Ошибочные представления линнея

Ученый додарвиновского периода биологии Карл Линней выдающийся ботаник, естествоиспытатель и натуралист совершил немаловажные открытия в области биологии. Своим главным трудом под названием «Система п...

Содержание

  1. Научные достижения Карла Линнея. Карл Линней вклад в науку кратко
  2. Ошибки Карла Линнея. Ошибки К.Линнея
    • Теории эволюции
  3. Карл Линней краткая биография. Краткая биография Карла Линнея 5 класс для детей самое главное
  4. Карл Линней биография. Глава I. Детство и молодость
  5. Карл Линней эволюция. ЛИННЕЙ, КАРЛ

Научные достижения Карла Линнея. Карл Линней вклад в науку кратко

Ученый додарвиновского периода биологии Карл Линней выдающийся ботаник, естествоиспытатель и натуралист совершил немаловажные открытия в области биологии.

Своим главным трудом под названием «Система природы», изданным в 1735 году, Линней внес существенный вклад в развитие биологии – он представил миру прогрессивную на то время систему органического мира.

Заслуги Карла Линнея в следующем:

  • Ученый был первым, кто установил реальность видов, их универсальность, а также выделил главный признак – это свободное скрещивание между особями одного вида.
  • Линней ввел в систематику основные ее единицы: вид — род – семейство – отряд – класс.
  • Он является создателем системы органического мира, согласно которой  все растения были разделены на 24 класса – 23 класса цветочных и один класс споровых и голосеменных. Из классов цветочных Карл Линней выделил по числу тычинок 12 классов, 13-ый класс объединил растения, которые имеют больше 12 тычинок. А вот классы 14 – 23 характеризовались еще и строением андроцей.  В животном мире он выделил 6 классов: насекомые, черви, гады, птицы рыбы и млекопитающие.
  • Еще один вклад Линнея в развитие биологии это введение бинарной, двойной номенклатуры вместо существовавшей ныне системы из многословных, громоздких названий. Она указывала на то, что организм принадлежит к отдельному роду и виду.
  • Ученым было описано больше 10 тысяч видов растений и больше 4,5 тысяч видов животных.
  • Как ученый-ботаник он смог усовершенствовать ботанический язык . Им было установлено около 1000 терминов.
  • Он был первым, кто поместил в один отряд человека с обезьянами, основываясь на их морфологическом сходстве.

Ошибки Карла Линнея. Ошибки К.Линнея

Научные достижения Карла Линнея. Карл Линней вклад в науку кратко

Ошибки К.Линнея. Классификация искусственная Метафизическое представление о происхождении видов – их неизменность Изначальная целесообразность В конце жизни признал, что виды могут изменяться. Таблица Царства животных из первого издания Systema Naturae (1735).

Слайд 7 из презентации «Развитие эволюционного учения»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg.
Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке,
щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…».
Скачать всю презентацию «Развитие эволюционного учения.ppt» можно
в zip-архиве размером 1150 КБ.

Теории эволюции

краткое содержание других презентаций о теориях эволюции

«Концепция эволюции» — Только небольшая часть особей выживает и дает потомство. Адаптации видов возникают случайно и скачкообразно. Эволюция подразумевает всеобщее постепенное развитие, упорядоченное и последовательное. Гипотеза переворотов в «Фаусте» Иоганна Фольфганга Гете. Теория эволюции Чарльза Дарвина (англ. Так происходит эволюция.

«Эволюционная теория» — Перечислите достоинства и недостатки теории Ламарка (письменно). Мировоззрение — совокупность представлений человека об окружающем мире. Для Ламарка было характерно двойственное мировоззрение (дуализм). Внутреннее стремление организмов к совершенству, заложенное Творцом б). В процессе работы над классификацией организмов частично переходит на позиции трансформизма.

«Эволюционные теории» — Линнея называют «королем ботаников», «отцом систематики». Искусственный отбор. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Ж.Б.Ламарк (1744-1829). Представителем взглядов креационизма был шведский ученый, естествоиспытатель Карл Линней. Можно ли согласиться со 2 законом Ламарка? Глава Х. Развитие эволюционных идей.

«Учение об эволюции» — Единица эволюции? Доказательства эволюции. К. Пирсон. 1904 г.Закон стабилизирующего скрещивания. Биогеографические. Турман. Рудименты. Внешняя среда: неоднородность; ограниченность ресурсов. К каким направлениям эволюции относятся данные примеры? Популяционная генетика. Дутыш. 3 – общая дегенерация; катагенез.

«Эволюция организмов» — Ввел термин «ЭВОЛЮЦИЯ» от латинского evolutio — развертывание. Карл Бэр. Чарльз Лайель английский ученый, археолог. Создатель единой системы растительного и животного мира. Сходство эмбрионов. 1797—1876. Жан Батист Ламарк. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Шведский врач и натуралист. 1769—1832. В 1802 году ввёл в обращение термин «биология» Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

Карл Линней краткая биография. Краткая биография Карла Линнея 5 класс для детей самое главное

Карл Линней — великий шведский естествоиспытатель, натуралист, основоположник научной ботаники и систематики растений и животных.
Карл Линней родился в небольшом шведском городке Росхульт в семье священника 23 мая 1707 года. С ранних лет юный Карл Линней проявлял живой интерес к природе. На это его вдохновлял сад, посаженный его отцом – Нильсом Линнеем. Кстати говоря, фамилия Линней – это новоприобретенная фамилия. Истинная фамилия отца Линнея – Ингемарсон. Отец, следуя тенденция христианской моды 18 века, изменил фамилию. Он выбрал в качестве прототипа фамилии дерево липу, которое росло перед домом. Липа на латыни звучит как «Lind». Отсюда и фамилия – Linneus (Lindeus).

Родители мечтали, чтобы сын продолжил дело отца – стал пастором слова Божия. Но Линней с ранних лет был страстно увлечен растениями, которые отнимали все его время. Из-за этого Линней весьма неважно учился в начальной школе и гимназии.
В 1727 году Линней поступил в Лундский университет, где пристально изучал местную флору. В Упсальском университете Линней получил также медицинское образование, где познакомился с множеством видных ученых того времени, например Цельсием, ихтиологом Артеди. Здесь же наметилось его знаменитое путешествие по Лапландии.
В 1732 году ученый с мая по сентябрь находился в экспедициях, результатом которой стал небольшой труд о растениях, животных и минералах Лапландии.
В 1734 году Линней прибыл в Амстердам, где он знакомится со своей будущей женой – дочерью местного врача по фамилии Мореус.
Имея доступ к научной библиотеке Амстердама, Линней изучил труды по ботанике, зоологии, минералогии и пришел к выводу, что современная ботаника, как и зоология не имеет четкой номенклатуры растений и животных, основанной на общем родстве таксономических единиц природы. Благодаря трудам и стараниям Линнея в 1735 году в свет выходит первое издание «Systema naturae». Издание имело всего 14! страниц. Этот труд стал самым главным в жизни ученого. Именно над этим трудом Линней работал до самого последнего вздоха. Когда выходило последнее прижизненное издание (12-е) – это был уже четырехтомник, содержащий 2335 страницы.
В 1738 году Линней приехал в Стокгольм, где женился, получил должность врача и учредил Королевскую академию наук, став при этом ее первым президентом. Жена Линнея, по мнению современников, не была ему помощницей в его нелегком труде и не обладала особой остротой ума и интересом к делам мужа. У них было несколько дочерей и сын. Мать любила дочерей, но почему-то не очень любила сына. И часто настраивал Линнея против сына. Но тот, напротив, сына очень любил и привлекал его к ботаническим изысканиям.
Линней своим трудом и упорством покорил многие научные сообщество того времени. Он являлся почетным членом также нашей родной Петербургской академии наук.
Бинарная система Линнея применяется и до сих пор. Многие ученые считают систему искусственной, но это не умоляет заслуг Карла Линнея – отца ботаники.
Линней прожил 71 год и, окруженный почестями, тихо и мирно скончался в своем имении в 1778 году.

Карл Линней биография. Глава I. Детство и молодость

Родители Линнея. – Учение в школе. – Линней в университете. – Нужда. – Покровители Линнея. – Лапландское путешествие. – История с Розеном. – Дочь доктора Мореуса.

Карл Линней, знаменитый шведский естествоиспытатель, родился в Швеции, в деревеньке, Розгульт, 1 (13) мая 1707 года. Он был незнатного рода, предки его – простые крестьяне; отец Ниле Линнеус, был бедным сельским священником. На следующий год после рождения сына он получил более выгодный приход в Стенброгульте, где и протекло все детство Карла Линнея до десятилетнего возраста.

У людей с выдающимися талантами их прирожденные или рано развившиеся наклонности обнаруживаются обыкновенно в самом юном возрасте, в младенчестве: так это было и у Линнея. Страстная любовь к изучению природы не только проявлялась в нем с самого раннего детства, но и послужила источником немалых горестей для даровитого ребенка.

Его отец был большим любителем цветов и садоводства; в живописном Стенброгульте он развел сад, который вскоре сделался первым во всей провинции. Этот сад и занятия отца сыграли, конечно, немалую роль в душевном развитии будущего основателя научной ботаники. Мальчику отвели особый уголок в саду, несколько грядок, где он считался полным хозяином; их так и называли – «садиком Карла». Ему было не больше восьми лет, когда он разводил в своем садике все те виды растений, которые росли в саду отца; не довольствуясь этим, он пересаживал в свой садик нравившиеся ему цветы и растения из окрестных полей и рощ.

Отцу, вероятно, приятно было видеть, что сын унаследовал его любимую наклонность; но он смотрел на это как на забаву, – нужно было учить Карла, нужно было подумать о хлебе насущном и готовить мальчика к практической деятельности. Отец и мать пришли к согласию, что Карл будет пастором, и стали готовить его к духовной карьере. С этого времени начинаются мытарства маленького Линнея, мытарства, через которые ему долго пришлось проходить. Как у большинства великих людей, история его молодости есть история тяжелой и ожесточенной борьбы с обстоятельствами; как у всех сильных людей, борьба эта не могла задавить его душевных стремлений; она развила в нем характер и энергию духа и из бессознательных детских наклонностей выработала страстную преданность науке.

Когда мальчику минуло десять лет, его отдали в начальную школу в городке Вексие; школьные занятия даровитого ребенка шли плохо; он продолжал с увлечением заниматься ботаникой, а приготовление уроков было для него последним делом. Впрочем, начальник этой школы был сам любителем растений и благосклонно относился к «маленькому ботанику». Зато плохо пришлось ему, когда семнадцати лет он перешел в гимназию в том же городке: математикой и физикой он занимался охотно, но терпеть не мог латыни и не хотел ей учиться. Учителя за это считали его глупцом. Здесь повторилась история, нередкая и в наше время. Школьный педантизм обыкновенно не ладит с истинным дарованием и не умеет его оценить: «хорошие ученики» в школах обыкновенно – золотая посредственность, ведь юноши одаренные могут с успехом и увлечением заниматься только такими предметами, внутренний смысл которых им понятен. Самодовольные и ограниченные педагоги не раз выдавали неодобрительные аттестаты ученикам, которые не могли у них учиться единственно потому, что были от природы умнее своих учителей. То же случилось и с Линнеем; когда его отец приехал в Вексие и пошел в гимназию узнать об успехах сына, который учился там уже два года, ему сказали, что сын его – неспособный мальчик, ученье его не идет, и пастор из него, наверное, не выйдет; лучше было бы, если бы отец отдал его в обучение мастерству – к столяру или сапожнику.

Карл Линней эволюция. ЛИННЕЙ, КАРЛ

ЛИННЕЙ, КАРЛ

Карл Линней (1707–1778) родился в Росхульте, небольшом городке на юге Швеции. Его отец хотел, чтобы Карл стал священником, если только ему не понравится профессия сапожника. Но с детства Линней увлеченно составлял коллекции, гулял по окрестностям, восхищаясь разнообразием растений и животных. Местный врач заметил его интерес к естественной истории и посоветовал поступить в университет.

Из-за недостатка денег Линней не мог закончить образование в Швеции и в конечном итоге переехал в Голландию. Там он написал свою знаменитую работу «Система природы» (Systema Naturae), состоящую всего из 12 листов ин-фолио. Она явилась своего рода «пропуском» в научный мир — известные ученые признали ее, и это позволило Линнею совершить путешествия по Англии и Франции и встретиться со многими уважаемыми учеными того времени. В конечном итоге он стал профессором естественной истории Упсальского университета.

Величайшим вкладом Линнея в науку явилось составление классификации растений и животных, согласно простому логическому принципу. Каждому виду он дал особое название из двух латинских слов (бинарное название). Например, животным, сильно похожим друг на друга, таким, как лев, тигр и леопард, он дал общее (родовое) имя Felis. Затем каждое животное получило особое (видовое) имя. Так, лев — это Felis leo, тигр — Felis tigris, а леопард — Felis pardus. Любовь к латинским названиям, по всей видимости, заставила его изменить и собственное имя — в публикациях он подписывался Carolus Linnaeus.

Линнея часто критиковали за высокомерие и тщеславие. Эти качества заметны и в его гордом девизе: Deus creavit — Linnaeus disposuit («Бог сотворил, Линней распределил»). Хотя в своей классификации Линней ограничивался только некоторыми внешними анатомическими признаками растений и животных, он тем не менее заставил по-новому отнестись к систематизации живого мира и заложил основы современной строго логичной научной классификации. Таким образом он подтолкнул ученых заняться вопросом происхождения видов, и именно этот вопрос приобрел особую важность для науки столетие спустя, во второй половине XIX века.

linnava

На эволюционном учении и классификации строится вся современная биологическая наука. Теории появилось одновременно с материалистическим мировоззрением в философии. Идеалистический взгляд провозглашает Бога творцом всей природы. К такому метафизическому направлению в естественных науках относят шведского ученого, жившего в 18 веке – Карла Линнея. В возрасте 54 лет он получил дворянский титул, и к полному имени прибавилась слово «фон».

Гордость шведского народа

Взгляды в философии менялись, в зависимости от накопления научной информации. Формирование материалистического учения шло параллельно с появлениями первых представлений об эволюции. Они нашли свое отражение в последних трудах Карла фон Линнея. Его мысли позже развил и дополнил Жан Батист Ламарк, который уже признал существенный факт «изменчивости видов».

Работы К. Линнея послужили фундаментом для активизации исследований объектов живой природы с научным подходом. Он автор прогрессивных работ для своего времени «Философия ботаники», «Система природы» (1735 г.). Его взгляды логичны, последовательны, подтверждены фактическими доказательствами.

Эволюционные представления шведского ученого нашли отклики в трудах русских великих новаторов М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, А.И. Герцена. В 19 веке свой огромный вклад в биологическую систематику внесли также К.М. Бэр, Ч. Дарвин, К.Ф. Рулье. До Линнея использовались громоздкими названиями видов, состоящими из нескольких слов (полиноминальными).

Шведский ученый выходец из простой семьи. Он сумел своим гибким умом, усидчивостью достичь небывалых высот в естественных науках на мировом уровне. От отца у него было стремление к наблюдению за произрастанием растений, с происходящими с ними изменениями. На собственном участке они занимались растениеводством, садоводством.

Карл Линней

Первая классификация Линнея

Биологических объектов в мире огромное количество. Для их изучения необходим системный подход. Карл Линней по праву считается основателем современной классификации. Среди растений он выделил 24 класса: 23 – явнобрачных, 1 – тайнобрачных. В большинстве это цветковые, меньшинстве – споровые, голосеменные.

Примечательно то, что первые 12 явнобрачных классов определялись по числу тычинок. К 13-му причислили растения с большим количеством мужских органов. При комплектовании остальных структур учитывались другие особенности андроцея (совокупности тычинок). Так, ко 2-му классу явнобрачных относились сирень, шалфей; к 5-му – смородина, картофель; 6-му – тюльпан, барбарис; 13-му – роза, магнолия; 23-му – фисташка, маниок.

Карл Линней много путешествовал, продолжая постоянно собирать необходимый для ботаники и зоологии материал. Главный принцип его теории заключается в том, что таксоны, или «ступеньки» классификации, находятся в строгой последовательности. Так, «виды» объедены в «род», последние – «отряд», затем идет «класс» и т.д. Высшим таксоном является «тип» организма.

Система Линнея

Плюсы научной теории

  • Составил описание около 4,5 тыс. пород животных, 10 тыс. сортов растений.
  • Для многих групп организмов разработал четкие, емкие «диагнозы» (определения), что облегчает их описание. Они остаются актуальными в современном мире.
  • Считается автором около 1,5 тыс. видов растений.
  • Ввел новую номенклатуру. Ее удобство состоит в двойном (бинарном) названии вида. Чаще всего, это 2 латинских слова, имена существительное и прилагательное. Например, ромашка полевая или медведь белый. Существительное обозначает «род», а прилагательное – «вид».
  • Создал совершенную, для своего времени, классификацию растений и животных. Она построена на научных принципах. В частности, соподчиненности (иерархии).
  • Установил, что вид является элементарной единицей живых организмов.
  • Определил морфологические сходства человека и обезьяны по строению органов и их систем.
  • Среди критерий вида, помимо морфологического, выделял физиологический. Как то, нескрещиваемость разных представителей.

Минусы во взглядах ученого

  • В силу своих метафизических мировоззрений, К. Линней был креационистом. Он считал, что видов на Земле столько, сколько сотворено Богом.
  • Основное заблуждение ученого заключалось в том, что организмы не изменяются со временем. Есть биографические свидетельства о том, что к концу своей жизни он не был столь ярым сторонником «неизменности видов».
  • При составлении классификации ученый учитывал небольшое число признаков. Поэтому его классификация оказалась искусственной, а не естественной.
  • Всех животных К. Линней раздел на 6 классов: звери, птицы, гады (по-современному, пресмыкающиеся), рыбы, насекомые, черви. Профилирующим признаком дифференцирования являлось строение кровеносной и дыхательной систем.
  • Согласно его теории, в разные классы попали родственные представители одного семейства злаковых (бамбук и рис). Однако после 14-го класса таких нарушений не наблюдается. Так, сумаховые и молочайные растения, которые имеют компактные соцветья с мелкими невзрачными полигамными цветками (пестиковыми и тычиночными), верно отнес к одному классу, 23-му.

Общие выводы

Первые попытки классифицировать объекты живой природы были еще у древних греческих ученых Аристотеля, Теофраста. Веками их взгляды считались незыблемыми и авторитарными. Для того чтобы стать первопроходцем в науке необходимо обладать незаурядными талантами и способностями.

Наряду с английским натуралистом Джоном Реем, Карл Линней сумел положить генеративные признаки в основу подхода к описанию вида, т.е. эволюционное родство. На современном этапе к видовым критериям относят также биохимический, географический, экологический.

В благодарность потомки по всему миру ставят памятники шведскому ученому. Его имя увековечено на многих мемориальных досках, в названиях проектов, объединений. В качестве учебников биологии пользуются, спустя почти 300 лет, студенты факультетов естественных наук и все прогрессивные люди.

Развитие биологии в додарвиновский период.  Работы К. Линнея, Ж.Б.Ламарка

Развитие биологии в додарвиновский период.

Работы К. Линнея, Ж.Б.Ламарка

Взгляды на мир  Креационизм  (от лат. creatio – созидание) Трансформизм  (от лат. transformare – преобразовывать) Представление о возникновении жизни в результате сверхъестественного события и неизменности видов Представление об изменяемости мира и возможности развития видов организмов

Взгляды на мир

Креационизм

(от лат. creatio – созидание)

Трансформизм

(от лат. transformare – преобразовывать)

Представление о возникновении жизни в результате сверхъестественного события и неизменности видов

Представление об изменяемости мира и возможности развития видов организмов

Карл Линней – «шведский Ломоносов»  18 век “ Deus creavit, Linnaeus disposuit ” – Бог создал, Линней расположил  Создатель систематики и креационист  1735 – «Система природы» Иерархический принцип: виды разбиты на таксоны разного ранга  Поместил в эту систему человека – отряд Приматы Carolus Linnaeus 1707 – 1778

Карл Линней – «шведский Ломоносов» 18 век

Deus creavit, Linnaeus disposuit

– Бог создал, Линней расположил

  • Создатель систематики и креационист
  • 1735 – «Система природы»
  • Иерархический принцип: виды разбиты на таксоны разного ранга
  • Поместил в эту систему человека – отряд Приматы

Carolus Linnaeus

1707 – 1778

Сущность метафизических представлений: Природа создана Творцом. Природа изначально целесообразна. Природа неизменна.

Сущность метафизических представлений:

  • Природа создана Творцом.
  • Природа изначально целесообразна.
  • Природа неизменна.

Заслуги К. Линнея «+» Установил реальность видов и выявил их признаки: Вид является объединением множества особей. Особи вида имеют морфологическое и физиологическое сходство. Способность особей вида к совместному размножению и воспроизведению потомства, сохраняющего признаки родительских форм. Вид является объединением множества особей. Особи вида имеют морфологическое и физиологическое сходство. Способность особей вида к совместному размножению и воспроизведению потомства, сохраняющего признаки родительских форм.  Т. е. К. Линей не только установил реальность существования видов в природе, но и выделил главный признак – нескрещиваемость особей разных видов (репродуктивная изоляция).

Заслуги К. Линнея

«+»

  • Установил реальность видов и выявил их признаки:
  • Вид является объединением множества особей. Особи вида имеют морфологическое и физиологическое сходство. Способность особей вида к совместному размножению и воспроизведению потомства, сохраняющего признаки родительских форм.
  • Вид является объединением множества особей.
  • Особи вида имеют морфологическое и физиологическое сходство.
  • Способность особей вида к совместному размножению и воспроизведению потомства, сохраняющего признаки родительских форм.

Т. е. К. Линей не только установил реальность существования видов в природе, но и выделил главный признак – нескрещиваемость особей разных видов (репродуктивная изоляция).

Заслуги К. Линнея «+» 2) Ввел бинарную номенклатуру (двойное название вида).  Например:  шиповник обыкновенный   до К. Линнея назывался «розой дикой, лесной, обыкновенной с цветками душистыми, розовыми». 3) Приняв за единицу классификации вид, объединил сходные виды в роды, роды – в семейства, семейства – в отряды, отряды – в классы.

Заслуги К. Линнея

«+»

2) Ввел бинарную номенклатуру (двойное название вида).

Например: шиповник обыкновенный

до К. Линнея назывался «розой дикой, лесной, обыкновенной с цветками душистыми, розовыми».

3) Приняв за единицу классификации вид, объединил сходные виды в роды, роды – в семейства, семейства – в отряды, отряды – в классы.

Иерархический принцип систематики, заложенный Линнеем, отражает степень эволюционного родства видов Волк Вид Canis lupus Род Canis Семейство Псовые Отряд Хищные Класс Млекопитающие Тип Хордовые Царство Животные Надцарство Эукариота 3

Иерархический принцип систематики, заложенный Линнеем,

отражает степень эволюционного родства видов

Волк

Вид

Canis lupus

Род

Canis

Семейство

Псовые

Отряд

Хищные

Класс

Млекопитающие

Тип

Хордовые

Царство

Животные

Надцарство

Эукариота

3

«+» Заслуги К. Линнея 4) Усовершенствовал ботанический язык, установив около 1 000 новых терминов. 5) Описал более 8 000 видов растений и около 4 500 видов животных.

«+»

Заслуги К. Линнея

4) Усовершенствовал ботанический язык, установив около 1 000 новых терминов.

5) Описал более 8 000 видов растений и около 4 500 видов животных.

«-» Ошибки К. Линнея  К. Линней разделял метафизические взгляды о божественном творении видов. Считал, что видов столько, сколько их создал Бог. П ри объединении видов в роды он искал сходство, а не родство.  Под родством в биологии понимается общность происхождения.  Т. е. каждый вид К. Линней считал результатом отдельного творческого акта, происходящим от одной пары особей.

«-»

Ошибки К. Линнея

  • К. Линней разделял метафизические взгляды о божественном творении видов. Считал, что видов столько, сколько их создал Бог.
  • П ри объединении видов в роды он искал сходство, а не родство.

Под родством в биологии понимается общность происхождения.

Т. е. каждый вид К. Линней считал результатом отдельного творческого акта, происходящим от одной пары особей.

«-» Ошибки К. Линнея При классификации по 1-2 признакам неродственные организмы оказались в одной группе, а родственные – в разных. Например:  морковь и смородину он отнес к классу пятитычинковые, а манжетку и повилику – к классу четырехтычинковые. Класс амфибий включал пресмыкающихся и земноводных, а класс черви – одноклеточных, губок, кишечнополостных, червей, моллюсков, иглокожих. Курица и страус попали в один отряд, хотя они относятся даже к разным подклассам.

«-»

Ошибки К. Линнея

При классификации по 1-2 признакам неродственные организмы оказались в одной группе, а родственные – в разных.

Например:

  • морковь и смородину он отнес к классу пятитычинковые, а манжетку и повилику – к классу четырехтычинковые.
  • Класс амфибий включал пресмыкающихся и земноводных, а класс черви – одноклеточных, губок, кишечнополостных, червей, моллюсков, иглокожих.
  • Курица и страус попали в один отряд, хотя они относятся даже к разным подклассам.

Учение Карла Линнея Природа неизменна, виды в природе существуют «Многообразие видов было создана Творцом, организмы были изначально приспособлены»

Учение Карла Линнея

  • Природа неизменна, виды в природе существуют
  • «Многообразие видов было создана Творцом, организмы были изначально приспособлены»

Ошибки К. Линнея «-» Классифицировал организмы по 1 – 2 признакам сходства.  Стоило поменять признак, как вся классификация разрушалась (поэтому его классификацию называют искусственной).  При классификации по 1-2 признакам неродственные организмы оказались в одной группе, а родственные – в разных.

Ошибки К. Линнея

«-»

  • Классифицировал организмы по 1 – 2 признакам сходства.

Стоило поменять признак, как вся классификация разрушалась (поэтому его классификацию называют искусственной).

При классификации по 1-2 признакам неродственные организмы оказались в одной группе, а родственные – в разных.

Эволюция  (от лат. evolution – развёртывание) – исторический процесс развития живой природы на основе наследственности, изменчивости и естественного отбора

Эволюция

(от лат. evolution – развёртывание) – исторический процесс развития живой природы на основе наследственности, изменчивости и естественного отбора

Идеи трансформизма -  идеи об изменяемости видов под влиянием условий внешней среды.  идеи об изменяемости видов под влиянием условий внешней среды.

Идеи трансформизма —

идеи об изменяемости видов под влиянием условий внешней среды.

  • идеи об изменяемости видов под влиянием условий внешней среды.

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

Теория Ж.Б. Ламарка.

Теория Ж.Б. Ламарка.

Научная деятельность Ламарка в области биологии   По предложению Ламарка в 1793 году Королевский ботанический сад, где работал Ламарк, был реорганизован в Музей естественной истории, где он стал профессором по кафедре зоологии насекомых, червей и микроскопических животных. Ламарк руководил этой кафедрой в течение 24 лет Ламарк увлечённо изучал беспозвоночных животных (именно он в 1796 году предложил назвать их «беспозвоночными»). С 1815 по 1822 год выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история беспозвоночных». В нём он описал все известные в то время роды и виды беспозвоночных. Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых), Ламарк же выделил среди них 10 классов. Современные учёные, заметим, выделяют среди беспозвоночных более 30 типов. Ламарк ввёл в обращение и ещё один термин, ставший общепринятым — «биология» (в 1802 году). Он сделал это одновременно с немецким учёным Г. Р. Тревиранусом и независимо от него

Научная деятельность Ламарка в области биологии

  • По предложению Ламарка в 1793 году Королевский ботанический сад, где работал Ламарк, был реорганизован в Музей естественной истории, где он стал профессором по кафедре зоологии насекомых, червей и микроскопических животных. Ламарк руководил этой кафедрой в течение 24 лет
  • Ламарк увлечённо изучал беспозвоночных животных (именно он в 1796 году предложил назвать их «беспозвоночными»). С 1815 по 1822 год выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история беспозвоночных». В нём он описал все известные в то время роды и виды беспозвоночных. Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых), Ламарк же выделил среди них 10 классов. Современные учёные, заметим, выделяют среди беспозвоночных более 30 типов.
  • Ламарк ввёл в обращение и ещё один термин, ставший общепринятым — «биология» (в 1802 году). Он сделал это одновременно с немецким учёным Г. Р. Тревиранусом и независимо от него

Заслуги Ж.Б. Ламарка Выступал против метафизических взглядов, считал, что образование новых видов происходит, но очень медленно и поэтому незаметно . Создал первое учение об эволюции, в котором сформулировал положения о движущих силах и направлениях эволюции.

Заслуги Ж.Б. Ламарка

  • Выступал против метафизических взглядов, считал, что образование новых видов происходит, но очень медленно и поэтому незаметно .
  • Создал первое учение об эволюции, в котором сформулировал положения о движущих силах и направлениях эволюции.

Заслуги Ж.Б. Ламарка Первым применил термины «родство», «родственные связи» для обозначения единства происхождения. Правильно представлял общую картину исторического развития органического мира – движение от простого к сложному (теория градации). Создал классификацию животных, разделил всех животных на позвоночных и беспозвоночных. ввёл в обращение и ещё один термин , ставший общепринятым — «биология » (в 1802 году).

Заслуги Ж.Б. Ламарка

  • Первым применил термины «родство», «родственные связи» для обозначения единства происхождения.
  • Правильно представлял общую картину исторического развития органического мира – движение от простого к сложному (теория градации).
  • Создал классификацию животных, разделил всех животных на позвоночных и беспозвоночных.
  • ввёл в обращение и ещё один термин , ставший общепринятым — «биология » (в 1802 году).

Ошибки Ж.Б. Ламарка Неверно определил движущие силы эволюции. Неверно считал, что приспособленность возникает косвенным путем – изменяется внешняя среда, и у организма возникают новые потребности и изменения в поведении. Неверно полагал, что изменения среды несут только полезные изменения в организмах. Отрицал факт реального существования видов в природе. Единицей эволюции считал особь.

Ошибки Ж.Б. Ламарка

  • Неверно определил движущие силы эволюции.
  • Неверно считал, что приспособленность возникает косвенным путем – изменяется внешняя среда, и у организма возникают новые потребности и изменения в поведении.
  • Неверно полагал, что изменения среды несут только полезные изменения в организмах.
  • Отрицал факт реального существования видов в природе.
  • Единицей эволюции считал особь.

Первая эволюционная теория В 1809 год Ж.Б.Ламарк публикует труд «Философия зоологии»  Организмы в природе изменяются, более сложные организмы происходят от простых Движущая сила эволюции – стремление каждого организма к самосовершенствованию В зависимости от условий среды, одни органы тренируются и совершенствуются, а другие атрофируются. Полезные признаки, приобретенные организмом в течении жизни, наследуются

Первая эволюционная теория

В 1809 год Ж.Б.Ламарк публикует труд

«Философия зоологии»

  • Организмы в природе изменяются, более сложные организмы происходят от простых
  • Движущая сила эволюции – стремление каждого организма к самосовершенствованию
  • В зависимости от условий среды, одни органы тренируются и совершенствуются, а другие атрофируются.
  • Полезные признаки, приобретенные организмом в течении жизни, наследуются

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка В 1809 году выходит его основной труд «Философия зоологии», в которой Ламарк приводит многочисленные доказательства изменяемости видов.

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

В 1809 году выходит его основной труд «Философия зоологии», в которой Ламарк приводит многочисленные доказательства изменяемости видов.

 В качестве примера действия обстоятельств через привычку Ламарк приводил жирафа:   Известно, что это самое высокое из млекопитающих животных обитает во внутренних областях Африки и водится в местах, где почва почти всегда сухая и лишена растительности. Это заставляет жирафа объедать листву деревьев и делать постоянные усилия, чтобы дотянуться до неё. Вследствие этой привычки, существующей с давних пор у всех особей данной породы, передние ноги жирафа стали длиннее задних, а его шея настолько удлинилась, что это животное, даже не приподнимаясь на задних ногах, подняв только голову, достигает шести метров в высоту.

В качестве примера действия обстоятельств через привычку Ламарк приводил жирафа:

Известно, что это самое высокое из млекопитающих животных обитает во внутренних областях Африки и водится в местах, где почва почти всегда сухая и лишена растительности. Это заставляет жирафа объедать листву деревьев и делать постоянные усилия, чтобы дотянуться до неё. Вследствие этой привычки, существующей с давних пор у всех особей данной породы, передние ноги жирафа стали длиннее задних, а его шея настолько удлинилась, что это животное, даже не приподнимаясь на задних ногах, подняв только голову, достигает шести метров в высоту.

«Лестница существ» в теории градации Ж. Б. Ламарка VI 14. Млекопит. 13. Птицы 12. Рептилии 11. Рыбы V IV 10. Моллюски 9. Усоногие III 8. Кольчецы 7. Ракообразные 6. Паукообразные 5. Насекомые II I 4. Черви 3. Лучистые 2. Полипы 1. Инфузории

«Лестница существ» в теории градации Ж. Б. Ламарка

VI

14. Млекопит.

13. Птицы

12. Рептилии

11. Рыбы

V

IV

10. Моллюски

9. Усоногие

III

8. Кольчецы

7. Ракообразные

6. Паукообразные

5. Насекомые

II

I

4. Черви

3. Лучистые

2. Полипы

1. Инфузории

«Лестница существ» в теории градации Ж. Б. Ламарка

«Лестница существ» в теории градации Ж. Б. Ламарка

Распределение животных по градационным ступеням

Распределение животных по градационным ступеням

Механизм эволюции по Ламарку Изменение условий среды Изменение потребностей животного Появление новых «привычек» Неупотребление Усиленное  органов употребление  органов Ослабление или Усиленное исчезновение развитие  органов органов  все приобретённые признаки наследуются

Механизм эволюции по Ламарку

Изменение условий среды

Изменение потребностей животного

Появление новых «привычек»

Неупотребление Усиленное

органов употребление

органов

Ослабление или Усиленное исчезновение развитие

органов органов

все приобретённые признаки наследуются

Движущие силы эволюции по Ж.Б. Ламарку Внешняя среда Внутреннее стремление к совершенству Упражнение или неупражнение органов Высшие животные 1. Изменение условий среды. 2. Изменение потребностей. 3. Изменение действий. 4. Выработка новых привычек. 5. Упражнение одних органов в соответствии с новыми потребностями, неупражнение других. 6. Изменение органов под влиянием продолжительного упражнения или неупражнения (I закон Ламарка). 7. Наследственное закрепление возникших изменений под влиянием фактора времени (II закон Ламарка).

Движущие силы эволюции по Ж.Б. Ламарку

Внешняя среда

Внутреннее

стремление

к совершенству

Упражнение или

неупражнение

органов

Высшие животные

1. Изменение условий среды.

2. Изменение потребностей.

3. Изменение действий.

4. Выработка новых привычек.

5. Упражнение одних органов в соответствии с новыми потребностями,

неупражнение других.

6. Изменение органов под влиянием продолжительного упражнения или

неупражнения (I закон Ламарка).

7. Наследственное закрепление возникших изменений под влиянием фактора времени (II закон Ламарка).

Причины эволюции по  Ламарку Три закона Закон прямого приспособления к среде Закон «упражнений и неупражнений» Закон наследования приобретённых признаков

Причины эволюции по Ламарку

Три закона

Закон прямого приспособления

к среде

Закон «упражнений и

неупражнений»

Закон наследования

приобретённых признаков

Термин «вид» я считаю совершенно произвольным, придуманным ради удобства, для обозначения группы особей, близко между собой схожих….   Происхождение человека Ламарк связывает с «четверорукими обезьянами», перешедшими к наземному способу существования .

Термин «вид» я считаю совершенно произвольным, придуманным ради удобства, для обозначения группы особей, близко между собой схожих….

Происхождение человека Ламарк связывает с «четверорукими обезьянами», перешедшими к наземному способу существования .

Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка Теория впервые опубликована в 1809 г. в научном труде «Философия зоологии» Основные положения:  1. Организмы изменчивы. Виды изменяются крайне медленно, а потому незаметно.  2. Причины изменений (движущие силы):  а). Внутреннее стремление организмов к совершенству, заложенное Творцом  б). Влияние внешней среды. Оно нарушает постепенное усложнение организмов (градацию), поэтому существуют организмы с разным уровнем развития  3. Любое изменение наследуется. Для Ламарка было характерно двойственное мировоззрение (дуализм).

Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка

  • Теория впервые опубликована в 1809 г. в научном труде «Философия зоологии»
  • Основные положения:

1. Организмы изменчивы. Виды изменяются крайне медленно, а потому незаметно.

2. Причины изменений (движущие силы):

а). Внутреннее стремление организмов к совершенству, заложенное Творцом

б). Влияние внешней среды. Оно нарушает постепенное усложнение организмов (градацию), поэтому существуют организмы с разным уровнем развития

3. Любое изменение наследуется.

  • Для Ламарка было характерно двойственное мировоззрение (дуализм).

Выводы  « Природа произвела все существующие виды животных последовательно, начиная с самых несовершенных или самых простых и кончая наиболее совершенными, постепенно усложняя их организацию. Когда эти животные распространились по всем обитаемым местам земного шара, каждый вид приобрёл под влиянием обстоятельств, в которых он оказался, те привычки и те изменения частей, какие мы у него наблюдаем». Ж.Б. Ламарк.

Выводы

« Природа произвела все существующие виды животных последовательно, начиная с самых несовершенных или самых простых и кончая наиболее совершенными, постепенно усложняя их организацию. Когда эти животные распространились по всем обитаемым местам земного шара, каждый вид приобрёл под влиянием обстоятельств, в которых он оказался, те привычки и те изменения частей, какие мы у него наблюдаем». Ж.Б. Ламарк.

Естественно-научные предпосылки теории Ч. Дарвина . К Линней – систематика. Вид. Иерархичность таксонов. Бинарная номенклатура. Ж. Кювье – сравнительная анатомия и палеонтология. Теория катастроф. Принцип корреляции. Теория Канта – Лапласа о развитии Солнечной системы. Ч. Лайель – геология. Поверхность планеты изменяется под действием природных факторов. Т. Шлейден, М. Шванн – клеточная теория. К. Бэр – эмбриология. Закон зародышевого сходства.

Естественно-научные предпосылки теории Ч. Дарвина .

  • К Линней – систематика. Вид. Иерархичность таксонов. Бинарная номенклатура.
  • Ж. Кювье – сравнительная анатомия и палеонтология. Теория катастроф. Принцип корреляции.
  • Теория Канта – Лапласа о развитии Солнечной системы.
  • Ч. Лайель – геология. Поверхность планеты изменяется под действием природных факторов.
  • Т. Шлейден, М. Шванн – клеточная теория.
  • К. Бэр – эмбриология. Закон зародышевого сходства.

Показатели Искусственный отбор Исходный материал Естественный отбор Индивидуальные признаки организма (изменчивость) Отбирающий фактор Характер действия - творческий Человек Условия среды Накопление, закрепление приз-наков полезных человеку Результат  Выживание, размно-жение особей приспособленных к условиям среды Новые породы животных, сорта растений Формы отбора Адаптация к среде, новые виды  Стихийный, методический Дизруптивный, движущий, стабилизирующий

Показатели

Искусственный отбор

Исходный материал

Естественный отбор

Индивидуальные признаки организма (изменчивость)

Отбирающий фактор

Характер действия — творческий

Человек

Условия среды

Накопление, закрепление приз-наков полезных человеку

Результат

Выживание, размно-жение особей приспособленных к условиям среды

Новые породы животных, сорта растений

Формы отбора

Адаптация к среде, новые виды

Стихийный, методический

Дизруптивный, движущий,

стабилизирующий

Учение Ч. Дарвина Результата эволюции – многообразие видов Движущие силы эволюции сортов растений и пород животных – наследственная изменчивость и искусственный отбор Главные движущие силы эволюции – борьба за существование и естественный отбор Материал для е.о. – наследственная изменчивость Наследственность обуславливает стабильность вида – Причина видообразования – дивергенция Результат е.о. – адаптация видов к среде

Учение Ч. Дарвина

  • Результата эволюции – многообразие видов
  • Движущие силы эволюции сортов растений и пород животных – наследственная изменчивость и искусственный отбор
  • Главные движущие силы эволюции – борьба за существование и естественный отбор
  • Материал для е.о. – наследственная изменчивость
  • Наследственность обуславливает стабильность вида –
  • Причина видообразования – дивергенция
  • Результат е.о. – адаптация видов к среде

http://www.biorepet-ufa.ru/

http://www.biorepet-ufa.ru/

Задание №1. Допиши фразу Ж. Б. Ламарк в книге «Философия зоологии» разделил животных на 14 классов и расположил их на 6 ступенях по степени …. 6 градаций животных по Ламарку …. Его классификацию можно считать естественной, так как …. Движущими силами эволюции по Ж. Б. Ламарку являются: …. Как появилось многообразие видов по Ламарку? В результате воздействия внешней среды у живых организмов по Ж. Б. Ламарку …. Как объясняет приспособленность видов Ж.Б.Ламарк? Несомненной заслугой Ж. Б. Ламарка было …. Его гипотеза не была принята, не все признавали, что ….

Задание №1. Допиши фразу

  • Ж. Б. Ламарк в книге «Философия зоологии» разделил животных на 14 классов и расположил их на 6 ступенях по степени ….
  • 6 градаций животных по Ламарку ….
  • Его классификацию можно считать естественной, так как ….
  • Движущими силами эволюции по Ж. Б. Ламарку являются: ….
  • Как появилось многообразие видов по Ламарку?
  • В результате воздействия внешней среды у живых организмов по Ж. Б. Ламарку ….
  • Как объясняет приспособленность видов Ж.Б.Ламарк?
  • Несомненной заслугой Ж. Б. Ламарка было ….
  • Его гипотеза не была принята, не все признавали, что ….

http://biobox.spb.ru/lektsii/evolyutsiya/156-lektsiya-1-istoriya-evolyutsionnogo-ucheniya.htmlhttp://www.nizhgma.ru/_resources/directory/458/common/istevol.pdf

http://biobox.spb.ru/lektsii/evolyutsiya/156-lektsiya-1-istoriya-evolyutsionnogo-ucheniya.htmlhttp://www.nizhgma.ru/_resources/directory/458/common/istevol.pdf

Карл Линней и его школа

«Но ведь мы говорим об эволюции, так причем же здесь Линней!?» — воскликнет нетерпеливый и просвещенный читатель. Ведь Линней был креационистом, писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо». Действительно, в большинстве учебников и популярных статей по истории эволюции изложение истории эволюционизма начинается с имен Ж.-Л. Бюффона, Ш. Бонне и создателя первой эволюционной теории Ж.-Б. Ламарка. Однако это широко распространенное заблуждение, основанное на незнании трудов Линнея в оригинале, вызванное хрестоматийным образом мышления. Обратимся к биографии Линнея.

Карл Линней (он же Линнеус и Карл фон Линю) — шведский натуралист, фармаколог, врач, этнограф, прославившийся как основоположник принципов и методов систематики органического мира, был ученым энциклопедического склада. Его научная и организационная деятельность сыграла в Швеции такую же роль, как деятельность М. В. Ломоносова в России. Член многих академий мира (в том числе Саксонской академии наук «Леопольдина» с 1736 г., Лондонского Королевского общества с 1753 г., почетный член Санкт-Петербургской Академии с 1754 г., иностранный член Французской академии с 1762 г.), Линней был основателем и президентом (1738—1740) Стокгольмского научного общества, реорганизованного в 1740 г. в Шведскую Королевскую академию, и первым президентом этой академии (рис. 76).

Рис. 76. Карл Линней в возрасте 33 лет, в год основания им Шведской Королевской Академии наук (1740). Гравюра A. Ehrensvard.

Из Т. Tullberg (1907).

Основатель систематики как науки родился 23 июня 1707 г. в небольшом местечке Росхульте в семье священника Нильса Линнеуса. С детства Линией проявлял интерес к ботанике. Увы, школьные успехи Ли инея были далеко не блестящими: при переводе из начальной школы в среднюю он был одиннадцатым по успеваемости среди пятнадцати одноклассников. На сто лет позже в аналогичном положении оказался Чарлз Дарвин, также не блиставший успехами в школе. Во время обучения в школе в местечке Векшье (1716—1727) Линней под руководством доктора Ротмана получил начала ботанического и медицинского образования. Ботаников до Линнея не было, ботанике учились у медиков[144]. В 1727—1728 гг. Линней обучался в Лундском университете ботанике, зоологи, минералогии и медицине у королевского медика проф. К. Стобеуса, а в 1728—1734 гг. изучал ботанику в Упсальском университете у профессоров О. Цельзия и К. Рудбека. Уже в студенческие годы, в 1730 или 1731 г., Линней начинает читать лекции по ботанике в Упсальском университете.

В 1729 г. Линней пишет студенческое сочинение «Введение к помолвкам у растений, в косм объясняется их физиология, показывается пол, открывается способ оплодотворения, а также дается заключение о самой сущности аналогии растений с животными», которое было опубликовано лишь в 1908 г. Линней обратил внимание на небольшой труд французского ботаника Себастьяна Вайана (1669—1722) «О поле у растений», который развивал идеи тюбингенского врача и ботаника Рудольфа Камерариуса (1665—1721), изложенные в сочинении «Письмо о поле у растений» (1694), оставшемся неизвестным Линнею.

Стиль изложения и у Вайана, и у Линнея характерен для наступившего куртуазного и фривольного XVIII века.

Вот как Вайан описывает процесс формирования и распространения пыльцы: «В этот момент эти пылкие (тычинки. — Н. В.), которые не ищут ничего другого, как удовлетворения их стремления, внезапно облегчаются, а распространяющаяся всюду их пыль несет оплодотворение; посредством странной катастрофы они так истощаются, что в тот момент, когда они дают жизнь, себе они доставляют смерть» (перевод с латыни Е. Г. Боброва). В близком стиле излагает данные по морфологии цветка и оплодотворению у растений и Линней в уже упоминавшейся рукописи: «Лепесток цветка сам ничего не вносит в воспроизведение, но служит только брачным ложем, которое Великий Творец устроил так прекрасно и украсил таким драгоценным пологом, наполнив благоуханием для того, чтобы жених со своею невестой могли отпраздновать в нем свою свадьбу с величайшей торжественностью. Когда ложе готово, наступает время жениху обнять свою дорогую невесту и излиться в нее»[145]. Идеи и формы этого раннего сочинения прослеживаются во многих позднейших трудах Линнея[146].

В 1731 г. Линней совершил первую экспедицию на острова Балтики, к тому же времени относятся и его первые опубликованные труды по ботанике. В 1732 г. он предпринял большую экспедицию в Лапландию для изучения флоры, фауны, минеральных ресурсов, быта, этнографии, питания, природных лечебных средств лопарей. Для Швеции эта экспедиция имела такое же значение, как знаменитые Академические экспедиции конца XVIII в. для России. В 1732 г. в «Конспекте флоры Лапландии» Линней закладывает принципы своей так называемой «искусственной системы» растений, основанной на сравнительном анализе строения цветка. Эта система называлась в трудах Линнея «половой системой», что не раз давало повод для обвинений Линнея в безнравственности.

Окончив университет, Линней в 1734 г. начал читать в Упсале медицинские курсы (диететика и др.), стал собирать материалы по минеральным водам Швеции. Жизнь стала входить в русло традиционного преподавания медицины. К счастью для Линнея и для нас, в 1735—1738 гг. ему удалось вырваться из этого круга педагогических обязанностей и отправиться за границу. Он побывал в Дании, Германии, Голландии, Англии, Франции, смог познакомиться с ведущими натуралистами мира и начать свои работы в области систематики. В Голландии — стране Эразма Роттердамского, издавна славившейся своей издательской культурой, Линней смог опубликовать ряд монографий, получивших мировую известность, и среди них — первое издание «Системы природы» (1735). В этой книге он заложил основы классификации «трех царств природы» — растений, животных и минералов. В то же время Линней успел защитить в университете в Гардервике (Голландия) диссертацию на тему «Новая гипотеза о причине перемежающейся лихорадки» (1735) и получил степень доктора медицины. Но главной для Линнея стала систематика.

Линней разделил каждое из царств на иерархически соподчиненные таксоны: классы, отряды, роды, виды. Растения были разделены им на 24 класса и 116 отрядов на основе анализа строения органов размножения. Современному читателю будет любопытно познакомиться с тем, в какой форме излагал Линней основы систематики растений:

I. Monandria, от «monos» — один и «aner» — муж.

Один муж в супружестве.

Одна тычинка в обоеполом цветке.

II. Diandria.

Два мужа в одном супружестве.

Две тычинки в обоеполом цветке.

III. Triandria.

Три мужа в одном супружестве. Три тычинки в одном цветке.

XIII. Polyandria, от «polys» — многочисленный и «aner» — муж. Двадцать мужей и больше в одном ложе с женой.

Тычинок от двадцати до тысячи, помещенных вместе с пестиком на цветоложе в одном цветке.

XXI. Monoecia, от «monos» — единый и «oikia» — дом [однодомные].

Мужья обитают с женами в одном доме, но на разных ложах.

Мужские и женские цветки расположены на одном растении.

XXII. Dioecia [двудомные].

Мужья и жены обитают на разных ложах и в разных домах.

Мужские и женские цветки на разных растениях.

XXIII. Polygamia, от «polys» — много и «gamos» — свадьба [многобрачные].

Мужья живут с женами и наложницами на разных ложах. Обоеполые цветки, и мужские и женские, на одном виде.

XXIV. Cryptogamia, от «kryptos» — тайный [тайнобрачные]. Браки празднуются тайно.

Цветки скрыты внутри плода или же особо скрытные[147].

Хотя сам Линней отчетливо сознавал искусственность предложенной им «половой системы» растений, именно она позволяла четко определять роды, виды и положение того или иного вида растений в системе. Но формализация есть формализация: в одну группу растений с двумя тычинками попали, например, сирень и злак золотистый колосок…

Животные были разделены Линнеем на 6 классов (млекопитающие, птицы, амфибии, рыбы, черви, насекомые), три из которых и в наши дни рассматриваются примерно в том же объеме, как и Линнеем.

Как известно, Линней отнес человека к классу млекопитающих и отряду приматов. Отнесение человека к миру животных, помещение его в один отряд с обезьянами требовало от Линнея не только большой научной интуиции, но и гражданской смелости. Почти два тысячелетия сосуществовали друг с другом геоцентрическая система Птолемея и антропоцентрическое представление о человеке как о центральном, обособленном объекте живой природы. И потому мы должны по справедливости поставить рядом с Коперником, обосновавшим гелиоцентрическую систему, гигантскую фигуру Карла Линнея, впервые нанесшего ощутимейший удар по антропоцентризму мышления европейцев, связанному с догмами христианства и более раннего по происхождению иудаизма. Вполне естественно, что с 1758 по 1774 г. изложение системы Линнея было запрещено римским папой. Мотивировалось это безнравственностью сочинения, некоторые выдержки из которого были приведены выше, но на самом деле основное раздражение вызывало помещение человека в отряд приматов.

Сам Линней считал, что ему удалось понять план Творца, создававшего мир, и что его система отражает этот план. Над «Системой природы» Линней продолжал работать всю жизнь: в I издании (1735) было лишь 14 страниц, в X издании (1758 г. — отправная дата для всей современной зоологической номенклатуры) — 1384 страницы, а XIII посмертное издание (1788—1793), подготовленное И. Ф. Гмелином и изданное в трех томах, содержит уже 6257 страниц! Вклад Линнея не только в разработку принципов и методов классификации и систематики, но и в саму практику систематики органического мира огромен.

Рис. 77. Карл Линней на склоне лет.

Из T. Tullberg (1907).

Рис. 78. Иерархичность систематических категорий, установленная К. Линнеем. Линней еще не выделял подвиды, показанные на этой схеме. Сравните с дарвиновской схемой дивергенции (рис. 116).

Из Воронцова (1980).

Не будучи эволюционистом, Линней, установив принцип иерархичности систематических категорий (рис. 78), в сильнейшей степени способствовал угперждению мысли о том, что соседние таксоны связаны не только сходством, но и родством, что чем дальше расположены в системе таксоны, тем меньше степень их родства. К. Линней понимал ограниченность своей «искусственной системы» и пытался создать «естественную систему», отражавшую степень родства организмов. С первой попыткой создания естественной системы растений он столкнулся при посещении Франции, где ботаник Бернар Жюссье (1699—1777) расположил растения ботанического сада в Трианоне в Версале в соответствии с естественной системой. Отдавая должное системе Жюссье, Линней не смог, однако, применить естественную систему для практических целей диагностики и классификации органического мира. Тем не менее в течение всей жизни Линней, совершенствуя искусственную систему, продолжал работать и над естественной системой, так и не созданной им в полном виде.

Заложив принципы классификации, положив начало научной систематике, Линней оказал огромное влияние на умы современников и ученых нескольких последующих поколений. Именно труды и идеи Линнея об иерархичности систематических категорий и накопление огромного фактического материала систематиками — последователями Линнея в значительно большей степени, чем наивные труды натурфилософов-трансформистов (Шарль Бонне, Жоффруа Сент-Илер и др.) и ранних эволюционистов (Жан Батист Ламарк) способствовали быстрому принятию эволюционных идей Дарвина.

Впервые предложенная в 1623 г. Каспаром Баугином для обозначения растений бинарная номенклатура была введена Линнеем как обязательное условие для описания любого органического вида, причем сначала должен писаться род, далее вид, а за ним фамилия автора, впервые описавшего этот вид. Линнеем введен принцип синонимики (обязательность цитирования предшествующих источников и предшествующих латинских названий живых объектов при каждом названии таксона).

В заграничный (голландский) период К. Линней опубликовал около 150 авторских листов своих трудов! В «Критике ботаники» (1737 г.) им сформулированы в тезисной форме правила номенклатуры, положенные в основу и современных кодексов биологической номенклатуры: «256). Растение именовано полностью, если оно снабжено и родовым, и видовым именем». «…Увы! Как часто мы даем неполные описания! Сколь много тысяч изображений дается с ошибками! Сколько мириадов ошибочных признаков используется в даваемых прогнозах!»

Эволюционный смысл имеет тезис №271 в «Основаниях ботаники» (1736), согласно которому «все нормальные цветки и растения происходят от нормальных форм». Эта идея неуклонно развивалась Линнеем в течение всей жизни. В 13-м издании «Системы природы» К. Линней отмечал, что «бесконечное существо создало в продвижении от простого к сложному, от малого к многому столько растений, сколько есть ныне отрядов. Затем в результате гибридизации возникли современные роды. Затем Природой были созданы виды». Совершенно ошибочно представление о Линнее как противнике естественной системы. В 1738 г. в «Классах растений» он сделал попытку создания естественной системы, т. е. одновременно разрабатывал и искусственную, и естественную системы.

В 1736 г. Линней посетил Англию, где встречался с натуралистом Г. Слоаном (1660—1753), преемником И. Ньютона на посту президента Лондонского Королевского общества, затем вновь вернулся в Голландию, где монографически описал гербарий и живые растения в фолианте «Клиффортовский ботанический сад» (1737) — одном из первых сочинений по интродукции и акклиматизации растений.

В 1737 г. К. Линней предложил (за 5 лет до упсальского астронома А. Цельзия) 100-градусную шкалу термометра, причем у него, в отличие от Цельзия (Цельсия), нуль соответствовал точке замерзания воды, а 100° — точке кипения (тогда как в термометре Цельсия эти точки были ревертированы). По проекту Линнея с 1742 г. начато производство в Швеции термометров со 100-градусной шкалой, за которой позднее закрепилось название шкалы Цельсия.

Вернувшись в 1738 г. в Швецию, Линней работал практикующим врачом, пользовался успехом, в 1741 г. он занял кафедру медицины в Упсале, которую сменил в 1742 г. на кафедру ботаники там же, где и проработал до 1763 г. Как медик К. Линней в 1739 г. возглавил в Стокгольме морской госпиталь, впервые в стране добился права вскрывать трупы для определения причин смерти, наладил патологоанатомическую работу. Систематизируя все и вся, Линней предложил и классификацию типов болезней. Как практикующий врач он исследовал методы борьбы с гонореей и ее лечения. Упомянем и о том, что Линней — автор книги о вреде алкоголизма (есть русский перевод XVIII века). Изучал он и действие лекарственных препаратов. Линней — автор монографии по гигиене половой жизни. Прекратив с 1742 г. чтение лекций по медицине, он продолжал публиковать труды по медицине и фармакологии: «Лекарственные растения» в трех томах (1749—1763), «Роды болезней» (1763), «Ключ к медицине» (1766).

В Упсале Линней продолжал преподавать и писать труды, среди которых «Флора Швеции» (1745) и «Фауна Швеции» (1746), ставшие образцами для флористических и фаунистических сводок. В 1746 г. он начинает работать над «Видами растений». В это же время публикует сводку по фармакологии «Вещества медицинские» (1749).

В 1753 г. выходит первое издание «Видов растений», а в следующем 1754 г. — пятое издание «Родов растений». Эти две даты являются точками отсчета для современной ботанической номенклатуры. I том десятого издания «Системы природы» (1758) принят за отправную точку зоологической номенклатуры. Наряду с трудами на латыни Динней напечатал путевые заметки и некоторые из медицинских и этнографических книг на родном языке и по праву считается одним из реформаторов шведского языка. Большое внимание уделял Линней и практическим нуждам, интродукции лекарственных и других растений: по его предложению в 1763 г. чай был впервые интродуцирован в Европу. В 1763 г. Линней оставил кафедру, передав ее сыну, Карлу Линнею младшему (1743—1783). Основная работа в последние годы жизни — дальнейшее пополнение и совершенствование «Системы природы».

К. Линней имел большую школу: в Упсале под его руководством было защищено около 200 диссертаций, в том числе выпускниками Московского университета М. И. Афониным (1739—1810) и А. И. Карамышевым (1744—1791). С 1736 г. К. Линней состоял в тесной переписке со многими учеными России — с петербургскими академиками Ф. И. Миллером (1705—1783), И. Амманом (1707—1741), И. Г. Гмелином (1709—1755), С. Г. Гмелином (1744—1774), Э. Лаксманом (1737—1796), И. Фальком (1733—1774), путешественником С. П. Крашенинниковым (1713—1755) и др. По предложению адъюнкта Академии И. Кельрейтера Императорская Санкт-Петербургская Академия наук в 1760 г. присудила К. Линнею конкурсную премию «в 100 червонцев» за лучшее сочинение о поле у растений.

Коллекция и научные архивы К. Линнея были после его смерти проданы в Англию, где они хранятся в специально созданном Линнеевском обществе — одном из наиболее авторитетных научных обществ мира, том самом обществе, где в 1858 г. были доложены работы Ч. Дарвина и А. Уоллеса. Научное наследие Линнея включает свыше 180 работ (в большинстве — отдельные издания).

Процесс внедрения электронно-вычислительной техники в систематику (так называемая «компьютерная революция») связан с повышением интереса к систематике. В связи с этим весьма актуальны мысли К. Линнея: «Естественные порядки означают природу растений, искусственные порядки — диагнозы. Естественные порядки без ключа не составляют метода, но метод искусственный поэтому один удобен для распознавания… Не признак составляет род, а наоборот. Признак вытекает из рода, а не род из признака. Признак необходим не для того, чтобы создать род, а чтобы распознать его» («Философия ботаники», §160—162).

Большой вклад в изучение биологического разнообразия жизни на планете внесли российские последователи Линнея, в первую очередь петербургский академик Петр Симон Паллас (1741—1811, рис. 79), который, в отличие от Линнея, к концу своей жизни стал сторонником строгого постоянства видов, и другие участники академических экспедиций XVIII века по России — Иоганн Гюльденштедт, С. П. Крашенинников, И. И. Лепехин (рис. 80).

Среди последователей Линнея необходимо отметить его оппонента французского ботаника Мишеля Адансона (1727—1806), разработавшего сравнительно-систематический метод, основанный на попытке создания естественной системы на основе сличения 65 искусственных систем. На основе числа совпадений определялась степень близости иерархически соподчиненных таксонов друг другу[148]. Идеи Адансона о таксономической равноценности признаков положили начало применению математических методов в систематике XX века.

К. Линней ввел в определение вида как морфологический, так и физиологический критерий (возможность получения плодовитого потомства). Этот последний критерий был аккумулирован в 1940-х гг. современной синтетической теорией эволюции.

Рис. 79. Петр Симон Даллас. Силуэт Ф. Антанта (1784). Архив Российской , академии наук (Санкт-Петербург).

Из Б. Е. Райкова (1952).

Имя К. Линнея стоит рядом с такими именами, как И. Ньютон и Г. Лейбниц. Историческое значение Линнея как провозвестника эволюционизма заключается в том, что он выдвинул принцип иерархичности систематических категорий[149] (таксонов): виды объединяются в роды, роды в отряды, отряды в классы. Иерархичность системы Линнея графически крайне близка к дихотомической схеме дивергентной эволюции, предложенной столетием позже Ч. Дарвином. Принятие концепции иерархичности таксонов, стимулированной К. Линнеем, бурное развитие систематической ботаники и зоологии в большей степени способствовали возникновению и признанию дарвинизма, нежели труды трансформистов и ранних эволюционистов второй половины XVIII — первой половины XIX века.

Вряд ли стоит удивляться той относительной легкости, с которой была принята иерархичность соподчиненности таксонов, предложенная Линнеем. Ведь она была созвучна принципу иерархичности того общества, в котором жил Линней и которое уже более тысячелетия существовало в Европе.

Широко известно, что система Линнея была искусственной, т. е. она была построена на основе удобства классификации и максимальной простоты определения организмов (и неорганических форм также, ибо Линней дал и первую классификацию минералов), а не по принципу их максимального сходства. Прагматизм чрезвычайно удобной для своего времени искусственной системы Линнея нередко выдается за его кредо. При этом обычно забывают (или просто не знают), что Линней, как я уже говорил, всю жизнь работал и над созданием естественной системы живой природы. Он был знаком с первой попыткой построения ботанического сада по естественной системе, предпринятой французским ботаником Бернаром Жюссье в саду Трианона[150]. Позднее идеи Б. Жюсье были развиты его племянником Антуаном Жюссье (1748—1836), опубликовавшим в 1789 г. первую естественную систему растений[151]. Но такому строгому исследователю и логику, каким был Линней, казалось преждевременным и спекулятивным построение сходственной системы органического мира до наведения первичного формального порядка в хаосе накопившихся фактов на основе искусственной классификации.

Рис. 80. Российские последователи К. Линнея — академики Петербургской Академии наук. Слева направо: П. С. Паллас, И. И. Лепехин, Георги, Крафт. Фрагмент силуэта Ф. Антинга (1784). Архив Российской Академии наук (Санкт-Петербург).

Из Б. Е. Райкова (1952).

Для относительно хорошо изученных групп, например, для млекопитающих, система Линнея была естественной, для некоторых отрядов его система претерпела не слишком принципиальные изменения вплоть до наших дней. Сблизив человека и человекообразных обезьян, поместив человека и антропоидов вместе с другими обезьянами в состав отряда приматов, Линней нанес существеннейший удар по антропоцентризму.

Линнею были свойственны определенные элементы эволюционного подхода: он допускал возможность гибридогенного происхождения новых видов от старых. Но главная заслуга Карла Линнея как предшественника эволюционизма состояла в создании системы органического мира, основанной на принципе иерархичности таксонов[152]. В течение столетия от Линнея до Дарвина магистральным руслом развития биологии была систематика. Этот период по праву можно назвать линнеевским периодом развития биологии.

Тем не менее мы можем указать и на другие источники[153], приведшие к формированию дарвинизма, хотя их роль была несравненно меньшей, чем Линнея и линнеевской биологии.

Карл Линней

К
XVIII в. учёные и любители природы проделали
огромную работу, по всему свету собирая
и описывая растения и животных. Но
ориентироваться
в накопленном ими океане сведений
становилось всё труднее. Обобщил и
привёл в систему эти знания шведский
натуралист Карл
Линней. Он заложил основы современной
систематики.

Родился
Карл Линней 23 мая 1707 г. в семье сельского
священника. Мать Карла с детства
воспитала в нем любовь ко всему живому,
особенно — к цветам.

Но
к школьным занятиям будущий президент
Шведской академии наук оставался весьма
равнодушен. Никак не давался ему латинский
язык. Учителя говорили, что образование,
видно, мальчику не по плечу — лучше
обучить его какому-нибудь ремеслу.
Разгневанный отец решил отдать Карла
на выучку к сапожнику.

И
ждала бы Лийнея карьера сапожных дел
мастера, если бы знакомый врач не уговорил
отца мальчика позволить ему изучать
медицину. Кроме
того, он помог Карлу закончить гимназию.

Медицину
и биологию Карл изучал в университетах
шведских городов Лунд и Упсала. Жил он
в студенческие годы бедно.

Когда
Карлу исполнилось 25 лет, руководство
Упсальского университета предложило
ему отправиться в научное путешествие
по северной
Скандинавии — Лапландии, чтобы исследовать
её природу. Весь свой багаж он нёс на
плечах. Во время этого путешествия он
питался чем
придётся, едва выбирался из болотных
топей, сражался с комарами. А один раз
столкнулся с противником посерьёзнее
— разбойником, который
чуть не убил его. Невзирая на все
препятствия, Линней собирал образцы
растений Лапландии.

На
родине Линнею не удавалось найти себе
постоянной работы по специальности, и
на несколько лет он переехал в Голландию,
где заведовал одним
из лучших ботанических садов страны.

Здесь
он получил учёную степень доктора, здесь
в 1735 г. вышла в свет его самая известная
работа «Система
природы».
При
жизни Линнея вышло 12 изданий
этой книги. Всё это время Линней постоянно
дополнял её и увеличил её объём с 14
страниц до 3 томов.

Система Карла Линнея:

Понятие
о виде.

Чтобы
«разложить
по полочкам»
огромное
количество описаний растений и животных,
необходима была какая-то единица
систематики. Такой
единицей, общей для всего живого, Линней
считал вид. Видом Линней назвал группу
особей сходных между собой, как дети
одних родителей и их дети. Вид состоит
из множества похожих особей, дающих
плодовитое потомство. Например, лесная
малина — это один вид, костяника другой,
морошка третий вид растений. Все кошки
домашние составляют один вид, тигры —
другой, львы — третий вид животных.
Следовательно, Весь органический мир
состоит из различных видов растений и
животных. Вся живая природа состоит как
бы из отдельных звеньев — видов.

Линней
открыл и описал около 1500 видов растений
и свыше 400 видов животных, он распределил
все виды растений и животных по крупным
группам — классам, каждый класс он разбил
на отряды, каждый отряд на роды. Каждый
род Линней составил из сходных видов.

Номенклатура.

Давать
названия видам Линней стал на той самой
латыни, которая так плохо давалась ему
в школьные годы. Латынь была в то время
международным
языком науки. Тем самым Линней разрешил
сложную проблему: ведь когда названия
давались на разных языках, под многими
наименованиями
мог описываться один и тот же вид.

Очень
важной заслугой Линнея стало введение
в практику двойных названий видов
(бинарной номенклатуры). Каждый вид он
предложил называть двумя словами. Первое
— название рода, куда входят близкие
виды. Например, лев, тигр, кошка домашняя
относятся к роду Felis (Кошка). Второе слово
— название собственно вида (соответственно
Felis leo, Felis tigris, Felis do-mestica). Точно так же
виды Ель европейская и Ель
тянь-шань-ская (голубая) объединяются
в род Ель, виды Заяц-беляк и Заяц-русак
— в род Заяц. Благодоря двойной номенклатуре
выявляется сходство,
общность, единство видов, образующих
один род.

Систематика
животных.

Линней
разделил животных на 6 классов:

  1. Млекопитающие

  2. Птицы

  3. Амфибии
    (в этот класс он поместил земноводных
    и пресмыкающихся)

  4. Рыбы

  5. Насекомые

  6. Черви.

В
число «червей»
попали
и моллюски, и медузы, и разнообразные
черви, и все микроорганизмы (последних
Линней объединил в один-единственный
род — Хаос инфузориум).

Человека
(которого он окрестил «человеком
разумным»,
Homo sapiens) Линней
довольно смело для своего времени
поместил в класс млекопитающих
и отряд приматов вместе с обезьянами.
Он сделал это за 120 лет до Ч. Дарвина. Он
не считал, что человек произошёл от
других приматов,
но видел большое сходство в их строении.

Систематика
растений.

К
систематизации растений Линней подошёл
более детально, чем к систематизации
животных. Среди растений он выделил 24
класса. Линней
понимал, что самая существенная и
характерная часть растения — цветок. К
1-му классу он отнёс растения с одной
тычинкой в цветке, ко 2-му — с двумя, к
3-му — с тремя и т.д. Грибы, лишайники,
водоросли, хвощи, папоротники — в общем
все, лишённые цветков, оказались в 24-м
классе
(«тайнобрачных»).

Искусственность
систематики Линнея.

Система
растений и животных Линнея была во
многом искусственна. Далекие друг от
друга растения (например, морковь и
смородина) оказались в одном классе
только потому, что их цветки имеют
одинаковое колличество тычинок. Многие
родственные растения оказались в разных
классах. Систематика Линнея искусственна,
еще и потому что помогала распознавать
растения и животных, но не отражала ход
исторического развития мира.

Линней
осознавал этот недостаток своей системы.
Он считал, что будущие натуралисты
должны создать естественную систему
растений и животных, которая должна
учитывать все особенности организмов,
а не один-два признака. Пытаясь разработать
естественную систему растений, Линней
убедился в том, что наука того времени
не рапологает необходимыми для этого
знаниями.

Несмотря
на искусственность, система Линнея
сыграла положительную роль в биологии.
Предложенные Линнеем систематические
подразделения и двойная номенклатура
прочно вошли в науку и применяются в
современной ботанике и зоологии. Позже
были введены в употребление
еще два подразделения:

  1. Тип
    — высшее подразделение, объединяющее
    сходные классы;

  2. Семейство
    — объединяющее сходные роды

Нововвдедения
Линнея.

Карл
Линней провел реформу ботанического
языка. Он впервые предложил такие
названия растений как: венчик, пыльник,
нектарник, завязь, рыльце, тычиночная
нить, цветоложе, околоцветник. Всего К.
Линней ввел в ботанику примерно тысячу
терминов.

Взгляды
Линнея на природу.

Наука
в то время находилась под влиянием
религии. Линней был идеалист, он утверждал,
что в природе существует столько видов
растений и животных, «сколько различных
форм произвел в начале мира всемогущий».
Линней считал, что виды растений и
животных не изменяются; они сохранили
свои особенности «с момента сотворения».
По Линнею, каждый современный вид
является потомством первоначального
созданной богом родительской пары.
Каждый вид размножается, но сохраняет,
по его мнению, в неизменном виде все
особенности этой прародительской пары.

Как
хороший наблюдатель, Линней не мог не
видеть противоречия между представлениями
о полной неизменности растений и животных
с тем, что наблюдается в природе. Он
допускал образование внутри вида
разновидностей благодаря влиянию на
организмы перемены климата и других
внешних условий.

Идеалистическое
и метафизическое учение о сотворении
и неизменности видов господствовало в
биологии до начала XIX в., пока не было
опровергнуто в результате открытия
многих доказательств эволюции.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Ошибочные предсказания ванги
  • Ошибочный диагноз рак яичников
  • Ошибочные показания счетчика газа
  • Ошибочный диагноз рак форум
  • Ошибочные платежи на какой счет вешать

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии