Ошибочно поставили дцп

Угроза ДЦП - это предварительный диагноз, который при правильном комплексном подходе родителей и специалистов может быть снят.

дцп ранняя реабилитация

Угроза ДЦП – повод насторожиться, но не паниковать!

Иногда, сразу после рождения ребенка, но чаще в течение первого года жизни, родителям приходится услышать вердикт невролога «угроза ДЦП». Такое предварительное заключение врач может поставить в случае, если у ребенка наблюдаются задержки психического и моторного развития разной степени тяжести. О задержках и признаках мы поговорим ниже.

Большинство родителей такое заключение повергает в шок, и это понятно. Без детального объяснения врачей (а современные врачи не часто объясняют родителям детали диагнозов) родители чувствуют себя практически обречёнными. Да уже само слово «угроза» вызывает в душе очень тревожные чувства. На самом же деле это медицинское понятие – повод для родителей максимально собраться, всесторонне изучить состояние своего чада, и начать незамедлительно действовать. Действовать для того, чтобы минимизировать угрозу превращения предварительного диагноза «угроза ДЦП» в «ДЦП».

Наша статья поможет вам ближе познакомиться с настораживающими признаками и даст возможность понять, как действовать наилучшим способом в вашем случае.

Могут ли моему ребёнку диагностировать угрозу ДЦП?

Дети, которым ставится предварительный диагноз угроза ДЦП – это дети из так называемой группы риска по неврологическим нарушениям. К этой группе относятся:

  • дети, рожденные преждевременно, роды которых проходили тяжело, с осложнениями, гипоксией или асфиксией, обвитием пуповиной;
  • дети, матери которых во время беременности перенесли какие-либо заболевания или травмы, принимали лекарственные препараты, имели токсикоз, являются носителем цитомегаловируса или других вирусов, принимали алкоголь или наркотические вещества, работали в неблагоприятных токсических условиях и т.д.;
  • дети, перенёсшие в послеродовом периоде и раннем младенчестве воспалительные, бактериальные, инфекционные и вирусные заболевания (менингит, энцефалит, сепсис, желтуха новорожденных и др), особенно заболевания головного мозга и нервной системы, а так же травмы;
  • другие факторы, оказывающие влияние на нервную систему ребёнка.

Если ваш ребёнок относится по одному или нескольким вышеперечисленным факторам к группе риска, это всё же не означает, что у него будут обнаружены неврологические нарушения. Это индивидуально. Единственное, что объединяет детей группы риска – это необходимость внимательно наблюдать за его развитием. В первую очередь нарушения развития могут заметить родители, после чего опасения подтвердит или не подтвердит специалист. В случае, если у родителей есть подозрения о нарушении развития своего ребенка, им нужно незамедлительно обратиться к неврологу.

угроза дцп задержки развития

Как же определить, есть ли у ребенка нарушения развития?

Чтобы понять, что с ребенком что-то не так, нужно быть к нему очень внимательным и знать, как он должен правильно развиваться. В интернет вы найдёте множество таблиц и статей о том, что должен уметь ребенок в определенном возрасте. В данной статье мы не будем детально останавливаться на этом. Представим вашему вниманию только две основные таблицы Всемирной Организации Здоровья. Это краткая таблица веса ребенка и таблица грубого моторного развития:

Вес ребенка ВОЗ

развитие ребенка по месяцам ВОЗ

Остановимся подробнее на отклонениях от развития в целом и на тех настораживающих признаках, которые легко определить.

  • Кормление.

Обратите внимание, нет ли у ребенка проблем с кормлением. В случае грудного вскармливания ребенок должен правильно сосать, при чём дискомфорта не должен испытывать ни ребенок, ни мать. Не должно быть сильного подтекания молока, проблем с глотанием, постоянного прерывания кормления с плачем без причин, постоянного дрожания подбородка или головы. Так же вас должно насторожить слишком длительное неактивное сосание, постоянное многократное срыгивание. Мать не должна испытывать боли во время кормления. Боль может говорить о слишком сильном сжатии ребенком челюстей, что может быть признаком неправильного тонуса мышц.

  • Вес ребенка.

Обязательно обратите внимание на то, как ваш ребенок набирает вес. В случае, если вес длительное время не движется с определенной отметки, а тем более если возникает снижение веса, – обязательно обратитесь к специалистам.

  • Мышцы.

Настораживающими признаками является нахождение мышц в постоянно напряженном состоянии (гипертонус) или, наоборот, слишком вялые мышцы (гипотонус).

  • Конечности.

Особое внимание обратите на скрещивание ножек и дрожание конечностей, неестественное, завернутое положение кистей рук. Если при подъеме ребенка подмышки ножки не скругляются, а остаются туго скрещенными – это однозначный повод обратиться к неврологу.

  • Ползание, сидение.

Следите за положением тела ребенка при сидении. Если ребенок все время склонен в одну сторону, голова в положении сидя запрокинута назад либо наоборот, постоянно опущена вниз, подбородком к груди, – это может быть признаком неврологических нарушений.

При ползании ребенок должен продвигаться ровно вперед. Тревожиться нужно в случае, если положение тела при ползании стянуто на одну сторону, если ползание происходит только назад или по кругу.

  • Положение стоя, ходьба.

В положении стоя ребенок должен научиться сохранять баланс. При первых попытках стоять, конечно, дисбаланс будет наблюдаться. Но если со временем он совершенно не уменьшается, – это может свидетельствовать о ряде нарушений здоровья.

При хождении так же следите за правильным, ровным положением тела, без неестественных наклонов и движений. Также обратите внимание на положение стопы – хождение не должно быть «на цыпочках».

угроза дцп диагностика

Что делать, если у моего ребенка наблюдаются нарушения или задержки развития?

Некоторые семьи допускают классические ошибки. Это ожидание, игнорирование, откладывание проблем «в долгий ящик», посещение некомпетентного врача.

Игнорировать обнаруженные проблемы, как будто они не существуют, или ожидать, что всё наладится самостоятельно – недопустимо. В данном случае лучше принять все возможные меры для исключения неврологических нарушений, чем позже принять гораздо более сильный удар, чем отставание в развитии. К сожалению, бытующие мнения «перерастёт» или «такой он у нас, медлительный, это нормально», абсолютно не оправданы. Мы настоятельно рекомендуем обращаться к специалистам сразу, как только вы заметите даже небольшие задержки.

Сделайте акцент на слове «специалистам», в данном случае от компетенции, знаний и ответственности врача зависит будущее вашего ребенка и вашей семьи. Одной из ошибок мы назвали посещение некомпетентного врача. Удивительно, но многие родители продолжают посещать врачей, которым не доверяют, с мнением которых не согласны. Если врач говорит пресловутую фразу «перерастёт», а вы отказываетесь ему верить и чувствуете проблему – смело меняйте врача. Это не тот случай, когда нужно бояться, стесняться что-то предпринять или обидеть вашего лечащего доктора. От выбора врача в конечном счете зависит очень многое. Так же вы можете не останавливаться на одном специалисте, а проконсультироваться с несколькими.

перинатальный невролог

Что делать, если проблемы подтвердились и нам ставят предварительный диагноз «угроза ДЦП»?

Первое и самое важное, как уже было сказано выше – не медлить и не ждать. Действовать нужно сразу и комплексно. Предварительный диагноз угроза ДЦП может быть снят и его снятие зависит от качественной, своевременной, комплексной реабилитации.

Своевременность

Своевременно начатая реабилитация позволяет скорректировать патологические нервные импульсы в самом начале их формирования. Таким образом можно минимизировать последующие формирования патологических двигательных стереотипов. В самом начале направить их формирование по физиологически правильному пути. Настолько, насколько это возможно в каждом отдельном случае, в зависимости от степени нарушений. Раннее начало реабилитации закладывает фундамент для последующего развития и дальнейшей реабилитации.

В АДЕЛИ Центре мы начинаем реабилитацию с 6 месяцев жизни ребенка. При этом мы используем специальные терапии, разработанные для раннего возраста. Такие терапии основаны на стимуляции естественных рефлексов, присутствующих в раннем возрасте. В более старшем возрасте такие терапии уже не применимы. Всем знакома способность младенцев и детей первых лет жизни невероятно быстро обучаться и овладевать новыми навыками. Это возможно благодаря уникальным возможностям мозга и нервной системы. В ранней реабилитации мы максимально используем именно эти возможности.

Комплексный подход

В раннем младенческом возрасте дети развиваются всесторонне. И в реабилитации так же используется принцип всестороннего развития всех навыков – физических, психических, коммуникативных.

В программе ранней реабилитации БэбиМед мы применяем следующие виды терапии:

  • Нейрофизиологические упражнения. Включают различные приемы Войта терапии, Бобат терапии, ЛФК, проприоцептивной динамической коррекции, эрготерапии и т.д.Нейрофизиология разбита на две части – 60 и 30 минут. Это целесообразно, т.к. день малыша должен включать перерывы на отдых, сон, принятие пищи, прогулки. Целый комплекс, таким образом, продолжается 90 минут. Это высокая интенсивность, необходимая для достижения максимально возможных результатов.
  • Массаж. Проводится два раза – непосредственно после комплексов нейрофизиологии. Массажи дают возможность мышцам и нервной системе, потрудившимся во время интенсивных занятий, отдохнуть, расслабиться, стабилизироваться.
  • Кислородная (оксигено-) терапия. Целью оксигенотерапии является насыщение клеток тела кислородом, что помогает активировать в них все процессы, делая последующие терапии более эффективными.
  • Логопедия. Целями логопедических занятий является не только развитие речи и коммуникативных навыков. Логопедия в раннем возрасте направлена на формирование правильных навыков глотания, сосания, готовит ребенка к дальнейшему принятию твердой пищи (пережевывание), стимулирует развитие дыхательного аппарата.
  • Микро-резонансная терапия. Проводится по показаниям – магнитная, лазерная или лазеро-магнитная терапия.

Качество

Выбирая раннюю реабилитацию для своего ребенка, каждый родитель в первую очередь руководствуется профессионализмом врачей, которые будут её проводить. Качество, несомненно, является краеугольным камнем в реабилитации, как и в медицине в целом. Непрофессиональный подход может создать дополнительные проблемы вместо хорошей базы для дальнейшего развития, вплоть до серьезных ухудшений здоровья вашего малыша. Со всей ответственностью подойдите к выбору места реабилитации. Подробно познакомьтесь с центрами, детально прочитайте странички и сайты, изучите отзывы в Интернет. Обязательно прочтите нашу статью о выборе врача и центра, она помогла многим родителям встать на верный путь выбора и безошибочно сделать его.

Проведение всех терапий в АДЕЛИ контролирует ведущий невролог, специализирующийся на перинатальной и детской неврологии. Под его чутким руководством с каждым пациентом индивидуально работает команда терапевтов. Все терапевты нашего Центра являются профессионалами, прошедшими специальную подготовку по работе с детьми раннего возраста. В каждой команде есть терапевты, имеющие специализацию по Войта, Бобат терапии и другим приёмам раннего вмешательства.

У всех ли детей с диагнозом ДЦП действительно ДЦП?

Статью подготовила эрготерапевт Елизаветинского детского сада (АНО ММДЦ) Светлана Наильевна Аряпова для Ресурсного центра в рамках реализации проекта «Счастливая семья. Комплексная социальная поддержка и психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами с ДЦП».

Примерно у трети детей с диагнозом «Детский церебральный паралич» — не детский церебральный паралич, а разные генетические заболевания, похожие на ДЦП только внешне. Это значит, что из полумиллиона детей с церебральным параличом треть можно было бы лечить таблетками, а то и диетой — и многих вылечить или серьезно скорректировать стратегию реабилитации.

Если ребенок не начинает вовремя держать голову, сидеть, ходить, говорить его записывают в когорту под названием «ДЦП». Жизнь этих детей дальше идет под лозунгом: «Ну, а что вы хотите, у ребенка ДЦП?»

Медицина наша у каждого младенца берет анализ на пять наиболее часто встречающихся наследственных заболеваний: адреногенитальный синдром, гипотиреоз, фенилкетонурию, муковисцидоз и галактоземию.

Если ранее фенилкетонурию, например, до 80-х годов прошлого века не распознавали, относили огульно к церебральному параличу и, следовательно, не лечили, теперь распознают и лечат, так что дети, у которых всего полвека назад была бы умственная отсталость и судороги, теперь практически здоровы.

Или вот девочка четырех лет с синдромом Кабуки. Не говорит, не ходит, сидит-то еле-еле. Выглядит как ДЦП. Да еще и теряет зрение. Дети с синдромом Кабуки слепнут годам к пяти. Но если бы диагноз «синдром Кабуки» поставили ей не сейчас, а хотя бы года в два, то слепоты можно было бы избежать. Согласитесь, для обездвиженного ребенка есть разница — может он смотреть мультики или не может. И для мамы есть разница — у нее парализованный ребенок или слепой парализованный ребенок.

Генетические заболевания со схожими с ДЦП симптомами:

Синдром Кабуки – это редкое генетическое заболевание, встречающееся раз на 32000 новорожденных детей. Внешний вид больного ребенка (фенотип) напоминает грим актера древнейшего японского театра Кабуки. В дополнение к дефициту роста, дети с синдромом Кабуки также имеют умеренную умственную отсталость. Тяжелая отсталость встречается крайне редко, а некоторые дети вообще могут не иметь ее. Некоторые дети могут иметь судороги, снижение мышечного тонуса (гипотония) и микроцефалию, состояние, при котором окружность головы будет ненормально маленькой. Приступы могут появиться сразу после рождения (неонатальный период) или в возрасте около 12 лет.

Синдром Ангельмана. Дети с синдромом Ангельмана не говорят. Никогда. А значит бессмысленно тратить время, деньги и силы на логопеда. Лучше пусть мальчик учится невербальной коммуникации, раскладывает карточки ПЕКС, учится использовать жесты и др. Лучше пусть занимается с физическим терапевтом, учится ходить, а не ползать, как теперь. Пусть учится пользоваться туалетом, есть ложкой, обслуживать себя — это все ему доступно в отличие от речи, развитием которой только и занимались до сегодняшнего дня его родители.

Лечение синдрома Ангельмана сводится к выполнению определенных мероприятий, которые позволяют улучшить качество жизни больного. Медикаментозная терапия является бессильной, так как нарушения происходят на хромосомном уровне. Поэтому в детстве показан лечебный массаж для коррекции гипотонуса, а также выполнение укрепляющих физиопроцедур.

Синдром Рубинштейна-Тейби. Где синдром Рубинштейна-Тейби, там надо искать порок сердца. И порок сердца находят. У девочки, которую никогда в жизни всерьез не обследовал кардиолог (потому что «ДЦП же, какого вы еще хотите кардиолога? Понятно же все!»), оперируют. После операции мозг и спазмированные мышцы лучше начинают снабжаться кислородом. Симптомы церебрального паралича — нет, не исчезают вовсе, но слабеют, отступают.

Дорогие родители, не нужно останавливаться на поставленном диагнозе, проведите ребенку генетический анализ. Хотя есть опасения мам в том, что получив результат на генетическое заболевание, родственники начнут ее обвинять во всех бедах. Но, согласитесь,»для обездвиженного ребенка есть разница — может он смотреть мультики или нет».

Использованная литература:

  • Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам / Е.В. Семёнова, Е.В. Клочкова, А.Е. Коршикова-Морозова, А.В. Трухачёва, Е.Ю. Заблоцкис. – М.: Лепта Книга, 2018. – 584 с. – (Серия «Азбука милосердия»: метод. и справ. пособия.)

  • Панюшкин о ДЦП. Часть первая. Диагностика. Автор: Валерий Панюшкин.

Главная   >   Статьи   >   Лечение ДЦП. Существует ли чудо-метод?

Лечение ДЦП. Существует ли чудо-метод?

   Написать статью меня побудил разговор двух родителей особенных детей. Его смысл заключался в том, что одна мама убеждала другую поехать к доктору «известная фамилия», потому что «он ставит на ноги даже безнадежных детей». В конце концов убедила. Они собрали деньги и чемоданы, взяли в охапку детей и отправились искать счастье здоровье. Как оказалось, популярный врач принимает только после платной консультации (весьма недешевой), а на лечение берет далеко не каждого ребенка (как правило, самые «легкие» случаи). Причем принимает он на дому без медицинской лицензии. В итоге одной маме отказали, а вторая прошла курс дорогостоящей реабилитации с весьма посредственными результатами. Посвятив совсем немного времени изучению отзывов об этом специалисте, они выяснили, что негативных среди них было ничуть не меньше, чем положительных. Правда в официальной группе этого врача их удаляли для создания исключительно положительного образа. «Волшебная пилюля», увы, оказалась пшиком.

   «Хорошая у него реклама» — подумал я. Поток желающих не угасает со временем, и даже сарафанное радио не в силах открыть людям глаза на истинную природу его деятельности. Почему же так происходит? Потом мне вспомнилась тема, которая несколько лет назад была очень популярна в интернете – спреи от ДЦП (и еще много от чего). Наверное, и вам писали личные сообщения «простые мамочки», которые испытали на себе и своих родственниках чудодейственные свойства этих спреев. Ими якобы можно было вылечить все что угодно: потерю зрения, язву, церебральный паралич, диабет и даже рак! Согласитесь, сейчас сложно в это поверить. Однако тогда была развернута очень широкая рекламная компания – каждая вторая публикация в VK была посвящена отзывам родителей или рассказам «титулованных» врачей о невероятном открытии. На проверке выяснилось, что эти спреи распространяются по принципу сетевого маркетинга, а отзывы записывают их распространители, которым нужно «втюхать» побольше балончиков. Нечего и говорить о результатах применения этих спреев. Нечего потому, что результатов – ноль.

   К большому сожалению, находились те, кто верил в вездесущую рекламу. Кого-то ввели в заблуждение этим недобросовестным маркетингом. Кто-то поверил из-за того, что уже попробовал все остальные доступные способы излечиться. Люди, которые находятся в тяжелом и безвыходном положении, цепляются за каждый шанс, за любую надежду на выздоровление. Такова наша психология.

   У меня пока еще нет детей, но о ДЦП я знаю не понаслышке: уже не первый год каждый день я встречаю десятки мальчиков и девочек с неврологическими проблемами. Каждый из них для меня особенный, но не из-за диагноза, а потому что они — личности, со своими интересами, страхами и желаниями. Я много общаюсь с ними и с их родителями, пытаюсь понять, какой путь они проходят.

В этой статье я хочу затронуть несколько важных тем:

  • Что такое ДЦП и когда/при каких условиях его ставят?
  • Что делать и куда идти родителям ребенка с церебральным параличом?
  • Как планировать будущее семьи и ребенка в частности?
  • Как подходить к выбору реабилитационных процедур?

   Прошу не считать данный материал прямым руководством к действию, ведь принимать решения о будущем детей должны только их родители. Я лишь хочу показать возможное направление движения и дать пищу для размышлений.

   Сэкономлю ваше время, и сразу отвечу на вопрос, выведенный в заглавие текста: нет, не существует универсального способа лечения и реабилитации, который гарантированно подойдет и поможет именно Вашему ребенку. Однако, это повод для раздумий и поисков, а не печали.

   Возможно, Вы со своим ребенком только в начале пути, и диагноз ДЦП ему поставили недавно, или наоборот уже не первый год посещаете реабилитационные центры и клиники. Вне зависимости от накопившегося багажа, данный материал будет полезен как инструмент расширения кругозора и, надеюсь, обмена опыта между его читателями.

Общая характеристика ДЦП

   Как гласит известная поговорка, «Повторенье – мать ученья». Поэтому для начала вспомним, что означает диагноз ДЦП и чем он характеризуется. Если вы это хорошо знаете, то можете спокойно пролистывать текст до следующей главы.

   Детский церебральный паралич – это термин, который обозначает неврологический диагноз, характеризующийся органическим поражением и/или аномалией развития головного и/или спинного мозга человека. Обозначенные органы отвечают за подавляющее большинство функций организма, поэтому их неправильная работа ведет к серьезным и системным нарушениям в его деятельности. Из-за этого ДЦП часто сопутствуют нарушения двигательной и речевой активности. К вторичным нарушениям также относят проблемы со зрением и слухом, а также дефекты психического развития.

   Важно понимать, что сами по себе эти нарушения являются хроническими и не прогрессируют с течением времени. Однако, в случае бездействия, некоторые из них могут переходить в более тяжелую форму. Например, при одной из самых распространенных форм ДЦП – спастической диплегии – в довольно значительной степени снижается двигательная активность верхних и нижних конечностей. Если не проводить регулярные реабилитационные мероприятия, это может привести к мышечной атрофии и образованию мышечных спаек.

  • Говоря простым языком, ДЦП – следствие, а не причина повреждения мозга.

   ДЦП – ненаследственное и незаразное заболевание. Поражение головного или спинного мозга происходит во время беременности, непосредственно во время родов или в первые два года жизни. Причины дефектов развития или повреждений могут быть разные, о них мы поговорим чуть дальше. Причем последствия в некоторых случаях проявляются не сразу, а спустя какое-то время. Органическое повреждение мозга при ДЦП невозможно вылечить, но можно компенсировать за счет внутренних ресурсов организма и планомерной работы.

   Существуют несколько видов или типов данного диагноза – диплегия, гемиплегия, атонически-астатическая, гиперкинетическая и гемипаретическая формы. Каждый из них является следствием поражение тех или иных отделов мозга и приводит к различным нарушениям развития. Не будем подробно останавливаться на рассмотрении форм ДЦП, это тема отдельного материала.

G80: с чего начать?

   Родители детей с особенностями развития в нашей стране в каком-то смысле заложники ситуации. В России нет единой государственной системы реабилитации и помощи детям с церебральным параличом или другими диагнозами. Есть только отдельные реабилитационные центры и клиники, каждая из которых имеет свое представление о том, что и как нужно делать. Причем в разных больницах отличаться будут и рекомендации по лечению – в одной пропишут массаж, в другой направят на ЛФК, в третьей посадят за тренажер и т.д.. Как таковая стратегия помощи и поддержки отсутствует – маме и папе нужно самим выяснять, какие семье положены льготы, а ребенку технические средства реабилитации.

   Однако, наличие интернета существенно ускоряет процесс поиска информации. Сейчас можно не выходя из дома учиться, общаться и работать. Можно прочитать книги и статьи всемирно известных авторов о том или ином заболевании, не простаивая месяцы в очереди на консультацию. Естественно, тут не идет речь о том, что все это заменяет реальный осмотр врача или педагога. Тем более, я не хочу сказать, что нужно пренебрегать их мнением. Сколько бы вы не прочитали книжек, врачом от этого не стать. Помните, что за плечами специалистов годы обучения и практики, а также профессиональное оборудование. Ваша задача – быть в курсе происходящего, чтобы в нужный момент суметь принять взвешенное решение и адекватно понимать перспективы вашего ребенка.

   Итак, если у вас еще нет информации о заболевании, или ребенку не поставили диагноз, нужно обратить внимание на факторы риска. Их условно можно разделить на три группы:

  • 1

    Проблемы, возникшие во время беременности

  • 2

    Последствия патологии родов

  • 3

    Отклонения от нормы во время развития

Также перечислим наиболее распространенные факторы риска:

  • Недоношенность
  • Заражение крови (сепсис)
  • Синдром угнетения (только для доношенных детей)
  • Травмы во время родов
  • Метаболические нарушения
  • Наличие наследственных или генетических заболеваний у родителей или близких родственников
  • Патология течения беременности и/или родов
  • Медикаментозная стимуляция родов
  • Инфекции
  • Перенесенные в неонатальный период реанимационные мероприятия
  • Размеры головы, сильно отклоняющиеся от нормы (в большую и меньшую стороны)
  • Масса тела ниже нормы
  • Состояние здоровья матери во время беременности (наличие стрессов, скачки давления, проблемы с лишним весом и прочее)
  • Узкий таз матери

   Перечисленные факторы лишь часть небольшого списка, в который входит около 100 причин, способных вызвать патологию центральной нервной системы. Однако, многие из них можно предотвратить или минимизировать их влияние на организм.

  • Особую опасность представляет недоношенность – по статистическим данным примерно половине детей, рожденных раньше срока, ставят диагноз ДЦП.

   Как уже было сказано, повреждения мозга и центральной нервной системы могут быть компенсированы за счет удивительного свойства нашего организма – нейропластичности. Этим термином обозначают свойство нашего мозга менять свою структуру на основе полученного опыта, а также восстанавливать утраченные в результате повреждений нейронные связи.

   Например, человек, попавший в аварию и получивший травму головы, теряет способность нормально передвигаться. Но с течением времени, благодаря реабилитационным мероприятиям, его тело подстраивается под эти условия. Возникают новые нейронные связи, ответственные за движение, и функцию пораженных областей мозга берут на себя их «соседи».

   В подавляющем большинстве случаев повреждения мозга ведут к задержке моторного развития. Это становится причиной снижения двигательной активности, являющейся основой для развития ребенка. В течение первого года жизни мозг человека интенсивно обучается на основе информации, которую он получает из окружающей среды: тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные, вестибулярные и другие ощущения систематизируются в голове и складываются в картину мира. Вся деятельность ребенка направлена на обучение и изучение окружающего пространства с помощью всех имеющихся у него инструментов. Поэтому, если ребенок ограничен в одном из своих основных элементов познания – движении, это приводит к общей задержке развития. При этом медленнее формируются функции и других мозговых структур, например, отвечающих за речь.

  • Наибольшей нейпропластичностью наш мозг обладает в младенчестве. Именно поэтому важно начинать реабилитационные мероприятия в раннем возрасте. Желательно — в течение первых лет жизни.

Правильная постановка диагноза

   Ввиду наличия компенсаторных способностей, детям до года не ставят диагноз ДЦП. Для описания существующих дисфункций или нарушений используют другие формулировки. Вместо ЗПР (задержки психомоторного развития) в анамнезе пишут «синдром двигательных нарушений». Только в том случае, если существующие дефекты и нарушения сохраняются после 1 года, детям ставят диагноз «церебральный паралич».

   Даже если ребенку еще не поставили диагноз ДЦП, не медлите, особенно, если он находиться в так называемой «группе риска». Принятые вовремя меры – медицинские обследования и реабилитационные мероприятия, могут существенно снизить и/или компенсировать последствия поражения мозговых структур. Как говорится, нужно «Ковать железо, пока горячо».

   Если существенные поводы для задержки развития отсутствуют – роды, беременность и неонатальный период протекали без помех, но состояние ребенка все равно ухудшается, ищите другие причины. ДЦП не прогрессирует. Поводом для таких изменений могут быть генетические заболевания, нарушения внутренних регуляторных функций организма, прогрессирующие болезни ЦНС и другие факторы. Актуальность правильной и своевременной постановки диагноза сложно переоценить, так как некоторые прогрессирующие болезни не только можно, но и нужно лечить с помощью медикаментозной терапии. Кроме того, без диагноза невозможно адекватно составить индивидуальную программу реабилитации.

   К большому сожалению, я не раз встречал родителей, которые потеряли целые годы, пытаясь выяснить, что не так с их ребенком. Один врач говорит, что все в пределах нормы, «Просто подождите немного, и он догонит своих сверстников». Другой бьет тревогу, мол «Чего вы ждали, почему раньше не пришли?». Помимо упущенного времени, это еще и огромный стресс для всей семьи – такие «качели» кого угодно могут вывести из равновесия и заставить усомниться в своих решениях.

   Справедливости ради нужно признать, что нередко специалисты действительно не могут точно определить причину недуга и поставить точный диагноз. Большую роль в этом играет наличие вводных данных, а именно результатов медицинских исследований. Я бы посоветовал пройти полноценное обследование в детском психоневрологическом отделении (на стационарной основе), и уже на основе имеющихся данных составлять план дальнейших действий.

   Не хочу вселять излишнюю тревогу в родителей, но: если вы видите, что ваш малыш отстает в развитии от сверстников, не закрывайте на это глаза. Пускай даже участковый врач говорит, что все в пределах нормы. Задавайте вопросы, ищите и посещайте других специалистов. Опирайтесь на мнение профессионалов, а не соседей и знакомых. Все это не только ваше спокойствие, но и здоровое будущее ребенка.

Куда и к кому обратиться?

   Когда вы находитесь в самом начале пути, почти невозможно предвидеть, что ждет впереди. Таки родители, которые сталкиваются с тяжелой болезнью теряются в догадках: «что делать?» и «куда пойти?». Перечислю несколько основных мест, где вам гарантированно помогут.

Кабинет катамнеза

   Довольно необычный для нас термин – катамнез – обозначает медицинскую информацию, которую собирают после выписки пациента из стационара, последнего курса лечения или обследования. Кабинеты катамнеза предназначены для наблюдения за несколькими группами детей:

  • недоношенным
  • рожденными с экстремально низкой массой тела
  • находившимся на искусственной вентиляции легких (ИВЛ)
  • с тяжелым поражением головного мозга
  • перенесшим внутриутробную инфекцию
  • перенесшим операции на ранних сроках жизни

   Как правило, катамнестические кабинеты создаются на базе перинатальных центров, родительных домов или больниц. В них в обязательном порядке работают невролог и педиатр, а наблюдение за детьми ведется до 1, а иногда до 3 лет. Своей работой эти кабинеты сильно помогают участковым врачам: ведут динамическое наблюдение с самого рождения, составляют программу реабилитации и консультируют родителей по вопросам дальнейшего развития ребенка.

Психоневрологическое отделение в местной детской клинической больнице

   Полагаю, что данный пункт не требует дополнительных пояснений. Государственные больницы и поликлиники федерального масштаба могут быть очень хорошо оснащены. Например, крайне дорогие приборы для МРТ не может себе позволить практически ни один частный центр. Да, мамам зачастую не хватает индивидуального подхода и хочется большего внимания к их ребенку, но вспомните, таких как вы в больнице – десятки, если не сотни. 

Центр раннего вмешательства

   Такие центры есть во многих крупных городах, и их цель схожа с кабинетом катамнеза – ведение и коррекция развития маленьких детей. В них трудится целая команда профильных специалистов: психоневрологи, педиатры, логопеды, реаниматологи, физические терапевты и другие врачи. Естественно, в разных центрах набор специалистов отличается.

   Сотрудники центра раннего вмешательства оказывают помощь детям с особенностями развития в возрасте до 3-х лет. Благодаря многопрофильному штату сотрудников и комплексному подходу удается оценить состояние ребенка и перспективы его развития. Кроме того, в центрах проводятся реабилитационные мероприятия для детей, а родители постоянно получают обратную связь и советы. Для каждого ребенка составляют индивидуальную программу ранней помощи, которая направлена на развитие базовых навыков и компенсации имеющихся дефектов развития.

Если ребенку уже поставили диагноз

Ищите врача

   Нечасто удается сразу найти подходящий центр, в котором вашему ребенку окажут комплексную помощь. Ваша первостепенная задача – найти грамотного невролога, у которого вы будете наблюдаться на постоянной основе. Посещать консультации у нескольких неврологов сразу – не самая лучшая идея. Их рекомендации все равно будут отличаться в той или иной степени, поэтому вам будет непросто принимать решения. Скорее всего, вы будете инстинктивно склонятся в сторону того врача, чье мнение вам ближе по тем или иным причинам.

   Отношения врача и пациента – долгосрочный процесс, который базируется на доверии и взаимопонимании. С вашей стороны необходимо трудолюбие, а со стороны врача – внимательность и профессионализм. В моем понимании, врач должен воспринимать такое общение не просто как продажу услуг, а как важное партнерство, от которого зависит человеческая жизнь. Выбирайте врача вдумчиво, без лишних метаний. Как я уже сказал, посещение нескольких специалистов может «спутать вам карты» – история болезни ребенка будет отрывистой и разрозненной.

   Вы со своим постоянным врачом можете обсудить новую методику реабилитации или будущий курс лечения в каком-нибудь центре. Грамотный специалист всегда постарается поделиться своим опытом и мнением, при этом не перекладывая на вас свои функции и не возлагая на себя обязанности родителей. В любом случае, совет профессионала – хороший вариант, если только вы не хотите идти путем исключительно своих проб и ошибок.

Расставьте приоритеты, но соблюдайте баланс

   Для многих родителей физиологическое развитие, а также освоение ребенком крупных и мелких моторных функций часто выходит на передний план по сравнению с формированием личности и умственными изменениями. «Лишь бы пошел» — не раз слышал я такие слова от абсолютно разных пап и мам. Но, грубо говоря, куда он пойдет? Да, возможность обслуживать себя и удовлетворять базовые запросы необычайно важно для развития самостоятельности. В то же время спектр доступных возможностей ребенка ограничивается не только физическими навыками, но и умственным развитием.

   Также не забывайте про личностные особенности каждого человека, про его «внутренний стержень». Как и все остальные, дети с дефектами развития далеко не всегда хотят ходить на лечение или реабилитацию. Им тоже нравится сидеть и смотреть мультики, а не проводить по 5-6 часов на интенсивных занятиях. Донести до них важность и необходимость лечения – сложная, но достижимая цель.

   На мой взгляд, конечная цель любой реабилитации – сделать ребенка полноценным членом общества настолько, насколько позволяют особенности его психического и физического развития. Именно к этому и нужно стремиться.

Будьте последовательны 

   Несколько месяцев назад к нам на реабилитацию поступила девочка в возрасте 1 года и 4 месяцев. Не буду заострять внимание на диагнозе, скажу лишь, что она почти не держала голову и сидела только с опорой. Девочка показывала хорошие результаты, и спустя один месяц интенсивного лечения самостоятельно ползала на четвереньках, значительно лучше стала управлять мышцами шеи. Однако, по мнению ее мамы мы свою работу не выполнили, и она спрашивала: «Почему ребенок ползает, а не ходит?». Я понимаю, что у мамы были определенные ожидания, а результат оказался иным. Но мы и не могли научить девочку ходить, имея такую базу. Ребенок только-только начал нормально вертикализироваться, а от него хотят того же, что и от здоровых сверстников.

   Был еще один интересный случай – мальчик буквально через неделю после начала курса реабилитации научился бегать. Именно бегать, а не ходить. Как только он пытался идти медленно, то терял равновесие и падал. С физиологической точки зрения схема его движений была неправильной, и требовала коррекции. Но вместе с тем, радость ходьбы очень воодушевила ребенка и его было буквально не остановить. Он подстроился под возможности своего тела, и мама с папой постоянно находились в состоянии «погони». Оставшиеся 5 недель реабилитационного курса мы потратили, обучая его правильным движениям.

   Надеюсь, что на этих примерах я достаточно понятно изложил суть тезиса, вынесенного в заглавие этого параграфа. Реабилитационные мероприятия всегда подбираются исходя из возраста ребенка и его физиологических особенностей. Также важно помнить, что человек осваивает навыки поэтапно, но у детей с неврологическими заболеваниями часто наблюдается отставание от принятых норм. Не зря говорят: «Дорога ложка к обеду». Чем сильнее запустить ситуацию, тем сложнее потом будет нагнать сверстников.

Соблюдайте системность и постоянство

   Много раз я сталкивался с ситуацией, когда родители ребенка с церебральным параличом первые 2-4 года жизни сломя голову носятся по всем больницам и реабилитационным центрам, пробуют все существующие и доступные методики, обращаются в фонды и организовывают группы по сбору средств. Но если к 5-7 годам чуда не происходит, то зачастую весь родительский запал выгорает. Изначальный импульс гаснет, а вместе с ним прекращается реабилитация ребенка.

   После наступления совершеннолетия только единицы продолжают лечение и занятия. К этому моменту эффективность мероприятий существенно падает и на коррекцию каких-либо дефектов и нарушений требуются годы, а не месяцы как в подростковом возрасте. Вместе с тем, взрослая жизнь только начинается и без должного внимания хронические «болячки» со временем дадут о себе знать.

  • Когда речь заходит о реабилитации ребенка, главное – постоянство, а не разнообразие.

   Реабилитация и абилитация ребенка инвалида – это постоянный процесс, который должен происходить не только во время пребывания в реабилитационном центре. Если ребенок чему-то научился во время лечения (сидеть, стоять, ходить – не важно), но дома он целый день проводит без движения (например, за телевизором или планшетом), то через пару недель навык будет утрачен.

   До этого я писал довольно обширную статью о том, что и когда делать родителям ребенка с ДЦП – каких врачей и специалистов посещать, какие проходить обследования и т.д. Рекомендую ознакомиться по этой ссылке.

ЧСО или Часто Совершаемые ошибки

Материал подходит к концу, но я бы еще хотел затронуть несколько важных на мой взгляд моментов. Далее я выделил несколько ошибок, которые совершают очень многие родители. 

Слышу звон… — стихийность выбора метода помощи, сильное влияние модных тенденций и плохое изучение вопроса

   Прежде чем выбрать реабилитационный центр, методику лечения или врача, тщательно изучите вопрос! Иначе вы рискуете попасть в такую же ситуацию, как и мамы из начала этой статьи. Я считаю, что правильные решения принимаются только на трезвую и холодную голову. Любите «рубить с плеча»? Тогда будьте готовы к последствиям.

   По поводу моды: на данный момент существуют десятки реабилитационных методик, как всемирно известных, так и региональных. И если первые основываются на десятках лет практики и изучения, последние часто оказываются своеобразным «симбиотом» – сплавом из нескольких методик, который автор назвал своей фамилией. При этом не долгосрочных медицинских исследований, ни научного подтверждения их эффективности не проводится. Я не говорю, что доверять можно только определенным методикам, например, Войта или Бобат-терапии, а молодым – нет. Просто хочется напомнить одну простую поговорку: «Доверяй, но проверяй!».

Непринятие ребенка и его диагноза родителями

   Психологический аспект в отношении болезни ребенка имеет огромное значение. Если родители не принимают диагноз и состояние ребенка, осознанно или нет, но они хотят одного – как можно скорее увидеть его здоровым. Их стремление закончить нескончаемую череду консультаций и процедур находит свое выражение в поиске той самой «чудотворной пилюли» – супердейственного способа сразу поставить человека на ноги.

   Если взглянуть правде в глаза и принять то, что ДЦП невозможно излечить, а нарушения мозга полностью не компенсировать, будущий путь становиться гораздо четче – нужно ставить конкретные задачи и идти намеченным путем.  Учитесь смотреть на ситуацию такой, какая она есть, а не сквозь призму своих ожиданий. 

Экстенсивный характер лечения –
назначить побольше процедур, что-нибудь да поможет

   Я не раз сталкивался с такой ситуацией: ребенка привозят к нам на курс реабилитации и берут «полный комплект» процедур: 2 массажа, 2 ЛФК, занятие в лечебном костюме, бассейне и на тренажерах, а «на сладкое» логопеда и иголки. Поставьте себя на место ребенка, сколько дней в таком темпе вы сможете выдержать? Уверен, что немного. Вот и дети не выдерживают, и через 1-2 недели начинают болеть. Их тело изматывается, а иммунитет слабеет. В итоге достигается результат противоположный ожидаемому – реабилитация сорвана, прогресса нет. Реабилитационные процедуры должны подбираться исходя из индивидуальных особенностей ребенка и его текущего состояния.

   Не спорю, в некоторых случаях высокая нагрузка – необходимость, и ребята постарше должны выкладываться, чтобы достичь прогресса. Но, к сожалению, некоторые реаб.центры преследуют одну цель – заработать, вот и рекомендуют сразу все процедуры, которые не противопоказаны ребенку.

   Интересное отношение к этому вопросу сложилось в Китае – там как раз-таки пропагандируют очень интенсивные реабилитационные курсы. Два-три месяца ребенок проводит как белка в колесе, а потом месяц восстанавливается. Не могу не признать, что порой результаты у такого подхода действительно впечатляющие. Яркий тому пример – мой руководитель Нургалиева Елена Анатольевна. Она ездила в Китай лечить своего сына и вернулась очень воодушевленная его достижениями. У этой точки зрения есть свои последователи, а значит и право на жизнь.

Бездействие дома

   Не раз я сталкивался с тем, что после окончания курса лечения, реабилитация ребенка фактически заканчивается. За те 3-4 месяца, что он проведет дома в ожидании следующего курса, большая часть навыков, скорее всего, будет утеряна. Это касается и физического и умственного развития.

   Вы должны стать вторым «домашним» реабилитологом для ребенка. В наше время, когда много реаб.центров, учебных пособий, статей и семинаров, изучить интересующий вопрос не составляет труда. Все зависит только от вашего усердия. Хочу, однако, сделать замечание: применяйте любую технику или методику только после согласования с врачом и посоветовавшись с профильным инструктором. Не пожалейте 15 минут от своих занятий ЛФК или массажа чтобы обсудить самостоятельные занятия.

Нельзя делать все за ребенка

   Задумайтесь, как часто вы делаете что-то за ребенка? Да, зачастую проще взять его на руки и донести, чем ждать, пока он сам доберется в другую комнату. Легче покормить его с ложечки, чем наблюдать, как он неуклюже пытается поесть сам, а потом еще и убирать его «промахи». У родителей почти все получиться сделать быстрее, чем у ребенка с двигательными нарушениями.

   Однако, таким образом, вы просто сажаете его себе на шею и лишаете всяческой инициативы. Зачем ему что-то делать, если в этом нет необходимости? Ребенок должен понимать, что какие-то задачи необходимо выполнять самостоятельно. В первую очередь это касается базовых потребностей. Видя, что достичь желаемое можно только своими силами, у него не останется другого выбора как действовать без посторонней помощи. Естественно, стимул должен быть веский — цель должна оправдывать затраченные усилия. 

Чрезмерная жалость

   Жалость – очень опасное чувство. Я прекрасно понимаю родителей, у которых сердце кровью обливается при виде слез и криков ребенка. Тяжело смотреть, как они плачут на массаже или во время растяжки. Однако, отличить каприз и обиды от настоящей боли – подчас непростая задача.

   Хочу вам напомнить, что дети – очень хорошие манипуляторы. С рождения они постоянно изучают окружающий мир, и вас в том числе. Что можно, а что нельзя – выясняется экспериментальным путем. Потому-то они и ищут бреши в вашей «обороне». Если ребенок поймет, что с помощью истерики можно остановить любую процедуру или занятие, этот прием будет использоваться постоянно. В будущем вы потратите огромное количество сил и времени на то, чтобы «сломать» эту привычку.

   Я не хочу сказать, что вам надо стать безжалостными роботами без эмоций и чувств, совсем нет. Это и невозможно, и неправильно одновременно. Вы – лучший друг ребенка и его наставник. Дайте ему почувствовать вашу поддержку и заботу, но учите справляться с препятствиями на пути. Жизнь любого из нас, и тем более человека с особенностями развития, полна сложностей. Воспитывайте в ребенке умение преодолевать их и не останавливаться. 

Заключение

   Этот материал получился очень развернутым, возможно, даже слишком обширным в контексте поднятой темы. Однако, говоря о церебральном параличе, у меня не получается отбросить в сторону все эти мелкие, но важные моменты; ведь именно из мелочей складывается цельная картина. Озвученное здесь мнение не является истиной в последней инстанции. Я на нее и не претендую, та как это мой личный взгляд на существующую проблему. Поделитесь своими мыслями и эмоциями в комментариях к этой статье.

   В заключении хочется сказать: я верю в несгибаемость человеческого духа и удивительные возможности нашего тела. Десятки первых шагов, что я видел – прямое подтверждение того, что все мы особенные. Особенные – потому что ради своих детей родители готовы стать героями, а дети порой очередь совершают настоящие подвиги. Боритесь за здоровое будущее своей семьи, и, гарантирую, эти усилия будут не напрасны.

   Желаю вам успеха на вашем пути, искреннего счастья и крепкого здоровья!

Корсуков Кирилл

Менеджер по развитию и продвижению МЦ «Первый шаг»

  • ИНВИТРО
  • Библиотека
  • Справочник заболеваний
  • Церебральный паралич

Церебральный паралич

Церебральный паралич: причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.


Определение

Церебральный паралич, а точнее детский церебральный паралич (ДЦП) – это неврологическое заболевание, обусловленное непрогрессирующим повреждением и/или аномалией головного мозга у плода или новорожденного ребенка с развитием нарушений моторики и поддержания позы.

В Российской Федерации на 1000 новорождённых приходится 2-3 случая ДЦП, который является основной причиной детской неврологической инвалидности.


Причины появления церебрального паралича

Термин «детские церебральные параличи» объединяет группу заболеваний, являющихся следствием повреждения головного, иногда спинного мозга, возникающих во время внутриутробного развития плода, во время родов или в раннем послеродовом периоде с последующим формированием патологического (ненормального) мышечного тонуса, чаще всего спастичности (повышение мышечного тонуса, возрастающее при пассивном растяжении мышцы).

Среди внутриутробных причин развития ДЦП выделяют:

  • острые или хронические заболевания матери (гипертоническая болезнь, пороки сердца, анемия, ожирение, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы и др.);
  • прием некоторых лекарственных препаратов во время беременности;
  • работа на вредном производстве во время беременности;
  • алкоголизм;
  • стрессы;
  • травмы во время беременности;
  • маточные кровотечения, аномалии плацентарного кровообращения, предлежание плаценты или ее отслойка;
  • иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по системам АВО, резус-фактору и другим).

Большинство из указанных неблагоприятных факторов во время беременности приводит к нарушению маточно-плацентарного кровообращения, внутриутробной гипоксии плода и патологиям эмбрионального развития.

Причины развития ДЦП во время родов:

  • слабость сократительной деятельности матки;
  • стремительные или затяжные роды;
  • кесарево сечение;
  • длительный безводный период;
  • ягодичное или тазовое предлежания плода;
  • длительный период стояния головки в родовых путях;
  • инструментальное родовспоможение;
  • преждевременные роды,
  • многоплодная беременность.

Одним из основных факторов развития ДЦП является внутричерепная родовая травма вследствие механического воздействия на плод: сдавление мозга, размозжение и некроз мозгового вещества, разрывы тканей, кровоизлияния в оболочки и вещество мозга, нарушения кровообращения мозга. Родовая травма чаще всего происходит на фоне предшествующего дефекта развития плода. У большинства детей отмечается неблагоприятный фон внутриутробного развития. Также в развитии ДЦП имеет значение наследственная предрасположенность.

Классификация заболевания

Классификация по МКБ-10 (международная классификация болезней):

  • Спастический церебральный паралич.
  • Спастическая диплегия.
  • Детская гемиплегия.
  • Дискинетический церебральный паралич.
  • Атаксический церебральный паралич.
  • Другой вид детского церебрального паралича.
  • Детский церебральный паралич неуточненный.

Классификации К.А. Семёновой (1978):

  • двойная гемиплегия;
  • гиперкинетическая форма;
  • атонически-астатическая форма;
  • гемиплегическая форма.

Классификации GMFCS (Gross Motor Function Classification System – Система классификации больших моторных функций, 1997):

  • уровень I – ходьба без ограничений;
  • уровень II – ходьба с ограничениями;
  • уровень III – ходьба с использованием ручных приспособлений для передвижения;
  • уровень IV – самостоятельное передвижение ограничено, могут использоваться моторизированные средства передвижения;
  • уровень V – полная зависимость ребенка от окружающих – перевозка в коляске/инвалидном кресле.

Выделяют стадии развития ДЦП:

  • ранняя: до 4-5 месяцев;
  • начальная резидуальная стадия: с 6 месяцев до 3 лет;
  • поздняя резидуальная: старше 3 лет.

Церебральный паралич.jpgСимптомы церебрального паралича

Более чем в 80% случаев ДЦП ведущим клиническим симптомом является спастичность – двигательное нарушение, которое характеризуется повышением мышечного тонуса и сухожильных рефлексов.
Клиническая картина ДЦП зависит от размера и топографии повреждений головного мозга, а также от интенсивности и длительности ранее проводимых лечебных и реабилитационных мероприятий.

Ранние проявления ДЦП:

  • задержка двигательного и психоречевого развития;
  • отсутствие или задержка редукции врожденных рефлексов;
  • задержка или отсутствие развития установочных рефлексов;
  • нарушения мышечного тонуса;
  • повышение сухожильных рефлексов;
  • появление патологических синкинезий, когда произвольное движение одних мышц вызывает одновременное непроизвольное сокращение других мышц;
  • формирование патологических установок (сгибательно-пронаторная установка рук, приводящая установка бедра и др.).

Наиболее распространенным типом ДЦП является спастическая диплегия (болезнь Литтла). Чаще всего она развивается у недоношенных детей и характеризуется наличием:

  • двустороннего поражения ног в большей степени, чем рук;
  • ранним формированием деформаций и контрактур;
  • наличием сопутствующих симптомов (задержка психического и речевого развития, наличие псевдобульбарного синдрома, патология черепных нервов, приводящая к атрофии дисков зрительных нервов, дизартрии, нарушению слуха, умеренному снижению интеллекта).

У детей имеется спастическая походка. Самостоятельно ходят 52% больных, с опорой – 30%, остальные – в коляске.

При вертикализации ноги разогнуты и перекрещены – симптом «ножниц», поза балерины или поза тройного сгибания (в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах). При опоре нагрузка чаще распределяется на передние отделы стоп (ходит на носочках), внутренние отделы стоп или на наружные отделы стоп. Прогноз двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе.

Гемипаретическая форма ДЦП встречается в 15–18%, как правило, у доношенных и переношенных детей. Часто имеется родовая травма. Характерно наличие:

  • спастического гемипареза: одностороннее повышение мышечного тонуса и сухожильных рефлексов, верхние конечности страдают больше нижних;
  • укорочения и гипотрофии пораженных конечностей (руки – до 5-7 см, ноги – до 2-4 см);
  • гемипаретической походки (косящие шаги круговыми движениями), позы Вернике-Манна;
  • деформации стоп, контрактуры с одной стороны;
  • высокой частоты симптоматической эпилепсии (около 35%).

Спастический тетрапарез (двойная гемиплегия) – одна из самых тяжелых форм ДЦП. Развивается в результате аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии.

Вызывает диффузное повреждение вещества головного мозга, часто сопровождается формированием вторичной микроцефалии.

Клинические проявления:

  • двусторонняя спастичность в равной степени выражена в верхних и нижних конечностях либо преобладает в руках;
  • имеется сопутствующая патология (косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушения слуха, псевдобульбарный синдром, выраженные когнитивные и речевые дефекты, эпилепсия, раннее формирование контрактур суставов и костных деформаций);
  • резко ограниченное самообслуживание и трудовая деятельность.

Спастический односторонний ДЦП чаще всего развивается в результате геморрагического инсульта (чаще одностороннего), врожденной аномалии развития мозга и характеризуется:

  • односторонним спастическим гемипарезом (рука страдает больше, чем нога);
  • у некоторых пациентов имеется задержка психического и речевого развития;
  • возможны фокальные эпилептические приступы;
  • уровень социальной адаптации определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребенка.

Дискинетический ДЦП чаще всего развивается в результате перенесенной гемолитической болезни новорожденных с развитием «ядерной» желтухи и/или острой интранатальной асфиксии с селективным повреждением базальных ганглиев. Клиническая картина:

  • имеются непроизвольные движения – гиперкинезы;
  • изменения мышечного тонуса (может отмечаться как повышение, так и понижение тонуса);
  • речевые нарушения;
  • отсутствие правильной установки туловища и конечностей;
  • сохранение интеллектуальных функций у большинства детей;
  • преобладание нарушений в эмоционально-волевой сфере.

Атаксический ДЦП встречается при повреждении мозжечка, лобно-мосто-мозжечкового пути и лобных долей вследствие родовой травмы, гипоксии или врожденных аномалий развития. Характеризуется наличием:

  • низкого тонуса мышц и высокими сухожильными и периостальными рефлексами;
  • речевыми расстройствами;
  • нарушениями координации (тремор при движениях и дисметрия при выполнении целенаправленных движений);
  • интеллектуальный дефицит от умеренного до глубокого.

Двигательные нарушения при ДЦП ведут к формированию патологического двигательного стереотипа, развитию суставных контрактур, прогрессирующему ограничению функциональных возможностей ребенка.


Диагностика церебрального паралича

Для диагностики ДЦП необходимо наличие специфических непрогрессирующих двигательных нарушений и одного или нескольких факторов риска и осложнений в перинатальном периоде (с 22-й полной недели внутриутробной жизни плода по 7-й день включительно внеутробной жизни). Для диагностики ДЦП рекомендовано проведение инструментальных методов исследования:

  • КТ головного мозга и черепа;

КТ головного мозга и черепа

Сканирование головного мозга, черепа и окружающих их тканей, позволяющее диагностировать различные патологии.

МРТ головного мозга

Безопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий.

  • видео-ЭЭГ-мониторинга сна/бодрствования для определения функциональной активности головного мозга;
  • рентгенография костей скелета для выявления и оценки деформаций структур костно-суставной системы, возникающих вторично при спастичности мышц:
      • рентген шейного отдела позвоночника,
      • рентген грудного отдела позвоночника,
      • рентгенография бедренной кости,

    Рентгенография бедренной кости

    Рентгенологическое исследование костно-суставной системы нижних конечностей предназначено для обнаружения различной патологий, в том числе и травматического ге…

      • рентген стопы с нагрузкой.

    При наличии гемипареза, признаков локального инсульта показано исследование факторов свертывающей системы крови, в том числе полиморфизма генов коагуляции:

    • АЧТВ (активированное частичное (парциальное) тромбопластиновое время);

    АЧТВ (АПТВ, активированное частичное (парциальное) тромбопластиновое время, кефалин­каолиновое время, Activated Partial Thromboplastin Time, APTT)

    АЧТВ – скрининговый тест для оценки внутреннего пути активации свертывания крови (факторы XII, XI, IX, VIII, X, V и II) и мониторинга пациентов, получающих гепариновую те�…

  • протромбин (протромбиновое время);
  • Фибриноген (Fibrinogen)

    Фибриноген – белок, предшественник фибрина, составляющего основу сгустка при свертывании крови. Исследование направлено на оценку способности организма к тро�…

    D-димер (D-dimer)

    Синонимы: Фрагмент расщепления фибрина. 
    D-dimer, Fragment D-dimer, Fibrin degradation fragment. 

    Краткая характеристика определяемого вещества D-димер
    D-димер представляет собой рас�…

  • антитромбин III, % активности;
  • волчаночный антикоагулянт;
  • Волчаночный антикоагулянт (ВА, Lupus anticoagulants, LA)

    Синонимы: Аутоантитела (IgG) против фосфолипидов; 

    Lupus anticoagulant panel; Lupus inhibitor; LA sensitive PTT; PTT-LA; Dilute Russell viper venom test; DRVVT; Modified Russell viper venom tes; MRVVT. 

    Краткая характеристик�…

  • фактор Виллебранда, антиген.
  • Склонность к тромбозам при беременности – минимальная панель.
  • Гемостазиограмма (коагулограмма) расширенная.
  • Гемостазиограмма (коагулограмма) расширенная

    Синонимы: Гемостазиограмма. 
    Coagulation studies (coagulation profile, coag panel, coagulogram). 
    Краткая характеристика исследования «Гемостазиограмма (коагулограмма) расширенная» 

  • Расширенное исследование генов системы гемостаза (с описанием результатов врачом- генетиком).
  • Расширенное исследование генов системы гемостаза (с описанием результатов врачом- генетиком)

    Расширенное исследование генов системы гемостаза: F2, F5, MTHFR, MTR, MTRR, F13, FGB, ITGA2, ITGВ3, F7, PAI-1

    Комплексное исследование генетических факторов риска развития нарушений в…

    Гипергомоцистеинемия

    Генетические факторы риска нарушения фолатного цикла. Анализ наличия полиморфизмов в генах ферментов реакций фолатного цикла.

    MTHFR (7211 и 7571), MTRR (7591), MTR (7581).

  • Гиперагрегация тромбоцитов.
  • Женское бесплодие и осложнения беременности.
  • Хочу стать мамой: осложнения беременности.
  • Хочу стать мамой: осложнения беременности

    Генетические факторы риска фетоплацентарной недостаточности, гестоза, тромбоза и нарушения фолатного цикла.

    F2 (7161), F5 (7171), MTHFR (7211 и 7571), MTRR (7591), MTR (7581), ACE (7011), AGT (7…

  • Гестозы и фетоплацентарная недостаточность.
  • Привычное невынашивание беременности (в т. ч. склонность к тромбозам при беременности: расширенная панель).
  • Тромботические осложнения при стимуляции овуляции.
  • Исключение наследственных метаболических заболеваний и наследственных нервно-мышечных заболеваний:
  • Основные наследственные заболевания.
  • Основные наследственные заболевания

    Определение носительства частых мутаций в генах, ответственных за развитие наиболее частых аутосомно-рецессивных заболеваний: муковисцидоз, несиндромальная ней�…

  • Cпастическая параплегия Штрюмпеля, тип 4, SPAST (SPG4) ч. м. (Hereditary spastic paraplegia type 4, Strümpell-Lorrain syndrome, SPAST (SPG4) gene).
  • Боковой амиотрофический склероз (БАС), SOD1 (Amyotrophic lateral sclerosis (ALS), SOD1 gene).
  • Спиноцеребеллярные атаксии, редкие формы, ч. м. (Spinocerebellar ataxias, frequent types).
  • Боковой амиотрофический склероз, C9orf72 (Amyotrophic lateral sclerosis (ALS), C9orf72).
  • Дистальная моторная нейропатия тип V (HMN5, дистальная спинальная амиотрофия).
  • Дистальная спинальная амиотрофия врожденная с параличом диафрагмы, IGHMBP2 м.
  • Также пациентам требуется обследование на предмет наличия нарушений зрения и слуха, задержки психического и речевого развития.


    К каким врачам обращаться

    Оказание помощи новорожденным из группы риска по развитию ДЦП начинается в роддоме и продолжается в специализированных отделениях при детских больницах, далее – амбулаторно при детских поликлиниках.

    Ребенок с ДЦП должен находиться под наблюдением

    врача-педиатра

    , невролога, ортопеда, офтальмолога и других специалистов.

    Лечение церебрального паралича

    Лечение при ДЦП должно быть ранним, непрерывным, комплексным, преемственным на всех этапах реабилитации.

    Прогноз социальной адаптации ребенка с ДЦП зависит от своевременного оказания медицинской, педагогической и социальной помощи ему и его семье.

    Основная задача лечения ДЦП – преодоление спастичности и снижение мышечного тонуса.

    Для терапевтического лечения применяют антиспастические препараты, ботулотоксин (БТА), антиэпилептические препараты, M- и H-холинолитики, дофаминомиметики, ноотропы, ангиопротекторы и корректоры микроциркуляции, препараты с метаболическим эффектом, витамины и витаминоподобные средства.

    При неэффективности пероральных антиспастических препаратов и инъекций БТА возможно использование нейрохирургических методов лечения спастичности.

    Методы физической реабилитации:

    • массаж,
    • физиотерапия (аппликации грязей, парафина, озокерита с антиспастической целью, электростимуляция, электрофорез с лекарственными веществами, водные процедуры и др.);
    • лечебная гимнастика;
    • аппаратная кинезиотерапия;
    • альтернативные методы лечения и реабилитации пациентов с ДЦП (акупунктура, иглорефлексотерапия, мануальная терапия, остеопатия, иппотерапия, дельфинотерапия, йога, методы китайской традиционной медицины).

    Осложнения

    Ортопедо-хирургические осложнения:

    • вывихи и подвывихи суставов,
    • сколиоз,
    • контрактуры коленного, голеностопного, локтевого, лучезапястного суставов,
    • деформация и укорочение конечностей.

    Эписиндром (у 35% больных).

    Когнитивные нарушения:

    • расстройства памяти, внимания, зрительно-моторной координации,
    • интеллектуальных и речевых функций,
    • задержка психического развития, умственная отсталость.

    Сенсорные расстройства: патология зрения, слуха, кинестезии (способность ощущать движение сустава или конечности).
    Ограничение возможности к самообслуживанию, сложности получения образования и полноценной социализации.

    Профилактика церебрального паралича

    Профилактика ДЦП включает:

    • антенатальные мероприятия, то есть проводимые с момента оплодотворения яйцеклетки до начала родовой деятельности: улучшение соматического здоровья матери, профилактика акушерско-гинекологической патологии, преждевременных родов и осложненного течения беременности, своевременное выявление и лечение инфекционных заболеваний матери, пропаганда здорового образа жизни обоих родителей, своевременное выявление и предотвращение осложненного течения родов, грамотное родовспоможение, исследование родителей на наличие наследственных коагулопатий;
    • постнатальные мероприятия, которые проводятся после рождения: использование корпоральной контролируемой гипотермии при выхаживании недоношенных детей, контролируемое использование стероидов у недоношенных новорожденных, интенсивные мероприятия по снижению гипербилирубинемии.

    Источники:

    1. Клинические рекомендации «Детский церебральный паралич у детей». Разраб.: Союз педиатров России. – 2016.
    2. Немкова С.А., Болдырев В.Г., Сорокин А.С., Курбатов Ю.Н. Детский церебральный паралич // Медицинская сестра. – 2017. – №7. – С. 32-37.

    ВАЖНО!

    Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
    Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.

    Информация проверена экспертом

    Лишова Екатерина Александровна

    Высшее медицинское образование, опыт работы — 19 лет

    Поделитесь этой статьей сейчас

    Рекомендации



    • 3803

      09 Февраля



    • 3760

      09 Февраля



    • 3786

      08 Февраля

    Похожие статьи

    Рассеянный склероз

    Рассеянный склероз: причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.

    Ботулизм

    Ботулизм: причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.

    Синдром Ретта

    Синдром Ретта: причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.

    Бешенство у человека

    Бешенство у человека: причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.

    Фото

    Детский церебральный паралич считается самым распространенным основанием для инвалидности среди малышей. Причинами патологии могут быть как нарушения, произошедшие до рождения, так и во время родов или в течение первых двух лет жизни. Очень важно как можно раньше обнаружить ДЦП у новорожденного, обращая внимание на симптомы. Это позволит вовремя приступить к лечению. Несмотря на то, что полностью избавиться от патологии невозможно, при своевременной и эффективной терапии можно значительно улучшить качество жизни малыша.

    Фото Симптомы ДЦП у новорожденных

    Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обратиться к профильному специалисту.

    Онлайн-консультация врача в Московской клинике

    Признаки ДЦП у ребенка до года

    В зависимости от формы детского церебрального паралича, он может проявляться по-разному. Иногда признаков ДЦП у ребенка до года практически незаметно, часто они возникают постепенно. Существует несколько форм заболевания:

    • Спиастическая диплегия. Поражена область мозга, отвечающая за двигательную активность рук и ног. В результате наблюдается паралич конечностей. Встречается в 40 % случаев.
    • Двойная гемиплегия. Является наиболее тяжелой формой, характеризующейся нарушением больших полушарий головного мозга. Малыши с такой патологией не могут даже самостоятельно держать голову, сидеть и стоять.
    • Гемипаретическая. Поражено одно из полушарий. Наблюдается частичный паралич конечностей с одной стороны.
    • Гиперкинетическая. Страдают подкорковые структуры. У ребенка наблюдаются непроизвольные движения, которые он не может контролировать.
    • Антонически-астатическая. Поражен мозжечок. У детей, страдающих от этой формы патологии, нарушены координация и чувство баланса.

    Очень важно вовремя выявить заболевание и обратиться к неврологу. Симптомы ДЦП у детей до года могут быть различными. Так, следует показать малыша врачу, если он не держит голову, не реагирует на громкий звук или ваши движения, не может переворачиваться, ползать. Нередко при развитии заболевания у детей наблюдаются судороги конечностей, нарушения зрения, речи или слуха, беспокойный сон, появляются проблемы с пищеварительным трактом или мочеполовой системой, движения слишком резкие или, наоборот, медленные. О наличии ДЦП у новорожденного также говорят такие симптомы, как косоглазие, приступы эпилепсии, то, что ребенок выполняет все движения только одной рукой, а до 1 года не начал ходить или предпринимать попытки к этому.

    Какой врач лечит ДЦП у грудничков?

    При обнаружении даже малейших признаков ДЦП у новорожденного следует обратиться за медицинской помощью. Специалист проведет тщательное обследование, после чего назначит подходящую терапию. Среди врачей, которые лечат ДЦП у грудничков следует выбрать таких как:

    Наши специалисты

    Почеп Владимир Евгеньевич

    96%

    удовлетворены результатом лечения

    Лукоянов Алексей Владимирович

    99%

    удовлетворены результатом лечения

    Веревошников Александр Борисович

    99%

    удовлетворены результатом лечения

    Афонин Дмитрий Владимирович

    92%

    удовлетворены результатом лечения

    Михайлов Андрей Владимирович

    98%

    удовлетворены результатом лечения

    Алексеенко Анна Сергеевна

    98%

    удовлетворены результатом лечения

    Сокова Тамара Михайловна

    98%

    удовлетворены результатом лечения

    Яснева Марианна Валентиновна

    99%

    удовлетворены результатом лечения

    Манякин Виктор Николаевич

    96%

    удовлетворены результатом лечения

    Ненашев Александр Борисович

    97%

    удовлетворены результатом лечения

    Бурнашова Ольга Николаевна

    99%

    удовлетворены результатом лечения

    Дмитриева Екатерина Юрьевна

    98%

    удовлетворены результатом лечения

    Горбунова Наталья Владимировна

    98%

    удовлетворены результатом лечения

    Адамс Антонина Леонидовна

    98%

    удовлетворены результатом лечения

    Юров Игорь Евгеньевич

    87%

    удовлетворены результатом лечения

    Устенко Людмила Анатольевна

    89%

    удовлетворены результатом лечения

    Куликова Лариса Станиславовна

    96%

    удовлетворены результатом лечения

    Указанные на сайте цены не являются публичной офертой. Для уточнения стоимости услуг и записи на прием к врачу обращайтесь по телефону 8 (495) 255-37-37.

    Цены на услуги

    Перед посещением клиники можно пройти тест самодиагностики. Его вы сможете найти в открытом доступе в Сети. Важно знать, что результаты носят приблизительный характер. Они не являются точным диагнозом или руководством к назначению лечения.

    Более, чем в 85 % случаев ДЦП наблюдается средней или легкой формы тяжести. Поэтому при правильно выбранной тактике терапии можно добиться значительных результатов. Особенно, если речь идет о приобретенном заболевании, которое начало развиваться из-за родовых травм или перенесенных патологий. В качестве методов диагностики детского церебрального паралича используют:

    Какой врач лечит ДЦП у грудничков?-фото

    1. УЗИ головного мозга;
    2. энцефалографию;
    3. КТ и МРТ.

    Также применяются различные тесты на проверку рефлексов, зрения, слуха у малыша. При постановке диагноза учитываются все имеющиеся признаки ДЦП у новорожденного, а также то, когда они впервые появились, насколько сильно выражены.

    Что если не лечить?

    Основными целями лечения являются развитие жизненно важных навыков у ребенка, социализация личности, формирование психоэмоционального здоровья. Чем раньше будет начата терапия, тем больше шансов на то, что в будущем малыш сможет вести нормальную жизнь и не будет сильно отставать в развитии от сверстников. Если не лечить ДЦП у детей до года, симптомы заболевания будет устранить намного сложнее. Врачи отмечают, что в раннем детстве мозг активно развивается, поэтому терапия, которая началась в младенчестве, гораздо более эффективна. Кроме того, несмотря на то, что очаги поражения мозга со временем не разрастаются, состояние малыша при отсутствии лечения может ухудшаться. Нередко наряду с основными признаками ДЦП у грудничков и детей дошкольного возраста, появляются:

    • контрактуры;
    • деформации двигательного аппарата;
    • психологические проблемы из-за социальной изоляции.

    Что делать дальше?

    Лечение детского церебрального паралича — процесс непрерывный, который должен проводиться в течение всей жизни больного. Однако стоит знать, что если появились первые признаки ДЦП у грудничка — это не приговор. Эффективная терапия включает в себя комплекс мер, направленных на устранения симптомов патологии, восстановление функций головного мозга, предотвращение неправильного развития. Для лечения применяют:

    • физиотерапию;
    • массажи;
    • лечебную физкультуру;
    • психотерапию;
    • прием медикаментов.

    При тяжелых формах ДЦП используют хирургическое вмешательство. Это операции на суставах, сухожилиях или мышцах позвоночника, которые способствуют уменьшению спазмов и нормализации двигательной активности.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:

    Читайте также:

  • Ошибочно поставили диагноз рассеянный склероз форум
  • Ошибочно пополнил чужой номер телефона
  • Ошибочно полученные денежные средства ндс
  • Ошибочно полученные денежные средства как вернуть
  • Ошибочно положили деньги на телефон как вернуть теле2

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии