Этические нормы, правила общения и взаимодействия с людьми с инвалидностью с различными нарушениями
Этические нормы, правила общения и взаимодействия
с людьми с инвалидностью с различными нарушениями
При взаимодействии с людьми с инвалидностью должны соблюдаться общепризнанные нравственно-правовые принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, неразглашение медицинской тайны, конфиденциальность, невмешательство в сферу личной жизни гражданина, преобладать индивидуальный подход к человеку:
- при разговоре с инвалидом обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику жестового языка, которые присутствуют при разговоре,
- при знакомстве с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо,
- при встрече с человеком с нарушениями зрения обязательно представляются все присутствующие. Если общая беседа в группе, не забывать пояснять, к кому в данный момент обращаются,
- в случае предложения помощи необходимо ожидать пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как делать,
- к ребенку допустимо обращаться по имени, к взрослому – по имени и отчеству; говорить с человеком с инвалидностью нужно обычным голосом и языком (только в случае общения со слабослышащим, можно увеличить громкость, а с человеком, имеющего нарушения интеллектуального развития – перейти на общение на ясном языке). Обращаться к ним по имени и на ты, только в случае знакомства,
- при разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно. Необходимо быть терпеливым, не поправлять, не перебивать его и не договаривать за него,
- избегать конфликтных ситуаций. Внимательно слушать человека с инвалидностью и стараться слышать его. Регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия. Стараться цивилизовано противостоять манипулированию. Обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений.
Правила при общении с человеком с двигательными нарушениями:
- любое индивидуальное техническое средство реабилитации (трости, костыли, ходунки, кресло-коляска и т.д.) – это собственность и элемент личного пространства человека; не нужно брать эти средства, перемещать их и т.п., не получив на то разрешения со стороны человека с инвалидностью;
- необходимо всегда спрашивать, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Если предложение о помощи принято, необходимо спросить, что нужно делать, и затем четко следовать инструкциям;
- если получено разрешение передвигать коляску, необходимо сначала катить ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. Нельзя облокачиваться на нее, подталкивать ногами без разрешения;
- необходимо всегда убеждаться в доступности мест, где запланированы мероприятия, узнавать, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить;
- если существуют архитектурные барьеры (например, лестница или бордюр), следует предупредить о них, чтобы человек имел возможность заранее спланировать свой маршрут;
- если возможно, следует расположиться так, чтобы лица общающихся (в том числе человека на коляске) оказались на одном уровне, например, сесть рядом на стул, чтобы человеку на коляске не пришлось запрокидывать голову (это неудобно, и при некоторых видах нарушений невозможно). При организации мероприятий (обедов, кофе-пауз и т.д.) с участием людей в инвалидных колясках исключить возможность употребления еды и напитков другими участниками стоя (возле стоек, высоких столиков и т.д.) Для удобства общения при приемах пищи (чтобы лица присутствующих оказались на одном уровне) необходимо гарантировать наличие стульев, скамеек, лавок и т.д.;
- при выполнении обычных действий по самообслуживанию, люди с нарушениями функций верхних конечностей, как правило, используют имеющиеся (сохранные) возможности верхних конечностей либо их культей, протезов, а также пользуются специальными техническими средствами, насадками и пр.; при отсутствии рук или значительно выраженном нарушении их функций нередко приспосабливаются выполнять обычные для верхних конечностей функции нижними конечностями, ртом. Важно при взаимодействии с человеком с инвалидностью в таких случаях, не смущаясь, воспринимать эти действия как естественные;
- здороваясь, знакомясь с человеком с поражением верхних конечностей приемлемо пожать руку, воспользовавшись его сохранной рукой (правой или левой) либо действующим протезом.
Правила при общении с человеком с сенсорными нарушениями:
с нарушениями слуха:
- для общения с человеком с нарушением слуха необходимо найти место, где влияние посторонних шумов или разговоров других людей минимально;
- расположиться необходимо так, как удобно человеку с нарушением слуха (со стороны средства индивидуального усиления звука, напротив источника света и т.д.);
- убедиться, что собеседник смотрит на вас;
- общаясь, смотреть в глаза собеседника, так легче проводить считывание с губ;
- для привлечения внимания, необходимо плавно помахать рукой в поле зрения либо слегка коснуться его плеча (не со спины);
- говорить нужно спокойно, четко, ясно и ровно;
- выражаться конкретно и ясно, вопросы нужно формулировать так, чтобы ответ был однозначным;
- при использовании жестового языка или дактиля обращаться напрямую к собеседнику, а не к переводчику;
- если существуют трудности при устном общении, предложить другой формат, например письменную речь.
с нарушениями зрения:
- следует обозначить факт обращения к незрячему человеку, например, просто дотронувшись до его плеча и (или) назвав его (если известно имя и отчество), а также предложить свою помощь;
- подойдя к незрячему человеку, нужно обязательно назвать себя и представить других собеседников, а также остальных присутствующих (при необходимости, уточнить не только имена, но и должности, намерения, цели обращения). При желании пожать руку, необходимо сказать об этом. Если необходимо завершить разговор, отойти от невидящего человека, нужно предупредить его об этом;
- при возникновении проблемы в оказании помощи невидящему человеку, стоит спросить его о характере помощи и, не смущаясь, попросить подсказать, как ее оказать, либо пригласить компетентного сотрудника для оказания такой помощи;
- если незрячий человек выразил готовность принять помощь и нуждается в сопровождении, нужно предложить ему взять сопровождающего за руку (например, согнув руку в локте, предложить инвалиду держаться за нее выше локтя, за предплечье и двигаться чуть позади сопровождающего (предпочтительно));
- при встрече представиться первым. Представляя человека с нарушением зрения (или зрения и слуха) человеку без указанных нарушений и наоборот, следует сориентировать его в сторону собеседника, назвать себя и других;
- чтобы незрячий человек понял, что голос обращен к нему, тронуть его за руку и уже после этого говорить;
- предлагая помощь, встать с противоположной стороны от руки с тростью и дать возможность незрячему человеку взять вас под руку;
- предлагая незрячему человеку сесть, не нужно усаживать его, а направить руку на спинку стула или подлокотник. Не водить по поверхности его рукой, а дать возможность свободно потрогать предмет.
- Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть человека с нарушением зрения к предмету и брать его рукой этот предмет;
- осуществляя помощь, следует направлять человека, не стискивая его руку, идти в обычном темпе, не хватать человека с нарушением зрения и не «тащить» его за собой;
- следует описать кратко, где вы находитесь. Предупреждать о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.;
- не оставлять человека с нарушением зрения в открытом пространстве, не предупредив. При уходе необходимо привести его к ориентиру (например, к стойке регистрации), где он будет чувствовать себя более защищенно и уверенно;
- не следует перемещать мебель, документы и другие объекты, не предупредив об этом, не оставлять двери полуоткрытыми;
- обращаться с собаками-поводырями нужно не так, как с обычными домашними животными – нельзя командовать, трогать, играть с собакой-поводырем;
- при необходимости прочесть что-либо незрячему человеку, говорить необходимо нормальным голосом и не пропускать информацию;
- всегда необходимо обращаться непосредственно к незрячему человеку, а не к его зрячему компаньону;
- когда происходит общение с группой незрячих людей, не следует забывать каждый раз называть того, к кому обращаетесь, либо притрагиваться к нему;
- при перемещении нужно предупредить собеседника;
- при общении вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать;
- при спуске или подъеме по ступенькам необходимо перемещать незрячего перпендикулярно к ним, передвигаясь, не делать рывков, резких движений.
с нарушениями речи:
- нельзя игнорировать людей, которым трудно говорить;
- если у человека проблемы с речью, это необязательно означает, что он имеет нарушения слуха;
- не следует перебивать и поправлять человека, который испытывает трудности в речи. Начинать говорить нужно только тогда, когда он закончил свою мысль;
- не стоит пытаться ускорить разговор. Следует заранее отвести на разговор с человеком с затрудненной речью больше времени. Если времени недостаточно, лучше, извинившись, договориться об общении в другой раз;
- необходимо задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка;
- если не удалось понять собеседника, нужно попросить его произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам. Не стоит опасаться отрицательной реакции человека, ведь он знает о своих проблемах с речью;
- если затруднена устная речь, использовать другие возможности передачи информации для обеспечения понимания – письменную речь, жестикуляцию, демонстрацию.
с когнитивными (интеллектуальными) нарушениями:
- при взаимодействии с человеком с когнитивными (интеллектуальными) нарушениями необходимо смотреть в лицо собеседнику, поддерживая визуальный контакт. Вместе с тем не следует настаивать на поддержании зрительного контакта, если это не комфортно собеседнику;
- следует проявить терпение, такт, внимательно относиться к собеседнику, обсуждать все необходимые темы, при этом не стараться заведомо принижать его возможности или его достоинство, не говорить как бы свысока, не говорить резко, даже если для этого имеются основания. При разговоре в присутствии человека с интеллектуальными нарушениями не допускать упоминания его в третьем лице, а также того, что он не понимает смысл сказанного между иными людьми (даже в случаях, когда при их общении используется сложная лексика, профессиональные термины, длинные фразы, образные выражения и т.д.);
- если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, следует спокойно спросить его, чем ему помочь;
- использовать ясный язык, выражаться точно и по делу, не использовать длинных фраз, словесных штампов, образных выражений и сложных смысловых оборотов. Говоря о задачах или проекте, рассказывать все «по шагам», давать собеседнику возможность осмыслить каждый шаг. Быть готовым повторить несколько раз;
- следует помнить, что люди с нарушениями интеллектуального развития, сохранившие дееспособность, вправе сами делать осознанный выбор: принимать помощь или нет, давать ли согласие на получение какой-либо услуги, принимать иные решения, а также подписывать необходимые документы;
- начинать говорить, только убедившись, что собеседник закончил свою мысль, не стесняться переспросить, в случае недопонимания, попросить произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам;
- в случае нехватки времени, извинившись, договориться об общении в другое время;
- в разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно, быть терпеливым, дождаться, когда человек сам закончит фразу, не поправлять его и не договаривать за него;
- говорить в ровном, неторопливом темпе, используя понятные слова, произнося их четко и делая более длинные паузы, интересоваться, все ли понятно, учитывать продолжительное время, требующее для общения с некоторыми категориями людей с инвалидностью.
Памятка «Этика общения с людьми, имеющими инвалидность»
Известно, что инвалиды живут как бы в параллельном мире. Они редко выходят на улицу и почти не появляются в общественных местах. Одна из главных проблем инвалидов – это одиночество, невозможность полноценного общения. Главное при взаимодействии с людьми с ограничениями здоровья – это уважение, доброжелательность и стремление помочь. Проявляя вежливость, такт и непредвзятость, вы сможете преодолеть любую неловкую ситуацию, исправить допущенную вами оплошность, помочь собеседнику почувствовать себя раскованно и спокойно.
Общение с инвалидами, у которых имеются речевые затруднения
Не игнорируйте таких людей и не избегайте с ними разговора. Будьте готовы к тому, что общение займет достаточно много времени. Сосредоточьтесь на разговоре и поддерживайте визуальный контакт с собеседником. Позвольте собеседнику полностью договаривать фразы и начинайте говорить только тогда, когда вы убедились, что мысль завершена. Не стесняйтесь переспросить или уточнить, если вы что-то не поняли. При наличии серьезных барьеров в речевой коммуникации тактично предложите альтернативный способ обмена информацией, например, переписку.
Общение с инвалидами, имеющими психические расстройства
Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
Не бойтесь насилия и агрессии, представления о том, что все люди с психическими нарушениями склонны к «буйному сумасшествию» — это один из мифов.На любые проявления волнения старайтесь реагировать спокойно, исходите из мысли о том, что большинство людей с психическими расстройствами могут справиться с негативными эмоциями.
Общение с инвалидами, имеющими задержку в развитии, умственные нарушения
Используйте простой и точный язык, короткие фразы. Сложную информацию напишите. Не повышайте голоса при общении с человеком с задержкой психического развития. Не ведите себя высокомерно, соблюдайте все правила вежливости и этикета, которые вы соблюдали бы с любым другим человеком.
Общение с инвалидами,имеющими нарушение слуха
Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Говорите медленно и отчетливо, но не слишком громко. Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой. Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через сурдопереводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
Общение с незрячими людьми или имеющими плохое зрение
Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Осуществляя сопровождение, направляйте человека аккуратно, не тащите его за собой — достаточно поддержать незрячего под локоть и в среднем темпе двигаться к цели. При этом следует предупреждать его о препятствиях. Предлагая незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник.Не пытайтесь «заигрывать» с собакой-поводырем, не отвлекайте её. Помните: специально обученная собака находится на ответственной службе, требующей постоянной концентрации внимания.При знакомстве незрячего с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет.
Общение с людьми, испытывающими трудности при передвижении
При общении с человеком, использующего инвалидную коляску, не стойте за его спиной или сбоку, если возможно, сядьте таким образом, чтобы находиться на одном уровне с собеседником. Необходимо помнить, что инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Недопустимо опираться о коляску или «повиснуть» на ней. Иногда нужно задержаться и пропустить вперед человека на костылях или на коляске. При входе здание, придержать дверь или убрать с дороги мешающие передвижению предметы, не наращивать скорость ходьбы, недоступную для собеседника.
Специалист по социальной работе консультативного отделения Л. М. Габдрахманова
Содержание
- Психические состояния людей с ограниченными возможностями
- Личностные проблемы детей-инвалидов
- Проблемы среди людей зрелого возраста
- Видео по теме
По данным 2016 года, на территории России зарегистрировано 12,6 млн граждан, которые входят в I, II или III группу инвалидности. Более 500 млн людей по всеми миру имеют физические, умственных и сенсорные ограничения, которые не дают им в полном мере пользоваться своими правами и возможностями, а также существовать в обществе. В социуме нередко наблюдаются социальные барьеры для людей с ограниченными возможностями, что влечет за собой развитие психологических особенностей инвалидов, их иное восприятие действительности и другие реакции на внешние раздражители.
Психические состояния людей с ограниченными возможностями
Инвалиды сталкиваются с различными проблемами социально-психологического характера. Наиболее часто встречаются изоляция и фрустрация, то есть состояния, возникающие из-за несоответствия желаний человека и его возможностей. Изоляция подразумевают под собой одиночество, то есть отсутствие близких взаимоотношений с другими членами социума. Длительная изоляция может привести к депрессии и суицидальным мыслям.
Фрустрация может проявляться как незначительное недовольство своей жизнью, так и тяжёлыми психическими расстройствами. Основными проявлениями фрустрации считаются:
- агрессия, направленная на окружающий мир и/или на самого себя;
- апатия – отсутствия желания делать что-либо, общаться (человека ничего не интересует);
- негативизм – отказ человека выполнять то, что от него требуется;
- своеобразная «зацикленность» инвалида на своем состоянии;
- возникновение зависимостей (алкогольной, наркотической).
Наряду с изоляцией и фрустрацией выступает «комплекс неполноценности». «Комплекс неполноценности» характеризуется тем, что человек уверен в превосходстве окружающих людей над ним, убеждает себя в собственной ущербности. Вышеперечисленные психологические проблемы инвалидов негативно влияют на их отношение с обществом, что влечет значительные трудности адаптации, расстройство мировосприятия и образование «порочного круга»: несостоятельность в социуме из-за психологических проблем лишь усугубляет их, что провоцирует ещё большую несостоятельность.
После встречи с проблемой инвалидности некоторые люди связывают свою жизнь с зависимостью от алкоголя
Личностные проблемы детей-инвалидов
Типичной проблемой детей-инвалидов является навешивание своеобразных «ярлыков» (т. е. стигматизация) на них, что влечет за собой выделение их из социума из-за наличия дефекта, отличного от культурного стандарта тела или ума. Такие дети сталкиваются со страхом здоровых детей, который часто возникает от неправильного воспитания. Поэтому наблюдается вытеснение детей-инвалидов, или маргинализация, из общества.
Как результат стигматизации и маргинализации у детей с ограниченными возможностями формируется «чувство неполноценности», что влечёт за собой комплекс личностных и невротических расстройств. Усугубляет дезадаптацию ребенка-инвалида гиперопека со стороны родителей, которые ведут к формированию у таких детей «выученной беспомощности» и чувство низкой «самоэффективности».
«Выученная беспомощность» характеризуется тем, что ребенок, сталкиваясь с регулярным контролем со стороны родителей, перестает предпринимать попытки самостоятельно влиять на ситуацию, даже если посторонняя помощь не требуется и он может справиться сам. Дети-инвалиды с чувством низкой самоэффективности зачастую преувеличивают трудности, с которыми они сталкиваются, автоматически показывают, что не в состоянии с ними справиться.
Усугубляют ситуацию родители, которые позволяют этой демонстративности существовать и решают проблемы ребенка, с которыми он в состоянии справиться самостоятельно.
Проблемы среди людей зрелого возраста
Наиболее тяжело инвалидность переживают люди молодого возраста, которые внезапно обрели дефект, отличающих их от остальных. Они сталкиваются с трудностями восприятия себя в новой «роли» в семье, с негативными реакциями общества, которых ранее они не испытывали. Таким людям необходимо проходить длительный процесс адаптации к новой жизни.
Характеристика адаптации к приобретённой инвалидности включает в себя следующие этапы:
- Шок, который проявляется эмоциональным и физическим ступором. Может продолжаться несколько дней.
- Отрицание имеющейся проблемы. Данный этап может длиться от пары недель до нескольких месяцев, что значительно тормозит процесс реабилитации больного.
- Депрессия, плавно переходящая в агрессию, направленную чаще всего на близких для больного людей. Встречается аутоагрессия. В состоянии депрессии больной замкнут, не желает поддерживать общение, раздражителен.
- Восприятие. Человек начинает адекватно оценивать свое состояние, пытается решить вопросы, связанные с образованием, семьей, работой.
Поддержка родственников — важный фактор на пути осознания собственных проблем людьми-ивалидами
Это лишь сокращённый вариант эмоций, испытываемых человеком, который получил инвалидность. Каждый воспринимает и оценивает приобретённый дефект по-разному, длительность любого из этапов строго индивидуальна. Психология инвалидности подразумевает понимание того, что происходит внутри человека с ограниченными возможностями, чтобы помочь ему достичь лучшей адаптации, принять свое состояние и добиться улучшения качества жизни.
Каждый двенадцатый житель России — с инвалидностью. Дискриминирующее отношение общества, работодателей и государства к людям с особенностями называют эйблизмом. Рассказываем, как с ним бороться
Содержание
- Что это
- В чем проявляется
- Особенности проявления в речи
- Как избавиться
Что такое эйблизм
Эйблизм — это дискриминация людей с различными заболеваниями, инвалидностью и ограниченными возможностями. Такое отношение порождает стереотипы и социальное неравенство. Оно основано на мнении, что человек с какими-либо отклонениями от «здоровой нормы» менее ценен, чем любой другой. Эйблизм процветает в трудоустройстве, образовании, общении и повседневности.
Как пишет энциклопедия «Британика», понятие «эйблизм» появилось в 60–70-е года прошлого века благодаря активистам, вписавшим его в политический контекст [1]. Но на деле такая дискриминация существовала всегда. Например, можно вспомнить миф о спартанцах, сбрасывавших новорожденных с отклонениями со скал. Хотя археологи не нашли этому подтверждений, само поверие уже сигнализирует о существовании подобного отношения. [2]
И в недавней истории можно проследить яркие и ужасающие примеры эйблизма, когда он становился нормой на законодательном уровне. В нацистской Германии существовала программа «Т-4» [3]. Она включала стерилизацию и эвтаназию для людей с генетическими заболеваниями, душевными расстройствами и нетрудоспособностью по инвалидности. В результате были убиты 300 тыс. человек.
В послевоенном СССР известны случаи масштабной сегрегации людей с инвалидностью. Например, функционировали целые поселки вроде Русинова в Подмосковье, где для работы и жизни собирали незрячих и слабовидящих людей [4]. Диссидент Валерий Фефелов, на себе почувствовавший советский эйблизм, написал о ситуации в стране целую книгу с красноречивым названием «В СССР инвалидов нет!» [5].
Работа на фабрике для людей с инвалидностью по зрению в бывшем «городе слепых» Русинове
(Фото: РИА Новости, Максим Блинов)
Как проявляется эйблизм
Среди граждан России каждый двенадцатый — с инвалидностью. Доступность многих сфер жизни для них зависит от географии. Проект «Если быть точным» исследует, как с этим обстоят дела в разных регионах, и оценивает их по пятибалльной шкале. Только около 10% из представленных в рейтинге могут похвастаться, что проблема инклюзивности выражена в них достаточно низко. Однако эйблизм — общемировое явление, и вот как оно может проявляться. [6]
Проблемы инклюзивности в разных регионах России
(Фото: Инфографика проекта «Если быть точным»)
Работа
По статистике, 81% работоспособных без диагноза трудоустроены, в то время как в сообществе людей с особенными потребностями эта цифра падает уже до 48% [7]. В России существует специальная квота, требующая от компаний иметь в штате определенное количество инвалидов. Она составляет от 2% до 4% в зависимости от общего числа сотрудников [8]. По данным Минтруда, например, в 2018 году эти нормы соблюдались лишь на 70%. В «М.Видео-Эльдорадо» и банке «Тинькофф» людей с ограниченными способностями берут на удаленную работу.
Однако, как выясняется, некоторые компании относятся к квотам формально. Инвалиду могут создать невыносимые условия или взять его с занятостью всего на час в неделю и платить соответствующий оклад [9]. Проблемы возникают и у фрилансеров с инвалидностью. Известен случай, когда девушку-иллюстратора, потерявшую глаз, заказчик попросил уйти из профессии. Претензия была вовсе не к качеству работы, а именно к тому, что ее выполнил человек с увечьем [10].
Образование
Людям с инвалидностью и ограниченными возможностями достаточно сложно получить профессиональное образование. Как показало исследование НИУ ВШЭ, больше половины российских колледжей либо совсем не имеют, либо недостаточно укомплектованы оборудованием, которое позволяет сделать обучение инклюзивным [11].
Похожая ситуация с учебой в вузах. По статистике, 40% людей с инвалидностью, ищущих работу, не имеют институтского диплома. Благодаря инициативам вроде Федеральной целевой программы развития образования или госпрограммы «Доступная среда» положение дел постепенно улучшается. [12]
Например, к 2019 году на 43,5% выросла доля профессиональных образовательных организаций, где беспрепятственно могут учиться люди с ограниченными возможностями. В том числе с этим помогают технологии дистанционного обучения. [13]
Однако, как пишут исследователи, абитуриентам с ограниченными возможностями сильно мешают условия вроде архитектуры зданий и помещений университетов, которые часто бывает невозможно или сложно реконструировать [14]. Еще одна проблема — недостаточная подготовка педагогов, ведущих обучение без учета особенностей студентов.
Повседневная жизнь
Россия еще в 2012 году приняла закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» [15]. Этот документ обязывает государство создавать доступную среду и адаптировать градостроительную, транспортную, коммуникационную и другие инфраструктуры. Это означает, что здания и пространства, построенные после принятия закона должны соответствовать определенным нормам. Такие объекты вводятся в эксплуатацию, только если достаточно доступны для маломобильных граждан.
Как видно из карты проекта «Если быть точным», ситуация с инклюзивностью городской среды в стране неоднородная [16]. Например, в столичном метро уже почти 10 лет работает «Центр обеспечения мобильности пассажиров», а в Казани власти создают интерактивную карту доступности разных объектов. Но такое есть далеко не везде, а сами эти проекты решают проблему лишь точечно. В целом дела с доступностью пока идут не очень хорошо.
Даже в считающейся благоприятной для инвалидов Москве состояние многих районов остается плачевным. Об этом свидетельствуют ролики Александра Горбунова, известного под ником Сталингулаг. Блогер, передвигающийся на инвалидном кресле, приглашает гостей в свое шоу и вместе с ними тестирует городское пространство. Проблемы есть с магазинами, аптеками, торговыми центрами, различными учреждениями, а также дорогами, переходами и транспортом [17].
Эйблизм в речи
Одна из самых доступных сфер, где мы можем уйти от эйблизма, — это общение. Мария Бобылева, автор книги «Мы так говорим. Обидные слова и как их избежать», считает, что язык формирует сознание и манифестирует жизненную позицию. Корректные выражения по отношению к другим людям, оказавшимся в непростых ситуациях, помогают им меньше ассоциировать себя с собственными проблемами.
Из-за слов меняется и отношение общества к его уязвимым группам. Людей с ВИЧ-инфекцией или употребляющих наркотики гораздо сложнее вытащить из «подполья», если их воспринимают через стигматизирующие и некорректные «вичовый» или «наркоман».
Мария Бобылева, эксперт по толерантному языку и автор книги «Мы так говорим. Обидные слова и как их избежать»:
«Когда называние имеет негативную эмоциональную окраску и ассоциации, это может сильно влиять на чужое самопозиционирование. Если слова становятся синонимом ругательства, они не очень подходят для употребления по своему прямому назначению.
Например, указывая человеку на его неопрятный вид, а не социальный статус, вы говорите: «Почему ты одет как бомж?» Тогда слово «бомж» уже не означает «бездомный человек», оно носит негативный характер. Поэтому для людей, оставшихся без жилья, лучше подбирать более эмоционально нейтральные выражения.
То же касается и различных заболеваний, особенностей и других жизненных обстоятельств. В формулировках лучше разводить персону и ее качества, не определяя само лицо через какую-то особенность. То есть корректнее сказать «человек с шизофренией», а не «шизофреник». Я убеждена, что ни у кого язык не отвалится произнести два слова вместо одного».
Мария считает, что с взрослением общество постепенно обращает все больше внимания на проблемы, когда-то казавшиеся незначительными. Это происходит и с языком. Поэтому наше общение будет становиться тем более толерантным, чем сильнее развиты социальные институты. Вот какие выражения, например, стоит заменить в своей речи прямо сейчас [18].
- «Инвалид» лучше заменить на «человек с инвалидностью». Это будет не так сильно отождествлять человека с его проблемой и позволит избежать негативных ассоциаций.
- «Колясочник» лучше заменить на «человек на коляске». Первый вариант оскорбителен и зациклен на патологии.
- «Глухой» лучше заменить на «слабослышащий человек», «неслышащий человек».
- «Слепой» лучше заменить на «незрячий человек».
- «Немой» лучше заменить на «человек, пользующийся жестовым языком».
- «Заболеть онкологией» лучше заменить на «заболеть раком». Онкология — это раздел науки, а не заболевание.
- «Дети-бабочки» лучше заменить на «дети с буллезным эпидермолизом». Метафора в целом не очень понятна, сбивает с толку и может вносить путаницу в настоящий диагноз.
- «Солнечные дети» лучше заменить на «дети с синдромом Дауна». Первое выражение лишает детей индивидуальности. Эта абстрактная метафора носит превосходный характер, а любой ребенок имеет право быть неидеальным.
- «Дети-ангелы» лучше заменить на «дети с ДЦП». Здесь такая же ситуация, как и с метафорой «солнечные дети».
Как избавиться от эйблизма
Общество только выиграет, если откажется от дискриминации и эйблизма, ведь люди с физическими, ментальными и другими особенностями часто бывают талантливы в разных сферах, как и любые другие. Однако в этом направлении еще много работы на государственном и бытовом уровне.
Аналитический центр НАФИ предлагает ввести финансово-экономическую стимуляцию для работодателей, нанимающих людей с инвалидностью. Кроме того, исследователи организации советуют создавать больше возможностей для дистанционной работы и образования для таких сотрудников, а также транслировать успешные образы специалистов с особенностями в медиапространстве. [19]
Российские исследователи проблемы пишут, что властям и бизнесу нужно развивать культуру равенства и городскую среду, регулярно мониторить ее доступность, а университетским и исследовательским центрам — разрабатывать спецкурсы по социальной урбанистике и инклюзивной соцполитике. [20]
Журналисты «Таких дел» вместе с экспертами из НКО и благотворительных фондов рекомендуют бороться с эйблизмом в речи, переводя свое общение в более толерантную плоскость [21].