Ошибочное образование форм повелительного наклонения

Повелительное наклонение глагола Повелительное накло­не­ние гла­го­ла — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый выра­жа­ет

Повелительное наклонение глагола

Повелительное накло­не­ние гла­го­ла — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый выра­жа­ет воле­изъ­яв­ле­ние в виде при­ка­за, прось­бы, поже­ла­ния, запре­та и пр.

Рассмотрим, что такое пове­ли­тель­ное накло­не­ние гла­го­ла, как обра­зу­ют­ся фор­мы гла­го­лов пове­ли­тель­но­го накло­не­ния. Приведем таб­ли­цу всех форм гла­го­лов пове­ли­тель­но­го наклонения.

Что обозначает повелительное наклонение глагола?

Чтобы понять, что такое пове­ли­тель­ное накло­не­ние гла­го­ла, срав­ним его с фор­ма­ми изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния. Изъявительное накло­не­ние выра­жа­ет дей­ствие, кото­рое про­те­ка­ет по отно­ше­нию к момен­ту речи во вре­ме­ни, насто­я­щем, буду­щем или прошлом:

  • я (что делаю?) смот­рю, (что буду делать?) буду смот­реть, (что делал?) смот­рел;
  • ты (что сде­ла­ешь) спо­ёшь, (что сде­лал?) спел.

Формы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния не свя­за­ны со вре­ме­нем. Действие, обо­зна­чен­ное гла­го­лом, про­те­ка­ет вне вре­ме­ни, без­от­но­си­тель­но к нему:

  • (что делай?) смот­ри в окно (когда?) в этот момент, зав­тра или спу­стя неко­то­рое вре­мя?
  • (что сде­лай?) спой пес­ню (когда?) может, сей­час, через час или вовсе потом?

Побуждение собе­сед­ни­ка или несколь­ких лиц к дей­ствию выра­жа­ет­ся с помо­щью раз­ных рече­вых формул:

  • поже­ла­ния (будь­те здо­ро­вы);
  • прось­бы (запиши-ка, при­сядь­те);
  • при­ка­за (стой! мол­чи­те!)
  • запре­та (не кури­те, не зво­ни боль­ше);
  • при­зы­ва (да здрав­ству­ет сво­бо­да!)
  • сове­та (при­ни­май­те по чай­ной лож­ке).

Как образуется повелительное наклонение глагола?

Глаголы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют две грам­ма­ти­че­ские формы:

  • про­стую (син­те­ти­че­скую);
  • слож­ную (ана­ли­ти­че­скую).

Повелительное наклонение глагола

Простая форма повелительного наклонения

Простая фор­ма пове­ли­тель­но­го накло­не­ния чаще все­го выра­жа­ет­ся гла­го­ла­ми 2 лица един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла, кото­рые отве­ча­ет на вопросы:

  • (что делай?) ты смот­ри фильм — (что делай­те?) вы смот­ри­те фильм;
  • (что сде­лай?) ты нари­суй пей­заж — (что сде­лай­те?) вы нари­суй­те пей­заж.

Форма един­ствен­но­го чис­ла обра­зу­ет­ся от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида или про­сто­го буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов совер­шен­но­го вида с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са или суф­фик­са -и-.

Нулевой суф­фикс исполь­зу­ет­ся, если уда­ре­ние пада­ет на глас­ный звук основы:

  • ре́зать — они ре́ж ут — ре́жь
  • прове́рить — они прове́р ят — про­верь .

Эта мор­фе­ма -«неви­дим­ка» участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла с удар­ным окон­ча­ни­ем, если в кон­це осно­вы сло­ва про­яв­ля­ет­ся мяг­кий соглас­ный «й»:

  • про­лить — они про­льют [п р а л’ й’ у т] — про­ле й
  • отмыть — они отмо­ют [а т м о й ‘ у т ] — отмо й .

Суффикс -и- обра­зу­ет фор­мы пове­ли­тель­но­го наклонения:

а) если удар­ным явля­ет­ся окон­ча­ние 1 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го (буду­ще­го) времени:

  • полз­ти — я полз у́ — полз и́
  • поле­жать — я полеж у́ — полеж и́
  • про­честь — я про­чт у́ — про­чт и́

б) у гла­го­лов с удар­ной при­став­кой вы-:

  • вы́брать — вы́бер и
  • вы́лизать — вы́лиж и
  • вы́ставить — вы́став и

в) у гла­го­лов с осно­вой на соче­та­ние согласных:

  • крикн и
  • законч и
  • про­долж и .

Простая фор­ма пове­ли­тель­но­го накло­не­ния мно­же­ствен­но­го чис­ла может быть обра­зо­ва­на с помо­щью пост­фик­са -те от гла­го­ла 1 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, если она выра­жа­ет прось­бу, поже­ла­ние, обра­щен­ное ко мно­гим лицам или к одно­му чело­ве­ку в ува­жи­тель­ной форме:

  • мы спо­ём — спо ем те
  • мы зай­дём — (вы) зайд ем те .

Форма мно­же­ствен­но­го чис­ла обра­зу­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем пост­фик­са -те к фор­ме един­ствен­но­го числа:

  • режь — режь те
  • про­верь — про­верь те
  • про­лей — про­лей те
  • отмой — отмой те .

Составная форма повелительного наклонения

Составная фор­ма пове­ли­тель­но­го накло­не­ния скла­ды­ва­ет­ся из гла­го­лов 1 или 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих частиц «да», «давай», «давай­те», «пусть», «пус­кай»:

  • да будет согласие;
  • давай пой­дем;
  • давай­те спро­сим его;
  • пусть весе­лит­ся;
  • пус­кай позвонят.

Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу форм гла­го­лов пове­ли­тель­но­го наклонения.

Единственное чис­ло Множественное чис­ло
1-е лицо давай про­чи­та­ем, давай­те решим, поедем, поедем­те. Давайте купим биле­ты на этот самолёт.
2-е лицо Проснись, нари­суй, убе­ри, покрась, ещё полежи-ка. Поезжай к бабуш­ке сейчас. Поставьте, отпразд­нуй­те, ука­жи­те, сбе­ре­ги­те, напишите-ка. Предложите ему пообе­дать с нами.
3-е лицо Пусть ска­жет, пус­кай отве­тит. Пусть поду­ма­ет над этим предложением. Пусть гуля­ет; пус­кай спра­ши­ва­ют. Пускай обсу­дят эту про­бле­му вместе.

В каче­стве пове­ли­тель­но­го накло­не­ния исполь­зу­ет­ся неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, кото­рая про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей в фор­ме приказа:

  • Встать!
  • Сесть!
  • Разойтись!
  • Построиться!

В речи неред­ко наблю­да­ет­ся исполь­зо­ва­ние одно­го накло­не­ния в зна­че­нии другого:

1. пове­ли­тель­ное накло­не­ние в зна­че­нии условного

Будь ты посме­лее, высту­пил бы лучше.

2. услов­ное накло­не­ние в зна­че­нии повелительного

3. изъ­яви­тель­ное накло­не­ние в зна­че­нии повелительного

Не име­ют форм пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

  1. без­лич­ные гла­го­лы (лихо­ра­дит, тря­сёт, све­та­ет и пр.);
  2. гла­го­лы вос­при­я­тия (видеть, слы­шать, чув­ство­вать);
  3. гла­го­лы состо­я­ния (зяб­нуть, недо­мо­гать, обез­но­жеть);
  4. модаль­ные гла­го­лы (мочь, желать, хотеть) и др.

Как определить глагол в форме повелительного наклонения?

Чтобы узнать, что гла­гол нахо­дит­ся в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

  1. в пред­ло­же­нии оты­щем гла­гол (сло­во, обо­зна­ча­ю­щее действие);
  2. зада­дим к нему соот­вет­ству­ю­щий по смыс­лу вопрос что делай? что сде­лай? что делай­те? что сделайте?
  3. выяс­ним, что гла­гол выра­жа­ет прось­бу или пожелание;
  4. посмот­рим на грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва (фор­ма 2 лица с суф­фик­сом , пост­фик­сом -те, нали­чие частиц и пр.);
  5. сде­ла­ем вывод.

Образец рассуждений

Коля, про­чти, пожа­луй­ста, этот абзац вслух.

Слово «про­чти» — это гла­гол, кото­рый выра­жа­ет поже­ла­ние. Оно нахо­дит­ся в фор­ме 2 лица един­ствен­но­го чис­ла, име­ет суф­фикс -и-. Это гла­гол в фор­ме пове­ли­тель­но­го наклонения.

Составьте таб­ли­цу при­зна­ков лишай­ни­ков и мхов.

Слово «составь­те» — это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет прось­бу. Он обра­зо­ван с помо­щью пост­фик­са -те от сло­ва «составь». Глагол име­ет фор­му 2 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го наклонения.

Примеры

Обозначьте это место на карте.

Узнаем-ка, отку­да доно­сит­ся этот писк.

Пусть все пора­ду­ют­ся этой пре­крас­ной новости.

Давай отой­дем в сто­рон­ку и пого­во­рим наедине.

Надень дож­де­вик и схо­ди в сарай.

Пускай дети встре­тят Деда Мороза!

Видеоурок (6 класс)

Ошибки в глаголах повелительного наклонения

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам (делал — делаю — буду делать, не знал — не знаю — не буду знать).

Условное (сослагательное) наклонение

Глаголы в условном наклонении обозначают действия предполагаемые, желаемые или возможные при определённых условиях (сделала бы, пошёл бы).

Форма условного наклонения образуется путём прибавления к глаголу прошедшего времени частицы бы (б). Эта частица может стоять после глагола, перед ним или отделяться от него другими словами:

Всё могло бы закончиться хуже.
Чем ты помог бы пострадавшему?
Вот бы хоть на час стать волшебником!

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе — по родам (открыл бы — открыла бы — открыло бы — открыли бы).

Повелительное наклонение

Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, к которым говорящий побуждает кого-либо — приказывает, просит, советует выполнить (узнай, выключи, извини, прекрати, приходите).

Глаголы в повелительном наклонении употребляются в форме 2-го лица; они образуются от основы настоящего или будущего времени при помощи суффикса или без суффикса: выполню — выполни, намажу — намажь, отгадаю — отгадай.

Глаголы в повелительном наклонении изменяются по числам.

повелительное наклонение глаголов

Переносное употребление наклонений

  1. Изъявительное наклонение может употребляться в значении повелительного: (А теперь выполняем (1-е л. мн. ч.) задание); форма 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени и будущего простого со словами пусть, да (пусть они войдут; да будет так).
  2. Условное наклонение может употребляться в значении повелительного (позвонил бы ты родителям).
  3. Повелительное наклонение может употребляться в значении условного (скажи я это сразу…).
  4. Инфинитив может употребляться в значении повелительного наклонения (всем отдыхать).

Конспект урока по русскому языку «Наклонение глаголов». Выберите следующее действие:

источники:

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/povelitelnoe-naklonenie.html

https://uchitel.pro/%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2/

Учащимся старших классов, которые готовятся сдавать ЕГЭ по русскому языку, обязательно стоит вспомнить, как образуется форма повелительного наклонения глагола. Многолетняя практика еще раз подтверждает тот факт, что подобные упражнения в экзаменационном испытании вызывают у выпускников определенные сложности.

При этом уметь правильно выполнять такие задания следует всем старшеклассникам, независимо от уровня их подготовки. Это позволит им успешно пройти аттестационное испытание по русскому языку.

Базовая информация

Чтобы упражнения, в которых учащемуся предлагается поставить глагол в форму повелительного наклонения, давались легко, рекомендуем освежить в памяти основные правила.

Важно усвоить, что:

  • Наклонение глагола позволяет выразить то, как именно действие, о котором идет речь в предложении, соотносится с действительностью.

  • В русском языке различают три наклонения: изъявительное, условное и повелительное.

  • Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, происходящие в прошлом, настоящем или будущем. Например: я учил, я учу, я буду учить.

  • Глаголы в условном наклонении выражают действие, которое может быть совершено при соблюдении ряда условий. Например: если у меня будет учебник, я бы подготовился.

  • Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию, выраженное в форме просьбы, совета или приказа; они не изменяются по временам, но могут иметь различные лица и числа. Есть одно исключение. Это форма первого лица единственного числа. В повелительном наклонении ее не существует, т. к. автор предложения не может просить или приказывать самому себе.

  • Наиболее часто употребляемой является форма второго лица. Для ее образования в единственном числе с глаголом в повелительном наклонении используется суффикс -и- (например: положат — положи), а во множественном числе — суффикс -те- (например: возьмут — возьмите); мягкий знак, находящийся после шипящих, сохраняется (например: ешьте, режьте).

Формы третьего лица предполагают использование частиц пусть, пускай, да. Например: Они читают — пускай они читают.

При образовании формы первого лица множественного числа могут использоваться суффикс -те- и частица давай.

Чтобы учащемуся было понятно, как определить повелительное наклонение глагола, исходя из спряжения, приведем наглядную таблицу с примерами.

Единственное число Множественное число
1 лицо Давай решим; пойдемте поговорим.
2 лицо Улыбнись, принеси. Несите, зовите.
3 лицо Пусть напомнит. Пускай переписывают.

Занятия на сайте «Школково» — залог успешной подготовки к единому государственному экзамену

Чтобы не допускать ошибок при выполнении заданий во время прохождения аттестационного испытания по русскому языку, выбирайте наш образовательный портал. На сайте «Школково» вы найдете весь необходимый материал для повторного изучения основных разделов.

Процесс занятий мы предлагаем выстроить по-новому. Переходя от простого к сложному, учащиеся смогут вначале вспомнить теоретическую часть. После этого мы предлагаем старшеклассникам ознакомиться с онлайн-примерами и проверить собственные знания, попрактиковавшись в выполнении упражнений. Большая подборка заданий представлена в разделе «Каталог» на сайте «Школково». Наши специалисты регулярно обновляют перечень упражнений.

Если вы уже успели освежить в памяти теоретическую информацию, тогда предлагаем вам прямо сейчас проверить свои знания, выполнив несложное задание на нашем сайте в онлайн-режиме. Если никаких затруднений при этом не возникло и много времени не потребовалось, тогда рекомендуем вам попробовать справиться с упражнениями экспертного уровня. А если определенные сложности все же появились, тогда вам непременно стоит включить в свое ежедневное расписание дистанционные занятия вместе со «Школково». Улучшать собственные знания и оттачивать практические навыки могут не только школьники из столицы, но и учащиеся из других российских городов. Вместе с сайтом «Школково» подготовка к аттестационному испытанию будет эффективной и качественной!

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 7.Морфологические ошибки.

Трудные случаи образования форм глаголов.

Образование форм глаголов.

  • Нет форм 1 лица единственного числа настоящего будущего времени  у следующих глаголов:

затмить, победить, очутиться, убедить, убедиться, родиться, стонать, пронзить, чудить, ощутить и др.

  • Нет форм 1 и 2 лица настоящего и будущего времени единственного и множественного числа у следующих глаголов:

кипеть, выкипеть, вскипеть (о воде),

закатиться ( о круглом предмете)

наступить (о времени)

обступить, осуществиться,

произойти, получиться,

родиться, раздаваться,

течь, состояться, удаваться и др.

  • Нельзя употреблять в единственном числе слово «победить» в 1 лице

( «победю», «побежу»). Верно: я смогу победить, мне удастся победить.

  • Глагол «класть» употребляется только без приставки: кладу, клали)
  • Глаголы с корнем « -лож» употребляются только с приставкой

( положить, выложить ).

Запомните трудные формы:

выздоровеют, опостылеют, опротивеют

чтить- чтут ( допускается – чтят)

стлать ( -ся)- доп. стелить(-ся)

ездить – ездит, ездят

мучить, мерить.

лазить – лазишь, лазим, лазят, лазь

чтить – чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят

жечь — жгу, жжём, жжёшь, жжёте, жжёт, жгут

(запомните, что неверно следующее: жгёшь, жгём, жгёт, жгёте)

Запомните формы настоящего и будущего времени:

внимать – внимают (внемлют- поэтич.)

глодать – гложет

дремать – дремлет

кликать –кличет

клокотать- клокочет

колыхать – колышет

кудахтать- кудахчет

махать – машет,

мурлыкать – мурлычет,

плескать- плещет,

полоскать- полощет

рыскать – рыщет

сыпать- сыплет

трепать – треплет

хлестать- хлещет

щипать — щиплет

Варианты форм, имеющие различные оттенки значений:

каплют (капает) с крыш ( « падают каплями»)

накапать лекарства («несколько капель»)

Запомните: прийти.

При образовании форм глаголов с основой на г,к происходит чередование с шипящими ж,ч:

лечь- лягу, ляжет, лягут

течь – теку, течёт, текут

беречь- берегу, бережёт, берегут

Исключение: ткать – тку, ткёт, ткут

При образовании прошедшего времени в ряде глаголов опускается суффикс –ну:

возникнуть – возник

высохнуть – высох

исчезнуть – исчез

погибнуть- погиб

привыкнуть – привык

промокнуть – промок

проникнуть – проник

( то есть нельзя употреблять слова типа: возникнул, проникнул и т.д.!)

Запомните:

глохнуть – глох

достигнуть – достиг,

киснуть – кис,

пахнуть – пах,

подвергнуться- подвергся,

вянуть – вял,

В следующих словах более приемлем первый вариант:

гаснуть – гас, гаснул

мёрзнуть – мёрз, мёрзнул

сохнуть – сох, сохнул

тухнуть – тух, тухнул

Запомните некоторые формы повелительного наклонения:

лечь – ляг, лягте

сесть – сядь, сядьте

резать – режь, режьте

мазать – мажь, мажьте

ехать – поезжай, поезжайте (неверно: езжай, ехай, ехайте).

Но при отрицании : не езди, не ездите.

В следующих глаголах допустимы два варианта форм повелительного наклонения:

выглади – выгладь

чисти- чисть

вычисти- вычисть

не корчи – не корчь

очисти- очисть

порти- порть

испорти- испорть

попорти- попорть

почисти – почисть

уведомь – уведоми

откупори — откупорь

полакомься- полакомись

Предпочтительнее: высунь, вставь, выправь, почисть, не порть, не морщь, не корчь, лакомься, уведомь, откупорь, закупорь, выйди, взгляни, положи, беги, не кради.

Запомните!

1 лицо множественного числа повелительного наклонения :

пойти – пойдёмте, пойдём

В разговорной речи неверно употребляют  « пошли, пошлите»

( это форма глагола «послать»: пошлите письмо)

Нет повелительного наклонения: весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.

Запомните:

умертвить – умерщвлю

роптать –ропщу

Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления глагольных форм

вид
ошибки

примеры

правильный
вариант

1.
Неправильное образование форм
настоящего времени

колыхает,махаю,плескается,
полоскает

дремет, сыпет,
трепаешь, щипают

колышет, машу,
плещется, полощет

дремлет, сыплет,
треплешь, щиплют

2. Неправильное
образование форм настоящего времени
разноспрягаемых глаголов

хотишь

хочем

бегите

хочешь

хотим

бежите

3.
Неправильное образование форм
прошедшего времени глаголов с суффиксом
-ну-

замёрзнул

охрипнули

утихнули

замёрз

охрипли

утихла

4.
Неправильное образование форм
повелительного наклонения

лечь – ляжь

ехать – ехайте

лечь – ляг

ехать – поезжайте

5. Неправильное
образование видовых пар

оспорить –
оспоривает

класть –
покласть

оспорить –
оспаривает

класть –
положить

6. Неправильное
образование форм 1 лица единственного
числа

ржавею

зеленею

зноблюсь

__

Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм образования и употребления причастий

вид
ошибки

примеры

правильный
вариант

1.
Неправильное образование причастий
настоящего времени

будующий

задавающий

будущий

задающий

2.
Образование причастий с суффиксами
настоящего времени от глаголов
совершенного вида

Студенты,
примущие участие в конференции, будут
премированы.

Студенты,
которые примут участие в конференции,
будут премированы.

3.
Неправильное образование причастий
прошедшего времени

забрёвший

расцвёвший

умеревший

ослепнувший

забредший

расцветший

умерший

ослепший

4.
Употребление причастий с частицей бы

Студенты,
пожелавшие бы сдать экзамен досрочно,
должны будут написать заявление.

Студенты,
которые пожелают сдать экзамен
досрочно, должны будут написать
заявление.

Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм образования и употребления деепричастий

вид
ошибки

примеры

правильный
вариант

1.
Образование деепричастий несовершенного
вида при помощи суффиксов -в-,
-вши-

ткать – ткав

бежать – бежавши

тянуть – тянувши

Подобные глаголы
не имеют деепричастных форм

2.
Образование при помощи суффикса -вши-
деепричастий,
не имеющих постфикса
-ся

нарисовать –
нарисовавши

узнать – узнавши

нарисовав

узнав

Вопросы
и задания:

  1. Охарактеризуйте
    понятие “вид”.

  2. Глаголы каких видов
    существуют в русском языке?

  3. Как определить вид
    глагола?

  4. Назовите основные
    причины, по которым от некоторых глаголов
    нельзя образовать форму 1-го лица
    настоящего и будущего простого времени.

  5. Как образуются
    формы повелительного наклонения
    глаголов?

  6. Как образуются
    формы причастий и деепричастий?

Задание
1.
Образуйте формы повелительного
наклонения от приведённых глаголов.
Разграничьте нормативные литературные,
разговорные и просторечные варианты.
Отметьте глаголы, не имеющие формы
повелительного наклонения.

Клеить _____________, слышать
_____________, ездить _____________, лечь _____________,
лежать _____________, клянчить _____________, лететь
_____________, ехать _____________, нянчить
_____________, трогать _____________, бежать
_____________, хотеть _____________, бегать
_____________, летать _____________, жаждать
_____________, чтить _____________, гнить _____________,
составить _____________, мочь _____________.

Задание
2.
Образуйте от приведённых ниже
глаголов форму настоящего
(будущего)
времени 1-го лица единственного
числа. Объясните случаи, когда нельзя
образовать данную форму.

ОБРАЗЕЦ: читать
– читаю, прочитать – прочитаю.

Ездить _____________,
угораздить _____________, победить _____________,
досадить _____________, чудить _____________, молотить
_____________, умилосердить _____________, пригвоздить
_____________, сбрендить _____________, нашкодить
_____________, убедиться _____________, учредить
_____________, прекратить _____________, позолотить
_____________, светить _____________, тяготиться
_____________, испестрить _____________.

Задание
3.

Образуйте, если это возможно, формы 1-го
лица единственного числа настоящего
(бу
дущего) времени от приведённых
ниже глаголов.

затмить

убедить

чадить

столпиться

дерзить

ютиться

ощутить

прорасти

очутиться

обезопасить

дудеть

пылесосить

болеть

быть

мерцать

поразить

хлынуть

знобить

колоситься

победить

гудеть

гласить

ладить

вечереть

Задание
4.
Образуйте от приведеёных ниже
глаголов причастия.

действительное
причастие настоящего времени

действительное
причастие прошедшего времени

страдательное
причастие настоящего времени

страдательное
причастие прошедшего времени

вид

несов.в.

сов.и несов. в.

несов. в.

сов.и несов. в.

переходность

перех.
и неперех.

перех. и неперех.

перех.

перех.

слышать

молчать

склеить

выделать

Задание
5.
Подберите к глаголам видовую
пару и
образуйте от приведенных
ниже глаголов деепричастия.

Видовая пара

Деепричастия
несов. в. образуются от основ глаголов
несов. в. настоящего времени

Деепричастия
сов. в. образуются от основ неопределённой
формы глаголов

увидеть –

задохнуться –

купаться –

освещать –

подъехать –

купить –

ловить –

Задание
6.
Поставьте
глаголы в форме настоящего времени.

1.
По лесу (рыскать) ___________________ волк голодный.
2. Всю ночь в окна (хлестать) __________________
дождь. 3. Природа словно (дремать)
______________. 4. Лёгкий ветерок (колыхать)
______________________ ветви берёз. 5. Малыши
энергично (махать) ______________ руками. 6.
Рыба (метать) __________________ икру. 7. Наверху
целый день (двигать) ___________________ мебель.
8. Портниха (метать) __________________ платье.
9. Игорем (двигать) ______________________ чувство
честолюбия.

Задание
7.
Из
слов, данных в скобках, выберите формы,
соответствующие литературной норме.

1.
Он часто (ложит, кладёт) вещи на стол. 2.
Я (ощущу, смогу ощутить) это, когда сам
испытаю нечто подобное. 3. Я (побежу,
смогу победить, одержу победу). 4. Я
(убежу, убеждю, смогу убедить, сумею
убедить) всех в правильности моего
решения. 5. Давай встретимся, когда я
(выздоровею, выздоровлю) 6. Участники
конференции активно (обсудили, обсуждали)
доклады, (делились, поделись) с коллегами
опытом и (брали, взяли) на себя новые
обязательства. 7. Весь день (сыпет, сыплет)
снежная крупа. 8. Меня (мучат, мучают)
сомнения. 9. (Едь, ехай, езжай, поезжай) в
деревню. 10. Котёнок тихонько (мурлыкает,
мурлычет). 11. В комнату (проник, проникнул)
лунный свет. 12. Двигатель внезапно
(заглох, заглохнул). 13.
(Зажгёшь, зажжёшь) спичку и сразу всё
увидишь. 14. Зачем он (залазит, залезает)
в машину, шофёра еще нет. 15. (Ляжь, ляг) и
не (вылезай, вылазь) из кровати.

Задание
8.
Какие
глаголы могут иметь только форму
прошедшего

времени ед. ч. ср. р. и форму
3-го л. ед. ч. настоящего времени?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тема:
Правописание форм глаголов повелительного наклонения.

Класс:
6

Дата:
05.04.2018

Учитель:
Минаева А.Я.

Тип урока: комбинированный
урок

УМК:  Русский язык. 6
кл.: учебник для общеобразовательных  учреждений под реакцией Рыбченковой Л.М.
и др. Просвещение, М.,2014 г.

Цели:

·       
познакомить
учащихся с правописанием форм глаголов повелительного наклонения;

·       
правильным
употреблением формы повелительного наклонения в речи.

·       
совершенствовать
навыки учащихся в умении распознавать глаголы разных наклонений;

·       
развивать
речь, логическое мышление, память.

·       
воспитывать
культуру речи, коллективизм, трудолюбие, целеустремленность, любовь к природе,
бережное отношение к своему здоровью.

Задачи:

1. Организовать
деятельность обучающихся по закреплению знаний в рамках темы «Повелительное
наклонение  глагола».

2. Создать условия для развития
образно-эмоциональной сферы обучающихся, общего кругозора, познавательного
интереса, мотивации учения, письменной и речевой культуры, памяти, воображения.

3. Создать условия для формирования
чуткого отношения к языковым явлениям, наблюдательности и внимательности.

Универсальные учебные действия:

Личностные: оценивает
ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к
учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения,
совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: учится
обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и
сохраняет учебную задачу; планирует (в соответствие с учителем и
одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действует
по плану.

Познавательные: осознаёт
познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для
решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и
слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в
материалах учебников и дополнительной литературе.

Коммуникативные: задаёт
вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли,
высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою
точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: место и
роль глагола в языке, его основные морфологические свойства, понятие наклонение
глагола; значения глаголов в форме повелительного наклонения.

Уметь:
определять наклонение глаголов, объяснять их значение; передавать их отношение
к действительности, используя разные наклонения глагола.

Личностные: учащиеся
научатся различать наклонения глагола по отношению действия к действительности;

Метапредметные: конструировать
предложения и небольшие тексты, используя различные наклонения глагола;
объяснять языковые явления.

Основные понятия: наклонение
глагола; отношение действия к действительности; изъявительное, сослагательное
(условное), повелительное наклонение.

Межпредметные связи:
литература.

Формы работы: индивидуальная,
фронтальная, коллективная, работа в парах.

Технология:
развитие
критического мышления через чтение и письмо, ИКТ, тестовые, решение
проблемных задач.

Оборудование:
телевизор,
ноутбук, раздаточный материал (карточки, тесты)

Ход
урока:

1       
Орг.
момент.

Приветствие учащихся:

На столах у вас
по  два  смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

 — Как много
улыбок засветилось. Спасибо!

— А это моё
настроение… Смайлик.

2.
Актуализация знаний по теме «Глагол».

Блиц-опрос
по теории «Закончи фразу»

1)
Глаголы обозначают …действия предметов

2)
Начальная форма глагола …инфинитив

3)
Инфинитив отвечает на вопросы….

4)
Глаголы изменяются по …лицам и числам.

5)
Изменение глаголов по лицам и числам называется …спряжением.

Какие
еще признаки имеет глагол? (наклонение)

6)
Какие наклонения глагола вам известны?

7) Что обозначают глаголы изъявительного,
условного, повелительного наклонения? (просьбу, пожелание, совет, приказ)
(повелевать,
велеть, повелитель).  

А вы знаете, что глагол – это
весенняя часть речи? Почему, я скажу вам чуть позже.

3. Постановка учебной цели. Формулирование темы и
целей урока.

Исправь
ошибки в образовании форм глаголов повелительного наклонения.
Написать
на доске

Ляж в постель.
Бежи скорее к врачу. Едь летом на юг.

Проверка
задания
.

Но у нас возникла
проблема! Я вижу, что не все справились с этим заданием.

-Как вы думаете,
какую проблему мы с вами будем решать?

-Как будет звучать
тема урока?

записывают 
в тетрадь число и тему урока

Творческий
диктант.

Сейчас я вам продиктую глаголы настоящего времени. А
вы помогите им хоть на минуту стать повелителями. Образуйте от них глаголы
повелительного наклонения в единственном и во множественном числе.

(
у доски) записать в тетрадь

Учат
– учи, учите

Решает
– решай, решайте

Прикроет
– прикрой, прикройте.

-Многие
ребята допустили ошибки в образовании глаголов повелительного наклонения.

4. Работа
над новым материалом


Откройте  учебники на стр. 117, упр. 542. Разбирают правило, приводят примеры.

Объяснение
учителя.

Форма
2 лица  ед. ч.
  образуется от  основы глаголов настоящего или
будущего времени при помощи суффикса -и-, или без суффикса:

Искать-ищут-
ищи,

Суметь-сумеют-сумей

В
форме 2 лица множественного числа к глаголу прибавляется окончание – те:

Ищи-
ищите, сумей- сумейте.

Форма
3 лица  ед. и мн. ч.
образуется при помощи частиц пусть,
пускай + форма изъявительного наклонения: пусть напишут;

Форма
1 лица  мн. ч.
Образуется при помощи частиц давай, давайте + форма
изъявительного наклонения: давай поговорим, давайте  напишем.

Описание: 01

На
конце глаголов после согласных пишется ь. Буква Ь сохраняется перед –те и –ся:
исправься, спрячься, спрячьте. От глагола ехать повелительное наклонение не
образуется.

А
сейчас мы проведем физминутку.

— Я буду называть
глаголы, а вы

-если услышите глагол
в изъявительном наклонении, тянетесь к солнцу.

— если услышите
глагол в условном наклонении – прыгаете;

— если услышите
глагол в повелительном наклонении – наклоняетесь вниз.


бегут, торопятся ручьи (тянутся)


я решил бы, если б не устал (прыгают)


садись напротив меня  (вниз)


люблю тебя, Петра творенье (тянутся)


если бы вы протянули руку, то заметили бы (прыгают)


появляется травка (тянутся)


потянитесь к солнцу (вниз)

Присядьте. А теперь посмотрите направо, налево, вверх,
вниз. Закройте глаза и помечтайте.

5.
Закрепление
.
Упр. 544. (устно)

А
теперь посмотрите на доску и давайте вместе докажем, почему эти глаголы пишутся
с мягким знаком?

Приготовь,
спрячь, насыпьте, спрячься.

— Итак, ребята, в самом начале урока  вам сказала, что
глагол – это весенняя часть речи, потому что весной все живое оживает.
Просыпается. За долгую зиму организм человека очень активно работал, и все
полезные микроэлементы были утрачены, поэтому мы должны стремиться к тому,
чтобы восстановить свой организм, помочь ему. А для этого нужно правильно
питаться.    (Слайд №3)

Немецкий писатель Генрих Гейне писал: «Единственная красота,
которую я знаю, — это здоровье». А здоровье во многом зависит от того, что мы
едим. Посмотрите, пожалуйста, на  проектор. Что вы видите? Продукты. Все эти
продукты содержат необходимые для здоровья человека вещества – витамины. Слово
«витамин» происходит от латинского слова «вита», что означает «жизнь».

Ребята.
Давайте сейчас сформулируем и запишем некоторые основные правила питания.
Поставьте все глаголы в повелительное наклонение. (самостоятельная работа по
карточкам
)

Что
полезно для здоровья?

Есть
(________________) только  отварную. А не жареную пищу.

Есть
(________________) овощи и фрукты.

Не
переедать (______________________) ,

соблюдать
(______________________) режим питания.

Слайд№4


Назовите глаголы в повелительном наклонении. Какие из них вы писали с мягким
знаком? Почему? (В повел. накл. после согл. пишется ь)

Где
используются глаголы повелительного наклонения?

Пословицы.
Рецепты. Рекламные объявления. Памятки к урокам. Инструкции и др.

Я
поделюсь с вами рецептом приготовления салата, который называется «Здоровье».

Салат «Здоровье» 

Все овощи и фрукты обязательно промойте
проточной водой. Возьмите аппетитный зеленый огурчик, нарежьте
его кольцами. Ароматный спелый помидор покрошите кубиками или небольшими
дольками. Добавьте зеленого лука, душистого укропа, листочки витаминного
салата. Все это перемешайте, насыпьте соль по вкусу. Заправьте
салат растительным маслом или сметаной.

Приятного
аппетита!

Подчеркните
глаголы повелительного наклонения.

Проверка
на телевизоре

(Слайд №6)

Составление
проекта по группам.

1гр.
Рекламное объявление.

2гр.
Памятка «Как выполнять д.зад по русскому языку»

3гр.
Алгоритм «Как образовать форму повелительного наклонения глагола»

4 гр.
Попросите убрать ребенка в своей комнате.

5 гр.
Утешьте плачущего ребенка.

6 гр.
Научите бабушку пользоваться интернетом на компьютере.

7гр.
Рецепт приготовления манной каши.

Говори
правильно!


А сейчас рубрика «Говори правильно!»

Давайте
образуем глаголы повелительного наклонения от следующих слов и запишем их в
тетрадь. (доска)

Ложиться
– ляг, лягте

Класть
– клади, кладите

Положить
– положи, положите

Ехать
– поезжай, поезжайте

Задания
на смекалку

На
листочках скрыты пословицы. Вам нужно соединить части, изменив при этом форму
глаголов, данных  в скобках. Их вы должны поставить в повелительное наклонение.

Новых
друзей  (наживать )   а платье снову.

(Беречь)
честь смолоду     (торопиться ) делом.

(Не
спешить) языком    а старых  не (терять).

Слайд
№7

Решение
тестовых заданий

1.     Глаголы в
повелительном наклонении обозначают действия:

1)    Возможные
при определенных условиях;

2)    Происходившие
на самом деле;

3)    Которые
просят выполнить.

2.     Глаголы в
повелительном наклонении употребляются:

1.    
В
будущем времени;

2.    
Во 
2-м лице;

3.    
В
единственном числе.

           3 
Формы глаголов повелительного наклонения образуются:

1.     От основы
настоящего времени;

2.     От основы
инфинитива;

3.     От основы
прошедшего времени.

            4 
Формы глаголов повелительного наклонения образуются:

1.     С помощью
суффикса –и-;

2.     Без
суффикса;

3.     С помощью
окончания –е.

5  
Глаголы в повелительном наклонении могут иметь окончание:

1.    Нулевое;

2.    –те;

3.    – ете;

 6   В форме повелительного наклонения
употреблен глагол:

1.     Напишите;

2.     Напишете;

3.     Написал
бы.

Слайд №8

Ответы: 1)3    2)1,2,3  3)1  4)1,2  5)1,2 
6)1

10–5; 8-9–4;6-7–3; 5–2

1.     Подведение
итога.


Я надеюсь, что сегодня на уроке вам было интересно, вы показали хорошие знания,
и будем надеяться, что в дальнейшем успех вам обеспечен.

2.    
Рефлексия

Я вижу на ваших столах симпатичные мордочки. Одна  —
веселая. А другая – грустная. Скажите, вам понравился наш урок? Если да, то
поднимите веселую мордочку, если нет, то грустную.

3.     Домашнее
задание

1.     Выучить правила
параграфа 76, упр. 548. Составить 5 побудительных предложений со словом спать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Ошибочное обобщение это
  • Ошибочное неполное понимание
  • Ошибочное начисление заработной платы работнику
  • Ошибочное название предельных углеводородов
  • Ошибочное мнение синоним одним словом

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии