Ошибочное образование формы существительного примеры

вернуться на стр. «Культура речи»  на стр.  «Имя существительное» (табл.), «Морфологический разбор существительного» Ошибки при употреблении категории одушевлённости и неодушевленности Все смотрели на него как на …

вернуться на стр. «Культура речи»  на стр.  «Имя существительное» (табл.), «Морфологический разбор существительного»

Ошибки при употреблении категории одушевлённости и неодушевленности

Все смотрели на него как на призрака на что? на призрак (неодуш. В.п. = И.п): Они запрягали в сани два медведя кого? двух медведей (одуш. В.п. = Р.п.)

Ошибки при употреблении рода

новая новый рояль, больной больная мозоль, белая белый тюль, розовая розовый шампунь

пирожки с повидлой повидлом

просторное просторную авеню («авеню» = «улица»)

Он рос круглым  сиротой. НО! Он оказался хитрой лисой («лиса» имеет значение качественной оценки)

Белова – опытная опытный архитектор

Ошибка в определении рода у слова мозоль (не любимый, а любимая мозоль). Наоборот слова тюль, бюллетень, рояль очень часто ошибочно согласуют с определениями женского рода.
Среди названий обуви (лапти, сандалии, тапки, туфли) только лапоть муж.р., остальные женского рода.

Род сущ. с уменьшительно-ласкательным суффиксом определяется по слову, от которого образовано (семя — семечко, рука — ручка)

Ошибки при употреблении числа

Все вокруг заросло кустарниками  (единственное число обозначает множественность) кустами калины. (Аналогично: оружие, посуда, продовольствие, скотина, обувь, одежда…)

Криками и свистами (нет мн.ч.) свистом прогнали собаку

У нас во дворе качель (нет ед.ч.) сломалась качели сломались

Ошибки в склонении

Возникают проблемы при использовании окончаний -а / -ы во мн.ч. И.п. у существительных. Ошибки: бухгалтера, инженера, конструктора, офицера… Правильно: бухгалтеры, инженеры, конструкторы, офицеры, почерки, торты, порты, договоры, склады, трюфели, простыни, свитеры, джемперы, возрасты, выборы, авторы, аптекари, лекторы, гербы, ректоры, прожекторы, редакторы, секторы.

В Р.п. у существительных во мн. ч. возникают затруднения при выборе окончания -ов или нулевое: у партизанов (правильно – у партизан); много красивых платий (правильно – платьев); много туфлей (правильно — туфель).

Сколько время? (правильно – Сколько времени?)
У ряда сущ. ед.ч. бывает трудно выбрать окончание в Р.п.: -а/-я или -у (мела, камня, но из лесу, сбить с толку)
В П.п. встречаются варианты окончаний в ед.ч. -е или — у (на лугу, но на пляже)
У меня на гла’зе глазу’ был ячмень

Запомни!

Нет мн.ч. Р.п. у слов: мечта, тахта, мольба, дно

Нет ед.ч. у слов: девчата, зверята, ребята, родители

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Употребление имени существительного

Тест на тему Формы имени существительного
#обсуждения_русский_язык_без_проблем

вернуться на стр. «Культура речи»  на стр.  «Имя существительное» (табл.), «Морфологический разбор существительного«

Умение правильно употреблять  формы слов –
признак хорошей,  грамотной речи.  Ничто так
не разрушает имидж  человека, как 
промелькнувшие в его речи  «более светлее»
или «пара сапогов». Ошибки в форме –
неправильное падежное или родовое окончание,
неправильная форма множественного числа
существительных, повелительного наклонения
глагола и т.п. – изживаются, если, готовясь к ЕГЭ,
потратить определенное время на отработку
задания А3.

Что чаще всего в нем проверяется (а значит, надо
выучить и отработать): 

1. Числительные

А. Как склоняются порядковые и
количественные числительные.

У порядковых меняется только последнее
слово, все другие остаются неизменными          
(Родился  (в каком?) в тысяча девятьсот
восемьдесят пятом году. Это случилось (в
каком?) в две тысячи восьмом году.

Весьма частая ошибка –  шедевры типа «в
двухтысяче(и)пятом году»
. Поэтому следующее
замечание с примерами  прочтем  при полном
внимании:

У порядковых – не меняется ничего,
кроме последнего слова (Это случилось в тысяча
восемьсот девяносто шестом году.)

У количественных меняется каждое
слово, более того – каждая часть слова
 Напечатано (около скольких?) около тысячи
девятисот пяти
книг. Подобраны комментарии
(к скольким?)  к двум тысячам восьми  книгам).

Поскольку при склонении русских 
числительных далеко не лучшие к ним чувства
испытывают  ученики всех времен,
применяются   разные подсказки.

Подсказка 1 – у числительных двести,
триста
и т.п. падежное окончание обычно
совпадает с окончанием существительного ( нет
двухсот(нулевое) книг(нулевое);
дать двумстам книгам, доволен
двумястами книгами).

Подсказка 2 – у числительных,
обозначающих  сотни  (200-900),  Р.п. – всегда
на –сот: двухсот, шестисот, восьмисот. Но:
если сотня одна (сто)  Р.р. и все остальные,
кроме И.п. и В.п. – ста: нет ста человек, подойти
к  ста ученикам, доволен ста работами.
 

Подсказка 3 – числительные 40,90
склоняются так же, как и одиночное 100 (см.
подсказку 2),
то есть  имеют только две
формы: сорок, девяносто, сто (И.п. и В.п.) и сорока,
девяноста, ста (все остальные падежи): например:
полка со ста книгами (с сорока книгами, с
девяноста книгами)
.

Б. Как  и с чем употребляются
собирательные числительные.

– Двое, трое, четверо и другие
собирательные числительные употребляются
только с 3 группами слов:

1) лица мужского пола (не предметы мужского
рода!)
 (трое мужчин, семеро человек)
2) парные предметы (двое брюк, трое очков)
3) детеныши  (пятеро волчат, трое
лисят, двое ребят)

!Подсказка – с женщинами и взрослым
животными – не употреблять! (
то есть нельзя :
двое девушек, трое тигров, – можно: две девушки,
три тигра).

– Оба или обе?

С существительными м.р. и ср.р. – оба (оба
мальчика, оба учебника, оба стола
.
Соответственно – обоих мальчиков, обоим
учебникам, обоими столами
).  С
существительными ж.р. – обе (обе
девочки, обе книги, обе парты.
Соответственно
обеих  девочек, обеим книгам, обеими
партами
).

2. Степени сравнения прилагательных и
наречий

Наиболее частая ошибка – соединяются 
простая и составная формы.

Правильная сравнительная степень:

простая  форма – светлее, выше, дальше
(из 1 слова);
составная форма – более светлый, менее
высокий
у прилагательных или более
светло, менее высоко
– у наречий (из 2 слов).

Формы более светлее или менее вышеНЕПРАВИЛЬНЫ! 

Правильная превосходная степень:

простая форма – светлейший, высочайший,
наибольший
(из 1 слова);
составная форма – самый светлый, наиболее
светлый, светлее всего (светлее всех)
– у
прилагательных.

Формы самый светлейший, самый наисветлейший
ОШИБОЧНЫ!

Превосходная степень наречия – этот
камень преткновения на ЕГЭ – в обычной речи
интуитивно употребляется верно:  выше всех
(выше всего) (от наречия «высоко»).

3. Повелительное наклонение
глаголов

Правильные формы повелительного наклонения
глагола ЕЗДИТЬ – ЕЗДИ,  а ЕХАТЬ – ПОЕЗЖАЙ
(
***никаких ездий, едь, ехай!).
Соответственно  я ЕЗЖУ, ЕДУ, он ЕЗДИТ,
ЕДЕТ (
***и никаких я ездию, он ездиет!).

Просторечные формы езжай (вместо ПОЕЗЖАЙ),
выдь (вместо ВЫЙДИ), положь
(вместо ПОЛОЖИ) в литературной речи (А на
ЕГЭ проверяется именно она) лучше не употреблять.

В формах глаголов  с приставкой ВЫ- (высуни –
высунь, выстави – выставь, выправи– выправь), а
также почисти – почисть, не порти – не порть, не
корчи – не корчь, не морщи – не морщь 
допустимы оба варианта, но только в ед.ч. Во мн.ч.
– правильна одна  форма – на -ИТЕ (высуните,
 выставите
и т.д.)!

О чередовании согласных в глаголах ХОТЕТЬ (ед.ч.
– хочу, хочешь, хочет, но мн.ч. –  хотим, хотите,
хотят) и БЕЖАТЬ (бегу, бежишь, бежит,
бежим, бежите, бегут) говорить излишне. Формы беги,
бегите
– это повелительное наклонение. Так
что внимательнее к контексту!    

Частые ошибки –  в глаголах
колебать, дремать, щипать, махать. Правильные
формы – КОЛЕБЛЕТ, ДРЕМЛЕТ, ЩИПЛЕТ, МАШЕТ (***всякие
колебает, дремает, щипает, махает – ОШИБКИ!).

4. Окончания  некоторых существительных
в И.п. мн.ч.

Обычно для разных существительных
используется одна из форм:

на -И(-Ы) или на -А(-Я).

Форма на -И(-Ы):

Бухгалтеры
Инженеры
Лекторы
Слесари
Шофёры
Тренеры
Выборы
Табели
Порты
Торты

Форма на -А(-Я)

директора
профессора
повара
тенора
катера
ордера
ордена
штемпеля
кителя
отпуска
паспорта
купола

Здесь надо просто  смотреть в словарь и
запоминать. Иногда в словах допустимы оба
варианта,  но предпочтение лучше отдавать
литературному (разговорный вариант ЕГЭ не любит!)

5. Окончания существительных в Р.п. мн.ч.

Возможны 3 типа окончаний: нулевое,
-ОВ(-ЕВ) и -ЕЙ.
Трудно  запомнить все, но можно выучить хотя бы
наиболее часто употребляемые слова.
Итак, формы:

А) с нулевым окончанием

(пара) ботинок
            валенок
            сапог
            туфель
            чулок
            погон

(отряд) солдат
             партизан

(килограмм) яблок
                     дынь
                     вафель

(несколько) блюдец
                    басен
                    сабель
                    полотенец

Б) на -ОВ(-ЕВ)

носков
низовьев
верховьев
подмастерьев
рельсов

сапёров

апельсинов
мандаринов
томатов
помидоров

граммов
гектаров
килограммов

В) на -ЕЙ

врачей
долей
будней
яслей
граблей
простыней

В заключение надо сказать, что все усилия,
приложенные к тому, чтобы запомнить правильные
формы, окажутся безуспешными, если делать это
лишь с мыслью об экзамене. А вот постоянный
контроль собственной речи куда более
эффективен, особенно если договориться с
приятелями или одноклассниками замечать
ошибки друг друга.

Ошибка в образовании формы слова: типичные и грамматические ошибки, морфологические нормы и примеры

В русском языке существует множество слов, изменяемых по падежам, числам, временам, — именно поэтому наш родной язык так сложен для изучения иностранцами. Однако многие русскоязычные люди с детства привыкают к тем или иным формам, например, к падежам и временам и обычно не совершают никаких глупых ошибок. Есть и такие формы, в которых путаются как дети, так и взрослые. Именно поэтому ошибка в образовании формы слова является довольно распространенной на ЕГЭ (едином государственном экзамене), который в наше время пишут выпускники одиннадцатого класса.

Кабак – это что такое? Значение, синонимы и предложения со словом Вам будет интересно: Кабак – это что такое? Значение, синонимы и предложения со словом

Задание на определение неверной формы слова

В задании шестом (задание 6) ЕГЭ по русскому нужно найти ошибку в образовании формы слова, записать его правильно. Это задание не сложное, если его разобрать, а формы слова как следует запомнить. Однако в шестом задании сдающие экзамен довольно часто совершают промахи, которые заметно уменьшают им балл по русскому языку.

  • Приведем вам пример такого задания:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • ПРИДЕТ на работу;
  • горячих ОЛАДИЙ;
  • ОДЕЛ шапку;
  • нет свободных МЕСТ;

Формы существительных

Здесь и взрослые, и дети совершают самые разные ошибки. Например, в образовании множественного числа существительных. Директора или директоры? Мандаринов или мандарин? Давайте приведем список форм существительных, в которых чаще всего делают различные ошибки. Рекомендуем их просто запомнить, говорить и писать правильно, ведь важно знать свой родной язык.

Множественное число в именительном падеже

Довольно часто при образовании такой формы люди делают ошибки как в устной, так и в письменной речи.

  • Оканчивается на Ы: офицеры, торты, контейнеры, лидеры, порты, лекторы, шоферы, конструкторы, ревизоры, инженеры, редакторы, приговоры, ораторы, возрасты, тренеры, выборы, бухгалтеры, авторы, стажеры, договоры, снайперы, тракторы.
  • Оканчивается на И: табели, слесари, аптекари, почерки, конюхи.
  • Оканчивается на А: профессора, берега, инспектора, сторожа, директора, округа, катера, ордера, отпуска, доктора, века, адреса, сорта, стога.
  • Оканчивается на Я: якоря, кителя, штемпеля.
  • Существительные на -МЯ занимают отдельное место в образовании формах слова. Такие слова, как бремя, вымя, семя или время во множественном числе имеет окончания -ен или -ен: времена, семена, имена, нет времени, нет имени.

Родительный падеж множественного числа

Нужно ли выделять слово "преимущественно" запятыми? Вам будет интересно: Нужно ли выделять слово «преимущественно» запятыми?

В этом случае есть целых три варианта форм слова: нулевое окончание, окончание –ов (-ев) или окончание -ей.

Сначала разберем нулевое окончание.

  • Нулевое окончание — это предметы-пары: ботинок, чулок, сапог, погон, валенок, туфель. Исключение, которое важно запомнить: носков!
  • Нулевое окончание, когда имеются военные профессии, отряды: солдат, гусар, партизан.
  • Когда говорится о фруктах, например: килограмм яблок, вафель, дынь. Но, запомните: килограмм апельсинов, лимонов, мандаринов.
  • Нулевое окончание: блюдец, полотенец, басен, сабель.
  • Когда национальности на -н или -р: грузин, армян, болгар. НО!: казахов и узбеков.

Теперь окончание –ов (-ев).

  • Сюда входят исключения из предыдущего правила: носков, апельсинов, мандаринов, помидоров, драгунов, томатов.
  • А также другие слова: подмастерьев, низовьев, саперов, рельсов, гектаров, граммов, килограммов.

И окончания на -ей: простыней, врачей, будней, граблей, долей, яслей.

Степени сравнения прилагательных

Еще одно важная ошибка в образовании формы слова: образование и составление степеней сравнения прилагательных. Давайте разберем правила степеней сравнения прилагательных еще раз.

Степень сравнения Как образовать степень? Пример
Сравнительная простая Основа прилагательного в именительном падеже и суффиксы -ее (ей), -е, -ше, которые показывают сравнение с чем-либо. Красивее (кстати, ударение в слове на И), лучше, холоднее, больше, выше, теплее.
Сравнительная составная Прилагательное и вспомогательные слова более, менее. Более темный, менее холодный, более здоровый, менее высокий.
Превосходная простая Основа прилагательного в именительном падеже с добавлением суффиксов -айш, -ейш для того, чтобы показать превосходство чего-либо. Красивейший, тончайший, вкуснейший
Превосходная составная Прилагательное и вспомогательные слова наиболее, наименее. Наиболее вкусный, наименее подходящий, наиболее тонкий.

Примером с ошибкой в образовании формы слова прилагательных и степеней сравнения будет считаться соединение одновременно простой и составной формы. Нельзя сказать: «более лучше» или «более вкуснее». Вместо этого можно сказать: более хороший, лучше или более вкусный, вкуснее.

Формы числительных

В числительных легко запутаться. Есть группы этой части речи, в которых довольно часто совершают разнообразные грамматические ошибки в образовании форм слова: сложные и составные, а также собирательные числительные, в употреблении которых есть свои определенные правила.

Составные числительные

Что такое поэзия? Определение Вам будет интересно: Что такое поэзия? Определение

Чтобы правильно записать составное числительное, склоняйте каждую часть числительного отдельно. В таблице представлены склонения по падежам составных числительных разных групп — шаблон, на который можно ориентироваться.

Падеж 10-30 50-80 200-400 500-900
Именительный (что) десять семьдесят триста восемьсот
Родительный (чего) десяти семидесяти трехсот восьмисот
Дательный (дать чему) десяти семидесяти трехстам восьмистам
Винительный (вижу что) десять семьдесят триста восемьсот
Творительный (чем) десятью семьюдесятью трехстами восемьюстами
Предложный (о чем) о десяти о семидесяти о трехстах о восьмистах

А также склонение некоторых других числительных: их нужно просто запомнить и склонять правильно.

Именительный и винительный падежи полтора полтораста сорок сто девяносто
Родительный, дательный, винительный, творительный, предложный полутора полутораста сорока ста девяноста

Собирательные числительные

Собирательные числительные — например, двое, пятеро, шестеро. Есть некоторые случаи, в которых они употребляются.

  • Существительные мужского рода, обозначающие лица (трое слесарей).
  • Существительные, которые можно отнести и к мужскому, и женскому роду, общие (четверо непосед).
  • Парные предметы (двое чулок).
  • Те существительные, которые не имеют единственное число (двое ножниц).
  • Существительные, обозначающие детенышей различных животных (пятеро поросят).

Запомните, что нельзя сказать: «пятеро девочек». Только: «пять девочек».

Порядковые числительные

Как правильно склонять «в 1954 году?». В таких числительных склоняется только последнее число: «В тысяча девятьсот пятьдесят четвертом году». Ни в коем случае не стоит склонять каждое числительное — это будет считаться ошибкой.

Обе, оба, обоих

Слова, в которых можно запутаться. Чтобы не сделать глупой ошибки в шестом задании экзамена по русскому языку, советуем вам просто запомнить склонение этих числительных.

Слово «оба» употребляется с существительными мужского и среднего рода, а «обе» — с существительными женского.

Падеж Оба Обе
Именительный Оба брата Обе сестры
Родительный Обоих братьев Обеих сестер
Дательный Обоим братьям Обеим сестрам
Винительный Обоих братьев Обеих сестер
Творительный Обоими братьями Обеими сестрами
Предложный Об обоих братьях Об обеих сестрах

Слова, в употреблении которых часто допускают ошибки

Есть несколько слов в русском языке, которые довольно часто употребляют неверно.

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

  • подскользнуться вместо поскользнуться,благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
  • без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
  • оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
  • Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:

  • Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
  • Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Виды грамматических ошибок:

  1. Ошибочное словообразование — Трудолюбимый, надсмехаться.
  2. Ошибочное образование формы существительного — Многие чуда техники, не хватает время.
  3. Ошибочное образование формы прилагательного — Более интереснее, красивше.
  4. Ошибочное образование формы числительного — С пятистамирублями.
  5. Ошибочное образование формы местоимения — Ихнегопафоса, ихи дети.
  6. Ошибочное образование формы глагола — Они ездиют, хочут, пишао жизни природы.
  7. Нарушение согласования — Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
  8. Нарушение управления — Нужно сделать свою природу более красивую.Повествует читателей.
  9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — Большинство возражали против такой оценки его творчества.
  10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях — Он написал книгу, которая эпопея.Все были рады, счастливы и веселые.
  11. Ошибки в построении предложения с однородными членами — Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
  12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом — Читая текст, возникает такое чувство…
  13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом — Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
  14. Ошибки в построении сложного предложения — Этакнига научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
  15. Смешение прямой и косвенной речи — Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
  16. Нарушение границ предложения — Когда герой опомнился. Было уже поздно.
  17. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм — Замираетна мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Орфографические, пунктуационные, графические ошибки

При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки

  1. На изученные правила;
  2. Негрубые (две негрубые считаются за одну):
    • в исключениях из правил;
    • ­в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
    • ­в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,
    • выступающими в роли сказуемого;
    • ­в написании и и ы после приставок;
    • ­в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
    • ­в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
    • ­в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Какие бывают речевые ошибки в русском языке? Речевые ошибки в русском языке: какие основные или типичные ошибки в 5 классе и таблица с классификацией их распространенных видов Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические… Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления Речевые ошибки: классификация по видам, самые распространенные ошибки в речи Речевые ошибки в русском языке: какие основные или типичные ошибки в 5 классе и таблица с классификацией их распространенных видов Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические / блог :: бингоскул Какие бывают речевые ошибки в русском языке?

Однотипные (первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная): ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова

Важно. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения
Повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов)

Орфографические ошибки
В переносе слов; ­ Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта); ­ Прописная или строчная буквы в названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог. при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы). в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
Слитное / дефисное / раздельное написание в названиях, с в сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант); на правила, которые не включены в школьную программу. Например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную); Пунктуационные ошибки Тире в неполном предложении; Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным; Запятые при ограничительно-выделительных оборотах; Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми; В передаче авторской пунктуации; Графические ошибки Графические ошибки – различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. К ним относятся: различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания

Распространенные графические ошибки: Пропуск букв, например: весь роман стоится на этом конфликте (следует: строится); Перестановка букв, например: новые наименования пордуктов (следует: продуктов); Замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное); Добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях… (следует: даже)

  • Критерии оценивания сочинения
  • Решай и ЕГЭ по русскому языку с ответами.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические… Речевые ошибки в русском языке: какие основные или типичные ошибки в 5 классе и таблица с классификацией их распространенных видов Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические / блог :: бингоскул Какие бывают речевые ошибки в русском языке? Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические… Речевые ошибки в русском языке: какие основные или типичные ошибки в 5 классе и таблица с классификацией их распространенных видов Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические / блог :: бингоскул Речевые ошибки: классификация по видам, самые распространенные ошибки в речи

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Сергеева н. | ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические… | журнал «русский язык» № 10/2007 Какие бывают речевые ошибки в русском языке? Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические… Речевые ошибки в русском языке: какие основные или типичные ошибки в 5 классе и таблица с классификацией их распространенных видов Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические / блог :: бингоскул Речевые ошибки: классификация по видам, самые распространенные ошибки в речи Сергеева н. | ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические… | журнал «русский язык» № 10/2007 Какие бывают речевые ошибки в русском языке?

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические… Речевые ошибки в русском языке: какие основные или типичные ошибки в 5 классе и таблица с классификацией их распространенных видов Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические / блог :: бингоскул Речевые ошибки: классификация по видам, самые распространенные ошибки в речи Сергеева н. | ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические… | журнал «русский язык» № 10/2007 Какие бывают речевые ошибки в русском языке? Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками.

Фактические ошибки

Фактические ошибки — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)

  1. Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров.
  2. Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.
  3. Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.
  4. Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора.

Логические ошибки

Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

источники:

https://1ku.ru/obrazovanie/20231-oshibka-v-obrazovanii-formy-slova-tipichnye-i-grammaticheskie-oshibki-morfologicheskie-normy-i-primery/

https://rusinfo.info/cto-takoe-grammaticeskaa-osibka

КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК

Классификация грамматических ошибок

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красивше

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

8

Нарушение управления

Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует
читателей.

9

Нарушение связей между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его
творчества.

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея. Все были
рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении
я хотел сказать от значении спорта и почему я его люблю.

12

Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

13

Ошибки в построении предложений с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта  проваливающимся снегом
под ногами.

14

Ошибки в построении сложного  предложения

Это книга научила меня ценить и уважать
друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то,
что это сон.

15

Смешение прямой и косвенной речи.

Автор сказал, что я не согласен с мнением
рецензента.

16

Нарушение границ предложений.

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

18

Неудачное употребление местоимений.

Данный текст написал В.Белов. Он относится к
художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Классификация речевых ошибок

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении.

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и
суффиксом.

Мое отношение к этой проблеме не поменялось..

3

Неразличение синонимичных слов.

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски.

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить
людей немного в другую колею

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и их фразеологизмов.

Астафьев то и дело прибегает к употреблению
метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов.

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости.

Автор увеличивает впечатление. Автор использует
художественные особенности (вместо средства).

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью
художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология).

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой
даже не понимает всей глубины содеянного.

10

Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они
поговорили,
писатель отправился в гостиницу

Классификация логических ошибок

Вид ошибки

Примеры и комментарий

I.

Логические ошибки внутри одной смысловой части

1.

Нарушение логической связи между предложениями (частичное или полное)

(1)Д.С.Лихачев, гениальный литературовед и научный деятель,
затрагивает в тексте весьма актуальную проблему – проблему интеллигентности
ложной и истинной. (2)Зачем нужна интеллигентность? (3)Лихачев утверждает,
что без нее никуда. (4)Проблема интеллигентности очень актуальна в наше
время. (5)Таким образом, проблема текста этого замечательного писателя –
проблема истинной и ложной интеллигентности.

Сформулировав в первом предложении проблему текста и
указав ее актуальность, в 4 предложении пишущий снова подчеркивает
актуальность проблематики, а в 5 предложении вновь обращается к основным
вопросам текста, неоправданно используя при этом вводное словосочетание
«таким образом».

(1)Описание сада очень красивое. (2)Катерина Ивановна очень
переживает, что дочь все не едет к ней. (3)Я согласна с позицией автора, ведь
родитель отдали нам самое дорогое, чтобы мы встали на ноги. (4) А у нас в
России так много одиноких стариков. (5)Мне жаль Катерину Ивановну.

В этом фрагменте логическая связь между
предложениями отсутствует полностью, предложения никак не связаны между собою
по смыслу, несмотря на союз А, соединяющий 3 и 4 предложения.

2.

Пропуск предложений, необходимых для логического развития мысли

Постоянные конфликты, возникающие между родителями  и детьми,
преследуют нас не только в художественных произведениях, но и в повседневной
жизни.

Прочитав данный текст, я могу полностью согласиться с автором, с его
позицией.
V Автор
заостряет внимание но дочери Катерины Ивановны, потому что она четвертый год
не приезжает к самому близкому ей человеку – к своей маме. Все родители
заботятся о своих детях, будь они еще совсем маленькие или уже взрослые.

В этой смысловой части на месте V отсутствует предложение, в котором должна
быть сформулирована позиция автора исходного текста.

3.

Включение в смысловую часть текста предложений, не связанных по содержанию
с его темой

(1)Старушка хочет пойти в сад, чтоб найти там успокоение. (2)Ведь это
единственное живое существо, которое понимает ее. (3)Можем ли мы осуждать
дочь Настю за то, что она не помогает ей? (4)Трудно сказать. (5) Автор
помогает бедной старушке дойти до старого сада, где она «еще девушкой
кое-какие деревья посадила сама», он поступает как очень добрый человек.

В этой  смысловой части выпускник говорит о той
роли, которую играет старый сад в жизни Катерины Ивановна, а в 3 и 4
предложениях развивает совсем другую мысль, не связанную логически с темой
этого абзаца.

II.

Логические ошибки на уровне текста

1.

Неоправданный повтор одной и той же мысли в разных смысловых частях
текста

(1)Д.С.Лихачев является известным русским литературоведом, крупнейшим
и выдающимся ученым. (2)В данном тексте Д.С.Лихачев рассуждает о том, что
можно назвать истинной интеллигенцией, что ложной.

(3)Произведения Д.С.Лихачева насыщены нравственными проблемами. (4) И
сам Дмитрий Сергеевич жил по высоким нравственным законам и призывал к этому
современников. (5)Поэтому Д.С.Лихачев знал и понимал то, о чем пишет.

(6)Автор текста задается вопросом, нужна ли интеллигенция вообще.
(7)Он размышляет над вопросами истинной и ложной интеллигенцией, над тем, что
же это такое.

Во вступлении предложения 2 выпускник выделил
основную проблему текста. Тем не менее в третьей смысловой части сочинения он
опять возвращается к проблематике текста, необоснованно повторяя ту же самую
мысль (предложение 7).

III.

Логическое противоречие (особая разновидность
ошибки, при которой в одной смысловой части или в целом тексте присутствуют
предложения или смысловые части, противоречащие друг другу по смыслу)

(1)Говорят, все зло, сделанное людьми, накапливается в природе, а
после выплескивается на них в виде какого-нибудь катаклизма. (2)Таким
способом окружающий мир расплачивается с нами. (3)И правда. (4)Самый яркий
тому пример: грешил одно время род людской, а потом за все эти грехи и
ответил – произошел Всемирный потоп. (5)А трагедия на плато Уртабоз в
Таджикистане? (6)Местные специалисты утверждали, что извержение грязевого
вулкана произошло именно из-за непродуманного вмешательства человека в ход
природных процессов.

(7)Связаны ли поступки человека с природными катаклизмами? (8)Автор
считает, что да.  (9)Я не могу ни согласиться с автором, ни оспорить его
утверждение. (10)По-моему, этот вопрос похож на задачу, не имеющую решения.
(11)У ученых нет достаточно весомых аргументов как  для опровержения, так и
для подтверждения догадки о взаимосвязи человека и природы. (12)Конечно,
существует множество теорий, подобно теории хаоса или учению о ноосфере,
приверженцы которых рассматривают этот вопрос то с психологической, то с
биологической позиций.

(13)Только в итоге это не приведет нас ни к  какому конкретному
выводу. (14)Человечество так и будет разгадывать тайны природы до скончания
времен. Рассуждая о проблеме взаимосвязи природных и социальных
катаклизмов, выпускник в первом абзаце (предложение 3) соглашается с позицией
автора исходного текста и признает эту взаимообусловленность, приводит ряд
аргументов, доказывающих подобную взаимосвязь (предложения 4,5,6). Во второй
части выпускник неожиданно высказывает мысль о том, что не может ни 
согласиться с точкой зрения автора, ни оспорить ее (предложение 9). В заключительной
части выпускник так и не приходит ни к  какому определенному выводу
(предложение 14).

IV.

Ошибки в абзацном членении текста

1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части

2. Отсутствие абзацного членения в основной части сочинения

3. Необоснованное абзацное членение

V.

Ошибки в связности предложений и смысловых частей
текста (эти ошибки обусловлены неумением учащихся пользоваться
синонимическими средствами языка, недостаточным  словарным запасом. Ряд таких
ошибок связан с нарушением логики рассуждения) 

1.

Отсутствие или нарушение временных, причинно-следственных связей
между частями текста

Паустовскому жалко Катерину Ивановну, которая, несмотря на то, что
осталась «одна на белом свете», «ни на что не жаловалась». Катерина Ивановна
не держала зла на дочь, это выражается в словах, с которыми Катерина Ивановна
вспоминала о Насте.

Катерина Ивановна спустилась в сад, чтобы погрузиться в воспоминания
о беззаботной молодости. Перед нами предстает довольно грустная картина:
облетевший сад и темное небо. Всё это навевало тоску. Но вдруг на небе
зажглась звезда…

Между 1 и 2 частями отсутствует логическая связь.

2.

Неоправданный повтор одного и того же слова, необоснованное использование
однокоренных слов в качестве средств связи между предложениями и смысловыми
частями.

(1)Главная тема рассказа Паустовского – старость.

(2)Автор рассказывает об одинокой женщине Катерине Ивановне,
которая вырастила неблагодарную дочь. (3)Настя забыла про свою маму, бросила
на произвол судьбы.

(5)Автор обращает внимание читателей на боль, горе Катерины
Ивановны. (6)…  (7)Ни разу автор не называет женщину старой или
беспомощной. (8)Автор искренне сочувствует ей.

3.

Необоснованное использование языковых единиц, как правило, союзов,
местоимений, вводных слов в качестве средств связи между предложениями и
частями текста.

(1)Автор считает, что у людей формируется потребительское отношение к
искусству вместо живого, творческого, то есть если раньше в деревне пели
сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь
только смотрят, как пляшут,  и  так далее.

(2)Отчасти я согласна с позицией автора, но могу сказать, что
полезное влияние телевизора велико. (3)Во-первых, я считаю, что это
удивительное изобретение человечества, так как мы можем легко наблюдать в
прямом эфире по спутниковому телевидению какие-либо мероприятия или происшествия.
(4)Во-вторых, я не люблю смотреть спорт в записи и поэтому восхищаюсь, как
быстро картинка и звук через спутник попадает на экран моего телевизора.

Во второй части сочинения выпускница формулирует
свою позицию так:….полезное влияние телевизора велико. В качестве
доказательства  приводятся 2 аргумента, которые связаны между собой вводными
словами (предложения 3,4). Но предложение 4 не является новым аргументом:
логически оно продолжает мысль о возможностях спутникового телевидения,
высказанную в предыдущем предложении. Поэтому вводные слова не могут служить
средством связи между этими двумя предложениями и употребляются  в данном
случае неуместно.

Сущность / Тип
ошибки

Примеры

Вариант правки

I.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

1.
Неверный
выбор рода имени существительного
по значению

по стилистической
окраске

Казалось,
сбить кегль нетрудно.

В
музее театра хранился туфель
великой актрисы.

Казалось,
сбить кеглю нетрудно. Справка:
кегль
— размер
типографской литеры; кегли
— деревянный столбик для
игры.

В
музее театра хранилась
туфля великой актрисы. Справка:
туфель
— разговорная
форма.

2.
Ошибки в образовании падежных
форм существительных

В
магазин поступила новая партия
чулков и носок.

В
магазин поступила новая партия
чулок и носков.

3.
Неверное употребление вариантных
падежных окончаний

Власти
не хватило духа признать свою вину.

Власти
не хватило духу признать
свою вину. Справка:
форма
на — у в родительном падеже единственного
числа сохраня­ется
во фразеологических оборотах.

4.
Ошибочное образование формы
множественного числа
у некоторых вещественных
существительных

Население
горных районов охотно
использует для бытовых
нужд пухи до­машних
и диких животных.

Население
горных районов охотно
использует в быту пух домашних и диких
животных.

5.
Ошибочное образование формы
множественного числа имен существительных,
употребляемых только в единственном
числе

На
склад привезли много роялей
и пианин.

На
склад привезли музыкальные инструменты
— рояли, пианино.

II.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕН
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1.
Неуместное
использование полных форм прилагательных
в именительном падеже

Требования
рабочих обоснованные
и справедливые.

Требования
рабочих обоснованны
и справедливы.

2.
Ошибочное сочетание полной
и краткой форм прилагательных
как однородных членов предложения

Решение
продуманное и объективно.

Решение
продуманно и объективно.

3.
Неверное употребление кратких форм
прилагательных на -енный
в
нейтральных
стилях речи

Темп
увертюры слишком медленен.

Темп
увертюры слишком

медлен.

Продолжение
табл. 3

Сущность / Тип
ошибки

Примеры

Вариант правки

4.
Соединение в одном прилагательном
обеих форм сравнительной
степени и образование конструкций
типа более
интереснее, а
также
возникновение плеонастических
сочетаний при употреблении
прилагательных
в превосходной степени

Разработка
новых месторождений становится более
интенсивнее.

Реформы
подразумевают
более строжайший
режим экономии.

Разработка
новых месторождений становится
интенсивнее.

Реформы
подразумевают
строжайший режим
экономии.

5.
Немотивированное употребление
некоторых форм
степеней сравнения имен
прилагательных в нейтральных
стилях речи

Новый
фонд позволяет гибче использовать
финансовые

средства.

Новый
фонд позволяет более гибко
использовать финансовые
средства.

III.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ
ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

1.
Несклонение или неполное склонение
количественных числительных
Примечание:
при
склонении изменяются части
сложных и составных числительных

Рукопись
не должна превышать
двести страниц.

Рукопись
не должна превышать
двухсот страниц.

2.
Смешение основ мужского и
женского рода числительного оба
– обе

Дикие
абрикосы росли по обоим
сторонам дороги.

Дикие
абрикосы росли по обеим
сторонам дороги.

3.
Сочетание собирательных числительных
а) с существительными, обозначающими
лиц высокого общественного и
государственного положения Примечание:
такие
сочетания
имеют сниженную окраску
б) с неодушевленными
существительными
в) с существительными женского рода
(названиями лиц женского
пола)

В
зал вошли двое ректоров.

Потребовалось
трое грузоподъемников,
чтобы выполнить задание.

Комиссия
отметила работу только
двоих медсестер.

В
зал вошли два ректора.

Потребовалось
три грузоподъемника,
чтобы
выполнить задание.

Комиссия
отметила работу только
двух медсестер.

4.
Ошибочное управление существительным
при смешанном
числе Примечание:
при
смешанном числе
существительным управляет дробь, а
не целое число

Это
расстояние спортсмен пробежал
за 5,0 секунд.

Это
расстояние спортсмен пробежал
за 5,0 секунды.

Продолжение
табл. 3

Сущность / Тип
ошибки

Примеры

Вариант правки

5.
Ошибочное управление существительным
в конструкциях два
(три, четыре) и более
Примечание:
в
этих сочетаниях
существительное употребляется
в форме родительного падежа единственного
числа

Существует
три и более надежных
вариантов, чтобы избежать
аварии.

Существует
три и более надежных
варианта, чтобы избежать
аварии.

6.
Неверный выбор падежной формы
существительного
в словосочетаниях, обозначающих даты
Примечание:
в
словосочетаниях
такого типа существительное употребляется
в форме падежа
единственного числа

Письмо
датировано 23 декабрем
1943 годом.

Письмо
датировано 23 декабря
1943 года.

IV.
УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ

1.
Соотнесенность местоимения с несколькими
предшествующими
ему существительными
(возможно двоякое понимание текста)
Примечание:
местоимение
3-го
лица (он,
она, оно, они)
обычно
заменяет ближай­шее
предшествующее ему существительное
в том же роде
и числе. Из контекста должно
быть ясно, какое слово
заменяется местоимением

Фирма
выпускает обувь последних
моделей, но она давно
уже требует финансовых
средств.

Фирма
выпускает обувь последних моделей,
но предприятие
давно уже нуждается
в дополнительных финансовых
средствах.

2.
Соотнесенность местоимения
они
с
со­бирательным

существительным
в форме единственного
числа

Молодежь
— наше будущее, они
требуют постоянной заботы государства.

Молодежь
— наше будущее и требует
постоянной заботы.

3.
Отсутствие начального ну
личных
местоимений 3-го лица
или прибавление к ним после предлогов,
а также после
сравнительной степени прилагательных
и наречий Примечание:
после
всех простых
(первообразных) предлогов
(без,
в, для, до, за
и
т.д.), наречных предлогов, требующих
родильного падежа, формы этих местоимений
начинаются с н; после предлогов,
требующих да-

Продолжение
табл. 3

Сущность / Тип
ошибки

Примеры

Вариант правки

тельного
падежа местоимений, а также после форм
сравнительной степени прилагательных
или наречий,
сложных предложно-падежных сочетаний
в отношении, по линии, со стороны и
др., начальное н
перед
местоимением не вставляется

Дети
столпились вокруг его. Этот
мальчик был выше нее.

Дети
столпились вокруг него. Этот
мальчик был выше се.

4.
Неясность высказывания из-за
соотнесенности возвратного местоимения
себя
и
возвратно-притяжательного
местоимения
свое
к
нескольким словам

Губернатор
застал помощника
у себя в кабинете.

  1. Губернатор
    застал помощника
    в своем кабинете.

2)
Губернатор застал помощника
в его кабинете.

5.
Пропуск местоимения себя
в
устойчивых словосочетаниях

Новый
развлекательный комплекс
представляет город виртуальной
реальности.

Новый
развлекательный комплекс
представляет собой город
виртуальной реальности.

V.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА

1.
Неправильное использование
спрягаемых форм глагола: а) использование
форм 1-го лица единственного числа
настоящего-будущего времени недостаточных
глаголов б) использование форм II
спряжения у глаголов
выздороветь,
опостылеть,
опротиветь

Я,
конечно, ощутю восторг.

Кивание
в сторону Запада непременно опротивит.

Меня,
конечно, наполнит восторг.

Кивание
в сторону Запада непременно
опротивеет.

2.
Нарушение в образовании, использовании
видовой формы
глагола а) в парах глаголов
несовершенного вида
заготовлять
заготавливать,
накоплять

накапливать,
подбодрять

подбадривать,
узаконить —
узаконивать
формы
с суффиксом
-ива-1-ыва-стилистически
нейтральны б) образование глаголов
несовершенного вида с суффиксом
-ива-1-ыва-
от
двувидовых глаголов типа адресовать,
использовать, организовать

Детей
необходимо чаще подбодрять.

Надо
адресовывать вопросы тем,
кто может на них ответить.

Детей
необходимо чаще подбадривать.

Надо
адресовать вопросы тем, кто
может на них ответить.

Окончание табл.
3

Сущность / Тип
ошибки

Примеры

Вариант правки

  1. Неясность
    высказывания из-за
    совпадения у глаголов на
    -ся
    страдательного
    и возвратного значений

  2. Видовой
    или временной разнобой

  1. Злоупотребление
    одинаковыми
    формами глагола

  1. Образование
    причастий на -щш
    со
    значением будущего времени
    от глаголов совершенного вида

  2. Сочетания,
    образованные прибавлением частицы
    бы
    к
    действительному
    причастию прошедшего
    времени

8.
Образование деепричастий совершенного
вида с суффиксом -в- от глаголов
несовершенного вида

Сюда
собираются дети заблудившиеся
на улицах.

В
книге описаны события, происходящие
в прошлом веке.

Нельзя
допускать оставлять замерзать
воду
в винипластовых трубах.

В
числе спортсменов, сыграющих
все матчи,
будет и наш герой.

Решения,
поддержавшего бы реформы,
не последовало.

Проектировав
торговый комплекс, архитектор не
обратил
внимание на особенности
ландшафта.

а)
Сюда приходят дети,

б)
Сюда собирают детей,

В
книге описаны события, происходившие
в прошлом веке.

Нельзя
допускать, чтобы вода замерзала
в винипластовых трубах.

В
числе спортсменов, которые сыграют
все матчи, будет
и наш герой.

Решения,
которое поддержало бы
реформу, не последовало.

Проектируя
торговый комплекс, архитектор не
принял во внимание особен­ности
ландшафта.

Классификация ошибок

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – ошибка в структуре языковой единицы: словосочетания или предложения; нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической и др.

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса

6

Ошибочное образование формы глагола

Они хочут, пиша о жизни

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, увлекающимися джазом

8

Нарушение управления

Повествует читателей. Нужно сделать свою природу более красивую.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Мы были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство …

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочла еще в детстве.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

18

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Речевые ошибки

Речевая ошибка – ошибка в использовании языковых единиц, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно обнаружить только в контексте.  

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор употребляет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности.

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша, очень прекрасный

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается под своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Орфографические и пунктуационные ошибки

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках (см. Нормы оценки знаний, умений, навыков по русскому языку).

        Среди ошибок выделяются негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

        К негрубым ошибкам относятся:

— в исключениях из правил

— в написании большой буквы в составных собственных наименованиях

— в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого

— в написании И и Ы после приставок

— в трудных случаях различения НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался! Никто иной не… Не кто иной, как  Не что иное, как и др)

в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой

— в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности

Необходимо учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора заключены в грамматических (в армии, в роще;  колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило,  в котором для выяснения правильного написания слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, грустить – грусть)

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная считается за самостоятельную. Если в одном непроверяемом  слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

Ошибки графические (не учитывается при проверке) – разновидность ошибок, связанных с графикой, описки.

К числу наиболее распространенных   относятся:

— пропуски букв

— перестановки букв

— замены одних буквенных знаков другими

— добавление лишних букв

Орфографические и пунктуационные ошибки,

не влияющие на оценку работы

Орфография

— в переносе слов

— буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта)

— прописная /строчная буквы в названиях, связанных с религией (М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог)

—  прописная /строчная буквы в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, Ван, сент .. (дон Педро и Дон Кихот)

— слитное/раздельное/дефисное написание сложных существительных без соединительной гласной (чаще всего заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, ноу-хау, папье-маше, пресс-папье, перекати-поле, гуляй-город, но портшез, метрдотель)

— на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например, в разлив, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, на ощупь,на подхвате)

Пунктуация

тире в неполном предложении

— обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным

— запятые при ограничительно-выделительных оборотов

— различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение и выделение их запятыми

— в передаче авторской пунктуации

Этические ошибки

Соблюдение этических норм

Этическая ошибка  выносится в случаях, когда в работе содержатся высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие циничное отношение к человеческой личности, проявления речевой агрессии (речевая агрессия может быть внешне выражена, может быть скрытой).

Речевая агрессия связана с словесным выражением негативных эмоций, чувств, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, жаргонизмов и др. 

        Например: «Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Михалков в своем репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами»

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 7.Морфологические ошибки.

Трудные случаи образования форм имён существительных.

Множественное число существительных.

Именно формы множественного числа существительных часто вызывают  затруднения в написании и постановке ударения.

Таблица образования множественного числа некоторых существительных.

Данную таблицу можно использовать  при подготовке к заданию № 7.

-а, -я -ы, -и
борт-бОрты бухгАлтер-бухгАлтеры
порт-пОрты возраст-вОзрасты
торт-тОрты грифель- грИфели
вексель- векселЯ грунт- грУнты
вензель- вензелЯ диспетчер-диспЕтчеры
директор-директорА договОр-договОры
инспектор- инспекторА дрАйвер- дрАйверы
катер- катерА инженЕр- инженЕры
китель-кителЯ констрУктор- констрУкторы
кузов-кузовА лектор-лЕкторы
купол-куполА лифт-лИфты
округ-округА плЕйер-плЕйеры
ордер-ордерА пиговОр- приговОры
паспорт-паспортА прИнтер- прИнтеры
погреб-погребА прожЕктор-прожЕкторы
профессор-профессорА редАктор-редАкторы
сторож-сторожА рЕктор-рЕкторы
тенор-тенорА свИтер-свИтеры
флюгер-флюгерА сЕктор- сЕкторы
фельдшер-фельдшерА склад-склАды
хутор-хуторА слЕсарь-слЕсари
штАбель- штабелЯ снАйпер- снАйперы
штЕмпель- штемпелЯ трЕнер-трЕнеры
шУлер-шулерА флот- флОты
  фронт- фронтЫ
  шофёр-шофЁры
  штаб-штабЫ
  штурман- штУрманы

 Родительный падеж множественного числа в названиях национальностей.

казАхи-казахов армяне-армЯн
калмЫки-калмЫков башкИры-башкИр
киргИзы-киргИзов болгАры-болгАр
монгОлы-монгОлов бурЯты-бурЯт
таджИки- таджИков грузИны-грузИн
тунгУсы-тунгУсов лезгИны-лезгИн
узбЕки- узбЕков осетИны-осетИн
хорвАты-хорвАтв румЫны-румЫн
якУты-якУтов татары-татАр
  тУрки- тУрок
  туркмЕны-туркмЕн
  цыгАне-цыгАн

Родительный падеж множественного числа существительных.

Нулевое окончание Нулевое окончание Нулевое окончание Окончание –ев (-ов) Окончание   -ей
НЕТ партизан колен барышень платьев ружей
солдат плеч боярышень устьев свечей
гусар чисел деревень подмастерьев кеглей
драгун кресел одеялец носков саклей
кирасир брёвен яблок метров распрей
валенок полотенец блюдец граммов пашей
сапог волокон вафель килограммов юношей
чулок рёбер туфель гектаров будней
ботинок ядер кровель рельсов яслей
погон розог оглобель апельсинов дрожжей
эполет кухонь свадеб мандаринов дровней
ампер кочерёг усадеб помидоров людей
ватт ставен нянь томатов отрубей
вольт басен дел баклажанов саней
ом песен брызг лимонов  углей
аршин сплетен брюк болотцев  
микрон домен бус копытцев  
герц черешен каникул кружевцев  
рентген носилок макарон оконцев  
денег потёмок салазок заморозков  
сумерек     брелоков  

Запомните: игра не стоит свеч.

Запомните: снадобий, захолустий, раздумий.

Род несклоняемых существительных.

В основном несклоняемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду: метро, какао, меню, такси, эскимо. Иногда —  к мужскому: кофе, пенальти, торнадо.

Одушевлённые- в основном к мужскому: атташе, денди, пони, кенгуру. Исключение: цеце-ж.р.

 Как определить род?

А) по полу лица или животного: богатый-богатая рантье, старый-старая кенгуру.

Б)по родовому ( общему ) понятию: широкая авеню( улица), вкусная кольраби (капуста), солнечный Тбилиси ( город).

В)по главному слову в сокращённом слове: ГАИ- городская автомобильная инспекция, ВДНХ- выставка достижений народного хозяйства.

  • Творительный падеж некоторых существительных имеет две формы: дверями-дверьми, дочерями-дочерьми, лошадями-лошадьми. Предпочтительнее — вторая форма. Первая – книжная. НО: переговоры за закрытыми дверями.

Запомните трудные случаи образования форм имён существительных.

Разговор с Пушкиным — под городом Пушкином.

Встретился с  Ростовым — живу под Ростовом.

В иноязычных фамилиях окончание в творительном падеже—ОМ: с Дарвином, с Чаплином.

  • Род сложных составных существительных определяется по роду слов, обозначающих более широкое понятие, в котором заключено основное содержание: кресло-кровать стояло в углу, кафе-столовая отремонтирована.
  • Относятся к женскому роду: бакенбарда, плацкарта, расценка.
  • Многие существительные, обозначающие профессии, не имеют формы женского рода: педагог, конструктор, адвокат, депутат, директор, полковник, доцент, физик и другие.

Сравните: педагог вошёл, педагог вошла, молодой инженер чертил, молодая инженер чертила.

  • Запомните: стогА, тополЯ,сторожА, стогА,отпускА,округА.
  • Различайте слова по лексическому значению:

Листья( на деревьях)- листы ( железа)

Лоскутья(кусочки разорванной ткани)- лоскуты( остатки ткани)

мехА(шкуры)- мЕхи( кузнечные)

образА(иконы)- образы(литературные)

пропуска(документы)- пропуски (уроков)

тормозА( устройство)- тОрмозы( препятствия)

сыновья( дети)- сыны( отчества)

учителЯ(преподаватели)- учИтели( идейные руководители)

  • У существительных, имеющих только форму множественного числа в родительном падеже следующие нормы образования форм: будней, заморозков, клипсов, нападок, панталон¸ потёмок, сумерек, яслей.

E-mail

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Ошибочное образование формы существительного опытные бухгалтера
  • Ошибочное образование формы прилагательного примеры
  • Ошибочное образование формы местоимения примеры
  • Ошибочное образование формы глагола примеры
  • Ошибочное образование формы глагола они ездиют

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии