Время чтения 7 мин.
В повседневной жизни мы руководствуемся как рациональным мышлением, так и чувственным восприятием.
Но последнее может искажаться, выдавая неадекватные реакции на реальность.
В статье рассматривается нарушение восприятие с точки зрения психологической науки: каковы причины явления, классификация расстройств и т.д.
Что такое кинестетические чувства и ощущения? Узнайте об этом из нашей статьи.
Искаженное восприятие , что это?
Восприятие , это процесс, в ходе которого в головной мозг человека поступают данные от рецепторов связи с внешним миром.
Чаще всего это чувственное восприятие, отталкивающееся от основных органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.
Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются агнозиями.
Искаженное восприятие возникает в двух случаях: вследствие неверной работы органа чувств (получение ошибочного сигнала), либо в нарушении психики, особенностях характера или эмоционального состояния (ошибочная интерпретация полученных данных).
Причины нарушения
Самые распространенные причины агнозий:
- повреждение структуры мозга, коры вследствие кровоизлияний, тяжелых травмах черепа, опухолях,
- недостаток кровообращения, в результате которого образуется хроническая ишемия,
- болезнь Альцгеймера,
- болезнь Паркинсона.
В зависимости от причины и поврежденной зоны коры головного мозга, образуется специфическое нарушение восприятия:
- времени (временных промежутков , замедление или ускорение),
- зрительного (галлюцинации, иллюзии, плохое пространственное ориентирование),
- действительности (сложные галлюцинации, в которых задействовано несколько органов чувств, в результате формируется крайне правдоподобный образ),
- реальности (ощущение, что пребываешь во сне).
Классификация данных ошибок в психологии
Сущность восприятия заключается в анализе поступающей извне информации и сравнении ее с прошлым опытом. Если между пунктами «,внешний раздражитель , память», возникают ошибки, это приводит к нарушениям.
Первая классификация расстройств наблюдается при локальных (местных) нарушениях работы головного мозга:
- Элементарные и тактильные (сенсорные) нарушения. Неспособность различать цвета, оттенки, а также потеря чувства высоты, запахов и т.д. Данные расстройства возникают вследствие поражений анализаторских рецепторов коры головного мозга.
- Сложные нарушения, характеризующиеся потери способности воспринимать предметы, размеры окружающего пространства.
Гностические расстройства
Гностические расстройства классифицируются в зависимости от нарушения определенного органа. Существует три основных типа:
- Зрительные агнозии. В свою очередь, среди зрительных агнозий выделяют: предметную (трудности с узнаванием предметов или их фотоизображений), цветовую и шрифтовую, оптико-пространственную (проблемы с пониманием перспективы, удаленности объектов друг от друга)
- Слуховые агнозии. Характерные проблемы в данном случае , трудности с пониманием и запоминанием живой речи, аудио мелодий. В собственной речи, человек с явной слуховой агнозией теряет интонации, в разговоре его голос становится монотонным, лишенным эмоциональной окраски.
Ощутить расстановки интонации других собеседников также не способен.
- Тактильные агнозии. Ошибки в восприятии предметов на ощупь. Например, человек с закрытыми глазами не может узнать собственный телефон или другой объект, принадлежащий ему лично. Также наблюдается плохая пространственная ориентировка.
Агнозией является нарушение в узнавании ранее увиденных предметов, людей, лиц, даже частей собственного тела.
При этом человек психически вменяем, у него отсутствуют провалы в памяти , характер, привычки, поведение не изменяются.
Также в порядке могут быть основные органы чувств.
В основном, агнозии возникают вследствие поражений части корковых зон мозга из-за опухолей, расширения сосудов и т.п.
Иллюзии
Отдельным пунктом идут иллюзии, возникающие в результате сбоя органов чувств.
Под иллюзией понимается ошибочное, неверное восприятие реальности, объекта или явления. Выделяют пять основных видов:
- Физиологические. Вполне естественны для всех людей и не являются критическими. Органы восприятия работают правильно, анализируя реальность. Данный тип иллюзий возникает натуральным образом, из-за особенных явлений природы.
Например, когда человек едет в электричке и по соседней линии прямо пропорционально движется товарный поезд на одинаковой скорости. В итоге возникает ошибочное предположение, что поезд статичен.
- Физические. Базируются на обычных природных законах физики. К примеру, искажение предмета в стакане, заполненном водой.
- Аффективные. Возникают при перепадах настроения, эмоционального фона. А также в стрессовых ситуациях, в связи с повышенным выбросом того или иного гормона. Например, дошкольник боится темноты. Перед сном он остается один в мрачной комнате, при полной тишине. В такой обстановке могут проявляться слуховые (шорох) и зрительно-тактильные (чувство ходящего рядом, крадущегося) иллюзии.
- Интерпретативные. Связаны с особенностями интерпретации полученных сведений. Базируются на специфичных чертах личности, психических расстройствах. Например, может услышать свое имя среди болтающих неподалеку людей.
- Параэйдолические. Относятся к зрительным нарушениям восприятия. Связаны с повышенным воображением и наличием творческих способностей у человека. Например, некоторые могут увидеть силуэт дракона или иного диковинного фантастического животного на рисунке ковра или в мозаике.
Галлюцинации
Следующей формой искажения восприятия являются галлюцинации.
Под ними понимают нарушение восприятия реальности, в процессе которого человек не осознают что предмет или явление, видимое им , не существует.
Он реагирует на объект как на предмет реальной плоскости и не подозревает о галлюцинации.
Классификация галлюцинаций по сложности:
- Элементарные.
- Простые. Характеризуются как фотопсии (выявление пятен, контуров, иными словами , несуществующих небольших фрагментов, не представляющих из себя отдельного образа). К слуховым относят акоазмы , например, когда человеку кажется, что его кто-то позвал, окликнул.
- Сложные. Образуются в связи с ошибочной работой нескольких органов чувств. Центральное отличие простых галлюцинаций от сложных , в первом варианте неправильно интерпретирует сигнал только один рецептор, а во втором , несколько. Например, человек может не только представить в виде галлюцинации незнакомца, но и слышать его голос, отчетливо понимать речь или улавливать специфический запах.
Галлюцинации можно разделить по нарушениям в работе соответствующих органов чувств:
- зрительные,
- слуховые,
- обонятельные (чувствуются как приятные, так и неприятные запахи, которых нет в реальности),
- вкусовые,
- висцеральные (ощущение в собственном теле насекомых, или вызывающих брезгливость, отвращение животных: лягушек, червей).
Наиболее распространенные виды галлюцинаций , зрительные и слуховые.
Первые обычно формируются как образы животных, людей или мифических, фантастических существ. При этом образ может являться нейтральным по отношению к человеку, благоприятным или опасным (например, несущийся навстречу дикий зверь).
Слуховые образы , шумы моря, ветер, вьюга, голоса людей или крики животных.
Большую опасность могут нанести императивные галлюцинации, выражающиеся в форме приказов.
Например, человеку привиделся незнакомец, который скомандовал разбить зеркало или подняться на крышу дома.
Негативные последствия происходят из-за того, что человеку затруднительно сопротивляться давлению, и он выполняет указанные действия. В ряде случаев подобное поведение может оказаться крайне отрицательным, опасным для жизни человека и его окружения.
Барьеры восприятия и их преодоление
Вследствие возможных нарушений в принятии внешних сигналов, в межличностном общении и получении информации могут возникнуть проблемы:
- Фонетический барьер. Связан со звучанием чужой речи. В результате нарушения слуховых рецепторов, возможно искажение или невозможность получения информации.
Альтернатива , использование письменной речи, языка жестов. При просмотре фильмов, телепередач , подключение субтитров.
Также полно освоить навык чтения по губам, что позволит ускорить перекодировку информации и улучшить коммуникативную базу.
- Зрительный барьер. Может выражаться в затруднении при чтении, рассматривании фотографий, изображений, видео. Как и в случае с фонетическим барьером, лучший способ , альтернативная кодировка. Если со слухом все в порядке, можно читать аудиокниги вместо бумажных или электронных.
- Речевой барьер. Темп, скорость и четкость произносимых слов зависит как от общей подготовленности человека, так и от текущего эмоционального состояния. Например, посреди оживленной беседы можно запутаться в словах и тараторить, что, в конечном счете, приведет к недопониманию. И напротив, зажатость и стеснительность в диалоге способна привести к скомканным тихим фразам, лишенных акцентов, расставленных интонаций и т.д.
Успех коммуникации во многом зависит от способности сосредоточиться, управлять своими эмоциями.
Поэтому рекомендуется спокойно глубоко дышать, использовать широкие позы уверенности, постараться расслабиться.
- Барьер установки. К агнозиям не относится, а затрагивает личностные особенности участников разговора. У каждого человека есть убеждения, подкрепленные реальным жизненным опытом или установками извне (семья, родители, друзья, коллеги и т.п.). И в диалоге, человек стоит на своей точке зрения, не пытаясь услышать собеседника. Его целевая задача , навязать человеку свое мнение, а чужое он рассматривает исключительно как ошибочное. Данный барьер легко преодолеть. Первый шаг , осознать, присутствует ли в вашем поведении «,твердолобость»,, желание навязать свое мнение, игнорируя чужое.
Если признаки есть , постарайтесь выслушать аргументы человека напротив, не боясь признать его правоту. Таким способом тренируется гибкость мышления, способность менять сложившиеся стереотипы, паттерны собственного поведения исходя из вновь поступившей информации.
Правильное восприятие , очень важный элемент в понимании окружающего мира. Знание возможных нарушений в работе органов чувств может помочь в поиске решений по восстановлению нормального восприятия реальной действительности.
Нарушения восприятия , лекция:
ложное, ошибочное восприятие реально существующих в данный момент предметов или явлений. Главным отличием И. от галлюцинаций (Галлюцинации) является наличие при И. ложно воспринимаемого реального объекта. например, свернутый халат на постели кажется фигурой лежащего человека, пятна на белье — насекомыми, в шуме дождя слышится стук шагов, в разговоре людей на улице — отдельные слова и фразы по адресу данного человека, пища ощущается на вкус несъедобным веществом, например глиной, запах хлеба воспринимается как запах гнили.
Выделяют зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, тактильные И. Слуховые И., содержанием которых являются отдельные слова или фразы, называют вербальными. Ярко выраженные, постоянно возникающие вербальные И. обозначают термином «иллюзорный галлюциноз». Они появляются на фоне болезненно измененного аффективного состояния, преимущественно тревоги и страха, и сопровождаются бредовым толкованием.
Ясперс (К. Jaspers, 1959) подразделил И. на три типа: иллюзии, зависящие от невнимательности, аффективные И. и парейдолии. При И., связанных с невнимательностью, вместо одного слова слышится другое, близкое по звучанию, посторонний человек принимается за знакомого и др. Аффективные И. возникают под влиянием аффектов страха, тревоги. Например, боязливый человек, идя ночью по пустынной улице, легко принимает тень от какого-либо предмета за фигуру притаившегося человека. Аффективные И. особенно часты при болезненных изменениях эмоционального состояния. Парейдолии представляют собой зрительные И. фантастического, сказочного содержания, возникающие при усилении образного воображения. Так, в реальных объектах, например в рисунке обоев, узоре ковра, трещинах и пятнах на стенах и потолке видятся меняющиеся экзотические пейзажи, старинные крепости, картины сражений, лица людей, причудливые животные.
В происхождении И. важную роль играют психологические особенности восприятия, в частности свойственная человеку и в норме неполнота восприятия, пробелы в котором восполняются представлениями о данном объекте на основе прежнего опыта. Иллюзорному восприятию способствуют изменения концентрации активного внимания при утомлении, состоянии тревоги, страха и волнения, усиленное воображение. Особенно легко И. возникают у детей, которым свойственны недостаточная дифференцированность восприятия, богатое воображение, трудность в разграничении вымысла и реальности. В появлении И. определенное значение имеют факторы, снижающие четкость восприятия: недостаточная освещенность объектов, приглушенность звуков, а также дефекты зрения и слуха. В патогенезе И. предполагается роль гипноидных состояний корковых анализаторов.
Эпизодически И. могут возникать и у психически здоровых, однако при психических болезнях они встречаются значительно чаще, более разнообразны и ярки. Наиболее характерны И. для состояний неглубокого помрачения сознания, особенно делирия (см. Делириозный синдром). Они могут быть при острых интоксикационных (например, в случае алкогольной белой горячки), инфекционных и других симптоматических психозах. Кроме того, И. часто возникают у больных с бредовыми и аффективно-бредовыми психозами различного происхождения. Эпизодические, нестойкие И. встречаются при неврозах и неврозоподобных состояниях. Лечение направлено на основное заболевание.
Библиогр.: Руководство по психиатрии, под ред. А.В. Снежневского, т. 1, с. 41, М., 1983; Саарма Ю.М. и Мехиланел С. Психопатологическая симптоматология, Тарту, 1980; Снежневский А.В. Общая психопатология, Валдай, 1970.
Обман чувств, искаженное восприятие реальности.
Добрый вечер! Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Пятница! В эфире капитал-шоу «Поле
чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку
игроков.
А вот и задание на этот тур:
Вопрос: Обман чувств, искаженное восприятие реальности.
(Слово из 7 букв)
Ответ:
Иллюзия
(7 букв)
Если этот ответ не подходит, пожалуйста воспользуйтесь
формой поиска.
Постараемся найти среди 775 682
формулировок по
141 989 словам
.
Оцени полезность материала:
10
голосов,
оценка
4.2
из
5
Расстройства общего
чувства, иллюзии и галлюцинации,
особенности псевдогаллюцинаций.
Выделяют
расстройства общего чувства в форме
усиленного или ослабленного по
интенсивности или чувственному тону
восприятия, при сохранении правильности
по существу.
Восприятие,
ослабленное по силе,
называется гипестезией. Усиленное
восприятие – гиперэстезия. Понижение
по чувственному тону называется гипопатией,
повышенное — гиперпатией.
Гипестезия и гипопатия могут
наблюдаться при общем утомлении,
депрессивных
состояниях. Гиперэстезия и гиперпатиянаблюдаются
при астении, при употреблении некоторых
стимуляторов.
Качественное
нарушение ощущений – парестезии.
Это неприятные многомерные ощущения
(боль, покалывание, жжение, пульсация),
возникающие на поверхности тела в
соответствии с зонами иннервации, но
без раздражения извне.
Сенестопатии —
ощущения без реального раздражения,
возникающие в разных частях тела, а
также во внутренних органах и полостях
с мигрирующей локализацией.
Агнозия (неузнавание)
— неспособность узнать и объяснить
значение сенсорных ощущений. Это
расстройство наблюдается при некоторых
органических поражениях ЦНС и при
истерических расстройствах.
Расстройства
восприятия окружающего
и собственной личности называются расстройствами
сенсорного синтеза.Выделяют
элементарные и сложные расстройства.
Элементарные расстройства проявляются
нарушением узнавания отдельных частей
предмета или собственного тела. К ним
относится нарушение ощущения схемы
собственного тела, отдельных его частей
и называется психосенсорным
расстройством.
Больной может воспринимать свое тело
уменьшенным, увеличенным, чрезмерно
легким или тяжелым, изменяется ощущение
отдельных частей тела (увеличились
руки, нос стал непропорционально большим
и т.п.). Такие расстройства могут
наблюдаться при различных органических
поражениях мозга. Наиболее типичны для
энцефалитов, эпилепсии, опухолей
теменно-затылочных отделов правого
полушария и области межуточного мозга.
Сложные
нарушения проявляются нарушением
узнавания отличительных (индивидуальных)
свойств окружающей обстановки и
собственной личности. Они включают в
себя дереализацию и деперсонализацию.
Дереализация —
искаженное восприятие окружающего
мира. Может проявляться субъективным
ощущением отчужденности внешнего мира.
Окружение представляется потерявшим
цвет и жизнь и кажется отдаленным,
искусственным или сценой, на которой
люди разыгрывают придуманные роли.
К дереализационному
синдрому относятся
нарушения восприятия размера
предметов: микропсия (предмет
воспринимается уменьшенным в
размерах), макропсия (увеличенным),
освещенности, цвета и т.п. Может изменяться
восприятие расстояния до предметов,
изменение конфигурации и отдельных
частей воспринимаемых предметов.
Разновидностью
дереализации является симптом «уже
виденного» (deja
vu) и «никогда
не виденного» (jamais
vu).
Симптом
«уже виденного» или «уже пережитого»
заключается в том, что больной, попавший
в незнакомую обстановку, внезапно
ощущает уверенность в том, что окружающее
он видел раньше, ему знакомы окружающие
предметы, он знает последовательность
событий, которые будут происходить.
Обратное
восприятие наблюдается при симптоме «никогда
не виденного».
Больной начинает воспринимать знакомую,
привычную обстановку, как неизвестную
ему.
Деперсонализация —
нарушение восприятия собственной личности, при
этом больной ощущает себя другим
человеком, отмечает изменение эмоций,
мироощущения, отношения к близким. Это
состояние нарушенного самовосприятия,
при котором осознание себя может быть
повышено, но вся собственная личность
или ее часть (включая ощущение тела)
представляется нереальной, дистанцированной
или искусственной. Такие изменения в
восприятии происходят при наличии
нормальной сенсорики. Переживания
сводятся к ощущению себя нереальным,
отдаленным, завуалированным, как бы
играющим роль. Вместо спонтанности и
естественности индивид ощущает себя
тенью реальной личности («как бы»
ощущает). Понимание неестественной
природы этого явления обычно сохраняется.
Деперсонализация может
возникать как изолированный феномен у
нормальных во всех других отношениях
людей в состоянии тяжелой усталости,
голода или сильной эмоциональной реакции
(например, изнасилование, кровосмешение,
унижение).
Качественные
нарушения восприятия — иллюзии
и галлюцинации.
Иллюзия:
ошибочное восприятие реально существующего
предмета или явления. Выделяют физические,
физиологические ипсихические иллюзии.
При физических иллюзиях
искаженное восприятие является следствием
физических особенностей среды или сред,
в которых находится воспринимаемый
предмет. Например, бриллиант, опущенный
в стакан с водой, не виден, поскольку
коэффициент преломления у бриллианта
и воды одинаков. Звук, воспринимаемый
в воде, более громкий и измененный по
тону.
Физиологические иллюзии
связаны с условиями функционирования
анализаторов. Например, при большой
скорости приближения к предмету, он
кажется увеличенным, «разбухающим» в
размерах. При повреждении кожи, малейшее
прикосновение воспринимается болезненно.
Психические (чаще
аффективные) иллюзии связаны с измененным
состоянием психики, преимущественно с
изменением эмоционального состояния
(страх, сильное напряжение, ожидание).
Парейдолические иллюзии
связаны с деятельностью воображения
при фиксации взгляда на предметах,
имеющих нечеткую конфигурацию. Например,
в повторяющемся рисунке ковра больной
видит устрашающие фантастические
картины.
Психические,
в том числе парейдолические иллюзии,
могут наблюдаться у психически здоровых
людей, особенно в условиях необычных
эмоциональных состояний. Однако эти же
расстройства восприятия наблюдаются
и при некоторых психическихрасстройствах.
Так парейдолические иллюзии возникают
в состоянии тяжелой абстиненции, указывая
на возможность развития алкогольного
делирия. Особенно часто они встречаются
у детей при токсико-инфекционных психозах.
Галлюцинации —
возникновение в сознании чувственного
образа, обладающего всеми критериями
реальности и воспринимаемого человеком
как образ реальный, при отсутствии
объекта восприятия. Это сенсорное
восприятие любой модальности, возникающее
в отсутствие соответствующего (внешнего)
раздражителя. В дополнение к сенсорной
модальности, в которой они возникают
(зрительная, слуховая, тактильная и т.
д.) галлюцинации можно подразделить по
их интенсивности, сложности, ясности
восприятия и субъективной степени их
проекции во внешнюю среду.
Галлюцинаторные
голоса, отдающие команды или комментирующие
поведение индивида, или другие голоса,
исходящие из какой-либо части тела,
имеют место при шизофрении, а также при
других психотических состояниях,
таких как психотическая депрессия.
Галлюцинации
возникают вследствие возбуждения
чувственных отделов коры головного
мозга. Этот процесс является следствием
воздействия болезненных агентов
(например, токсическое, в том числе
аутотоксическое действие) на функционально
измененные в результате болезни (чаще
в ультрапарадоксальной фазе) клетки
ЦНС.
Галлюцинации
подразделяются по преимущественной
заинтересованности того или иного
анализатора. Выделяют слуховые,
зрительные, тактильные, вкусовые,
обонятельные галлюцинации.
По
степени сложности галлюцинации
разделяются на элементарные —
мнимое восприятие отдельных звуков,
шумов, стука (акоазмы) или вспышек света
(фотопсии). Простые галлюцинации
— те, которые можно локализовать в
пределах одного анализатора (только
обонятельные или только слуховые и
т.п.). Сложные (комплексные,
комбинированные) — это галлюцинации,
одновременно возникающие в двух и
более анализаторах.
Выделяют
также гипнагогические (возникающие
в состоянии перехода от бодрствования
ко сну) галлюцинации игипнопомпические (возникающие
при пробуждении).
Функциональные галлюцинации
— возникновение образов, на фоне действия
внешнего раздражителя, который, не
воспринимаясь в иллюзорном смысле,
создает условия для проявления
галлюцинаций. Например, в шуме дождя
больной начинает слышать голоса людей.
Отличие функциональных галлюцинаций
от иллюзий в том, что они не сливаются
с внешним раздражителем и даже не
искажают его, а воспринимаются одновременно
с ним.
Очень
важным для диагностики является деление
галлюцинаций на истинные и ложные или псевдогаллюцинации.
От
истинных галлюцинаций псевдогаллюцинации
отличаются следующими критериями:
1.Критерий
неполноты компонентов реальности.
Псевдогаллюцинации не имеют внешней
проекции, а проецируются внутри тела
больного, либо за пределами внешнего
горизонта. Образы могут быть лишены
цвета, формы, звучности и других свойств,
что создают у больного впечатление
необычности воспринимаемого предмета
или явления.
2.Критерий
чувственной яркости. Псевдогаллюцинации
лишены реальности и чувственной живости.
Например «голоса», которые слышит
больной слишком громкие или слишком
тихие, лишены тембра или акустичности, «плоские,
как по радио».
Больные характеризуют псевдогаллюцинаторные
образы, как «нематериальные», «прозрачные», «лишенные
объемности».
3.Критерий «сделанности», «навязанности
извне».
Неполнота и необычность восприятия при
отсутствии критики к болезненному
происхождению воспринимаемого образа
порождает чувство искусственности,
навязанности этих образов. Больные
связывают эти образы с действиями
определенных лиц, которые заставляют
их воспринимать слуховые или зрительные
образы. Это отражает неразрывную связь
псевдогаллюцинаций с бредом
воздействия.
4.
Критерий актуальности поведения.
Истинные галлюцинации, как правило,
отражаются в поведении больного. Так,
он старается закрыть уши руками, «чтобы
не слышать голоса», старается «не
наступить на видимую змею» и т.п. В то
же время больной, испытывающий
псевдогаллюцинации, продолжает безучастно
лежать в постели, хотя в ряде случаев,
особенно приимперативных
(приказы) псевдогаллюцинациях,
больной может подчиняться
псевдогаллюцинаторным «приказам».
5.
Критерий социальной уверенности. Больные
с истинными галлюцинациями уверены,
что и окружающие испытывают те же
переживания, в то время как больные с
псевдогаллюцинациями считают свои
переживания сугубо личным делом. Этот
критерий во многом сходен с чувством
навязанности и «сделанности».
Псевдогаллюцинации, являясь составной
частью синдрома
Кандинского –
Клерамбо,
указывают на хроническое, затяжное
течение болезненного процесса и
наблюдаются, как правило, при эндогенных
психозах, чаще в рамках параноидной
шизофрении.
Нарушения
восприятия, сопровождающие органическое
психическое расстройство, наблюдаются
обычно в форме зрительных иллюзий и
галлюцинаций. Иллюзии и ложные толкования
образов в поле зрения могут принимать
форму искажения очертаний и положения
объектов в пространстве или даже
положения собственного тела индивида.
Зрительные галлюцинации могут быть
простыми (вспышки света, геометрические
узоры, цвета) или полностью оформленными
галлюцинациями сцен, животных или людей.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #