Повелительное наклонение глагола
Повелительное наклонение глагола — это непостоянный грамматический признак, который выражает волеизъявление в виде приказа, просьбы, пожелания, запрета и пр.
Рассмотрим, что такое повелительное наклонение глагола, как образуются формы глаголов повелительного наклонения. Приведем таблицу всех форм глаголов повелительного наклонения.
Что обозначает повелительное наклонение глагола?
Чтобы понять, что такое повелительное наклонение глагола, сравним его с формами изъявительного наклонения. Изъявительное наклонение выражает действие, которое протекает по отношению к моменту речи во времени, настоящем, будущем или прошлом:
- я (что делаю?) смотрю, (что буду делать?) буду смотреть, (что делал?) смотрел;
- ты (что сделаешь) споёшь, (что сделал?) спел.
Формы повелительного наклонения не связаны со временем. Действие, обозначенное глаголом, протекает вне времени, безотносительно к нему:
- (что делай?) смотри в окно (когда?) в этот момент, завтра или спустя некоторое время?
- (что сделай?) спой песню (когда?) может, сейчас, через час или вовсе потом?
Побуждение собеседника или нескольких лиц к действию выражается с помощью разных речевых формул:
- пожелания (будьте здоровы);
- просьбы (запиши-ка, присядьте);
- приказа (стой! молчите!)
- запрета (не курите, не звони больше);
- призыва (да здравствует свобода!)
- совета (принимайте по чайной ложке).
Как образуется повелительное наклонение глагола?
Глаголы повелительного наклонения имеют две грамматические формы:
- простую (синтетическую);
- сложную (аналитическую).
Простая форма повелительного наклонения
Простая форма повелительного наклонения чаще всего выражается глаголами 2 лица единственного или множественного числа, которые отвечает на вопросы:
- (что делай?) ты смотри фильм — (что делайте?) вы смотрите фильм;
- (что сделай?) ты нарисуй пейзаж — (что сделайте?) вы нарисуйте пейзаж.
Форма единственного числа образуется от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида или простого будущего времени глаголов совершенного вида с помощью нулевого суффикса или суффикса -и-.
Нулевой суффикс используется, если ударение падает на гласный звук основы:
- ре́зать — они ре́ж ут — ре́жь
- прове́рить — они прове́р ят — проверь .
Эта морфема -«невидимка» участвует в образовании формы повелительного наклонения глагола с ударным окончанием, если в конце основы слова проявляется мягкий согласный «й»:
- пролить — они прольют [п р а л’ й’ у т] — проле й
- отмыть — они отмоют [а т м о й ‘ у т ] — отмо й .
Суффикс -и- образует формы повелительного наклонения:
а) если ударным является окончание 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени:
- ползти — я полз у́ — полз и́
- полежать — я полеж у́ — полеж и́
- прочесть — я прочт у́ — прочт и́
б) у глаголов с ударной приставкой вы-:
- вы́брать — вы́бер и
- вы́лизать — вы́лиж и
- вы́ставить — вы́став и
в) у глаголов с основой на сочетание согласных:
- крикн и
- законч и
- продолж и .
Простая форма повелительного наклонения множественного числа может быть образована с помощью постфикса -те от глагола 1 лица множественного числа изъявительного наклонения, если она выражает просьбу, пожелание, обращенное ко многим лицам или к одному человеку в уважительной форме:
- мы споём — спо ем те
- мы зайдём — (вы) зайд ем те .
Форма множественного числа образуется присоединением постфикса -те к форме единственного числа:
- режь — режь те
- проверь — проверь те
- пролей — пролей те
- отмой — отмой те .
Составная форма повелительного наклонения
Составная форма повелительного наклонения складывается из глаголов 1 или 3 лица единственного и множественного числа настоящего или будущего времени и формообразующих частиц «да», «давай», «давайте», «пусть», «пускай»:
- да будет согласие;
- давай пойдем;
- давайте спросим его;
- пусть веселится;
- пускай позвонят.
Для наглядности составим таблицу форм глаголов повелительного наклонения.
Единственное число | Множественное число | |
1-е лицо | – | давай прочитаем, давайте решим, поедем, поедемте. Давайте купим билеты на этот самолёт. |
2-е лицо | Проснись, нарисуй, убери, покрась, ещё полежи-ка. Поезжай к бабушке сейчас. | Поставьте, отпразднуйте, укажите, сберегите, напишите-ка. Предложите ему пообедать с нами. |
3-е лицо | Пусть скажет, пускай ответит. Пусть подумает над этим предложением. | Пусть гуляет; пускай спрашивают. Пускай обсудят эту проблему вместе. |
В качестве повелительного наклонения используется неопределенная форма глагола, которая произносится с особой интонацией в форме приказа:
- Встать!
- Сесть!
- Разойтись!
- Построиться!
В речи нередко наблюдается использование одного наклонения в значении другого:
1. повелительное наклонение в значении условного
Будь ты посмелее, выступил бы лучше.
2. условное наклонение в значении повелительного
3. изъявительное наклонение в значении повелительного
Не имеют форм повелительного наклонения:
- безличные глаголы (лихорадит, трясёт, светает и пр.);
- глаголы восприятия (видеть, слышать, чувствовать);
- глаголы состояния (зябнуть, недомогать, обезножеть);
- модальные глаголы (мочь, желать, хотеть) и др.
Как определить глагол в форме повелительного наклонения?
Чтобы узнать, что глагол находится в форме повелительного наклонения, предпримем следующие шаги:
- в предложении отыщем глагол (слово, обозначающее действие);
- зададим к нему соответствующий по смыслу вопрос что делай? что сделай? что делайте? что сделайте?
- выясним, что глагол выражает просьбу или пожелание;
- посмотрим на грамматическую форму слова (форма 2 лица с суффиксом -и, постфиксом -те, наличие частиц и пр.);
- сделаем вывод.
Образец рассуждений
Коля, прочти, пожалуйста, этот абзац вслух.
Слово «прочти» — это глагол, который выражает пожелание. Оно находится в форме 2 лица единственного числа, имеет суффикс -и-. Это глагол в форме повелительного наклонения.
Составьте таблицу признаков лишайников и мхов.
Слово «составьте» — это глагол, который обозначает просьбу. Он образован с помощью постфикса -те от слова «составь». Глагол имеет форму 2 лица множественного числа повелительного наклонения.
Примеры
Обозначьте это место на карте.
Узнаем-ка, откуда доносится этот писк.
Пусть все порадуются этой прекрасной новости.
Давай отойдем в сторонку и поговорим наедине.
Надень дождевик и сходи в сарай.
Пускай дети встретят Деда Мороза!
Видеоурок (6 класс)
Ошибки в глаголах повелительного наклонения
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам (делал — делаю — буду делать, не знал — не знаю — не буду знать).
Условное (сослагательное) наклонение
Глаголы в условном наклонении обозначают действия предполагаемые, желаемые или возможные при определённых условиях (сделала бы, пошёл бы).
Форма условного наклонения образуется путём прибавления к глаголу прошедшего времени частицы бы (б). Эта частица может стоять после глагола, перед ним или отделяться от него другими словами:
Всё могло бы закончиться хуже.
Чем ты помог бы пострадавшему?
Вот бы хоть на час стать волшебником!
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе — по родам (открыл бы — открыла бы — открыло бы — открыли бы).
Повелительное наклонение
Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, к которым говорящий побуждает кого-либо — приказывает, просит, советует выполнить (узнай, выключи, извини, прекрати, приходите).
Глаголы в повелительном наклонении употребляются в форме 2-го лица; они образуются от основы настоящего или будущего времени при помощи суффикса -и или без суффикса: выполню — выполни, намажу — намажь, отгадаю — отгадай.
Глаголы в повелительном наклонении изменяются по числам.
Переносное употребление наклонений
- Изъявительное наклонение может употребляться в значении повелительного: (А теперь выполняем (1-е л. мн. ч.) задание); форма 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени и будущего простого со словами пусть, да (пусть они войдут; да будет так).
- Условное наклонение может употребляться в значении повелительного (позвонил бы ты родителям).
- Повелительное наклонение может употребляться в значении условного (скажи я это сразу…).
- Инфинитив может употребляться в значении повелительного наклонения (всем отдыхать).
Конспект урока по русскому языку «Наклонение глаголов». Выберите следующее действие:
источники:
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/povelitelnoe-naklonenie.html
https://uchitel.pro/%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2/
Учащимся старших классов, которые готовятся сдавать ЕГЭ по русскому языку, обязательно стоит вспомнить, как образуется форма повелительного наклонения глагола. Многолетняя практика еще раз подтверждает тот факт, что подобные упражнения в экзаменационном испытании вызывают у выпускников определенные сложности.
При этом уметь правильно выполнять такие задания следует всем старшеклассникам, независимо от уровня их подготовки. Это позволит им успешно пройти аттестационное испытание по русскому языку.
Базовая информация
Чтобы упражнения, в которых учащемуся предлагается поставить глагол в форму повелительного наклонения, давались легко, рекомендуем освежить в памяти основные правила.
Важно усвоить, что:
-
Наклонение глагола позволяет выразить то, как именно действие, о котором идет речь в предложении, соотносится с действительностью.
-
В русском языке различают три наклонения: изъявительное, условное и повелительное.
-
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, происходящие в прошлом, настоящем или будущем. Например: я учил, я учу, я буду учить.
-
Глаголы в условном наклонении выражают действие, которое может быть совершено при соблюдении ряда условий. Например: если у меня будет учебник, я бы подготовился.
-
Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию, выраженное в форме просьбы, совета или приказа; они не изменяются по временам, но могут иметь различные лица и числа. Есть одно исключение. Это форма первого лица единственного числа. В повелительном наклонении ее не существует, т. к. автор предложения не может просить или приказывать самому себе.
-
Наиболее часто употребляемой является форма второго лица. Для ее образования в единственном числе с глаголом в повелительном наклонении используется суффикс -и- (например: положат — положи), а во множественном числе — суффикс -те- (например: возьмут — возьмите); мягкий знак, находящийся после шипящих, сохраняется (например: ешьте, режьте).
Формы третьего лица предполагают использование частиц пусть, пускай, да. Например: Они читают — пускай они читают.
При образовании формы первого лица множественного числа могут использоваться суффикс -те- и частица давай.
Чтобы учащемуся было понятно, как определить повелительное наклонение глагола, исходя из спряжения, приведем наглядную таблицу с примерами.
Единственное число | Множественное число | |
---|---|---|
1 лицо | — | Давай решим; пойдемте поговорим. |
2 лицо | Улыбнись, принеси. | Несите, зовите. |
3 лицо | Пусть напомнит. | Пускай переписывают. |
Занятия на сайте «Школково» — залог успешной подготовки к единому государственному экзамену
Чтобы не допускать ошибок при выполнении заданий во время прохождения аттестационного испытания по русскому языку, выбирайте наш образовательный портал. На сайте «Школково» вы найдете весь необходимый материал для повторного изучения основных разделов.
Процесс занятий мы предлагаем выстроить по-новому. Переходя от простого к сложному, учащиеся смогут вначале вспомнить теоретическую часть. После этого мы предлагаем старшеклассникам ознакомиться с онлайн-примерами и проверить собственные знания, попрактиковавшись в выполнении упражнений. Большая подборка заданий представлена в разделе «Каталог» на сайте «Школково». Наши специалисты регулярно обновляют перечень упражнений.
Если вы уже успели освежить в памяти теоретическую информацию, тогда предлагаем вам прямо сейчас проверить свои знания, выполнив несложное задание на нашем сайте в онлайн-режиме. Если никаких затруднений при этом не возникло и много времени не потребовалось, тогда рекомендуем вам попробовать справиться с упражнениями экспертного уровня. А если определенные сложности все же появились, тогда вам непременно стоит включить в свое ежедневное расписание дистанционные занятия вместе со «Школково». Улучшать собственные знания и оттачивать практические навыки могут не только школьники из столицы, но и учащиеся из других российских городов. Вместе с сайтом «Школково» подготовка к аттестационному испытанию будет эффективной и качественной!
ЕГЭ. Русский язык. Задание № 7.Морфологические ошибки.
Трудные случаи образования форм глаголов.
Образование форм глаголов.
- Нет форм 1 лица единственного числа настоящего будущего времени у следующих глаголов:
затмить, победить, очутиться, убедить, убедиться, родиться, стонать, пронзить, чудить, ощутить и др.
- Нет форм 1 и 2 лица настоящего и будущего времени единственного и множественного числа у следующих глаголов:
кипеть, выкипеть, вскипеть (о воде),
закатиться ( о круглом предмете)
наступить (о времени)
обступить, осуществиться,
произойти, получиться,
родиться, раздаваться,
течь, состояться, удаваться и др.
- Нельзя употреблять в единственном числе слово «победить» в 1 лице
( «победю», «побежу»). Верно: я смогу победить, мне удастся победить.
- Глагол «класть» употребляется только без приставки: кладу, клали)
- Глаголы с корнем « -лож» употребляются только с приставкой
( положить, выложить ).
Запомните трудные формы:
выздоровеют, опостылеют, опротивеют
чтить- чтут ( допускается – чтят)
стлать ( -ся)- доп. стелить(-ся)
ездить – ездит, ездят
мучить, мерить.
лазить – лазишь, лазим, лазят, лазь
чтить – чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят
жечь — жгу, жжём, жжёшь, жжёте, жжёт, жгут
(запомните, что неверно следующее: жгёшь, жгём, жгёт, жгёте)
Запомните формы настоящего и будущего времени:
внимать – внимают (внемлют- поэтич.)
глодать – гложет
дремать – дремлет
кликать –кличет
клокотать- клокочет
колыхать – колышет
кудахтать- кудахчет
махать – машет,
мурлыкать – мурлычет,
плескать- плещет,
полоскать- полощет
рыскать – рыщет
сыпать- сыплет
трепать – треплет
хлестать- хлещет
щипать — щиплет
Варианты форм, имеющие различные оттенки значений:
каплют (капает) с крыш ( « падают каплями»)
накапать лекарства («несколько капель»)
Запомните: прийти.
При образовании форм глаголов с основой на г,к происходит чередование с шипящими ж,ч:
лечь- лягу, ляжет, лягут
течь – теку, течёт, текут
беречь- берегу, бережёт, берегут
Исключение: ткать – тку, ткёт, ткут
При образовании прошедшего времени в ряде глаголов опускается суффикс –ну:
возникнуть – возник
высохнуть – высох
исчезнуть – исчез
погибнуть- погиб
привыкнуть – привык
промокнуть – промок
проникнуть – проник
( то есть нельзя употреблять слова типа: возникнул, проникнул и т.д.!)
Запомните:
глохнуть – глох
достигнуть – достиг,
киснуть – кис,
пахнуть – пах,
подвергнуться- подвергся,
вянуть – вял,
В следующих словах более приемлем первый вариант:
гаснуть – гас, гаснул
мёрзнуть – мёрз, мёрзнул
сохнуть – сох, сохнул
тухнуть – тух, тухнул
Запомните некоторые формы повелительного наклонения:
лечь – ляг, лягте
сесть – сядь, сядьте
резать – режь, режьте
мазать – мажь, мажьте
ехать – поезжай, поезжайте (неверно: езжай, ехай, ехайте).
Но при отрицании : не езди, не ездите.
В следующих глаголах допустимы два варианта форм повелительного наклонения:
выглади – выгладь
чисти- чисть
вычисти- вычисть
не корчи – не корчь
очисти- очисть
порти- порть
испорти- испорть
попорти- попорть
почисти – почисть
уведомь – уведоми
откупори — откупорь
полакомься- полакомись
Предпочтительнее: высунь, вставь, выправь, почисть, не порть, не морщь, не корчь, лакомься, уведомь, откупорь, закупорь, выйди, взгляни, положи, беги, не кради.
Запомните!
1 лицо множественного числа повелительного наклонения :
пойти – пойдёмте, пойдём
В разговорной речи неверно употребляют « пошли, пошлите»
( это форма глагола «послать»: пошлите письмо)
Нет повелительного наклонения: весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.
Запомните:
умертвить – умерщвлю
роптать –ропщу
Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления глагольных форм
вид |
примеры |
правильный |
1. |
колыхает,махаю,плескается,
дремет, сыпет, |
колышет, машу,
дремлет, сыплет, |
2. Неправильное |
хотишь хочем бегите |
хочешь хотим бежите |
3. |
замёрзнул охрипнули утихнули |
замёрз охрипли утихла |
4. |
лечь – ляжь ехать – ехайте |
лечь – ляг ехать – поезжайте |
5. Неправильное |
оспорить –
класть – |
оспорить –
класть – |
6. Неправильное |
ржавею зеленею зноблюсь |
__ |
Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм образования и употребления причастий
вид |
примеры |
правильный |
1. |
будующий задавающий |
будущий задающий |
2. |
Студенты, |
Студенты, |
3. |
забрёвший расцвёвший умеревший ослепнувший |
забредший расцветший умерший ослепший |
4. |
Студенты, |
Студенты, |
Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм образования и употребления деепричастий
вид |
примеры |
правильный |
1. |
ткать – ткав бежать – бежавши
тянуть – тянувши |
Подобные глаголы |
2. |
нарисовать –
узнать – узнавши |
нарисовав узнав |
Вопросы
и задания:
-
Охарактеризуйте
понятие “вид”. -
Глаголы каких видов
существуют в русском языке? -
Как определить вид
глагола? -
Назовите основные
причины, по которым от некоторых глаголов
нельзя образовать форму 1-го лица
настоящего и будущего простого времени. -
Как образуются
формы повелительного наклонения
глаголов? -
Как образуются
формы причастий и деепричастий?
Задание
1. Образуйте формы повелительного
наклонения от приведённых глаголов.
Разграничьте нормативные литературные,
разговорные и просторечные варианты.
Отметьте глаголы, не имеющие формы
повелительного наклонения.
Клеить _____________, слышать
_____________, ездить _____________, лечь _____________,
лежать _____________, клянчить _____________, лететь
_____________, ехать _____________, нянчить
_____________, трогать _____________, бежать
_____________, хотеть _____________, бегать
_____________, летать _____________, жаждать
_____________, чтить _____________, гнить _____________,
составить _____________, мочь _____________.
Задание
2. Образуйте от приведённых ниже
глаголов форму настоящего (будущего)
времени 1-го лица единственного
числа. Объясните случаи, когда нельзя
образовать данную форму.
ОБРАЗЕЦ: читать
– читаю, прочитать – прочитаю.
Ездить _____________,
угораздить _____________, победить _____________,
досадить _____________, чудить _____________, молотить
_____________, умилосердить _____________, пригвоздить
_____________, сбрендить _____________, нашкодить
_____________, убедиться _____________, учредить
_____________, прекратить _____________, позолотить
_____________, светить _____________, тяготиться
_____________, испестрить _____________.
Задание
3.
Образуйте, если это возможно, формы 1-го
лица единственного числа настоящего
(будущего) времени от приведённых
ниже глаголов.
затмить убедить чадить столпиться дерзить ютиться |
ощутить прорасти очутиться обезопасить дудеть пылесосить |
болеть быть мерцать поразить хлынуть знобить |
колоситься победить гудеть гласить ладить вечереть |
Задание
4. Образуйте от приведеёных ниже
глаголов причастия.
действительное |
действительное |
страдательное |
страдательное |
|
вид |
несов.в. |
сов.и несов. в. |
несов. в. |
сов.и несов. в. |
переходность |
перех. |
перех. и неперех. |
перех. |
перех. |
слышать молчать склеить выделать |
Задание
5. Подберите к глаголам видовую
пару и образуйте от приведенных
ниже глаголов деепричастия.
Видовая пара |
Деепричастия |
Деепричастия |
увидеть – задохнуться – купаться – освещать – подъехать – купить – ловить – |
Задание
6. Поставьте
глаголы в форме настоящего времени.
1.
По лесу (рыскать) ___________________ волк голодный.
2. Всю ночь в окна (хлестать) __________________
дождь. 3. Природа словно (дремать)
______________. 4. Лёгкий ветерок (колыхать)
______________________ ветви берёз. 5. Малыши
энергично (махать) ______________ руками. 6.
Рыба (метать) __________________ икру. 7. Наверху
целый день (двигать) ___________________ мебель.
8. Портниха (метать) __________________ платье.
9. Игорем (двигать) ______________________ чувство
честолюбия.
Задание
7. Из
слов, данных в скобках, выберите формы,
соответствующие литературной норме.
1.
Он часто (ложит, кладёт) вещи на стол. 2.
Я (ощущу, смогу ощутить) это, когда сам
испытаю нечто подобное. 3. Я (побежу,
смогу победить, одержу победу). 4. Я
(убежу, убеждю, смогу убедить, сумею
убедить) всех в правильности моего
решения. 5. Давай встретимся, когда я
(выздоровею, выздоровлю) 6. Участники
конференции активно (обсудили, обсуждали)
доклады, (делились, поделись) с коллегами
опытом и (брали, взяли) на себя новые
обязательства. 7. Весь день (сыпет, сыплет)
снежная крупа. 8. Меня (мучат, мучают)
сомнения. 9. (Едь, ехай, езжай, поезжай) в
деревню. 10. Котёнок тихонько (мурлыкает,
мурлычет). 11. В комнату (проник, проникнул)
лунный свет. 12. Двигатель внезапно
(заглох, заглохнул). 13.
(Зажгёшь, зажжёшь) спичку и сразу всё
увидишь. 14. Зачем он (залазит, залезает)
в машину, шофёра еще нет. 15. (Ляжь, ляг) и
не (вылезай, вылазь) из кровати.
Задание
8. Какие
глаголы могут иметь только форму
прошедшего
времени ед. ч. ср. р. и форму
3-го л. ед. ч. настоящего времени?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Тема:
Правописание форм глаголов повелительного наклонения.
Класс:
6
Дата:
05.04.2018
Учитель:
Минаева А.Я.
Тип урока: комбинированный
урок
УМК: Русский язык. 6
кл.: учебник для общеобразовательных учреждений под реакцией Рыбченковой Л.М.
и др. Просвещение, М.,2014 г.
Цели:
·
познакомить
учащихся с правописанием форм глаголов повелительного наклонения;
·
правильным
употреблением формы повелительного наклонения в речи.
·
совершенствовать
навыки учащихся в умении распознавать глаголы разных наклонений;
·
развивать
речь, логическое мышление, память.
·
воспитывать
культуру речи, коллективизм, трудолюбие, целеустремленность, любовь к природе,
бережное отношение к своему здоровью.
Задачи:
1. Организовать
деятельность обучающихся по закреплению знаний в рамках темы «Повелительное
наклонение глагола».
2. Создать условия для развития
образно-эмоциональной сферы обучающихся, общего кругозора, познавательного
интереса, мотивации учения, письменной и речевой культуры, памяти, воображения.
3. Создать условия для формирования
чуткого отношения к языковым явлениям, наблюдательности и внимательности.
Универсальные учебные действия:
Личностные: оценивает
ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к
учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения,
совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: учится
обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и
сохраняет учебную задачу; планирует (в соответствие с учителем и
одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует
по плану.
Познавательные: осознаёт
познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для
решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и
слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в
материалах учебников и дополнительной литературе.
Коммуникативные: задаёт
вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли,
высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою
точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: место и
роль глагола в языке, его основные морфологические свойства, понятие наклонение
глагола; значения глаголов в форме повелительного наклонения.
Уметь:
определять наклонение глаголов, объяснять их значение; передавать их отношение
к действительности, используя разные наклонения глагола.
Личностные: учащиеся
научатся различать наклонения глагола по отношению действия к действительности;
Метапредметные: конструировать
предложения и небольшие тексты, используя различные наклонения глагола;
объяснять языковые явления.
Основные понятия: наклонение
глагола; отношение действия к действительности; изъявительное, сослагательное
(условное), повелительное наклонение.
Межпредметные связи:
литература.
Формы работы: индивидуальная,
фронтальная, коллективная, работа в парах.
Технология:
развитие
критического мышления через чтение и письмо, ИКТ, тестовые, решение
проблемных задач.
Оборудование:
телевизор,
ноутбук, раздаточный материал (карточки, тесты)
Ход
урока:
1
Орг.
момент.
Приветствие учащихся:
На столах у вас
по два смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
— Как много
улыбок засветилось. Спасибо!
— А это моё
настроение… Смайлик.
2.
Актуализация знаний по теме «Глагол».
Блиц-опрос
по теории «Закончи фразу»
1)
Глаголы обозначают …действия предметов
2)
Начальная форма глагола …инфинитив
3)
Инфинитив отвечает на вопросы….
4)
Глаголы изменяются по …лицам и числам.
5)
Изменение глаголов по лицам и числам называется …спряжением.
Какие
еще признаки имеет глагол? (наклонение)
6)
Какие наклонения глагола вам известны?
7) Что обозначают глаголы изъявительного,
условного, повелительного наклонения? (просьбу, пожелание, совет, приказ) (повелевать,
велеть, повелитель).
А вы знаете, что глагол – это
весенняя часть речи? Почему, я скажу вам чуть позже.
3. Постановка учебной цели. Формулирование темы и
целей урока.
Исправь
ошибки в образовании форм глаголов повелительного наклонения. Написать
на доске
Ляж в постель.
Бежи скорее к врачу. Едь летом на юг.
Проверка
задания.
Но у нас возникла
проблема! Я вижу, что не все справились с этим заданием.
-Как вы думаете,
какую проблему мы с вами будем решать?
-Как будет звучать
тема урока?
записывают
в тетрадь число и тему урока
Творческий
диктант.
Сейчас я вам продиктую глаголы настоящего времени. А
вы помогите им хоть на минуту стать повелителями. Образуйте от них глаголы
повелительного наклонения в единственном и во множественном числе.
(
у доски) записать в тетрадь
Учат
– учи, учите
Решает
– решай, решайте
Прикроет
– прикрой, прикройте.
-Многие
ребята допустили ошибки в образовании глаголов повелительного наклонения.
4. Работа
над новым материалом
—
Откройте учебники на стр. 117, упр. 542. Разбирают правило, приводят примеры.
Объяснение
учителя.
Форма
2 лица ед. ч. образуется от основы глаголов настоящего или
будущего времени при помощи суффикса -и-, или без суффикса:
Искать-ищут-
ищи,
Суметь-сумеют-сумей
В
форме 2 лица множественного числа к глаголу прибавляется окончание – те:
Ищи-
ищите, сумей- сумейте.
Форма
3 лица ед. и мн. ч. образуется при помощи частиц пусть,
пускай + форма изъявительного наклонения: пусть напишут;
Форма
1 лица мн. ч. Образуется при помощи частиц давай, давайте + форма
изъявительного наклонения: давай поговорим, давайте напишем.
На
конце глаголов после согласных пишется ь. Буква Ь сохраняется перед –те и –ся:
исправься, спрячься, спрячьте. От глагола ехать повелительное наклонение не
образуется.
А
сейчас мы проведем физминутку.
— Я буду называть
глаголы, а вы
-если услышите глагол
в изъявительном наклонении, тянетесь к солнцу.
— если услышите
глагол в условном наклонении – прыгаете;
— если услышите
глагол в повелительном наклонении – наклоняетесь вниз.
—
бегут, торопятся ручьи (тянутся)
—
я решил бы, если б не устал (прыгают)
—
садись напротив меня (вниз)
—
люблю тебя, Петра творенье (тянутся)
—
если бы вы протянули руку, то заметили бы (прыгают)
—
появляется травка (тянутся)
—
потянитесь к солнцу (вниз)
Присядьте. А теперь посмотрите направо, налево, вверх,
вниз. Закройте глаза и помечтайте.
5.
Закрепление.
Упр. 544. (устно)
А
теперь посмотрите на доску и давайте вместе докажем, почему эти глаголы пишутся
с мягким знаком?
Приготовь,
спрячь, насыпьте, спрячься.
— Итак, ребята, в самом начале урока вам сказала, что
глагол – это весенняя часть речи, потому что весной все живое оживает.
Просыпается. За долгую зиму организм человека очень активно работал, и все
полезные микроэлементы были утрачены, поэтому мы должны стремиться к тому,
чтобы восстановить свой организм, помочь ему. А для этого нужно правильно
питаться. (Слайд №3)
Немецкий писатель Генрих Гейне писал: «Единственная красота,
которую я знаю, — это здоровье». А здоровье во многом зависит от того, что мы
едим. Посмотрите, пожалуйста, на проектор. Что вы видите? Продукты. Все эти
продукты содержат необходимые для здоровья человека вещества – витамины. Слово
«витамин» происходит от латинского слова «вита», что означает «жизнь».
Ребята.
Давайте сейчас сформулируем и запишем некоторые основные правила питания.
Поставьте все глаголы в повелительное наклонение. (самостоятельная работа по
карточкам)
Что
полезно для здоровья?
Есть
(________________) только отварную. А не жареную пищу.
Есть
(________________) овощи и фрукты.
Не
переедать (______________________) ,
соблюдать
(______________________) режим питания.
Слайд№4
—
Назовите глаголы в повелительном наклонении. Какие из них вы писали с мягким
знаком? Почему? (В повел. накл. после согл. пишется ь)
Где
используются глаголы повелительного наклонения?
Пословицы.
Рецепты. Рекламные объявления. Памятки к урокам. Инструкции и др.
Я
поделюсь с вами рецептом приготовления салата, который называется «Здоровье».
Салат «Здоровье»
Все овощи и фрукты обязательно промойте
проточной водой. Возьмите аппетитный зеленый огурчик, нарежьте
его кольцами. Ароматный спелый помидор покрошите кубиками или небольшими
дольками. Добавьте зеленого лука, душистого укропа, листочки витаминного
салата. Все это перемешайте, насыпьте соль по вкусу. Заправьте
салат растительным маслом или сметаной.
Приятного
аппетита!
Подчеркните
глаголы повелительного наклонения.
Проверка
на телевизоре
(Слайд №6)
Составление
проекта по группам.
1гр.
Рекламное объявление.
2гр.
Памятка «Как выполнять д.зад по русскому языку»
3гр.
Алгоритм «Как образовать форму повелительного наклонения глагола»
4 гр.
Попросите убрать ребенка в своей комнате.
5 гр.
Утешьте плачущего ребенка.
6 гр.
Научите бабушку пользоваться интернетом на компьютере.
7гр.
Рецепт приготовления манной каши.
Говори
правильно!
—
А сейчас рубрика «Говори правильно!»
Давайте
образуем глаголы повелительного наклонения от следующих слов и запишем их в
тетрадь. (доска)
Ложиться
– ляг, лягте
Класть
– клади, кладите
Положить
– положи, положите
Ехать
– поезжай, поезжайте
Задания
на смекалку
На
листочках скрыты пословицы. Вам нужно соединить части, изменив при этом форму
глаголов, данных в скобках. Их вы должны поставить в повелительное наклонение.
Новых
друзей (наживать ) а платье снову.
(Беречь)
честь смолоду (торопиться ) делом.
(Не
спешить) языком а старых не (терять).
Слайд
№7
Решение
тестовых заданий
1. Глаголы в
повелительном наклонении обозначают действия:
1) Возможные
при определенных условиях;
2) Происходившие
на самом деле;
3) Которые
просят выполнить.
2. Глаголы в
повелительном наклонении употребляются:
1.
В
будущем времени;
2.
Во
2-м лице;
3.
В
единственном числе.
3
Формы глаголов повелительного наклонения образуются:
1. От основы
настоящего времени;
2. От основы
инфинитива;
3. От основы
прошедшего времени.
4
Формы глаголов повелительного наклонения образуются:
1. С помощью
суффикса –и-;
2. Без
суффикса;
3. С помощью
окончания –е.
5
Глаголы в повелительном наклонении могут иметь окончание:
1. Нулевое;
2. –те;
3. – ете;
6 В форме повелительного наклонения
употреблен глагол:
1. Напишите;
2. Напишете;
3. Написал
бы.
Слайд №8
Ответы: 1)3 2)1,2,3 3)1 4)1,2 5)1,2
6)1
10–5; 8-9–4;6-7–3; 5–2
1. Подведение
итога.
—
Я надеюсь, что сегодня на уроке вам было интересно, вы показали хорошие знания,
и будем надеяться, что в дальнейшем успех вам обеспечен.
2.
Рефлексия
Я вижу на ваших столах симпатичные мордочки. Одна —
веселая. А другая – грустная. Скажите, вам понравился наш урок? Если да, то
поднимите веселую мордочку, если нет, то грустную.
3. Домашнее
задание
1. Выучить правила
параграфа 76, упр. 548. Составить 5 побудительных предложений со словом спать.