•Принцип единства логического и
исторического формирует представление
о том, что конкретное в действительности
формируется в конкретное в познании.
Основные законы диалектики
(материалистической):
•Закон единства и борьбы противоположностей
– каждому предмету и явлению присущи
внутренние противоположности, которые
находятся в единстве и взаимодействии,
борьбе между собой.
•Закон перехода кол-ных изменений в
качественные и обратно
•Закон отрицания отрицания – всякая
развивающаяся система проходит ряд
связанных между собой этапов и каждый
последующий несёт в себе некоторые
черты исходной стадии.
-
Общие принципы диалектического мышления
1) принцип
объективности, который требует, чтобы
в процессе деятельности люди не подменяли
объективную реальность своими
субъективными вымыслами, не соответствующими
ей;
2)
принцип всеобщей связи, требующий
всестороннего рассмотрения предметов,
процессов и явлений с учетом всех их
опосредований;
3)
принцип развития, согласно которому
необходимо выяснять причины возникновения,
становления всего сущего;
4)
принцип конкретно-исторического подхода
к анализу вещей, т.е. учета условия,
времени и места, в которых происходит
то или иное явление;
5)
принцип выделения основного звена в
цепи событий, требующий выделения
главных направлений в процессе
человеческой деятельности.
Эти
принципы ,так же, например, как
грамматические правила при правописании
должны стать основой диалектического
стиля мышления исследователя. В дальнейшем
необходимо на определении понятий,
категорий, законов диалектики для
анализа их роли в процессе познания.
-
Диалектическое мышление и педагогическая деятельность.
Методологические знания
педагога-исследователя характеризуют
глубину и основательность овладения
им методологией педагогики (знаниями
педагогической и психологической теорий
в постоянном развитии, умение применять
эти знания самостоятельно, методически
обоснованно и с высокой эффективностью
в процессе организации учебно-воспитательной
работы).
Диалектическое мышление – это
субъективная сторона методологической
культуры педагога-исследователя, это
мысленное конструирование им нового
способа и новых средств разрешения
противоречий, возникающих в педагогическом
процессе. Для педагога-исследователя
овладеть диалектическим мышлением
– это значит овладеть умением
анализировать, сравнивать, обобщать
педагогические факты, отличать
существенное от несущественного,
находить многочисленные причинно-следственные
связи и закономерности.
Подчеркнем, это мыслительный акт приводит
к формированию нового научного знания.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Закрепившаяся сущность диалектики (в идеалистических и материалистических формах) отражена в определенных принципах, законах и категориях, который способствуют раскрытию сущности процессов развития для духовного (идеального) и физического (материального) бытия.
Однако, в практической деятельности, важнейшими являются паттерны материалистической формы диалектики. Она анализирует как специфику развития, так и диалектическое сознание, мышление, и иные компоненты в развитии духовных (идеальных) форм сущего.
Самые значимые компоненты материалистической формы диалектики представлены диалектическими принципами, диалектическими законами и диалектическими категориями.
Диалектические принципы
В теоретическом аспекте принцип является основным, исходным положением определенных учений в некоторых научных областях, совместно с убежденностью ученых в определенных паттернах, нормой, либо правилом в их мышлении и социальных форм проявления активности.
В философии принцип является основанием, которое является базой для всего, и на которую необходимо полагаться и чем пользоваться в процессе познания и практических формах науки.
Принципы диалектики – это обобщенные категории науки, в которых изложены поступательные изменения, являющиеся взаимосвязанными в собственных системах организации сущего, в которых имеются исходные значения в мыслительных и практических областях активности.
В основе их формулировки находятся диалектические категории и законы, которые выступают в качестве их обобщения.
В качестве основных принципов диалектики принято выделять следующие:
- Принцип всеобщих связей.
- Принцип развития.
Помимо них также есть и остальные диалектические принципы: детерминизм, противоречивость, количественно-качественное развитие сущего, преемственность, необходимость и другие. В основе их формулирования лежат конкретные диалектические законы, сформированные в ходе узнавания значимых признаков и сторон, изменений, появляющихся в бытии, совместно с ходом конкретизации характеристик в связях бытия.
Принцип связи – обобщенный конструкт (в виде требования, рекомендации, либо императива), в котором выражены (охвачены) все многообразные связи в бытии, сформулированные следующим образом: «в мире (бытии) все связано со всем.
Связь является философской категорией, в которой отражено многообразие форм, типов и видов соотношений, взаимообусловленностей, взаимозависимостей, взаимовлияний и взаимодействий между предметами и явлениями, существующими в материальном мире, совместно с чувственными и логическими образами, выдаваемых сознанием.
Все связи, существующие в бытии принято объединять в отдельные классификации и группы, выделенные в множестве оснований. Выделение общей классификации связей реализуется на основании видов и особенностях в этих связях.
В виды связей бытия принято включать:
- связь между видами движений (социальных, психических, биологических, химических, физических и прочих)
- связи между формами бытия (пространственными, временными, структурными, функциональными, причинными и другими).
Особенности связей в бытии выражается в связях, определяющих законы (закономерности, совместно с теми видами связей, которые никак не определяют законы (ситуативные связи). Связи, которые определяют закон представлены следующими категориями: внутренними, существенными, необходимыми, устойчивыми, повторяющимися и прочими. Связи, которые не определяют закон, представлены во внешних, несущественных, случайных, неустойчивых, разовых и иных.
Связями бытия также объясняется порядок в движении и покое, статике и динамике, структуре и развитии. Трактовка специфики связей диалектики позволяет определять закономерное связи и законы.
Философские законы – это внутренние, существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи, существующие в бытии, а также в его конкретных видах и формах.
Люди, которые познали сущность определенных законом могут направлять их действия, а также определять, либо исключать критерии в их проявлении. Особую значимость приобретает изучение законов в области общественных форм развития и человеческого совершенствования.
Существуем большое многообразие в классификациях законов. Они могут быть общими, всеобщими либо специальными. Выделяют законы природного бытия, законы человека и общества и законы в мышлении, функционировании сознания и мировосприятия всех духовных человеческих аспектов. Существуют структурные законы, совместно с законами развития и законами функционирования. Существуют законы динамики и статики. Особую значимость в классификациях законов приобретают диалектические законы, в которых отражается динамика развития в объектах сущего.
Принципы развития – это всеобщие положения (требования, рекомендации и императивы) в которых отражены (охвачены) все виды и формы бытия, которые можно отразить высказыванием: «В мире (бытии) все подвержено развитию».
Развитие представляет собой философскую категорию, в которой отражаются определенные движения (изменения) в бытии, движущиеся от прошлых и настоящих паттернов к будущим, которое также содержит определенные формы направленности, необратимости и механизмов создания чего-либо нового. Развитие изменяет качество и способствует тому, чтобы объекты превращались в иные состояния либо иные объекты.
В принципах развития отражаются поступательные и необходимые модификации сущего, связанные с возникновением новых форм при отмирании старых посредством перехода от низших форм к более совершенным. Развитие формируется при наличии источника, движущей силы (детерминанты), которые действуют в определенных механизмах преемственности, направленности и прочих. Развитие также отражается и уточняется диалектическими категориями и законами.
Касательно человека и общества, развитие можно оценивать в качестве прогрессивного, либо регрессивного. Значимым выступает постоянное выявление закономерностей в характере их развития, необходимое для того, чтобы у человека были возможности в их управлении.
Так, можно принимать участие в войнах, поддаваясь воздействию как собственных, так и ее стихий. Однако человеку более важно и полезно в данном случае владеть военными законами с целью их использования вкачестве формулы целесообразности принятия в ней участия, совместно с достижением победы.
Законы диалектики
Данные паттерны являются важными структурными элементами диалектики. Их условно можно разделить на две категории: основные и не основные. Раскрытию основных законов способствуют некоторые диалектические категории. Выражение неосновных законов происходит, как правило, в парных диалектических категориях, среди которых: причины и следствия (законы причинно-следственных зависимостей), случайности и необходимости (законы взаимопереходов в неслучайном и случайном), сущности и явления, возможности и реальность и прочие.
В качестве основных законов диалектики выступают:
- Закон противоречивости (либо закон равенства и противоборства между противоположностями);
- Закон взаимных переходов в количественных и качественных изменениях;
- Закон отвержения отрицания.
Закон противоречивости (либо закон равенства и противоборства между противоположностями) отражается в устойчивых, существенных, необходимых внутренних и повторяющихся связях, которые заключаются в появлении источников развития, возникновения, обострения и разрешения противоположностей благодаря борьбе между противоречиями.
Благодаря закону раскрывается источник и движущая сила любых форм развития. Сущность закона выражена тем, что объекты сущего всегда имеют признаки и элементы, которые влияют друг на друга, и способствуют изменению как в сторону объединения с взаимодополнением, так и в сторону отрицания друг друга, с последующим разъединением.
Их возможное, либо действительное наличие, а также их соотношение при сохранении целостных компонентов объектов, совместно с взаимодействием в условиях нарушения их целостности и противодействии в их сторонах, ведущих к уничтожению объектов с последующей заменой их на иные объекты отражает основное состояние объектов в контексте процессов их развития.
Доминирование одного из компонентов взаимодействия, либо противодействия отражает положение качественного развития объектов. Так, при столкновении в контексте научного познания некоторых взаимоисключающих теорий научного познания могут появиться новые знания, которые получают при этом синтетические и взаимодополнительные черты характера.
В законе о взаимопереходе, существующем в количественных и качественных изменениях выражены устойчивые существенные, внутренние и нужные связи, которые повторяются и состоят из осуществления механизмов развития, существующих на базе взаимовлияния среди качественных и количественных показателей объектов в рамках нормы, либо выхода за ее пределы.
Динамическое действие данного закона заключается в том, что состояния равенства между количественными и качественными параметрами объектов, возникающие вследствие различных дополнений, выражается в новом соотношении в качестве и количестве, которые порождают нарушения меры как с позиции качества, так и с позиции количества.
Значительные эволюционные изменения отмечаются в количественных характеристиках объектов.
В определенном контексте, в некоторые периоды, показатели качественных изменений перестают соответствовать существующим критериям качества. В изменившихся количественных данных происходит искажение в мерах соответствия качественным критериям. Начинают появляться скачки (быстрые переходы) объектов к новым показателям качества, совместно с новым соотношением между качеством и количеством, что приводит к возникновению иных объектов.
Взаимозависимый переход количественных и качественных показателей отражают сложные и изменчивые критерии динамики во внутреннем развитии объектов, в которых они сохраняют свои характеристики и улучшаются, либо видоизменяются таким образом, чтобы перейти в другие объекты.
Так, в качестве примера можно описать студента, который за несколько лет обучения в ВУЗе получает определенное количество различных знаний – он сохраняет свои характеристики и улучшает собственную систему знаний, так что по окончанию обучения в ВУЗе он обретает новые, улучшенные показатели и свойства – он становится специалистом в той профессии, которую он избрал.
Наличие большого количества знаний поверх определенных показателей является нарушением в мере соотношений знаний (количества) и профессионализма (качества). У студента появились характеристики, присущие специалисту, в то время как в других, особенно качественных признаках, у него сохранилась собственная определенность и целостность.
Закон отрицания (либо синтеза диалектики: «тезис – антитезис – синтез») проявляется в устойчивых внутренних, существенных, необходимых и повторяющихся связях, которые заключаются в осуществлении таких паттернов, как преемственность и направленность любых форм развития с помощью необратимой смены старых паттернов новыми.
Благодаря данному закону, переход от старых паттернов к новым реализуется благодаря скачкам в качественных и количественных изменениях, при возникновении и разрешении выявленных противоречий, совместно с частичным переходом от старых форм к новым. Закономерности отрицания в диалектике (отрицании отрицания) заключаются в осуществлении преемственных связей старого с новым, при сохранении ранее достигнутых успехов, однако в выражении новых качественных состояниях объектов.
Переход от отрицания старого к новому реализуется за счет того, что в новом отражены позитивные и негативные признаки и процессы, присущие старому. В случае, если природному бытию данные тенденции не всегда соответствуют, вследствие того, что нет субъекта, который оценивает происходящее, то в рамках общественных и индивидуальных жизненных формах, неблагоприятные формы преемственности выражаются очень постепенно.
Так, агрессия, насильственные паттерны, алкоголизм, наркомания, невежливость и формы девиантного поведения также имеют свои закономерности выражения и передачи. Это относится ко многим другим проявлениям негативных форм преемственности. В попытках людей к преодолению массовых и опасных негативных паттернов в развитии, человечество пока не обрело желаемых позитивных результатов. Данный факт может объясняться с различных позиций.
При этом, значимым также является то, что глубинная истинная закономерность и основа в них до сих пор является неопознанной до конца, и многие общности людей не стремятся найти пути преодоления данного факта.
Развитие через образы является сложной и многообразной, постоянно расширяющейся «спирали» с непрерывно увеличивающимся количеством состояний и направлений. Развивающиеся объекты, при движении вперед и при обогащении результатами развития склонны к тому, чтобы «застывать на месте», а также регрессировать и утрачивать уже освоенные навыки.
Категории диалектики
Представляют собой базовые термины, которые раскрывают главные смысловые характеристики и паттерны в развитии сущего. К ним также относятся начальные проявления логических форм мышления, в которых объектом служат паттерны развития.
Изучая диалектику, также принято отдельно рассматривать «парные категории». Они являются соотносительными и отражают процесс развития через разные характеристики, которые отличаются от основных законов развития. К парным категориям относят группы вторичных диалектических законов.
Диалектические категории принято классифицировать согласно разным позициям. Исходя из отображения процесса развития в контексте категорий бытия принято выделять некоторые паттерны, которые описывают специфику природного развития, а также развития общества и отдельных людей.
Диалектические категории принято дифференцировать согласно критериям способности к отражению развития объективных мировых паттернов, познавательных процессов личности, совместно с его мышлением, либо практической деятельностью отдельных индивидов в контексте прогресса, либо регресса.
Само учение о развивающихся категориях разделяется на основании того, что необходимо раскрыть в выражении некоторых принципов, а также основного и неосновного закона. Паттерны, которые характеризуют принципы и основные диалектические законы уже приведены в данном тексте.
Следует однако прояснить определенные паттерны соотношения, к числу которых относят: причины и следствия, необходимое и случайное, возможное и действительное, свободное и необходимое, сущности и явления, содержание и форму, общественные, особенные и единичные формы как целого, так и частного, и прочее.
Необходимо выразить, что большинство из представленных категорий соотношения описывает специфику в связях и развитии всего сущего. Прежде всего это можно отнести к таким позициям, как «следствие и причина», «случайность и нужда», «действительное и вероятное», «явления и сущность». В соотносительных категориях также отражена самоорганизация и системная организация сущего в контексте структурных связей, совместно с существованием и развитием.
Любые диалектические категории имеют специфические особенности, связанные с тем, какие формы и типы сущего в них выражаются. В случае, когда в категориях, которые объясняют связь и развитие материального мирового устройства выражается объективный смысл и субъективность в отражении, то в категориях, которые объясняют идеальные объективные формы бытия имеется субъективность и в содержании и в форме. Категории Бога, ангела, мирового разума, абсолютной идеи, мирового духа не обоснованы в практической экспериментальной форме, и, при этом, не могут быть опровергнуты.
Их аргументация происходит путем логических средств и является принятой (либо не принятой) даже без наличия доказательной базы, а происходит благодаря мировоззренческому выбору и в логических характеристиках не имеют никакого объема, поскольку материальная действительность не имеет необходимых тех доказательных объектов, которые в ней содержатся. Внешний образ и смысловая сущность данных категорий формируется человечеством на основании субъективных доводов.
Идеальные объективные и субъективные объекты зачастую используют термин связи, и в меньшей степени используют термин «развитие». Так, конфессиональное большинство признает Бога в качестве идеального (нематериального), а также неразвивающегося и непознанного абсолюта, который, однако, обладает навыком созидания. Также развитию не подлежат категории абсолютного добра, абсолютной красоты, религиозного рая, либо ада, домовых, леших и прочих паттернов, чье существование кем-то признается.
При этом, объясняя абсолютную идею Г. Гегеля, либо содержания человеческих сознаний, люди подчеркивают присутствие в нем как определенной связи, так и определенной идеи о развитии. Однако, если чувственные и мыслительные образы человеческого сознания подтверждаются на практике благодаря проверке теорий и гипотез, то обоснование развития абсолютных идей становится возможным исключительно с помощью логики, как это и реализовывал Г. Гегель.
Диалектические категории соотнесения принято использовать прежде всего для того, чтобы объяснить материальные процессы и явления. Например, глубинный анализ в изменении и развитии во внешних и внутренних военных связях способствуют раскрытию ее смысла и сущности (совместно с обнаружением и объективизацией) в содержании и форме. Манипулятивное воздействие человека на большое множество различных объектов и явлений является базой для разработки критериев в единичном, особенном и общем, совместно с частями целых систем.
При этом, необходимость и случайность способствует разграничению закономерных и ситуативных, разовых (единичных) и общих (типических). Массовые выражения одинаковых случайных событий способствует обнаружению закономерностей и необходимых фактов.
Во всех категориях диалектики, совместно с отражаемыми ими видами и формами сущего присутствует взаимосвязь. Процессы изучения человеком окружающих явлений и самого себя в процессах принимаемого преобразования материальных форм реальности способствуют выработке систем единых комплексных функционирования, выступая при этом в качестве инструмента регуляции и освоения практических людских паттернов.
Категории диалектики являются эффективными средствами для изучения практической деятельности, развития логики и методологической основой в профессиональных формах деятельности.
Исходя из этого, диалектика, выражая принципиальное единство в законах и категориях является значимым мировоззренческим, методологическим, познавательным и ценностно-ориентирующим паттерном в жизни отдельных людей и целого общества.